В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания. Сходство и различие понятий международный бизнес и внешнеэкономическая деятельность Материал к методике

В чем заключается сходство и различие понятий «качество» и «конкурентоспособность»

Конкурентоспособность - Способность товаров отвечать требованиям конкурентного рынка, запросам покупателей в сравнении с другими аналогичными товарами, представленными на рынке. Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара, его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров. Кроме того, на конкурентоспособность влияют мода, продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя, ситуация на рынке, колебания спроса. Конкурентоспособность товара является важнейшим критерием целесообразности выхода фирмы на товарные рынки.

Качество - совокупность свойств, признаков продукции, товаров, услуг, работ, труда, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы людей, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Качество определяется мерой соответствия товаров, работ, услуг условиям и требованиям стандартов, договоров, контрактов, запросов потребителей. Принято различать качество продукции, работы, труда, материалов, товаров, услуг.

Иногда между данными категориями ставят знак равенства. Однако между ними есть существенные различия. Конкурентоспособность товара в отличие от качества определяется совокупностью только тех свойств, которые представляют несомненный интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности, а прочие характеристики во внимание не принимаются. В силу этого товар с более высоким уровнем качества может оказаться менее конкурентоспособным, если товару придали новые свойства, значительно повысившие его стоимость, но не представляющие интереса для основной группы его покупателей. И наоборот, низкая цена может повысить конкурентоспособность товара низкого качества. Другое различие между рассматриваемыми категориями кроется в их оценке.

Оценка качества устанавливается сравнением значений показателя качества продукта с базовыми значениями этого же показателя, например, по долговечности, надежности, ремонтопригодности и т.д. В оценке конкурентоспособности за базу сравнения берется конкретная потребность, а сопоставляться могут при этом как однородные товары (перевозка пассажиров по железной дороге в вагонах плацкартных или купейных), так и разнородные (перевозка пассажиров железнодорожным или воздушным транспортом).

Есть еще одно различие между этими терминами. Качество - категория, присущая любому экономическому укладу, тогда как конкурентоспособность - только рыночной экономике. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка неустанно заниматься решением двуединой задачи: с одной стороны, максимально возможное удовлетворение потребностей, с другой - достижение этого меньшими затратами, с тем чтобы удержать конкурентоспособную иену товара. Такое качество называют экономически оптимальным. Итак, конкурентоспособность товара - категория более широкая, чем качество, она является решающим фактором коммерческого успеха на развитом рынке.

Это понятие многоаспектное и означает соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по качественным характеристикам, но и по условиям его реализации, таким как сроки поставки, уровень обслуживания, продажная цена, цена потребления. Качество же является главным, хотя и не единственным фактором конкурентоспособности, составляя ее «стержень».

Центральное место, занимаемое качеством товара и его конкурентоспособностью в рыночной политике, определяет их роль в стратегии маркетинга и практической маркетинговой деятельности, подчиняющей производство интересам потребителей.

ЦЕЛЬ : Изучить индивидуальные различия школьников в развитии процессов анализа и обобщения.

ОБОРУДОВАНИЕ :

  1. набор из 9 пар слов, подлежащих сравнению,
  2. чистый лист бумаги, ручка.

ХОД РАБОТЫ : До начала эксперимента экспериментатор заготавливает бланк задания. Для этого нужно выбрать из предложенных трех наборов по 9 пар слов только один (любой) и выписать эти 9 Пар слов на отдельный лист бумаги. Во время эксперимента экспериментатор выдает испытуемому бланк задания, чистый лист бумаги, ручку и сообщает ему следующую инструкцию: «На бланке записано 9 пар слов. По каждой паре слов укажите как можно больше признаков сходства и различия. Задание выполняйте письменно, в том порядке, в каком даны пары слов».

При проведении эксперимента экспериментатору следует особое внимание обратить на поведение испытуемого, когда он начинает сравнивать первую несравнимую пару понятий (№ 4 в наборе). Если школьник затрудняется в сравнении этих слов, выражает удивление, растерянность, то экспериментатор тут же дает пояснение: «Встречаются такие пары слов, которые несравнимы. В этом случае нужно написать:

«Их сравнивать нельзя». Если же школьник сразу начинает сравнивать эту пару, то ему дают возможность записать ответ по этой паре, а потом делают пояснение относительно «несравнимых».

Корова-лошадь

Воробей-курица

Ворона-воробей

Трамвай-автобус

Поезд-самолет

Сани-телега

Утро-вечер

Дождь-снег

Вечер--утро

Река-птица

Стакан -петух

Яблоко-вишня

Дуб-береза

Озеро-река

Обман-ошибка

Голод-жажда

Сказка–песня

Корзина-сова

Волк-луна

Ветер-соль

Летчик-танкист

Учитель-врач

Золото–серебро

Маленькая девочка- большая кукла

Картина-портрет

Молоко-вода

ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ:

  1. Подсчитывается количество признаков сходства и различия по каждой паре и в целом по заданию. Это количественный показатель.
  2. Проводится качественный анализ выделенных признаков. Каждый из признаков по содержанию может быть отнесен к одной из трех групп Тих название см. ниже, в таблице протокола).
  3. Заполняется таблица. В таблице указывается количество признаков сходства и различия по каждой паре (в целом и по каждой из трех групп отдельно).

ОБРАЗЕЦ ТАБЛИЦЫ К МЕТОДИКЕ СРАВНЕНИЕ ПОНЯТИЙ

Сравниваемые пары понятий

количество признаков сходства

одинаковые компоненты и сходство в размере цвете, форме

функциональное сходство

относятся к одному классу (одному родовому понятию

количество признаков различия

различие в размере, цвете, форме

функциональные различия

Относятся к различным родовым понятиям

Всего признаков

ПРИМЕЧАНИЕ : Признаки 1-ой группы являются несущественными, признаки 2-ой группы и 3-ей существенные.

ВЫВОД : Чем больше существенных признаков сходства и различия, называет испытуемый, тем лучше у него развиты процессы анализа и обобщения.

В чём заключается сходство и различие понятий «гуманизм», «гуманность», «гуманизация воспитания»? .

Сходство понятий состоит в том, что все они проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества. При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно- исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности - это понятие, исторически и социально не локализуемое. Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

Различие понятий в том, что гуманизм означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности, гуманность - это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, а гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса.

На современном этапе развития общества все эти понятия приобретают значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности - гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций. Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.

Какова роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности?

Роль учителя в реализации основных направлений гуманистической воспитательной деятельности заключается в ориентации на личность ребенка:

Изучение детей;

Создание условий для саморазвития;

Организация активной жизнедеятельности детей;

Обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка в детском сообществе.

В чём заключается сходство и различие традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания?

Сходство традиционного подхода к содержанию воспитания и подхода с позиций ценностей воспитания, заключается в том, что воспитание характеризует функционирование любого общества и направлено на передачу индивиду социальных, общечеловеческих ценностей

Различие же состоит в том, что в центре педагогической аксиологии – ориентация педагогического процесса на ценностные ориентации личности (их выявление, изучение и формирование) подход с позиции ценностей в педагогике предполагает рассмотрение механизмов преобразования ценностей культуры в мир личности и, соответственно, влияние развивающейся личности на изменения системы ценностей социума, его культурных форм.

Образование само по себе не в силах изменить объективные условия жизнедеятельности личности и общества. Однако, формируя разумные потребности обучающихся, развивая их нравственные отношения и качества, духовность, оно закладывает предпосылки изменения жизненных обстоятельств в позитивную сторону. То есть воспитание как часть образования и школа – важнейшие поля деятельности, на которых возможны созидательные преобразования, способные дать ценностное начало духовному преобразованию страны.

Назовите не менее трёх наиболее значимых сущностных характеристик нравственного воспитания.

Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства.

Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление.

Нравственные чувства, сознание и мышление являются основой и стимулом для проявления нравственной воли.

Нравственное поведение – это есть осмысление каждым человеком реалий окружающего мира, которое выливается в систему поступков

2. Подберите не менее трёх высказываний известных педагогов о сущности и значении гуманистического воспитания детей.

1. «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учи­тель. Если учитель имеет толь­ко любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учи­теля, который прочел все кни­ги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он - совершен­ный учитель»

(Л. Н. Толстой)

Гуманизм - это то единственное, что, наверное, осталось от ушедших в небытие народов и цивилизаций,- книги, народные сказания, мрамор изваяний, архитектурные пропорции.

(Л. Н. Толстой)

Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего гуманистическое начало, которое находит свое выражение в любви к детям..

2. «Век математики - хорошее крылатое выраже­ние, но оно не отражает всей сущности того, что происходит в наши дни. Мир вступает в век Человека. Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкладываем в душу человека.»

(В.А.Сухомлинский)

Подлинная означает, прежде всего, .

(В.А.Сухомлинский)

В.А.Сухомлинский внес значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес. его идеи гражданственно­сти и человечности в педагоги­ке оказались созвучны нашей современности.

3. «К человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

(А.С. Макаренко)

Мысль, выраженная в этих словах и красной нитью проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов, автор глубоко верит в творческие силы человека, в большие его возможности.

Руководство – это механизм, направляющий усилия коллектива или личности на выполнение общих задач. Оно побуждает людей к достижению поставленной цели посредством влияния на их потребности.

Это способность влиять на поведение группы людей или отдельных индивидуумов, позволяющая побудить их работать для достижения общих целей.

Согласно положению социальной психологии, руководство – это совокупность процессов взаимодействия между начальником и подчиненными, методов морально-психологического воздействия на коллектив. Это повседневное влияние на людей, причем прежде всего не инструкциями и разносами, а высокой организованностью, принципиальностью, справедливостью.

В руководстве тесно связаны концепция власти и личного влияния. Поэтому среди руководителей-практиков распространено мнение, что наиболее действенными инструментами эффективного управления является руководящая должность и власть.

Конечно, мол, можно поговорить о методах управления, о мотивации, но все это интеллектуальные упражнения. Однако, мол, никогда теории управления не славились тем, что побуждали людей к действию, заставляли других делать что-то и делать так, как вы хотите. Но если кто-то думает, что должности и власти достаточно для управления коллективом, то он, по крайней мере, близорук.

Для того, чтобы сложная фирма эффективно выполняла свои задачи, необходимо задействовать все функции управления.

Сегодня наряду с развитием таких базовых требований, как профессиональный уровень, как компетенция, как знание экономических законов, руководитель любого уровня управления сталкивается с необходимостью грамотного владения основами конкретной социологии, практикой психологии, педагогики, воспитания. Без этих основ теперь фактически немыслимо принятие эффективных решений в сложных вопросах, связанных с формированием коллектива, с подбором и обучением кадров, с созданием деловой творческой атмосферы и высокой дееспособности коллектива.

Руководство требует умения прогнозировать ситуации и выдвигать соответствующие программы.

Руководство должно быть гибким. Надо научиться менять свои суждения в зависимости от конкретных ситуаций. Нельзя в сложных ситуациях гнуть палку в одну сторону – она сломается.

Руководству не нужно фанатизма и не нужно железной руки. Нужно проявлять терпимость и спокойствие. Нужно уметь идти на компромисс. Нужно уметь разделять власть.

В сфере новой философии руководства, в центре которой отношения согласия, а не отношения господства и подчинения, смысл понятия руководства претерпел существенные изменения. Если прежде руководство полагалось на силу власти и издания приказов, то теперь оно действует на основе согласия и сотрудничества людей, работающих под началом руководителя. Власть не отделена от руководителя, но отношения жесткого подчинения ушли в прошлое.

Современное производство – это сложный, динамичный организм, основу которого составляет трудовой коллектив. Его успехи зависят в основном от сознательного отношения к труду рядовых членов коллектива, от морального климата в коллективе, от степени развития демократических начал в управлении и от умения руководителя управлять поведением людей.

Вот почему понятие руководства имеет огромное значение. Раньше можно было назначить работника ответственным за какую-либо область деятельности, не считаясь с его чувствами или желаниями и с отношением к этому других людей. Сегодня это делать уже нельзя, поскольку условия, в которых действуют руководители, изменились.

В обобщенном виде руководство может быть сведено к трем следующим аспектам:

  1. выдача директив относительно того, что нужно сделать;
  2. налаживание сотрудничества между людьми;
  3. обеспечение энергии, необходимой для достижения поставленных целей.

Формирование целей и эффективное их достижение – основное назначение руководства.

Одним из основных инструментов современного руководства является налаживание эффективных связей с людьми. Это необходимо для того, чтобы знать и воспринимать различные мнения, способствующие разработке нового курса фирмы.

Для стратегического руководства необходим широкий кругозор, позволяющий вырабатывать оптимальную программу деятельности фирмы.

Ныне термин международный бизнес (или его менее распространенный русский эквивалент международное предпринимательство) прочно вошел в обиход. В учебных планах вузов имеется дисциплина «Международный бизнес». Одной из специализаций при подготовке специалистов по мировой экономике в рамках государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2000 г. является специализация «Международный бизнес». Однако наиболее часто в российских вузах изучалась дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность предприятий». Имелась также и специализация «Внешнеэкономическая деятельность предприятий» в рамках специальности «Мировая экономика». Поэтому необходимо более внимательно проанализировать сходство и различия между международным бизнесом и внешнеэкономической деятельностью предприятия.

В Федеральном законе от 18.07.1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» внешнеэкономическая деятельность определяется как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них).

На практике внешнеэкономическая деятельность предприятий понимается как сфера хозяйственной деятельности, связанная с международной производственной и научно-технической кооперацией, экспортом и импортом продукции, выходом предприятия на внешний рынок, или как деятельность, связанная с самостоятельным выходом предприятий на внешний рынок . Таким образом, внешнеэкономическая деятельность сходна с международным бизнесом. Однако следует иметь в виду, что внешнеэкономическая деятельность предприятия, сколь важна она ни была бы для предприятия, в большинстве случаев является дополнением к деятельности предприятия, связанной с реализацией большей части продукции на внутреннем, отечественном рынке. Сам процесс производства при этом остается в рамках национальной экономики, в известном плане в отрыве от международного рынка, за исключением импортного компонента, и только некоторая часть продукции предприятия поступает на внешний рынок.

Хотя международное производство чаще ассоциируется с прямыми иностранными инвестициями, это не совсем точно. Во-первых, может иметь место реинвестирование прибылей, полученных от прямых инвестиций, в экономику той же страны, в которой прибыль была получена. Во-вторых, в современных условиях получили распространение способы организации международного производства, не связанные с участием в капитале. В «Докладе о мировых инвестициях» ЮНКТАД за 2011 г. отмечается, что в последнее время получили распространение такие формы международного производства, как подрядное промышленное производство, аутсорсинг услуг, подрядное сельское хозяйство, франшизинг (франчайзинг), лицензирование, управленческие контракты и другие формы взаимоотношений, с помощью которых ТНК координируют деятельность компаний принимающих стран, не участвуя в их капитале.

Таким образом, определение международного бизнеса можно модифицировать: международный бизнес означает конкретную производственно-экономическую деятельность групп компаний, фирм и предприятий, имеющих общие экономические или деловые интересы, которая охватывает два и более государства, или хозяйственную деятельность материнской компании страны базирования и ее зарубежных филиалов или дочерних, а также зависимых предприятий.

Хотя международный бизнес и национальный бизнес, организуемый частным капиталом, имеют общие черты, например такие как общая цель (организация производства с целью извлечения прибыли), однако имеется и принципиальное отличие международного бизнеса от национального бизнеса. Главным отличием международного бизнеса от национального является то, что предпринимателю приходится иметь дело с законодательной базой в сфере хозяйственной деятельности, отличной от законодательной базы страны базирования.

Некоторые отличия имеет международный бизнес компаний, осуществляющих деловые операции в странах одной и той же интеграционной группировки. Так, в Европейском Союзе принят целый ряд законодательных актов, направленных на унификацию ведения бизнеса в рамках этой интеграционной группировки.

Если в бизнесе участвуют представители двух различных стран, то им приходится иметь дело с двумя законодательными базами - отечественной и иностранной. Если же международная хозяйственная деятельность компании осуществляется в нескольких государствах, то в этом случае приходится иметь дело с несколькими законодательными базами, что, разумеется, требует большего внимания к организации бизнеса и управлению им.

Компания, продукция которой производится на базе отечественного сырья и на отечественном оборудовании и реализуется только на внутреннем рынке, ведет бухгалтерский учет только в одной валюте, не сталкиваясь с необходимостью учитывать расходы и доходы в иной валюте. Она уплачивает налоги в соответствии с одной, национальной налоговой системой, действует в рамках одного предпринимательского права.

В отличие от этого компания - участница международного бизнеса имеет дело с различными системами тарифов, налогов и сборов, более чем одной (а иногда и несколькими) системами предпринимательского права. Ей необходимо отражать в бухгалтерском учете расходы и доходы в разных валютах, использовать международные стандарты бухгалтерского учета.

Пример из практики. В настоящее время в России осуществляется постепенный переход на международные стандарты бухгалтерской отчетности (МСФО). Особенность отчетов компаний по МСФО состоит в том, что они содержат информацию не только о самом юридическом лице, но и обо всех контролируемых им организациях. В 2011 г. около 65% крупнейших российских компаний уже отчитывались по МСФО. Однако малый и средний бизнес сохранит право отчитываться по упрощенной схеме.

Важным отличием международного бизнеса от национального также является то, что национальный предприниматель действует в системе координат, общей для всех национальных производителей.

Это относится как к деловой культуре, так и к определенной системе ценностных установок, что иногда называется национальным менталитетом. В отличие от этого в международном бизнесе предприниматель имеет дело с различными деловыми культурами и различным менталитетом. Недостаточное внимание к этим аспектам может приводить к неудаче, чему в истории международного бизнеса имеется немало примеров.

Вышесказанное необходимо модифицировать с учетом федеративного устройства отдельных государств или многоконфессиональ- ности стран, таких как, например, Россия и Индия, где в известной степени при ведении даже национального бизнеса также следует учитывать разность культур и систем ценностей в различных регионах.

Наиболее полно несходство культуры и менталитета в разных странах выразил Р. Киплинг в своей ставшей знаменитой фразе «Восток есть Восток, а Запад есть Запад, и никогда они не сойдутся вместе». Хотя в современном международном бизнесе эта точка зрения нередко рассматривается как устаревшая и имеющая отношение лишь к национальным системам ценностей и жизненных установок, тем не менее учет конкретных национальных особенностей, национальной деловой культуры является абсолютно необходимой составляющей любого успешного международного хозяйственного начинания.

Вышеприведенное высказывание Р. Киплинга можно толковать и в более широком плане. В английском языке имеется пословица « When in Rome, do as the Romans do» (Когда находишься в Риме, делай, как римляне). Применительно к международному бизнесу его можно трактовать следующим образом: осуществляя операции в чужой стране, нельзя вести дела по-своему, так, как это делается в родной стране, нужно обязательно учитывать законы, правила и обычаи другого государства.

Международный бизнес предполагает не только реализацию на внешнем рынке все возрастающей доли продукции компании, но - и этом суть дела - разделение производственного процесса между юридическими или физическими лицами, находящимися в разных странах, различными подразделениями фирмы или компании, находящимися в разных юрисдикциях.

Для иллюстрации данного положения воспользуемся индексом транснационализации (транснациональности) компаний, который рассчитывается специалистами ЮНКТАД и регулярно публикуется в «Докладах о мировых инвестициях». Индекс представляет собой выраженное в процентах частное отделения суммы трех индексов - отношения объема зарубежных активов к суммарному объему активов компании, отношения объема зарубежных продаж к суммарному объему продаж и отношения численности занятых на зарубежных предприятиях к общему числу занятых в компании. Этот итоговый индекс позволяет судить о степени участия компании в международном разделении труда между странами и ее участии в международном производстве.

Так, поданным 2011 г., телекоммуникационная компания «Вода- фон», базирующаяся в Великобритании, имела индекс 90,2, а ТНК «АрселорМиттал» (сталелитейная компания), штаб-квартира которой находится в небольшом Люксембурге, - 90,5. Еще выше (96,9) был индекс транснациональности у швейцарской компании - производителя продуктов питания «Нестле». В этих случаях неправомерно говорить о внешнеэкономической деятельности вышеупомянутых компаний. Эти ТНК - яркие представители собственно международного бизнеса.

Разумеется, большинство крупных ТНК имеет индекс значительно меньше 90,0, однако по подсчетам для первой сотни наиболее крупных нефинансовых частных компаний в среднем он превышает 67,1, а среднеквадратическое отклонение равняется 16,5. Следовательно, для многих из первой сотни самых крупных международных компаний зарубежное производство становится важнейшим, а в ряде случаев даже главным фактором их развития.

Анализ показывает, что европейские ТНК интегрированы в международное производство в большей степени, чем американские и японские. Менее интегрированы в международное производство компании из развивающихся и транзитивных стран. Так, индекс транснационализации крупнейших компаний из Юго-Восточной Европы и СНГ в 2008 г. не превышал 28,0, что имеет свои причины. Европейские страны уже долгое время действуют в рамках интеграционной группировки. Компании США имеют огромный внутренний рынок сбыта, а островное положение Японии, своеобразная культура и сложный язык не в полной мере способствуют участию местных компаний в международном разделении труда. Что касается стран СНГ и Юго-Восточной Европы, то компании из этих регионов лишь начинают осваивать нарождающееся единое мировое экономическое пространство, которое и есть наиболее полное воплощение развивающегося процесса глобализации.

Размышляем самостоятельно. Можно ли предположить, что процессы транснационализации бизнеса в странах СНГ с образованием Таможенного союза и присоединения России к ВТО будут развиваться более активно?

Процесс транснационализации бизнеса оказывает все более заметное воздействие на международное разделение труда, хотя в нем сохраняются и традиционные формы, такие как, например, специализация отдельных стран на производстве того или иного вида продукции. Так, в 2010 г. доля углеводородного сырья в экспорте Азербайджана составила 93,7%, Алжира - 98,3, Брунея - 97,4, Экваториальной Гвинеи - 94,8, Кувейта - 91,0%. В экспорте Парагвая продовольствие превысило 85%, а удельный весь металлоруды в экспорте Мавритании - 65,2%.

Однако для современного международного разделения труда характерна более высокая стадия развития. В мировом экспорте доля продукции обрабатывающей промышленности по стоимости превышает 2 / 3 общего объема вывозимых товаров.

В современном МРТ используется как единичное, таки подетальное и постадийное разделение труда. В настоящее время в некоторых случаях вообще невозможно утверждать, что продукция компании целиком производится только в одной, конкретной стране. В качестве примера можно привести автомобильную промышленность. Так, «Дженерал моторе» производит автомобили марки «Шеви» в Канаде, а пикап «Сьерра» в Мексике (хотя штаб-квартира компании находится в Детройте, США). Автомобиль марки «Мустанг» компании «Форд» собирается в Мичигане, но трансмиссии поступают из Китая, Франции, Великобритании и Мексики.

Для современного международного бизнеса характерным является аутсорсинг (более подробно см. главу 10). В 2004 г. компания «Форд» получала детали для своих автомобилей от 3300 поставщиков из разных стран, к концу 2011 г. компании удалось снизить это число примерно до 1350. В среднесрочной перспективе компания намечает уменьшить число фирм-поставщиков до 850, а в последующем - до 750. Это намерение компании объясняется стремлением улучшить координацию своей производственной деятельности: очевидно, что с меньшим числом поставщиков деталей и частей для автомобиля это сделать легче.

В качестве примера постадийного разделения труда можно привести известное лекарство ОМАКОР, которое производится компанией «Каталент Ю.К. Свиндон Энкэпс Лимитед» в Великобритании. Однако фасовка и упаковка осуществляются датской компанией «ГМПэк Апс», а выпускающий контроль качества производится немецкой компанией «Эбботт Продактс ГмбХ».

Как следует из вышесказанного, международный бизнес в его нынешнем виде порожден по второй половине XX в., хотя отдельные его черты, такие как внешняя торговля и экспорт капитала, имелись в более ранний период, они продолжают существовать и в современном международном бизнесе, однако приобретают более широкий и глубокий характер.

В международной торговле еще в первой половине XX в. основную долю составляло сырье. Это означало, что производство готового продукта из вывезенного сырья осуществлялось в другой стране большей частью другими компаниями или фирмами. Примером может служить рост производства хлопка в Египте в первой половине XX в.

для британских текстильных фабрик. Современная торговля, в которой преобладает продукция обрабатывающей промышленности и возрастает доля услуг, несомненно, представляет собой более высокую форму организации международного обмена товарами и услугами.

Таким образом, в отличие от внешнеэкономической деятельности, где во главу угла ставится выход операций (как правило, торговых) компании за национальные границы, международный бизнес означает осуществление производственных операций в нескольких странах, которые (как правило, но не всегда) разделены таможенными границами. При этом удельный вес производства и сбыта продукции международной компании за пределами страны базирования может быть значительно больше, чем в стране базирования.

Как отмечалось выше, ярким примером в этом отношении может служить компания «Нестле». Штаб-квартира компании находится в Швейцарии. На своем сайте компания сообщает, что число занятых в компании (2012 г.) составляет 330 000 чел. Она имеет заводы или ведет деловые операции почти во всех странах мира. Географическое распределение продаж в 2011 г. было следующим: Европа - 31%, Северная и Южная Америка - 45, Азия, Океания и Африка - 24%.

Основным моментом в любом случае остается завоевание и удержание позиций компании на зарубежных рынках. Так, из географического распределения продаж «Нестле» видно, что, хотя в Азии и Африке живет более половины населения земного шара, в 2012 г. на эти регионы пришлось 23% суммарного объема продаж компании. Конечно, уровень дохода на душу населения в этих странах существенно ниже, чем в развитых странах с рыночной экономикой. Тем не менее «Нестле» намерена усилить свое присутствие в Африке. В последние годы она осуществила значительные инвестиции в этот регион.

Вышесказанное не означает, что если вышеупомянутый индекс транснационализации компании менее 50%, то она не является участником международного бизнеса, а занимается внешнеэкономической деятельностью. Логика развития компаний такова, что в условиях глобализации мировой экономики полем деятельности сначала крупных, а затем и средних компаний становится все мировое экономическое пространство.

Пример из практики. Индекс транснационализации российской ГМК «Норильский никель» - ниже 40%, однако производственные подразделения Группы находятся на трех континентах в пяти странах мира - России, Австралии, Ботсване, Финляндии и ЮАР, а сбытовые подразделения имеются в Великобритании, Швейцарии, США, Китае. При этом индекс зарубежных продаж компании к общему в 2010 г. составил более 90.

Поэтому применительно к современным транснациональным компаниям неправомерно подразделять рынки их операций на отечественный (национальный) и зарубежный. Так, для вышеупомянутых компаний «Водафон», «АрселорМиттал» и «Нестле» более справедливо было бы говорить о рынке страны базирования компании и зарубежных рынках. Под зарубежными рынками в данном контексте понимаются как мировые рынки товаров, услуг, капитала и рабочей силы, так и национальные рынки стран, которые не являются рынком страны базирования компании.

Поскольку с возрастанием индекса транснационализации компании для нее возрастет значение деятельности на зарубежных рынках, переноса производственной деятельности из страны базирования в другие страны, то происходит определенный отрыв экономической базы деятельности компании от ее национальной институциональной основы. Поэтому возникает объективная основа для противоречия между ТНК (а также транснациональными банками (ТНБ)), с одной стороны, и государствами современного мира, с другой, которое является одним из главных противоречий процесса глобализации мировой экономики.

При этом противоречия отмечаются не только между ТНК и странами, в которых открыты их филиалы, но и между ТНК и странами их базирования. Одним из проявлений этих противоречий является возрастающее недовольство тем, что ТНК создают рабочие места в зарубежных филиалах, а в стране базирования занятость сокращается. Это особенно отчетливо проявилось, например, во время мирового финансово-экономического кризиса, начавшегося в 2008 г. С октября 2007 г. и до начала 2010 г. число рабочих мест в США снизилось примерно на 8,5 млн, а в зарубежных филиалах американских компаний оно возросло и в 2008 г., и в 2009 г.

Деловые операции компании - участницы международного бизнеса могут представлять собой пространственно распределенное производство товаров (кооперирование с компаниями или филиалами данной компании в других странах в производстве готового продукта) или внешнеторговые операции (экспорт и импорт товаров и услуг), международные инвестиционные операции, наем иностранной рабочей силы, научно-техническое сотрудничество в совместной разработке и (или) производстве товаров и услуг.

Отдельные стороны международного бизнеса, в том числе и на более ранних стадиях его развития, были представлены в курсе «Международные экономические отношения» - внешняя торговля (товарами и услугами), экспорт и импорт капитала.

Основной целью хозяйственной деятельности является превышение полученного материального результата над вложенными в производство ресурсами. Этот результат может выступать в виде прибыли, процента, ренты и т.д.

  • См.: Стровский Л.Е., Казанцев С.К., Паршина Е.А. и др. Внешнеэкономическая деятельность предприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф.Л.Е. Стровского. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 6-7.




error: Контент защищен !!