Изменения в общественной жизни. Изменения в общественно-политической жизни государства

Изменения в общественной жизни земледельческих племен

Знакомство с техникой выплавки меди, которое произошло в течение IV тысячелетия до н. э., помогло древним земледельцам значительно совершенствовать свои орудия. При помощи них во многом улучшилось изготовление деревянных изделий. Медная мотыга с деревянной рукоятью, лопата и другие орудия позволяли создавать оросительные каналы.

Уже в начале и середине III тысячелетия в некоторых районах, например, в Двуречье, в Египте, а немного позже - и на Иранском нагорье, изготовлялись деревянные плуги.

Приручение осла и коровы, которое произошло еще раньше, позволило запрягать в плуг животных, что, несомненно, значительно повысило производительность труда.

Теперь развилось и ремесленное производство - ткацкое, литейное, гончарное. Был изобретен (правда, еще не всюду получил широкое распространение) гончарный круг.

На лодках начали ставить паруса, а кое-где стали появляться повозки на сплошных колесах.

Усложнившееся производство потребовало большей специализации. В общинах начали выделяться специалисты-ремесленники.

Началось второе великое общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства.

Это в свою очередь привело к развитию обмена - вначале между отдельными общинами и племенами, которые специализировались на том или ином производстве. Предметы производства отдельных племен, оказавшихся в более благоприятных природных условиях для изготовления тех или иных изделий, получили большое распространение, в том числе и на соседние территории.

Например, в долину Евфрата и Тигра попал кавказский обсидиан, иранская медь. В Египте обнаружена медь, которую привозили с соседнего Синая. Связи с отдаленными районами обнаруживаются при изучении археологических памятников земледельческих племен Ирака, юга Средней Азии, долины великой китайской реки Хуанхэ.

Вместе с тем, очевидно, обмен происходил и внутри общин, например, между специалистами-мастерами и земледельцами.

Во всех случаях это еще был обмен продуктами, без посредства денег.

Увеличение количества продуктов, умножение богатства происходило в различных общинах неравномерно, что и приводило к возникновению междуобщинных и межплеменных войн с целью грабежа. Медное оружие увеличивало военную силу его обладателей, и вскоре столкновения между племенами, перешедшими уже к неолиту, превратились в настоящие войны. Война превратилась в средство обогащения. Военные вожди стали приобретать все большую власть, а захватывая себе наибольшую добычу, они получали все большие экономические преимущества перед своими соплеменниками.

Как считают археологи, на самых ранних ступенях развития земледелия применялось коллективное вскапывание полей с помощью деревянных палок. Однако мотыжное и особенно плужное земледелие со временем становилось - пусть и в пределах общины - делом отдельных семей. Земледельческий труд, со времени развития плужного земледелия, перешел из рук женщин в руки мужчин. Мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи.

Накопление в разных семьях происходило по-разному. Причем, каждая семья, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестает делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к его детям. Закладываются основы частной собственности на средства производства. От счета родства по материнской линии древние люди постепенно переходят к счету родства по отцу. Так начал складываться патриархат.

Глиняная модель финикийского храма. Кипр. Вторая половина I тысячелетия до н. э.

Соответственно меняется и форма семейных отношений. Появляется патриархальная семья, в которой женщине отводится подчиненная роль. Это, в частности, проявляется в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчины же вполне допустимо многоженство (полигамия).

Древнейшие документы Египта и Двуречья рисуют такое положение сложившимся к концу IV - началу III тысячелетия до н. э. У племен предгорий Передней Азии, Китая и т. д. нечто подобное обнаруживается древнейшими памятниками письменности, которые появляются у некоторых из них во II тысячелетии до н. э.

В это время происходит имущественное расслоение среди земледельческих племен, вызванное ростом производительности труда, усилением обмена, постоянными войнами. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Начала складываться верхушка родовой, аристократии, в руках которой находилось ведение практически всех дел. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

Вместе с тем происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. С одной стороны, выделяются богатые и сильные роды, с другой стороны появляются обедневшие и ослабевшие. Постепенно первые из них превращаются в господствующие, а вторые - в подчиненные. Кроме того, благодаря частым войнам в подчинении иногда могли оказаться целые племена или даже группы племен.

Однако на протяжении долгого времени наряду с советом - органом родовой знати - большую роль продолжает играть и собрание всех взрослых общинников-воинов. Верхушке родовой знати все еще приходится считаться с мнением общины, несмотря на общественное и имущественное расслоение общины.

Как правило, заседание совета происходило в присутствии всех воинов, которые, если принимать во внимание эпические песни древнейших обитателей Двуречья, активно выражали свое одобрение или же наоборот неодобрение решением вождя и совета. В известной мере военные успехи еще обогащали всю общину.

Такие порядки на последнем этапе развития первобытно-общинного строя обыкновенно называют военной демократией.

Памятники последнего этапа первобытно-общинного строя свидетельствуют, что внутренние связи в общине в этот период еще не были разрушены. Например, когда участившиеся войны потребовали укрепления обороны поселений, создавались мощные крепости, стены которых были сложены из огромных необработанных камней, вырубить которые и доставить на место было только с помощью многих людей. Если камней не было, воздвигались толстые стены из кирпича-сырца.

Часть обшивки с древневосточными изображениями и изображениями в скифском стиле. Найдена около Саккыза.

Коллективный труд использовался и при устройстве оросительных каналов.

Общинники все еще участвуют в общественных делах своего коллектива, являясь членами народного собрания.

К этому периоду относятся многие замечательные эпические памятники народной поэзии древнего Востока.

Одной из широко распространенных областей художественного творчества также было ремесло, о чем свидетельствует гончарное производство. На всем протяжении зоны земледельческих очагов в IV и III тысячелетиях до н. э. получает распространение замечательная расписная посуда, украшенная одноцветными или многоцветными орнаментами и стилизованными изображениями животных и земледельческих божеств - солнца, воды, колоса. По этим изделиям, которые обнаружены на огромных территориях от берегов Черного и Средиземного морей до Китая, через Иран и Среднюю Азию, энеолитические культуры этих территорий получили название культур крашеной керамики.

Такие же стилистические черты обнаруживаются и в искусстве резьбы по камню, а также в изделиях ткацкого ремесла, которым явно подражают многие росписи на по суде.

Из книги История Средних веков. Том 1 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] автора Сказкин Сергей Данилович

Изменения в общественной жизни германцев во II-V вв. Рост производительных сил у германцев нашел свое выражение в усовершенствовании орудий производства и агрикультуры, в развитии и более широком распространении различных ремесел, промыслов, в росте торговли.

Из книги Ислам в Аравии (570-633) автора Большаков Олег Георгиевич

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«Аще кто речет: Бога люблю, а брата своего ненавижю – ложь есть»: общие принципы общественной и политической жизни Начнем разбор древнерусских взглядов на общие принципы общественной и политической жизни с известной теории «казней Божиих». В «Повести временных лет»

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из статьи Л.В. Черепнина «Еще раз о феодализме в Киевской Руси» (Из истории экономической и общественной жизни России. ML, 1976) Вопрос о генезисе феодализма на Руси принадлежит к числу важнейших проблем отечественной истории. Это проблема рождения классового общества,

Из книги От нашествия варваров до эпохи Возрождения. Жизнь и труд в средневековой Европе автора Буассонад Проспер

ГЛАВА 6 Деятельность церкви и государства по реорганизации труда и восстановлению экономики и общественной жизни Западной Европы в Темные века В течение тех столетий, которые последовали за вторжением варваров и их расселением в захваченных землях, христианский Запад

Из книги Интеллигенция на пепелище родной страны автора Кара-Мурза Сергей Георгиевич

Постулат пятый. Революция означает переход к более высоким интеллектуальным стандартам общественной жизни Бесспорны некоторые методологические характеристики нового политического мышления, которые с очевидностью выявляют его тождественность с научным

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

1. Приход нацистов к власти. Унификация общественной и политической жизни (1933-1934) 30 января 1933 г. президент Германии Пауль фон Гинденбург подписал указ о назначении Адольфа Гитлера рейхсканцлером. Эта дата считается началом нового, «национал-социалистического» периода в

Из книги История Советского государства. 1900–1991 автора Верт Николя

Из книги История балтийских славян автора Гильфердинг Александр Фёдорович

LXII. Застой и распад в общественной жизни балтийских славян; причины его Мы рассмотрели, таким образом, общественную жизнь балтийских славян в разных ее проявлениях. Недостаток известий не позволял нам составить себе полную ее картину, но везде мы находили ее верной одним

Из книги История Дании автора Палудан Хельге

Нормализация общественной жизни после оккупации В мае 1945 г. было создано коалиционное правительство, которое состояло из девяти министров, представлявших политические партии, и девяти министров от Совета свободы. Возглавил его социал-демократ Вильгельм Буль; министром

Из книги Евреи России. Времена и события. История евреев Российской империи автора Кандель Феликс Соломонович

Очерк тридцать седьмой Евреи во внутренних губерниях Российской империи. Участие в русской общественной‚ научной и культурной жизни Про Исаака Левитана говорили с восторгом и изумлением: «Из какого-то глухого провинциального угла пришел этот тщедушный еврейский

Из книги Римские легионы вне полей сражений (Эпоха ранней Империи) автора Колобов А В

Глава III Место легионеров в общественной жизни Империи В научной литературе распространена точка зрения, согласно которой после реформ Гая Мария римская армия превратилась в особую общественно-корпоративную систему, оторванную от гражданского общества и чуждую

Из книги Русское масонство в царствование Екатерины II [Илл. И.Тибиловой] автора Вернадский Георгий Владимирович

Глава четвертая. Масонство в общественной жизни

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Изменения в общественной структуре Расширение Ассирийской державы, чьи границы охватили почти весь Ближний Восток, привело и к изменениям внутри такого крупного государственного образования. Дары критян египетскому фараону Тутмосу III. Роспись из гробницы в Фивах.

Из книги Срывайте маски!: Идентичность и самозванство в России автора Фицпатрик Шейла

Из книги Александр II. Трагедия реформатора: люди в судьбах реформ, реформы в судьбах людей: сборник статей автора Коллектив авторов

Наталия Родигин, Мария Коркина. ЮБИЛЕЙ РЕФОРМ АЛЕКСАНДРА II КАК ФЕНОМЕН ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в. Феномен юбилеемании второй половины XIX - начала XX в. привлекал к себе внимание таких историков, как К.Н. Цимбаев, Р. Уортман, А.И. Буслаев{592}. Однако до сих

Изменения в общественно-политической жизни государства. Распад Союза

В марте 1985 г. на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. До настоящего времени нет полной ясности относительно деталей и обстоя­тельств этого избрания. Версии об альтернативных кандидатурах, обсуждав­шихся в узком кругу «партийных старцев», еще не нашли своего подтвержде­ния. Как бы то ни было, избрание Горбачева – самого молодого в ту пору члена высшего политического руководства – свидетельствовало о желании части партаппарата несколько модифицировать дряхлеющую тоталитарную систему. Субъективной предпосылкой перестройки явился приход во второй по­ловине 70-х-начале 80-х гг. к руководству страны относительно молодых по­литиков (М.С. Горбачев, Е.К. Лигачев, Э.А. Шеварднадзе, Н.И. Рыжков, А. Н. Яковлев), стремившихся не только к укреплению своей власти, но и вы­ступавших за обновление государства и общества.

Начало радикальных реформ в области государственного управления, широких социально-политических, экономических преобразований связано с решениями апрельского Пленума ЦК КПСС, где было заявлено, по суще­ству, о начале политики перестройки . На этом партийном форуме был дан об­щий анализ состояния советского общества и выдвинута стратегия ускорения хозяйственного развития в качестве главной экономической задачи вместе с провозглашением политики гласности как основы демократизации. По своей сути начатые преобразования не затрагивали основ ни политического, ни хозяйственного механизма, а скорее преследовали задачу придания им более либерального характера, способного открыть, по замыслу реформаторов, как бы второе дыхание в существующей системе.

В истории перестройки в широком смысле этого термина некоторые ис­следователи выделяют четыре периода:

1) с марта 1985 г. по январь 1987 г. – проходящий под лозунгом «больше социализма»;

2) 1987-1988 гг. – «больше демократии»;

3) 1989-1991 гг., ставшие периодом размежеваний и расколов в лагере перестройки;

4) 1990-1991 гг.: колебания Горбачева в сфере эконо­мики, ГКЧП и распад Союза.

Не имея конкретного плана реформ, достаточного представления о конечных целях и тем более о путях и методах преобразований, а также для популяризации идеи перестройки, руководство страны открывает как бы общесоюзную дискуссию по важным вопросам внутренней и внешней политики, делая упор на «общечеловеческие ценности». Так формируется политика гласности. Основные проявления политики гласности:

снятие цензуры и разрешение издания новых газет;

возникновение многочисленных общественных объединений в поддержку перестройки;

широкое обсуждение нового правительственного курса на митингах граждан;

развертывание на страницах периодических изданий дискуссий о выборе пути общественного развития.

Одними из наиболее значимых шагов перестройки являются:

1) смена части партийных и советских руководителей для обеспечения реализации задач перестройки;

2) борьба с нарушениями производственной дис­циплины и коррупцией (1985-1986 гг.). За взяточничество и хищения был наказан ряд бывших государственных деятелей;

3) критические мотивы звучали поначалу робко, а затем все сильнее в прессе, других средствах массовой информации. В 1987 г. впервые проявился «феномен Ельцина» – первого секретаря Московского горкома КПСС, выступившего с критикой нерешительности обновленческих процес­сов. Отставка Ельцина и массовое распространение слухов вокруг этого со­бытия привели к глухим, но уже явно различимым требованиям расширения политики гласности;

4) при Политбюро ЦК КПСС создана комиссия во главе с А.Н. Яковле­вым с целью дополнительного изучения документов репрессированных в 30-начале 50-х гг. граждан. Реабилитированы многие невинно осужденные люди. В результате сделан мощный прорыв в прошлое, открыты неизвестные страницы истории Советской России. Все это, естественно, меняло оценки, подходы к пропаганде. Многим людям с трудом приходилось преодолевать стереотипы в восприятии истории и современности;

5) новый Закон «О свободе совести» закрепил курс на либерализацию отношения государства к религии. Состоялось несколько встреч М.С. Гор­бачева с Патриархом Русской православной церкви Пименом и представите­лями других религиозных конфессий. Зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издавае­мой религиозной литературы. Верующим возвращались отобранные у них ранее культовые здания. Органы власти дали разрешение на строительство новых храмов;

6) проведение кампаний по борьбе с пьянством и алкоголизмом и борьбе с нетрудовыми доходами. Определив, что это зло губительно действует на обстановку в стра­не, на социально-психологическое состояние общества, политическое руководство не учло, что бюрократический стиль проведения в жизнь намеченных мероприя­тий может привести к побочным последствиям. И действительно, резкое сокращение продажи спиртных напитков, повышение цен на них, привели к росту спекуляции спиртным, самогоноварению, и, как следствию, «сахарному» буму. В борьбе же с нетрудовыми доходами оказался реально задет слой людей, которые тесно срослись с аппаратом, пострадали мелкие спекулянты, а воротилы теневого бизнеса по-прежнему процветали;

7) в конце 80-х гг. преобразования коснулись структуры государственной власти. Начало им положила XIX Всесоюзная партийная конференции (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонником и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Сторонниками административно-командной системы высказывались мнения о том, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, обще­ства и правам человека». Большинство делегатов поддержало точку зрения М.С. Горбачева о назревшей необходимости экономической реформы и преобразования политической системы общества. Суть политической реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам. Конституционная реформа сыграла важную роль в демократизации политической системы, перераспределив высшую власть в пользу демократического органа – Съезда народных депутатов и Верховного Совета;

8) в конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял Закон об изменении систе­мы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. В состав депутатского корпуса вошли многие сторон­ники продолжения радикальных преобразований, в их числе – Б.Н. Ельцин, Н. X . Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю. Черниченко. Съезд народных депутатов (1989 г.) сформировал Верховный Совет СССР. Его Председателем был избран М.С. Горбачев;

9) составной частью реформы политической системы, на­правленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым Президентом СССР в марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов был избран М.С. Горбачев);

10) в марте 1990 г. была отменена статья 6 Конституции СССР о руководящей роли КПСС в обществе. К этому времени в стране уже действовали многочисленные политические организации. Отмена статьи 6 явилась стимулом возникновения новых партий и движений. После принятия закона «Об общественных объединениях» с марта 1991 г. началась регистрация новых партий. Время существования многих партий оказалось кратким, они распадались, сливались с другими организациями. Возникали новые политические группы и блоки, и все они активно участвовали в общественной жизни СССР;

Ультраправое направление было представлено «Демократическим союзом», выступившим за резкую и безоговорочную смену модели общественно­го развития, и партиями христианско-демократической ориентации (РХДД, ХДСС, ЛДПР).

Либеральное направление было представлено «Демократической партией Советского Союза», позже преобразованной в «Консервативную партию», «Демократической партией России» и другими демократическими партиями (ДП, РПРФ, тремя партиями конституционных демократов), выступившими с идеей создания в России правового государства. В октябре 1990 г. большин­ство из них объединилось в массовое общественно-политическое движение «Демократическая Россия».

Социал-демократическое направление представлено социал-демократи­ческими (СДА, СДПР) и Социалистической партиями, выступавшими за мо­дернизацию общества через систему социальных реформ. К этому направле­нию тяготели и партии анархистского толка (АКРС, КАС), выступавшие за безгосударственный социализм.

Центральной политической силой, противостоящей новым партиям, оста­валась КПСС. В 1990-начале 1991 г. в ней образовалось три платформы (де­мократическая, марксистская, большевистская), каждая из которых предлагала свой вариант и свою направленность реформ.

Одновременно с указанными процессами шел процесс образовании партий национально-патриотической ориентации (Национально-патриотический фронт «Память», Русская национально-демократическая партия), выступавших с позиций праворадикального переустройства общества и ста­вивших целью возрождение русской нации, единой и неделимой России.

Начался массовый выход из КПСС, значительная часть коммунистов пе­рестала выплачивать членские взносы. Фактически прекратили свою дея­тельность комсомол и пионерская организация как молодежная и детская структуры КПСС.

Кризис перестройки и распад Союза. Весной 1990 г. начался последний этап перестройки, который можно охарактеризовать как ее кризис. Постоян­ные колебания Горбачева привели к тому, что консерваторы начали обвинять его в «буржуазности», «предательстве дела социализма», в срыве перестройки в том виде, как она замышлялась, а демократы осуждали за нерешительность и непоследовательность.

Не вызывает сомнения, что логика процесса демократизации требовала от застывшей административно-хозяйственной системы перераспределения власти и функций управления в пользу низовых органов управления, новых самодеятельных демократических образований. Однако этот сложнейший процесс имел серьезные издержки: рост сепаратистских тенденций, местни­чества и т. п.Одним из самых опасных симптомов сепаратизма, в целом определивших впоследствии ход, а также нынешний невысокий результат преобразований, явился рост национальной напряженности в республиках СССР.

В середине 80-х гг. в состав СССР входили 15 союзных республик. На их территории проживали свы­ше 270 млн. человек – представители свыше ста наций и народностей. Хотя в СССР был в принципе решен национальный вопрос и произошло фактическое выравнивание республик по уровню политического, социально-экономического и культурного разви­тия, существовали многочисленные противоречия в межнациональных отношениях. В условиях гласности эти противоречия переросли в открытые конфликты. В 1988 г. начались военные действия между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха – территории, населенной по преимуществу армянами, но находившейся в составе АзССР. Вооруженный конфликт между узбеками и турками-месхетинцами вспыхнул в Фергане. Очагом межнациональных столкновений стал Новый Узень (Казахстан). Появление тысяч беженцев – таков был один из результатов происшедших конфликтов. В апреле 1989 г. в течение нескольких дней проходили массовые демонстрации в Тбилиси. Главными требованиями демонстрантов являлись проведение демократических реформ и независимость Грузии. За пересмотр статуса Абхазской АССР и выделение ее из состава Грузинской ССР выступило абхазское население. От­рытые формы приняло общественное недовольство в республиках Прибалтики, на Украине, в Белоруссии.

В 1988-1990 гг. в союзных республиках в полный рост поднялось национальное движение и формировались партии, выступавшие за выход из СССР («Саюдис» в Литве, «Рух» на Украине, «Народные фронты» в Латвии и Эстонии). Выборы в Верховные Советы республик в ряде мест привели их к власти. Декларации о государственном суверенитете приняли Эстония, Литии, Латвия, Азербайджанская ССР и другие. Вслед за объявлениями о суверенитете состоялись избрания Президентов бывших союзных республик.

12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете России. В ней законодательно закреплялся приоритет республиканских законов над союзными. Первым Президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, вице-президентом – А.В. Руцкой.

Принятием деклараций союзных республик о суверенитете был поставлен вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (декабрь 1990 г.) высказался за сохранение Союза Совет­ских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Съезд принял постановление «Об общей концепции союзного договора и порядке его заключения». В документе отмечалось, что осно­вой обновленного Союза станут принципы, изложенные в республиканских декларациях: равноправие всех граждан и народов, право на самоопределение и демократическое развитие, территориальная целостность.

Альтернативная центру модель нового союза, крайнее обострение отно­шений российского и союзного руководства сыграли свою роль в начале под­готовки нового договора. В апреле-мае 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М.С. Горбачева с ру­ководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном дого­воре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, приня­тие новой Конституции, изменение избирательной системы. Подписание до­говора было назначено на 20 августа 1991 г. Проект поддержали девять республик, за исключением Армении, Грузии, Молдавии и республик При­балтики.

В августе 1991 г. часть союзного руководства совершает попытку госу­дарственного переворота. Созданный Государственный комитет по чрезвы­чайному положению СССР (ГКЧП) под председательством вице-президента Г. Янаева фактически отстраняет М. Горбачева от выполнения президент­ских функций, блокируя его в южной резиденции Форос. После подавления путча процесс распада СССР принимает необратимый характер. 21 декабря 1991 г. одиннадцать республик, ранее подписавших декларацию о намерени­ях войти в обновленный союз, объявили о роспуске СССР. Страны Балтии и Грузия поддержали данное решение. На встрече в Беловежской пуще Б. Ельцин, Л. Кравчук и В. Шушкевич, а затем на встрече в Алма-Ате руководители бывших союзных республик (кроме Эстонии, Латвии и Грузии) прекратили действие союзного договора 1922 г., СССР перестал существовать, а президент Горбачев ушел в отставку. На территории бывшего Союза возникло Содружество независимых госу­дарств (СНГ).

Таким образом, стремление Горбачева сохранить основы прежней политической системы и руководящую роль Коммунистической партии были обречены на поражение. Либеральные реформы в рамках тоталитарного государства вели его к разрушению. Перестройка переросла в антикоммунистическую революцию, разрушившую Союз.

Экономические реформы. Пленум ЦК КПСС в апреле 1985 г. сформулировал задачу «ускорения социально-экономического развития страны». Предполагалось увеличить темпы роста национального дохода и активизировать социальную политику (решить жилищный, продовольственный и другие вопросы). Одной из главных задач стала реконструкция промышленного производства, его перевод на новые научные и технологические основы (роботизация, создание мощных производственных комплексов и т. д.).

Одним из показателей состояния экономики и царившей в ней бесхозяй­ственности явилась авария на Чернобыльской АЭС. В апреле 1986 г. во время испытания турбогенератора произошел взрыв атомного реактора на одном из блоков атомной электростанции. Информация об аварии не сразу стала до­стоянием населения и мировой общественности. Это явилось одной из причин глобального характера последствий катастрофы.

Понимая важность экономических вопросов, Горбачев созвал в июне 1987 г. Пленум ЦК КПСС, на котором предлагалась программа реформ в эко­номике. Провозглашен переход от административных к экономическим ме­тодам руководства народным хозяйством.

Двумя краеугольными камнями реформы стали принятые в 1987 г. законы о государственном предприятии и о кооперации. Однако в условиях, когда не проводились меры по структурной перестройке управления хозяйством, со­хранялись министерства, не менялись мотивы труда, это не могло принести ожидаемых результатов. Упомянутые законы вступили в противоречие с остав­шейся неизменной экономической практикой и только усилили дисбаланс экономики. Несмотря на все при­нятые меры, плановые задания в области народного хозяйства не выполня­лись по большинству показателей. Более того, усилилась нехватка продо­вольствия и товаров народного потребления. Возрос бюджетный дефицит, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти.

В конце 80-х гг. большинство экономистов, хозяйственников, партийных руководителей признали необходимость широкого развития рыночных отношений. I Съезд народных депутатов СССР постановил начать переход к новой модели экономического развития.

Экономическая реформа (в основу положены разработки Абалкина, Заславской, Бунича и др.) предполагала:

сокращение государственного вмешательства в управление народным хозяйством;

расширение самостоятельности предприятий, хозрасчет, самофинансирование;

постепенное возрождение частного сектора;

отказ от монополии внешней торговли;

интеграция в мировой рынок;

расширение форм хозяйствования на селе.

Результаты реформы:

разрешены индивидуальная трудовая дея­тельность и создание кооперативов по производству това­ров;

предприятия получили возможность продавать самостоятельно сверхплановую продукцию;

реорганизация банковской системы, со­здание коммерческих и кооперативных банков;

привлечение в экономику иностранных инвестиций, создание совместных с зарубеж­ными фирмами предприятий;

появились фермерские и частные крестьянские хозяйства.

Реформирование экономики не было доведено до логического конца иимело значительные социально-экономические издержки. С 1988 г. наме­чается общее сокращение производства в сельском хозяйстве, с 1990 г. – в промышленности. Уменьшились реальные доходы большинства населения. Оставались нерешенными многие социальные проблемы, в том числе жилищ­ная, продовольственная, экологическая. Нехватка продуктов питания привела к их нормированному распределению, а усиление инфляционных процессов и дефицит бюджета - к первым массовым забастовкам рабочих.

Таким образом, реформирование экономики в период перестройки не привело к значительным позитивным результатам. Сказалось сильное влия­ние старых, традиционных отношений системы социализма, а также непо­следовательность и осторожность в действиях реформаторов.

С приходом к власти Н.С. Хрущева начались заметные изменения в общественно-политической жизни страны. Прекратились массовые репрессии. На XX съезде КПСС в феврале 1956 Хрущев выступил с докладом, разоблачающим культ личности Сталина. 30 июня 1956 по этому поводу было принято постановление ЦК. Оно способствовало проведению ряда мероприятий по укреплению законности в стране.

Началась реабилитация невинно пострадавших людей. Придя к власти, Хрущев постарался внести существенные коррективы и в сферу международных отношений. Новые отношения внешней политики были сформулированы им в докладе на XX съезде партии в 1956. Главными принципами здесь были следующие: признание разнообразия путей построения социализма, возможность мирного сосуществования государств с различным общественным строем. С одной стороны, проявления «оттепели» - большей свободы, исчезновение страха перед диктатором давали толчок для развития творческой мысли. С другой - по-прежнему сильным оставался надзор административных и партийных органов.

Середина 50-х характеризуется, прежде всего, расширением внешних связей советской науки и художественной культуры. Многие советские театры, оркестры, другие творческие коллективы побывали на гастролях за рубежом. В период «оттепели» возникли новые литературно-художественные журналы («Юность», «Молодая гвардия» и др.), новые театры.

В литературу, изобразительное искусство, кино пришли молодые силы, не боявшиеся говорить правду о жизни. В хрущевское десятилетие в СССР успешно развивалась и наука. Позиции нашей страны в области фундаментальных исследований, в физике, математике и особенно в освоении космоса были признаны всем миром. Определенные успехи имели место и в гуманитарных науках. На страницах специальных, общественно-политических журналов печатались статьи по острым проблемам истории, философии, велись научные дискуссии. Все это способствовало развитию общественной мысли, а также поднимало престиж российской науки за рубежом.

Но уже в начале 60-х «оттепель» заметно пошла на убыль. Некомпетентность и непоследовательность главы государства в вопросах идеологии и культуры умело использовали консерваторы в партийном и государственном аппарате.

Значение оттепели в жизни советского общества трудно переоценить. Этот период времени воспитал целое поколение, впоследствии, в 80-е гг., активно участвовавшее в серьезных реформаторских процессах, названных «перестроечными».

Попытки демократизации общественно-политической жизни в 1950-х -- первой половине 1960-х гг.

В 1952 г. прошел XIX съезд ВКП(б). Он принял решение изменить название партии: Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) стала называться Коммунистической партией Советского Союза (КПСС).

Изменения в общественно-политической жизни начались после смерти И.В. Сталина (март 1953 г.). Сразу же были предприняты шаги по преодолению культа личности. Из средств массовой информации изымались материалы, прославлявшие Сталина, осуществлялись меры по укреплению законности и правопорядка. Теперь граждане СССР могли быть лишены свободы только по приговору суда.

После смерти И.В. Сталина разгорелась жестокая борьба за власть. В результате внутрипартийной борьбы на руководящие посты в партии и государстве выдвинулся Н.С. Хрущев, выступивший инициатором дальнейшей демократизации советского общества. Наиболее ощутимые изменения в общественно-политической жизни СССР и БССР начались после XX съезда КПСС, прошедшего в феврале 1956 г. На его закрытом заседании Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях». Доклад вызвал неоднозначную реакцию, но, после того как он прозвучал, перемены в жизни общества стали неизбежными.

Наиболее значительным результатом нового политического курса стала реабилитация жертв культа личности Сталина. За 1956--1961 гг. Верховный суд БССР и Трибунал Белорусского военного округа реабилитировали десятки тысяч жителей республики, многих посмертно. Среди них были известные государственные и общественные деятели, работники науки и культуры (В.Г. Кнорин, Н.Ф. Гикало, Н.М. Голодед, В.Ф. Шарангович и др.), рабочие и крестьяне.

Однако не все изменения в общественно-политической и социально-экономической жизни страны вели к положительным результатам.

Внутренняя политика, проводимая руководителем государства Н.С. Хрущевым, отличалась противоречивостью и волюнтаризмом (деятельностью, которая не учитывает объективные обстоятельства и характеризуется произвольными решениями личности, ее осуществляющей).

Разработанная в 1961 г. на XXII съезде КПСС программа построения коммунизма предусматривала создание его материально-технической базы за 2 десятилетия. Нереальность поставленной цели была очевидной для специалистов даже в те годы, особенно в условиях ухудшения экономической ситуации в начале 1960-х гг. Не оправдала себя и реорганизация структуры Компартии, в соответствии с которой партийные организации разделились на промышленные и сельские.

Период середины 1950-х -- начала 1960-х гг. был отмечен усилением государственного давления на церковь. В 1959--1963 гг. власти закрыли несколько сотен православных храмов Беларуси. Были закрыты храмы других конфессий, созданы преграды для поступления в духовные семинарии, назначена слишком большая арендная плата за пользование монастырскими строениями. В средствах массовой информации вновь развернулась кампания по дискредитации религии и роли церкви. Многочисленные непродуманные реформы и реорганизации, проведенные по инициативе Н.С. Хрущева, вызвали недовольство почти всего советского общества. В 1964 г. он был отстранен от власти.

С 1956 по 1965 г. партийную организацию Беларуси возглавлял К.Т. Мазуров. Этот талантливый руководитель в сложных условиях того времени отстаивал интересы белорусского народа, а также личные взгляды, которые не всегда совпадали с позицией высшего руководства партии.

Вторая половина XIX века началась в России серьезными общественными переменами, происходившими в обстановке бурного брожения умов. С историографической точки зрения эти перемены следует отсчитывать с 1861 г., когда наконец было отменено крепостное право, хотя это было лишь наиболее заметным событием в цели давно назревших реформ. В 60-70-е гг., в правление Александра II (1818-1881), прошли также земская, городская, судебная, военная реформы. Хоть и половинчатые, они все-таки значительно расширяли свободу в экономической, политической, духовной области.

Именно в этот период впервые были применены понятия «оттепель» и «гласность», вновь использованные уже в советское время. Произошли серьезные послабления в области цензуры, стала допускаться «публичность» общественной жизни, то есть возможность обсуждать государственные вопросы в печати, открытых дискуссиях и общественных собраниях. Начиная с 1856 г., цензоры терялись между указаниями о «строгости» и «гибкости», «недопущении» и «прозорливости». Возникали просветительские издательства, одно из которых, Ф. Ф. Павленкова , наряду с занимательными книгами по географии и истории (серия «Жизнь замечательных людей», - 180 книг, «Научно-популярная библиотека для народа» - 40 книг, «Иллюстрированная Пушкинская библиотека» - 35 книг) выпустило перевод 1-го тома «Капитала» Маркса тиражом в 3 тыс. экземпляров. Стали выходить «толстые журналы» - «Современник » Н. Некрасова, «Русский вестник » М. Каткова, «Русское слово» Д. Писарева.

В этот период все более складывалось впечатление, что в России уже вполне подготовлена почва для ее включения в «единую цепь общечеловеческого развития», превращения ее в правовое государство. В это верили охранительные либералы , которые, горячо обсуждая пришедшие из Европы учения о гражданском обществе, естественных правах человека, ценности человеческой личности, отводили особую роль в их реализации интеллигенции . Это понятие, введенное в обиход писателем П. Д. Боборыкиным , приобрело в России (вплоть до 1917 г.) смысл, далеко выходящий за пределы буквального, исходного (от лат. inellectus), то есть умственной деятельности. Российский интеллигент был человеком высококультурным в самом широком и благородном смысле, высоконравственным, совестливым, ответственным за свои поступки, за людей, которые ему доверились, человеком слова, преданным народу и отчизне. Выросли они в основном из небогатых дворян и разночинцев.

Примером русского интеллигента был сам вышедший из этой среды публицист и педагог Д. И. Писарев (1841-1868). Призывая к «свободному воспитанию», формированию личности, он писал: «Воспитывая наших детей, мы втискиваем молодую жизнь в те уродливые формы, которые тяготели над нами… Чем раньше молодая личность становится в скептическое отношение к своим наставникам, тем лучше». Однако в полемическом запале Писарев утверждал: «Что можно разбить, то и нужно разбивать, что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам». Нигилистические настроения вообще были характерны для российского общества 60-70-х гг. XIX века. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорил тургеневский Базаров, «типический герой в типических обстоятельствах».


Нередко нигилизм (от лат nihil - ничто) принимал форму не просто отрицания, но и прямых призывов к разрушению, к революционной борьбе. Либерализм оппозиционный , как заметил юрист и историк Б. Н. Чичерин, «понимает свободу с чисто отрицательной стороны… Отменить, разрушить, уничтожить - вот вся его система… Ему верхом благополучия представляется освобождение от всяких законов, всяких стеснений. Этот идеал, неосуществимый в настоящем, он переносит в будущее». Во что он выльется в «будущем», показало уже следующее столетие. Пока же наиболее горячими его приверженцами были революционные демократы 1869-70-х гг. Самые видные из них, Н. Г. Чернышевский (1828-1889) и Н. А. Добролюбов (1836-1861) буквально стали властителями дум разночинной молодежи.

Сотрудничая в некрасовском «Современнике», Чернышевский, по словам В. И. Ленина, «умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя через препоны и рогатки цензуры - идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей». Чернышевский был одним из родоначальников «крестьянского социализма » и народничества , в значительной степени он вдохновлял и направлял деятельность тайного общества «Земля и воля ». В 1862 г. Чернышевский был заключен в Шлиссельбургскую крепость, приговорен к смерти, которую в 1864 заменили «гражданской казнью» и каторгой. В романе «Что делать?» он вывел образ героев, которые готовы на любые жертвы во имя революционной борьбы, спят на гвоздях, закаляя волю, носят синие чулки, чтобы эпатировать общество. На их примерах воспитывались будущие террористы, члены революционных кружков, связанные круговой порукой, не знавшие сомнений, страха и сострадания. Н. А. Добролюбов, полагая те же цели, стоял все же на гораздо более умеренных позициях. Ставя любовь к Родине выше личных интересов и привязанностей, он вместе с тем видел ее в «теснейшей связи с любовью к человечеству», Называя самодержавие «внутренними турками», он считал все же главным оружием против него страстное перо публициста.

Всемирная История. Том 1

Разложение первобытно-общинного строя и древнейшие рабовладельческие государства в долине Нила и в Двуречье

Общие черты периода

Изменения в общественной жизни племён

Освоение техники выплавки меди, которое произошло в течение IV тысячелетия до н. э. дало древним земледельцам более совершенные орудия. При помощи этих орудий значительно улучшилось изготовление деревянных изделий. Медная мотыга с деревянной рукоятью, лопата и другие орудия позволяли создавать оросительные каналы. Уже в начале и середине III тысячелетия кое-где, как, например, в Двуречье, в Египте, а несколько позже-и на Иранском нагорье (городище Тепе-Гиссар), изготовлялись деревянные плуги; одомашнение осла и коровы, происшедшее ещё раньше, позволило запрягать в плуг животных, что значительно повысило производительность труда. Развилось теперь и ремесленное производство-ткацкое, литейное, гончарное. Был изобретён, хотя не всюду получил ещё широкое применение, гончарный круг. На лодках начинают ставить паруса, кое-где появляются повозки на сплошных колёсах. Усложнившееся производство потребовало большей специализации; в общинах начинают выделяться специалисты-ремесленники; начинается второе великое общественное разделение труда - отделение ремесла от сельского хозяйства.

Это обстоятельство вызвало развитие обмена - сначала между отдельными общинами и племенами, специализировавшимися на том или ином производстве. Предметы производства отдельных племён, оказавшихся в более благоприятных природных условиях для изготовления тех или иных изделий, переходя из рук в руки, распространяются теперь на большие расстояния. Например, в долину Евфрата и Тигра попадает кавказский обсидиан, иранская медь, в Египте используется медь, привозимая с соседнего Синая. Связи с отдалёнными районами обнаруживаются при изучении археологических памятников земледельческих племён Ирана, юга Средней Азии, долины великой китайской реки Хуанхэ. Но обмен начинает, вероятно, возникать и внутри общин - между специалистами-мастерами и земледельцами. Во всех случаях это был ещё обмен продуктами, без посредства денег.

Накопление продуктов, умножение богатства, происходившее, разумеется, в различных общинах неравномерно, приводят к возникновению междуобщинных и межплеменных войн с целью грабежа. Медное оружие увеличило военную силу его обладателей; столкновения между племенами, перешедшими уже к энеолиту, превращаются в настоящие войны. Война становится, в свою очередь, средством обогащения; военные вожди приобретают всё большую власть, а захватывая себе наибольшую добычу, они получают всё большие экономические преимущества перед своими соплеменниками.

По данным этнографии, на самых ранних ступенях развития земледелия применялось коллективное вскапывание полей деревянными палками. Однако мотыжное и особенно плужное земледелие постепенно становилось, даже в пределах общины, делом отдельных семей. Земледельческий труд, со времени развития плужного земледелия, перешёл из рук женщин в руки мужчин, и мужчина - земледелец и воин - стал главой семьи. Накопление в различных семьях создавалось неодинаковое, причём каждая из них, накапливая имущество, старалась сохранить его в семье. Продукт постепенно перестаёт делиться среди членов общины, а имущество начинает переходить от отца к его детям; закладываются основы частной собственности на средства производства. От счёта родства по материнской линии переходят к счёту родства по отцу - складывается патриархат. Соответственно меняется форма семейных отношений; возникает патриархальная семья, основанная на частной собственности. Подчинённое положение женщины сказывается, в частности, в том, что обязательность единобрачия устанавливается только для женщины, для мужчин же допускалась полигамия (многоженство). Древнейшие документы Египта и Двуречья рисуют такое положение сложившимся к концу IV - началу III тысячелетия до н. э. У племён предгорий Передней Азии, Китая и т. д. та же картина обнаруживается древнейшими памятниками письменности, появляющимися у некоторых из них во II тысячелетии до н. э.

Рост производительности труда, усиление обмена, постоянные войны - всё это вело к возникновению имущественного расслоения среди земледельческих племён. Имущественное неравенство порождало и общественное неравенство. Складывалась верхушка родовой аристократии, в руках которой фактически находилось ведение всех дел. Знатные общинники заседали в племенном совете, ведали культом богов, выделяли из своей среды военных вождей и жрецов.

Наряду с имущественной и общественной дифференциацией внутри родовой общины происходит и дифференциация внутри племени между отдельными родами. Выделяются, с одной стороны, сильные и богатые роды, а с другой - ослабевшие и обедневшие. Соответственно первые из них постепенно превращаются в господствующие, а вторые - в подчинённые. В результате войн могли оказаться в подчинённом положении целые племена или даже группы племён.

Однако долгое время наряду с советом - органом родовой знати - большую роль продолжает играть и собрание всех взрослых общинников-воинов. Несмотря на имущественное и общественное расслоение общины, верхушка родовой знати ещё должна считаться с мнением всей общины. Обычно заседание совета происходило в присутствии всех воинов, которые, как это рисуют эпические песни древнейших обитателей Двуречья, активно выражали своё одобрение или неодобрение решениям вождя и совета. Военные успехи ещё в известной мере обогащали всю данную общину, но главным образом её верхушку. Такие порядки на последнем этапе развития первобытно-общинного строя обыкновенно называют военной демократией.

Внутренние связи в общине в этот период ещё не были разрушены. Памятники последнего этапа первобытно-общинного строя повсеместно свидетельствуют о силе коллективного труда. Когда участившиеся войны потребовали укрепления обороны поселений, создавались мощные крепости, стены которых были сложены из громадных необработанных глыб камня (так называемая циклопическая кладка), вырубить которые и доставить наместо можно было только коллективным трудом многих людей. Там, где не было камня, воздвигались толстые стены из кирпича-сырца. Устройство оросительных каналов также требовало слаженного труда всего коллектива членов общины. Общинники ещё участвуют в общественных делах своего коллектива, будучи членами народного собрания. Но всё чаще трудом коллектива злоупотребляет в своих интересах родовая верхушка, с могуществом которой рядовые общинники уже не могут спорить.

Общественная активность племенной массы сказывается в описываемое время и в художественном творчестве. К этому периоду восходят в конечном счёте многие замечательные эпические памятники народной поэзии древнего Востока. Одной из главных областей художественного творчества было также ремесло, что хорошо нам известно на примере гончарного производства. На всём протяжении зоны земледельческих очагов в IV и III тысячелетиях до н. э. получает распространение великолепная расписная посуда, украшенная одноцветными или многоцветными орнаментами и стилизованными изображениями животных и символов земледельческих божеств - солнца, воды, колоса. По этим изделиям, распространённым на огромном протяжении от берегов Чёрного и Средиземного морей до Китая, через Иран и Среднюю Азию, энеолитические культуры этих территорий получили название культур крашеной керамики. Те же стилистические черты проявлялись в искусстве резьбы по камню и, надо полагать, в изделиях ткацкого ремесла, которым явно подражают многие росписи на посуде.





error: Контент защищен !!