Русский язык имеет большое международное значение. Международное значение русского языка

Урок 1. Международное значение русского языка.

Краткий экскурс в историю возникновения русского языка.

Язык – это, пожалуй, главный фактор национальной идентификации личности. Он заставляет нас говорить, мыслить и даже чувствовать определённым образом, что и формирует уникальную особенность восприятия и оценки окружающего мира носителями данного языка. И чем богаче и разнообразнее язык, тем больший потенциал интеллектуального развития имеет его носитель, ведь богатство, многогранность языковых форм и элементов обуславливают глубину мышления человека. И этот поистине бесценный дар мы получили в наследство от наших предков.

Русский язык – это невообразимо древний язык, которым пользуются многие высокоразвитые цивилизации нашей необъятной Вселенной...

В наше время каждую секунду произносятся, пишутся, передаются в эфир миллиарды слов. И не важно, на каком языке она прозвучала, не важно, кем она произнесена, главное - откуда произошли эти слова и вообще, как возник язык, а именно русский. Мы с вами знаем, что русский язык относится к крупнейшим языкам мира: по числу говорящих на нем он занимает пятое место. А как же он возник? Где он берет начало? Откуда его корни?
Предком современных русского, украинского, белорусского языков был древнерусский (или восточнославянский) язык. В его истории можно выделить две основные эпохи: дописьменную (от распада праславянского языка до конца X в.) и письменную. Каким был этот язык до возникновения письменности, можно узнать лишь путем сравнительно-исторического изучения славянских и индоевропейских языков, так как никакой древнерусской письменности в то время не существовало.

Распад древнерусского языка привел к возникновению русского (или великорусского) языка, отличного от украинского и белорусского. Это произошло в XIV веке, хотя уже в ХП-Х1П веках в древнерусском языке наметились явления, отличавшие диалекты предков великорусов, украинцев и белорусов друг от друга. В основу современного русского языка легли северные и северо-восточные диалекты Древней Руси (кстати, русский литературный язык также имеет диалектную основу: ее составили центральные средневеликорусские акающие говоры Москвы и окружавших столицу деревень).

Современный русский язык является продолжением древнерусского (восточнославянского) языка. Славянские языки по-прежнему хранят многие индоевропейские древности, как в грамматике, так и в лексике. (Правда, самыми консервативными из живых индоевропейских языков являются балтийские: литовский и латышский.) Это древнее наследие и делает русский (как, впрочем, и остальные славянские) таким сложным, но и таким симпатичным! На древнерусском языке говорили восточнославянские племена, образовавшие в 9 веке древнерусскую народность в пределах Киевского государства. Этот язык обладал большим сходством языками других славянских народов, но уже отличался некоторыми фонетическими и лексическими особенностями. Все славянские языки (польский, чешский, словацкий, сербохорватский, словенский, македонский, болгарский, украинский, белорусский, русский) происходят от общего корня - единого праславянского языка, существовавшего, вероятно, до 10-11 вв. В 14-15 вв. в результате распада Киевского государства на основе единого языка древнерусской народности возникло три самостоятельных языка: русский, украинский и белорусский, которые с образованием наций оформились в национальные языки. 2. Становление и развитие книжно-письменной традиции на Руси и основные этапы истории русского языка Первые написанные кириллицей тексты появились у восточных славян в 10 веке. К 1-ой пол. 10 в. относится надпись на корчаге (сосуде) из Гнездова (под Смоленском). Это, вероятно, надпись, указывающая имя владельца. От 2-ой пол. 10 в. также сохранился ряд надписей, обозначавших принадлежность предметов. После крещения Руси в 988 году возникла книжная письменность. Летопись сообщает о многих писцах, работавших при Ярославе Мудром. Переписывались преимущественно богослужебные книги. Оригиналами для восточнославянских рукописных книг служили в основном рукописи южнославянские, восходящие к трудам учеников создателей славянского письма Кирилла и Мефодия. В процессе переписки происходило приспособление языка оригиналов к восточнославянскому языку и формировался древнерусский книжный язык - русский извод (вариант) церковно-славянского язык.

Итак, мы можем сделать вывод о том, что е стественное возникновение языка – это длительный, сложный процесс, занимающий многие тысячи веков.

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не горами) русский язык станут изучть по всем меридианам земного шара.

А.Н. Толстой (1958)

Итак давайте разберемся, что значит это высказывание автора. Велико значение русского языка, объясняется это тем, что он выступает в разных условиях и как родной язык русского народа, и как государственный язык Российской Федерации, и как один из мировых языков общения в ближнем и дальнем зарубежье. Мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населённых людьми, для которых они изначально родные. Мировые языки охватывают международные сферы – дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные стран, они изучаются в качестве иностранных языков, т.е. как обязательный предмет в Вузах и школах большинства стран мира. Эти языки являются рабочими языками, ООН официально признает мировыми языками семь: английский, французский, испанский, русский, арабский, китайский и хинди. Любой документ в ООН распространяется на этих языках.

Русский я зык стал общепризнанным мировым языком с середины 20века. Его мировое значение обусловлено тем, что это один из богатейших языков мира, на котором создана величайшая художественная литература. Русский язык один из индоевропейских языков, родственный многим славянским языкам.


Многие слова русского языка вошли во многие языки народов мира без перевода. Эти заимствования из русского языка наблюдаются с давних пор, ещё в 16-17 веках европейцы через русский язык узнали слова: кремль, царь, боярин, казак, кафтан, изба, балалайка, копейка, самовар, сарафан, частушка и многие другие. Как свидетельство внимания политической жизни России других стран в языки народов мира вошли слова как: перестройка, гласность, коммунизм. Богатство русского языка и созданной на нём литературы вызывает интерес к этому языку во всём мире. его изучают не только школьники, студенты, но и взрослые люди с целью оказания помощи в обучении русскому языку. В Париже в 1967г. был создан МАПРЯЛ – Международная Ассоциация Преподавателей Русского Языка и Литературы. МАПРЯЛ издаёт для зарубежных преподавателей русского языка учебники и проводит международные олимпиады среди школьников.

На уроке поговорим о международном значении русского языка, узнаем, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.

Главенствующее положение в политической, экономической и научной жизни мирового сообщества занимает английский. Но русский язык все же занимает важное международное положение, он является одним из шести официальных языков ООН (Рис. 1).

Рис. 1. Языки ООН

На этих языках обсуждаются вопросы мирового значения, что возлагает большую ответственность на человека, который говорит и переводит. Диалог между странами и народами - важная языковая миссия.

Овладеть русским языком хотят много иностранцев, даже те, у кого нет цели ведения бизнеса или туризма. Его хотят знать, потому что это язык русской литературы, язык Толстого, Достоевского, Чехова, Бунина. Чтение литературы в оригинале приносит другие ощущения, другое понимание. Русский язык независимо от мировых тенденций остается языком культуры.

Нам необходимо изучать русский язык по таким причинам (Рис. 2):

Рис. 2. Причины изучения русского языка

Развитие современных технологий, Интернета, автокоррекции не отменяет важность изучения языка, потому что необходимо знать те места, где можно допустить ошибку и когда обратиться к помощи.

Человек, не знающий собственного языка, его правил, может стать объектом насмешек. Незнание законов правописания и неуклюжая речь может помешать карьере.

На уроке мы поговорили о международном значении русского языка, почему важно его сохранить в мире, который стремительно меняется, и зачем учить русский язык в школе.

Домашнее задание

  1. Какое имеет международное положение русский язык?
  2. Почему русский язык называют языком культуры?
  3. Что нам дает изучение русского языка в школе?
  1. Авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. и др. М.: БАЛАСС, 2012.
  2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. Русский язык. 9 класс. Учебник. М.: Просвещение, 2014.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 9 класс. Учебник. М., 2011.
  4. Русский язык. Практика. 9 класс. / Под ред. Пичугова Ю.С. М.: Дрофа, 2012.

«И мы сохраним тебя, русский язык, великое русское слово…» - это слова поэтессы Анны Ахматовой, не теряющие актуальности на протяжении нескольких десятилетий. Процветание национальной культуры напрямую зависит от отношения народа к своей истории. Русский язык прошел долгий путь развития. Сегодня, задумываясь над тем, каково международное значение русского языка, достаточно взглянуть на статистические данные. Более 250 миллионов говорящих на нем из всех стран мира - цифра более чем внушительная.

Временные границы понятия «современный русский язык»

Говоря о современности какого-либо явления, справедливо поразмышлять над тем, когда начинается эта современность. Филологи высказали три точки зрения о понятии «современный русский язык». Так, он начинается:

  1. Со времен А. С. Пушкина. Великий русский поэт, как считают исследователи, подарил России вариант литературного русского языка, которым все пользуются поныне, даже несмотря на присутствие в лексике Александра Сергеевича историзмов и архаизмов.
  2. После победы Октябрьской революции. До 1917 года алфавит и особенности письма в русском языке значительно отличались от нынешних. Яркий пример тому - буква «еръ» ("ъ") в конце некоторых слов, которая сейчас называется твердым знаком.
  3. После распада СССР. В последние два десятилетия русский язык стал изменяться, что объясняется стремительностью технического прогресса. Также этому способствовали международные контакты - лексика одной страны находила применение в другой. Значение современного русского языка велико для поэтому лингвисты прилагают все усилия для его развития.

Распространение в мире

Русский язык стал родным для множества людей, проживающих на территории России, в странах СНГ и за рубежом, и занимает в данном аспекте восьмое место. По численности говорящих он вошел в пятерку наиболее распространенных: 260 миллионов человек могут на нем свободно мыслить и изъясняться. Он уступает лишь английскому (1,5 миллиарда), китайскому (1,4 миллиарда), хинди (600 миллионов), испанскому (500 миллионов) и арабскому (350 миллионов). Наглядная карта демонстрирует международное значение русского языка, поскольку на нем говорят в странах Восточной Европы, Балтии и Закавказья, Финляндии, Германии, КНР, Монголии, США и Австралии. В России им владеет 99,5 % всего населения. Это достаточно убедительная цифра по сравнению с другими государствами.

Русский язык в регионах

Причиной образования диалектов и социолектов нередко становится большой ареал распространения того или иного говора. Так, на базе русского возникли следующие смешанные и производные языки: суржик (Украина), трасянка (Беларусь), руссенорск и многие другие. Диалекты характерны для небольших территорий. В разных населенных пунктах лексика может значительно отличаться.

За рубежом (Германия, США, Израиль) формируются целые русскоязычные кварталы, некоторые из которых существуют довольно изолированно от остальных. Это происходит, когда количество переселенцев из России становится достаточным для формирования своего рода общин. Благодаря этому растет интерес иностранных граждан к культуре стран СНГ. Значение русского языка в жизни немцев, американцев, британцев значительно возрастает.

День памяти

По инициативе ЮНЕСКО человечество получило возможность сохранять материальное и нематериальное наследие многих народов. Так, ежегодно 21 февраля празднуется Международный день родного языка на протяжении пяти лет. Именно подобные мероприятия позволяют задуматься о значении наследия собственного народа и заслугах на мировой арене.

Для россиян день рождения Александра Сергеевича Пушкина стал ближе 5 лет назад, когда 6 июня был провозглашен Это связано с неоценимым вкладом писателя в развитие культуры. Международное значение русского языка признано во многих братских государствах, поэтому этот день отмечают в школах и университетах стран СНГ. В здании генеральной ассамблеи ООН торжество сопровождается познавательными лекциями, просмотрами кинофильмов, проведением конкурсов чтецов.

Русский язык в международном сотрудничестве

В настоящее время становится проблемным найти единое средство коммуникации для 250 стран. Каждый гражданин с почетом относится к культурному наследию своего государства и предпочитает разговаривать исключительно на своем языке. Для мирового сообщества эта сложность была искоренена с утверждением так называемых мировых языков, к числу которых относят и русский. Сегодня он является средством осуществления коммуникаций на телевидении, авиалиниях, в торговле. Безусловно, великое значение русского языка обусловлено тем, что на нем разговаривают миллионы людей из разных точек со всего света. Каждый интеллигентный человек почтет за честь процитировать великие мысли Михаила Васильевича Ломоносова, Александра Николаевича Толстого и других передовых писателей России.

Международное значение русского языка в цифрах

В мире насчитывается около 2000 национальностей, каждая из которых стремится использовать в быту родную речь. Для многих людей русский язык стал вторым по значимости по нескольким причинам. После распада СССР жители Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана, Украины и Республики Беларусь не отказались от русского языка как официального, поэтому на нем ведутся многочисленные теле- и радиовещания, переговоры. В сферах международного общения он используется учеными, дипломатами, политиками.

Русский язык наравне с английским, французским, китайским, арабским и испанским входит в шестерку Это значит, что политические деятели из России имеют возможность свободно излагать свои мысли на международных конференциях. Глобальное значение русского языка в мире объясняется и тем, что по количеству владеющих им людей он занимает пятое место.

Русская лексикография

Слова любого говора фиксируются в словарях, которые построены с учетом использования их иностранными гражданами. Значение русского языка в мире настолько велико, что люди всех стран увлеченно познают все его тонкости, узнают значение новых слов и выражений из словарей, которые можно подразделить на энциклопедические и лингвистические. Важнейшими являются толковые словари, первый из которых вышел в конце 18 века в шести томах. Разумеется, из года в год подобные издания обновляются. Большую ценность представляет словарь живого великорусского языка, первый вариант которого увидел свет в 1863 году, а в 2013 году вышел школьный однотомник. Задумываясь над тем, какого значение русского языка, стоит обратить внимание на труды ученых-лингвистов, благодаря которым язык совершенствуется и процветает. Многотомные словари позволяют изучать все особенности фонетики и орфоэпии как коренным гражданам России, так и иностранцам.

Цели урока: 1) познакомить учащихся с содержанием понятия «мировые языки», критериями выдвижения языка на роль мирового, с функциями русского языка как мирового; 2) научить составлять тезисы, формулировать общий для нескольких текстов тезис, ставить к тексту вопросы, выявляющие его проблематику, определять общую тему для нескольких текстов; 3) углубить знания о роли русского языка в развитии мировой литературы.

I. Сообщение темы урока, запись её на доске и в тетрадях.

Вводная беседа о мировых языках.

Учащиеся отвечают на вопросы:

Каким условиям должен удовлетворять язык, чтобы считаться мировым?

Какая разница между языком родным, межнациональным (народов одной страны) и мировым?

Почему русский язык стал мировым языком?

Примеры высказываний:

«Мировые языки охватывают международные сферы - дипломатию, мировую торговлю, туризм. На них общаются учёные разных стран. Они принимаются как рабочие языки ООН и других международных организаций и съездов, а также как иностранные языки, т. е. обязательный предмет обучения в вузах и школах большинства государств мира. Международное общение обеспечивает группа наиболее развитых мировых языков, так называемый клуб мировых языков. Состав мировых языков изменчив. Выдвижение того или иного языка на роль мирового определяется общечеловеческой значимостью всей культуры, созданной на данном языке.

Русский язык - это национальный язык Русского народа, язык русской нации. На территории Российской Федерации русский язык, родной язык русского народа, является государственным языком. В связи с тем что в Российской Федерации проживают люди различных национальностей, русский язык выполняет функцию межнационального общения. С помощью русского языка как средства общения решаются многие проблемы общегосударственного значения.

Кроме того, русский язык помогает приобщиться к богатствам русской и мировой научной мысли и культуры.

Русский язык стал общепризнанным мировым языком с середины ХХ века. Его общечеловеческая ценность связывается с богатейшей русской классической и советской художественной литературой и непревзойдёнными по качеству и количеству переводами на русский язык литературы всех языков мира. Принятие человечеством русского языка как мирового связано с авторитетом, ролью страны этого языка в истории и современности. Он применяется в самых различных сферах международного общения: например, выступает в функции «языка науки» - средства общения учёных разных стран, является необходимой принадлежностью мировых систем коммуникации. Русский язык - один из официальных и рабочих языков ООН, ЮНЕСКО и других международных организаций. Выдвижение, становление и функционирование любого языка, в том числе и русского, в межнациональном и международном общении, вхождение его в «клуб мировых языков» зависит от языковых и социальных факторов.

II. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упр. 1 учащиеся выделяют в тексте три абзаца, ставят к ним вопросы по проблематике текста, подбирают к тексту заголовок. Вопросы к тексту упр. 1 записывают в тетрадь.

Каковы условия выдвижения языка на роль мирового?

Какое место занимает русский язык среди других языков мира? Почему он получил мировое признание?

2. В упр. 2 учащиеся записывают на основе обоих текстов общий тезис. Учитель проводит словарно-семантическую работу, опираясь на выдержку из «Словаря русского языка» в 4 томах под ред. А. П. Евгеньевой.

Тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т. п. Тезисы выступления.

Рекомендации учителю: следует обратить внимание на строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяется преамбула, основное тезисное положение, заключительный тезис. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. Тезисы являются одним из наиболее устойчивых с точки зрения нормативности жанров научного стиля, поэтому нарушение чистоты, жанровой определённости, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы.

Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов текстом сообщения, резюме, рефератом, аннотацией, проспектом, планом, смешение форм разных жанров. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей. Записать прочитанное в виде тезисов - значит записать опорные мысли текста. Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений, в развёрнутом виде, т. е. с дополнительными утверждениями.

Тезисы - один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями. Они полнее всего позволяют обобщать материал, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, т. е. применяются, когда надо дать представление о сути проблемы. Тезисы составляются при повторном чтении.

3. Выполнение творческих заданий по группам (по выбору учащихся):

а) первая группа пишет сжатое изложение, используя приём исключения подробностей (упр. 3 или 5 на с. 4-5);

б) вторая группа пишет выборочное изложение о заслугах В. И. Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка (упр. 6 на с. 6-7).

II. Закрепление материала.

На доске проектируются тексты с заданием.

1. Подберите к первому тексту заглавие, запишите вопросы, выявляющие проблематику текста.

Большую роль в возрастании интереса к русскому языку сыграла русская классическая литература ХIХ века. В ХХ веке влияние бывшего СССР на общемировой процесс развития, успехи России, связанные с космонавтикой, с накоплением больших массивов научной информации и культурных ценностей мирового значения, расширили границы распространения русского языка.

(Энциклопедия «Русский язык»)

2. Определите главную мысль в высказывании Дмитрия Сергеевича Лихачёва о русском языке.

Рождению русской литературы способствовал превосходный, гибкий и лаконичный русский язык, достигший ко времени возникновения русской литературы высокого уровня развития. Это был язык с обширным словарным составом, с развитой терминологией - юридической, военной, феодальной, технической; обильный синонимами, способными отразить различные Эмоциональные оттенки…

IV. Подведение итогов урока с учётом цели, поставленной перед учащимися. Внимание обращается на следующие вопросы:

Что учитывается при отнесении русского языка к числу мировых?

Каково место русского языка среди других языков мира?

Чем обусловлена популярность русского языка среди других языков мира?

V. Домашнее задание дифференцированного характера:

а) первая группа выполняет упр. 4;





error: Контент защищен !!