Результаты егэ по профильной математике, вопреки ожиданиям выпускников, стали лучше. И в Воронеже тоже: почему Рособрнадзор скрывает результаты ЕГЭ по профильной математике? Как подготовиться к егэ по математике

Для того чтобы получить школьный аттестат, выпускнику текущего года необходимо сдать два обязательных экзамена в форме ЕГЭ русский язык и математику.

По каждому из них нужно набрать не ниже минимального количества баллов.

В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации ЕГЭ по математике разделен на два уровня: базовый и профильный.

Успешная сдача ЕГЭ по математике базового уровня позволяет поступить в вузы, у которых в перечне вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета отсутствует предмет «Математика».

Результаты ЕГЭ по математике профильного уровня позволяют поступать в вузы, имеющие в перечне вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета предмет «Математика».

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Базовый уровень

Минимальный порог – 3 балла.

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).

Экзаменационная работа состоит из одной части, включающей 20 заданий с кратким ответом базового уровня сложности. Ответом к каждому из заданий 1–20 является целое число или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр.

Задание с кратким ответом считается выполненным, если верный ответ записан в бланке ответов № 1 в той форме, которая предусмотрена инструкцией по выполнению задания.

Все задания направлены на проверку освоения базовых умений и практических навыков применения математических знаний в повседневных ситуациях.

Профильный уровень

Минимальный порог – 27 баллов.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

  • часть 1 содержит 8 заданий (задания 1–8) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби;
  • часть 2 содержит 4 задания (задания 9–12) с кратким ответом в виде целого числа или конечной десятичной дроби и 7 заданий (задания 13–19) с развернутым ответом (полная запись решения с обоснованием выполненных действий).

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Задания к ЕГЭ по математике – контрольные измерительные материалы (КИМ) – разработаны специалистами ФИПИ на основе школьной программы. Поэтому к экзамену можно готовиться по школьным учебникам, рекомендованным и допущенным Минобрнауки России, консультируясь при необходимости со своим учителем.

Кроме того, можно самостоятельно подготовиться к ЕГЭ, используя бесплатные демонстрационные материалы разных лет, а также задания Открытого банка заданий по математике, размещенного на сайте ФИПИ.

Иван Валерьевич Ященко подвёл первые итоги ЕГЭ по математике на базовом и профильном уровне.


Обновление 20 июня - .
Число участников
Базовый уровень: 561 тыс. (2015 г. - 396 тыс.)
Профильный уровень: 439 тыс. (2015 г. - 521 тыс.)

Рост числа участников базового экзамена говорит о более осознанном отношении участников экзамена к формированию своих образовательных запросов в области математики, более осознанном выборе дальнейшей траектории образования.

Сокращение количества участников профильного экзамена в сочетании с существенным ростом числа набравших 60 и более баллов говорят об эффективности модели экзамена.

Доля не преодолевших минимальный балл на профильном ЕГЭ (основной день)
2016 - 15,3%
2015 - 21,1%

Базовый уровень

Подготовка участников ЕГЭ (профильный уровень)
Заметный рост количества набравших баллы в интервале 60-100 и 80-100 (при общем сокращении количества выпускников и количества сдававших профильный экзамен).

Участники с результатом ниже минимального балла особенно плохо справились с практико-ориентированными заданиями и преобразованиями выражений.

Среди заданий с кратким ответом наблюдается рост процента выполнения геометрических заданий, заданий теории вероятностей, заданий на использование производной.

Заметный рост выполнения заданий с полным решением (ненулевой балл - свыше половины участников). Особенно заметен рост выполнения алгебраических заданий и практико-ориентированного задания.

Подготовка участников ЕГЭ (базовый уровень)
Существенно лучше решают уравнения, практико-ориентированные и геометрические задания.



В России продолжается основной период сдачи выпускных экзаменов. Известны результаты испытаний по литературе, географии, русскому языку. Итоги публикуются на официальном информационном портале ЕГЭ. Есть также результаты по сдаче базового уровня по математике. А вот данных относительно испытаний по математике профильного уровня пока нет, но именно этот экзамен уже привлёк к себе особое внимание. Почему - в нашем репортаже.

Единый госэкзамен - без стресса. Как этого добиться - в стенах Госдумы обсуждали на Всероссийском педагогическом собрании. ЕГЭ по-прежнему для большинства детей и родителей - прежде всего, испытание на стрессоустойчивость.

«Родителей хотелось бы успокоить тем, что не надо настраивать детей всегда на сто баллов. Гонка за ста баллами пагубно действует на детей», - отмечает начальник отдела Московского центра качества образования Татьяна Баранова.

Больше 60 тысяч человек не просто понервничали - выразили протест в отношении слишком сложных заданий по профильной математике. Подписали петицию с требованием пересмотреть критерии оценок. Выпускники комментируют:

- Я столько времени готовился, на протяжении нескольких лет, я занимался, ходил на курсы. Прихожу на экзамен - и мне дают совершенно не те материалы, к которым я готовился. Это абсурд.

- Все пробные экзамены и все варианты, которые я решала, я писала примерно баллов на 90 во вторичном балле. А сейчас я надеюсь хотя бы на 70. Так получилась, что задания были сложнее, они были другими.

Разработчики заданий экзамена считают: те, кто недоволен результатами, просто недостаточно хорошо занимались математикой в школе. Говорят, что эти дети «натаскивались на ЕГЭ» по демоверсии в интернете, и этого мало.

«Вот они как раз увидели на экзамене, что математику-то надо учить. Потому что кроме демоверсии, в которой крупно написано: демоверсия не отражает всех элементов содержания, смотрите спецификацию, кодификатор, где описано всё содержание экзамена», - подчеркнул руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике Иван Ященко. Школьники отвечают:

- В части «А » была формула с производной сложной функции, которой не было в кодификаторе, и которую мы не должны были, в принципе, проверять.

Несколько заданий повышенной сложности оказались нетипичными, одна - вообще не школьного, а олимпиадного уровня. Возникает вопрос: на кого же рассчитан профильный ЕГЭ по математике, если он труден даже для мотивированных школьников?

«Рассчитаны на тех выпускников школ, которых немного, всего лишь тысяча в стране, кто ориентируется в дальнейшем на работу творческого математика, вот они должны решать олимпиадные задачи. Те, кто хотят поступать в технические, экономические и так далее вузы, совсем не должны решать последние задачки - на них рассчитана основная часть экзамена», - поясняет ректор Московского государственного педагогического университета Алексей Семенов.

Выпускники говорят: проходные баллы в престижные вузы высокие, каждый балл может стать судьбоносным. При этом троим из опрошенных нами пяти детей не хватило времени переписать уже решенные задачи с черновика на бланки. Один из них - призер Всероссийской олимпиады по математике. Он делится: «Задания ЕГЭ для меня были несложными. Я успел решить все, но одну задачу не оформил». Другая школьница рассказывает: «Я не успела переписать одну задачу, я решила на черновике, а когда начала переписывать в бланк, время уже закончилось, у меня просто выдернули из рук бланк и сказали: извините, девушка, всё».

Разработчики говорят: спектр задач, непохожих на те, что годами решали ученики, будет ежегодно расширяться. Значит, профильная математика для будущих выпускников так и останется непредсказуемой. Ведь похоже, что ни большинство учителей, ни репетиторы, ни, тем более, дети не знают, как готовиться к такому ЕГЭ.

Завершился предварительный и основной период ЕГЭ по профильной математике 2018 года. Последние экзамены про этой дисциплине прошли в России в пятницу, 1 июня 2018 года. 13 июня уже появились первые результаты по итоговой аттестации. Профильные ведомства торопятся подвести итоги и провести статистический анализ. Согласно данным Роспотребнадзора, в 2018 году выпускники написали ЕГЭ по профильной математике значительно лучше, чем в предыдущие годы. Средняя оценка по экзамену в нынешнем году повысились на 2,5 балла.

По словам руководства Роспотребнадзора, результат по одному из самых сложных выпускных экзаменов 2018 года ожидаемо улучшился. В 2017 году он возрос на 1 средний балл по сравнению с прошлым периодом, а в 2018 году – на 2,5 балла.

Кроме того, увеличилось и количество выпускников, сумевших преодолеть экзаменационный порог и получивших минимальный проходной балл.

Федеральный институт педагогических измерений также провёл соответствующие исследования. Его специалисты определили, что в 2018 году средний результат на ЕГЭ по профильной математике составил 49,9 балла.

В то же время число учеников, не сумевших набрать 40 первичных баллов, соответствующих отметке «три», сократилось на 9%. Количество школьников, которые не сумели получить даже минимальные 27 баллов, уменьшилось в 2 раза.

Кроме того, стойкое улучшение результата демонстрируют ученики, заработавшие на экзамене более 61 балла, что позволяет им получить твёрдую «четвёрку» и рассчитывать на зачисление в технические вузы. Из 421 тыс. выпускников в 2018 году результат в 100% смогли получить 145 человек.

Статистика результатов ЕГЭ по профильной математике за предыдущие годы

ЕГЭ по профильной математике справедливо считают одним из самых сложных выпускных экзаменов. Тем не менее ежегодно разработчиками КИМов вносится ряд изменений, направленных на очередное усложнение тестовых заданий. Это всегда вызывает волну возмущения выпускников и их родителей.

В 2016 году Министерство образования получило около 60 тыс. писем с претензиями о неправомерном включении в КИМы заданий математической олимпиады федерального уровня, которые даже не рассматривались в курсе обучения общеобразовательных школ.

Не смотря на постоянное уменьшение количества выпускников, проваливших ЕГЭ по профильной математике, в 2017 году на имя президента РФ была направлена коллективная просьба, подписанная 70 тыс. учениками, о пересмотре результатов экзамена.

Свои претензии выпускники аргументировали тем, что задания КИМов совершенно не соответствовали указанным в демонстрационной версии, размещённой на официальном портале ФИПИ.

Два года назад для отдалённых регионов РФ был разработан специальный проект «Я сдам ЕГЭ». Благодаря ему в 2017 году число учеников, не сумевших сдать выпускной экзамен по математике, в Дагестане, Чечне и Республике Тыва снизилось с 4,6% до 3,4%.

За последние годы выросло и число выпускников, выбравших ЕГЭ по математике профильного уровня. В 2016 году на это отважились 439 тыс. чел., в 2017 году – 391 тыс. чел., а в 2018 году – 421 тыс.чел.

Количество выпускников, получивших максимальный результат, несколько снизилось. В 2016 году 100 баллов смогли получить 296 выпускников, в 2017 году – 298, а в 2018 году – только 145 участников ЕГЭ.

По мнению специалистов, это объясняется тем, что выпускниками, выбравшим профильный уровень математики, всё чаще становятся призёры всероссийских профильных олимпиад, которым результат ЕГЭ непринципиален.

#Образование/Наука

22.06.2017, 14:09

Окончательные данные ЕГЭ по профильной математике впервые за время проведения единого госэкзамена не опубликованы на сайте Рособрнадзора. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, сообщая об итоговых баллах выпускников со всей России по этому предмету, отделывается дежурными фразами.

Под грифом «секретно»

«Средний балл участников вырос по сравнению с прошлым годом почти на 1 балл и составил 47,1 балла. Число участников, которым не удалось преодолеть минимальный порог в 27 баллов, сократилось на 1%». Именно такая информация опубликована на сайте Рособрнадзора, причем под следующим заголовком: «Выпускники 2017 года лучше справились с ЕГЭ по профильной математике, чем их предшественники годом ранее». Но далее – никакой конкретики.

Известно, что экзамен по профильной математике по всей России сдавали около 391 тысячи выпускников. Сколько из них не перешагнули минимальный порог? Сколько человек набрали максимальный балл? Загадка. Хотя обработка результатов по другим экзаменам, в том числе и по математике базового уровня, давно представлена на вышеупомянутом сайте. О количестве стобалльников и высокобалльников, о сокращении числа не переступивших минимальный порог по информатике, географии, математике базового уровня и другим предметам – там заявляется с особой гордостью…

Ясной картины по результатам не дают и в Воронежской области. Информация, которую предоставляет журналистам региональный департамент образования, науки и молодежной политики, более чем скудная.

– Всего в Воронежской области на пункты приема экзамена явились 7425 человек. 100 баллов набрал . 55 человек получили свыше 85 баллов, – сообщают в структурном подразделении.

Только и всего. Хотя в прошлом году наш департамент был более многословен. Сравните: в 2016 году сто баллов по математике профильного уровня получили четыре выпускника, свыше 81 балла – смогли набрать 2,5% учащихся, от 27 до 60 баллов получили 58,4% будущих абитуриентов, от 61 до 70 – почти 48,3%, от 71 до 80 – 9,6%.

Минимальный порог тогда не переступили 836 учеников из 8173-х.

Так почему окончательные результаты ЕГЭ по профильной математике не раскрыты в этом году?

Скандальная математика

Можно предположить, что это связано со скандалом вокруг экзамена по математике профильного уровня. Выпускники 2017 года на следующий день после завершения ЕГЭ, 3 июня, написали петицию . Они пожаловались президенту Владимиру Путину на немыслимую сложность заданий и попросили пересмотреть критерии оценки работ.

«Мы требуем пересмотра критериев перевода первичных баллов во вторичные ЕГЭ по математике (профиль) ввиду немыслимо высокого уровня сложности заданий части «С» и несоответствия большинства заданий части «В» типовым заданиям. <…> Учащиеся должны иметь возможность поступления в вуз на базе школьного образования, коего уровня заданий на экзамене по математике предоставлено не было», – говорится в документе.

Петицию на данный момент подписали более 70 тысяч человек, в том числе воронежцы.

К слову, руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов опроверг эту информацию, заявив, что «уровень сложности ЕГЭ по математике профильного уровня не менялся», а результаты экзамена свидетельствуют о том, что «участники в этом году справились с заданиями лучше».

Но давайте порассуждаем. Известно, что в прошлом году на сто баллов профильную математику сдали четыре выпускника из Воронежской области, а в этом году – лишь один. В прошлом году свыше 80 баллов заработали 205 выпускников, а в этом – только 55. Других данных для размышлений у нас нет. Ничего личного, только цифры.

Так, может, тогда петиция была составлена не зря, а в Рособрнадзоре замалчивают окончательные результаты, потому что попросту шокированы ими?..





error: Контент защищен !!