Что значит "перманентная революция". Троцкий, Л

В Что такое перманентная революция?

Не слишком лояльный к Троцкому, но все равно хороший ". Он затрагивает важную тему о перманентной революции.

Что же такое эта самая "перманентная революция", которую иногда поминают в ироническом контексте некоторые несознательные, воспитанные в догматической тьме сталинизма:), товарищи?

Теория перманентной революции, это ни много ни мало, теория, в соответствии с которой произошла революция 1917-го года. Ведь по Марксу, социалистическая революция происходит в развитом капиталистическом государстве. Как же она могла произойти в отсталой России? А вот так, по Троцкому и Ленину, которые, развивая марксизм, заложили основы теории непрерывного ("перманентного") перехода буржуазной революции сразу в революцию социалистическую. Апрельские тезисы Ленина - это прямой практический вывод из этой теории.

Но, как мы знаем, будущий вождь народов не только не играл (по сравнению с Троцким и Лениным) никакой существенной роли в событиях 1917 г., но даже препятствовал публикации этих самых апрельских тезисов. Троцкий же был не только главным практиком, но и главным теоретиком октябрьского переворота. В результате, чтобы это скрыть, марксизм в стране пришлось отменить. Заменив блестящее марксистское исследование перманентной революции 1917-го года примитивной теорией "двух революций", знакомой нам всем со школьной скамьи. Ненаучно, ибо события 1917-го года это, очевидно, одна революция. Но зато без Троцкого.

Это еще к вопросу о якобы "небольшевизме" Троцкого. Если смотреть не на организационную, а на идейную часть расхождений между большевиками и меньшевиками, то выходит, что Троцкий был не просто большевик, а один из главных теоретиков большевизма.

цитата из того поста:

"Чем главным образом известен Троцкий в плане теории? Правильно, теорией "перманентной революции". Что же на самом деле скрывается за этим загадочным словом - "перманентная"? На самом деле, всё очень просто. Во время первой русской революции 1905 г. большевики, включая самого Ленина, приняли за основу "теорию двух стадий", гласившую, что в отсталых странах с феодальными пережитками и недоразвитой кап. индустрией между буржуазно-демократической революцией и социалистической революцией должен пролегать некий существенный промежуток времени, в течение которого в этих странах должно произойти доразвитие этой самой кап.индустрии, а то и просто товарного производства. К социалистической революции в таких странах, по мнению большевиков, приступать не следовало либо до полного развития кап.индустрии и модернового буржуазного общества на их территории, либо хотя бы до начала социалистической революции на территории уже развитых кап. стран (которых на тот момент было, в общем-то, всего 4 штуки: Англия, Франция, САСШ, Германия). Троцкий же противопоставил "теории двух стадий" свою теорию "перманентной" т. е. непрерывной революции (слово "перманентный" означает "непрерывный"). Т. е. Троцкий настаивал на переходе от буржуазно-демократической революции сразу же к социалистической. Уже в 1905 г. Т. е. не дожидаясь ни доразвития индустрии кап. способом, ни начала социалистической революции в развитых кап. странах.
..первенство Троцкого в придумывании теории SiOC"а можно считать полностью доказанным, из любопытства стоит таки продолжить и посмотреть, что же произошло в 1917 г. и далее. А в 1917 г. случились "Апрельские тезисы" Ильича, которые, как уже было указано, весьма взорвали моск всем старым большевикам. Но кроме этого они открыли Троцкому (до того момента - извечному противнику Ленина) [это неправда - прим. pravda1917] двери в большевистскую партию. Казалось бы, Ленин перешёл на позиции Троцкого."

Upd. 2015г.
В комментах я немного неверно осветил вопрос.
Основным источником по теории "перманентной революции" Троцкого является его работа 1906 г. " ", обсуждаемая в посте.
Некоторую путаницу в вопрос внес сам ЛДТ, написав позже отдельную книгу "перманентная революция". На деле, эта книга была в чем-то вроде попытки повторить успех работы 1906 года, устроив, как бы сейчас сказали, "ребрендинг" термину и попыткой (в общем-то скорее неудачной) использовать и теорию и термин для современного (этой книге) исторического момента.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ?

(Основные положения)

Читатель, надеюсь, не будет возражать, если я, в заключение этой книжки, попытаюсь, не боясь повторений, сжато формулировать главные свои выводы.

1. Теория перманентной революции требует сейчас со стороны всякого марксиста самого внимательного к себе отношения, так как ходом классовой и идейной борьбы вопрос полностью и окончательно выведен из области воспоминаний о старых разногласиях внутри русских марксистов и превращен в вопрос о характере, внутренних связях и методах международной революции вообще.

2. В отношении стран с запоздалым буржуазным развитием, в частности, колониальных и полуколониальных, теория перманентной революции означает, что полное и действительное разрешение их демократических и национально-освободительных задач мыслимо лишь через диктатуру пролетариата, как вождя угнетенной нации, прежде всего ее крестьянских масс.

3. Не только аграрный вопрос, но и национальный отводят крестьянству, подавляющему большинству населения отсталых стран, исключительное место в демократической революции. Без союза пролетариата с крестьянством задачи демократической революции не могут быть не только разрешены, но даже серьезно поставлены. Союз этих двух классов осуществим, однако, не иначе, как в непримиримой борьбе против влияния национально-либеральной буржуазии.

4. Каковы бы ни были первые эпизодические этапы революции в отдельных странах, осуществление революционного союза пролетариата и крестьянства мыслимо только под политическим руководством пролетарского авангарда, организованного в коммунистическую партию. Это значит, в свою очередь, что победа демократической революции мыслима лишь через диктатуру пролетариата, опирающегося на союз с крестьянством и разрешающего в первую голову задачи демократической революции.

5. Взятый в исторической оценке старый лозунг большевизма: «демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» выражал именно охарактеризованное выше соотношение пролетариата, крестьянства и либеральной буржуазии. Это доказано опытом Октября. Но старая формула Ленина не предрешала заранее, каковы окажутся политические взаимоотношения пролетариата и крестьянства внутри революционного блока. Иными словами, формула сознательно допускала известную алгебраичность, которая должна была уступить место более точным арифметическим величинам в процессе исторического опыта. Этот последний показал, однако, притом в условиях, исключающих какие бы то ни было лже-толкования, что, как бы велика ни была революционная роль крестьянства, она не может быть самостоятельной, ни, тем более, руководящей. Крестьянин идет либо за рабочим, либо за буржуа. Это значит, что «демократическая диктатура пролетариата и крестьянства» мыслима только, как диктатура пролетариата, ведущего за собою крестьянские массы.

6. Демократическая диктатура пролетариата и крестьянства, в качестве режима, отличного по своему классовому содержанию от диктатуры пролетариата, была бы осуществима лишь в том случае, если бы осуществима была самостоятельная революционная партия, выражающая интересы крестьянской и вообще мелкобуржуазной демократии, – партия, способная, при том или другом содействии пролетариата, овладеть властью и определять ее революционную программу. Как свидетельствует опыт всей новой истории, и особенно опыт России за последнюю четверть века, непреодолимым препятствием на пути создания крестьянской партии является экономическая и политическая несамостоятельность мелкой буржуазии и ее глубокая внутренняя дифференциация, в силу которой верхние слои мелкой буржуазии (крестьянства), во всех решительных случаях, особенно в войне и революции, идут с крупной буржуазией, а низы – с пролетариатом, вынуждая тем самым промежуточный слой делать выбор между крайними полюсами. Между керенщиной и большевистской властью, между Гоминданом и диктатурой пролетариата – нет и не может быть ничего промежуточного, т. е. никакой демократической диктатуры рабочих и крестьян.

7. Стремление Коминтерна навязать ныне восточным странам лозунг демократической диктатуры пролетариата и крестьянства, давно и окончательно исчерпанный историей, может иметь только реакционное значение. Поскольку этот лозунг противопоставляется лозунгу диктатуры пролетариата, он политически содействует растворению пролетариата в мелкобуржуазных массах и создает таким путем наиболее благоприятные условия для гегемонии национальной буржуазии, следовательно, для краха демократической революции. Включение этого лозунга в программу Коминтерна представляет собою прямую измену марксизму и октябрьской традиции большевизма.

8. Диктатура пролетариата, поднявшегося к власти, в качестве вождя демократической революции, неизбежно, и притом очень скоро, ставит перед ним задачи, связанные с глубокими вторжениями в права буржуазной собственности. Демократическая революция непосредственно перерастает в социалистическую, становясь тем самым перманентной революцией.

9. Завоевание власти пролетариатом не завершает революцию, а только открывает ее. Социалистическое строительство мыслимо лишь на основе классовой борьбы в национальном и международном масштабе. Эта борьба, в условиях решающего преобладания капиталистических отношений на мировой арене, будет неизбежно приводить ко взрывам внутренней, т. е. гражданской, и внешней, революционной войны. В этом состоит перманентный характер социалистической революции, как таковой, независимо от того, идет ли дело об отсталой стране, только вчера завершившей свой демократический переворот, или о старой капиталистической стране, прошедшей через долгую эпоху демократии и парламентаризма.

10. Завершение социалистической революции в национальных рамках немыслимо. Одна из основных причин кризиса буржуазного общества состоит в том, что созданные им производительные силы не могут более мириться с рамками национального государства. Отсюда вытекают империалистские войны, с одной стороны, утопии буржуазных Соединенных Штатов Европы, с другой. Социалистическая революция начинается на национальной арене, развивается на интернациональной, и завершается на мировой. Таким образом, социалистическая революция становится перманентной в новом, более широком смысле слова: она не получает своего завершения до окончательного торжества нового общества на всей нашей планете.

11. Указанная выше схема развития мировой революции снимает вопрос о странах, «созревших» и «несозревших» для социализма, в духе той педантски безжизненной классификации, которую дает нынешняя программа Коминтерна. Поскольку капитализм создал мировой рынок, мировое разделение труда и мировые производительные силы, постольку он подготовил мировое хозяйство в целом для социалистического переустройства.

Разные страны будут совершать этот процесс разным темпом. Отсталые страны могут, при известных условиях, раньше передовых прийти к диктатуре пролетариата, но позже их – к социализму.

Отсталая колониальная или полуколониальная страна, пролетариат которой оказывается еще недостаточно подготовленным для объединения вокруг себя крестьянства и завоевания власти, тем самым оказывается в состоянии невозможности довести до конца свой демократический переворот. Наоборот, в стране, пролетариат которой пришел к власти в результате демократической революции, дальнейшая судьба диктатуры и социализма зависит, в последнем счете, не только и не столько от национальных производительных сил, сколько от развития международной социалистической революции.

12. Теория социализма в отдельной стране, поднявшаяся на дрожжах реакции против Октября, есть единственная теория, последовательно и до конца противостоящая теории перманентной революции.

Попытка эпигонов, под ударами критики, ограничить применимость теории социализма в отдельной стране одной только Россией, ввиду ее особых свойств (пространства и естественные богатства), не улучшает, но ухудшает дело. Разрыв с интернациональной позицией всегда и неизбежно ведет к национальному мессианизму, т. е. к признанию за собственной страной особых преимуществ и качеств, позволяющих ей будто бы выполнить ту роль, до которой не могут подняться другие страны.

Мировое разделение труда, зависимость советской индустрии от иностранной техники, зависимость производительных сил передовых стран Европы от азиатского сырья и проч. и проч., делают построение самостоятельного социалистического общества невозможным ни в одной из стран мира.

13. Теория Сталина-Бухарина не только механически противопоставляет, наперекор всему опыту русских революций, демократическую революцию социалистической, но и отрывает национальную революцию от интернациональной.

Революциям в отсталых странах она ставит задачей установление неосуществимого режима демократической диктатуры, который она противопоставляет диктатуре пролетариата. Этим она вводит в политику иллюзии и фикции, парализует борьбу пролетариата на Востоке за власть и тормозит победу колониальных революций.

Уже завоеванная пролетариатом власть означает, с точки зрения эпигонской теории, завершение революции («на девять десятых», по формуле Сталина) и открытие эпохи национальных реформ. Теория врастания кулака в социализм и теория «нейтрализации» мировой буржуазии неотделимы, поэтому, от теории социализма в отдельной стране. Они вместе стоят и вместе падают.

Коммунистический Интернационал низводится теорией национал-социализма на степень подсобного орудия, полезного для борьбы против военной интервенции. Нынешняя политика Коминтерна, его режим и подбор в нем руководящего персонала вполне отвечают этому низведению Коммунистического Интернационала на роль вспомогательного отряда, не предназначенного для разрешения самостоятельных задач.

14. Программа Коминтерна, созданная Бухариным, эклектична насквозь. Она делает безнадежную попытку примирить теорию социализма в отдельной стране с марксистским интернационализмом, который, однако, неотделим от перманентного характера международной революции. Борьба левой коммунистической оппозиции за правильную политику и здоровый режим Коминтерна неразрывно связана с борьбой за марксистскую программу. Вопрос о программе неотделим, в свою очередь, от вопроса о двух противостоящих друг другу теориях: перманентной революции и социализма в отдельной стране. Проблема перманентной революции давно переросла эпизодические и полностью исчерпанные историей разногласия Ленина и Троцкого. Борьба идет между основными идеями Маркса и Ленина, с одной стороны, эклектикой центристов – с другой.

ПЕРМАНÉНТНАЯ РЕВОЛЮ́ЦИЯ (от лат. permaneo – остаюсь, продолжаюсь) – непрерывная революция. Идея П. р. впервые была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в кон. 40-х гг. 19 в. в "Манифесте Коммунистической партии" и в "Обращении Центрального Комитета к Союзу коммунистов". Маркс и Энгельс указывали, что пролетариат в бурж.-демократич. революции не должен остановиться на осуществлении демократич. задач. В то время как буржуазия стремится возможно быстрее закончить революцию, задача пролетариата заключается в том, чтобы "...сделать революцию непрерывной до тех пор, пока все более или менее имущие классы не будут устранены от господства, пока пролетариат не завоюет государственной власти..." (Соч., 2 изд., т. 7, с. 261). Маркс и Энгельс высказали также мысль о необходимости сочетания пролетарской революции с крест. революц. движением. Оппортунистич. лидеры 2-го Интернационала и рус. меньшевики предали забвению идею П. р. По их схеме пролетариат в социалистич. революции выступает один против всех непролетарских классов и слоев, в том числе и крестьянства. Поэтому после совершения бурж. революции должен якобы пройти длит. период, за время к-рого пролетариат станет большинством нации. В. И. Ленин восстановил марксистскую идею П. р. и развил ее в теорию перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую. Ленин указал, что наличие двоякого рода противоречий в социально-экономич. строе России: противоречий между остатками крепостничества и развивающимся капитализмом и противоречий внутри самого капитализма, создавало объективные условия для перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую. В этих условиях не буржуазия, а пролетариат во главе со своей политич. партией выступал в качестве гегемона бурж.-демократич. революции. Союзником пролетариата выступило крестьянство, так как только полная победа революции могла удовлетворить его требования, прежде всего уничтожение помещичьего землевладения. Вместе с тем гегемония пролетариата в бурж.-демократич. революции являлась переходной ступенью к успешной борьбе за диктатуру пролетариата. Сущность перерастания бурж.-демократич. революции в революцию социалистическую состояла в перегруппировке сил вокруг пролетариата к концу бурж.-демократич. революции. Совершив бурж.-демократич. революцию в союзе со всем крестьянством, пролетариат должен немедленно переходить к социа-листич. революции в союзе с деревенской беднотой и другими полупролетарскими элементами. Революц.- демократич. диктатура пролетариата и крестьянства должна перерасти в социалистич. диктатуру пролетариата. Ленин рассматривал бурж.-демократич. и социалистич. революции как два звена одной цепи, два стратегич. этапа единого революц. процесса. Теория перерастания бурж.-демократич. революции в социалистическую была разработана Лениным наиболее полно в 1905 ("Две тактики социал-демократии в демократич. революции", "Революционно-демократич. диктатура пролетариата и крестьянства", "Отношение социал-демократии к крестьянскому движению" и др.). Положения, выдвинутые Лениным в 1905, послужили основой для вывода о возможности победы социализма в одной стране, сделанного Лениным в 1915.

Марксистско-ленинскую теорию П. р. грубо извратили Парвус (А. Л. Гельфанд) и Л. Д. Троцкий, создавшие в 1905 оппортунистич. т. н. теорию "перманентной революции", в основе к-рой лежало меньшевистское отрицание революц. возможностей крестьянства, неверие в силы и способности пролетариата повести за собой демократич. элементы населения. По троцкистской теории "перманентной революции", пролетариат один, без союзников, "в одном сражении" мог свергнуть самодержавие и взять власть в свои руки. Суть этой "теории" была выражена в лозунге "без царя, а правительство рабочее", означавшем перескакивание через бурж.-демократич. этап революции. Ленин указывал, что теория Троцкого является полуменьшевистской, так как она "...берет у большевиков призыв к решительной революционной борьбе пролетариата и к завоеванию им политической власти, а у меньшевиков – "отрицание" роли крестьянства" [Полн. собр. соч., 5 изд., т. 27, с. 80 (т. 21, с. 381–82)]. В годы 1-й мировой войны и после победы Οкт. социалистич. революции 1917 Троцкий противопоставлял свою теорию "перманентной революции" ленинской теории о возможности победы социализма в одной стране. В то время как Ленин подчеркивал, что в России имеются все необходимые условия для победы социалистич. революции и построения полного социалистич. общества, прежде всего союз рабочего класса с осн. массами крестьянства при руководящей роли рабочего класса, Троцкий отрицал социалистич. характер Οкт. революции, рассматривая ее лишь как сигнал, толчок к социалистич. революции на Западе, отрицал возможность построения социализма в СССР в условиях капиталистич. окружения. Троцкий утверждал, что после прихода к власти пролетариат неизбежно вступит в борьбу с враждебным ему крестьянством; вследствие своей малочисленности рабочий класс сможет победить в этой борьбе только в том случае, если революция станет "перманентной", т.е. перекинется на важнейшие страны Европы, когда победивший пролетариат Запада поможет пролетариату России справиться со своим крестьянством и тогда станет возможным построение социализма. Если же социалистич. революция на Западе не произойдет в ближайшее время, говорили троцкисты, то диктатура пролетариата в России падет или переродится в бурж. государство. В отличие от Ленина, считавшего социалистич. революцию в России частью мировой революции, базой ее дальнейшего развития, Троцкий изображал строительство социализма в одной стране как признак "национальной ограниченности", как отход от принципов пролетарского интернационализма. Не веря во внутр. силы социалистич. революции в СССР, троцкисты навязывали партии авантюристич. тактику "подталкивания" мировой революции методом "революционной войны", привнесения революции в др. страны насильств. путем, что противоречило марксистско-ленинскому учению о социалистич. революции как результате созревания внутр. классовых противоречий в каждой отд. стране.

Критика троцкистской теории "перманентной революции" дана в работах Ленина "Социал-демократия и временное революционное правительство" (1905), "Цель борьбы пролетариата в нашей революции" (1909), "Исторический смысл внутрипартийной борьбы в России" (1910), "О двух линиях революции" (1915), "Письма о тактике" (1917) и др. Оппортунистич. сущность троцкистской "теории" была также вскрыта в резолюции о выступлении Троцкого, принятой пленумами ЦК и ЦКК РКП (б) 17 января 1925 года, в "Тезисах о задачах Коминтерна и РКП(б) в связи с расширенным пленумом ИККИ, принятых XIV конференцией РКП(б)", в резолюции XV конференции ВКП(б) "Об оппозиционном блоке в ВКП(б)". В связи с тем, что теория "перманентной революции" Троцкого во многом совпадала со взглядами лидера правых социал-демократов О. Бауэра, XV конференция ВКП(б) квалифицировала троцкизм как "...социал-демократический укло н в нашей партии в основном вопросе о характере и перспективах нашей революции" ("КПСС в резолюциях...", 7 изд., ч. 2, 1954, с. 332). В разоблачении троцкистской теории "перманентной революции" видную роль сыграли работы И. В. Сталина "Об основах ленинизма" (1924), "Октябрьская революция и тактика русских коммунистов" (1924), "К вопросам ленинизма" (1926), "О социал-демократическом уклоне в нашей партии" (1926), "Еще раз о социал-демократическом уклоне в нашей партии" (1926).

Но в русском языке это выражение появилось благодаря Г. В. Плеханову, который писал о «перманентном перевороте» в 12-м номере «Ежедневника социал-демократа» (июнь 1910 года). Именно этот человек основал в России социал-демократическое движение. В своих трудах он применял термин Карла Маркса (1918-1883 годы) - die Revolution in Permanenz (беспрерывная революция), который его и придумал.

Появление

Как появилась фраза «перманентная революция»? Сперва Троцкий в 1905 году писал о «революционном континууме» и «непрерывном перевороте» (газета «Начало», 8 ноября). Фразу «перманентная революция» он начал употреблять после февраля 1917 года, когда в брошюре «Что же дальше?» опубликовал лозунг «Перманентный переворот против перманентной бойни!». В 1932 году вышла его книга об этом явлении, и новый термин стал связываться лишь с именем Троцкого.

Как сарказм, эта фраза означает затянувшийся процесс реформ, перемен и так далее.

Теория

Что собой представляет теория перманентной учение о формировании мятежного процесса в слаборазвитых и периферийных странах. Она сперва была предложена Энгельсом и Марксом, в дальнейшем разработана Львом Троцким, Владимиром Лениным, Эрнестом Менделем и иными марксистскими идеологами (включая таких авторов-троцкистов, как Джозеф Хансен, Михаэль Леви, Ливио Майтан).

Формулировки

Как перманентная революция трактовалась основоположниками марксизма? Сам образ этого явления была описан Фридрихом Энгельсом и Карлом Марксом ещё в 1840 году в «Манифесте компартии» и «Послании ЦК Союзу коммунистов». Создатели марксизма считали, что при осуществлении демократическо-буржуазной революции рабочие не остановятся на достижении лишь простых целей.

Известно, что буржуазия стремится поскорее закончить мятеж. А пролетариат обязан этот процесс сделать непрерывным до тех пор, пока имущие классы не будут отстранены от правления, пока рабочие не завоюют государственную власть. и Карл Маркс настаивали на гармонии революционного движения крестьян и пролетарского переворота.

Позиция Ленина

К термину «перманентная революция» возник интерес и у Ленина. Владимир Ильич утверждал, что в российской обстановке может перерасти в социалистический бунт. Этот нюанс возможен ввиду специфичных условий развития в стране капитализма - наличия двойственного типа разногласий данной формации как между развивающимся капитализмом и остатками крепостничества, так и внутри самой системы.

В такой ситуации не буржуазия, а пролетариат, которым руководит революционная партия, является передовой силой переворота. Крестьянство, желающее с помощью мятежа достичь своих целей, в первую очередь уничтожить помещичьи землевладения, является союзником рабочих.

Точка зрения Ленина довольно необычна. Он считал, что сутью перерастания демократическо-буржуазного переворота в социалистический является модификация структуры сил вокруг рабочего класса к концу демократическо-буржуазной революции. Он утверждал, что если демократическо-буржуазный мятеж пролетариат осуществляет в союзе со всеми хлеборобами, то безотлагательно переходить к перевороту социалистическому рабочие должны лишь с сельской беднотой и иными неимущими, угнетёнными элементами. Демократическо-революционная диктатура рабочих и крестьян обязана принять вид социалистической диктатуры пролетариата.

Концепция превращения демократическо-буржуазного мятежа в социалистический была создана в 1905 году Лениным в работах «Демократическо-революционная диктатура рабочих и крестьян», «Два маневра социал-демократии в демократичном мятеже» и других. Ленин рассматривал социалистическую и как две детали одной цепи. Более того, эти два мятежа трактуются им как единое течение.

Перспектива мирового бунта

Теория перманентной революции - весьма интересное учение. Известно, что Ленин созерцал формирование мятежного движения в контексте межнациональной революционной перспективы. Он видел полное построение социализма именно через всемирное антиимпериалистическое течение.

В каждом своём труде Владимир Ульянов вписывает Октябрьский переворот в революционный общемировой контекст. Хотя, как и Троцкий, в ряде работ пишет о Советской республике как об оплоте мирового переворота.

Взгляд социал-демократов

Идея перманентной революции интересовала также российских меньшевиков и западных социал-демократов. В их взгляде отражена мысль о том, что рабочий класс при совершении социалистического мятежа оказывает сопротивление всем непролетарским классам, в том числе и оппозиционному крестьянству.

Ввиду этого для триумфа социалистического бунта, преимущественно в России, после свершения демократическо-буржуазного переворота должно пройти много времени, пока большая часть населения не превратится в пролетариев и рабочие не станут большинством в государстве. Если же трудящихся недостаточно, любой перманентный бунт обречён на поражение.

Мнение Троцкого

В свой черёд собственный взгляд на перспективу перманентного мятежа изложил Троцкий, подготовивший в 1905 году новое его толкование. Одной из важнейших деталей концепции этого переворота является теория комбинированного развития. Марксисты до 1905 года анализировали способ осуществления социалистического бунта в развитых буржуазных странах.

В соответствии с Троцким, в более или менее прогрессивных государствах, таких как Россия, в которых совершенно недавно возник процесс развития пролетариата и индустриализации, возможно было совершить социалистический переворот ввиду исторического бессилия буржуазии осуществить демократическо-буржуазные требования.

В своих трудах Лев Троцкий писал о том, что политическая некомпетентность буржуазии напрямую определялась образом её отношений к крестьянству и пролетариату. Он утверждал, что запоздалость русского мятежа оказалась не только проблемой хронологии, но и дилеммой социального строения нации.

Итак, мы уже выяснили, что Троцкий - сторонник теории перманентной революции. Весьма стремительно он её начал развивать после Октябрьского бунта 1917 года. Троцкий отрицал законченный социалистический характер этого мятежа, расценивая его лишь как первую фазу на пути к социалистическому бунту на Западе и на всём земном шаре. Он говорил, что социализм может победить в Советской России лишь тогда, когда социалистический бунт станет перманентным, то есть проникнет в главнейшие страны Европы, когда пролетариат-победитель Запада поможет российским рабочим справиться в борьбе с противодействующими ему классами, и тогда можно будет построить коммунизм и социализм в мировом масштабе. Он видел такой исход мятежа в связи с малочисленностью русского пролетариата и существования в России огромной массы мещанских по своей натуре хлеборобов.

Роль сельских жителей

Нередко теория перманентного переворота Троцкого критикуется за то, что автор якобы недооценивает роль крестьянства. На самом деле он в своих трудах очень много пишет о том, что рабочие не смогут осуществить социалистический мятеж, не заручившись поддержкой крестьян. Троцкий утверждает, что, являясь лишь меньшей частью российского общества, рабочий класс может привести бунт к эмансипации крестьянства и тем самым получить одобрение аграриев, как части революции, на поддержку которой он будет опираться.

При этом пролетариат во имя личных интересов и улучшения своих условий будет стремиться осуществить такие революционные преобразования, которые не только будут исполнять функции буржуазного переворота, но и приведут к формированию рабочей державы.

В то же время Троцкий утверждает, что пролетариат будет вынужден вносить классовое противостояние в село, вследствие чего будет нарушена та общность интересов, которая бесспорно имеется у всех хлеборобов, но в относительно узких пределах. Рабочим же придётся в начальный период своего правления искать опору в конфронтации сельской бедноты деревенским богачам, аграрного пролетариата - хлебопашеской буржуазии.

Осуждение теории в СССР

Итак, вы уже знаете, что автор теории перманентной революции в России - Троцкий. В Советском Союзе его учение было осуждено на пленумах ЦКК РКП (б) и ЦК в резолюции о выступлении Троцкого, которая была принята в 1925 году, 17 января, а также в «Тезисах о задачах РКП (б) и Коминтерна», принятых 14-й сессией РКП (б) «О фрондерском блоке в ВКП (б)». Подобные же решения были приняты во всех официозных компартиях, находившихся в составе Коминтерна.

Политика этой организации в Китае стала прямым поводом для классифицированного изложения Троцким доктрины перманентного переворота и критики сталинистского толкования «этапов революционного движения». Именно в этой стране китайская компартия по распоряжению Москвы пыталась создать союз с народной буржуазией - сперва с руководством Гоминьдана (глава Чан Кайши), а после Шанхайской резни 1927 года, произошедшей по его вине, - с Ван Цзинвэйем («левый Гоминьдан»).

Перспективы СССР

Как на развитие СССР могла повлиять перманентная революция? Определение этого процесса заставляет многих задуматься. Сторонники перманентного бунта считали строительство социализма в отдельно взятой России «народной однобокостью», отступлением от основополагающих воззрений пролетарской солидарности.

Троцкисты говорили, что если в ближайшем будущем после Октябрьского мятежа на Западе не восторжествует революция рабочего класса, то в СССР начнётся «реконструкция капитализма».

Троцкий утверждал, что Советский Союз вышел из октябрьского переворота как рабочая держава. Реприватизация средств производства является необходимым условием социалистического развития. Именно она открыла возможность стремительного роста продуктивных сил. Аппарат рабочей страны тем временем превратился в орудие бюрократического насилия над рабочим классом, а далее - в инструмент саботажа экономики. Оказёнивание изолированной и отсталой рабочей страны и трансформация бюрократии в привилегированную всесильную касту является самым логичным практичным оспариванием социализма в отдельном государстве.

Троцкий заявлял, что режим СССР состоит, таким образом, из ужасающих противоречий. Но он продолжает оставаться режимом переродившейся рабочей страны. Таково социальное заключение. Политический сценарий имеет многовариантный характер: либо бюрократия отбросит страну к капитализму, опрокинув новые виды собственности, либо пролетариат разрушит бюрократию и раскроет выход к социализму.

Эволюция учения

Каким образом происходило развитие теории после Второй мировой войны? Это учение продолжали развивать многие левые марксисты-теоретики в странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы, Южной и Северной Америки, где существовали троцкистские формирования. В середине XX века произошёл антиколониальный подъём. На этом этапе Четвёртый интернационал исследовал эволюцию революционных течений в развивающихся странах, прежде всего в Кубинской и Алжирской революциях.

На одном из съездов Четвёртого интернационала в 1963 году было принято постановление «Динамика мирового переворота сегодня». Его авторами были Эрнест Мандель (лидер бельгийского блока) и Джозеф Хансен (член управления Социалистической рабочей партии США).

В постановлении говорилось о том, что три доминирующие силы мирового переворота - политический бунт в искажённых рабочих державах, колониальный мятеж и пролетарское восстание в капстранах - образуют диалектический союз. Каждая из этих сил воздействует на другие и в ответ получает мощный импульс для её будущего торможения или развития. Задержка пролетарского мятежа в буржуазных державах, безусловно, помешала колониальному перевороту встать на социалистический путь настолько сознательно и быстро, насколько возможно под давлением триумфа рабочих в развитых странах или революционного победоносного мятежа. Эта задержка также препятствует развитию политического восстания в СССР, в том числе ввиду того, что советские рабочие не видят перед собою примера многовариантного пути создания социализма.

Бухарин

Термин «перманентная революция» Бухарина заинтересовал также. В брошюре, посвящённой октябрьскому перевороту, в начале 1918 года он писал о том, что падение империалистического режима было организовано всей предыдущей революционной историей. Он утверждал, что это падение и триумф рабочего класса, поддержанного сельской беднотой, победа, открывшая сразу безграничные горизонты на всей планете, не является началом органической эпохи. Перед русским пролетариатом ставится так резко, как никогда, задача межнационального переворота. Весь комплекс отношений, зародившихся в Европе, ведёт к этому неотвратимому концу. Так, перманентный переворот в России превращается в европейскую революцию пролетариата.

Он считал, что в пороховой погреб окровавленной старой Европы брошен факел русского социалистического мятежа. Он не умер. Он благоденствует. Он расширяется. И он неизбежно сольётся с великим триумфальным бунтом всемирного пролетариата.

Фактически Бухарин был далёк от системы социализма в суверенной стране. Все знают, что он был главным теоретиком кампании против троцкизма, обобщавшейся в битве против концепции перманентного переворота. Но ранее, когда магма революционного мятежа остыть ещё не успела, Бухарин, выходит, не разыскал для оценки переворота иной формулировки, кроме той, против которой он через несколько лет должен был свирепо вести борьбу.

Брошюра Бухарина была изготовлена Центральным комитетом партии «Прибой». Никто не объявлял её еретической. Напротив, все видели в ней бесспорное и официальное выражение убеждений Центрального совета партии. Брошюра в таком виде переиздавалась множество раз в течение ближайших лет, и вместе с другим буклетом, посвящённым февральскому мятежу, под общим наименованием «От крушения самодержавия до падения буржуазии», была переведена на французский, немецкий, английский и другие языки.

В 1923-1924 годах многие стали дискутировать против троцкизма. Эти споры разрушили многое из того, что было построено Октябрьской революцией, просочились в читальни, библиотеки, газеты и похоронили бесчисленное число документов, относящихся к величайшей эпохе в развитии революции и партии. Сегодня эти документы приходится восстанавливать по частям, чтобы вспомнить былые времена.

Практика

Итак, вы уже поняли, что перспектива мировой революции весьма заманчивая. На практике учение о перманентном перевороте выглядело своеобычно. Критикуя теорию Троцкого, Радек (советский политический деятель) присоединяет к ней и «тактику, из неё вытекающую». Это весьма важное дополнение. Гласное обсуждение «троцкизма» в этом вопросе благоразумно ограничивалось доктриной. Но Радеку этого недостаточно. Он ведёт борьбу против большевистской дипломатической линии в Китае. Он стремится этот курс запачкать теорией перманентного бунта, а для этого нужно доказать, что из этого учения в прошлом вытекала неверная тактическая линия.

Радек своих читателей здесь вводит в заблуждение. Возможно, он сам не знает историю революции, в которой никогда не участвовал лично. Но он, по-видимому, не потрудился проверить вопрос по документам.

История не идёт прямолинейно. Иногда она забирается в различные тупики.

Перманентная революция

Перманентная революция
С немецкого: Die Revolution in Per/nanenz-
Авторство обычно приписывается Льву Троцкому. Но в русский язык это выражение вошло благодаря основателю социал-демократического движения в России Г. В. Плеханову, который писал о «перманентной революции» в 12-м номере «Дневника социал-демократа» (июнь. 1910). Он использовал в данном случае термин Карла Маркса (1818- 1883) - die Revolution in Permanenz (непрерывная революция), который и является его автором.
Лев Троцкий писал сначала (1905) о «непрерывной революции» и «революционной непрерывности» (газ. «Начало», 8 ноября), а выражение «перманентная революция» появилось у него после февраля 1917 г., когда он в брошюре «Что же дальше?» выдвинул лозунг: «Перманентная революция против перманентной бойни!» В 1932 г. вышла его книга «Перманентная революция», и этот термин стал ассоциироваться только с именем Троцкого.
Иронически: затянувшийся процесс перемен, реформ и т. д.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Перманентная революция" в других словарях:

    - (permanent revolution) Теория Троцкого (см. Trotskyism – Троцкизм), согласно которой несоциалистическая революция может не прерываясь перерасти в пролетарскую социалистическую революцию. Он изложил ее главным образом в работе Результаты и… … Политология. Словарь.

    См. Непрерывная революция. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983 … Философская энциклопедия

    Теория перманентной революции (от лат. permaneo продолжаюсь, остаюсь) это теория о развитии революционного процесса в периферийных и слаборазвитых странах. Теория была первоначально предложена Марксом и Энгельсом, в дальнейшем разработана… … Википедия

    Перманентная революция - Всесторонняя теория мировой социалистической революции, разработанная Львом Троцким. Как разъяснял Троцкий в написанном в 1922 г. предисловии к его отчету о революции 1905 г., выражает ту мысль, что Русская революция, начавшись как буржуазная по… … Исторический справочник русского марксиста

    - (от лат. permaneo остаюсь, продолжаюсь) непрерывная революция. Идея П. р. впервые была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в кон. 40 х гг. 19 в. в Манифесте Коммунистической партии и в Обращении Центрального Комитета к Союзу коммунистов. Маркс и … Советская историческая энциклопедия

    Идея перманентной, то есть непрерывной, революции была выдвинута К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Манифесте Коммунистической партии» (1848) и «Обращении Центрального Комитета к Союзу Коммунистов» (1850). Основоположники марксизма считали, что …

    ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - (permanent revolution) (Марксизм) концепция Троцкого непрерывного процесса продвижения революции от демократической к социалистической, разработанная им в ответ на революцию 1905 г. в России. Вопреки ортодоксальной марксистской интерпретации,… … Большой толковый социологический словарь

    Первая народная революция эпохи Империализма, расшатавшая устои самодержавного строя и создавшая предпосылки для последующей успешной борьбы за свержение царизма. Это был новый тип буржуазно демократической революции, гегемоном которой… … Большая советская энциклопедия

    Разновидность социальной революции, основной задачей которой является ликвидация феодализма или его остатков. Содержание 1 Происхождение термина 2 Сущность и задачи … Википедия

    - (от лат. permaneo продолжаюсь, остаюсь) это теория о развитии революционного процесса в периферийных и слаборазвитых странах. Теория была первоначально предложена Марксом и Энгельсом, в дальнейшем разработана Владимиром Лениным, Львом … Википедия

Книги

  • Перманентная революция , Лев Троцкий. Лев Троцкий. Культовая фигура русской революции. Человек, чье имя считалось символом коммунистического движения тогда, когда никто еще ничего не знал о Владимире Ленине. Фанатик "красного…




error: Контент защищен !!