Качества поэтической речи. Особенности поэтической речи

Цели:

  • сформировать представление об особенностях стихотворной речи, её отличии от прозы;
  • развивать знания и навыки работы учащихся с понятиями из теории литературы, умение работать в группах, пользоваться словарём литературоведческих терминов;
  • воспитывать любовь к красивой, мелодичной поэтической речи; любовь к русской литературе в целом.

ХОД УРОКА

1. Оргмомент (1 мин.)

2. Создание на уроке проблемной ситуации, вступительное слово учителя

– Ребята, понять, чему посвящен наш урок сегодня, помогут герои юмористических рассказов Герберта Кемоклидзе – два одноклассника и неразлучных друга Лёня Лукин и Женя Репин. Посмотрите инсценировку фрагмента одного из рассказов о них.

Инсценировка

Леня. И почему нам вчера за стихотворения не поставили оценок? Подумаешь, ну и что, если через слово я говорю «это», а ты «ну» и «значит». Я, конечно, понимаю, что эти слова засоряют язык. Но разве стихотворение из-за них сильно пострадало?

Мчатся, значит, тучи,
Вьются, значит, тучи;
Невидимкою, значит, луна...

Женя. Стой. Гениально! Я понял, как пишутся стихи! Пушкин, наверное, знаешь, как поступал? Брал строки этих слов-сорняков, а потом заменял их нормальными словами... Представляешь, мы с тобой теперь сможем написать гениальные стихи, которые поместят в учебники, все будут учить, а нам не надо, и так знаем – сами сочиняли! Давай скорее писать!

Леня (пишет и считает):

Это, это, это – та,
Это, это, это – та,
Это, значит, значит – ну,
Это, значит, ну, ну, ну.

О, кажется, получается:
Кошка, плошка, два кота,
Ложка, мошка, три хвоста.
Дети, сети, крокодил,
Плети Петя проглотил.

– Нет, что-то не то, такие стихи в учебнике не напечатают, пожалуй...

Женя. У меня получше вышло. Слушай:

В окна Лени Лукина
Светит желтая луна.
Ходит Леня по реке,
Носит двойки в дневнике.

Леня. Да где же тут смысл? Луна светит, а я по реке хожу. Лу­натик я, что ли? И кто меня пустит ночью на реку? Кстати, у меня в этой четверти ни одной двойки. Ты бы лучше про свои написал.

Женя и Леня (вместе): Да, у Пушкина, выходит, лучше.

Учитель: Вы уже догадались о чём сегодня пойдёт речь? Конечно, о стихотворной речи, а также о нелёгком труде поэта. Ведь это только нашим незадачливым героям кажется, что проза и стихи ничем друг от друга не отличаются и сочинять стихи так легко попробуем их переубедить.

3. Работа учащихся в группах

Оценки получает та группа, которая быстрее и правильно выполняет задание.

– Перепишите текст, восстановив стихотворные строки и расставив запятые (текст на экране):

Очень-очень странный вид: речка под окном горит чей-то дом хвостом виляет пёсик из ружья стреляет мальчик чуть не слопал мышку кот в очках читает книжку старый дед влетел в окно воробей схватил зерно. Да как крикнет улетая: «Вот что значит запятая!»

– В результате у нас получится следующее стихотворное произведение:

Очень-очень странный вид:
Речка под окном, горит
Чей-то дом, хвостом виляет
Пёсик, из ружья стреляет
Мальчик, чуть не слопал мышку
Кот, в очках читает книжку
Старый дед, влетел в окно
Воробей, схватил зерно.
Да как крикнет, улетая:
«Вот что значит запятая!»

4. Теория литературы, словарная работа

Учитель: Чем же отличается, на ваш взгляд, прозаическая речь от стихотворной? (Есть строки, присутствует чёткий ритм) .

– Найдите в своих учебниках определение, что такое ритм. (Чёткий ритм «держит» слова даже крепче, чем знаки препинания) .

– О другой особенности стихов поможет рассказать известный сказочный персонаж. Встречайте его.

Незнайка.

Я поэт, зовусь Незнайка,
От меня вам всем приветик!

– Здравствуйте, друзья. Конечно, вы помните историю о том, как я решил научиться сочинять стихи и прославиться. Светик, поэт и мой большой друг, рассказал, что главное в стихах - это рифма. Что такое рифма? (Ребята отвечают.)

– Правильно, это созвучие слов, расположенных в разных строках. Светик дал мне такое сло­жное домашнее задание, что я никак не могу с ним сам справить­ся. Вы мне поможете, правда? Тогда найдите среди всех записан­ных слов и фраз пары рифмующихся.

Учащиеся работают со словарём литературоведческих терминов.

5. Работа учащихся в группах

На парты раздаются каждой группе карточки со словами: совет, узнал, стараться, приеду, товаром, потом, одержим победу, дом, ответ. В результате получаются пары: три братца – стараться, зал – узнал, товаром – недаром, одержим победу, приеду, совет – ответ, дом – потом.

Вывод: Следовательно, стихотворная речь не только ритмична, но и обладает рифмой. Обратите внимание на то, что рифмоваться могут слова как одной так и разных частей речи. Найдите в учебнике определение рифмы, виды рифм, назовите их.

Каждой группе – задание определить вид рифмы (карточки)

У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том :
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальный,
Как звук ночной в лесу глухом.

Последняя туча рассеянной бури!
Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.

6. Работа над понятием «интонация»

Учитель: Тише, ребята. Слышите: как будто кто-то плачет? Нет, это кто-то читает стихи. Кто же пожаловал в гости на наш урок?

Пропала Мальвина, невеста моя;
Она убежала в чужие края.
Рыдаю, не знаю: куда мне деваться,
Не лучше ли с этою жизнью расстаться!

– Когда я исполнил свою поэму, я не мог даже представить себе, что мое предсказание сбудется: Мальвина исчезла. Но самое странное состоит в том, что то же самое происходило со всеми, кому я читал свои стихи. Но ведь они такие красивые! Ребята, подскажите, что же в них не так?

(Ученики отвечают, что стихи красивые, но читает Пьеро их неправильно, невыразительно, монотонно, а ведь интонация помогает выразить смысл стихотворения; с помощью словаря даем определение нового термина.)

Пьеро. Спасибо, друзья! Вы спасли мое разбитое сердце. Я понял, в чем моя ошибка. Но скажите, можно ли научиться читать стихи выразительно? Пожалуйста, научите меня, ведь только так я смогу вернуть прекрасную Мальвину.

Учитель: Давайте посмотрим какое определение интонации даёт нам словарь литературоведческих тем (на экране появляется определение).

7. Работа в группах над выразительным чтением с соблюдением интонации.

В группы раздаются карточки с фразами, которые нужно прочитать с разными интонациями.

«Наступила снежная зима»

  • с радостью;
  • с удивлением;
  • с огорчением;
  • так, словно от холода стучат зубы.

«Ветер в поле разыгрался»

  • с предостережением – точно надвигается ураган;
  • с насмешкой – точно ругаешь за шалости;
  • таинственно; весело.

«Закончился последний урок»

  • грустно, точно получил плохую отметку и домой идти не хочется;
  • с вопросительной интонацией;
  • радостно, точно торопишься показать дома дневник в пятёрках;
  • медленно, точно диктуешь слова.

«Я буду отдыхать в лагере»

  • точно говоришь по телефону, а тебя плохо слышно;
  • недовольно; мечтательно.

8. Работа с понятиями: метафора, олицетворение, эпитет

Учитель: Сегодня у нас ещё один гость. Знайка, расскажи нам, что тебе известно о стихотворной речи:

Знайка (важно, назидательно, солидно): Стихотворная речь известна с древнейших времен. Еще первобытные люди обратили внимание на то, что ритмично организованная речь по-особому воздействует на человека, поэтому ритуальные молитвы и закли­нания можно считать прообразом стихотворений. До нас дошли более поздние стихи древних греков. В них строки уже рифмова­лись. Однако ритм, рифма, особенности интонации - это азы «стихотворной азбуки». Поэт-профессионал обладает также зна­ниями о специальных художественных средствах, которые создают особую выразительность и подчеркивают глубину смысла. Знаете ли вы, например, что такое эпитет, олицетворение, метафора?

Учитель: Давайте покажем Знайке, что хорошо разбираемся в этих литературных понятиях. Вспомните их определение, а затем выполним задание.

9. Работа с изображением зимнего пейзажа

– Подберите к описанию изображенного на нём как можно больше эпитетов, олицетворений, метафор.

10. Подведение итогов урока

– Вот и подошла к концу наша работа в импровизированной мастерской. (На экране появляются вопросы).

– Собрав багаж необходимых знаний, мы отправляемся в путешествие по удивительному и полному открытий миру стихов.

Особенности
стихотворной речи. Ритмичность стиха - цикличное
повторение разных элементов в
одинаковых позициях, с тем чтобы
приравнять неравное и раскрыть
сходство в различном, или
повторение одинакового, с тем чтобы раскрыть мнимый характер этой
одинаковости, установить отличие в
сходном.
Ритм в стихе является
смыслоразличающим элементом,
причем, входя в ритмическую структуру, смыслоразличительный
характер приобретают и те
языковые элементы, которые в
обычном употреблении его не имеют.
Важно и другое: стиховая структура
выявляет не просто новые оттенки значений слов - она вскрывает
диалектику понятий, ту внутреннюю
противоречивость явлений жизни и
языка, для обозначения которых
обычный язык не имеет специальных
средств. Из всех исследователей, занимавшихся стиховедением,
пожалуй именно Андрей Белый
первым ясно почувствовал
диалектическую природу ритма.
Художественная функция рифмы во
многом близка к функции ритмических единиц. Это
неудивительно: сложное отношение
повторяемости и неповторяемости
присуще ей так же, как и
ритмическим конструкциям. Основы
современной теории рифмы были заложены В. М. Жирмунским,
который в 1923 г. в книге "Рифма, ее
история и теория", в отличие от
школы фонетического изучения
стиха, увидел в рифме не просто
совпадение звуков, а явление ритма. В. М. Жирмунский писал: "Должно
отнести к понятию рифмы всякий
звуковой повтор, несущий
организующую функцию в
метрической композиции
стихотворения". Формулировка Жирмунского легла в
основу всех последующих
определений рифмы. Необходимо,
однако, заметить, что подобное
определение имеет в виду наиболее
распространенный и, бесспорно, наиболее значимый, но отнюдь не
единственно возможный случай -
рифму в стихе. История русской
рифмы свидетельствует, что связь ее
со стихотворной речью не является
единственной возможностью. Древнерусская поэзия - псалмы,
народная лирика, эпика - не только
не знала рифмы, но и исключала ее.
Поэзия той поры была связана с
напевом, а между напевом и рифмой
было, видимо, отношение дополнительности: рифма
встречалась лишь в говорных
жанрах и не могла соединяться с
пением. Рифма в этой системе была
признаком прозы, той
орнаментальной прозы, которая структурно отделялась и от поэзии, и
от всех видов нехудожественной
речи: и от деловой и разговорной,
стоявших ниже искусства на шкале
культурных ценностей
средневековья, и от культовой, сакральной, государственной,
исторической, стоявших выше его.
Эта орнаментальная "забавная" проза
включала в себя пословицы,
ярмарочное балагурство (под его
влиянием, как показал Д. С. Лихачев, создавался стиль "Моления Даниила
Заточника"), с одной стороны, и
"витие словес", с другой. Здесь, в
частности, проявилось то смыкание
ярмарочной и барочной культур, о
котором нам уже случалось писать". Рифма соединилась с поэзией и
приняла на себя организующую
метрическую функцию только с
возникновением говорной,
декламационной поэзий. Однако одну
существенную сторону прозы она сохранила - направленность на
содержание. Ритмический повтор -
повтор позиции. Фонема же при этом
как единица определенного
языкового уровня входит в
дифференцирующую группу признаков. Таким образом, элемент,
подлежащий активизации,
принадлежит плану выражения.
Определение стихотворных
размеров А. ДВУСЛОЖНЫЕ РАЗМЕРЫ 1. ХОРЕЙ Вспомним ВЕтер, вЕтер, ты могУч
ТЫ гонЯешь стАи тУч _/_ _/_ _/ _ _/ _/_ _/_ _/ _ _/ Ой-ой-ой! Кажется, сейчас дождь
пойдет. Надо скорее крышу строить
(Х - ХОРЕЙ) ХОРЕЙ - (греч. choreios, букв. плясовой), трохей (греч. trochaios,
букв. бегущий), стихотворный метр с
сильными (ударными) местами на
нечетных слогах стиха. Чтобы легче запомнить ритм хорея,
предлагаем подставлять в
ритмическую строку любое
двусложное слово с ударением на
первом слоге, например, вОды (Ведь
тучи несут дождь и воды). Мы с ребятами из школьного поэтического
клуба "Зелёная лампа" придумали
небольшие стихотворения,
помогающие восстановить и
запомнить

Пчелинцева Мария Андреевна.

На конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества, посвященного 1150-летию славянской письменности представлен реферат «Слов драгоценный дар…». Эта работа об особенностях поэтической речи известного поэта пушкинской поры Н.М.Языкова, которому 4 марта исполняется 210 лет со дня рождения. Знаменательная дата широко будет отмечаться в Ульяновской области, так как Н.М.Языков родился, вырос и большую часть жизни провел в Симбирском крае. Данная тема актуальна.

Во вступительной части обращается внимание на периодизацию творчества Языкова, на жанровые и тематические особенности стихотворений.

В главной части реферата автор останавливается на характерных особенностях «языковского» стиля, на художественно- выразительных средствах его поэзии (использование разговорных пластов лексики, эпитетов, метафор, сравнений, повторов, звукописи) и приводит примеры из произведений поэта.

В заключении автор делает вывод об особенностях стихотворной речи Н.М.Языкова и приводит высказывание Н.В.Гоголя. Материал изложен последовательно, логично. Автор проводит наблюдения над стихотворным текстом и над языковым материалом, делает обобщения.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Областной конкурс детского и юношеского литературно- художественного творчества, посвященного 1150-летию славянской письменности.

Номинация: «Литературоведение», «Литературное краеведение», «Искусствоведение».

Название работы:

Наименование вида работы: реферат.

Фамилия, имя, отчество : Пчелинцева Мария Андреевна.

Дата рождения: 1999

Домашний адрес, телефон: 433103 Ульяновская область, Вешкаймский район, село Бекетовка, улица Новая Линия, 57-0-94

Наименование ОУ(полный адрес), телефон, класс: МОУ Бекетовская СОШ, 433103 Ульяновская область, Вешкаймский район, село Бекетовка, улица Центральная 49; 57- 2-10; 7 класс

Фамилия, имя, отчество педагога- руководителя: Игнатова С.М., учитель русского языка и литературы

Краткая аннотация

На конкурс детского и юношеского литературно - художественного творчества, посвященного 1150-летию славянской письменности представлен реферат «Слов драгоценный дар…». Эта работа об особенностях поэтической речи известного поэта пушкинской поры Н.М.Языкова, которому 4 марта исполняется 210 лет со дня рождения. Знаменательная дата широко будет отмечаться в Ульяновской области, так как Н.М.Языков родился, вырос и большую часть жизни провел в Симбирском крае. Данная тема актуальна.

Во вступительной части обращается внимание на периодизацию творчества Языкова, на жанровые и тематические особенности стихотворений.

В главной части реферата автор останавливается на характерных особенностях «языковского» стиля, на художественно- выразительных средствах его поэзии (использование разговорных пластов лексики, эпитетов, метафор, сравнений, повторов, звукописи) и приводит примеры из произведений поэта.

В заключении автор делает вывод об особенностях стихотворной речи Н.М.Языкова и приводит высказывание Н.В.Гоголя. Материал изложен последовательно, логично. Автор проводит наблюдения над стихотворным текстом и над языковым материалом, делает обобщения.

« Слов драгоценный дар…» (Содержание и особенности поэтической речи Н.М.Языкова.)

Языков Николай Михайлович (4.03.1803-26.12.1846 ), поэт.

4 марта 2013 года отмечается 210 лет со дня рождения Н.М.Языкова – одного из интереснейших поэтов первой половины XIX века. Жизнь и творчество поэта пушкинской поры давно привлекали меня. «Слов драгоценный дар…» - так оценил творчество поэта великий Пушкин. Попытаемся разобраться вместе в содержании и особенностях поэтической речи Н.М.Языкова.

Творческая судьба его сложилась в целом удачно: начал печатать свои сочинения в 1819 году и в короткое время приобрел себе огромную известность. О самобытности лирики Языкова, своеобразии его дарования писали знаменитые современники поэта: А.С. Пуш-кин, Е.А.Баратынский, К.Аксаков, И.В. Киреевский и многие другие. Они отмечали глав-ные черты языковского стиля – удалую силу, молодой восторг, юношескую свежесть.

Творчество Н.Языкова обычно делят на два периода: первый – 20-е годы, связанные с пребыванием его в городе Дерпте(ныне Тарту); второй – 30-40-е годы, проведенные Языковым в Москве, Симбирской губернии и за границей.

Для художественного творчества Николая Языкова характерно большое разнообразие тем: тема Родины, политического вольномыслия и свободы, темы поэзии, любви, дружбы и братства, родной природы воплощались в стихотворениях разных жанров. Это и звуч-ные, веселые студенческие стихи и песни, самобытные элегии, написанные в явном несоответствии жанру «унылой» элегии; стихотворения- размышления, обращения, воспоминания и т. д. Языковым, сторонником мелких поэтических форм, было написано и несколько крупных произведений: незавершенная поэма «Ала»(1824), повесть в стихах «Сержант Сурмин»(1839), драматическая сказка «Жар- птица»(1836).

Большим своеобразием отличаются многочисленные стихи, песни, «вакхические» элегии Языкова, написанные в дерптский период(1822-1829), когда поэт учился на философском факультете Дерптского университета. Выступив вдохновенным певцом шумных дерптских нравов, студенческой вольницы, Языков создал образ удалого, мыслящего студента, который не только предается радости жизни, но и защищает право самому «творить свою судьбу»:

Мы вольно, весело живем,

Указов царских не читаем,

Права студентские поем,

Права людские твердо знаем…

Многие стихи Языкова этого периода были положены на музыку и стали популярными песнями в кружке русских студентов. Особую известность получили песни «Мы любим шумные пиры»(1823), «Из страны, страны далекой»(1825) и более поздняя – «Пловец» («Нелюдимо наше море…»,1831)

Семь лет, проведенные в Дерпте, стали целой эпохой в жизни поэта – период большого творческого подъема и литературной славы. Завоевав древний город, он быстро выдвинулся в первый ряд русских поэтов. Он писал об этих годах:

Здесь муза песен полюбила

Мои словесные дела;

Здесь духа творческая сила

Во мне мужала и росла. («Воспоминание»)

В этот же период проявилось и своеобразие его поэтической речи. Оценивая в стихах собственное творчество, он подчеркивал:

Настроил я, младый и вдохновенный,

Мои стихи на самобытный лад…

Имея в виду самостоятельный характер не только содержания, но и формы своих сочинений.

Остановимся на некоторых особенностях стихотворной речи Языкова, которые, на мой взгляд, определяют манеру его письма как своеобразную, индивидуальную.

Языков широко использовал в своих стихотворениях живую разговорную лексику, снижено - грубоватые, просторечные слова, наименования бытовых реалий. Подобного рода элементы относились к числу «смелых и резких слов и оборотов», которыми Языков способствовал разрушению «словесных оков, лежавших на языке и фразеологии» (В.Г.Белинский). Слова и обороты разговорного характера включал не только в дружеские послания, но и студенческие песни, элегии, лирические стихи разного содержания. Это, например, такие слова и сочетания, как: гульба, пирушка, подареньице, страсть залетная, слава- пустомеля, помыкать вдохновением, канючить, болтать, подавно, несносно и под.

Тон доверительной беседы придавали стихотворениям Языкова вводные слова и устойчивые выражения: правда, бывало, так сказать, Христа ради, не худо бы, что не можно, то не можно; уж заодно, ты да я…

Среди распространенных приемов в стихах Языкова можно отметить контрастное соединение слов высоких, поэтических и слов «непоэтического» звучания, например : Не вовсе чуя бога света В моей неполной голове («А.С.Пушкину», 1825); Люблю тебя… В ученых спорах и трудах, с Мечом, цевницею и ломом. (« Отъезд», 1829). Вместе с тем Языков широко использует и традиционную поэтическую лексику, фразеологию, символику. Это значительный пласт языковых средств поэта. Это многочисленные перифразы, описательно – метафорические сочетания, слова- символы, слова- образы, связанные с темами войны, жизни и смерти, любви, пейзажа, например: Под чужими небесами отцветет весна моя («Чужбина»); Великое светило дня… Шаром восходит огневым . («Тригорское»); И мыслить, и мечтать, и страстно любоваться перед светильником труда . («А.Н.Языковой»). Как и другие поэты пушкинского окружения, Языков не только использует многочисленные клише поэзии, но и создает новые формы, соединяя слова и обороты разговорной речи с традиционно- поэтическими, например: « поэт, поэты » - парнасский демагог, ездок Пегаса , « поэзия » - поприще стихов, бытописанье русских муз, парнасские дела ; « муза » - высокая подруга, девица вдохновенья… и т.д. Новизну звучания и значения сообщали перифразам и словам прилагательные – определения: моей камены сын ослушный(Языков о себе, «Барону Дельвигу»), … странноприимный наш Парнас;… недостойная богов…Шальная вольничает муза(о поэтах- ремесленниках,(«Графу Хворостову ») …

Эпитеты составляют существенную часть богатой системы тропов поэта. Часто употреблялись типично языковские « постоянные» эпитеты: бурный, удалой, буйный, разгульный и под. Например, бурный(1) и удалой(2) сочетались с существительными конкретными и абстрактными: 1- жар объятий, лад, товарищ, пучина, юность, беседа, море, вода, тучи; 2- хор звуков, жизнь, вольница, дружба, красота, камена, лодка, фуражка, восторги, напевы, вдохновенья. гуляки. руки и т.д. В стихотворении «Д.В.Давыдову» Языков называет стихи бурноудалыми созданиями . К названным эпитетам примыкают и другие определения с оттенком значения вольности, свободы, силы – могучий, могущественный,с вободный, отважный, беззаботный.

Романтический характер поэзии Языкова нашел выражение в неожиданных по свежести и новизне определениях, например: тишина у поэта сладкая, высокая, живая, вялая, пышная. Как необычные воспринимаются и такие сочетания: старость жадная, ветреная молва, усыпительная радость, надежды злые, гармоническая ложь, угрюмая глубина, благовоспитанный бред, обыкновенное божество, сокрушительное питье

Яркая образность поэтической речи Языкова, отмечавшаяся современниками поэта, проявлялась и в использовании метафор, оригинальных сравнений. В языковских метафорах отпечатались и радостное настроение пирующего студенчества (И хлопали пробки, и звонко и в лад С бокалом бокал целовался ), воспоминания поэта о годах юности(в одинокий мой приют То заходил бессонный труд, То ночь с гремушкой забегала), размышления о жизни, творчестве (Как поэзия моя… скучает иль играет, Бездействует иль нет, молчит иль распевает ?) Метафора – излюбленное средство поэта в разработке темы природы, которой он посвятил такие стихотворения, как: «Две картины»(1825), «Ночь»(1827), «Развалины»(1828), «Утро»(1831), «Буря»(1839), «К Рейну»(1840), «Вечер»(1841), «Море»(1842). В названных стихотворениях наблюдается пристальное внимание автора к миру природы, её тонкое понимание, умение передать вызванные этим миром чувства представления в зримых образах:

Костер бурлил и разливался.

И лес угрюмый пробуждался,

Хмельным испуганный огнем . («Отъезд»)

Образцом пейзажной лирики Языкова является стихотворение «Тригорское» - одно из произведений поэта, связанных с именем Пушкина. Большой ценитель поэзии Языкова, Пушкин с восхищением отозвался об этом стихотворении в 1826 году: «Милый Николай Михайлович – сейчас из Москвы, сейчас видел Ваше «Тригорское» Спешу обнять и поздравить Вас. Вы ничего лучше не написали…». Впечатляющие картины «Тригорского», воссоздающие природу в её утренней свежести, полдневной неподвижности, грозной ночной непогоде: « Поля, холмы благоухают; С них белой скатертью слетают И сон и утренняя мгла; Росой перловой и зернистой Дерев одежда убрана…»

Языковские сравнения отличаются разнообразием окраски,переплетением смысловых нюансов, например: «И, как щит перед сраженьем, светел месяц золотой»(«Чужбина»), «Встает ли свирепое море волнами, Волнами хватая тебя, как руками»(«Маяк»),о днях: «Как туча, сумрачны они, Зато, как туча,быстролетны»(«Разбойники»).Языков прибегает нередко к развернутым сравнениям, желая дать боле полное представление о явлениях, объектах, лицах. Характерным является для стилистики поэта включение сравнений, сопоставлений в заключительную часть стихотворения.

Широко распространен в творчестве Языкова и принцип повтора. В сфере языковских образов выявляются повторяющиеся, по- разному раскрывающиеся образы моря, паруса, ладьи, пловца. сражающегося с бурей…(«Нелюдимо наше море…»)Повтор используется по-разному: в произведении повторяются или ключевые важные слова, или вступи-тельные и конечные строфы, или какие-то начальные элементы(анафора). Поэт использует этот прием с целью создания завершенной композиции.

Выразительность стихотворений Н.Языкова достигалась и ритмическими вариациями размеров, стремительностью темпа поэтической речи, звуковой организацией стиха. Энергичность, бойкость языковской фразы обеспечивалась концентрацией однотипных наименований, чаще всего динамичных глаголов: «Молодое сердце бьется, То притихнет и дрожит, То проснется, встрепенется, Словно выпорхнет, взовьется И куда-то улетит…»

Мастерски использовал поэт и звукопись: И вал-великан, головою качая, становится в ряд, и ряды говорят… («Буря»).

Многочисленные особенности стихотворной речи Н.М.Языкова сформировали тот неповторимый «языковский « стиль, в котором ощущалась сила и власть поэта над словом. «Имя Языкова пришлось ему недаром. Владеет он языком, как араб диким конем своим, и ещё как бы хвастается своей властью»,- писал Н.В.Гоголь. И с эти нельзя не согласиться. Самобытная, смелая поэзия Языкова благотворно влияет и на наш язык.





error: Контент защищен !!