Как древние люди представляли себе Вселенную презентация к уроку по географии (5 класс) на тему. История астрономии

На данном уроке мы узнаем о том, что такое Вселенная, как она устроена. Мы откроем для себя мир загадочного и непостижимого космического пространства. Поговорим о том, как представляли себе Вселенную древние цивилизации. Познакомимся с учеными, представления которых заняли важное место в развитии науки.

Тема: Вселенная

Урок: Как древние люди представляли себе Вселенную

Как мы выяснили, методы познания могут быть разными. Задачи и цели, поставленные перед изучением, тоже различны. Но единственным самым важным останется интерес познания мира, Вселенной, живого и неживого. Что же такое Вселенная?

Определение. Вселенная - это безграничное космическое пространство и все, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль.

Если вглядываться в звездное небо, то мы увидим различные звездные созвездия, солнечные системы, Луну - все они составляющие Вселенной, даже звезды, которые невозможно увидеть без помощи специальных приборов - телескопов (рис. 1).

В древние времена не существовало таких телескопов, и люди тысячелетиями наблюдали за движением Луны, Солнца, планет, поэтому понятно, что современные взгляды о строении Вселенной возникли не моментально, а складывались постепенно, и самые ранние воззрения значительно отличались от того, что мы знаем сегодня. Различные народы мира по-разному представляли Вселенную.

Согласно представлениям древних индийцев, наша Земля была, как полусфера, которая опиралась на спины огромных слонов, которые стояли на гигантской черепахе. Черепаха опиралась на змею, которая замыкала пространство и олицетворяла собой мир (рис. 2).

К примеру, египтяне иначе представляли себе устройство Вселенной. Их воззрения выражались в форме мифа.

Бог земли - Геб и богиня неба - Нут очень любили друг друга, и поэтому вначале наша Вселенная была слита воедино. Каждый вечер Нут рождала звезды, которые появлялись на небе. Каждое утро перед восходом солнца она проглатывала их. И так продолжалось изо дня в день, из года в год, пока Геб не начал раздражаться, из-за чего назвал Нут свиньей, которая поедает своих поросят. Тогда вмешался бог солнца - Ра и позвал бога ветра - Шу для того, чтобы он разделил небо и землю. Так Нут вознеслась на небо в виде коровы. Иногда на помощь своему мужу Шу приходила Технуд, но она очень быстро уставала поддерживать небесную корову и начинала плакать, а ее слезы падали дождем на землю (рис. 3).

Огромной горой представляли себе землю древние вавилоняне. На западе этой горы располагалась Вавилония, которую с востока окружали горы, а на юге было море. Море в целом окружало и всю эту гору, и на нем сверху, в виде перевернутой чаши, находилось небо. Жители Вавилонии думали, что на небе тоже есть суша и вода, возможно, даже есть жизнь. Небесная суша — это пояс 12 созвездий Зодиака: Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей, Рыбы. Также они считали, что солнце выходит и входит обратно в море (рис. 4). Наблюдаемые явления природы они так и не смогли объяснить.

Иначе представляли себе Землю древние евреи. Они жили на равнине, и Земля казалась им равниной, на которой кое-где возвышаются горы. Особое место в мироздании евреи отводили ветрам, которые приносят с собой дождь или засуху. Обиталище ветров, по их мнению, находилось в нижнем поясе неба и отделяло собой Землю от небесных вод: снега, дождя и града. Под Землей находятся воды, от которых кверху идут каналы, питающие моря и реки. Представления о форме всей Земли у древних евреев, по-видимому, не было.

Древние греки внесли большой вклад в развитие взглядов о строении Вселенной. Например, философ Фалес (рис. 5) представлял Вселенную в виде жидкой массы, внутри которой находится большой пузырь, имеющий форму полушария. Вогнутая поверхность этого пузыря — небесный свод, а на нижней, плоской поверхности, наподобие пробки, плавает плоская Земля. Нетрудно догадаться, что представление о Земле как о плавающем острове Фалес основывал на том факте, что Греция расположена на островах. Пифагор (рис. 6) первым предположил, что наша Земля не плоская, а похожа на шар. А Аристотель (рис. 7) развивая эту гипотезу, создал новую модель мира, согласно которой в центре располагается неподвижная Земля и ее окружают восемь твердых и прозрачных сфер. Девятая - обеспечивала движение всех небесных сфер. По этим воззрениям к восьми сферам были прикреплены Солнце, Луна и известные на тот период планеты (рис. 8). Взгляды Аристотеля разделяли не все ученые. Ближе всех к истине подобрался Аристарх Самосский, потому что он считал, что в центре Вселенной располагается не Земля, а Солнце, но доказать это он не смог. Впоследствии его взгляды были забыты на долгие годы.

Воззрения Аристотеля на долгое время укрепились в науке, так, например древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в центре Вселенной также располагал неподвижную Землю, вокруг которой вращались Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн. Вся Вселенная была ограничена сферой неподвижных звезд. Все эти воззрения ученый изложил в своем труде «Математическое построение в астрономии». Взгляды Клавдия Птолемея просуществовали более ХІІІ веков и долгое время являлись настольной книгой многих поколений астрономов.

Рис. 7

На следующем уроке мы поговорим о дальнейшем развитии взглядов на Вселенную.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.: ил.

2. Андреева А.Е. Природоведение 5. / Под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. - М.: Мнемозина.

3. Сергеев Б.Ф., Тиходеев О.Н., Тиходеева М.Ю. Природоведение 5.- М.: Астрель.

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н., Природоведение: учеб. для 3,5 кл. сред. шк. - 8-е изд. - М.: Просвещение, 1992. - с. 150, задания и вопросы. 3.

2. Изложите интересные факты, которые касаются взглядов древних греков на строение Вселенной.

3. Представьте, что вам необходимо провести наблюдение за звездным небом. Продумайте и опишите последовательность действий, которые вы будете выполнять.

4. * Придумайте новую Вселенную. Опишите, что в ней находится. Как называются планеты и созвездия? Как они взаимодействуют между собой?

Слайд 3

Наша планета Земля –часть необъятной Вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

Слайд 4

Тысячелетиями люди восхищались звездным небом, наблюдали за движением Солнца, Луны, планет. И всегда задавали себе вопрос: как же устроена Вселенная?

Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

Слайд 5

Древняя Индия

  • Слайд 6

    Картина мира по представлению древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба, слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу (от восхода до заката).

    Слайд 7

    Древний Вавилон

    Вавилоняне представляли Землю в виде горы, на западном склоне которой находится Вавилония. Они заметили, что к югу от Вавилона - море, а на востоке расположены горы, через которые не решались переходить. Поэтому им и казалось, что Вавилония расположена на западном склоне «мировой» горы. Гора эта круглая, и окружена она морем, а на море, как опрокинутая чаша, опирается твердое небо - небесный мир. На небе, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Небесная суша - это пояс созвездий Зодиака, как плотина, протянувшаяся среди небесного моря. По этому поясу суши движутся Солнце, Луна и пять планет.

    Слайд 8

    Вот как представляли себе вселенную славяне.Предположительно, мир славян состоит из 9 слоев - подземный мир, мир людей, и семь небесных сфер. Начнем наше краткое описание с Подземного мира - Пекла. У южных и западных славян нижнее царство было горячо и огненно. Однако часто подземный мир был водным, в его темных глубинах обитал Ящер - крокодил, хозяин обители ушедших предков. Над ним возвышался мир людей, Белый свет. Питает его плодородная пашня - Мать Сыра Земля. Люди - мужчины и женщины - проводят время в труде и битвах, рождаются и умирают. Они благодарят Землю, Воду и Солнце, Судьбу и Военную Силу, Рождение и Смерть, всему уделяют внимание, чтобы не принимать дары без всякого ответа на них.

    Над Белым светом возвышаются небесные сферы. Их наполняют небесные воды - хляби, по ним ходит Солнце - Дажьбог, а на самом верху, на седьмом небе расположен светлый Ирий - рай.

    Слайд 9

    Очень много для развития взглядов о строении Вселенной сделали древнегреческие ученые. Один из них - Пифагор (около 580 - 500 гг. до н.э.)

    Он первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

    Слайд 10

    Правильность этого предположения доказал другой великий грек - Аристотель (384 – 322 до н.э.)

    Слайд 11

    Модель Вселенной по Аристотелю

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Тема нашего урока: «Как древние люди представляли себе Вселенную» География 5 класс Учитель: Дрозд В.Г.

    Цель урока: изучить ранее представления о Вселенной.

    Вы, наверное, не раз слышали слово «Вселенная». Что это такое? Вселенная – Это космическое пространство и всё, что его заполняет: небесные тела, газ, пыль Иными словами, это весь мир. Наша планета – часть необъятной вселенной, одно из бесчисленных небесных тел

    Современные представления о строении Вселенной складывались постепенно. В древности они были совсем не такими, как сейчас. Долгое время центром Вселенной считалась Земля.

    Представления древних народов о Вселенной

    Представления древних индийцев

    Представление жителей Месопотамии По их мнению, Земля –это гора, которую со всех сторон окружает море и которая держится на 12 колоннах.

    Иной виделась Вселенная народам Вавилона.. Земля, по их мнению, это гора, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо.

    Физминутка Я из тьмы на вас смотрела Вместе с тысячей подруг, (Звезда встает в полный рост, поднимает руки и смотрит вверх.) Я сверкала и блестела, (Звезда ритмично то прижимает согнутые в локтях руки с сжатыми в кулаки пальцами к бокам, то разводит их в стороны, растопырив пальцы, изображая свое свечение) А потом упала вдруг. (Звезда снова приседает на корточки.)

    Пифагор (ок. 580-500 до н. э.) Великий древнегреческий математик. Первым предположил, что Земля не плоская, а имеет форму шара.

    Аристотель (384-322 до н. э.) Система мира по Аристотелю

    Аристарх Самосский (320-250 до н. э.) Древнегреческий ученый. Считал, что центром Вселенной является не Земля,а Солнце

    Клавдий Птолемей (ок. 90-160 н. э.)

    Задание. Используя, материал учебника заполни таблицу Имя ученого Представление о Вселенной Аристотель(384-322 г. до н.э.) Создал модель Вселенной.Считал, что в центре Вселенной расположена неподвижная Земля вокруг которой вращаются 8 небесных сфер Аристарх Самосский (320-250 г до н.э) Считал, что центр Вселенной это Солнце, а Земля и другие планеты движутся вокруг него Клавдий Птолемей (ок. 90-160 г. н.э) Разработал систему мира, в центре которой Земля и вокруг которой вращаются пять планет, Луна и Солнце).Написал труд «Великое математическое построение астрономии» в 13 книгах.

    Проверьте свои знания 1. Кто из древних учёных впервые предложил, что Земля имеет форму шара? А – Аристотель Б – Пифагор В – Птолемей 2. По мнению древних индейцев, Земля является: А – плоской и опирается на черепаху Б – круглой и опирается на спины гигантских слонов В – плоской и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе Г – круглой и опирается на спины гигантских слонов, которые, в свою очередь, покоятся на черепахе. 3.Первым из учёных, кто считал, что центром Вселенной является Земля, был: А – Пифагор Б – Аристотель В – Аристарх Самосский Г – Клавдий Птолемей 4.Сиситема Птолемея господствовала в науке на протяжении: А- 13 веков Б – 15 веков В – 10 веков Г – 8 веков

    Домашнее задание: 1. Параграф 8 и нарисовать рисунок « Представление древних народов о вселенной» 2. Параграф 8, подготовить сообщение о представлениях древних народов о Вселенной 3. Параграф 8, подготовьте презентацию по теме.

    Спасибо за внимание!


    В древности у людей отсутствовали мощные телескопы и все представления о Вселенной и Земле основывались на собственных наблюдениях за ходом Солнца, Луны и мифологии. Благодаря развитию мореплавания и различным исследованиям человечество все же пришло к тому пониманию строения мира, которое известно нам.

    Представление о Вселенной в Древнем Вавилоне

    Вавилоняне представляли Вселенную в качестве безграничного Океана, по которому плавает перевернутая чаша, удерживающая на себе небесный свод. Это мировоззрение основывалось на том, что на юге жители Вавилона видели морскую гладь, а на восточной стороны — высокие горы, пересечь которое они не решались пересекать.

    Небесный свод, как и Земля, имел собственные поверхность, воду и атмосферу. Суша состояла из 12 зодиакальных созвездий – Рыб, Скорпиона, Девы, Тельца, Овна, Рака, Близнецов, Стрельца, Льва, Весов и Козерога. Солнце находилось в каждом созвездии примерно на протяжении одного месяца. Кроме Солнца, по небесной суше двигались 5 планет и Луна.

    Под Горой находилась бездна – место, куда попадают человеческие души после смерти. Каждую ночь Солнце опускалось в подземелье на западной стороне, чтобы на следующий день появиться на востоке .

    Вавилоняне видели, что Солнце каждый вечер исчезало из одной стороны и утром появлялось из другой. Их представление основывалось на наблюдениях за природными явлениями и ограниченности знаний и невозможности правильно их истолковать.

    Древние индийцы и египтяне

    Все слышали историю о том, что наша Земля на самом деле огромная полусфера, несущаяся на спинах трех огромных слонов. Их на своем панцире везет по бесконечной змее, символизирующей Вселенную, везет черепаха. Этом миф был придуман в Древней Индии.

    Мировоззрение египтян о Вселенной немного отличалось, однако оно тоже выражалось в мифической форме. Богиня неба Нут и бог земли Геб были влюблены друг в друга, а наш мир был одним целым. Нут каждый вечер создавала звезды, а утром глотала их, когда всходило солнца. Этот процесс длился годами, но Гебу это надоело и он обозвал богиню неба свиньей, поедающей поросят.

    В конфликт вмешался бог солнца Ра. Он вызвал бога ветра Шу, который разделил землю и небо. Нут поднялась на небо, Геб остался внизу, а Шу занял пространство между ними. Иногда к Шу прилетала его супруга Технуд, но ей было тяжело удерживать небесную богиню и она начинала плакать, поливая землю дождем из слез.

    Взгляды древних славян

    Славяне представляли Вселенную в виде яйца, которое снесла некая космическая птица. Желток яйца – это наша Земля. Его верхняя оболочка – это мир людей, а сердцевина – страна мертвых. Если в верхней части желтка день, то в нижней – ночь.

    Попасть в нижнюю часть можно через океан, окружавший Землю или выкопав сквозной колодец. На скорлупе яйца располагались еще девять небес:

    • солнце и звезды;
    • луна;
    • тучи и ветер;
    • твердь;
    • хлябь;
    • ирий и т.д.

    На небо, по мнению славян, можно было вскарабкаться по Мировому Древу, которое проходило через сердцевину, верхнюю оболочку яйца и 9 небес. Древо представляло собой огромный дуб на ветвях которого зреют все существующие травы и деревья.

    Представление о Вселенной в Древней Греции

    Греки внесли огромный вклад в современное представление Вселенной. Еще философ Фалес описывал Вселенную как жидкую массу, в которую погружен огромный пузырь в виде полушария. Выпуклая его часть представляла небесный свой, а плоская поверхность — Землю, плавающую подобно пробке внизу.

    Данный факт, конечно, был основан на том, что Греция представляет собой островное государство. Первым, кто предположил, что Земля не плоская, а имеет форму, похожую на сферу, Пифагор. Эта гипотеза была развита в трудах Аристотеля. Он создал модель Вселенной, в которой Земля была ее неподвижным центром, а вокруг нее вращались остальные 8 небесных тел.

    Точку зрения Аристотеля разделяли далеко не все. Аристарх Самосский, например, представлял Вселенную, центральным элементом которой было Солнце, а не Земля. Привести доказательства своей точки зрения он не смог, и его модель была забыта на продолжительное время.

    Аристотеля, наоборот, многие ученые поддержали. Клавдий Птолемей также считал, что Земля неподвижна, а вокруг нее вращаются Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер и Венера. Вселенная, по его мнению, была ограничена неподвижными звездами. Его труды были изложены в книге «Математическое построение в астрономии», которая пользовалась популярностью у астрономов аж до 13 века.

    Доказательства, что Земля и остальные планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца, появились спустя 1700 лет благодаря исследованиям ученого польского происхождения Николая Коперника. Предложенная им гелиоцентричная модель Вселенной используется и в современной науке.

    Древние греки представляли себе Землю плоской. Землю они считали плоским диском, окруженным недоступным человеку морем, из которого каждый вечер выходят и в которое каждое утро садятся звезды. Из восточного моря в золотой колеснице поднимался каждое утро бог Солнца Гелиос и совершает свой путь по небу.

    Мир в представлении древних египтян: внизу - Земля, над ней - богиня неба; слева и справа - корабль бога Солнца, показывающий путь Солнца по небу от восхода до заката.

    Древние индийцы представляли Землю в виде полусферы, которую держат четыре слона. Слоны стоят на огромной черепахе, а черепаха на змее, которая, свернувшись кольцом, замыкает околоземное пространство.

    Жители Вавилона Земля, по их мнению, это гора через которую не решались переходить, которую со всех сторон окружает море. Над ними в виде опрокинутой чаши расположено звёздное небо - небесный мир, где, как и на Земле, есть суша, вода и воздух. Под Землей находится бездна - ад, куда спускаются души умерших. Ночью Солнце проходит через это подземелье от западного края Земли к восточному, чтобы утром опять начать свой дневной путь по небу. Наблюдая заход Солнца за морской горизонт, люди думали, что оно уходит в море и восходит также из моря.

    Технологическая карта урока.

    Предмет : География

    Класс : 5

    УМК «География. Начальный курс. 5 класс

    • · География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин).
    • · География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И.И. Баринова)
    • · География. Начальный курс. 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы Н.И. Сонин., С.В. Курчина).
    • · География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение.

    Тип урока. Изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

    Тема урока : Как древние люди представляли себе Вселенную.

    Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и первичному закреплению представления о географических открытиях.

    Задачи урока:

    а) образовательные : — формирования понятия как древние люди представляли себе Вселенную;

    б) развивающие

    Продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебниками географии и дополнительной литературой;

    Совершенствование навыков самоконтроля;

    Стимулирование любознательности.

    в) воспитательные

    развивать навыки: — работы в парах, группах;

    Умение слушать собеседника;

    Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная, групповая.

    Средства обучения: учебник, атлас по географии 5 класс, схемы вселенной по Аристотелю и Птолемею, рисунки. Иллюстрирующие представления древних людей о Вселенной, презентация, карточки рефлексии, дидактический материал, компьютер, проектор.

    Оставьте свой комментарий, спасибо!





  • error: Контент защищен !!