Антикоррупционная деятельность в образовательном учреждении. Коррупция в сфере образования Организация работы по коррупции в образовательном учреждении

Положение о противодействии коррупции в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении детском саду № 25 «Сказочный» городского округа города Райчихинска Амурской области (далее - МДОАУ д/с № 25).

1. Общие положения

1.1. Данное Положение «О противодействии коррупции» (далее – Положение) разработано на основе Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

1.2. Настоящим Положением устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.3. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

1.3.1. коррупция:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;

1.3.2. противодействие коррупции - деятельность членов рабочей группы по противодействию коррупции и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

1.4. Основные принципы противодействия коррупции:

Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

Законность;

Публичность и открытость деятельности органов управления и самоуправления;

Неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

Комплексное использование организационных, информационно-пропагандистских и других мер;

Приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.

2. Основные меры по профилактике коррупции

Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:

2.1. формирование в коллективе педагогических работников и технического персонала МДОАУ д/с № 25 нетерпимости к коррупционному поведению;

2.2. формирование у родителей (законных представителей) воспитанников нетерпимости к коррупционному поведению;

2.3. проведение мониторинга всех локальных актов, издаваемых администрацией МДОАУ д/с № 25на предмет соответствия действующему законодательству;

2.4. проведение мероприятий по разъяснению работникам МДОАУ д/с № 25 и родителям (законным представителям) воспитанников законодательства в сфере противодействия коррупции.

3. Основные направления по повышению эффективности противодействия коррупции

3.1. Создание механизма взаимодействия органов управления с органами самоуправления, муниципальными и общественными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества.

3.2. Принятие административных и иных мер, направленных на привлечение работников и родителей (законных представителей) воспитанников к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в коллективе и у родителей (законных представителей) воспитанников негативного отношения к коррупционному поведению.

3.3. Совершенствование системы и структуры органов самоуправления.

3.4. Создание механизма общественного контроля деятельности органов управления и самоуправления.

3.5. Обеспечение доступа работников МДОАУ д/с № 25 и родителей (законных представителей) воспитанников к информации о деятельности органов управления и самоуправления.

3.6. Конкретизация полномочий педагогических работников и технического персонала МДОАУ д/с № 25, которые должны быть отражены в должностных инструкциях.

3.7. Уведомление в письменной форме работниками МДОАУ д/с № 25 администрации и Рабочей комиссии по противодействию коррупции обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

3.8. Создание условий для уведомления родителями (законными представителями) воспитанников администрации МДОАУ д/с № 25 обо всех случаях вымогания у них взяток работниками детского сада.

4. Организационные основы противодействия коррупции

4.1. Общее руководство мероприятиями, направленными на противодействие коррупции, осуществляют:

Рабочая группа по противодействию коррупции.

4.2. Рабочая группа по противодействию коррупции создается в начале каждого года; в состав рабочей группы по противодействию коррупции обязательно входят:

Председатель профсоюзного комитета детского сада;

Представители педагогических работников;

Член родительского комитета.

4.3. Выборы членов Рабочей группы по противодействию коррупции проводятся на Общем собрании трудового коллектива и заседании общего родительского комитета МДОАУ д/с № 25, утверждается приказом заведующей детским садом.

4.4. Члены Рабочей группы избирают председателя и секретаря.

Члены Рабочей группы осуществляют свою деятельность на общественной основе.

4.5. Полномочия членов Рабочей группы по противодействию коррупции:

4.5.1.Председатель Рабочей группы по противодействию коррупции:

Определяет место, время проведения и повестку дня заседания Рабочей группы;

На основе предложений членов Рабочей группы формирует план работы Рабочей группы на текущий учебный год и повестку дня его очередного заседания;

По вопросам, относящимся к компетенции Рабочей группы, в установленном порядке запрашивает информацию от исполнительных органов государственной власти, правоохранительных, контролирующих, налоговых и других органов;

Информирует руководителя МДОАУ д/с № 25 о результатах работы Рабочей группы;

Представляет Рабочую группу в отношениях с работниками МДОАУ д/с № 25, воспитанниками и их родителями (законными представителями) по вопросам, относящимся к ее компетенции;

Дает соответствующие поручения секретарю и членам Рабочей группы, осуществляет контроль за их выполнением;

Подписывает протокол заседания Рабочей группы.

4.5.2. Секретарь Рабочей группы:

Организует подготовку материалов к заседанию Рабочей группы, а также проектов его решений;

Информирует членов Рабочей группы и о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания Рабочей группы, обеспечивает необходимыми справочно-информационными материалами;

Ведет протокол заседания Рабочей группы.

4.5.3. Члены Рабочей группы по противодействию коррупции:

Вносят председателю Рабочей группы предложения по формированию повестки дня заседаний Рабочей группы;

Вносят предложения по формированию плана работы;

В пределах своей компетенции, принимают участие в работе Рабочей группы, а также осуществляют подготовку материалов по вопросам заседаний Рабочей группы;

В случае невозможности лично присутствовать на заседаниях Рабочей группы, вправе излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам в письменном виде на имя председателя Рабочей группы, которое учитывается при принятии решения;

Участвуют в реализации принятых Рабочей группой решений и полномочий.

4.6. Заседания Рабочей группы по противодействию коррупции проводятся не реже двух раз в год; обязательно оформляется протокол заседания.

Заседания могут быть как открытыми, так и закрытыми.

Внеочередное заседание проводится по предложению любого члена Рабочей группы по противодействию коррупции.

4.7. Заседание Рабочей группы правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей общего числа его членов. В случае несогласия с принятым решением, член Рабочей группы вправе в письменном виде изложить особое мнение, которое подлежит приобщению к протоколу. По решению Рабочей группы на заседания могут приглашаться любые работники детского сада или представители общественности.

4.8. Решения Рабочей группы по противодействию коррупции принимаются на заседании открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов и носят рекомендательный характер, оформляются протоколом, который подписывает председатель Комиссии, а при необходимости, реализуются путем принятия соответствующих приказов и распоряжений заведующего МДОАУ д/с № 25 , если иное не предусмотрено действующим законодательством. Члены Рабочей группы обладают равными правами при принятии решений.

4.9. Член Рабочей группы добровольно принимают на себя обязательства о неразглашении сведений затрагивающих честь и достоинство граждан и другой конфиденциальной информации, которая рассматривается (рассматривалась) Рабочей группой. Информация, полученная Рабочей группой, может быть использована только в порядке, предусмотренном федеральным законодательством об информации, информатизации и защите информации.

4.10. Рабочая группа по противодействию коррупции:

Ежегодно, на первом заседании, определяет основные направления в области противодействия коррупции и разрабатывает план мероприятий по борьбе с коррупционными проявлениями;

Контролирует деятельность администрации МДОАУ д/с № 25 в области противодействия коррупции;

Осуществляет противодействие коррупции в пределах своих полномочий:

Реализует меры, направленные на профилактику коррупции;

Вырабатывает механизмы защиты от проникновения коррупции в МДОАУ д/с № 25;

Осуществляет антикоррупционную пропаганду и воспитание всех участников образовательного процесса;

Осуществляет анализ обращений работников детского сада, их родителей (законных представителей) о фактах коррупционных проявлений должностными лицами;

Проводит проверки локальных актов МДОАУ д/с № 25 на соответствие действующему законодательству; проверяет выполнение работниками своих должностных обязанностей;

Разрабатывает на основании проведенных проверок рекомендации, направленные на улучшение антикоррупционной деятельности в детском саду;

Организует работы по устранению негативных последствий коррупционных проявлений;

Выявляет причины коррупции, разрабатывает и направляет заведующему МДОАУ д/с № 25 рекомендации по устранению причин коррупции;

Взаимодействует с органами самоуправления, муниципальными и общественными комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;

Взаимодействует с правоохранительными органами по реализации мер, направленных на предупреждение (профилактику) коррупции и на выявление субъектов коррупционных правонарушений.

4.11. В компетенцию Рабочей группы по противодействию коррупции не входит координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участие в осуществлении прокурорского надзора, оперативно-розыскной и следственной работы правоохранительных органов.

4.12. рабочая группа:

Разрабатывают проекты локальных актов по вопросам противодействия коррупции;

Осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий:

Принимают заявления работников детского сада, родителей (законных представителей) воспитанников о фактах коррупционных проявлений должностными лицами;

Осуществляет антикоррупционную пропаганду и воспитание всех участников образовательного процесса.

5. Ответственность физических и юридических лиц за коррупционные правонарушения

5.1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.2. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

5.3. В случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5.4. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Предварительный просмотр:

Положение о комиссии по противодействию коррупции в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении детском саду № 25 «Сказочный» городского округа города Райчихинска Амурской области (далее МДОАУ д/с № 25).

I. Общие положения

1. Комиссия по противодействию коррупции в МДОАУ д/с № 25 (далее – комиссия) является совещательным органом по вопросам противодействия коррупции в дошкольном образовательном учреждении.

2. В своей деятельности Комиссия руководствуется федеральным законодательством, законодательством Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3. Положение о Комиссии и его состав утверждаются руководителем дошкольного учреждения.

II. Основные задачи Комиссии

2.1. Основными задачами Комиссии являются:

Рассмотрение вопросов и подготовка предложений по реализации в МДОАУ д/с № 25 политики в области противодействия коррупции и повышению ее эффективности;

Разработка мероприятий по противодействию коррупции и осуществлению контроля за их реализацией;

Рассмотрение предложений субъектов противодействия коррупции и разработка мероприятий по их реализации;

Подготовка предложений по формированию системы антикоррупционной пропаганды и развитию общественного контроля за реализацией политики в области противодействия коррупции.

III. Полномочия Комиссии

3.1. Комиссия имеет право:

Запрашивать и получать в установленном порядке от органов местного самоуправления и организаций информацию в пределах своей компетенции;

Приглашать на свои заседания руководителей и должностных лиц органов местного самоуправления и иных органов и организаций;

Создавать экспертные группы по вопросам противодействия коррупции и выработке мер по устранению условий для возникновения коррупции, с привлечением в них в установленном порядке специалистов;

Представлять начальнику управления образования администрации города Райчихинска информацию о состоянии и эффективности реализации антикоррупционных мер в МДОАУ д/с № 25;

Вносить в органы местного самоуправления предложения по устранению предпосылок для коррупционных проявлений.

IV. Порядок формирования и деятельности Комиссии

4.1 Комиссия формируется в составе председателя Комиссии и членов комиссии.

4.2. Председателем Комиссии является заведующая детским садом.

4.3. Комиссия формируется из числа работников МДОАУ д/с № 25 и родительской общественности.

4.4.Число представителей общественности должно составлять не менее одной трети состава Комиссии.

4.5. Члены Комиссии принимают участие в его работе на общественных началах и обладают равными правами при принятии решений.

4.6.. Работой Комиссии руководит председатель Комиссии.

4.7.. Заседания Комиссии проводятся не реже одного раза в квартал.

4.8.Повестку дня и порядок рассмотрения вопросов на заседаниях Комиссии определяет председатель Комиссии по представлению секретаря Комиссии.

4.9.Заседания Комиссии ведет председатель Комиссии.

4.10. Работа Комиссии строится на основе годового плана, утверждаемого председателем Комиссии.

4.11. Заседание Комиссии является правомочным в случае присутствия на нем не менее двух третей общего числа его членов.

4.12.. Присутствие на заседаниях Комиссии членов Комиссии обязательно.

4.13.Делегирование членом Комиссии своих полномочий в совете иным лицам не допускается.

4.14. Решения Комиссии принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов Комиссии и оформляются протоколом заседания.

4.15.Протокол заседания подписывается секретарем Комиссии и утверждается председателем Комиссии.

4.16. Для участия в работе Комиссии могут быть приглашены с правом совещательного голоса представители правоохранительных и судебных органов, территориальных органов исполнительной власти по городу Райчихинску.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

5.Проведение анализа и корректировки должностных обязанностей сотрудников детского сада, исполнение которых в наибольшей степени подвержено риску коррупционных проявлений

Март

Заведующий ДОУ

6.Организация проверки достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на работу в детский сад

постоянно

Заведующий ДОУ

7.Оборудование стенда

  • по нормативным документам
  • « Наши успехи»;
  • «Это важно знать!»

постоянно

8.Организация и проведение в Международный день борьбы с коррупцией мероприятий, направленных на формирование нетерпимости в обществе к коррупционному поведению

Ежегодно

Воспитатели групп, муз. руководитель, инструктор по ФК

9.Изготовление и распространение памяток для родителей («Если у Вас требуют взятку», «Это важно знать!».) (по вопросам противодействия коррупции).

декабрь

Заведующий ДОУ,

Заместитель заведующего по В и МР

10.Проведение выставки рисунков «Я и мои права» по мотивам сказок народов мира

Декабрь

Воспитатели групп

11.Ежегодный анализ причин и условий, способствующих совершению коррупционных правонарушений

Январь

12.Организация и проведение инвентаризации муниципального имущества по анализу эффективности использования.

Ноябрь-декабрь

Комиссия по инвентаризации

13.Проведение внутреннего контроля:

  • организация и проведения занятий,
  • расходование денежных средств;
  • организация питания воспитанников;
  • соблюдением прав всех участников образовательного процесса;
  • работы по обращениям родителей (законных представителей) воспитанников.

постоянно

Заведующий ДОУ, заместитель заведующего по В и МР,

Заведующий хозяйством

14.Проведение мониторинга деятельности детского сада по противодействию коррупции, в том числе в части пресечения фактов незаконного привлечения денежных средств

По отдельному графику

Заведующий ДОУ, заместитель заведующего по В и МР

15.Разработка анкет (вопросников) по антикоррупционной тематики для проведения анкетирования

Ежегодно

заместитель заведующего по В и МР

  1. Антикоррупционное образование и антикоррупционная пропаганда

1.Консультирование сотрудников детского сада по правовым вопросам и вопросам применения антикоррупционного законодательства

По необходимости

Юристы управления образованием, Заведующий ДОУ

2.Использование методических и учебных пособий по организации антикоррупционного образования воспитанников и его внедрение в практику работы в детском саду

В течение учебного года

Заместитель заведующего по В и МР

3. Участие педагогических работников детского сада в конкурсе методических разработок по использованию научно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию в образовательной практике (внутри детского сада)

В течение года

Заведующий ДОУ, заместитель заведующего по В и МР

4.Организация открытых занятий, методических мероприятий, семинаров по использованию научно-методических пособий по антикоррупционному воспитанию в образовательной практике

В течение года

Заведующий ДОУ, заместитель заведующего по В и МР

  1. Взаимодействие МДОАУ д/с № 25 и

родителей (законных представителей) воспитанников

1.Информирование родителей (законных представителей) о правилах приема в МДОАУ д/с № 25

Постоянно

Заведующий ДОУ

2.Проведение ежегодного опроса родителей воспитанников МДОАУ д/с № 25 с целью определения степени их удовлетворенности работой детского сада

Март

Педагог – психолог

(при наличии)

3.Создание, поддержка и совершенствование Интернет-сайта, раскрывающего информацию о деятельности детского сада

Постоянно

Заведующий ДОУ, педагогический коллектив, ответственные за ведение сайта

3.Обеспечение функционирования в детском саду телефонов «Доверия», Интернет-сайта позволяющих участникам воспитательно-образовательного процесса сообщить об известных им фактах коррупции, причинах и условиях, способствующих их совершению

Постоянно

4.Публикация и размещение на Интернет-сайте, стендах ежегодных отчетов о реализации мер антикоррупционной политики

Постоянно

Заведующий ДОУ, педагогический коллектив

5.Обеспечение выполнения детским садом административных регламентов предоставления муниципальных услуг

Постоянно

Заведующий, педагогический коллектив

6.Размещение на сайте МДОАУ д/с № 25 ежегодного публичного отчета руководителя об образовательной, отчета финансово-хозяйственной деятельности

Май

Заведующий,

ответственные за подготовку

7.Обеспечение функционирования сайта МДОАУ д/с № 25, в соответствии с Федеральным законом от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» для размещения на нем информации о деятельности детского сада, правил приема в детский сад, публичного доклада руководителя, информации предусмотренной Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", информации об осуществлении мер по противодействию коррупции

В течение года

Заведующий

8.Организация работы по обращению родителей (законных представителей) воспитанников по вопросам, возникающим в ходе образовательного процесса

В течение года

Заведующий

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Что такое коррупция и как с ней бороться

Вопрос противодействия коррупции - один из вечных вопросов организации государства. Данная статья призвана дать прямые рекомендации: как оградить себя от проявлений коррупции, не стать преступником, победить коррупционные проявления в частной и профессиональной сфере.

Как ни активна роль государства в принятии мер по противодействию коррупции, оно не сможет обойтись без помощи граждан в этой борьбе. В обществе всегда есть граждане, которые уважительно относятся к закону и действующему правопорядку, избегают коррупции и стремятся соблюдать все предписанные нормы закона.

Каждый россиянин может и обязан жить и работать, руководствуясь законом. Во избежание коррупционных явлений необходимо твердо знать свои права, уметь защищать их, иметь твердую моральную позицию, отрицающую использование коррупционных методов в частной, общественной и профессиональной жизни.

Что такое коррупция?

Важно ясно понимать суть этого явления и уметь отличать его от других правонарушений. Коррупция может затрагивать все наше общество в целом, ее проявления могут быть различны и многообразны.

Но как тогда определить, что является коррупцией, а что нет? На сегодняшний день существует четкое определение понятия "коррупция", установленное законом.

Определение понятия "коррупция" приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Коррупцией считается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Если человек принимает участие в незаконном использовании своего или чьего-либо должностного положения с целью получения материальной или нематериальной выгоды - он становится частью коррупционной системы.

К сожалению, для большой группы людей дача мелких взяток для решения бытовых вопросов не противоречит собственному мировоззрению, нравственным ограничениям. Поэтому трудно найти людей, никогда не дававших мелких взяток. Устоялось мнение о том, что тот, кто предлагает взятку или дает ее - ничего не нарушает, и, напротив, во всем виноваты те, кому взятки дают.

К коррупционным деяниям относятся следующие преступления: злоупотребление служебным положением (статьи 285 и 286 Уголовного кодекса Российской Федерации), дача взятки (статья 291 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), а также иные деяния, попадающие под понятие "коррупция", указанное выше.

Можно искать виновных в коррупции вокруг, можно разводить руками, демонстрируя беспомощность перед этой машиной зла, оправдывать свое неблаговидное поведение вынужденными обстоятельствами. Однако коррупция - это в первую очередь система, и, если Вы лично когда-либо давали или брали взятку, превышали свои полномочия ради собственной выгоды - Вы тоже часть этой системы и персонально ответственны за развитие ее преступной деятельности.

В коррупционном процессе всегда участвуют две стороны: взяткодатель и взяткополучатель.

Взяткодатель - это, во многих случаях, первоисточник коррупции. Согласитесь, если бы не было тех, кто желает получить определенные преференции или блага путем дачи взятки, вряд ли появились бы те, кто эти взятки принимает. Здесь работают законы экономической теории: при наличии устойчивого спроса формируется предложение.

Взяткодателем является человек, который предоставляет взяткополучателю некую выгоду в обмен на возможность пользоваться полномочиями этого лица в своих целях. Выгодой могут быть деньги, материальные ценности, услуги, льготы и прочее. При этом обязательным условием является наличие у взяткополучателя распорядительных или административных функций.

Взяткополучателем может быть должностное лицо, сотрудник частной фирмы, государственный и муниципальный служащий, который "продает" свои полномочия заинтересованным людям. От него могут ожидать исполнения, а также неисполнения его обязанностей, передачи информации и т.д. При этом он может выполнять требования самостоятельно либо способствовать выполнению требования другими лицами, используя свое положение, влияние и власть.

Формы коррупции

Основным коррупционным деянием является взятка. Взятка - это не только деньги, но и другие материальные и нематериальные ценности. Услуги, льготы, социальные выгоды - так называемый "блат", - полученные за осуществление или неосуществление должностным лицом своих полномочий, также относятся к взяткам.

Еще раз обращаем внимание на то, что взяткой признается передача и получение материальных ценностей как за общее покровительство, так и за попустительство по службе. К общему покровительству по службе могут быть отнесены, в частности, действия, связанные с незаслуженным поощрением, внеочередным необоснованным повышением в должности, совершением других действий, не вызываемых необходимостью. К попустительству по службе следует относить, например, непринятие должностным лицом мер за упущения или нарушения в служебной деятельности взяткодателя или представляемых им лиц, недобросовестное реагирование на его неправомерные действия.

Злоупотребление полномочиями - это использование коррупционером своего служебного положения вопреки интересам службы (организации) либо явно выходящие за пределы его полномочий, если такие действия (бездействие) совершены им из корыстной или иной личной заинтересованности и влекут существенное нарушение прав и законных интересов общества.

Должностное лицо или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, в таких случаях действует в пределах своих полномочий по формальным основаниям либо выходит за пределы имеющихся у него полномочий. Это часто происходит вопреки интересам службы и организации.

Схожим по своим признакам с составом таких преступлений, как дача взятки и получение взятки, является коммерческий подкуп, который также включен в понятие "коррупция".

Различие этих преступлений заключается в том, что при коммерческом подкупе получение материальных ценностей, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (оказывающего), осуществляется лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Так же, как и за взяточничество, за коммерческий подкуп Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность как лица подкупаемого, так и лица подкупающего.

Однако, в отличие от взятки, уголовной ответственности подлежит только тот коммерческий подкуп, который совершен по договоренности, вне зависимости от того, когда была осуществлена передача подкупа.

Взятка и подарок . Важное разъяснение: существует отличие взятки-вознаграждения от подарка. Если у Вас есть знакомый - должностное лицо и Вы хотите сделать ему подарок, то Вы должны знать, что служащему органа власти и управления в связи с исполнением им должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц: подарки, денежные выплаты, ссуды, любые услуги имущественного характера, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и т.д. Подарки, полученные служащими в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью или собственностью субъекта Российской Федерации и должны передаваться гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он служит. Тем не менее, статьей 575 Гражданского кодекса Российской Федерации позволено преподносить государственным и муниципальным служащим подарки стоимостью не выше трех тысяч рублей.

Как себя вести?

Попробуем разобраться, что же может сделать гражданин самостоятельно для того, чтобы не попасть в сети коррупционеров, не стать участником преступления.

Перед тем как обратиться в государственные, муниципальные органы и учреждения либо в коммерческие или иные организации, мы рекомендуем изучить нормативную базу, на основе которой действует тот или иной орган, учреждение, организация. Ведь именно знание законов поможет понять, когда должностное лицо начинает злоупотреблять своим положением либо вымогать взятку за действия, которые он и так должен выполнить в силу своих должностных обязанностей.

Проще это сделать в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Для того чтобы информационная прозрачность деятельности государственной власти могла помочь простым гражданам самостоятельно бороться с коррупцией, все органы государственной и муниципальной власти обязаны размещать на своих официальных сайтах в Интернете нормативные акты, регламентирующие их деятельность. Поэтому перед обращением в тот или иной орган государственной или муниципальной власти мы рекомендуем изучить информацию о деятельности данного органа, имеющуюся, например, на сайте в Интернете.

Обобщенная информация по многим государственным услугам представлена на сайте www.gosuslugi.ru.

С коммерческими и иными организациями дело обстоит сложнее. Законодатель в отношении данных организаций не может принять аналогичные меры по информационной прозрачности, которые он принял в отношении государственных и муниципальных органов и учреждений. Однако не стоит считать, что деятельность коммерческих и иных организаций ничем не регулируется.

Указанные организации должны подчиняться законам, которые регламентируют ту сферу деятельности, в которой действует данная организация. Так, например, если Вы хотите обратиться в организацию, оказывающую медицинские услуги, Вам, кроме Закона "О защите прав потребителей", необходимо знать, какие медицинские услуги Вам обязаны предоставить бесплатно в рамках имеющегося у Вас полиса обязательного медицинского страхования, а также при наличии полиса добровольного медицинского страхования. Кроме того, целесообразно ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют порядок оказания медицинских услуг.

Если Вы устраиваетесь на работу, то Вам необходимо изучить те разделы Трудового кодекса Российской Федерации, которые касаются прав и обязанностей работника и работодателя.

Кроме изучения актов, регламентирующих деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, а также коммерческих и иных организаций, необходимо себя психологически подготовить к такому общению. Сейчас существует достаточное количество литературы о приемах ведения переговоров. Необходимо помнить, что главное в любых переговорах - это уверенность в собственной позиции, которую может дать только Ваша компетентность. Именно она заставит лицо, наделенное полномочиями, лишний раз задуматься, стоит ли в отношении конкретно Вас злоупотреблять имеющейся властью или вымогать у Вас взятку.

Возможно, будет не лишним предпринять некоторые дополнительные меры. Можно проконсультироваться с юристом, что позволит Вам увереннее чувствовать себя в разговоре. Вы можете взять с собой диктофон и записать ваш разговор. Данную запись можно будет предъявить вышестоящей организации или компетентным органам, если Вы посчитаете, что действия чиновника нарушили Ваши законные права и интересы.

По возможности, оформляйте обращение в письменной форме и сдавайте его в канцелярию того органа, в который Вы обращаетесь. Если Вы обращаетесь в государственный или муниципальный орган, то, в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", ответ вам обязаны дать в течение 30 дней с момента Вашего обращения.

Что делать, если у вас вымогают взятку:

1. Отказать в даче взятки.

2. В случае вымогательства взятки или отсутствия возможности отказать в даче взятки (например, при угрозе жизни и здоровью) - об этом необходимо сообщить в правоохранительные органы, но при этом следует соблюдать следующие рекомендации в общении с вымогателем взятки:

Вести себя крайне осторожно, вежливо, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться вымогателем как готовность дать взятку;

Внимательно выслушать и точно запомнить поставленные вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки и т.д.);

Постараться отложить вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы;

Не брать инициативу в разговоре на себя, позволить "взяточнику" выговориться, сообщить Вам как можно больше информации;

Незамедлительно обратиться в правоохранительные органы.

Куда обращаться?

Возможны следующие варианты действий:

Обжалование незаконных действий в рамках действующих административных процедур - подача жалобы непосредственному начальству или жалобы в вышестоящие инстанции.

Жалоба в контролирующие органы (в рамках потребительских отношений это могут быть территориальные учреждения Роспотребнадзора, Федеральной антимонопольной службы; в рамках отношений с организациями жилищно-коммунального хозяйства - жилищные комитеты и жилищные инспекции) или прокуратуру. Будьте внимательны: обвинения не должны быть голословными, жалоба должна содержать конкретные сведения и факты.

Вы также должны сообщить о факте вымогательства в правоохранительные органы или в управления собственной безопасности, которые, например, есть при Министерстве внутренних дел (МВД России) и Федеральной службе безопасности (ФСБ России). Устные сообщения и письменные заявления о преступлениях принимаются в правоохранительных органах круглосуточно, независимо от места и времени совершения преступления.

Вы можете обратиться в приемную прокуратуры, в дежурную часть органа МВД России, ФСБ России, таможенного органа или органа наркоконтроля. Вас обязаны выслушать и принять сообщение в устной или письменной форме. При этом Вам следует узнать фамилию, должность и рабочий телефон сотрудника, принявшего сообщение.

Обращаем Ваше внимание, что если Вы выполните требования вымогателя и не заявите о факте дачи взятки в компетентные органы, то будете привлечены к уголовной ответственности при выявлении правоохранительными органами факта взятки.

Предложенные рекомендации, к сожалению, не могут считаться универсальными, исчерпывающими и единственно верными. В каждой конкретной ситуации Вам придется самостоятельно решать, какие методы и в какой мере применять для достижения наилучшего результата в общении с должностными лицами. Приведенные выше рекомендации - это основные направления для укрепления и защиты позиции граждан, не желающих мириться с коррупцией в своей повседневной жизни.

Информация по привлечению и расходованию благотворительных средств образовательными учреждениями.

Не секрет, что многие образовательные учреждения в настоящее время находятся в затруднительном финансовом положении: средств, выделяемых учредителем, зачастую не достаточно на развитие учреждений.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным Законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», в целях упорядочения процедуры привлечения добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц образовательными учреждениями, установления надлежащего контроля за их целевым использованием, исключения коррупционной составляющей в действиях руководителей образовательных учреждений разработана Памятка, в которой даются разъяснения по порядку привлечения благотворительных средств.

ПАМЯТКА

Добровольными пожертвованиями физических и (или) юридических лиц образовательным учреждениям являются добровольные взносы родителей, спонсорская помощь организаций, учреждений, предприятий, любая добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Добровольные пожертвования физических и (или) юридических лиц привлекаются образовательными учреждениями края в целях восполнения недостающих учреждению бюджетных средств для выполнения уставной деятельности.

Добровольные пожертвования могут привлекаться образовательным учреждением как от родителей детей, обучающихся (воспитанников) в данном образовательном учреждении, так и от других физических и юридических лиц, изъявивших желание осуществить благотворительную помощь. При этом осуществляться она должна в соответствии с заключенными на основании законодательства Российской Федерации договорами «О благотворительной деятельности».

Администрация образовательного учреждения в лице уполномоченных работников (директора, заведующего, его заместителей, педагогических работников и других) вправе обратиться за оказанием спонсорской помощи образовательному учреждению как в устной (на родительском собрании, в частной беседе), так и в письменной (в виде объявления, письма) форме.

Пожертвования физических или юридических лиц могут привлекаться образовательным учреждением только на добровольной основе. Отказ в оказании спонсорской помощи или внесении добровольных пожертвований не может сопровождаться какими-либо последствиями для детей.

Не допускается принуждение граждан и юридических лиц в каких-либо формах, в частности путем:

  • внесения записей в дневники, тетради обучающихся, воспитанников, в том числе находящихся в родственных, семейных и приятельских отношениях с жертвователями о необходимости внесения денежных средств и (или) товаров и материалов;
  • принятия решений родительских собраний, обязывающих внесение денежных средств;
  • занижения оценок обучающимся, воспитанникам в случае неоказания их родителями (законными представителями) помощи в виде денежных средств и т.д.

При обращении за оказанием помощи образовательное учреждение обязано проинформировать физическое или юридическое лицо о целях привлечения помощи (осуществление текущего ремонта, укрепление материальной базы, проведение мероприятий по укреплению здоровья детей и т.д.).

Спонсорская или благотворительная помощь может выражаться в добровольном безвозмездном личном труде родителей по ремонту помещений образовательного учреждения, оказании помощи в проведении мероприятий и т.д.

Расходование привлеченных средств образовательным учреждением должно производиться в соответствии с целевым назначением взноса.

Использование привлеченных средств должно осуществляться на основе сметы расходов, трудового соглашения и актов выполненных работ.

/Прием средств - производится на основании письменного заявления благотворителя на имя руководителя образовательного учреждения и договора пожертвования, заключаемого в установленном порядке, в котором должны быть отражены:

  • сумма взноса;
  • конкретная цель использования средств;

Реквизиты благотворителя;

Дата внесения средств.

Добровольные пожертвования могут быть переданы учреждению в наличной форме, по безналичному расчету, в натуральном виде, в форме передачи объектов интеллектуальной собственности, с обязательным отражением в учетных регистрах.

Передача денег в наличной форме осуществляется в соответствии с письменным заявлением лица, передающего средства. При передаче денежных взносов по безналичному расчету в платежном документе должно быть указано целевое назначение взноса.

Добровольные пожертвования предприятий, организаций и учреждений, денежная помощь родителей вносятся через учреждения банков, бухгалтерию учреждения, централизованную бухгалтерию органа управления образованием, и должны учитываться на текущем счете по специальным средствам с указанием целевого назначения взноса.

Общественные органы, органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией могут осуществлять контроль за переданными учреждению средствами. Администрация учреждения обязана представить отчет об использовании добровольных пожертвований по требованию органа общественного самоуправления.

При привлечении добровольных взносов родителей на ремонт образовательного учреждения и другие расходы, связанные с деятельностью учреждения, администрация обязана представлять письменные отчеты об использовании средств, выполнении работ совету учреждения или другому общественному органу для рассмотрения на родительских собраниях, конференциях и т.д.

Данная информация в обязательном порядке должна размещаться на официальном сайте образовательного учреждения.

Не допускается использование добровольных пожертвований образовательным учреждением на цели, не соответствующие уставной деятельности и не в соответствии с пожеланием лица, совершившего пожертвование.

Ответственность за целевое использование добровольных пожертвований несет руководитель образовательного учреждения.

Орган управления образованием несет ответственность за осуществление контроля за работой по использованию подведомственными учреждениями добровольных пожертвований в соответствии с Положением (Порядком), принятым образовательными учреждениями.

Аннотация: В данной статье рассматривается одна из актуальных проблем России – коррупция в сфере образования. Приведены основные причины, которые порождают коррупцию в образовательной сфере. Также, в данной статье будет детально рассмотрено понятие «коррупция». Внимание будет уделено существующим специальным механизмам, которые способствуют предотвращению коррупции в сфере образования.

Ключевые слова: антикоррупционная политика, взяточничество, должностное лицо, коррупция, мошенничество, образование, образовательные учреждения, этика образования.

В Российской Федерации со стороны органов государственной власти наблюдается активное реформирование сферы образования. В статье 43 Конституции РФ говорится о том, что каждый гражданин России имеет право на получение образования. В настоящее время коррупция в образовательной сфере достигла своего апогея, поэтому данная проблема не может оставаться в стороне. Нужно отметить то, что коррупция процветает как в высших учебных заведениях, так и в школах, дошкольных учреждениях. В современном понимании, коррупция означает преступную деятельность, которая заключается в использовании своих должностных полномочий с целью личного обогащения. Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что коррупция нарушает основные конституционные права человека. Данное явление дискриминирует российских граждан, получающих образование, по уровню жизни и социальному статусу. Коррупция в сфере образования делится на две ступени. Первичная ступень проявляется при непосредственном процессе обучения. Сюда относят приём в учебные заведения, вступительные испытания, промежуточные, выпускные экзамены. С системой лицензирования, аккредитации образовательных учреждений связана вторичная ступень коррупции. С помощью организационных и правовых инструментов ведётся антикоррупционная политика в сфере образования. Однако осложнение борьбы с коррупцией в данной сфере связано с тем, что большинство россиян считают это явление нормой жизни. Изучив статистику коррупционных преступлений в сфере образования, мы пришли к выводу о том, что самым коррумпированным образовательным учреждением является школа (43% от общего количества фактов взяточничества), второе место занимают высшие учебные заведения (37%), третье место – учреждения среднего профессионального образования, техникумы (11%), дошкольные учреждения заняли четвёртое место (9%).

В Федеральном законе от 25.12.2008 г. N278-ФЗ «О противодействии коррупции» трактуется следующее определение: ««Коррупция − злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Коррупция в сфере образования может проявляться в различных формах. Основными формами являются незаконное расходование бюджетных средств, получение взятки при лицензировании и аккредитации образовательных организаций, нарушение правил проведения и проверки Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), нелегальное получение документов об образовании, незаконное зачисление в образовательные организации, вымогательство взятки преподавателями, подстрекательство к взятке студентами и др.

Проблема коррумпированности сферы образования обуславливается рядом причин. Существуют экономические причины, которые порождают коррупцию. В первую очередь сюда следует отнести низкий уровень заработной платы преподавателей образовательных организаций. Но следует отметить, что в связи с реформированием в сфере образования данная ситуация значительно улучшается. Во-вторых, к таким причинам относят систему финансирования сферы образования. Главной социальной причиной процветания коррупции в данной сфере выступает этика образования. Она понимает под собой основные правила и принципы взаимоотношений, которые складываются в образовательном сообществе в целом, а также в отдельно взятом учебном заведении, преподавательском коллективе, в отношениях между студентами и преподавателями. Важной причиной коррупции являются недостатки в правовой сфере. Например, в статье 290 Уголовного Кодекса РФ субъектом преступления выступает должностное лицо. Согласно примечанию к статье 285 Уголовного Кодекса РФ «должностное лицо» - это лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации». Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что лица, получившие взятку, привлекаются к уголовной ответственности в том случае, если они являются должностными лицами, а преподаватели, учителя таковыми не являются.

В наше время создаются специальные механизмы, принимаются различные меры для проведения антикоррупционной деятельности в области образования. Сюда можно отнести разработку единой государственной политики по противодействию коррупции в образовательной сфере. Также, следует отметить, что создаётся эффективный контроль над системой образования. Происходит явное разграничение полномочий между органами государственной власти и органами, которые осуществляют лицензирование, государственную аккредитацию образовательных организаций. Важным механизмом является чёткое определение бесплатных услуг в сфере образования, которые гарантируются государством. У граждан РФ должно быть сформировано представление о том, какие образовательные услуги являются бесплатными, а какие осуществляются на платной основе. Только при непосредственном участии граждан можно осуществлять антикоррупционную политику в сфере образования. Органы государственной власти должны вырабатывать у граждан РФ «антикоррупционный иммунитет». Попечительские, управляющие, наблюдательные советы на уровне образовательной организации должны руководствоваться принципом открытости управления и функционирования. Важно отметить то, что компетенция данных органов состоит не только в решении стратегических, но ещё и финансовых вопросов. Противодействию коррупции будет способствовать публичная отчётность в образовательной сфере. Необходимо расширять участие институтов гражданского общества в принятие правовых решений в области образования. Уровень коррупции может быть значительно снижен за счёт повышения престижа педагогической деятельности. А также за счёт увеличения заработных плат работникам в образовательной сфере, так как вследствие этого взяточничество станет экономически невыгодным.

Исходя из всего вышесказанного, можно составить характеристику системы образования, которая будет свободна от коррупции. При такой системе должен быть обеспечен равный доступ к получению образования; распределение учебных программ и материалов, проведение аккредитации и лицензирование учебных заведений, получение образовательных услуг и товаров должны происходить честно. А также граждане, осуществляющие преподавательскую деятельность, должны поддерживать систему профессиональных стандартов.

Таким образом, мы пришли к выводу о том, что проблема коррупции в сфере образования является действительно актуальной в Российской Федерации. Мы выяснили, что коррупция в сфере образования делится на две ступени и проявляется в различных формах. Также, выявили ряд причин, которые порождают коррупцию в данной сфере. В России образование провозглашается приоритетным направлением национальной политики. Именно поэтому остро стоит вопрос об обеспечении антикоррупционной безопасности образовательной сферы. Данный вид безопасности осуществляется путём создания определённых правовых механизмов по борьбе с коррупцией, а также усовершенствования законодательства в данной сфере.

Список литературы

1. Волынская Ю.Ю., Волынский Ю.Р. Экстремизм и коррупция - угроза общественной безопасности // Современные тренды в профессиональном образовании и развитии государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации. – 2017. – №1. – С. 13-17.

2. Герасимов К.Б., Просвиркин Н.Ю. Использование статистического инструментария для решения проблем управления вузами Самарской области // Риск: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. – 2016. – С. 208-212.

3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учётом поправок, вынесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 №6-ФКЗ, от 30.12. 2008 №7-ФКЗ, от 5.02.2014.№2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. №15. Ст. 1691.

4. Лекасова А.С., Волкова Н.А. Должностные преступления: содержание и ответсвенность // Вестник молодых учёных Самарского государственного экономического университета. – 2017. –№1. – С. 179-183.

5. Логунова О.А, Логунова Е.Г. Проблема коррупции в сфере образования: опыт социологического опроса // Дискуссия. – 2016. – №5. – С. 69-74.

6. Милова И.Е., Абалымова А.А. Юридический смысл провокации взятки в свете противодействия коррупции в России // Современные технологии в мировом научном пространстве. – 2016. – №4. – С. 123-127.

7. Полукаров А.В. Правовая и организационная обеспеченность противодействия коррупции в социальной сфере // Вестник юридического института МИИТ. – 2017. – №3. – С. 101-105.

8. Салюк А.А., Матненко М.А. Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права. – 2016. – №2. – С. 11-14.

9. Симанович Л.Н. Условия совершения коррупционных преступлений в системе высшего профессионального образования и меры по их профилактике. Внедрение антикоррупционного законодательства в РФ // Образование. Наука. Научные кадры – 2017. – №5. – С. 30-32.

1

В настоящее время особенно актуальным в России становится вопрос об антикоррупционном воспитании и образовании молодежи. В статье раскрывается понятие профилактики коррупции в России, дается анализ Конвенции ООН против коррупции и Национального плана противодействия коррупции в России в вопросе участия и информирования общества через средства публичного образования, включая учебные программы в школах и университетах. Одной из основных профилактических мер является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению через просвещение, а также необходимость привлечения гражданского общества к противодействию коррупции. Исследование акцентирует внимание на том факте, что антикоррупционное образование находит свое отражение в основном только в профильных учебных программах, тем самым указывая на необходимость единой учебной программы для всех обучающихся независимо от специальности и направлении подготовки.

коррупция

антикоррупционное образование

профилактика коррупции

противодействие коррупции

1. Антикоррупционное воспитание и образование в высшей школе. Волосова Н.Ю., Журкина О.В., Педагогический журнал. - 2014. - № 6. - С. 54–63

2. Индекс восприятия коррупции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.transparency.org.ru/indeks-vospriiatiia-korruptcii/blog (дата обращения 3.09.15).

3. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи 31 октября 2003 года // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 10.08.15)

4. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы: Указ Президента РФ от 11.04.2014 № 226 // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 15. – Ст. 1729.

5. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.12.2008) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (ч. 1). – Ст. 1729

6. Отчет о выполнении контракта по проведению опроса общественного мнения в рамках реализации муниципальной долгосрочной программы «Противодействие коррупции в г. Каменске-Шахтинском на 2011–2013 гг.» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lib.znate.ru/docs/index-56318.html (дата обращения: 10.08.15)

7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm464-1.pdf

8. Шишкарёв С.Н., Правовой порядок Российской Федерации и законодательное обеспечение борьбы с коррупцией: монография. Издательство: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008 г.

В настоящее время наиболее негативным явлением, парализующим экономическую, политическую и социальные сферы общества, является коррупция, которая разрушает любое государство изнутри. Россия не является исключением. Так, согласно данным Международного движения Transparency International Россия заняла 136-е место в Индексе восприятия коррупции (ИВК) за 2014 г., поделив его с Нигерией, Ливаном, Кыргызстаном, Ираном и Камеруном . Тем самым актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью антикоррупционного просвещения в целом и в частности антикоррупционного образования в высших образовательных учреждениях в России.

Результаты и обсуждение

Анализ данных с пугающей убедительностью показывает, что на сегодняшний день коррупцией поражены многие социальные институты, в том числе институты социализации подрастающего поколения. Молодые люди, вступающие во взрослую жизнь, с самого начала сталкиваются с проявлением коррупционной деятельности, привыкают с ее помощью решать свои проблемы и преодолевать препятствия, что в итоге приводит к тому, что это становится естественной частью социальной среды. Законом отбора в такой среде становится тот факт, что молодые люди при помощи коррупции легче достигают тактических успехов и принимают их за стратегические. В конечном итоге социальная группа, из которой будут пополняться политические, экономические, военные, культурные и иные элиты, становится ядром коррупционных действий, укореняя и умножая ее негативные последствия .

Заложенные действующим антикоррупционным законодательством установки государственной антикоррупционной политики ориентируют на осуществление обществом и государством предупредительных мер, направленных как против причин возникновения и роста коррупции, так и против способствующих этому условий. В этом смысле правовой порядок в данной сфере в целом имеет профилактическую направленность и ориентирован на искоренение причин коррупции, но не ее следствий .

Такой профилактический подход к преступности всегда расценивался как стратегически более эффективный в борьбе с ней, т.е. сам термин «профилактика» не является отказом от борьбы с коррупцией, но, наш взгляд, отражает более гибкие ее формы и методы. По содержанию профилактика есть не что иное, как совокупность мер предупреждающего воздействия, цель которых заключается в недопущении появления новых форм коррупции, их количественного и качественного изменения.

В Федеральном законе о противодействии коррупции представлены основные меры по ее профилактике:

1) формирование у граждан России негативного отношения к коррупции;

2) экспертиза законопроектов и нормативных правовых актов на наличие коррупционного элемента;

3) наличие высоких требований к гражданам, претендующим на государственную или муниципальную должности, в том числе строгая проверка сведений, предоставляемых указанными гражданами;

4) освобождение от должности и (или) увольнение, а также возможность применения иных мер юридической ответственности в отношении лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, не предоставившего или предоставившего заведомо ложные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе, а также имуществе супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Законом предусматривается развитие контроля, как общественного, так и парламентского, за соблюдением законодательства в сфере противодействия коррупции.

Среди профилактических мер противодействия коррупции особое место занимает, на наш взгляд, формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению посредством антикоррупционного просвещения и образования граждан.

Конвенция ООН, ратифицированная Россией в 2006 г. против коррупции, предполагает участие общества в противодействии коррупции (ст. 13) . Каждое государство - участник Конвенции должно принимать меры для эффективного взаимодействия частного сектора: гражданского общества, неправительственных организаций, целью которых является непосредственно борьба с коррупцией.

В Конвенции прописано, что ее участники должны укреплять участие общественности в противодействии коррупции проведением различного рода мероприятий для населения, в том числе и информированием населения, которое могло бы способствовать созданию негативного отношения к коррупции. Также Конвенция призывает к осуществлению антикоррупционных образовательных программ как в школах, так и в университетах.

На сегодняшний день в России все чаще можно встретить общественные организации, занимающиеся просвещением антикоррупционного поведения как на федеральном, так и на региональном уровне. В начале 2014 г. Президент РФ утвердил Национальный план по противодействию коррупции на 2014-2015 гг. , в котором нашли свое отражение многочисленные мероприятия, в том числе и образовательные. Например, Министерство образования и науки РФ совместно с Министерством внутренних дел и Следственным комитетом должны обеспечить проведение ряда образовательных и просветительских мер по разъяснению тем взяточничества и ответственности за взяточничество в образовательных организациях высшего образования.

Национальный план обязывает Правительство РФ как орган исполнительной власти ежегодно проводить на базе ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» учебно-методические семинары для преподавателей, которые реализуют образовательные программы по антикоррупционной тематике. Также Правительство РФ должно обеспечить разработку и внедрение в образовательных организациях учебного цикла на тему «Противодействие коррупции» в структуре основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление»; типовых дополнительных профессиональных программ по вопросам противодействия коррупции.

Несмотря на сдвиги относительно профилактики коррупции, антикоррупционному образованию уделяется мало внимания, государство в лице уполномоченных органов нацелено на ужесточение мер наказания, на выработку стратегий по искоренению преступного поведения в той сфере, где коррупция достигла неимоверных масштабов. Многие не считают необходимым заботиться о профилактике, которую необходимо проводить в первую очередь посредством образовательных программ. Образовательные анктикоррупционные программы в рамках среднего общего образования и средне-специального образования разрабатываются и реализуются учителями, в том числе проводятся внеурочные занятия, посвященные теме коррупции, но этого, безусловно, мало. Есть потребность в разработке единой программы, которая бы охватывала не только школы и средне-специальные учебные заведения, но и вузы.

Например, антикоррупционное образование в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации в первую очередь реализуется по направлениям подготовки «Юриспруденция» и «Государственное и муниципальное управление». В Федеральном образовательном стандарте по направлению подготовки «Юриспруденция» предусматривается формирование навыков в антикоррупционной деятельности обучающихся. В частности, этим документом предусмотрено формирование компетенций в антикоррупционном поведении.

1. Профессиональные компетенции - выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12); принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).

2. Общекультурная компетенция - иметь нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону (ОК-6) .

Мы считаем, что должна быть единая антикоррупционная программа, которая нашла бы свое отражение в учебных планах вне зависимости от специальностей и профилей подготовки, так как антикоррупционное образование имеет целью формирование у обучающихся жесткого неприятия коррупционного поведения, повышения антикоррупционной грамотности независимо от того, какую профессию он получает.

Такого же мнения придерживаются Н.Ю. Волосова, О.В. Журкина, при этом они выделяют некоторые аспекты, которые должны быть учтены и раскрыты в антикоррупционной программе:

1) цели антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

2) задачи антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

3) средства и способы антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

4) оценка эффективности средств и способов антикоррупционного образования и воспитания в вузе;

5) совершенствование и развитие средств и способов антикоррупционного образования и воспитания в вузе .

Выводы

Обобщая вышеизложенное, хотелось бы сделать вывод о том, что целью антикоррупционного образования является формирование антикоррупционного мировоззрения, прочных нравственных основ личности, гражданской позиции и устойчивых навыков антикоррупционного поведения.

Формирование негативного отношения у граждан к коррупционному поведению посредством антикоррупционного образования должно стать главным ресурсом анктикоррупционной политики государства, рассчитанной на длительную перспективу.

Рецензенты:

Куликов С.Б., д.ф.н., заведующий кафедрой философии и социальных наук, декан факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск;

Сартакова Е.Е., д.п.н., профессор кафедры общей педагогики и психологии факультета общеуниверситетских дисциплин ФГБОУ ВПО «Томский государственный педагогический университет», г. Томск.

Библиографическая ссылка

Чойбсонова Ч.В. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ВУЗЕ КАК МЕРА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=22024 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»



error: Контент защищен !!