Ивановский епископ Иосиф "добивает" Ивановскую епархию. Иосиф, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский (Македонов Николай Викторович)

В миру Петровых Иван Семёнович, родился 15 декабря 1872 года в городе Устюжне, Новгородской губернии. Родился в семье мещан. С юности был почитателем праведного Иоанна Кронштадтского.

Окончил Устюженское духовное училище и Новгородскую духовную семинарию.
В 1895 году за казенный счет направлен в Московскую духовную академию, где вскоре проявил себя усидчивым и способным к серьёзному труду и учёным занятиям. Он успешно и с одобрением выполнил задание Академии Наук, записав по выработанной программе северный народный выговор.
В 1899 году окончил Московскую духовную академию первым кандидатом-магистрантом и оставлен профессорским стипендиатом при академии.
9 сентября 1900 года утверждён исполняющим должность доцента академии по кафедре Библейской истории.
26 августа 1901 года епископом Волоколамским Арсением, ректором академии, был пострижен в монашество в Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой Лавры. Затем, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября того же года — во иеромонаха.
В июне 1903 года удостоен степени магистра богословия за диссертацию на тему «История Иудейского народа по Археологии Иосифа Флавия (Опыт критического разбора и обработки) » и утверждён в звании доцента.
9 декабря 1903 года назначен экстраординарным профессором и инспектором Московской академии.
18 января 1904 года возведён в сан архимандрита.
В 1905-1910 годах издал свой духовный дневник под заглавием «В объятиях Отчих. Дневник инока ,» который он вел подражая праведному Иоанну Кронштадтскому.
В 1905 году прекратил поминовение императорской фамилии за богослужением и на некоторое время был запрещен в служении. Затем, из-за конфликта со студентами по прошению был уволен из академии и назначен, в июне 1906 года, настоятелем настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского первоклассного монастыря Холмской епархии.
С 1907 года — настоятель первоклассного Юрьева монастыря Новгородской епархии.
27 февраля 1909 года переведен настоятелем в Спасо-Яковлевский Димитриевский монастырь в Ростове Великом.
15 марта 1909 года хиротонисан во епископа Угличского, викария Ярославской епархии. Хиротония была совершена в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры митрополитами Санкт-Петербургским Антонием, Московским Владимиром, Киевским Флавианом и другими архиереями.
На этой кафедре пребывал много лет. Был близок к будущему патриарху святителю Тихону в бытность его архиепископом Ярославским.
В 1911 году посетил Афон для изучения древних церковных распевов.
Участник Поместного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 годов. С 1 декабря 1917 года до 20 января 1918 был временно управляющим Рижской епархии.
7 июля 1919 года в Ростове был арестован за то что «звоном с колокольни и крестным ходом сорвал в своей епархии кампанию по вскрытию мощей .» Был переведен в Москву, во внутреннюю тюрьму ВЧК на Лубянке, и в августе того же года освобожден.

22 января 1920 года возведен в достоинство архиепископа и назначен архиепископом Ростовским, викарием Ярославской епархии. 8 июля того же года был арестован за организацию крестного хода в знак протеста против вскрытия мощей Ростовских чудотворцев, приговорен к одному году заключения в концлагере условно. После ареста в Ростове были собраны тысячи подписей с просьбой о его освобождении и в том же году он продолжил свое служение.

До самого его закрытия в 1923 году оставался настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря, и за многие годы приложил немало усилий для благоустроения обители.
С 1920 по 1925 годы временно управлял епархией Новгородской и Старорусской.
В мае 1922 года был арестован за сопротивление изъятию церковных ценностей и был осужден Ярославским ревтрибуналом на 4 года лишения свободы, уже 5 янврая 1923 года досрочно отпущен по предписанию председателя ВЦИК М. И. Калинина. В том же году вступил во временное управление Ярославской епархией.

Во время обновленчества затворился в Угличском Алексеевском монастыре и оттуда управлял епархией, не участвуя активно в борьбе с обновленчеством, но и не сочувствуя ему. Держался он так, что завоевал доверие митрополита Крутицкого Петра, который в своём завещании от 6 декабря 1925 года поставил его третьим кандидатом в заместители патриаршего местоблюстителя.

21 мая 1924 году включен в состав членов Священного Синода при патриархе Тихоне. 12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру. После ареста митрополита Петра, во время попыток захвата церковной власти архиепископом Григорием (Яцковским), был всецело на стороне митрополита Сергия (Страгородского).

26 августа 1926 года был назначен митрополитом Ленинградским и 11 сентября прибыл в Ленинград. Вечером этого дня (канун памяти святого Александра Невского) и утром в день праздника он совершил свое первое и последнее торжественное богослужение в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Ленинградцы, давно уже не имевшие своего митрополита, встретили новоприбывшего с большой радостью, как стойкого борца за чистоту Православия. Несмотря на дождь, улицы и площадь около собора были заполнены народом; многие подходили под благословение со слезами. 13 сентября покинул Ленинград, а по приезде в Москву был вызван в ОГПУ и отправлен в обратно Ростов с запрещением выезда оттуда.

25 ноября / 8 декабря 1926 года митрополит Сергий (Страгородский) был арестован, и владыка Иосиф, согласно завещанию Крутицкого святителя Петра, оказался заместителем патриаршего местоблюстителя, временным предстоятелем Русской Православной Церкви. В тот же день он подписал завещательное распоряжение, в котором передал первосвятительские права архиепископу Свердловскому Корнилию (Соболеву) или (в случае невозможности его приступить к своим обязанностям) архиепископу Астраханскому Фаддею (Успенскому), или же архиепископу Угличскому Серафиму (Самойловичу), если его предшественник в списке кандидатов встретит препятствие к принятию возложенных на него обязанностей. 16/29 декабря того же года владыка Серафим (Самойлович) принял на себя служение заместителя патриаршего местоблюстителя.

Владыка Иосиф не смог вернуться в Ленинград из Ростова. Он управлял епархией через своих викариев, приезжавших в нему в Ростов. 28 декабря 1926 года был арестован и выслан в бывший Моденский Никольский монастырь без права выезда. Лишь в сентябре 1927 года он смог вернуться в Ростов.

Тем временем, Священный Синод под председательством митрополита Сергия 13 сентября 1927 года, постановил «по соображениям большей пользы церковной » перевести митрополита Иосифа на Одесскую кафедру. 28 сентября того же года митрополит Иосиф направил митрополиту Сергию письмо, в котором высказал суждение о том, что считает распоряжение о его перемещении на Одесскую кафедру незаконным. 25 октября митрополит Сергий и временный Священный Синод вынесли новое определение о перемещении митрополита Иосифа на Одесскую кафедру, а тот повторно отказался 30 октября.

За этим противоречием стояло то, что митрополит Иосиф узнал о назначении через третьи руки и воспринял его как величайшую несправедливость, как следствие интриги. Он также не одобрял избранного митрополитом Сергием курса в управлении Русской Православной Церковью, некоторые действия заместителя рассматривал чуть ли не как сознательное предательство Церкви Божией. Как и в случае со многими другими архиереями, толчком к отстранению от митрополита Сергия стала его Декларация 1927 года. Волновавшие его чувства митрополит Иосиф излил перед приехавшим к нему викарием, епископом Гдовским Димитрием, а тот, возвратившись в Ленинград, рассказал прихожанам о настроении митрополита. Безусловно, и перед ростовскими знакомыми митрополит Иосиф не скрывал этих чувств и подозрений. Поэтому, хотя он и отрицал свою причастность к начавшимся вскоре волнениям в Ленинграде и к дурному приёму, который ростовцы оказали вновь назначенному к ним епископу Иннокентию (Летяеву), — всё же и то, и другое, несомненно, произошло под его нравственным, хотя, может быть, и невольным, влиянием. Еще середине августа 1927 года епископ Гдовский Димитрий, протоиерей А. Советов и другие клирики Ленинграда направили митрополиту письмо с выражением своего несогласия с церковной позицией митрополита Сергия, а 26 декабря 1927 года епископ Гдовский Димитрий и епископ Нарвский Сергий (Дружинин) подписали акт отхода от митрополита Сергия, одобренный митрополитом Иосифом.

Таким образом начался так называемый Ленинградский раскол, получивший название иосифлянского. В начале митрополит Иосиф открыто не порывал с митрополитом Сергием и некоторое время отрицал свое влияние на викариев, в то же время поддерживая переписку с Сергием.

Письма, которые он за этот период написал митрополиту Сергию, почти не оставляли надежды на мирный исход конфликта. Тон писем митрополита Иосифа резко обличительный, и, в то же время, в них много личного, жалобы на опасность «пропасть совсем от нужды и голода» — в Ростове митрополит имел возможность продавать остатки своего имущества, но на новом месте это могло стать невозможным. Логически не обосновано утверждение, ставшее впоследствии одним из тезисов иосифлянства, о том, что канонические правила запрещают переводить епископов, — если бы владыка Иосиф действительно считал это законом, не терпящим исключений, то обязан был бы заявить протест еще когда из Ростова его перевели в Ленинград. В письмах ясно проглядывает мысль, что митрополит Иосиф является одним из заместителей патриаршего местоблюстителя и в качестве такового служит предостережением митрополиту Сергию о возможности его духовного падения. Можно также выделить чрезвычайную язвительность его упреков и обвинений: его эпитеты доходят в отдельных случаях до возмутительной грубости; он не стесняется в выражениях, даже если они относятся к Церкви. «Будто и не он пишет вовсе. У него будто злоба какая ,» — замечал по поводу этой переписки архиепископ священномученик Иларион (Троицкий).

2 февраля 1928 года митрополита Иосифа посетили посланные к нему митрополитом Сергием архиепископ Вологодский Сильвестр (Братановский) и архиепископ Самарский Анатолий (Грисюк), которым митрополит Иосиф сделал заявление об отделении от митрополита Сергия. 6 февраля 1928 года, вместе с группой архиереев Ярославской епархии включая святителя Агафангела подписывал декларацию об отделении от митрополита Сергия. Но митрополит Иосиф пошел дальше своих сотоварищей в этом деле. В то врем, как они официально пробыли в разделении немногим более трех месяцев, митрополит Иосиф остался в нем до конца жизни, теперь уже открыто возглавив оппозицию.

11 (или 27) марта 1928 года, сессией Священного Синода было вынесено постановление о лишении митрополита Иосифа кафедры и запрещении его в священнослужении; он, как раньше его викарии, не подчинился этому постановлению.

29 февраля 1928 года митрополит Иосиф был вновь арестован и вновь выслан в Николо-Моденский монастырь без права выезда. Тут он был арестован 9 апреля или 12 сентября 1930 года по делу «Всесоюзного центра Истинного Православия». 3 сентября 1931 коллегия ОГПУ СССР приговорила его, как «руководителя церковно-административного центра всесоюзной контрреволюционной монархической организации ‘Истинно-Православная Церковь"» по статье 58-11 УК РСФСР к 5 годам концлагерей с заменой на 5 лет ссылки в Казахстан.

В Казахстане он прожил до 9 апреля 1935 года в городе Джамбул, где работал бухгалтером на медном комбинате, тайно совершая Божественную литургию, а затем проживал в городе Мирзоян без права вызеда. 24 июня или 23 сентября 1937 года последовал его арест и осуждение на расстрел за «контрреволюционная деятельность.»
Расстрелян 20 ноября 1937 года в овраге Лисий Нос под Чимкентом вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым).

В 1981 году Русской Православной Церковью Заграницей был причислен к лику святых как священномученик. Однако, в Московском Патриархате его прославление встречало неприятие. По воссоединении Русской Церкви в Отечестве и за рубежом вопрос о канонизации митрополита Иосифа стал одним из предметов разбирательства рабочих групп по составлению общего списка новомучеников и исповедников Российских.

2 июня исполняется 120 лет со дня рождения – известного и глубоко почитаемого подвижника, исповедника, поэта и проповедника, которого называли одним из самых одухотворенных архиереев последнего времени. Неизвестное свидетельство о владыке Иосифе приводит в своей статье Ксения Кириллова.

Старец и исповедник веры, митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Иван Михайлович Чернов) родился ровно 120 лет назад в Белоруссии, в Могилеве-на-Днепре в семье военного 2 июня 1893 года, в день памяти великомученика Иоанна Нового, Сочавского.

Владыка отсидел двадцать лет в советских лагерях, чудом избежал фашистского расстрела. При этом, по словам очевидцев, он никогда не унывал, охотно утешал других и даже юродствовал.

Первый арест таганрогский епископ Иосиф (Чернов) пережил в 1935 году, когда особым совещанием при НКВД СССР его осудили на 5 лет лагерей «за антисоветскую агитацию». Владыка был освобожден в декабре 1940 года и направлен обратно в Таганрог. В этот период владыка Иосиф принимал участие в деятельности нелегальной общины верующих «Белый дом», тайно служил, совершал священнические хиротонии и монашеские постриги. После того, как во время Великой Отечественной войны Таганрог был оккупирован немецкими войсками, с августа 1942 года он возобновил открытое служение в качестве Таганрогского епископа.

С немецкими властями у владыки возникли трудности из-за отказа выйти из подчинения Московскому Патриархату и поминать в службах вместо митрополита Сергия (Страгородского) митрополита Берлинского Серафима. На допросах немецкое командование неоднократно предлагало епископу Иосифу сотрудничество в целях пропаганды, грозя арестом и расстрелом, а также убеждало выдавать евреев, комсомольцев и других. Однажды он был кратковременно арестован. Владыка, однако, отвечал отказом и служить молебны за победу германского воинства он не стал.

Более того, отец Иосиф помог некоторым евреям спастись от фашистов, а также активно помогал партизанам. Сбор средств в помощь советским войскам шёл и в окормляемых владыкой Иосифом областях. Все суммы переправлялись через партизан, с которыми епископ был связан напрямую.

Вскоре после его патриотической речи об императоре Петре I и величии России по случаю торжественного восстановления памятника Петру I в Таганроге 18 июля 1943 года, гестапо арестовало владыку. В гестаповской тюрьме в Умани он находился с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года, а под Рождество 1944 года его приговорили к расстрелу. Владыку спасло только отступление немецких войск из Умани 11 января 1944 года.

После освобождения Умани частями Красной Армии в июне 1944 года епископ Иосиф вновь был арестован. Он содержался в Москве в Бутырской тюрьме, затем был переведён в Ростов-на-Дону. В феврале 1945 года владыку приговорили к 10 годам лишения свободы. Срок заключения он отбывал в Челябинском лагере особого назначения, а с 1948 года - в посёлке Спасск в Карагандинском лагере. С 1954 владыка находился в ссылке в посёлке Ак-Кудук Чкаловского района Кокчетавской области, и окончательно освобождён из неё был только в 1956 году.

Сейчас о владыке Иосифе вышла целая книга воспоминаний «Свет радости в мире печали. Митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф», по мотивам которой был снят одноимённый фильм. Мы же представляем вашему вниманию не вошедшие в книгу воспоминания о митрополите Иосифе одной из его духовных дочерей, родной сестры игуменьи Верхотурского Покровского женского монастыря Софии (Любых) – Марии Ивановны Сащиной(в девичестве – Любых).

Я родилась в православной семье в конце сороковых годов прошлого столетия, и была последним ребенком. Невзирая на богоборческую политику, родители ходили в церковь и меня учили христианским добродетелям, - вспоминает Мария Ивановна. - Во время революции мой дедушка был старостой в церкви, и в 1929 году его выселили в Сибирь, туда, где сейчас находиться город Нижневартовск. Хотя до совершеннолетия родители боялись рассказывать мне о нём, всё детство мое прошло в церкви. Папа работал пономарём в соборе. Я помню, что и мне очень нравилось пение, торжественность богослужения.

В 1956 году была образована Петропавловская епархия, и в Петропавловск, где тогда жила с семьёй маленькая Маша Любых, приехал новый архиерей - епископ Иосиф (Чернов), только освобождённый из ссылки в Кокчетаве.

Он так молитвенно служил и радовался снова славить Господа, что нам, детям, казалось как будто мы на Небе. Его горячие и образные проповеди, свои воспоминания об испытаниях в годы двадцатилетних скитаний по ссылкам и помощи Божией для перенесения тех унижений, которые выпали ему, на всю жизнь остались в сознании, и всегда помогали в сложных жизненных ситуациях, - рассказывает Мария Сащина.

B те годы основными прихожанами храма были женщины, тогда как архиерею были необходимы иподиаконы - мужчины, которые могли бы входить в алтарь.

Я любила стоять слева от кафедры, и вот владыка Иосиф разрешил держать мне слyжебник и жезл, когда он стоял на кафедре. Мне было тогда семь лет, я стояла и замирала от счастья, держа книгу или жезл. Но когда мне исполнилось восемь, Владыко объяснил мне, что больше девочке нельзя участвовать в богослужении, и чтобы было не так мне горько, подарил брошь. Я очень горько плакала, что я не мальчик, - вспоминает Мария Ивановна.

Когда владыку перевели в Алма-Ату, повзрослев, Мария старалась 2-3 раза в год летать к нему.

Общение с ним, его беседы, советы помогли мне справиться в жизни со своими невзгодами и болезнями. Это был человек удивительной доброты. Помню, первый раз я поехала к нему в 67-м году со своим папой. Мне было тогда 18 лет. Печь тогда топили дровами, притом дерево, которое для этого использовали, было очень тяжёлым и твёрдым. Какого же было моё удивление, когда, ранним утром выглянув в окно, я увидела, как владыка носит эти тяжёлые поленья. Он даже не сказал мне, что собирается делать, не попросил помочь. Я когда я вышла во двор, он сказал мне, что сейчас натопит титан, чтобы мы с папой помылись с дороги. Представляете? Архиерей, которому за семьдесят лет, сам таскал дрова, чтобы согреть нам воду! - вспоминает она. - Для меня это стало образцом смирения.

По словам Марии Ивановны, в общении с людьми владыка Иосиф был удивительно простым, добрым, и в то же время удивительно проникновенным. Многие духовные чада вспоминают его ласковые, чуть с хитринкой, глаза.

Владыка очень чувствовал людей. Те, кто с ним однажды пообщался, не могли о нём потом не вспоминать. Однажды у митрополита Иосифа я познакомилась с одним священником, отцом Наумом. Затем, уже после смерти родителей я собралась ехать на Украину, и даже взяла на это благословение. Тогда отец Наум сказал мне: «Сдавай билет и лети в Алма-Ату». Мне показалось странным всё менять, тем более это было не так просто, да и благословение лететь на Украину было уже получено. Словом, я не поехала тогда в Казахстан - а вскоре владыка умер. Отец Наум говорил мне потом: «Знали бы вы, какого человека оставили!». Но откуда я могла знать тогда, что его не станет - ведь я была ещё девчонкой лет 25-ти. Сейчас, наверное, я повела бы себя по-другому, - сокрушается Мария Ивановна.

Или ещё одно воспоминание из «петропавловского» периода жизни владыки. В 50-е годы в первое воскресенье после каникул школьников частенько засаживали за парты - якобы вспоминать забытое за время отдыха. Маленькая Маша стояла на службе на Вербное воскресенье, боясь опоздать в школу, когда владыка Иосиф обратился к ней со словами: «Вот уехала Мария - а кто же будет жезл держать?».

На тот момент мне уже давно было за семь лет, и жезл мне держать запретили. Я не могла понять, о чём он говорит. Уже много лет спустя, когда теперь мне приходится держать жезл, помогая матушке в монастыре, я вспоминаю те его слова. Значит, он знал, что в моей жизни будет ещё один жезл, - рассуждает Мария Сащина.

Мария Ивановна вспоминает один случай прозорливости владыки: когда, после операции на желудок, он позвонил ей со словами: «Ну вот, теперь до конца жизни посты у тебя отменяются».

Для меня это было странно. Я строго соблюдала все посты и думала: ну хорошо, сейчас я болею, а потом выздоровею и снова начну поститься. Кто ж знал, что мне предстоит ещё 15 операций, и в одной из них мне удалят желудок? Но он, видимо, знал…

Уже после смерти митрополита Маша Любых вышла замуж - по её словам, не очень удачно.

Интересно, что я успела сказать владыке, что хочу замуж. Он сказал мне тогда: «Мария, пожалеешь». И, как обычно, он оказался прав.

Отдельные воспоминания Марии Сащиной связаны с воспоминаниями владыки Иосифа о лагерях:

Один раз батюшка рассказывал, как они встречали Пасху в лагере, сидя в одной камере с Чебоксарским владыкой Эммануилом. Каким-то чудом прихожане смогли передать им в заключение хлеб, вино, пасхальное яичко. Вместо престола они положили одного старенького архиерея, чтобы служить литургию на его мощах - ведь все они на тот момент были исповедниками. Разумеется, на тот момент он был жив, но когда служба закончилась, архиерей оказался мёртв. Эту историю владыка рискнул даже рассказать во время проповеди с амвона, хотя в советское время это было небезопасно.

Кстати, в отношении к советской власти, по словам духовных чад, владыка сохранял мудрую осторожность, например, разрешал надевать в школе пионерский галстук, чтобы не злить учителей, но не благословлял носить его дома. Крестик же он снимать не велел.

Он старался давать такие советы, чтобы мы могли не идти на открытый конфликт с властью, но в то же время сохраняли свою душу, - отмечает Мария Ивановна.

Уже через много лет Мария Сащина попала на сеанс к Кашпировскому - разумеется, не из-за увлечения оккультизмом, а по ошибке решив, что он - обычный врач (дело было в 80-е годы). Тогда знаменитый «целитель» неожиданно признался ей: его «лечение» на неё не подействует, потому что он чувствует за ней какого-то сильного покровителя. Пожалуй, в этом со скандально известным экстрасенсом согласна и сама Мария Ивановна - молитвенную помощь владыки Иосифа она чувствует до сих пор.

Биография Митрополита Курганского и Белозерского ИОСИФА

Митрополит Курганский и Белозерский ИОСИФ (Балабанов)

Митрополит Иосиф (Балабанов Игорь Анатольевич) родился 31 января 1954 г. в старинном подмосковном городе Кашира. Отец, Анатолий Ильич, родился 29 июля 1927 г., скончался 27 декабря 2001 г., мать, Надежда Петровна, родилась 15 сентября 1929 г., скончалась 12 мая 1999 г. По семейной традиции, через 40 дней после рождения младенец был крещен в храме во имя святых мучеников Флора и Лавра г. Каширы, единственной действующей тогда в городе церкви. С раннего детства будущий Владыка посещал Флоро-Лаврский храм г. Каширы, где тогда было еще много старых монахинь и сохранялся старинный монашеский дух, который он впитывал. Псаломщица этого храма монахиня Ангелина, ныне схигумения Макария, настоятельница Макариево-Писемского монастыря Костромской епархии, строгая и требовательная, старалась научить его всему, что впоследствии может пригодиться для служения Церкви. Это были годы мощного давления атеистического государства на Церковь и верующих, и юноше пришлось многое перенести из-за твердости своих убеждений.

По окончании 10 классов средней школы он проходил срочную службу в армии в древнем Смоленске. В армии он так же не скрывал своих религиозных убеждений, но замполит части все же дал ему прекрасную характеристику.

В 1975 г., по окончании армейской службы, он поступил в Московскую духовную семинарию. За прекрасную успеваемость из первого класса он был сразу же переведен в третий, в 1978 г. окончил семинарию по первому разряду и без вступительных экзаменов был принят в Московскую духовную Академию.

5 марта 1979 г. в Крестовой церкви во имя святого благоверного князя Даниила Московского в резиденции митрополита Крутицкого и Коломенского в Московском Новодевичьем монастыре Высокопреосвященнейшим митрополитом Ювеналием он был пострижен в монашество с наречением имени Иосиф, в честь святого праведного праотца Иосифа Прекрасного. Его духовного отца, Владыку Ювеналия, отличают особые духовные дарования, огромный и многосторонний опыт, приобретенный многолетним высоким и ответственным служением Церкви. У этого, требовательного к себе и своему окружению наставника, будущий Владыка, как из неиссякаемого источника, черпал уроки для жизни. Величественное и сосредоточенно-молитвенное совершение Богослужений, спокойный, вдумчивый и мудрый подход к любому вопросу, всецелая отдача себя церковному служению, глубокая вера и преданность воле Божией являли перед ним в его Святителе тот образ, перед которым невозможно было не благоговеть, и которому хотелось, по мере сил, подражать.

9 марта 1979 г. в Успенском храме Новодевичьего монастыря Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий рукоположил новопостриженного монаха Иосифа во иеродиакона. 26 июля 1979 г. определением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена он был назначен штатным диаконом в Успенский храм Новодевичьего монастыря, а к празднику Пасхи Христовой 1980 г. был награжден Патриаршей Грамотой.

23 апреля 1981 г., в Великий Четверг, в Успенском храме Новодевичьего монастыря по благословению Святейшего Патриарха Пимена Высокопреосвященнейший митрополит Ювеналий посвятил отца Иосифа во иеромонаха. 7 апреля 1982 г., в праздник Благовещения, он был награжден наперсным крестом. Новодевичий монастырь, – одно из самых любимых верующими москвичами мест. Успенский храм монастыря является кафедральным собором митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия. Величественные архиерейские службы, множество верующего народа, возможность почти ежедневного служения Божественной Литургии не могли не радовать молодого священнослужителя, но в то же время его не могла не тяготить и столичная суета. Стремление быть простым пастырем в отдаленном сельском приходе взяло верх, и он подал прошение о переводе. Но Господь судил иначе.

15 сентября 1982 г. Определением Святейшего Патриарха Пимена он был направлен в распоряжение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, а 30 сентября того же года Владыка принял решение о назначении его в Ильинский храм г. Серпухова Московской области. Это был единственный храм в довольно многолюдном городе (120 тыс. жителей), однако частые смены священников и постоянные нестроения в приходе привели к тому, что храм пришел в удручающее состояние. По оценке производственного бюро отдела охраны памятников архитектуры износ цокольной части составлял 70%, кровля сгнила и протекала. Храм нужно было спасать. Однако Уполномоченный совета по делам религий при Совете министров СССР по Московской области А. А. Трушин решительно воспротивился назначению митрополитом нового настоятеля. Владыка, в надежде, что удастся изменить ситуацию, вынужден был назначить отца Иосифа только штатным священником.

13 июля 1983 г. иеромонах Иосиф был назначен благочинным церквей Серпуховского округа, в состав которого входили Серпуховской, Чеховский и Нарофоминский районы Московской области. Эту должность он занимал до своего назначения в Ярославль в феврале 1999 г. Открытие новых храмов и монастырей, их реставрация, подготовка священнослужителей, возрождение традиционных форм церковного служения, развитие религиозной жизни во всем ее многообразии были постоянной заботой благочинного. И сейчас духовенство округа воспринимает Владыку действительно как своего отца, воспитавшего их своим примером, с любовью называя созданную им церковную атмосферу «школой Владыки Иосифа».

19 марта 1984 г. иеромонах Иосиф стал настоятелем Ильинского храма г. Серпухова. Он много сделал для него. Был произведен капитальный внешний и внутренний ремонт храма, построен новый каменный двухэтажный дом, заменены устаревшие коммуникации, поставлена металлическая ограда. Но самое главное, – в приходе прекратились многолетние распри. Настоятель сумел объединить вокруг себя всех прихожан. Сейчас уже мало осталось в живых тех из них, с кем пришлось налаживать церковную жизнь, но семена, посеянные Владыкой в то время, и по сей день приносят добрые плоды.

22 ноября 1987 г. иеромонах Иосиф был удостоен Святейшим Патриархом Пименом сразу четырех церковных наград и возведен в сан архимандрита.

6-12 июня 1990 г. он участвовал от Московской епархии в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, избравшего на Первосвятительский престол Святейшего Патриарха Алексия II. В 1990 г. архимандрит Иосиф становится депутатом Серпуховского городского Совета. Он делает все возможное для того, чтобы Церкви были возвращены все ее монастыри и храмы, в том числе он сумел добиться передачи Московской епархии комплекса Серпуховского Высоцкого мужского монастыря.

28 февраля 1991 г. Святейший Патриарх Алексий и Священный Синод назначают архимандрита Иосифа настоятелем Высоцкого мужского монастыря г. Серпухова с правом совершения Богослужений с жезлом.

Возрождению этой древней обители, основанной преподобным Сергием Радонежским в 1374 г., ее настоятель отдавал все свои силы и способности. За несколько лет находившийся в руинах монастырь обрел свою прежнюю красоту и величие. Многочисленные святыни, собранные Владыкой в обители, строгое и торжественное уставное монастырское богослужение, теплота и отзывчивость братии стали привлекать в монастырь все больше и больше паломников. По инициативе настоятеля монастыря было возобновлено пришедшее в полное забвение почитание чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Пожалуй, во всей Русской Православной Церкви не найти ни одного храма, где не чтилась бы сейчас эта икона. Акафист Богоматери перед этой иконой с благоговением ежедневно читают многие и многие верующие. А тогда Владыка Иосиф бережно держал в руках и готовил к первому изданию единственный сохранившийся акафист, переписанный рукой какой-то полуграмотной благочестивой старушки.

В 1993 г. архимандрит Иосиф был избран членом Епархиального совета Московской епархии.

25 сентября 1995 г. во время своего Первосвятительского визита в Высоцкий монастырь Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил архимандрита Иосифа орденом Преподобного Сергия Радонежского второй степени, а 28 марта 1996 г. удостоил его права совершения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 28 декабря 1998 г. архимандриту Иосифу определено быть Епископом Угличским, викарием Ярославской епархии. Его Архиерейская хиротония состоялась 31 января 1999 г. в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы. Ее возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

С февраля 1999 г. Владыка нес свое архиерейское служение в древнем Ярославле. По благословению Святейшего Патриарха Алексия викарный епископ исполнял и должность секретаря Ярославской епархии. И здесь он много делал для того, чтобы открывались новые монастыри и приходы, возрождались и благоукрашались старинные храмы. Его заботой и старанием был передан епархии и отреставрирован расположенный в центре Ярославля величественный Богоявленский храм XVII века. Великим освящением этого храма закончилось плодотворное служение епископа Иосифа на Ярославской земле.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода от 7 октября 2002 г. образована новая православная епархия на Дальнем Востоке — в Еврейской Автономной области. Епископом Биробиджанским и Кульдурским назначен Преосвященный епископ Иосиф.

Трудами епископа Иосифа в апреле 2003 г. был заложен, а 21 сентября 2005 г. освящен Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана, в 2006 г. построен Социально-Просветительский Центр епархии, в 2007 г. создан женский монастырь, появились новые храмы и часовни в поселках и селах области, построено 2 храма в исправительных учреждениях. В епархии появились свои святыни, создаются новые приходы, строятся храмы, возрождается церковная жизнь во всех традиционных для нее аспектах. Биробиджанская епархия ведет широкую миссионерскую, просветительскую, социально-благотворительную деятельность.

21 сентября 2005 г. епископ Иосиф награжден орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени.

Многосторонняя успешная деятельность Владыки отмечена не только церковными наградами. 22 января 2002 г. приказом Министра юстиции РФ он награжден серебряной медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». 8 августа 2005 г. Указом Президента РФ В. В. Путина награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. 12 февраля 2007 г. приказом директора ФСИН России награжден золотой медалью «За укрепление уголовно-исполнительной системы». Указом Президента Российской Федерации Д. А. Медведева №472 от 29 апреля 2009 г. «за большой вклад в сохранение духовных и культурных традиций» награжден орденом Дружбы. 01 октября 2012 г. Постановлением губернатора ЕАО А. А. Винникова награжден Почетным знаком ЕАО «Почет и уважение». В 2015 году Указом Президента РФ В. В. Путина награжден орденом Почета.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА и Священного Синода Русской Православной Церкви от 5 мая 2015 года архиепископ Иосиф назначен Управляющим Курганской и Белозерской епархией, главой Курганской митрополии.

24 мая 2015 г. в связи с назначением главой Курганской митрополии архиепископ Иосиф возведен Святейшим Патриархом Кириллом в сан митрополита.

7/20.11.1937. – Расстрелян свщм. Митрополит Иосиф Петроградский, основатель катакомбной Истинно Православной Церкви

Митрополит Иосиф (в миру Иван Семенович Петровых; 15.12.1872–7/20.11.1937) родился в семье мещанина уездного города Устюжны Новгородской губернии Семена Кирилловича Петровых, владевшего пекарней и булочной лавкой. Был 4-м ребенком (всего в семье было 9 детей).

После Устюжского духовного училища окончил Новгородскую духовную семинарию, затем Московскую духовную академию в 1899 г. со степенью кандидата богословия. В 1903 г. получил степень магистра богословия; тема диссертации: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия".

26 августа 1901 г. был пострижен в монашество, 30 сентября рукоположен во иеродиакона, а 14 октября во иеромонаха. С 1903 г. – доцент Московской духовной академии, затем экстраординарный профессор и инспектор. 18 января 1904 г. возведен в сан архимандрита. Затем, из-за конфликта с либеральными профессорами по прошению был уволен из академии и в июне 1906 г. назначен настоятелем Яблочинского Свято-Онуфриевского монастыря Холмской епархии. С 1907 г. – настоятель Юрьева монастыря Новгородской епархии.

С 27 февраля 1909 г. стал настоятелем Спасо-Яковлевского монастыря в Ростове (и оставался им вплоть до окончательного закрытия обители в 1923 г.). 15 марта 1909 г. хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Угличского, викария Ярославской епархии (правящим архиереем был до декабря 1913 г. – ).

Уход о. Иосифа из научной деятельности в монастырь вследствие конфликта с либеральными учеными коллегами был отражением общего его восприятия духовной атмосферы в России и в Церкви. При виде разгорающейся т.н. он пишет в "Дневнике": «Господи! Вера и благочестие падают... Те, которые должны бы быть примерами их и живыми проповедниками, предпочитают подавать обратные печальные примеры равнодушия и пренебрежения к ним! Интеллигенция бесится хульною ненавистью к Церкви и лучшим силам, выработанным и веками засвидетельствованным в своей истинности и спасительной жизненности, уставам и всему строю... Мы изолгались в своей вере и жизни так, что не только стали непохожи на христиан, но и стали поистине хуже язычников, дерзая однако называть себя христианами...Страшно ждать Твоего вразумления!... С ужасом внимает душа грозным ударам Суда Божия над Отечеством нашим... Настало вновь время терпения и страдания за истину Христову. Вновь близится век мучеников, исповедников, страстотерпцев. Искусные в вере – явитесь! Истинные Боголюбцы и Христолюбцы – выступите!» (В объятиях Отчих. Дневник инока. Т. III. С. 81; Т. V. С. 243; Т. VIII. С. 133, 138).

Надо ли на этом фоне говорить, как владыка Иосиф отнесся к и к ее ... Его пассивность как участника , видимо, объясняется ощущением собственного безсилия при виде происходящей апостасии апокалипсического масштаба. Но к антицерковному террору жидобольшевиков он не был пассивен.

С 1 декабря 1917 до 20 января 1918 г. по указу Патриарха был временно управляющим Рижской епархии. Воспротивился . В июле 1920 г. был арестован по обвинению в противодействии кампании по вскрытию мощей и в проведении крестного хода. Был отправлен в Москву в тюрьму ВЧК и осужден на год лагерного заключения условно.

С 1920 г. – архиепископ Ростовский, викарий Ярославской епархии. В ноябре 1922 г. был приговорен Ярославским ревтрибуналом к 4 годам лишения свободы за сопротивление , но в январе 1923 г. был освобожден по решению президиума ВЦИК.

В 1920–1925 гг. управлял Новгородской епархией во время ареста архиепископа Арсения (Стадницкого). В 1923–1926 гг. управлял Ярославской епархией во время ареста митрополита Агафангела (Преображенского).

(Дальнейшая судьба распылившейся Катакомбной Церкви в точности не выяснена, а в наше время, при всем уважении к действительным сохранившимся катакомбникам, извращена множеством мифов и самозванцев, включая провокации КГБ, так что тут касаться этой проблемы не будем. Отметим только, что в 1982 г. РПЦЗ помогла обратившимся к ней из СССР катакомбникам восстановить канонический епископат и они присоединились к РПЦЗ.)

Судьба основоположника Катакомбной Церкви была столь же мученической, как и у всех его сподвижников. В сентябре 1929 г. митрополит Иосиф был выслан в Казахстан в Аулие-Ата. 29 ноября 1929 г. был арестован его заместитель во главе епархии архиеп. Димитрий и постановлением Коллегии ОГПУ в августе 1930 г. был приговорен к 10 годам лагеря. Его преемника епископа Сергия (Дружинина) отправили в заключение год спустя. Оба они погибли в лагерях. В феврале 1932 г. в Ленинграде было арестовано всё иосифлянское духовенство, их храмы были закрыты, и иосифляне перешли на тайные богослужения. По свидетельству очевидцев, в Ленинграде они проводились в зданиях морского техникума, школ подводного плавания и водного транспорта, в помещениях больниц, учебных заведений и других учреждений (со входом по пропускам), на частных дачах и квартирах, в том числе некоторых академиков, профессоров Военно-Медицинской академии и университета.

В казахстанской ссылке митрополит Иосиф был 9 сентября 1930 г. арестован по делу "Всесоюзной организации Истинно-Православной Церкви". Для допросов был доставлен в Ленинград, затем в Москву. По постановлению Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 3 сентября 1931 г. был приговорен к пяти годам заключения в лагере с заменой на высылку в Казахстан на тот же срок. Жил на окраине Чимкента около арыка, за которым простиралась целинная степь. В маленьком казахском глинобитном доме он занимал комнату с верхним светом, обставленную очень скромно: в ней стоял грубо сколоченный стол, топчан и пара стульев. Каждое утро один служил за аналоем, на который ставил небольшой резной складень.

В 1937 г. был вновь арестован и 19 ноября 1937 г. приговорен к расстрелу тройкой УНКВД по Южно-Казахстанской области; 20 ноября, в полночь был расстрелян вместе с митрополитом Кириллом (Смирновым); захоронен предположительно в Лисьем овраге под Чимкентом.

В 1981 г. митрополит Иосиф был , из которых очень многие были "иосифлянами". Следует отметить, что уже в июле 1928 г. иосифлянское движение и его каноническую экклезиологическую основу поддержал глава Русской Православной Церкви за границей , заявивший в полном согласии с Синодом РПЦЗ о молитвенном единстве с Катакомной Церковью. Он тайно переслал из Сербии в СССР свое соответствующее послание, которое с воодушевлением распространялось иосифлянами.

РПЦ МП при ее отдельном прославлении части Новомучеников в 2000 г., отказалась включить в их число свщм. митрополита Иосифа. Препятствием для этого было объявлено уже не его руководство "расколом" (МП теперь признает, что "иосифляне" были во многом правы), а якобы признание им в 1937 г. своей "контрреволюционной деятельности"; хотя "контрреволюционная деятельность" и враждебное отношение к богоборческой власти не может быть препятствием для церковного прославления, а, наоборот, свидетельствует о жизненном подвиге Владыки Иосифа. Кроме того, этот протокол допроса, с большой долей вероятности, был сфабрикован чекистами (такова казенная стилистика текста и стандартная для подобных признаний форма показаний).

Владыка Иосиф также внес заметный научный вклад в русскую церковную науку как историк и богослов. Главный труд его: "История иудейского народа по археологии Иосифа Флавия" (Сергиев Посад, 1903). Цель своего труда он видел в том, чтобы «забраковав негодное, установить важное» в тексте своего тезки Флавия. Он начал с определения двух крайностей в оценке текста Флавия – излишняя его критика или полное доверие: «Понадобились до унизительности рабские преклонения перед авторитетом Иосифа далеко недюжинных талантов (вроде некоторых отцов и учителей Церкви), прежде чем установилось равновесие». Вывод самого владыки Иосифа заключался в том, что Флавий, говоря о периоде, предшествовавшем Маккавейским войнам, не располагал никакими серьезными документами, кроме Ветхого Завета, зато его сведения о последних двух веках до Р.Х. имеют большую ценность, тем более, что этот период освещен в Библии не полностью.

Также он автор книги "Самуил и Саул в их взаимных отношениях" (1900), статей в Православной богословской энциклопедии. В 1905–1910 гг. владыка издал свой цитируемый выше дневник под заглавием: "В объятиях Отчих. Дневник инока" из 12 томов – поучительный образец православно-аскетической литературы в наступающую эпоху апостасии. Автор дневника углублялся в себя и записывал каждое свое душевное движение, свидетельствуя и о взлетах его духа, и об искушениях, которым он подвергался.

Библиография
Священномученик Иосиф, митрополит Петроградский. Жизнеописание и труды. Сост.: М.С. Сахаров и Л.Е. Сикорская. СПб. 2006.
Шкаровский, М.В. Судьбы Иосифлянских пастырей. Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные материалы. СПб, 2006.

Начав с меня, и других, активных сельских священников, епископ Иосиф, со своим Уткиным, ведут войну "по всем фронту" епархии проводя нападения и приводя к разрушению всего доброго и социального, что в епархии существует. Все настоятели монастырей, все настоятели храмов, без исключения, уже получили от него и грубость и нападки и многих он уже "удалил" Очередной скандал, теперь с самым известным и достойным монастырем, с самым трудолюбивым настоятелем, это всего лишь продолжение политики ненависти и разрушения, которая идет несколько лет в епархии. От этого, в прямом смысле, гибнут люди (умерло два известных пожилых священника после его "разносов" их в алтаре), уходит из храмов народ, падает вера. Доколе? Новая статья, это новый крик о помощи к Патриарху, молчание которого, глядя на эти безобразия, уже вызывает недоумение.

Оригинал взят у borman784 в

Оригинал взят у expertmus в Ивановский архиерей и вл. Арсений (Епифанов) vs о. Амвросий (Юрасов)

Красная (Введенская) церковь Свято-Введенского женского монастыря

«ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ» НА РОДИНЕ ПЕРВЫХ СОВЕТОВ

Начало

«Русский Вестник» несколько раз обращался к вопросу об архиерейском служении епископа Иваново-Вознесенского и Кинешемского Иосифа, деятельность которого вносит немалое смущение в души православных людей Ивановской области. Вот и на этот раз мы вынуждены высказать суждение о его очередных деяниях.
В г. Иванове, печально прославившемся как родина большевистских «первых советов», на более чем полумиллионный город к 1990 году оставался всего один небольшой Введенский храм. Несмотря на яростное сопротивление власти храм передаётся Церкви, его настоятелем и строителем управляющим тогда Ивановской епархией епископом Амвросием (Щуровым) назначается игумен Амвросий (Юрасов).
Очень быстро во Введенском соборе вокруг о. Амвросия собирается община, и уже в 1991 г. она получает статус женского монастыря, который стал самым крупным по числу насельниц монастырь в России, только чуть позже по численности с ним сравняется знаменитый Дивеевский женский монастырь. Сейчас монастырь, помимо разстроившейся городской территории, имеет ещё 4 подворья (до 50 насельниц) в сельских местностях Ивановской области, возстановив в них совершенно разрушенные храмы.
В те же годы о. Амвросием из его чад собирается братство «Радонеж», которое создаёт в Москве одноимённые православные радиостанцию и газету, сеть православных гимназий, книгоиздательство, паломническую службу и ведёт деятельную миссионерскую работу. Игумен Амвросий, ставший очень известным пастырем и миссионером, в те же годы возводится в сан архимандрита, и в виде исключения, как основатель Введенского женского монастыря (здесь не было монастыря до революции), возводится Синодом не только на должность духовника монастыря, но и на должность настоятеля (по традиции - настоятельницами женских монастырей являются игуменьи).

Фонд «Вознесение»

В Иванове не хватало храмов, сам главный собор города - Вознесенский, по которому некогда город получил название Иваново-Вознесенск, был взорван большевиками в 1930 г. В 2006 году архимандрит Амвросий получил благословение на создание Вознесенского храма, место для него было выделено властями в центре города у вокзала (недалеко от Введенского монастыря). Благословение дал епархиальный совет под председательством архиепископа Амвросия (Щурова).
Для сбора средств на строительство храма Вознесения Господня духовными чадами архим. Амвросия был создан Межрегиональный Общественный Фонд содействия духовному и нравственному просвещению «Вознесение», который также занимался широкой просветительской деятельностью (в частности - подготовку учителей школ к преподаванию школьникам элементов православных дисциплин). Фонд «Вознесение» и городские власти просили присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «Советы».
Президентом Фонда был избран архимандрит Амвросий (Юрасов). Фонд имел благословение Патриарха Алексия II, затем Патриарха Кирилла и митрополита Кубанского Исидора, действовал в 4-х регионах РФ, устраивал учебные летние лагеря для подготовки учителей воскресных школ на черноморском побережье, издавал литературу, помогал детским приютам и т.д. Но главным делом Фонда - было строительство храма Вознесения. Сама Ивановская епархия не потратила на строящийся храм ни одной копейки.

Новый архиерей

Проблемы начались с появления на Ивановской кафедре епископа Иосифа (Македонова). Само вступление его в должность показательно: в день его приезда в 24.00 (!) здание епархии была захвачено и опечатано, а вещи 76-летнего архиепископа Амвросия уже с раннего утра стали выбрасывать на улицу.
Епископ Иосиф (Македонов) считается племянником архимандрита Авеля (Македонова), друга детства митрополита Никодима (Ротова) . Если его предшественник архиеп. Амвросий (Щуров) храмы открывал (около 170 за 17 лет), то еп. Иосиф их начал закрывать (уже около 20) за неуплату священниками «налога» в епархию (следует учесть, что по храмам епархия была одной из самых разорённых, а по экономическому рейтингу среди регионов РФ находится на предпоследнем месте).
Запрещены и изгнаны из епархии десятки священников (по некоторым сведениям - до сотни). Так, некто о.N, строивший храм в деревне, был вызван еп. Иосифом и обвинён в краже 2,5 млн. руб., при этом ему не было показано ни одного подтверждающего документа. Епископ обещал его посадить в тюрьму, если он не отдаст ему деньги. Напуганный батюшка продаёт квартиру в Подмосковье, купленную когда-то ему родителями, машину, и приносит деньги епископу наличными. Тот забирает деньги, пишет ему отпускную грамоту из епархии и велит убираться прочь, грозя ему тюрьмой, если тот опять появится в епархии. Это только один случай постоянного вымогательства денег с приходов. Еп. Иосиф заявляет так: «Если не могут платить - значит храм им там не нужен. Тогда - закроем».
Неугодное священство подвергается постоянной травле по нелепейшим поводам. Основатель монастыря архим. Амвросий (Юрасов) был снят с настоятельства Введенским женским монастырём («по уставу не положено»), и когда он, как духовник и старший священник большого клира монастыря, подписал расписание месячных служб духовенства монастыря и тогда ещё пяти подворий, висящее в алтаре монастырского собора - он был вызван еп. Иосифом на «дисциплинарную комиссию» епархии. С его точки зрения - составить список служащих должна была игуменья (!).
Отдельная тема - это помощник еп. Иосифа, его секретарь игумен Виталий (Уткин), начавший свою карьеру вместе с Иосифом в рязанском Иоанно-Богословском монастыре. Не касаясь его весьма своеобразных взглядов, обильно разсыпаемых им в интернете (такие как ярый антимонархизм, призывы «войскам подавлять народные волнения и стрелять в народ»), интересна его деятельность вполне материального характера. Иг. Виталий (Уткин), явно с покровительства своего патрона, ездит по епархии и изымает, якобы на «ответственное хранение в епархии» или «на реставрацию», старинные иконы, заставляя настоятелей на их место заказывать копии, но иконы исчезают и их нет в епархии. Распоряжения даются устно, в категорической форме - но не давая расписок в получении икон, чтобы не оставлять следов. Уткин хорошо известен профессионалам чёрного рынка икон. Так, изъяты старинные иконы из древнего храма села Холуй, из храма села Красного под Палехом, из ещё целого ряда храмов. Ряд священников был снят с настоятельства храмами и - кто переведён на другие приходы, а кто и изгнан - именно за то, что отказались своими руками разорять свои храмы и передавать иконы Уткину. Формулировка снятия - «за непослушание правящему архиерею».


Фонд «Вознесение» и новый храм

Как сообщают, оказавшись на Ивановской кафедре, еп. Иосиф заявил окружению, что ему надо избавиться от нескольких священнослужителей, назвав в частности архим. Амвросия (Юрасова), архимандрита Никона (Фомина), схиигумена Митрофана (Лаврентьева) и некоторых иных. С тех пор и началась их постоянная травля.
В 2008 г., когда все проектные работы были завершены, Совет попечителей строящегося храма Вознесения (который возглавляет бывший мэр города Иваново, а теперь замгубернатора А.Г. Фомин) обратились к новому архиерею Иосифу (Македонову) с просьбой освятить место строительства - епископ отказался. Фонд «Вознесение» и городские власти опять обратились с просьбой к епископу Иосифу ходатайствовать перед Патриархом присвоить будущему храму статус «Покаянного храма-памятника в месте начала русской смуты», где в 1905 г. появились первые «советы», но епископ жёстко отказал.
Виталий Уткин от лица Ивановской епархии официально заявил, что епархия к новому строящемуся храму Вознесения не имеет никакого отношения, вызвав у горожан удивление («Ивановская газета»). Но дальше было интереснее.
Губернатор М. Мень и еп. Иосиф приехали в Москву уже к патриарху Кириллу и просили патриаршего благословения на… строительство нового соборного храма Вознесения. Фактически Патриарха ввели в заблуждение, это если очень мягко сказать. Ему преподнесли всё так, как будто такого храма не существует, его строительства не ведётся, зато они - берутся его построить. Патриарх Кирилл дал еп. Иосифу и губернатору Меню благословение на строительство нового Вознесенского храма, добавив, сколько о той встрече известно, что надеется, что не будет в России недостроенных храмов. По имеющимся сведениям - такой храмовый комплекс строить в нищей Ивановской области не на что.
Весной 2008 года еп. Иосиф встречался с теми предпринимателями, которые помогают в Иванове Фонду «Вознесение» в строительстве храма Вознесения (настоятелем которого с самого начала поставлен архим. Амвросий), и спросил: сколько денег надо для достройки храма? Они отвечали, что ещё больше 25 млн., и на его вопрос: найдут ли они такие деньги - те ответили утвердительно. Но начался кризис и строительство затянулось.
В начале лета 2011, на собрании духовенства епархии, еп. Иосиф обвинил руководство Фонда «Вознесение» в том, что они украли более 26 млн. руб. и пригрозил Фонду уголовным преследованием, если он не получит этих денег. При этом Фонд «Вознесение» - общественная организация, среди его учредителей нет Ивановской епархии, он ни епархии, ни областной власти никак не подотчётен (он межрегиональный, и осуществляет свою деятельность в разных регионах РФ), аккуратно ежегодно сдаёт свою финансовую отчётность и никак не может быть что-то «должен» Ивановской епархии.
После этого начались доносы (сейчас их именуют «рапорты») еп. Иосифа в Московскую Патриархию и местную полицию.
Донос в Патриархию еп. Иосифа от 12.10.2011 не известен по тексту, но по ответу из Москвы видно, что Патриархия была обманута еп. Иосифом, т.к. в нём прямо указано, что это ответ на его рапорт «…по итогам проведённой Епархиальным управлением проверки деятельности Межрегионального общественного фонда «Вознесение»» - тогда как такой проверки не было, ибо общественные организации в принципе не подотчётны епархиям РПЦ (за тем исключением, когда они ими учреждены или соучреждены). Тем не менее, из канцелярии Патриарха 24.11.2011 в Ивановскую епархию на имя еп. Иосифа поступает резолюция (№ ПК-01/2279): ««Патриаршее благословение на деятельность … фонда «Вознесение» отзывается до полного выяснения обстоятельств его деятельности. Прошу проинформировать об этом руководство Фонда» . Архиеп. Истринский Арсений ».
В тот же день (а возможно - и час) еп. Иосиф направляет архим. Амвросию «Указ № 306», в котором сказано: «В соответствии с резолюцией… (следуют повторения текста из канцелярии патриарха) …настоящим указом у архимандрита Амвросия (Юрасова) с 25.11.2011 г. отзывается благословение на занятие поста президента вышеупомянутого фонда вплоть до полного выяснения обстоятельств деятельности этого фонда… еп. Иосиф
Но этого мало. Началась компания по оклеветанию руководства Фонда . Так, в прямом телефонном разговоре с прот. Всеволодом Чаплиным, председателем Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества, еп. Иосиф заявил, что на Фонд заведено более «20 уголовных дел» (!!). При этом сделанный из Фонда запрос о подобных «делах» - вызвал в Ивановской прокуратуре и поначалу даже в полиции лишь недоумение (от 08.12.2011, № 15-529-2001). Но затем местные полицейские чины во главе с замом начальника УМВД по Ивановской области А.Л. Римским стали пытаться нарыть на Фонд и его основателя компромат, опрашивая местных жителей и прихожан монастыря, «известно ли им, как много денег разворовал монастырь и Фонд?» Такие вопросы вызывали изумление местных жителей.
Также Фонд «Вознесение» был оклеветан еп. Иосифом перед митрополитом Кубанским Исидором, в епархии которого действовали отделения Фонда по подготовке православных учителей. Митрополит Исидор 8 декабря также отозвал своё благословение и распорядился: «С данного числа отделения прекращают свою деятельность».
Но этим, понятно, не кончилось. Последовал новый «Указ № 332 от 12.12.2011 г.», в котором «на основании решений Епархиального Совета и Духовного Собора (??) Введенского женского монастыря г. Иваново (п.2 Протокола № 14 от 10.12.2011 г.) БЛАГОСЛОВЛЯЕТСЯ:
1. Запретить проживание лиц мужского пола в ограде Введенского женского монастыря города Иваново.
2. Игумении Марии (Перепеча), настоятельнице Введенского женского монастыря г.Иваново, в срок до 10 Января 2012 г. обеспечить создание мужской монашеской общины на подворье Свято-Введенского женского монастыря «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на.
3. В состав данной общины включить всех лиц мужского пола (священнослужителей, монашествующих, послушников и трудников), ныне проживающих на территории Введенского женского монастыря…
4. …
5. Старшим священнослужителем мужской монашеской общины «Сергиева Пустынь» в д. Стоянцево Лежневского р-на назначить духовника Введенского женского монастыря г. Иваново архим. Амвросия (Юрасова).
6. Для размещения священнослужителей на период несения ими в Введенском монастыре седмичной череды настоятельнице … игумении Марии подготовить место проживания за пределами монастырской ограды.
…Еп. Иосиф» (везде сохранена орфография указа)

Если перевести весь этот «Указ» на человеческий язык, то это всё значит, что один из самых уважаемых духовников в России, которого многие почитают за старца, 73-летний архимандрит выкидывается среди зимы из основанного и отстроенного им более чем за 20 лет монастыря на улицу. Причем это решение подаётся так, как сам «Духовный Собор» священнослужителей - сам выставил себя из монастыря, который они окормляют, в самое подходящее, для жизни в чистом поле, время года. Поистине «шедевр» в данном указе - это повеление игуменье женского монастыря (!!) «обеспечить создание мужской монашеской общины», да ещё в срок меньше месяца - уникальный «духовный рывок», не имеющий в современности аналогов.
Примечательно указание игуменье Марии «подготовить место проживания за пределами монастырской ограды» для служащих отцов. Во-первых, для священнослужителей был выстроен отдельный корпус, совершенно отделённый от сестринских келий. Во-вторых, монастырь едва сводит концы с концами, ибо сам строит Вознесенский храм (монастырь - заказчик, а Фонд «Вознесение» является подрядчиком работ по строительству и изыскивает на него деньги), несёт большую социальную нагрузку по помощи бедным и больным, школам и колониям, и не имеет возможности купить в городе жильё для своих священников. И в третьих, но главное: жить монахам на съёмных квартирах, среди мирян - есть для монаха соблазн и нарушение «уставной монашеской жизни» много большее, чем на монастырской территории в отдельном корпусе, чего епископ, обязанный хотя бы формально поддерживать в епархии «монашеские правила» - не может не знать.
Но еп. Иосиф идёт дальше. Он уже отнял у монастыря гостиницу на 50 мест, построенную архим. Амвросием для паломников (приезжавших отовсюду во множестве в Введенский монастырь), чтобы поселить в ней… 5 учениц «иконописного класса» своего микроскопического духовного училища. О духовных училищах - речь отдельная: хоть они формально и есть, но на практике в течении многих лет он очень мало кого рукополагает, и все выпускники Ивановских «духовных школ» (если их можно так громко назвать) - уезжают рукополагаться в другие епархии, хотя, это возможно и оттого, что и они понимают - с каким владыкой придётся имеет дело…

Итоги

Духовенство и насельники Свято-Введенского женского монастыря в г. Иваново решили молить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о даровании монастырю ставропигиального статуса (по возможности - со всеми отстроенными подворьями) и, по возможности, обращение строящегося Вознесенского храма в Патриаршее подворье. Иначе в результате разжигающегося еп. Иосифом и коррумпированной полицией скандала вокруг строительства храма и монастыря могут быть уничтожены и то, и другое. Совет попечителей Фонда «Вознесение» готов просить об этом Святейшего Патриарха Кирилла.
Недавно в в монастыре прошел обыск, при котором были изъяты все документы деятельности Фонда на основании того, что «по их данным», как заявила следователь Осмачко О.Н., у них «есть доказательства» в растрате из Фонда 19 тыс. руб. в начале 2010 г. (!). Документы изъяты без описания и даже без расписки об их изъятии. Были также обысканы помещения монастыря, к Фонду «Вознесения» не имеющие никакого отношения. Нужно ли говорить, что обыском и изъятием этих документов командовал иг. Виталий (Уткин) с группой полиции, причём монахиням и священникам Свято-Введенского монастыря было искренне непонятно: кто из них обыском и друг другом командует?
Были даны два репортажа по Ивановскому телевидению (телекомпания «Барс»), в которых опорочено как руководство Фонда «Вознесение», так и само строительство храма. В первом репортаже 31.12.2011 (http://rutube.ru/tracks/5191770.html) было вполне серьёзно, но абсолютно бездоказательно поведано о «жутких преступлениях» в Фонде.
Самое пикантное здесь то, что если сам Фонд - есть юридическое лицо, пострадавшее от чьей-то растраты, - то именно это «пострадавшее лицо» и подвергается атаке и расправе самым ошеломляющим образом.
Второй репортаж - должен был, видимо, исправить идиотизм предыдущего. Что из этого вышло - судить зрителю. Теперь уже А.Л. Римский, выступив по местной телесети, поведал о том, что разоблачена «преступная группа» в лице руководства Фонда «Вознесение», которая расхитила несметные сокровища, увела деньги зарубеж и скупила там недвижимость. Обалдевшие жители Ивановской области теперь, похоже, с помощью тов. Римского, скоро начнут понимать, в чём подлинная причина разрухи в их несчастном отечестве: все их беды - а главное: безысходная нищета и разорение родных предприятий и ферм - именно от того, что появился несколько лет назад в их городе Фонд «Вознесение», который и привёл область к полному разорению…

Сергей ПИСЕМСКИЙ

«Русский Вестник», 3 (839) 2012






error: Контент защищен !!