Жизнь, как бесконечная поездка на заблудившемся поезде (По повести В. Пелевина «Желтая стрела»)

1. Загадочный поезд.
2. Способы выживания.
3. Светлое будущее.

Действие повести Виктора Олеговича Пелевина «Желтая стрела» происходит в, казалось бы, обычном поезде. Однако пассажиры не только не могут и не хотят сойти с этого поезда, но и не совсем точно представляют себе, куда вообще движется состав. Среди обитателей распространено мнение, что этот поезд неукротимо движется к разрушенному мосту. Однако мало кто из пассажиров задумывается об этом, решая какие-либо свои мелкие обыденные проблемы. Для них транспортное средство является тем узким, резко ограниченным миром, в котором они вынуждены существовать с рождения до самой смерти.

Многие считают, что вне поезда существует страшный мир, в который отправляются лишь одни покойники и всевозможные остатки человеческой жизнедеятельности. Люди настолько освоились со своим положением, что это мобильное, летящее в неизвестность средство передвижения воспринимается ими, как нечто основательное и стабильное. Многие с поезда вообще перестали слышать стук колес и сознавать, что они только пассажиры, а значит, временно пребывают на этом поезде. Мелкие повседневные заботы затмили более серьезные проблемы. Люди не хотят задумываться над смыслом жизни, над проблемами добра и зла, бессмысленности пребывания на этом поезде. Даже появление за окнами неведомого города с доброжелательными и веселыми обитателями мало кого наталкивает на мысль изменить свое нынешнее положение.

Автор как бы намекает читателю на то, что все мы, так или иначе, являемся пассажирами в этой жизни. Пуская все на самотек, погрязнув в мелочах, человек перестает развиваться, а значит, становится безвольным приложением транспортного средства под названием Земля. Самым сложным оказывается ехать в поезде, но не являться его пассажиром. Именно это уже предполагает определенный уровень духовного развития

Безысходность, общая растерянность отражается на каждом из пребывающих в загадочном поезде. Люди в силу своего неумения или нежелания активно сопротивляться наступающей действительности придумывают себе различные оправдания и занятия. Среди пассажиров огромной популярностью пользуются новые религиозные веяния. Многие принимают Утризм, согласно которого во главе состава находится паровоз типа «У-3», везущий всех в светлое утро. Причем «те, кто верит в «У-3», проедут над последний мостом, а остальные — нет». Кто-то погружается в свои фантазии, как это делает автор книги «Путеводитель по железным дорогам Индии», пользующейся успехом у пассажиров. Сосед по купе главного героя повести, Андрея, советует ему сильно не загружаться, а отправиться к девочкам в последние вагоны. Друзья молодого человека, также каждый по-своему, пытаются реализоваться в сложившихся условиях.

Антон строит семью и зарабатывает на жизнь росписью банок, ожидая прибавления в семействе. Он считает, что искусство, творчество — это одно, а жизнь — это и есть старый вагон, в котором он живет и в котором будут жить его дети. Григории строит свой бизнес и считает себя успешным человеком. Андрей существенно отличается от своих попутчиков. Он внимательно наблюдает за своим окружением и пытается понять свое предназначение в этом мире. Он осознает, что слишком просто и неинтересно безропотно существовать в несущемся в неизвестность поезде, что мир не может ограничиваться исключительно несколькими пыльными вагонами. Он не может жить так, как его друзья, соседи, окружение. Он задыхается в этом искусственно ограниченном пространстве.

Стремление понять суть происходящего приводит его к поискам единомышленников. Своеобразным духовным учителем для главного героя становится Хан, который пытается ответить на некоторые вопросы. Этот человек так же, как Андрей, мечтает сойти с этого поезда живым. Он показывает молодому человеку старые записи, находящиеся на стене тамбура одного из последних вагонов и передающие основные сведения о сути и устройстве железнодорожного мира. Именно с Ханом главный герой совершает свои рискованные прогулки по крышам качающихся под ногами вагонов. Здесь собираются люди, которые не довольствуются времяпрепровождением в пыльных и грязных вагонах. Но не все достигают ожидаемого просветления. Так, к примеру, на крыше одного из вагонов долгое время собирается компания в длинных серых рясах. Она безуспешно и неизвестно зачем рассматривает непонятную геометрическую фигуру. Андрей подозревает, что люди, собиравшиеся на крышах вагонов, не преследуют никакой определенной цели. Он сам выбирается сюда только для того, чтобы на время вырваться из тесного пространства вагона. Хан вообще считает, что здесь человек оказывается еще дальше от возможности по-настоящему покинуть поезд. Правда, однажды на глазах у главного героя один из пассажиров на полном ходу спрыгивает с поезда в речку. Оставшиеся на крышах с изумлением успевают заметить, как смельчак вынырнул из воды и поплыл к берегу. С каждым днем Андрею все тяжелее оставаться на «Желтой стреле». Куда-то пропадает Хан, оставив молодому человеку письмо, в котором еще раз напоминает своему другу, что все находится в его руках. Только сам человек способен повлиять на свое будущее, как-то изменить его. Мечта главного героя сбывается: он вдруг осознает, что поезд остановился. Андрей выходит в тамбур, обходит оцепеневшего проводника, открывает дверь вагона и спрыгивает на насыпь. Скоро под его ногами оказывается асфальтовая дорога, ведущая через широкое поле. В небе у горизонта появляется светлая полоса.

Какой бы унылой и безрадостной ни казалась жизнь на загадочном поезде, именно она дает человеку великолепную возможность задуматься о себе, найти свой путь и свое предназначение в этом мире. Концовка резко контрастирует с настроением всего произведения, где в глаза постоянно бросается грязь, пыль, теснота, ограниченность или даже некоторая глупость действующих лиц, унылые пейзажи за окнами. Автор дает понять, что мир намного шире, чище и радостней тех жестких рамок, в которые человек сам себя загоняет. Более того, только людям подвластно освободить себя от этих оков и почувствовать себя счастливыми.

Действие происходит в Англии во второй половине XV в., во время войны Алой и Белой Розы.

В деревушке Тэнстолл, принадлежащей сэру Дэниэлу Брэкли, появляется гонец, который привозит приказ сэра Дэниэла всему мужскому населению деревни немедленно выступить в поход. Отряд должен возглавить Беннет Хэтч, правая рука сэра Дэниэла и в его отсутствие управляющий замка Мот. На время похода он хочет оставить присматривать за замком старого солдата Николаса Эппльярда, но во время их разговора Эппльярда пронзает черная стрела – это знак лесного разбойника по прозвищу Джон-Мщу-За-Всех. Хэтч вынужден остаться, а подкрепление сэру Дэниэлу поведет его воспитанник Ричард (Дик) Шелтон.

Пока отряд собирается у церкви, на церковных дверях обнаруживают письмо, в котором Джон-Мщу-За-Всех говорит о своем намерении отомстить сэру Дэниэлу, сэру Оливеру – священнику, виновному, как говорится в письме, в смерти отца юного Дика, и Беннету Хэтчу.

Тем временем сэр Дэниэл сидит в харчевне одной из принадлежащих ему деревень. Там же на полу устроился мальчик, болезненно реагирующий на шутки сэра Дэниэла, который обещает удачно выдать его замуж, сделав миссис Шелтон.

Появляется Дик. Прочитав письмо священника сэра Оливера, сэр Дэниэл пытается переложить вину за смерть отца Дика на некоего Эллиса Дэкуорта. Пока Дик ест, кто-то подходит к нему сзади и спрашивает дорогу в аббатство Холивуд, что неподалеку от замка Мот. Дав ответ, Дик замечает, как мальчик, которого все в харчевне называют “мастером Джоном”, тайно выскальзывает из комнаты.

Сэр Дэниэл посылает Дика с письмом обратно в замок Мот. Тут появляется гонец, призывающий Брэкли выступить на подмогу графу Райзингэму, стороннику Ланкастеров, и сэр Дэниэл замечает, что “мастер Джон” пропал. Тогда он отправляет на его поиски отряд из семи человек. Путь Дика к замку лежит через болото. Там он встречает Джона, лошадь которого утонула в трясине, и дальше мальчики идут вместе. От Джона Дик узнает, что сэр Дэниэл собирается женить его на некоей Джоанне Сэдли. Когда они переправляются через реку, их обстреливают разбойники. Дик оказывается в воде, и Джон спасает его. Проходя через лес, они попадают в лагерь разбойников, предводителем которых действительно оказывается Эллис Дэкуорт. Вскоре мальчики становятся свидетелями разгрома отряда, посланного на поиски Джона. Переночевав в лесу, мальчики встречают прокаженного – это переодетый сэр Дэниэл, наголову разбитый сторонниками Йорков.

В замке сэр Дэниэл готовится к обороне – больше всего он опасается “лесных братьев”. Ежеминутно готовый предать своих бывших сторонников, он посылает с гонцом письмо своему другу, состоящему в партии Ланкастеров. Тем временем Дик пытается разузнать обстоятельства смерти отца, чем навлекает на себя гнев сэра Дэниэла. Его переселяют в комнату над часовней, и Дик чувствует, что это ловушка. Появившийся внезапно Джон подтверждает его догадки. Действительно, убийца уже открывает потайной люк, но его отвлекают начавшиеся в замке поиски какой-то Джоанны. Друг Дика признается, что он и есть Джоанна, и они дают клятву соединить свои судьбы.

Через потайной люк Дик покидает замок и, с трудом переправившись через ров, бредет в лес. Там он находит повешенного гонца и завладевает письмом, после чего сдается разбойникам. Его отводят к предводителю. Дэкуорт радушно встречает мальчика и клянется отомстить сэру Дэниэлу за него и за себя. Через крестьян Дик передает своему бывшему опекуну письмо, в котором предостерегает его от устройства брака своей нареченной.

Проходит несколько месяцев. Сторонники Йоркского дома разбиты, и временно торжествует Ланкастерская партия, основные сторонники которой обосновались в городке Шорби-на-Тилле.

Дику становится известно, что сэр Дэниэл хочет выдать Джоанну замуж за сэра Шорби. В попытке похитить невесту Дик нападает на дом, где ее содержат под стражей, но вместо охраны вступает в бой с лордом Фоксгэмом, ее опекуном. В результате юноша побеждает старого рыцаря, и тот дает согласие на его брак с Джоанной.

Тогда Дик вместе с лордом Фоксгэмом пытаются освободить Джоанну, похитив корабль, но из их затеи напасть на ее дом с моря ничего не выходит – им и матросам из числа “лесных братьев” чудом удается спастись. В стычке со стражниками ранен лорд Фоксгэм. Он дает Дику свой перстень как свидетельство того, что юноша является его представителем, и письмо к будущему королю Ричарду III, где содержатся сведения о силах сторонников Ланкастера. После неудачной попытки освободить Джоанну Лоулесс, наиболее преданный Дику разбойник, приводит юношу в лес, где они переодеваются монахами. В таком облачении они проникают в дом сэра Дэниэла; там Дик встречается наконец с Джоанной. Однако в целях самозащиты ему приходится убить шпиона сэра Шорби; в результате поднимается переполох, и Дик вынужден бежать. Он пытается обмануть стражников, говоря, что идет молиться, и те отводят его в церковь, где ему приходится открыться сэру Оливеру. Тот обещает не выдавать его, если ничто не помешает свадьбе Джоанны с сэром Шорби.

Однако во время свадебной церемонии люди Дэкуорта убивают жениха и ранят сэра Даниэла, так что сэр Оливер выдает Дика. Сэр Дэниэл хочет подвергнуть его пытке, но тот заявляет о своей невиновности и просит защиты у графа Райзингэма. Граф, не желая ссориться с сэром Дэниэлом, тоже собирается его наказать, но Дик показывает графу письмо, доказывающее предательство сэра Дэниэла, и юношу отпускают. Но едва они с верным Лоулессом выходят на улицу, как Дик попадает в руки капитана, у которого похитил корабль, и ему чудом удается спастись.

Дик приходит на встречу с Ричардом Глостером, будущим королем, и они вместе разрабатывают план нападения на Шорби. Во время боя за город Дику удается до прихода подкрепления удерживать важный рубеж, за что будущий король посвящает его в рыцари. Но Дик быстро лишается его милости, прося сохранить жизнь капитану похищенного им корабля.

Придя после боя к дому сэра Дэниэла, Дик обнаруживает, что тот сбежал, уведя с собой Джоанну. Получив от Глостера 50 всадников, он отправляется в погоню и находит Джоанну в лесу. Вместе они приходят в аббатство Холивуд, где на следующий день должны обвенчаться. Выйдя утром пройтись, Дик встречает человека в одежде пилигрима. Это сэр Дэниэл, который хочет пробраться в Холивуд под защиту его святых стен, а затем бежать в Бургундию или во Францию. Дик не собирается убивать своего врага, но и не хочет пускать его в аббатство. Сэр Дэниэл уходит, направляясь к лесу, но на опушке его настигает стрела – так мстит разоренный им Эллис Дэкуорт.

Герой женится на Джоанне, капитан похищенного корабля счастливо доживает свой век в деревушке Тэнстолл, а Лоулесс становится монахом и умирает в благочестии.

Вариант 2

В повести “Черная стрела” Роберта Стивенсона действия разворачиваются в Англии во времена войны Алой и Белой розы. В произведении писатель рассказывает об истории Ричарда Шелтона, которого автор называет уменьшительным именем – Дик.

Перед читателем изображается небольшая деревушка, в которую неожиданно приезжает гонец с приказом, касающийся все мужчин, отправиться в поход. С первых страниц повести, читатель взволнован такими событиями, а главное, какова причина столь внезапного и срочного вызова мужского пола. Руководителем отряда должен быть назначен Беннет Хэтч.

Прочитав еще несколько страниц, читатель сталкивается с местью, которой наделен герой Джон-Мщу-За-Всех. Однако в начале произведения читатель с ним лично не сталкивается, в церкви обнаруживает письмо, в котором все и сообщалось. В это время автор обращает внимание читателя на сэре Дэниэле и странного мальчика, который устроился на полу рядом с ним. И только после этого писатель представляет читателю Дика, который полон эмоций и энергии.

В повести “Черная стрела” автор не случайно вводит образ мальчика, которого все называют “мастером Джоном”. Когда у Дика пытаются узнать, где находится аббатство, читатель обращает внимание, что мальчик, который был довольно странным, внезапно исчезает из комнаты. Этот момент в произведении заинтересовывает не только Дика, но и читателя.

В произведении “Черная стрела” поднимается проблема предательства. В повести прослеживается ситуация с письмом, которое отправляет сэр Дэниэл. В это время Дик желает узнать все подробности смерти отца, однако, ну спев что-то конкретное узнать, на героя обрушивается гнев сэра Дэниэла. В результате, читатель наблюдает, как Дик попадает в ловушку, согласившись переехать в комнату, которая была расположена над часовней. Конечно, он еще колеблется в своих догадках, но тут появляется Джон, который разрушает его сомнения.

Следующие события разворачиваются в повести уже стремительнее: Дик пробирается через люк, который мало кому был известен и оказывается в лесу. Увидев повешенного гонца и получив письмо, Дик объединяется с Дэкуортом. Писатель описывает их встречу довольно радушно, теперь их объединяет месть.

В романе “Черная стрела” Роберт Стивенсон четко прослеживается любовная линия. Писатель изображает сцену борьбы Дика с лордом Фоксгэмом. Конечно, наш герой выступает победителем и получает разрешение на брак с Джоанной. В целом повесть полностью пронизана злобой, предательством и переполохом, на котором и построен сюжет всего произведения.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Черная стрела Стивенсон

Другие сочинения:

  1. Желтая стрела Главный герой – молодой мужчина Андрей. Он просыпается в вагоне поезда от звуков радио и идет в вагон-ресторан. Там он встречает Хана и говорит ему, что хочет сойти с поезда, хотя все его пассажиры уверены, что они едут Read More ......
  2. Странная история Доктора Джекила и Мистера Хайда Действие повести происходит в Лондоне, в конце XIX века. Мистер Аттерсон, нотариус, был замкнутым человеком, немногословным и неловким в обществе, и все-таки очень симпатичным. Он был строг с собой, однако к слабостям ближних Read More ......
  3. Остров сокровищ XVIII век. В трактире “Адмирал Бенбоу”, расположенном неподалеку от английского города Бристоль, поселяется таинственный незнакомец – грузный пожилой человек с сабельным шрамом на щеке. Его зовут Билли Бонс. Грубый и необузданный, он в то же время явно кого-то Read More ......
  4. Вересковый мед В балладе описывается проявление героизма, чести и любви к отечеству простыми людьми, которые не выдали тайну народного умения ненавистным захватчикам. В край, в котором расцветал вереск и из него варили превосходный напиток, а тайну его приготовления не многие Read More ......
  5. Бурная ночь Что хотел сказать автор своим стихотворением? Что показать, кроме описанного в скудных строчках? Существуют разные мнения и смысловые видения. Загадочный всадник, беззвездная ночь, цокот копыт. Какова разгадка этого стихотворения? Наиболее интересен предложенный вариант пятиклассника из школы-интерната из далекого Read More ......
  6. Роберт Луис Стивенсон, шотландец по происхождению, работал в разных жанрах: как поэт, драматург, литературный критик, романист. Туберкулез заставил его покинуть Англию: большую часть жизни он прожил в Европе, Америке, а последние годы – на островах Тихого океана. Был сторонником романтического, Read More ......
  7. Конец XX в. был печальным для литературы. Много говорилось о том, что литература умерла, что нет больше авторов – истинных мастеров слова. Мне кажется, она просто стала другой. Литература всегда соответствовала тому времени, которому принадлежала, всегда говорила о вечных проблемах Read More ......
  8. Роберт Луис Стивенсон родился в 1850 в Эдинбурге. Дед его был видным гражданским инженером, строителем маяков, мостов и волнорезов. Построенный им маяк Белл-Рок написал Джон Тернер, его посещал Вальтер Скотт. Отец писателя, Томас, тоже был талантливым инженером. Предполагалось, что и Read More ......
Краткое содержание Черная стрела Стивенсон

В сборнике Виктора Пелевина «Желтая стрела», вышедшем в свет в 1998 году, представлены уже издававшиеся повести «Желтая Стрела», «Затворник и Шестипалый», «Принц Госплана» и короткие рассказы, которые еще раньше входили в первый сборник писателя «Синий фонарь», удостоенный литературной премии Малого Букера.
В каждом из этих одинаково захватывающих и понравившихся мне произведений автор по-разному экспериментирует с внешним обликом своих героев. В этом отношении особенно впечатлили меня «человековолк» в рассказе «Проблема вервол-ка в средней полосе» и цыплята на бройлерном комбинате из повести «Затворник и Шестипалый». Эти образы воспринимаются не как полностью вымышленные, а как вполне реальные!
С моей точки зрения, книга «Желтая стрела» - попытка писателя «раздвинуть границы» реальной действительности. В каждом из произведений сборника автор тем или иным образом «расшатывает» наши традиционные представления о мире, основанные на здравом смысле и трезвом расчете. Очень часто эта идея оформляется как афоризм.
Так, в рассказе «Проблема верволка в средней полосе» высказывается идея о том, что «только оборотни - реальные люди». Для Андрея из «Желтой стрелы» как откровение, тайное знание появляется «очень старая и еле заметная» надпись, нацарапанная на стене самого дальнего вагона поезда: «Весь этот мир - попавшая в тебя желтая стрела».
Интересно, что в условность предметов и явлений окружающего мира верят и сами герои Пелевина.
Например, мальчик из «Онтологии детства», «принц Госплана» Саша, Затворник и Шестипалый из одноименной повести - все они не вполне ощущают или не понимают вовсе иллюзорность того мира, в котором живут: тюрьма, пространство компьютерной игры, комбинат имени Луначарского.
Даже Андрей, размышляющий над тем, куда же все-таки движется поезд Желтая стрела, ничуть не удивляется странным обычаям его пассажиров.
Примечательно, что такие странные традиции автор старается еще больше утрировать, довести до степени гротеска. Одним из наиболее показательных и запоминающихся примеров, по-моему, можно считать диалог Андрея и Антона, в котором приводится краткое изложение идей утризма. Это «очень красивая», как считает Андрей, религия, приверженцы которой «верят, что нас тянет вперед паровоз типа «У-3»... а едем мы все в светлое утро. Те, кто верит в «У-3», проедут над последним мостом, а остальные - нет».
В повести «Желтая стрела» создается не просто фантастический образ вечно идущего поезда, а целая система мировоззрения, включающая даже свои фольклор и искусство. Фоном к основному содержанию повести служит, например, информация о том, что пассажиры поезда посещают спектакль «Театра на верхней полке» под названием «Бронепоезд 116-511». А Андрей на восклицание соседа по купе по поводу воровства отвечает такой поговоркой: «Да бросьте вы, вы же не в подстаканнике родились».
Большинство пелевинских персонажей мало задумываются и о сущности окружающего их мира, наличии в нем причинно-следственных связей и логических закономерностей. В этом отношении мне показался особенно интересным по своей простоте и точности диалог ребят в спальне пионерского лагеря из рассказа «Синий фонарь»:
«- Знаете, как мертвецами становятся? - спросил Толстой.
- Знаем, - ответил Костыль, - берут и умирают».
Еще один оригинальный и интригующий прием, который кажется мне одним из самых удачных в рассказах В. Пелевина, - отсутствие обозначения изображаемого предмета. В процессе чтения таких произведений нам самим предстоит постепенно догадываться об истинном герое повествования.
По-моему, самый яркий пример использования такого приема - повесть «Затворник и Шестипалый». Так же строятся и рассказы «Ника» (история кошки, которую вначале принимаешь за подругу рассказчика) и «Зигмунд в кафе» (сценка с попугаем, подозрительно напоминающим знаменитого психоаналитика 3. Фрейда).
Особое место в сборнике занимают рассказы, которые можно определить как литературные мистификации. В них вымышленные герои описываются рассказчиком как абсолютно реальные, а придуманные факты и события - как в действительности происходившие. Здесь, на мой взгляд, В. Пелевин развивает традицию одной из своих ранних повестей «Омон Ра», в которой описывался на самом деле несостоявшийся, но как будто реально происходивший полет на Луну.
Так, в рассказе «Мардонги» абсолютно серьезно сообщается о книгах якобы существовавшего (причем в будущем времени) Николая Антонова и излагается его теория «живых мертвецов».
В рассказе «Иван Кублаханов» описываются вполне настоящие физические ощущения и эмоциональные переживая мифического персонажа, которые в результате оказываются неизвестно кому снящимся сном.
Рассказ «Оружие возмездия» - попытка фантастического переосмысления событий Второй мировой войны. В нем явно вымышленные факты приобретают статус действительно происходивших за счет обилия реальных деталей (от причесок того времени до устройства оружия) и упоминания настоящих исторических лиц (Геббельс, Гиммлер, Сталин, Трумэн).
Другой заинтересовавший меня вариант литературной мистификации - попытка автора домыслить уже действительно имевшие место исторические события («Происхождение видов») или дополнить реально существующее литературное произведение («Девятый сон Веры Павловны»). Так, в первом рассказе описываются якобы реальные факты из жизни Чарльза Дарвина; во втором - своеобразно излагается соответствующий фрагмент романа Н. Г.

Как заинтересованного читателя меня, конечно, привлекают и сами построения пелевинских сюжетов. Блестяще сконструированные, причудливые, сложные, они похожи на головоломки, которые решаешь в процессе чтения каждого рассказа. При этом финал всегда неоднозначен: никогда не знаешь, правильно ли ты понял замысел писателя, сумел ли разгадать загадку его героев. Именно эта особенность и нравится мне больше всего в творчестве Пелевина.
В этом отношении запомнились, прежде всего, повесть «Принц Госплана» с ее эффектом полного погружения в компьютерную игру и рассказ «Онтология детства», в котором перед читателем ставится непростая задача соединить обрывочные детские впечатления как фрагменты мозаики.
Еще одна особенность сюжетов у Пелевина - их своеобразная кинематографичность, сходство с режиссерским сценарием. Это отражает фрагментарное, обрывочное сознание современного человека, воспитанного на эстетике видеоклипов и компьютерных сайтов.
Особенно интересным здесь мне показался рассказ «Хрустальный мир», в котором подробно описывается постепенное изменение восприятия героев - юнкеров Юрия и Николая - под воздействием кокаина и стремительной перемены декораций на улицах революционного Петрограда.
Итак, сборник В. Пелевина «Желтая стрела» произвел на меня неизгладимое впечатление, побудил к серьезным размышлениям, заставил более философски посмотреть на окружающий мир. Надеюсь, что мое знакомство с творчеством атого необычного и оригинального писателя будет продолжено при чтении его романов.

Главный герой – молодой мужчина Андрей. Он просыпается в вагоне поезда от звуков радио и идет в вагон-ресторан. Там он встречает Хана и говорит ему, что хочет сойти с поезда, хотя все его пассажиры уверены, что они едут в никуда и ниоткуда. Хан утверждает, что это ложь и он знал лично нескольких людей, которым удалось сойти с поезда.

В вагоне Андрея умирает человек, его вместе с постельными принадлежностями просто выкидывают в окно. Подобную картину герой наблюдал уже не один раз. Через окно туалета Андрею удается вылезти на крышу поезда, там он встречает Хана. Тот убеждает его, что вылезая на крышу, они никоим образом не приближаются к свободе, а наоборот удаляются от нее. Там они становятся свидетелями того как один человек прыгает с крыши в озеро и спокойно выходит из воды. После этого Хан рассказывает, что сойти с поезда суждено лишь тому, кто искренне верит в то, что это возможно. Они возвращаются в купе.

На следующее утро Андрей тщетно пытался разыскать Хана, тот бесследно исчез. Незнакомая женщина передает Андрею письмо от Хана. герой смотрит на пейзаж, проносящийся за коном. Перед его взором куча подушек, полотенец, презервативов и трупов людей, бездушно выброшенных из окон поезда. На закате Андрей отважился распечатать письмо Хана. Там было сказано, что для освобождения нужен ключ и он находится в руках Андрея. Письмо оказалось для героя полной загадкой, в полном недоумении он лег спасть. Ночью ему приснилось письмо, только в нем были дополнительные строки, гласившие, что любое наше путешествие заканчивается ровно за две секунды до нашего выезда.

Андрей проснулся в полной тишине, еще раз изучил письмо и не обнаружил никакой приписки. Он вышел из купе и увидел проводника, который в руках держал стакан чай и не растаявшим рафинадом. Герой подошел к нему и молча достал у него из бокового кармана ключ. Также молча, Андрей открыл дверь, спрыгнул на насыпь, а поезд сразу же начал свое движение. Герой впервые услышал шум ветра и звук, раздающийся от его шагов.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Желтая стрела Пелевин

Другие сочинения:

  1. Конец XX в. был печальным для литературы. Много говорилось о том, что литература умерла, что нет больше авторов – истинных мастеров слова. Мне кажется, она просто стала другой. Литература всегда соответствовала тому времени, которому принадлежала, всегда говорила о вечных проблемах Read More ......
  2. Черная стрела Действие происходит в Англии во второй половине XV в., во время войны Алой и Белой Розы. В деревушке Тэнстолл, принадлежащей сэру Дэниэлу Брэкли, появляется гонец, который привозит приказ сэра Дэниэла всему мужскому населению деревни немедленно выступить в поход. Read More ......
  3. Чапаев и Пустота Действия романа происходят в психиатрической больнице. В одной палате лежат четверо больных. Чтобы развлечься, каждый из них начинает описывать своим соседям мир, в котором он существует благодаря своей больной психике. Главный герой – Петр Пустота. Он способен Read More ......
  4. Generation “П” История Вавилена Татарского, яркого представителя поколения “П”, который покорил сталинский небоскреб Вавилонской башни, стал участником всемирного заговора и земным мужем богини Иштар. Когда-то в России жило поколение, которое выбрало “Пепси”. Они мечтали, что когда-нибудь запрещенный мир с той Read More ......
  5. Жизнь насекомых В курортном городке возле Феодосии два местных новых русских Арнольд и Артур имеют большие планы на будущее: они собираются наладить совместный бизнес с американцем Сэмом. Автор сравнивает эту троицу с комарами, готовыми на любую подлость, чтобы получить желаемое Read More ......
  6. Девятый сон Веры Павловны Непростое время перестройки. Главная героиня произведения – Вера Павловна. Работает она уборщицей в общественном туалете, к своим обязанностям относится очень ответственно, должностью дорожит. Женщина она активная, всерьез увлекается философской системой солипсизма. Вера Павловна дружит с уборщицей Read More ......
  7. Победил ли Виктор Пелевин?.. “Его романы повествуют о виртуальных мирах, основанных на системах ложных символов” (Л. Салиева) Кажется, я начал совсем не с того: с чужой высокомудро-мудреной констатации, что Пелевин – это серьезно и глубоко. Ох, не с того конца: Read More ......
  8. Виктор Олегович Пелевин ПЕЛЕВИН, ВИКТОР ОЛЕГОВИЧ, Родился 22 ноября 1962 в Москве. Окончил Московский энергетический институт, служил в ВДВ. После окончания Литературного института несколько лет проработал в журнале “Наука и религия”, где готовил публикации по восточному мистицизму. Первые рассказы появились Read More ......
Краткое содержание Желтая стрела Пелевин

Так же как и в других наиболее хрестоматийно известных повестях Виктора Пелевина основным спусковым крючком, приводящим в действие сюжет, заставляя его стремительно разворачиваться, служат размышления, в данном случае главного героя, о жизни и ее смысле. "Горячий солнечный свет падал на скатерть, покрытую липкими пятнами и крошками, и Андрей вдруг подумал, что для миллионов лучей это настоящая трагедия - начать свой путь на поверхности солнца, пронестись сквозь бесконечную пустоту космоса, пробить многокилометровое небо - и все только для того, чтобы угаснуть на отвратительных останках вчерашнего супа. А ведь вполне могло быть, что эти косо падающие из окна желтые стрелы обладали сознанием, надеждой на лучшее и пониманием беспочвенности этой надежды - то есть, как и человек, имели в своем распоряжении все необходимые для страдания ингредиенты.

«Может быть, я и сам кажусь кому-то такой же точно желтой стрелой, упавшей на скатерть. А жизнь - это просто грязное стекло, сквозь которое я лечу. И вот я падаю, падаю, уже черт знает сколько лет падаю на стол перед тарелкой, а кто-то глядит в меню и ждет завтрака…»"

Повесть "Затворник и Шестипалый" буквально с первых же строк начинается диалогом героев, в котором проскальзывает очень похожий мотив: "Живем, живем - а зачем? Тайна веков." А в повести "Принц Госплана", в свою очередь, тоже есть подобное изречение главного героя: "На фига, интересно, мы живем?". Таким образом, совершенно очевидно, что вопросы смысла жизни и духовного поиска являются доминантной темой не только в повести "Желтая стрела", но и во всем творчестве писателя. пелевин стрела желтый

Именно с вышеуказанной строчки читатель начинает понимать, что герой не просто пассажир некоего поезда дальнего следования, а вся его поездка крайне специфична, фантастична и даже, в некотором роде, фантасмагорична. Таким образом, одна из особенностей выражения фантастических элементов в повести очень схожи с произведениями Франца Кафки, в которых фантастика и абсурд окружающего мира и событий воспринимается героями как нечто само по себе разумеющеюся и не вызывающее особых удивлений. Более того, эти элементы, как правило, являются совокупностью быта и привычного окружения, так что не сразу становится ясно, что в произведении присутствуют фантастические элементы. Этот прием характерен и для повести Пелевина "Затворник и Шестипалый", главными героями которой являются два цыпленка-бройлера, но это становится очевидно далеко не сразу. Из привычных бытовых зарисовок, вроде поездки на поезде дальнего следования с вполне реалистичными деталями вроде перекура в тамбуре или завтрака в вагоне-ресторане, Виктор Пелевин выстраивает очень необычную экспозицию: поезд "Желтая стрела" находится в постоянном движении, пассажиры не только не могут сойти с него, но и не имеют представления о том, куда он движется. Имеется лишь туманное предположение, что поезд движется к разрушенному мосту. В таком фантастическом антураже и происходит действие повести.

Интерес представляет и композиционное членение повести, которое дает автор: нумерация глав идет в обратном порядке от двенадцати до нуля. И пока поезд "Желтая стрела" стремительно приближается (как видится некоторым героям) к разрушенному мосту, а фабула повести разворачивается в будущее, нумерация глав как бы ведет обратный отчет, что позволяет воспринимать это как движение назад. Создается весьма любопытный эффект одновременного движения сразу в двух направлениях одновременно: вперед и назад.

Герои повести живо реагируют на фантастические обстоятельства, в которые поместил их автор: пассажиры "Желтой стрелы" занимаются мифотворчеством, строя различные предположения о конечном пункте состава и об окружающем их мире. Некоторые считают, что вне состава находится лишь страшный мир, где живым людям не место. На базе этого вопроса даже возникают религии, самая популярная из которых Утризм. Адепты этого верования убеждены, что во главе состава находится паровоз "У-3", везущий всех в Светлое Утро. Причем, в этой религии присутствует элемент душеспасения, на манер архаичного христианского Рая и Ада: "те, кто верит в "У-3", проедут над последний мостом, а остальные -- нет". Так же в "Желтой стреле" налажена торговля, трансляция новостей и прочие элементы цивилизации. Есть даже некое подобие социального расслоения: некоторые вагоны состава предназначены для пассажиров среднего и высокого достатка, а некоторые - для бедных и даже цыган. В жизни пассажиров установились и некие традиции с ритуалами: так, например, покойников выбрасывают из окна, предварительно замотав тело в постельное белье.

Пассажиры состава самые разнообразные: кто-то занимается торговлей, кто-то зарабатывает на жизнь росписью банок, а кто-то даже промышляет махинациями, воруя ложки и подстаканники и перерабатывая их на металл. Однако, никто из персонажей, встречающихся в поезде, не задумывается о своем абсурдном положении. Более того, они (подобно герою "Процесса" Франца Кафки) они приняли свое положение как нечто само собой разумеющееся и даже перестали слышать стук колес и осознавать, что они только пассажиры, а значит находятся в составе временно. Они не пытаются что либо изменить в этих обстоятельствах, даже проезжая мимо оживленного города с веселыми обитателями. Повседневные заботы полностью вытеснили из них желание как-то осознать свое положение и бессмысленность пребывания в "Желтой стреле". На их фоне главный герой особенно выделяется именно тем, что его подобные вопросы очень волнуют, и он хочет сойти с состава живым. В своем желании докопаться до сути и смысла происходящего он ищет единомышленников и находит одного в лице пассажира по имени Хан. В конце концов с его помощью ему удается сойти с поезда. Повесть заканчивается на оптимистической ноте, когда герой обретает желанную свободу, он идет навстречу горизонту, а в небе появляется светлая полоса. Подобный открытый финал о герое-одиночке, достигшему своей цели, отсылает к традициям писателей-романтистов.

В творчестве Виктора Пелевина часто присутствует ядовитая сатира на СССР и коммунистический строй. В своих рассказах "Зомбилизация", "Зомбификация", "ГКЧП как тетраграмматон" и многих других он сравнивает советский режим и его действия с ритуалами Вуду, жителей страны - зомби, и в целом явно негативно настроен на Советский Союз и партию коммунистов, его сатирические рассказы откровенно издевательские. Зная это, очень легко прочитать повесть "Желтая стрела" как некую притчу об истории России, которая подобно составу "Желтая стрела" добровольно изолировалась от всего остального мира и несется навстречу будущему по рельсам, игнорируя другие возможные пути и тропинки. Поезд в таком прочтении выступает как символ российского общества времен СССР. Зная так же увлечения автора восточными духовными практиками, повесть можно прочитать как некоторое дзен-истолкование, как мистическое видение жизненного пути, его неопределенности. Однако автор категорически отрицает какое-то определенное истолкование повести. Подобно традициям постмодернизма его текст поддается любой интерпретации, к нему можно подходить с совершенно разных сторон и прочесть как угодно, в том числе как приключенческую повесть с элементами мистики, если читателю угодно. "Я не знаю, что написанное обозначает", - говорит автор в своем интервью, и поэтому анализировать повесть на специфику современных проблем представляется невозможным, учитывая бесчисленное множество интерпретаций. В литературоведении такие произведения принято называть "параболой". С точки зрения внутренней структуры парабола - иносказательный образ, тяготеющий к символу, многозначному иносказанию (в отличие от однозначности аллегории и однонаправленного второго плана притчи); иногда параболу называют "символической притчей". Однако, приближаясь к символическому, иносказательному, план параболы не подавляет предметного, ситуативного, а остается изоморфным ему, взаимосоотнесенным с ним. Для нее характерны незавершенная многоплановость и содержательная емкость.





error: Контент защищен !!