Развитие солидарных действий школьников для общего дела. Белгородцы не понимают, что такое солидарное общество

Об итогах работы XVII Всемирного Русского Народного Собора

30 октября 2013 года в Москве состоялся XVII Всемирный Русский Народный Собор, в работе которого принял участие Губернатор Хабаровского края Вячеслав Иванович Шпорт. ВРНС является крупнейшим российским общественным форумом.

Он существует с 1993 года, на про-тя-же-нии этих лет является об-щест-вен-ной площадкой и ме-стом встре-чи лю-дей, ко-то-рые, не-за-ви-си-мо от полити-чес-ких взгля-дов, объе-ди-не-ны еди-ной целью — за-бо-той о настоящем и буду-щем Рос-сии. Собор играет немалую роль в формировании гражданского общества. В его заседаниях традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий России, военачальники и военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и представители других силовых ведомств РФ, преподаватели и студенты крупнейших учебных заведений страны, деятели науки и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, многочисленные представители молодежи.

По Уставу ВРНС главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания. С момента создания Собора и по 5 декабря 2008 года главой был Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. С 1 февраля 2009 года главой Собора является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Заместителями главы ВРНС являются председатель правления Союза писателей России В.Н. Ганичев и председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин. В Президиум и Совет ВРНС входят известные российские политики и общественные деятели, представители мира науки, культуры и образования, военачальники, соотечественники из ближнего и дальнего зарубежья. 21 июля 2005 года Всемирному Русскому Народному Собору был предоставлен специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций. Тогда же было создано Представительство ВРНС при ООН, призванное обеспечить взаимодействие Собора и этой международной организации.

Сейчас уже решен вопрос об открытии регионального отделения Всемирного русского народного собора в Хабаровском крае и на Сахалине. Губернатор Вячеслав Шпорт, обращаясь к участникам Собора с докладом, привел пример единения людей во время крупномасштабного наводнения на Амуре. Перед угрозой стихии люди разных поколений и национальностей, вероисповедания и политических взглядов объединились для того, чтобы помочь ближнему. «Тяжелое наводнение стало для многих моментом истины. Мы ощутили себя единым организмом, частью единого народа, независимо от национальных и религиозных различий. От силы воли каждого зависела общая победа. Нас объединяла единая цель и ответственность. В эти дни родилось широкое добровольческое движение, которого мы раньше не знали, - сказал Вячеслав Шпорт. - Национальные диаспоры организовали питание. О партийных различиях в это время никто не вспоминал. Вместе строили дамбы, развозили продукты, эвакуировали население, обустраивали лагеря для тех, чьи дома оказались под водой», - сказал Губернатор.

По словам Вячеслава Шпорта, сплочение народа в борьбе с последствиями наводнения на Дальнем Востоке показало, что солидарное общество - это не миф, а реальность, дающая о себе знать в критические моменты.

«Сегодня совместными усилиями мы должны отыскать механизм того, чтобы российская идентичность проявлялась не только перед лицом беды, а стала повседневной реальностью. Провести актуализацию общих ценностей, основой которых должны стать нравственные категории - единство и солидарность. С христианской точки зрения солидарность - это способность разделить с другим бремя его забот и проблем, его болезни и скорби. Солидарность - это система взаимной поддержки, которая может стать основой национальной идеи, поиск которой у нас продолжается», - подчеркнул глава Хабаровского края.

Традиционно в конце работы Всемирный Русский Народный Собор обращается к согражданам и соотечественникам с Соборным словом. Приведем основное содержание этого Слова - здесь есть над чем задуматься каждому человеку, кто желает сохранять и преумножать то, что дает величие и славу России.

Разнообразие и культурное богатство человечества определяется сосуществованием ряда самостоятельных обществ-цивилизаций. Каждое из них имеет свои творческие начала, проявляет собственные закономерности в развитии, вносит неповторимый вклад в сокровищницу мировых достижений. Ценности, которые определили нашу модель общественного развития, не единожды были востребованы в глобальном масштабе, определяя ход мировой истории в ее решающие моменты. Эти ценности будут востребованы и впредь.

Так, наша цивилизация воплотила модель равноправных, справедливых межнациональных отношений, отвергнув доктрину «народов-господ» и «народов-рабов». Россия сыграла решающую роль в разгроме гитлеризма, в сокрушении мировой колониальной системы. Сегодня принцип равноправия народов и культур, являющийся базовой ценностью Российской цивилизации, является общепризнанным на планете. И мы обязаны не только хранить память о наших великих победах, но быть их достойными наследниками. Ныне именно Россия является главным гарантом многополярного мира, сдерживая амбиции тех, кто претендует на глобальное доминирование.

Будучи динамичным, максимально открытым для технического и социального прогресса обществом, Российская цивилизация проявила беспримерную стойкость в отстаивании своих идеалов. Сегодня именно Россия имеет все основания быть всемирным оплотом традиционных семейных ценностей, не смирившись с агрессивной проповедью аморализма и легализацией все более широкого круга греховных деяний.

Общественным идеалом Российской цивилизации является солидарное общество, в основе которого лежат не конфликт и конкуренция, а взаимопомощь и сотрудничество всех его членов, разных социальных, этнических, религиозных и политических групп. Стремление к солидарному обществу пронизывает историю России, находя отражение в принципах соборности, в симфонии государства и Церкви, в опыте общины, прихода, артели, казачьего круга, совета, коммуны. Для нашей цивилизации не характерен выраженный конфликт между народом и властью, наукой и религией. Наше общество всегда стремилось преодолеть раскол по партийному признаку.

Ценности солидарного общества становятся актуальными в современном мире, который по мере роста материального могущества людей стал слишком тесным для общества перманентного конфликта. Непрерывная экономическая гонка и постоянная борьба за ресурсы толкают человечество от одного военного конфликта к другому, что в итоге может завершиться столкновением цивилизаций.

В этих условиях создание солидарного общества — это задача, которую ставят перед нами народ и сама жизнь. Творческие усилия российского интеллектуального класса, нашей гуманитарной и административной элиты должны быть направлены на поиск социальных, экономических, политических механизмов, которые позволят развиваться в сторону общественной солидарности, исключающей как перманентный конфликт, так и принудительное подавление индивидуальной активности.

Нашей целью является общество, в основе которого — согласие большинства о фундаментальных ценностях, лежащих в основе человеческого бытия. На XV Всемирном Русском Народном Соборе было во всеуслышание сказано, о каких ценностях идет речь. Это вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность.

Мы убеждены в том, что эти ценности имеют вечное, непреходящее значение. Мы считаем тупиковыми призывы объявить ценности чем-то относительным, служебным, лишенным смысла вне пределов сознания отдельных индивидуумов и договоренностей между ними. Без истинных ценностей и идеалов общество будет духовно оскоплено, лишено творческого заряда, перспективы, и, в конечном счете, будущего.

Консолидированное вокруг базовых ценностей моральное большинство имеет полное право создавать на их основе собственную социальную модель, невзирая на окрики агрессивного меньшинства, отрицающего идеалы и ценности, следующего исключительно собственной интеллектуальной и духовной гордыне.

В основе этой социальной модели должен лежать ответ на вызовы неравенства и социальной несправедливости, демонстрирующий нашу способность преодолеть их на путях реализации идеи социального государства и повышения жизненного уровня населения.

Ключевой предпосылкой движения к солидарному обществу является диалог между основными этнокультурными группами. Будучи на протяжении 20 лет общественной трибуной русского народа, объединяя на основе общенациональных базовых ценностей людей разных профессий, культурных предпочтений и политических взглядов, Собор готов стать инициатором подобного диалога, и, в соответствии со своими уставными целями и задачами, выступить в нем от лица русских. Сам факт организации подобного диалога с однозначным признанием этнокультурной субъектности русского народа в межнациональном пространстве современной России послужит снижению межнациональной напряженности.

Важнейшей темой межнационального диалога должны стать поиски цивилизационной формулы российской идентичности, разделяемой большинством граждан России независимо от их национальности и вероисповедания. Залогом успеха подобной дискуссии является солидарная позиция традиционных религиозных общин России — православных, мусульман, буддистов, иудеев, констатирующих созвучие и близость их представлений о нравственности и аморальности, о добре и зле.

Мы убеждены, что концепция России как уникальной страны-цивилизации, ощущение принадлежности всех ее жителей к единой и уникальной цивилизационной общности должна сыграть решающую роль в процессе формирования полиэтнической российской нации. Собор призывает представителей власти, научного сообщества, деловых кругов, средств массовой информации приложить все усилия для широкого и массового распространения идей российской цивилизационной идентичности в нашем народе.

Одной из ключевых предпосылок межнационального мира и согласия в стране является полноценная реализация права ее народов на этнокультурное развитие. Государствообразующий русский народ, к которому принадлежит четыре пятых населения России, ни в коем случае не должен стать исключением из этого правила. Необходимо создание современной, на уровне стандартов XXI века, инфраструктуры его этнокультурного развития. Всемирный Русский Народный Собор предлагает в кратчайшие сроки на государственном уровне решить вопрос о реализации программы строительства многофункциональных русских культурных центров, призванных в том числе стать центрами социальных и межэтнических контактов, способствующих адаптации мигрантов в российское общество.

Опыт Югославии и бывшего СССР, где потерпели крах попытки реализовать на практике этнополитические утопии «единой югославской нации» и «новой исторической общности — советского народа» должен стать грозным предостережением для тех, кто под предлогом достижения межнационального согласия стремится к подавлению национальной идентичности русских, настойчивым попытках растворить их в некоей искусственно сформированной «новой» нации, ослаблению единства русского народа, его искусственному разделению на региональные субэтносы, изъятию самого слова «русский» из официальных документов, научных докладов, образовательных программ.

Национальная политика, проводимая в России, должна носить реалистичный характер, а не находиться в зависимости от утопических построений. Цепь столкновений на этнической почве, произошедших в последние годы, показывает, что центр противоречий в современной России перемещается в межнациональную сферу. Разрешение существующих в этой области противоречий становится ключевым для будущего страны.

Обманчивой дилемме этнической сегрегации или ассимиляции народов в едином «плавильном котле» мы должны противопоставить опыт сохранения этнокультурного разнообразия, опыт сосуществования этносов, объединенных общими цивилизационными ценностями. Говоря словами великого мыслителя Ивана Ильина, Россия «сколько языков получила, столько и соблюла». Сегодня актуальной остается задача сбережения национальной субъектности всех народов нашей страны, и прежде всего русского народа.

Упадок русского национального самосознания будет иметь катастрофические последствия, в историческом плане сравнимые с крахом Римской империи и гибелью Византии: это будет конец России как государства и как особого культурно-исторического мира. Всемерное же укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности — это триединая задача отечественной национальной политики.

Всемирный Русский Народный Собор со всей ответственностью заявляет, что только на путях реализации продекларированных устремлений возможно преодоление межнациональной розни, социального неравенства, психологической и информационной зависимости от иностранного влияния. Только в этом случае Россия сможет достойно ответить на стоящие перед ней цивилизационные вызовы и продолжить свой исторический путь в третьем тысячелетии.

Текст подготовил епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии

О Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы

Стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы реализуется в целях развития идей, заложенных в Программе улучшения качества жизни населения и последовательного улучшения качества человеческих отношений на основе принципов справедливости, взаимного доверия и социальной ответственности.

В системе мероприятий Стратегии реализуется 11 приоритетных направлений, в исполнении которых принимают участие органы государственной и исполнительной власти региона, общественные организации, профсоюзные движения, фонды и пр.

Среди приоритетных направлений Стратегии в том числе:

Формирование духовных и культурных основ регионального солидарного общества;

Укрепление института семьи и семейных отношений как основы формирования солидарного общества;

Формирование в среде молодежи установок на коллективизм, сотрудничество, развитие социальных сетей в молодежной среде.

Развитие и консолидация институтов гражданского общества и обеспечение гражданского участия;

Укрепление взаимного доверия между властью и населением;

Формирование и развитие социального капитала муниципальных образований и межмуниципального сотрудничества;

Развитие партнерства государства и гражданского общества на основе совершенствования системы оказания государственных и муниципальных услуг населению;

Утверждение принципов социальной защищенности, поддержки и ответственности как оснований достижения общественного согласия;

Развитие корпоративных отношений в трудовых коллективах;

Совершенствование экономической основы регионального солидарного общества;

Формирование имиджа и распространение символики регионального солидарного общества

В 2012 году по указанным направлениям было реализовано 38 мероприятий. В течение 2013 года в рамках Стратегии планируется реализация 176 мероприятий.

Первые итоги в реализации Стратегии «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы подвел Губернатор Белгородской области Евгений Савченко на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, которое состоялось 5 ноября 2013 года в Ярославле:

«Сегодня Белгородская область занимает 3-е место в рейтинге социального самочувствия регионов России. Достижение такого результата мы связываем, в первую очередь, с работой, которая проводится в области по улучшению качества жизни и формированию регионального солидарного общества.

Солидарное общество в понимании белгородцев - это сплочённое общество, объединённое общими позитивными целями, активной созидательной деятельностью на благо региона и Отечества. Оно основывается на таких ключевых понятиях, как единство, духовность, нравственность, патриотизм, доверие, деятельное сочувствие, ответственность.

В культурно-историческом отношении тема солидарного общества не нова. Своеобразный девиз солидарного общества сформулировал более века назад русский философ-космист Николай Фёдорович Фёдоров, цитирую: «Жить не для себя, не для других, а со всеми и для всех».

Солидарное общество является полным противопоставлением и достойной альтернативой обществу потребления. В нём человек не потребитель, не сторонний созерцатель и не объект. Он созидатель, строитель, активный субъект общественно-экономической жизни.

Как мы пришли к идее формирования солидарного общества? Ещё в 2003 году в Белгородской области стартовала Программа улучшения качества жизни населения, которая стала для нас стратегическим документом, основой для создания десятков областных целевых программ, направленных на развитие различных сфер общественно-экономического пространства региона. Благодаря ей был запущен механизм ускоренного развития реального сектора экономики региона. В двухтысячные нулевые годы мы сумели более чем в два раза нарастить свой экономический потенциал.

Главным результатом нашей работы в социальной сфере стала положительная демографическая ситуация и рост продолжительности жизни людей. Так, за прошедшее десятилетие показатель рождаемости возрос на одну треть, а по средней продолжительности жизни Белгородская область вошла в пятерку регионов-долгожителей России.

Таким образом, идея солидарного общества в области уже имела под собой прочную практическую основу – надёжный экономический и социальный фундамент. И в 2011 году была принята Стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на 2011-2025 годы.

В рамках данной стратегии была разработана глубоко продуманная, детализированная система мероприятий, которая охватывает все возрастные категории и социальные группы населения, все профессиональные сообщества и общественные объединения. Она базируется на 11 приоритетных направлениях, в числе которых сохранение и развитие духовно-культурных основ общества, укрепление института семьи и семейных отношений, воспитание и востребованность молодёжи, развитие и консолидация институтов гражданского общества, обеспечение взаимного доверия между властью и населением, утверждение принципов социальной защищённости, поддержки и ответственности.

Остановлюсь на некоторых практических шагах, которые нам удалось сделать для построения регионального солидарного общества.

В первую очередь, хочу отметить определённые успехи в нашей системной работе по укреплению института семьи, созданию благоприятных условий для рождения и воспитания детей. И здесь ключевой задачей для нас остаётся решение жилищных вопросов.

Нашим приоритетом было и остаётся индивидуальное жилищное строительство. Так, за последние 10 лет введено более 6 млн кв. м индивидуального жилья, а это значит, что возведено почти 50 тысяч усадебных домов, которые построили сами люди и в которых проживают более 150 тысяч человек. Таким образом, десятая часть области переехала в новое благоустроенное индивидуальное жилье.

Особое внимание уделяется многодетным семьям. Сначала мы построили коттеджи всем семьям, которые имеют десять и более детей, потом девять и более, восемь, и сейчас уже строим семьям, имеющим пять и более детей, а их у нас сотни.

Реализация всего комплекса мер по поддержке семьи позволяет нам говорить о стабильном улучшении социально-демографических показателей в регионе. Так, продолжает увеличиваться количество семей, родивших вторых и последующих детей. В прошлом году рост численности многодетных семей составил более 8%. Эта тенденция продолжается и в текущем году.

Огромную роль в формировании солидарного общества играет устойчивый рост социальной ответственности регионального бизнес-сообщества. Это особенно важно в современных условиях, когда между богатой элитой и большинством населения страны пролегла огромная социальная пропасть.

В настоящее время всё больше представителей регионального крупного и среднего бизнеса проявляют заботу не только о получении прибыли, но и о повышении жизненного уровня сотрудников, улучшении условий их труда, помогают им в решении жилищных вопросов.

Благодаря активному участию бизнеса в жизни общества стали возможными серьёзные социальные проекты. Так, сегодня крупные предприятия региона являются полноправными и непосредственными участниками процесса подготовки квалифицированных рабочих кадров на базе профессиональных образовательных учреждений. Мы передали практически все бывшие профессионально-технические училища (как передали: юридически мы не имеем права, а фактически передали) крупным, так называемым якорным, бизнес-структурам в управление. Они возглавили Наблюдательные советы и формируют всё, что связано с подготовкой кадров для них непосредственно и по заказам других предприятий, в зависимости от того, к какой отрасли они принадлежат. Самое главное, чего мы достигли: эти предприятия гарантируют адресное трудоустройство выпускников, обеспечивают баланс на рынке труда и рынке образовательных услуг.

Бизнес также оказывает поддержку сфере культуры и искусства. Так, в области при финансовой помощи предпринимательского сообщества действует областной фонд развития классического музыкального искусства. В текущем году начали функционировать областные попечительские советы и фонды по развитию театрального искусства, детского театрального творчества, музейного дела, танцевального искусства. Наряду с этим, в каждом муниципальном районе и городском округе созданы попечительские советы по поддержке детского творчества.

Одним из ключевых направлений нашей работы по формированию солидарного общества является развитие личностного потенциала детей и молодёжи, создание условий для их всесторонней самореализации.

С этой целью у нас функционирует обширная сеть учреждений дополнительного образования и досуговой занятости детей: более 70 школ искусств, в которых обучается пятая часть от общего числа детей (общероссийский показатель – 12%), свыше 133 учреждений дополнительного образования, которые охватывают 80% от общего числа детей.

Созданная в регионе инфраструктура детского интеллектуального, художественного, театрального, музыкального и иных видов творчества призвана формировать у детей потребность к творчеству как таковому. Только ребёнок с творческим мировоззрением способен во взрослой жизни стать созидателем, активным участником процесса построения солидарного общества.

Самое пристальное внимание в работе по формированию солидарного общества мы уделяем старшим поколениям белгородцев, их активному вовлечению в общественную жизнь.

С этой целью на территории всех муниципальных образований ведётся работа по обучению граждан пожилого возраста основам информационных технологий. В области регулярно проходят массовые мероприятия для пожилых людей. Так, стало доброй традицией проведение смотра художественного творчества пожилых людей, в котором принимают участие более 50 тысяч человек. Хороший социальный эффект даёт спартакиада ветеранов, которая проводится у нас по 7 видам спорта на муниципальном и областном уровнях и объединяет ежегодно порядка пяти тысяч ветеранов.

Представляя практический опыт работы по формированию солидарного общества, не могу не отметить уверенные шаги Белгородчины в развитии институтов гражданского общества, в обеспечении конструктивного взаимодействия власти и общества.

Так, в текущем году во всех районах и городских округах созданы муниципальные Общественные палаты по аналогии с областной Общественной палатой. Таким образом, была сформирована надежная общественная инфраструктура для обеспечения гражданского участия. А по инициативе молодёжи создана региональная общественная организация по формированию и реализации гражданской инициативы «Белгородское солидарное общество». Она объединяет в себе молодых людей с активной гражданской позицией. В социальных сетях действует сообщество солидарно настроенной белгородской молодёжи. Активно развивается волонтёрская деятельность, которая сегодня представлена 245 молодежными объединениями с охватом более 15 тысяч молодых людей.

Одним из важнейших достижений в развитии диалога между властью и обществом считаю внедрение региональной модели взаимодействия органов власти и населения на основе использования технологий краудсорсинга, которые позволяют гражданам направлять свои идеи и предложения по улучшению качества жизни в родном селе, посёлке, городе, обсуждать их и участвовать в принятии управленческих решений. В муниципальных районах и городских округах мы оборудовали 452 офлайн-площадки для сбора народных инициатив. Наряду с этим, был открыт специальный сайт – онлайн-площадка, где все желающие могут размещать для народного обсуждения свои идеи в различных сферах социально-экономической жизни. Такая модель предоставляет жителям области отличную возможность быть генераторами идей и экспертами, то есть деятельными и эффективными партнёрами власти.

Все поступающие предложения изучаются, обобщаются и используются органами власти в качестве ориентиров для дальнейшей работы. Так, в целях исполнения народных инициатив формируются планы-задания для профильных структурных подразделений Правительства области и органов местного самоуправления. В региональной системе «Электронное правительство Белгородской области» заведено более полутора тысяч задач по исполнению народных инициатив. На основе предложений граждан открыты 58 проектов, шесть из которых уже успешно реализованы.

Уважаемые коллеги! Мы хорошо понимаем, что находимся в самом начале огромной и очень сложной работы. Она гораздо важнее, на наш взгляд, сложнее и масштабнее, чем, например, задача модернизации экономики. Мы рассматриваем солидарность как эффективный способ дальнейшего социально-экономического и общественного развития России, её регионов, как залог благополучной и достойной жизни каждого её гражданина».

Сегодня в МКЦ Белгородского государственного университета прошла научно-практическая конференция на тему "Солидарное общество: ценностные ориентиры и механизмы формирования". Начну с того, что поблагодарю пресс-службу Правительства Белгородской области за приглашение на эту конференцию. Тема развития Солидарного общества для меня - одна из самых актуальных в областной политике, и я говорю это без доли иронии. Поэтому, когда узнал о предстоящем мероприятии, я сразу созвонился с пресс-службой с просьбой посетить конференцию. Спасибо за открытость.

"Солидарность - это общность, возникающая из понимания того, что мы все взаимозависимы друг от друга, и что наилучшее общество то, которое строится совместными усилиями при взаимном внимании и уважении. Все должны иметь одинаковые права и возможность оказывать влияние на принимаемые решения, все должны быть одинаково обязаны нести ответственность за принятые решения. Солидарность не исключает стремления к индивидуальному развитию и преуспеванию, но она исключает эгоизм, допускающий использование других ради собственной выгоды" - такое определение понятия солидарности я почерпнул для себя из программы социал-демократической партии Швеции, опубликованной ими в 2010 году. Трактовки этого термина, как и пути достижения солидарного общества, не могут быть однозначно подогнаны под единый стандарт, но все они основываются на ключевых принципах - взаимоуважение, нравственность, совместная работа, доверие.

В нашей области концепция программы "Формирование регионального солидарного общества" разрабатывалась в том же, 2010-м году. Над программой работали учёные области, работники образования и культуры, молодёжные, общественные организации и политические партии, территориальные советы и представители духовенства. 3 мая 2011 года концепция была утверждена распоряжением Губернатора Белгородской области Е.С. Савченко, и сейчас её текст доступен каждому на портале solidarnost31.ru

Научно-практическую конференцию на тему развития солидарного общества открывали первый заместитель Губернатора Валерий Сергачев и исполняющий обязанности ректора НИУ "БелГУ" Олег Полухин. Валерий Александрович рассказывал о том, что Белгородская область приступила к этому проекту первой из всех субъектов РФ: "Мы несколько лет довольно успешно строим солидарное общество. Мы первые в стране, и во многом на этом пути ступаем по тонкому льду" . В качестве примера социально-значимых достижений в этой области Сергачев упомянул проект "Народная экспертиза ".

Полухин в своем приветственном слове обозначил, что "Стратегия развития социального общества направлена на решение задач по улучшению качества человеческих отношений" . Именно этот момент во многом и делает меня сторонником данной концепции, ибо я считаю, что все экономические, управленческие, идеологические моменты развития общества зависят в первую очередь от отношений между людьми. К успеху всегда приходят слаженной командной работой - это доказывает и бизнес, и спорт. Если такой слаженной командой станут граждане, то эффективность любых действий многократно увеличится.

Очень ярко выступил Александр Тюриков - генеральный директор "Центра социально-консервативной политики в ЦФО". Его выступление запомнилось тем, что он не боялся открыто критиковать действующую экономическую модель мира и нашей страны в частности, прогнозируя снижение роста экономики. К негативным факторам, определяющим развитие России, относил и поляризацию общества, социальное неравенство, коррупцию, рост социальной напряженности.

Затем Александр Георгиевич перешел к методам исследований и статистическим данным, которые обрабатывает его научно-исследовательский центр. Рассказывал он об индексах оценки деятельности органов власти в регионах, индексах социальной эффективности управления, распределении регионов по группам в рамках этих критериев (речь, конечно же, о ЦФО). Когда Тюриков подошел к таблицам с конкретными оценочными данными, каждый раз из зала раздавались аплодисменты - Белгородская область по большинству показателей занимает лидирующие позиции. "Вот вы здесь хлопаете все сейчас, а представьте, каково мне, когда я эти же презентации провожу, скажем, в Липецкой области..." - с иронией отметил профессор.

Суть его выступления во многом сводилась к тому, что все экономические показатели и оценки эффективности органов власти очень сильно зависят от социальной политики, проводимой в регионе.

В ходе конференции выступали представители как региональных структур, так и участники из других субьектов России. К сожалению, я ушел с работы только на час, и не смог полностью заслушать всех выступавших. Но ожидаемый эффект от мероприятия я получил - что называется "своими глазами" увидел тех, кто занимается реализацией концепции солидарного общества в нашей области. Общий посыл у выступающих един - развитие этого социального проекта очень значимо для нашего общества.

У многих сложилось неправильное мнение, что блогеры - это такие абстрактные люди, целью которых стоит в первую очередь "уколоть" ту же власть, "подловить" на каких-то ошибках и вовсю трубить об этом. Это в корне неправильно. Когда лично я пишу о каких-то проблемах, я ставлю перед собой цель заострить на них внимание - и сделать это с тем лишь посылом, чтобы проблему существующую можно было устранить. У меня обостренное чувство социальной справедливости, так я устроен. И поэтому с таким вдохновением подхожу к теме "Развития солидарного общества". Как идея эта концепция очень здравая. И сейчас ключевым моментом будет являться то, как эту концепцию воплотить в жизнь.

Для себя я давно определил, что сплотить общество помогает правильное самоопределение и наличие обобщающей идеи. Определил также, что для самоопределения ключевым моментом может стать история. Когда к тебе приходит осознание того, что ты живешь на земле, которую веками защищали, созидали, развивали твои деды и прадеды, ты начинаешь уважать и гордиться их достижениями, и чувствуешь себя продолжателем этих традиций. А когда осознаешь это, появляется и идея, цель - действовать на пользу этой земле, развивать её, создавать благоприятные условия для людей, живущих рядом. Я к этому осознанию пришел еще в школе. С годами пришло желание обратить внимание окружающих меня людей на историю нашей области, её природу, достижения, отчасти и проблемы, которые ждут своего решения - во многом именно на этой мотивации у меня родилась идея проекта "Электронной Энциклопедии Белгородской области ", которую я обязательно доведу до задуманного развития. И сейчас, когда я "своими глазами" увидел тех, кто разделяет мое мировоззрение, мне кажется, что я двигаюсь в верном направлении. У общества есть запрос на то, что я делаю. И это вдохновляет.

Исследование опыта построения солидарного общества на региональном, муниципальном и корпоративном уровнях позволило прийти к следующим выводам. В условиях неразвитого состояния гражданского общества и индивидуалистической направленности граждан возникает риск неадекватности восприятия социальной ситуации. У граждан пока устойчиво низкий уровень доверия к информации, поступающей от органов власти.

В общественном мнении широких слоев населения продолжают преобладать либо патерналистские настроения («все проблемы должно решить государство»), либо отстраненное равнодушие («от нас ничего не зависит»). Политические коммуникации региональных органов власти носят характер «ситуационного реагирования» на обращения граждан; отсутствуют необходимые мониторинги за состоянием гражданского общества.

Под ситуацией риска, возникающей в процессе формирования солидарного общества, понимается ситуация, которой сопутствуют три условия: наличие неопределенности; необходимость выбора альтернативы; невозможность оценить эффективность выбираемой стратегии.

Риск неадекватного информационно-аналитического обеспечения

обусловлен несколькими причинами. Во-первых, отсутствием системы социальной диагностики, следствием которой является неполнота и недостоверность исходной информации. Во-вторых, несовершенством

применяемых информационных технологий. В-третьих, неумением специалистов работать с информацией.

Риск недостаточной поддержки программ населением. Уровень

данного риска довольно высок в силу низкого уровня доверия населения к власти и инициируемым ею проектам. Опросы общественного мнения

жителей Ульяновской области показывают, что, за исключением

губернатора области, уровень доверия, практически, ко всем властным структурам остается невысоким.

Электоральное поведение, как форма политического участия,

представляет собой деятельность граждан в период избирательных кампаний, участие в выборах и принятие политического решения при голосовании за конкретного кандидата или политическую партию. Электоральная активность населения Ульяновской области падает, что соответствует общероссийским тенденциям. В середине 2000-х гг. в выборах участвовало 89\% населения, в конце первого десятилетия в выборах приняло участие 33\% жителей.

Для того, чтобы иметь представление о динамике, тенденциях, перспективах солидарного общества региональном и муниципальном уровне, необходимо:

Проводить мониторинг количественных показателей социально- политического участия различных слоев и социальных групп населения, особенно студенческой молодежи;

Изучать мотивацию и ценностные ориентиры различных социальных групп и слоев;

Исследовать степень заинтересованности и компетентности

граждан в обсуждении различных проектов и решений;

Выявлять реакцию региональных и муниципальных органов власти на общественное мнение, предложения и пожелания населения;

Выявлять различные формы общественно-политического участия населения: организованных и стихийных, законных и нелегальных, типичных и нетипичных, санкционированных и несанкционированных.

Интеллигенция региона обладает значительными культурными, профессиональными ресурсами, однако, в настоящее время из-за неустойчивого экономического положения и неясного авторитета в обществе, подвергается риску разобщения ее до уровня

профессиональных сообществ. Интеллектуалы в настоящее время активнее пополняются со стороны технической интеллигенции, менее активно – гуманитариями. В этом опасность для регионального

сообщества: интеллектуалы-технари по своей сути не несут ответственности за ситуацию в регионе; только интеллигенция в традиционном понимании, может стать ядром социокультурной

общественности региона и поддерживать социальный капитал региона.

Формы солидарности между общественными организациями,

гражданами, органами государственной власти и местного самоуправления в решении проблем конкретных сфер – образования и

науки, устойчивости промышленных предприятий, формирования ценностей молодежи: законотворческая солидарность; координация

усилий по разработке программ и проектов для решения проблем; совместная деятельность общественных организаций и граждан в сфере просвещения; общественно-политическая солидарность.

Модернизация российского общества, объявленная в конце первого

десятилетия XXI века, должна поддерживаться «снизу» – через овладение умами наиболее подготовленной части общества и далее через формирование нового типа мышления в широких группах населения. Все модернизации социально-экономического характера, происходившие в России в предшествовавшие периоды, осуществлялись «сверху», начинались и заканчивались «шоковыми» реформами в экономике и политике. Стратегические задачи современного этапа для реализации требуют солидарных усилий всех возрастных, профессиональных, политических субъектов на региональном пространстве.

Недавно мне позвонила зам.директора и попросила выступить перед школьным персоналом в рамках проекта "Солидарное общество". Для тех, кто не знает - это фишка губернатора нашей области: построение солидарного общества на Белгородчине. Я решил подготовиться основательно и написал небольшой доклад. Сама встреча будет завтра в 10.00, а с текстом доклада можно ознакомиться уже сегодня кому интересно.

Идея солидарного общества берет своё начало в трудах русского философа Ивана Ильина. Из его трудов становится очевидным, что для построения солидарного общества, каждый должен хорошо делать своё дело на своем месте. Поскольку сегодня в аудитории собрались учителя, то говорить мы будем о воспитании, обучении и образовании.
Мы должны констатировать тот факт, что современные технологии развиваются гораздо быстрее, чем опыт общечеловеческой нравственности. Человечество не готово дать единогласный ответ на вопрос об отношении к ЭКО, искусственному интеллекту, клонированию и факту создания водородной и атомной бомбы в силу того, что нет единой общечеловеческой позиции оценки данных явлений. Существуют различные точки зрения, мнения, не всегда основанные на нравственности. Извечные понятия добра и зла переходят из вполне осознанных и конкретных в абстрактные и относительные.
«Современное человечество влечется другими силами и притом такими, которые сами оторвались от христианства и от религиозности вообще. Эти силы не ищут Божественного, от Божественного не исходят и Его не осуществляют; мало того, ныне они вступили в ожесточенную кровавую борьбу с Божественным началом, с христианскою церковью и вообще со всякою верующею человеческою душою» .
Школа же в это время остается вне политики и вне религии. Занимаясь исключительно образованием. Но каким образованием? Образованный человек, по новым программам, должен иметь знания, умения, навыки. Помимо этого он должен еще быть нравственным и иметь собственные убеждения, но это уже не входит в состав модулей и компетенций учебных программ. Человек становится не образованным, а информированным. В лучшем случае он не сможет воспользоваться своими знаниями, а если сможет? Будучи безнравственным, беспринципным человеком, он превратит свои знания в антисоциальное оружие. В деле образования, мы должны ставить себе целью именно воспитание будущей интеллигенции, а не сообщение информации на протяжении 10 лет будущим разнорабочим. Так как мы не можем знать, какие посты в государстве будут занимать наши воспитанники через много лет.
«Безыдейная интеллигенция не нужна народу и государству и не может вести его... Да и куда она приведет его, сама блуждая в темноте и в неопределенности? Но прежние идеи русской интеллигенции были ошибочны и сгорели в огне революций и войн. Ни идея "народничества", ни идея "демократии", ни идея "социализма"; ни идея "империализма", ни идея "тоталитарности" — ни одна из них не вдохновит новую русскую интеллигенцию и не поведет Россию к добру. Нужна новая идея — религиозная по истоку и национальная по духовному смыслу. Только такая идея может возродить и воссоздать грядущую Россию» .
Таким образом, мы можем выделить две ступени в возрождении России:
1. Воспитать или выявить ту элиту, которая способна на своих плечах вынести Россию из состояния духовного и политического кризиса.
2. С помощью культуры и религии определить направление, в котором необходимо развивать общество, чтобы исполнить русскую идею.
Нравственность всегда приведет к религиозности - это в свое время утверждал Кант в «Критике Чистого разума». Но нравственность абсолютная, не служащая удовлетворению личных потребностей и основанная не на эгоизме или тщеславии. Соответственно, гуманистические идеи - часть христианства, отдельный вид любви индивидуума к окружающим, но сам гуманизм, как идеология, в своем корне - антихристианский. Человек не центр вселенной, хотя, безусловно, ценнее бездушной вселенной. Человек ценен в своей любви и стремлению к Богу, а не в самобытии.
Другому человеку мы можем дать только то, что имеем, нельзя говорить о религии, оставаясь «не практикующим» христианином. Тем более, когда речь идет не просто о разговоре, но о воспитании и формировании интеллигенции для осуществления национальной идеи.
Часто мы оправдываем свою отстраненность отсутствием времени: нет времени на посещение храма, на воспитание детей, на семью. Но на что тогда у нас уходит время? На зарабатывание денег и заполнение отчетов? Иногда полезно сделать шаг к исповеди и поразмыслить, на что мы тратим нашу жизнь. Потому что всегда найдутся люди, которые дадут свое время нашим близким и останутся в их сердце. Хорошо, если это будут добрые люди, которые смогут восполнить то, что нам не удалось донести до детей или близких. Но что если это будут представители новых религиозных организаций, псевдокультурных обществ, сексуальных меньшинств или экстремистских\прозападных организаций? Что посеют они в сердцах подрастающего поколения? Когда мы смотрим на проблему с этой точки зрения, то понимаем, что лучше дать возможность лишний раз Церкви посеять доброе семя в детских душах, чем настаивать на аполитичности и безрелигиозности в школе. Свобода выбора возможна только при наличии достаточной информации, а в наше время голос добра и веры звучит очень тихо, практически неуловимо в потоке ценностей, навязываемых рекламой и СМИ.
«Церкви есть дело до всего, чем живут или не живут люди на земле. Ибо живая религия есть не "одна сторона жизни", а сама жизнь и вся жизнь. Все, чем живут или не живут люди - или уводит их от Царства Божия, или ведет их к нему; и церковь может и должна иметь свое суждение обо всем этом, открытое, авторитетное, ободряющее или осуждающее» . Единственное, что не должна делать Церковь - представлять чьи-либо партийные интересы, это искажает саму природу её.
Из всего сказанного следует, что национальная идея, а следственно и воспитание молодежи в этой идее невозможно без веры. Нам нужна идея не против кого-либо или чего-либо, а за что-то, созидающее движение людей друг к другу и к Богу. «Народ творит. Государство правит. Церковь учит», — вот модель общества, вот идеал стройного порядка . И как в религии бывают ереси, когда часть предпочитается целому и возводится в абсолют, так и здесь легко обмануться и христианскую национальную идею солидарности обратить в политическое знамя, выкинув из неё самую сердцевину - веру. И у меня остается открытый вопрос: если из 100% желающих построить солидарное общество 80% именуют себя православными, из которых 10% читают молитвы и только 1% ходит на богослужения в храм, какую национальную идею мы сможем построить в обществе, и почему в храмах нет 99% членов современного солидарного общества?

Литература:

1. Библия, - М.: Российское Библейское общество, 1996, - 1312с
2. Ильин И.А. Возвращение, Минск: Белорусская Православная Церковь, 2008. - 480 с.
3. Ильин И.А.. Одинокий художник, М.: Искусство 1993г. - 347с





error: Контент защищен !!