Образ Анны Снегиной в поэме Есенина «Анна Снегина. «Характеристика образа Сергея Разлука главных героев

Сергей - автобиографический герой-рассказчик. В конце апреля 1917 г., после трех с лишним лет отсутствия в родных местах, едет на родину, дезертировав с фронта и купив «липовый» белый билет, поскольку понял, что воюет «за чей-то чужой интерес» (называет себя «первым в стране дезертиром»). По дороге со станции слушает рассказ возницы о жизни крестьян и конфликтах между жителями богатого села Радово и бедной деревни Криуши. С. приезжает на мельницу, причем говорит мельнику, что приехал «на год». Сад с цветущей сиренью воскрешает в памяти героя воспоминания о годах юности, о первой любви в 16 лет, которая была отвергнута «девушкой в белой накидке». Наутро мельник уезжает к помещице Снегиной, чтобы отдать убитую дичь, а С. беседует с его женой, которая жалуется на «сплошные мужицкие бунты» - следствие «без-властья». Герой отправляется в деревню, но навстречу ему несется на дрожках мельник, чтобы рассказать, какой фурор произвело у Онегиных его сообщение о приезде С. Дочь помещицы, «замужняя Анна», вспоминает, что герой мальчишкой был влюблен в нее. Однако рассказ мельника не производит на С. особенного впечатления: «Ничто не пробилось мне в душу, / Ничто не смутило меня». Герой приходит в Криушу, где разговаривает с мужиками и на их вопрос: «Кто такое Ленин?» - отвечает только: «Он - вы». Через несколько дней С., вернувшись с охоты, заболевает. За ним ухаживает Анна Онегина, которую привез мельник. На пятый день герой приходит в себя; они беседуют с Анной («И в сердце хоть прежнего нет, / По-странному был я полон / Наплывом шестнадцати лет»). Однако через несколько дней предводитель криушанских мужиков Прон Оглоблин запиской вызывает С. и просит его сопровождать депутацию крестьян к помещице Снегиной, чтобы просить добровольно отдать землю мужикам. Подъехав к помещичьему дому, они слышат плач. Старая помещица как будто не понимает слов Прона; она проводит С. к дочери, и Анна говорит ему, что ее муж убит на фронте, называя при этом героя «жалким и низким трусишкой». Выйдя от нее, С. зовет Прона в кабак. Проходит несколько месяцев; однажды к герою прибегает Прон с известием, что «В России теперь Советы / И Ленин - старшой комиссар». Крестьяне разоряют дом Онегиных, а обеих хозяек, мать и дочь, мельник привозит к себе. Анна просит прощения у С., причем признается, что боялась «преступной страсти» к нему: оказывается, юношеское чувство живо и в ней. На следующий день Онегины уезжают, и С. через некоторое время уезжает в Питер. Проходит шесть лет, и герой получает письмо от мельника, который приглашает его в гости. В июле 1923 г. С. вновь приезжает к нему, и мельник передает ему «подарок» - письмо из Англии от Анны, которая пишет: «...вы мне по-прежнему милы, / Как родина и как весна». В восприятии героя Анна символизирует «весну жизни» и первую любовь - неповторимые и незабвенные.

» автобиографична, в ее основе лежат воспоминания о чистой и светлой юношеской любви. Правда, личные переживания героя изображаются на фоне политической ситуации в стране.

Главный персонаж произведения – поэт, в котором мы легко узнаем самого Сергея Есенина. А вот прообраз Анны – Лидия Ивановна Кашина. На самом деле во время революции она не покинула Россию. Передав свое имение крестьянам, жила в усадьбе на Оке. Там ее навещал Есенин. Спустя год, в 1918 году Лидия Кашина переехала в Москву, работала машинисткой. Сергей Александрович встречался с ней и здесь. Но художественный образ и не должен повторять всех деталей прототипа, обычно он значительно шире, ярче и богаче. Он не закован в рамки одного биографического факта.

Итак, название поэмы напрямую указывает на то, что в центре произведения стоит образ Анны. Имя это поэтично и содержит в себе много смыслов-символов. Фамилия Снегина сразу вызывает ассоциации с чистотой белого снега, с расцветающей весной белоснежной черемухой. Все приходящие на ум образы навевают грусть ушедшей безвозвратно юности.

Анна - дочь помещицы. Старшая Снегина произносит в поэме лишь несколько отрывистых фраз. Они выдают в ней бедную на чувства и эмоции женщину, которую отличают также самообладание, трезвость и холодность ума.

Анна вышла замуж за белогвардейца и стала важной светской дамой. И выглядит она подобающе новому статусу: богатое белое платье, шаль, перчатки. И движения женщины изящны и красивы.

Но социальные позиции Анны и возлюбленного юности различны. Революция ставит выбор перед поэтом, и он предпочитает крестьян, а не Снегиных.

Героиня видится читателю в двух исторических пластах – далеком романтическом прошлом и суровом революционном настоящем, которое безвозвратно меняет ее судьбу. Овдовев, лишившись состояния, ей не остается ничего иного, как покинуть Россию. К слову сказать, это трагедия коснулась в то время многих русских людей. К крестьянам, благодаря которым она испытывает такое бедственное положение, Анна не чувствует ненависти. Не озлобляется и в эмиграции, даже скорее, наоборот, со светлой грустью вспоминает давно прошедшие на родине дни юности.

Драматизм судьбы главной героини никоим образом не влияет на восприятие ее образа, от этого персонажа веет человечностью и искренней добротой. Чего не скажешь о поэте, который постоянно подчеркивает тот факт, что его душа уже больше не способна воспринимать чувства и прекрасные порывы. И даже читая письмо Анны из Лондона, он остается равнодушным и холодным, даже несколько циничным. Его раздражает сам факт этого, как ему кажется, абсолютно беспричинного письма.

Но все же светлым финальным пятном выделяются воспоминания о юности. Что бы ни случилось, как далеко бы ни были герои, какие бы события им не пришлось пережить, жива память, ее нельзя искоренить. И она будет греть сердце до конца дней, напоминая все чистое и прекрасное, что было в жизни.

Поэма «Анна Снегина» Есенина отражает непростую судьбу людей, оказавшихся в мясорубке исторических событий в России в период 1917-1923 гг. На фоне социально-политического хаоса разворачивается любовная линия главных героев. Произведение, написанное Есениным в 1925 году, во многом автобиографично, и в полной мере раскрывает проблемы общества того времени сквозь призму мировоззрения автора.

При подготовке к уроку по литературе предлагаем читать онлайн краткое содержание «Анна Снегина» по главам. Также оно будет полезным и при заполнении читательского дневника.

Главные герои

Сергуша – главный герой, поэт, от лица которого ведется повествование. Образ имеет много общего с самим Есениным. Это молодой человек, дезертир, который, не вытерпев всех ужасов войны, возвращается в родное село.

Анна Снегина – молодая замужняя женщина, в которую был влюблен Сергуша в отрочестве. Отличается прекрасным самообладанием, живым и трезвым умом.

Другие персонажи

Мельник – радушный и гостеприимный мужчина средних лет, у которого останавливается Сергуша.

Жена мельника – простая, рассудительная женщина, отличная хозяйка.

Прон Оглоблин – один из жителей села, страстный агитатор и неплохой организатор. Но при этом отчаянный пьяница, драчун, смутьян.

Лабутя – брат Прона. Двуличный, трусливый и гоношистый крестьянин.

Мать Анны – решительная, хладнокровная женщина с чувством собственного достоинства.

Глава 1

Сергуша – «первый в стране дезертир» – отправляется в родные края. По дороге возница рассказывает ему все последние новости и сплетни. Выясняется, что мужики из богатого села Радово безуспешно воюют с менее благополучными соседями из села Криуши. Последние регулярно вырубают радовские леса, разворовывают припасы. В результате одной из стычек погибает старшина из Радово, за что с десяток крестьян оказываются в Сибири. С тех пор в Радово «скатилась со счастья вожжа» , и третий год местные жители страдают от пожаров и падежей скота.

Сергей отправляется к мельнику, у которого не гостил несколько лет. Мельник с супругой встречают его, как дорогого гостя.

Глава 2

Оказавшись в родных краях, Сергей любуется красотой природы, незамысловатым крестьянским укладом. Обладая чуткой душой, он восхищается – «Как прекрасна земля и на ней человек» . Но вместе с тем герой остро ощущает всю несправедливость войны, искалечивших тысячи людских жизней. Он выражает ярый протест против любых военных действий, в которых страдает, прежде всего, простой народ.

Жена мельника жалуется Сергуше на «сплошные мужицкие войны» , которые стали следствием безвластия. Открытые остроги принесли в эти края немало смуты, поскольку на свободе оказались воры и душегубы, в том числе и Прон Оглоблин – убийца старосты.

По дороге в Криуши герой встречает мельника, который сообщает ему о своем визите в дом Снегиных. Мельник рассказал им о приезде столичного поэта, и Анна узнала в нем некогда влюбленного в него мальчишку.

В деревне Сергей встречается с мужиками, которые признают в нем своего – «ты - свойский, мужицкий, наш» . Они просят им рассказать о войне, о переменах в жизни, о том, кто такой Ленин.

Глава 3

Сергей заболевает, и находится во власти лихорадки в течение нескольких дней. На момент выздоровления его навещает Анна Снегина – предмет его юношеской влюбленности. Они вспоминают былые времена, свои встречи, мечты, надежды.

Анна корит поэта за то, что тот ведет разгульную, бесшабашную жизнь, разменивая свой талант на пьяные дебоши. Сергей, в свою очередь, укоряет ее за раннее замужество. Однако взаимные упреки не волнуют главных героев. Оказавшись во власти воспоминаний юности, они расстаются только на рассвете.

На следующий день Прон Оглоблин обращается за помощью к поэту, чтобы тот посетил вместе с ним дом Снегиных, потребовав с них раздел земельных угодий. Оказавшись в родовом имении Анны, герой узнает, что ее муж погиб на фронте. Не сдерживая рыданий, она объявляет ему в лицо – «Вы – жалкий и низкий трусишка. Он умер… А вы вот здесь…» . Сергуша не в силах стерпеть подобное оскорбление, и его отношения с Анной прекращаются.

Глава 4

Обида, нанесенная Анной Сергуше, растворяется под влиянием безмятежного цветущего лета. Все время герой проводит на охоте, которая прогоняет его душевную тоску.

Прон сообщает герою важную новость – к власти в стране приходит Ленин. Для него это по-настоящему радостное событие, и он собирается незамедлительно устроить в своем селе коммуну. Забрав в Советы и своего разгульного братца Лабутю, он первым делом отправляется в имение Снегиных, чтобы описать все их имущество.

В доме мельника проходит последняя встреча Анны и Сергея. Между ними происходит разговор: Анна извиняется за излишнюю резкость и нанесенное оскорбление, а Сергуша ловит себя на мысли, что чувства по отношению к ней все еще живы.

Вечером все разъезжаются: поэт отправляется в Петербург, а Снегины навсегда покидают Россию.

Глава 5

После последних событий проходит 6 лет. «Суровые, грозные годы» , выпавшие на долю России, полностью изменили вектор ее исторического развития.

Сергей получает письмо от мельника, в котором узнает о гибели Оглоблина, расстрелянного казаками. Поэт поддается на просьбу мельника и приезжает погостить к нему. Вновь оказавшись в родных краях, он замечает, что политические катаклизмы никак не коснулись его села: природа все так же прекрасна, а его приятель мельник по-прежнему весел и радушен. Он преподносит Сергуше подарок – письмо от Анны, написанное из Лондона. В нем она делится своей ностальгией по России, выражает нежные чувства к поэту.

Поначалу герой не понимает значимость этого «беспричинного» письма. Но вскоре его одолевают воспоминания, в которых он был молод, счастлив, и безумно влюблен в «девушку в белой накидке» . Поэт понимает, что все это время любовь незаметно жила в его сердце, согревая своим теплом в минуты суровых жизненных испытаний.

Заключение

В произведении «Анна Снегина» автор ясно выказывает свою гражданскую позицию: он против войны, против любых насильственных методов, когда брат идет на брата. Также поэт раскрывает проблему нравственного выбора и ответственности за свои поступки.

После прочтения краткого пересказа «Анны Снегиной» рекомендуем ознакомиться с полным вариантом поэмы Есенина.

Тест по поэме

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 518.

Как прекрасна

И на ней человек.

Поэма “Анна Снегина” - одна из лучших в творчестве Сергея Есенина. Это и эпическое произведение, так как раскрывает судьбы народа в революции, и лирическое, отражающее суть человеческих переживаний, внутренний мир героев.

Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа. Кульминационная сцена поэмы - тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.

Кричат нам,

Что землю не троньте,

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?..

Есенин изображает революционные события с исторической точки зрения. С этими событиями связаны и судьбы героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне “забрали в волость с хозяйками и со скотом”; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть “коммуну в своем селе”; старика-мельника и его жены - доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в “мужицкие дела”.

Не слышно собачьего лая,

Здесь нечего, видно, стеречь -

У каждого хата гнилая,

А в хате ухваты да печь.

Гляжу, на крыльце у

Прона Горластый мужицкий галдеж:.

Толкуют о новых законах,

О ценах на скот и рожь.

В поэме русский народ разобщен. Поэт показывает разных “мужиков”: крестьяне - труженики горячо приветствуют революцию, но есть и такие, которых, по выражению Прона, “еще нужно варить”, есть закоренелые собственники, вроде “отвратительного малого” - возницы, есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции “легкой жизни”. По-разному воспринимают ломку старой жизни и другие герои поэмы.

Анна Снегина, когда-то мечтавшая с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

“Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоем.

Мы вместе мечтали о славе…

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...”

На что-то надеясь, она отправляется искать счастья на чужбине. Последняя встреча героя поэмы с Анной Снегиной происходит “на расстояньи”, как бы незримо. Но от этого значение ее нисколько не снижается, а становится заглавно-ключевым.

В самом деле, еще раз вдумаемся в строки лондонского письма героини, по легкости слога, казалось бы, такого беспечного. Оно не только наполнено горькими раздумьями-воспоминаньями о безоблачных днях юности, но и суровыми, бескомпромиссными оценками своего жизненного пути.

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна...

В путях и перепутьях по чужим городам и весям Анна Снегина не утратила в сердце главного - любви к Родине. Поэтому она приходит в порт, издали с тоской и волнением смотрит на красный флаг: это частичка утраченной ею, но не забытой отчизны.

Конечно, все не так просто! Поэт это прекрасно осознает. " Красный флаг - символ новой России - радует ее, но и страшит. Она не забыла, что ей пришлось пережить. Когда-то на вопрос поэта она ответила молчанием, в котором угадывалась не только боль утраты, но и осознание исторической справедливости народного возмездия.

“Скажите,

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?”

Но как-то печально и странно

Она опустила свой взор...

С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Снегиной все ближе. Мечты, думы об этой, казалось бы, утраченной навсегда и вновь обретенной Родине - это единственное, что согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле.

Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. Узнав, что человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, Анна отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу.

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова…

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и сама не будет больше писать. Все необходимое она уже высказала, облегчила душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять.

Эта поэма Есенина поражает глубиной содержания при внешней простоте повествования. Она подтверждает гениальность и мастерство поэта.

Сочинение

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
А.С.Пушкин

В творчестве каждого поэта, как говорил В.Г.Белинский (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», пятая статья), можно выявить главный пафос. Внутренний движущий мотив поэзии Есенина -любовь к родине, которая и сделала творчество поэта народным. Есенин сам объяснял свою поэзию так: «Обратите внимание, что у меня почти нет любовных мотивов. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В ранних стихах Есенина (1914 - 1916) представлена главным образом пейзажная лирика, когда поэт выражает любовь к родному краю, тонкое понимание природы, грусть, что эта красота так скоротечна, и восхищение прелестью мира. Поэт описывает русскую природу родной ему средней полосы, неброскую, незаметную:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(«Край любимый! Сердцу снятся...» 1914)

Ранние стихотворения Есенина исполнены проникновенного ощущения родных просторов с их глухой тоской и вместе с тем потаённой мощью. Лирический герой Есенина заявляет о своей безграничной любви к родине:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная...» 1914)

Поэт находит простые и чудесные сравнения, чтобы передать своё восхищение родиной, родной землёй:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
(«Запели тёсаные дроги...» 1916)

Есенин в самом начале творческого пути выступает как замечательный лирик, певец русской природы. Социальная сторона деревенской жизни, классовые противоречия в крестьянском мире остаются вне его интересов, не включаются в его чисто лирические впечатления. Главное, что вызывает поэтическое восхищение Есенина, откуда он берёт образы и краски, - это «древняя», патриархальная Русь.

Второй период творчества Есенина (1917 - 1918) начинается с Февральской революции. Это событие, а также последующую Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. Патриотическая тема зазвучала по-новому: Есенин выразил свою любовь к народу, совершившему подвиг собственного освобождения. В стихотворении «Небесный барабанщик» (1918) поэт восклицает:

Листьями звёзды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и в небесах!

Революционные события наполняют образ родины в поэзии Есенина новым социальным содержанием: стихи 1917- 1918 годов полны переосмысленной религиозной символикой и библейскими образами. В поэме «Иорданская голубица» (1918) Есенин славит «отчалившую Русь», которая взлетела, подобно лебедю, высоко в небо, и выразительно передаёт масштабность исторического события:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,

Я - большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Стихи этого времени оптимистичны, в них живёт надежда автора на светлую судьбу родины:

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
(«О пашни, пашни, пашни...» 1917 - 1918)

Время воспевания революции сменяется в творчестве Есенина трагическим периодом (1919 - 1923) непонимания-неприятия происходящих в России социальных перемен. В стихах этих лет выражена тоска по утраченной прелести тихой деревенской жизни и образное противопоставление города и деревни. Теперь всё чаще появляются строки, полные душевного смятения и грусти. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1920) автор предрекает конец деревенской России, а значит, и свою собственную смерть:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёй пролитый,
Соберёт его чёрная горсть.

Очень тяжело поэт переживает революционный слом патриархальных устоев русской деревни. Это своё мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенин выразил в поэме «Сорокоуст» (1920). Символично название поэмы, так как сорокоуст - это молитва по покойнику. Рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребёнка, получает у поэта глубокий внутренний смысл. Для Есенина эта поэма стала своеобразным реквиемом по русской деревне:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Чёрт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.

В «Сорокоусте» явственно звучит неподдельная тревога за судьбу «полевой России», которую, по мнению поэта, готов прибрать к рукам «железный гость». Поэт рисует эту страшную картину, и становится понятно, с какой болью Есенин воспринимал революционные преобразования в деревне:

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
(«Мир таинственный, мир мой древний...» 1922)

В последний период творчества (1924 - 1925) патриотическая тема у Есенина обогащается новыми образами и идеями, так как поэт, можно сказать, примиряется с советской действительностью. Если в ранних стихах он воспевает «Русь древнюю», бедную, смиренную, то теперь заявляет:

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Высокое достоинство Есенина, человека и поэта, проявляется в его последних стихах, где он выразил беспощадную истину: виноват не новый мир, а наше отношение к новому миру:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И берёзам и тополям.
(«Неуютная жидкая лунность...» 1925)

Более подробно описывает поэт новую деревню в стихотворении «Русь советская» (1924): он видит сходку крестьян, которые обсуждают свои проблемы; деревенских комсомольцев, поющих агитки Демьяна Бедного; и понимает с грустью, что его время проходит:

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать.

Хотя Есенин чувствует себя человеком старого склада, он не изменяет своей любви к так сильно изменившейся родине. Разговаривая с молодой армянкой Шаганэ в далёком Батуми, поэт признаётся в любви не к ней, а к родным рязанским просторам:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
(«Шаганэ ты моя, Шаганэ...» 1924)

Несмотря на все огорчения, разочарования, он твёрдо и спокойно заявляет в конце жизни:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй,всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
(«Спит ковыль. Равнина дорогая...» 1925)

В лиро-эпической поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин возвращается к тем же важнейшим событиям русской истории, которые в своё время находили отклик в его ранних произведениях. Но теперь он делает попытку осознать эти события в их последовательности, дать целостное представление о пережитой эпохе. Самое интересное в поэме - новая точка зрения поэта на то, о чём он когда-то писал, и более широкий кругозор, более глубокие оценки крупнейших исторических событий, которым он был свидетелем.

Первое историческое событие, представленное в поэме, - империалистическая война. В стихах Есенина, относящихся к 1914 - 1916 годам, преобладали мотивы любви к родине, замечательные описания родной природы, но не было даже попытки оценить политическую и социальную сущность войны. В «Анне Снегиной» выражен взгляд на войну - резко отрицательный и мотивированный:

Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё! (2)

Теперь поэт отмечает такие обстоятельства деревенской жизни в годы войны, о которых раньше не писал. Например, Прон Оглоблин на сходе зарубил старшину, объявившего о начале войны, а значит, и о мобилизации.

Второе событие в поэме - Февральская революция, провозгласившая демократические свободы. К данному событию лирический герой относится иронически: у власти «калифствовал Керенский на белом коне» (1), а война продолжалась. Автор рисует сцены взбаламученной деревни: мужики толкуют о новых законах, требуют помещичью землю и, не получая её, спрашивают:

Зачем же тогда на фронте
Мы губим себя и других? (2)

Крестьяне уже слышали имя Ленина, они выступают против помещицы Снегиной, у них есть вожак-Прон Оглоблин. В поэме ничего не осталось от христианской условной символики, которую Есенин использовал в стихах 1917 - 1918 годов. Теперь революция изображается через судьбы конкретных героев, о революции поэту сообщает Прон:

Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз и квас!
Без всякого выкупа с лета
Мы пашни берём и леса.
В России теперь Советы
И Ленин - старшой комиссар. (4)

Прон говорит и о коммуне, которую хочет сейчас же организовать в своей деревне.

Раньше Есенин писал о деревне вообще, как бы не замечая расслоения крестьянства, изображая крестьянскую массу в целом, а не конкретных героев из народа. В «Анне Снегиной» представлен новый взгляд поэта на окружающий мир: Радово, откуда родом разговорчивый возница, - богатое село с домами под железными крышами, а рядом - нищая деревня Криуша, откуда родом Прон Оглоблин:

Житьё у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч. (1)

В поэме подробно описывается Прон. Это первый реалистический образ советского крестьянина в есенинском творчестве. Он большевик, возглавил борьбу бедноты за землю и советскую власть, был убит деникинцами.

Однако эпические события в поэме - это всё-таки жизненный фон, на котором раскрывается главная, лирическая, тема поэмы - история любви. В «Анне Снегиной» автор не только сохранил, но и углубил своё лирическое дарование, хотя в поэме нет погружённости в собственные переживания, нет отгороженности от общественной жизни, которая раньше была присуща Есенину. «Анна Снегина» демонстрирует органическое соединение лирической темы с размышлениями главного героя поэмы над судьбами родной страны.

Подводя итог, следует отметить, что талант Есенина раскрылся особенно ярко и самобытно в лирических стихах и поэмах, они до сих пор производят сильное впечатление благодаря предельной открытости (откровенности), с которой поэт рассказывает о своих чувствах. Есенин принадлежал к группе крестьянских поэтов, но в его творчестве крестьянская тема не замыкается на проблемах деревни, а открыта навстречу окружающему миру и слита с темой родины, то есть у Есенина образ деревни неотделим от образа России. Открытость поэзии Есенина проявилась и в его готовности встретить лицом к лицу самые крутые (революционные) повороты российской истории.

На глазах поэта родина пережила эпоху, короткую по времени, но переломную по сути, прошла путь от «Руси полевой», патриархальной к «Руси советской». Этот исторический период Есенин отразил в своём творчестве, поэтому и образ родины в его лирике постепенно менялся. В раннем творчестве родина представлялась ему идеальной страной - страной традиционной крестьянской мечты; в годы революции - богоизбранной страной, воплощённым земным раем; потом живая, деревенская Россия погибала от «железного» социализма, подавляющего индивидуальную личность; в позднем творчестве поэт признаёт победу нового строя в родной стране, но есенинский лирический герой не может принять советской жизни полностью.

Любовь к родине связывает все лирические произведения Есенина: стихи общественной и исторической тематики, стихи о природе, о любви, о смерти. В этом единстве проявилась яркая неповторимость творчества Есенина.





error: Контент защищен !!