И в лице твоем полном движения. Анализ стихотворения «Тройка» (Н

Николая Алексеевича Некрасова справедливо считают автором русской гражданской лирики. Наиболее ярко он проявил свой талант в написании лиро-эпических произведений, пронизанных темой народного горя. Автор выступал как борец с крепостнической системой, и стихотворение «Тройка» является одним из проявлений этой активной литературной борьбы. На нём и остановимся подробнее.

Лиро-эпическое стихотворение «Тройка» было написано в 1848 году. В это время Некрасов и Панаев приобрели за взятые в долг деньги журнал «Современник». Автор только поднимался со дна – денег не было, а первый литературный сборник «Мечты и звуки» в 1840 году не возымел успеха у публики, был жёстко раскритикован Белинским и впоследствии уничтожен самим писателем. И вот на свет появляется некрасовская «Тройка», которая быстро получает всеобщее признание и завоёвывает поэту популярность. Стихотворение посвящено простым крепостным людям, в частности, русским женщинам из сёл и деревень. У Некрасова, конечно, было стремление донести трагизм положения народа до людей из высшего сословия, которые могут влиять на народные судьбы.

Живя в 19-ом веке, когда недовольство народа крепостническими устоями неуклонно возрастало, он создавал по-настоящему злободневные произведения. Он был романистом, публицистом, соиздателем популярнейших в те годы журналов «Современник» и «Отечественные записки».

Жанр, направление и размер

По жанру стихотворение относят к гражданской лирике. Некрасов же определял себя как поэта гоголевского направления, так называемой «натуральной школы», которая ставит во главе угла реалистическое изображение происходящих событий, человеческих характеров и судеб. В «Тройке» нет искусственно красивого романтического тумана, прикрывающего реальное положение вещей – обо всём сказано прямо и по делу. Поэт создал это стихотворение не для того, чтобы романтики и отстранённые мечтатели смаковали изящный слог и думали о красоте бытия. Он обнажил уродства крепостнического устройства и заставил людей посмотреть на них без прикрас.

Стихотворение написано трёхстопным анапестом. Это значит, что ударение в каждой строке падает на третий слог, а таких ударений по три. Например, первые же строки: «Что ты ЖАДно гляДИШЬ на доРОгу/В стороНЕ от веСЁлых подРУГ…». Этот размер очень мелодичен и потому считается песенным, недаром на «Тройку» позже был написан романс. Рифмовка во всём произведении перекрёстная, и только в последнем четверостишии – смежная. Мужские и женские рифмы гармонично сочетаются друг с другом.

Образы и символы

  1. В стихотворении автор представлен в роли лирического героя , обращающегося к сельской девушке. В его обращении слышится печальный тон, переживание за её настоящее и будущее, чувствуется, с каким вниманием он относится к ней. С одной стороны, он восхищается её красотой и горячей молодостью, с другой – предрекает горькую судьбу. Ему наверняка не хотелось бы говорить о том, то ожидает эту красавицу потом – но он обязан сказать. Обязан затем, чтобы девушка не бежала вослед за тройкой, не испытывала надежду на невозможное счастье с проезжим корнетом, который, хотя и засмотрелся на неё, но всё равно проедет мимо, тут же забудет её и никогда не вернётся. Ведь если она разочаруется в своих пустых мечтаниях, ей будет труднее принять свою настоящую горькую судьбу.
  2. Эта простая крестьянская девушка – главная героиня стихотворения, на ней и сосредоточен сюжет. Её восточная красота так обворожительна, что один лишь взгляд этой «чернобровой дикарки старика разорит на подарки, в сердце юноши кинет любовь». На неё залюбовался и корнет, проезжающий мимо на тройке. Она резва, жива, прекрасна, но это ненадолго: пройдёт беззаботная пора, и нежеланное замужество погубит эту девушку, сделает из неё глубоко несчастную и уродливую старуху, преждевременно ушедшую в могилу. Другие герои, которые окажут на крестьянку губительное влияние – это «муж-привередник», любящий водку и рукоприкладство, да свекровь – такая же жертва обстоятельств, которая будет её «в три погибели гнуть».
  3. Темы и настроение

  • Основная тема произведения – горькая судьба крепостной девушки , которой ей не миновать. Некрасов говорит о том, что выхода нет, и это очень горько осознавать для простых людей, особенно для русских женщин. Их жизнь особенно тяжела, она сводится к бессмысленному, терпеливому существованию, пролетает быстро, выжав из них все соки.
  • Также наше внимание привлекает тема красоты и отношения к ней. Прелесть девушки растопчут обстоятельства и люди. Никто в ее среде не оценит по достоинству ее молодость и красу.
  • Главная проблема в стихотворении – безволие и социальная незащищенность женщины . Крестьянки практически не вольны над своей судьбой – ими всегда управляет не только барин, но и муж со свекровью, они вынуждены идти замуж не по любви, а только по чьей-то прихоти, и терпеть любые унижения, тащить на себе колоссальный труд по хозяйству. Мужчинам-крепостникам легче, они вольны в некоторой мере распоряжаться своей жизнью так, как они сами хотят.
  • Еще одна проблема – социальная несправедливость . Юноши и девушки не могут быть вместе, если их разделяет неравенство. Корнет и рад бы взять в жены сельскую нимфу, но родители лишь посмеются над его глупостью. Брак должен быть выгоден и приличен, с любовью он имеет мало общего. Так и крестьянка не может рассчитывать на приличного мужа, какой бы умницей и красавицей она ни была.
  • Настроение стихотворения в целом грустное, тяжелое, гнетущее. Но первые несколько четверостиший витают в несколько иной, более легкой и обнадёживающей атмосфере. Это не значит, что данные четверостишия задают абсолютно весёлый тон первой части произведения. Уже с первых строк чувствуются невесёлые нотки. Читатель уже понимает, что такое настроение будет звучать и дальше и, возможно, только усугубится. Так и случилось, когда в шестом четверостишии лирический герой – он же автор – говорит: «Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдёшь мужика». Далее тон рассказа – трагичный, обречённый, без намёка на светлое будущее. Он сохраняется и в самом конце, по возвращении рассказчика к реальному времени – той же самой тройки и красавицы, бегущей за ней.
  • Основная идея

    Главная мысль произведения заключается в том, что крепостное право – это самый настоящий бич России, который приносит людям много горя. Полная несвобода, ужасные материальные условия, в которых выживает и рано умирает народ, – всё это последствия глубоко несправедливой системы, в которой страдают ни в чём не виновные люди. Самое грустное, что для крепостных нет самостоятельной возможности изменить свою ситуацию к лучшему, а если и есть выход, то он лишь для самых отчаянных – и это бунт, революция. Но такая активность может повлечь за собой гибель человека под палками и ружьями господ, чего не хочется людям, хватающимися за любую – даже бедную и безвольную – жизнь.

    Но неправильно закрепощать человека в рамки, неправильно рассматривать его жизнь лишь как средство достижения своих целей. Он, крепостной человек, имеет право на такую же свободную и счастливую жизнь, как представители высшего света. Всё должно зависеть от личных достижений каждой отдельной личности, а не от рождения в определённой социальной прослойке. Некрасов – неравнодушный к судьбам народа человек – не призывает здесь к действиям напрямую, а даёт читателям самостоятельно сделать выводы, проявить сочувствие и участие к этой беззащитной социальной ячейке общества. В этом смысл его обращения к людям.

    Средства художественной выразительности

    Пожалуй, самое основное выразительное средство в «Тройке» — это стилистическая фигура «обращение». Оно фигурирует в строках на протяжении всего стихотворения. Не обходится также и без эпитетов, таких как «лукавый глазок», «жизнь полна и легка», «работа черная», «тупое терпение», «угасшая сила», «тоскливая тревога», «бешеная тройка». Как видно из примеров, в основном всё эпитеты негативные, связанные со страданием и безысходностью.

    Есть и сравнения, призванные описать красоту девушки: «волосы чёрные, как ночь», «чернобровая дикарка». Произведение богато олицетворениями: «сердечко забило тревогу», «лицо вспыхнуло», «вьётся алая лента», «взгляд…разорит на подарки,.. кинет любовь». Фразеологизм «в три погибели гнуть» помогает передать ту степень деспотичности, с какой свекровь будет мучить красавицу.

    Вот мы и провели анализ такого выдающегося произведения Некрасова, как «Тройка». Это очень сильное изображение безрадостной действительности, которое было нужно русскому обществу девятнадцатого века. «Тройка» стала творческим взлётом в литературной карьере писателя, его успешным началом. Впоследствии он напишет немало известных лиро-эпических произведений, посвящённых теме простого народа, оказавших немалое влияние на людей периода до и после отмены крепостного права.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу - Всё лицо твое вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед? .. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих; черных как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка... Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки, сыты и бойки, - И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой. . . .

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 26-28.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 30 об. - 32).

В Р. б-ке датировано: "1845"; в Ст 1879 - "1846". Последняя дата вероятнее (если исходить из даты первой публикации).

В "Современнике" имелось посвящение: "(И. И. Маслову)". Иван Ильич Маслов (1817-1891) - чиновник при коменданте Петропавловской крепости генерале И. Н. Скобелеве, приятель Белинского и Тургенева.

"Тройка" - первое стихотворение Некрасова, помещенное в реорганизованном "Современнике". Видимо, придавая "Тройке" особое значение, Некрасов открывал ею небольшой сборник своих стихотворений, вышедший незадолго до его смерти в 1877 г. (Р. б-ка).

17 января 1847 г. Н. П. Огарев писал Т. Н. Грановскому: ""Тройка" Некрасова - чудесная вещь. Я ее читал раз десять" (Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения, т. 2. М., 1956, с. 395). В романе Чернышевского "Что делать?" (гл. 1) рассказывается о том, как Вера Павловна "села к фортепьяно и запела "Тройку" - тогда эта песня была только что положена на музыку...". Чернышевский, несомненно, имел в виду некрасовскую "Тройку" (пересказывается ее содержание: "девушка засмотрелась на офицера").

"Тройка" многократно положена на музыку (О. Бернард, 1852; Л И. Дюбюк, 1857; Н. Леонтьев, 1857; С. А. Зыбина, 1858; Н. Ф. Вителяро, 1859; И. В. Васильев, 1872; Ф. Н. Надененко, 1925; В. И. Волков, 1944; М. В. Коваль, 1944; Н. А. Иванов, 1952; А. Вельмет, 1961; Н. П. Губарьков, 1962). В песенниках - с конца 1850-х гг. (Песни Беранже, Некрасова... М., 1858; Полное собрание новейших русских песен. М., 1859). При жизни Некрасова "Тройка" (вместе со стихотворениями "Перед дождем", "На родине", "Буря" и "Свадьба") перепечатывалась также в сборнике "Беранже в переводе русских авторов, с прибавлением стихотворений Некрасова, Кольцова и других" (М., 1868; изд. 3-е. М.. 1874).

Пародии на "Тройку": Эраст Благонравов (В. Н. Алмазов). Журналистика. -М., 1851, No 19-20, с. 291-293; А<мосов> А. Пародия на стихотворение г. Некрасова "Тройка". - С, 1859, No 10, "Свисток", с. 537-539; К<озлов> А. Картежник ("Что так жадно глядишь на настойку..."). - Гудок, 1862, No 26, с. 207 и др.

ТРОЙКА

Обработка Якова Пригожего
Слова Николая Некрасова

Что так жадно глядишь на дорогу

И зачем так бежишь торопливо


Полюбить тебя всякий непрочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих темных, как ночь.


Пробивается легкий пушок,


Разжигает убийственно кровь,

«Подарок любителям пения», М. 1877 г., № 337

Русские песни. Сост. проф. Ив. Н. Розанов. М., Гослитиздат, 1952. -

Слегка измененный и сокращенный в песенной традиции текст стихотворения Н. Некрасова «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу…», 1846). В других источниках в качестве текста песни приводится авторский текст Некрасова. Наибольшую популярность приобрела мелодия народной песни в обработке Якова Пригожего на слова Алексея Плещеева "В последний раз". Музыку писали также Николай Леонтьев, М. Бернард, Александр Дюбюк и другие композиторы. Входила в репертуар Лидиии Руслановой. Текст часто использовалась для сочинения политических пародий.

ВАРИАНТЫ (2)


В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –


За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Вьется алая лента игриво



Поскорей навсегда заглуши!

Сиреневый туман: Песенник: Любимые песни и романсы для голоса и гитары. - СПб.: Композитор, 2006.

2. Что ты жадно глядишь на дорогу

Слова Н. Некрасова

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед!..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих темных, как ночь...

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!


Кони крепки, и сыты, и бойки,

Две последние строки куплетов повторяются

Ах, зти черные глаза. Сост. Ю. Г. Иванов. Муз. редактор С. В. Пьянкова. - Смоленск: Русич, 2004

ОРИГИНАЛЬНЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Тройка

Николай Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих, черных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.

И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки, и сыты, и бойки, -
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...

"Современник", 1847 г., № 1

Русские песни и романсы / Вступ. статья и сост. В. Гусева. - М.: Худож. лит., 1989. - (Классики и современники. Поэтич. б-ка)

Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.

Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.

Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.

Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.

Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.

В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.

В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.

Главная мысль стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Главная тема этого произведения – размышления о трагической судьбе русских крепостных женщин, лишенных права выбора своего жизненного пути, обреченных на жалкое существование и преждевременную смерть от невзгод крепостной жизни.

Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его автор использовал перекрестную схему рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой.

Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Применил автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.

Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».

В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.

«Тройка» Николай Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка»

Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам – красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.

Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой.

Однако с присущим Некрасову реализмом в стихотворении «Тройка» показана совсем иная картина, гнетущая и безрадостная . Поэт обращается одновременно ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков. Так как после свадьбы на Руси молодожены обычно селились в доме супруга, то Некрасов предрекает девушкам весьма незавидную долю. Отныне им придется тащить на своих хрупких плечах огромное домашнее хозяйство, и при этом терпеть издевательства со стороны новых родственников, особенно свекрови, которая будет «в три погибели гнуть» невестку. Непростой крестьянский быт, который построен на ежедневном уходе за домашними животными, уборкой, приготовлением пищи, присмотром за детьми и работой в поле, со временем превратит вчерашнюю красавицу в безобразную старуху, на лице которое застыло «выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечны испуг». Век женщины на Руси короток, и вскоре ее ждет сырая могила, которой она отдаст свою «бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь».

Предвидя подобное развитие событий, Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено . «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры – люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому « к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.

Что же до мечтаний юных девушек, то это – единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.





error: Контент защищен !!