Иван калита князь добрый или подлый. Что сделал для Руси Иван Калита? Внутренняя и внешняя политика

Эссе по истории для всероссийских олимпиад

2013 год

1. «Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей,

не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления

могущества Московского княжества»

(Л.В. Черепнин).

Никогда не думала, что меня может задеть за живое идея, высказанная известным историком Л.В. Черепниным о том, что Иван Калита является своего рода «полицаем», предателем всего русского народа, ставленником монгольского хана Узбека. С одной стороны можно согласиться с данной точкой зрения, потому что в 1237году, когда монгольский хан Узбек решил создать на оккупированных Ордой русских землях марионеточное государство, то ему требовались люди, которые могли бы контролировать ситуацию на столь огромных пространствах. Они могли бы подавлять постоянные русские антимонгольские восстания, грозившие вылиться в изгнание захватчиков из Руси. И такие предатели, по мнению Черепнина Л.В. нашлись - их возглавил князь захолустного тогда города Москвы – Иван Калита. Он решил, опираясь на монгольские копья и луки, расширить свои владения ценой предательства русской освободительной борьбы. И получил за это от Узбека ярлык (полномочия наместника) и военную помощь. В обмен Иван Калита должен был подавлять все русские антимонгольские выступления, что и делал с изощренной жестокостью, как это и свойственно всем предателям своего народа. В 1960 году увидел свет капитальный труд Л. В. Черепнина , посвященный истории Руси в XIV – XV веках. Есть в нем и была дана характеристика личности Ивана Калиты. «Калиту не нужно идеализировать. (Вот уж чего не было, того не было! – Н. Б.) Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремленный». … «Этот князь (Калита) жестоко подавлял те стихийные народные движения, которые подрывали основы господства Орды над Русью... Жестоко расправляясь со своими противниками из числа других русских князей, не брезгуя для этого татарской помощью, Калита добился значительного усиления могущества Московского княжества».

Иван Калита, что можно сказать о человеке, носившем это имя и это прозвище? Первый московский правитель... Князь-скопидом, прозванный за прижимистость «денежным мешком»... Хитроумный и беспринципный лицемер, сумевший войти в доверие к хану Золотой Орды и наводивший во имя своих личных интересов татар на русские города... Вот, кажется, и все. Таков привычный образ Ивана Калиты. Но этот образ – не более чем миф, созданный на потребу простодушной любознательности. В источниках мы не найдем его безусловного подтверждения. Однако не найдем и полного его отрицания. Как это часто бывает, краткие исторические документы оставляют возможность для самых различных толкований. В таких случаях многое зависит от историка, от того, что он хочет увидеть, вглядываясь в туманное зеркало минувшего.

Хотя, действительно, есть тут некоторые парадоксы, которые заметил даже первый русский историк Н. М. Карамзин. «Сделалось чудо. Городок, едва известный до XIV века, возвысил главу и спас отечество». Древний летописец на этом и остановился бы, склоняя голову перед непостижимостью Божьего Промысла. Но Карамзин был человеком нового времени. Чудо как таковое его уже не устраивало. Он хотел найти ему рациональное объяснение. И потому он первым начал творить ученый миф о Калите.

Опираясь на источники, Карамзин определил князя Ивана теми словами, которые нашел для него один древнерусский автор – «Собиратель земли Русской». Однако этого было явно недостаточно, потому что все русские князья того времени как могли собирали землю и власть.

Тогда Карамзин предложил дополнительные пояснения. Калита был «хитрый». Этой хитростью он «снискал особенную милость Узбека и, вместе с нею, достоинство великого князя». С помощью той же «хитрости» Иван «усыпил ласками» бдительность хана и убедил его, во-первых, не посылать более на Русь своих баскаков, но передать сбор дани русским князьям, а во-вторых – закрыть глаза на присоединение многих новых территорий к области великого княжения Владимирского. Следуя заветам Калиты, его потомки постепенно «собрали Русь». В итоге могущество Москвы, позволившее ей в конце XV века обрести независимость от татар, есть «сила, воспитанная хитростью».

Другой классик отечественной историографии, С. М. Соловьев, в противоположность Карамзину был очень сдержан в характеристиках исторических деятелей вообще и Ивана Калиты в частности. Он лишь повторил найденное Карамзиным определение князя Ивана как «Собирателя земли Русской» и отметил вслед за летописью, что Калита «избавил Русскую землю от татей». Некоторые новые мысли о Калите высказал Н. И. Костомаров в своем известном труде «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей». Он отметил необычайно крепкую для князей того времени дружбу Юрия и Ивана Даниловичей, а о самом Калите сказал так: «Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями». При этом Костомаров не удержался от повторения созданного Карамзиным стереотипа: Калита был «человек характера невоинственного, хотя и хитрый».

Знаменитый ученик Соловьева В. О. Ключевский был большим любителем исторических парадоксов. В сущности, вся история России представлялась им как длинная цепь больших и малых парадоксов. «Условия жизни, – говорил Ключевский, – нередко складываются так своенравно, что крупные люди размениваются на мелкие дела, подобно князю Андрею Боголюбскому, а людям некрупным приходится делать большие дела, подобно князьям московским». Эта посылка о «людях некрупных» и предопределила его характеристику Калиты. По Ключевскому, все московские князья, начиная с Калиты, – хитрые прагматики, которые «усердно ухаживали за ханом и сделали его орудием своих замыслов ».

Итак, к созданному Карамзиным портрету льстеца и хитреца Ключевский добавил еще пару темных мазков – скопидомство и посредственность. Возникший в итоге малопривлекательный образ благодаря его художественной выразительности и психологической достоверности стал широко известен. Он был запечатлен в памяти нескольких поколений русских людей, обучавшихся по гимназическому учебнику истории Д. И. Иловайского.

Развенчание и охуление Ивана Калиты в конце концов вызвало законный вопрос: да мог ли столь низменный человек исполнить столь великую историческую задачу, как основание Московского государства? Ответ напрашивался двоякий: либо он и не был основателем, либо созданный историками образ Калиты недостоверен.

Девять десятых всех сведений, которыми мы располагаем об Иване Калите, дают летописи. Эти странные литературные произведения, где есть только два действующих лица – Бог и человек, никогда не заканчивались. Каждое поколенье рукою книжника-монаха вписывало в них новые страницы. В летописи удивительным образом соединяются противоположные начала: мудрость веков – и почти детская наивность; сокрушительное течение потока времени – и несокрушимость факта; ничтожество человека перед лицом Вечности – и его же безмерное величие как «образа и подобия Божия». На первый взгляд летопись проста и незатейлива. Погодное изложение событий в виде кратких сообщений иногда прерывается вставками – самостоятельными литературными произведениями, дипломатическими документами, юридическими актами. Но за этой внешней простотой скрывается бездна противоречий. Во-первых, летописец видит события и изображает их «со своей колокольни»: с точки зрения интересов и «правды» своего князя, своего города, своего монастыря. Под этим слоем бессознательного искажения истины – еще один: искажения, которые возникли при составлении новых летописей на основе старых. Обычно новые летописи (точнее, летописные «своды») составляли по случаю каких-то важных событий. Составитель новой летописи («сводчик») редактировал и по-своему компоновал содержание нескольких летописей, находившихся в его распоряжении, создавал новые текстовые комбинации. Поэтому порядок событий в тексте летописной годовой статьи не всегда соответствует их реальной последовательности. Наконец, летописцы всегда были очень кратки в своих сообщениях и описывая событие, не сообщали его причин.

Подводя итог утратам и проблемам , отметим главное: наши знания об Иване Калите и его времени обрывочны и фрагментарны. Его портрет – словно древняя фреска, израненная временем и скрытая под толстым слоем поздней масляной живописи. Путь познания Ивана Калиты есть путь кропотливой реставрации. Но вместе с тем это и путь самопознания. Ведь мы имеем дело со строителем Московского государства, чья рука навсегда оставила свой след на его фасаде.

Нельзя Ивана Калиту оценить только с негативной точки зрения, потому что в конце жизни он принял монашеский постриг и написал завещание, проанализировав которое, можно сделать вывод о моральных качествах правителя: смирении, доброте. Именно Калита стал основателем московской «большой политики», определил ее принципы, цели и средства. Он дал политический наказ своим сыновьям – сохранить любыми средствами ту «великую тишину», под покровом которой шло медленное «собирание Руси» вокруг Москвы. Две составляющие этой «великой тишины» – мир с Ордой и мир с Литвой.

В летописном сообщении о кончине князя Ивана сквозь обычную риторику некролога пробивается искреннее чувство осиротелости. «…А на площади у храма теснился плачущий, перепуганный московский народ, потерявший своего защитника и предводителя».


Попасть в историю можно по-разному. Так что не всякий имеет право на добрую память только на том основании, что про него написано в учебниках истории. Примеров тому тьма в истории новейшей и новой. А если углубляться в толщу веков, то число персонажей легендарных, которым заслуги или недостатки были приписаны впоследствии, возрастает едва ли не по экспоненте.

Московский князь Иван Данилович (ок.1283 — 1340) по прозвищу КалитА недавно был причислен к лику местных московских святых. Впрочем, это почтение не соответствует реально невеликому значению деятельности этого князя. Он мало чем отличался от других князей того времени. Величание Ивана Калиты больше связано с тем, что впоследствии Москва превратилась в столицу Московского царства. То есть этакое посмертное награждение.

Подчеркивание роли Ивана Калиты в процессе становления русской государственности началось в 1880-е годы, когда сформировалась та история государства Российского, которую впоследствии изучали в гимназиях, а потом (с некоторыми изменениями) и в советских школах. Окончательное закрепление «прогрессивного» образа произошло в год 800-летия Москвы, в 1948 году. Даже прозвище Калита, то есть «кошель», данное князю сейчас толкуют двояко. То ли жаден был князь Иван и все греб под себя, то ли щедрым был необычайно. Посему носил на поясе кошелек, дабы всякого встречного нищего милостыней одарить. В первый вариант, честно говоря, верится больше.

У князя Ивана Даниловича был старший брат - Юрий Данилович. Юрий управлял Москвой до 1319 года, после чего перебрался в Новгород. Юрий Данилович был великим князем, то есть старшим среди всех, правивших на Руси. Право на великое княжение давал ярлык, знак который получал от хана Золотой Орды один из его русских вассалов.

До смерти брата в 1325 году Иван Данилович являлся как бы его заместителем на Москве. По завещанию ему досталось Московское княжество и великокняжеский ярлык.

Великокняжеский ярлык давал право его владельцу собирать дань в пользу Золотой Орды со всех русских княжеств. Раньше это делали приезжие сборщики, баскаки. Теперь сбор дани становился как бы внутренним делом русских князей, а великий князь отвозил собранное в Орду. То есть, если не говорить возвышенных слов, великому князю русские княжества давались на откуп. В Орде интересовались фиксированным, заранее установленным, платежом. Сколько же дани собирал князь со своих - это никого не касалось. Ясно, что собирать можно было и больше положенного, оставляя себе значительный излишек. Конечно же при этом Москва становилась гораздо богаче прочих русских княжеств.

Иван Данилович пользовался поездками в Орду, чтобы завоевать расположение правившего в то время хана Узбека. Ему это удавалось и великокняжеский ярлык оставался в его руках.

То, что в Москву сборщики дани из Орды не приезжали, делало это княжество более спокойным, чем другие, куда баскаки то и дело наведывались. Поэтому в города, находившиеся под рукой Ивана Калиты переезжали люди из других местностей. Дань здесь приходилось платить бОльшую, но жизнь была куда как более предсказуемой и - не побоимся этого слова - стабильной. Таким образом, жестокая, бесчестная и хитрая политика Ивана Калиты привела к тому, что Москва возвысилась над прочими княжествами Руси. Этому же способствовал перевод в 1325 году из Владимира в Москву митрополичьей кафедры. Благодаря этому Москва становилась не только экономическим, но и духовным центром русских земель.

Главным соперником Ивана Калиты был тверской князь Александр Михайлович. Географическое положение Твери было не хуже, чем у Москвы. К Великому Новгороду, практически независимому от Орды торговому центру, и тогдашнему «окну в Европу» Тверь была даже ближе, чем Москва. О значении Твери рассказано в статье «В чем заслуга Михаила Тверского перед Русью?», опубликованной 24.04.2015.

Иван Калита сделал все, чтобы повергнуть соперника. Когда в 1327 году в Твери был убит посол ордынского правителя Чолхан (Щелкан, как называли его русские), великий князь Московский немедленно отправился в Орду, и выразил готовность наказать виновных. В ответ на столь благородное желание, хан Узбек продлил ярлык на великое княжение, выданный Ивану Калите, а также дал 50 тысяч человек войска для карательных операций против Тверского княжества. Тверь была разгромлена, тверской князь бежал сначала в Новгород, потом в Псков, и наконец в княжество Литовское. Разоренный же город получил брат прежнего князя, Константин.

Позже, в 1340 году аналогичную карательную миссию Иван Калита выполнил против Смоленского князя Ивана Александровича.

Князь Иван Калита был дважды женат и от двух жен имел семеро детей. Он выгодно выдал замуж своих дочерей. Они стали женами князя Ярославского и князя Ростовского. При этом хитрый тесть условием свадебных договоров поставил возможность полностью распоряжаться уделами зятьев. Рязань и Углич Иван Калита купил (недаром же деньгу собирал!). Присоединение же Новгорода к своим владениям князю не удалось. Видать, и войско новгородское было крепким, и жизненные силы Ивана Калиты уже иссякали. Все-таки, 57 лет для тех времен был возраст солидный.

После смерти Ивана I Калиты в 1340 году московский престол унаследовал его старший сын Симеон Иванович Гордый.

Полезные ссылки:

Образ Ивана Калиты в русской истории

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями, удивляет противоречивость образа Ивана Калиты в русской истории, с одной стороны он великий князь московский (с 1325 года), а с другой стороны предстает перед нами как предатель русского народа, ставленником монгольского хана Узбека. Так давайте разберемся каков на самом деле образ Ивана 1 Даниловича Калиты.

Он является сыном московского князя Даниила Александровича, внуком князя Александра Ярославича Невского. Следовательно он исконно русский князь, но с другой стороны когда монголы вторглись в нашу землю Иван Калита решил, опираясь на монгольские копья и луки, расширить свои владения ценой предательства русской освободительной борьбы. И получил за это от Узбека ярлык (полномочие наместника) и военную помощь. В обмен он должен был подавлять все русские антимонгольские выступления, что и делал с изощренной жестокостью, как это и свойственно всем предателям своего народа. Историк Л.В. Черепнин утверждал что «Калиту не нужно идеализировать. Это был сын своего времени и класса, правитель жестокий, хитрый, лицемерный, но умный, упорный и целеустремленный». В источниках мы не найдем безусловного подтверждения образа Ивана Калиты. Однако не найдем и полного его отрицания. Как это часто бывает, краткие исторические документы оставляют возможность для самых различных токований.

Существует несколько подходов к данной проблеме, например Карамзин Н.М., первый русский историк писал что князь Иван – «Собиратель земли Русской». А про «хитрость» продолжал словами «снискал особенную милость Узбека и, вместе с нею, достоинство великого князя». В конце могущество Москвы, позволившее ей в конце 15 века обрести независимость от татар, есть «сила, воспитанная хитростью» (о потомках Калиты).

Другой историк С.М. Соловьев в противоположность Карамзину был сдержан в характеристике образа Ивана Калиты. Он вслед за летописью отметил лишь что Калита «избавил Русскую землю от татей». Вот таких образов великого князья по моему мнению предостаточно.

В энциклопедиях об Иване Калите пишут только с положительной стороны. Например, он был весьма милостив и всегда носил при поясе калиту, полную серебряных денег. И куда ни шел давал нищим, «сколько вынется».

«Иван Калита добился в Орде права самому собирать дань… С тех пор на Русь не присылали ордынских баскаков. Умелый дипломат, он несколько десятилетий ограждал русские земли от татарских нашествий».

Подводя итог отметим что наши знания об Иване Калите и его времени обрывочны и фрагментарны. Его образ – словно древняя фреска, израненная временем и скрыта под толстым слоем поздней масляной живописи. Путь познания Ивана Калиты есть путь кропотливой реставрации.

Нельзя Ивана Калиту оценить только с негативной стороны, потому что, в конце жизни он принял монашеский постриг и написал завещание, проанализировав которое, можно сделать вывод о моральных качествах правителя: смирении, доброте. Именно Калита стал основателем московской «большой политики», определил ее принципы, цели и средства. Он дал политический наказ своим сыновьям – сохранить любыми средствами ту «великую тишину», под покровом которой шло медленное «собирание Руси» вокруг Москвы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку по истории "Иван Грозный"

Путешествие во времена Ивана Грозного. Полный обзор его правления. "Посланник Бога или раб дьявола"....

Урок истории "Иван III. Государь всея Руси"

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо. Использованы приемы и стратегии: ключевые слова, шесть шляп мышления, РАФТ. Формирование умения анализировать исто...

Эта тема актуальна. Она является историческим уроком, назиданием последующим поколениям о влиянии на судьбу народа и государства противоречивой, деспотичной личности,стоящей на вершине диктатуры....

Величайшего князь в истории или жестокосердный скупец?
Один из самых противоречивых и неоднозначных героев истории России, живший в конце тринадцатого, начале четырнадцатого века. Иван Калита, московский князь. Великодушный, храбрый, мудрый, воинственный и талантливый правитель. В тоже время, многие историки характеризуют его, как жестокого, хитрого, меркантильного и скрытного человека. Своё прозвище «Калита», что со славянского переводится, как «кошелек», московский князь получил вследствие того, что при себе всегда носил небольшой мешочек полный денег: толи на многочисленные пожертвования, которые он милостиво раздавал всем бездомным и нуждающимся людям, толи, будучи меркантильным и скупым, постоянно копил монеты, собирая их к себе в кошелек и не оставляя его без присмотра. По летописным данным, мы можем узнать и второе имя этого правителя – Иван «Милостивый», поэтому история склоняется к первой версии происхождения прозвища Ивана Калиты.

Рассмотрим ниже самые яркие моменты биографии московского князя Ивана Калиты.
Истории неизвестна и точная дата рождения и смети князя. Иван Данилович родился в самом начале восьмидесятых годов тринадцатого века, датой смерти принято считать 1340 или 1341 год. Именно в это время Русь находилась под гретом Золотой Орды, которая безжалостно собирала подати с русских земель, но главное было то, что назначение князей для правления происходило только великим указом ордынского князя. Будучи младшим в семье, Иван Калита долгое время находился рядом со своим старшим братом, Юрием Даниловичем, которому он помогал не только в решении административно-государственных дел, но у участвовал с ним в военных действиях по обороне московских земель. В 1325 брат Юрий погибает от рук тверского князя Дмитрий, и Иван Калита всходит на московский престол.
Именно в начале своего княжения Иван Калита решает объединить все княжества вокруг Москвы, сделав ее деловым, политическим и духовным центром Руси. До этого центральную роль в жизни Руси играло тверское княжество, где и восседал Великий князь. В 1328 году Иван I едет на поклон к хану Золотой Орды. Благодаря хорошим и дружеским отношениям с ханом, князь добивается не только ярлыка на великое княжение, но и получает разрешение от хана самому собирать налоги и подати со своих владений. Князь постепенно избавляет московские дороги от грабежей, набегов и убийств, тем самым привлекая новых бояр со своим товаром. Он ввел практику боярских дворов, одаряя знать государственными землями в московском княжестве. Речная торговля также начинает набирать обороты. В это же время идет активное освоение новых земель к северу, где добывается пушнина, один из самых ходовых товаров на Руси. Экономический подъем и развитие княжества были на лицо. Имея в казне большое количество свободных денег, в 1339 году Иван Калита начинает строительство московского дубового Кремля. Он вместе со своим духовным отцом, митрополитом Петром, решают перенести митрополичью резиденцию из Владимира в Москву. Вслед за Кремлем продолжалось активное строительство кафедральных соборов: Собор Спаса на Бору, Церковь Иоанна Лествичника, Архангельский собор, Успенский собор.
Видя укрепление Москвы, остальные княжества постепенно переходят под ее власть. Одни мирно, такие как Галичское княжество, Белозерское и Угличское), другие путем военных захватов: Тверское, Новгородское и Псковское княжества. Он безжалостно расправляется с тверским князем Александром, донеся на него ордынскому хану. Вследствие чего князь Александр и его сын Федор были убиты во время визита в Золотую орду.
Во внешней политике московский князь Иван Калита также не был приверженцем кровопролитных сражений, он большое предпочитал дружественные соглашения и переговоры со своими врагами. Оставаясь в дружественных отношениях с Золотой Ордой, князь в 1331 году заключает мир с тогда сильным литовским орденом, выдав своего сына за литовскую принцессу. Иван Калита был очень расчетлив в плане династических браков. Имея четырех дочерей, он отлично выдал их замуж, закрепив мирные договоренности с соседями семейными узами брака.
Перед смертью московский князь Иван I Калита принял схиму и ушел в монастырь. Он умер 31 марта 1340 (1341) года, похоронен был в Архангельском Соборе Москвы.
На протяжении всего времени его правления, с 1325 по 1340 год, Иван Калита сумел сделать Московское княжество центром русских земель. Он оставил своему преемнику, Семену Гордому, одно из самых сильных и развивающихся княжеств на всей Руси. В течение сорока лет, основная часть которых пришлась на правление Ивана Калиты, Русь жила мирно, без войн. Именно в это время на свет появилось и выросло два новых поколения, воспитанных в правильных духовных и культурных ценностях. Вскоре именно это поколение будет участвовать в Куликовской битве, которая положит начало новой эпохе в истории нашего народа.

Сын московского князя Даниила Александровича. Прозвище Калита он получил, по одной из версий, за то, что собирал дань для Орды, а по другой - что всегда носил мешочек с мелкими деньгами для нищих.

Точных данных о дате его рождения нет. Считается, что он родился около 1283 года или даже 1 ноября 1288 года.

Первые сведения появляются о нем как о наместнике своего отца в Великом Новгороде в 1296-1297 годах. В 1304 году он оборонял Переяславль от тверского князя. В 1320-м впервые съездил в Орду. Здесь Узбек-хан утвердил его в качестве наследника Московского княжества. В 1325 году Иван Калита становится московским князем.

Князь московский

Став во главе княжества, он первым делом перевел из Владимира резиденцию митрополита. Москва стала духовной столицей Руси, а первым московским митрополитом стал Петр.

Все действия Ивана Калиты были направлены на возвышение Москвы над остальными княжествами. Успешными были действия в борьбе с Тверским княжеством. В 1327 году в Твери произошло восстание против ордынского владычества. Карательная акция Узбек-хана настолько ослабила тверские силы, что княжество больше не конкурировало с Москвой.

Политика князя Ивана Калиты привела к расположению к нему Узбек-хана. Если все княжества в полном объеме ощущали гнет ордынских баскаков, то московские земли жили относительно спокойно.

Началось переселение в Московское княжество людей из других земель.

Иван Калита способствовал развитию ремесел и торговли, что позволило распространить влияние на многие земли Северо-Восточной Руси.

Ко двору были приглашены бояре, что создало мощную опору власти. Был введен земледельческий закон, основанный на византийском праве, а также новый порядок наследования.

Итоги правления

Современники и летописцы считали, что Иван Калита избавил русскую землю от татар и разбойников. Всегда чинил «правый суд», помогал бедным, защищал вдов от насильников. За это Иван Калита получил еще одно прозвище - Добрый.

При Иване Калите Московский кремль обзавелся дубовой стеной, были построены Архангельский и Успенский соборы (изначальные храмы не сохранились), церковь Иоанна Лествичника.

В начале 1340 года князь постригся в монахи с именем Ананий, после принял схиму и через несколько недель скончался. Был погребен в Архангельском соборе на Соборной площади в Москве. Он оставил завещание, по которому его преемником становился старший сын Симеон.

оставил завещание, по которому его преемником становился старший сын - Симеона.





error: Контент защищен !!