Персоны (5). Открытки - «лётчики-космонавты ссср Рюмин валерий викторович

БОРТИНЖЕНЕР

Виталий Михайлович Жолобов

Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза полковник-инженер Виталий Михайлович Жолобов. Родился в 1937 году в селе Збурьевка Херсонской

области. Член КПСС. Совершил космический полет в 1976 году.

Готовился к старту космический корабль «Союз-21»... Читатель вправе спросить: а где же корабль с номером «20»? Он вышел на орбиту в конце 1975 года. То был беспилотный корабль, который продолжил работы в автономном автоматическом режиме с орбитальной станцией «Салют-4».

Тот, кому предстояло выполнять обязанности бортинженера на «Союзе-21», был неуловим. В учебном отделе на мой вопрос: «Где сейчас Виталий Жолобов?» - отвечали односложно: «На" тренировках», «Работает с документацией», «Консультируется с учеными», «Уехал в конструкторское бюро», «На тренажере»... И все-таки предстартовая встреча состоялась. Мы беседовали втроем: командир корабля Борис Вольтов, бортинженер Виталий Жолобов и я. На этой встрече я и обратился к Борису:

Расскажи о своем товарище, о функциях бортинженера, о его роли на борту корабля.

Космонавт ответил не сразу. Сосредоточенно думал, как бы подбирая нужные слова, потом сказал:

Бортинженер - это правая рука командира. Так обычно говорят. Это справедливо, но... Но не совсем полно. Экипаж - это единое целое. Именно целое, а не две половинки. У этого целого - одна голова, одни глаза, одни руки, одно задание. Одно на экипаж! И это очень важно: уметь видеть одними глазами, чувствовать одними нервами, думать одной головой...

Вот так он ответил на мой вопрос. Тогда я спросил еще:

Какая главная черта у Виталия Жолобова? Борис посмотрел на соседа:

Нет, я так не могу. Он зазнается, и как с ним потом работать? Это, конечно, шутка. Если бы мы не подходили друг другу, если бы были даже малейшие антипатии, мы вряд ли закончили бы успешно программу подготовки, которая требует от экипажа добрых человеческих отношений, взаимопонимания, знания до тонкостей друг друга. Виталий грамотный, хорошо подготовленный инженер, вдумчивый, хваткий... О его личных чертах более подробно расскажу после полета.

В ожидании, пока космонавт выполнит свое обещание, я решил сам рассказать о втором члене экипажа «Союз-21».

Три двора делили между собой сферу влияния на этой улице Баку: «каспаровский» - в нем жили семьи матросов и капитанов Каспийского пароходства; «военный» - здесь жили военнослужащие; дом «специалистов» - инженерно-технических работников. В каждом были слои заводилы, предводители мальчишеских ватаг, в каждом были свои «законы» и «уставы».

Но это была, как говорит он сам, «пора мальчишества», когда просто не знали, куда себя деть. Потом пришло серьезное увлечение волейболом. Посреди двора появилась площадка: столбы, подобие сетки. Строгий управдом гонял мальчишек, но спортивные страсти не утихали, каждый вечер три двора выясняли, кто же сильнейший в волейболе.

Управдом смирился. Более того, во дворе «каспаровцев» появилась настоящая площадка, расчерченная, ухоженная, но в самом неудобном для игры месте. «Официальную» - так ее называли - площадку упрямые мальчишки не признавали: что-то в ней было не то. Играли на старой. В ту пору Виталий и пристрастился к волейболу. Сначала в качестве зрителя - мальчишек 3 - 4 класса «большие» но принимали, потом - подавальщика улетевших в сторону мячей, потом на равных с «большими».

До четвертого класса он был примером в школе: в табеле пятерки по всем предметам, в конце учебного года похвальные грамоты приносил домой. Потом его словно подменили. Все чаще стал тройки хватать, однажды подрался на уроке математики. Учительница отобрала портфель и велела прийти с родителями. Он не пошел. Потихоньку утащил портфель, а дома ничего не сказал. Другой раз поспорил с учителем физики, да так, что дело дошло до педсовета. Наконец, крупный разговор с отцом.

Не надолго тебя хватило,- сказал Михаил Гаврилович после тяжелого молчания. - Не думал, что такой позор пережить придется. Не думал...

Виталий стоял, опустив голову. Уши горели. Лучше бы отец ругал его, чем вот так спокойно и с горечью говорил. Словно даже не ему, а себе. Отец продолжал:

Раз полез в гору, надо добираться доверху, такое мое слово. Еще раз споткнешься, пеняй на себя.

Сам Михаил Гаврилович пришел в порт десятилетним мальчишкой. Начинал поваренком на обшарпанном старом суденышке, плавал матросом, механиком, вышел в капитаны. Виталий провожал отца в море, встречал после возвращения. Л однажды танкер «Профинтерн» встречали в порту с оркестром и транспарантами. Судно первым в пароходстве выполнило плац перевозок. Был митинг.

Было награждение экипажа. После этих праздников отец пообещал мальчишкам, что возьмет их с собой в очередной рейс.

... «Профинтерн» шел курсом на Астрахань. С вечера море было спокойным. Отец стоял на мостике, недовольно поглядывал на темную полосу, которая с запада затягивала небо, о чем-то переговаривался со штурманом. К утру разыгрался шторм. Волны доходили до спардека, танкер, загруженный до предела, бросало, словно шлюпку. Гудел металл, скрипели переборки, гулко ударяла вода. Казалось, что судно не выдержит этих терзаний и переломится пополам.

Волна выбила стекла. В каюте было холодно и темно. По селектору доносились команды отца, слышался топот матросов. На «Профинтерне» сыграли штормовую тревогу...

Думалось, что после всего этого Виталий никогда не будет смотреть в сторону моря. Но все обернулось иначе. Схватка людей со стихией, мужество команды, ловкость и бесстрашие матросов оставили след в сердце мальчишки. Не просто память о пережитом, а неудержимое желание быть похожим на этих людей - сильных, стойких, веселых.

Весной 1954-го перед началом экзаменов на аттестат зрелости Виталий принес в военкомат заявление с просьбой направить его в военно-морское училище. Военный комиссар приподнялся из-за стола, оглядел вошедшего:

Рост какой?

Виталий оторопел. Он ожидал любой вопрос, но только не этот.

Сто пятьдесят пять,- ответил нерешительно.

Н-да,- сказал военком. Сказал как-то так, что Виталий не понял, хорошо это пли плохо. Потом так же неопределенно, не то в форме вопроса, но то утверждения, произнес: - Если не в моряки, то куда еще хотел бы пойти?..

Виталий взял назад свое заявление и молча вышел из кабинета.

В «каспаровском» дворе было непривычно тихо. Пустовала игровая площадка. Ветер трепал провисшую сетку. К одному из столбов привязали бельевую веревку. А в дальнем углу двора вчерашние волейболисты решали, куда идти после десятого класса. Одни выбирали институт по предположительному конкурсу, говорили, туда-де легче поступить. Виталия злили эти разговоры. Он нарочно выбрал институт и факультет, куда желающих поступить было очень много. Экзамены сдавал на одни пятерки, «из принципа».

Прошли годы. Позади учеба в институте, работа испытателем, приход в Звездный, тренировки и подготовка...

Когда объявили о старте Гагарина, я не мог осознать и почувствовать, что же произошло. Слушал радио, смотрел телевизор... Факт, как говорится, налицо, а поверить трудно. Сознанием трудно. Ведь за осознанием самого факта стояло все, что с ним связано, стояла сложнейшая научно-техническая проблема. И что странно - накануне еще можно было рассуждать о межпланетных перелетах, создании лабораторий на Луне, говорить о человеке и космосе. Но то была абстракция. А тут смотрю телепередачу из Москвы. Идет человек по ковровой дорожке. В шипели, с майорскими погонами.

Обычно идет, чуть торопится. Обычный, казалось бы, человек. А ведь он побывал в космосе. В кос-мо-се!

Подумать о себе: а я, дескать, смог бы? - таких и мыслей не было.

Тогда не было. А сейчас? - спрашиваю его.

Он молчит. О чем может думать человек перед стартом? Наверное, о многом. А быть может, и нет. И все-таки, если сопоставить прошлое и настоящее?

Сейчас?.. Теперь все воспринимается иначе. Гагаринская формула «полет - это работа» сама собой стала какой-то нормой в отношениях к космосу. - Он помолчал, потом взглянул на часы: - Ты спрашиваешь, как я отношусь к полету, а у меня в голове программа: «Надо не забыть сделать это, повторить то, этот переключатель справа вверху, а этот слева внизу, надо сделать закладку в бортжурнале, надо...» Словом, подход прагматический.

Он весь в этом, бортинженер «Союза-21».

Жарким июлем 1976 года встретил его Байконур. Суровым холодом встретил Б. Вольтова и В. Жолобова космос. Они стартовали 6-го. Спустя сутки космонавты перешли на борт орбитальной станции «Салют-5». В длительном полете выполнялась обширная научная программа, технологические эксперименты, исследования...

Время на орбите течет медленно,- сказал он после возвращения. - Еще медленнее оно течет на Земле, когда ждешь своего старта. Но я готов ждать... Главное - не обмануться в ожидании.

Писатель Константин Георгиевич Паустовский, размышляя о космических путешествиях, как-то заметил: «А знаете, больше всего человек все-таки будет интересоваться Землей. Земля для человека- самое главное. Мы о Земле не все знаем... И если, даже далеко и надолго человек полетит, вернувшись на Землю, он будет плакать от счастья». Я часто вспоминаю эти слова в дни возвращения космонавтов из полета. Но я знаю, что, любя свою родную планету, они очень любят и космос. Наверное, это особенность их профессии.

,

командир космического корабля «Восток-2»

03. НИКОЛАЕВ Андриян Григорьевич (5 сентября 1929 - 3 июля 2004) - ВикипедиЯ ,

командир космических кораблей «Восток-3» и «Союз-9»

04. ПОПОВИЧ Павел Романович (5 октября 1930 - 30 сентября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-4» и «Союз-14»

05. БЫКОВСКИЙ Валерий Федорович (род. 2 августа 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восток-5» и «Союз-22»

06. НИКОЛАЕВА-ТЕРЕШКОВА Валентина Владимировна (род. 6 марта 1937) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
первая в мире женщина-космонавт, командир космического корабля «Восток-6»

07. КОМАРОВ Владимир Михайлович (16 марта 1927 - 24 апреля 1967) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Восход» и «Союз-1»

08. ФЕОКТИСТОВ Константин Петрович (7 февраля 1926 - 21 ноября 2009) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
научный сотрудник, член экипажа космического корабля «Восход»

09. ЕГОРОВ Борис Борисович (26 ноября 1937 - 12 сентября 1994) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
врач, член экипажа космического корабля «Восход»

10. БЕЛЯЕВ Павел Иванович (26 июня 1925 - 10 января 1970) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Восход-2»

11. ЛЕОНОВ Алексей Архипович (род. 30 мая 1934 года) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
первый человек, вышедший в открытый космос, второй пилот космического корабля «Восход-2» и командир космического корабля «Союз-19»

12. БЕРЕГОВОЙ Георгий Тимофеевич (15 апреля 1921 - 30 июня 1995) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
единственный, кто удостоен первой звезды Героя за Великую Отечественную войну, а второй - за полёт в космос, командир космического корабля «Союз-3»

13. ШАТАЛОВ Владимир Александрович (род. 8 декабря 1927) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-4», «Союз-8» и «Союз-10»

14. ВОЛЫНОВ Борис Валентинович (род. 18 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-5» и «Союз-21»

15. ЕЛИСЕЕВ Алексей Станиславович (род. 13 июля 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-4», «Союз-5», «Союз-8» и «Союз-10»

16. ХРУНОВ Евгений Васильевич (10 сентября 1933 - 19 мая 2000) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-исследователь, член экипажа космических кораблей «Союз-4», «Союз-5»

17. ШОНИН Георгий Степанович (3 августа 1935 - 6 апреля 1997) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-6»

18. КУБАСОВ Валерий Николаевич (7 января 1935 - 19 февраля 2014) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-6», «Союз-19» и командир космического корабля «Союз-36»

19. ФИЛИПЧЕНКО Анатолий Васильевич (род. 26 февраля 1928) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
командир космических кораблей «Союз-7» и «Союз-16»

20. ВОЛКОВ Владислав Николаевич (23 ноября 1935 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-7» и «Союз-11»

21. ГОРБАТКО Виктор Васильевич (род. 3 декабря 1934) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-исследователь на космическом корабле «Союз-7», командир космических кораблей «Союз-24» («Салют-5») и «Союз-37» («Салют-6»)

22. СЕВАСТЬЯНОВ Виталий Иванович (8 июля 1935 - 5 апреля 2010) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
бортинженер космических кораблей «Союз-9» и «Союз-18»

23. РУКАВИШНИКОВ Николай Николаевич (18 сентября 1932 - 19 октября 2002) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-10», бортинженер космического корабля «Союз-16» и командир космического корабля «Союз-33»

24. ДОБРОВОЛЬСКИЙ Георгий Тимофеевич (1 июня 1928 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
командир космического корабля «Союз-11»

25. ПАЦАЕВ Виктор Иванович (19 июня 1933 - 30 июня 1971) - ВикипедиЯ ,
Лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза,
инженер-испыпатель на космическом корабле «Союз-11»

Бортинженер: Алексей ЕЛИСЕЕВ (космонавт-15)

И его уже знает читатель. В январе 1969 года он стартовал в составе экипажа корабля «Союз-5». Тогда впервые был осуществлен переход космонавтов из корабля в корабль, а точнее – из одного рабочего отсека орбитальной станции в другой. Тогда впервые получила признание новая профессия: бортовой инженер космического корабля. Он стал первым ее представителем.

И вот снова Алексей в полете. На этот раз усложнились задачи бортинженера, как и усложнилась вся программа нового космического эксперимента. Так сегодня. А завтра? Этот вопрос для него не нов. Он уже отвечал на него после своего первого свидания со звездами. Мы перескажем его мысли его же словами.

«Познание космоса началось, но мы только раскрыли глаза. Нам предстоит еще долго смотреть и анализировать, прежде чем мы поймем закономерности космической стихии, поймем механизм ее воздействия на земные явления. Мы уже многое знаем, но неизмеримо больше нам предстоит узнать. И для этого люди будут создавать лунные обсерватории, долговременные орбитальные станции, отправятся к далеким планетам.

Давайте попытаемся заглянуть вперед на десятилетия, попытаемся представить себе обязанности экипажей кораблей будущего, сроки путешествий которых будут увеличиваться от нескольких недель до нескольких лет. Некоторые тенденции уже прослеживаются сегодня.

Увеличение объема и сложности научных исследований, усложнение управления кораблем, большие длительности полетов, удаление на громадные расстояния от Земли – все это потребует еще более высокой подготовки космонавтов. В зависимости от научных задач полета на корабле или орбитальной станции могут находиться, кроме командира летчика-космонавта, еще и астроном, геофизик, метеоролог, механик, биолог и т. д. Каждый из этих ученых-космонавтов должен быть высококвалифицированным специалистом, и не только в своей области. В полете экипажу придется решать весьма сложные задачи, относящиеся к различным отраслям науки и техники.

Первая задача – это космическая навигация. Уже современные ракеты-носители выводят корабль очень точно. Даже специалисты называют достигнутую точность фантастической. Однако и при такой точности выведения во время дальних и длительных полетов накапливаются значительные ошибки. При полете, например, к Марсу или к Венере промах за счет накопления ошибок может составить десятки тысяч километров. С другой стороны, мы знаем, что для возвращения на Землю, скажем, космических аппаратов типа «Зонд» отклонение от расчетной траектории при входе в атмосферу Земли не должно превышать примерно десяти километров. Это значит, что в полете надо обязательно исправлять траекторию – проводить коррекцию. Отсюда следует, что необходимо прежде всего знать истинную траекторию полета, знать, насколько она отличается от расчетной. Для этого нужно будет систематически проводить измерения, а результаты наблюдений должны проходить сложную математическую обработку.

В земных условиях штурман (моряк или летчик) определяет траекторию корабля относительно как бы неподвижной Земли и только в двух измерениях: широта и долгота той точки, в которой в данный момент находится морское судно или самолет. Космический штурман должен построить траекторию корабля во всех трех пространственных измерениях, пользуясь для этой цели более сложной системой координат. Штурман должен учесть движение планеты, к которой летит корабль, определить время прибытия, вычислить, как следует направить корректирующий двигатель, когда и на какое время его включить, чтобы обеспечить прилет в заданный район планеты.

Все это требует очень глубоких математических знаний, умения работать с оптическими визирами, с бортовой вычислительной машиной, анализировать результаты расчетов, применяя методы прикладной математики и прикладной небесной механики.

Вторая большая задача, стоящая перед экипажем, – управление кораблем. Космический корабль в сравнительно небольшом объеме заключает целый комплекс сложнейших систем самого различного назначения. Достаточно назвать системы ориентации и стабилизации, терморегулирования, связи, обеспечения жизнедеятельности, контроля работы бортовой аппаратуры, медицинского контроля состояния экипажа.

Экипаж обязан непрерывно следить за работой всех этих систем, предупреждать возможные неисправности. Для этого нужно будет регулярно производить профилактические осмотры приборов, возможно, перенастраивать их и регулировать, а при длительных полетах и ремонтировать. Перед наиболее сложными и ответственными космическими экспериментами (как, например, посадка на другую планету или взлет с нее) экипаж должен уметь провести комплексные испытания всех основных систем. А уж если случилась какая неисправность, нужно уметь быстро и точно найти ее причины и с помощью имеющихся под рукой средств устранить.

По существу, экипаж корабля, находящийся в дальнем полете, волей-неволей должен взять на себя те функции по анализу работы и профилактике бортовых систем, которые, например, в авиации выполняются высококвалифицированным инженерно-техническим персоналом наземных служб. Поэтому членам экипажа необходимы отличные знания в области электроники, электротехники, механики и т. д.

Еще одна из важных задач экипажа в дальнем космическом рейсе – это поддержание в кабине корабля нормальных условий для жизни. Необходимо следить за составом атмосферы в жилых отсеках, уровнем радиации, санитарно-бытовыми условиями, При длительном полете экипажу придется регенерировать питьевую воду, кислород.

Заболевание любого из членов экипажа космического корабля ставит под угрозу выполнение программы полета. Поэтому на борту должно быть хорошее медицинское обслуживание. Нужно, чтобы космонавт всегда, в любой момент мог рассчитывать на квалифицированную врачебную помощь. Таким образом, и к биологической и к медицинской подготовке космонавтов тоже предъявляются высокие требования.

Совершенно ясно, что все эти задачи не под силу решать одному человеку. Экипажи дальних космических кораблей будут состоять из группы космонавтов, обязанности между которыми будут четко распределены, подобно тому как, например, сейчас распределяются обязанности между членами экипажей воздушных лайнеров. Понятно, что одновременно космонавты должны обладать и определенным универсализмом для взаимозаменяемости в случае необходимости.

Как видите, у будущих космонавтов обязанностей будет более чем достаточно. И те, кто сегодня спрашивает нас, как стать космонавтами, кто собирается посвятить свою жизнь космосу, должны готовиться к тому, что им придется овладеть целым «спектром» профессий и по крайней мере одной в совершенстве».

Он уже наступил, этот новый этап в плане исследования и освоения космоса. Наука сама, своими глазами осмотрелась в безбрежном океане звезд. Три корабля вышли на разные орбиты. На борту каждого из них находились люди разных профессий: летчики – мастера управления сложными машинами, инженеры и ученые – мастера в познании процессов и законов мироздания.

И все-таки что же сказать о нем самом – об инженере Алексее Елисееве? Добрый? Упорный? Талантливый инженер? Способный исследователь?.. Все это верно. В «Звездном» к нему относятся с большим уважением. Почему?

«Я не думаю, чтобы он специально искал возможности всем понравиться, – говорит о нем его тезка Алексей Леонов. – Просто такой уж человек обаятельный. Очень скромен, тактичен. Долгое время у нас никто не знал, что он мастер спорта по фехтованию – прекрасно фехтует на штыках. Леша считал, что ему хвастать особенно нечем...

Эта скромность, тактичность, большая выдержка характерны для него. Есть у Елисеева прекрасное качество – умение слушать собеседника. Он не перебьет его, даст изложить все аргументы и потом спокойно выскажет свою точку зрения... Леша увлекается живописью, собирает коллекцию репродукций, старается не пропускать выставок, в числе его любимых писателей Ильф и Петров, Гашек, Чехов. Это понятно, по складу своего характера он веселый, остроумный человек. Умеет иногда с каменным лицом устраивать розыгрыш. Вряд ли ему удастся воспользоваться этим в космосе – товарищи его хорошо знают...»

Да, товарищи знают Алексея Елисеева, коммуниста и космонавта.

ТОКИО. Все японские газеты продолжают широко комментировать новое достижение Советского Союза в освоении космического пространства, помещают фотографии советских космонавтов, подробно рассказывают о биографиях покорителей космоса.

Наблюдения «семерки смелых», как называет «Санкэй симбун» советских героев-космонавтов, наверняка обогатят науку неизмеримым количеством новых фактов.

«Майнити» подчеркивает, что советский космический эксперимент явится самым выдающимся техническим достижением в истории.

ТАСС БЛАГОДАРИМ ЗА ДОВЕРИЕ Центральному Комитету КПСС Президиуму Верховного Совета СССР Советскому правительству

От имени экипажей космических кораблей «Союз» докладываем Центральному Комитету Коммунистической партии Советского Союза, Президиуму Верховного Совета СССР и Советскому правительству:

Сейчас в околоземном космическом пространстве успешно осуществляют групповой полет пилотируемые корабли «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Семь советских космонавтов приступили к выполнению широкой программы научно-технических исследований, наблюдений и экспериментов. Наш дружный космический коллектив уверен, что намеченная программа по изучению космоса будет выполнена полностью.

Настроение отличное, чувствуем себя хорошо.

Горячо благодарим ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Советское правительство за оказанное доверие.

Космонавты: ШОНИН, КУБАСОВ, ФИЛИПЧЕНКО, ВОЛКОВ, ГОРБАТКО, ШАТАЛОВ, ЕЛИСЕЕВ. СОВЕТСКИЙ НАРОД ЖЕЛАЕТ ВАМ УСПЕХА Приветственная телеграмма руководителей партии и правительства космонавтам товарищам Шонину Георгию Степановичу, Кубасову Валерию Николаевичу, Филипченко Анатолию Васильевичу, Волкову Владиславу Николаевичу, Горбатко Виктору Васильевичу, Шаталову Владимиру Александровичу, Елисееву Алексею Станиславовичу

Дорогие товарищи!

От имени Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР горячо поздравляем вас с успешным групповым полетом космических кораблей «Союз-6», «Союз-7» и «Союз-8».

Впервые в истории освоения космического пространства на околоземной орбите находится одновременно три пилотируемых корабля. Это выдающееся достижение в области космонавтики служит новым доказательством высокого уровня развития советской науки и техники, неисчерпаемых творческих возможностей советского народа.

Весь наш народ желает вам успешного выполнения задания и благополучного приземления.

Обнимаем вас и ждем на родной земле.

Л. И. БРЕЖНЕВ, Н. В. ПОДГОРНЫЙ, А. Н. КОСЫГИН.

Набор открыток "Летчики-космонавты СССР"
Издательство «Плакат». Москва, 1982 г.
А-08632-82 Изд. № 10р-1132. 1223211. Ц. 5 коп.
Т. 360 000 экэ.


Герой Советского Союза

ГАГАРИН ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ


Член КПСС с 1960 года. Депутат Верховного Совета СССР 6- го и 7-го созывов. Почетный член Международной академии по астронавтике и исследованию космического пространства. Родился 9 марта 1934 года в городе Гжатске Смоленской области.
12 апреля 1961 года выполнил первый в мире космический полет на корабле-спутнике «Восток»: облетел земной шар за 1 час 48 минут и благополучно вернулся на Землю.
27 марта 1968 года погиб при выполнении тренировочного полета на самолете. Похоронен на Красной площади в Москве. Имя Гагарина Ю.А. присвоено Краснознаменной ордена Кутузова Военно-воздушной академии в Монино. Его родина - город Гжатск переименован ныне в город Гагарин.
Именем Гагарина Ю.А. назван кратер на обратной стороне Луны и научно-исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

БЕЛЯЕВ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1949 года.
Родился 26 июня 1925 года в селе Челищево Вологодской области.
Полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Леоновым А.А. в качестве командира космического корабля «Восход-2». В ходе полета впервые в истории космонавтики выполнен выход космонавта Леонова А. А. из кабины космического корабля в открытый космос.
Впервые осуществлен спуск космического корабля с орбиты с использованием ручной системы управления. Программа полета была выполнена полностью.
Беляев П.И. умер 10 января 1970 года. Именем Беляева П.И. назван научно-исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

ШАТАЛОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1953 года.
Родился 8 декабря 1927 года в городе Петропавловске Северо-Казахстанской области. Первый полет в космос совершил 14-17 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-4».
В полете впервые были выполнены ручная стыковка кораблей «Союз-4» и «Союз-5» и таким образом создана экспериментальная космическая станция, переход через открытый космос космонавтов Елисеева А.С. и Хрунова Е.В. из корабля «Союз-5» в корабль «Союз-4».
Второй полет в космос совершил 13-18октября 1969 года совместно с Елисеевым А.С. в качестве командира космического корабля «Союз-8». Это был групповой полет трех советских космических кораблей: «Союз-6», «Союз-7», «Союз-8».
Третий полет в космос совершил 23-25 апреля 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-10» совместно с Елисеевым А.С. и Рукавишниковым Н.Н.


Дважды Герой Советского Союза

ЛЕОНОВ АЛЕКСЕЙ АРХИПОВИЧ

Член КПСС с 1957 года.
Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области.
Первый полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Беляевым П.И. в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2».
Впервые в мире Леонов А. А. вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Кубасовым В.Н. на космическом корабле «Союз-19». Это был первый в мире совместный полет советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон».


Дважды Герой Советского Союза

ФИЛИПЧЕНКО АНАТОЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации. Член КПСС с 1952 года.
Родился 26 февраля 1928 года в поселке Давыдовка Воронежской области.
Первый полет в космос совершил совместно с
Волковым В.Н.и Горбатко В.В. 12-17 октября 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-7».
Второй полет в космос совершил 2-8 декабря 1974 года совместно с Рукавишниковым Н.Н. в качестве командира космического корабля «Союз-16». Полет выполнялся в плане подготовки к совместному советско- американскому полету по программе ЭПАС. В полете проведены испытания модифицированных систем корабля и дано заключение о возможности их использования при выполнении совместного советско- американского полета.


Герой Советского Союза

ДОБРОВОЛЬСКИЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, подполковник. Член КПСС с 1954 года.
Родился 1 июня 1928 года в городе Одессе. Совершил космический полет 6-30 июня 1971 года в качестве командира космического корабля «Союз-11» и орбитальной станции «Салют» совместно с Волковым В.Н. и Пацаевым В.И.
Космический корабль «Союз-11» успешно состыковался с орбитальной станцией «Салют».
Экипаж через систему внутреннего перехода перешел в первую в мире орбитальную станцию, в ходе полета всесторонне проверил работоспособность ее систем, произвел испытания всего оборудования станции. Программа полета была выполнена полностью. При спуске с орбиты вследствие разгерметизации спускаемого аппарата экипаж погиб. Добровольскому Георгию Тимофеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Именем Добровольского Г.Т. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Герой Советского Союза

ДЕМИН ЛЕВ СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер, кандидат технических наук. Член КПСС с 1956 года.
Родился И января 1926 года в Москве. Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Сарафановым Г.В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-15».
Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.



Герой Советского Союза
КИЗИМ ЛЕОНИД ДЕНИСОВИЧ
Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 5 августа 1941 года в городе Красный Лиман Донецкой области.
Космический полет совершил 27 ноября - 10 декабря 1980 года совместно с Макаровым О.Г. и Стрекаловым Г.М. в качестве командира экипажа на корабле «Союз Т-3» и орбитальной станции «Салют-6».
Это был первый испытательный полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.
В ходе полета проведены испытания бортовых систем и элементов конструкции усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-3» в различных режимах полета, выполнен ряд сложных профилактических работ, проведены эксперименты по космическому материаловедению, медико-биологические исследования.
Работа, выполненная космонавтами на станции «Салют-6», открывает новые перспективы в развитии обслуживаемых долговременных орбитальных комплексов и повышении эффективности их использования в интересах науки и народного хозяйства.


Герой Советского Союза

САРАФАНОВ ГЕННАДИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1963 года.
Родился I января 1942 года в селе Синенькие Саратовской области.
Совершил космический полет 26-28 августа 1974 года совместно с Деминым Л.С. в качестве командира космического корабля «Союз-15». Во время двухсуточного полета экипаж проводил научно-технические эксперименты, отрабатывал маневрирование и сближение с орбитальной станцией «Салют-3» в различных режимах полета.
При возвращении на Землю впервые отработаны методы и средства поиска и эвакуации экипажа космического корабля, совершившего посадку в ночных условиях.


Герой Советского Союза

ЖОЛОБОВ ВИТАЛИИ МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер.
Член КПСС с 1966 года.
Родился 18 июня 1937 года в селе Збурьевка Херсонской области. Космический полет совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Волыновым Б. В. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы
Земли и Солнца. На борту орбитальной станции проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и
технологические операции в условиях невесомости. Проведены исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полета.


Дважды Герой Советского Союза

КЛИМУК ПЕТР ИЛЬИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации.
Член КПСС с 1963 года.
Родился 10 июля 1942 года в деревне Комаровка Брестской области.
Первый полет в космос совершил в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз-13» совместно с Лебедевым В.В. 18-26 декабря 1973 года. В полете осуществлены ценные научные наблюдения с помощью системы телескопов «Орион-2».
Второй полет в космос совершил с 24 мая по 26 июля 1975 года совместно с Севастьяновым В.И. в качестве командира космического корабля «Союз-18».
Третий полет в космос выполнил с 27 июня по 5 июля 1978 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Польской Народной Республики Гермашевским Мирославом на корабле «Союз-30» и орбитальной станции «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

МАКАРОВ ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук. Член КПСС с 1961 года. Родился 6 января 1933 года в поселке Удомля Калининской области.
Первый полет в космос совершил 27-29 сентября 1973 года совместно с Лазаревым В. Г. в качестве бортинженера на космическом корабле «Со юз-12».
Второй полет в космос совершил 10-16 января 1978 года совместно с Джанибековым В.А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-27».

Третий полет в космос выполнил с 27 ноября по 10 декабря 1980 года в качестве бортинженера корабля «Союз Т-3» и станции «Салют-6» совместно с командиром экипажа Кизимом Л.Д. и космонавтом-исследователем Стрекаловым Г.М. Это был первый полет корабля серии «Союз Т» в трехместном варианте.


Дважды Герой Советского Союза

КУБАСОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1968 года.
Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области.
Первый полете космос совершил 11-16 октября 1969 года совместно с Шониным Г.С. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-6».
Полет проходил одновременно с полетом космических кораблей «Союз-7» и «Союз-8». Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Леоновым А. А. в качестве бортинженера космического корабля «Союз-19».
Это был первый в мире международный полет, в котором участвовали советский космический корабль «Союз» и американский корабль «Аполлон».
Третий полет в космос выполнил в качестве командира интернационального экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Венгерской Народной Республики Берталаном Фаркашем с 26 мая по 3 июня 1980 года на космическом комплексе «Союз-36» - «Салют-6».


Дважды Герой Советского Союза

ВОЛЫНОВ БОРИС ВАЛЕНТИНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1958 года.
Родился 18 декабря 1934 года в городе Иркутске. Первый полет в космос совершил 15-18 января 1969 года в качестве командира космического корабля «Союз-5» совместно с Елисеевым А.С. и Хруновым Е.В. Космонавты Елисеев А.С. и Хрунов Е.В. впервые в мире перешли через открытый космос в корабль «Союз-4», на котором и совершили посадку.
Второй полет в космос совершил с 6 июля по 24 августа 1976 года совместно с Жолобовым В.М. на космическом корабле «Союз-21» и орбитальной станции «Салют-5».
За время космического полета получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли.


Дважды Герой Советского Союза

КОМАРОВ ВЛАДИМИР МИХАЙЛОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник-инженер. Член КПСС с 1952 года.
Родился 16 марта 1927 года в Москве. Первый полет в космос совершил 12-13 октября 1964 года совместно с Феоктистовым К.П. и Егоровым Б. Б. в качестве командира многоместного космического корабля «Восходо. Второй полет в космос совершил 23-24 апреля 1967 года на космическом корабле «Союз-1». В ходе испытательного полета полностью выполнена программа отработки систем нового корабля, проведены запланированные научные эксперименты.
При возвращении на Землю из-за нерасчетной работы парашютной системы корабль снижался с большой скоростью, что привело к гибели космонавта.
Комарову Владимиру Михайловичу посмертно присвоено второе звание Героя Советского Союза. Именем Комарова В.М. назван научно- исследовательский корабль АН СССР.


Дважды Герой Советского Союза

НИКОЛАЕВ АНДРИЯН ГРИГОРЬЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 сентября 1929 года в деревне Шоршелы Чувашской АССР.
Первый полет в космос совершил 11-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-3». Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет. Он проходил одновременно с полетом корабля «Восток-4», пилотируемого Поповичем П.Р.
В ходе полета получены ценные сведения, показывающие, какое влияние оказывает состояние невесомости в течение продолжительного времени в одинаковых условиях эксперимента на разные организмы. Второй полет в космос совершил 1-19 июня 1970 года в качестве командира космического корабля «Союз-9» совместно с Севастьяновым В.И.
Это был самый длительный автономный полет пилотируемого корабля типа «Союз».


Дважды Герой Советского Союза

ПОПОВИЧ ПАВЕЛ РОМАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации, кандидат технических наук.
Член КПСС с 1957 года.
Родился 5 октября 1930 года в поселке Узин Киевской области.
Первый полет в космос совершил 12-15 августа 1962 года на космическом корабле «Восток-4». Полет проходил одновременно с полетом корабля «Восток-3».
Это был первый в истории освоения космоса групповой многосуточный полет.
Второй полет в космос совершил 3-19 июля 1974 года совместно с Артюхиным Ю.П. на космическом корабле «Союз-14» и орбитальной станции «Салют-3».
На борту орбитальной станции экипаж провел многочисленные эксперименты и наблюдения, имеющие большое значение для решения многих проблем науки, техники, народного хозяйства.


Дважды Герой Советского Союза

БЫКОВСКИЙ ВАЛЕРИЙ ФЕДОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник, кандидат технических наук. Член КПСС с 1963 года. Родился 2 августа 1934 года в городе Павловский Посад Московской области. Первый полет в космос совершил 14-19 июня 1963 года на корабле «Восток-5». Полет проходил одновременно с полетом космического корабля «Восток-6», пилотируемого Терешковой В.В.
Второй полет в космос совершил 15-23 сентября 1976 года в качестве командира космического корабля «Союз-22» совместно с Аксеновым В.В.
Третий полет в космос выполнил с 26 августа по 3 сентября 1978 года в качестве командира международного экипажа с космонавтом- исследователем гражданином Германской Демократической Республики Йеном Зигмундом на корабле «Союз-31».


Дважды Герой Советского Союза

БЕРЕГОВОЙ ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ

Летчик-космонавт СССР, заслуженный летчик-испытатель СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат психологических наук. Член КПСС с 1943 года.
Родился 15апреля 1921 года в селе Федоров ка Полтавской области.
Космический полет совершил 26-30 октября 1968 года на космическом корабле «Союз-3». Во время полета осуществлено многократное маневрирование корабля на орбите и его друкратное сближение с беспилотным космическим кораблем «Союз-2». Проведены ряд технических экспериментов по отработке систем и оборудования корабля «Союз», а также наблюдения в целях изучения околоземного космического пространства.


Дважды Герой Советского Союза

ДЖАНИБЕКОВ ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, полковник.
Член КПСС с 1970 года.
Родился 13 мая 1942 года в поселке Искандар Ташкентской области.
Первый космический полет совершил 10-16 января 1978 года совместно с Макаровым О.Г. в качестве командира экипажа космического корабля «Союз-27».
Впервые в истории космонавтики на околоземной орбите был создан пилотируемый научно-исследовательский комплекс, состоящий из орбитальной станции и двух космических кораблей: «Союз-26» и «Союз-27».
Второй космический полет совершил 22-30 марта 1981 года в качестве командира международного экипажа совместно с космонавтом-исследователем гражданином Монгольской Народной Республики Жугдердемидийном Гуррагчей на космическом корабле «Союз-39» и орбитальной станции «Салют-6».


Герой Советского Союза

ТИТОВ ГЕРМАН СТЕПАНОВИЧ

Летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации, кандидат военных наук.
Член КПСС с 1961 года.
Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Алтайского края.
При подготовке к выполнению первого в мире полета человека в космическое пространство был дублером космонавта-1 - Гагарина Ю.А. Космический полет совершил 6-7 августа 1961 года на корабле-спутнике «Восток-2».
Это был первый в мире многовитковый полет: за 25 часов 11 минут «Восток-2» совершил свыше 17 витков вокруг Земли, пролетев расстояние 703 143 километра.
Полет позволил оценить влияние фактора невесомости на человеческий организм и его работоспособность в течение суточного пребывания в космическом пространстве.


Дважды Герой Советского Союза

РЮМИН ВАЛЕРИЙ ВИКТОРОВИЧ

Летчик-космонавт СССР. Член КПСС с 1972 года.
Родился 16 августа 1939 года в Комсомольске- на-Амуре.
Космический полет совершил 9-11 октября 1977 года совместно с Коваленком В.В. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-25».
Второй полет в космос совершил с 25 февраля по 19 августа 1979 года совместно с Ляховым В.А. в качестве бортинженера на космическом корабле «Союз-32» и орбитальной станции «Салют-6». В ходе полета экипажем выполнен большой объем научно-технических, медико¬биологических экспериментов и исследований. На заключительном этапе полета экипаж осуществил выход в открытый космос. Третий полет в космос выполнил с 9апреля по 11 октября 1980 года в качестве бортинженера космического комплекса «Союз-35» - «Салют-6» совместно с Поповым Л.И.
В ходе 185-суточного полета проведен большой объем различных исследований, экспериментов, а также ремонтно-восстановительных работ.

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник «Восток» с человеком на борту.

Пилотом-космонавтом космического корабля-спутника «Восток» является гражданин Союза Советских Социалистических Республик летчик майор .

Старт космической многоступенчатой ракеты прошел успешно, и после набора первой космической скорости и отделения от последней ступени ракеты-носителя корабль-спутник начал свободный полет по орбите вокруг Земли.

По предварительным данным, период обращения корабля-спутника вокруг Земли составляет 89,1 минуты; минимальное удаление от поверхности Земли (в перигее) равно 175 километрам, а максимальное расстояние (в апогее) составляет 302 километра; угол наклона плоскости орбиты к экватору 65 градусов 4 минуты.

Вес космического корабля-спутника с пилотом-космонавтом составляет 4725 килограммов, без учета веса конечной ступени ракеты-носителя. С космонавтом товарищем Гагариным установлена и поддерживается двусторонняя радиосвязь. Частоты бортовых коротковолновых передатчиков составляют 9,019 мегагерца и 20,006 мегагерца, а в диапазоне ультракоротких волн 143,625 мегагерца. С помощью радиотелеметрической и телевизионной систем производится наблюдение за состоянием космонавта в полете.

Период выведения корабля-спутника «Восток» на орбиту космонавт товарищ Гагарин перенес удовлетворительно и в настоящее время чувствует себя хорошо. Системы, обеспечивающие необходимые жизненные условия в кабине корабля-спутника, функционируют нормально».

Вот так деловито, с техническими подробностями, звучало первое сообщение о космическом полете. Но как торжественно произносили этот текст наши дикторы – Левитан, Балашов…

И народ ответил искренним, не показным ликованием – как будто люди ждали именно этого полета, хотя готовился он сугубо секретно. Школьников отпускали с уроков, люди стихийно собирались на площадях, возле радиоточек. Обсуждали неслыханные новости. В этот день мы хотели бы вспомнить десять творцов космической победы – достойнейших, незабываемых. На самом деле их, конечно, было больше. Но этих уж точно нельзя забывать.

Константин Циолковский

Основоположник теоретической космонавтики занимался не только ракетодинамикой и аэронавтикой. Он был философом и пророком межпланетных путешествий.

Ученый-самоучка, в своих прозрениях предвосхитил развитие науки, вплоть до появления многоступенчатых ракет. Он верил, что завоевание солнечной системы принесет человечеству энергию и простор. Молодые энтузиасты ракетостроения поддерживали связь с пожилым ученым, будущие космические конструкторы считали его своим учителем.

Сергей Королёв

Молодой авиационный конструктор после встречи с Циолковским увлекся идеей полета в стратосферу, добился создания в Москве общественной организации – Группы изучения реактивного движения (ГИРД). В 1938–44 находился в заключении, в лагерях и в «спецтюрьме», где можно было работать по профессии.

В 1946-м был назначен Главным конструктором Особого конструкторского бюро № 1 (ОКБ-1), созданного в подмосковном Калининграде (сегодня это город Королёв), для разработки баллистических ракет дальнего действия. Был руководителем и идеологом советских космических побед, первым среди равных в Совете главных конструкторов. Его мнение было решающим при выборе кандидатуры первого космонавта…

Для общественности Королёв оставался засекреченным безымянным Главным Конструктором, и публиковался под псевдонимом. Только после смерти академика его подлинное имя стало всесоюзно известным, а портреты появились в учебниках и журналах.

Валентин Глушко

Академик Глушко, без преувеличений, основоположник ракетного двигателестроения. А говоря проще – один из отцов мировой космонавтики. С Циолковским он переписывался еще в первой половине двадцатых, тогда же написал свои первые статьи о космических полетах. Как и Королев, был арестован, работал в шарашках. После войны стал главным конструктором ОКБ-456, давшего стране жидкостные ракетные двигатели, которые и поднимут наши ракеты в космос. Двигатели Глушко остаются непревзойденными.

А в 1974 году он стал полноправным руководителем космической отрасли в СССР, возглавив ОКБ «Энергия», в котором объединились детища Королёва и самого Валентина Петровича. Он возглавил проект «Энергия – Буран» последнее реализованное великое начинание советской космонавтики.

Юрий Гагарин

Его открытая улыбка, кажется, вместила всё лучшее, что было в России и в СССР в ХХ веке. 1 сентября 1941 года Юрий пошел в первый класс клушинской сельской школы. Через полтора месяца деревню заняли гитлеровцы. Полтора года семья Гагариных терпела невзгоды оккупации. В 1954-м Гагарин – учащийся индустриального техникума – поступил в Саратовский аэроклуб. Его учителями стали фронтовые летчики – герои Советского Союза. Потом – авиационное училище и служба на Северном флоте. Старший лейтенант Гагарин прошел отбор в отряд космонавтов и, после тяжелых испытаний, был избран для самой опасной и ответственной миссии.

О дальнейшем знает весь мир. После полета Гагарин стал лицом страны – и с этой ролью он справлялся тоже безупречно. Не забывал и службу в отряде космонавтов. Но на славу ему было отведено лишь семь лет. 28 марта 1968 года первый в мире космонавт трагически погиб во время тренировочного полета. Оплакивала Юрия Гагарина вся страна. Не по разнарядке.

Николай Каманин

Выдающийся летчик, он был одним из первых Героев Советского Союза – за спасение челюскинцев. Это была уникальная операция, которую молодой ас провел безукоризненно. В годы войны командовал 292-й штурмовой авиадивизией, а позже – корпусом. С 1960 года генерал-лейтенант Каманин руководил отбором и подготовкой первых советских космонавтов. Стал «лётным отцом» для наших первых космонавтов.

Позже его должность называлась «помощник главкома ВВС по космосу». Досконально вникал в психологию космонавтов. Он участвовал в выработке всех главных решений по космическим делам – наравне с Королёвым. И наравне с ним нес ответственность за все полеты.

Герман Титов

Ему 12 апреля досталась сложная роль дублера. Все испытания он проходил наравне с Гагариным. А 6 августа настанет час Германа Титова. Титов первым в мире совершит длительный космический полет – он продолжался 25 часов. Фантастическое достижение по тем временам. Он и в наше время остается самым молодым космонавтом в истории – 6 августа 1961 года ему было 25 лет и 330 дней. В народном сознании имена Гагарина и Титова неразделимы.

Михаил Рязанский

Член-корреспондент Академии наук СССР Рязанский был главным ракетным «радистом». С 1930-х годов занимался радиоуправлением танков, самолетов и торпедных катеров, авиационными радиостанциями. Участвовал в разработке первого советского радиолокатора. После войны был назначен Главным конструктором НИИ-885 (ныне ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения»), который создавал аппаратуру радиосвязи для ракет. Его внук – Сергей Рязанский – стал космонавтом. Его первый космический полет состоялся в 2013-м.

Николай Пилюгин

Разрабатывал системы управления ракет – в том числе легендарной «семерки», которая вывела на орбиту Гагарина. Королёв ценил его и за конструкторский талант, и за прямой характер.

Ракета – она как слепая коза!
Чтоб был в ней и смысл, и лоск,
Ракете нужно иметь глаза
И самое главное – мозг!
И вы среди вечных забот и шума,
Как первенца учит мать,
Учили ракеты смотреть и думать,
А это значит – летать!

Такие строки посвятили Пилюгину коллеги. Изобретатель наделял советские ракеты мозгами…

Владимир Бармин

Непременный участник «великолепной шестерки» главных ракетных конструкторов. В годы войны будущий академик Бармин был разработчиком конструкций пусковых реактивных установок залпового огня, получивших в народе название «Катюши».

После войны возглавил государственное конструкторское бюро специального машиностроения. Под его руководством разрабатывались стартовые комплексы для пуска и подготовки ракет, на которых и состоялось покорение космоса. Создавал установки для работы на Луне и Венере…

Мстислав Келдыш

В газетах, соблюдая секретность, его называли Теоретиком Космонавтики. Сразу после войны математик и механик Келдыш стал заниматься ракетной тематикой. Помогал Королеву создать оптимальную конструкцию ракеты Р-7, которая и открыла космическую эру.

Под руководством Келдыша был создан баллистический вычислительный центр, вошедший в систему управления полетами космических аппаратов. Вскоре после полета Гагарина стал президентом Академии наук СССР. Как глава академии, он был публичной личностью, но его участие в космической программе оставалось засекреченным.





error: Контент защищен !!