Булгария история государства. Волжская Булгария: несостоявшийся центр Европы

ВО`ЛЖСКАЯ БУЛГА`РИЯ (Волжская Болгария, Волжско-Камская Булгария), (Идел буе Болгары), (начало X века–1236 год), средневековое феодальное государство в Волго-Уральском регионе. Возникло в результате переселения булгар в конце VII века с правобережья Среднего Дона в Поволжье. Они заняли территорию вдоль Волги от Самарской Луки до устья Камы. В процессе формирования государства наиболее сильным оказался союз племён булгар во главе с правителем Алмушем , создавший в 1-й половине IX века Болгарский и Суварский эмираты. В 920–921 годах посольство Алмуша посетило Бухару и Багдад, в 921–923 годах посольство багдадского халифа аль-Муктадира – город Булгар. Таким образом в 922 году состоялось дипломатическое признание Волжской Булгарии. Источники (в том числе нумизматические) сообщают о существовании династии булгарских правителей из рода Алмуша – Джаффаридов. Известны имена булгарских правителей:

  • Шилки
  • Алмуш
  • Микаил ибн Джагфар
  • Микаил ибн Ахмад
  • Абдаллах ибн Микаил
  • Талиб ибн Ахмад
  • Мумин ибн Ахмад
  • Мумин ибн аль-Хасан
  • Абд ар-Рахман ибн Мумин
  • Абу Исхак Ибрагим ибн Мухаммад.

Они в начале X века носили титул «эльтебер», с середины X века – эмир и являлись полновластными правителями, их имя (после халифа) упоминалось в ежедневной молитве – хутбе, они определяли политику в государстве и чеканили свою монету. В письменных источниках упоминаются беки (князья) – правители отдельных земель и городов, военнослужилая знать (чура) и мусульманское духовенство. Основное население состояло из свободных сельских общинников и горожан (ремесленников, купцов) – податного населения, платившего подомный налог в государственную казну.

Распад Хазарского каганата (около 980 года) привёл к образованию единого булгарского государства. Волжская Булгария вела борьбу с хазарами, Киевской Русью. В 985 году булгарский правитель заключил мир с киевским князем Владимиром I. К началу XI века Волжская Булгария занимала территорию от Окско-Свияжского междуречья на западе до Южного Урала на востоке, от Посурья и Самарской Луки на юге до Предкамья на севере. В XII веке булгарские правители расширили своё влияние на Верхнем Прикамье и Нижнем Поволжье с центром в городе Саксин.

Булгары занимались земледелием , скотоводством, рыболовством, промыслами (охотой на пушного зверя, бортничеством), разнообразными ремёслами (металлургией железа и бронзы, деревообработкой, стеклоделием, косторезным, гончарным, ювелирным, оружейным делом), торговлей . Центрами ремесленных производств и торговли были города Болгар (с его пригородом Ага-Базар), Биляр , Сувар , Джукетау , Ошель . Об этом свидетельствуют находки монет, привозных изделий из различных стран. Активная торговля велась с Русью, странами Восточной и Западной Европы, а также с государствами Закавказья и Причерноморья. Вывозили пушнину, шкуры, кожи (в том числе сафьяновую – «булгари»), зерно, мёд и воск, а ввозили - предметы роскоши, пряности, шёлк, оружие, серебро (в IX–X веках), янтарь. Одной из важнейших статей дохода казны была торговой пошлина (десятина).

По письменным и археологическим источникам известны остатки около 150 городов (Болгарское, Билярское, Богдашкинское, Джукетауское, Суварское городище), 800 сёл, а также небольших городков-замков. В X веке в Болгаре и Суваре чеканилась булгарские монета. Столица государства в X – 1-й половине XII века – Болгар, с середины XII века – Биляр. Булгарская культура градостроительства восприняла традиции тюркских государств (Тюркского каганата, Великой Болгарии, Хазарского каганата), а также стран мусульманского Востока и Руси. Многие крупные города Волжской Булгарии делились укреплениями на внутренний и внешний город (Биляр, Сувар, Джукетау). Большинство булгарских городов имело усадебно-квартальную планировку. Иногда за пределами городских укреплений располагались постройки караван-сараев. Массовая застройка городов состояла из наземных деревянных жилищ, полуземлянок и землянок, а также хозяйственных построек (производственных помещений, металлургических печей, гончарных горнов). Среди них выделялись здания монументальной архитектуры – кирпичные и белокаменные общественные здания (мечети, бани, караван-сараи) и мавзолеи. В некоторых случаях близ крупных городов строились небольшие укреплённые поселения (например, Николаевобаранское II и Горкинское близ Биляра). Города имели систему укреплений в виде рвов и земляных валов, поверх которых сооружались деревянные стены.

Господствующей религией в Волжской Булгарии был ислам . Он начал проникать в Волго-Уральский регион с 1-й половины X века благодаря установлению торговых связей между странами Северной Европы и Востока. Распространение ислама в Поволжье связано с проповедниками из Средней Азии (Хорезм и государство Саманидов). По преданиям булгар, принятие ислама в Волжской Булгарии связывалось с деятельностью проповедников («факихов») из Бухары. После становления булгарского государства, возникновения городов и принятия мусульманства правителями булгар ислам стал основной религией (900–920 годы). Значительное влияние оказало посещение страны посольством багдадского халифа аль-Муктадира (922 год) по приглашению правителя Алмуша. В результате ислам был провозглашён государственной религией. Первоначально мусульманские общины появились в Болгаре, Суваре, Биляре и других крупных городах Волжской Булгарии. К концу X века практически всё население страны приняло ислам. Об этом свидетельствуют археологические данные: повсеместное распространение могильников с мусульманской обрядностью (ориентация покойников по кибле: головой на запад, тело повернуто на правый бок, лицо обращено в сторону Мекки, отсутствие вещей). Ислам оказал влияние на духовную культуру булгарского общества, оттеснив языческие культы в область суеверий. Уже с конца X века Волжская Булгария стала страной «классического ислама», в ней жили и творили многие крупные мусульманские учёные и богословы. Волжская Булгария превратилась в самую северную исламскую страну.

Сформировался булгарский литературный язык на основе тюркского языка кыпчако-огузского типа, который существовал в виде различных диалектов ещё у тюрко-булгарских племён. Об этом свидетельствуют, в частности, надписи на бытовых предметах.

Имеются различные сведения о развитии декоративно-прикладного искусства, музыки и литературы. Во всех крупных общинах были мектебе и медресе, где обучались грамоте и основам религии. В частности, развивались науки: астрономия, астрология, медицина, богословие, право, география. Существовала своя историографическая традиция – «Таварих-и Булгар»(«История Булгарии») Якуба ибн Нугмана. Среди булгар были известные богословы, философы и писатели. С периода Волжской Булгарии сохранился выдающийся памятник литературы – поэма Кул Гали «Кыйсса-и Йосыф» («Сказание о Йусуфе», 1233 год).

Декоративно-прикладное искусство в Волжской Булгарии развивалось на основе местных традиций, но под сильным влиянием мусульманской культуры. Булгарские ювелиры работали с различными металлами и сплавами – от золота и серебра до меди и свинца – с использованием разнобразной ремесленной техники и приёмов художественной обработки металла: художественного литья, чеканки, гравировки, тиснения (басма), волочения, плакировки, скани (филигрань), зерни и, возможно, черни. В Волжской Булгарии высокого развития достигли резьба по кости, камню и дереву, а также по драгоценным и полудрагоценным камням. Характерны женские украшения – шейные гривны, серебряные височные подвески, серьги, браслеты, перстни, поясные накладки, парадное оружие (орнаментированные топорики), конское снаряжение, металлическую посуду, бытовые изделия – замочки, штампы, зеркала. Развивалось стеклоделие, в том числе изготовление посуды (бытовой и алхимической), оконного стекла, бус и поливной керамической посуды. Высокого уровня развития достигло производство керамической посуды, включавшей набор разнообразных керамических изделий – от мисок, кружек, светильников и до кувшинов, корчаг и полутораметровых хумов для воды и хранения продуктов. Расцвет Булгарского государства, рост городов, формирование литературного языка и утверждение на всей территории страны единой духовной и материальной культуры мусульманского типа способствовали формированию единой этнополитической общности – булгарского народа, составлявшего основное население страны. В составе Булгарии находились также восточно-финские (предки мордвы, мари и удмуртов), тюркские (печенеги, кипчаки) и угорские (маджары) народы.

Войско, состоявшее из гвардии эмира и ополчений различных областей во главе с беками, насчитывало 50 тысяч воинов. Костяком армии была военно-служилая знать, из среды которой выдвигались военачальники и формировались отряды тяжеловооружённых всадников. Вспомогательную роль в боевых действиях играла пехота. Для перевозки войск часто использовался речной флот. Было развито оперативно-тактическое искусство: основой тактики в наступательных войнах служил внезапный набег, а при отражении нападения – активная оборона. В полевом сражении булгары использовали маневры и охваты противника.

С XI века булгары часто сталкивались с кипчаками и йемеками, кочевавшими в южноуральских и заволжских степях. С началом правления Юрия Долгорукого (1125–1157 годы) начались крупномасштабные завоевательные походы русских князей в Поволжье. Булгары пытались противодействовать их наступлению по Волге набегами на русские города (например, на Кострому в 1152 году). В период правления Андрея Боголюбского (1157–1174 годы) и Всеволода III Большое Гнездо (1176–1212 годы) русские войска неоднократно вторгались в Волжскую Булгарию (1164, 1172, 1183, 1185, 1205 годы). Особенно крупным был поход русских князей на Биляр (1183 год). Вадимиро-Суздальские князья практически завоевали Верхнее Поочье. В ответ на активность русских в Прикамье булгары захватили и сожгли город Устюг (1218 год), а русские князья взяли штурмом Ошель (1122 год). После этого в Поволжье установился мир, закреплённый Булгаро-русскими договорами. Во 2-й четверти XIII века Волжская Булгария пережила несколько войн с монгольскими ханами. В 1223 году булгары нанесли поражение войскам монгольского полководца Субэдэ, вторгшимся в их владения, а в 1229 и 1232 годы остановили монголов на подступах к основным центрам страны. В 1236-1237 годы Волжская Булгария была завоёвана монголами во главе с Батыем. В 1238-1244 годах в Булгарии вспыхнули восстания булгарского населения под руководством беков Баяна и Джику, а в Нижнем Поволжье и на Южном Урале – йемеков во главе с беком Бачманом. Антимонгольские восстания были подавлены войсками под командованием Субэдэ и Бурундая. Волжская Болгария вошла в состав Улуса Джучи (Золотой Орды), а Болгар стал первой ставкой хана

Старая Вели́кая Болга́рия (Булга́рия) (греч. Παλαιά Μεγάλη Βουλγαρία ) - объединение булгарских племён ( - ок. ), возникшее в степях Восточной Европы. Основная территория располагалась в причерноморских и азовских степях. Территория Болгарского союза не имела чётких границ и простиралась от Нижнего Дона до предгорий Кубани и от Тамани до междуречья Кумы и Восточного Маныча . Основу объединения составило булгарское племя кутригуры , которому удалось освободиться от власти аваров , чьё могущество было подорвано неудачной попыткой захвата Константинополя ().

Термин «Древняя Великая Болгария» взят из византийских источников, где им обозначается область проживания основных группировок булгар до их расселения во 2-й пол. VII века.

История

Создание государства

Возможно, объединение булгарских племён начал хан Орган, дядя Кубрата. Никифор (IX в.), описывая события под 635 г., отмечал: «В те же самые времена восстал вновь Куврат, родственник Органы, государь гунно-гундуров, против аварского кагана и весь народ, который находился вокруг него, подвергая оскорблениям, прогнал из родной земли. (Куврат) прислал послов к Ираклию и заключил с ним мир, который они сохраняли до конца своей жизни. И Ираклий послал ему подарки и удостоил сана патрикия». Освободившись из под власти Западно-Тюркского каганата, Кубрат расширил и укрепил свою державу, которую греки называли Великой Булгарией.

«В VII в. в поле зрения истории появляется племя гуннугундур, которое Никифор, Феофан, а за ним и Константин Багрянородный называют так же болгарами . По всей вероятности это то же самое племя, которое раньше было известно под именем оногур и находилось к востоку от Азовского моря, между Доном и Кубанью, там, где по данным «Космографии» равеннского анонима пометалась страна Оногория и где в дальнейшем были известны временно заслонившие его утигуры.

О Древней или Великой Болгарии Кубрата имеются сведения в сочинениях Феофана и Никифора, без сомнения заимствовавших их из одного и того же более раннего источника. В Хронике Феофана эти сведения отличаются большей полнотой и начинаются с географического описания, в котором царит совершенно невероятная путаница. Здесь говорится: «По ту сторону, на северных берегах Евксинского Понта, за озером, называемым Меотийским, со стороны океана через землю Сарматскую течет величайшая река Атель (Волга); к сей реке приближается река Танаис (Дон), идущая от ворот Иверийских в Кавказских горах (Дарьял); от сближения Танаиса и Ателя, которые выше Меотий-ского озера расходятся в разные стороны, выходит река Куфис (Кубань), и впадает в Понтийское море близ Мертвых врат, против мыса Бараньего лба. Из означенного озера море, подобно реке, соединяется с Евксинским Понтом при Боспоре Киммерийском, где ловят мурзулию и другую рыбу. На восточных берегах Меотийского озера за Фанагорией, кроме евреев, живут многие народы. За тем озером, выше Ку-фиса, в котором ловят болгарскую рыбу коист, находится древняя Великая Болгария и живут соплеменные болгарам котраги».

Несмотря на путаницу, это описание позволяет составить определенное представление о Великой Болгарии и её местоположении. Нетрудно понять, что она находилась на восточной стороне Азовского моря, выше Куфиса-Кубани. Правда, Кубань здесь спутана с Доном, который, согласно Феофану, берет своё начало на Кавказе, тогда как в действительности на Кавказе находятся истоки Кубани. Путаница с Кубанью этим не ограничивается. По словам Феофана, Куфис впадает в Черное море близ Мертвых врат. Это известные Некропилы, нынешний Каркинитский залив, омывающий Крымский полуостров с северо-западной стороны. Значит Куфис Феофана следует отожествлять не с Кубанью, а с рекой, впадающей в Черное море западнее Крыма, т. е. с Днепром или, что вероятнее, с Бугом, который в древности так же, как и Кубань, назывался Гипанис и поэтому иногда смешивался с Кубанью. Если Куфис Феофана не Кубань, а Буг, то Великую Болгарию следует помещать не к востоку от Азовского моря, близ Кубани, а к западу от него. «Под Великой Болгарией, - заключает Ф. Вестберг, - следует разуметь земли от Азовского моря до Днепра приблизительно», а равным образом, добавим, от Дона до Кубани. Она охватывала не только приазовских болгар, но и северочерноморских кутригур»

Правление Кубрата

Монограмма из Перещепинского клада

Кубрат (Курт или Хуврат) родился ок. . В Кубрат взошёл на престол. От императора Византии Ираклия Кубрат получил сан патриция .

Великая Болгария при хане Кубрате была независима как от авар, так и от хазар . Но если с запада опасность миновала полностью в виду ослабления Аварского каганата , то с востока постоянно нависала угроза. Пока Кубрат был жив, он имел достаточно сил, чтобы держать в единстве булгарские племена и противостоять опасности.

Булгары в Воеводине и Македонии

Четвёртый сын Кубрата - Кубер (Кувер), со своей ордой Кубер двинулся в Паннонию и примкнул к аварам. В городе Сирмий он сделал попытку стать аварским каганом. После неудачного восстания он привел свой народ в Македонию . Там он осел в районе Керемисия и предпринял неудачную попытку захвата города Салоники . После этого он исчезает со страниц истории, и его люди объединились со славянскими племенами Македонии.

Булгары в Южной Италии

Раскопки в некрополе Виценне-Кампокьяро около Боино, которые датируются VII веком, среди 130 захоронений, было 13 лиц, похороненных вместе с конями (их частями)

Болгария на слуху у каждого. Но мало кому известно, что когда-то существовала и другая Болгария, где вместо православных храмов возвышались минареты, и которая могла стать важнейшим центром Европы.

Две Болгарии

В середине первого тысячелетия нашей эры, на огромной территории от Китая до Балкан, образовывались, сменяя друг друга, тюркские кочевые государства – каганаты. В этом котле средневековой государственности на рубеже VI-VII веков, на территории Северного Кавказа возникло государство Великая Болгария. Однако практически сразу она попали под давление своего сильного соседа, сформировавшегося в тот же период, Хазарского каганата. Под его натиском болгарское общество распалось. Часть двинулась на Запад и основала государство «Болгария», которое существует и поныне. Другая половина двинулась на северо-восток к реке Каме. Именно эти болгары, смешавшись с местным населением, вошли в историю под именем камских и волжских булгар. Плодородные земли, полные дичи леса и система рек способствовали быстрому оседанию кочевников. За сравнительно короткий период, в течение двух веков, на этой территории возникло крупное государство (конец IX века).

Почему ислам

Сочетание мусульманской архитектуры и среднерусских равнин приводили в недоумение многих путешественников. Так фламандский монах-францисканец, знаменитый миссионер и путешественник Гийом де Рубрук, писал в своих воспоминаниях: «Я не знаю, каким образом закон Мухаммеда зашел так далеко на север».

Свой выбор веры Волжская Булгария сделала в 922 году, хотя предпосылки были и раньше. Контакты булгар с исламским миром начали крепнуть уже в VIII веке, после того, как Хазарский каганат был завоеван арабским полководцем Мерваном бен Муххамедом.

С этим связана местная легенда, приведенная в книге булгарского историка Якуба Нугмана. Якобы один мусульманский купец прибыл в столицу Булгарии из Бухары. Был он человеком образованным, и в совершенстве владел искусством медицины. И случилось так, что царь с женой в это же время заболели тяжелой болезнью. Их лечили всеми известными тогда лекарствами, но недуг только усиливался. Прознал про это купец, и сказал, что может помочь в беде, но при условии, что они примут его веру. Они согласились и были исцелены, и «приняли ислам, и принял ислам народ их страны».
На деле, причина была более прозаическая. Булгарам нужна была помощь, чтобы противостоять ненавистному соседу – Хазарскому каганату. И такую помощь мог оказать тогдашний центр исламского мира - Багдадский халифат. В начале VIII века им была предоставлена финансовая помощь Булгарии в войне. Отношения с таким богатым и развитым союзником значительно повышала авторитет булгар и обеспечивала защиту, не говоря уже об экономическом подъеме – арабские страны были выгодным торговым рынком.

Однажды приняв ислам, булгары от своей веры более не отступались. Впоследствии, они пытались распространить ислам и дальше, предложив Владимиру Святославичу принять их религию в 986 году. Но через два года Русь приняла крещение, пойдя другим путем.

«Царство богатых городов»

После того как Святослав разгромил Хазарский каганат, у которого булгаре находились в вассальной зависимости, последние быстро «поднялись», монополизировав весь Волжский торговый путь и торговлю с арабским востоком и Ираном. Причем, следуя обычным правилам торговли, они строго следили, чтобы русские продавцы мехами – популярным товаром на Востоке, не встречались с арабскими купцами.

Но не только посредничеством жила Волжская Булгария. По всему миру славились изделия их ремесленников: керамика, кожевенное дело. Лучшие сорта кожи в арабских странах назывались булгарскими. Вооружение тоже не отставало по качеству. Булгарская армия могла позволить себе самое современное по тем временам оружие. Как писал арабский автор X века: «Булгары ездят верхом, имеют кольчугу и полное вооружение». А князь Владимир, во время своего похода на Волжскую Булгарию и вовсе усомнился в возможности подтвердить соглашения своего отца и добиться от булгар дани: «обутые в сапоги болгары дань давать не будут: надо искать лапотников». После этого, Киевская Русь заключила «Вечный мир» с Булгарией.

Развитые города были не только центром торговли, но и играли важную роль в военной стратегии булгар. Сильно укрепленные замки-городища служили важными форпостами по расширению территории государства. С приходом на новые земли булгарский князь ставил замок-городище. Оно становилось центром этих земель, основным поставщиком изделий ремесленников, под защитой его высоких стен и валов купцы могли свободно проводить торговые операции. Так, постепенно, вся жизнь местных жителей концентрировалась вокруг нового города. Земля становилась булгарской. Этим можно объяснить, что, несмотря на военные поражения, которые терпели булгаре, их территории только расширялись. Она распространилась на востоке – до земель современной Башкирии, на юге – до нынешнего Саратова, на западе – до Нижнего Новгорода. На Севере, граница, как таковая, отсутствовала, хотя волжские булгары освоили территорию вплоть до побережья Северного ледовитого океана. Отсюда и пошло историческое утверждение, что «булгаре в поле слабы, зато крепко держат города».

Меж двух огней

Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством и, порой, даже опасным соседом Киевской Руси. Площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии – Биляра, была больше средневековых Киева, Владимира и даже Парижа. Кто знает, где был бы центр современной Европы, если б не нашествие мощного врага с Востока – монголов. Булгария оказалась первым государством, столкнувшимся с их дикими полчищами. Против кочевников не спасли даже хорошо укрепленные стены булгарских городов. Уже упомянутый нами Биляр, в 1236 году после долгой осады был взят и сравнен с землей. По свидетельству очевидцев, «в течение нескольких дней монголы не оставили от города ничего, кроме его имени». Так, Европа потеряла один из самых крупных, наравне с тогдашним Константинополем, торговый и ремесленный центр.

Правда, от полного уничтожения Булгарию спасло быстрое принятие монголами ислама. В итоге, культура и народ Волжской Булгарии влились в состав Золотой орды и продолжили свое существование в новых условиях. По крайней мере, находки монгольского периода соответствуют по виду ремесленным изделиям, изготавливающимся во время существования Волжской Булгарии. Новый расцвет продолжался до середины XIV века, когда в Золотой орде началась «Великая замятня» или междоусобицы, которые привели государство к краху. Поднимающаяся на тот момент с колен Русь угрожала не только кочевникам, но и булгарам. В итоге, Булгария лишилась стратегически важных южных земель, перешедших к Москве. Самостоятельность сохранили лишь северные земли, с центром в Казани. Так началось формирование в Северном Поволжье нового государства – Казанского ханства, с новым этносом казанских татар.

ВЕЛИКАЯ БУЛГАРИЯ В ПОВОЛЖЬЕ

В Поволжье проживали тюрко-булгарские племена. Они постоянно пополнялись племенами, которые двигались с юга и юго-запада. Так образовался довольно многочисленный народ. В начале IX века к нему присоединились родственные племена, которые обитали в Среднем и Верхнем Прикамье и в Вятско-Камском междуречье. Эти племена назывались эсегели. В Х веке булгарский народ состоял из барсилов, эсегелов и собственно булгар. В состав этих племен входила тюркоязычная часть местных угрофиннов, в том числе венгры, марийцы, мордва, удмурты. Этот народ создал Великую Булгарию на Волге или Волжскую Булгарию. Её история насчитывает более 500 лет.

В первое время это был союз автономных образований. Оседлые мусульмане-баранджары вели себя несколько обособленно. Барсилы обитали на правобережье Камы, там, где она впадает в Волгу. Столицей их был город Биляр. Центральным городом эсегелов был г. Исла (Ошел). Сувары (савиры) обитали южнее барсилов, занимая левый берег Волги. Их главным городом был город Сувар. Он находился примерно в 90 км от Биляра. Правый берег Волги на юго-западе занимали буртасы. Кочевья кыпчаков (половцев) находились к юго-востоку от булгар.

Сувары длительное время сохраняли свою самостоятельность. Но к последней четверти Х века удельные князья признали верховенство булгарского правителя. Так образовалось единое государство, единая казна. Сложилась общая система уплаты пошлинной десятины с импорта и экспорта, подомной платы (налога с дома) и т. п.

Булгария с самого начала попала в зависимость от Хазарского каганата. Часть населения каганата постепенно переселялась на булгарские земли. Сам Хазарский каганат приходил в упадок. Поэтому Булгария постепенно приобретала все большую самостоятельность. После распада каганата Булгария стала независимым государством. К началу XII века земли Булгарии простирались на западе до Оки и на востоке – до Урала. В состав Булгарии входили обширные районы от верховьев Вятки и Камы до Яика (Урала), а также низовьев Волги. Она включала в себя территории современного Татарстана, Чувашии, Марий Эл, часть земли Удмуртии, Мордовии и Башкирии, а также некоторые районы Самарской, Саратовской, Волгоградской, Астраханской, Пермской, Пензенской, Нижегородской и Ульяновской областей. Фактически значительная часть территории бывшего Хазарского каганата вошла в состав Булгарии.

Великая Булгария в Поволжье проводила активную международную политику. Она имела активные связи с другими государствами, в том числе и торговые. Булгария пользовалась широким признанием со стороны мусульманских государств. В Х веке в Булгарии чеканили свою монету, рассчитываясь ею с иноземными купцами. Торговля в Булгарии развивалась очень бурно. Этому способствовало положение Булгарии на торговых путях между Азией и Европой. Волжская Булгария уже в IX веке становится торговым центром Восточной Европы. Шла активная торговля не только с русскими княжествами, но и со Скандинавскими странами, куда продавали меха и металлы. Булгария торговал а со Средней Азией, с Кавказом, с Ираном, с Прибалтикой. Торговые караваны непрерывно ходили в Хорезм, Хорасан и обратно. Булгария имела хороший торговый флот. Она торговала не только мехами, рыбой, орехами, лесом, моржовыми зубами. Большим спросом пользовались булгарские мечи, кольчуги, кода, обработанная специальным образом («булгари»). Широко были известны ювелирные, кожаные и меховые изделия булгар. Купцы были убеждены что «меха из этих краев теплее, чем меха из других стран».

Налоги для хана не были столь большими. Так, они составляли только одну бычью шкуру от каждого дома. Поведение хана было весьма демократичным. Он появлялся на улицах столицы и на базарах без всякой охраны. Люди приветствовали его стоя, сняв при этом головной убор. За праздничным столом хан восседал обычно вместе с женой.

Таким образом, до нашествия монголов Булгария была могущественным царством с богатыми городами. Путешественники утверждали, что жители этой страны являются единым народом, который «крепче держится закона Мухаметтова, чем кто-нибудь другой». По мере укрепления государства крепло объединение родственных племен. Так образовалась единая народность. Поэтому в Х веке говорят только о двух названиях народа: булгары и сувары. А в XI веке говорят (в частности летописи) уже только об одном булгарском народе. Население Булгарии вело оседлый образ жизни. Оно вело хозяйство, которое было высокоразвитым. Хорошо было развито земледелие. В Х веке булгары уже применяли лемехи к плугам. Их плуг сабан позволял проводить пахоту с оборотом пласта. Использовались также мотыги, оковки лопат, изготовленные из железа. Булгары выращивали пшеницу, просо, ячмень, овес, горох и т. д. Всего более 20 видов культурных растений. Булгары занимались также садоводством и огородничеством, пчеловодством, а также охотой и рыболовством. Путешественники XII века отмечали, что булгары потребляют «много меда, а рыба у них крупная, разнообразная и очень вкусная». Они отмечали, что булгары являются выносливейшими из людей в отношении мороза. Это объясняли тем, что пища и питье их по большей части из меда.

У булгар были развиты следующие ремесла (производства): ювелирное, кожевенное, косторезное, металлургическое. Они обрабатывали медь. Во всех русских княжествах широко были известны булгарские гончарные изделия. Только в столице Булгарии действовало около 700 различных мастерских. Широко было развито косторезное производство.

Булгары изготавливали не только железные орудия труда, но и железные боевые доспехи. Выплавку чугуна они стали проводить задолго до западных европейцев. Чугун широко применяли в производстве, так же как и медь, серебро, золото и их различные сплавы.

Строили из камня, кирпича и дерева. В строительстве булгары были признанными мастерами. Их нередко приглашали в русские княжества для возведения храмов, больших зданий и т. п. И сейчас можно видеть в храмах Владимиро-Суздальщины булгарские элементы: сказочная чаша, травы, звери, птицы и т. п. использованы в оформлении.

Булгария была страной городов, которых вместе с укрепленными крепостями было около двух сотен. Первая столица страны город Булгар располагался недалеко от места слияния Волги и Камы. Сам город состоял из двух частей. В обеих частях города были жилые кварталы и большое количество мастерских гончаров, металлургов, косторезов, кожевников и других. Город Булгар был знаменит своими банями. Они были построены не позднее VIII века. В Х веке в городе были три такие общественные бани. Одна из них имела длину в 30 м и высоту в шесть метров (баня Ак пулат). Функционировала также общественная баня Кызыл пулат, а также баня для простолюдинов. В бане Ак пулат был построен бассейн для купания. Как и в Риме, бани были своего рода клубами.

Город Булгар рос на глазах. Париж, Лондон, Дамаск и др. значительно уступали Булгару как по численности населения, так и по площади. Недаром арабский исследователь Х века писал, что в этом городе «все мусульмане, из него выходят 20 тысяч всадников. Со всяким войском кяфиров, сколько бы его ни было, они сражаются и побеждают».

Булгар был крупным торговым центром. Здесь было много иноземных купцов. В семи километрах от города располагался главный пункт внешней торговли – Ага-базар. Сюда прибывали верблюжьи караваны и торговые корабли. Здесь встречались друг с другом иноземные купцы – индийские, китайские, иранские, арабские и другие. В хождении была валюта (в том числе и булгарская). Булгарские купцы появлялись не только в Скандинавии, Прибалтике и на Руси, но и в Константинополе, Багдаде, Северной Африке.

У Волжской Булгарии была и вторая столица. Это был город Биляр, который находился на расстоянии примерно ста километров от Булгара (к востоку). Биляр стал ещё более крупным городом, чем Булгар. Он размещался на площади в семь миллионов квадратных метров. В XIII веке его население достигало 70 тысяч человек. По тем временам это было очень много. Для сравнения скажем, что даже в XV веке города, в которых проживало 30 тысяч жителей, считались крупными.

Планировка города была очень своеобразной и привлекательной. Он состоял из цитадели, внутреннего и внешнего города. Вокруг внешнего города простирались посады. Сама цитадель имела квадратную форму. Она была ориентирована по странам света. Цитадель имела деревянные защитные стены. Ширина стен достигала десяти метров. По углам были сооружены сторожевые башни. Внутри цитадели был построен белокаменный храм с 24 колоннами. Размеры его составляли 44 на 26 метров. Храм имел два больших зала. Они были ориентированы на священный город мусульман Мекку. Вблизи храма был построен дом дизимама. Он был двухэтажным, кирпичным. В самой цитадели были сооружены житницы, а также общественные колодцы.

Внутренний город располагался непосредственно вокруг цитадели. В нем проживали богатые купцы и ремесленники. Город был четко спланирован. Он был прочерчен красивыми улицами, которые выходили из площадей. На площадях имелись красиво оформленные водоемы. На улицах красовались кирпичные и деревянные дома.

Вокруг внутреннего города располагался внешний город. В нем жили воины и люди меньшего достатка, такие как купцы среднего достатка и мастеровые. Здесь располагались бесчисленные мастерские и дома ремесленников. Здесь же жили и иноземцы. Для иностранных купцов был предназначен большой караван-сарай.

Внешний город был окружен укрепленным валом. Его длина достигала 10 километров. Вокруг внешнего города по всей окружности находились посады. Они были по окружности с внешней стороны обнесены тыном.

Город был оборудован водопроводной и канализационной системами. Избыточные воды из города отводились продуманной дренажной системой. В городе функционировало и центральное подпольное отопление. Кстати, и в других булгарских городах существовала система калориферного отопления жилых домов. В них функционировали и водопроводные системы. Жилые дома в городах были наземными. Их топили по-белому.

Наиболее крупными городами Булгарии были Сувар, Ошел, Буртас. Остатки города Буртаса в настоящее время находятся на территории современной Пензенской области. Многие из городов в определенное время были столицами княжеств. Были возведены такие города, как Жукетау (Жукатин), Кашам, Нукрат, Тухчин и другие. Хорошо укрепленная крепость с белокаменной мечетью находилась недалеко от современного города Елабуги.

У булгар была очень прогрессивная система воспитания, которая вырабатывала у подрастающего поколения высоконравственные устои. У детей и подростков воспитывали трудолюбие, а также уважение к старшим. Большое значение придавалось культу предков. Каждый должен был уважительно относиться к месту вечного покоя предков. К огню было особо почтительное отношение. На огонь нельзя было плевать, бросать в него режущие и колющие предметы и вообще выказывать неуважение, пренебрежение. Вода также воспринималась как один из первоэлементов космоса. Булгары отдавали себе отчет в том, что вода обладает охранительной, очистительной и плодородящей силой. По мнению булгар, именно вода олицетворяет верховное божество – Тенгре (Тангре). Тенгре было единственное божество, в которое верили булгары. В ранний период своей истории булгары, как и другие народы, прошли путь веры во многих богов, божков и духов. В описываемое время булгары были монотеистами. Поскольку булгары верили в единого бога, они легко восприняли ислам, в котором «нет бога кроме Аллаха». Общепризнанные моральные ценности булгарского народа вполне соответствовали моральным требованиям Корана.

Частично ислам проник в среду булгар еще во время Хазарского каганата. Массовое принятие ислама булгарами произошло в 825 году, почти 1200 лет тому назад. С 922 года ислам стал государственной религией Волжской Булгарии. В 921 году верховный правитель Булгарии Алмас Шилки направил послов к Багдадскому халифу со специальной миссией пригласить духовных лиц, которые бы процедурно правильно оформили официальное принятие Булгарией ислама. Посольство таких духовных лиц прибыло в Булгарию в 922 году. В центральной мечети столицы торжественно был проведен специальный молебен. Тут и было провозглашено официальное принятие Булгарией ислама, который стал государственной религией.

Общая государственная религия должна была способствовать сплочению булгарского народа. Этот акт должен был работать на укрепление безопасности государства, поскольку Булгария с этих пор могла рассчитывать на помощь и выручку других исламских государств. И действительно, принятие ислама в качестве государственной религии сыграло такую роль.

После принятия ислама Булгария стала переходить с рунического письма на арабскую письменность. Быстро росло число мечетей, а с ними и школ. Об этом свидетельствуют и письменные источники. Так, путешественник Х века отмечает, что в селениях Булгарии имеются мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами. Постепенно стали открываться школы и более высокого уровня – медресе. В этих школах со временем стали обучаться и учащиеся из других мусульманских стран. Сами булгары проходили учебу также в известных учебных заведениях Аравии и Средней Азии. У оседлого булгарского народа были давние традиции тяги к знаниям, к всеобщей грамотности. Ислам также обязывает учиться. В хадисах мусульман сказано: «Если это нужно для получения знаний, то отправляйся хоть в далекий Китай, ибо приобретение знаний – первейшая обязанность каждого правоверного».

Развивалось образование – развивалась и наука. В Булгарии появились талантливые ученые в различных областях науки: математики, астрономии, медицины, истории и т. д. Были организованы астрономические наблюдения. Они велись не только на территории самой Булгарии. Широкое признание получили труды ученого Хаджиахмета ал-Булгари, философа Хамида бин Идриса ал-Булгари и других. В Булгарии издавались книги о лекарствах, по ораторскому искусству, по литературоведению, которые написал Бурханатлин бин Юсуф ал-Булгари. Издавались также книги Тажетлина Булгари по медицине. Появились сочинения Махмута Булгари, Хисамутдина Муслими-Булгари и др. Булгарские мыслители и ученые получили мировую известность и признание. Показателен такой факт. Ахмет Булгари в XI веке стал учителем султана государства газневидов. Это государство включало в себя современный Афганистан, часть Индии, Ирана и Средней Азии.

Успешно развивались не только наука, но и литература. Наиболее известен поэт Дауд Саксин-Суари, который творил в начале XII века. Он был выходцем из города Саксина и принадлежал к народности суар. Наиболее широко известна книга поэта «Сад цветов, излечивающих болезни». Она состоит из 67 разделов. В начале каждого раздела автор дает описание жизнедеятельности какого-либо ученого или же иной знаменитой личности.

Широко известен также выдающийся поэт XIII века Кoл Гали. Его поэма «Кыссен Юсуф» («Легенда о Юсуфе») получила всемирное признание. Его читали в Булгарии не одну сотню лет. В настоящее время в Татарстане учреждена премия имени Кол Гали.

Большое место у булгар занимало устное народное творчество. До сегодняшнего дня сохранились многие предания и легенды, связанные с жизнью и борьбой булгар, буртасов и др. Сохранились сказки и др.

Булгария стремилась строить дружественные отношения с русскими княжествами. В 985 году был заключен договор между Булгарией и Киевом. Стороны договорились о вечном мире: «Тогда не будет между нами мира, когда камень начнет плавать, а хмель – тонуть». В 1016 году был заключен торговый договор Булгарии с Киевским княжеством. Булгарские купцы получили право торговать на русских землях. В 1024 году в Суздальском княжестве разразился страшный голод. Жителей от голодной смерти спасли булгары. Они выделили голодающим хлеба. 1229 год также был голодным. В русской летописи говорится, что булгары «возили хлеб во все города русские и про – давали, и тем великую помощь оказали». Булгарский хан в то время прислал в дар владимирскому князю тридцать судов, груженных хлебом.

Из книги Древняя Русь автора Вернадский Георгий Владимирович

7. Великая Булгария, авары и славяне во второй четверти седьмого века Кампания 626 г. стала последней попыткой аваров захватить Константинополь. И престиж кагана, и мощь его армии были сильно подорваны этим поражением, и именно с этого момента начинается упадок аварского

автора Боханов Александр Николаевич

§ 2. Поволжье, Урал, Север Эти обширнейшие регионы в раннее средневековье были населены множеством самых различных народов и племен, находившихся на весьма несходных стадиях развития. Если у одних (прежде всего булгар волжских) сложилась довольно сильная

Из книги Славяне. Историко-археологическое исследование [С иллюстрациями] автора Седов Валентин Васильевич

Славяне в Среднем Поволжье Первая немногочисленная группа переселенцев с территории Волыни и Верхнего Поднестровья появилась в Среднем Поволжье еще во II в. н. э. Следами их проживания являются памятники славкинского типа (по одному из поселений у с. Славкино

Из книги Записки автора Врангель Петр Николаевич

В Поволжье 21-го июня 3-я Кубанская дивизия переправилась через Волгу и ухе на следующий день головными частями заняла село Средне-Ахтубинское, где была встречена населением колокольным звоном, 22-го июня я получил телеграмму генерала Романовского:«Имея в виду

Из книги Эпоха Куликовской битвы автора Быков Александр Владимирович

ВОЙНА В ВЕРХНЕМ ПОВОЛЖЬЕ С 1375 года Нижегородское княжество стало ежегодно подвергаться набегам татар Мамаевой Орды. Походы эти были местью – за убийство в Нижнем Новгороде послов и за то, что Дмитрий Константинович, вместе с другими князьями, ходил походом на Тверь.

Из книги Ваххабизм в России [Теория и практика террора] автора Несмиян Анатолий Евгеньевич

Из книги Государства и народы Евразийских степей: от древности к Новому времени автора Кляшторный Сергей Григорьевич

Праславяне в Поволжье Три этнических блока в течение длительного времени определяют культурную палитру Поволжья, три блока, создавших здесь многообразное единство экологически обусловленных хозяйственно-культурных типов. Их симбиотическая связь и, в то же время,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Верхнее Поволжье во II тысячелетии до н. э Мы уже упоминали о расселении в верховьях Волги и в Волго-Окском междуречье племен, пришедших, возможно, с верхнего течения Днепра и оставивших потомкам так называемые фатьяновские могильники. Эти племена принесли в названные

Из книги Воспоминания Петра Николаевича Врангеля автора Врангель Петр Николаевич

В Поволжье 21 июня 3-я Кубанская дивизия переправилась через Волгу и уже на следующий день своими головными частями заняла село Средне-Ахтубинское, где была встречена населением колокольным звоном. 22 июня я получил телеграмму генерала Романовского: «Имея в виду

Из книги Славяне: от Эльбы до Волги автора Денисов Юрий Николаевич

Волжская Булгария Государство волжских булгар образовалось в результате откочевания в середине VII в. на Среднюю Волгу части болгар вместе с одним из сыновей Куврата, хана Великой Булгарии, которая распалась на части при дележе между сыновьями после его смерти.

Из книги Голод 1932-1933 годов в СССР: Украина, Казахстан, Северный Кавказ, Поволжье, Центрально-Черноземная область, Западная Сибирь, Урал. автора Ивницкий Николай Алексеевич

Поволжье, Центрально-Черноземная область, Урал, Сибирь Голод 1932-1933 гг. в Поволжье в отличие от голода 1921-1922 гг. был вызван не столько климатическими условиями (засухой), сколько антикрестьянской заготовительной и налоговой политикой советского руководства. Ходатайства

Из книги Ранние славяне в Среднем Поволжье автора Жих Максим Иванович

Ранние славяне в Среднем Поволжье (по материалам письменных источников) Предисловие редактора Представляемая читателю работа петербургского исследователя М.И. Жиха посвящена изучению свидетельств раннего славянского присутствия в Среднем Поволжье. Традиционно

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 2. Поволжье, Урал» Север Эти обширнейшие регионы в раннее средневековье были населены множеством самых различных народов и племен, находившихся на весьма несходных стадиях развития. Если у одних (прежде всего булгар волжских) сложилась довольно сильная

Из книги Распад Тюркского каганата. VI–VIII вв. автора Ахматнуров Сабит Садыкович

Глава VII Волжская Булгария После распада европейской державы гуннов в низовьях Днепра, Дона в Предкавказье возникает государство, получившее название «Великая Болгария». В него входят потомки распавшейся гуннской державы, том числе россомоны и анты и пришедшие сюда

Переселение булгар произошло в конце IX начале X вв. Причиной его явилось мощное наступление на Хазарский каганат новых кочевников, прежде всего печенегов, пришедших с востока.

На Средней Волге ранние булгары поначалу вели традиционный полукочевой образ жизни. Зимой они жили в деревянных домах, летом расходились по войлочным юртам и занимались преимущественно пастушеским скотоводством. Однако суровые природно-климатические условия края отнюдь не благоприятствовали кочеванию. Поэтому ранние булгары постепенно перешли к устойчивому оседлому образу жизни.

Другие племена и контакты с ними. Булгары заняли, конечно, не пустующие земли. В Среднем Поволжье испокон веков жили местные финнские племена предки современных марийцев, удмуртов и мордвы. Здесь же с IV-VI вв. обитали небольшие группы тюркоязычных племен, пришедшие на эти земли во времена продвижения гуннов и тюрков Истеми-кагана в Европу. Кроме того, в VII-VIII вв. широкие вол-го-уральские просторы были заняты полукочевыми мадьярами (древними венграми), прародина которых находилась также где-то на востоке, скорее всего, в южно-сибирских степях. Одной из групп населения «Великой Венгрии» принадлежал уникальный могильник у нынешнего села Большие Тиганы Алексеевского района Республики Татарстан. В IX в. из районов Верхнего Прикамья на территорию Среднего Поволжья пришло финно-угорское население.

Со всеми этими племенами булгары вошли в тесный контакт. Некоторые из них, например, древние мадьяры вынуждены были вскоре покинуть территорию Волго-Камья. Они ушли на запад и достигли берегов Среднего Дуная, где образовали Венгерское королевство. Оставшееся население, приняв общее название булгар, создало свое государство Волжскую Булгарию.

В конце I тыс. н.э. булгарское общество стояло на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Этому в немалой степени способствовало развитие экономики, в первую очередь пашенного земледелия, ремесла, внутренней и внешней торговли. Перемены в хозяйстве ускорили процесс расслоения общества на отдельные группы людей, отличающиеся степенью богатства.

Ранние булгары, заняв волго-камские лесостепные районы, в дальнейшем использовали военно-политическую силу. В условиях, когда шел процесс «завоевания родины», нередко случались военные столкновения с местными племенами. Это привело к усилению военно-племенной знати. Она уже давно выделилась в особую привилегированную группу и окружала себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Дружинники совершали военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения.

Население было обложено регулярными повинностями и налогами. Тем самым появился источник средств, шедших на содержание аппарата управления, местных князей и их дружин.

Общим итогом явилось возникновение государства. Оно было призвано держать в повиновении население страны, обеспечивать защиту ее границ от внешних врагов, проводить внутреннюю и внешнюю политику. Окончательно государство волжских булгар сложилось в начале X в. Характерно, что в это время булгарский эмир организует чеканку монет (902-908 гг.), делаются первые шаги по установлению дипломатических отношений с Багдадским халифатом (921-922 гг.). Тогда же булгары принимают новую религию-ислам, начинается строительство городов и крепостей.

Настоящий город это крупное поселение, территория которого обнесена сильными укреплениями, а население занято в основном ремеслами и торговлей. Он же административный и культурный центр большой округи. Площади таких городов достигали нескольких десятков, а то и сотен гектаров. В центре города обычно жило высшее сословие, люди, управляющие государством, богатые и знатные горожане. Там же шумели базары, вблизи находились мечети и медресе. А мастерские ремесленников, составляя отдельную слободу, располагались дальше от центра.

Возле села Билярска Алексеевского района Республики Татарстан в живописной местности на левом берегу реки Малый Черемшан находятся развалины огромного средневекового города. Это знаменитое Билярское городище. Биляр принадлежал к числу крупнейших городов средневековой мировой цивилизации. Недаром в древнерусских летописях он именуется Великим городом. Крупнейшие русские города Киев, Чернигов, Переяславль перед монгольским нашествием занимали площадь около 100 гектаров в пределах укреплений. Им намного уступали Смоленск, Суздаль, Владимир, Рязань и Псков. Крупнейшие города Западной Европы Париж, Милан, Лондон, Неаполь, Кельн имели площадь от 200 до 400 гектаров. Площадь Биляра составляла почти 800 гектаров.

Оборонительные укрепления делили территорию Биляра на две части внутренний и внешний город. За пределами города располагался обширный посад. Биляр имел широкие международные связи. Об этом говорят находки большого количества изделий из стран Ближнего Востока и Средней Азии, Кавказа и Византии, Древней Руси и Скандинавии. Биляр являлся экономическим, политическим и культурным центром Волжской Болгарии. Это была столица государства. В ней жили ученые, поэты, писатели, богословы. Здесь творил великий булгарский поэт Кул Гали, автор вечно живой поэмы «Кыйссаи Йусуф».

Среди множества больших и малых городов Булгарии своими шумными базарами, громкими голосами прибывших со всех концов мира купцов выделялся Болгар на Волге. Это был тогда небольшой город, но благодаря своему расположению на пересечении торговых путей он имел значение крупнейшего в Среднем Поволжье международного купеческого центра.

Недалеко от Болгара, на Ага-Базаре, действовала главная торговая пристань страны. Здесь находились караван-сараи и специальные помещения для хранения товаров. Сам город был населен в основном ремесленниками и людьми, обслуживавшими торговцев. Никаких крупных общественных зданий в Волгаре еще не строили, жили в наземных бревенчатых домах с подпольями.

Вторым после Биляра крупным городом страны был Сувар. Мусульманское население обоих городов достигает 10 тысяч человек. Их дома построены из дерева. В них живут зимой, а летом перебираются в войлочные юрты».

Развалины Сувара находятся в Спасском районе республики в 4 километрах от села Кузнечиха, на реке Утка. Сувар был полностью разрушен во время монгольских походов в 1236 г. Впоследствии он так и не мог возродиться.

Центральным городом булгар, живших на правом берегу Волги, являлся Ошель. Это также был один из самых крупных торгово-ремесленных пунктов государства. Его остатки сохранились в Тетюшском районе республики около деревни Богдашкино. Город состоял из двух частей, укрепленных земляными валами и деревянными стенами. Его общая площадь достигала почти 80 гектаров. В 1220 г. Ошель был захвачен и сожжен дружиной русского князя.

На берегу Камы стоял город Джукетау, (его развалины находятся у западной окраины Чистополя). Центральная часть Джукетау, укрепленная тремя рядами валов и рвов, занимала высокий мыс при впадении Килевки в Каму. Напротив укрепленной цитадели, через речку Килевку, на широкой ровной площадке располагалась ремесленная слобода. В X начале XIII вв. Джукетау был относительно небольшим городом и считался центром нижнекамской группы булгар. Его расцвет относится к более позднему золотоордынскому периоду. Еще совсем недавно в числе булгарских городов Х-ХШ вв. не упоминалась Казань. Результаты новых археологических раскопок дали возможность ученым совсем по иному оценить древнейшие периоды истории нашей столицы. Оказалось, еще на рубеже X-XI столетий на высоком мысу, где в настоящее время расположен Кремль, возникло сильно укрепленное булгарское поселение. В скором времени оно превратилось в один из крупных центров международной торговли. Здесь обнаружены вещи, привезенные из стран Западной Европы, Средней Азии и Ближнего Востока, а также Киевской Руси. Среди этих находок особый интерес вызывает чешская монета князя Вацлава, чеканенная в 929-930 гг. в Праге.

К числу известных и крупных городов Волжской Булгарии принадлежали также Кашан на правом берегу Камы; Елабуга, где до сих пор сохранилась угловая башня от мечети-крепости XI-XII вв.; Муромский городок на Самарской Луке, Юлово в Пензенской и Рождественское городище в Пермской областях. Некоторые из них являлись политическими и экономическими центрами отдельных территориальных групп булгар.

Таким образом, со временем булгарские города стали крупнейшими центрами ремесла, торговли и культуры. В них развивалась каменная и кирпичная архитектура, представленная дворцами правителей, мечетями, караван-сараями и общественными банями. О ярком расцвете городской культуры Волжской Булгарии свидетельствуют археологические исследования последних лет.

Волжская Булгария была государством раннефеодального типа. Во главе государства стоял эмир или эльтебер (предводитель, глава страны). Сведений о булгарских правителях сохранилось очень мало. Первым эмиром был Алмуш, который после принятия ислама стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. Его имя стоит на первых булгарских монетах 902-908 гг. При правлении Алмуша в 922 г. прибыло в страну Багдадское посольство и состоялось официальное принятие ислама.

После Алмуша на престол сел его сын Микаил ибн Джагфар, который также выпускал монеты. В 940-х годах правил Абдулла ибн Микаил; на монетах 970-980-х гг. сохранились имена двух эмиров Мумина ибн Хасана и Мумина ибн Ахмеда. По сообщению одного персидского источника, в 1024-1025 гг. «государем Булгара» был эмир Абу-Исхак Ибрахим ибн Мухаммед.

Булгарскому эмиру подчинялись «цари его земли» правители отдельных земель-областей. До образования централизованного государства каждое булгарское племя имело своих князей-предводителей. Так, Суварское княжество было полностью подчинено булгарскому эмиру только в 970-х гг., а до этого его правители чеканили даже свои собственные монеты.

К правящей верхушке принадлежали также предводители боевых дружин, беки, представители высшего духовенства.

Основное население страны составлял «простой народ»: земледельцы, ремесленники, торговцы. Они выполняли различные феодальные повинности в пользу государства, но были лично не зависимы от светских и духовных феодалов. Сельская (земледельческая) община владела землей сообща: «каждый, кто что-либо посеял, берет это для самого себя. У царя нет на это никакого права» (Ибн Фадлан).

Таким образом, в Волжской Булгарии существовала государственная форма эксплуатации населения. Она не предполагала обязательное лишение земледельцев земельной собственности и личной свободы. Эти черты были присущи многим раннефеодальным обществам.





error: Контент защищен !!