Чем отличается патриотизм от любви к родине. Патриотизм это любовь О национальной безопасности и военной доктрине

Галина Горетая
Консультация «Патриотизм - это чувство любви к Родине»

В последнее время в наш век компьютерных технологий все чаще происходит взаимное отчуждение детей и родителей , разрыв теплых эмоциональных связей между старшим и подрастающим поколением. На второй план отходят доброта, милосердие, стремление к духовности. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. А ведь чувства патриотизма это , прежде всего любовь к родной земле, к культуре своего народа, ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами.

Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения событием нашей истории и к отдельным личностям. Изменилось и отношение людей к Родине . Если раньше мы постоянно слышали и сами пели хвалебные гимны своей стране, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Однако трудности

переходного периода не являются причиной приостановки патриотического воспитания . Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране , гордости к своей стране, гордости за нее необходимо при любом строе : будь то социализм, капитализм или коммунизм. Этому учат подрастающее поколение все народы мира. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. К. Д. Ушинский писал : «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием, презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Только став патриотом своей малой Родины , своего края, можно стать гражданином России, освоить ее огромную культуру и постичь выдающиеся ценности мировой цивилизации.

Патриотизм - это чувство любви к Родине . Понятие «Родина » включает в себя все условия жизни : территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта, однако к ним не сводится. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Россия - родина для многих . Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру страны как свои собственные. Однако национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и самодовольство. Настоящий патриот учится на исторических ошибках своего народа, на недостатках его характера и культуры. Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной, поэтому нужно привить в ребенке любовь к Родине , а не навязать. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание любви к малой Родине посредством ознакомления с родным городом - Нижним Новгородом» Одной из главных черт современного общества можно назвать нестабильность. Она проявляется во всем, от экономики с ее постоянными кризисами,.

Воспитание любви к малой Родине через организацию и проведение развлечения "Осень в Югре". Пояснительная записка Тема мероприятия "Осень.

«Насколько ветви древа распростерты вверх к небу, настолько его корни уходят вниз, в землю».

Так и мы все: стремясь вверх, к свету, к теплу, к солнцу, всегда захватываемся и непременно слепнем, перестаем мыслить разумно, а потому становимся уязвимы, и очень часто, так и не достигнув цели, падаем ниц, после чего не всегда находим, потом, силы встать, подняться, чтобы снова продолжить свой путь к свету.

Солнце – светит слишком ярко, свет его слепит, дурманит, сбивает с толку.

Солнце как, и любовь, в своем чистом, откровенном виде лишает нас разума, делает из нас идиотов.

Любовь бывает разной, бывает и большой и маленькой, и лживой и откровенной, и пьяной и зрячей, и искренней и обманчивой, если не лживой…

Любить, как не любить мы можем людей, животных, удовольствия, пищу, землю на которой живем – родину.

Любовь к родине в отличие от других форм любви имеет персональное имя, известное – патриотизм.

Патриотизм – что бы о нем не говорили, это не долг, не обязанность и не наследие, патриотизм – это любовь, и она, как и любая другая любовь может выражаться по-разному, и каждый в своем представлении любит свою родину по-своему.

Патриотизм может сводить с ума, может будоражить, может ослеплять, и лишать нас разума – ибо патриотизм это чувство – стихия, огонь, пламя…

Патриотизм, как и любовь, делает нас мягче, человечнее, затуманивает наше сознание, затмевает наш мозг, и да – делает нас влюбленными идиотами!

Потому как фанатичный патриотизм как любая другая форма крайней влюбленности от форменного идиотизма не отличается!

Это и хорошо, и плохо, и прекрасно, и опасно!

Ибо воспользоваться настроением человека окутанного дымкой романтики, любви, патриотизма – святое дело для любого проходимца!

Особенно актуально это в наше время.

Ежедневно я ловлю себя на мысли, что сегодня любовь к родине – патриотизм, стал не только хорошо продаваемым, но и легко позиционируемым на рынке товаром.

Патриотизм – это любовь, и тут ничего не поделаешь, любовь иногда имеет цену.

Да дорогие мои, патриотизм, как и любовь, бывает или искренний, или за деньги.

Я повторюсь еще раз и еще раз Патриотизм – это эмоция, это чувство, откровенное, чистое чувство, а потому не логичное, и не разумное.

Патриотизм - как и любовь не имеет национальности, легко становится основой любой идеологической платформы, религиозной секты/движения/организация – а все почему?

Потому что понятие патриотизм понятно всем!

Как и любовь – патриотизм перевода не требует.

Романтика, чистые неприкрытые эмоции, откровенные чувства – это все прекрасно, но вот насколько мы все это понимаем, насколько готовы испытывать эмоции трезво?

В истории патриотизма, есть масса примеров использования патриотов, ослепленных своим чувством, но вот что удивительно, под каким соусом нам их преподносят?

Истории о неразделенной любви, или говоря формально и исторические примеры о суровой судьбе патриотов, подаются нам не как холодный, отрезвляющий душ, а как опыт, пример для подражания!

Они нас ничему не учат, а скорее наоборот становятся хрестоматийными пособиями, по которым мы обязаны многократно повторить путь, пройденный нашими героическими, ослепленными любовь к родине предками!

Пускай мои слова прозвучат цинично, но я хочу сказать, что та, столь хорошо разрекламированная любовь к родине коей пичкают нас сегодня – в действительности это слишком дорогой товар.

Его цена непомерно высока, потому как цена, которую необходимо заплатить за него – жизнь!

Ни больше, и не меньше.

И «настоящие патриоты», не задумываясь платят эту цену, ибо ценности своей жизни они не видят, так как ценность патриотизма в их понимании раздута неимоверно. По сути, каждый даже уверен, что его жизнь это бесконечная малая крупица на весах дела которому он служит.

Может ли цена «бесценной» жизни, цена «настоящего патриотизма», быть достойной платой за чувство? За фактически иллюзию, убеждение?

Подумайте сами, всеми правдами и неправдами, любое «патриотическое» движение/фронт/партия убеждает нас в необходимости сложить свои головы за родину!

Рекламные щиты, плакаты, листовки, книги, заставляют забыть о ценности жизни, постоянно взывая к нашему эмоциональному миру, к нашему романтическому чувству любви к родине, при чем, что не удивительно в не зависимости от страны смысл лозунгов не меняется, меняются лишь название стран:

«Страна – прежде всего!», «Страна или смерть!», «Религия или смерть!»…

Призыв умереть за родину, или религию стал сегодня основным, а все потому что смысл его понятен любому, и два раза объяснять никому ничего не надо.

«Умереть за родину» - цель святая, важная, необходимая, но есть одно огромных размеров «НО»!

Как в магазине, ценящем свою репутацию - есть контрольные весы, так и в нашем случае я бы хотел еще раз взвесить товар.

Оценить насколько Родина будет благодарна мне за то, что я отдам за нее свою жизнь, будет ли мой поступок правильным, разумным, логичным?

Обвинения в непатриотизме, в шкурности, мещанстве, жлобстве и все остальные вы можете оставить себе.

Я хочу понять, стоит ли моя жертва того? При чем, не для себя лично! Мне мертвому выгоды со смерти не поиметь!

Я хочу понять: выгодна ли моя смерть моей Родине, или мною, моею слепотой цинично воспользуются, те, кто, прикрываясь святой целью, желают банально обогатиться?

Я хочу понять, если смысл отдавать свою жизнь ради того чтобы на моей смерти заработали другие, достойны ли они этого?

Доказательство бессмысленности жертвы

Просто подумайте сами, ответьте на вопрос:

Как часто в истории человечества срабатывала данная формула, как часто, несмотря на свою абсолютную состоятельность, доказывалась теорема, наиболее четко изложенная Бисмарком:

«Революции готовят гении, делают романтики, а её плодами пользуются проходимцы»!

Иногда также произносимая более жестко:

«Революцию задумывают гении, делают её фанатики, а пользуются её плодами мерзавцы».

Сложно ответить сразу? Давайте разберемся:

Обратите внимание, в формуле Бисмарка есть 4 константы:

Метод: Революция – которую в идеале можно назвать процессом ускорения эволюции.

Теория: Гении – те, кто видят за линию горизонта, люди способные предугадывать будущее, чаще всего альтруисты и гуманисты, люди, отягощенные как интеллектом, так и чувством попранной справедливости.

Действие: Вот тут интересно. В одну армию отправляются два типа людей: Фанатики или Романтики! Те кто реально в любой революции выполняют самую грустную, но от того не менее героическую роль: роль жертвы!

Да, да, да - именно! Жертва любой революции, это или романтик – патриот, либо фанатик!

Прежде всего, потому что у них, как и у всех влюблённых, напрочь отсутствует инстинкт самосохранения, нет даже намека на него!

У них скорее развит институт слепого бездумного жертвоприношения, тенденция к самоубийству.

Желание стать жертвой, в их природе доминирующее, они ощущают необходимость стать жертвой, а все потому как они не готовы никак иначе показать глубину своих чувств!

И фанатики, и патриоты, это влюбленные идиоты, которые доводят себя до этого состояния сами – убеждая и зомбируя себя словами в которых смерть становится неопровержимым доказательством правильности, верности их выбора: «Религия» или смерть, Страна» или смерть…

Смерть, по сути, становится смыслом их жизни, борьбы, деятельности… Результатом, за которым они даже не ставят никакого смысла.

Результат: Плоды изменений в обществе достаются Проходимцам, Мерзавцам, ну или я бы назвал их другим словом Бизнесменам. Именно так! Ибо только бизнесмены умеют пользоваться плодами революции, руководить ею, успокаивать постреволюционное общество.

Если разобраться: Революция, как и многие другие целенаправленные действия изменяющие жизнь людей - это бизнес, рейдерская атака, заявка передел собственности!

Результат любой революции – то единственное, что меняется в жизни людей, это вовсе не уровень их благосостояния (в общем), и их отношение с государством, чаще всего, меняется лишь собственник государства.

При этом необходимо отметить, что наиболее талантливые бизнесмены научились пользоваться результатами Революции не испачкав руки в крови, ибо они, или их представители, всегда поручают фанатикам/патриотам.

Всем тем, кого проще всего убедить в правильности их выбора (умереть за нового царя).

Всем тем, от которых ВСЕГДА легко избавится, сразу же после того как заказчик революции получит полный контроль над ситуацией.

Так было всегда, так будет всегда!

Человечество ничему не учится!

Потому как, вместо того чтобы трезво оценить результат работы «последних романтиков» готовых бороться за лучшую жизнь для своего народа, нации, человечества в целом, отдать за высокие цели свою жизнь, оно восхищается их подвигом! Ставит в пример и воспитывает все новое и новое поколение готовых отдать свою жизнь за Родину (бизнесмена) патриотов (уж извините – идиотов).

Именно благодаря таким «наивным идиотам» и творятся революции или иллюзии революций.

Именно благодаря технологии популяризации их героического опыта человечество обеспечивает себе бесконечный запас готовности к революции, готовности к переделу собственности…

Поразительно как пошло и цинично звучит истинная цель святой любви к родине – готовности к революции, на языке жизни: Идиотизм способствующий перераспределению собственности…

Я не буду перебирать все исторические примеры патриотического идиотизма, вы и так знаете их великое множество. Практически все они, с одинаковым началом и одинаковым концом.

Но я приведу вам лишь один пример героического патриотизма, который как мне не больно это признать стал и примером не только героического идиотизма, но и предательства истинных интересов РОДИНЫ:

Жанна Д’Арк

Помните эту потрясающую историю беспримерного патриотизма, героизма, беззаветной любви к родине? Помните, как она началась и чем закончилась?

Я не буду вдаваться во все подробности, я хочу показать вам более важные вещи, пример того как патриот, своим слепым патриотизмом скорее навредил Родине чем помог ей!

Жанна вмешалась в ход событий, по сути, «договорной» (как и все остальные) бесконечной войны, изменили ее ход, стала настоящим символом, затмившим по значимости всех представителей знати.

Жанна, сама того не понимая, стала опасной политической фигурой, вдвойне опасной из-за своих альтруистических побуждений! Ее альтруизм, беспримерный героизм, фанатичный патриотизм – сослужили ей плохую службу, она стала примером для подражания, образцом революционера, а потому крайне опасным человеком для правителей страны!

И как страна рассчиталась с Жанной за ее искренний патриотизм?

Ее оклеветали, обвинили в наиболее тяжком в то время преступлении, и заплатили за все ее подвиги страшной мучительной смертью!

И что самое важное, как фантастически умело и политкорректно нам подали историю ее жизни и гибели!

Смерть французской революционерки, которая реально вмешалась в ход войны и многим попортила крови, нам преподнесли именно как пример того каким должен быть патриот: СЛЕПЫМ!

СЛЕПЫМ! ЗАКОНОПОСЛУШНЫМ! ВЕРНЫМ!

Верным кому? Родине?

Чем Жанна помогла Родине, когда она покорно склонив голову, шла на огонь, потому как «справедливый» суд страны этого востребовал?

Тем, что нельзя ему сопротивляться власти – если она даже преступная?

Тем, что настоящий патриот должен принять из рук своей страны даже смерть как величайшую награду?

Тем, что оправдала несправедливое правосудие?

Тем, что дала ему восторжествовать невоспротивившись ему?

Тем, что отобрала у Родины возможность победить в войне?

Получается, что ее жертва была во благо мерзавцев?

Извините, но при чем тут тогда: нация, религия, страна?

В чем сакральный смысл ее жертвы? В признании слепости правосудия?

Была ли она принесена Родине, если на самом деле Родине она нужна была живой?

Получается, что она совершила преступление, и с достоинством, она должна была бороться с представителями и церкви и власти, так как именно они стали, врагами Родины убив ее!

Ее рациональная, правильная, трезвая «непатриотическая» позиция была – выжить и продолжать служить интересам Родины, до того момента как не пала бы она на поле боя – защищая истинные ее интересы.

Жанна не первая и не последняя жертва собственной слепости.

Фактически все патриоты гибнут не во благо святых ценностей, не во благо Родины, а во благо мерзавцев!

Мерзавцы, потому и мерзавцы, что умело декларируя «святые» ценности на самом деле преследуют самые низменные цели и что самое удивительное – всякий раз их добиваются!

И кто тут спрашивается идиот?

Нет, конечно, вы можете оспорить эти слова, сказав, что: я все принял слишком близко, слишком все исказил, и на самом деле все было иначе, и пример, который я привел, был немного натянут, что на самом деле все не так…

Может вам рассказать тогда про последнюю Украинскую Революцию? Про жертвы, про участников, про злодеев, про идеологов, про тех, кто, где и как наслаждается плодами революции?

Или рассказать вам про «патриотов» России, которые наслушавшись, вразумительных проповедей своих идеологов отправились именно УМИРАТЬ ЗА РОДИНУ, в Украину!

Не буду, вы и так все слишком хорошо знаете, да и суть не в том…

Время рыцарства прошло, Дон-Кихот умер, драконы заползли обратно в свои пещеры, и принцессы уже оценивают удаль принцев совсем по другим критериям…

Миром правит прибыль, доход, меркантильный интерес, и тот, кто говорит, что не преследует никаких личных целей, ведя вас или целый народ на плаху, просто вознамерился заработать столько, сколько вы и представить не можете.

Бизнес сегодня не имеет ни родины, ни национальности, ни религии. Он трансформировался в страшную безобразную многоликую и многоголовую гадину, и тот в нем более успешен, чем более он … вы подумали: жесток и беспощаден?

Нет, конечно, не без этого, но нет.

Чем более он умеет притворяться, чем более он способен скрыть свои личные корыстные мотивы, свою личную заинтересованность за интересами религии, народа, нации, страны.

Бога больше нет, есть лишь инструмент для получения прибыли, инструмент управления, мотивации масс и не более того.

Поэтому мой вам хороший совет: научитесь любить трезво, научитесь оценивать реальную стоимость и пользу своей жертвы, не жертвуйте собой в интересах страны, не подумав об эффекте от вашей жертвы.

Вы самая главная ценность Страны, Семьи, Родины…

Родина любит вас как мать, и вы ей нужны живой, потому как без вас смысла в Родине никакого нет…

Совсем не трудно любить тех, кто любит тебя, будьте взаимны, любите Родину, а не себя в ней, и наоборот!

Источник - http://cheslavsky.livejournal.com/2163.html

Иерей Александр Китариогло,
Рождественские чтения, Красноярск

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите.
Патриотизм – это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство – это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличностные цели. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое село, свою семью.
То, что мы любим, мы очень высоко ценим, а то, что мы ценим выше всего, мы называем святым. В этом ряду для человека стоят его вера, его семья, земля, где погребены предки – его Родина, как реально воплощенная, органическая совокупность всего вышеперечисленного…
Иногда можно слышать недоуменные вопросы об устаревшем и неоправданном словосочетании «военно-патриотическое воспитание». Трагизм нашего земного бытия состоит в том, что перед Богом и совестью защищать свои святыни есть дело много более праведное и благородное, чем с ложной терпимостью созерцать разгул воинствующего и наглого хамства, неуважение и попрание святынь своего народа, своей культуры, своего государства. Христос учит, что нет больше той любви, чем жизнь свою положить, защищая ближних. Потому-то в силу необходимости эти два понятия идут бок о бок, ибо любовь к чему бы то ни было, его истинная для человека ценность проверяются готовностью человека положить свою жизнь ради этого. Силовой или милитаристский аспект патриотизма всегда будет иметь место, пока есть потенциальная (не говоря уже о реально воплощаемой) угроза военной, Экономической, информационной или иной агрессии.
Однако это совсем не означает, что быть патриотом можно только в экстремальных условиях военных действий. Не менее ценен так называемый «мирный» патриотизм. Вспомним героический труд мирного населения в тылу во время Великой Отечественной войны! Вообще, патриотична любая деятельность, преследующая истинное благо своей Родины и своего народа. Каждый человек, серьезно, ответственно и по совести относящийся к своим гражданским и профессиональным обязанностям является патриотом.
Невозможно переоценить роль семьи в воспитании патриотического чувства. Первая семья была создана Самим Творцом и есть важнейшая составляющая и фундамент социального бытия. Посему все процессы, в семье происходящие, с неизбежностью будут отражены на более высоком уровне – на уровне государства и всего человечества.
Ни для кого уже не является секретом, что институт семьи претерпевает глубокий кризис. Если в советскую эпоху государство хоть как-то пыталось сдерживать деструктивные тенденции нормами «социалистической и коммунистической» морали, то в наши дни люди предоставлены самим себе, без положительного идеала и верных ориентиров. Родители сами не знают, что хорошо, и что плохо, и уж тем более не могут научить своих детей и передать им веками накапливавшиеся ценности своего народа, положительный смысл жизни. Нам есть чему поучиться у царской России в отношении воспитания духа любви к Родине. Приведем несколько описаний народной школы того времени, данных замечательными педагогами – творческими мастерами этого дела. Патриотическое воспитание в царской России было тем легче, что весь общественный строй и уклад жизни имел четко направленный и обозначенный вектор Православного служения Богу. Такой характер имела и школа, и базовая система педагогических ценностей.
По словам Сергея Александровича Рачинского (1833-1902) русской школе всегда был присущ религиозный характер, он постоянно вносился в нее самими учениками, ибо она – школа христианская. Христианская потому, что дети ищут в ней Христа, и основная задача народно-школьной педагогики – сделать из детей добрых христиан. Вопрос о школе в понимании Рачинского есть вопрос об основах и устоях духовной жизни и культуры, вопрос выбора и единства. «Дело народной школы,- пишет он,- шире и глубже чем всякая общественная деятельность Для того, чтобы осилить его, нам нужно совершить внутренний подвиг. ..
Выдающийся государственный и церковный деятель Константин Петрович Победоносцев (1827-1907) говорил: «… школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдержать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли»

Рецензии

«Потому-то в силу необходимости эти два понятия идут бок о бок, ибо любовь к чему бы то ни было, его истинная для человека ценность проверяются готовностью человека положить свою жизнь ради этого. Силовой или милитаристский аспект патриотизма всегда будет иметь место, пока есть потенциальная (не говоря уже о реально воплощаемой) угроза военной, Экономической, информационной или иной агрессии.» – это слова, взятые Вами из проповеди

Раиса, «патриотизма» нет в списке добродетелей.

ДУШУ ПОЛОЖИТЬ ЗА ДРУГИ СВОЯ – это посвятить всю свою жизнь служению ближнему, - в этом и только в этом заключается любовь к ближнему, то есть тому, который нуждается в помощи в данный момент, который в беде, даже если этот ближний другой веры, атеист или иностранец.

Патриотизм для ХРИСТИАНИНА – абсурд, так как он странник на этой земле и его ОТЕЧЕСТВО на небесах.

А теперь представьте двух православных, русского и украинца, во время конфликта между нашими странами, они, что, защищая каждый свою родину, следуя Вашей логике, должны стрелять друг в друга.?

ГЛАВА КРАСНОЯРСКОЙ МИТРОПОЛИИ: КОГДА НАД ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ РОДОМ НАВИСАЕТ СМЕРТЕЛЬНАЯ ОПАСНОСТЬ, ГОСПОДЬ ПОСЫЛАЕТ СВОИХ СВЯТЫХ

8 октября 2017 г. 12:56:00
8 октября, по окончании Божественной литургии в Свято-Троицком соборе города Шарыпово, Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон обратился к верующим со словом проповеди:

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Человек так уж создан Богом, что всегда нуждается в защите, всегда нуждается в опоре в другом человеке. И, казалось бы, каждый из нас самостоятельный, свободный человек, но каждый из нас хрупок. И, конечно, человек остается до гроба и после гроба ребенком, о котором необходима забота, который хочет любви, поддержки. И Господь дает человеку чувство участия в жизни другого человека. Не случайно, если в жизни у нас какие-то проблемы, мы обязательно расскажем - доброму соседу, другу, коллеге. А если мы верующие, то самый верный способ -сказать на исповеди батюшке. Открыть свою боль, и рассказать свою радость.

Особенно род человеческий нуждается в защите, когда над ним нависает смертельная опасность. Тогда Господь посылает своих людей. Особенных людей, которые обращаются к другим людям со словом вразумления, с молитвой и благословением, или же предлагают врачевание и очищение. Это святые люди. И каждый народ - у Бога на виду, когда находит своих соотечественников у Его престола. Общий сонм рода человеческого многонационален, во Христе нет значимости нации. Но для нас важны русский язык, русская культура, русская икона, русская молитва. Нам близки слезы всех детей, и в Африке, и в Азии, но, когда плачет русский ребенок, мы реагируем по-особенному. Особенно когда это происходит в военное время. И если он становится взрослым и продолжает свой род, то это - по благословению Бога, и благодаря молитве святых людей, которые перед Богом молились за весь мир, и за Россию, за воинство наше, и о властях.

И таким человеком, в самое суровое и тяжелое время для русских людей, явился преподобный Сергий Радонежский, подвижник, а ныне игумен, чье имя носит придел этого святого храма в Шарыпово, и который молится за всех вас, живущих здесь, и всю Русь. В тот момент, когда Дмитрию Донскому вообще было невозможно идти на битву - только состоялась война с северными народами, и он даже думал уйти в глухие леса, преподобный благословляет его на битву, и дает двух монахов. И это обескровленное, маленькое войско, становится огромным, потому что весь народ поднялся на битву на Куликовском поле. Это была первая победа, сломавшая хребет татаро-монгольскому игу, позволившая снять трехсотлетнюю блокаду, не давшая уничтожить Русь и ее веру. С Куликовского поля Русь ушла сплоченной и единой. И сделал это один человек, которому Бог доверил свою силу, чтобы он передал ее нашим предкам. Затем будет время победы над Казанским царством, над Крымским ханством, победа в Великой Отечественной войне, и по сей день русское воинство сохраняет мир и обеспечивает спокойную жизнь нашим детям. Теперь уже - в многонациональном, многорелигиозном, великом российском государстве.

Так Господь открывает целым народам возможность через предстательство, стояние перед Его престолом национального героя, а в России, слава Богу, их не мало. Мы должны знать, что у нас есть защита, у нас есть заступничество и помощь во всех вопросах жизни. Семейных, государственных, общественных. Когда мы видим детей и желаем им счастья и добра, есть к кому обратиться и помолиться за учащих и учащихся, за тех, кто не родился, но родится - одним словом, за жизнь и процветание нашего народа, нашей культуры, нашего Православия.

Сегодня на дворе XXI век, и мы видим, как это время принесло нам многие разочарования. Много в обществе озлобленности и несправедливости. Мы все это знаем. Но не злобой или ненавистью мы можем победить, а молитвой, и просьбой к преподобному Сергию помочь нам, верующим людям, ибо верующим доступна молитва о мире, молитва о нашем народе, друг о друге, о мире всего мира, о благополучии, о здравии и спасении. И вот здесь, в центре России, в Сибири, в совершенно новом городе Шарыпово, в великолепном соборе царствует дух и память преподобного Сергия. И вознося молитвы о всей матушке Руси он не забывает и нас.

Так будем же, братья и сестры, подражать ему - трудолюбием, воспитанием детей, уважением друг к другу, прощением, укреплением семьи, и будем уповать, что Господь нас не оставит ни при каких обстоятельствах, а благословляет.

«Во всем свете у нас только 2 верных союзника, - говорил Александр - третий своим министрам: - наша армия и флот. Все остальные, при первой возможности, сами ополчатся против нас».
Эти слова русского императора – Миротворца справедливы до сих пор. Иностранные соседи всегда ненавидели и боялись Россию за её огромность. Сейчас, как и во все времена своего существования, наша страна находится в окружении или недоброжелателей или врагов. И усилиями США и ее союзников, кольцо их сжимается всё больше и больше. Войска НАТО во многих местах уже вплотную приблизились к границам России.
В одном из моих стихотворений есть такие слова:

Нас боятся, когда мы в силе,
Только помнить надо всегда,
Нет в Европе друзей у России,
Нет, и не было никогда.

Чуть качнёмся мы – свалят сразу,
Загрызут, как медведя псы,
Ведь на Запад пришла зараза.
И Европа, как хвост лисы.

А лиса закопалась в нору
И, надев шутовской колпак,
У границ наших держит свору
Не голодных, но злых собак.

Да, такая сейчас эпоха...
И не надо потом реветь,
Если станет кому-то плохо,
Если схватит кого медведь.

В условиях международной полуизоляции очень важным фактором выживания для нас является сплоченность всех народов и народностей, проживающих на территории нашего огромного государства, воспитание в каждом гражданине чувства патриотизма и любви к своей Родине.
В.В. Путин говорит, что “утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения”. Федеральная целевая программа утверждает патриотизм как важную социальную ценность, как основу духовно-нравственного единства общества, укрепления его государственности. Каждый человек должен быть патриотом своей страны. Но патриотами не рождаются, патриотами становятся. И важнейшую роль в этом должны играть средства массовой информации: литература, радио, телевидение. Особенно важна здесь роль писателей. Писатель – это учитель, «инженер человеческих душ», по выражению И. Сталина.
Любая страна – это, прежде всего, люди её населяющие. Поэтому политическое устройство, уровень жизни, экономическая безопасность любой, большой или маленькой страны зависят только от населения. И в наше трудное, переломное время надо бороться за каждого человека.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
Чувство патриотизма, любви к своей Родине всегда было присуще русскому человеку. Устное творчество любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины.
Если говорить о патриотизме в русской литературе, то его истоки восходят еще к временам Киевской Руси. Чувством великой любви и преданности Русской земле руководствуется, например, неизвестный автор при создании «Слова о полку Игореве». Он наполняет сердца читателей жгучим горем при описании поражения русского войска, гибели тысяч воинов и пленения князей, острой ненавистью к врагам при описании разоренной Русской земли.
Отражение народных идеалов - патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости - мы видим в древнерусской литературе, в летописи “Повести временных лет”. Нельзя не гордиться Родиной и нашими славными предками, читая описание силы, смелости и отваги русских воинов.
Не меньше патриотизма проявляют неизвестные авторы «Слова о погибели Русской земли», «Жития Александра Невского» и других произведений древнерусской литературы.
19 век – век расцвета русской литературы. Пушкин, Лермонтов Некрасов, Чернышевский, Герцен и много-много других писателей и поэтов поднимали тему патриотизма. В год своей гибели М. Лермонтов написал стихотворение «Родина», в котором он говорит:

Люблю Отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой…

Ф. Тютчев. в одном из стихотворений пишет о России:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Чувство патриотизма присутствует и в творчестве А. Пушкина. Достаточно вспомнить такие его стихотворения, как «Наполеон», «Бородинская годовщина», «Клеветникам России», повести «Капитанская дочка» и «Дубровский», поэму «Медный всадник» и роман «Евгений Онегин». Эти произведения, как и все творчество великого русского поэта, убеждают нас в том, что Пушкин был не только поэтическим гением, но и великим патриотом своей Родины. Стихи свои он читал немногим, но писал для всех!
Можно сказать, что в его стихах судьба Родины и судьба человека слиты воедино.

Вспомним знаменитые слова Некрасова: "Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан". Почему же так важно быть не просто поэтом? Почему во все времена осуждалась чрезмерная оторванность поэта от жизни? Очевидно, что истинный поэт должен быть связан с обществом, со своей эпохой.
Высокое патриотическое чувство, небывалый патриотический подъем передает басня И.А. Крылова “Волк на псарне”. В ее основе лежит конкретный исторический факт – попытка Наполеона вступить в переговоры с Кутузовым о заключении мира. Мораль басни – всякого захватчика, посягнувшего на чужую землю, ищущего легкой добычи, ждет участь Волка: “С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой”. И тут же выпустил на Волка гончих стаю”. Вместе с Ловчим, мудрым, опытным человеком, Крылов утверждает необходимость и справедливость суровой борьбы с любым коварным и хитрым врагом.
Повесть Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” - это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Читатели отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю, патриотический пафос повести. Подвиг Тараса, его сына Остапа вызывает у людей чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

В Советском Союзе система воспитания патриотизма начинала действовать с момента поступления ребёнка в первый класс, когда детей к одному из праздников (день рождения В. Ленина, 7 ноября) торжественно принимали в октябрята, с 4-ого класса – в пионеры. В 14 лет самых лучших учеников принимали в ряды ВЛКСМ. В каждом классе, школе, городе были комсомольские организации. Страшным позором было тогда для комсомольца (как позднее и для коммуниста) исключения из комсомола - "положить билет на стол". Можно было сказать, что на будущем поставлен крест.
Основная роль в воспитании будущего поколения всегда принадлежала писателям, и тема патриотизма в литературе стояла на первом месте. Поэтому, в годы Советской власти, развитие каждого человека с самых юных лет шло в этом направлении. «От того, как относится человек в годы детства к героическому подвигу своих отцов и дедов, - писал замечательный педагог, ветеран Великой Отечественной войны В.А.Сухомлинский, - зависит его нравственный облик, отношение к общественным интересам, к труду на благо Родины.

В годы Великой Отечественной войны перо писателя и поэта стало острым оружием в борьбе с ненавистным врагом. На фронт ушло более тысячи советских писателей и среди них А. Безыменский, В. Вишневский, А. Гайдар, В. Гроссман, Е. Долматовский, С. Михалков, М. Светлов, К. Симонов и многие - многие другие. 275 писателей отдали свою жизнь за свободу и независимость Родины. 10 из них стали Героями Советского Союза.
Писатели-фронтовики героически сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Их жизнь и их имена навсегда запечатлены в памяти советского народа.
Но главная их заслуга - выдающийся литературный подвиг. С первого часа войны они дали советскому народу - и воинам фронта, и труженикам тыла то, в чем возникла острая нужда, - боевое художественное слово.
Уже 24 июня 1941 г. в газете «Известия» опубликовали исполненные гневной страсти строки «Священной войны» В. Лебедева-Кумача. После их переложения на музыку композитором А. Александровым, песня «Священная война» стала гимном Великой Отечественной войны.
С 26 июня выступлением в газете «Красная звезда» начинается боевая, разящая публицистика И. Эренбурга, а с 27 июня в «Правде» - А. Толстого. Вдохновенные патриотические статьи А. Толстого, М. Шолохова и А. Фадеева, волнующие очерки Н. Тихонова из осажденного Ленинграда, вся советская литература будила в людях пламя ненависти к захватчикам, воспитывали мужество, волю к борьбе, патриотизма и любви к Родине в каждом советском человеке.
Идея защиты Советской Родины стала основной идеей всей литературы. Главная ведущая тема ВОВ в литературе - беззаветная преданность Родине, смертельная ненависть к врагу, героизм народа, гуманизм освободительной войны, вера в победу. Сражающийся народ, человек на войне стал главным героем произведений литературы. Обращаясь к вековой истории борьбы русского и других народов СССР с иноземными захватчиками, к примерам героизма, вошедшим во всемирные летописи славы, Л.Леонов писал: «В трудную минуту спроси у них, этих строгих русских людей, что по крохам собирали нашу родину, и они подскажут тебе, как поступить, даже оставаясь в одиночку среди вражеского множества».
Подвиг советской литературы получил законное признание народа. Это признание отразилось в возросшем в дни войны интересе советских людей к поэзии и прозе. Характерно, что за годы войны вышло 169,5 млн. экземпляров произведений художественной литературы. На фронте и в тылу зазвучали стихи и песни М. Исаковского, В. Лебедева-Кумача, А. Суркова, А. Твардовского, М. Светлова. Поэзия оказалась действенной, мобильной, зажигательной нормой художественного творчества.
Стихотворение К. Симонова «Жди меня» стало одним из самых любимых стихотворений фронтовой лирики. В этом стихотворении боец обращается к своей девушке со словами любви и уверенности в ее непоколебимой верности, в том, что ее ожидание спасет его среди огня войны. Это и многие другие фронтовые лирические стихотворения К. Симонова, М. Исаковского, А. Суркова и других поэтов, исполненные глубокого патриотического чувства, стали популярными народными песнями военных лет.

Советская проза военных лет стала быстро развиваться несколько позднее поэзии, примерно с лета 1942 г. Появились такие выдающиеся произведения нашей литературы, как: «Наука ненависти» М. Шолохова, «Русские люди» и «Дни и ночи» К. Симонова, «Непокоренные» Б. Горбатова и др. Во многих из этих произведений видны черты народного богатырского эпоса. Великая жизнеутверждающая сила звучит даже в описаниях смерти героев, мужество которых сильнее смерти.
Со страниц романа М. Шолохова «Они сражались за Родину» вышли бойцы, исполненные такого мужества, перед которым отступала смерть. Эти люди глубоко сознают неотделимость своей личной судьбы от судеб социалистической Родины и в этом духе своим личным примером воспитывают и подымают на подвиги бойцов и командиров. Даже будучи тяжело раненными они остаются в строю. Боец - коммунист Стрельцов говорит своему другу Лопахину: «Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому».
Роман А. Фадеева «Молодая гвардия» был завершен по окончании войны. В основу этого романа положена подлинная история героической борьбы и трагической гибели подпольной комсомольской организации в оккупированном немцами шахтерском городе Краснодоне. И в этом романе с большой силой художественного слова раскрываются истоки героизма советских людей самых различных поколений.

Литература первых послевоенных лет была образована мироощущением, выстраданным и завоеванным народом-победителем. Страна нуждалась в скорейшем избавлении от ран, которые нанесла война, поэтому свои идейные устремления литература тех лет направила на создание благоприятной нравственной и психологической атмосферы всенародного трудового подъёма. Писатели того времени пропагандировали мир во всём мире, счастье человека, образ жизни советского человека и интернационализм (стихотворные циклы Бажана, Вургуна, Рустама, Симонова, Суркова, Тихонова). Советские писатели стремились раскрыть основной конфликт того времени - противоборство фашизма и антифашизма. Развитие литературы послевоенных лет было вызвано драматизмом, накопленной за военные годы жизненной информации и наиболее значительные произведения проникнуты благородным стремлением рассказать всей стране о заслугах её героев. Примером тому служат такие произведения, как, "От Путивля до Карпат" С.А. Ковпака, "Подпольный обком действует", "Это было под Ровно" Д.Н. Медведева, "Повесть о настоящем человеке" Б.Н. Полевого. В своих произведениях писатели раскрыли глубокий философский смысл победы над фашизмом, опираясь на действительные человеческие судьбы. И здесь присутствовали реальные герои.
Вечная память о погибших, кровная боль за страдания Родины - эти темы звучали в произведениях Твардовского поэма "Дом у дороги", в стихотворениях Исаковского "Я убит подо Ржевом", "Враги сожгли родную хату". Стихи, в которых освещены испытания военных времён, можно найти в произведениях К.Я. Ваншенкина, Ю.В. Друниной, М.А. Дудина, М.К. Луконина, С.С. Наровчатова и других советских поэтов и писателей.
Советской литературе на каждом из своих этапов была поставлена задача, которая заключалась в создании образа положительного героя. В поэзии появились новые люди, которые принесли национальную проблематику и поэтическую традицию с новым содержанием. Оно выражало принцип интернационализма. С каждым разом всё более появлялась потребность в художественном синтезе новых процессов современности. В романе "Русский лес", автор (Леонов) рассмотрел в глубоком историческом и философском аспекте сложность периода, который страна переживала в то время.
Появился ряд произведений художественно-мемуарного типа и среди них такие интересные книги, как «Люди с чистой совестью» П. Вершигоры. В 1946 г. напечатана одна из лучших пьес советского репертуара послевоенных лет «За тех, кто в море» Б. Лавренева. В эти же годы началось активное вторжение литературы в послевоенную современность (повесть В. Овечкина «С фронтовым приветом», поэма А. Недогонова «Флаг над сельсоветом», роман П. Павленко «Счастье» и др.). Все более выделяется в поэзии, прозе и драматургии, как самостоятельная, тема борьбы за мир.
За короткое время вошло в большую литературу много новых писателей. Такие писатели, как В. Ажаев, Б. Полевой, Э. Казакевич, В. Панова, В. Тендряков и многие другие стали известны после войны. В новый, творческий этап вступили писатели старшего поколения. Произведения JI. Леонова, К. Федина, П. Павленко, Ф. Гладкова, М. Пришвина, А. Твардовского, В. Луговского, Н. Погодина и других о прошлом и современности заняли выдающееся место в истории литературы.

Конец 50-х обусловлен появлением нового поколения советских писателей (Бакланов, Бондарев, Быков, Богомолов).
Юрий Васильевич Бондарев - русский советский писатель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР.
Участник Великой Отечественной войны (с августа 1942 года), младший лейтенант.
В 1941 году комсомолец Бондарев вместе с тысячами молодых москвичей участвовал в сооружении оборонительных укреплений под Смоленском. Летом 1942 года, после окончания 10 класса средней школы, направлен на учебу во 2-е Бердичевское пехотное училище, которое было эвакуировано в город Актюбинск.
Окончил Литературный институт им. А. М. Горького. Дебютировал в печати в 1949 году. Первый сборник рассказов «На большой реке» вышел в 1953 году. Автор рассказов (сборник «Поздним вечером»), повестей «Юность командиров» , «Батальоны просят огня» ; 4-серийный фильм «Батальоны просят огня» по мотивам повести, «Последние залпы», «Родственники» , роман «Горячий снег» (1969) и др.
Романы и повести Бондарева многоплановы и многопроблемны, являются одновременно и военными и психологическими, философскими и политическими. В своих произведениях автор, поднимает ряд социально-философских проблем, связанных с мучительным исканием своего "берега", который определяет нравственную жизнь человека, учит гражданскому мужеству и любви к Родине.

Быков Дмитрий Львович. Русский писатель, поэт, публицист, журналист, литературный критик, преподаватель литературы, радио- и телеведущий. Биограф Бориса Пастернака, Булата Окуджавы, Максима Горького и Владимира Маяковского.
Если говорить о гражданской позиции Быкова, то он считает, что Россия - особая страна, в которой даже «физические законы действуют весьма избирательно», сама же «Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен». Он считает, что «российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому». Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд - Оста в 2002 году: «Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится» до радикально противоположных позиций в 2010-х годах.
Автор 82 книг.
Как заявляет Быков: «Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами.

В шестидесятые годы поэзия, проза, критика и драматургия высвобождаются из летаргического состояния, в каком находились в годы сталинского режима. Появились непохожие друг на друга, самобытные поэты Р. Рождественский, Б. Ахмадулина, И. Бродский, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, О. Сулейменов. Вместе с поэтическим бумом зародилась популярность авторской песни. Её лучшие представители - А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий.
Литература тех лет отражала духовный мир сильного духом народа, выстоявшего перед натиском врага и сумевшего победить несмотря ни на что.
Большинство «шестидесятников» - выходцы из интеллигентской или партийной среды, сформировавшейся в 1920-е годы. Их родители, как правило, были убеждёнными большевиками, часто участниками Гражданской войны. Вера в коммунистические идеалы для большинства «шестидесятников» самоочевидна, борьбе за эти идеалы их родители посвятили жизнь.
Шестидесятники, как и те солдаты-матросы, сражались за прекрасный новый мир. Только сами они не всегда понимали, что не столько борются за новый мир, сколько постигают его, осмысливают, открывают.
Наибольшую известность в этот период приобретают поэты-шестидесятники, чьё мироощущение созвучно мироощущению большинства населения страны. Поэты этого периода, обладали настоящим гражданским мужеством. Они первые начали ломать стереотипы, сложившиеся в советской литературе сталинской эпохи. Особенно выделялась четвёрка: Евтушенко, Рождественский, Вознесенский, Ахмадулина. Евтушенко воспринимался как подлинный лидер этого направления.
Первоначальную известность молодому поэту приносит стихотворение «Наследники Сталина» (1956, опубликованное в «Правде»), напечатанное во время XX съезда КПСС, когда впервые прозвучал доклад о культе личности.
Во многих своих стихах поэт стремится возродить гражданственность истинную, и, при этом, противопоставляет гражданственность истинную гражданственности казённой. По его словам: гражданственность - это нравственность в действии. Примером этому могут служить следующие крылатые строки:

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.

Поэзия Евтушенко обращена к актуальным общественно-политическим проблемам эпохи. Современность - нерв его творчества. Только успевало событие совершиться, как Евтушенко уже реагировал на него.

Проза шестидесятых годов тоже претерпела значительные изменения. Появились авторы с новым мировоззрением, со своим, свежим, взглядом на происходящее,
Одним из таких авторов был В.М. Шукшин. Та сердечность, которой проникнуты каждое слово, каждая строчка его произведения, показывает, как дороги писателю простые люди. В. М. Шукшин своей любовью, теплотой, душевностью, простой и высокой нравственностью сумел охватить все. Лучшие его герои - такие же, как и он сам. Герои В. М. Шукшина самые обыкновенные люди; они работают, устают, судачат о разных разностях, пьют и бывают даже скованными, но все-таки это люди особые. И в трудную минуту эти люди способны на подвиг. Патриотизм в произведениях Шукшина не выставляется наружу, он идёт, как фон всего произведения и действует по формуле «В жизни всегда есть место подвигу».
В это же время, что и Шукшин, творил шедевры Ю. Трифонов. Но в своих произведениях он больше делал упор на то, что “ быт - это обыкновенная жизнь, испытание жизнью, где проявляется и проверяется новая сегодняшняя нравственность. Быт – это война, не знающая перемирия, и в этой войне человек всегда должен оставаться человеком.
Свою роль в создании позитивного образа коммунистического будущего сыграли произведения в жанре научно-социальной фантастики. Первым и, пожалуй, важнейшим из которых по влиянию на настроения в обществе на рубеже 1950-х/1960-х годов, стал, напечатанный в 1957 году, роман «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова. Словно в подтверждение смелым мечтам фантастов это время было ознаменовано успехами в освоении космоса. Это способствовало повышению уровня общественного оптимизма. Ведь то, что первым в космос полетел русский человек, вызвало в стране такой подъём патриотизма, которого не видели со времени окончания великой войны.
Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому-то лучшие наши писатели напряженно искали художественное решение этого вечного вопроса. И наша советская литература 60-х, 90-х г.г. не обошла его. А сегодня, когда старые идеалы потускнели, а новые только завоевывают свое место, эти проблемы едва ли не самые важные.

После распада СССР с его идеями, идеалами и ценностями, патриотизм стал восприниматься достаточно односторонне, а порой и в ироничном, ругательном смысле. Многие ассоциировали патриотизм с любовью к Родине, выражающейся в любви к природе, родному краю, отчему дому; другие говорили о патриотизме, как любви к «малой» Родине, обычно национальной республике (что способствовало возрастанию сепаратистских настроений и росту социальной напряжённости). Некоторые связывали патриотизм с религиозным аспектом жизни, в том числе, говоря об исторической роли православия в становлении и развитии российской государственности.
Русская литература претерпела в это время существенные изменения. Грязным, мутным потоком на страницы книг и с телеэкранов хлынуло из – за границы восхваление воров и преступников. Не отставали и наши литераторы и кинематографисты. Что стоят только такие перлы, как «Бригада», «Бандитский Петербург», «Бандитская Москва» и много- много произведений им подобных. Их авторы сделали себе имя на грязном ширпотребе. Алчность, богатство любой ценой – вот основная тема подобных книг. И эти произведения почти тридцать лет считались «новой» литературой.
Одновременно шло планомерное уничтожение структуры русского литературного общества. Усилиями зарубежных «друзей» Союз писателей России, объединяющий лучшие литературные силы страны, распался на «Союз российских писателей» и «Союз писателей России». Повсюду стали образовываться новые писательские союзы. «Союз писателей Сибири», «Союз писателей Урала», Союз писателей Дона» и другие. Если так будет продолжаться дальше, то скоро в каждом городе появится свой союз писателей. Хочется привести один случай. В г. Армавир приехали два «писателя». Представившись членами «Союза писателей Москвы» они собрали в местном ДК людей, интересующихся литературой. После краткого вступительного слова был задан вопрос: кто хочет стать писателем? Желающих оказалось много.
- Хорошо! Внесите вступительный взнос 6.500 рублей и получайте красную книжечку писателя. Так в России стало на три десятка писателей больше. А вот образец одного из стихотворений новоявленных писателей:

Кому в сей жизни – розы,
Другому - хлеб сухой!
В фате кого-то косы,
Кому-то: муж чужой!

Звание «писатель» обесценилось. Теперь писателями стали футболисты, артисты, политики… Писателя уже никто не воспринимает как совесть народную. Писатель ныне жалкий фигляр, пытающийся любыми средствами привлечь к себе внимание читателей. Часто он бывает готов на любой пиар, любой эпатаж, чтобы сделаться знаменитым. Сейчас писатели и Юлия Высоцкая, и Ксюша Собчак, и Алла Пугачёва. А ведь писательство не профессия, а призвание, служение, и часто, даже - долг. Настоящий писатель - это Пророк, потому как его совестью Бог судит происходящее. Многие авторы, написавшие два - три стихотворения, называют себя поэтами. Подвергают язвительной критике даже лучшие классические произведения русских писателей.
А ведь называть себя поэтом, и быть поэтом – это разные вещи. Да и нескромно размахивать на всех перекрёстках членским билетом одного из многочисленных союзов и кричать: - я поэт (или писатель).

Неужели руководители, стоящие у вершин власти не понимают, что идёт «размывание» основ русской литературы, литературы, прославившей себя во всём мире. Слово «писатель» теряет своё значение. И неужели нам придётся дожить до того времени, когда человек, только научившийся грамоте, будет гордо называть себя писателем.
Младшее поколение пишет обо всём подряд. Многие начинающие писатели оправдывают в своих произведениях всё: убийство, воровство, взятки, месть, издевательства, коррупцию, проституцию, наркоманию, предательство. В этом убеждаешься, побывав на форумах типа "АЛ". Язык этих авторов ужасен, нелеп, убог, но, сколько претензии в высказывании своего безапелляционного, невежественного мнения!
Последние 30 лет многие люди стали смотреть на жизнь с позиции личной выгоды, хотя были рождены в великой стране, которую наши предки создали и защитили в своё время. Наш долг - быть им благодарными и сделать свой вклад в развитие Родины. Ведь только так мы сможем продолжить их дело, подтвердить свой смысл существования и оставить хорошее наследие своим детям. Патриотическая идея в нашей стране всегда подпитывалась героическими событиями прошлого: великими сражениями, походами, достижениями в дипломатии, знаменитыми людьми-символами, иногда преданиями и легендами.

Но, несмотря на все старания зарубежных «учителей», литература в нашей стране окончательно не погибла. Сегодня лучшие отечественные авторы продолжают традиции великих писателей, сохраняя живое русское слово и поднимая проблемы, актуальные для нашего времени. К таким настоящим писателям, писателям с большой буквы, относятся Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Дина Рубина, Михаил Веллер, Борис Акунин и многие другие. Русская душа – загадка, а потому современная русская литература обращена к самым разным темам, которые раскрывают сущность нашего менталитета. Жанровое разнообразие, яркие герои, глубокое содержание – все эти элементы формируют единую концепцию современной русской литературы.
Одним из крупнейших прозаиков нашего времени считается Захар Прилепин. В октябре 2014 года он вошёл в число ста людей года в России, по данным журнала «Русский репортёр». В ноябре занял восьмую строчку в списке самых перспективных политиков России, согласно исследованиям близкого к Кремлю Института социально-экономических и политических исследований. В апреле 2015 года Захар Прилепин поднялся уже на пятую строчку в аналогичном списке. В том же апреле роман Прилепина «Обитель» занял первую строчку в рейтинге самых продаваемых книг года. По результатам 2015 года роман «Обитель» самая читаемая книга. Последний акт драмы Серебряного века. Эта книга - широкое полотно с десятками персонажей, с отчетливыми следами прошлого и отблесками гроз будущего - и целая жизнь, уместившаяся в одну осень. Величественная природа - и клубок человеческих судеб, где невозможно отличить палачей от жертв. Трагическая история одной любви - и история всей страны с ее болью, кровью, ненавистью, отраженная в Соловецком острове, как в зеркале. Мощный текст о степени личной свободы и о степени физических возможностей человека.
Другой роман З. Прилепина «Санькя» может стать для поколения своеобразным манифестом социального поведения, новым вариантом «Как закалялась сталь» в новых условиях, с новыми общественными проблемами, но с проповедью всё того же отчаянно русского героического максимализма. Но автор в своих книгах не только учит молодое поколение истинному мужеству и любви к Родине, он подаёт личный пример беззаветного служения Родине.
С 2014 года Захар Прилепин принимал участие в вооружённом конфликте на востоке Украины. С декабря 2015 года он является советником Главы Донецкой Народной Республики Александра Захарченко.

Ещё одним ярким представителем русской прозы нашего времени можно назвать Скокова Александра Григорьевича. Известный ленинградский - петербургский прозаик (родился в 1944 году), автор книг, повестей, рассказов, публикаций в отечественной и зарубежной периодике, лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга, Всероссийской премии им. А.К. Толстого. Многие годы занимался темой героической битвы за Ленинград. Встречаясь с бывшими командирами и красноармейцами, краснофлотцами, зенитчиками, бойцами дружин МПВО, врачами, медсестрами госпиталей, водителями знаменитой Дороги жизни, путевыми обходчиками, ладожскими героями-водниками, учителями блокадных школ, литератор воссоздал обширное полотно великого народного подвига. За серию документально-художественных книг о ленинградской блокаде писателю присуждена премия им. маршала Л. А. Говорова.

К числу выдающихся прозаиков нашего времени можно отнести Бориса Акунина (Григо;рий Ша;лвович Чхартишви;ли). Помимо принёсших ему известность романов и повестей из серии «Новый детектив» («Приключения Эраста Фандорина»), Акунин создал серии «Провинциальный детектив» («Приключения сестры Пелагии»), «Приключения магистра», «Жанры» и был составителем серии «Лекарство от скуки». В 2000 году Акунин был номинирован на премию «Букер » за роман «Коронация, или Последний из Романов», однако не попал в число финалистов. В 2003 году роман «Азазель» попал в шорт - лист Британской Ассоциации писателей-криминалистов в разделе «Золотой кинжал».

О поэзии второй половины 20 века и начала третьего тысячелетия надо говорить особо. Много талантливых поэтов работало в это время, и каждый из них оставил яркий след в российской поэзии.
Изучая патриотизм в творчестве русских писателей, можно сказать, что каждый автор изображает его индивидуально. Но в изображении патриотизма есть общие черты - любовь к Родине и верность своему Отечеству. В любом из произведений чувствуется своя индивидуальность в изображении патриотизма, у каждого автора свое специфическое понимание патриотизма. Патриотизм в произведениях рассматривается в образах главных героев, которые заслужили уважение своими поступками. Так же патриотизм рассматривается, как любовь ко всему, что связано с любимой страной Россией. Но всех авторов, писавших патриотические произведения, объединяет любовь к родине и желание помочь своему отечеству. Многие люди, вдохновленные такими произведениями, становились настоящими патриотами своей страны.
Трудность исследования современной русской поэзии – ещё и в её чисто количественной составляющей: по свидетельствам критиков, с 1990 по 2000 год было выпущено не менее 5 тысяч (!) стихотворных сборников новых авторов. Многие из этих книг – отнюдь не графомания. Но они почти никем не только не осмыслены, но даже и не прочитаны. Тираж каждой из этих книг: 200 -300 экземпляров. Такое происходит потому, что государство отдало издание книг в руки частных предпринимателей. Стоимость бумажных изданий растёт, трудности распространения и реализации увеличиваются. Бумажные книги не выдерживают конкуренции с доступными каждому бесплатными электронными копиями в Интернете.
На поэзии нельзя заработать, поэтому поэты издателям неинтересны и свои произведе-ния авторы часто выкладывают в Интернет для бесплатного скачивания.
Как сказал писатель Николай Кофырин: - Для кого-то книга товар, а для меня – исповедь. Исповедью не торгуют! Все свои книги я выбрасываю в интернет бесплатно.

И всё - таки русская поэзия жила, живёт и будет жить вечно. Ростки её пробиваются в любом, даже самом отдалённом посёлке или городе. Везде создаются литобъединения. Они развиваются, крепнут, и порой дают России таких авторов, которым могут позавидовать даже наши столицы. Хочется рассказать о творчестве некоторых из них.

МАРИНА ЦВЕТАЕВА. Знаменитая русская поэтесса, прозаик, переводчик. Своим творчеством оставила яркий след в литературе 20 века. В шестнадцать лет Марина Цветаева осуществила самостоятельную поездку в Париж, где прослушала в Сорбонне курс старо - французской литературы. ... В поэзии Цветаевой нет и следа покоя, умиротворенности, созерцательности.
Все ее творчество: лирика, поэмы, автобиографическая проза, критика, - как и сама ее великая жизнь, - отмечены неподдельным трагизмом. И, тем не менее, даже трагизм её произведений подчёркивает горячую любовь к своей Родине, к её сёлам, перелескам, городам, к её великому
народу.

Генералам двенадцатого года

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань Господня
И сердце матери. Вчера -
Малютки-мальчики, сегодня -
Офицера.

Вам все вершины были малы
И мягок - самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

НИКОЛАЙ РУБЦОВ. Глеб Горбовский назвал Николая Рубцова «долгожданным поэтом». Это удивительно точно сказано. Читатели уже устали от громких деклараций шестидесятников, формалистических экспериментов и словесных изысков, и подсознательно ждали именно таких стихов: искренних, естественных, импульсивных. Такие стихи не томятся в книгах, не ждут, когда на них задержится читающий взгляд, а, кажется, существуют в самом воздухе, возникают из неба и земли - как ветер, дождь, первый снег...
Рубцов привнёс в русскую поэзию своё состояние духа, не имевшее ничего общего с бодрячеством и казённым оптимизмом, выросшее и настоянное на военном сиротстве, бездомье, одиночестве, чуткое к чужой боли, отзывчивое на добро. Он и жил так, как писал. Взаимосвязь поэзии Рубцова и его жизни настолько тесна, что по его стихам точнее, чем по документам и автобиографиям, можно проследить его жизненный путь.
Тема Родины широко представлена в творчестве «тихого лирика» Николая Рубцова. Вместе с тем поэт создает цельный и многослойный образ страны. Россия Рубцова - сложное переживание, сотканное из глубокого понимания и чувствования национальной истории, культуры, природы.

Привет, Россия - родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое...

Как будто ветер гнал меня по ней,
По всей земле - по селам и столицам!
Я сильный был, но ветер был сильней,
И я нигде не мог остановиться.

Привет, Россия - родина моя!
Сильнее бурь, сильнее всякой воли
Любовь к твоим овинам у жнивья,
Любовь к тебе, изба в лазурном поле.

МАРИЯ ПЕТРОВЫХ. Её стихи идут из глубины сердца, они возникали из глубоко духовного восприятия людских судеб. Чуткости, с какой Петровых воспринимала природу, противостояла решительность, с которой поэтесса отвергала несправедливость, жестокость и закрепощённость окружающих её людей. Стихи Петровых о войне показывают, что поэтесса отвергает войну как таковую, скорбит о разлуках и страдает перед лицом насилия. Эти стихи выше любого сугубо национального мышления.

Стихи Марии Петровых высоко ценили Борис Пастернак, Арсений Тарковский и Анна Ахматова, которая назвала её стихотворение «Назначь мне свиданье на этом свете» «шедевром лирики последних лет». При жизни вышла одна небольшая малотиражная книга избранной лирики Петровых - «Дальнее дерево» (Ереван, 1968).

А.Тарковский говорил о поэзии М. Петровых:

«На первый взгляд, язык поэзии Марии Петровых – обычный литературный русский язык. Делает его чудом в ряду большой нашей поэзии способность к особому словосочетанию, свободному от чьих бы то ни было влияний. У нее слова загораются одно от другого, соседнего, и свету их нет конца».
В стихотворении «Домолчаться до стихов» она как – бы даёт наказ поэтам:

Одно мне хочется сказать поэтам:
Умейте домолчаться до стихов.
Не пишется? Подумайте об этом
Без оправданий, без обиняков.
Но, дознаваясь до жестокой сути
Жестокого молчанья своего,
О прямодушии не позабудьте,
И главное - не бойтесь ничего.

ЮРИЙ ПОЛИКАРПОВИЧ КУЗНЕЦОВ. Поэт, переводчик. Его называли "сумеречным ангелом русской поэзии" и "самым трагическим поэтом России". После окончания школы в г. Тихорецке учился в Краснодарском пединституте, затем в Литературном институте имени А.М. Горького.
В 1971-1976 г. работал в издательстве "Современник" редактором. В 1974 г. вступил в Союз писателей СССР. За годы творческой жизни было издано 19 поэтических книг.
С 1987 г. и до конца своих дней Ю.П. Кузнецов вёл поэтический семинар в Литературном институте имени А.М. Горького. С 1990 г. - член правления Союза писателей РСФСР.
Гражданин, поэт, учитель Ю.П. Кузнецов ушёл из жизни 17 ноября 2003 года, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.

ЗНАМЯ С КУЛИКОВА

Сажусь на коня вороного -
Проносится тысяча лет.
Копыт не догонят подковы,
Луна не настигнет рассвет.

Сокрыты святые обеты
Земным и небесным холмом.
Но рваное знамя победы
Я вынес на теле моём.

Я вынес пути и печали,
Чтоб поздние дети могли
Латать им великие дали
И дыры российской земли.

ВЛАДИМИР ВИШНЕВСКИЙ. Широко публикуется с 1985 г. В середине 1980-х годов стихи Вишневского стали песнями на музыку Вячеслава Добрынина, Татьяны Островской, Дмитрия Жарова и других композиторов. Эти песни не стали шлягерами, но вошли в репертуар Александра Абдулова, Николая Караченцова, Ольги Зарубиной Евгения Головина и других исполнителей. В 2016 Вишневский записал песню «Без дублёра» в собственном исполнении, и она вошла в одноименный фильм о поэте.
Широкую известность получили «одностишия» В. Вишневского к своим ироническим стихам.

Был отвергаем, но зато - какими!
- Как горько - потерять товарный вид.
- Тебя сейчас послать или по факсу?
- Мадам, да вам любой уступит место!..
- Ну сделай что-нибудь, хотя бы деньги!..

ЛАРИСА РУБАЛЬСКАЯ. Окончила Московский педагогический институт по специальности «Преподаватель русского языка и литературы». Затем получила диплом переводчика японского языка. Много лет работала в качестве референта–переводчика в московских представительствах японской телекомпании NTV и газеты «Асахи». С 1983 года начала поэтическую деятельность.
У стихотворений Ларисы Рубальской счастливая судьба. Их знают все, даже те, кто не подозревает, что это ее стихи, – просто слышали песни на ее слова в исполнении Аллы Пугачевой и Филиппа Киркорова, Ирины Аллегровой и Валерия Леонтьева, Александра Малинина и Аркадия Укупника. Вот одно из её стихотворений:

Переведи часы назад

Переведи часы назад,
На пять минут, на день, на год.
Переведи часы назад,
Пусть снова этот год пройдет.
Январский день засыпет сад,
Начертит пальмы на окне.
Переведи часы назад
И снова приходи ко мне.

НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ. Один из крупнейших современных поэтов - Николай Зиновьев, пожалуй, является единственным, кто вполне преодолел затянувшуюся, уже на четверть века, информационную блокаду русской литературы. Будучи человеком непубличным, истинным затворником, он, тем не менее, стал самым цитируемым поэтом, если не в литературных статьях, то - в самой нашей устной речи от Сахалина до Калининграда.

У карты бывшего Союза
С обвальным грохотом в груди,
Стою. Не плачу, не молюсь я,
А просто нету сил уйти.

Я глажу горы, глажу реки,
Касаюсь пальцами морей.
Как - будто закрываю веки
Несчастной Родине моей...

Или (его же) "Россия":

Под крики шайки оголтелой
Чужих и собственных Иуд
Тебя босой, в рубахе белой
На место лобное ведут.

И старший сын указ читает,
И средний сын топор берёт,
Лишь меньший сын ревмя ревёт
И ничего не понимает.

А знаменитые строчки Н. Зиновьева о поэтах:

А поэты – те же люди,
Только больше в них Христа,
Сколько в душу им не плюйте,
Всё равно она чиста.

Мне кажется, трудно в наше время найти другого автора, который с такой силой отразил бы в своих стихах гражданскую тему, тему патриотизма и любви к Родине.

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание любви к Родине – основа патриотизма

«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так педагог должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине»

В.А. Сухомлинский

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она встала перед человечеством, когда возникло первое государство. Патриотическое воспитание создает определенные предпосылки гражданского поведения. Однако это лишь предпосылки.

Любовь к Родине начинается с любви к своей Малой Родине - месту, где человек родился.

В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся:

Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);

Формирование духовно-нравственных отношений;

Формирование любви к культурному наследию своего народа;

Воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;

Чувство собственного достоинства как представителя своего народа;

Толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам.

Методы воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе - развитие национальных черт и качеств молодого поколения.

Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных особенностей.

Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявлений любви к Родине.

Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.

Для того, чтобы определить специфику процесса формирования у детей любви к Родине, есть необходимость определиться в природе самого патриотического чувства, его структуре, содержании, а также проследить его рождение, источники (на основе каких чувств оно формируется или, точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это сложное интегральное чувство).

Действительно, если патриотизм - это чувство приязни, преданности, ответственности и т.д. к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте необходимо научить быть дружелюбным (к чему-либо, быть ответственным в его малых делах, поступках).

Прежде чем ребенок научится сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен научиться сопереживанию вообще как человеческому чувству. Любование просторами края, его красотой и природными богатствами возникает тогда, когда ребенка научили видеть красоту непосредственно вокруг себя. Также, прежде чем человек научится трудиться на благо Родины, необходимо научить его добросовестно выполнять трудовые поручения, прививать любовь к труду.

Таким образом, базовым этапом в формировании у детей любви к Родине необходимо считать накопление ребенком социального опыта проживания в своем Отечестве и усвоение устоявшихся норм поведения, взаимоотношений.

Патриотическое чувство по природе своей многогранно, оно объединяет все стороны личности: моральную, трудовой, умственную, эстетическую, а также физическое развитие и предполагает воздействие на каждую из сторон для получения единого результата.

В понятие патриотизма входят когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.

При этом для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент. Когнитивный компонент, обеспечивает содержание, а поведенческий выполняет контрольно-диагностическую функцию.

Если рассматривать патриотизм через понятие «отношение», можно выделить несколько направлений :

1) отношение к природе родного края, родной страны;

2) отношение к людям, которые живут в родной стране;

3) отношение к моральным ценностям, традициям, обычаям, культуре;

4) отношение к государственному устройству.

Каждое из этих направлений может стать содержанием образовательно-воспитательной деятельности с детьми, и каждое внесет свой ​​вклад в социализацию личности ребенка при условии учета особенностей развития детей.

Невозможно говорить о воспитании любви к Родине без получения детям определенных знаний о ней. Содержание занятий также можно определить в нескольких направлениях.

Ребенок дошкольного возраста может и должен знать, как называется страна, в которой он живет, ее главный город, столица, свой ​​родной город или село, какова природа родного края и страны, где ребенок живет, какие люди по национальности, по личным качествам населяют его страну, чем прославили они родную страну и весь мир, что представляет собой искусство, традиции и обычаи страны.

Такая схема содержания знаний о родной стране, на основе которых возможно уже в дошкольном возрасте формировать действенное отношение к ней.

Сложилось мнение, что путь к воспитанию любви к Родине формируется по логике «от близкого к далекому» - от любви к родителям (точнее родному дому), к улице, городу, любви к родной стране. Необходимо задуматься, действительно ли этот «территориальный подход» эффективен в воспитании такого сложного и многогранного социального чувства, как любовь к Родине. Очевидно, дело не в расширении «территории», а в том, чтобы создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и составляющих итоге патриотизм: дружба, верность, чувство собственности и осознания того, что ты свой, что ты нужен.

У дошкольников постепенно формируется «образ собственного дома» с его укладом, традициями, общением, стилем взаимодействия. Ребенок принимает свой ​​дом таким, каким он есть, и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне.

Задача педагога вместе с родителями формировать любовь, дружбу к родному дому, желание беречь, делать лучше. Важно, чтобы у ребенка в семье были свои обязанности, - это способствует укреплению «чувства семьи».






error: Контент защищен !!