Анкеты профессиональная компетенция учителя физической культуры. Профессионально-педагогическая компетентность учителя физической культуры

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ НА ОСНОВЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Р.С. Наговицын

Подготовка будущих педагогов в условиях перехода к компетентностному подходу в образовании требует усиления инновационных педагогических технологий, которые должны применяться в обучении студентов. На основе комплексного изучения разновидностей мобильного обучения нами выявлена классификация программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни среди обучающихся через развитие физкультурно-оздоровительной компетентности. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности студентов с помощью внедрения мобильного обучения позволит реализовать обучающие технологии, отвечающие современным запросам молодежи и направленные на инновации, креативность, инициативы и интересы преподавателя и студентов.

Ключевые слова: мобильное обучение, физкультурно-оздоровительная

компетентность, таксономия, физкультурный и здоровый образ жизни, программное обеспечение, модель.

Современная высшая школа направлена на формирование профессионала, обладающего достаточным уровнем профессиональной компетентности. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу улучшения профессиональной подготовки будущих специалистов. В рамках становления новой парадигмы высшего профессионального образования существенное значение приобретают вопросы обеспечения социальной адаптации обучающегося к изменяющимся жизненным условиям. В рамках профессиональной педагогической подготовки эта задача приобретает стратегическое значение, так как будущий педагог должен уметь создавать условия для развития воспитательно-образовательного пространства. Таким образом, работа по подготовке будущих педагогов в условиях перехода к компетентностному подходу в образовании требует усиления инновационных педагогических технологий, которые должны применяться как в обучении студентов, так и в реализации их практической подготовки. Научно-педагогические исследования показывают, что получение новых образовательных результатов невозможно в рамках применения традиционных подходов к формированию профессиональной квалификации педагогов. Перестройка системы образования поставила перед вузами задачу всестороннего улучшения профессиональной подготовки, включая и физкультурно-оздоровительную деятельность будущих специалистов. Проблемная ситуация определяется существующими в настоящее время противоречиями между:

Осознанием обществом настоятельной необходимости гармоничного физического развития личности и поддержания здоровья через формирование физкультурного и здорового образа жизни студентов и отсутствием организационно-педагогических условий формирования физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся;

Несовершенством традиционной методической базы по формированию физкультурного и здорового образа жизни студентов и широкими возможностями формирования физкультурно-оздоровительной компетентности молодежи на основе внедрения инновационных и нетрадиционных физкультурно-оздоровительных технологий, отвечающих современным запросам молодежи, направленных на гуманизацию учебнооздоровительного процесса с учетом инноваций, творчества, инициативы и интересов преподавателя и студентов;

Возрастающими требованиями нормативных документов к качеству педагогического образования и недостаточным использованием в образовательной практике потенциала формирования физкультурнооздоровительной компетентности студентов .

В связи с этим особую актуальность приобретает подготовка будущих специалистов, ведущих физкультурный и здоровый образ жизни на основе сформированности у них физкультурно-оздоровительной компетентно сти.

Цель исследования: формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих педагогов на основе внедрения информационных технологий, представленных мобильным обучением, в учебный процесс для формирования физкультурного и здорового образа жизни подрастающей молодежи.

Гипотеза исследования заключается в том, что формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будущих специалистов будет эффективным, если:

Будет разработана технология мобильного обучения, основанная на составлении комплекса специального программного обеспечения, направленного на формирование физкультурного и здорового образа жизни обучающихся;

Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности будет осуществлено с помощью междисциплинарного подхода к обучению, а именно на учебных дисциплинах «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Необходимость обеспечения целостности процесса подготовки обусловливает и необходимость соблюдения единого подхода к разработке содержания обучения и учета междисциплинарных связей. Оно проектируется на основе отбора задач, направленных на анализ компетентностей.

Анализ научно-методической литературы, в частности, теорий классификаций и систематизации, позволил нам определить образовательную технологию Б. Блума как приоритетную для нашего исследования. Таксономия Б. Блума объединяет конкретные результаты обучения (знание, понимание, применение) с мыслительными операциями, необходимыми для их достижения (анализ, синтез, оценка). В ней предлагается система уровней обученности, которые обладают качествами, позволяющими использовать их в практике разработки тестового инструмента.

1. Знание. Эта категория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала. Речь может идти о различных видах содержания - от конкретных фактов до целостных теорий. Общая черта этой категории - припоминание соответствующих сведений. Обучающийся знает (запоминает и воспроизводит) употребляемые термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.

2. Понимание. Показателем способности понимать значение

изученного может служить преобразование (трансляция) материала из одной формы выражения в другую - его «перевод» с одного «языка» на другой (например, из словесной формы в математическую). В качестве показателя понимания может также выступать интерпретация материала учеником (объяснение, краткое изложение) или же предположение о дальнейшем ходе явлений, событий (предсказание последствий, результатов). Такие учебные результаты превосходят простое запоминание материала. Обучающийся: понимает факты, правила и принципы;

интерпретирует словесный материал, схемы, графики, диаграммы; преобразует словесный материал в математические выражения; предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

3. Применение. Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и в новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание. Обучающийся: использует понятия и принципы в новых ситуациях; применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях; демонстрирует правильное применение метода или процедуры.

4. Анализ. Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие части так, чтобы ясно выступала его структура. Сюда относятся вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Обучающийся: выделяет

скрытые (неявные) предположения; видит ошибки и упущения в логике рассуждений; проводит разграничения между фактами и следствиями; оценивает значимость данных.

5. Синтез. Эта категория обозначает умение комбинировать элементы так, чтобы получить целое, обладающее новизной. Таким новым продуктом может быть сообщение (выступление, доклад), план действий, схемы, упорядочивающие имеющиеся сведения. Достижение соответствующих учебных результатов предполагает деятельность творческого характера, направленную на создание новых схем, структур. Обучающийся: пишет небольшое творческое сочинение; предлагает план проведения эксперимента; использует знания из различных областей, чтобы составить план решения той или иной проблемы.

6. Оценка. Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала (утверждения, художественного произведения, исследовательских данных и т. д.). Суждения ученика должны основываться на чётких критериях: внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии могут определяться самим учащимся или предлагаться ему извне, например, учителем. Данная категория предполагает достижение учебных результатов всех предшествующих категорий. Обучающийся оценивает: логику построения материала в виде письменного текста; соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внутренних критериев; значимость того или иного продукта деятельности, исходя из внешних критериев .

Анализ компетенций учебных дисциплин «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» и «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», построенный на основе определения элементов педагогических технологий по классификации и систематизации Б. Блума, позволил нам представить модель физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся (рис. 1).

Современные подходы по организации педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня подразумевают широкое использование информационных технологий, в том числе мобильного обучения - обучения, независимого от времени, места и содержания учебного предмета. Компьютеризация учебного процесса повышает роль средств обучения и в отличие от традиционных форм организации учебного процесса такие средства превращаются в универсальные, что позволяет совершенствовать их на основе общих принципов, опираясь на концептуальные подходы к обучению.

Физическая культура Безопасность жизнедеятельности Основы медицинских знаний и здорового образа жизни Возрастная анатомия, физиология и гигиена

ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ОК - 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК - 9 Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ОК - 11 Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОПК - 1 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ПК - 11 Способность разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ОК - 11 Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ОПК - 4 Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности ПК - 2 Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности ОК - 1 Владение культурой мышления, способностью к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК - 5 Готовность использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья ПК - 8 Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учеб-но-воспитатель-ном процессе и внеурочной деятельности

Физкультурно-оздоровительная компетентность обучающихся________________

Знание: методов физического воспитания и самовоспитания для повышения

адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; основ своей профессиональной деятельности, включая воспитание и духовно-нравственное развитие личности обучающихся, культуры мышления, способности к общению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях по разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности.____________________________________________________

Продолжение рис. 1

Применение: средств укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; воспитания и духовно -нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; использование результатов своей профессиональной деятельности, методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Анализ: видение ответственности за результаты своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; анализ влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебновоспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; выявление необходимости воспитания и духовнонравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; проведение разработки современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и осознание мотивации к осуществлению профессиональной деятельности.

Синтез: комбинирование методов физического воспитания и самовоспитания для

повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; составление содержания воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, развития культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, схемы работы с информацией в глобальных компьютерных сетях; предложение разработки современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности; распределение ответственности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости и мотивации к осуществлению своей будущей профессии.

Оценка: эффективности результатов своей профессиональной деятельности и социальной значимости своей будущей профессии; влияния методов физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма, укрепления здоровья, обеспечения охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; логики воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся, культуры мышления, способности к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, работе с информацией в глобальных компьютерных сетях; рефлексия по разработке современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, решения задач воспитания и развития личности и мотивации к осуществлению профессиональной деятельности._

Рис. 1. Модель физкультурно-оздоровительной компетентности

обучающегося

Примечание: ОК - общекультурные компетенции; ОПК - общекультурные

компетенции; ПК - профессиональные компетенции

Согласно опросу студентов в ракурсе интересующей нас проблемы, ведущее место занимает мотивация (чтобы было интересно и можно было рассказать друзьям); мобильность (чтобы можно было учиться в любом месте, а лучше всего не ходить в школу); индивидуальность (чтобы можно было учиться в любое время). Перечисленные выше подходы позволяют нам предположить, что технологии мобильного обучения могут быть применены для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции будущих педагогов. Следует признать, что в настоящих условиях добиться идеального конечного результата не удастся. Теория решения изобретательских задач нас учит, что система сама (за счет ресурсов) выполняет нужное действие. В нашем случае информационно -педагогический ресурс - «опыт доступный для восприятия обучающимся» должен сам проникнуть в информационное поле обучающегося. Сегодня это описание наиболее точно отражается в концепции мобильного образования .

Стремление к созданию современных электронных образовательных средств в духе концепции мобильного обучения наблюдается во всем мире. При этом принцип един: за счет электронных средств целенаправленно создается образовательное пространство, отвечающее некоторому запросу (общества или государства). В нем, как нам кажется, происходит формирование у обучающихся качеств и умений, таких, как медиаграмотность, критическое мышление, способность к решению творческих задач, умение мыслить глобально, готовность работать в команде и гражданское сознание - все, что так необходимо современному человеку.

В образовательной модели мобильного обучения информационные технологии используются для создания среды, в которой общение учащегося с компьютером происходит «один на один». Концепция подразумевает использование специально разработанного устройства, которым учащиеся и учителя могут пользоваться и в школе и дома. Наличие Интернета является обязательным компонентом этой учебной модели. Мобильное обучение отменяет необходимость создания специальных компьютерных классов и предоставляет учителю свободу обеспечивать учащихся он-лайн приложениями по мере образовательных возможностей .

При исследовании комплекса программных продуктов, представленных в App Store Downloads on iTunes в категории «Здоровье и фитнес», мы насчитали более 40 тысяч приложений, что, естественно, требует классифицирования.

Под обучающими программами, предназначенными для формирования представлений о физкультурном и здоровом образе жизни,

мы понимаем электронные педагогические средства как часть информационно-педагогического ресурса, предназначенного для передачи учебной информации, контроля знаний обучающихся и формирования навыков в рамках развития представлений о здоровом образе жизни обучающихся. Система обучающих программ для студентов педагогического вуза должна быть построена на реализации требований федерального образовательного стандарта по представленным в модели предметам и ориентирована на получение новых образовательных результатов, предполагающих формирование представленных выше компетенций. Основанием для классификации служат обычно особенности учебной деятельности обучаемых при работе с программами. Многие авторы выделяют четыре типа обучающих программ: тренировочные и контролирующие; наставнические; имитационные и моделирующие; развивающие игры .

Рассматривая обучающее программное обеспечение для реализации формирования физкультурного и здорового образа жизни, мы предлагаем следующую классификацию:

Программное обеспечение для организации режима обучающегося;

Программное обеспечение справочного характера;

Программное обеспечение для оценки физических параметров обучающихся;

Программное обеспечение, моделирующее работу преподавателя-тренера.

На основе изучения разновидностей мобильного обучения нами выявлена классификация программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни среди обучающихся через формирование физкультурно-оздоровительной компетентности по систематизации уровней обучения Б. Блума (рис. 2.).

Выводы. Мобильное обучение, которое представлено авторским комплексом программного обеспечения, поэтапно будет внедряться в учебный процесс вуза. В содержание учебных дисциплин «Физическая культура», «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» будут введены модули по формированию физкультурнооздоровительной компетентности обучающихся с помощью мобильных устройств с комплексом программного обеспечения для эффективного развития физкультурного и здорового образа жизни студентов. Разработанная инновационная технология позволит решить заявленные в исследовании противоречия и достичь цели исследования.

Уровни учебных целей по Б. Блуму

Модуль программного обучения

Программное обеспечение справочного характера

Моя последняя сигарета От Mastersoft Mobile Solutions

iBrush От JAGLABS, Inc.

Я хочу... От Dmitry Klimkin

Я здоров! От Dmitry Klimkin

Tupperware CIS От iD EAST

Программное обеспечение для организации режима обучающегося

Умный будильник Smart Alarm Clock FREE

In Shape Free: Фитнес. Диета. Массаж.

8-ALARM От 8-Alarm

Timer Flo От Kian Tan

ИМТ+жира калькулятор От michael heinz

Программное обеспечение, моделирующее работу тренера

Подтягивания 20+ Lite От michael heinz

Sports Tracker От Sports Tracking Technologies Ltd

Отжимания на брусьях 100+ Lite От michael heinz

Running, Virtual

Jog, Walk, Trainer От

Tracking and Moves Pty

Программное обеспечение для оценки физических параметров обучающихся

Кардиограф

Weight Recorder От Travis Luke

iHealth BPM От ANDON HEALTH Co., LTD

WiScale От WiThings, S.A.S.

Рис. 2. Классификация программного обеспечения для формирования физкультурно-оздоровительной компетенции

Физкультурно-оздоровительная компетентность, которая включает в себя совокупность общекультурных и профессиональных компетенций, заявленных в федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, представлена в рамках

таксономии Б. Блума на основе системы уровней обученности. Формирование физкультурно-оздоровительной компетентности обучающихся на основе внедрения мобильного обучения позволит реализовать обучающие технологии, отвечающие современным запросам.

Список литературы

1. Коновалов И.Е. Структура и программно-содержательное обеспечение системы современного физического воспитания студентов музыкальных средних специальных учебных заведений: автореф. ...дис. д-ра пед. наук. Набережные Челны, 2012. 42 с.

2. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. М.: Академия, 1999. 811 с.

3. Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. М.: Академия, 2001. 816 с.

4. Понятие мобильного обучения. URL: http: //wiki.vspu.ru/workroom (дата обращения: 11.02.2013).

5. Создание среды электронного обучения «1 ученик: 1 компьютер» для 21 века: информационное руководство программы Intel «World Ahead Education» / Корпорация Intel, 2008. 32 с.

6. Таксономия Блума. URL: http://cnit.mpei.ac.ru/textbook/

01_03_01_04.htm (дата обращения: 12.02.2013).

7. Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода): автореф. .дис. д-ра пед. наук. Чебоксары, 2009. 51 с.

Наговицын Роман Сергеевич, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, [email protected], Россия, Удмуртия, Глазов, Глазовский государственный педагогический институт им. В. Г. Короленко

THE FORMATION OF PHYSICAL AND HEALTH COMPETENCE OF FUTURE PEDAGOGUES ON THE BASIS OF MOBILE LEARNING

The preparation of future pedagogues in the constantly shifting conditions of education demands the intensification of innovative pedagogical technology that must be applied in students’ education. On the basis of a complex study of the variety of mobile learning tools, we have clearly identified software for effective development of physical and healthy lifestyle among students through the development of physical and health competence. The formation of physical and health competence of students, supplemented by mobile learning, allows them to effectively utilize the training technology that meet modern demands and are orientated to the innovations, creativity, initiatives and interests of both teachers and students.

Key words: mobile learning, physical and health competence, taxonomy, physical and healthy lifestyle, software, model.

Nagovicyn Roman Sergeevich, candidate of pedagogical Sciences, Assoc., [email protected], Russia, Udmurtia, Glazov, Glazovsky State Pedagogical Institute the name of V.G. Korolenko

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7»

Подготовил:

учитель физической культуры

Виноградов Вячеслав Александрович ,

2014г.

Развитие ключевых компетенций учащихся на уроках физической культуры

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

А это во многом зависит не от полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия “компетентности”. Что же такое «компетенция» и «компетентность»?

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.


В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), мы предлагаем трехуровневую иерархию компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.


Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Процесс физического воспитания школьников может служить настоящей школой жизни, познания, общения, взаимопонимания и самовыражения. Основываясь на духовном фундаменте личности, необходимо развивать у детей стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Модернизация системы российского образования требует коренной перестройки физического воспитания. В настоящее время деятельность учителя физической культуры основана на решении следующих задач:

Формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков;

развитие индивидуальных двигательных способностей и повышение уровня физической подготовленности учащихся;
воспитание ценностных ориентаций на физическое совершенствование личности;
формирование потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта;
воспитание моральных и волевых качеств;
развитие опыта межличностного общения.

Компетентностный подход в области физической культуры поможет реализовать эти и другие задачи современного урока, способствуя формированию ключевых компетенций обучающихся. На данный момент нет единой точки зрения, сколько и какие компетенции должны быть сформированы у обучающихся.

Рассмотрим формирование ключевых компетенций в процессе физического воспитания. Ряд отечественных педагогов В.В. Давыдов, В.Д. Шадриков, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, в процессе изучения учебного предмета «Физическая культура» выделяют следующие ключевые компетенции:



Проявление ключевых компетенций в области физической культуры

Ключевые компетенции

Сфера проявления компетенции

Виды деятельности в составе компетенции

Социальная значимость для обучающегося

Личностная значимость для обучающегося

1. Общекультурная

Сфера культурно-историческая

Обобщенные виды деятельности; способность присваивать исторический опыт

Познание культурно-исторических основ физической культуры, осознание роли физической культуры в формировании способности к достижению всестороннего физического и духовного развития, здорового образа жизни; сохранение здоровья и высокой работоспособности; подготовка к труду и защите Отечества

Определение значения систематических занятий физкультурой для улучшения здоровья, повышения уровня физической подготовленности и профилактики заболеваний; развитие интереса и привычки к систематическим занятиям физической культурой и спортом

2. Учебно-познавательная

сфера науки, искусства

способность учиться всю жизнь, владение знаниями, умениями и навыками

Познание основ физического развития и воспитания с целью формирования духовно богатой и физически здоровой личности

Приобретение знаний, необходимых для занятий физической культурой и спортом; знание основ личной и общественной гигиены; владение знаниями о правилах регулирования физической нагрузки в условиях проведения утренней зарядки, регулярных занятий спортом

3. Коммуникативная

сфера общения

владение устным и письменным общением

Владение разными видами информации; умение вести дискуссию по проблемам развития спорта и занятий физической культурой; выработка собственной позиции по данным вопросам

Умение анализировать и оценивать деятельность друзей, одноклассников; умение давать рекомендации для самостоятельных занятий физкультурой, опираясь на современные физкультурно-оздоровительные технологии

4. Социальная

сфера общественных отношений (политика, труд, религия, межнациональные отношения, экология, здоровье)

способность брать на себя ответственность участвовать в совместном принятии решений

Понимание пользы занятий физическими упражнениями для здоровья человека, повышения его трудоспособности и увеличения продолжительности жизни, а также роли физических упражнений в профилактике профессиональных заболеваний, в борьбе с производственным травматизмом

Умение использовать средства физической культуры для подготовки к профессиональной деятельности; владение современными требованиями к научной организации труда и отдыха

5. Личностная

сфера социально - культурная

определение основных жизненных целей и способов их достижения. Активная адаптация к социокультурному окружению для достижения основных жизненных целей

Владение приемами самореализации; личное и жизненное самоопределение

Владение приемами личностного самовыражения и саморазвития; умение контролировать физическое состояние организма

Формирование ключевых компетенций требует от учителя определенной программы действий:

Деятельность учителя физической культуры по формированию ключевых компетенций обучающихся

Цели физического воспитания

Средства физической культуры, умения
и знания, обеспечивающие индивидуальное здоровье

Формируемые компетенции

1. Воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение умений и навыков в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, предупреждение заболеваний

Комплексы лечебной физической культуры.
Оказание первой помощи при травмах.
Определение индивидуальных особенностей физического развития и подготовленности.
Понимание значения здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры

Личностная

2. Овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания

Комплексы профессионально-прикладных физических упражнений.
Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Знание особенностей физической работоспособности человека, факторов положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни

Социальная,
компетентность в оздоровительно-реабилитационной деятельности

3. Обогащение двигательного опыта профессионально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности

Общая и прикладная физическая подготовка.
Владение способами двигательной деятельности.
Умение выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности

Учебно-познавательная, компетентность в двигательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний

4. Усвоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни и социальной ориентации

Знание особенностей индивидуального здоровья, физического развития, возможностей их коррекции посредством занятий физическими упражнениями; владение методикой организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями; умение выполнять индивидуальные комплексы упражнений, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

Общекультурная, личностная

Внедрение компетентностного подхода в физическое воспитание школьников поможет сформировать у обучающихся:

способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе;
умение проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания;
умение уживаться с другими;
готовность приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение перенимать новое у спортсменов более высокого класса.

Литература:

    Баранников А.В. Содержание общего образования. Компетентностный подход – М., ГУ ВШЭ, 2002г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования//Высшее образование сегодня. №5, 2003 г.

    Зимняя И.А. Ключевые компетенции как результативная целевая основа компетентностного подхода в образовании – М., Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004 г.

    Компетентностный подход в педагогическом образовании. Под ред. В.А. Козырева, Н.Ф. Радионовой – СПб, 2004 г.

Компетентность учителя физической культуры как способ повышения качества образования через совершенствование профессионального мастерства педагога.

Профессиональная компетентность-система теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами..

Я считаю, что нельзя по отдельным, возможно нерадивым ученикам судить о постановке физического воспитания в нашей школе. Если команда школы занимает призовые места – хвалят всю школу, считают ее передовой. Заняли место с конца – значит, учитель бездельник. Ведь за успешное выполнение учебной программы грамот и медалей не вручают. От работы по учебной программе быстрых результатов не получить, результаты соревнований сразу видны каждому. Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы.

Хотя, конечно, неизменной остается первенствующая роль урока, который остается главной формой обучения детей.

Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.

Требования к современному учителю высокие.

Мы учителя стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании.

Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.

Физическая культура всегда была и остается одной из главных составляющих культуры общества в целом. Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач и в РК. Руководство нашей страны особое внимание уделяет развитию детского и юношеского спорта. Повысились требования к уровню подготовки тренеров и преподавателей. Не будет преувеличением утверждать, что учитель физической культуры имеет едва ли не самые широкие возможности и условия для воспитательного воздействия на учащихся, по сравнению с преподавателями других учебных дисциплин. Это объясняется, прежде всего, высокой эмоциональностью и привлекательностью занятий, связанными с физическими упражнениями, играми, спортивными состязаниями. Кроме того, сами учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в выполнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевыми качествами. Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного отношения учащихся к учителю. Учащиеся постоянно чувствуют помощь, поддержку и руководящую, направляющую роль учителя и проникаются к нему доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер, это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Творческий характер его труда заключается в том, что он должен быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовывать людей и руководить ими в сложных ситуациях. Т.е. современный преподаватель должен быть не просто источником определенных знаний, а профессионалом, который может с достоинством и честью выйти из любого положения.

Обратимся к таблице, в которой отражены основные направления работы учителя:

Компетентность работников в области физической культуры и спорта является неотъемлемой частью всей системы образования. Поэтому надо уделить этому вопросу особое внимание.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Ответственный и творческий труд учителя – это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.

    Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.

    Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.

    Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

    Участие в различных конкурсах.

    Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

    Обобщение и распространение опыта.

    Аттестация.

    Творческий отчет.

    Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.

    Самообразование.

    Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических дней, недель открытых уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако я думаю, вы согласитесь, что проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное мероприятие, урок, слова благодарности учеников, коллег, успех окрыляют, вдохновляют, подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию. Как порою трудно задействовать педагогов. Часто приходится слышать «Я аттестовалась и не трогайте меня». Однако таких мало. Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда на семинарах, конференциях и это радует

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

    Просмотр телепередач, чтение прессы.

    Знакомство с педагогической и методической литературой.

    Регулярное использование информации из Интернета.

    Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.

    Систематическое повышение квалификации.

    Изучение современных психологических и педагогических методик.

    Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.

    Внимание к собственному физическому и психическому здоровью.

Профессионально значимыми компонентами педагогической культуры учителя считаю:

– организацию процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;

– проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры.

Правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;

– проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

– безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;

– осуществление управления процессом физического воспитания в школе;

– изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;

– изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;

– проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;

– технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях.

Эффективное использование в педагогической работе метода личного

показа учащимся двигательных действий;

– выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Причины, отрицательно влияющие на становление и сохранение профессиональной компетенции педагога:

Недостаточная профессиональная подготовка;

Нежелание преодолевать себя, неспособность к самообразованию;

Нежелание подвергать себя риску проверки и самопроверки;

Возрастные трудности вхождения в учение.

Компетентность учителя физической культуры как способ повышения качества образования через совершенствование профессионального мастерства педагога.

Профессиональная компетентность-система теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях

Научить детей сознательно относиться к выполнению тех или иных физических упражнений, знать свой организм – вот задачи современных уроков физкультуры. От этого, в конечном счете, зависит и будущая физическая деятельность человека. Сможет ли он самостоятельно заниматься спортом, приживутся ли в его семейном быту занятия физкультурой. Это и есть новый подход к данному учебному предмету.

Физкультура – одна из основ нашего здоровья. И где как не в школе, этот фундамент строить. Именно на уроках надо помочь ребятам избавиться от сутулых плеч и впалой груди, развить у них силу, быстроту, гибкость, ловкость. Школьникам необходим полноценный урок физкультуры – предельно активный, хорошо оснащенный современными техническими средствами..

Я считаю, что нельзя по отдельным, возможно нерадивым ученикам судить о постановке физического воспитания в нашей школе. Если команда школы занимает призовые места – хвалят всю школу, считают ее передовой. Заняли место с конца – значит, учитель бездельник. Ведь за успешное выполнение учебной программы грамот и медалей не вручают. От работы по учебной программе быстрых результатов не получить, результаты соревнований сразу видны каждому. Школьная программа физического воспитания пытается уравновесить две составные части физической культуры, а именно урок и внеклассные формы.

Хотя, конечно, неизменной остается первенствующая роль урока, который остается главной формой обучения детей.

Физкультура – это не только умение метко бить ногой по мячу или быстро бегать, это сила и энергия, настроение детей, при которых и учеба легко дается и работается с огоньком; это здоровье ребенка, которое складывается из очень многого – правильного режима дня и питания, рационального досуга.

Требования к современному учителю высокие.

Мы учителя стремимся идти в ногу с жизнью, быть на уровне современных задач, понимаем, что невозможно преподавать физкультуру старыми, дедовскими методами на отжившем свой век оборудовании.

Учитель физкультуры должен быть хорошим организатором. Ему нужна широкая разносторонняя подготовка.

Физическая культура всегда была и остается одной из главных составляющих культуры общества в целом. Воспитание здорового поколения является одной из приоритетных задач и в РК. Руководство нашей страны особое внимание уделяет развитию детского и юношеского спорта. Повысились требования к уровню подготовки тренеров и преподавателей. Не будет преувеличением утверждать, что учитель физической культуры имеет едва ли не самые широкие возможности и условия для воспитательного воздействия на учащихся, по сравнению с преподавателями других учебных дисциплин. Это объясняется, прежде всего, высокой эмоциональностью и привлекательностью занятий, связанными с физическими упражнениями, играми, спортивными состязаниями. Кроме того, сами учителя физической культуры, как правило, привлекают внимание учащихся своим внешним видом: стройностью, подтянутостью, изящными и ритмичными движениями, физической силой и выносливостью, большим мастерством в выполнении упражнений, смелостью, мужеством, высокими волевыми качествами. Учебные занятия, спортивные тренировки и соревнования предполагают непосредственные и постоянные контакты учителя и учеников. Это способствует возникновению взаимопонимания между ними, уважительного отношения учащихся к учителю. Учащиеся постоянно чувствуют помощь, поддержку и руководящую, направляющую роль учителя и проникаются к нему доверием и уважением.

Труд специалиста по физической культуре имеет творческий характер, это означает, что в его профессиональной деятельности мало стандартных, консервативных положений. Он зачастую действует в нестандартных ситуациях, которые требуют умелого маневрирования средствами и методами в соответствии с общими принципами, целями и конкретными задачами. Он должен уметь соотносить все это с неодинаковой степенью подготовленности своих воспитуемых, с их возрастом, способностями, возможностями. Творческий характер его труда заключается в том, что он должен быть готовым найти выход из любой сложившейся обстановки, уметь принимать нестандартные решения, находить оригинальные и остроумные аргументы, уметь организовывать людей и руководить ими в сложных ситуациях. Т.е. современный преподаватель должен быть не просто источником определенных знаний, а профессионалом, который может с достоинством и честью выйти из любого положения.

Обратимся к таблице, в которой отражены основные направления работы учителя:

Компетентность работников в области физической культуры и спорта является неотъемлемой частью всей системы образования. Поэтому надо уделить этому вопросу особое внимание.

В организации делового общения учителя с учениками на уроке, в обеспечении его воспитательного воздействия нужна оптимальная мера. Задача педагога – определить тот порог, за которым проверенные идеи, справедливые мысли, слова как бы обесцениваются в глазах учеников и самые благие намерения встречают тогда апатию или даже противодействие.

Важнейшим признаком профессионализма учителя является его способность, используя те или иные формы, приемы обучения и воспитания учащихся, выражать к каждому из них свое личное отношение.

Другим важным показателем профессиональной культуры учителя является использование им разнообразных и варьирующих межличностных связей для формирования коллектива учащихся.

Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры, занятиях в спортивных секциях, соревнованиях), так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, вышестоящими организациями: органами народного образования, департаментом по физической культуре и спорту.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивная, коммуникативная, организаторская и познавательная.

Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Урок физкультуры по своему содержанию, организации, методике проведения можно считать одним из самых трудных в школе. Ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне, с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.

Ответственный и творческий труд учителя – это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.

    Обучение на курсах повышения квалификации, в том числе в дистанционном режиме и др.

    Работа в ШМО, творческих группах, педмастерские, мастер-классы, предметные декады.

    Активное участие в педсоветах, семинарах, конференциях.

    Участие в различных конкурсах.

    Участие в исследовательских работах, создание собственных публикаций.

    Обобщение и распространение опыта.

    Аттестация.

    Творческий отчет.

    Использование современных методик, форм, видов, средств обучения и новых технологий.

    Самообразование.

    Разработка системы стимулирования деятельности учителя.

Ценность педсоветов, семинаров, конференций, методических дней, недель открытых уроков я вижу, прежде всего, в подготовительной работе. Сколько материала порою приходится перечитать, проанализировать свой опыт, сравнить с опытом других, обновить и пополнить свою методическую копилку, чтобы подготовить открытый урок или выступление. Конечно, для кого-то это лишние переживания, волнения, однако я думаю, вы согласитесь, что проделанная работа способствует повышению профессионализма, а удачное мероприятие, урок, слова благодарности учеников, коллег, успех окрыляют, вдохновляют, подталкивают к дальнейшему самосовершенствованию. Как порою трудно задействовать педагогов. Часто приходится слышать «Я аттестовалась и не трогайте меня». Однако таких мало. Большинство педагогов стремятся постоянно повышать свой профессиональный уровень, готовы работать в инновационном режиме, представлять итоги своего труда на семинарах, конференциях и это радует

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

    Просмотр телепередач, чтение прессы.

    Знакомство с педагогической и методической литературой.

    Регулярное использование информации из Интернета.

    Посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег.

    Систематическое повышение квалификации.

    Изучение современных психологических и педагогических методик.

    Систематическая демонстрация собственного педагогического опыта.

    Внимание к собственному физическому и психическому здоровью.

Профессионально значимыми компонентами педагогической культуры учителя считаю:

организацию процесса физического воспитания на основе программы занятий физическими упражнениями с учащимися 1–11-х классов в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;

проведение разных по типу и структуре уроков физической культуры.

Правильную оценку успеваемости по физической культуре учащихся;

проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;

безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;

осуществление управления процессом физического воспитания в школе;

изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;

изучение и обобщение передового опыта физического воспитания школьников и в сочетании с личным опытом применение его в физическом воспитании детей;

проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;

технически правильное выполнение физических упражнений школьной программы по физическому воспитанию и программ в спортивных секциях.

Эффективное использование в педагогической работе метода личного

показа учащимся двигательных действий;

выполнение обязанностей судьи по спорту, иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Причины, отрицательно влияющие на становление и сохранение профессиональной компетенции педагога:

Недостаточная профессиональная подготовка;

Нежелание преодолевать себя, неспособность к самообразованию;

Нежелание подвергать себя риску проверки и самопроверки;

Возрастные трудности вхождения в учение.

Сергей Найденов
Профессиональные компетенции учителя по физической культуре

Профессиональные компетенции учителя по физической культуре .

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. Свободно и широко мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и в соответствии с этим грамотно моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на высококвалифицированных, творчески мыслящих учителей , способных воспитывать гармонично развитую и конкурентоспособную личность в современном, динамично меняющемся мире. Решить такую задачу по силам только по-настоящему компетентным педагогам , то есть таким, которые способны свободно и нестандартно мыслить, принимать уверенные решения в любой проблемной ситуации, грамотно решать стоящие перед ними педагогические задачи, быть способными к постоянному профессионально -личностному самосовершенствованию. Таким образом, актуальной проблемой является формирование профессионально-педагогической компетентности учителя , под которой понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Профессионально компетентным можно назвать учителя , который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Профессиональная компетентность учителя , по мнению А. К. Марковой, В. А. Сластёнина, это сложное образование, включающее комплекс знаний , умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса и конкретного построения преподавания той или иной дисциплины.

А. К. Маркова различает следующие виды профессиональной компетентности : специальную (владение профессиональной деятельностью на высоком уровне, способность проектировать свое профессиональное развитие , социальную (владение коллективной профессиональной деятельностью и приемами профессионального общения , сформированность социальной ответственности за результаты своей деятельности, личностную (владение опытом личностной саморегуляции, приемами самовыражения, саморазвития, способность противостоять профессиональным деформациям личности) и индивидуальную (владение приемами самореализации и развития индивидуальности, творческого потенциала, готовность к профессиональному росту ). С точки зрения А. С. Белкина, В. В. Нестерова, педагогическая компетентность – это совокупность профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих реализацию компетенций . Структура педагогической компетентности , по их мнению, представлена рядом компетенций : - когнитивная компетенция (профессионально -педагогическая эрудиция) ; - психологическая (эмоциональная культура - культура ощущений и восприятий, общения с воспитанниками, в области формирования мотивов и развития способностей учащихся. Конструктивная компетентность включает умения конструирования урока/тренировочного занятия, внеклассного мероприятия, разноуровневых заданий, самостоятельной работы учащихся, общения и т. д., а именно - планирования и моделирования предстоящей деятельности (своей и учащихся, выбора и структурирования содержания, средств, методов, форм организации учебной/воспитательной деятельности, выделения этапов деятельности и постановки задач. Организаторская (управленческая) заключается в умениях организации учебно-воспитательного процесса, физкультурной деятельности учащихся и поведения учителя . Например, правильная подача учебного материала на уроке состоит в постановке конкретных задач перед учениками, раскрытии смысла их решения, показе и объяснении физических упражнений , оказании помощи школьникам в их выполнении. Управление учащимися обеспечивает мобилизацию их внимания, четкое выполнение построений и перестроений, подготовку к двигательной деятельности, отработку отдельных видов упражнений, дозировку физической нагрузки . Свое поведение учитель строит , исходя из необходимости рационально распределять внимание, выбирать соответствующий тон общения с учениками, контролировать свои действия. Хорошая организация самостоятельной деятельности учащихся - типичный признак опытности учителя . Мастеров педагогического труда отличает также высокий уровень самоорганизации. Особенно важна роль организаторской компетентности учителя в проведении внеклассной физкультурно-массовой , спортивной и оздоровительно-рекреационной работы с учащимися школы. Профессия учителя , в том числе и учителя физкультуры , относится к профессиям «повышенной речевой ответственности» , в которых обязательным условием профессионализма является коммуникативная компетентность , а внутри её конфликтологическая (умение конструктивного отношения к конфликтам, владение способами их анализа и разрешения) и риторическая компетентность (культура речевого взаимодействия) . Профессиональная речь учителя физической культуры в рамках учебнотренировочного занятия имеет свои особенности, связанные с речедвигательной координацией, важностью действенности слов учителя-тренера , лаконизма и четкости речи, активного использования невербальных средств для продуктивной работы в условиях акустики большого спортивного зала, бассейна, стадиона. Педагогическое общение учителя физической культуры предполагает умение работать как с классным коллективом учеников и спортивной группой школьников (на уроках физической культуры , занятиях в спортивных секциях, соревнованиях, так и с большими коллективами учащихся при проведении спортивно-массовых мероприятий, дней здоровья, спортивных праздников и вечеров. Эти умения формируются на протяжении всей работы в школе и содержат навыки общения с учениками, их родителями, учителями и руководством школы, общественными и другими организациями. Исследовательская компетентность учителя физической культуры связана с решением познавательных задач, поиском нестандартных решений, сбором и обработкой информации, обеспечивающих способность к творческой инновационной деятельности. Проявляется в умениях формулировать проблемы и использовать эвристические методы для их решения, в способностях анализировать, интерпретировать и творчески использовать теоретические знания, применять их в практике исследовательской деятельности, умениях работать с литературными источниками, проводить практические экспериментальные исследования, наблюдать факты, собирать и обрабатывать статистические данные, оформлять результаты исследований, внедрять полученные результаты в практику, успешно организовывать собственную исследовательскую деятельность, умениях оценить качество исследований в контексте социокультурных условий , этических норм профессиональной деятельности . Двигательная компетентность является специфической особенностью работы учителя физического воспитания . Она определяется содержанием самого предмета, как уроков физкультуры , так и внеклассных спортивно-массовых мероприятий. Благодаря динамичности, насыщенности занятий разнообразными движениями учителю необходимо рационально выбрать свое место на спортивной площадке или в зале, своевременно организовать перемещения, квалифицированно владеть техникой физических упражнений , приемами помощи и страховки школьников. Существенный участок работы учителя физкультуры - изготовление и ремонт спортивного инвентаря и оборудования, подготовка площадок для игр, беговых дорожек и секторов для легкой атлетики и т. д., что непосредственно связано с выполнением хозяйственных функций педагога. Мы считаем важным в структуру профессионально-педагогической компетентности учителя физической культуры включить компетентность профессионально -личностного самосовершенствования, под которой понимается система профессионально-личностных качеств , определяющих способность педагога к непрерывному повышению своей эффективности в профессиональной области и культурно-личностному росту . Структурно компетентность профессиональноличностного самосовершенствования, по мнению К. А. Маринченко, включает ценностно-смысловой, когнитивно-теоретический и операциональный компоненты . В состав -личностного самосовершенствования учителей физической культуры входят : творческие жизненные ценности и нравственно обоснованные установки на карьерный рост и развитие потенциальных интеллектуальных и двигательных способностей в процессе профессионально-прикладной физической подготовки ; опыт саморазвития и саморегуляции; действенные профессиональные знания , умения, навыки, ориентировка в профессиональных ситуациях , требующих усовершенствования способов деятельности; готовность ставить и решать профессиональные задачи , требующие отхода от стереотипов и самоизменение; навыки составления индивидуальных программ оздоровления, оценки и коррекции осанки и телосложения; методы саморегуляции психоэмоциональных состояний. Исходя из современных требований к профессиональной компетентности учителя физической культуры , можно выделить основные пути развития его педагогической компетентности : - работа в методических объединениях, творческих группах, исследовательская деятельность; - инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий (интерактивных, внедрение новых средств оценки результатов обучения, новых форм контроля; - трансляция собственного педагогического опыта, выступления на научнопрактических конференциях, активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях, выпуск статей и методических разработок; - использование информационно-коммуникационных технологий, интерактивных средств обучения; - непрерывное профессионально -личностное самосовершенствование, регулярное посещение курсов повышения квалификации, участие в тренингах, направленных на повышение профессионального мастерства и личностный рост; - поддержание хорошей физической формы , совершенствование физических качеств и двигательных навыков. Реализация названных путей способствует, на наш взгляд, формированию компетентности профессионально -личностного самосовершенствования, а также гностического (познавательного, конструктивного, организаторского (управленческого, коммуникативного, исследовательского, двигательного компонентов , образующих профессионально-педагогическую компетентность учителя физической культуры .





error: Контент защищен !!