Монголо татарское иго для детей. Татаро-монгольское иго - краткая история зависимости руси от захватчиков

Существует большое количество фактов, которые не только однозначно опровергают гипотезу о татаро-монгольском иге, но и говорят о том, что история была искажена преднамеренно, и, что делалось это с вполне определённой целью… Но кто и зачем умышленно исказил историю? Какие реальные события они хотели скрыть и почему?

Если проанализировать исторические факты, становится очевидно, что «татаро-монгольское иго» было придумано для того, чтобы скрыть последствия от «крещения» . Ведь эта религия навязывалась далеко не мирным способом… В процессе «крещения» была уничтожена большая часть населения Киевского княжества! Однозначно становится понятно, что те силы, которые стояли за навязыванием этой религии, в дальнейшем и сфабриковали историю, подтасовывая исторические факты под себя и свои цели...

Данные факты известны историкам и не являются секретными, они общедоступны, и каждый желающий без проблем может найти их в Интернете. Опуская научные изыскания и обоснования, кои описаны уже достаточно широко, подытожим основные факты, которые опровергают большую ложь о «татаро-монгольском иге».

1. Чингисхан

Реконструкция трона Чингисхана с родовой тамгой со свастикой.

2. Монголия

Государство Монголия появилась только в 1930-х годах, когда к кочевникам, проживающим в пустыне Гоби, приехали большевики и сообщили им, что они – потомки великих монголов, и их «соотечественник» создал в своё время Великую Империю, чему они очень удивились и обрадовались. Слово «Могол» имеет греческое происхождение, и означает «Великий». Этим словом греки называли наших предков – славян. Никакого отношение к названию какого-либо народа оно не имеет (Н.В. Левашов «Зримый и незримый геноцид»).

3. Состав армии «татаро-монголов»

70-80% армии «татаро-монголов» составляли русские, остальные 20-30% приходились на другие малые народы Руси, собственно, как и сейчас. Этот факт наглядно подтверждает фрагмент иконы Сергия Радонежского «Куликовская Битва». На нём чётко видно, что с обеих сторон воюют одинаковые воины. И это сражение больше похоже на гражданскую войну, чем на войну с иностранным завоевателем.

4. Как выглядели «татаро-монголы»?

Обратите внимание на рисунок гробницы Генриха II Набожного, который был убит на Легницком поле.

Надпись следующая: «Фигура татарина под ногами Генриха II, герцога Силезии, Кракова и Польши, помещённая на могиле в Бреслау этого князя, убитого в битве с татарами при Лигнице 9 апреля 1241 г.» Как мы видим у этого «татарина» совершенно русская внешность, одежда и оружие. На следующем изображении – «ханский дворец в столице монгольской империи Ханбалыке» (считается, что Ханбалык – это якобы и есть ).

Что здесь «монгольского» и что – «китайского»? Вновь, как и в случае с гробницей Генриха II, перед нами – люди явно славянского облика. Русские кафтаны, стрелецкие колпаки, те же окладистые бороды, те же характерные лезвия сабель под названием «елмань». Крыша слева – практически точная копия крыш старорусских теремов…(А. Бушков, «Россия, которой не было»).

5. Генетическая экспертиза

По последним данным, полученным в результате генетических исследований, оказалось, что татары и русские имеют очень близкую генетику. Тогда как отличия генетики русских и татар от генетики монголов – колоссальны: «Отличия русского генофонда (почти полностью европейского) от монгольского (почти полностью центрально-азиатского) действительно велики – этo как бы два разных мира…» (oagb.ru).

6. Документы в период татаро-монгольского ига

За период существования татаро-монгольского ига не сохранилось ни одного документа на татарском или монгольском языке. Но зато есть множество документов этого времени на русском языке.

7. Отсутствие объективных доказательств, подтверждающих гипотезу о татаро-монгольском иге

На данный момент нет оригиналов каких-либо исторических документов, которые бы объективно доказывали, что было татаро-монгольское иго. Но зато есть множество подделок, призванных убедить нас в существовании выдумки под названием « ». Вот одна из таких подделок. Этот текст называется «Слово о погибели русской земли» и в каждой публикации объявляется «отрывком из не дошедшего до нас в целости поэтического произведения… О татаро-монгольском нашествии»:

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местночтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, садами монастырскими, храмами божьими и князьями грозными, боярами честными и вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская! ..»

В этом тексте нет даже намёка на «татаро-монгольское иго». Но зато в этом «древнем» документе присутствует такая строчка: «Всем ты преисполнена, земля Русская, о православная вера христианская!»

До церковной реформы Никона, которая была проведена в середине 17 века, называлось «правоверным». Православным оно стало называться только после этой реформы... Стало быть, этот документ мог быть написан не ранее середины 17 века и никакого отношения к эпохе «татаро-монгольского ига» не имеет...

На всех картах, которые были изданы до 1772 года и в дальнейшем не исправлялись можно увидеть следующую картину.

Западная часть Руси называется Московия, или Московская Тартария… В этой маленькой части Руси правила династия Романовых. Московский царь до конца 18 века назывался правителем Московской Тартарии или герцогом (князем) Московским. Остальная часть Руси, занимавшая практически весь материк Евразия на востоке и юге от Московии того времени называется Тартария или (см. карту).

В 1-м издании Британской энциклопедии 1771 года об этой части Руси написано следующее:

«Тартария, громадная страна в северной части Азии, граничащая с Сибирью на севере и западе: которая называется Великая Тартария. Те Тартары, живущие южнее Московии и Сибири, называются Астраханскими, Черкасскими и Дагестанскими, живущие на северо-западе от Каспийского моря, называются Калмыкскими Тартарами и которые занимают территорию между Сибирью и Каспийским морем; Узбекскими Тартарами и Монголами, которые обитают севернее Персии и Индии и, наконец, Тибетскими, живущие на северо-запад от Китая…» (см. сайт «Пища РА»)…

Откуда пошло название Тартария

Наши предки знали законы природы и реальное устройство мира, жизни, человека. Но, как и сейчас, уровень развития каждого человека не был одинаковым и в те времена. Людей, которые в своём развитии ушли значительно дальше других, и которые могли управлять пространством и материей (управлять погодой, исцелять болезни, видеть будущее и т.д.), называли Волхвами. Тех из Волхвов, кто умел управлять пространством на планетарном уровне и выше, называли Богами.

То есть, значение слова Бог, у наших предков было совсем не таким, каким оно является сейчас. Богами были люди, ушедшие в своём развитии намного дальше, чем подавляющее большинство людей. Для обычного человека их способности казались невероятными, тем не менее, боги тоже были людьми, и возможности каждого бога имели свой предел.

У наших предков были покровители – , его ещё называли Даждьбог (дающий Бог) и его сестра – Богиня Тара. Эти Боги помогали людям в решении таких проблем, которые наши предки не могли решить самостоятельно. Так вот, боги Тарх и Тара обучали наших предков тому, как строить дома, возделывать землю, письменности и многому другому, что было необходимо для того, чтобы выжить после катастрофы и со временем восстановить цивилизацию.

Поэтому, ещё совсем недавно наши предки говорили чужестранцам «Мы дети Тарха и Тары…». Говорили так, потому что в своём развитии, действительно были детьми по отношению к значительно ушедшим в развитии Тарху и Таре. И жители других стран называли наших предков «Тархтарами», а в дальнейшем, из-за сложности в произношении – «Тартарами». Отсюда и произошло название страны – Тартария…

Крещение Руси

Причём здесь крещение Руси? – могут спросить некоторые. Как оказалось, очень даже причём. Ведь крещение происходило далеко не мирным способом… До крещения, люди на Руси были образованными, практически все умели читать, писать, считать (см. статью ). Вспомним из школьной программы по истории, хотя бы, те же «Берестяные грамоты» – письма, которые писали друг другу крестьяне на бересте из одной деревни в другую.

У наших предков было ведическое мировоззрение, как я уже писал выше, это не было религией. Так как суть любой религии сводится к слепому принятию каких-либо догм и правил, без глубокого понимания, почему нужно делать именно так, а не иначе. Ведическое мировоззрение же давало людям именно понимание реальных , понимание того, как устроен мир, что есть хорошо, а что – плохо.

Люди видели, что происходило после «крещения» в соседних странах, когда под воздействием религии успешная, высокоразвитая страна с образованным населением, в считанные годы погружалась в невежество и хаос, где читать и писать умели уже только представители аристократии, и то далеко не все...

Все прекрасно понимали, что в себе несёт «Греческая религия», в которую собирался крестить Киевскую Русь князь Владимир Кровавый и те, кто стоял за ним. Поэтому никто из жителей тогдашнего Киевского княжества (провинции, отколовшейся от ) не принимал эту религию. Но за Владимиром стояли большие силы, и они не собирались отступать.

В процессе «крещения» за 12 лет насильственной христианизации было уничтожено, за редким исключением, практически всё взрослое население Киевской Руси. Потому что навязать такое «учение» можно было только неразумным детям, которые, в силу своей молодости, ещё не могли понимать, что такая религия обращала их в рабов и в физическом, и духовном смысле этого слова. Всех же, кто отказывался принимать новую «веру» – убивали. Это подтверждают дошедшие до нас факты. Если до «крещения» на территории Киевской Руси было 300 городов и проживало 12 миллионов жителей, то после «крещения» осталось только 30 городов и 3 миллиона населения! 270 городов были разрушены! 9 миллионов людей было убито! (Дий Владимир, «Русь православная до принятия христианства и после»).

Но несмотря на то, что практически всё взрослое население Киевской Руси было уничтожено «святыми» крестителями, ведическая традиция не исчезла. На землях Киевской Руси установилось, так называемое, двоеверие. Большая часть населения чисто формально признавало навязанную религию рабов, а сама продолжала жить по ведической традиции, правда, не выставляя это напоказ. И это явление наблюдалось не только в народных массах, но и среди части правящей элиты. И такое положение вещей сохранялось вплоть до реформы патриарха Никона, который придумал, как можно всех обмануть.

Выводы

По сути, после крещения в Киевском княжестве в живых остались только дети и очень малая часть взрослого населения, которая приняла Греческую религию – 3 миллиона человек из 12-миллионного населения до крещения. Княжество было полностью разорено, большая часть городов, сёл и деревень разграблена и сожжена. Но ведь точно такую же картину рисуют нам авторы версии о «татаро-монгольском иге», отличие лишь в том, что эти же жестокие, действия там проделывали якобы «татаро-монголы»!

Как было всегда, победитель пишет историю. И становится очевидным, что для того, чтобы скрыть всю жестокость, с которой было крещено Киевское княжество, и с целью пресечь все возможные вопросы, и было впоследствии придумано «татаро-монгольское иго». Детей воспитали в традициях Греческой религии (культ Дионисия, а в дальнейшем – Христианство) и переписали историю, где всю жестокость свалили на «диких кочевников»…

Известное высказывание президента В.В. Путина о , в которой русские якобы воевали против татар с монголами…

Татаро-монгольское иго – самый большой миф истории.

В 12 веке государство монголов расширялось, совершенствовалось их военное искусство. Главным занятием было скотоводство, разводили в основном лошадей и овец, земледелия они не знали. Жили в войлочных шатрах-юртах, их легко было перевозить во время дальних кочевий. Каждый взрослый монгол был воином, с детства сидел в седле и владел оружием. Трусливый, ненадежный в воины не попадал, становился изгоем.
В 1206 году на съезде монгольской знати великим ханом был провозглашен Темучин с именем Чингисхан.
Монголы сумели объединить под своей властью сотни племен, что позволило использовать им в войсках во время войны чужой человеческий материал. Они покорили Восточную Азию (киргизов, бурят, якутов, уйгуров), Тангутское царство (юго-запад Монголии), Северный Китай, Корею и Среднюю Азию (крупнейшее среднеазиатское государство Хорезм, Самарканд, Бухару). В итоге к концу 13 века монголы владели половиной Евразии.
В 1223 году монголы перешли Кавказский хребет и вторглись в половецкие земли. Половцы обратились за помощью к русским князьям, т.к. русские и половцы торговали друг с другом, заключали браки. Русские откликнулись, и на реке Калке 16 июня 1223 года состоялась первая битва монголо-татар с русскими князьями. Войско монголо-татар было разведывательным, небольшим, т.е. монголо-татары должны были разведать, что за земли лежат впереди. Русские пришли просто воевать, они слабо представляли себе, что за враг находится перед ними. До половецкой просьбы о помощи они даже не слышали о монголах.
Битва закончилась разгромом русских войск из-за измены половцев (они с самого начала битвы бросились в бегство), а также из-за того, что русские князья не сумели объединить свои силы, недооценили противника. Монголы предложили князьям сдаться, обещая сохранить им жизнь и отпустить на волю за выкуп. Когда князья согласились, монголы их связали, положили на них доски, и сев сверху, стали пировать победу. Русские воины, оставшись без предводителей, были перебиты.
Монголо-татары отступили в Орду, но вернулись в 1237 году, зная уже, что за противник перед ними. Бату-хан (Батый), внук Чингисхана привел с собой огромное войско. Они предпочли напасть на самые сильные русские княжества - Рязанское и Владимирское . Разгромили и подчинили их себе, а в следующие два года - всю Русь . После 1240 года независимой осталась только одна земля - Новгородская , т.к. Батый достиг уже достиг своих основных целей, терять людей под Новгородом не имело смысла.
Русские князья не смогли объединиться, поэтому потерпели поражение, хотя, по оценкам ученых, Батый потерял в русских землях половину своего войска. Он занимал русские земли, предлагал признать его власть и уплатить дань, так называемый «выход». Вначале она собиралась «натурой» и составляла 1/10 часть урожая, а потом была переведена на деньги.
Монголы установили на Руси иго-систему тотального подавления национальной жизни на захваченных территориях. В такой форме татаро-монгольское иго продлилось 10 лет, после чего князь Александр Невский предложил Орде новые взаимоотношения: русские князья поступали на службу к монгольскому хану, обязаны были собирать дань, отвозить ее в Орду и получать там ярлык на великое княжение - кожаный пояс. При этом ярлык на княжение получал тот князь, который заплатит больше. Этот порядок обеспечивали баскаки - монгольские полководцы, которые с войском обходили русские земли и следили, правильно ли собирается дань.
Это было время вассалитета русских князей, но благодаря поступку Александра Невского сохранилась православная церковь, прекратились набеги.
В 60-х годах 14 века Золотая Орда раскололась на две враждующие части, границей между которыми была Волга. В левобережной Орде происходили постоянные усобицы со сменой правителей. В правобережной Орде правителем стал Мамай.
Начало борьбы за освобождение от татаро-монгольского ига на Руси связано с именем Дмитрия Донского . В 1378 году он, почувствовав ослабление Орды, отказался платить дань и перебил всех баскаков. В 1380 году полководец Мамай пошел со всей Ордой на русские земли, и на Куликовом поле произошла битва с Дмитрием Донским .
У Мамая было 300 тыс. «сабель», а т.к. монголы почти не имели пехоты, он нанял лучшую итальянскую (генуэзскую) пехоту. У Дмитрия Донского было 160 тыс. человек, из них только 5 тысяч были профессиональными военными. Основным вооружением русских были дубины, окованные металлом и деревянные рогатины.
Итак, битва с монголо-татарами была самоубийством для русского войска, но все же у русских оставался шанс.
Дмитрий Донской перешел Дон в ночь 7 на 8 сентября 1380 года и сжег переправу, отступать было некуда. Оставалось победить или погибнуть. В лесу он спрятал 5 тыс. дружинников, позади своего войска. Роль дружины была в том, чтобы спасти русское войско от обхода с тыла.
Битва продолжалась один день, за который монголо-татары вытоптали русское войско. Тогда Дмитрий Донской приказал засадному полку выйти из леса. Монголо-татары решили, что идут основные силы русских и, не дождавшись, когда выйдут все, повернулись и принялись бежать, затоптав генуэзскую пехоту. Сражение превратилось в преследование бегущего противника.
Через два года пришла новая Орда с ханом Тохтамышем. Он захватил Москву, Можайск , Дмитров , Переяславль. Москве пришлось возобновить выплату дани, но Куликовская битва явилась переломом в борьбе с монголо-татарами, т.к. зависимость от Орды теперь была слабее.
Через 100 лет в 1480 г. правнук Дмитрия Донского, Иван III прекратил выплату дани Орде.
Хан Орды Ахмед вышел с большой армией против Руси, желая наказать непокорного князя. Он подошел к границе московского княжества, к реке Угре-притоку Оки. Туда же подошел и Иван III . Так как силы оказались равными, то стояли на реке Угре весну, лето и осень. Боясь надвигавшейся зимы, монголо-татары ушли в Орду. Это был конец татаро-монгольского ига, т.к. поражение Ахмеда означало крах державы Батыя и обретение независимости Русским государством. Татаро-монгольское иго длилось 240 лет.

Интересные сведения о татаро-монгольском нашествии, которых вы наверняка не знали. Есть много сведений, которые заставляют взглянуть на привычную со школы версию иначе.

Все мы знаем из школьного курса истории о том, что Русь в начале XIII века была захвачена иноземным войском хана Батыя. Пришли эти захватчики из степей современной Монголии. Огромные полчища обрушились на Русь, беспощадные конные всадники, вооруженные согнутыми саблями, не знали пощады и одинаково хорошо действовали как в степях, так и в русских лесах, а замерзшие реки использовали, чтобы быстро передвигаться по русскому бездорожью. Говорили они на непонятном языке, были язычниками и обладали монголоидной внешностью.

Наши крепости не могли устоять перед искусными воинами, вооруженными стенобитными машинами. Страшные темные времена пришли для Руси, когда ни один князь не мог править без ханского «ярлыка», для получения которого нужно было унизительно ползти на коленях последние километры до ставки главного хана Золотой Орды. Просуществовало «монголо-татарское» иго на Руси около 300 лет. И только после того, как иго было скинуто, Русь, отброшенная на века назад, смогла продолжить свое развитие.

Однако есть много сведений, которые заставляют взглянуть на привычную со школы версию иначе. Причем, речь не идет о каких-то секретных или новых источниках, которые историки просто не учли. Речь про все те же летописи и другие источники средневековья, на которые опирались и сторонники версии «монголо-татарского» ига. Часто неудобные факты оправдывают «ошибкой» летописца или его «неосведомленностью» или «заинтересованность».

1. В «монголо-татарской» орде не было монгол

Оказывается, нет упоминай о воинах монголоидного типа в войсках «татаро-монголов». С самого первого сражения «захватчиков» с русскими войсками на Калке в войсках «монголо-татар» были бродники. Бродники — это вольные русские дружинники, обитавшие в тех местах (предшественники казаков). А во главе бродников в том бою был воевода Плоскиня — русский и христианин.

Историки полагают, что участие русских в татарских войсках было принудительным. Но им приходится признать, что, «вероятно, позднее прекратилось принудительное участие в татарской армии русских воинов. Остались наемники, уже добровольно вступавшие в татарские войска» (М. Д. Полубояринова).

Ибн-Батута писал: «В Сарае Берке было много русских». Более того: «Главную массу вооруженных обслуживающих и рабочих сил Золотой Орды составляли русские люди» (А. А. Гордеев)

«Представим себе всю нелепость ситуации: победители-монголы зачем-то передают оружие завоеванным им «русским рабам», а те (будучи вооружены до зубов) спокойно служат в войсках завоевателей, составляя в них «главную массу»! Напомним еще раз, что русские якобы были только что побеждены в открытой и вооруженной борьбе! Даже в традиционной истории Древний Рим никогда не вооружал только что завоеванных им рабов. На протяжении всей истории победители отбирали у побежденных оружие, а если и принимали их потом на службу, то те составляли ничтожное меньшинство и считались, конечно, ненадежными.»

«А что же можно сказать о составе войск Батыя? Венгерский король писал папе римскому: «Когда государство Венгрии от вторжения монгол, как от чумы, в большей части, было обращено в пустыню, и как овчарня было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, булгарами и другими еретиками с юга…»

«Зададим простой вопрос: а где же здесь монголы? Упоминаются русские, бродники, булгары — то есть славянские и тюркские племена. Переведя слово «монгол» из письма короля, получим попросту, что «вторглись великие (= мегалион) народы», а именно: русские, бродники с востока. Поэтому наша рекомендация: полезно всякий раз заменять греческое слово «монгол = мегалион» его переводом = «великий». В результате получится вполне осмысленный текст, для понимания которого не нужно привлекать каких-то далеких выходцев с границ Китая (о Китае, кстати, во всех этих донесениях нет ни слова).» (Г.В. Носовский, А.Т. Фоменко)

2. Непонятно, сколько было «монголо-татар»

А сколько было монголов к началу Батыева похода? Мнения по этому поводу разнятся. Точных данных нет, так что есть только оценки историков. В ранних исторических трудах предполагалось, что армия монголов составляет около 500 тыс. всадников. Но чем современней историческая работа, тем меньше становится войско Чингизхана. Проблема в том, что для каждого всадника нужно 3 лошади, а табун из 1,5 млн. лошадей не может передвигаться, так как передние лошади съедят весь подножный корм и задние просто умрут с голоду. Постепенно историки сошлись на том, что армия «татаро-монгол» не превышала 30 тыс., что, в свою очередь, маловато для захвата всей России и ее порабощения (не говоря про остальные завоевания в Азии и Европе).

Кстати, население современной Монголии — чуть больше 1 млн., в то время, как еще за 1000 лет до покорения Китая монголами, там уже было более 50 млн.. А население Руси уже в X веке составляло примерно 1 млн. При этом ничего неизвестно про нацеленный геноцид в Монголии. То есть непонятно, могло столь малое государство покорять такие большие?

3. В монгольских войсках не было монгольских лошадей

Считается, что секретом монгольской конницы была особая порода монгольских лошадей — выносливая и неприхотливая, способная самостоятельно добывать корм даже зимой. Но это у себя в степи они могут разбить наст копытом и поживиться травкой когда пасутся, а что они смогут добыть русской зимой, когда все заметено метровым слоем снега, да еще нужно везти наездника. Известно, что в средневековье был малый ледниковый период (то есть климат был жестче, чем сейчас). Кроме того, специалисты по коневодству на основании миниатюр и других источников почти единогласно утверждают, что монгольская кавалерия воевала на туркменках — лошадей совсем другой породы, которые зимой без помощи человека прокормиться не могут.

4. Монголы занимались объединением русских земель

Известно, что Батый вторгся на Русь в момент перманентной междоусобной борьбы. Кроме того остро стоял вопрос престолонаследования. Все эти междоусобицы сопровождались погромами, разорением, убийствами и насилием. Например, Роман Галицкий зарывал живьем в землю и жег на кострах своих непокорных бояр, рубил»по суставам», сдирал кожу с живых. По Руси разгуливала банда князя Владимира, выгнанного с галицкого стола за пьянство и разврат. Как свидетельствуют летописи, эта удалая вольница «тащила на блуд» девиц и замужних женщин, убивала священников во время богослужения, а в церкви ставила коней. То есть, шла обычная междоусобица с нормальным средневековым уровнем зверства, такая же, как на западе в то время.

И, вдруг, появляются «монголо-татары», которые стремительно начинают наводить порядок: появляется строгий механизм престолонаследия с ярлыком, выстраивается четкая вертикаль власти. Сепаратистские поползновения отныне пресекаются на корню. Интересно, что нигде, кроме Руси, монголы не проявляют такой озабоченности наведения порядка. А ведь согласно классической версии, в империи монголов находится половина тогдашнего цивилизованного мира. Например, во время своего западного похода, орда жгет, убивает, грабит, но не облагает данью, не пытается выстроить вертикаль власти, как на Руси.

5. Благодаря «монголо-татарскому» игу Русь переживала культурный подъем

С появлением «монголо-татарских захватчиков» на Руси начинается расцвет православной церкви: возводится множество храмов, в том числе и в самой орде, происходит возвышение церковных санов, церковь получает множество льгот.

Интересно, что письменный русский язык во времена «ига» выводит на новый уровень. Вот что пишет Карамзин:

«Язык наш, — пишет Карамзин, — от XIII до XV века приобрел более чистоты и правильности». Далее, по Карамзину, при татаро-монголах вместо прежнего «русского, необразованного наречия писатели тщательнее держались грамматики церковных книг или древнего сербского коему следовали они не только в склонениях и спряжениях, но и в выговоре».

Итак, на Западе возникает классическая латынь, а у нас — церковнославянский язык в его правильных классических формах. Применяя те же стандарты, что и для Запада, мы должны признать, что монгольское завоевание стало эпохой расцвета русской культуры. Странные завоеватели были монголы!

Интересно, что не везде «захватчики» были так снисходительны к церкви. В польских хрониках есть сведения о резне, учиненной татарами среди католических священников и монахов. Причем убиты они были уже после взятия города (то есть не в пылу схватки, а намеренно). Это странно, так как классическая версия говорит нам об исключительной веротерпимости монголов. А вот в русских землях монголы старались опереться на на духовенство, предоставляя церкви существенные поблажки, вплоть до полного освобождения от налогов. Интересно, что и сама русская церковь проявляла удивительную лояльность к «иноземным захватчикам».

6. После великой империи ничего не осталось

Классическая история говорит нам, что “монголо-татарам” удалось построить огромное централизованное государство. Однако, это государство пропало и не оставило после себя следов. В 1480 году Русь окончательно скинуло с себя иго, но уже во второй половине XVI века началось продвижение русских на восток - за Урал, в Сибирь. И не встретили никаких следов былой империи, хотя прошло всего 200 лет. Нет крупных городов и селений, нет ямского тракта длиной в тысячи километров. Имена Чингизхана и Батыя никому не знакомы. Есть только редкое кочующее население, занятое разведением скота, рыболовством, примитивным земледелием. И никаких преданий о великих завоеваниях. Кстати, и великий Каракорум так и не был найден археологами. А ведь это был огромный город, куда уводили тысячами и десятками тысяч ремесленников, огородников (кстати, интересно, как их гнали по степям 4-5 тыс. км).

Не осталось также и письменных источников после монголов. В русских архивах не было найдено “монгольских” ярлыков на княжение, которых должно было много, зато есть много документов того времени на русском. Было найдено несколько ярлыков но уже в XIX веке:

Два-три ярлыка, найденных в XIX веке Причем не в государственных архивах, а в бумагах историков Например, знаменитый ярлык Тохтамыша, по свидетельству князя М А Оболенского, был обнаружен лишь в 1834 году “в числе бумаг, находившихся некогда в Краковском коронном архиве и бывших в руках польского историка Нарушевича” По поводу этого ярлыка Оболенский писал: “Он (ярлык Тохтамыша - Авт) разрешает положительно вопрос на каком языке и какими буквами писались древние ханские ярлыки к великим князьям русским Из доселе известных нам актов - это второй диплом” Оказывается, далее, что этот ярлык “писан разнохарактерными монгольскими письменами, бесконечно разнствующими, нисколько не сходными с напечатанным уже господином Гаммером ярлыком Тимур-Кутлуя 1397 года”

7. Русские и татарские имена трудно отличить

Старые русские имена и прозвища не всегда походили на современные нам. Вот такие старые русские имена и прозвища вполне можно принять за татарские: Мурза, Салтанко, Татаринко, Суторьма, Ейанча, Вандыш, Смога, Сугоняй, Салтырь, Сулейша, Сумгур, Сунбул, Сурьян, Ташлык, Темир, Тенбяк, Турсулок, Шабан, Кудияр, Мурад, Неврюй. Эти имена носили русские люди. А вот, например, у татарского царевича Олекса Неврюй - славянское имя.

8. Монгольские ханы браталсиь с русской знатью

Часто упоминается, что русские князья и “монгольские ханы” становились побратимами, родичами, зятьями и тестями, ходили в совместные военные походы. Интересно, что ни в одной другой разбитой или захваченной ими стране, татары так себя не вели.

Вот еще один пример удивительной близости нашей и монгольской знати. Столица великой империи кочевников находилась в Каракоруме. После смерти великого хана приходит время выборов нового владыки, в котором должен принять участие в том числе и Батый. Но сам Батый в Каракорум не едет, а посылает туда представлять свою персону Ярослава Всеволодовича. Казалось бы, более важной причины, чтобы поехать в столицу империи, и придумать нельзя. Вместо этого Батый посылает князя из захваченных земель. Удивительно.

9. Супер-монголо-татары

Теперь поговорим о возможностях “монголо-татар”, об их уникальности в истории.

Камнем преткновения для всех кочевников было взятие городов и крепостей. Есть только одно исключение - армия Чингизхана. Ответ историков прост: после захвата Китайской империи, армия Батыя овладела самими машинами и техникой ее использования (либо взяла в плен специалистов).

Удивительно, что кочевникам удалось создать сильное централизованное государство. Дело в том, что в отличие, от земледельце - кочевники не привязаны к земле. Поэтому, при любом недовольстве они могут просто взять и уйти. Например, когда в 1916 году царские чиновники чем-то допекли казахов-кочевников, они взяли и перекочевали в соседний Китай. А ведь нам говорят, что монголам это удалось в конце XII века.

Непонятно, как Чингизхан мог уговорить своих соплеменников на поход “к последнему морю”, не зная карт и вообще ничего о тех, с кем придется вступить в схватку по пути. Это не набег на соседей, которых хорошо знаешь.

Все взрослые и здоровые мужчины у монгол считались воинами. В мирное время они вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Но кого оставляли “монголо-татары” у себя дома после того, как ушли на десятилетия в походы? Кто пас их стада? Старики и дети? Получается, что в тылу у этого войска не было сильной экономики. Тогда непонятно, кто обеспечивал бесперебойное снабжение продовольствием и вооружением армию монголов. Это сложная задача даже для больших централизованных государств, не говоря уже о государстве кочевников со слабой экономикой. Кроме того, размах монгольских завоеваний сопоставим с театром военных действий II мировой войны (причем с учетом битв с Японией, а не только Германии). Поставки вооружения и провианта представляются просто невозможными.

В XVI веке началось покорение Сибири казаками было делом нелегким: потребовалось около 50 лет, чтобы с боями пройти несколько тысяч километров до Байкала, оставляя за собой цепочку укрепленных острогов. Однако у казаков было в тылу сильное государство, откуда они могли черпать ресурсы. А военная подготовка народов, обитавших в тех местах не шло ни в какое сравнение с казачьим. Однако “монголо-татарам” удалось пройти вдвое большее расстояние в обратном направлении за пару десятков лет, завоевывая государства с развитыми экономиками. Звучит фантастично. Были и другие примеры. Например, в XIX веке американцам потребовалось около 50 лет, чтобы пройти расстояние в 3-4 тысячи км.: индейские войны были ожесточенными и потери армии США были значительными, несмотря на гигантское техническое превосходство. С подобными проблемами столкнулись европейские колонизаторы в Африке в XIX веке. Легко и быстро получилось только у “монголо-татар”.

Интересно, что все крупные походы монголов на Руси были зимними. Это нехарактерно для кочевых народов. Историки говорят нам, что это позволяло им быстро передвигаться по замерзшим рекам, но это, в свою очередь, требует хорошего знания местности, чем не могут похвастаться пришлые завоеватели. Одинаково успешно воевали они и в лесах, что тоже странно для степняков.

Есть сведения, что ордынцы распространяли поддельные грамоты от имени венгерского короля Белы IV, чем внесли большую неразбериху в стан неприятеля. Неплохо для степняков?

10. Выглядели татары как европейцы

Современник монгольских войн, персидский историк Рашид-ад-Дин пишет, что в роду Чингисхана дети “рождались большей частью с серыми глазами и белокурые”. Облик Батыя хронисты описывают в похожих выражениях: светловолос, светлобород, светлоглаз. Между прочим, титул “Чингис” переводится, по некоторым данным, как “море” или “океан”. Возможно, это связано с цветом его глаз (вообще, странно, что в монгольском языке XIII века есть слово “океан”).

В битве под Лигнице, в разгар схватки польских войсках возникает паника, и они обращаются в бегство. По свидетельствам некоторых источников эта паника была спровоцирована хитроумными монголами, которые затесались в боевые порядки польских дружин. Выходит, что “монголы” выглядели как европейцы.

В 1252-1253 годах из Константинополя через Крым в ставку Батыя и дальше в Монголию проезжал со свитою посол короля Людовика IX Вильям Рубрикус, который, проезжая по нижнему течению Дона, писал: “Повсюду среди татар разбросаны поселения русов; русы смешались с татарами… усвоили их порядки, а также одежду и образ жизни. Женщины украшают свои головы головными уборами, похожими на головные уборы француженок, низ платья опушают мехами, выдрой, белками и горностаем. Мужчины носят короткую одежду; кафтаны, чекмини и барашковые шапки… Все пути передвижения в обширной стране обслуживаются русами; на переправах рек - повсюду русы”.

Рубрикус едет по Руси всего через 15 лет после ее завоевания монголами. Не слишком ли быстро русские смешались с дикими монголами, переняли их одежду, сохранив ее до начала XX века, а также порядки и образ жизни?

В то время “Русью” называлась не вся Россия, а только: Киевское, Переяславское и Черниговское княжества. Часто встречались упоминания поездок из Новгорода или Владимира в “Русь”. Например, Смоленские города уже еще не считались “Русью”.

Слово “орда” часто упоминается не по отношению к “монголо-татарам”, а просто к войскам: “шведская орда”, “немецкая орда”, “орда залесская”, “Земля Казачей Орды”. То есть означает просто - войско и никакого “монгольского” калорита в нем нет. Кстати, на современном казахском “Кзыл-Орда” переводится как “Красная армия”.

В 1376 г. русские войска вступили в Волжскую Булгарию, осадили один из ее городов и вынудили присягнуть жителей на подданство. В город были посажены русские чиновники. Согласно традиционной истории получилось, что Русь, будучи вассалом и данником “Золотой Орды”, организует военный поход на территорю государства, являющегося частью этой “Золотой Орды” и заставляет принести его вассальную клятву. Что касается письменных источников из Китая. Например, в промежуток 1774-1782 в Китае изъятия проводились 34 раза. Был предпринят сбор всех пчатных книг, когда-либо вышедших в Китае. Связано это было с политическим видением истории правящей династией. Кстати, у нас тоже произошла смена династии Рюриковичей на Романовых, так что исторический заказ вполне вероятен. Интересно, что теория “монголо-татарского” порабощения Руси родилась не в России, а в среде немецкий историков гораздо позже самого предполагаемого “ига”.

Монгольское нашествие на Древнюю Русь стало весьма специфическим и болезненным явлением в истории страны. Несколько веков две абсолютно разные культуры сосуществовали вместе, и из-за этого им удалось повлиять друг на друга.

Однако история монгольского ига начинается задолго до того, как были совершены первые набеги на Русь. Чтобы понять причины многочисленных военных удач кочевой нации, необходимо рассказать об особенностях устройства этого общества и о этапах развития государства у монголов.

Долгое время термина «иго» не существовало вовсе. Первым его использовать начали польские ученые, историки, а уже потом подхватили все остальные жители мира. Сейчас определение «татаро-монгольского ига» кажется незыблемым, но сам термин в русских источниках появился только в XVI веке, задолго после свержения монгольское власти.

Специфическое устройство монголо-татарского ига, необычные условия жизни и удивительная выносливость каждого воина - вот, что сразу поражает при анализе этого государства. Итак, какие же специфические черты устройства монгольского общества можно выделить?

    Во главе государства всегда стоял хан, правитель, руководящий как внутренними делами в государстве, так и военными походами.

    Практически всегда масштабное монгольское войско имело разделение на тысячи, сотни и десятки. Это помогало продвинуться по службе только самым достойным воинам.

    Долгое время самым привилегированным отрядом монгольского ига считались кешиктены, отвечающие за безопасность хана.

    Чтобы полностью контролировать подвластные монголам земли, правители внедряли своеобразную систему назначения местной власти. Таким образом, человек мог начать править только после одобрения его кандидатуры ханом.

    Татаро-монгольское иго - кочевой народ, у которого долго даже не было столичного города, и именно поэтому кочевников было так трудно разбить, ведь в случае поражения, они всегда могли скрыться в степи.

Этапы развития государства

Долгое время первые ханы пытались объединить кочевые народы, чтобы создать единую армию, способную на борьбу с могущественными государствами того времени. За время объединения разных народностей в единое войско, сменилось немало ханов, и даже ученые, специализирующиеся на этом этапе развития монгольского государства, путаются в правителях и происходивших тогда событиях. Гораздо интереснее те этапы развития, что были связаны с завоеваниями и нападениями на другие страны. Именно об этих этапах стоит рассказать подробнее.

Дата исторического этапа развития

Название этапа

Особенности и результаты развития в определенный период

Борьба за объединение разных кочевых народов

Борьба за объединение закончилась в 1205 году, когда Темучин покорил найманов и меркитов.

1207-1215 года

Нападение на Китай и в частности на империю Цзинь

Монголам удалось захватить большую часть империи Цзинь и покорить некоторые китайские территории, которые ранее всегда сохраняли независимость.

Начало важнейшего завоевания Средней Азии

За несколько лет упорных сражений, монголам удалось захватить Бухару, Самарканд и многие другие крупные города. Иго продолжало развиваться в сторону наращивания военного могущества.

Середина XIII века

Начало Западного похода

Помимо экспании Древней Руси, на Загреб и даже почти дошли до Вены

1260-1269 года

Период распада государства

Из-за многочисленных междоусобных войн, государство распалось, чтобы вскоре возродиться на долгие десятилетия.

Вторая империя и возрождение монгольского государства

После долгих междоусобных войн, монголам все же удалось восстановить государственность, которая существовало вплоть до 1368 года, когда после восстания в Китае, монгольское государство стало терпеть многочисленные поражения.

Особенности монгольского государства

Многие люди воспринимают татаро-монголов как кочевников и дикарей, не имеющих своей культуры, но это в корне неверное определение. Помимо невероятно развитой военной мощи государства, татаро-монголы имели и свою религию, и свою культуру. Так, например, монголы почитали тенгрианство, верили в некоего бога неба Тенгри.

Долгое время это был кочевой народ, совершающий набеги на разные страны, укрывающийся в случае поражения в степях. Однако, когда монгольское государство стало именоваться Золотой Ордой, а сфера влияния бывшего кочевого народа увеличилась в разы, появилась необходимость образования столицы. Именно поэтому в начале 1250-х годов был основан город Сарай-Бату.

Разумеется, вопросы о роли татаро-монгольского ига в истории России, и о причинах столь долгой экспансии всегда будут существовать. Для того чтобы найти свои ответы на все эти непростые вопросы, необходимо полностью изучить историю татаро-монгольского нашествия.

Русские княжества до татаро-монгольского ига и Московское государства после обретения юридической независимости – это, как принято выражаться, две большие разницы. Не будет преувеличением, что единое русское государство, прямым наследником которого является современная Россия, сформировалось в период ига и под его влиянием. Свержение татаро-монгольского ига было не только заветной целью русского самосознания на протяжении второй половины XIII-XV веков. Оно оказалось ещё и средством создания государства, национального менталитета и культурной идентичности.

Приближая Куликовскую битву…

Представление большинства людей о процессе свержения татаро-монгольского ига сводится к весьма упрощённой схеме, согласно которой до Куликовской битвы Русь была порабощена Ордой и даже не помышляла о сопротивлении, а после Куликовской битвы иго продержалось ещё сто лет просто по недоразумению. В действительности всё было сложнее.

О том, что русские княжества, хоть и признали в целом своё вассальное положение по отношению к Золотой Орде, не прекращали попыток сопротивления, свидетельствует простой исторический факт. С момента установления ига и на всём его протяжении известно из русских летописей около 60 крупных карательных походов, вторжений и крупномасштабных набегов ордынских войск на Русь. Очевидно, что в случае с полностью покорёнными землями таких усилий не требуется – значит, Русь сопротивлялась, сопротивлялась активно и на протяжении столетий.

Первое существенное военное поражение ордынские отряды потерпели на территории подконтрольной Руси примерно за сто лет до Куликовского сражения. Правда, битва эта произошла в ходе междоусобной войны за великокняжеский престол Владимирского княжества, разгоревшейся между сыновьями Александра Невского . В 1285 году Андрей Александрович привлёк на свою сторону ордынского царевича Елторая и с его войском отправился против брата Дмитрия Александровича, княжившего во Владимире. В итоге Дмитрий Александрович одержал убедительную победу над татаро-монгольским карательным корпусом.

Далее отдельные победы в военных столкновениях с ордынцами случались хоть и не слишком часто, зато со стабильной постоянностью. Отличавшийся миролюбием и склонностью к политическим решениям всех вопросов московский князь Даниил Александрович, младший сын Невского, в 1301 году победил монгольский отряд под Переяславлем-Рязанским. В 1317 году Михаил Тверской разбил войско Кавгадыя, которое привлёк на свою сторону Юрий Московский.

Чем ближе к Куликовской битве, тем русские княжества становились увереннее, а в Золотой Орде наблюдались волнения и смуты, что не могло не отразиться на соотношении военных сил.

В 1365 году победили ордынский отряд у Шишевского леса рязанские силы, в 1367 году одержало победу на Пьяне суздальское войско. Наконец, в 1378 году свою генеральную репетицию в противостоянии с Ордой выиграл Дмитрий Московский, будущий Донской: на реке Воже он победил войско под командованием мурзы Бегича, приближённого Мамая.

Свержение татаро-монгольского ига: великая Куликовская битва

Лишний раз говорить о значении Куликовской битвы 1380 года, равно как и пересказывать подробности её непосредственного протекания, излишне. Всем с детства известны драматичные детали того, как войско Мамая наседало на центр русского войска и как в самый решающий момент в тыл ордынцам и их союзникам ударил Засадный полк, переломивший судьбу сражения. Равно как и хорошо известно, что для русского самосознания стало огромной важности событием, как впервые после установления ига русское войско смогло дать крупномасштабное сражение захватчику и победить. Но стоит вспомнить о том, что победа в Куликовском сражении, при всём огромном моральном значении, не привела к свержению ига.

Дмитрий Донской сумел воспользоваться сложной политической ситуацией в Золотой Орде и воплотить свои полководческие способности и боевой дух собственной армии. Однако уже спустя два года Москва была взята силами законного хана Орды Тохтамыша (темник Мамай был временным узурпатором) и практически полностью уничтожена.

Молодое Московское княжество ещё не было готово на равных бороться с ослабленной, но всё ещё могущественной Ордой. Тохтамыш наложил на княжество повышенную дань (прежняя дань была сохранена в прежнем размере, однако население уменьшилось фактически вдвое; вдобавок был введён чрезвычайный налог). Дмитрий Донской обязался отправить в Орду своего старшего сына Василия в качестве заложника. Но политическую власть над Москвой Орда уже утратила – князь Дмитрий Иванович сумел передать власть по наследству самостоятельно, безо всякого ярлыка от хана. К тому же через несколько лет Тохтамыш был разбит другим восточным завоевателем, Тимуром, и на некоторый период Русь перестала платить дань.

В XV веке дань вообще платили с серьёзными перепадами, пользуясь всё более постоянными периодами внутренней нестабильности в Орде. В 1430-х – 1450-х годах ордынские правители предприняли несколько разорительных походов на Русь – однако по сути это уже были именно грабительские набеги, а не попытки восстановить политическое главенство.

На самом деле иго закончилось не в 1480 году…

В школьных экзаменационных билетах по истории России правильным ответом на вопрос «Когда и каким событием закончился период татаро-монгольского ига на Руси?» будет считаться «В 1480 году, Стоянием на реке Угре». Фактически это правильный ответ – но с формальной точки зрения он не соответствует исторической действительности.

В самом деле, в 1476 году великий московский князь Иван III отказался платить дань хану Большой Орды Ахмату. До 1480 году Ахмат разбирался с другим своим противником, Крымским ханством, после чего решил наказать непокорного русского правителя. Два войска сошлись у реки Угра в сентябре 1380 года. Попытка ордынцев форсировать реку была пресечена русскими войсками. После этого началось само Стояние, длившееся до начала ноября. В итоге Иван III смог без лишних людских потерь принудить Ахмата к отступлению. Во-первых, на подходе к русским было сильное подкрепление. Во-вторых, конница Ахмата стала испытывать дефицит в фураже, в самом войске начались болезни. В-третьих, русские отправили в тыл Ахмата диверсионный отряд, который должен был разграбить беззащитную столицу Орды.

В результате хан приказал отступать – и на этом татаро-монгольское иго длительностью почти 250 лет завершилось. Впрочем, с формально-дипломатических позиций Иван III и Московское государство оставалось в вассальной зависимости от Большой Орды на протяжении ещё 38 лет. В 1481 году хан Ахмат был убит, и в Орде поднялась очередная волна борьбы за власть. В сложных условиях конца XV – начала XVI столетий Иван III не был уверен в том, что Орда не сможет снова мобилизовать свои силы и организовать новый масштабный поход на Русь. Поэтому, будучи фактически суверенным правителем и не платя больше Орде дань, он из дипломатических соображений в 1502 году официально признал себя вассалом Большой Орды. Но вскоре Орда была окончательно разбита восточными врагами, так что в 1518 году всякие вассальные отношения даже на формальном уровне между Московским государством и Ордой были прекращены.

Александр Бабицкий





error: Контент защищен !!