Коран был ниспослан пророку мухаммаду. Самое первое откровение, ниспосланное Мухаммаду ﷺ

Сура «Аль-Фатиха» является первой сурой Священного Корана. Её название в переводе с арабского означает «Открывающая Книгу», так как она является не только первой по порядку расположения в Коране, но и первой сурой , ниспосланной целиком.

«Аль-Фатиха», состоящая из семи аятов, была ниспослана в мекканский период жизни Посланника Всевышнего (с.г.в.). Об этом повествуется в одном из хадисов Пророка Мухаммада (с.г.в.), передаваемом со слов Ибн Аббаса: «Однажды, когда мы сидели рядом с Посланником Аллаха, рядом с ним находился ангел Джабраил. Вдруг он услышал скрип над головой, после чего Джабраил посмотрел на небеса и произнёс: «Это открылись ворота на небе, которые до этого никогда не открывались». Через них к Пророку Мухаммаду (с.г.в.) спустился и сказал: «Возрадуйся же двум светочам, которые дарованы тебе, но не были дарованы никому из предыдущих Пророков. Это сура «Аль-Фатиха» и последние аяты суры «Аль-Бакара». Всё, что ты прочтёшь в них, будет непременно тебе даровано» (Муслим, Насаи).

Развернуть описание суры

Несмотря на, казалось бы, небольшой объём, сура «Аль-Фатиха» несёт в себе большой смысл и имеет огромную значимость в жизни людей, и никакой другой аят ни одной из Книг Творца не сможет с нею сравниться. Божий Посланник (с.г.в.) однажды произнёс: «Клянусь Тем, в Чьей Руке моя душа! Не было ниспослано ни в Таурате (Торе), ни в Инджиле (Евангелии), ни в Забуре (Псалтыре), ни в Фуркане (Коране) ничего подобного суре «Аль-Фатиха» (Тирмизи, Ахмад).

Каждый мусульманин ежедневно как минимум 15 раз читает суру «Аль-Фатиха», так как её чтение является необходимым в каждом ракаате . Пророк Мухаммад (с.г.в.) учил: «Если кто-нибудь совершил молитву, не прочитав в ней Мать Писания, то его молитва является несовершенной» (Муслим).

Во время чтения данной суры верующий вступает в диалог с Господом, о чём повествуется в следующем хадисе: «Великий Аллах сказал: «Я поделил намаз на две части между Мной и Моим рабом, который получит то, что он просит. Когда раб произносит слова «Хвала Аллаху, Господу миров», Творец отвечает: «Мой раб воздал Мне хвалу». Когда верующий произносит: «Милостивому и Милосердному», то Господь отвечает: «Мой раб восхвалил Меня». Когда человек произносит: «Властелину Судного дня», то Всевышний отвечает: «Мой раб восславил Меня». Когда молящийся произносит: «Тебе одному мы поклоняемся и Тебя одного молим о помощи», то Творец отвечает: «Это будет поделено между Мной и Моим рабом, и раб Мой получит то, что он просит». Когда же верующий произносит: «Наставь нас на прямой путь, путь тех, кого Ты облагодетельствовал, не тех, на кого пал гнев и заблудших», то Аллах отвечает: «Это - для Моего раба, и он получит то, что он просит» (Муслим, Тирмизи, Абу Дауд, Насаи).

18:33 2018

По поводу того, какой именно аят Священного Корана был ниспослан последним, существуют разногласия между учёными:

1.По мнению большинства учёных, последним ниспосланным аятом является 281 аят суры «Аль-Бакара»:

«И остерегайтесь наказания того дня [Дня Суда], в который вы будете возвращены к вашему господу; затем каждой душе будет полностью воздано за то, что она приобрела [за все благие и плохие деяния], и они не будут притеснены и обижены» (сура Аль-Бакара, 281).

Это передаёт Ан-Нисаи от Ибн Аббаса и Саида ибн Джубайра (да будет доволен ими Аллах).

Аль-Хафиз Ибн Хаджар Аль-Аскаляни об этом пишет следующее: «Наиболее достоверным мнением насчет того, что было ниспослано последним из Корана, является мнение, что это был (281 аят суры Аль-Бакара):

وَاتَّقُوا يَوْماً تُرْجَعُونَ فِيهِ إِلَى اللَّهِ ثُمَّ تُوَفَّى كُلُّ نَفْسٍ مَا كَسَبَتْ وَهُمْ لا يُظْلَمُونَ البقرة :281

«И остерегайтесь наказания того дня…». (сура Аль-Бакара, 281)». («Фатх Аль-Бари»).

В толковании этого аята Мухаммад Али Ас-Сабуни в книге Сафват ат-тафасир также пишет: «Этот аят является последним, что было ниспослано из Корана. После того, как он был ниспослан, откровение (вахью) полностью было прекращено. В нем Всевышний Аллах напоминает Своим рабам о том тяжелом и трудном дне (Дне Суда).

Ибн Касир сказал: "Этот аят является последним, что было ниспослано из Священного Корана. После того, как был ниспослан этот аят, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прожил на этом Свете всего лишь девять дней, после которых он отправился к Всевышнему Аллаху"».

2.В соответствии с другим мнением, это был 278 аят суры «Аль-Бакара»:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا اتَّقُوا اللَّهَ وَذَرُوا مَا بَقِيَ مِنَ الرِّبا إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنِينَ البقرة :278

«О вы, которые уверовали! Остерегайтесь наказания Аллаха (выполняя то, что Он повелел и, сторонясь того, что Он запретил) и оставьте то, что осталось из риба (роста), если вы (истинно) веруете во Всевышнего Аллаха» (сура Аль-Бакара, 278).

Это передаёт Имам Бухари от Абдуллаха Ибн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах).

3.Есть еще мнение, что это был 282 аят суры Аль-Бакара:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا تَدَايَنْتُمْ بِدَيْنٍ إِلَى أَجَلٍ مُسَمّىً فَاكْتُبُوهُ وَلْيَكْتُبْ بَيْنَكُمْ كَاتِبٌ بِالْعَدْلِ ... البقرة :282

«О вы, которые уверовали! Когда даете друг другу в долг на определенный срок, то записывайте его [долг]. И пусть записывает то, что между вами в этом деле, справедливый надёжный писец, [который не склоняется ни к одной из сторон]…» (сура Аль-Бакакра, 282).

Об этом передаёт Ибн Джарир от Саида ибн Мусайяба (да будет доволен им Аллах).

Однако Имам Ас-Суюти в своей книге «Аль-Иткан» объединил эти три мнения и сказал: «По-моему, нет несоответствия между этими мнениями, согласно которым каждый из этих трех аятов (278, 281 и 282 аяты, суры Аль-Бакара) считается последним из того, что было ниспослано из Корана. Ибо очевидно, что все три аята (то есть 278, 281 и 282 аяты, суры Аль-Бакара) были ниспосланы одним разом в том порядке, в каком они расположены в Коране, и в них рассматривается один общий вопрос. А каждый из передатчиков рассказал часть из этого, указав, что именно эта часть является последней, что было ниспослано из Священного Корана».

Имеется еще несколько версий относительно аята, который был ниспослан последним, из которых стоит выделить мнение, согласно которому последним, что было ниспослано из Корана, считается 3 аят суры Аль-Маида:

الْيَوْمَ أَكْمَلْتُ لَكُمْ دِينَكُمْ وَأَتْمَمْتُ عَلَيْكُمْ نِعْمَتِي وَرَضِيتُ لَكُمُ الإِسْلامَ دِيناً المائدة : 3

«Сегодня Я (Аллах) сделал завершенным (и совершенным) для вас вашу религию (и Шариат), довел до конца для вас Мою благодать (направив вас к Свету Истинной Веры) и Я выбрал Ислам для вас религией и Я доволен тем, что эта религия является для вас верой». (Сура Аль-Маида, 3)

Но, как пишет Аз-Зухайли в своем тафсире: «Недопустимо, чтобы этот аят был последним, ибо он был ниспослан, по единогласному мнению учёных, в день Арафа во время прощального хаджа Пророка (мир ему и благословение Аллаха) до того, как была ниспослана сура Ан-Наср и вышеупомянутый 281 аят суры Аль-Бакара».

Хронология и обстоятельства ниспослания Корана

Священный Коран – это слово Аллаха. Поэтому оно защищено и сохранено в Хранимой Скрижали, о которой говорится в Коране (смысл): «То, (с чем ты был послан от Аллаха,) - Великий Коран, (ясно доказывающий истинность твоей миссии и послания). Этот Коран начертан на Хранимой Скрижали. (Никакая сила не может ни исказить, ни изменить его!) » (Сура «Аль-Бурудж», аяты 21-22 (85:21-22)).

Ниспослание Корана из Хранимой Скрижали проходило в два этапа.

Первый. Он был полностью ниспослан в Байтуль-Изза (Дом Чести), возвышенный дом поклонения, расположенный на небесах. Этот небесный дом, также известный как Байтуль-Ма’мур, расположен прямо над Каабой и служит местом поклонения ангелов. Это произошло в ночь Кадр – Ляйлятуль-Кадр (Ночь Могущества).

Второй. Постепенное ниспослание Корана Откровением нашему дорогому Пророку (мир ему и благословение Аллаха), которое завершилось спустя 23 года после начала.

Эти два вида ниспослания Корана ясно описаны в самом Коране. Кроме этого, имамы Насаи (да будет доволен им Аллах), Байхаки (да будет доволен им Аллах), Ибн Аби Шайба (да будет доволен им Аллах), Табарани (да будет доволен им Аллах) и другие передают от саййидина Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) несколько хадисов, подтверждающих, что сначала Священный Коран был ниспослан на небесный свод - и это произошло единовременно, в то время как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был благословлен вторым ниспосланием - и это происходило постепенно (Сура «Аль-Иткан», аят 41 (1:41)).

Объясняя мудрость, которая стоит за тем, что Священный Коран был сначала ниспослан на Небесный свод, имам Абу Шама говорит, что цель этого – показать возвышенное величие Священного Корана и в то же время сообщить ангелам о том, что это - последнее Писание, предназначенное для наставления всего человечества.

Имам Заркани в «Манахиль аль-Ирфан» дополнительно указывает, что цель двух отдельных нисхождений Корана – утвердить, что Книга свободна от любого сомнения относительно ее Божественности и что, помимо Ее сохранности в памяти Нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха), она также хранима в двух других местах: Хранимой Скрижали и Байтуль-Изза («Манахиль-Ирфан», 1:39).

Ученые единодушны в том, что второе постепенное ниспослание в сердце нашего Пророка (мир ему и благословение Аллаха) началось, когда ему было сорок лет. Согласно широко признанному мнению, основанному на достоверных хадисах, это низведение началось в Ночь Кадр. В ту же дату 11 лет спустя произошла битва при Бадре. Однако неизвестно точно, на какую именно ночь Рамадана выпала эта ночь. Есть некоторые хадисы, в которых говорится, что это была 17-я ночь, другие сообщают о 19-ой, третьи указывают на 27-ую (Тафсир Ибн Джарир, 10:7).

Ниспослание первых аятов

Достоверно передается, что первые аяты, ниспосланные Пророку (мир ему и благословение Аллаха), – это начальные аяты суры «А’ляк». Согласно «Сахиху» Бухари, саййида Аиша, разыАллаху анха, сообщает, что первые откровения приходили к нашему Пророку (мир ему и благословение Аллаха) в правдивых снах. Это вызвало в нем тягу к уединению, поклонению и размышлению.

Во время этого периода он проводил ночь за ночью в пещере Хира и оставался там в уединении, посвящая себя богослужению до тех пор, пока Аллах не послал ангела в пещеру, и первым, что тот сказал, было: «Читай ! » Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ему: «Я не могу читать» . Последующие события были описаны самим Пророком (мир ему и благословение Аллаха). «Ангел затем сжал меня так сильно, что мне было тяжело. Затем он отпустил меня и снова сказал: «ЧИТАЙ». Я снова ответил, что не могу читать. Тогда он снова сжал меня еще сильнее прежнего, и отпустил, и сказал: «ЧИТАЙ», - и я снова ответил, что не могу читать. Он сжал меня в третий раз, затем отпустил, сказав: «Читай [о Пророк] во имя твоего Господа, Который сотворил! Он сотворил человека из сгустка. Читай! Ведь твой Господь самый Милостивый, Который научил человека тому, чего тот не знал до этого » (Сура «Аль-Аляк», аяты 1-5 (96:1-5)).

Это были первые ниспосланные аяты. Затем прошло три года без откровений. Этот период известен как фатрат аль-вахи (остановка Откровения). Лишь только через три года ангел Джибриль, который посетил Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в пещере Хира, появился перед ним снова между небом и землей и прочитал аяты из суры «Аль-Муддассир». С тех пор процесс откровений снова был продолжен.

Мекканские и мединские

Вы могли заметить в названии различных сур Корана записи, относящие их к мекканским (макки) сурам или мединским (мадани). Очень важно понимать, что стоит за этими терминами. Большинство муфассиров считают, что мекканский аят - это аят, который был послан Пророку (мир ему и благословение Аллаха) до того, как он прибыл в Медину, совершив хиджру из Мекки. Другие же считают, что мекканские аяты - это те которые были посланы в Мекке, а мединские - это те, что были посланы в Медине. Однако большинство муфассиров считают это мнение неправильным, поскольку есть несколько аятов, которые не были посланы в Мекке, но из-за того, что они были ниспосланы до хиджры, классифицируются как макки. Таким образом, аяты которые были открыты в долине Мина, на Арафате, во время Ми’раджа и даже во время переселения из Мекки в Медину считаются мекканскими.

Подобным же образом, есть много аятов, которые не были получены непосредственно в Медине, но их относят к мединским. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) совершал несколько поездок после хиджры, в которых он отъезжал на сотни миль от Медины, однако аяты, полученные во время этих поездок относят к мединским, даже аяты, снизошедшие в Мекке и ее окрестностях во время завоевания Мекки или Худабийского перемирия, также относят к мединским.

Таким образом, аят: "О вы, которые уверовали! Аллах повелевает вам справедливо возвращать всё доверенное вам имущество Аллаха или людей владельцам " (Сура «Ан-Ниса’, аят 58 (4:58)), - относят к мединским, хотя он был ниспослан в Мекке (Аль-Бурхан, 1:88; Манахиль аль-Ирфан, 1:88).

Есть суры, которые целиком и полностью относятся к мекканским или мединским. Например, сура «Аль-Муддассир» - полностью мекканская, а сура Ааль Имран - полностью мединская. Но также бывает, что некоторые суры - целиком мекканские, но содержат один или более мединских аятов. Например, сура «Аль-А’раф» – мекканская, но несколько ее аятов – мединские. Напротив, Сура «Аль-Хаджж» - мединская, но 4 аята из нее – мекканские. Поэтому необходимо уяснить, что классификация сур на мекканские и мединские основана на происхождении большинства ее аятов, хотя в некоторых случаях вся сура считается мекканской потому, что ее начальные аяты были посланы до хиджры, хотя последующие аяты снизошли уже после (Манахиль аль-Ирфан, 1:192).

Признаки мекканских и мединских аятов

После тщательного анализа мекканских и мединских сур, ученые в области тафсира обнаружили свод признаков, которые помогают определить, мекканская или мединская данная сура. Некоторые из признаков универсальны, а другие – в большей вероятности.

Универсальные:

1. Каждая сура, в которой появляется слово كلّا (никогда) - мекканская. Это слово использовано 33 раза в 15-ти сурах, и все они – во второй половине Корана.

2. Каждая сура, содержащая аят саждатуль-тиляват, – мекканская. Это правило только применяется, если следовать позиции ханафитов в отношении аятов земного поклона, поскольку, согласно этому мазхабу, такого аята в мединской суре «Аль-Хаджж» нет. Согласно имаму Шафии, однако, аят земного поклона в этой суре есть, поэтому по шафиитскому мазхабу эта сура будет исключением из правила.

3. Любая сура, за исключением суры «Аль-Бакара», в которой упоминается история Адама и Иблиса, - мекканская.

4. Любая сура, в которой есть разрешение джихада или описание его предписаний, - мединская.

5. Любой аят, где упоминаются мунафики, – мединский. Отметим, что аяты о лицемерах в суре «Аль-Анкабут» – мединские, хотя сура целиком и считается мекканской.

Следующие принципы общие, и в большинстве случаев оказываются верными, однако из них также есть исключения:

1. В мекканских сурах обычно в качестве обращения используется форма (смысл) «О люди», в то время как в мединских сурах (смысл) «О те, кто уверовал!»

2. Мекканские суры, как правило, короткие и вместительные, в то время как мединские - длинные и детализированные.

3. Мекканские суры обычно затрагивают такие темы, как утверждение Единства Бога, пророчества, утверждения Той жизни, событий Воскрешения, слов утешения Пророка (мир ему и благословение Аллаха). И также в них идет речь о событиях, касающихся предыдущих народов. Количество предписаний и законов в этих сурах значительно меньше по сравнению с мединскими сурами, где часто фигурируют семейные и социальные законы, предписания войны, разъяснение ограничений (худуд) и обязанностей.

4. Мекканские суры говорят о противостоянии с идолопоклонниками, в то время как мединские суры говорят о конфронтации с ахлюль-Китаб и лицемерами.

5. В стиле мекканских сур больше риторических приемов, метафор, симиле, аллегорий наряду с обширным словарным запасом. Стиль мединских сур же, напротив, сравнительно прост.

Это различие между мекканскими и мединскими сурами обязано своим происхождением различию в окружении, обстоятельствах и адресатах. Во время мекканского периода Ислама мусульманам приходилось иметь дело с арабами-язычниками и не существовало еще исламского государства. Таким образом, во время этого периода больший акцент делался на исправление веры и убеждений, реформацию нравов, логическое опровержение многобожников и божественную природу Священного Корана.

С другой стороны, в Медине было установлено исламское государство. Люди приходили в Ислам толпами. Многобожники были повержены в интеллектуальном уровне, и теперь уже мусульмане противостояли, главным образом, людям Писания. Вследствие этого больше внимания было отведено на образование в области предписаний, законов, ограничений и обязанностей и опровержение ахлюль-Китаб. Стиль и метод речи был подобран соответствующе (Манахиль аль-Ирфан, 198-232).

Постепенное ниспосылание Корана

Мы уже говорили о том, что Священный Коран не был передан Благословенному Пророку (мир ему и благословение Аллаха) вдруг и целиком за один раз. Напротив, он передавался порциями в период около 23 лет. Иногда Джибриль, алейхи ссалям, приходил с одним аятом или даже маленькой частью аята. В другие разы за один раз сообщалось несколько аятов. Самая маленькая часть Корана, переданная за один раз, - это غير أولى الضرر(Сура «Ан-Ниса’», аят 94 (4:94)), которая составляет часть более длинного аята. С другой стороны, целая сура «Аль-Ан’ам» была ниспослана за один раз (Тафсир Ибн Касир, 2:122).

Почему же вместо того, чтобы быть сообщенным за один раз, Коран передавался понемногу? Многобожники Аравии, привычные к длинным речам (одам) за один присест, сами задавали этот вопрос Пророку (мир ему и благословение Аллаха). И Всемогущий Аллах Сам взял на себя ответ на этот вопрос: «32. Те, которые не уверовали, сказали, осуждая Коран: «Почему Коран не был ниспослан целиком за один раз?» Поистине, Мы низвели Коран частями, чтобы укрепилось твоё сердце в вере, когда ты познакомишься с ним и будешь запоминать его, читая его частями, или когда Джибриль будет тебе читать частями размеренно, не спеша». 33. Как только неверные приводят какую-нибудь притчу или возражают тебе, Мы приводим тебе истину с явным толкованием » (Сура «Аль-Фуркан», аяты 32-33 (25:32-33)).

Имам Рази, рахимахуллах, привел несколько причин, по которым Коран был низведен постепенно, в своем тафсире вышеприведенного аята. Ниже - краткое содержание его слов:

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) не умел писать и читать (умми). Если бы Коран был ниспослан за один раз, то ему было бы сложно запомнить его и задокументировать. С другой стороны, саййидуна Муса, алейхи ссалям, был грамотным, поэтому Тора была низведена сразу как законченное Писание за один раз.

2. Если бы целый Коран был низведен полностью за один раз, то тогда бы стало обязательным немедленное соблюдение всех его предписаний, что противоречило бы мудрости постепенности, которая является одной из целей Шариата.

3. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) подвергался мучениям ежедневно. То, что Джибриль, алейхи ссалям, приходил, снова и снова принося слова Священного Корана, помогало ему выстаивать против этих мучений и давало силу его сердцу.

4. Большая часть Корана отводится ответам на вопросы, которые задавали люди, а другие части связаны с конкретными событиями. Таким образом, ниспослание этих аятов было своевременным в те моменты, когда задавались эти вопросы или когда происходили эти события. Это увеличивало проницательность мусульман, и, когда Коран открывал то, что было тайным, Истина торжествовала сильней (Тафсир аль-Кабир, 6:336).

Причины ниспослания

Коранические аяты делятся на два типа.

Первый тип - это аяты, которые Всевышний Аллах ниспослал сами по себе, и они не появились по причине какого-то события и не были ответом на какой-то вопрос.

Второй тип включает те аяты, которые ниспосылались в связи с каким-то случаем. Эти события или вопросы часто называют «обстоятельствами» или «причинами» ниспослания этих аятов. В терминологии муфассиров эти обстоятельства или причины называются асбабу-н-нузуль (буквально - «причины ниспослания»).

К примеру, следующий аят суры «Аль-Бакара»: «Верующий не должен жениться на многобожнице, пока она не уверует (в Единого Бога). Верующая женщина, будучи рабыней, лучше, чем свободная идолопоклонница, владеющая богатством и наделённая красотой, хотя бы она и нравилась вам » (Сура «Аль-Бакара», аят 221 (2:221)).

Этот аят был ниспослан в связи с определенным событием.

Во время джахилии наш господин Марсад ибн Аби Марсад аль-Ганави (да будет доволен им Аллах) имел связь с женщиной по имени Анак. После того, как он принял Ислам, он совершил хиджру, а Анак осталась в Мекке. Через какое-то время наш господин Марсад (да будет доволен им Аллах) посетил Мекку по делу. Анак пришла к нему, приглашая совершить грех. Он наотрез отказал ей, сказав: Ислам встал между мной и тобой.

Однако он хотел жениться на ней, если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) одобрит это. По возвращении в Медину Марсад (да будет доволен им Аллах) спросил у Пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения жениться на этой женщине. Тогда и был ниспослан этот аят, и брак с идолопоклонницами был запрещен (Асбаб ан-Нузуль – Вахиди 38).

Это событие – ша’н или сабаб ниспосылания аята, приведенного выше. Причины ниспосылания аятов очень важны для толкования Корана (для тафсира). Существует много аятов, которые не могут быть поняты правильно без знания обстоятельств ниспослания.

Коран является словом Аллаха. И потому он оберегается в Хранимой скрижали, как об этом сказано в самом Коране:

بَلْ هُوَ قُرْآنٌ مَّجِيدٌ ◌ فِي لَوْحٍ مَّحْفُوظٍ

«Это славный Коран, что в Хранимой скрижали». (Коран, 85:21–22)

Из Хранимой скрижали он ниспосылался в два этапа. На первой стадии весь Коран был полностью направлен в Дом Почета, находящийся на небесах этого мира. И уже потом Священная книга в течение 23-летнего периода постепенно, по мере необходимости передавалась благородному пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). В самом Коране используются два слова для обозначения его ниспослания: «инзаль» (إنزال) и «танзиль» (تنزيل). Первое можно перевести как единовременное ниспослание, а второе – как постепенное. Соответственно, когда в Коране используется слово «инзаль», подразумевается ниспослание из Хранимой скрижали на небеса этого мира, например:

إِنَّا أَنزَلْنَاهُ فِي لَيْلَةٍ مُّبَارَكَةٍ

«Мы ниспослали его в благословенную ночь…» (Коран, 44:3)

А когда фигурирует второе слово, имеются в виду постепенные, разделенные во времени откровения Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Аллах сказал:

وَقُرْآنًا فَرَقْنَاهُ لِتَقْرَأَهُ عَلَى النَّاسِ عَلَىٰ مُكْثٍ وَنَزَّلْنَاهُ تَنزِيلًا

«И это Коран, ниспосланный Нами по частям, чтобы ты постепенно читал его людям. Мы ниспосылали его поэтапно». (Коран, 17:106)

Об этих двух формах ниспослания Корана говорится в самих аятах. Кроме того, Насаи, Хаким, Байхакы, Ибн Аби Шайба, Табарани и Ибн Мардавия приводили несколько сообщений от Абдуллы ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), подтверждающих факт первого ниспослания с небес в этот мир и последующего постепенного откровения Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).

Первое ниспослание

О первом откровении в сообщениях Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах) говорится лишь то, что оно представляло собой передачу Корана из Хранимой скрижали в определенное место на небесах этого мира, именуемое Домом Почета (بيت العزة) или, по-иному, Посещаемым Домом (البيت المعمور). Он находится ровно над Каабой и является храмом для ангелов.

Если говорить о том, когда это произошло, и в чем мудрость такого события, то здесь ничего с уверенностью сказать нельзя. Но некоторые теологи – например, шейх Абу Шамах (милость ему Аллаха) – утверждали, что это было сделано для того, чтобы подчеркнуть величие Корана и дать знать ангелам этого места о том, что это – последнее Писание, которое будет ниспослано для наставления людей на земле. Заркани (милость ему Аллаха) в книге «Источники познания коранических дисциплин» писал, что целью двух этапов ниспослания было утверждение несомненности Божественной природы Корана. Он также говорил, что Писание было сохранено не только в памяти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), но и в двух других местах: Хранимой скрижали и Доме Почета. А Аллах знает лучше.

Впрочем, разве кому-нибудь дано в полной мере понять мудрость, которая кроется за велениями Аллаха? Лишь Аллаху это известно, и наши исследования в данной области окажутся бесплодными. Но мы точно знаем, что это произошло в Ночь могущества.

Второе ниспослание

Практически единогласно признается, что второе ниспослание Корана началось, когда пророку Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует) было сорок лет. И по признанному мнению, это свершилось в Ночь могущества. Это произошло в тот же день, в который одиннадцатью годами позже состоялась битва при Бадре. Коран гласит:

وَمَا أَنزَلْنَا عَلَىٰ عَبْدِنَا يَوْمَ الْفُرْقَانِ يَوْمَ الْتَقَى الْجَمْعَانِ

«…и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу (Мухаммаду) в день различения, в день, когда встретились две армии (при Бадре)». (Коран, 8:41)

И здесь мы обнаруживаем, что факты о начале ниспослания Корана подтверждаются самой Священной книгой:

а) это произошло в рамадан,

б) в Ночь могущества,

в) в тот же день, что и битва при Бадре.

При этом дату с абсолютной точностью установить мы не можем. На этот счет имеются различные сообщения, в которых называются такие даты, как 17-е, 19-е и 27-е рамадана.

Первый ниспосланный аят

Признанным мнением в данном вопросе является то, что первыми строками Корана, ниспосланными Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), стали начальные аяты главы «Сгусток». В сборнике «Сахих» Бухари приводится высказывание госпожи Аиши (да будет доволен ею Аллах) о том, что откровение началось с пророческих снов. После этого у Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) возникло особое стремление к молитвам и размышлениям. С этой целью он уединялся в течение некоторых дней и ночей в пещере Хыра. И однажды Аллах послал туда ангела, первым словом которого стало: «Читай!» (اقْرَأْ).

«Ангел сжал меня столь сильно, что мне пришлось очень нелегко, и, отпустив, повторил:

– Читай!

Ангел сжал меня еще сильнее и, отпустив, сказал:

Читай!

Тогда ангел сжал меня в третий раз и сказал:

اقْرَأْ بِاسْمِ رَبِّكَ الَّذِي خَلَقَ ◌ خَلَقَ الْإِنسَانَ مِنْ عَلَقٍ ◌ اقْرَأْ وَرَبُّكَ الْأَكْرَمُ

«Читай во имя твоего Господа, который сотворил (все сущее). Он сотворил человека из сгустка крови. Читай, и твой Господь – Самый великодушный». (Коран 96:1–3)

Когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) возвращался домой после ниспослания этих аятов, его сердце сильно билось. Войдя в дом, он обратился к своей супруге Хадидже (да будет доволен ею Аллах):

– Укрой меня! Укрой меня! (زملوني، زملوني)

И пока не прошел страх, он был накрыт одеялом.

Это были первые ниспосланные ему аяты. За данным событием последовали три года, в течение которых не было Божьего откровения. Это время называют паузой в откровении (فترة الوحي). Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) снова увидел того же ангела, который сидел на стуле между небом и землей и передал ему аяты главы Корана «Завернувшийся». Впрочем, в данном отношении имеются некоторые иные мнения, о которых стоит упомянуть:

а) В сообщении Ибн Джабира (да будет доволен им Аллах), переданном Бухари в главе о толковании Корана, говорится, что первые ниспосланные Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) аяты были из главы «Завернувшийся». Поэтому некоторые теологи полагали, что эти аяты были ниспосланы раньше начальных стихов главы «Сгусток». Но шейх Ибн Хаджар (милость ему Аллаха) пояснял, что процитированное в данной главе повествование Ибн Джабира (да будет доволен им Аллах) было сокращено, и в нем отсутствуют два предложения. Мы находим то же самое сообщение у Бухари в главе, посвященной началу откровения. Оно приведено от имама Зухри со слов Ибн Джабира (да будет доволен им Аллах) и содержит следующие слова:

فإذا الملك الذي جاءني بحراء جالسا على كرسي

«И тут (я увидел) того ангела, который ранее приходил в пещеру Хыра, сидящим на стуле».

Отсюда видно, что аяты главы «Сгусток» были ниспосланы раньше. Впрочем, возможно, истинным будет утверждение о том, что аяты главы «Завернувшийся» были первыми из ниспосланных после паузы в откровении, или что данная глава была первой из полностью переданных, поскольку глава «Сгусток» была ниспослана в пещере Хыра лишь частично.

б) Имам Байхакы приводил сообщение от Амра ибн Хубейля (да будет доволен им Аллах) о том, что до откровения Пророк говорил Хадидже (да будет доволен ею Аллах), как слышит слова: «О, Мухаммад! О, Мухаммад!» – когда остается один. И так продолжалось до тех пор, пока в один из дней голос не сказал: «О, Мухаммад! Именем Всемилостивого и Милосердного Аллаха, хвала вся Богу, Господу миров…» (до конца первой главы Корана).

На основе этого повествования шейх Замахшари утверждал, что первой ниспосланной главой Корана была «Открывающая» («Аль-Фатиха»). Более того, он полагал, что такого мнения придерживалось большинство комментаторов Корана. Но шейх Ибн Хаджар опроверг его слова и сообщил, что Замахшари здесь ошибся, и найдется очень немного теологов, которые бы согласились с ним, а бо́льшая часть комментаторов Корана считали, что первыми были ниспосланы начальные аяты главы «Сгусток».

Если говорить о ранее указанном сообщении Байхакы, нужно отметить его собственные слова, когда он сообщал, что если данное повествование верно, то это событие, возможно, произошло после ниспослания глав «Сгусток» и «Завернувшийся». Шейх Анвар Шах Кашмири говорил о возможности двукратного ниспослания главы «Открывающая» (как это происходило с некоторыми аятами): первый раз – до «Сгустка», второй раз – после него. В этом случае нам следует признать, что первое чтение «Открывающей» не было кораническим откровением, то есть ангел просто прочел эту главу, а впоследствии, в назначенное время, она была ниспослана как часть Корана. В любом случае, все сообщения, за исключением данных трех, говорят о том, что первыми были ниспосланы начальные аяты главы «Сгусток». Шейх Суюти в подтверждение данного взгляда цитировал ряд различных повествований.

Примечание

См. Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 41, глава 16.

Тахир Курди. История Корана. – Джидда: 1365 г. х. – Стр. 20.

Широко известно, что в ранг пророков он был посвящен в месяце раби-уль-аввале посредством пророческих снов. Так продолжалось шесть месяцев. Затем в месяце рамадане начал ниспосылаться Коран. (Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 42)

См. Ибн Джарир Табари. Собрание пояснений в отношении толкования Корана. – Египет. – Том 10, стр. 7.

Бухари. Сахих. – Глава о том, каково было состояние Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), когда снизошло откровение.

Ибн Хаджар. Торжество Творца. – Том 1, стр. 23. Подробнее см. Анвар Шах Кашмири. Богатство Творца. – Том 1, стр. 25; Суюти. Овладение кораническими науками. – Том 1, стр. 24–25.
Из книги: «‘Улум аль-Кур’ан»

До того, как стать пророком, посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) никогда и ничего не говорил о том, что ему будет дано пророчество или будут ниспосланы откровения. И он ни в коем случае не ожидал того, что столкнется с чем-то подобным. Первое откровение пришло ему совершенно неожиданно. Об этом совершенно ясно говорится в Коране:

«Ты не ожидал, что тебе будет ниспослано Писание, но это было милостью от твоего Господа» (аль-Касас 28/86).

Откровение Корана началось в ночь Предопределения в Рамадан, когда пророку Мухаммаду было сорок лет (около 610 год) во время его уединения в пещере Хира рядом с Меккой.

Передается от Айши (радыйаллаху анха): «Ниспослание откровений посланнику Аллаха, началось с благого видения во сне, и какой бы сон ему не снился, он обязательно сбывался подобно утренней заре. Затем ему была внушена любовь к уединению, и он стал часто уединяться в пещере на горе Хира, где занимался делами благочестия, - что выражалось в поклонении Аллаху - в течение многих ночей, пока у него не возникало желание вернуться к семье. Обычно он брал с собой все необходимые для этого припасы, а потом возвращался к Хадидже и брал всё, что ему было нужно, для нового такого же уединения. Это продолжалось до тех пор, пока ему внезапно не явилась истина, когда он находился в пещере (на горе) Хира. К нему явился ангел и велел: «Читай!» - на что он ответил: «Я не умею читать!».

Посланник Аллаха сказал: «Тогда он взял меня и сжал так, что я напрягся до предела, а затем он отпустил меня и снова велел: «Читай!». Я сказал: «Я не умею читать!». Он во второй раз сжал меня так, что я опять напрягся до предела, а затем отпустил и велел: «Читай!» - и я снова сказал: «Я не умею читать!». Тогда он сжал меня в третий раз, а затем отпустил и сказал: «Читай с именем Господа твоего, Который сотворил, сотворил человека из сгустка! Читай, а Господь твой - Щедрейший. Он научил посредством письменной трости. Научил человека тому, чего тот не знал».

Ангел Джибриль явился к нему в первый раз в образе человека. Такой вывод можно сделать из хадисов, в которых посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) говорил: «Он обнял меня и крепко сжал».

Затем, когда посланник Аллаха (салаллаху алейхи ва саллям) возвращался с горы Хира к себе домой, то он снова увидел Джибриля (алейхи салям), но на этот раз Джибриль закрывал собой весь горизонт.

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что (однажды) аль-Харис бин Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил посланника Аллаха, Да Благословит его Аллах и Приветствует:

«О посланник Аллаха, как приходят к тебе откровения?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Иногда приходящее ко мне подобно звону колокола, что является для меня наиболее тяжким, а когда я усваиваю сказанное, это покидает меня. Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и обращается ко мне со своими словами, и я усваиваю то, что он говорит».

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного!

1. Величайшее из назначений Корана и главная причина его ниспослания как подробного разъяснения и предостережения - это призыв к поклонению Одному лишь Аллаху, у Которого нет сотоварищей…

чтобы люди не поклонялись никому и ничему, кроме Него…

не взывали ни к кому и ни к чему, кроме Него…

не уповали ни на кого, кроме как на Него…

не искали приближения с надеждой, страхом и возвеличиванием ни к кому и ни к чему, кроме Него…

Это и есть единобожие, точнее, претворение его в жизнь.

О главной цели ниспослания Корана как подробного разъяснения и предостережения Всевышний Аллах упомянул в следующем аяте:

كِتَابٌ أُحْكِمَتْ ءايَـٰتُهُ ثُمَّ فُصِّلَتْ مِن لَّدُنْ حَكِيمٍ خَبِيرٍ أَلاَّ تَعْبُدُوۤاْ إِلاَّ ٱللَّهَ

«Это - Писание, аяты которого ясно изложены, а затем разъяснены Мудрым, Ведающим, дабы не поклонялись вы никому, кроме Аллаха» (Сура 11 «Худ», аят 2). Всевышний Аллах разъяснил, причем таким образом, что у людей не осталось оснований сомневаться в том, что Он лишь Один достоин поклонения, и именно Он является Единственным Истинным Богом. Всевышний Аллах сказал:

وَمَا خَلَقْنَا ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلاٌّرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَآ إِلاَّ بِٱلْحَقِّ

«Мы сотворили небеса, землю и все, что между ними, только ради истины» (Сура 15 «Хиджр», аят 85). То есть Всевышний Аллах сотворил все сущее не просто так, не ради забавы, а для того, чтобы Его творения служили подтверждением того, что только Он достоин поклонения. Это разъясняется во многих аятах. Например, в (Суре 38 «Сад», аят 27) Аллах сказал:

وَمَا خَلَقْنَا ٱلسَّمَآءَ وَٱلاٌّرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا بَـٰطِلاً ذَٰلِكَ ظَنُّ ٱلَّذِينَ كَفَرُواْ فَوَيْلٌ لِّلَّذِينَ كَفَرُواْ مِنَ ٱلنَّارِ

«Мы не создали небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают только те, которые не веруют. Горе же тем, которые не веруют, от Огня!», Всевышний Аллах в (Суре 3 «Семейство Имарана», аят 191), также сказал:

رَبَّنَآ مَا خَلَقْتَ هَذا بَـٰطِلاً سُبْحَـٰنَكَ فَقِنَا عَذَابَ النَّارِ

«Господь наш! Ты не сотворил это понапрасну. Пречист Ты! Убереги же нас от мучений в Огне!» , и Всевышний Аллах в Суре «Дым», сказал:

وَمَا خَلَقْنَا ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَٱلاٌّرْضَ وَمَا بَيْنَهُمَا لَـٰعِبِينَ مَا خَلَقْنَـٰهُمَآ إِلاَّ بِٱلْحَقِّ

«Мы не сотворили небеса, землю и то, что между ними, забавляясь. Мы сотворили их (небеса и землю) ради истины» (аяты 38–39), Всевышний в (Суре 23 «Верующие», аяты 115-116), также сказал:

أَفَحَسِبْتُمْ أَنَّمَا خَلَقْنَـٰكُمْ عَبَثاً وَأَنَّكُمْ إِلَيْنَا لاَ تُرْجَعُونَ فَتَعَـٰلَى ٱللَّهُ ٱلْمَلِكُ ٱلْحَقُّ لاَ إِلَـٰهَ إِلاَّ هُوَ رَبُّ ٱلْعَرْشِ ٱلْكَرِيمِ

» «Неужели вы полагали, что Мы сотворили вас ради забавы и что вы не будете возвращены к Нам?» Превыше всего Аллах, Истинный Властелин! Нет божества, кроме Него, Господа благородного Трона» .

Эти и другие подобные аяты содержат неопровержимое доказательство правильности значения свидетельства: «Нет божества, (достойного для поклонения) кроме Аллаха» и того, что отличительный признак Того, Кто достоин поклонения, от тех, кто не достоин поклонения - это способность творить.

Среди признаков Того, Кто достоин поклонения, упомянуто и то, что Он сотворил небеса, землю и то, что между ними, ради истины. А о других объектах поклонения, поклонение которым является неверием, ввергающим человека в Огонь навечно, сказано, что они ничего не сотворили. В (Суре 46 «Барханы», аят 4), Всевышний Аллах сказал:

قُلْ أَرَأَيْتُمْ مَّا تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ أَرُونِى مَاذَا خَلَقُواْ مِنَ ٱلاٌّرْضِ أَمْ لَهُمْ شِرْكٌ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ ٱئْتُونِى بِكِتَـٰبٍ مِّن قَبْلِ هَـٰذَآ أَوْ أَثَـٰرَةٍ مِّنْ عِلْمٍ إِن كُنتُمْ صَـٰدِقِينَ

«Скажи: „Видели ли вы тех, к кому взываете помимо Аллаха? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они совладельцы небес? Принесите мне Писание, предшествовавшее этому, или хоть какой-то след знания, если вы говорите правду“ « . Речь идет о тех, кому поклоняются помимо Аллаха. Вопрос: Покажите мне, какую часть земли они сотворили?, разумеется, риторический, и он равносилен утверждению о том, что они ничего не сотворили.

Из этих и других аятов следует, что тот, кто не был творцом никакой части земли (то есть не сотворил ничего из существующего) и не является совладельцем небес, тот не достоин поклонения ни в коем случае. Это разъясняется, помимо других аятов, и в Словах Всевышнего:

قُلْ أَرَءَيْتُمْ شُرَكَآءَكُمُ ٱلَّذِينَ تَدْعُونَ مِن دُونِ ٱللَّهِ أَرُونِى مَاذَا خَلَقُواْ مِنَ ٱلاٌّرْضِ أَمْ لَهُمْ شِرْكٌ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ أَمْ ءَاتَيْنَـٰهُمْ كِتَـٰباً

«Скажи: „Думали ли вы о своих сотоварищах, к которым вы взываете помимо Аллаха? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они совладельцы небес?“ « (Сура 35 «Творец», аят 40).

هَـٰذَا خَلْقُ ٱللَّهِ فَأَرُونِى مَاذَا خَلَقَ ٱلَّذِينَ مِن دُونِهِ

«Это - творение Аллаха! Покажите же Мне, что сотворили остальные» (Сура 31 «Лукман», аят 11).

قُلِ ٱدْعُواْ ٱلَّذِينَ زَعَمْتُمْ مِّن دُونِ ٱللَّهِ لاَ يَمْلِكُونَ مِثُقَالَ ذَرَّةٍ فِى ٱلسَّمَـٰوَٰتِ وَلاَ فِى ٱلاٌّرْضِ وَمَا لَهُمْ فِيهِمَا مِن شِرْكٍ وَمَا لَهُ مِنْهُمْ مِّن ظَهِيرٍ

«Скажи: „Призовите тех, кого вы считали богами наряду с Аллахом“. Они не владеют даже мельчайшей частицей на небесах и на земле и не являются совладельцами чего-либо на них, и нет у Него среди них помощников» (Сура 34 «Сава», аят 22).

И подобных аятов очень много.

2. Всевышний Аллах сказал:

هذا بلاغ للناس ولينذروا به، وَلِيَعْلَمُوۤاْ أَنَّمَا هُوَ إِلَـٰهٌ وَاحِدٌ وَلِيَذَّكَّرَ أُوْلُواْ ٱلأَلْبَـٰبِ

«Это - послание к человечеству. Пусть их предостерегают им, и пусть они знают, что Он - Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом» (Сура 14 «Авраам», аят 52).

В этом аяте Всевышний Аллах перечислил три цели ниспослания Корана: предостережение людей посредством него, претворение в жизнь значения свидетельства «Нет божества, кроме Аллаха» и напоминание обладающим разумом».

3. Если говорить о ниспослании Корана с целью предостережения, то об этом упоминается во многих аятах.

Например, Всевышний Аллах в (Суре 25 «Различение», аят 1), сказал:

تَبَارَكَ ٱلَّذِى نَزَّلَ ٱلْفُرْقَانَ عَلَىٰ عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَـٰلَمِينَ نَذِيراً

Всевышний также сказал:

(Сура 6 «Скот», аят 19). И Аллах сказал:

تَنزِيلَ ٱلْعَزِيزِ ٱلرَّحِيمِ لِتُنذِرَ قَوْماً مَّآ أُنذِرَ ءَابَآؤُهُمْ

«Он ниспослан Могущественным, Милосердным, чтобы ты предостерег людей, отцов которых никто не предостерег» (Сура 36 «Йа Син», аяты 5-6).

Всевышний также сказал:

لِّيُنذِرَ مَن كَانَ حَيّاً

«чтобы он предостерегал живых» (Сура 36 «Йа Син», аят 70).

В следующем аяте, говоря о целях ниспослания Корана, Всевышний Аллах упомянул предостережение вместе с напоминанием:

لِتُنذِرَ بِهِ وَذِكْرَى لِلْمُؤْمِنِينَ

«дабы ты предостерегал их и в качестве напоминания для верующих» (Сура 7 «Ограды», аят 2). То есть предостережение адресовано неверующим, а напоминание - верующим. Это подтверждают и Слова Всевышнего:

وَذَكِّرْ فَإِنَّ الذِّكْرَى تَنفَعُ الْمُؤْمِنِينَ

«И напоминай, ибо напоминание приносит пользу верующим» (Сура 51 «Рассеивающие прах», аят 55).

فَذَكِّرْ بِالْقُرْءَانِ مَن يَخَافُ وَعِيدِ

«Предостерегай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы» (Сура 50 «Каф», аят 45).

Утверждение о том, что предостережение адресовано неверующим, а напоминание - верующим, не противоречит следующим Словам Всевышнего, из которых можно понять, что предостережение адресовано верующим:

إِنَّمَا تُنذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ وَخشِىَ الرَّحمن بِالْغَيْبِ فَبَشِّرْهُ بِمَغْفِرَةٍ وَأَجْرٍ كَرِيمٍ

«Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием и устрашился Милостивого, не видя Его воочию. Обрадуй его вестью о прощении и щедрой награде» (Сура 36 «Йа Син», аят 11). Предостережение, хотя и адресовано неверующим, в действительности приносит пользу только верующим. Поэтому в этом аяте то, что не приносит пользы, приравнено к вообще отсутствующему.

К известным приемам арабского языка относится обычай говорить о малополезном как об отсутствующем.

Исследуя употребление слова «предостережение» в Коране, мы обнаруживаем, что оно употребляется в значении общего предостережения адресованного всем людям, и в значении особого предостережения, адресованного неверующим.

Об общем предостережении, адресованном всем людям, Всевышний Аллах сказал, обращаясь к Своему пророку:

ياأَيُّهَا الْمُدَّثِّرُ قُمْ فَأَنذِرْ

«О завернувшийся! Встань и предостерегай!» (Сура 74 «Завернувшийся», аяты 1–2). Всевышний также в (Суре 25 «Различение», аят 1), сказал:

تَبَارَكَ الَّذِى نَزَّلَ الْفُرْقَانَ عَلَى عَبْدِهِ لِيَكُونَ لِلْعَـالَمِينَ نَذِيراً

«Благословен Тот, Кто ниспослал Своему рабу Различение (Коран), чтобы он стал предостерегающим увещевателем для миров» .

Об этом же предостережении сказано как об адресованном исключительно верующим, потому что оно приносит пользу только верующим. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّمَا تُنذِرُ مَنِ اتَّبَعَ الذِّكْرَ

«Ты можешь предостеречь только того, кто последовал за Напоминанием» (Сура 36 «Йа Син», аят 11).

Если же говорить о предостережении, адресованном неверующим, то Всевышний Аллах предупредил их о том, что именно их ждет наказание, от которого Он предостерегает людей - именно поэтому оно адресовано им, а не верующим. Всевышний Аллах сказал:

فَإِنَّمَا يَسَّرْنَـٰهُ بِلَسَانِكَ لِتُبَشِّرَ بِهِ الْمُتَّقِينَ وَتُنْذِرَ بِهِ قَوْماً لُّدّاً

«Мы облегчили его (Коран) на твоем языке для того, чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков» (Сура 19 «Мария», аят 97), Всевышний также сказал:

الۤمۤص ۤكِتَـٰبٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ فَلاَ يَكُن فِى صَدْرِكَ حَرَجٌ مِّنْهُ لِتُنذِرَ بِهِ وَذِكْرَىٰ لِلْمُؤْمِنِينَ

В арабском языке слово «инзар» имеет значение именно предостережения, то есть извещения о чем-то, сопряженное с угрозой. Таким образом, любое извещение нельзя обозначить словом «инзар».

4. В других аятах Всевышний Аллах, говоря о целях ниспослания Корана, упомянул предостережение и благую весть вместе . Например, Всевышний Аллах сказал: «чтобы ты обрадовал им богобоязненных людей и предостерег им злостных спорщиков» (Сура 19 «Мария», аят 97). И Всевышний Аллах сказал:

ٱلْحَمْدُ لِلَّهِ ٱلَّذِى أَنْزَلَ عَلَىٰ عَبْدِهِ ٱلْكِتَـٰبَ وَلَمْ يَجْعَل لَّهُ عِوَجَا قَيِّماً لِّيُنْذِرَ بَأْسًا شَدِيدًا مِّن لَّدُنْهُ وَيُبَشِّرَ ٱلْمُؤْمِنِينَ ٱلَّذِينَ يَعْمَلُونَ ٱلصَّـٰلِحَاتِ

«Хвала Аллаху, Который ниспослал Своему рабу Писание и не допустил в нем кривды, и сделал его правильным, чтобы он предостерег от тяжких мучений от Него и сообщил благую весть верующим, которые совершают праведные деяния» (Сура 18 «Пещера», аяты1-2).

5. О том, что среди целей ниспослания Корана - предостережение людей и напоминание обладающим разумом, Всевышний Аллах упомянул в аяте:

«Тебе ниспослано Писание, которое не должно стеснять твою грудь, дабы ты предостерегал их и в качестве напоминания для верующих» (7:2).

6. О том, что среди целей ниспослания Корана - размышление людей над его аятами и напоминание обладающим разумом, Всевышний Аллах упомянул в аяте:

«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сура 38 «Сад», аят 29). В этом аяте Всевышний Аллах сказал, что Он ниспослал эту Книгу, использовав при этом форму самовозвеличивания, то есть местоимение «Мы» вместо «Я». Всевышний также сообщил, что Коран - благословенная Книга, и среди целей его ниспослания - размышление людей над его аятами. То есть, помимо прочего Коран ниспослан для того чтобы люди старались понять его аяты, размышляли над ними и читали их внимательно, сосредоточенно и вдумчиво, чтобы понять заключенные в них виды верного руководства и чтобы вспомнили обладающие разумом, - разумные и здравомыслящие, - то есть извлекли из него уроки и назидания.

Все упомянутое в этом аяте разъяснено в других аятах Корана.

Если говорить о размышлении людей над Кораном как об одной из целей ниспослания Корана, то Всевышний Аллах упомянул об этом в нескольких аятах, упрекнув при этом тех, кто отказывается размышлять над аятами Корана. Например, Всевышний Аллах сказал:

أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَآ

(Сура 47 «Мухаммад», аят 24), Всевышний Аллах также сказал:

«Неужели они не размышляют над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (Сура 4 «Женщины», аят 82), Всевышний также сказал:

أَفَلَمْ يَدَّبَّرُواْ ٱلْقَوْلَ أَمْ جَآءَهُمْ مَّا لَمْ يَأْتِ ءَابَآءَهُمُ ٱلاٌّوَّلِينَ

«Неужели они не размышляют над Словом? Или же к ним явилось то, что не приходило к их отцам?» (Сура 23 «Верующие», аят 68).

А если говорить о том, что Коран ниспослан еще и для того, чтобы стать назиданием для обладающих разумом и чтобы они «вспомнили», то об этом Всевышний Аллах также упоминает в нескольких аятах Своей Книги, вместе с другими целями ниспослания Корана, не упомянутыми в аяте из суры «Сад».

Например, Всевышний Аллах сказал в суре «Ибрахим» :

«Это - послание к человечеству. Пусть их увещевают им, и пусть они знают, что Он - Единственный Бог, и пусть задумаются обладающие разумом» (Сура 14 «Авраам», аят 52).

7. К целям ниспослания Корана относится и лишение мекканских язычников оправдания. Всевышний Аллах в (Сура 6 «Скот», аят 157), сказал:

أَوْ تَقُولُواْ لَوْ أَنَّآ أُنزِلَ عَلَيْنَا ٱلْكِتَـٰبُ لَكُنَّآ أَهْدَىٰ مِنْهُمْ

«Или чтобы вы не говорили: „Если бы нам было ниспослано Писание, то мы придерживались бы прямого пути лучше, чем они“ « . После ниспослания Корана они уже не могли сказать: Вот, если бы нам было ниспослано Писание, то мы следовали бы более верным путем, чем иудеи и христиане, которые не следуют тому, что в их Писаниях.

В другом месте ясно сказано, что они поклялись в этом, однако ниспослание Корана не добавило им ничего, кроме отвращения к истине и удаления от нее, и причиной тому было их высокомерие и козни. Всевышний Аллах сказал:

وَأَقْسَمُواْ بِٱللَّهِ جَهْدَ أَيْمَـٰنِهِمْ لَئِن جَآءَهُمْ نَذِيرٌ لَّيَكُونُنَّ أَهْدَىٰ مِنْ إِحْدَى ٱلاٍّمَمِ فَلَمَّا جَآءَهُمْ نَذِيرٌ مَّا زَادَهُمْ إِلاَّ نُفُوراً اسْتِكْبَاراً فِى ٱلاٌّرْضِ وَمَكْرَ السَّيِّىءِ وَلاَ يَحِيقُ ٱلْمَكْرُ السَّيِّىءُ إِلاَّ بِأَهْلِهِ

«Они принесли величайшие клятвы именем Аллаха о том, что если к ним придет предостерегающий увещеватель, то они встанут на более правильный путь, чем любая другая община. Когда же к ним явился предостерегающий увещеватель, это не увеличило в них ничего, кроме отвращения. Это произошло потому, что они превозносились на земле и замышляли зло. Но злое ухищрение поражает только тех, кто творит зло» (Сура 35 «Творец», аяты 42–43).

8. Коран ниспослан также в качестве послания ко всему человечеству:

«Это - послание к человечеству» (Сура 14 «Авраам», аят 52).

Всевышний Аллах разъяснил, что Коран - Его послание ко всем людям. Яснее всего об этом сказано в аяте:

وَأُوحِىَ إِلَىَّ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانُ لاٌّنذِرَكُمْ بِهِ وَمَن بَلَغَ

«Этот Коран дан мне в Откровении, чтобы я предостерег посредством него вас и тех, до кого он дойдет» (Сура 6 «Скот», аят 19).

Всевышний Аллах также разъяснил, что до кого дойдет Его послание (Коран) и он не уверует в него, тот окажется в Огне, кем бы он ни был:

وَمَن يَكْفُرْ بِهِ مِنَ ٱلاٌّحْزَابِ فَٱلنَّارُ مَوْعِدُهُ فَلاَ تَكُ فِى مِرْيَةٍ مِّنْهُ

«А группам, которые не уверовали в него, обещан Огонь. Не сомневайся в этом» (Сура 11 «Худ», аят 17).

9. Всевышний Аллах, в (Суре 16 «Пчелы», аят 44), сказал:

وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ وَلَعَلَّهُمْ يَتَفَكَّرُونَ

«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались» . Под напоминанием подразумевается Коран, как и в Словах Всевышнего Аллах:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا ٱلذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَـٰفِظُونَ

«Воистину, Мы ниспослали Напоминание, и Мы оберегаем его» (Сура 15 «Хиджр», аят 9). В этом аяте Всевышний Аллах упомянул о двух целях ниспослания Корана.

1 - Разъяснить людям ниспосланные им в Коране веления и запреты, благие обещания и угрозы, и так далее. Об этой цели Всевышний Аллах упомянул и в других аятах. Например, Он сказал:

وَمَآ أَنْزَلْنَا عَلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ إِلاَّ لِتُبَيِّنَ لَهُمُ ٱلَّذِى ٱخْتَلَفُواْ فِيهِ

«Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись» (Сура 16 «Пчелы», аят 64). Всевышний Аллах также сказал:

إِنَّآ أَنزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ بِٱلْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ ٱلنَّاسِ

«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми» (Сура 4 «Женщины», аят 105).

2 - Размышление над аятами Корана и извлечение из них уроков и назиданий: «и для того, чтобы они задумались» . Всевышний Аллах упомянул об этой цели и в других аятах. Например, Аллах сказал:

كِتَـٰبٌ أَنزَلْنَـٰهُ إِلَيْكَ مُبَـٰرَكٌ لِّيَدَّبَّرُوۤاْ ءَايَـٰتِهِ وَلِيَتَذَكَّرَ أُوْلُو ٱلاٌّلْبَـٰبِ

«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и чтобы помянули назидание обладающие разумом» (Сура 38 «Сад», аят 29); Всевышний также сказал:

أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَانَ وَلَوْ كَانَ مِنْ عِندِ غَيْرِ ٱللَّهِ لَوَجَدُواْ فِيهِ ٱخْتِلَـٰفاً كَثِيراً

«Неужели они не задумываются над Кораном? Ведь если бы он был не от Аллаха, то они нашли бы в нем много противоречий» (Сура 4 «Женщины», аят 82), и Всевышний Аллах сказал:

أَفَلاَ يَتَدَبَّرُونَ ٱلْقُرْءَان أَمْ عَلَىٰ قُلُوبٍ أَقْفَالُهَآ

«Неужели они не размышляют над Кораном? Или же на их сердцах замки?» (Сура 47 «Мухаммад», аят 24).

Есть и другие похожие аяты.

10. К целям ниспослания Корана относится и разъяснение ограничений, велений и запретов, норм Шариата и наставлений, чтобы люди соблюдали их и чтобы они стали для них назиданием. Всевышний Аллах сказал:

وَلَقَدْ أَنْزَلْنَا إِلَيْكُمْ آيَاتٍ مُبَيِّنَاتٍ وَمَثَلاً مِّنَ ٱلَّذِينَ خَلَوْا مِن قَبْلِكُمْ وَمَوْعِظَةً لِّلْمُتَّقِينَ

«Мы уже ниспослали вам разъясняющие аяты, и притчу о тех, которые жили до вас, и назидание для богобоязненных» (Сура 24 «Свет», аят 34).

В этой суре Всевышний Аллах упомянул о том, что Он ниспослал нам через Своего Пророка разъясняющие аяты, к которым в первую очередь относятся аяты этой суры, в которых разъясняются некоторые нормы Шариата, и подтверждением сказанного может служить первый аят этой суры:

سورة أنزلناها وفرضناها وأنزلنا فيها آيات بينات لعلكم تذكرون

«Вот сура, которую Мы ниспослали и сделали законом. Мы ниспослали в ней ясные аяты, чтобы вы могли помянуть назидание» (Сура 24 «Свет», аят1). Эти аяты, несомненно, входят в «разъясняющие аяты» . Получаем следующий смысл: Мы ниспослали вам их, дабы вы вспомнили, то есть для того, чтобы содержащиеся в них веления, запреты и наставления стали для вас назиданием. В качестве подтверждения можно привести Слова Всевышнего: «Вот сура, которую Мы ниспослали и сделали законом. Мы ниспослали в ней ясные аяты, чтобы вы могли помянуть назидание» .

В этом аяте упомянута одна из целей ниспослания этой суры, а именно: чтобы люди «вспомнили», «помянули назидание». Это подтверждают и Слова Всевышнего:

«Это - благословенное Писание, которое Мы ниспослали тебе, дабы они размышляли над его аятами и дабы обладающие разумом помянули назидание» (Сура 38 «Сад», аят 29). Всевышний также сказал:

المص * كِتَـٰبٌ أُنزِلَ إِلَيْكَ فَلاَ يَكُن فِى صَدْرِكَ حَرَجٌ مّنْهُ لِتُنذِرَ بِهِ وَذِكْرَىٰ لِلْمُؤْمِنِينَ

«Алиф. Лям. Мим. Сад. Тебе ниспослано Писание, которое не должно стеснять твою грудь, дабы ты увещевал им и наставлял верующих» (Сура 7 «Ограды», аят 1-2).

Можно привести и другие аяты.

11. Всевышний Аллах разъяснил, что к целям ниспослания Корана относится укрепление верующих, верное руководство и радостная весть для мусульман . Всевышний Аллах сказал:

قُلْ نَزَّلَهُ رُوحُ ٱلْقُدُسِ مِن رَّبِّكَ بِٱلْحَقِّ لِيُثَبِّتَ ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ وَهُدًى وَبُشْرَىٰ لِلْمُسْلِمِينَ

«Скажи, что Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной, чтобы укрепить уверовавших, а также как верное руководство и благую весть для мусульман» (Сура 16 «Пчелы», аят 102).

Это еще три цели ниспослания Корана. Как сказал Всевышний Аллах:

إِنَّ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانَ يِهْدِى لِلَّتِى هِىَ أَقْوَمُ وَيُبَشِّرُ ٱلْمُؤْمِنِينَ ٱلَّذِينَ يَعْمَلُونَ ٱلصَّـٰلِحَاتِ أَنَّ لَهُمْ أَجْرًا كَبِيرًا

«Воистину, этот Коран указывает на самый правильный путь и возвещает верующим, которые совершают праведные деяния, благую весть о том, что им уготована великая награда» (Сура 17 «Ночное перенос», аят 9) .

В этом аяте Всевышний Аллах разъяснил, что Коран является величайшим из небесных Писаний и вобравшим в себя больше знания, чем остальные предыдущие. Это последнее из Писаний, ниспосланных Всевышним, и оно указывает на самый правильный путь .

В этом аяте Всевышний Аллах собрал краткое содержание всех содержащихся в Коране указаний на правильный путь. Если бы мы стали подробно разбирать каждое из них, перед нами предстало бы полное содержание Корана, поскольку этот аят включает в себя все указания на благо мира этого и мира вечного. В другом аяте Всевышний Аллах сказал:

قُلْ مَن كَانَ عَدُوًّا لِّجِبْرِيلَ فَإِنَّهُ نَزَّلَهُ عَلَىٰ قَلْبِكَ بِإِذْنِ ٱللَّهِ مُصَدِّقًا لِّمَا بَيْنَ يَدَيْهِ وَهُدًى وَبُشْرَىٰ لِلْمُؤْمِنِينَ

«Скажи: „Кто является врагом Джибрилю (Гавриилу)?“ Он низвел его (Коран) на твое сердце с соизволения Аллаха в подтверждение правдивости того, что было прежде, в качестве верного руководства и благой вести для верующих» (Сура 2 «Корова», аят 97).

12. Еще одна цель ниспослания Корана - чтобы Посланник Аллаха разъяснил людям то, что ниспослано им, чтобы они задумались. Всевышний Аллах в (Суре 7 «Ограды», аят 203) сказал:

وَمَآ أَنْزَلْنَا عَلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ إِلاَّ لِتُبَيِّنَ لَهُمُ ٱلَّذِى ٱخْتَلَفُواْ فِيهِ وَهُدًى وَرَحْمَةً لِّقَوْمٍ يُؤْمِنُونَ

«А тебе Мы ниспослали Напоминание для того, чтобы ты разъяснил людям то, что им ниспослано, и для того, чтобы они задумались» .

А в другом аяте Всевышний Аллах упомянул эту цель ниспослания Корана вместе с двумя другими - верным руководством и милостью:

«Мы ниспослали тебе Писание, дабы ты разъяснил им то, в чем они разошлись во мнениях, а также как руководство к прямому пути и милость для верующих людей» (Сура 16 «Пчелы», аят 64).

13. Всевышний Аллах разъяснил, что Он ниспослал Коран Своему Посланнику еще и для того, чтобы он разбирал людские споры и тяжбы так, как показал ему Аллах. Всевышний Аллах сказал:

إِنَّآ أَنزَلْنَا إِلَيْكَ ٱلْكِتَـٰبَ بِٱلْحَقِّ لِتَحْكُمَ بَيْنَ ٱلنَّاسِ بِمَآ أَرَاكَ ٱللَّهُ

«Мы ниспослали тебе Писание истинно, чтобы ты разбирал тяжбы между людьми так, как показал тебе Аллах» (Сура 4 «Женщины», аят 105).

«так, как показал тебе Аллах» - то есть в соответствии с тем, чему научил тебя Всевышний Аллах посредством Корана. Это подтверждают и Слова Всевышнего:

وَكَذَلِكَ أَوْحَيْنَآ إِلَيْكَ رُوحاً مِّنْ أَمْرِنَا مَا كُنتَ تَدْرِى مَا ٱلْكِتَـٰبُ وَلاَ ٱلإِيمَـٰنُ وَلَـٰكِن جَعَلْنَـٰهُ نُوراً نَّهْدِى بِهِ مَن نَّشَآءُ مِنْ عِبَادِنَا

«Таким же образом Мы внушили тебе в Откровении дух (Коран) из Нашего повеления. Ты не знал, что такое Писание и что такое вера. Но Мы сделали его светом, посредством которого Мы ведем прямым путем того из Наших рабов, кого пожелаем» (Сура 42 «Совет», аят 52).

نَحْنُ نَقُصُّ عَلَيْكَ أَحْسَنَ ٱلْقَصَصِ بِمَآ أَوْحَيْنَآ إِلَيْكَ هَـٰذَا ٱلْقُرْءَانَ وَإِن كُنتَ مِن قَبْلِهِ لَمِنَ ٱلْغَـٰفِلِينَ

Всевышний также сказал: «Мы рассказываем тебе самое прекрасное повествование, внушая тебе в Откровении этот Коран, хотя прежде ты был одним из тех, кто ничего не ведал об этом» (Сура 12 «Иосиф», аят 3).

14. Еще одна цель ниспослания Корана - вывести людей из мраков к свету. Всевышний Аллах сказал:

الۤر كِتَابٌ أَنزَلْنَـٰهُ إِلَيْكَ لِتُخْرِجَ ٱلنَّاسَ مِنَ ٱلظُّلُمَـٰتِ إِلَى ٱلنُّورِ بِإِذْنِ رَبِّهِمْ

«Алиф. Лям. Ра. Мы ниспослали тебе Писание, чтобы ты вывел людей с дозволения их Господа из мраков к свету» (Сура 14 «Авраам», аят 1).

15. Другая цель ниспослания Корана - он должен был стать напоминанием для тех, кто страшится. Всевышний Аллах в (Суре 20 «Та Ха», аяты 1-3) сказал:

طه مَآ أَنَزَلْنَا عَلَيْكَ ٱلْقُرْءَانَ لِتَشْقَىٰ إِلاَّ تَذْكِرَةً لِّمَن يَخْشَىٰ

«Та. Ха. Мы ниспослали тебе Коран не для того, чтобы ты стал несчастен, а только в качестве назидания для тех, кто страшится» .

16. Еще одна цель ниспослания Корана на арабском языке и подробного разъяснении грозных обещаний Всевышнего в нем, заключается в том, чтобы люди устрашились или чтобы это стало для них назиданием. Всевышний Аллах сказал:

وَكَذٰلِكَ أَنزَلْنَـٰهُ قُرْءَاناً عَرَبِيّاً وَصَرَّفْنَا فِيهِ مِنَ ٱلْوَعِيدِ لَعَلَّهُمْ يَتَّقُونَ أَوْ يُحْدِثُ لَهُمْ ذِكْراً

«Таким образом Мы ниспослали его в виде Корана на арабском языке и подробно разъяснили в нем Свои угрозы, чтобы они устрашились или чтобы это стало для них назиданием» (Суре 20 «Та Ха», аяты 113).

А Всевышний Аллах знает обо всем лучше.

Прошу Всевышнего Аллаха включить нас среди тех, о которых Он говорил: «которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это - те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом» (Сура 39 «Толпы», аят 18).

Абу Умар Салим аль-Газзи

08 / 04 Раби‘ Сани/ 1431 г.х.

Среда, 24.03.2010 г.

Этой теме посвящен наши следующие статьи, которые мы начнем с разъяснения единобожия и предостережения от ширка.

Подготовил: Абу Умар Салим Ибн Мухаммад Аль-Газзи





error: Контент защищен !!