Историки утверждают что библиография возникла. Наименование дисциплины: Историческая библиография

БИБЛИОГРАФИЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ - (1) вспомогательная историческая дисциплина, формирующая и изучающая комплекс справочных и информационных пособий по социальным и гуманитарным наукам, который сложился в процессе выявления, учета, описания и систематизации публикаций источников, исследовательской литературы, а также различных библиографических пособий; (2) разновидность отраслевой библиографии, которая, являясь видом библиографии, выполняет функции информационного обслуживания от-дельных отраслей знания или практической деятельности; И. б. как разновидность отраслевой библиографии выполняет функцию информационного обслуживания социальных и гуманитарных наук; (3) дисциплина преподавания в высшей школе, входящая, как правило, в комплекс вспомогательных исторических дисциплин или выступающая в качестве самостоятельного курса. Объектом исторической библиографии выступает система библиографических пособий (указателей, списков, обзоров, каталогов и пр.), энциклопедических и справочных изданий по социальным и гуманитарным наукам на различных носителях в ее эволюции. Предметом исторической библиографии является разработка приемов и методов выявления, отбора и систематизации изданий различных типов и видов по социальным и гуманитарным наукам. И. б. разрабатывает специальные приемы и методы представления библиографической информации по социальным и гуманитарным наукам в библиографических пособиях. Выявление, отбор и систематизация изданий различных типов и видов для последующего изучения является необходимым этапом исследовательской деятельности любой науки, таким образом, И. б. предоставляет возможности поиска необходимой информации в ходе исследований по социальным и гуманитарным наукам. И. б. тесно связана с другими вспомогательными историческими дисциплинами, историей исторической науки, источниковедением. Становление и развитие исторической библиографии в России проходило вместе со становлением исторической и смежных наук. За более чем 300 лет развития исторической библиографии сложился корпус библиографических пособий (в котором, однако, имеются существенные лакуны), сформированы основные институты, занимающиеся исторической библиографией (Государственная публичная историческая библиотека) и библиографией по социальным и гуманитарным наукам (Институт научной информации по общественным наукам РАН). Сложилась система учета в библиографических пособиях библиографических изданий по социальным и гуманитарным наукам (библиография библиографии). Ежегодные аналитические обзоры библиографических пособий по социальным и гуманитарным наукам помещаются в издании Российской книжной палаты «Библиография российской библиографии».

Р. Б. Казаков

Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 30-31.

Литература:

Бакун Д. Н. Развитие библиографии исторических источников в России (XVIII - начало XX в.). М., 2006;

Парфенов И. Д. Основы исторической библиографии. М., 1990;

Простоволосова Л. Н., Черемисина Н. М. Историческая библиография: история и современное состояние. М., 1990;

Шапиро А. Л. Библиография истории СССР. М., 1968.

Библиография историческая - вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся учетом, систематизацией, отбором, описанием и эвристикой исторической литературы, публикаций исторических источников. В этих целях выпускаются указатели, списки, обзоры литературы и др. Текущая историческая библиография фиксирует круг знаний настоящего; ретроспективная - обобщает развитие науки за какой-либо определённый отрезок времени; рекомендательная - помогает в самообразовании. Библиографические пособия дают сведения о книгах, рецензиях, устанавливают фактические сведения о публикациях, являются особого рода источниками достоверных знаний о развитии исторической науки.

Библиография (как описание книг) возникает в России с появлением рукописных книг, созданием их крупных собраний. В 11 в. в составе «Изборника» Святослава был помещен один из древнейших индексов отреченных и запрещенных книг - «Богословца от словес». Позднее в монастырских библиотеках появились книжные описи, росписи богослужебных сборников. Но лишь в 18 в., когда произошло становление истории как науки, с выходом в свет разнообразных по тематике книг, возникли и первые библиографические пособия исторического характера. В 1736 г. был напечатан каталог Адама Бурхарада Селлия, в 1772 г. - «Опыт исторического словаря о российских писателях» просветителя Н. И. Новикова. Первая половина 19 в. ознаменовалась появлением новых форм библиографических пособий. В 1838 г. историк, археолог, нумизмат, библиофил А. Д. Чертков выпустил «Всеобщую библиотеку России, или Каталог книг для изучения истории нашего отечества во всех отношениях и подробностях». В каталоге Черткова (библиотека которого сегодня хранится в Государственной публичной исторической библиотеке России) описана литература по нумизматике, археологии и др.

Стремление создать «сколь возможно полные указатели исторических книг и журнальных статей» реализовали Ламбины - сотрудники русского отделения библиотеки Академии наук, выпустив 10 томов «Русской исторической библиографии», открывших серию исторических библиографических пособий, среди которых труды крупнейшего библиографа В. И. Межова. Библиографические пособия второй половины 19 - начала 20 в. отражали изучение проблем не только всемирной истории, но и истории России, отдельных ее частей, народов, тем. Дальнейшая специализация исторических знаний привела к возникновению новой дисциплины - историографии, тесно связанной с библиографией. В историографических работах, таких, как «Опыт русской историографии» В. С. Иконникова, приводился обширный фактический материал о публикациях исторических источников и литературы.

Многие замыслы отечественных библиографов - создание текущей исторической библиографии, системы учета библиографических пособий по истории осуществились во второй половине 20 в. Библиография стала «государственным делом», и контроль со стороны советских органов за выпуском и содержанием выходящей литературы обусловил возникновение специальных учреждений, готовящих библиографическую информацию по истории. Важную роль в развитии исторической библиографии сыграли Государственная публичная историческая библиотека России, Фундаментальная библиотека общественных наук - Институт научной информации по общественным наукам. Подготовку библиографической информации по истории осуществляют также Российская государственная библиотека, Российская национальная библиотека, областные и краевые библиотеки, научные учреждения Российской академии наук и др. Сложившаяся сегодня система библиографических пособий информирует читателей о громадном литературном материале, который далеко не всегда усвоен, изучен и введен в научный оборот.

Всемирная история библиографии



Всемирная история библиографии

1 Становление библиографии в Древнем мире

1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке

1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл

1.3 Библиография в Древнем Риме в период поздней античности

2 Библиография в период Средневековья

2.1 Библиография в Византии

2.2 Библиография на Востоке

2.3 Библиография в Западной Европе

Список использованных источников


1. Всемирная история библиографии

библиография древний мир книгособирательный

1.1 Становление библиографии в Древнем мире


.1.1 Истоки библиографии на Древнем Востоке

Первые попытки знакового фиксирования языка были предприняты в глубокой древности. С помощью идеографических символов делались сельскохозяйственные и ритуальные записи. Возможности передачи информации были ограничены.

Позднее развивается древнеегипетская письменность (конец 4 тыс. до н.э.), шумерское письмо (3 тыс. до н.э.), китайское (2 тыс. до н. э.) письмо майя в Центральной Америке (1 тыс. до н.э.). Однако для фиксирования информации в это время использовались объемные материальные носители (каменные плиты, черепки, папирус, глиняные таблички). До нашего времени дошло большое количество клинописных текстов, деловых документов, эпоса, словарей, математических и других научных сочинений, религиозно-магических текстов.

Во второй половине 2-го тыс. до н.э. зарождается еще более совершенное алфавитное письмо. Финикийская письменность дала начало развитию всех видов этого письма. Таким письмом в начале пользовались купцы, используя его как тайнопись.

Распространение письменности, применение носителей, более пригодных для индивидуального пользования приводят к постепенному повышению роли письменных источников в древнем обществе и его потребностей в фиксированной информации.

Среди рабов появляются грамотные переписчики. Рост документных источников, возникновение постоянного спроса на их использование с научными, образовательными, религиозно-культурными и другими целями способствовали формированию библиотек.

Мы знаем о существовании у народов Древнего Востока обширных книгохранилищ. Знаменитым собирателем и организатором копирования произведений письменности был ассирийский царь Амшурбанипал (сейчас часть фонда этой библиотеки 27.000 глиняных табличек с клинописными записями находятся в Британском музее). Фонд всей библиотеки был примерно 60.000.

Для ориентации в таких крупных собраниях была необходима систематизация и каталогизация документов.

Требовалось выработка такого средства, при помощи которого можно было бы осуществлять поиск документов по определенным признакам без просмотра всего фонда. Таким средством стала библиографическая информация, первыми элементами стали такие признаки документов, как их содержание, название, или первые слова текста автора. Из этих данных создавались инвентарные списки и каталоги, которые стали первыми в истории формами библиографических материалов.

Самые древние каталоги были выявлены в храмовых библиотеках Египта. Это были своеобразные каталоги, они размещались в качестве записей на стенах храма.

Например в каталоге храма гор Эдфу перечислено 37 названий.

Под №1 - Книга-инвентарь храма

№10 - "Закон периодического движения небесных светил".

№28 - Охрана книг.

№30 - Об убийстве крокодила.

№29 - Сбор книг об охоте на льва.

Таким образом, можно сделать вывод, что каталоги использовались для поиска документов по теме и названию.

Как мы с вами видим, появление библиографии предопределено рядом общекультурных факторов, в частности, развитием письменности, размножением (перепиской) книг, распространением книгособирательства и созданием книгохранилищ. Библиотеки Древнего востока стали первыми учреждениями, где создавалась и использовалась библиографическая информация. Это говорит об возникновении специфической библиографической деятельности. Эта деятельность имела конкретный объект, ее главным субъектом вероятней всего были служители храмов, библиотекари; целью - содействовать поиску документов по определенным признакам и библиотечным фондам. Поэтому можно утверждать, что поисковая функция библиографической информации формировалась в глубокой древности.


1.1.2 Древняя Греция. Возникновение термина "Библиография", его смысл

С Грецией классического периода связано появление слова "библиография", возникшего в V в. до н.э. от двух греческих слов библио и графо. Термин обозначал переписывание книг, а переписчики книг назывались библиографами. Копирование рукописей приобрело большой размах, библиографы нередко торговали своей продукцией. С VI в. до н.э. в Греции развивается книжная торговля, существовали как частные так и общественные библиотеки. Из литературных источников нам также известно о существовании библиотек государственных учреждений: например школьная библиотека Пталомеевской гимназии в Афинах, в которую каждый выпускник должен был подарить книгу. К сожалению, каталоги многих библиотек знаменитых людей не дошли до нас.

В Древней Греции главным пишущим материалом был папирус. Поисковые элементы книги писались в начале или конце папирусного свитка и часто обрывались, становились неразборчивыми.

Со 2-го тыс. до н.э. расширяется применение пергаментных книг, улучшились условия для сохранения библиографических информаций. Одной из крупнейших библиотек была знаменитая Александрийская библиотека, основанная в III в. до н.э., которая вмещала по разным данным от 500.000 до 700.000 книг на разных языках по всем отраслям знаний и была центром научной и культурной жизни. При библиотеке велось копирование книг, их изучение и описание. Главный библиотекарь этой библиотеки Каллимах (310 г. до н.э. умер 240 г.) составил грандиозный труд под названием "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знаний". В основу "Таблиц…" положен фонд знаменитой Александрийской библиотеки, тем не менее, их значение выходит за рамки каталога, поскольку они давали описание всех существующих в то время греческих книг, безотносительно к тому, имелись данные произведения в библиотеке или нет.

"Таблицы" можно назвать историко-литературным исследованием, т.к. для каждого автора давалось краткое его жизнеописание: указывалось его имя, имя его отца, место рождения и важные библиографические данные. Сверх того устанавливалось заглавие каждого произведения. Но нас больше привлекает форма в которую Каллимах облёк свой труд. Это табличная форма (расположение в алфавите авторов или в хронологическом порядке), говорит об использовании "Таблиц" в справочных целях., его труд был хорошо приспособлен для выполнения, как в фактографических так и библиографических справок, т.к. в нём сочетался биографический и библиографический материал. К сожалению, труд Каллимаха дошёл до нас только в отрывках. Однако, по мнению многих историков и учёных, он заслуживает титул "отец библиографии".

Кроме каталожных форм, в Древней Греции возникло библиографирование, независимое от конкретных документальных собраний. К числу таких библиографических работ можно отнести Дидасками - хронологические списки театральных постановок с перечислением имён авторов и названий пьес. Приводились также аннотации с указанием артиста, композитора. Подобные данные впоследствии стали элементами библиографических описаний и справочных аннотаций при библиографировании драматургических работ.


1.1.3 Библиография в Древнем Риме в период поздней античности

В Риме времён республики и империи книга играла важную роль в образовании, политической, научной и литературной деятельности. Прежде всего, существовали крупные общественные библиотеки: Палатинская, Октавианская, Капитолийская. Император Траян основал самую крупную из римских библиотек, бывшую одновременно и государственным архивом.

Книгособирательство было распространено среди богатых римлян. Мы знаем о библиотеках Цицерона, Плиния Старшего. Однако Сенека в одном из своих произведений смеётся над богатыми владельцами библиотек, образование которых много ниже, чем их рабов. Большой популярностью пользовалась греческая литература. Множество греческих книг попало в частные и общественные библиотеки после завоевания Греции.

Несмотря на благоприятные условия для распространения книги, о состоянии библиографии в Риме нам известно немного. В Риме продолжалась греческая традиция использования библиографических сведений при написании сочинений по различным отраслям знаний. Например, работа знаменитого учёного-медика Галена (II в. н.э.) был придворным врагом императора Марка Аврелия. 1) "О порядке собственных книг", "О собственных книгах". В первой Гален даёт своему читателю советы, в какой последовательности знакомиться с его работами. Во второй он рассказывает о своей жизни и о своих трудах, с указанием заглавий соответствующих произведений. Цель этой работы - помочь отличить его собственные произведения от подделок.

Подытоживая выше сказанное можно прийти к выводу, что ни в Древней Греции Классического периода, ни в Риме конца республики и империи библиография не получила должного развития, нет данных о существовании крупных, самостоятельных библиографических трудов, были отдельные труды, по библиографии как целого не было.

Дальнейшие поиски библиографической деятельности приводят к периоду поздней античности.

В момент обострения идеологической борьбы, победы христианства над язычеством, приведшей к союзу церкви и государства, остро встала задача усиленного распространения христианской литературы с целью её противопоставления языческой.

Решению этой задачи способствовал Мироний Стридомск, издавший в конце IV в. работу под названием "Книга о знаменитых мужах". Работа, в которой по высказыванию самого автора, более подходило название "О церковных писателях", содержала описания 135 христианских писателей, включающие элементы биографического и критико-библиографического характера. "Книга" была переведена с латыни на греческий. Для нас важны библиографические элементы. Каждому писателю была отведена одна глава (различались по объёму). Именно этот вид библиографии будет наиболее распространённым в средние века. Для составления такого рода пособий в меньшей степени, чем для других типов библиографии требуется овладения библиографическими методами и навыками. Основное условие - хорошее знакомство с литературой. Расположение материала в библиографическом словаре всегда или хронология авторов или их алфавит. Эта работа являет собой первый образец имевших в последствии широкое распространение библиографических словарей. Кроме того, этот труд до сих пор сохраняет значение одного из важнейших источников по истории церкви и раннехристианской литературы.

На пути к средневековью на фоне падения античной культуры, необходимо выделить работу итальянского литератора. Флавий Магна Аврелий Кассиодор Сенатор (487-587) прожил почти сто лет. Происходил из богатой семьи, владевший обширными землями на юге Италии

Всего из 33 глав, на которые разбита I книга, двадцать носит выраженный характер информации о литературе. В каждой главе расположение материала: от важных и необходимых для читателя трудов к работе меньшего значения. Среди них встречаются и труды осужденных церковью писателей. До нас дошли только рукописи дотируемые VIII и XII в.в. Вообще было I книга - 45 рукописей II - двадцать две писатель, государственной и культурной деятельности в старости стал монахом, в собственном имении на берегу залива Таранто основал монастырь Вивариум, где и занялся искательством и перепиской духовных книг.

Кассиодора Сенатора" наставление о духовном и светском чтении". Выполненных во второй половине VI в., работа состоит из двух частей; в основном, библиографический характер носит лишь первая книга. Предназначенная для читателей-монахов, эта часть осталась первым и последним опытом рекомендательного пособия на протяжении всего средневековья. В работе библиография как христианская так и светская литература.

Таким образом, библиография, библиографическая деятельность возникли в глубокой древности как средство управления письменно-документальными коммуникациями.

Появления большого количества письменных документов, приспособленных для индивидуального использования, создание крупных библиотек и увеличение количества читателей и их потребностей обусловили первоначальную дифференциацию библиографической информации по формам и видам. С этого периода ведут своё начало: каталоги библиотек и инвентарные списки, библиографические пособия:

Был создан термин библиография. Для обозначения библиографических материалов применялись термины: "таблицы", "книга о…" Безусловно, картина развития библиографии в древнем мире и период античности является не полной из-за гибели многих документных памятников.


1.2 Библиография в период Средневековья


.2.1 Библиография в Византии

На протяжении V-XV веков в крупнейших регионах Азии и Европы развивались феодальные системы. За этот длительный период значительно изменились социально-экономические отношения, состояния культуры. Сформировались самостоятельные социальные группы феодальной и церковной иерархии. В Западной Европе динамичное социально-экономическое развитие привело к возникновению капиталистического способа производства, в Азии же феодальные отношения сохранились до начала XX века.

Средневековье в целом характеризуется низким уровнем знаний. Центрами книги и образования были монастыри и церкви, в стенах которых готовились государственные чиновники, врачи, архитекторы и т.д. Потребность в религиозных и немногих светских книгах удовлетворяли монастырские переписчики, причем до XI века копирование книг велось даже менее интенсивно, чем в позднеантичную эпоху, о чем мы с вами говорили на предыдущей лекции. Значительной вехой в развитии мировой библиографии явилась библиографическая деятельность Византийской (Восточной Римской империи V-XV веков).

Византийская история целиком совпадает с хронологическими рамками средневековья (V-XV веков). Культурная особенность Византии заключалась в сочетании крестьянства с античной наследственностью. По уровню образования Византия была выше всех стран средневековой Европы.

Византийская библиография развивалась как часть культуры этого общества. Здесь продолжалась античная традиция составления библиографических словарей, включение библиографической информации в энциклопедии и антологии. Возникли и новые направления, обусловленные общественными потребностями обеспечения самообразовательного чтения и профессиональной деятельности.

В отличии от Западноевропейских стран, в которых составление библиографических словарей было связано с учетом произведений христианских писателей, византийские приближались к национальным словарям греческих авторов. К примере пособие "ономатологос" Исихея Мимукого. Первый словарь был составлен в VI веке и включал сведения о греческих писателях, а также о тех авторах, которые писали по-гречески, переводили с греческого языка или были греками по происхождению. Что говорит о национальном характере этой работы.

В Византии получила дальнейшее развитие античная традиция подготовки энциклопедий. В X веке по приказу императора Константина VII были созданы историческая, сельскохозяйственная (Геапоника), ветеринарная (Геппиатрика), зоологическая, медицинская энциклопедия, энциклопедия питания. Общая цель по учёту и обобщению имеющихся знаний сближала технологию подготовки энциклопедий и библиографических пособий. В энциклопедию включались следующие библиографические материалы: списки использованной литературы и библиографические ссылки при цитировании. Из всех энциклопедий высоким уровнем отличались сельскохозяйственная и ветеринарная энциклопедии.

В IX в. появился крупный библиографический труд "библиотека" патриарха Фотия, который был предназначен оказать помощь в организации самообразования чтения. "Библиотека" была непосредственно посвящена молодому племяннику Фотия, и отражала документы разной тематики, высоко оцененные самим составителем. Пособие можно отнести к универсальным рекомендательным указателям. Отличительной чертой "Библиотеки" было применение рефератов и аннотаций, при помощи которых автор давал оценку произведениям. Группировка библиографических записей отражала. последовательность чтения современного образованного человека, стала одной из главных задач библиографии.

Успешное развитие библиографии в Византии нашло отражение в появлении пособий, рассчитанных на удовлетворение профессиональных потребностей. Как пример можно привести Дигесты - сборники из сочинений римских юристов. Дигесты составлялись из 50 книг, книги - из титулов, титулы из фрагментов. Каждый фрагмент начинался с библиографического описания сочинения конкретного юриста, из которого этот фрагмент приведен. Учитывая что Дигесты включали около 9.000 фрагментов, их библиографический аппарат можно отнести к лучшим библиографическим работам по объему, разработанности и унификации. Библиографическая информация применялась и в других документах, которые отражали официальное законодательство и частные юридические сочинения.

Для более удобного использования правовых документов были разработаны вспомогательные систематические указатели. Таким образом, библиографическая информация стала важной частью документального обеспечения деятельности юристов.


1.2.2 Библиография на Востоке

В средние века народы Востока в результате арабских завоеваний были объединены в единое государство - Арабский халифат, который делился на эмираты.

На огромном пространстве от Перенеев до Индии получила распространение арабская культура. Однако известные историки библиографии Симон, Куфаев и другие не отражали развитие библиографии в арабском ареале, что, безусловно, объединяет и искажает реальное прошлое библиографии и её роль в развитии цивилизации в конкретный период.

Изучение проявлений арабской книжной культуры, науки и образования свидетельствует о важной роли библиографической информации в их становлении и развитии. Арабы создали множество оригинальных произведений разной тематики и жанров, вели интенсивную переводческую работу, например, известны около полусотни переводчиков VIII - IX ст.

В числе переводов можно обнаружить и библиографические работы: списки произведений Аристотеля и Галена, и других греческих авторов. Однако первой и наиболее читаемой книгой был Каран. От переводов берут своё начало знаменитая арабская математика, медицина, философия, астрономия и другие науки.

Широко было распространено профессиональное и любительское переписывание книг. Славились книжные ярмарки в Кордоне (X век) Севильи (XII век). Целые торговые ряды были созданы из лавок книжных торговцев на ярмарках Богдада, Домаска, Кашра и других городов. Книжные торговцы назывались - варраки.

Для арабских средневековых письменных документов, в отличии от древневосточных, было характерно точное определение автора. Имя автор и титул помещались на отдельной, первой странице или перед текстом, иногда на переплете указывалось имя автора, библиотекаря. Отсюда и пошёл титульный лист.

Насыщенность средневековых арабских книг бтблиографическими элементами свидетельствует о развитии библиографии информации в своеобразной внутрикнижной форме. Если принять во внимание, что в арабском мире было создано не менее 5 миллионов рукописных книг, то можно считать, что такая библиографическая форма имело наибольшее распространение.

Внутритекстовую и внутрикнижную библиографическую информацию в работах, которая имела отраслевую,тематическую, страноведческую направленность, можно рассматривать как начало дифференциации библиографии по содержанию (отрасл., научно-вспом.).

Например знаменитый ученый Абу Рейхан Бируни (Ибн-Син) в своей фундаментальной работе "Индия (1030г.) использовал несколько сотен документальных источников, процитировал 207 книг. Использовать критическо-аналитический метод изучения источников было возможно только при умении оперировать библиографической информацией.

Отдельные библиографические труды встречались редко и поэтому являются наиболее ценными. Особое значение имеет "Фихрист" Ан-Надима, созданный в X веке в Богдаде. О самом составителе известно, что он вырос в семье варрака, имя его значит "приятный собеседник", о своей работе Ан-Надим писал. ("Это указатель книг всех народов, арабов м не арабов, которые имеются на арабском языке и их научных трудах со сведениями о тех, кто их создал, о классах их авторов, их происхождении, датах рождения, длительности жизни, времени смерти, местонахождении их городов, их достоинствах и недостатках от возникновения каждой науки до нашего времени, 377 года после хиджры (987-988г.).

В "Фихристе" отражены ениги, созданные в Китае, Индии, Африке, Франции и многих территориях арабского ариала. (Хотя основной счет использования книги с которой можно ознакомится в Богдаде).Отбор книг по языковому признаку позволяет отнести указатель к числу первых национальных ретроспективных указателей. Работа состояла из 10 глав, 34 разделов, которые отражали универсум знаний, достигнутых в арабском мире.

В Фихристе синтезировала библиографическая информация. Библиографические части статей содержат до сотни названий книг. Однако, Ан-Надим не смог избежать распространенной в то время традиции не включать данные о знаменитых авторах. Про этих людей он писал, что они настолько знамениты, что нет необходимости подробно говорить о них.


1.2.3 Библиография в Западной Европе

К середине VII века античная культурная традиция совершенно исчезает в Западной Европе. Произведении античных писателей хранятся без употребления в немногих монастырях, где были библиотеки. В развитии библиографии в этом регионе во времена Средневековья выделяются 2 этапа I-V-VII-XI вв.(темное время или dark ades) характеризует культурный спад, или низшую точку кривого культурного развития Западной Европы II этап - с XII в. до начала книгопечатания. Характерным для первого этапа было сокращение системы документальных коммуникаций. Библиографическая работа велась монастырскими и церковными служителями, в том числе и церковными иерархами. Например Исидор, епископ Севильский (Испания-Севилья 600 год) богослов, философ, филолог, юрист, историк он пользовался огромным влиянием на своих современников. Составил труд "Эпимологии" . Цель - предоставить христианину возможность изучать писание и богословную литературу без помощи античных авторов.

Этимология была обширная энциклопедия, где сообщался читателю запас знаний по всем "семи свободным искусствам": богословию, праву, медицине, ботанике, зоологии, агрокультуре, космографии, географии.

Продолжалось составление библиографических словарей церковных писателей и каталогов монастырских библиотек. Они часто назывались "индексами", "библиотеками", "каталогами". Каталоги раннесредневековых библиотек отличались, малообъёмностью и примитивностью библиографической информации. Только в период так называемого Каралингского возрождения (конец VIII-пер.пол.IX в.) на немецких землях были созданы новые монастырские библиотеки с относительно крупными фондами, например, каталог Лоршского монастыря насчитывал 590 библиографических записей. Один из лучших каталогов этого времени - каталог в библиотеке в Рейхенау был создан в 21-22 годах библиотекарем Регенбертам. Всего было отражено 415 книг. Использовалась систематическая группировка разделы, посвященная духовным дисциплинам, как правило стояли перед разделами светских наук.

Для второго этапа средневековой библиографии было характерно повышение общественного спроса на книги. Возвращается интерес к произведениям античных авторов, в том числе появление первых университетов в Европе обусловило увеличение спроса на книги университета молодёжи и преподавателей. Начинается активное переписывание книг, формирование богатых монастырских библиотек, развитие книготорговли.

В это время в основном продолжалась традиция создания библиографических словарей церковных писателей, один из них "Книга о церковных писателях" Могана Тритенгемского (1462-1516), который был издан в Базеле. Это был последний по времени словарь старого типа и первый печатный библиографический труд. Шронгейм (став аббатом библиотека из 48 томов увеличил её объем до 2 тысяч рукописей и печатных книг). Работа отняла у его семь лет. В ней он учёл 9.000 произведений, принадлежащих 963 писателям, расположил последних в хронологическом порядке, дал о них библиографические заметки и отметил их сочинения. Огромный труд Моагана носит подытожив характер, он свел воедино и продолжил до конца XV века работы своих предшественников, но не внес каких-либо новых черт в методику и технологию работы. Единственная новая черта - это вспомогательный указатель в алфавите авторов.

Однако "Книги о церковных писателях" Иоанна Триттингемского суждено было длительное внимание потомства. Она была переиздана трижды еще в первой половине XVI века в Париже - в 1512 г., в Кёльне - 1531 и в 1546 и в последний раз как источник по истории литературы в 1718 г., в Гамбурге.

Таким образом, господствующий тип средневековой библиографии (библиографический словарь) выработался с достаточной определённостью. Одним из немногочисленных отступлений от этого типа является уникальный каталог библиотеки Ришара де Фурниваля "Библиономия". Фурниваль эрудит, поэт, канулер Амьенской церкви, магистр решил создать свой каталог с использованием аллегории. Он открыл для жителей Амьена некий сад, разбив в нем три грядки и расположив на каждой в определенной последовательности растения одного рода. Итак сад - это библиотека; грядка метер. произведение, сгруппировал по тематике; растения - отдельно рукописи. Первая грядка - философия, 2 грядка - "прибыльная" - по медицине, 3 грядка - "богословская грядка".

В каталоге отражены многие книги античных авторов Аристотеля, Вергилия, Овидия, Цицерона, Сенеки, Платона. Удивляет также количество сочинений восточных ученых: Авицены, Ал-Фараби, Ибн-Ватфида и др., это говорит о том, что он был приверженцем восточной науки которая начала распространятся на Западе в конце XI века.

К новому библиографическому явлению принадлежат попытки обеспечения учебной деятельности. С конца того же XIII века до наших дней дошла одна работа, являющаяся чем-то средним между школьной программой и библиографией педагогического назначения. Речь идёт о "Перечне многих авторов" Гуго из Тримберга, составленный в 1280 году (школьный учитель, представленный светской интеллигенцией). Сам написал 4 латинских и 8 немецких книг. "Перечень" имея предисловие, и три части:

ІІ - поэты-теологи

ІІІ - "более мелкие моралисты" - для младших по возрасту учеников (Эзоп). "Перечень" был написан латинскими рифмованными виртами. В заключении приведена краткая биография автора и его сочинения.

Таким образом, библиографическое пособия позднего средневековья по объему значительно превышали библиографические работы первого этапа. Весьма незначительно усовершенствовалась их структура. Только у И.Трит. имелся вспомогательный указатель имен.

Список использованных источников


1. Вохрышева, М. М. Теория библиографии: учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - 368 с.

Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для ВУЗов. М.: МГУП, 2000.

Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов / И.Г. Моргенштерн; - Санкт Петербург: Профессия, 2005. - 208 с.

Диомидова Г.Н. Библиографоведение / Г. Н. Диомидова. - СПб. : Профессия. - 2002. - 288 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История возникновения и развития библиографии

1. История возникновения и развития библиографии

1 Определение понятия "библиография"

2 Проблема эволюции библиографии

3 Основные функции библиографии

4 Закономерности развития библиографии


1. История возникновения и развития библиографии

1 Определение понятия "библиография"

Развитие библиографической науки - это прежде всего процесс осмысления понятий, в том числе ее базового понятия - библиография.

В специальной литературе насчитывается сотни определений библиографии, число их увеличивается, но общего признания научной общественности ни одному из них не получило.

В ходе своей эволюции библиография превратилась в столь сложное и многоаспектное явление, что оно не может быть охарактеризовано одним универсальным определением, даже в стандартах, которые призваны способствовать однозначному пониманию терминов.

В настоящее время термин "библиография" употребляется в разных значениях:

) как наиболее общее понятие, объединяющее всю совокупность библиографических явлений;

) как область практической (или научно-практической) деятельности по подготовке различных источников библиографической информации (библиографических пособий) и библиографическому обслуживанию потребителей информации, в противовес понятию "библиографоведение", которое обозначает науку;

) как отдельное библиографическое издание, например, "Библиография Афганистана", "Библиография Японии" и т.д., или список литературы в выражениях типа "библиография в конце книги", "библиография в конце статьи"; совершенно недопустимо использование термина в таком его значении. Сегодня используется только в единственном случае: как элемент библиографического описания: "Библиогр.: с. ".

) как совокупность библиографических трудов, выделенных по какому-либо признаку, например, библиография стран Азии. Также недопустимо.

Вообще в культуре библиографической среды сложилась традиция нестрогого употребления термина, но в познавательной сфере (т.е. научной и учебной) понятийные контуры библиографии должны быть очерчены достаточно отчетливо, для однозначного их понимания в процессе научных дискурсов (диалогов) и изучения в различных курсах библиографических дисциплин.

Попытаемся дать определение.

При всем разнообразии взглядов на библиографию специалисты едины в одном: у истоков библиографии находится потребность в знании, недостаток знания о чем-либо, стремление человека получить информацию об этом знании. Библиография сформировалась как структура, которая оказалась способной помочь в удовлетворении этой потребности. Она выработала специфические средства, организующие знания, накопленные человеком, и позволяющие человеку ориентироваться в нем. Поэтому, в самом общем виде библиографию можно определить как систему, упорядочивающую пространство информации и знания с целью ориентации в нем.

Информация и знание выступают в единстве, но нетождественны друг другу. Информация накапливается с помощью органов чувств, аналитически обрабатывается, логически осмысляется, закрепляется в суждениях и превращается в знания. Средствами закрепления и сохранения знания является язык и знак. Т.о. знание является феноменом познавательной деятельности человека, результатом переработки полученной информации. Информация же есть передаваемое знание и выступает в качестве способа передачи знания. Следовательно, знание может быть представлено в качестве содержания информации, передаваемой в процессе коммуникации.

В последнее время мы часто апеллируем понятиями "информационное общество", "общество знания". Знание должно выступать в качестве исходного пункта в построении всех информационно-коммуникационных систем. (Где наша мудрость, потерянная ради знаний, где наши знания, потерянные ради информации. Т.е. информация, наиболее упрощенная форма выражения знания, а знания порой бывают избыточными и не всегда используются для благих дел. Мудрость же - исходное состояние человеческого сознания. Младенец - мудр, но мы теряем мудрость в процессе выработанных методик обучения и воспитания. К старости человек становится мудрым, но не всегда, только в том случае, когда в его сердце сохраняется любовь. Злой человек никогда не будет мудрым).

В определении мы говорили о библиографии как системе ориентации в мире знаний и информации. Под ориентацией следует понимать способность библиографии структурировать, организовывать, упорядочивать информацию и знание с целью обеспечения свободного поиска и обнаружения необходимого.

К сожалению, одна из главных проблем XXI века - переизбыток неструктурированной, не превращенной в знания информации. По мнению ученых, даже в самых эффективных организациях используется лишь третья часть полезной информации по профилю их деятельности. Отсюда - важность создания систем по управлению знаниями, разработки интеллектуальных методов, обеспечивающих извлечение, интеграцию и обработку знаний из различных информационных источников. Библиография такими методами структурирования располагает.

Специфика данного метода будет прослежена при дальнейшем рассмотрении сущности библиографии.

1.2 Проблема эволюции библиографии

Для понимания сущности библиографии, причин ее возникновения и перспектив будущего развития важно вернуться к ее истокам.

Слово "библиография" древнегреческого происхождения. Буквально оно означает "книгописание" ("библион" - книга, "графо" - пишу).

Примерно в V в. до Р.Х. в Греции "библиографами" стали называть людей, которые переписывали книги. Это была очень уважаемая профессия, т.к. искусство "писания" книг требовало высокого уровня грамотности и художественно-каллиграфических способностей.

После крушения античного мира слово "библиография" надолго исчезло из употребления. Вспомнили его вскоре после изобретения книгопечатания в середине XV в. и библиографами стали иногда называть типографов. И только в первой половине XVII в. французские ученые Габриель Ноде и Луи Жакоб впервые использовали слово "библиография" в названиях своих работ в смысле "списка литературы". Вскоре оно приобрело и более широкий смысл: "кнгоописание" (по аналогии со словом "география", "биография" и т.п.). Что касается собственно библиографических трудов, то они длительное время именовались "каталогами", "лексиконами", "описями", "реестрами", "инвентарями" и т.д.

Библиография возникла на определенном этапе развития общества и средств общения. Первоначально, в дописьменный период, обмен информацией между людьми осуществлялся посредством устной коммуникации, в процессе непосредственного общения. По мере того, как накапливался объем знаний, появилась необходимость его фиксировать, так как только закрепленное знание создавало возможность его собирать, хранить, передавать.

В соответствии с исследованиями историков, библиография возникла в ІІІ-м тысячелетии до РХ, в Месопотамии и Древнем Египте. История ее начинается с рукописной книги, существующей на разных носителях. В Древнем Египте информация передавалась через письмена на папирусе, в Месопотамии на глиняных табличках. Текст на них был стандартизирован. Создавались таблички сериями, на них размещались выходные сведения о тексте. Т.о., отметим, что первоначальная форма существования библиографии является афинная (т.е. библиографическая информация о содержании текста помещалась непосредственно с текстом и была с ним тесно связана, на одном носителе).

АФИННАЯ БИБЛИОГРАФИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Информация о документе в самом документе, на основе которой формируется библиографическая запись о нем, предназначенная для использования в библиографической деятельности и включения в самостоятельные (диагенетические) библиографические пособия. К АБИ относятся сведения об авторе, названии, выходных данных, издательская аннотация, оглавление, вспомогательные указатели, примечания и комментарии, фрагменты предисловий и послесловий, позволяющие точнее проводить идентификацию документа и т.д.

В Месопотамии библиотеки появились рано, в них большое развитие получили каталоги (т.е. каталожная форма существования библиографии - суть - связь с хранилищем). В это же время появляются и самостоятельные формы существования библиографии, т.н. диагенетическая форма. Это - списки новых поступлений, гимнов, писем и т.д.

Существует также латентная форма, суть которой в том, что библиографическая информация вкраплена в текст повествования.

Возникновение библиографии на Руси и Беларуси связывают с IX в., и ее эволюцию связывают с появлением письменности и развитием книжной культуры.

Сущность библиографии, несмотря на изменения социальных условий, революционных преобразований в сфере технологий, остается неизменной. Развитие книгопечатания, средств аудио- и видеозаписи, телевидения, компьютерной техники не смогли изменить природу библиографии, поскольку основная потребность общества и человека, которая стала причиной появления библиографии - потребность в знании и информации - сохраняется и остается до нашего времени.

Единственное, что важно отметить, что в ходе изменений социально-экономических и культурных условий изменились способы фиксации и распространения знаний и информации.

Библиография тесно связана с объектом фиксирования информации. В начале таким объектом был рукописный текст (рукописная книга), с началом книгопечатания - печатная книга, потом шире - произведения печати, т.к. включали в себя и другие разновидности печатных изданий (журналы, газеты и т.д.) Во второй половине ХХ в. широкое распространение получили непечатные источники информации (аудио- и видеозаписи), и появилась необходимость в термине, обозначающем более широко источник информации. В качестве такого термина с сер. 70-х годов утвердился "документ". Его понимали как любой материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) социальная информация.

Необходимо иметь в виду две основные стороны документа - его идеальное содержание и материальную форму. В рамках библиотечно-библиографической терминологии обе стороны важны, поэтому и в библиотечно-библиографическом определении документа они должны быть отражены. Иначе говоря, возникает необходимость иметь две формулировки определения документа, выражающих один и тот же смысл, но с разных сторон: во-первых, со стороны содержания документа, во-вторых со стороны его формы:

Со стороны содержания: документ - это некоторая социальная информация, зафиксированная (закрепленная) человеком на некотором материальном носителе, в целях ее хранения, распространения и использования.

Со стороны формы: документ - это некоторый материальный носитель, на котором человеком зафиксирована (закреплена) некоторая социальная информация в целях ее хранения, распространения и использования.

Различные точки зрения на терминологические производные от "документа".

Ю.Н.Столяров предлагает договориться об использовании двух основных терминологических производных - документный (состоящий их документов) и - документальный (основанный на документах, подтвержденный документами, например, статья с цитированием к.-л. документов, подтверждающих к.-л. эмпирический факт и т.п.). Принят белорусскими учеными.

О.П.Коршунов: документный (в смысле Ю.Н.Столярова), документированный, вместо документальный (хорошо документированная статья), а термин документальный предлагает использовать как наиболее широкий, обобщающий по отношению ко всем предлагаемым терминам, в том числе документарный, т.е. существующий, функционирующий, зафиксированный в форме документа.

Однако в современных условиях внедрения новых информационных технологий в электронной среде значение материальной стороны документа становится второстепенным. Актуальным становится введение такого термина как "медиа", который определяется, применительно к библиографической практике, как источник информации, функционирующий в электронной среде. Производным от слова "медиа" выступает слово "медиадокумент", т.е. документ, который служит объектом библиографической фиксации, но который существует только в виртуальном пространстве. Употребляется также понятие "электронный документ" - это документ на машиночитаемом носителе, для использования которого необходимы средства вычислительной техники. Его разновидностью является электронное издание, рассматриваемое как документ, прошедший редакционно-издательскую обработку, предназначенный для распространения в неизменном виде, имеющий выходные сведения. "Э.д" нельзя путать с электронным ресурсом, хотя возможны трансформации. Электронные ресурсы - это материалы, закодированные для обработки и управления ими с помощью компьютеров.

Таким образом, выстраивается цепочка, свидетельствующая о трансформации объекта библиографии: рукопись - книга - документ - электронный документ - медиа.

В современном библиографоведении одним из исходных и фундаментальных понятий все-таки является документ. И этим термином мы будем пользоваться.

Документ является центральным звеном системы документальных коммуникаций. Рассмотрим понятия коммуникация, система документных коммуникаций, библиографическая коммуникация.

Коммуникация - это управляемая передача информации между двумя и более лицами и (или) системами. В понятии "коммуникация" всегда подчеркивается наличие связи, взаимодействия с целью обмена информацией.

Система документных коммуникаций - это система, предназначенная для управления процессами функционирования документов в обществе. Она включает в себя документные ресурсы, процессы и методы, обеспечивающие их хранение, обработку, распространение и использование. Важнейшим элементом этой системы является человек: автор документа, издатель, распространитель, потребитель. В системе документных коммуникаций входит также целый ряд специально созданных общественных институтов: издательства, книжные магазины, архивы, библиотеки, научно-информационные центры, СМИ. Все они особым образом выполняют посреднические функции на пути документа с момента его создания до момента использования. К их числу относится и библиография, в рамках которой осуществляется библиографическая коммуникация - система передачи библиографической информации от одного субъекта к другому.

Библиография как социальный институт сформировалась под влиянием факторов, требующих посредничества в системе "документ - потребитель информации". Здесь мы сталкиваемся еще с одним понятием - "потребитель информации" - это тот, кто получает информацию и использует в различных целях. В роли потребителя может выступать один человек, группа людей, коллектив сотрудников, учреждение и т.п.

Однако в процессе взаимодействия документ - потребитель информации могут возникать информационные барьеры, которые связаны со следующими главными моментами. Документы как материальные объекты в процессе распространения попадают в самые различные места (библиотеки, книжные магазины, органы информации, личные собрания и т.д.), т.е. они постоянно "рассеиваются" в пространстве. Естественно, что вместе с материальной формой документов "рассеивается" и их содержание. Это нарушает внутреннюю связь, непрерывность заключенного в них знания. В результате поиск каждого отдельного документа, а тем более документа родственного содержания оказывается очень затруднительным.

Все это усугубляется тем, что содержание документов неоднородно и предназначено определенным категориям потребителей. Потребитель со своей стороны не знает, где находятся нужные ему документы, не знает, в каких именно документах содержится интересующая его информация. Он не в силах следить за появлением всей массы новых документальных источников информации, человек вообще может не подозревать о существовании документов, соответствующих его интересам и т.д.

По мере того как растет число и разнообразие документов, с одной стороны, и потребителей информации, с другой, по мере того как социальная значимость документной информации неуклонно возрастает, а информационные потребности усложняются и дифференцируются, барьеры, препятствия, трудности в системе документальных коммуникаций все более обостряются. Все реальное разнообразие информационных барьеров в системе документальных коммуникаций по причинам их возникновения можно свести к трем основным группам:

Объективные информационные барьеры (не зависящие от самих документов и потребителей):

пространственные, связанные с неизвестностью местонахождения документа, необходимость его поиска в больших документных массивах;

географические, связанные с расстояниями между документом - потребителем информации;

количественные, отражающие физическую невозможность освоить все соответствующие потребителю источники информации;

качественные, связанные с необходимостью сравнительной оценки и выбора лучших из множества имеющихся источников информации.

Субъективные информационные барьеры, зависящие от потребителей:

языковые, как результат незнания потребителей языка, на котором написан документ. Этот барьер в современных условиях представляет собой одно из наиболее мощных препятствий, затрудняющих использование документов (особенно научных). В области научно-технической информации доля литературы на англ., нем., русском и французском яз. в совокупности составляет 88%. В гуманитарных науках литература на англ. яз. составляет 30%, французском - 13%, испанском - 12%, русском - 6% и т.д.

психологические, обусловленные наличием у потребителей предубеждения к тем или иным жанрам, авторам, новым формам источников информации, а также неразвитого художественного вкуса, отсутствием навыков систематического самообразовательного чтения, настроением, влиянием окружающей читательской среды и т.п.;

барьеры воображения, связанные, например, с тем, что ученый уверен в невозможности найти нужную информацию и отказывается от поиска;

стратегически-поисковые барьеры, связанные с неумением потребителей выбрать правильную стратегию документального поиска;

временные барьеры, обусловленные тем, что ученый не может тратить на поиск информации более 20-25% своего рабочего времени;

экономические барьеры, связанные с недостатком средств у потребителя для приобретения источников информации или оплаты соответствующих услуг.

ведомственные барьеры, связанные с административной структурой ведомств, препятствующей движению документов;

режимные барьеры, вводимые во избежание утечки секретной информации в рамках государственных или ведомственных структур;

редакционно-издательские барьеры, связанные с задержанием выхода в свет публикаций, их низким качеством, наличием неряшливых формулировок, избыточной информации и т.п.

барьеры, связанные с отсутствием и (или) несоблюдением стандартов на публикации, что затрудняет библиографический поиск в больших документных массивах;

библиотечно-библиографические барьеры, вызванные задержками и другими недостатками в библиотечном и библиографическом обслуживании потребителей.

Т.о., библиография сформировалась как социальный институт, в рамках которого выработаны специальные средства и методы, позволяющие устранить обозначенные информационные барьеры. Ее главная задача - осуществлять посреднические функции между фиксированной информацией и потребителем, ориентировать человека и общество в пространстве информации и знания.

1.3 Основные функции библиографии

библиография информация знание коммуникационный

Общественные функции библиографии, многообразие их наименований. Мы отмечали, что библиография - это социальный институт, поэтому из всего многообразия определений понятия функция мы выбрали следующую: функция - это роль, выполняемая определенным социальным институтом по отношению к обществу. В специальной литературе имеется более 50 наименований общественных функций библиографии. Они различны по смыслу и широте содержания, зачастую пересекаются между собой. Существующие концепции различных авторов мы рассмотрим позже, где будут раскрыты и предлагаемые ими функции. Сейчас за основу мы приняли одну из концепций, а именно, М.Г.Вохрышевой, как наиболее симпатичную нам и не противоречащей остальным. Функции библиографии по М.Г. Вохрышевой. Маргарита Георгиевна все многообразие функций подразделяет на две категории: общие и частные. Первые характерны для всего многообразия библиографических явлений, вторые связаны с конкретными направлениями библиографической деятельности. Основная функция библиографии - упорядочение документных массивов с целью ориентации в них, т.е. функция упорядочения документов. В зависимости от технологических процедур, с помощью которых реализуется упорядочивание документов, выделяются следующие функции:

отражательно-преобразующая - суть в том, что документ преобразуется, трансформируется в библиографическую форму, которая позволяет идентифицировать, отождествить, опознать документ - первоисточник;

структурирующая, т.е. все документы должны быть определенным образом структурированы, т.е. организованы друг относительно друга, систематизированы, классифицированы;

ценностно-ориентационная, т.е. библиография должна ориентировать потребителей в мире документов с учетом интереса потребителя, а также ценности документа, для чего осуществляется анализ, оценка документа и представление его в соответствующей форме.

В зависимости от целей, которые ставятся перед библиографией различают следующие функции:

познавательная, суть в том, что в следствие перечисленных выше процедур создается новое (библиографическое) знание, которое, в свою очередь, нацелено на поиск, получение и создание нового знания потребителем, что позволяет говорить о познавательной функции библиографии;

информационная - библиография формирует оригинальный вид информации, специфический по форме и содержанию - библиографическую информацию, тем самым она выполняет информационную функцию в обществе. Библиографическая информация дает возможность генерировать новые знания, способствуя решению актуальных научных, социальных и иных задач;

социально-коммуникационная. Библиография выступает в качестве одного из средств социальной коммуникации, выполняя коммуникационную функцию - функцию сообщения, связи и общения людей своими специфическим средствами - особым библиографическим языком, системой кодирования информации, своими правилами осуществления коммуникации в различных процессах библиографической деятельности.

Частные функции, как мы говорили, связанны с конкретными направлениями деятельности (государственная библиография - функции: документная, депозитарная, архивная, фондообразующая, регистрирующая, моделирующая, международная).

4 Закономерности развития библиографии

Соответствие библиографии экономическим и социально-культурным условиям общества.

Библиография не утрачивает ничего ценного, достигнутого за годы своего развития.

Соответствие библиографии уровню современных информационных технологий и возможностям их оптимального использования.

Изменение функций библиографии частного порядка и перераспределение "веса" и значения отдельных звеньев и направлений развития в разные исторические периоды.

Основная функция библиографии конкретизируется в решении двух главных задач и соответственно реализуется по двум направлениям: - максимально полное отражение всех документальных ресурсов; - дифференцированное отражение документов с учетом потребностей различных категорий пользователей.

Наличие глубоких системных связей, которые исторически сложились в системе документных коммуникаций.

Функционирование библиографии связано с формированием системы библиографического знания на основе преобразования любого знания специфическими для библиографии методами.

Список использованных источников

Гречихин, А.А. Общая библиография: учебник для ВУЗов. М.: МГУП, 2000.

Коготков, Д.Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: учебник / Д.Я.Коготков. - СПб.: Профессия, 2003. - 304 с.

Диомидова Г.Н. Библиографоведение: учебник для средних профессиональных учеб. заведений / Г. Н. Диомидова. - СПб. : Профессия. - 2002. - 288 с.

Моргенштерн, И. Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие для студентов / И.Г. Моргенштерн; - Санкт Петербург: Профессия, 2005. - 208 с.

Вохрышева, М. М. Теория библиографии: учеб. пособие / М. Г. Вохрышева. - Самара: Изд-во СГАКИ, 2004. - 368 с.





error: Контент защищен !!