Сын лая. Эдипов комплекс

Однажды бездетный царь Фив Лай обратился к Дельфийскому оракулу с вопросом: родится ли у него ребенок, он ведь уже не молод? Оракул сказал, что у него родится сын, и этот сын убьет его. Ответ оракула ужаснул царя. Когда у него вскоре на свет появился сын, он приказал проколоть ему ноги и бросить в лесу. Но раб пожалел хорошенького мальчика и передал его пастуху. Пастух отнес младенца к царю Полибу в Коринфе. Бездетный царь взял его на воспитание и назвал Эдипом за распухшие от ран ноги.

Эдип вырос, возмужал, стал сильным, но ничего не знал о своем происхождении. Как-то один из гостей царя Полиба во время пира назвал его приемышем. Это замечание глубоко задело юношу. Он захотел узнать тайну своего рождения. Но приемные отец и мать ничего не могли ему толком рассказать. Тогда он отправился в Дельфы к оракулу, чтобы спросить у него. Ответ оракула был страшен, Эдип едва не лишился чувств, услышав его.

Тебе уготована ужасная судьба, Эдип,- сказал ему оракул.- Ты станешь убийцей своего отца. Потом ты женишься на собственной матери, у тебя от нее родятся дети. Их проклянут люди и боги. Их все будут ненавидеть.

Узнав такой приговор, Эдип решил не возвращаться к своим родителям, испугавшись предсказания оракула.

Он стал вечным скитальцем и жил там, где придется. Так он случайно оказался на дороге, которая вела в Фивы. Вдруг он услышал звук колесницы. Глашатай, правивший ею, грубо оттолкнул Эдипа, пригрозив ему кнутом. Эдип толкнул его в ответ. Но сидевший в колеснице старец со злобой ударил Эдипа посохом по голове. Тут Эдип рассвирепел, схватил посох и убил старика, потом расправился с глашатаем и слугами.

Никого не оставил в живых, только один раб сумел убежать. После этого Эдип продолжил свое путешествие и пришел в Фивы. Он не считал себя виновным, так как ни на кого не нападал, никого не хотел убивать, напали на него, а он защищался.

В городе царило всеобщее уныние. Прибежавший раб сообщил о гибели царя Лая, которого убил какой-то прохожий. Люди не знали, что и думать, кто и зачем это совершил. Но помимо этой беды, мучила город и другая: страшный Сфинкс поселился возле Фив на горе Сфин-гион и требовал себе человеческих жертв.

Посочувствовав горю граждан, Эдип захотел помочь им. Он решил пойти к ненасытному Сфинксу и выяснить, как можно освободиться от него.

Сфинкс был чудовищем с головой женщины, туловищем льва и гигантскими крыльями. Одним своим видом он пугал людей. Его на Фивы наслали боги, они же постановили, что он исчезнет, когда кто-нибудь сумеет решить его загадку, которую он загадывал всем, кто проходил мимо горы Сфингион. Загадка была настолько непонятна, что никто не мог разгадать ее. Тогда Сфинкс до смерти сжимал в своих объятиях несчастного.

Эдип безбоязненно подошел к Сфинксу, и тот сразу начал говорить:
- Ответь мне на вопрос, путник, кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех? Никто из живых существ не изменяется так, как он. Но странно, когда существо передвигается на четырех ногах, то у него меньше всего сил и еще он очень медлительный. Ответишь, останешься в живых, нет, пеняй на себя.

Эдип недолго размышлял:
- Несложная у тебя загадка, Сфинкс. Вот тебе ответ на нее. Это человек. В младенческом возрасте он медленно ползает на четырех ножках, когда взрослеет, ходит на двух, а к старости, когда силы покидают его, он опирается на посох.

Едва он произнес ответ, как страшный Сфинкс взмахнул крыльями, взлетел и с высоты бросился в море. Так было предписано ему богами. Он должен был погибнуть, если кто-либо из людей решит его загадку.
Вернулся в Фивы Эдип и рассказал жителям о своей победе над Сфинксом. Обрадовались они, не знали, как им благодарить незнакомца, который избавил город от страшной напасти. И вместо убитого Лая провозгласили Эдипа своимцарем. Еще ранее им было указано, что царем Фив станет тот, кто спасет город и его жителей от Сфинкса.

Став царем в Фивах, Эдип женился на вдове царя Лая Иокасте, и от нее появились у него две дочери, Антигона и Йемена, и двое сыновей, Этеокл и Полиник. Гак сбылось предсказание Дельфийского оракула: Эдип убил своего родного отца, женился на своей матери и с ней произвел на свет детей.

Дельфы - центр вселенной. - Аполлон - победитель Пифона. - Дельфийский оракул и рок (судьба). - Эдип. - Загадка Сфинкса. - Прорицатель Тиресий. - Эдип и Антигона.

Дельфы - центр вселенной

Солнце видит все происходящее раньше человечества, потому что оно освещает все своими лучами; вот почему Аполлон предвидит будущее и предсказывает его людям. Дар предсказания - одно из главных качеств Аполлона.

Оракул, изрекавший смертным предсказания Аполлона, находился в храме Аполлона в древнегреческом городе Дельфы. В античности город Дельфы считался центром земли, потому что, как гласит один греческий миф, Зевс выпустил однажды с двух противоположных концов вселенной двух голубей, и эти голуби встретились в Дельфах.

Аполлон - победитель Пифона

Дельфийский оракул сначала принадлежал богине земли Гее, которая приказала сыну своему, змею Пифону, охранять его, почему и город Дельфы назывался иногда у древних греков Пифо́.

Бог Аполлон убил чудовище Пифона, некогда преследовавшее его мать (богиню Латону). Аполлон на нем первом испробовал свои смертоносные стрелы. По словам древнегреческих поэтов, бог солнца победил Пифона, будучи еще ребенком, но, без сомнения, рост богов подчиняется другим законам, нежели рост простых смертных, потому что скульпторы, изображая победу Аполлона над Пифоном, представляли Аполлона в виде юноши, достигшего полного развития.

Таким Аполлон изображен на одном из величайших художественных произведений античного мира - на статуе, известной под названием Аполлона Бельведерского . Она была найдена в конце XV века и приобретена папой Юлием II, который поставил ее в садах Бельведера. Теперь статуя Аполлона Бельведерского находится в Ватиканском музее. С тех пор как эта статуя стала известна и до наших дней она не перестает возбуждать восторги и восхищение художников и ценителей искусства.

Дельфийский оракул и рок (судьба)

Победив Пифона, бог Аполлон и хор дельфийских дев впервые пропели победную песнь - пеан .

Затем, сняв с дракона Пифона шкуру, бог Аполлон обернул ею треножник, на котором сидела Пифия - жрица, передававшая ответы оракула.

Этот оракул считался самым важным в Греции; простой случай открыл место Дельфийского оракула. Козы, бродя по склонам Парнаса, подошли к отверстию в земле, из которого подымались испарения; они так сильно подействовали на коз, что с ними тотчас же сделались судороги. Прибежавшие пастухи почувствовали и на себе действие этих испарений: ими овладело какое-то исступление, во время которого они испускали пронзительные крики и пророчествовали.

Над этим отверстием поставили треножник деревянный, резной, украшенный золотом, и на нем помещалась пророчествовавшая жрица Пифия. Пифия всходила на треножник после разных омовений и очищений, облаченная в длинные одежды, и, возбуждаемая выходящими из земли парами, произносила прорицания, которые передавались жрецами в стихотворной форме. Эти изречения Пифии отличались загадочностью и запутанностью; они большей частью давались в символической форме.

Впоследствии, когда один философ задал вопрос, почему бог поэзии Аполлон изрекает свои пророчества в таких плохих стихах, оракул стал передавать их прозой.

Вера в то, что Дельфийский оракул может безошибочно предсказывать будущее, способствовала еще сильнейшему развитию в античном мире веры в предопределения судьбы, или рока, и в то, что ничто не может спасти человека от раз предназначенной ему оракулом судьбы, какие бы он ни делал попытки, чтобы избавиться от нее. Яснее всего выражена эта вера в предопределение в древнегреческом мифе об Эдипе.

Эдип

Фиванский царь Лаий, вступив на престол, обратился к Дельфийскому оракулу, умоляя Аполлона даровать ему сына. Аполлон ему ответил, что пусть Лаий не желает иметь детей, а если у Лаия все же родится сын, то царь Лаий погибнет от его руки, и всю его семью постигнет страшное несчастье.

Когда же у Лаия родился сын Эдип , Лаий, помня предсказание оракула, отдал младенца Эдипа пастухам, предварительно связав и проколов Эдипу ноги, и приказал отнести и покинуть его на вершине горы Киферон, посвященной Эриниям ().

Соседние пастухи нашли ребенка и отнесли Эдипа к бездетному царю Полибу и жене его Меропе (Медузе). Они стали Эдипа воспитывать как сына, и Эдип считал их своими родителями.

Прекрасная статуя Шодэ в Лувре изображает пастуха Форбаса, кормящего Эдипа.

Когда Эдип из ребенка превратился в юношу, он однажды на пиру услыхал, как один из присутствующих назвал его найденышем. Тогда Эдип принялся расспрашивать Полиба и Меропу, но они не захотели открыть ему тайны его происхождения, и Эдип решил обратиться к Дельфийскому оракулу, прося Аполлона назвать его отца. Но бог Аполлон также не открыл Эдипу его происхождения, а предсказал ему, что Эдип убьет родного отца и женится на родной матери, будет иметь от нее детей и станет таким образом родоначальником несчастного и преступного рода.

Напуганный этим предсказанием, Эдип не решился вернуться к тем, кого продолжал считать своими родителями, надеясь, что таким образом избегнет предопределения судьбы.

Эдип отправился в Фивы. По дороге, в одном узком проходе, Эдип встретился с колесницей неизвестного ему его настоящего отца, царя Лаия. Возница, управлявший лошадьми колесницы, громко и дерзко приказывает Эдипу сойти с дороги, но Эдип не слушается этого приказания, и между ними возгорается борьба, в которой принимает участие и Лаий. Эдип убивает царя Лаия и становится, таким образом, ничего не подозревая, убийцей своего отца.

Только один из рабов, сопровождавших несчастного царя фиванского, избежал смерти; это был тот самый пастух, которому когда-то было поручено отнести Эдипа на вершину Киферона. Он возвратился в Фивы и, стыдясь сознаться, что их победил один человек, рассказал, что на них напали разбойники и убили царя.

Загадка Сфинкса

Фиванцам было не до того, чтобы искать и преследовать убийц царя Лаия: ужасный Сфинкс , сын Эхидны и Тифона, по повелению Ареса, оскорбленного фиванцами, поселился на скале у проезжей дороги, задавал всем прохожим загадки и убивал всех не сумевших их разгадать.

Эдип разгадывает загадку Сфинкса. Прорисовка изображения на дне древнегреческой вазы.

Много людей уже погибло таким образом, ужас объял всю страну, все жители города облачились в траурные одежды. Тогда Креонт, брат царицы Иокасты и правитель царства после смерти Лаия, объявил, что отдаст тому, кто избавит страну от Сфинкса, престол и руку овдовевшей царицы.

Является Эдип, и чудовище Сфинкс задает ему следующую загадку: «Какое это животное, которое ходит утром на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?» «Это человек, - ответил ему Эдип, - в детстве он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а под старость опирается на палку - вот его третья нога».

Побежденный Сфинкс бросился со скалы в море и скрылся навсегда. Надо полагать, что этот древнегреческий мифологический Сфинкс есть как бы воспоминание о египетском Сфинксе, хотя искусство изображает его в совсем ином виде.

На монетах Сфинкс является в виде крылатой львицы с головой и грудью женщины.

На одной античной камее изображен Сфинкс сидящим на скале; перед ним стоит Эдип, отвечающий на его вопросы; человеческие кости, разбросанные кругом, красноречиво напоминают о том, что ожидало несчастных, не разгадавших загадок Сфинкса.

Из новейших художников Энгр написал на эту тему прекрасную картину.

Прорицатель Тиресий

Эдип стал таким образом фиванским царем и мужем своей матери; от этого брака рождаются четверо детей.

Проходит несколько лет счастливого царствования Эдипа. Народ, видя в Эдипе мудрого и доброго царя, любит и почитает его. Но боги не могут оставить безнаказанно преступления; они уж и так слишком долго дозволили отцеубийце занимать престол его отца. Карающий Аполлон насылает мор и голод на страну; народ обращается к Эдипу, избавившему его от Сфинкса, прося избавить и от этих бед.

Главный жрец храма Зевса от лица всего народа умоляет Эдипа спасти всех, он говорит: «Ты видишь, толпы окружают твой дворец; смотри, тут и дети, едва умеющие стоять на ногах, тут старцы, согбенные под гнетом лет, и цветущая юность. Остальной твой народ, неся оливковые ветви в руках, направился в храмы Афины Паллады и Аполлона молить о пощаде, потому что на наш город обрушилась буря, и он затоплен морем крови. Смерть поражает зародыши плодов в недрах земли, она поражает стада и губит детей во чреве матери. Страшное и враждебное божество Чума опустошает нашу страну и уничтожает народ, а мрачный Плутон обогащается нашими слезами и стонами. Ты, избавив нас с помощью богов от жестокого Сфинкса, стал с тех пор нашим защитником; мы и теперь умоляем тебя, Эдип, спаси нас от всех этих бед» (древнегреческий трагик Софокл).

Эдип, желая узнать, почему боги так карают фиванцев, послал спросить об этом Дельфийского оракула, который ответил, что несчастия и беды прекратятся только тогда, когда они изгонят из своей страны убийцу царя Лаия.

Получив такой ответ, Эдип тотчас же принялся разыскивать повсюду убийцу, ужасаясь при мысли о том, что один человек может навлечь на страну столько бедствий.

Эдип издал следующее повеление: «Кто бы ни был этот человек, я запрещаю каждому жителю страны, где я царствую, принимать его, говорить с ним, дозволять ему приносить священные жертвы, подавать ему очищающую воду. Пусть все изгонят его из своих жилищ, ибо он бич страны, - так повелел мне оракул бога, почитаемого в Дельфах, и, поступая так, я повинуюсь богу и мщу за смерть царя. Я проклинаю тайного преступника, и пусть он изгнанником влачит свою несчастную жизнь вдали от родины» (Софокл).

Все поиски оказались, однако, напрасными. Тогда царь Эдип посылает за слепым прорицателем Тиресием, обладающим даром понимать даже голоса птиц. Но Тиресий колеблется открыть царю истину, несмотря даже на угрозы Эдипа.

Эдип, припоминая совершенное им убийство незнакомого старика по дороге в Фивы, начинает подозревать, не он ли сам - убийца Лаия. Эдип призывает спасшегося тогда раба, начинает его допытывать и узнает страшную истину, а также и свое происхождение.

Иокаста слышит слова раба. Объятая ужасом, спешит Иокаста в свои покои и убивает себя. Эдип, узнав об этом, идет к Иокасте, снимает с нее ее золотые пряжки и ими выкалывает себе глаза. Сыновья Эдипа, Этеокл и Полиник, желая завладеть престолом, прогоняют несчастного слепого, который, лишенный всего, даже средств к пропитанию, отправляется вместе с дочерью Антигоной, не покинувшей Эдипа в несчастии, искать приюта в чужой стране.

Эдип и Антигона

Антигона трогательно заботится о слепом отце. Антигона - единственная поддержка Эдипа в изгнании, и имя Антигоны является даже и в наши дни синонимом детской любви.

Эдип находит, наконец, пристанище у Тесея, царя Афин, а между Этеоклом и Полиником возгорается страшная вражда. Каждый из них хочет завладеть престолом отца. Для того чтобы положить конец этим распрям, Этеокл и Полиник обратились к Дельфийскому оракулу, который ответил, что престол Фив останется за тем, кто вернет в страну изгнанного Эдипа.

Сыновья тотчас же послали за Эдипом, умоляя его вернуться, но Эдип ответил им следующим образом: «Сыновья мои могли мне когда-то помочь, но не сделали этого, и я должен был скитаться нищим и изгнанником. Мои дочери, насколько им позволяет слабость, присущая их полу, добывают мне пищу и окружают меня своими попечениями. Сыновья же предпочли меня изгнать и овладеть престолом. Никогда не возвращусь я к ним; пусть они не рассчитывают на это, и никогда не владеть им мирно царством Кадма. Пусть боги никогда не прекращают распрей тех, кто допустил изгнание отца, не защитив его» (Софокл).

Эдип проклял своих сыновей и умер в Аттике. По словам Павсания, могила Эдипа находилась невдалеке от Афин.

ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.

И сейчас Эдип - один из самых популярных и символичных персонажей древнегреческих мифов о героях . Гомер уже знал печальную историю Эдипа, знал, что отец Эдипа, фиванский царь Лай, получил страшное предсказание о нем и велел бросить младенца-сына со связанными ногами в безлюдной местности гор Киферона. Эдип был чудесным образом спасен и воспитан в Коринфе. Достигнув совершеннолетия, он пошел в Фивы и по дороге, в тесном ущелье, убил Лая, не зная, что он – его отец. После этого Эдип женился на вдове Лая, прекрасной Иокасте, не зная, что она – его мать. Когда боги открыли эту тайну, Иокаста удавилась, прикрепив петлю к высокой перекладине, а душу Эдипа богини мщения Эринии ввергли в тяжкие мучения, и он выколол себе глаза. Миф об Эдипе говорил далее, что весь род этого невольного беззаконника подвергся проклятию, чья сила губила поколение за поколением. Слепой Эдип был оскорблен своими сыновьями, Полиником («многоссорящимся») и Этеоклом. Они не дали ему должной почетной доли жертвенного мяса, и Эдип в гневе обрек их на смертельную ссору, сказав: «пусть они поделят между собою отцовское достояние мечом». Это и сбылось. Распря Этеокла и Полиника из-за наследства стала причиною Похода Семерых на Фивы . Сыновья Эдипа убили друг друга в этой войне.

Все эти подробности излагались уже в первоначальном, древнем сказании. Но полное развитие миф об Эдипе и его доме получил лишь в позднейшие времена, в произведениях аттических трагиков . Они любили брать предметом поэтической разработки этот миф, основанный на мысли о всемогуществе судьбы и зыбкости человеческих предположений и надежд. Но уже раньше трагиков, легенда была видоизменена влиянием египетской мифологии: чудовище Фикс, жившее на горе Фикионе и опустошавшее её окрестности, было превращено в Сфинкса – крылатое существо, с телом льва и головой женщины. Оно предлагало прохожим загадку и низвергало их всех в пропасть, потому что найти правильный ответ на неё никто не мог. Лишь Эдип разгадал загадку Сфинкса, и тогда само чудовище бросилось со скалы.

Мифы древней Греции. Эдип. Тот, что пытался постичь тайну

Все три крупнейших аттических трагика – Эсхил , Софокл и Еврипид – использовали содержание мифа об Эдипе и его детях в своих знаменитых трагедиях («Семеро против Фив » Эсхила, «Антигона », «Царь Эдип » и «Эдип в Колоне » Софокла, «Просительницы » Еврипида). Каждый из них видоизменил его по особенностям своих взглядов и характера. Но главные черты сказания у них одинаковы.

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма , в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он – приёмыш.

Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы – спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! – в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. – Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»

Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине – Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте – ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса – чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса . Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её – за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.

Эдип и сфинкс. Картина Гюстава Моро, 1864

Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она – его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.

Эдип и Сфинкс. Картина Ж. А. Д. Энгра, 1808-1825

Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому , прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он – убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.

Антигона выводит слепого Эдипа из Фив. Картина Жалабера, 1842

Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него – фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» – входом в подземное царство Аида . В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.

Эдип в Колоне. Картина Гарриета, 1798

Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей , правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.

Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались помирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы Семерых героев , гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.

Проклятие царя Лая. Правил когда-то в городе Фивы царь по имени Лай. Однажды гостил он у своего друга, царя Пелопса, но за гостеприимство отплатил черной неблагодарностью: похитил сына Пелопса и увез в Фивы. Разгневанный и опечаленный Пелопс проклял Лая: «Пусть боги накажут похитителя, а сын родной погубит».

Шли годы. Мирно правил Лай в Фивах, но не было у него детей. Как-то раз отправился он в Дельфы, чтобы спросить оракула о причинах своей бездетности, и услышал в ответ такие слова: «Не желай себе сына вопреки воле богов. Родится он - от его руки ты погибнешь, его собственная мать станет ему женой, а весь твой род будет залит кровью».

Эдип остается жив. С тяжелым сердцем вернулся Лай домой; когда же родился у него сын, связал ему ноги ремнями, позвал раба и велел бросить ребенка в лесу, чтобы растерзали его дикие звери. Взял раб ребенка и понес в лес, но жалко стало ему мальчика и не выполнил он приказ своего господина: отнес ребенка в соседний город Коринф. Там передал мальчика одному из рабов коринфского царя Полиба, пасшего стада на склонах гор. Царь Полиб был бездетен. Услышав о ребенке, решил он забрать его в свой дом и воспитать как наследника. Выполнил он свое решение, взял мальчика у пастуха и, так как ноги ребенка были долго связаны ремнем и сильно распухли, назвал его Эдип, то есть «Человек с распухшими ногами».

«Подкидыш». Так и вырос Эдип во дворце Полиба, считая его отцом и ничего не зная о своем происхождении. Однажды шел во дворце веселый пир; много было выпито вина, совсем захмелели гости. И вот в хмельной ссоре услышал Эдип обидные слова: «Подкидыш! Вовсе ты не сын нашего царя!» Больно ударило по сердцу Эдипа оскорбление; спросил он Полиба, правду ли говорят гости, но тот посоветовал не обращать внимания на пустую болтовню. Не успокоился Эдип. Пошел он за ответом к оракулу. Ответил ему Аполлон устами пифии: «Ужасна твоя судьба, Эдип! Убьешь ты отца, женишься на матери, и родятся от вашего брака дети, проклятые богами!»

Эдип убивает отца. Услышав столь страшное предсказание, решил Эдип навсегда покинуть Коринф. Пошел он по первой попавшейся дороге, не зная, что ведет она в Фивы. Привел его путь в тесное ущелье. Узка была здесь дорога, трудно было разойтись на ней. Погруженный в свои мысли, Эдип чуть было не столкнулся с колесницей, на которой ехал седой, величественного вида старец. «Сойди с дороги, бродяга! - услышал он грубый голос возницы. - Разве не видишь, что дороги хватает только для колесницы?»

Вспыльчив был по характеру Эдип. Разгневался он на возницу за грубость и ударил его посохом, да так, что свалился тот мертвым на землю. Бросились на юношу слуги, сопровождавшие колесницу, и ее хозяин, но всех перебил Эдип своим посохом. Лишь одному из рабов удалось спастись. А Эдип пошел дальше по дороге. Не знал он, что осуществилась первая часть предсказания: убитый им старик был Лай, его отец.

Пришел, наконец, Эдип в Фивы. В великом унынии застал он город. Мало того, что погиб царь, послали боги и еще одну напасть: появилось рядом с городом чудовище Сфинкс. Имело оно голову женщины, туловище льва, львиные же лапы с острыми когтями и громадные крылья. Всем путникам загадывала Сфинкс загадку и, если ее не отгадывали, сбрасывала людей вниз с высокой скалы. Многие смельчаки пробовали найти ответ на загадку, и ни один из них не остался в живых. Решил и Эдип попытать счастье. «Чем жить на чужбине безродным изгнанником, уж лучше погибнуть!» - подумал он.

Достиг он скалы, где жила Сфинкс. «Загадывай загадку! Я готов!» - сказал он чудовищу. «Скажи-ка мне, если такой смелый, какое существо утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех, и чем больше у него ног, тем меньше сил?» - спросила Сфинкс. Рассмеялся Эдип: «Твоя загадка совсем проста. Это - человек. Утром своей жизни, когда он еще мал и слаб, медленно ползет он на четвереньках; днем, то есть в зрелом возрасте, ходит на двух ногах; в старости же, вечером своей жизни, становится дряхлым и, нуждаясь в опоре, берет костыль, который и служит ему как бы третьей ногой».

Эдип женится на Иокасте. Услышала Сфинкс ответ на свою загадку, в отчаянии бросилась вниз со скалы и разбилась насмерть. Эдип же вернулся в Фивы, и граждане, восхищенные его находчивостью, провозгласили его царем. Взял Эдип в жены царицу Иокасту, жену убитого Лая, и стал править Фивами. Вскоре родились у него дети: две дочери, Антигона и Исмена, и два сына, Этеокл и Полиник. Так исполнилась вторая половина предсказания: ведь женился Эдип на собственной матери.

Проклятие над Фивами. Мудро правил Эдип, не могли на него нарадоваться фиванские граждане. Но тяготело над ним проклятие, - и вот наслали боги на город ужасную болезнь. Фиванцы не успевали хоронить покойников, и лежали на улицах города непогребенные трупы. Всюду раздавались вопли и стоны.

Следом за эпидемией пришло и другое несчастье: на Фивы обрушился голод; не давали поля урожая, страшный мор свирепствовал в стадах. Напрасно граждане приносили жертвы богам, - не слушали те молитв, все нестерпимей становились беды.

Отправил тогда Эдип брата своей жены, Креонта, в Дельфы к оракулу, и принес тот ответ: «Смилостивятся боги, если граждане изгонят того, кто своим преступлением навлек на них это бедствие; пусть заплатит он за пролитую кровь Лая». Но как найти убийцу?

Тиресий открывает правду. И вот пригласил Эдип к себе слепого предсказателя Тиресия. Дала ему богиня Афина чудесный дар: знал он прошлое и видел будущее. Долго отказывался Тиресий ответить на вопрос Эдипа, но, наконец, изрек: «Ты сам, Эдип, тот преступник, которого ищешь! Не зная отца, убил ты его, не зная матери, женился на ней!» Страшно разгневался Эдип на Тиресия, назвал его лжецом, считая, что он подкуплен врагами, грозил ему смертью.

Прогнал Эдип от себя прорицателя, но тяжелое предчувствие запало ему в душу. Постепенно открылась ему страшная истина. Исполнилось веление судьбы! В отчаянии устремился Эдип в свой дворец, но тут новое горе поджидало его: не вынесла Иокаста ужаса свершившегося и покончила с собой. Не хотел больше Эдип видеть свет солнца, не хотел видеть родные Фивы, детей, не хотел жить. Сам себя лишил Эдип зрения и ушел из Фив. Только Антигона была с ним до самой его смерти.

Лай, фиванский царь, потомок основателя Фив, Кадма, в третьем колене, получил от дельфийского оракула бога Аполлона предсказание, что сын, который родится у него, убьет своего отца, женится на матери и этими преступлениями погубит собственный род. Лай стал избегать своей жены Иокасты, не объясняя ей причины этого. Недовольная Иокаста напоила мужа допьяна, склонила его к любовным утехам и вскоре родила сына. Желая отвратить исполнение полученного им пророчества, Лай проткнул лодыжки младенца гвоздями и велел бросить его на горе Кифероне. Но мальчик был найден и спасён одним пастухом, который назвал его Эдипом («с распухшими ногами»). Пастух отнёс Эдипа в Коринф, где его взяли на воспитание бездетный царь Полиб и его жена Перибея. Царская семья выдавала Эдипа за своего собственного сына, никому не рассказывая, что он - приёмыш.
Однако, когда Эдип вырос, коринфяне стали замечать, что он не похож ни на Полиба, ни на Перибею. В городе стали ходить разные слухи по этому поводу. Юноша Эдип стал интересоваться истинными обстоятельствами своего рождения и пошел в Дельфы - спросить оракула, действительно ли он сын царя Полиба. «Прочь из святилища, несчастный! - в ужасе закричала увидевшая Эдипа жрица-пифия. - Ты убьешь своего отца и женишься на матери!»
Решив, что это предсказание относится к Полибу и Перибее, Эдип решил не возвращаться в Коринф и побрёл по направлению к своей истинной родине - Фивам. На перекрестке двух дорог (по Софоклу, в Парнасской Схисте - ущелье, через которое шла дорога из Дельф на юг; по Эсхилу, у Потний, близ Фив) ему встретился его настоящий отец, фиванский царь Лай, ехавший на колеснице. Приняв Эдипа за обыкновенного простолюдина, Лай грубо потребовал от него уступить дорогу. Гордый юноша отказался, и возница Лая проехал колесом по его ноге. Эдип в ярости пронзил возницу копьём и стал стегать лошадей. Те понесли. Лай пробовал спрыгнуть с колесницы, но запутался в упряжи. Обезумевшие кони поволокли его по земле, и отец Эдипа погиб.
Лай ехал в Дельфы, чтобы спросить у оракула, как избавиться от Сфинкса - чудовища, которое прилетело в его царство из Эфиопии и погубило множество людей. Сфинкс (вернее, Сфинкса, ибо этот монстр имел женский пол) был дочерью ужасных Тифона и Ехидны и имел тело льва, голову женщины, хвост змеи и крылья орла. Его наслала на Фивы богиня Гера за то, что царь Лай беззаконно похитил Хрисиппа, сына героя Пелопса. Загнездившись близ Фив, на горе Фикион, Сфинкс задавал всем следовавшим мимо путникам загадку: «Кто из живых существ утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Люди не могли разгадать её - за это Сфинкс сбрасывал их в пропасть, а потом пожирал. От него погибло уже много фиванцев, в том числе красавец Гемон, сын Креонта, брата жены Лая, матери Эдипа, Иокасты. Креонт, ставший правителем Фив после смерти Лая, объявил, что тот, кто освободит страну от Сфинкса, будет сделан царем Фив и получит руку вдовы-Иокасты.
Эдип пошёл к месту, где жил Сфинкс, и дал на его загадку правильный ответ: человек ползает на четвереньках в младенчестве (во время утра жизни), ходит на двух ногах в зрелом возрасте и на трёх в старости, когда ему требуется палка. После того, как загадка Сфинкса была разгадана, чудовище бросилось с горы вниз и разбилось насмерть. Торжествующие фиванцы провозгласили Эдипа своем царем. Он женился на Иокасте, не подозревая, что она - его мать. Эдип не знал и о том, что убитый им на дороге встречный был фиванским царём Лаем.
Согласно мифу, супружеская жизнь Эдипа и Иокасты длилась много лет. У них родилось несколько детей. Но вдруг в Фивах началась моровая язва. Граждане обратились к величайшему греческому пророку, Тиресию Фивскому, прося рассказать, что стало причиной бедствия и как избавиться от него. Явившись во дворец Эдипа, Тиресий объявил ему, что он - убийца своего отца, царя Лая, и муж собственной матери, Иокасты. Моровая язва была наслана богами на Фивы в наказание за это кровосмешение. От печали и стыда Иокаста удавилась. Эдип ослепил себя золотой застежкой, снятой с ее одежд, и добровольно удалился из Фив в изгнание.
Ещё раньше Эдип разгневался на собственных сыновей от Иокасты, Этеокла и Полиника, которые прислали ему недостойный царя кусок мяса жертвенного животного: бедро вместо положенной лопатки. Говорят, что в гневе он произнёс проклятие, пожелав, чтобы Этеокл и Полиник делили мечом своё наследие от него - фиванское царство. По другой версии мифа, Эдип проклял сыновей за то, что они бросили его после изгнания из Фив, когда он, нищий слепец, нигде не находил приюта. Опорой Эдипа в его тяжких странствованиях были дочери, Антигона и Исмена, которые везде ходили вместе с отцом. Слепого Эдипа страшно мучили богини мщения, Эринии. Они возбуждали в старце муки совести за прежние беззакония, хотя все их Эдип совершил невольно. После многолетних страданий Эдип пришел в аттическое местечко Колон, близ которого была роща Эриний с «медным порогом» - входом в подземное царство Аида. В этой роще Эринии наконец примирились с Эдипом. Его душевные мучения затихли. Боги, из уважения к перенесённым Эдипом страданиям, простили его грехи, и он умер в Колоне, исполнившись блаженного спокойствия.
Его сыновья Этеокл и Полиник тогда уже воевали друг с другом из-за владычества над Фивами. Оракул возвестил, что царем будет тот из двух братьев, который будет владеть гробом их отца, Эдипа. Полиник, изгнанный из города Этеоклом, хотел незадолго до смерти Эдипа увести его из Колона к себе, но этого не допустил великий герой Тесей, правивший тогда Афинами. Так изображает судьбу Эдипа Софокл, следуя древнему аттическому преданию о том, что он умер в Колоне, и влагая в легенду свои возвышенные нравственные и религиозные понятия. Разбитая жизнь Эдипа являлась у Софокла примером божественного правосудия, которое беспощадно карает всякий грех, а блаженная смерть Эдипа внушала успокоительную мысль, что гнев подземных божеств смягчается страданием и раскаянием.
Дочери Эдипа, Антигона и Исмена, возвратились в Фивы и пытались помирить своих братьев, но те не послушали их. Вражда Этеокла и Полиника привела к Походу на Фивы Семерых героев, гибели обоих сыновей Эдипа, убивших друг друга на поединке, и трагической смерти Антигоны.





error: Контент защищен !!