Памятники скульптуры живопись раннего средневековья. Культура Западной Европы

В архитектуре Западной Европы в Средневековье господствовали два основных стиля: романский (в период раннего Средневековья) и готический – с XII века.

Основой романского синтеза явилась культовая архитектура, объединившая художественно-идеологические, функциональные и конструктивные принципы в единое целое. Господствующим типом культового здания была монастырская церковь, в ней с наибольшей полнотой выразился дух эпохи. В этом сказалась вся совокупность духовной и материальной жизни Западной Европы романского времени, где церковь была главной идеологической силой, а культурным центром с умело налаженным хозяйством, располагавшим необходимым для строительства силами и средствами, был монастырь. Господствующим на Западе стал вытянутый в плане, базиликального типа храм. В основе лежала идея пути как намек на «крестный путь», путь страданий и искупления, как выражение основной идеи католичества.[с.246, 8]

Новое слово в искусстве западного средневековья было сказано во Франции в середине XII века. Современники назвали новшество «Французской манерой», потомки стали именовать готикой. Время восхождения и расцвета готики – вторая половина XII и XIII век – совпало с периодом, когда феодальное общество достигло апогея в своем развитии.

Готика как стиль была порождением совокупности общественных изменений эпохи, ее политических и идейных устремлений, выступавших в динамическом взаимодействии, возникла как результат их равнодействующей. Ни одно явление того времени, как бы значительно оно ни было, будь то «коммунальные революции» или борьба за упрочение центральной власти, папская теория, схоластика или рыцарская культура, массовые движения, изменение пространственных представлений или рост строительного мастерства, не может по отдельности объяснить происхождение и развитие готики. Готика зародилась во владениях французских королей. И государи других стран – Англии, Испании, Чехии – внедряли готику как символ христианской монархии.



Собор был важнейшим общественным местом города и оставался олицетворением «божественной вселенной». Во взаимоотношении его частей находят сходство с построением схоластических «сумм», а в изображениях – связь с рыцарской культурой. Сущность готики – в сопоставлении противоположностей, в способности объединить в духовном горении абстрактную идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность универсума и выразительную конкретность детали, в умении пронизать земную плоть движением духовной энергии. Это балансирование на грани двух контрастных сфер придало готическому искусству особую остроту, захватывающую пронзительность. В единстве противоположностей, в многозначности готического феномена и следует искать причину противоречивости оценок, которых удостаивалась готика на протяжении веков.

21.Героический эпос Средневековья.

оический эпос - вид народной поэзии. жанр - большая поэма, слагались певцами из среды дружинников, клерикальной среды, исполнялись - хугларами.· состоят из серии строф неравной длины, связанных ассонансом (как французский), написаны народным - «неправильным» размером - стихами с неопределённым количеством слогов (8-16)

Темы: оборона от внешних врагов (мавров = сарацин, норманнов, саксов) · верная служба сеньору, королю · феодальные распри· назывались «шансон де жест» (песня о деяниях).

«Песнь о Сиде» 1140. и испанский героический эпос.

1. В испанском эпосе сильно отразились политические события: · борьба с маврами с целью реконкисты (захват маврами - 711) · раздоры между феодалами - изображались как великое зло, как измена родине · борьба за свободу Кастилии (от королевства Леон, единственного, которое не было захвачено)

Сид - лицо историческое (Родриго Диас де Бивар), герой двух поэм: «ПоС» (ранняя, близка к истории - писалась еще «при свидетелях», Сид умер 1099) и «Родриго» + много романсов. Жил XI. Прозвище сид = «господин». Альфонс VI - король Кастилии, благоволил к Леону и ненавидел Сида, изгнал его. В поэме с ним уходят его вассалы, на деле вассалы в большинстве остаются, а к нему присоединяются все недовольные вообще политикой Альфонса.

Тот долго был наемником, потом отвоевал Валенсию. Потом Сид помирился с Альфонсом, и они воевали против мавров. Великий деятель реконкисты - народный герой, «мой Сид». Поэма содержит 3735 стихов и распадается на две части: · об изгнании · о свадьбе и об оскорблении дочерей. Особенности: · формульность, повторы · более сухой и деловой способ изложения, чем в Роланде

  • обилие бытовых черт, семейная тематика. Сиду 50 лет, жена, 2 дочери. нет гиперболизма и элемента сверхъестественного (ни сказочного, ни христианского) отсутствует исключительность рыцарских чувств - приземленность, Сид в первую очередь расчетливый хозяин «заниженность» Сида - сказано, что он «инфансон» (владелец вассалов), (был грандом)

«Песнь о Роланде» (1100) . связаны с образом Карла Великого. В поэме предстаёт в идеализированном виде.

  • В некоторых поэмах участвует активно, лично совершает подвиги. В молодости, спасаясь от изменников, бежит в Испанию, доблестно сражается, завоёвывает любовь дочери сарацинского царя, возвращается во Францию и коронуется.
  • В других он отходит на второй план, он объединяет всё действие, но уступает роль паладинам, в частности 12 пэрам (равные), главное - Роланду. Неизвестный автор: сохранил глубокий смысл и выразительность древнего предания связал его с живой современностью нашел блестящую художественную форму Источник - исторические факты, но искажены:
  • VIII -Карл вмешался в междоусобицу мусульман? осаждал Сарагосу? арьергард разбили баски (не мусульмане-мавры, а баски-храстиане)
  • был Хруотланд - Роланд - погиб в этой битве. Особенности: гиперболизация (масштаб событий), (у Р. лопаются виски) идеализация главных героев (Р., Карл, архиепископ Турпин, Оливьер)
  • идея религиозной борьбы и особой в этой борьбе роли Франции (небесные знамения, религиозные призывы, очернение «язычников», покровительство «наших» богом, Р. - вассал Карла и бога, образ Турпина - одновременно благословляет на бой французов и сам дерется) смерть Р. символична (нет ран, а в силу внутренней необходимости - раскаяние) трагизм смерти Р. смягчается - попадает в рай и вручает богу перчатку, как небесному сеньору. Влияние: «ПоР» написана незадолго до первого крестового похода - сильно влияние его пропаганды социально-политические противоречия - эпизод предательства Ганелона. Противостояния: Карл - Ганелон: как родина (общее дело) - предатель Р. - Ганелон - личное
  • Р. - Оливьер - 2 варианта одного положительного начала, Р. - безмерно отважен, О.- благоразумен.

«Песнь о Нибелунгах» героический эпос, но по свойствам близка к рыцарским романам.

· точно есть, кто составил контаминацию, не просто переписчик - из южной Германии (совр. Австрия)

  • это человек придворный? говорит о тонкостях этикета со знанием дела, не понаслышке. композиция:
  • 2 части (граница - ссора двух королев): о сватовстве, о мщении 39 части - авенюры (по событию)
  • дошла в 33 списках, 1 - оригинал, опубликован в XIX 3. Сюжет восходит к трем слоям:
  • первый слой - древнейший - мифологический - изложен в «Эддах» второй - V, поражение бургундов от гуннов третий слой - современность предлагаемого автора

4. черты героического эпоса:

  • апсихологичность ссора королев - важна иерархия, вассальность
  • важен вымысел, красочность, небывалое, а не историческое событие. хронология и география не имеют значения важна вертикаль ад?мы?рай, важен результат, где окажешься
  • жизнь человека бренна, истина в вечности образы героев хронология и география не имеют значения

5. черты рыцарского романа

  • герой - рыцарь, королевич знатного рода начало («девица… прекрасней и знатнее всех…), герой сразу влюбляется в неё, просто потому, что она существует мотивы служения даме, супружеской любви и мести, феодальной чести и верности праздники, турниры, охота, битвы, воинская доблесть, сила рыцарей
  • развернутое повествование, подробности, описания, эпизоды, переживания героев

6. особенности

  • «нибелунгова строка», строфы по 4 стиха с парными рифмами постоянные повторы, дробное, ритмическое повторение ритмика - тоника (по количеству ударений) ?10.000 строк, но воспринимается легко
  • средневерхний немецкий язык (?до XVI сохранялось много языков)

7. общие места:· герой убивает дракона · спор братьев · мотив великанши волшебницы и сватовства к ней

Скульптура.

Большинство романских скульптур было интег­рировано в церковную архитектуру и служило как структурным, конструктивным, так и эстетическим целям. Поэтому трудно говорить о романской скульптуре, не касаясь церковной архитектуры. Малоразмерная скульптура пра-романской эпохи из кости, бронзы, золота изготавливалась под влияние византийских моделей. Другие элементы многочисленных местных стилей были позаимствованы из ремесел стран Ближнего Востока, известных благодаря импортиро­ванным иллюстрированным рукописям, резным изделиям из кости, золотым предметам, керамике, тканям. Были важны также мотивы, происходившие из искусств мигрировавших народов, такие, как гро­тескные фигуры, образы чудовищ, переплетающиеся геометричес­кие узоры, особенно в районах севернее Альп. Крупномасштабные каменные скульптурные декорации стали обычными в Европе лишь в XII веке. Во французских романских соборах Прованса, Бургундии, Аквитании множество фигур размещалось на фасадах, а статуи на колоннах подчеркивали вертикальные поддерживающие элементы.

Живопись.

Существующие образцы романской живописи включают в себя украшения архитектурных памятников, такие как колонны с абстрактными орнаментами, а также украшения стен с изображениями висящих тканей. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. В этих композициях, которые преимущественно следуют ви­зантийской живописи и мозаике, фигуры стилизованы и плоски, так что они воспринимаются скорее как символы, чем как реалис­тические изображения. Мозаика, точно так же как и живопись, бы­ла в основном византийским приемом и широко использовалась в архитектурном оформлении итальянских романских церквей, в особенности в соборе Св. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Декоративное искусство. Пра-романские художники достиг­ли высочайшего уровня в иллюстрировании рукописей. В Англии важная школа иллюстрирования рукописей возникла уже в VII веке в Холи Айленде (Линдисфарн). Произведения этой школы, экспони­рующиеся в Британском музее (Лондон), отличаются геометричес­ким переплетением узоров в заглавных буквах, рамках и ими густо покрываются целые страницы, которые называются ковровыми. Ри­сунки заглавных букв часто оживляются гротескными фигурами людей, птиц, чудовищ. Региональные школы иллюстрирования рукописей в южной и восточной Европе развивали различные специфические стили, что заметно, например, по копии Апокалипсиса Беаты (Париж, Нацио­нальная библиотека), изготовленной в середине XI века в монастыре Сан-Север в Северной Франции. В начале XII века иллюстрирование рукописей в северных странах приобрело общие черты подобно то­му, как то же произошло в то время со скульптурой. В Италии про­должало доминировать византийское влияние как в миниатюрной живописи, так и в настенных росписях, и в мозаике. Пра-романская и романская обработка металлов - широко распространенная форма искусства - использовались, главным об­разом, для создания церковной утвари для религиозных ритуалов. Многие из таких произведений по сей день хранятся в сокровищни­цах больших кафедральных соборов за пределами Франции; фран­цузские соборы были ограблены во время Французской революции. Другие металлические изделия этого периода - ранние кельтские филигранные ювелирные украшения и серебряные предметы; поздние изделия германских златокузнецов и серебряные вещи, инспирированные привозными византийскими металлическими изделиями, а также замечательные эмали, особенно перегородча­тые и выемчатые, изготовленные в районах рек Мозеля и Рейна. Двумя знаменитыми мастерами по металлу были Роже из Гельмар-схаузена, германец, известный своими бронзовыми изделиями и французский эмальер Годфруа де Клер. Самым известным примером романского текстильного произ­ведения является вышивка XI века, называемая «Гобелен из Байя». Сохранились и другие образцы, такие как церковные облачения и драпировки, однако наиболее ценные ткани в Романской Европе бы­ли ввезены из Византийской империи, Испании и Среднего Востока и не являются продукцией местных мастеров. Готическое искусство и архитектура На смену романскому стилю по мере расцвета городов и совершенст­вования общественных отношений приходил новый стиль - готиче­ский. В этом стиле стали исполняться в Европе религиозные и светские здания, скульптура, цветное стекло, иллюстрированные руко­писи и другие произведения изобразительного искусства в течение второй половины средних веков. Готическое искусство возникло во Франции около 1140 года распространилось по всей Европе в течение следующего столетия и продолжало существовать в Западной Европе в течение почти всего XV века, а в некоторых регионах Европы и в XVI веке. Первоначально слово готика использовалось авторами итальянского Возрождения как уничижительный ярлык для всех форм архитектуры и искусства средних веков, которые считались сравнимыми только с произведениями варваров-готов. Позднее применение термина «го­тика» было ограничено периодом позднего, высокого или классичес­кого средневековья, непосредственно следовавшего за романским. В настоящее время период готики считается одним из выдающихся в истории европейской художественной культуры. Основным представителем и выразителем готического периода была архитектура. Хотя огромное число памятников готики были светскими, готический стиль обслуживал прежде всего церковь, самого мощного строителя в средние века, который и обеспечил раз­витие этой новой для того времени архитектуры и достиг ее полней­шей реализации. Эстетическое качество готической архитектуры зависит от ее структурного развития: ребристые своды стали характерным призна­ком готического стиля. Средневековые церкви имели мощные камен­ные своды, которые были очень тяжелыми. Они стремились распереть, вытолкнуть наружу стены. Это могло привести к обрушению здания. Поэтому стены должны быть достаточно толстыми и тяжелыми, чтобы держать такие своды. В начале XII века каменщики разработали реб­ристые своды, которые включали в себя стройные каменные арки, рас­положенные диагонально, поперек и продольно. Новый свод, который был тоньше, легче и универсальнее (поскольку мог иметь много сто­рон), позволил решить многие архитектурные проблемы. Хотя ранне-готические церкви допускали широкое варьирование форм, при возве­дении серии больших соборов в Северной Франции, начавшемся во второй половине XII столетия, были полностью использованы преиму­щества нового готического свода. Архитекторы соборов обнаружили, что теперь внешние распирающие усилия от сводов концентрируются в узких областях на стыках ребер (нервюр), и поэтому они могут быть легко нейтрализованы с помощью контрфорсов и внешних арок-аркбутанов. Следовательно, толстые стены романской архитектуры могли быть заменены более тонкими, включавшими обширные оконные про­емы, и интерьеры получали беспримерное до тех пор освещение. В строительном деле поэтому произошла настоящая революция. С приходом готического свода изменилась как конструкция, форма, так и планировка и интерьеры соборов. Готические соборы приобрели общий характер легкости, устремленности ввысь, стали намного более динамичными и экспрессивными. Первым из больших соборов был собор Парижской богоматери (начат в 1163). В 1194 году был заложен собор в Шартре, что считается началом периода высо­кой готики. Кульминацией этой эпохи стал собор в Реймсе (начат в 1210). Скорее холодный и всепобеждающий в своих точно сбалансированных пропорциях, Реймсский собор представляет собой момент классического покоя и безмятежности в эволюции готических собо­ров. Ажурные перегородки, характерная черта архитектуры позд­ней готики, были изобретением первого архитектора Реймсского со­бора. Принципиально новые решения интерьера были найдены авто­ром собора в Бурже (начат в 1195 г.). Влияние французской готики быстро распространилось на всю Европу: Испанию, Германию, Анг­лию. В Италии оно было не столь сильным. Скульптура. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах французских готических соборов размещалось в ка­честве украшений громадное количество высеченных из камня фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Готичес­кая скульптура в XII и начале XIII века была по своему характеру пре­имущественно архитектурной. Самые крупные и наиболее важные фи­гуры размещались в проемах по обеим сторонам от входа. Поскольку они были прикреплены к колоннам, они были известны как статуи-ко­лонны. Наряду со статуями-колоннами были широко распространены свободно стоящие монументальные статуи, форма искусства, неизвест­ная в Западной Европе с римских времен. Самые ранние из дошедших до нас - статуи-колонны в западном портале Шартрского собора. Они находились еще в старом до-готическом соборе и датируются примерно 1155 годом. Стройные, цилиндрические фигуры повторяют форму ко­лонн, к которым они были прикреплены. Они выполнены в холодном, строгом линейном романском стиле, который тем не менее придает фи­гурам впечатляющий характер целеустремленной духовности.

С 1180 года романская стилизация начинает переходить в новую, когда статуи приобретают ощущение грации, извилистости и свободы движения. Это так называемый классический стиль достигает кульминации в первых десятилетиях XIII века в больших сериях скульптур на порталах северного и южного трансептов Шартрского собора. Появление натурализма. Начиная примерно с 1210 года на Ко­ронационном портале собора Парижской богоматери и после 1225 го­да на западном портале Амьенского собора, производящие впечат­ление ряби, классические черты оформления поверхностей начина­ют уступать место более строгим объемам. У статуй Реймсского собора и в интерьере собора Сен-Чапель преувеличенные улыбки, подчеркнуто миндалевидные глаза, расположенные пучками на ма­леньких головках локоны и манерные позы производят парадок­сальное впечатление синтеза натуралистических форм, деликатной аффектации и тонкой одухотворенности.

Готический храм. Кельн

Вторым великим стилем средневековья была готика. Готический стиль зародился во Франции, и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке. Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени - "готов", хотя они к этому стилю не имели никакого отношения. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В наше время готический стиль считается одним из самых тонких, прекрасных и удивительных художественных явлений.


Витражи в готическом храме


Витражи в готическом храме

Витражи в готическом храме


Великий русский писатель Н.В.Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектура…есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека…В ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений; эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость - это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура.»

Внутреннее помещение храма - нервюры, арки, витражи.



Готика - художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти в Восточной Европе. Его возникновение и развитие связаны с ростом и богатством монастырей, а также превращением городов в крупные центры торговли и ремесел. В романскую эпоху главное назначение замков и монастырей было защитить, укрыть от врага, поэтому сооружения были тяжеловесными, массивными, и главной трудностью было сооружение прочных и тяжелых перекрытий

Реймский собор



В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости, как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями - будто они вовсе не из камня.

Собор Парижской Богоматери

Готический витраж



Огромные окна из цветных стекол - витражи - занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких - то стеблей. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Все части постройки будто устремляются ввысь.Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. На входившего в церковь производили огромное впечатление ее простор, высота, торжественная величавость. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным.

Шартрский собор во Франции



Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Родиной готики считается Франция. Всемирную известность принесли соборы Парижа, Амьена и Реймса - во Франции, соборы Кёльна и Наумбурга - в Германии, соборы в Вене, Праге. Сооружения готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов: белого, зеленоватого, серого, иногда розового. В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами. Стенами были обнесены и тогдашние города. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.

Собор в Солсбери, Англия.


Собор Парижской Богоматери


Готический собор


Скульпторы научились передавать переживания людей, их характеры.


Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции.Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Позы естественные, одухотворенные. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Граф Эккехард - типичный феодал, властный и решительный, держится невозмутимо и с достоинством. Полная противоположность ему нежная, хрупкая и обаятельная Ута; на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта; очень естествен жест, которым она прижалась щекой к воротнику плаща.

Скульптура стала не только рельефной, но и объемной

Особенности готической скульптуры

Готическая скульптура. Аббатство Бат, Англия.
Переход от романского стиля к готике в скульптуре произошел несколько позже, чем в архитектуре, но затем развитие совершалось в необычайно быстрых темпах, и готическая скульптура на протяжении одного столетия достигла своего наивысшего расцвета.
Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Принцип единения всех видов искусств, их подчинения архитектуре нашёл яркое и полное воплощение в готике. С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Хотя готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась, основным типом готической пластики была статуя. Становление готической скульптуры связано со строительством Шартрского, Реймского и Амьенского соборов, насчитывающих до двух тысяч скульптурных произведений.


Скульптура в итерьере Шартрского собора.
Готика - период расцвета монументальной скульптуры, в ней возрастает значение статуарной пластики, в рельефе появляется тяга к горельефу - высокому рельефу.

Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. Отдельные статуи или статуарные группы, неразрывно связанные с фасадной стеной или со столбами портала, являются как бы частями большого многофигурного рельефа.

Мишель Колом Святой Георгий,поражающий дракона Замок Гайон, Франция
Все же, когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, общая декоративная целостность композиции исчезала из поля его зрения, и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, обрамляющих портал, и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии. В интерьере же скульптурные фигуры, если их ставили на выступающие из столбов консоли, были обозримы с нескольких сторон. Полные движения, они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою особую пластическую выразительность.

Андреа ПизаноРождение Спасителя,Баптистерий,Флоренция
Композиционный и идейный замысел скульптурного декора был подчинен разработанной теологами программе. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, трансептах, на консолях, цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах.

Ханс Мульчер
Святая Троица, 1430,собор в Ульме,Германия
Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. В храме-частице вселенной - стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами.
Скульптура портала Шартрского собора
Собор в целом представлял собой как бы собранное в едином фокусе религиозно преображенное изображение мира. Но в религиозные сюжеты незаметно вторгался интерес к реальной действительности, к ее противоречиям. Правда, жизненные конфликты, борьба, страдания и горе людей, любовь и сочувствие, гнев и ненависть выступали в преображенных образах евангельских сказаний: преследование жестокими язычниками великомученика, бедствия патриарха Иова и сочувствие его друзей, плач Богоматери о распятом сыне и т. д.

Андреа Пизано Кампанила собора Санта Мария дель Фьоре 1337-1343, Флоренция
В отношении выбора сюжетов, равно как и в распределении изображений, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам, установленным церковью. Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину мироздания согласно религиозным представлениям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики - «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове.

Клаус Слютер Пророк Иеремия Колодец пророков
Центральный портал западного фасада, как правило, посвящался Христу, иногда Мадонне; правый портал обычно - Мадонне, левый - святому, особенно чтимому в данной епархии. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов.

Ханс Мульчер Мадонна с младенцем, 1440, Ландсберг, Германия
Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера: Благовещение, Посещение Марии Елизаветой, Разумные и неразумные девы, Церковь и Синагога и т. д.

Андреа Пизано Санта Репарата Музей дель Дуомо, Флоренция
Поле надвратного тимпана заполнялось высоким рельефом. Если портал был посвящен Христу, изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам - Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг - ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы; в отдельной зоне, под ними, изображен ангел, взвешивающий души; слева (от зрителя) - праведники, вступающие в рай; справа - демоны, завладевающие душами грешников, и сцены мучений в аду; еще ниже - разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.

Колодец пророков К. Слютер 1395-1406 монастырь ШанмольДижон, Франция
При изображении Мадонны тимпан заполнялся сценами: Успение, Взятие Мадонны на небо ангелами и ее небесное коронование. В порталах, посвященных святым, на тимпанах развертываются эпизоды из их житий. На архивольтах портала, охватывающих тимпан, помещали фигуры, развивавшие основную тему, данную в тимпане, или образы, так или иначе идейно связанные с основной темой портала.

"Неразумные девы". Скульптуры в соборе святых Мауритиуса и Катарины в Магдебурге
Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Готическая пластика, гармонично сочетаясь с архитектурой, уже не слепо подчиняется ей, как это было в романском стиле, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора.

Ханс МульчерАнгел, 1456-1459 Музей Фердинандиум Тироль, Астрия
Усилилась роль круглой пластики. Статуи, ставшие округлыми, отделяются от стены, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, и это уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве. Легкие изгибы, повороты в торсах, перенесение тяжести тела на одну ногу, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.


Отличительной чертой готической скульптуры является тонкое отражение человеческой индивидуальности. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Их образы становятся остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочетается в них с житейским.

Мишель Колом Надгробная плита Маргриты де Фой, 1502 собор в Нанте, Франция
Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу, как бы беседуют между собой, полны душевного единения. То трепетные, то душевно открытые, то замкнутые и надменные лица святых говорили о новом понимании человеческой личности. Сложное, конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось как взаимоотношения между универсальной волей Бога и индивидуальными устремлениями людей.

Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер, они следуют непосредственному наблюдению, обращаются к единичному, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.

Готическая скульптура
Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Он передает радость и тревогу, сострадание, гнев, страстную взволнованность, томительное раздумье. Стремление к самоанализу, к воспроизведению облика своего современника - характерная черта готического искусства. Готические мадонны - воплощение прекрасной женственности, моральной чистоты; сильные апостолы полны несокрушимого мужества, благородных порывов. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Огромная выразительность заключена в драпировках одежд, подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого тела.

Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, фигуры - подвижнее, складки одежд передаются в сложной игре светотени. Изображения иногда исполнены с подлинным совершенством, с восторгом перед красотой человека. Так, на статуях Реймского собора повышенная характеристика тела уже проявляется в изогнутой линии, заметной в широких складках, идущих от бедра к ступням.

Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Складки приобретают естественную тяжесть; глубоко западая, они порождают богатую игру света и тени, уподобляются то каннелюрам колонн, то образуют напряженные изломы, то струятся нервными потоками, то ниспадают бурными свободными каскадами, как бы вторя человеческим переживаниям. Часто сквозь тонкую одежду просвечивает тело, красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого времени.

В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа современники нарекли "благим амьенским Богом". Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. От всего его облика веет твёрдостью духа, пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью. В статуе дается образ Христа, доброго и вместе с тем мужественного человека, покровительствующего людям и страдающего за них.
В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, призывая к исполнению долга, к достойной чистой жизни. Спокойные, широкие линии, обобщая верхнюю часть фигуры, подчеркивают сдержанное благородство его образа; каскад драпировки одежды, устремляясь вверх, акцентирует выразительность жеста.
Изображаются сцены из земной жизни Христа, в которых обнаруживается близость его к страдающему человечеству. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой.
Среди реймских статуй выделяются мощные фигуры двух женщин, задрапированных в длинные одежды. Это Мария и Елизавета. Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение и поставлена на отдельный постамент, в то же время они внутренне объединены. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Духовное волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, но в сложном движении корпуса, в трепетной вибрации драпировок одежд, гибких извилистых линиях контуров. Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся, изборожденным морщинами лицом, исполненным трагического предчувствия.
Созданные реймскими мастерами, образы привлекают нравственной силой, высотой душевных порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. Задумчива Анна с тонкими чертами лица, искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в насмешливом святом Иосифе. Выразительны отдельные детали: острый задорный взгляд, франтовато закрученные усы, буйно вьющаяся шевелюра, кудрявая бородка, стремительный поворот головы к собеседнику. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность.
В народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках, воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность. Ей часто посвящаются порталы. Она изображается с гибким станом, с нежно склоненной к младенцу головой, грациозно улыбающейся, с полузакрытыми глазами. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. 1270-1288). Широкие изогнутые линии, идущие от бедра к ступне, уже заметные в реймских статуях, развиваются здесь в движение, полное благородного ритма. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен.
В мир возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы: гротескные фигуры монахов, жанровые фигуры мясников, аптекарей, сборщиков винограда, торговцев. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Так, тема труда воплощена в серии месяцев года, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, так и через изображение трудов, характерных для каждого месяца. Труд - основа реальной жизни людей, и эти сцены давали готическому художнику возможность выйти за пределы религиозной символики. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Многочисленные изображения королей, рыцарей, прелатов, ремесленников, крестьян отражали иерархичную структуру феодального общества.

Готическая скульптура.Усыпальница герцогов Бургундских. Дижон, Франция.
Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельчённость, дробность форм, но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, в целом не свойственный французскому средневековому искусству.
Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Это были сложные сооружения либо в виде балдахина, напоминавшего готический собор, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости; в XIV в. они становятся более индивидуализированными, в облике проступают портретные черты. В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия.
Чем сильнее развивается в архитектуре декоративный элемент, тем тем свободнее становится пластика. Поздняя готика, отодвинув своей декоративностью чувство целесообразности на второй план, принесла для пластики полное освобождение, создала свободную скульптуру.
Во второй трети XIII в. монументальная пластика, дотоле стремившаяся к пространственной свободе, вновь оказалась связанной со стеной - статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением, которое вторило абрису верхней части фигуры. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. К этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль, главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри соборов. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны д’Эврё (1339, Лувр, Париж) - драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра, и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. 1330, собор Нотр-Дам в Париже), в которой наиболее ярко выразились черты распространенного стереотипа. Наряду с этими вотивными статуями значительную роль приобрели мемориальная пластика и ювелирная церковная утварь.

Готический рельеф
Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Всё, что раньше стояло свободно, теперь употребляется как обрамление, всё, что раньше служило опорой, теперь свисат сверху вниз. Возникает декоративное богатство, изумительное по красоте орнаментальных мотивов, которые, однако, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.
Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке, и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. Мастера готики смело обращаются к мотивам родной природы: капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, дуба, бука и ясеня. Растительная капитель - важное нововведение реймской пластики, имевшее большой европейский резонанс. На смену стилизованным листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры, переданные с необычайной точностью.


Большое значение имели и резные каменные украшения: флероны-крестоцветы; каменные шипы, вырастающие, словно цветы и листья, на ветвях каменного леса контрфорсов, аркбутанов и шпилей башен.

Формируя связь между христианством и классическим наследием, цивилизация поздней античности занимала место между позднеримской империей и средневековьем. Этот период начался с длительного правления Диоклетиана (284-305) и Константина (307-337) и длился два-три столетия, его продолжительность варьировалась от региона к региону. После того, как Диоклетиан установил тетрархическое правительство с двумя «Августами» и двумя «Цезарями», система стала диархией в 313 году, а затем, в 324 году, Константин, завоеватель Лициния, объединив Империю под христианством. Эта религиозная свобода вскоре была выражена в монументальном христианском искусстве благодаря строительству древнейших христианских базилик и введению первых монументальных украшений. В городах муниципальные элиты и крупные собственники, которые часто владели загородными резиденциями, превосходно украшали свои дома. Общественная архитектура стремилась превзойти модели прошлого. Базилика Нова в Риме была начата Максенцием в 308 году и завершена Константином. Его три монументальных прохода стояли на вершине широкой платформы и были увенчаны огромной западной апсидой с колоссальной статуей императора.

Символ города, триумфальная арка Константина, построенная Сенатом и римским народом в 315 году, стоит возле Палатинского холма. Памятник состоит из трех проходов с отдельно стоящими колоннами и группой скульптур, в том числе повторно использованные элементы из ранее известных памятников, для подтверждения имперского наследия. Исторический фриз в заметном положении на полпути иллюстрирует как имперскую идеологию, так и стиль эпохи Константина. В дополнение к изображениям выступлений перед гражданами и сценам распределения субсидий, особенно заметной особенностью является постановка иератического придворного ритуала, в котором император занимает строго фронтальную позицию. Эта условность, подчеркнутая приветствующими фигурами, показанными в профиль, была принята консулами на диптихах из слоновой кости, владельцами вилл на мозаиках и даже в представлении Христа среди апостолов под куполами церковных апсид.

Стиль, общий для скульптуры и цветного визуального искусства, появляется в первой половине четвертого века. Вот почему чрезвычайно линейное и графическое изображение фигур на фризе Арки Константина и на современных саркофагах близко к рисункам на мозаиках Пьяцца Армерина на Сицилии, Санта-Костанца в Риме, Аквилея на севере Италии и Центцеллы возле Таррагоны в Каталонии. Основные элементы портрета с широко открытыми глазами и короткими волосами, подчеркивающими округлость головы, уже наблюдаются в работах, созданных при тетрархии, наиболее известной из которых является группа порфира из четырех суверенов, повторно использованная в средние века на боковом фасаде базилики Святого Марка в Венеции.

Раннехристианская скульптура

Когда они были вырезаны из мрамора или порфира, саркофаги были украшены скульптурными панелями, сравнимыми во всех отношениях с фризами великих общественных памятников. Эти характерные объекты поздней античности иногда «массово производились» и могли быть куплены в качестве стандартизированных продуктов любым, кто хотел увековечить свою собственную память при жизни или память о близких родственниках, которые только что умерли. Как свидетельствует надпись в Арле: «17 календарных дней апреля здесь покоится с миром Марсия Сельса, самая выдающаяся женщина, которая жила 38 лет, 2 месяца и 11 дней». Также было возможно оформить саркофаги в соответствии с индивидуальными требованиями. Во второй четверти 4-го века Флавий Януарий приказал, чтобы его умершая жена была изображена как молящаяся фигура, расположенная в центре главной панели саркофага между двумя апостолами и сценами из Евангелия.

Варварская скульптура и металлообработка

С начала 5-го века прибытие на Запад различных германских народов и их расселение на территориях древней Римской империи привело к появлению оригинальной культуры с римской и германской составляющими. Первое вторжение произошло в 401 году, когда вестготы во главе с Алариком вышли в Италию. После прибытия к воротам Рима этот народ во главе с Атаульфом отошел в южную Галлию в 412 году. Чуть раньше, в конце 406 года, вандалы, аланы и суеви пересекли Рейн в Майнце или Вормсе и пошли на Пиренейский полуостров. История походов этих народов, их завоеваний и прогрессивной седентаризации охватила весь 5-й век. Их окончательная оседлость в определенных областях составила первое слияние в средневековой исторической географии. Франки в Галлии, вестготы на Пиренейском полуострове и остготы в Италии создавали оригинальные произведения искусства, принадлежащие почти исключительно к металлообработке и кузнечному делу. Архитектурно, они ценили то, что они нашли в романизированных странах. Вот почему, в то время как некрополи показывают погребальную обстановку германского происхождения, виллы, раскопанные археологами, раскрывают архитектуру и мозаичное искусство в самой чистой римской традиции. Симбиоз между этими различными художественными культурами положил начало новой средневековой цивилизации.

Работы ювелиров периода варварских нашествий были многочисленными. Они состояли из литургических предметов, посуды, оружия, личных украшений. Хорошо известна работа святого Елигия, ювелира двора Меровингов и создателя литургических предметов, таких как Крест Сен-Дени. Но ювелирное дело этого периода в основном изучается по погребальным находкам. Сокровище Саттон Ху является самым известным из королевских или княжеских погребений раннего англосаксонского периода. Его содержимое, находящееся в настоящее время в Британском музее , было эксгумировано из захороненного корабля в 1939 году. Объекты, составляющие это сокровище, включали в себя импорт из Восточного Средиземноморья (серебряные и бронзовые блюда), Швеции (щиты), Меровинговской Галлии (монеты) и Рейнской области (броня). Дата погребения установлена по ​​византийским предметам из серебра, на которых были обнаружены инспекционные марки императора Анастасия.

Англосаксонские артефакты в сокровищнице Саттон Ху состоят в основном из оружия, драгоценных камней и предметов повседневного использования. Золота в изобилии, а эмаль - в основном перегородчатая - распределяется в маленьких разноцветных ячейках, которые сочленяют поверхность. Но, подчеркивая технику, мы не должны пренебрегать декоративным репертуаром, который появляется на современных продуктах. Геометрические формы и фигуративное убранство тесно переплетены в клубок кривых, которые часто описывают непрерывные чередования. Эти мотивы затем распространились по Западной Европе через распространение артефактов и рукописей.

У Меровингов эти работы ювелира были найдены в могилах самых богатых людей. Некоторые из них по-прежнему предпочитали захоронение в саркофагах в классической традиции. Часто саркофаги трапециевидной формы, которые вышли из употребления в течение 8-го века, были украшены крестами или геометрическими мотивами. Гипсовые саркофаги, найденные в больших количествах в парижском регионе, составили особую группу и их область распространения простиралась от Руана до Йонны и от Луары до Марны. На юге Франции производство мраморных саркофагов продолжалось до 5-го века, если не позже, в то время как в Аквитании, в частности, группа саркофагов с седловыми покрывалами и повсеместно украшенными листвой, безусловно, продолжала выпускаться до конца периода Меровингов. Эти престижные объекты путешествовали по Европе, но их резьба была, вероятно, выполнена в городских мастерских Аквитании. Они отвечали требованиям великих землевладельцев юго-западной Галлии, для которых охота по-прежнему была любимым занятием, как демонстрирует сакрофаг в Музее августинцев в Тулузе.

Среди привилегированных гробниц находится погребальная часовня, открытая к юго-востоку от города Пуатье в 1878 году, скульптурная отделка которой особенно важна. Этот гипогей, известный как Гипогей дюн, состоял из «мемориальной комнаты», окруженной несколькими культовыми сооружениями, и находился в некрополе. Памятник, который можно датировать концом 7-го или первой третью 8-го века, представлял собой своеобразное семейное хранилище с несколькими могилами; длинная надпись на косяке правой двери гласит: «Меллебауди, должник и слуга Христа, я создал для себя эту маленькую пещеру, в которой покоится моя недостойная гробница. Я сделал это во имя Господа Иисуса Христа, которого я люблю, в которого я поверил…»

К хранилищу ведет лестница с десятью ступенями. Памятник состоит из комнаты, увеличенной двумя боковыми аркозолиями. Помимо колонн и капителей, обрамляющих вход, архитектурная скульптура простирается на три ступеньки лестницы, дверные косяки и ступеньку перед алтарной платформой. Это украшение в очень мелком рельефе состоит из листвы сальников, рыбы и четырехконеной косы с головами змей на конечностях. Памятник также сохраняет элементы резной мебели, которые доказывают существование хорошо организованных мастерских. Крылатые фигуры украшают плиты, использованные для закрытия саркофагов, стоящих возле алтаря. На одном из них изображены символы евангелистов Матфея и Иоанна и архангелов Рафаила и Рахили. Рядом с алтарем находилось скульптурное основание колонны, украшенное двумя фигурами, пригвожденными к крестам, которые можно было бы интерпретировать как двух воров, обрамляющих распятие Христа, которые теперь пропали без вести. Другой изваянный фрагмент представляет нижнюю часть, обозначенную в надписи как Симеон.

Стилистически эти скульптуры напоминают вестготские работы 7-го века и памятники на севере Италии. Социологически, Гипогей дюн в Пуатье иллюстрирует феномен «аристократизации» части некрополя: привилегированной церковной гробницы, которая, возможно, изначально была часовней и в любом случае находилась в частном пользовании. Фрагмент крышки имеет следующую надпись: «Память о Mellebaudis (memoria), аббате, должнике Христа. Благочестивые приходят со всех сторон к Нему (Христу) для подношений и они возвращаются каждый год». Скульптурное убранство в гипогее Пуатье показывает, как и надписи, и следы живописи, что элиты Меровингов имели гибридную культуру, сочетающую в себе классическую культуру, что подтверждается восточными элементами и искусство чередования, которое так четко определяет пластические инновации раннего средневековья на западе.

Искусство Каролингов: слоновая кость и золото

Культурное возрождение Каролингов не возникло внезапно, ни с приходом к власти Карла Великого, ни с его коронацией Папой в 800 году. Оно началось в конце 7-го века в Италии, Галлии и на Британских островах. С этого периода началось монашеское возрождение Запада. Корби, Лан, Тур, Флери-сюр-Луар и Сен-Дени были культурными центрами задолго до возрождения Каролингов, славились своими скрипториями и библиотеками, как и германские аббатства Эхтернах, Сен-Галль и Фульда. (См.: Немецкое Средневековое Искусство c.800-1250.) Царствование Карла Великого и его сына Людовика Благочестивого (с 768 по 855) привело к строительству сотен монастырей, почти тридцати новых соборов и около ста королевских резиденций. См. Искусство Каролингов (c.750-900).

Желание соперничать с престижем Рима и Византии стояло за решением Карла Великого выбрать постоянное место жительства, в котором можно было бы установить его двор, казну и библиотеку. Дворец Карла Великого в Аахене и палатинская палатка, построенные там по образцу Равенната в самом конце 8-го и начале 9-го века, сформировали центр религиозного искусства и для изучения писем, в котором принимали участие знаменитые мастера, такие как Алкуин. В придворных мастерских выпускались иллюстрированные рукописи , которые были одним из наиболее эффективных средств сохранения античной культуры и распространения современных художественных вкусов. Среди первых книг, иллюстрированных при дворе до конца 8-го века, была Евангельская книга Годескалька, в которой раскрывается растущее значение итальянских и византийских моделей. Рукописи школы Ада подписанные настоятельницей монастыря, предположительно являющейся родной сестрой Карла Великого, ознаменовали момент диверсификации в школах Палатина, соответствующий преемственности Алкуина Эгинхардом.

Новые художественные тенденции, появившиеся при Людовике Благочестивом после его коронации, прослеживаются в Евангелиях (Старая Императорская сокровищница, Вена), это эллинистический или александрийский стиль. В Реймсе при архиепископе Эббо рукописи были проиллюстрированы в стиле, в котором доминирует движение, которое, кажется, сотрясает фигуры и их одежду. Утрехтский псалтырь, написанный и проиллюстрированный в аббатстве Утвилье в конце первой трети IX века, особенно характеризует этот каролингский ренессанс и школу Реймса своим быстрым, резким, ярким и нервным пером. После смерти Карла Великого и падения Эббо в Реймсе несколько художников возродили школу Сен-Мартен Тур, отличавшуюся от аббата Вивиана (843-851) иллюстрацией Библий с повествовательными сценами, расположенными в накладных регистрах.

Производство рукописей, созданных в различных специализированных мастерских, требовало работы ювелиров и мастеров, специализирующихся на резьбе по слоновой кости , главным образом для изготовления драгоценных украшений. Это объясняет тесную стилистическую связь между иллюстрированными рукописями и резьбой из слоновой кости. Даже предполагалось, что мастерские были оборудованы для производства обоих жанров. Таким образом, слоновая кость школы Ада очень похожа на рукописи из того же круга. Обложки Евангелия Лорша, выполненные в самом конце 8-го века, основаны на византийских моделях периода Юстиниана, в то время как обложки Псалтырей Дагулф находят свой источник в западных раннехристианских работах. Это множество источников также доказывает роль, которую эти мастерские сыграли в передаче моделей поздней античности. В Меце, при епископате Дрого (825-855), на панелях из слоновой кости («Причастие Драго») отражалось движение, оживляющее рукописи той же самой школы, в которой можно увидеть контрасты со школой Реймса.

Развитие культа реликвий и увеличение размеров основных церквей стали источником роскошной работы ювелиров в период Каролингов: урны, всевозможные статуи , реликвии всех видов, обложки книг и другие предметы для литургического использования составляли существенную часть производства, предназначенного играть важную роль в развитии монументальной скульптуры. Хороший пример этого мы находим в реликварии под названием Триумфальная арка Эгинхарда, известная только по рисунку. Несомненно, она служила подножием креста, и ее богатое убранство находит свое вдохновение в римских и раннехристианских триумфальных объектах, в то же время провозглашая монументальный иконографический образ великих романских церковных порталов.

Работа с золотом в Каролинге получила пользу от прогресса, достигнутого в период Меровингов и объединила древнюю практику перегородок с чеканкой и вставками. Среди наиболее известных работ - переплетение Мюнхенского Кодекса с украшением, разделенным на пять полей, и циборией короля Арнульфа. Также выдающимся по размеру, престижности и влиянию на скульптуру является золотой и серебряный алтарь Фронта Милана, заказанный ювелиром Вольвинием при епископате Ангильберта II. На фронте изображены религиозные сцены, а на обороте сцены из жизни Амвросия, миланского святого. Различия в стиле, наблюдаемые между двумя сторонами, в точности соответствуют ситуации искусства Каролингов, разрываясь между ослепительной античностью и новой эстетикой. Бронзовая скульптура и статуэтка «Карл Великий» (Лувр, Париж) явно указывают на это двойное измерение, подтверждающее имперскую идею. Это отражение деятельности мастерских основателей бронзы, которые оставили другие известные работы в аахенской часовне, такие как решетки галерей и дверей. Смотрите также: Оттонское искусство (ок. 900-1050).

О другой влиятельной, но более поздней школе средневекового искусства в Западной Европе, на которую сильно повлияла культура Каролингов, читайте Искусство Мосана , появившееся вокруг Льежа, примером которого являются металлоконструкции и ювелирное дело





error: Контент защищен !!