Освоение космического пространства. Первый человек в космосе Технические проблемы полета

Наверняка у многих, когда речь заходит о полетах в космос, возникает образ первого в истории человечества космонавта - Юрия Алексеевича Гагарина. Однако, не многие знают, что шанс стать первым человеком в космосе у Юрия Алексеевича был катастрофически мал. Кроме него получить звание первого космонавта в истории мог любой из двадцати человек, прошедших строгий отбор группы. В этом материале я хочу рассказать о том, какой путь пришлось пройти всем людям, решившим посвятить свою жизнь исследованию космоса. Не боявшимся рискнуть жизнью во имя будущего и великих достижений. После того, как Сергей Павлович Королев вернулся из ссылки он начал работать над грандиозными проектами ракет и летательных аппаратов сначала в «шарашках» (специальных закрытых учреждениях, предназначенных для работы заключенных), а после уже в ОКБ-1 (Особом конструкторском бюро-1).

Сегодня ОКБ-1 является одной из ведущих отечественных ракетно-космических корпораций «Энергия». Во время работы в ОКБ-1 Королев сконструировал самый первый в истории искусственный спутник Земли и ракету-носитель, на которой был отправлен на околоземную орбиту «Спутник-1» в 1957-м. Спустя всего год начались подготовительные мероприятия по отправке первого человека в космос. Научным руководителем медицинских исследований был назначен доктор медицинских наук, лауреат Советской Государственной премии Владимир Яздовский. Владимир является основоположником космической биологии. Под его руководством был осуществлен запуск первых животных в Советском Союзе в космос.

Сразу после новогодних праздников, 14 января 1959 года состоялось совещание, в ходе которого обсуждался контингент на место потенциальных летчиков-космонавтов. Рассматривались как профессиональные спортсмены, так и летчики и даже просто здоровые молодые люди. Все-таки было решено остановиться на летчиках. Однако, Сергей Королев предложил на место первых покорителей космоса исключительно летчиков-истребителей, так как те имеют обширные навыки в обращении со сложной летательной техникой, а также их организмы привыкли к большим перегрузкам. В полетах летчики-истребители испытывают, ко всему прочему, изменение давления окружающей среды и даже невесомость.


Требования к параметрам в ходе дальнейших обсуждений были приняты следующие - максимальный рост 1 метр 70 сантиметров, вес около 70 килограммов и возраст до 30 лет. Когда пришло лето, медики принялись к рассмотрению целых три= с половиной тысяч медицинских карт, однако, из них было отобрано к дальнейшим медицинским исследованием лишь триста человек, что составляет около десяти процентов из изначальной кадровой базы. Отобранным мужчинам были отправлены приглашения на собеседование. Во время него, потенциальным космонавтам задавались наводящие вопросы о том, хотели бы они летать на самой новой военной технике и как бы они отнеслись к перспективе полета на околоземной орбите. Кто-то резко и смело соглашался, а кто-то буквально сразу начинал сомневаться и в конечном счете отказывался.

После этого этапа общее число потенциальных космонавтов сократилось на сто человек. Оставшиеся двести человек осенью были отправлены на дополнительные обследования. Среди них были испытания в центрифуге и вибростенде. Кроме этого, проводился анализ на устойчивость их организма к гипоксии. Научной команде, которая занималась подготовкой будущих космонавтов, было важно знать, как они будут чувствовать себя в космосе, в среде с пониженным уровнем кислорода во вдыхаемом воздухе. Данные испытания смогли пройти лишь 29 человек. Так как по уставу, в команде первого отряда космонавтов могло находиться лишь двадцать человек, по разным причинам остальные девять человек были отсеяны в запас.


Алексей Архипович Леонов (1934-2019)

Среди оставшихся был Юрий Гагарин, Павел Беляев, Валерий Быковский, а также человек, совершивший в 1965 году первый выход в открытый космос, - Алексей Леонов.

То, что команда первых претендентов на полет в космос была собрана, не означало, что они могли лететь в космос. В 1960 году начались серьезные подготовки первой двадцатки космонавтов перед будущими полетами. В январе был организован отдел по подготовке космонавтов при военно-воздушных силах Советского Союза. ЦПК в полную заработал в начале марта 1960-го. На лекциях, проводившихся там, претенденты слушали про воздействие перегрузок, невесомости, а также перепадов давления на организм. Когда Сергей Королев узнал про это, он слегка возмутился, ведь в центре должны готовить космонавтов, а не медиков. Чтобы это исправить, Сергей Павлович пригласил в ЦПК знакомых ученых-физиков, конструкторов и инженеров. Среди них был Тихонравов Михаил Клавдиевич, сподвижник Сергея Королева. На своих выступлениях перед претендентами он рассказывал о работе в Реактивном научно-исследовательском институте (РНИИ). Истории о создании проекта одной из самых первых пилотируемых одноступенчатых ракет ВР-190, создававшейся на базе Р-1.


Многих его рассказы вдохновляли. Особенно идеи о создании межпланетного корабля. Как раз в 1960-х начались обсуждения по созданию «Тяжелого межпланетного корабля», на котором можно было бы летать к ближайшим планетам в нашей солнечной системе. Перспектива полететь на Марс завораживала и создавала трепет в сердцах первой космической двадцатки. Команда постепенно начинала понимать, что все они стоят на пороге революционных открытий. Судьба «Тяжелого межпланетного корабля», к сожалению, не увенчалась успехом. Запуск был запланирован на 1971 год, однако, за два года до старта, проект был свернут из-за невозможности реализации некоторых технических требований. Так как для долгосрочного полета требовалась усиленная защита от фонового излучения, а также система регенерации выдыхаемого воздуха. Вместо этого ЦК КПСС дало разрешение на разработку космического корабля, предназначенного для полета на Луну. Из-за рискованности и этот проект был, к сожалению, отменен. Однако, к огромному счастью, так не случилось с программой по отправке человека в космос. После того, как закончились слушания в аудиториях ЦКП, от теории наши герои перешли к практике. К сожалению, пилот посадить космический корабль «Восток» не мог, так как системы летательного аппарата не предусматривали этого. Из-за этого встала необходимость в серьезной подготовке претендентов к парашютным прыжкам. Для этого команда приехала в Энгельс.

Николай Константинович Никитин

В Энгельсе руководителем группы стал заслуженный тренер СССР, мастер спорта по прыжкам с парашютом Никитин Николай Константинович.


Юрий Алексеевич Гагарин с Михаилом Ильичем Максимовым

В качестве наземного инструктора было принято взять Максимова Михаила Ильича. Также заслуженного Советского парашютиста. Обоих наставников вся группа запомнила на всю жизнь. За довольно недолгий период нахождения вместе, Николай Константинович и Михаил Ильич стали частью этой огромной звездной семьи. За успехи каждого из членов первой группы космонавтов бывшие наставники радовались как за свои. Спустя пару недель инструктажа, в начале апреля первые курсанты осуществили свои первые прыжки. Учения проводились сначала на специальных тренажерах, и только потом им было дано разрешение на прыжки с самолета. Обучение не обошлось без происшествий. Герман Титов (советский космонавт, дублер Юрия Гагарина, первый в истории человек, совершивший полет в космосе длительностью более суток) во время очередного учебного прыжка ощутил неладное. Потянув за ленту, во время раскрытия купола парашюта стропы обвились друг с другом, не позволив тем самым куполу нормально наполниться воздухом.

К счастью, оперативно среагировав, он сдернул чику запасного парашюта и успешно приземлился на землю. Продолжила свои испытания группа уже на знаменитом Чкаловском аэродроме в Щелковском округе в Московской области. Там они во время полетов тренировались координации движений в невесомости. Состояние кратковременной невесомости можно достичь и в пределах Земли на самолете. После достижения высоты примерно в 7-8 км на скорости около 400 км/ч, пилот снижает тягу двигателей самолета до абсолютного нуля и входит в движение по параболической траектории. Примерно в течение 20 секунд самолет находится в состоянии свободного падения, как раз в этот период сила притяжения не ощущается и внутри салона самолета происходит эффект невесомости. В России для данных испытаний на сегодняшний день используются аэробусы серии ИЛ-76. Так вот. Упражнения по координации движения в невесомости записывались на камеру, после чего инструктор отсматривал материал и давал оценку курсантам. Примечательно, но все, кроме Гагарина и Титова, получали «отлично», а они - «удовлетворительно». Это никак не повлияло на итог, так как в следующем испытании Юрий Алексеевич Гагарин смог проявить свою адаптивность к любой среде, благодаря чему и стал первым человеком в космосе.


После учений по прыжкам с парашютом, летом, члены отряда впервые встретились с Сергеем Павловичем Королевым. Для членов команды он провел инструкцию по заводу, в котором собирался космический корабль «Восток». Гагарин еще до своего полета первым забрался внутрь, в кабину корабля. Его восхитила сложная система бортового компьютера, которая отвечала за работу такого аппарата. Июнем того же года команда перешла к следующим испытаниям. В специальном помещении находилась сурдобарокамера. Сурдобарокамера - это специальное устройство, предназначенное для исследования человеческих реакций на отсутствие звуковых и визуальных внешних раздражителей. Находившиеся в абсолютной изоляции космонавты были подключены к системам мониторинга показателей организма. За ними постоянно наблюдала группа ученых с помощью камер. В течение десяти-пятнадцати дней каждый из членов группы находился в абсолютной тишине и изоляции от внешнего мира. Во время эксперимента произошел один несчастный случай, который закончился, к сожалению, летальным исходом для испытуемого.

Памяти Валентина Бондаренко


Космонавт Валентин Бондаренко, находившийся в закрытой камере, в которой было понижено давление и повышен, примерно в два раза уровень кислорода, погиб из-за неосторожности. На десятый день эксперимента, Валентин решил немного раскинуться и подремать в кресле. Чтобы чувствовать себя более свободным, он решил снять один из датчиков. Место, с которого был снят датчик, он решил протереть ватным тампоном, смоченным чистым спиртом, после он его небрежно выбросил. Ватный тампон, пропитанный спиртом, попал на раскаленную электрическую плитку, на которой до этого Валентин разогревал себе еду. Камера, воздух в которой был с увеличенной в два раза концентрацией кислорода, мгновенно вспыхнула, словно спичка. Из-за разницы в давлении открыть сурдобарокамеру быстро было невозможно. В момент, когда Валентина достали, он был еще жив.

Спустя несколько дней (23 марта 1961 года), находясь в госпитале, он умер. Через 19 дней после его гибели Юрий Гагарин впервые полетел в космос. Документы о смерти Валентина Бондаренко находились в строжайшем секрете, поэтому об этом инциденте мало кто слышал. Лишь недавно, после рассекречивания архивов ЦПК (Центра подготовки космонавтов), были выяснены детали происшествия. После гибели, Валентин был посмертно награжден орденом Красной Звезды, а похоронен в родном Харькове, где жили его родители. Многие до сих пор не верят в официальную версию произошедшего и считают, что Валентин был космонавтом №0, который еще до Гагарина успел слетать в космос. Правда, неудачно. Сам я придерживаюсь официальной версии, так как никаких подтверждений теории «Нулевого космонавта» нет.

Последними словами, которые он произнес перед своей смертью, были: «Никого не наказывайте. Я сам виноват. Сам… »

За все время в ходе испытаний и полетов погибло порядка двадцати двух космонавтов. Валентин Бондаренко является самым первым погибшим космонавтом, который так никогда и не смог побывать за пределами Земли.

Первый человек в космосе


Возвращаясь к истории Юрия Гагарина. Показав свои выдающиеся способности к адаптации, Юрий в очередной раз удивил ученых, продемонстрировав устойчивость своего организма к гипоксии. Находясь в специальной камере, которая имитировала нахождение на высоте 3-5 километров без каких-либо дополнительных примесей кислорода в дыхательной смеси и на высоте 14-15 километров при избыточном давлении и дыхании чуть ли не стопроцентно чистым кислородом, показатели его организма почти никак не менялись. В совокупности с исключительностью, смелостью и оптимистичностью Юрий был идеальным кандидатом на место первого космонавта. В этот момент уже стало ясно, что им будет Гагарин. Месяцы перед стартом «Востока» он проводил за усиленными тренировками. За месяц до полета Юрия Алексеевича были осуществлены тестовые запуски двух космических кораблей 3КА, являвшихся полными копиями того самого «Востока».

Вместо человека на месте космонавта находился манекен, который команда испытателей прозвала Иваном Ивановичем. Оба полета были успешны, однако, страх перед запуском Гагарина в космос не покидал всю команду, работавшую над этой идеей. Так как это был очень ответственный момент в истории Советского Союза, было заготовлено несколько телевизионных эфиров, каждый из которых бы выпустили в зависимости от итога полета. К счастью, все было хорошо. 12 апреля 1961-го года Юрий Гагарин совершил полет вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Страна обрела нового героя. Родители называли своих детей в честь скромного летчика-космонавта Юрия Алексеевича Гагарина. Но самое главное, благодаря этому, ученые выяснили, что невесомость никак не сказывается негативно на здоровье человека. Это был огромный шаг для человечества, который обсуждал весь мир. Без Юрия Алексеевича мы бы жили с вами совсем в ином мире и не мечтали бы в детстве стать космонавтами.

Заключение


Юрий Алексеевич Гагарин - легендарная личность. К сожалению, первый в истории человек побывавший в космосе, погиб 27 марта 1968 года во время тренировочного полета на истребителе. Всего в космосе из «легендарной двадцатки» побывало восемь человек. В следующей статье из цикла истории развития космонавтики в Советском Союзе я расскажу про остальных наших соотечественников, которые не побоялись покинуть пределы нашей Земли на благо будущего потомков. «Рожденный ползать - летать не может», точно не про них.

Спасибо за внимание.

Это не фантастика - это необходимость, и чем больше люди будут летать в космосе, тем больше, эта необходимость будет ощущаться". Эти слова, произнесенные легендарным Главным конструктором Сергеем Павловичем Королёвым в самом начале космической эры, были безусловно пророческими. С тех пор в открытом космосе поработили уже десятки людей, которым много раз пришлось убедиться в справедливости этих слов.

Без права на ошибку

Первый шаг на пути освоения открытого пространства был сделан ровно 40 лет назад - 18 марта 1965 года летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов первым из землян вышел за пределы космического корабля. На этом этапе освоения космоса смельчаки, дерзнувшие покинуть уютную земную поверхность, могли надеяться только на себя и улетевшую вместе с ними технику. Никаких систем спасения в космосе тогда не было - нельзя было пристыковаться, невозможно было и, выйдя из одного корабля, перейти через безвоздушное пространство в другой, спасательный. Технику делали максимально надежной и старались все предусмотреть, но чрезвычайные ситуации все равно случались. Для обеспечения безопасности и повышения эффективности длительных полетов надо было разрабатывать систему спасения и организовывать возможность выхода космонавтов за борт корабля. О такой возможности мечтал еще Константин Эдуардович Циолковский, первым предложивший использовать для выхода в открытый космос специальную шлюзовую камеру.

К выходу в открытое безвоздушное пространство готовились и в США, и в СССР, но первым осуществить эту беспрецедентную по тем временам задачу удалось советским ученым. После того, как на орбите побывало 6 одноместных космических кораблей "Восток" (в том числе в июне 1963 года "Восток-6" с первой женщиной-космонавтом Валентиной Терешковой), конструкторское бюро под руководством С.П. Королева приступило к созданию нового трехместного корабля "Восход". Одновременно с подготовкой полета экипажа из трех человек (его осуществили 12-13 октября 1964 года В. Комаров, К. Феоктистов и Б. Егоров) на базе "Восхода" было решено создать двухместный корабль для выхода человека в открытое безвоздушное пространство. При этом освободившееся после удаления третьего кресла пространство использовали для надевания скафандра и организации входа в шлюзовую камеру, который был врезан в основной люк корабля.

Поначалу предполагалась "постановка эксперимента по разгерметизации контейнера с заключенным в нем животным, находящимся в скафандре. После разгерметизации животное будет выдвинуто (или совершит самостоятельный выход) из космического корабля с последующим возвратом в корабль и приземлением совместно с кораблём". Но от такого шага решили отказаться, и не только потому, что эксперимент с животным потребовал бы разработки специального скафандра и другого сложного оборудования. Выход в открытый космос животного не дал бы ответа на главный вопрос: сможет ли человек ориентироваться и двигаться в столь необычной обстановке - ведь животное не предупредишь о том, что его ждет, и оно не расскажет потом о своих впечатлениях и ощущениях.

Проектная группа конструкторского бюро получила задание - разработать технические средства, обеспечивающие выход человека из космического корабля "Восход". Для этого специалисты проанализировали несколько вариантов выхода. Проще всего было использовать люк, который служил для посадки экипажа в корабль. Но потери воздуха при этом были бы слишком велики, и многие приборы в кабине корабля пришлось бы загерметизировать.

В результате проработки различных технических решений предпочтение было отдано варианту со шлюзовой камерой, которая представляет собой небольшое изолированное со всех сторон пространство, где временно находится одетый в скафандр космонавт, пока постепенно выпускается весь окружающий его воздух, после чего открывается люк наружу. Возвращение в корабль происходит в обратном порядке - закрытая изнутри и снаружи шлюзовая камера наполняется воздухом, после чего открывается внутренний люк и космонавт оказывается внутри корабля.

Сама камера была надувной и располагалась вне жесткого корпуса космического корабля. При выходе на орбиту в свернутом виде она помещалась под обтекателем корабля. А после выхода в космос перед спуском на Землю основную ее часть отстреливали и корабль входил в плотные слои атмосферы почти в обычном виде - имея лишь небольшой нарост в области входного люка. Проведенные заранее испытания на "Космосе-110" показали, что баллистика спускаемого отсека из-за остатков шлюзовой камеры не пострадала. Если бы "отстрел" камеры по каким-нибудь причинам не состоялся, то экипажу предстояло снова облачиться в скафандры и, разгерметизировав корабль и высунувшись в люк, вручную обрезать мешающую спуску на Землю шлюзовую камеру.

"Выходной костюм"

Понятно, что для выживания в условиях вакуума нужна была специальная одежда, за ее разработку взялось НПО "Звезда". В первые полеты космонавты отправлялись в спасательных скафандрах СК-1, весящих всего 30 кг, с автономным обеспечением кислородом на случай какой-нибудь аварии и так называемой положительной плавучестью - на случай, если вместо приземления произойдет приводнение. Но для выхода в космос и активной работы там были нужны принципиально другие "костюмы", с более мощной системой жизнеобеспечения, терморегуляции и защиты от солнечной радиации и космического холода.

Скафандр "Беркут", в котором тренировались и выходили в открытый космос космонавты, существенно отличался от того, в котором летали на "Востоках". Для повышения надежности ввели дополнительную резервную герметичную оболочку. Верхний комбинезон сшили из многослойной металлизированной ткани - экранно-вакуумной изоляции. По сути, он представлял собой термос, состоящий из нескольких слоев пластиковой пленки, покрытой алюминием. Прокладки из экранно-вакуумной изоляции монтировались также в перчатки и в обувь. Наружная одежда предохраняла космонавта и от возможных механических повреждений герметичной части скафандра, так как шилась она из очень прочных искусственных тканей, не боящихся высоких и низких температур. Скафандр заметно потяжелел - добавила веса и система жизнеобеспечения. Она размещалась в наспинном ранце и включала кроме системы вентиляции еще два 2-литровых баллона с кислородом. На корпусе ранца крепился штуцер для их заправки и окошко манометра для контроля за давлением. На случай нештатной ситуации в шлюзовой камере имелась резервная кислородная система, соединяемая со скафандром при помощи шланга.

Общий вес "выходного костюма" приблизился к 100 кг, и во время земных тренировок космонавтам приходилось ездить в своеобразном "бегунке", поддерживающем жёсткую часть скафандра. Но в невесомости масса скафандра не играла существенной роли. Гораздо больше помех создавало давление воздуха, заполнявшего герметичную оболочку, делая скафандр жестким и неподатливым. Космонавтам приходилось с усилием преодолевать сопротивление собственного облачения. Алексей Леонов вспоминал: "Для того, например, чтобы сжать кисть руки в перчатке, требовалось усилие в 25 килограммов". Поэтому во время подготовки к полету физической форме придавалось особое значение: космонавты совершали ежедневные кроссы или лыжные пробежки, усиленно занимались гимнастикой и тяжелой атлетикой.

Цвет скафандра также изменился: чтобы лучше отражать солнечные лучи, он из оранжевого стал белым. На шлеме появился светофильтр, защищающий от яркого солнечного света. Словом, современный скафандр - это настоящее чудо техники и, по твердому мнению конструкторов, - "машина посложнее автомобиля".

Наземные тренировки

Одновременно с началом доработки корабля "Восход" к подготовке к полету приступили два экипажа космонавтов: Алексей Леонов с Павлом Беляевым и их дублеры - Виктор Горбатко и Евгений Хрунов. Леонов вспоминал: "В конце 1963 года мы посетили опытно-конструкторское бюро Королева, где изготавливались корабли и мы изучали космическую технику. Нас встретил Сергей Павлович, провел в цех и показал макет корабля "Восход", снабженного какой-то странной камерой. Заметив наше удивление, он сказал, что это шлюз для выхода в свободное космическое пространство. Сергей Павлович предложил мне облачиться в скафандр и попробовать выполнить эксперимент. После двухчасовой работы, во время которой мне пришлось изрядно потрудиться, я высказал Королеву свои соображения. Помню, сказал, что выполнить задание можно, надо только все хорошо продумать".

Во время тренировок для более свободного владения своим телом космонавты выполняли специальный комплекс физических упражнений, прыгали с высоты в воду, тренировались на батуте, спускались на парашюте, проводили занятия на специальном устройстве - свободно вращающейся "скамье Жуковского". Работа на тренажерах, имитирующих безопорное пространство, должна была помочь космонавтам увереннее чувствовать себя в открытом космосе.

Тренировались космонавты и в условиях настоящей невесомости, но лишь кратковременно - в летящем по особой траектории самолёте. "Десятки раз, - вспоминает Леонов, - мы поднимались в воздух и в короткие отрезки времени шаг за шагом оттачивали все детали по выходу в открытый космос и по входу в кабину космического корабля". Для этого в просторном салоне самолёта Ту-104 был установлен макет кабины "Восхода-2" со шлюзовой камерой в натуральную величину. Самолёт разгонялся, пикируя вниз, и круто уходил вверх, выполняя фигуру высшего пилотажа "горка", во время которой и наступала "невесомость". "Качество" получающейся невесомости всецело зависело от мастерства пилота, который, опираясь только на данные собственного вестибулярного аппарата, заставлял самолет лететь по параболе, имитируя свободное падение. При каждом таком маневре невесомость длилась чуть больше 20 секунд, и за это время космонавтам нужно было выполнить запланированную часть тренировки. За 1,5 часа полета самолета делалось 5 таких "горок", и в общей сложности набиралось около 2 минут невесомости.

Составляющие успеха

До момента первого выхода человека в открытый космос высказывались противоречивые предположения. Одни утверждали, что космонавт может "привариться" к кораблю. И такие опасения, основанные на известных опытах по холодной сварке в вакууме, высказывались вполне серьезно, хотя в значительной степени они были сняты испытаниями в термобарокамере. Другие полагали, что человек, лишенный привычной опоры, не сумеет сделать за бортом корабля ни одного движения. Третьи считали, что бесконечное пространство вызовет страх у человека и негативно отразится на его психике... Так или иначе, но того, как встретит космос человека, рискнувшего сделать в его пространстве первый шаг, в точности не знал никто, в том числе и Главный конструктор. "Если будет очень трудно, принимайте решение в зависимости от обстановки",- говорил Королев космонавтам. В крайнем случае экипажу разрешалось "ограничиться лишь открытием люка и... выставлением за борт руки".

И здесь необходимо было решить еще одну немаловажную проблему. Заключалась она в том, что при подборе экипажа нужно было учесть не только цели и задачи полета, а также его продолжительность и сложность предстоящей работы, но и индивидуально-психологические особенности космонавтов, основанные на исследованиях психологов. От экипажа космического корабля "Восход-2" требовались особая слаженность и сработанность. Такую сложную задачу, как первый выход человека в открытый космос из кабины корабля через шлюзовую камеру, можно было решить только при полном взаимопонимании, доверии и уверенности друг в друге. При распределении обязанностей между членами экипажа учитывали не столько профессиональную подготовку, сколько индивидуально-психологические качества космонавтов.

Как отмечали специалисты-психологи, для Беляева были характерны воля и выдержка, позволяющие ему не теряться в самых сложных ситуациях, логическое мышление , большая настойчивость в преодолении трудностей при достижении поставленной цели. Леонов же относился к холерическому типу - порывистый, смелый, решительный, он был способен легко развивать кипучую деятельность. Кроме того, будучи наделенным художественным даром, Леонов мог быстро охватывать взором и запоминать целые картины, а затем довольно точно воспроизводить их. Эти два разных по характеру человека хорошо дополняли друг друга, образуя, по выражению психологов, "высокосовместимую группу", которая действительно смогла успешно выполнить сложную программу по выходу в открытый космос и составить подробный о неожиданностях и проблемах, связанных с работой в открытом космосе.

В ходе подготовки к полету старались предусмотреть любые неожиданности, отрабатывались действия в возможных аварийных ситуациях. Например, очень тщательно было проработано поведение командира экипажа на тот случай, если с вышедшим в открытый космос вторым членом команды произошло непредвиденное и командиру пришлось оказывать ему помощь. Кроме того, обрести необходимую уверенность и спокойствие экипажу помогал большой опыт летной работы.

"Мы рассуждали так: на самолётах мы летали, с парашютами прыгали, следовательно, не может быть, чтобы психологический барьер оказался для нас серьезным препятствием", - вспоминал А. Леонов.

Человек за бортом

18 марта 1965 года "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог надеть ему ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода, затем наполнил шлюзовую камеру воздухом, нажал кнопку и люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой, открылся. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, Беляев закрыл люк в камеру и начал ее разгерметизацию, затем нажал на кнопку и открыл люк камеры. Оставалось сделать последний шаг…

Алексей Леонов мягко оттолкнулся от корабля, осторожно подвигал руками и ногами. Движения выполнялись сравнительно легко, и он, раскинув руки, как крылья, стал свободно парить в безвоздушном пространстве высоко над Землей, при этом 5-метровый фал надежно связывал его с кораблем. С борта корабля за Леоновым постоянно следили две телевизионные камеры (и хотя их разрешающая способность была невысока, потом на Земле был смонтирован вполне приличный фильм о первом выходе землянина в открытый космос).

Беляев передал на Землю: "Человек вышел в космическое пространство!" Леонов отлетел от корабля примерно на метр, затем снова вернулся к нему. Прямо внизу проплывало Чёрное море, Леонов смог разглядеть идущий далеко от берега корабль, ярко освещённый Солнцем. Когда пролетали над Волгой, Беляев подключил телефон в скафандре Леонова к передаче Московского радио - Левитан читал сообщение ТАСС о выходе человека в открытый космос.

Пять раз космонавт улетал от корабля и возвращался. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60° и охлаждалась в тени до -100°С.

Когда Леонов увидел Иртыш и Енисей, ему поступила команда Беляева возвращаться в кабину, но сделать это оказалось непросто. Дело в том, что в вакууме скафандр Леонова раздулся. То, что подобное может произойти, было ожидаемым, но вряд ли кто-нибудь предполагал, что настолько сильно. Леонов не мог втиснуться в люк шлюза, а советоваться с Землей было некогда. Он делал попытку за попыткой - все безрезультатно, а запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые неумолимо заканчивались. В конце концов, Леонов сбросил давление в скафандре и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, решил "вплыть" лицом вперед, и, к счастью, ему это удалось... Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут, за это короткое время он взмок, как будто на него вылили ушат воды, - так велика была физическая нагрузка.

По приемнику с Земли на разных голосах продолжали доноситься восторженные сообщения о новом советском эксперименте, а экипаж начал готовиться к спуску. Программой полета предусматривалось осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. Задержка команды на включение тормозных двигателей составила 45 секунд. В результате приземлились космонавты далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 км северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, поисковой службы, как таковой, тогда еще не было. Посадке вертолетов помешали высокие деревья, теплую одежду для космонавтов также не удалось сбросить. Поэтому ночь им пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей, расчистивший площадку для небольшого вертолета. На следующий день Беляев и Леонов были доставлены на Байконур.

Оценку значения совершенного Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым дал Главный конструктор С.П. Королев: "Перед экипажем корабля "Восход-2" была поставлена труднейшая, качественно иная, чем в предыдущих полетах, задача. От ее успешного решения зависело дальнейшее развитие космонавтики, пожалуй, не в меньшей степени, чем от успеха первого космического полета... значение этого подвига трудно переоценить: их полет показал, что человек может жить в свободном космосе, выходить из корабля... он может работать всюду так, как это окажется необходимым. Без такой возможности нельзя было бы думать о прокладывании новых путей в космосе".

Заокеанские рекорды

Американцы тоже планировали осуществить выход человека в открытый космос и надеялись сделать это первыми. На Земле для решения этой задачи в барокамере тренировался Эдвард Уайт, летчик-испытатель ВВС США. Он вступил в отряд астронавтов в 1962 году, к этому времени имел самый большой опыт пребывания в невесомости, поскольку летал на транспортном самолете КС-13В, где имитировалась невесомость при тренировках астронавтов.

Выход советского космонавта в открытый космос был расценен в США как очередной вызов - в те годы шло соревнование в космосе двух сверхдержав, и американские специалисты вынуждены были активизировать свои усилия. По первоначальному плану Уайту предстояло лишь выглянуть из открытого на орбите люка. Но - программу предстоящего полета пришлось менять на ходу.

Готовившийся к выходу в открытый космос Уайт не ожидал, что его час пробьет так быстро. О предстоящем полете с выходом астронавта в открытый космос NASA объявило 25 мая 1965 года, а уже 3 июня в космос стартовал аппарат "Джемини-4" с астронавтами Д. Макдивиттом и Э. Уайтом на борту. Вскоре после того, как "Джемини" вышел на орбиту, астронавты стали готовиться к выполнению своей основной миссии. Поскольку на "Джемини" в отличие от "Восхода" не было шлюзовой камеры, астронавты откачали из кабины воздух и открыли входной люк. Уайт оттолкнулся от корабля и "выплыл" в открытый космос, Макдивитт снимал его действия кинокамерой, С кораблем Уайта связывал позолоченный фал длиной 7,6 м, через этот же фал поступал необходимый для дыхания кислород.

Уайт находился за бортом корабля 22 минуты, и его, так же как и Леонова, поразил открытый космос: "Я видел потрясающие, не поддающиеся описанию картины". Какое богатство красок! Яркие цвета неба сменялись видами облаков, суши, океана... Лазурь океана была такой глубокой. Зеленые и бурые краски суши казались куда более естественными, чем с летящего на сравнительно небольшой высоте самолета".

За 40 лет истории выходов и работы в открытом космосе - специалисты называют её внекорабельной деятельностью - продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход выросла от 12 минут (А. Леонов, 16 марта 1965 года) до 9 часов (Д. Восс и С. Хелмс, выход из американского челнока "Дискавери" 11 марта 2001 года для работ на МКС). Создание и поддержание в рабочей форме МКС вообще было бы невозможно без продолжительных выходов в открытый космос и выполнения огромного объёма монтажных и ремонтных работ.

Предшественницы МКС - советские орбитальные станции "Салют", "Мир" и американская "Скайлэб" а процессе эксплуатации неоднократно усложнялись, и срок их службы многократно продлевался. Соответственно, повышалась вероятность возникновения неисправностей и насущной становилась необходимость контроля состояния отдельных узлов и агрегатов, в том числе находящихся снаружи - в открытом космосе. Интенсивность выходов выросла в несколько раз - если первая сотня выходов в открытый космос набралась за 17 лет, то вторая сотня в три раза быстрее - всего зa 9 лет. За историю пилотируемой космонавтики было совершено 140 выходов в открытый космос (данные на 1 февраля 2005 г.). Наибольшее количество выходов в открытый космос совершил Анатолий Соловьев. На его счету их 16 суммарной продолжительностью 71 часов 32 минуты. 10 выходов суммарной продолжительностью 42 часа совершил Сергей Авдеев. Среди американцев лидирует Джерри Росс - 9 выходов в открытый космос, он провел за бортом 58 часов. Первой женщиной, совершившей выход в открытый космос 25 июля 1984 года, стала Светлана Савицкая.

Во второй половине XX в. человечество ступило на порог Вселенной - вышло в космическое пространство. Дорогу в космос открыла наша Родина. Первый искусственный спутник Земли, открывший космическую эру, запущен бывшим Советским Союзом, первый космонавт мира - гражданин бывшего СССР.

Космонавтика - это громадный катализатор современной науки и техники, ставший за невиданно короткий срок одним из главный рычагов современного мирового процесса. Она стимулирует развитие электроники, машиностроения, материаловедения, вычислительной техники, энергетики и многих других областей народного хозяйства.

В научном плане человечество стремится найти в космосе ответ на такие принципиальные вопросы, как строение и эволюция Вселенной, образование Солнечной системы, происхождение и пути развития жизни. От гипотез о природе планет и строении космоса, люди перешли к всестороннему и непосредственному изучению небесных тел и межпланетного пространства с помощью ракетно-космической техники.

В освоении космоса человечеству предстоит изучит различные области космического пространства: Луну, другие планеты и межпланетное пространство.

Активные, приключенческие, развлекательные, экскурсионные туры по России. Города Золотого кольца России, Тамбов, Санкт-Петербург, Карелия, Кольский полуостров, Калининград, Брянск, Великий Новгород, Великий Устюг, Казань, Владимир, Вологда, Орел, Кавказ, Урал, Алтай, Байкал, Сахалин, Камчатка и в другие города России.

История освоения космоса - самый яркий пример торжества человеческого разума над непокорной материей в кратчайший срок. С того момента, как созданный руками человека объект впервые преодолел земное притяжение и развил достаточную скорость, чтобы выйти на орбиту Земли, прошло всего лишь чуть более пятидесяти лет - ничто по меркам истории! Большая часть населения планеты живо помнит времена, когда полёт на Луну считался чем-то из области фантастики, а мечтающих пронзить небесную высь признавали, в лучшем случае, неопасными для общества сумасшедшими. Сегодня же космические корабли не только «бороздят просторы», успешно маневрируя в условиях минимальной гравитации, но и доставляют на земную орбиту грузы, космонавтов и космических туристов. Более того - продолжительность полёта в космос ныне может составлять сколь угодно длительное время: вахта российских космонавтов на МКС, к примеру, длится по 6-7 месяцев. А ещё за прошедшие полвека человек успел походить по Луне и сфотографировать её тёмную сторону, осчастливил искусственными спутниками Марс, Юпитер, Сатурн и Меркурий, «узнал в лицо» отдалённые туманности с помощью телескопа «Хаббл» и всерьёз задумывается о колонизации Марса. И хотя вступить в контакт с инопланетянами и ангелами пока не удалось (во всяком случае, официально), не будем отчаиваться - ведь всё ещё только начинается!

Мечты о космосе и пробы пера

Впервые в реальность полёта к дальним мирам прогрессивное человечество поверило в конце 19 века. Именно тогда стало понятно, что если летательному аппарату придать нужную для преодоления гравитации скорость и сохранять её достаточное время, он сможет выйти за пределы земной атмосферы и закрепиться на орбите, подобно Луне, вращаясь вокруг Земли. Загвоздка была в двигателях. Существующие на тот момент экземпляры либо чрезвычайно мощно, но кратко «плевались» выбросами энергии, либо работали по принципу «ахнет, хряснет и пойдёт себе помаленьку». Первое больше подходило для бомб, второе - для телег. Вдобавок регулировать вектор тяги и тем самым влиять на траекторию движения аппарата было невозможно: вертикальный старт неизбежно вёл к её закруглению, и тело в результате валилось на землю, так и не достигнув космоса; горизонтальный же при таком выделении энергии грозил уничтожить вокруг всё живое (как если бы нынешнюю баллистическую ракету запустили плашмя). Наконец, в начале 20 века исследователи обратили внимание на ракетный двигатель, принцип действия которого был известен человечеству ещё с рубежа нашей эры: топливо сгорает в корпусе ракеты, одновременно облегчая её массу, а выделяемая энергия двигает ракету вперёд. Первую ракету, способную вывести объект за пределы земного притяжения, спроектировал Циолковский в 1903 году.

Вид на Землю с МКС

Первый искусственный спутник

Время шло, и хотя две мировые войны сильно замедлили процесс создания ракет для мирного использования, космический прогресс всё же не стоял на месте. Ключевой момент послевоенного времени - принятие так называемой пакетной схемы расположения ракет, применяемой в космонавтике и поныне. Её суть - в одновременном использовании нескольких ракет, размещённых симметрично по отношению к центру массы тела, которое требуется вывести на орбиту Земли. Таким образом обеспечивается мощная, устойчивая и равномерная тяга, достаточная, чтобы объект двигался с постоянной скоростью 7,9 км/с, необходимой для преодоления земного тяготения. И вот 4 октября 1957 года началась новая, а точнее первая, эра в освоении космоса - запуск первого искусственного спутника Земли, как всё гениальное названного просто «Спутник-1», с помощью ракеты Р-7, спроектированной под руководством Сергея Королёва. Силуэт Р-7, прародительницы всех последующих космических ракет, и сегодня узнаваем в суперсовременной ракете-носителе «Союз», успешно отправляющей на орбиту «грузовики» и «легковушки» с космонавтами и туристами на борту - те же четыре «ноги» пакетной схемы и красные сопла. Первый спутник был микроскопическим, чуть более полуметра в диаметре и весил всего 83 кг. Полный виток вокруг Земли он совершал за 96 минут. «Звёздная жизнь» железного пионера космонавтики продлилась три месяца, но за этот период он прошёл фантастический путь в 60 миллионов км!

Первые живые существа на орбите

Успех первого запуска окрылял конструкторов, и перспектива отправить в космос живое существо и вернуть его целым и невредимым уже не казалась неосуществимой. Всего через месяц после запуска «Спутника-1» на борту второго искусственного спутника Земли на орбиту отправилось первое животное - собака Лайка. Цель у неё была почётная, но грустная - проверить выживаемость живых существ в условиях космического полёта. Более того, возвращение собаки не планировалось… Запуск и вывод спутника на орбиту прошли успешно, но после четырёх витков вокруг Земли из-за ошибки в расчётах температура внутри аппарата чрезмерно поднялась, и Лайка погибла. Сам же спутник вращался в космосе ещё 5 месяцев, а затем потерял скорость и сгорел в плотных слоях атмосферы. Первыми лохматыми космонавтами, по возвращении приветствовавшими своих «отправителей» радостным лаем, стали хрестоматийные Белка и Стрелка, отправившиеся покорять небесные просторы на пятом спутнике в августе 1960 г. Их полёт длился чуть более суток, и за это время собаки успели облететь планету 17 раз. Всё это время за ними наблюдали с экранов мониторов в Центре управления полётами - кстати, именно по причине контрастности были выбраны белые собаки - ведь изображение тогда было чёрно-белым. По итогам запуска также был доработан и окончательно утверждён сам космический корабль - всего через 8 месяцев в аналогичном аппарате в космос отправится первый человек.

Помимо собак и до, и после 1961 г в космосе побывали обезьяны (макаки, беличьи обезьяны и шимпанзе), кошки, черепахи, а также всякая мелочь – мухи, жуки и т. д.

В этот же период СССР запустил первый искусственный спутник Солнца, станция «Луна-2» сумела мягко прилуниться на поверхность планеты, а также были получены первые фотографии невидимой с Земли стороны Луны.

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос».

Человек в космосе

День 12 апреля 1961 г. разделил историю освоения космических далей на два периода - «когда человек мечтал о звёздах» и «с тех пор, как человек покорил космос». В 9:07 по московскому времени со стартовой площадки № 1 космодрома Байконур был запущен космический корабль «Восток-1» с первым в мире космонавтом на борту - Юрием Гагариным. Совершив один виток вокруг Земли и проделав путь в 41 тыс. км, спустя 90 минут после старта, Гагарин приземлился под Саратовом, став на долгие годы самым знаменитым, почитаемым и любимым человеком планеты. Его «поехали!» и «всё видно очень ясно - космос чёрный - земля голубая» вошли в список наиболее известных фраз человечества, его открытая улыбка, непринуждённость и радушие растопили сердца людей по всему миру. Первый полёт человека в космос управлялся с Земли, сам Гагарин являлся скорее пассажиром, хотя и великолепно подготовленным. Нужно отметить, что условия полёта были далеки от тех, что предлагаются ныне космическим туристам: Гагарин испытывал восьми-десятикратные перегрузки, был период, когда корабль буквально кувыркался, а за иллюминаторами горела обшивка и плавился металл. В течение полёта произошло несколько сбоев в различных системах корабля, но к счастью, космонавт не пострадал.

Вслед за полётом Гагарина знаменательные вехи в истории освоения космоса посыпались одна за другой: был совершён первый в мире групповой космический полёт, затем в космос отправилась первая женщина-космонавт Валентина Терешкова (1963 г), состоялся полёт первого многоместного космического корабля, Алексей Леонов стал первым человеком, совершившим выход в открытый космос (1965 г) - и все эти грандиозные события - целиком заслуга отечественной космонавтики. Наконец, 21 июля 1969 г состоялась первая высадка человека на Луну: американец Нил Армстронг сделал тот самый «маленький-большой шаг».

Лучший вид в Солнечной системе

Космонавтика - сегодня, завтра и всегда

Сегодня путешествия в космос воспринимаются как нечто само собой разумеющееся. Над нами летают сотни спутников и тысячи прочих нужных и бесполезных объектов, за секунды до восхода солнца из окна спальни можно увидеть вспыхнувшие в ещё невидимых с земли лучах плоскости солнечных батарей Международной космической станции, космические туристы с завидной регулярностью отправляются «бороздить просторы» (тем самым воплощая в реальность ерническую фразу «если очень захотеть, можно в космос полететь») и вот-вот начнётся эра коммерческих суборбитальных полётов с чуть ли не двумя отправлениями ежедневно. Освоение космоса управляемыми аппаратами и вовсе поражает всякое воображение: тут и снимки давно взорвавшихся звёзд, и HD-изображения дальних галактик, и веские доказательства возможности существования жизни на других планетах. Корпорации-миллиардеры уже согласовывают планы по строительству на орбите Земли космических отелей, да и проекты колонизации соседних нам планет давно не кажутся отрывком из романов Азимова или Кларка. Очевидно одно: однажды преодолев земное тяготение, человечество будет вновь и вновь стремиться ввысь, к бесконечным мирам звёзд, галактик и вселенных. Хочется пожелать только, чтобы нас никогда не покидала красота ночного неба и мириадов мерцающих звёзд, по-прежнему манящих, таинственных и прекрасных, как в первые дни творения.

Космос раскрывает свои тайны

Академик Благонравов остановился на некоторых новых достижениях советской науки: в области физики космоса.

Начиная со 2 января 1959 года, при каждом полете советских космических ракет проводилось исследование излучений на больших расстояниях от Земли. Детальному изучению подвергся открытый советскими учеными так называемый внешний радиационный пояс Земли. Изучение состава частиц радиационных поясов с помощью различных сцинтилляционных и газоразрядных счетчиков, находившихся на спутниках и космических ракетах, позволило установить, что во внешнем поясе присутствуют электроны значительных энергий до миллиона электронвольт и даже выше. При торможении в оболочках космических кораблей они создают интенсивное пронизывающее рентгеновское излучение. При полете автоматической межпланетной станции в сторону Венеры была определена средняя энергия этого рентгеновского излучения на расстояниях от 30 до 40 тысяч километров от центра Земли, составляющая около 130 килоэлектронвольт. Эта величина мало изменялась с изменением расстояния, что позволяет судить о постоянном энергетическом спектре электронов в этой области.

Уже первые исследования показали нестабильность внешнего пояса радиации, перемещения максимума интенсивности, связанные с магнитными бурями, вызываемыми солнечными корпускулярными потоками. Последние измерения с автоматической межпланетной станции, запущенной в сторону Венеры, показали, что хотя ближе к Земле происходят изменения интенсивности, но наружная граница внешнего пояса при спокойном состоянии магнитного поля практически на протяжении двух лет оставалась постоянной как по интенсивности, так и по пространственному расположению. Исследования последних лет позволили также построить модель ионизованной газовой оболочки Земли на основе экспериментальных данных для периода, близкого к максимуму солнечной деятельности. Наши исследования показали, что на высотах меньше тысячи километров основную роль играют ионы атомарного кислорода, а начиная с высот, лежащих между одной и двумя тысячами километров, в ионосфере превалируют ионы водорода. Протяженность самой внешней области ионизованной газовой оболочки Земли, так называемой водородной «короны», весьма велика.

Обработка результатов измерений, проведенных на первых советских космических ракетах, показала, что на высотах примерно от 50 до 75 тысяч километров за пределами внешнего радиационного пояса обнаружены потоки электронов с энергиями, превышающими 200 электронвольт. Это позволило предположить существование третьего самого внешнего пояса заряженных частиц с большой интенсивностью потоков, но меньшей энергией. После пуска в марте 1960 года американской космической ракеты «Пионер V» были получены данные, которые подтвердили наши предположения о существовании третьего пояса заряженных частиц. Этот пояс, по-видимому, образуется в результате проникновения солнечных корпускулярных потоков в периферийные области магнитного поля Земли.

Были получены новые данные в отношении пространственного расположения радиационных поясов Земли, обнаружена область повышенной радиации в южной части Атлантического океана, что связано с соответствующей магнитной земной аномалией. В этом районе нижняя граница внутреннего радиационного пояса Земли опускается до 250 – 300 километров от поверхности Земли.

Полеты второго и третьего кораблей-спутников дали новые сведения, которые позволили составить карту распределения радиации по интенсивности ионов над поверхностью земного шара. (Докладчик демонстрирует эту карту перед слушателями).

Впервые токи, создаваемые положительными ионами, входящими в состав солнечного корпускулярного излучения, были зарегистрированы вне магнитного поля Земли на расстояниях порядка сотен тысяч километров от Земли, при помощи трехэлектродных ловушек заряженных частиц, установленных на советских космических ракетах. В частности, на автоматической межпланетной станции, запущенной по направлению к Венере, были установлены ловушки, ориентированные на Солнце, одна из которых предназначалась для регистрации солнечного корпускулярного излучения. 17 февраля, во время сеанса связи с автоматической межпланетной станцией, было зарегистрировано прохождение ее через значительный поток корпускул (с плотностью порядка 10 9 частиц на квадратный сантиметр в секунду). Это наблюдение совпало с наблюдением магнитной бури. Такие опыты открывают пути к установлению количественных соотношений между геомагнитными возмущениями и интенсивностью солнечных корпускулярных потоков. На втором и третьем кораблях-спутниках была изучена в количественном выражении радиационная опасность, вызываемая космическими излучениями за пределами земной атмосферы. Эти же спутники были использованы для исследования химического состава первичного космического излучения. Новая аппаратура, установленная на кораблях-спутниках, включала фотоэмульсионный прибор, предназначенный для экспонирования и проявления непосредственно на борту корабля стопки толстослойных эмульсий. Полученные результаты имеют большую научную ценность для выяснения биологического влияния космических излучений.

Технические проблемы полета

Далее докладчик остановился на ряде существенных проблем, обеспечивших организацию полета человека в космос. Прежде всего надо было решить вопрос о методах выведения на орбиту тяжелого корабля, для чего нужно было иметь мощную ракетную технику. Такая техника у нас создана. Однако недостаточно было сообщить кораблю скорость, превышающую первую космическую. Необходима была еще и высокая точность выведения корабля на заранее рассчитанную орбиту.

Следует иметь в виду, что требования к точности движения по орбите в дальнейшем будут повышаться. Это потребует проведения коррекции движения с помощью специальных двигательных установок. К проблеме коррекции траекторий примыкает проблема маневра направленного изменения траектории полета космического аппарата. Маневры могут осуществляться с помощью импульсов, сообщаемых реактивным двигателем на отдельных специально выбранных участках траекторий, либо с помощью тяги, действующей длительное время, для создания которой применены двигатели электрореактивного типа (ионные, плазменные).

В качестве примеров маневра можно указать переход на более высоко лежащую орбиту, переход на орбиту, входящую в плотные слои атмосферы для торможения и посадки в заданном районе. Маневр последнего типа применялся при посадке советских кораблей-спутников с собаками на борту и при посадке корабля-спутника «Восток».

Для осуществления маневра, выполнения ряда измерений и для других целей необходимо обеспечить стабилизацию корабля-спутника и его ориентацию в пространстве, сохраняемую в течение определенного промежутка времени или изменяемую по заданной программе.

Переходя к проблеме возвращения на Землю, докладчик остановился на следующих вопросах: торможение скорости, защита от нагрева при движении в плотных слоях атмосферы, обеспечение приземления в заданном районе.

Торможение космического аппарата, необходимое для гашения космической скорости, может быть осуществлено либо с помощью специальной мощной двигательной установки, либо посредством торможения аппарата в атмосфере. Первый из этих способов требует весьма больших запасов веса. Использование сопротивления атмосферы для торможения позволяет обойтись сравнительно небольшими дополнительными весами.

Комплекс проблем, связанных с разработкой защитных покрытий при торможении аппарата в атмосфере и организацией процесса входа с приемлемыми для организма человека перегрузками, представляет собой сложную научно-техническую задачу.

Бурное развитие космической медицины поставило на повестку дня вопрос о биологической телеметрии как об основном средстве врачебного контроля и научного медицинского исследования во время космического полета. Использование радиотелеметрии накладывает специфический отпечаток на методику и технику медико-биологических исследований, поскольку к аппаратуре, размещаемой на борту космических кораблей, предъявляется ряд специальных требований. Эта аппаратура должна иметь очень небольшой вес, малые габариты. Она должна быть рассчитана на минимальное энергопотребление. Кроме того, бортовая аппаратура должна устойчиво работать на активном участке и при спуске, когда действуют вибрации и перегрузки.

Датчики, предназначенные для преобразования физиологических параметров в электрические сигналы, должны быть миниатюрными, рассчитанными на длительную работу. Они не должны создавать неудобств космонавту.

Широкое применение радиотелеметрии в космической медицине заставляет исследователей обратить серьезное внимание на конструирование такой аппаратуры, а также на согласование объема необходимой для передачи информации с емкостью радиоканалов. Поскольку новые задачи, стоящие перед космической медициной, приведут к дальнейшему углублению исследований, к необходимости значительного увеличения количества регистрируемых параметров, потребуется внедрение систем, запоминающих информации, и методов кодирования.

В заключение докладчик остановился на вопросе о том, почему для первого космического путешествия был выбран именно вариант облета Земли по орбите. Этот вариант представлял собою решительный шаг к завоеванию космического пространства. Им обеспечивалось исследование вопроса о влиянии длительности полета на человека, решалась задача управляемого полета, задача управления спуском, вхождения в плотные слои атмосферы и благополучного возвращения на Землю. По сравнению с этим полет, осуществленный недавно в США, представляется малоценным. Он мог иметь значение как промежуточный вариант для проверки состояния человека при этапе набора скорости, при перегрузках во время спуска; но после полета Ю. Гагарина в такой проверке уже не было надобности. В этом варианте эксперимента безусловно преобладал элемент сенсации. Единственную ценность этого полета можно видеть в проверке действия разработанных систем, обеспечивающих вхождение в атмосферу и приземление, но, как мы видели, проверка подобных систем, разработанных у нас в Советском Союзе для более сложных условий, была надежно осуществлена еще ранее первого космического полета человека. Таким образом, ни в какое сравнение не могут быть поставлены достижения, полученные у нас 12 апреля 1961 г., с тем, что до настоящего времени оказалось достигнуто в США.

И как бы ни старались, говорит академик, враждебно настроенные по отношению к Советскому Союзу люди за рубежом своими измышлениями умалить успехи нашей науки и техники, весь мир оценивает эти успехи должным образом и видит, насколько вырвалась наша страна вперед по пути технического прогресса. Я лично был свидетелем того восторга и восхищения, которые были вызваны известием об историческом полете нашего первого космонавта среди широких масс итальянского народа.

Полет прошел исключительно успешно

Доклад о биологических проблемах космических полетов сделал академик Н. М. Сисакян. Он охарактеризовал основные этапы развития космической биологии и подвел некоторые итоги научных биологических исследований, связанных с космическими полетами.

Докладчик привел медико-биологические характеристики полета Ю. А. Гагарина. В кабине поддерживалось барометрическое давление в пределах 750 – 770 миллиметров ртутного столба, температура воздуха – 19 – 22 градуса Цельсия, относительная влажность – 62 – 71 процент.

В предстартовом периоде, примерно за 30 минут до старта космического корабля, частота сердечных сокращений составила 66 в минуту, частота дыхания – 24. За три минуты до старта некоторое эмоциональное напряжение проявилось в увеличении частоты пульса до 109 ударов в минуту, дыхание продолжало оставаться ровным и спокойным.

В момент старта корабля и постепенного набора скорости частота сердцебиения возросла до 140 – 158 в минуту, частота дыхания составляла 20 – 26. Изменения физиологических показателей на активном участке полета, по данным телеметрической записи электрокардиограмм и пнеймограмм, были в допустимых пределах. К концу активного участка частота сердечных сокращений составила уже 109, а дыхания – 18 в минуту. Иными словами, эти показатели достигли значений, характерных для ближайшего к старту момента.

При переходе к невесомости и полете в этом состоянии показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем последовательно приближались к исходным значениям. Так, уже на десятой минуте невесомости частота пульса достигла 97 ударов в минуту, дыхания – 22. Работоспособность не нарушилась, движения сохранили координацию и необходимую точность.

На участке спуска, при торможении аппарата, когда вновь возникали перегрузки, были отмечены кратковременные, быстро преходящие периоды учащения дыхания. Однако уже при подходе к Земле дыхание стало ровным, спокойным, с частотой около 16 в минуту.

Через три часа после приземления частота сердечных сокращений составляла 68, дыхание – 20 в минуту, т. е. величины, характерные для спокойного, нормального состояния Ю. А. Гагарина.

Все это свидетельствует о том, что полет прошел исключительно успешно, самочувствие и общее состояние космонавта на всех участках полета было удовлетворительным. Системы жизнеобеспечения работали нормально.

В заключение докладчик остановился на важнейших очередных проблемах космической биологии.

Кто они - первые люди в космосе? Вторая половина двадцатого столетия знаменательна многими событиями. Одним из самых грандиозных было открытие человеком космического пространства. Советскому Союзу принадлежала ведущая роль в этом качественном скачке, которое осуществило человечество, начиная осваивать космос. Несмотря на сильнейшее соперничество между ведущими державами мира, СССР и США, первые люди в космосе были из Советского Союза, что вызывало приступы бессильного гнева в соперничающей стране.

1961 год

Двенадцатое апреля 1961 года — это дата, которая известна любому школьнику. В этот день впервые был осуществлен полет человека в космос. Именно тогда все люди Земли узнали от космонавта, что наша планета действительно круглая. Именно тогда, 12 апреля, побывал первый человек в космосе. Год 1961-й навсегда вошел в историю землян.

В те годы между СССР и США было жесткое соперничество. И там, и там активно стремились к освоению космического пространства. В США также готовились осуществить полет в космос. Но так вышло, что первым полетел космонавт из Советского Союза. Им оказался Юрий Гагарин. Эксперименты до этого уже проводились, и в космос летали собаки, знаменитые Белка и Стрелка, но не человек. Весь мир рукоплескал первому космонавту, несмотря на все попытки США понизить значение его полета.

Как это было

Космический корабль «Восток-1» стартовал в 9 часов 7 минут с космодрома Байконур, на борту которого находился Юрий Гагарин. Его полет продолжался совсем недолго, всего 108 минут. Нельзя сказать, что он был полностью гладким. Во время полета возникали происходил сбой связи; датчик герметичности, из-за которого не отсоединялся агрегатный отсек, не сработал; было и заклинивание скафандра.

Но оптимизм космонавта и техника в целом не подвели. Он приземлился, катапультировавшись на Землю. Но из-за сбоя в системе торможения аппарат спустился не в запланированной области (в 110 километрах от Сталинграда), а в Саратовской, недалеко от города Энгельса.

Именно из-за этого США долгое время пытались навязать миру свое мнение, что полет нельзя было назвать полным. Однако попытки не увенчались успехом. Гагарина встречали во многих странах как героя. Он был удостоен огромного множества всевозможных наград в разных странах мира.

Юрий Гагарин: краткая биография

Он родился девятого марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района (в настоящее время это Гагаринский в простой крестьянской семье. Там же он пережил полтора года оккупации фашистских войск, когда вся семья была выгнана из дома и была вынуждена ютиться в землянке. В это время мальчик не учился, и лишь после освобождения Красной Армией занятия в школе возобновились. Гагарин с отличием окончил ремесленное училище и поступил в Саратовский индустриальный техникум. В 1954 году он впервые пришел в саратовский аэроклуб, а в 1955-м, после окончания учебы,совершил свой первый полет. Всего их было впоследствии 196.

Затем он окончил военно-авиационное училище и служил летчиком-истребителем. А в 1959 году написал заявление о том, чтобы его причислили в группу кандидатов в космонавты.

Юрий Гагарин ушел из жизни очень рано, в возрасте 34 лет. Но за недолгую жизнь он оставил о себе большую память в сердцах многих людей, запомнивших его как человека, впервые побывавшего во внеземном пространстве.

После полета Юрия Гагарина данное направление стало развиваться еще более активными темпами. Человек и космос манили друг друга с новой силой. Ученые загорелись теперь тем, чтобы там побывала женщина. Упорство и ум помогли представительнице прекрасного пола Валентине Терешковой. 16 июня 1963 года, стартовав на космическом корабле «Восток-6», побывала первая женщина в космосе, прославившись с тех пор на весь мир.

Валентина Терешкова: краткая биография

Она родилась 6 марта 1937 года в Тутаевском районе Ярославской области в обычной семье. Ее отец был трактористом и погиб на фронте, а мама работала на ткацкой фабрике. В 1953 году Валя окончила семь классов и устроилась браслетчицей на ярославский завод. Параллельно она получила образование в вечерней школе. В 1959 году юная Терешкова стала заниматься парашютным спортом и совершила около ста прыжков.

С космонавтикой она связала свою судьбу в 1962 году, когда было решено отправить женщину в космос. Из множества претенденток было отобрано всего пять кандидатур. После зачисления в отряд космонавтом Валентина приступила к усиленным тренировкам и обучению. И год спустя именно ее выбрали для полета.

Первый космонавт в открытом пространстве

Первым вышел из космического корабля в открытое внеземное пространство. Это было 18 марта 1965 года. На тот момент никаких систем спасения для космонавтов не предусматривалось. Невозможно было пристыковаться или из одного корабля перейти в другой. Можно было надеяться лишь на себя и на технику, которая летела с ним. Алексей Архипович решился на это, тем самым воплотив мечту легендарного Циолковского, который предлагал использовать шлюзовую камеру для выхода в открытый космос.

И снова СССР опередил США. Они ведь тоже хотели реализовать подобное. Но выход первого человека в космос был осуществлен именно советским человеком.

Как это было

Сначала в открытое пространство хотели отправить животное, но впоследствии отказались от этой идеи. Ведь главная задача, заключающаяся в том, чтобы выяснить, как поведет себя в космосе человек, не была бы решена. К тому же животное не смогло бы рассказать потом о своих впечатлениях.

Разные предположения были на устах общественности по поводу выхода человека в открытое внеземное пространство. И, несмотря на то что первые люди в космосе уже побывали, точной уверенности, как поведет себя человек вне корабля, не имел никто.

Состав экипажа подбирался самым тщательным образом. Кроме отменных физических данных, требовалась слаженность и сработанность всей команды. Космонавтами стали Беляев и Леонов, два дополняющих друг друга по своим качествам человека. Космонавт пробыл за бортом двенадцать минут, в течение которых пять раз отлетал от корабля и возвращался обратно. Проблема возникла тогда, когда ему необходимо было вернуться в кабину. Скафандр в вакууме раздулся так сильно, что он не мог втиснуться в люк. После ряда безрезультатных попыток Леонов решился вопреки инструкции вплыть внутрь головой, а не ногами. Ему это удалось.

Алексей Архипович Леонов: краткая биография

Он родился 30 мая 1934 года в сибирском селе, недалеко от города Кемерово. Его отец был шахтером, а мать — учительница.

Алексей вырос в многодетной семье и был девятым ребенком. Еще за школьной партой он начал интересоваться авиационной техникой, и после средней школы поступил в школу летчиков. Затем окончил училище летчиков-истребителей. А в 1960 году, выдержав строгий отбор, был зачислен в космонавты.

Леонов осуществил свой полет в 1965 году. С 1967-го по 1970-й он руководил лунной группой космонавтов. В 1973 году был отобран в совместный полет с космонавтами США, когда впервые в истории произвели стыковку космических кораблей.

Алексей Леонов является международным членом отряда астронавтов, академиком РАА и сопредседателем ассоциации участников космических полетов.

Человек и космос

Касаясь темы космоса, нельзя не упомянуть таких людей, как С. П. Королев и К. Э. Циолковский. Они не первые люди в космосе и никогда там не были. Однако во многом благодаря их усилиям и трудам человек все-таки достиг его.

Сергей Павлович — создатель ракетно-космической Именно по его инициативе были отправлены первый искусственный спутник Земли и «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту. Когда в его куртке нашли фото Сергея Павловича.

Константин Эдуардович — ученый-самоучка, считается основоположником космонавтики теоретической. Он — автор многих научных и фантастических работ, пропагандировал идеи освоения космического пространства.





error: Контент защищен !!