Отвечаем на ваши вопросы. «Преподаватели вузов уже сейчас лезут на стенку

Оказалось, если допустить всего три ошибки, можно «скатиться» до 85, зато если едва ли не случайно «натыкаешь» правильно несколько заданий в части А, то получишь целых 40 баллов. Это стало возможным из-за новой системы подсчета результатов ЦТ, которую в этом году. Преподаватель химии Андрей Кульша уверен: нововведение позволит попадать в вузы более слабым абитуриентам, но при этом система не так уж плоха — нужно просто понимать, как именно с ней работать. Специально для TUT.BY учитель объяснил что к чему.

Графики, в которых не указан источник, носят иллюстративный характер для понимания объяснений и не базируются на статистике РИКЗ.

Андрей Кульша. Фото: из личного архива

Почему старая система подсчета баллов (на самом деле) устраивала всех

До 2019 года вклад каждого задания в результат теста зависел от того, насколько хорошо это задание выполнили в среднем. Сделал легкое задание — получил 1 балл, сделал сложное — получил 3−4. Конечный результат абитуриента отражал, насколько он усвоил школьную программу. Получил 40 баллов? Значит, грубо говоря, усвоил примерно 40% всего, что преподают в школе.

Типичное распределение результата выглядело примерно так: максимум вначале, затем резкий спад, большое плато и в конце снова спад. И этот начальный максимум не был на уровне 50 баллов — обычно где-то 25−30. Это оттого, что у очень слабых абитуриентов всегда есть шанс что-то угадать. Даже если взять и посадить за тест в прямом смысле обезьян, которые не знают ничего, в среднем они «натыкают» баллов на 15. В случае с абитуриентами на этот результат накладываются какие-то знания. Итог: где-то угадал, где-то вспомнил, результат — 30.

Самые мотивированные на обучение в вузе находятся в районе области, указанной на графике: где-то от 40 баллов идет уже адекватное ранжирование абитуриентов. Те, кто набирал ниже 40 баллов, — слабые выпускники. ЦТ по старой системе отлично выполняло задачу отсеивания таких учеников и по сути не допускало их к конкурсу в университеты (кроме тех, где недобор). Но главное: люди, которые набирали от 40 баллов, хорошо ранжировались. И поэтому могли честно конкурировать уже друг с другом.

Коротко:

  • Результат показывал процент знания конкретного абитуриента.
  • Слабые выпускники хорошо отсеивались.
  • Влияние угадывания было незначительным для конкурирующих между собой людей со знаниями выше среднего.

В чем суть новой системы?

Теперь же решили воспользоваться международным опытом — привести все шкалы по разным предметам к единой. Смысл теперь не в том, насколько отдельный человек хорошо знает программу, а в том, насколько он хорошо знает ее в сравнении со средним абитуриентом по стране.

В целом все осталось примерно так же: тот, кто сильнее, набирает больше — как по старой, так и по новой шкале. Но шкала ранжирования стала где-то гуще, а где-то реже — разброс в 10 баллов в разных частях шкалы может быть совершенно неравнозначным.

По таблице получается, что случайное угадывание нескольких заданий в А части даст резкий взлет баллов (вплоть до 50), затем идет практически линейный участок (от 50 до 80) и уже от 80 до 100 снова сильный разброс, где ты можешь допустить пару ошибок — и резко «съехать».

Когда абитуриентов оценивают по такой шкале на практике, распределение результатов получается как бы вытянутым (по сравнению со старым) в ровный «колокольчик».

Получается, баллы не отражают, насколько ты сам по себе хорошо знаешь предмет. С математикой — скажем прямо — в среднем по стране дела категорически плохи. Поэтому получить в этом году 50 баллов — это, по большому счету, показать «никакой» результат. Если взять предмет, который традиционно сдают лучше — например, английский, — то здесь уже 50 баллов по новой системе могут о чем-то говорить. Ведь все-таки в среднем абитуриенты знают этот предмет не так уж и плохо — точно не на ноль.

В прошлом году было одинаково легко набрать 60 баллов по русскому и 30 баллов по математике. В этом — 30 по математике превратятся в 60, но 60 по русскому так и останутся 60. Одинаковая сложность по предметам трансформируется примерно в одинаковый балл. В этом смысле справедливость есть.

Коротко:

  • «Новые» баллы не отражают реальные знания: так к ним относиться нельзя.
  • Результаты по системе-2019 показывают, лучше ты или хуже относительно других абитуриентов.
  • Новая шкала снизит разброс баллов по разным предметам (пример: раньше по физике были низкие баллы, по русскому — средние, сейчас они станут одинаково средними).

Это на что-то реально повлияет?

С точки зрения отдельного абитуриента может быть несправедливость, и очень серьезная. Особенно это касается тех, кто не самый сильный, а середнячок. В нижней части шкалы разброс за счет случайного угадывания (или неугадывания) получается большим, около 20 баллов — такова погрешность результата.

Одинаково слабые ребята могут иметь результат с разницей в 20 баллов. После двух-трех предметов разброс превращается в 40. Это много, хотя это все еще погрешность. Зато когда мы говорим об уровне, где необходима уже какая-то подготовленность (баллов 60−80), разброс результатов здесь не получится большим, потому что на этом промежутке небольшой разброс первичного балла не превращается в большой разброс тестового. Разрыв в 20 баллов между 70 и 90 — это уже не погрешность, а серьезная разница в уровне абитуриента.

Ситуация: кто-то набрал 70 по химии и 60 по математике. В сумме — 130. Другой — по химии 90, а по по математике 40. Тоже 130! Но один из абитуриентов реально круче по химии, а результат по математике у них разнится на уровне пары ошибок: оба не особо готовились. В результате может пройти тот, кому больше повезло, а не тот, кто сильнее в профильном предмете. И когда не можешь показать разницу на ЦТ, будешь воевать за аттестат, отбивая каждый балл — именно он может стать решающим. Годовые оценки и сейчас «рисуют», а будут еще усерднее.

Суммирование остается справедливым, когда проходной балл очень высокий — там, где ни по одному предмету мы не можем опуститься ниже 70, ведь иначе просто не пройдем. Это касается специальностей, которые снимают все «сливки». Таких меньшинство: все-таки куда чаще мелькают проходные в 250−300 баллов, особенно в областных городах. У «залетных» людей, которые набрали по 50 баллов по математике, но совершенно в ней не разбираются, куда больше шанс попасть в университет.

В это время вузовские преподаватели уже и так лезут на стенку: к ним приходят совершенно неподготовленные люди. В школах за редким исключением натаскивают на тесты, прививают шаблонное мышление и демотивируют сам процесс обучения. Как только человек пытается рассуждать, сопоставлять и анализировать, это категорически не приветствуется. Итог: имеем способных и талантливых детей, которые оболваниваются. Они приходят в университет и просто воспроизводят заученные факты — из таких людей уже сложно что-то сделать. У преподавателей два пути: первый — искать дарования среди массы и работать с ними, второй — учить «для галочки», потому что самим уже пофиг. Чаще, конечно, выбирают последнее.

Коротко:

  • Ценность интервала в 20 баллов получается слишком неравнозначной на «слабом» и на «сильном» уровне.
  • Суммирование оправдано на факультетах с высоким проходным баллом (читайте: в меньшинстве случаев).
  • На большинство факультетов люди со «случайными» баллами получат бóльший шанс поступить.
  • Произойдет снижение общего уровня абитуриентов, как следствие — упадет и ценность образования.
  • Усилится «война за аттестат».

Это можно «пофиксить»?

Любая задача должна комплексно решаться. Проблема не в системе подсчета баллов — она совершенно нормальная, это международная практика. Проблема в том, что правила приема старые, а система — новая.

РИКЗ ушел от процента выполнения заданий и выдал нормальное распределение, отражающее уровень абитуриента среди других. Но вместе с этим вузы (если они заинтересованы набирать сильных людей) должны были отреагировать и ввести пороговые баллы в соответствии со своим профилем. Например: если факультету нужны математики, то ему стоит ввести пороговый балл 70 по этому предмету. Если ты не набираешь его, то твоя сумма даже не рассматривается. А уже если набираешь, то конкурируй с другими достойными. Эта схема лишает факультет «залетных» поступивших, у которых случайные 50 баллов по математике, но натасканный на 90 язык.

Более того, такое нововведение позволило бы, возможно, поднять общий уровень студентов на конкретных факультетах. Это повлияло бы на качество образования в целом: и преподавателям интересно работать с сильными ребятами, и ребятам интересно, когда преподаватели хотят с ними взаимодействовать.

Возможно, это надо будет объяснять самому высокому чиновнику Беларуси: то, что сделали, не работает; работает совокупность. У нас же так: разные организации решают разные задачи и не всегда взаимодействуют между собой. Удивительно, но в стране нередко TUT.BY выступает буфером между учреждениями, ведь иначе они просто «не слышат» друг друга: не хватает пропускной способности бюрократического барьера.

Кстати, а что насчет «частично верных» ответов: это хорошее изменение?

Нажмите, чтобы узнать

Скорее хорошо, чем плохо, потому что это увеличивает разрешающую способность теста. Раньше, если чуть-чуть недорешал задание, все — ноль баллов. Теперь тест стал точнее: при том же количестве заданий мы можем получить большее количество баллов.

На «угадывание» это нововведение никак не влияет. Раньше мы угадывали целое задание, сейчас — его части. Можно не угадать часть задания точно так же, как и целое. Выходит, это как будто увеличение количества заданий.

Это хорошо как раз для сильных абитуриентов, у которых 1−2 сложных задания могут «скинуть» почти 10 баллов: с 100 до 91. Не решить вообще — лишить себя целых 9 баллов, решить частично — можно получить уже 97 вместо 91. Так что в этом смысле хуже не стало.

Если ты поступаешь в этом году, то наверняка уже ознакомился с проходными баллами 2018 года. Они считались по старой методике, а в 2019 году баллы ЦТ будут выводиться по новой системе. Осведомлённость лишней не бывает, считает и спешит рассказать, чем отличаются обе методики и что ожидать от ЦТ 2019.

Как считались баллы на ЦТ 2018

Для подсчёта баллов на ЦТ РИКЗ использовал специальную методику, которая помогала объективно оценить уровень знаний и подготовки абитуриентов. Она была основана на стобалльной шкале, позволяющей учесть количество правильно выполненных заданий, а также их сложность.

Методика включала в себя расчёт баллов для заданий централизованного тестирования с одним правильным ответом и несколькими правильными ответами. Напомним: в ЦТ по русскому и белорусскому языкам в части А предусмотрено несколько правильных ответов, а в ЦТ по остальным предметам — только один.

К слову, чем больше абитуриентов справлялось с каким-либо заданием, тем меньше баллов за него выставлялось.

Как считались баллы за тестовое задание с одним правильным ответом

За правильный ответ ставился 1, за неверный — 0. Совокупность нулей и единиц составляла матрицу ответов. В неё включалось также количество абитуриентов, выполнивших определённый вариант теста, и количество заданий в тесте.

Итоговый балл абитуриента за тест зависил от первичного балла задания , первичного тестового балла абитуриента и весового коэффициента сложности каждого задания .

При умножении этих элементов получался модифицированный первичный балл абитуриента (МПБА). Выполнив задания того или иного варианта теста, можно было получить некое число модифицированных первичных баллов (МПБ), отражающее сложность заданий в конкретном варианте.

Итоговый тестовый балл равнялся частному от деления МПБА на МПБ, умноженному на 100.

Округление результатов до целого числа происходило по правилам математики.


Как считались баллы за тестовое задание с несколькими правильными ответами

Если ты указал неверный ответ либо не указал верный, система считала это ошибкой. За правильно выполненное задание (указаны все верные ответы) начислялась единица, за ответ с одной ошибкой (помимо правильных вариантов указал и неправильный) — 0,2, более одной — 0.

Ноль баллов выставлялось в том случае, когда абитуриент выбрал более одного неверного ответа или не выбрал более одного верного; указал неверный ответ, но пропустил верный. Например, в А12 правильные ответы 2, 3, 4. Если абитуриент выбирал 1, 2, 5 или 2, 3, 5, то получал ноль баллов. Выбрав 3, 4 или 1, 2, 3, 4, он получал 0,2 балла.

С учётом этих нюансов подсчитывался первичный балл задания и модифицированный первичный балл абитуриента . Дальше всё рассчитывалось, как и в случае с одним верным ответом.

Как считались баллы в резервный день

Ты уже понял, что раньше балл на ЦТ зависил от количества абитуриентов, верно ответивших на задание. В ЦТ сдаёт мало абитуриентов. Выходит, баллы у них выше? Нет. Оценка тестов у «резервистов» происходила по описанной методике, только брались усреднённые весовые коэффициенты, выведенные при подсчёте результатов за основной этап ЦТ.

Сами формулы, по которым вычислялся балл за тест, смотри .

Директор РИКЗ Юрий Миксюк основным недостатком старой методики называл зависимость итогового балла от количества абитуриентов, верно ответивших на вопрос.


Да, она [старая методикам — прим. ред.] качественно ранжировала хорошо подготовленных абитуриентов, которые набирали баллы на сложных задачах. Однако погрешность измерения уровня знаний абитуриентов среднего и невысокого уровня была значительной.

Юрий Миксюк, директор РИКЗ

Новая система оценки ЦТ должна не только эффективно ранжировать абитуриентов, но и отражать реальный уровень их знаний. Тот факт, что отметка в дневнике не совпадала с результатами ЦТ, упоминался учителями и репетиторами не раз. Что для абитуриентов было дополнительной мотивацией для подготовки к ЦТ.

Как будут считаться баллы на ЦТ 2019?

В основе новой системы подсчёта лежит метод нормального распределения N (µ, δ). Самое главное отличие новой методики в том, что теперь учитываются и все верные ответы, включая частично правильные.

Результат подсчитывается в два этапа. Сперва определяется первичный балл — сумма баллов за каждое верно выполненное и частично верно выполненное тестовое задание. После этого по результатам статистической обработки первичному баллу ставится в соответствие тестовый балл , который и будет являться итоговым результатом.

Ещё одно новшество этой методики — максимальный первичный балл — максимальная сумма первичных баллов, которую абитуриент сможет получить, верно ответив на все вопросы теста. Максимальный первичный балл известен заранее.


Как считаются баллы за тестовое задание с одним правильным ответом

Абитуриент получает 1 балл, если задание выполнил верно. И ноль баллов, если указал неправильный ответ, указал более одного ответа или ответ не указан вовсе.

Как считаются баллы за тестовое задание с несколькими правильными ответами

Если абитуриент указал в бланке все правильные ответы, ему засчитывается 2 первичных балла. Допущена одна ошибка — 1 балл, более одной ошибки или ответ не дан — ноль баллов.

Ознакомиться со всеми правилами подсчёта баллов ты можешь в .

На какой проходной балл ориентироваться абитуриентам 2019?

Ожидается, что абитуриенты получат реальную оценку своих знаний, баллы в области низких значений объективно вырастут. Количество тех, кто набирает 75 и более баллов, должно примерно сохраниться. Следовательно, ситуация с приёмом на престижные специальности, где проходной балл и так стремится к максимальному значению, останется прежней. А вот , но на сколько баллов именно, непонятно.

Лучше всего к проходному баллу 2018 прибавить баллов 20−30 и уже ориентироваться на эту цифру. Используй все возможности увеличить баллы: подтяни аттестат, тщательнее готовься к ЦТ по белорусскому или русскому языку, а не только по профильным предметам. Здорово, если на РТ ты набираешь в среднем по 70 баллов за тест, при этом не сильно готовясь к тестированию. Но таких счастливчиков теперь много.

Преподаватель истории и обществоведения в образовательном центре Адукар Дмитрий Зайцев, проанализировав новую систему оценки ЦТ, считает, что нас ждёт . Но не спеши отчаиваться! Да, первопроходцам всегда тяжелее, но мир на этом не рушится.

Удачи и терпения в подготовке к ЦТ! Адукар же всегда поддержит советом и будет держать тебя в курсе новостей образования.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

ЕГЭ по всем параметрам опережает белорусское централизованное тестирование.

1. Сколько тестов можно сдавать

Очень странно, что наши абитуриенты не могут сдавать больше, чем три теста ЦТ. Подросток может неверно оценивать свои знания и возможности, и его нельзя в этом обвинять. Тем более что четвертый и последующие экзамены можно предложить сдавать платно.
В России абитуриент может сдавать бесплатно любое число экзаменов - русский язык и математика обязательны, остальные по желанию. Максимально абитуриент может сдать все 14 (четырнадцать) экзаменов.

2. Зачисление в вузы

Наш абитуриент может подать документы только в 1 (один) белорусский вуз, а в России можно подавать одновременно документы в не более 5 (пяти) вузов по 3 (трем) специальностям в каждый.

3. Платные услуги

Никаких платных услуг в ЕГЭ не предусмотрено, а на сайте ЕГЭ нет никакой коммерческой рекламы.
Другое дело - ЦТ. Регистрация на ЦТ платная, репетиционные тесты платные. На сайте РИКЗ абитуриентам предлагают пройти платное компьютерное тестирование, оформить платную смс-рассылку результатов ЦТ. Также сообщается о том, что поступили в продажу сборники тестов с условиями ЦТ-2014.
Что касается заданий ЕГЭ 2014 года, то они публикуются на специальных сайтах после завершения второй волны ЕГЭ.

4. Отношение к результатам экзаменов руководителей системы образования

В этом году, как только стали известны плачевные результаты ЕГЭ, президент России сделал заявление о существовании проблем и о необходимости реформ, которые могут изменить ситуацию. Он отметил, что государство в последние годы многое сделало, чтобы повысить статус учителя, и выразил надежду, что это скажется на повышении качества преподавания базовых гуманитарных предметов.

Министерство образования РФ сразу же стало разрабатывать изменения в содержании учебных программ и учебников. Также запланированы дополнительные курсы для учителей. Я не знаю, будет ли результат от подобных действий, но они дают хоть какую-то надежду на позитивные преобразования.

У нас уже много лет результаты ЦТ хуже некуда, а мы выслушиваем от чиновников самые невероятные объяснения. При этом существование кризиса в системе школьного образования не признается, а значит, никто не ищет пути решения проблем.

5. Сколько ошибок можно исправить

Абитуриент на ЕГЭ может заменить до 12 ошибочных ответов по всем заданиям типа А и 6 в части В, в то время как на ЦТ - только 6 в части А и 2 в части В.

6. Вода и шоколад

В России можно проносить с собой шоколад. Разворачивать шоколадку при входе не нужно. Можно принести с собой в аудиторию воду в пластиковой бутылке. У нас шоколад на ЦТ запрещен, воду тоже с собой брать нельзя. В аудиториях, где проводится тест, стоит бутылка с водой и несколько стаканчиков, которых, очевидно, на всех абитуриентов недостаточно.

7. Можно ли сдавать тесты в выходные дни?

Еще один важнейший момент - все экзамены ЕГЭ сдаются только в будние дни, никаких суббот и воскресений в расписании. А в нашем ЦТ 4 из 11 тестов сдавались в этом году в субботу или воскресенье.


8. В России все решения по изменению формата ЕГЭ в 2015 году будут объявлены до 1 сентября 2014-го

Мы же о таком можем только мечтать - решения об изменениях в правилах приема в вузы и проведения ЦТ могут быть опубликованы когда угодно. В этом году, например, они было опубликованы в марте-апреле, то есть за 2-3 месяца до проведения ЦТ.

9. Информирование о результатах экзаменов
Создается впечатление, что информация о результатах тестов ЦТ охраняется, как самая важная государственная тайна. В СМИ попадают только самые общие результаты, причем и они строго дозированы.

Какую же информацию можно найти в открытом доступе после того, как становятся известны результаты ЕГЭ? Практически любую.
.

Почему в России статистические результаты открыты, а у нас абсолютно закрыты, совершенно не понятно.

10. Апелляция

Для меня является постулатом, что любой человек, получив результаты экзамена, имеет право узнать, какие ошибки он сделал, и при желании подать апелляцию. Но апелляция на результаты ЦТ запрещена. Считаю, что это антиконституционно, аморально и глупо. Например, мой ученик набрал на всех трех тестах ЦТ в этом году очень низкие баллы. Он считает, что это произошло из-за того, что метки его гелевой ручки не распознавались сканером. Все его попытки уговорить работников РИКЗа перепроверить его работу вручную не увенчались успехом. Я вполне допускаю, что дело не в некачественной ручке, а в плохой подготовке ученика или отвратительной работе его репетиторов. Но почему у гражданина нашей страны нет права и возможности потребовать перепроверки своей экзаменационной работы, я понять не могу. Кстати, мой ученик, заподозрив, что его проблемы возникли из-за ручки, проверил с помощью хорошего сканера, как распознаются метки, оставленные этой ручкой, и выяснил, что сканер эти метки не видит.

Вообще, в нашей стране можно обжаловать решение любого государственного органа или должностного лица, и достаточно часто обоснованные жалобы удовлетворяются. А обжаловать результаты ЦТ нельзя. Нельзя, и все тут! Объяснение дается очень простое: если разрешить апелляцию, то все воспользуются правом ее подать и тем самым парализуют вступительную кампанию. Но есть простое решение этой проблемы! Абитуриент должен выходить из аудитории с копией своего бланка ответов на вопросы теста. После того как тест будет проверен, он сможет сравнить свои ответы с правильными ответами, которые РИКЗ должен будет выложить в интернет. Естественно, что с апелляцией обратятся только те абитуриенты, у которых работа будет проверена некорректно.

В отличие от ЦТ на ЕГЭ апелляция возможна. Абитуриент имеет право обжаловать нарушение установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету и (или) заявить о несогласии с выставленными баллами. Не принимаются апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ. При рассмотрении апелляции может присутствовать участник ЕГЭ и (или) его родители (законные представители), а также общественные наблюдатели!!!

11. Чем можно заполнять бланк

На ЕГЭ допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки, а на ЦТ можно использовать только гелевую.

12. Резервные дни

Наши абитуриенты могут сдать в резервный день только один тест ЦТ.

Вот несколько случаев из моей практики. Очень хорошая ученица сразу после теста по русскому языку попадает в больницу, где ей вырезают аппендицит. Тест по математике она переносит на резервный день, а на тест по физике сбегает из больницы, так как два теста перенести нельзя. Если бы приступ у нее начался на несколько часов раньше, то год ей пришлось бы пропустить. Еще один ученик заболел в конце мая ветрянкой, но скрыл это, так как в этом случае он не смог бы сдавать тесты - контакт с окружающими ему был запрещен.

Кроме этого, я уже несколько раз писал, что многие девушки в критические дни чувствуют себя крайне плохо, их интеллектуальные возможности резко снижаются. Но перенести экзамен по этой причине они не имеют права.

13. Обратная связь

Российский абитуриент на сайте ЕГЭ может задавать разнообразные вопросы, и ему подробно отвечают. Кроме этого, на сайте ЕГЭ есть раздел «часто встречаемые вопросы». У нашего абитуриента таких возможностей нет. Можно только отправлять электронное обращение, как и в любой другой государственный орган.


14. Совмещение выпускных и вступительных экзаменов

Сразу после окончания школы наши ученики сдают 4 выпускных экзамена, затем проводится выпускной вечер и через день после него начинаются тесты ЦТ. При этом в абсолютном большинстве школ выпускные экзамены проводятся формально, ученики с помощью учителей легко списывают на нужную оценку (доказательство - существенное расхождение между оценками в аттестате и результатами ЦТ). Итак, менее чем за 4 недели выпускник сдает 7 экзаменов, из которых 4 смысла, как правило, не имеют мало. Но времени на повторение, обобщение и систематизацию материала перед тремя главными экзаменами у абитуриентов практически нет. Думаю, что это - одна из причин крайне низких результатов на ЦТ. Напомню, что в СССР после выпускных экзаменов у школьников был месяц на подготовку к вступительным экзаменам в вузе.

ЕГЭ - это одновременно выпускные школьные экзамены, оказывающие значительное влияние на оценки аттестата, и вступительные экзамены в вуз. Школьникам не приходится принимать участие в мистификации под названием «выпускные экзамены», у них достаточно времени для подготовки к тестам, и выпускной вечер проходит после экзаменов в форме общенационального праздника, а не как у нас, скомкано между экзаменами.

15. График проведения экзаменов

Первый тест ЦТ сдается через день-два после выпускного вечера, затем сдается еще два теста, причем часто между тестами перерыв два-три дня (а иногда и один), и ученики не успевают не то что повторить, а не могут даже физически и психологически восстановиться. Для повторения и систематизации материала абитуриентам нужна хотя бы неделя между тестами и еще неделя между выпускным вечером и первым тестом. Такой график ЦТ несложно составить, если проводить в один день тесты по нескольким предметам: например, по истории, биологии и физике.
Расписание ЕГЭ для абитуриентов тоже неудобно и не очень отличается от ЦТ: между экзаменами три-четыре дня, первый экзамен чуть ли не через день после окончания учебного года. Правда, в один день могут проводиться тесты по разным предметам. Например, в этом году в один день проводились экзамены по физике и по иностранным языкам, в другой день - информатика, биология, история. Но если абитуриент желает сдать и историю, и биологию, то один из этих экзаменов он может сдать в резервный день!

Но есть и несколько существенных отличий, о которых наши абитуриенты могут только мечтать. Во-первых, в России возможна досрочная сдача ЕГЭ. В досрочный период проводятся экзамены по всем 14 предметам ЕГЭ. Участники ЕГЭ досрочного периода узнают свои результаты в мае, не дожидаясь итогов основной волны.

Досрочно сдать ЕГЭ имеют право: выпускники вечерних (сменных) школ, призываемые на военную службу; выезжающие на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы; выезжающие за рубеж на постоянное место жительства или для продолжения обучения; направляемые по медицинским показаниям в лечебно-профилактические и иные учреждения для проведения лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий в период проведения государственной (итоговой) аттестации; выпускники общеобразовательных учреждений РФ, расположенных за пределами РФ, в государствах со сложными климатическими условиями.

Во-вторых, после основного этапа ЕГЭ проводится дополнительный период. Сдавать ЕГЭ в этот период имеют право выпускники прошлых лет, иностранные граждане, выпускники организаций среднего профессионального образования, которые по уважительным причинам не смогли принять участие в основной период ЕГЭ, и те, кого повторно допустили к сдаче ЕГЭ в этом году (например, не сдали ЕГЭ в основной период по болезни). Для проведения ЕГЭ в дополнительный период разработаны новые КИМ с учетом часовых поясов и других особенностей РФ. Экзаменационные задания по содержанию отличаются от заданий досрочного и основного периода, но по уровню сложности они совершенно идентичны.

16. Репетиционные тесты. Консультации по ЕГЭ

Чтобы потренироваться в решении тестов ЦТ, наш абитуриент должен обязательно потратить деньги. Он может пройти платное репетиционное тестирование в специальных пунктах или купить книги с тестами прошлых лет. При этом после прохождения репетиционного теста белорусский абитуриент не может разобрать свои ошибки, так как вынос из аудитории условий теста и черновиков запрещен.

Российский школьник может пройти демонстрационные варианты КИМ ЕГЭ на официальном сайте ЕГЭ. Там можно ознакомиться с демонстрационными версиями КИМ по всем предметам 2009 - 2014 г.г. Более того, в этом году впервые в открытом доступе опубликованы варианты КИМ ЕГЭ 2014 года по 14 учебным предметам, использованные при проведении досрочного периода ЕГЭ 2014 года, причем сделано это было до начала основного периода ЕГЭ. У выпускников, которые будут сдавать ЕГЭ в основной период, была возможность бесплатно познакомиться с заданиями досрочного этапа и тем самым подготовиться к экзаменам.

Кроме этого, на сайте ЕГЭ российским школьникам предлагаются толковые видеоконсультации специалистов и психологов. Причем консультации по одному предмету дают несколько преподавателей.

17. Содержание тестов

Предсказать содержание тестов ЦТ невозможно. Последние годы тесты ЦТ немного похожи на третий этап РТ, но легально найти условие этого теста нельзя. Особой удачей является знание спецификации теста ЦТ. Это такой документ для служебного пользования, в котором описываются темы и сложность каждого задания ЦТ. Например, А1 - задача на вычисления первого уровня сложности (всего у нас пять уровней сложности), А2 - нахождение стороны прямоугольного треугольника и так далее. Знание спецификации значительно упрощает заключительный этап подготовки абитуриентов. Утечка спецификации происходит, как правило, через учеников, которые занимаются у репетиторов, имеющих отношение к составлению тестов.

Когда в этом году я занимался с российскими школьниками, они рассказали мне, что они всегда заранее знают тему задачи каждого задания ЕГЭ, а также то, сколько баллов абитуриенту принесет решение каждого примера, и для этого никакие утечки информации не нужны.

18. Отличия в содержании тестов

В тестах по математике ЕГЭ отсутствует часть А (задания с выбором ответа), зато есть часть С (задачи, в которых проверяется не только ответ, как в части В, но и решение задачи), что делает результаты тестов по этим предметам более объективными. Наши тесты по математике - это 18 задач части А и 12 задач части В.

Для успешного изучения высшей математики в вузе первокурсник должен изучить в школе темы: «Вектора», «Производные», «Интегралы», а задачи по этим темам должны быть включены в тесты. В России так и сделано. Более того. К этим темам еще добавлены «Элементы теории вероятности», задачи с параметрами, иррациональные и тригонометрические неравенства. Все перечисленные темы исключены из нашей программы вступительных экзаменов, а часть из них и из школьной программы. В результате, в августе я прохожу со своими учениками, которые уже стали студентами, хотя бы «Производные» и «Интегралы». Кстати, огромное количество абитуриентов отчисляют из вузов из-за того, что они не могут сдать экзамен по высшей математике.
В отличие от ЦТ на тестах ЕГЭ по математике разрешается пользоваться линейкой. Наши абитуриенты в качестве линейки используют паспорт.
В отличие от тестов ЦТ в задания ЕГЭ по иностранным языкам включено аудирование, что значительно повышает ценность экзамена. Каждый абитуриент во время теста получает звуковоспроизводящую аппаратуру, аудиокассеты или компакт-диски (CD) с материалами для выполнения заданий.
Экзаменационная работа ЕГЭ по русскому языку в отличие от ЦТ содержит часть 3 (С1), которая состоит из одного задания и представляет собой небольшую письменную работу (сочинение) по предложенному тексту.

В тесте по физике ЕГЭ есть часть С, в которой абитуриент должен не только найти ответ задачи, но и продемонстрировать ее решение.
В ЕГЭ есть экзамен по литературе. А в ЦТ такого экзамена нет.

19. Использование калькуляторов во время тестов

«Непрограммируемый калькулятор должен обеспечивать арифметические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, извлечение корня) и вычисление тригонометрических функций (sin, cos, tg, ctg, arcsin, arcos, arctg).

Калькулятор не должен предоставлять возможность сохранения в своей памяти баз данных экзаменационных заданий и их решений, а также любой другой информации, знание которой прямо или косвенно проверяется на экзамене.

Минимальные баллы ЦТ 2019 по русскому и белорусскому языкам для всех специальностей, кроме филологических, составляют 10 — 100 баллов. Для будущих филологов пороги ЦТ по языку выше — 25 — 100 баллов.

Минимальные баллы ЦТ по первому профильному предмету (математика, физика, химия, биология) — 20 — 100 баллов; по истории Беларуси, всемирной истории, географии, иностранным языкам — 25 — 100 баллов.

Минимальные баллы ЦТ по второму профильному предмету (математика, физика, химия, биология) — 10 — 100 баллов; по истории Беларуси, всемирной истории, географии, иностранным языкам — 15 — 100 баллов.

Для отдельных специальностей пороги ЦТ по первому и второму предмету ниже указанных баллов — 7 — 100. Сертификаты с такими результатами примут Военная академия Республики Беларусь, Университет гражданской защиты МЧС РБ, Институт пограничной службы РБ, а также военные факультеты гражданских вузов и при поступлении на группы специальностей «Производство, хранение и переработка продукции растениеводства», «Животноводство. Рыбоводство. Пчеловодство», «Сельское строительство и обустройство территорий», «Мелиорация и водное хозяйство», «Агроинженерия».

Сохраняй себе инфографику ниже, чтобы не запутаться в пороговых оценках ЦТ 2019 года.




Заметь, что минимальные баллы для отличаются. А для поступления в учебные заведения, которые находятся в подчинении Минобороны, МЧС и Госпогранкомитета, военные факультеты гражданских вузов и на ряд сельскохозяйственных специальностей на ЦТ нужно набрать минимум семь баллов.

Ожидания, что в связи с новой методикой подсчёта баллов на ЦТ пороговые баллы повысятся, не оправдались. Пороги ЦТ 2019 с цифрами прошлого года.

Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях

О ПРОВЕДЕНИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ТЕСТИРОВАНИЯ

Выдается ли бумага для рабочих записей (черновик)?

Во время проведения централизованного тестирования на всех экзаменах в учреждениях образования бумага для рабочих записей выдается абитуриентам в необходимом количестве.

Сможет ли пройти ЦТ десятиклассник?

Нет. Десятиклассник не имеет права участвовать в централизованном тестировании.

Можно ли пройти ЦТ без паспорта, предъявив нотариально заверенную копию?

Нет. На тестировании абитуриент должен иметь при себе оригинал документа, удостоверяющего личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение беженца).

Можно ли выходить в туалет во время ЦТ?

Да. Вас проводят в туалетную комнату. Однако выход – это минус вашему времени, отведенному на тестирование.

Имеет ли право абитуриент делать замечания (в ходе централизованного тестирования) по содержанию тестов?

Замечания абитуриентов по содержанию педагогических тестов вносятся в протокол проведения централизованного тестирования в аудитории с указанием номера варианта педагогического теста, номера задания и содержания замечания (см. гл. 7, п. 58 Положения о ЦТ).

Вопросы абитуриентов по содержанию педагогических тестов в аудитории не рассматриваются.

На каком языке проводится централизованное тестирование по истории Беларуси?

Абитуриенты имеют право сдавать профильные вступительные испытания на белорусском или русском языке (по выбору).

Абитуриенты, не изучавшие историю Беларуси, могут сдавать испытание по всемирной истории новейшего времени, кроме профиля (направления) специальности “исторический” (п. 16, гл. 3 Правил приема в вузы).

Засчитываются ли полуправильные ответы по русскому языку?
Да. В ЦТ по русскому языку засчитываются как полностью правильные, так и наполовину правильные ответы. Это касается только (!) заданий из части «A».
За правильный ответ абитуриент получает 100 % балла, за полуправильный – 20 %.
Полуправильными считаются задания, где отмечен один лишний ответ или не отмечен один нужный.
Примеры:
Правильные ответы – 2,4. Абитуриент отметил 1,2,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: отмечен один лишний ответ (1).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,4. Это полуправильный ответ, т.к. в нем одна ошибка: не отмечен один нужный ответ (2).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 2. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечены два нужных ответа (1 и 4).
Правильные ответы – 1,2,4. Абитуриент отметил 1,3,4. Это неправильный ответ, т.к. в нем две ошибки: не отмечен нужный ответ (2) и отмечен лишний ответ (3).
Ответы на задания из части «B» бывают только правильными или неправильными. Если в ответе из части «B» допущена хотя бы одна ошибка (например, вместо А1Б2В3Г4 написано А2Б2В3Г4), такой ответ считается полностью неправильным. То же самое касается ответов с орфографическими ошибками (например, неправильное суфиксальный вместо правильного суффиксальный).

Как оценивается вопрос, на который можно дать более одного правильного варианта ответа? (1) в случае, если даны не все правильные варианты ответов; 2) если даны правильный и неправильный варианты ответов?)
Вы, наверное, имеете в виду частично правильные ответы, которые у нас используются в тестах по русскому и белорусскому языкам. Даже если вы не смогли определиться со всеми верными ответами по конкретному заданию, компьютерная программа их учитывает. Но вы получите оценку несколько ниже, чем если бы выбрали все правильные варианты ответов. То же и в случае, если вы выбрали правильный и неправильный ответы.

Как рассчитываются баллы на ЦТ по русскому языку?
Каждое задание имеет коэффициент сложности. Этот коэффициент определяется не составителями теста, а абитуриентами. Если с заданием справились многие абитуриенты, у него низкий коэффициент сложности, и наоборот, высокий коэффициент сложности у заданий, которые удалось верно сделать лишь небольшому количеству абитуриентов.
Следовательно, у людей с равным количеством правильно выполненных заданий могут быть разные баллы. Если человек ошибся в простых заданиях, но правильно выполнил сложные, он получает больше баллов.

Если при ответе в части Б ответ дан с орфографической ошибкой, будет ли он засчитан?
Нет. Ответ (слово или словосочетание) дается в форме (род, число, падеж), определяемой условием тестового задания, и на языке, избранном для сдачи экзамена. Орфографические ошибки в ответе недопустимы.





error: Контент защищен !!