Смелость в произведении война и мир. Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне

Наиболее ярко истинные качества человеческой личности проявляются в экстремальных ситуациях, в частности, на войне.

Роман Л.Н. Толстого «Война и мир» не только и не столько о войне, сколько о человеческих характерах и качествах, которые проявляются в сложных условиях выбора и необходимости совершить поступок. Важными для писателя являются размышления об истинной смелости, о мужестве, героизме и о трусости как чертах личности. Ярче всего эти качества проявляются в военных эпизодах.

Рисуя героев, Толстой использует прием противопоставления. Какими разными мы видим князя Андрея и Жеркова в бою под Шенграбеном! Багратион посылает Жеркова с приказом об отступлении на левый фланг, то есть туда, где сейчас опаснее всего. Но Жерков отчаянно трусит и поэтому скачет не туда, где стрельба, а ищет начальников «в более безопасном месте, где их быть не могло». Таким образом, жизненно важный приказ этим адъютантом не передан. Но его передает другой офицер - князь Болконский. Ему тоже страшно, ядра пролетают прямо над ним, но он запрещает себе малодушничать.

До батареи Жерков струсил доехать, а на офицерском ужине смело и беззастенчиво смеялся над удивительным героем, но смешным и робким человеком - капитаном Тушиным. Не зная, как мужественно действовала батарея, Багратион ругал капитана за то, что тот оставил орудие. Никто из офицеров не нашел в себе смелости сказать, что батарея Тушина была без прикрытия. И только князь Андрей возмутился этими беспорядками в русской армии и неумением ценить истинных героев и не только оправдал капитана, но назвал его и его солдат истинными героями дня, которым-то и обязаны войска успехом.

Тимохин, незаметный и ничем не выдающийся в обычных обстоятельствах, также демонстрирует истинную храбрость: "Тимохин с отчаянным криком бросился на французов… с одной шпажкой, набежал на неприятеля, так что французы… побросали оружие и побежали".

Один из главных героев романа, Андрей Болконский, обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность. В начале романа он недоволен пустотой общества и поэтому отправляется на военную службу, в действующую армию. Идя на войну, он мечтает совершить подвиг и заслужить народную любовь. На войне он проявляет отвагу и храбрость, солдаты его характеризуют как сильного, смелого и требовательного офицера. На первое место он ставит честь, долг и справедливость. Во время Аустерлицкого сражения Андрей совершает подвиг: подхватывает выпавшее из рук раненого солдата знамя и увлекает за собой убегающих в панике солдат.



Еще один герой, который проходит через испытание своего характера – Николай Ростов. Когда сюжетная логика приводит его на поле Шенграбенского сражения, наступает “момент истины”. До этого времени герой абсолютно уверен в своей смелости и в том, что не опозорится в бою. Но, увидев истинное лицо войны, подойдя к смерит вплотную, Ростов осознает невозможность убийства и смерти. “Не может быть, чтобы они хотели убить меня”, - думает он, убегая от французов. Он растерян. Вместо того чтобы стрелять, он швыряет в противника свой пистолет. Его страх - это не страх перед врагом. Им владеет “чувство страха за свою счастливую молодую жизнь”.

Петя – самый младший в семье Ростовых, любимец матери. Он попадает на войну совсем юным, и главная цель для него – совершить подвиг, стать героем: «... Петя находился в постоянно счастливо-возбужденном состоянии радости на то, что он большой, и в постоянно восторженной поспешности не пропустить какого-нибудь случая настоящего геройства». У него мало боевого опыта, но много юношеского пыла. Поэтому он смело бросается в самую гущу боя и попадает под огонь противника. Несмотря на юный возраст (16 лет), Петя отчаянно смел и видит свое предназначение в служении отечеству.

Великая Отечественная война дала много материала для размышлений о смелости и трусости.

Истинное мужество, смелость на войне может проявить не только солдат, воин, но и простой человек, силами обстоятельств вовлеченный в страшный круговорот событий. Такая история простой женщины описана в романе В.А. Закруткина «Матерь человеческая» .

В сентябре 1941 года гитлеровские войска далеко продвинулись в глубь советской территории. Многие области Украины и Белоруссии оказались оккупированными. Остался на занятой немцами территории и затерянный в степях хуторок, где счастливо жили молодая женщина Мария, её муж Иван и их сын Васятка. Захватив ранее мирную и обильную землю, фашисты все разорили, спалили хутор, угнали людей в Германию, а Ивана и Васятку повесили. Одной Марии удалось спастись. Одинокой, ей пришлось бороться за свою жизнь и за жизнь своего будущего ребёнка.



Дальнейшие события романа раскрывают величие души Марии, ставшей воистину Матерью человеческой. Голодная, измученная, она совершенно не думает о себе, спасая девочку Саню, смертельно раненную фашистами. Саня заменила погибшего Васятку, стала частичкой той жизни Марии, которую растоптали фашистские захватчики. Когда девочка умирает, Мария едва не сходит с ума, не видя смысла своего дальнейшего существования. И все же она находит в себе мужество для того, чтобы жить.

Испытывая жгучую ненависть к фашистам, Мария, повстречав раненого молодого немца, исступлённо кидается на него с вилами, желая отомстить за сына и за мужа. Но немец, беззащитный мальчик, крикнул: «Мама! Мама!» И сердце русской женщины дрогнуло. Великий гуманизм простой русской души предельно просто и ясно показан автором в этой сцене.

Мария ощущала свой долг перед людьми, угнанными в Германию, поэтому стала собирать урожай с колхозных полей не только для себя, но и для тех, кто, может быть, ещё вернётся домой. Чувство исполняемого долга поддерживало её в тяжёлые и одинокие дни. Скоро у неё появилось большое хозяйство, потому что на разграбленное и сожжённое подворье Марии стекалось все живое. Мария стала как бы матерью всей окружающей её земли, матерью, похоронившей мужа, Васятку, Саню, Вернера Брахта и совсем незнакомого ей, убитого на передового политрука Славу. Мария смогла принять под свой кров семерых ленинградских сирот, волею судеб занесённых на её хутор.

Так и встретила эта мужественная женщина советские войска с детьми. И когда в сожжённый хутор вошли первые советские солдаты, Марии показалось, что она родила на свет не только своего сына, но и всех обездоленных войной детей мира...

В повести В. Быкова «Сотников» подчеркнута проблема подлинного и мнимого мужества и героизма, которая составляет суть сюжетной линии произведения. Главные герои повести - Сотников и Рыбак - в одних и тех же обстоятельствах вели себя по-разному. Рыбак, струсив, согласился вступить в полицию, надеясь при удобном случае вернуться в партизанский отряд. Сотников выбирает героическую смерть, потому что он человек с обостренным чувством ответственности, долга, способностью не думать о себе, о своей собственной судьбе, когда решается судьба Родины. Гибель Сотникова стала его нравственным триумфом: " И если что-либо еще заботило его в жизни, так это последние его обязанности по отношению к людям". Рыбак же обнаружил постыдное малодушие, трусость и ради своего спасения согласился стать полицаем: "Появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом".

Огромная нравственная сила Сотникова состоит в том, что он сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, не поддаться той мысли, которой поддался Рыбак.

Перед лицом смерти человек становится таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, гражданская стойкость. Эта мысль прослеживается в повести В. Распутина «Живи и помни» .

Перед героями повести Настеной и Гуськовым стоит проблема нравственного выбора. Муж-дезертир, который и дезертиром стал случайно: после ранения следовал отпуск, но его почему-то не дали, сразу отправили на фронт. И, проезжая мимо родного дома, честно воевавший солдат не выдерживает. Он бежит домой, поддается страху смерти, становится дезертиром и трусом, обрекая на гибель всех, ради кого ушел воевать, кого так любил: жену Настену и ребенка, которого они ждали десять лет. И мечущаяся Настена не выдерживает той тяжести, которая свалилась на нее. Не выдерживает потому, что слишком чиста ее душа, слишком высоки ее нравственные помыслы, хотя она, может, даже и слова-то такого не знает. И она делает свой выбор: уходит вместе со своим неродившимся ребенком в воды Енисея, потому что жить так на свете стыдно. И не только дезертиру адресует Распутин свое «живи и помни». Он обращается к нам, живым: живите, помня, что у вас всегда есть выбор.

В повести К.Д. Воробьева «Убиты под Москвой» рассказывается о трагедии молодых кремлевских курсантов, посланных на смерть во время наступления немцев под Москвой зимой 1941 года. В повести писатель показывает «беспощадную, страшную правду первых месяцев войны».

Герои повести К. Воробьева молоды… Писатель рассказывает о том, чем является для них Родина, война, враг, дом, честь, смерть. Весь ужас войны показан глазами курсантов. Воробьев рисует путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, путь обретения мужества. Алексей одерживает победу, потому что в трагически жестоком мире, где хозяин всему теперь война, сохранил достоинство и человечность, добродушие и любовь к родине. Гибель роты, самоубийство Рюмина, смерть под гусеницами немецких танков, уцелевших после налета курсантов – все это завершило переоценку ценностей в сознании главного героя.

В повести В. Кондратьева «Сашка» раскрывается вся правда о войне, пропахшей потом и кровью. Бои под Ржевом были страшными, изнурительными, с огромными человеческими потерями. И война предстает не в картинах героических сражений – это просто трудная, тяжкая, грязная работа. Человек на войне находится в экстремальных, бесчеловечных условиях. Сумеет ли он остаться человеком рядом со смертью, кровью, перемешанной с грязью, жестокостью и болью за поруганную землю и погибших друзей?

Сашка – рядовой пехотинец, воюет он уже два месяца и увидел очень много страшного. За два месяца от ста пятидесяти человек в роте осталось шестнадцать. В. Кондратьев показывает несколько эпизодов из жизни Сашки. Вот он добывает валенки для ротного, рискуя жизнью, вот под огнем возвращается в роту, чтобы проститься с ребятами и отдать свой автомат, вот ведет санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они его сами разыщут, вот берет в плен немца и отказывается его расстрелять... Отчаянную храбрость проявляет Сашка – берет немца голыми руками: патронов у него нет, свой диск он отдал ротному. Но война не убила в нем доброту и человечность.

Не хотели войны и обыкновенные девчонки – героини книги Б. Васильева «А зори здесь тихие…» . Рита, Женя, Лиза, Галя, Соня вступили в неравную борьбу с фашистами. Простых вчерашних школьниц война сделала мужественными воинами, потому что всегда «в важные эпохи жизни … в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства...».

Рита Осянина, волевая и нежная, она самая мужественная и бесстрашная, ведь она - мать! Она защищает будущее своего сына, а потому готова умереть, чтобы он мог жить. Женя Комелькова - веселая, смешливая, красивая, озорная до авантюризма, отчаянная и уставшая от войны, от боли и любви, долгой и мучительной, к далекому и женатому человеку. Она, не задумываясь, уводит немцев от Васкова и раненой Риты. Спасая их, гибнет сама. «И ведь могла схорониться, – говорит позже Васков, – но не захотела». Не захотела, потому что осознавала, что спасает других, что Рита нужна своему сыну – она должна жить. Готовность погибнуть, чтобы спасти другого – не это ли настоящее мужество? Соня Гурвич - воплощение ученицы-отличницы и поэтическая натура, «прекрасная незнакомка», вышедшая из томика стихов А. Блока, – бросается спасать кисет Васкова и гибнет от руки фашиста. Лиза Бричкина... «Ах, Лиза-Лизавета, не успела, не смогла одолеть трясину войны». Но ведь без лишних раздумий побежала она назад, к своим за подмогой. Страшно было? Да, конечно. Одна среди болот… но надо – и пошла, ни минуты не сомневаясь. Не мужество ли это, порожденное войной?

Главный герой произведения Б. Васильева «В списках не значился» – лейтенант Николай Плужников, недавно окончивший военное училище. Это восторженный юноша, полный надежд и считающий, что «... каждый командир должен сначала послужить в войсках». Рассказывая о короткой жизни лейтенанта, Б. Васильев показывает, как юноша становится героем.

Получив назначение в Особый Западный Округ, Коля был счастлив. Как на крыльях прилетел он в город Брест-Литовск, торопясь скорее определиться в часть. Его проводницей по городу оказалась девушка Мирра, которая помогла ему добраться до крепости. Прежде чем явиться к дежурному по полку, Коля зашел на склад, чтобы почистить форму. И в это время раздался первый взрыв... Так для Плужникова началась война.

Едва успев выскочить наружу перед вторым взрывом, завалившим вход на склад, лейтенант начал свой первый бой. Он стремился совершить подвиг, с гордостью думая: «Я ходил в настоящую атаку и, кажется, кого-то убил. Есть что рассказать...». А на следующий же день он испугался немецких автоматчиков и, спасая свою жизнь, бросил бойцов, уже доверившихся ему.

С этого момента начинает меняться сознание лейтенанта. Он винит себя за трусость и ставит перед собой цель: во что бы то ни стало не дать врагам захватить Брестскую крепость. Плужников осознает, что истинный героизм и подвиг требует от человека мужества, ответственности, готовности «положить душу свою за други своя». И мы видим, как осознание долга становится движущей силой его поступков: о себе думать нельзя, потому что в опасности Родина. Пройдя через все жестокие испытания войны, Николай стал опытным бойцом, готовым отдать все во имя победы и твердо верящим, что «человека победить невозможно, даже убив».

Чувствуя кровную связь с Отечеством, он остался верен воинскому долгу, призывавшему бороться с врагами до конца. Ведь лейтенант мог уйти из крепости, и это не было бы с его стороны дезертирством, потому что он не значился в списках. Плужников понимал, что защищать Родину – его священный долг.

Оставшись один в разрушенной крепости, лейтенант встретил старшину Семишного, который с самого начала осады Бреста носил на своей груди знамя полка. Умирающий от голода и жажды, с перебитым позвоночником, старшина хранил эту святыню, твердо веря в освобождение нашей Родины. Плужников принял от него знамя, получив приказ выжить во что бы то ни стало и вернуть алый стяг Бресту.

Многое пришлось пережить Николаю за эти суровые дни испытаний. Но никакие беды не смогли сломить в нем человека и погасить его пламенную любовь к Отчеству, потому что «в важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства»...

Немцы загнали его в каземат, из которого не было второго выхода. Плужников спрятал знамя и вышел на свет, сказав присланному за ним человеку: «Крепость не пала: она просто истекла кровью. Я – последняя ее капля...» Как глубоко раскрыт в своей человеческой сути Николай Плужников в заключительной сцене романа, когда он в сопровождении Рувима Свицкого выходит из каземата. Она написана, если обращаться за аналогией к музыкальному творчеству, по принципу заключительного аккорда.

Все находящиеся в крепости с удивлением смотрели на Николая, этого «непокоренного сына непокоренной Родины». Перед ними стоял «невероятно худой, уже не имевший возраста человек». Лейтенант был «без шапки, длинные седые волосы касались плеч... Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами. И из этих немигающих пристальных глаз неудержимо текли слезы».

Поражаясь героизму Плужникова, немецкие солдаты и генерал отдали ему высшие воинские почести. «Но он не видел этих почестей, а если бы и видел, ему было бы уже все равно. Он был выше всех мыслимых почестей, выше славы, выше жизни, выше смерти».

Лейтенант Николай Плужников не родился героем. Автор подробно рассказывает о его предвоенной жизни. Он сын погибшего от рук басмачей комиссара Плужникова. Еще в училище Коля считал для себя образцом генерала, участвовавшего в испанских событиях. И в условиях войны необстрелянный лейтенант вынужден был принимать самостоятельные решения; когда получил приказ отступать – не ушел из крепости. Такое построение романа помогает понять духовный мир не только Плужникова, но и всех мужественных защитников отечества.


«Человек и общество»

Официальный комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа:

Человек – живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи и мысли и способностью создавать и использовать орудия в процессе общественного труда, обладатель лучших моральных и интеллектуальных свойств.

Общество – совокупность определенных производственных отношений, образующая особую ступень развития в истории человечества.

Организация, объединение людей, ставящих себе какие-нибудь общие задачи.

Синонимы:

Личность, индивидуум, существо.

Союз, сообщество, община, товарищество, круг, среда.

«Война и мир» - роман Льва Николаевича Толстого - национальная эпопея, посвященная героизму русских людей в Отечественной войне 1812 г., подвигу, совершенному народом.

Еще описывая Шенграбенское сражение один из главных эпизодов кам­пании 1805 г., Толстой показал подвиг капитана Тушина и солдат его бата­реи. Капитан Тушин - рядовой офицер, человек, олицетворяющий на­родную мудрость и простоту. Во время боя он бесстрашно руководит бом­бардировкой, показывая пример мужества солдатам, свято выполняя свой воинский долг.

Капитан Тимохин тоже совершает подвиг, и атака его роты в критиче­ский момент изменила ход сражения. Как и Тушин, он является… долга, храбрости и исполнительности.

По мнению Толстого, война - «противное человеческому разуму по своей человеческой природе событие», однако война 1812 г. это страшная необходимость. Казнить врага, изгнать его с родной земли - долг каждо­го русского человека.

Если в высших аристократических кругах лишь произносили пышные фразы о любви к отечеству, а на самом деле только «следили за… флюгера царской милости», то лучшие люди из дворян поступали по-другому: воз­вращается в армию Николай Ростов, уходит на войну юный Петя, отдает миллион на ополчение Пьер Безухов, командует полком, стремясь быть бли­же к народу, князь Андрей, отдают все подводы воинам, раненным под селом Бородином, Ростовы, обрекая себя на разорение.

Чувство ненависти к врагам родины заставляет жителей Смоленска и Москвы сжигать свое имущество, чтобы оно не досталось французам, и поступок купца Ферапонтова и «человека во фризовой шинели» - при­мер истинного патриотизма.

Русские крестьяне, «Карпы и Власы», как называет их Толстой не хо­тели продавать французам сено даже за большие деньги, сжигали его. Ка­ждый русский человек по-своему боролся с врагом.

Бородинская битва - это величайшее проявление патриотизма русского народа. Простые люди понимали всю важность этого момента «Всем на­родом навалиться хотят», - говорит один из солдат; готовясь к возможной смерти в предстоящей битве, мужики-ополченцы надели белые рубахи. То же настроение царит и в полку Андрея Болконского.

Спокойно и мужественно ведут себя во время боя артиллеристы на батарее Раевского, готовые умереть, но выполнить свой долг.

Кутузов - выразитель патриотического народного духа в романе. Он уверен в мужестве и стойкости солдат, знает, что враг будет побежден. Понятен и близок Кутузову этот «чудесный, бесподобный народ».

Огромную роль в Отечественной войне 1812 г. сыграло партизанское движение. Писатель говорит и об отряде старостихи Василисы, побившем сотни французов, и о дьячке, командовавшем отрядом, и о партизанах Де­нисова, и об отряде Долохова. Рассказывает Толстой о партизане Тихоне Щербатом, самом храбром и нужном человеке в отряде Денисова, отличав­шемся особой удалью. Щербатый - один из тех героев, которые тихо и незаметно делают свое дело, все то, что подсказывало им чувство любви к Родине.

Патриотизм русских людей всех сословий, мужество и героизм офи­церов и простых солдат - вот залог непобедимости русского народа.

Рецензия

В сочинении на фактическом материале романа «Война и мир» пока­зано немногоречивое «истинное мужество» истинных героев и патриотов войны 1812 г.; показан истинный патриотизм и героизм русских людей, который «доказывается не словом, а делом», незаметно, буднично проявляет себя как чувство любви к России. Сочинение раскрывает авторскую пози­цию. Материал сочинения располагается логично, последовательно. Сочине­ние композиционно завершено. Написано хорошим литературным языком.

Лев Толстой мастерски показывал сильные и слабые стороны человека.

Аргументы смелости и трусости в романе «Война и мир» часто находятся на одной странице текста. Автор сопоставляет нравственные установки героев, помогает читателю определить собственный выбор модели поведения в условиях опасности.

Переправа через реку Энс

Идет 1805 год, русские войска отступают к Вене, сжигая за собой все мосты. Наконец, армия переправлена, на вражеском берегу остался только эскадрон Василия Денисова. Французы прекратили обстрел, но с бугра хорошо видны дула пушек, смотрящие на солдат. Лев Толстой берет авторские слова в кавычки, рассуждая о гибели, о черте, разделяющей жизнь и смерть, о мгновении, отделяющим бытие от забвения. Писатель говорит, что так думает каждый человек, стоящий перед дулами орудий неприятеля.

Но суть трусости и смелости зависит не от мыслей, продиктованных биологическим инстинктом самосохранения. Проблему страха определяют человеческие поступки. Солдат браво шагает по мосту и со смехом рассказывает, как его напугало пролетающее мимо ядро. Храбрец. Его речь приободряющая, поддерживающая товарищей в минуты страха, когда они под залпами орудий переходят узкий деревянный мост.

Коля Ростов вместе с отрядом последним покидает опасную зону, но нерадивые генералы возвращают артиллеристов обратно, поджечь мост. Испытывая естественный страх, Ростов остается с командой, бежит в очаге обстрела. Всегда, везде с ними командир Денисов. Храбрец из тех, кто не прячется за спины солдат.

Князь Несвицкий , не передавший приказ поджечь мост трусливо стоит отдаленно, на безопасном расстоянии, наблюдая за смелыми действиями гусаров. Рядом адъютант Багратиона Жерков радостно думает, что его присутствие здесь можно преподнести начальству, как участие в опасной операции. Командиры из кустов не несут победу государству, но часто присваивают чужую славу.

Шёнграбенское сражение

Войска под командованием Багратиона обеспечивали отступление русской армии. Центральную часть обороны сдерживала батарея капитана Тушина . Приказ об отступлении артиллеристам не донесли, отряд, защищающий орудия сняли. Капитану Тушину под вражеским обстрелом самому пришлось выбирать направление боя. Два орудия были повреждены взрывом снаряда. Семнадцать людей обслуги погибло.

Никто из солдат не побежал, не бросил пушки и товарищей. Артиллеристы зажгли Шенграбен, отвлекли часть французских войск, вызвали на себя главный удар противника, который считал, что имеет дело с многочисленным военным формированием. Только к вечеру Багратион заметил залпы русских орудий, послал князя Болконского с приказом отступать.

Пример смелости проявила рота Тимохина , защищающая левый фланг Багратиона. Руководство вело свои интриги, поэтому нападение французов оказалось неожиданным. Солдаты, занимающиеся бытовыми хлопотами, внезапно услышали свист пуль, бросились бежать. Тимохин поднял своих людей в бой. Командир с таким отчаянием махал саблей, неистово рубая французов, что те испугались, развернулись в обратном направлении.

Пример трусости. Левый фланг не получил вовремя приказ об отступлении, потому что адъютант Багратиона Жерков не передал его. Услышав выстрелы, увидев французов так близко, что можно было разглядеть детали из формы, гусару стало страшно за свою жизнь. Подлый трус свернул лошадь в безопасное место, делая вид, что ищет там нужного ему генерала.

Дважды командующий посылал Жеркова в расположение батареи Тушина. Оба раза испугавшись, конник сворачивал в более безопасную сторону, избегая мест артиллерийского обстрела. Жерков стал виновником гибели многих солдат, вовремя не получивших приказ об отступлении.

Аустерлицкое сражение

Князь Болконский смело поднял упавшее знамя полка, руководимый искренним желанием поднять за собой людей в бой. Военный опыт позволял Андрею объективно оценить ситуацию, он понимал, что исход поражения в этом сражении неизбежен, но решил бороться, не жалея жизни. Ранение в голову остановило героя.

Аустерлицкое сражение стало периодом становления Николая Ростова, как храброго офицера. Внутренняя борьба героя между страхом и смелостью закончилась победой нравственных идеалов. Граф болезненно переживал свои страхи, связанные с личной гибелью, победил их, стал отважным командиром эскадрона.

Бородинское сражение

Лев Толстой изучил много исторических документов, провел несколько дней на месте прославленной битвы защитников Москвы. Бородинское сражение является примером смелости и отваги всего народа, каждого человека отдельно, бравшего в нем участие. Толстой пытается раскрыть философский смысл поступка двух воинственно настроенных масс людей в один день истребившей друг друга.

В кульминационном сюжете романа гибнет Андрей Болконский. Полковник стоял во главе своего полка, ожидая приказ наступать. Люди были построенные в боевом порядке. Над головою летали ядра, иногда разрывая шеренгу солдат, не имеющих права покинуть строй. Князь не мог себе позволить пригибаться под свист снарядов, считая себя примером для подчиненных. Оправдана ли его смелость, решает читатель.

«мысль народную», которая составляет душу романа и основной его смысл. Под словом «народ» Толстой понимал все патриоти­чески настроенное население России, включающее в себя и крестьянство, и городскую бедноту, и дворянство, и торговое сословие. насыщен многочисленны­ми эпизодами, рисующими разнообразное проявление патриотизма русскими людьми. Конечно, любовь к оте­честву, готовность пожертвовать ради него своей жиз­нью наиболее ярко проявляется на поле боя, в прямом столкновении с врагом.

Описывая ночь перед Бородин­ским сражением, Толстой обращает внимание на серь­езность и сосредоточенность солдат, которые чистят оружие, готовясь к бою. Они отказываются от водки, потому что готовы осознанно вступить в битву с мощ­ным противником. Их чувство любви к родине не до­пускает бесшабашной пьяной отваги. Понимая, что этот бой для каждого из них может оказаться последним, солдаты надевают чистые рубахи, готовясь к смерти, но не к отступлению. Мужественно сражаясь с врагом, русские солдаты не стараются выглядеть героями.

Им чужды рисовка и поза, в их простой и искренней любви к родине нет ничего показного. Когда во время Бородинского сражения «одно ядро взрыло землю в двух шагах от Пьера», ши­рокий краснорожий солдат простодушно признается ему в своем страхе. «Ведь она не помилует.

Она шмяк­нет, так кишки вон. Нельзя не бояться, - сказал он сме­ясь». Этот солдат, вовсе не старавшийся быть храбрым, погиб, как десятки тысяч других, но не сдался и не от­ступил. Однако патриотизм русских людей проявляется не только в бою. Ведь в борьбе с захватчиками участвова­ла не только армия. «Карпы и Власы» не продавали французам сено даже за хорошие деньги, а жгли его, ослабляя тем самым вра­жескую армию. Мелкий купец Ферапонтов перед вступ­лением французов в Смоленск просил солдат бесплат­но забирать его товар. Жители Москвы и Смоленска сжигали свои дома, чтобы они не достались врагу.

Рос-товы, выезжая из Москвы, отдали все свои подводы для вывоза раненых. вкладывает огромные средства в формирование полка, который берет на свое обеспечение, а сам остается в Москве, надеясь убить Наполеона, чтобы обезглавить неприятельскую армию. Огромную роль в окончательном уничтожении вра­га сыграли крестьяне, которые объединялись в парти­занские отряды, бесстрашно истреблявшие наполеонов­скую армию в тылу.

Наиболее ярким и запоминающим­ся является Тихона Щербатого, выделявшегося в отряде Денисова своей необычайной удалью, ловкостью и отчаянной смелостью. Этот мужик, который сначала в одиночку сражался с «миродерами» в родной дерев­не, пристав к партизанскому отряду Денисова, вскоре стал в нем самым полезным человеком. Сосредоточив в этом герое типичные черты русского народного харак­тера, Толстой показывает в романе и иной тип мужика в образе Платона , с которым встретился Пьер Безухов во французском плену.

Чем же поразил Пьера этот неприметный кругленький мужичок, сумев­ший возвратить ему веру в людей, добро, любовь, спра­ведливость? Наверное, своей человечностью, добротой, простотой, равнодушием к лишениям, любовью к лю­дям. Эти качества резко контрастировали с высокоме­рием, эгоизмом и карьеризмом высшего петербургско­го света. так и остался для Пьера са­мым дорогим воспоминанием, «олицетворением всего русского, доброго и круглого».

Мы видим, что Толстой, рисуя контрастные образы Тихона Щербатого и Платона Каратаева, сосредоточил в каждом из них основные качества русского народа, который выступает в романе в лице солдат, copyright

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Тема подвига в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». . Литературные сочинения!



error: Контент защищен !!