Особенности работы с первоклассниками. Доклад на тему "организация обучения первоклассников в адаптационный период" Да будет свет

МБОУ СОШ п. Малиновский

Закона «Об Образовании» РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ;

Типового положения об общеобразовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001года № 196;

Требований государственных образовательных стандартов;

Письма Минобразования России от 25 сентября 2000 г. №2001/11-13 «Об организации обучения в первом классе в адаптационный период»;

Письма Минобразования России от 20.04.2001г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Данные рекомендации по организации учебного процесса в адаптационный период помогут учителю в реализации требований Санитарных правил, в создании благоприятных условий для адаптации детей к школе, снятии статистического напряжения школьников при одновременном выполнении программ по всем предметам.

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый. В письме «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы сказано: «...в сентябре – октябре проводится ежедневно по три урока, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми». Чтобы выполнить задачу снятия статистического напряжения школьников, рекомендуется на четвертых уроках использовать не классно – урочную, а иные формы организации учебного процесса.

Согласно учебному плану в 1 классе учебная нагрузка составляет 21 час в неделю. Первыми часами рекомендуется проводить уроки чтения и русского языка (период обучения грамоте).

В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физкультуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков – игр, уроков – экскурсий, уроков – театрализаций и т.п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал.

Классный руководитель ежедневно в течение 1 четверти заполняет в соответствии с расписанием и тематическим планированием форму по организации учебной деятельности (приложение 1). Данная форма хранится в классном журнале в период заполнения. При завершении адаптационного периода, по окончанию 1 четверти классные руководители сдают данную форму заместителю директора по УВР.

-организация уроков математики.

Начальный период адаптации совпадает с проведением подготовительной работы к восприятию понятий числа, отношения, величины, действий с числами и др. (до числовой период). Дети в этот период учатся проводить наблюдения над предметами, сравнивать, классифицировать по признакам, получая количественные и пространственные представления. Наряду с расширением математического кругозора и опыта детей, формированием их коммуникативных умений и воспитанием личностных качеств, специальное внимание уделяется развитию математической речи детей, их обще логическому развитию.

Дальнейшая работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др.

В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, книгам и т.д. На уроках могут использоваться игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математикой следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке.

Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период может проходить не только на уроках в классе, но и на уроках-играх и уроках-экскурсиях.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

    Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Найди свою группу», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

    Пространственные представления, взаимное расположение предметов: на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

    Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе.

-организация уроков окружающего мира

Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Тем самым обеспечивается накопление чувственного опыта, реальных ярких впечатлений, которые важны для успешного познания окружающего. Замена всех уроков окружающего мира прогулками и экскурсиями нецелесообразна, т.к. эффективность последних может значительно снизиться. Проведенные наблюдения должны быть осмыслены, обобщены, выстроены в формирующуюся систему представлений ребенка о мире, а это возможно именно на уроке.

Экскурсии и целевые прогулки определены образовательной программой, по которой обучаются школьники. На порядок проведения экскурсий могут повлиять погода, социальная обстановка, творческие задумки учителя, содержание занятий по другим предметам.

Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр. Подвижные игры-театрализации проводятся в классной комнате, рекреации, спортивном зале, в хорошую погоду на пришкольном участке.

Все перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки осени: экскурсии «Золотая осень», «Природа вокруг нас», «Во саду ли, в огороде».

2. Разнообразие природы: экскурсии и целевые прогулки «Разнообразие растений», «Деревья твоего двора», «Что за дерево».

3. Социальное окружение: экскурсия по школе для знакомства с различными помещениями, их назначением, с работниками школы, с правилами поведения в школе.

Тематика экскурсий может быть различная: «Наш огород», «Дорога от школы до …» (особое внимание обращается на правила дорожного движения, на места опасного перехода).

Ознакомление с социальным окружением может проходить через подвижные игры, раскрывающие правила дорожного движения, правила поведения в школе, общественных учреждениях, в транспорте.

4. Здоровье: подвижные игры: « Чистота - залог здоровья», «В гостях у Мойдодыра» и др.

-организация уроков изобразительного искусства

В период адаптации к новым для ребенка условиям школьного обучения художественным занятиям принадлежит особая роль. Потребность что-то изображать, рисовать, рассматривать – необходимый и специфический способ познания мира. Ребенок не столько создает произведение, сколько выражает свое состояние. Художественная деятельность ребенка предполагает особую установку учителя на творческое сотрудничество, на доверительность отношений. Поэтому сама атмосфера и цели художественных занятий предполагают свободные игровые формы общения.

Художественные занятия в период адаптации должны иметь различные формы:

Прогулки и экскурсии в парк с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, сбора природных материалов для художественных занятий;

Игры (тема урока «Игра в художника и зрителя»)

Разнообразие форм деятельности и полнота впечатлений на уроках ИЗО способствует снятию напряжения.

--организация уроков технологии

Основные направления работы на первых уроках технологии включают в себя расширение сенсорного опыта детей, развитие моторики рук, формирование познавательных интересов процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления…), формирование первоначальных приемов работы с ручными инструментами и пр.

1.Экскурсии «Красота окружающей среды», «Образы родного края», «Сказочные животные» и др. помогут развивать умения видеть образы в окружающих предметах, формировать художественный образ на уроках труда.

2. Экскурсии по сбору природного материала: «Природа-художник и скульптор», «Что нам дарит природа».

3.Экскурсии могут включать игры-соревнования на развитие глазомера, чувства цвета, формы: «Собери листочки одинаковой формы», «Кто больше придумает образов, которые можно сделать из шишки, желудя и др.» «Из каких природных материалов можно сделать фигурку лисички».

4. Уроки на свежем воздухе с играми и конкурсами, связанные с подбором природного материала: «Кого тебе напоминает эта веточка?», «найди листочки, напоминающие по форме перо птицы».

5.Уроки-конкурсы с использованием изготовленных поделок.

-организация уроков музыки

Основой изучения закономерностей музыкального искусства учащимися являются простейшие музыкальные жанры: песня, танец, марш, их интонационно-образные особенности. Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы.

Учителем могут использоваться образно-игровые приемы:

Пластическое интонирование;

Музыкально-ритмические движения;

Разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др.

Эти приемы позволяют сделать процесс освоения музыки как искусства увлекательным, интересным, насыщенным разнообразными формами деятельности учащихся, что устранит двигательную пассивность и перегрузки детей в первые месяцы их обучения.

Организация адаптационного периода в первом классе

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования.

Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья.

Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных. Специальной дополнительной работы учителя и психолога требует устранение трудностей обучения, возникающие у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах.

Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком.

Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.

Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п.

Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.

Организация обучения

Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом (столом) в соответствии с ростом, состоянием слуха и зрения ребенка. Целесообразно располагать столы так, чтобы можно было организовать фронтальную, парную и групповую работу на уроке. Учебники и дидактические пособия для первоклассников рекомендуется хранить в школе.

Продолжительность учебного года для первоклассников – 33недели. Каникулярное время в течение учебного года – не менее 37 дней. В связи с тем, что учебный год делится на 4 неравные по продолжительности четверти, организуются дополнительные каникулы для учащихся 1-х классов в середине 3 четверти (февраль) с целью профилактики переутомления.

Продолжительность урока – 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5-2 мин. каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 мин. урока. Исключения могут составлять уроки физической культуры, ритмики и т.п.

Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная нагрузка увеличивается постепенно: в сентябре – октябре проводится ежедневно по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие, оно заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми) согласно Письму МО РФ от 20.04.2001 № 408/13-13 «О рекомендациях по организации обучения первоклассников в адаптационный период».

Со второй четверти ежедневно проводится по 4 урока.

Продолжительность перемен между уроками не менее 15 минут, большой перемены после 2 урока – не менее 40 минут. На этой перемене организуется питание учащихся в помещении школьной столовой (10-15 минут) и динамическая пауза (прогулку на свежем воздухе или подвижные игры в помещении) . Длительность динамической паузы не мене 40 минут.

Недопустимо в первом классе введение дополнительных часов на факультативы, на занятия с детьми, испытывающими трудности в обучении что соответствует СанПин . Последнее особенно важно, так как эти дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки и её продолжительности.

Контроль и оценка результатов обучения

В первом классе начальной школы исключена система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую систему (звездочки, квадратики и т.д.).

Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ребенка говорить «не думал», «не старался», «не верно», лучше обходиться репликами «Ты так думаешь?», «Это твоё мнение?» «Давай послушаем других» и т.д.

Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьника, своеобразие его психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия).

В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20 – 25 апреля; в день можно провести только одну контрольную работу.

Домашние задания в первом классе не задаются согласно Письму МО РФ от 25.09.2000 г. № 202/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». Учащиеся первого класса на повторный год обучения не оставляются.

Приложение 1

Организация учебной деятельности в 1 ___ классе ___________ уч.год

Классный руководитель _________________________________

Дата

Предмет

Тема

Форма организации

Инструкция

Идеальный вариант, естественно, если у ребенка есть отдельная комната. В этом случае пространство следует разделить на зоны: игровая зона, рабочая зона и зона сна. Для рабочей зоны лучше всего подходит место у окна. Чтобы ребенок во время работы не отвлекался на происходящие на улице события, стол нужно поставить справа. Стены вокруг рабочего места нужно оформить в спокойных нейтральных тонах, яркие пестрые акценты будут постоянно отвлекать внимание ученика. В интерьере рабочей зоны не должно быть ничего лишнего, только все необходимое для учебы. Кроме стола и стула нужны стеллаж для книг, навесной шкафчик или полка. Не стоит располагать навесную мебель прямо над столом - это создаст ощущение дискомфорта. На этой стене лучше обустроить ученический органайзер в виде пробковой доски и нескольких кармашков из ткани неяркого оттенка для всяких школьных мелочей. А такие отвлекающие факторы, как любимые игрушки, компьютер и телевизор, должны находиться далеко за пределами рабочей зоны. Если же в комнате нет другого места для компьютера, тогда стоит приобрести угловой стол и расположить монитор в стороне, а не на рабочей поверхности.

Что же делать, когда квартира маленькая и нет детской? В этом случае в общей комнате нужно выделить место для рабочего уголка, где бы ребенок мог уединиться. Создать комфортное закрытое пространство можно с помощью разного рода выдвижных перегородок, стеллажей, и даже шкафа. В данной ситуации главное обеспечить для ребенка тишину и спокойствие во время работы.

Необходимый комплект состоит из ученического стола, удобного стула и какого-либо места для учебников и тетрадей (выдвижные ящики, стеллажи, полки, шкафчики). Будущий школьник обязательно должен принимать участие в выборе мебели для своего рабочего уголка. Можно смело покупать стол и стульчик для ребенка, если: спина удобно опирается на спинку стула; ноги, согнутые под углом, не висят, а стоят на полу; размер рабочей поверхности стола в пределах 60-80 см (глубина), и 120-160 см (ширина); расположение рабочей поверхности стола на уровне груди ребенка. Поверхность стола, расположена под наклоном, будет дополнительным удобством для осанки ученика.

Очень важно правильно продумать освещение рабочей зоны для работы в вечернее время. Естественно, на рабочей поверхности слева должна быть настольная лампа, но всего лишь в качестве дополнительного, но ни в коем случае не единственного источника света! Следует продумать комбинированное освещение комнаты, без резких перепадов, которые способствуют ухудшению зрения. Свет от настольной лампы должен равномерно рассеиваться по рабочей поверхности стола, и ни в коем случае не попадать ребенку прямо в глаза. Грамотная организация рабочего пространства для будущего школьника станет залогом его успешного обучения и позволит избежать серьезных проблем, возникающих в учебном процессе.

Вы вновь на моем блоге, и я рада вас видеть! Здравствуйте! Не побоюсь показаться занудой, и снова задам навязчивый вопрос родителям первоклашек: а вы готовы начать школьную жизнь? Да-да, именно вы, родители! Ребёнок-то давно готов: спит и видит себя на утренней линейке, вышколенный до блеска, с новым портфелем и букетом цветов.

Когда сталкиваешься с некоторыми, пусть маленькими и вполне решаемыми проблемами, нарабатывая бесценный опыт, стараешься потом облегчить жизнь себе и окружающим, делясь этим самым опытом. Сегодня хотелось бы оказать небольшую помощь родителям новоиспечённых учеников и разобраться, как обустроить рабочее место для первоклассника.

План урока:

Быть рабочему месту или не быть?

Подготовка к урокам за кухонным столом или по принципу «где свободно» сегодня – прошедший этап советских времён, когда в широко известных «хрущовках» помещалось как минимум две, а то и три семьи. «Кто первый встал, того и тапки» — вот как раньше дети делали домашнее задание. Очень надеюсь, что такие походные условия для школьников остались далеко позади.

Можно ли предоставить в маленькой квартире уголочек вашему будущему первоклашке, чтобы он с комфортом приобретал новые знания? А поменять уже привычную глазу обстановку в большой квартире, нарушив «потом и кровью» выстраданный и своими руками выстроенный пару лет назад интерьер?

Дизайнеры, которые делают из всего «конфетку» убеждают, что совместить дома можно всё, зависит это от нашего желания. Главное: делать это с душой и правильно.

Так что рабочему месту для будущего школьника однозначно быть! А вот как его эффективно организовать? Следуйте за мной!

В тесноте, да не в обиде, или куда поселить школьника

К выбору места для школьника стоит подходить с особой скрупулезностью.

  • В первую очередь, потому что это должно быть и эргономично и безвредно для растущего организма, ведь за школьным столом первоклашке придётся провести жуть как много времени!
  • Во-вторых, школьный уголок должен остаться персональным местом для учёбы, а не превратиться через пару месяцев в жилой сектор для всех домочадцев и в склад для игрушек, бытовых предметов и одежды. Из списка мест для собственных нужд родителям выделенный уголок придётся вычеркнуть раз и навсегда.

Итак, если вы готовы, берём в руки большую метлу и начинаем чистить пространство, не жалея и не скупясь.


Ученические столы и стулья: что нужно знать

Ортопедические требования к школьной мебели мы уже с вами подробно изучали. Помните? Кроме подбора мебели под рост ребёнка, стараемся выбрать столешницы с регулируемым наклоном для разного рода занятий: от чтения до творчества, а также исключаем из списка крутящиеся стулья, чтобы не дать повода превратить занятие уроками в цирковой аттракцион.

Из истории про растущую мебель мы с вами уяснили, что идеальным вариантом для первоклашки будет трансформируемая парта.

Что ещё важно для мебели? Психологи говорят, что не стоит забывать про цвет. Так, чересчур яркие краски на «вау» воспринимаются только первые несколько часов и постепенно начинают раздражать глаза. Сделайте выбор в пользу «золотой середины». Это могут быть бежевые, светло-кофейные, болотные, жёлтые тона, даже красный, но тёплых оттенков – все они не будут утомлять.

Да будет свет!

Пусть стул и стол не подойдут по росту, мы знаем выход из положения: подберём под ноги подставочку, подложим под спинку подушечку. Это не беда и даже не её половинка! А вот если ребёнок не видит что пишет, и не может разобрать, что читает, вот она – трагедия! Хорошее освещение – залог здоровых глаз и успешной учёбы. Для лучика света в школьном рабочем царстве тоже есть свои правила.

  • Размещая стол напротив окна, помните, что солнечные лучики могут отражаться от столешницы, если она глянцевая, а это прямая нагрузка на зрение. Выхода два: стол — в другое место или матовая столешница.
  • Идеально для учебного стола — боковая сторона у окна. Для правшей солнечные лучики должны падать слева, для левшей – в точности до наоборот. Аналогичные правила действуют и для светильников.
  • Полумрак всей комнаты при одном лишь освещённом рабочем месте сильно влияет на утомляемость. Достичь уюта можно при помощи светодиодных полосок, которые лепятся на полки, точечных лампочек, расположенных по периметру, а также выключателей, способных регулировать интенсивность света.
  • Окулисты советуют для настольных светильников использовать мощность лампочек не более 60 Ватт.

Приятные глазу мелочи

Ни одно рабочее место не будет завершённым без приятных и полезных мелочей. Где будут ночью спать уставшие от перелистывания книги? Куда после напряженного ручного труда пойдут отдыхать ручки и карандаши? А куда спрячется пластилин ? Конечно, подумать об аксессуарах, шкафчиках и полках очень как нужно!

Что может поселиться на рабочем столе?


Что ещё нужно учесть при организации рабочего места?


Это интересно! Хрустальный глобус считается самым сильным талисманом, помогающим в учёбе школьникам и студентам. Даже если вы не верите в эзотерические приметы, такой подарок на 1 сентября сможет порадовать вашего первоклашку и удачно поселится на его рабочем столе.

Ну а теперь много-много-много необычных идей для обустройства комнаты школьника. Смотрим видео!

Уверена, что у каждого из прошедших подготовку к школе есть свои «пять копеек». Не стесняйтесь, пополняйте копилку дельных советов! На сегодня всё.

Успешной вам подготовки к школе!

Всегда ваша, Евгения Климкович

Особенности работы с первоклассниками.

Каждый учитель, работающий в первом классе начальной школы, должен помнить, что стремление детей к учению, его успешность определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим и физиологическим особенностям и возможностям первоклассников.

Обучение первоклассников должно строиться с учетом особенностей организации деятельности детей седьмого года жизни.

Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе. Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением связаны с особенностями их психики, поэтому важно (особенно в адаптационный период) не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно недопустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно.

Уровень развития функциональных систем и сформированности психических процессов детей (внимание, память, мышление, уровень произвольности), обеспечивающих успешность обучения, диктуют необходимость предоставления детям разных по сложности учебных заданий и, что особенно важно, разную долю участия учителя в их выполнении. Учитель должен знать, что многие дети в этом возрасте могут выполнять задания только с помощью взрослого, который подсказывает последовательность действий. Это не является отрицательной характеристикой ученика, а отражает возрастные и индивидуальные особенности уровень «школьной зрелости».

Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения ребенка, связанные с его умением общаться со взрослыми и сверстниками. Среди первоклассников достаточно высок процент детей, испытывающих разного рода трудности общения в коллективе. Сюда относятся как гиперобщительные дети, мешающие учителю вести урок, так и боящиеся классно-урочной обстановки, стесняющиеся отвечать и производящие поэтому впечатление ничего не знающих или не слушающих учителя. И те, и другие требуют различных форм доброжелательно и терпеливой работы учителя.

Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Недопустим авторитарный стиль общения учителя с первоклассниками. Нельзя пренебрегать и различными формами невербального общения - обнять ребенка, взять за руку, погладить по голове, дотронуться и т.п. Это не только успокаивает ребенка, но вселяет в него уверенность, ощущение того, что взрослый хорошо к нему относится. Необходимо обратить особое внимание на это положение, так как для первоклассника существенно важно доброе, позитивное отношение к нему учителя, которое не должно зависеть от реальных успехов ребенка.

Требования к выполнению школьных норм поведения должны вводиться постепенно и не в форме указаний, а в форме пожеланий. Со стороны учителя недопустимы проявления раздражения, резкие замечания. Следует терпеливо и мягко еще и еще раз повторять необходимое правило.

Для развития самостоятельности и активности детей важно положительно оценивать каждый удавшийся шаг ребенка, попытку (даже неудачную) самостоятельно найти ответ на вопрос. Очень полезно давать детям творческие учебные задания: придумать что-то, догадаться, подобрать другие примеры и пр. Пусть при этом дети спорят, рассуждают, ошибаются, вместе с учителем находят правильное решение.

Особое внимание требуют дети с низким уровнем активности. Главная задача учителя - поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Очень важно специально подготовить такого ребенка к ответу - стоять с ним рядом, поощрять, не боясь перехвалить, демонстрировать всему классу его успехи активность. Нельзя спешить вызывать ребенка к доске, если учитель не уверен в правильности ответа, лучше пусть ученик ответит ему «на ушко», чтобы не демонстрировать классу ошибки ребенка.

В первом классе следует специально учить детей организовывать свою деятельность: планировать свои действия, менять условия работы (например, убрать учебник или тетрадь, сложить кассу букв, закрыть книгу и т.п.). Здесь требуется терпеливая длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция, подробно объясняющая что и как делать («открыли кассу букв», «нашли кармашек для данной буквы», «убираем ее», «закрываем кассу.»).

При организации деятельности по решению учебной задачи необходимо учить детей планировать свои действия. Это нужно делать не только на уроках родного языка и математики, но и на всех остальных уроках. Особенно эффективно использовать для этого уроки художественного труда, когда дети анализируют образец будущего изделия, выделяют последовательность действий. Очень важно побуждать детей проговаривать вслух последовательность действий, осуществлять самостоятельно контроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Причем, формулировку требования лучше высказывать не в категорической форме, а в мягкой («Мне кажется, ты здесь ошибся», «Проверь, пожалуйста, нет ли у тебя ошибки вот здесь» и т.п.).

Необходимо обратить внимание на структуру урока в первом классе. Она должна быть «дробной», т.е. включать несколько (желательно связанных темой) видов деятельности. Как уже было подчеркнуто выше, недопустимо строить весь урок на одном виде деятельности, например, все тридцать пять минут читать, писать или решать арифметические задачи. Необходимо чередовать разные виды деятельности на уроке.

Для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это прежде всего относится к игре. Поэтому следует активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать игру, не исключать ее из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться - основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр - ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).

Игры с правилами так же, как и учебная деятельность, обязательно дает результат, развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения (особенно в первые недели учебы) игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке (дидактические), заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные).

Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонов - этических, сенсорных, практических и др. При использовании игры как метода обучения необходимо выполнять ряд условий: учебная задача должна совпадать с игровой; наличие учебной задачи не должно вытеснять игровую; необходимо сохранять гровую ситуацию; игра обязательно должна включать игровое правило (если, то.) и игровое действие.

Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика, так необходимого ему для обучения. Большие возможности для развития сюжетно-ролевых игр предоставляют уроки литературного чтения, математики, окружающего мира, искусства, в процессе которых дети могут разыгрывать различные роли реальных лиц или воображаемых героев.

Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков, геометрическими формами, объектами природы и т.п. При этом раздаточный материал, который находится перед каждым ребенком, должен полностью совпадать с демонстрационным. Необходимо помнить, сто использование только демонстрационного, зачастую иллюстративного материала, привлекающего ребенка своей формой, а не содержанием, нередко приводит к обратному результату: внимание детей фиксируется на ярких, но несущественных для решения учебной задачи деталях и свойствах. В этом случае работа не дает желаемого результата, не способствует развитию мышления. Опора на наглядно- образное мышление первоклассников в обучении способствует формированию логического мышления.

Организация обучения первоклассников в адаптационный период

Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие ему дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание.

Адаптированность – уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью.

В современной образовательной практике, наряду с формированием знаний и умений, в число приоритетных, включены цели, связанные с общим личностным развитием и сохранением психологического здоровья учащихся. Существенное значение в их достижении имеет психолого-педагогическое сопровождение обучаемых.

Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что она обеспечивает возрастное развитие. Механизмы же приспособления, возникшие в процессе адаптации, закрепляются в структуре личности и становятся подструктурами ее характера.

Процесс адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности.

Первый этап – ориентировочный, характеризующийся бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Длится две-три недели.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе затраты снижается, бурная реакция начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

Что же способствует успешной адаптации первоклассников?

В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по заявлению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Организация режима школьной жизни первоклассников.

Обучение детей в 1-м классе проводиться с соблюдением следующих требований:

    учебные занятия проводятся только в первую смену;

    продолжительность учебного года - 33 недели;

    5-дневная учебная неделя;

    максимально допустимая недельная нагрузка – 20 часов;

    проведение не более 4-х уроков в день

Согласно п. 10.10 Санитарных правил 2.4.2 2821-10, введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010, за № 189, в первом полугодии первого класса используется "ступенчатый" режим обучения:

В сентябре - октябре - 3 урока в день по 35 минут каждый, остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми

В ноябре - декабре - 4 урока по 35 минут каждый,

В январе - мае - 4 урока по 45 минут каждый.

    Согласно письму МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» (от 25.09.2000г. № 2021/11-13), физкультминутки проводятся на каждом уроке продолжительностью по 1,5-2 минуты (рекомендуется проводить на 10-й и 20-й минутах урока), ежедневная физзарядка до занятий . В комплекс физминуток включаются различные упражнения с целью профилактики нарушения зрения, простудных заболеваний, заболеваний опорно-двигательного аппарата, а также минутки отдыха, релаксации в комплексе с музыкотерапией;

    организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;

    организация питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;

    дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти (февраль);

    в первых классах после третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут.

Каждый первоклассник обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с ростом и состоянием слуха и зрения. Для детей с нарушениями слуха и зрения парты, независимо от их роста, ставятся первыми, причем для детей с пониженной остротой зрения они размещаются в первом ряду от окна, согласно листам здоровья, которые заполняет для каждого класса медсестра.

Столы в классных комнатах располагаются так, чтобы можно было организовать фронтальную, групповую и парную работу обучающихся на уроке. По возможности учебники и дидактические пособия для первоклассников хранятся в школе.

Для снятия статистического напряжения школьников рекомендуется на четвёртых уроках использовать не классно-урочную систему, а иные формы организации учебного процесса. Уроки-театрализаций, уроки-экскурсий, уроки-импровизаций, т.е. на этих уроков обучение и закрепление учебного материала предлагается проводить в нетрадиционной форме. В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.

При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, гибко использовав расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября - октября 4-5 экскурсий по окружающему миру, 3-4 – по изобразительному искусству, 4-6 - по труду, 4-5 уроков театрализации по музыке и 6-7 уроков-игр и экскурсий по математике.

Окружающий мир

Тема урока

Форма проведения урока

Что такое Родина?

Урок-экскурсия

Что мы знаем о народах России?

Урок-викторина

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Что у нас над головой?

Урок-путешествие

Кто такие птицы?

Урок-викторина

Изобразительное искусство

Тема урока

Форма проведения урока

Изображения всюду вокруг нас.

Урок-экскурсия

Изображать можно пятном.

Урок-сказка

Разноцветные краски

Урок-сказка

Художники и зрители

Урок- виртуальная экскурсия

Технология

Тема урока

Форма проведения урока

Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Урок-викторина

Что такое технология.

Урок- экскурсия в мастерские

Аппликация из природного материала

Урок-игра

Аппликация из пластилина

Урок-сказка

Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе.

Перечисленные формы организации учебной деятельности могут быть использованы при изучении следующих вопросов программы:

1. Признаки предметов (сравнение предметов по цвету, размеру, форме): экскурсии по школе, школьному двору; на спортивную площадку с включением игр «Как найти свою группу», «Кто первый», «Угадай-ка», «Кто дальше, кто выше, кто больше» и др.

2. Пространственные представления, взаимное расположение предметов: экскурсии в парк, по улицам города, на пришкольный участок; подвижные игры с различными заданиями.

3. Сравнение групп предметов по их количеству, счет предметов: экскурсии по школе, в парк, магазин.

Особенности организации урока в 1-м классе.

Учитывая особенности первоклассников, урок строится иначе, чем в следующих классах начальной школы. В уроке представляем два структурных элемента: организационный момент и основную часть .

Организационный момент используем для обучения детей умениям организовывать рабочее место (достать учебник, разложить кассу букв, расположить на парте правильно и удобно тетрадь и т.п.). Здесь требуется терпеливая, длительная работа, в основе которой лежит пошаговая инструкция учителя, подробно объясняющая, что и как делать (используется прием проговаривания последовательности действий).

Основная часть урока - «дробная» т.е. состоит из нескольких взаимосвязанных, но различных видов деятельности. Особое внимание уделяется использованию игр как структурной части урока. Необходимо использовать в качестве дидактических игр не только игры с правилами, которые способствуют формированию новой ведущей деятельности - учебной, но и ролевые игры, способствующие развитию творческих способностей, основа которых – воображение, широко используются дидактические игры с двигательной направленностью.

Индивидуальная работа с первоклассниками.

В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. Уровень готовности ребёнка к школе может быть и высоким и очень низким. У некоторых первоклассников не сформированы школьно-значимые функции: многие быстро утомляются, с трудом организуют свою деятельность без внешнего контроля. Разные приходят ребята и по уровню интеллектуального, речевого, нравственно-волевого развития.

Формы индивидуальной дифференцированной работы в первом классе:

задания разной степени трудности;

специально подобранные общеразвивающие упражнения на развитие

мышления, речи, воображения, внимания, памяти и пр., занимающие не

большую по времени часть урока. При этом по возможности дети объединяются в пары, группы, чтобы коллективно решить ту или иную логическую или творческую задачу.

Не требуется от каждого ребенка запоминания дополнительного содержания, т.к. оно больше служит для поддержания интереса детей, чем увеличения их информированности.

Домашние задания в первом классе не задаются (Письмо МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13.) .

В соответствии с требованиями ФГОС на каждого ученика заведено «Портфолио», в котором фиксируются все достижения первоклассника за текущий учебный год.

Контроль и оценка результатов обучения.

Контроль и оценка результатов обучения в 1-х классах осуществляется в соответствии с Письмом МО РФ «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» от 25.09.2000 г. № 2021/11-13:

    исключается система балльного (отметочного) оценивания. Не допускается использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звёздочки, самолётики, солнышки и т.п.)

    Оценочная деятельность педагогов направлена на то, чтобы стимулировать учебно-познавательную деятельность первоклассников.

    Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Нельзя при неправильном ответе ученика говорить «не думал», «не старался», «неверно», лучше использовать реплики «ты так думаешь», «это твоё мнение», «давай послушаем других» и др.

    Не подлежит никакому оцениванию темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.)

    В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно проводить не более одной контрольной работы.

Всё выше перечисленное способствует снижению уровня невротизации, позволяет избежать стрессовых ситуаций, а значит сохранить психическое здоровье детей, создать условия для успешной адаптации. Помочь каждому ребёнку в промежутке между дошкольным и школьным детством войти в новую систему отношений со взрослыми, сверстниками и самим собой.

Перечень основных нормативно-правовых документов, регулирующих образовательный процесс в первых классах:

    Федеральный закона«Об образовании в Российской Федерации»;

    Письмо Минобразования России от 25 сентября 2000 г. № 2021/11-13 «Об организации обучения в первом классе четырёхлетней начальной школы»;

    Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 «Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период»;

    Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10





error: Контент защищен !!