Талантливые и одаренные методическая разработка на тему. Коучинг "Талантливые и одарённые" Самостоятельные и контрольные работы

Тема: Поддержка одарённых и талантливых детей в школе.

Цель: Развитие у учителей знаний о понятии «одарённость».
Расширить представления учителей о способах по поддержке талантливых детей.
Задачи обучения: 1.Познакомить с качествами одарённых детей в различных сферах через ключевую презентацию.
2.Рассмотреть различные типы интеллектов, используя ресурс «Соотнесение типов интеллекта с типами заданий»
3.Способствовать применению приёмов по поддержке одарённых детей, опираясь на практику учителей.

Результат обучения: Учитель должен:
Знать качества одарённых детей.
- утвердить в себе позицию уважения к индивидуальности ученика;
- отбирать стратегии обучения, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
Основные (ключевые) идеи: Понятия "одарённость", признаки"одарённого ребёнка".
Типы интеллектов.

Тренинг- разминка (+ видеоразминка
«Тест на эрудицию») Коуч: Я предлагаю Вам, коллеги, интересный тренинг:“Переделай один предмет в другой” Цель: развитие способности к сцеплению наблюдаемого с заранее выработанными теоретическими представлениями).
Попробуйте переделать один предмет в другой. Это делается поэтапно, на каждом этапе можно менять только один признак предмета. Например, как столб превратить в нору. Сначала столб можно сделать полым внутри, затем распилить его на более короткие части, потом одну из частей вкопать в землю.
ДВЕРЬ-ВЕЛОСИПЕД, КЛУМБА-БАТАРЕЯ ОТОПЛЕНИЯ, БУТЫЛКА-ДОМ, ДЕРЕВО-БОТИНОК.
- Как вы думаете, что дала вам разминка?
5 минут
Формирование групп: Коуч: Группы сегодня формируются методом импровизированных фантов: один из учителей с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится участник, на которого в данный момент показывает коучер. 2 минуты
Виды заданий:
Подходы, используемые при
выполнении данного задания Действия коуча и действия участников коучинга Время

Вводное задание. Постановка проблемы: просмотр видео
«Девочка 3,5 года играет на синтезаторе»
Обсуждение видео.
Первое наше задание:
1-2 группам предлагается записать качества одарённого ребёнка по степени важности. Затем объяснить свой выбор.
(Можно составить постер)
3-4 группы: составить «Карту одарённости»
Заполнить таблицу, распределив основные качества одарённых детей. 1колонка - качества в сфере познавательного развития, 2 – в психосоциальной сфере.
(Качества даются все вместе, можно разрезать и наклеить)
Сфера познавательного развития Психосоциальная сфера

5 группа: эксперты дополняют.
- Какое впечатление оказало увиденное?
- Как бы вы определили данную категорию детей?
- Попробуйте понять, опираясь на наш тренинг, какова будет тема нашего занятия?
-Современна ли эта тема?

Как вы определили принадлежность того или иного качества?
Правильный ответ:

Логические задания: «Испытайте себя»

Итоговая рефлексия:

Чтение притчи
Каждой группе предлагаются различные задания на
логику, воображение, знание в разных областях. Необходимо решить задачи, представив себя в качестве детей.

«Плюс – минус – интересно».

Притча о маленьком мальчике.
Однажды маленький мальчик пришел в большую школу. И на первом же уроке учительница сказала: "Дети, сейчас мы будем рисовать цветы". Маленький мальчик очень любил рисовать цветы и тут же принялся за дело, но учительница остановила его. "Подожди, сказала она. - Я же еще не объяснила, какой цветок мы будем рисовать и как это надо делать". И добавила: "Мы будем рисовать … красный цветочек с зеленым стебельком".
А на следующем уроке учительница сказала: "Теперь, дети, мы будем лепить цветы". Маленький мальчик тут же принялся за дело, но учительница тут же остановила его: "Подожди! Я еще не сказала, какой мы будем лепить цветок и как это надо делать. Сейчас, дети, мы будем лепить … красный цветок с зеленым стебельком…"
А потом случилось так, что маленький мальчик перешел в другую школу. И уже другая учительница предложила на уроке: "Дети, давайте рисовать цветы". А потом подошла к маленькому мальчику и спросила: "А почему ты ничего не рисуешь?" А он ответил: "Но вы же еще не объявили, какой надо рисовать цветок и как это надо делать". А учительница сказала: "Рисуй такой цветок, какой тебе нравится".
И тогда маленький мальчик нарисовал … красный цветок с зеленым стебельком.
Когда речь идет о творчестве, как найти границы учительского вмешательства? Мы стремимся развивать в наших учениках творческое мышление, но способны ли мы почувствовать минуту, когда лучше не мешать, отойти в сторону и наблюдать рождение индивидуальности?
Видеоролик. Коуч:
- Будут ли интересны такие задания детям?
- Когда и как их можно применять?

Коуч: послушайте притчу и скажите, почему именно она прозвучала в конце нашего занятия?

5 мин.
Ресурсы http://cptd.ippk.arkh-edu.ru
Презетация Power Point
Отрывок статьи Н. Роджерса.
Видеоклип «Мир вокруг нас»
Бумага, маркеры.
Можно дать сайты по теме коучинга для последующего ознакомления:
http://www.effecton.ru/762.html
http://intellektsystem.ru/articles_1_71.html
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_12a.shtml
http://www.msph.ru/jornal/arhiv/38/38.pdf

г. Алматы Турксибский район КГУ ОШ №49

Коучинг для учителей

Учитель математики Штарк М.В./ первый продвинутый уровень/

Занятие Коучинг для учителей Дата занятия 24.08.15.

Тема занятия:

Талантливые и одаренные дети. Изучение модуля для открытия новых возможностей для работы с Т и О учащимися.

Содействие развитию навыков работы с Т и О учащимися

Актуализация представления учителей о работе с одаренными и талантливыми детьми;

Ознакомить с типами одаренности учащихся;

Рассмотреть психологические основы взаимодействия учителя с талантливыми и одарёнными учащимися;

Ожидаемый результат обучения:

Учитель должен:

Уметь выявлять одаренных и талантливых учащихся в своем классе с помощью наблюдения над поведением учащихся в процессе их обучения;

Понимать суть условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников при обучении;

Уметь создавать учебные задания по таксономии Блума (анализ, синтез, оценка для развития мышления высокого уровня.

Методическое руководство для учителя-2012, раздаточные материалы, презентация, видео - ролики.

Ход занятия

Разминка:

Упражнение «знакомство, пожелания друг другу» - 3 минуты

на группы:

Формирование групп по стикерам, на которых изображены листики, бабочки, яблоки (Кому что нравится?) - 2 минуты Повторение правил работы в группе (правила вывешиваются на видном месте).

Ход занятия:

Погружение в тему

Видео – ролик «Одаренные дети».

Задание 1

Участники коучинга получают раздаточный материал для изучения:

Первая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики обучения, мышления, мотивации к обучению».

Вторая группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Характеристики общественного лидерства, самостоятельности».

Третья группа изучает свой текст. Участники составляют кластера «Образ талантливого и одаренного ребенка. Виды одаренности».

Выступая при защите кластера, слушатели приводят свои критерии понимания.

По результатам идет обобщение ответов по следующим вопросам:

Каких детей можно называть одаренными?

Каких учеников нашей школы вы бы отнесли к талантливым?

Групповая

Задание 2 .

Просмотр презентации www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Просмотрев слайды и дав определение одарённому ребёнку, сформулируйте определение каждого из типа одарённости.

1-ая группа – дать определение художественной и музыкальной одарённости;

2-ая группа – дать определение социальной и психомоторной одарённости;

3-ая группа – дать определение интеллектуальной и академической одарённости.

Составить образ ученика проявляющего способности в определённой сфере на уроке (на примере ученика из реального класса нашей школы)

Индивидуальная работа

Задание 3

«Определение психологических основ взаимодействия учителя со способными и одарёнными учащимися»

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве»/приложение 1.

Обсуждение ситуацию:

1. Прокомментируйте деятельность учителя в соответствии с темой занятия.

2. Составьте образ ученика.

3. Предложите свой вариант выхода из сложившейся ситуации.

Заслушиваются результаты работы, подводится итог.

Домашнее задание

Составьте задания, превышающие базовый уровень навыков мышления (по таксономии Блума) и включающие деятельность, требующую навыков высокого мышления - анализа, синтеза

Рефлексия:

Видео – ролик «Самые одаренные люди на земле»

/ очень позитивный/

Лист рефлексии/приложение 4/:

Была ли польза от работы лично вам, другим?

Заполнить листочками стикерами «+», «-»

Презентация, маркеры, постеры, стикеры

Распечатанный раздаточный материал из Руководства для учителя, интернета.

Приложение 1

Прочитайте описание педагогической ситуации и дайте оценку организации процесса обучения отражённого в ситуации.

Ситуация «Красные кони на синей траве».

Внук пришёл из школы грустный, задумчивый.- Что случилось?- спрашиваю. Передёрнул плечами.- Неужели двойку получил?- Вздыхает, не глядя на меня, говорит: - Дед, а дед. А какие кони бывают? Ну, какого цвета? - А причём тут кони?-Ну, какого?- Гнедой, значит, масти…-А что такое масть?-Это цвет шерсти. Гнедая лошадь – красновато-рыжая. Ещё есть буланая – светло-жёлтого цвета.-Скажи, дед, а красные лошади бывают. Вот трава синяя бывает. Я сам видел. В деревне. Ещё белый дым над ней плыл.-Ты хочешь сказать – туман?-Пускай туман. Понимаешь, под таким дымом трава синей бывает. Вот я и нарисовал красных-красных коней и синюю-синюю траву, на которой они паслись. А она…она…-Кто это «она».-Учительница. Говорит, так не бывает. Говорит, кони бывают рыжие, серые, чёрные. А трава- зелёная. Но я же видел, понимаешь, видел…Я не знал, как реагировать, ведь сказала учительница, а её слово должно быть авторитетным.-Хорошо, хорошо… Разберёмся. А из головы не выходило: «Красные кони… красные кони». Как у Петрова-Водкина – «Купание красного коня».Конечно, внук-второклассник этого художника ещё не знает. Но он видел своё и нарисовал как умел, как чувствовал. И хорошо, что мир для него так многокрасочен, что у мальчика своё собственное восприятие жизни. Ведь это по – моему, всем ясно. Но я всё же решил сходить в школу. Нет, не из-за двойки. Надо ведь когда-нибудь познакомиться с учительницей внука поговорить с ней. Короче, отправился в школу. Как раз началась большая перемена. Заглянул в класс. Учеников не было. Две молодые женщины, несомненно, учительницы, примеряли свитер. На меня не обратили внимания. Я вежливо кашлянул. Никакой реакции. Вышел, прикрыл дверь. Немного походил. Снова заглянул в класс.-Вам кого, мужчина? – с досадой и вызовом спросила одна из женщин. Я отрекомендовался, сказал, что мне нужна учительница внука Андрейки.-Это я, - не мигая сказала учительница и зачастила:- Мальчик – ничего, способный, успевает не плохо. Правда, много мух в голове.-Что? Каких мух? –не понял я.- Обыкновенных, - снимая, свитер сказала учительница.- Нарисовал, например, зачем –то красных лошадей. Разве такие бывают? Или синяя трава!.. Бред какой-то. Ведь трава всегда зелёная. Я ему двойку поставила.-Но, позвольте… Помните, «Купание красно коня» у Петрова-Водкина…-Ничего не помню. Небось какой-то авангардист… Сколько их сейчас развелось!-Но ведь это большой мастер. К тому же он давно умер.-Тем более срисовывать не позволено. Нужно самому, как оно в жизни есть.Разговор становился бессмысленным. Вторая учительница давно ушла. В класс стали заглядывать ученики. Прозвенел звонок.-Хорошо. Значит, солнце - жёлтое, снег – белый, небо – голубое…- А как иначе? – округлив глаза, недоумённо смотрела на меня учительница. – Как?.. Я не ответил. Попрощался. Мне было её жаль. Но больше жаль второклашек, которых она учила.

Приложение 2

Используемая литература:

Программа курсов повышения квалификации педагогических работников республики Казахстан АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012 г
2. Руководство для учителя, стр. 197-205, АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012г

3. URL: www.prezentacii.com «Одаренный ребенок. Кто он?»

Приложение 3

Видео – ролики: «Одаренные дети», «Самые одаренные люди на земле».

Приложение 4

Лист рефлексии

1. Была ли польза от работы лично вам, другим? Какая?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

2. Что было главным открытием для вас?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

3. Что больше всего понравилось?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

4. Что нужно учесть коучеру на будущее?

________________________________________________________

________________________________________________________

________________________________________________________

5. На какую тему предлагаете провести следующий коучинг?

_________________________________________________________

Название занятия: Дата: Общие цели: Результаты обучения: Ключевые идеи: Задания: Коуч­занятие с фокус­группой коллег «Креативные и инициативные» «Каким должен быть урок для одаренного ребенка в массовой школе?» Участники смогут обсудить проблемы организации обучения одаренных детей в классе; создадут проект образовательной среды урока для ОД; разработают мини­урок для одаренного ребенка. Участники знают: ­ понятие одаренности; ­ как проявляются возможности одаренных детей в совместной деятельности; ­ стратегии обучения одаренных детей. Умеют: ­ работать в группе; ­ использовать стратегии обучения в личных целях. Создают: ­ проект мини­ урока для одаренного ребенка. Модуль «Обучение талантливых и одаренных детей» входит в Программу уровневых курсов. В отношении обучения одаренных и талантливых детей существуют трудности; важно тщательно продумывать, обсуждать и планировать уроки с включением таких детей. 1. Мотивация «Перевоплощение». Сейчас вам предстоит побыть в роли одаренных детей. Надеваем «майку одаренного ребенка». 2. Задание: вы одаренный ребенок, сейчас вы должны записать проблемы, с которыми сталкиваетесь в массовой школе. 3. Просмотр видеоролика «Мир глазами одаренных детей». Как видите, проблем достаточно много. Нам нужно научиться с ними справляться. 4. Задание: Вернемся к своей роли, роли учителя. Какова ваша цель сегодня? 5. Обсуждение схемы урока Участники придумывают девиз, с которым может прийти на урок одаренный ученик. Сообщают свои девизы. Каждый участник должен выделить основные проблемы одаренного ученика. Сопоставляют со «своими» проблемами. Переворачивают «майку – эмблему», записывают свою цель на занятие (чего хотят от сессии) Участники обдумывают ответ в течение 30 секунд. Обсуждение, дискуссия.

­ Кто испытывает наибольшие проблемы в обучении? ­ Почему? ­ Почему можно сказать, что одаренные учащиеся находятся в ситуации социального “риска” в обычной учебной среде? ­ Какие эмоциональные характеристики можно дать одаренным детям? ­ Как влияют эмоциональные характеристики одаренных учащихся на учебную деятельность? ­ Вспомните одного из ваших учащихся, для которого данные характеристики являются препятствием или помощником. 6. Опросник «Качества учеников». Согласитесь, не очень комфортно чувствует себя учитель на уроке в классе, где есть одаренные дети. Почему так происходит? Музыкально­танцевальная пауза 7. Деление на группы «Одинаковые картинки». 8. Проектирование образовательной среды урока, способствующей обучению одаренных детей. 9. Сопоставление результатов работы с ресурсом №3. Оценивание собственной работы. 10. Работа в парах по предметным интересам. Ресурсы №4, 5. Проектирование мини­урока. Задача: создать условия для обучения одаренных детей (конкретных учащихся школы) Рефлексия «Прекрасный тюльпан» 11. Презентация мини­уроков. Используют ресурс №1 Называют учащихся, которые учатся у большинства, чтобы затем спроектировать мини­урок предметно. Участники отмечают + или – качества детей, которые им нравятся или не нравятся. Обсуждение. Участники получают картинку и объединяются в группы Заполняют пустографки в таблице. Ресурс №2 Участники изучают ресурсы №4, 5. Создают проект мини­урока, используя предложенные способы или свои наработки. Подведение итогов. Участники

­ А сейчас предлагаю вам закрепить на цветке, который символизирует одаренного ребенка, бабочек, на которых запишите, что сможете использовать из материалов занятия в своей работе. помещают стикеры в виде бабочек на цветок, расположенный на доске. Можно записать на стикере пожелание или вопрос.

Знать понятия одаренность, талант, гениальность. Уметь применять различные подходы к обучению одаренных детей в школе.

Ожидаемый результат:

Понимание сути условий, которые необходимо создать для талантливых и одаренных учеников. Понимание того, какие изменения необходимо внести в задания, включающие интеллектуально стимулирующие задания для талантливых и одаренных учеников. Умение планировать для талантливых и одаренных учеников трудные групповые задания, при выполнении которых учащиеся проявляют свой потенциал. Выявить различные навыки, которые помогут использовать учителю во время работы с детьми разных способностей при выполнении совместных заданий.

Целевая аудитория: учителя

Форма проведения: мозговой штурм, работа в группах, защита проектов, рефлексия.

Ресурсы: маркеры, презентация, стикеры, постеры, видеролики.


Этапы работы

Деятельность участников

Подготовительно-организационный.

Цель этапа: организовать позитивный настрой участников на эффективную работу на занятии.

создание позитивного настроя участников на эффективную работу на занятии;

обеспечить быстрое включение участников в работу.

беседа; вербальные и невербальные средства общения, способствующие созданию положительного настроя (улыбка, доброжелательный тон, взгляд).

Деление на группы.


Добрый день, уважаемые коллеги. Очень рада видеть Вас на занятии коуч - сессии.

Формулирование темы занятия

Сегодня мы поговорим об обучении талантливых и одаренных детей

Давайте приступим.

Коуч пускает по кругу листочки, на которых написаны буквы Т С О Г

Коуч задает вопрос: « Что вы подразумеваете под буквой...».

Выдает таблички с названием групп: талантливые, способные, одарённые, гениальные.


Просмотр видеоролика

Участники включаются в диалог, проявляют активную позицию. Настраиваются на организованную и эффективную

работу на занятии.

Объединившись по группам, садятся.

Видеоролик

4 летний вундеркинд

Карточки с буквами

Основная часть.

Цель этапа: обучение одаренных и талантливых детей.

Задачи: научиться применять новые подходы в обучении одаренных учащихся

Методы и формы: мозговой штурм, групповая, презентация, защита постеров


Коуч: Уважаемые коллеги, мы все стараемся уделять особое внимание на одаренных учащихся, но часто результаты обучения не устраивают ни нас, ни учеников. Давайте подумаем, какие подходы позволят нам достигать высоких результатов в обучении одаренных учащихся?

Из ваших слов можно сформулировать вывод словами Артура Шопенгауэра: «Каждый ребенок отчасти гений, а каждый гений отчасти ребенок».

Теоретический материал

Объяснение.

1 группа - Создайте модель талантливого, одаренного ученика

2 группа - Определение понятий одаренность, талант, гениальность и взаимосвязь между ними

3 группа - Способности и задатки, взаимосвязь между ними.

4 группа - Основные подходы к обучению одаренных и талантливых детей в школе.

Наблюдение за работой групп.

Наблюдаю, слушаю защиту проектов

Мозговой штурм. Незаконченное предложение

Талант – это …

Спикер группы отвечает на вопрос.

Просмотр презентации

Просмотр видеоролика

Работа в группах

Обсуждение

Группы представляют свои проекты.



Листы с предложениями

Видеоролик «Одаренные дети»

Постеры, маркеры


Заключительный этап.
Цель: проверка усвоения слушателями полученной информации.

Методы и формы: индивидуальная работа

Коуч: Уважаемые коллеги! Сейчас мы с Вами определились, с основными подходами по развитию одаренности учащихся Уважаемые коллеги, теперь давайте все вместе проанализируем нашу проделанную работу. Прошу Вас оставить свою рефлексию на стикерах.

Плодотворной Вам работы и до новых встреч!


рефлексия

Просмотр видеоролика



Видеоролик

«Талантливые дети»



Список интернет – ресурсов

http://www. travellers. ru/youtube_video-4-letnijj-vunderkind

http://www. /watch? v=dojzmAMc5SM

http://go. mail. ru/search_video

Приложение 1

Мозговой штурм.

Незаконченное предложение

Талант – это …

Способным и талантливым ученикам в учебе …

Одаренным быть легко, потому что…

Гениальными становятся ученики, если…

Приложение 2

Презентация «Работа с одаренными детьми.»

Видеоролик «Одаренные дети»

Видеоролик «4 летний вундеркинд»

Видеоролик «Талантливые дети»





error: Контент защищен !!