Иранская поэзия. Художественная культура мусульманского востока Лирическая и философская поэзия востока презентация

Cлайд 1

Работу выполнила ученица 7а класса Кирасирова Амина. Учитель: Кирасирова Хавва Вильдановна

Cлайд 2

Cлайд 3

Cлайд 4

Cлайд 5

Годы жизни:860-941гг. Один из главных зачинателей восточной поэзии, родился в селе Панджруд. Высшей славы и известности достиг при дворе Сасанидских правителей Бухары, но в конце жизни попал в немилость и вынужден был вернуться в родной кишлак, где и скончался. Поэтическое наследие его, по одной версии, насчитывает свыше 130 тысяч двустиший, по другой-1300 тысяч, однако до нашего времени дошло не многим более 1000 бейтов. В своем творчестве Рудаки широко использовал самые разнообразные поэтические жанры-касыды, газели, рубаи и т.д. Для его поэзии характерен ярко выраженный гуманистический пафос, лаконичность и простота стиля. меню

Cлайд 6

На имя славное его походит солнечный восход, Луна - как кубок на перу, который шах во здравье пьёт. Сама счастливая судьба вождя к свершениям ведет. Все благоденствие земли – его заботливости плод. Здесь страждущий плодов отрадных не найдет. Коварен этот сад, неверен этот свод. Садовник жизнь твою, как ветвь сухую, срежет, И вихрь листву твою сорвет и унесет. меню

Cлайд 7

Годы жизни: 980-1037гг. Ученый-энциклопедист, поэт, родился вблизи Бухары. Писал на арабском и таджикском языках. Оставил огромное научное наследие – около 300 сочинений, среди них «Канон врачебной науки», который в течение почти пяти веков считался одним из основных медицинских руководств. Среди философских трактатов наиболее известны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания». Поэзия Ибн Сины отличается глубоким содержанием, необыкновенной ясностью мысли. меню меню

Cлайд 8

С двумя-тремя ослами близ мечети, Что мнят себя премудрыми на свете, Кажись ослом, чтобы тебя гяуром Не объявили вдруг невежды эти. Когда с моим врагом мой друг находит лад, Такого друга я оставить буду рад. Сидевшей на змее ты мухи стерегись И меда сторонись, попал в который яд. меню

Cлайд 9

Годы жизни: 1004 – 1072гг Родился в Кабадиане. Являлся автором многочисленных философских трактатов, прозаических и поэтических произведений, в которых выступал страстным защитником интересов крестьян и ремесленников, не принимая и резко критикуя антинародную политику сельджукидских правителей Средней Азии и религиозные постулаты официального ислама. меню

Cлайд 10

Слова, которые пошли с делами врозь И жизнь в которые вдохнуть не удалось, - На дыню «дастамбуй» похожи, как ни грустно: Она – красавица – душиста, но безвкусна… Благоразумному указываю путь: Игральным шариком иль мячиком не будь! Польстив играющим, в низкопоклонстве пылком Мяч обращен ко всем лицом, а не затылком. А ты не сей того, что пожинать не рад, Те не болтай слова, что самому претят. меню

Cлайд 11

Годы жизни: 1048 – 1122гг. Поэт, математик, философ и астроном; родился в Нишапуре. Широкую известность сначала получил как автор математических трудов, в дальнейшем создал ряд работ в самых различных областях науки, содержащих ценнейшие открытия, не потерявшие своего значения и поныне. Как поэт прославился четверостишиями – рубаи, доведя этот сложный поэтический жанр, содержащий глубокий философский смысл, до высочайшей степени совершенства. меню

Cлайд 12

В Книге Судеб ни слова нельзя изменить. Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить. Можешь пить свою желчь до скончания жизни: Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить. Тот, кто с юности верует в собственный ум, Стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, Виноградом не став, превратился в изюм. меню

Cлайд 13

Годы жизни: 1210 – 1292гг Родился в Ширазе, более двадцати лет странствовал по восточным странам, результатом чего явились книги «Бустан» и «Гулистан», в которых он рассказал о жизни трудового народа – дехкан, торговцев и ремесленников. Именно эти книги и принесли ему славу великого поэта-гуманиста, поборника прав обездоленных и угнетенных. меню

Cлайд 14

Из тучи капля долу устремилась И, в волны моря падая, смутилась. «Как я мала, а здесь простор такой… Ничто я перед бездною морской!» Она себя презрела, умалила; Но раковина каплю приютила; И перл, родившийся из капли той, Царя венец украсил золотой. Себя ничтожной капля та считала – И красотой и славой заблистала. Смиренье – путь высоких мудрецов, Так гнется ветвь под тяжестью плодов. меню

Cлайд 15

Годы жизни:1207 – 1273гг. Родился в Балхе. Автор знаменитой поэмы «Маснави», в которой дал образное толкование основных положений суфийской философии. Свои сложные теоретические положения он иллюстрировал притчами, баснями, небольшими рассказами, многие сюжеты которых перекликались с широко известными фольклорными мотивами, что и делало эту поэму подлинной энциклопедией народной жизни. Руми являлся автором «Великого Дивана» («Девани кабир»), многих газелий, которые он «подписывал » именем своего друга Шамса Тебрези. меню

Cлайд 16

Однажды на корабль грамматик сел ученый. И кормчего спросил сей муж самовлюбленный: «Читал ты синтаксис?» - «Нет», - кормчий отвечал. «Полжизни жил ты зря!» - ученый муж сказал. Обижен тяжело был кормчий тот достойный, Но только промолчал и вид хранил спокойный. Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл, И кормчий бледного грамматика спросил: «Учился плавать ты?» Тот в трепете великом Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом!» - «Увы ученый муж! – промолвил мореход. – Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет! » меню

Cлайд 17

Годы жизни: ? – 1400г. Родился в Ходженте, впоследствии жил и умер в Тебризе. В истории восточной литературы вошел по преимуществу как мастер газелей, в которых воспевал любовь, верность и дружбу. В поэзии Камола особенно ощутимы традиции народной песни, а мотивы протеста, которые звучали во многих его произведениях, отражали бунтарский характер мировоззрения самого поэта. меню

Всяк, кто живет, уйдет, Бессмертен только тот, Кто славу добрую При жизни обретет.

Саади (Муслихиддин Абу Мухаммед Абдаллах ибн Мушрифаддин) (между 1203 и 1210 - 1292 гг.) персидский поэт, писатель и мыслитель


Первоначальным ядром халифата стала созданная пророком Мухаммедом в начале VII века в Хиджазе (Западная Аравия) мусульманская община - умма.

Слово халифат (араб. خليفة ‎‎ - Khalīfah - «наследник», «представитель») - означает как титул халифа, так и обширное государство, созданное после Мухаммада арабами-завоевателями под предводительством его «халифов» (наместников).

Эпоха существования Арабского халифата, вместе с несколькими последующими веками расцвета общеисламской науки и культуры, именуются в западной историографии Золотым веком ислама.


Сирия

Турция

Афганистан

Иран

Испания

Ирак

Израиль

Египет


Ислам (араб. إسلام ‎‎ [ʔɪsˈlæːm]) - монотеистическая мировая религия. Слово «ислам» переводится как «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). В шариатской терминологии ислам - это полное, абсолютное единобожие, подчинение Аллаху, его приказам и запретам, отстранение от многобожия . Приверженцев ислама называют мусульманами.


Муха́ммад (араб. محمد ‎‎ , в русском языке Муха́ммед, Магоме́т (Магоме́д), Моха́ммед; род. 20 (22) апреля 571 года (по некоторым источникам 570), Мекка - умер 8 июня 632 г., Медина) - арабский проповедник единобожия и пророк ислама, центральная (после единого Бога) фигура этой религии.

Фрагмент картины Н.К.Рериха "Пророк Магомет". 1925


Кааба

Мечеть Аль-Харам

Чёрный камень - мусульманская святыня, камень прощения, посланный Адаму и Еве Богом, вмонтирован в восточный угол Каабы на высоте 1,5 м и заключён в серебряную оправу. По преданию, Чёрный камень был белым, но постепенно он почернел, пропитавшись грехами человеческими.


Кора́н (араб. ألْقُرآن ‎) - священная книга мусульман (приверженцев ислама). Слово «Коран» происходит от арабского «чтение вслух», «назидание».


Коран был записан со слов Мухаммеда его сподвижниками. Передача Корана была осуществлена через ангела Джабраила и длилась без малого 23 года, а первое откровение Мухаммед получил в возрасте сорока лет, в Ночь могущества (месяц Рамадан).

В исламских странах Коран служит основой законодательства, как религиозного, так гражданского и уголовного.

В Коране насчитывается 114 сур (глав). Все главы разделены на аяты (стихи). В общей сложности в Коране 6236 аятов и более 320 тысяч букв (харф).

Коран учит, что Аллаха невозможно видеть и осязать; сила его воздействия заложена в священном слове.


Каллиграфия - один из видов изобразительного искусства, в котором основным выразительным средством выступает арабская письменность.

Арабская каллиграфия получила особенное развитие именно в исламской культуре в силу существующего запрета на изображение Аллаха, пророка Мухаммеда и живых существ вообще. Искусство арабской каллиграфии особо почитается в мусульманском мире, являясь средством сохранения и распространения божественного послания, заключённого в Коране.

Каллиграфию иногда называют самым исламским из всех видов искусства .


Арабеска (ит. arabesco - арабский) - европейское название сложного восточного средневекового орнамента, состоящего из геометрических и растительных элементов.


Архитектура

Караван-сарай

Караван-сарай

Мавзолей

Мавзолей


Мече́ть (араб. مسجد ‎‎ - «место поклонения» ) - мусульманское богослужебное архитектурное сооружение.

Куббат ас-Сахра.

Дамаск. Мечеть Омейядов.

Иерусалим


Тамерлан

Мечеть Биби-Ханым

(«Госпожа Повелительница»)

строители неизвестны

1399-1404 , Самарканд

Узбекистан


Минаре́т (араб. منارة ‎‎ , «маяк») - в архитектуре ислама башня (круглая, квадратная или многогранная в сечении), с которой муэдзин призывает верующих на молитву . Минарет ставится рядом с мечетью или включается в ее композицию

Минарет аль-Мальвия

Минарет мечети Сулеймание

Стамбул 1549/50-1557


Мавзоле́й (на Востоке: перс. مزار ‎ - мазар) - монумент, погребальное сооружение , включавшее камеру , где помещались останки умершего, и иногда поминальный зал.

Мавзолей Гур-Эмир, Самарканд XV в.

Мавзолей Саманидов

IX век (между 892 и 943 гг.),

Усыпальница где покоятся "сотрясатель вселенной", основатель великой империи средневековья Амир Тимур, его внук, "царь среди ученых и ученый среди царей" Мирзо Улугбек и другие тимуриды.


Медресе́ (араб. مدرسة ‎‎ , букв. «место, где изучают») - мусульманское учебное заведение , выполняющее роль средней школы и мусульманской духовной семинарии.

Медресе Шер Дор

Площадь Регистан

Медресе Тилля-Кори

Медресе Улугбека


Карава́н-сара́й (араб. فندق - большое общественное строение на Ближнем и Среднем Востоке и в Средней Азии, в городах, на дорогах и в ненаселенных местах, служащее кровом и стоянкой для путешественников , как правило - для торговых караванов.

Караван-сарай, Кередж, Иран

Караван-сарай в Шеки,Азербайджан



Книжная миниатюра

Миниатюра из рукописи

"Макамы" ал.Харири.1237 г.

Рождение Мирзо Улугбека.

Копия с иранской миниатюры


Гиясаддин Абу-ль-Фатх Омар ибн Ибрахим аль- Хайям Нишапури.

Абу Абдаллах

Джафар Рудаки

ФИРДОУСИ,

Абдул Касим

(ок. 934-1020)


Персидская классическая поэзия

СААДИ ШИРАЗИ

Хаджи Шамседдин

Мохаммад Хафиз Ширази

1203 и 1210-1292 гг.)

(ок. 1325-1389 или 1390гг.)

НИЗАМИ ГЯНДЖЕВИ

около 1141- около 1209гг.)

Презентация по МХК «Литература мусульманского Востока»

  • Большой вклад в развитие исламской средневековой художественной культуры внесли народы иранской группы, у которых в 7-8 вв. сложился единый литературный язык – фарси. Искусство Ирана, Азербайджана, Афганистана, Средней Азии тесно связано общностью традиций, отражением которой является возвышенная и подобно орнаментам цветистая иранская классическая поэзия.
  • Родоначальником иранской классической литературы считается Рудаки(860-941 г.). Статный, крепкий старец с длинной густой бородой, высоким лбом, узким, резко очерченным лицом, таким предстал Рудаки в портрете, по останкам воссозданном скульптором-историком М.М.Герасимовым. Свыше 40 лет Рудаки прослужил при дворе правителя Бухары и сочинил, по преданию, около миллиона стихов. Рудаки был певцом-импровизатором; он пел свои стихотворные строки, аккомпанируя себе на струнном инструменте. Как человек, вышедший из простой крестьянской семьи, Рудаки знал цену нелёгкому труду бедняка. Его стихи полны горьких размышлений о несправедливости жизни.
  • Вряд ли приближённым эмира нравился свободолюбивый поэт. К концу жизни Рудаки был обвинён в сочувствии к врагам властей, выслан из Бухары и умер в нищете. По преданию, при изгнании он был слеплён.
  • Другое предание сообщает о знаменитом поэте Фирдоуси Абулькасиме (ок. 940-1020, 1030), сочинившем поэму «Шахнаме» в расчёте получить у эмира вознаграждение, чтобы на эти деньги построить плотину на реке, заливавшей посевы его земляков. Фирдоуси был воспитан на гуманистических идеалах и верил в силу просветительского слова. В своей великой поэме он хотел вскрыть корни зла, ведущего страну к упадку. В сочинении три части: мифологическая, богатырская(повествующая о подвигах богатыря Рустама) и историческая, посвящённая 28 правителям из царской династии Сасанидов. Фирдоуси повторил судьбу Рудаки: конец жизни он провёл в изгнании в страшной нужде.
  • Всесторонне одарённым человеком был Омар Хайям(ок.1048-после 1122). Он прославился как крупный учёный, астроном, создатель точного календаря, математик. Однако в истории культуры его ценят прежде всего как самобытного поэта, сочинения которого проникнуты духом вольнодумства. Хайям протестовал против ханжества, лицемерия, доктринерства и напыщенной религиозности. Идеал поэта – справедливость, свобода, радость жизни, честность. Единственной формой стихов у Хайяма были рубаи(четверостишия, традиционные для поэзии иранских народов). Подобная форма требовала ясного изложения, лаконизма и афористичности. Всем этим в полной мере владел Хайям:
  • В детстве ходим за истиной к учителям.
  • После – ходят за истиной к нашим дверям,
  • Где же истина? Мы появились из капли.
  • Станем прахом. Вот смысл этой сказки,
  • В конце 14 в. Иран вошёл в состав державы Тимура, центром которой стала Средняя Азия. Грозный правитель основал свою столицу в Самарканде. Здесь в 14-15 вв. художественная культура исламской традиции вновь пережила период расцвета. Тимур пожелал видеть свою столицу самым красивым городом мира. Грандиозные памятники зодчества, возведённые в Самарканде, принадлежат к шедеврам средневекового искусства. Правда, далеко не все они сохранились до наших дней.

Слайд 1

Работу выполнила ученица 7а класса Кирасирова Амина. Учитель: Кирасирова Хавва Вильдановна

ПОЭЗИЯ ВОСТОКА

Слайд 2

Изучить выдающихся восточных поэтов средневековья и их творения.

Цель проекта

Слайд 3

Каковы произведения восточных лириков?

Главный вопрос

Слайд 4

Рудаки; Ибн Сина; Насер Хасров; Омар Хайям; Саади; Рами; Кумол; Дожами;

Слайд 5

Абу Абдаллах Джафар Рудаки

Годы жизни:860-941гг. Один из главных зачинателей восточной поэзии, родился в селе Панджруд. Высшей славы и известности достиг при дворе Сасанидских правителей Бухары, но в конце жизни попал в немилость и вынужден был вернуться в родной кишлак, где и скончался. Поэтическое наследие его, по одной версии, насчитывает свыше 130 тысяч двустиший, по другой-1300 тысяч, однако до нашего времени дошло не многим более 1000 бейтов. В своем творчестве Рудаки широко использовал самые разнообразные поэтические жанры-касыды, газели, рубаи и т.д. Для его поэзии характерен ярко выраженный гуманистический пафос, лаконичность и простота стиля.

Слайд 6

На имя славное его походит солнечный восход, Луна - как кубок на перу, который шах во здравье пьёт. Сама счастливая судьба вождя к свершениям ведет. Все благоденствие земли – его заботливости плод.

Здесь страждущий плодов отрадных не найдет. Коварен этот сад, неверен этот свод. Садовник жизнь твою, как ветвь сухую, срежет, И вихрь листву твою сорвет и унесет.

Слайд 7

Ибн Сина Абу Али Хусейн

Годы жизни: 980-1037гг. Ученый-энциклопедист, поэт, родился вблизи Бухары. Писал на арабском и таджикском языках. Оставил огромное научное наследие – около 300 сочинений, среди них «Канон врачебной науки», который в течение почти пяти веков считался одним из основных медицинских руководств. Среди философских трактатов наиболее известны: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания». Поэзия Ибн Сины отличается глубоким содержанием, необыкновенной ясностью мысли.

Слайд 8

С двумя-тремя ослами близ мечети, Что мнят себя премудрыми на свете, Кажись ослом, чтобы тебя гяуром Не объявили вдруг невежды эти.

Когда с моим врагом мой друг находит лад, Такого друга я оставить буду рад. Сидевшей на змее ты мухи стерегись И меда сторонись, попал в который яд.

Слайд 9

НАСИР ХОСРОВ АБУ МУИН

Годы жизни: 1004 – 1072гг Родился в Кабадиане. Являлся автором многочисленных философских трактатов, прозаических и поэтических произведений, в которых выступал страстным защитником интересов крестьян и ремесленников, не принимая и резко критикуя антинародную политику сельджукидских правителей Средней Азии и религиозные постулаты официального ислама.

Слайд 10

ДВУЛИЧИЕ

Слова, которые пошли с делами врозь И жизнь в которые вдохнуть не удалось, - На дыню «дастамбуй» похожи, как ни грустно: Она – красавица – душиста, но безвкусна… Благоразумному указываю путь: Игральным шариком иль мячиком не будь! Польстив играющим, в низкопоклонстве пылком Мяч обращен ко всем лицом, а не затылком. А ты не сей того, что пожинать не рад, Те не болтай слова, что самому претят.

Слайд 11

ОМАР ХАЙЯМ ГИЯСАДДИН

Годы жизни: 1048 – 1122гг. Поэт, математик, философ и астроном; родился в Нишапуре. Широкую известность сначала получил как автор математических трудов, в дальнейшем создал ряд работ в самых различных областях науки, содержащих ценнейшие открытия, не потерявшие своего значения и поныне. Как поэт прославился четверостишиями – рубаи, доведя этот сложный поэтический жанр, содержащий глубокий философский смысл, до высочайшей степени совершенства.

Слайд 12

В Книге Судеб ни слова нельзя изменить. Тех, кто вечно страдает, нельзя извинить. Можешь пить свою желчь до скончания жизни: Жизнь нельзя сократить и нельзя удлинить.

Тот, кто с юности верует в собственный ум, Стал в погоне за истиной сух и угрюм. Притязающий с детства на знание жизни, Виноградом не став, превратился в изюм.

Слайд 13

СААДИ(МУСЛИХАДДИН АБУ МУХАММЕД АБДАЛЛАХ)

Годы жизни: 1210 – 1292гг Родился в Ширазе, более двадцати лет странствовал по восточным странам, результатом чего явились книги «Бустан» и «Гулистан», в которых он рассказал о жизни трудового народа – дехкан, торговцев и ремесленников. Именно эти книги и принесли ему славу великого поэта-гуманиста, поборника прав обездоленных и угнетенных.

Слайд 14

О СМИРЕНИИ

Из тучи капля долу устремилась И, в волны моря падая, смутилась. «Как я мала, а здесь простор такой… Ничто я перед бездною морской!» Она себя презрела, умалила; Но раковина каплю приютила; И перл, родившийся из капли той, Царя венец украсил золотой. Себя ничтожной капля та считала – И красотой и славой заблистала. Смиренье – путь высоких мудрецов, Так гнется ветвь под тяжестью плодов.

Слайд 15

РУМИ ДЖАЛАЛЕДДИН

Годы жизни:1207 – 1273гг. Родился в Балхе. Автор знаменитой поэмы «Маснави», в которой дал образное толкование основных положений суфийской философии. Свои сложные теоретические положения он иллюстрировал притчами, баснями, небольшими рассказами, многие сюжеты которых перекликались с широко известными фольклорными мотивами, что и делало эту поэму подлинной энциклопедией народной жизни. Руми являлся автором «Великого Дивана» («Девани кабир»), многих газелий, которые он «подписывал » именем своего друга Шамса Тебрези.

Слайд 16

СПОР ГРАММАТИКА С КОРМЧИМ

Однажды на корабль грамматик сел ученый. И кормчего спросил сей муж самовлюбленный: «Читал ты синтаксис?» - «Нет», - кормчий отвечал. «Полжизни жил ты зря!» - ученый муж сказал. Обижен тяжело был кормчий тот достойный, Но только промолчал и вид хранил спокойный. Тут ветер налетел, как горы, волны взрыл, И кормчий бледного грамматика спросил: «Учился плавать ты?» Тот в трепете великом Сказал: «Нет, о мудрец совета, добрый ликом!» - «Увы ученый муж! – промолвил мореход. – Ты зря потратил жизнь: корабль ко дну идет! »

Слайд 17

КАМОЛ ХУДЖАНДИ (КАМОЛОДДИН ИБН МАСУД)

Годы жизни: ? – 1400г. Родился в Ходженте, впоследствии жил и умер в Тебризе. В истории восточной литературы вошел по преимуществу как мастер газелей, в которых воспевал любовь, верность и дружбу. В поэзии Камола особенно ощутимы традиции народной песни, а мотивы протеста, которые звучали во многих его произведениях, отражали бунтарский характер мировоззрения самого поэта.

Слайд 18

Едва подует ветер с гор – он лепестки цветов сорвет, Вода в арыках забурлит – роса на розу упадет. Расцвета розы ждет нарцисс – он тоже расцветет тогда, Молчат самшит и кипарис, лишь соловей поет тогда. Хвала тому, кто услыхал дыхание садов весной, Познал благоуханье роз и соловьиный зов ночной. Придет красавица в луга сказать, что я недаром жду, Что плод желания созрел и роза расцвела в саду. Но каждый, кто хоть раз видал её лицо в тени волос, Теряя разум, забывал и кипарис, и запах роз! Уста затмить своей красой напрасно пожелал цветок, С куста садовник рвет цветы, и ветер к лепесткам жесток… Камол, пусть вянет жизнь твоя, как вянут от ветров цветы, Обрел ты счастье на земле – цветные розы видел ты!

Слайд 19

ДЖАМИ АБДУРРАХМАН НУРАДДИН ИБН АХМАД

Годы жизни: 1414 – 1492гг. Поэт, ученый, философ; родился в Герате. Являлся автором знаменитой «Семирицы» - семи поэм, большого количества газелей. рубай и бейтов. Имя его было широко известно в Герате, и сам поэт пользовался огромным влиянием в городе, что давало ему возможность оказывать покровительство многим деятелям культуры того времени.

Слайд 20

Когда ты попадешь ногой в змеиную нору, Здесь милосердье, дорогой, и жалость – не к добру Не жди шипения змеи, не верь ее слезам… Немедля гадину дави, не то погибнешь сам!

Хвалиться попусту, друзья, Глупей, чем ночью темной Искать следы от муравья Во мху скалы огромной… Но в тайнике души моей, Я вам признаюсь прямо, Забраться будет потрудней, Чем вырыть носом яму…

Слайд 21

Произведения всех восточных поэтов проникнуты глубоким философским смыслом. Они нравоучительны и содержательны.

воде; Мой голос так сладок в ночной тишине, Явилась к тебе я в чарующей тьме. Мое тело невидимо, дух мой незрим. Прими! – и мой образ будет твоим. Осядет он в сердце и, точно цветок, Расцветет, воспылает. Уйдет холодок – Тот холод, который дрожать заставлял, Любовь от тебя самого укрывал… И нет его, сердце свободно теперь! Отвори для любви белоснежную дверь! Но спросишь ты, кто я. Отвечу тот час: «Я та, кого нет здесь и сейчас. Пришла я из тьмы и во тьму я уйду, Укрою тенями дорогу свою.»

Лишь тот, кто божью милость обрел, И вскормлен и вспоен, богат и жив. Есть тайна двух, но тайны нет у трех, И всем известна тайна четырех. Луна померкла, мрачен небосвод, Из черной тучи снег идет, идет. Ни гор, ни речки, ни полей не видно, И ворона, что мглы черней, не видно. Ни дров, ни солонины у меня, И нет – до новой жатвы – ячменя. Хоть вижу снег – слоновьей кости гору,– Поборов я боюсь в такую пору. Весь мир вверх дном перевернулся вдруг... Хотя бы чем-нибудь помог мне друг!





error: Контент защищен !!