Проект в дом лес наш друг. Экологический проект «Лес — наш дом

Паспорт проекта

Полное название проекта

«Наш зелёный друг – лес»

Целевая группа

Учащиеся 4-Б и 4-А класса, классные руководители, родители.

Пинаев Денис, Серяков Арсений, Дружкова Милена, Кошкарова Анастасия, Бесклинская Кристина

Руководитель

Татищева И. А.

Создание «Зелёной книги»

Провести сбор макулатуры.

творческий

Предметно – содержательная область

межпредметный

Количество участников

5 учащихся

Продолжительность

краткосрочный

Основные ресурсы и источники их финансирования

основой для реализации проекта являются информационные и материальные ресурсы школьной библиотеки, Билимбаевского лесхоза, Интернет ресурсы.

Ожидаемый результат

Презентации для проведения классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края»

Статья в школьную газету «Помогите лесу»;

Создание «Зелёной книги».

Период и этапы реализации

январь - март 2014 года

Приложения

«Зелёная книга».

Литература.

    Ивченко. Книга о деревьях.

    Козак. В лес за грибами.

    Крутогоров. Рассказы о деревьях.

    Меннинджер. Причудливые деревья.

    Петров. Мир лесных растений.

    Петров. Лесные тайны.

    Петров. Рассказы о лесных растениях.

    Шиманюк. Дендрология.

    Лесная энциклопедия. В 2 тт.

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ПЕРВОУРАЛЬСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3»

ПРОЕКТ

Направление:

«Мир зелёный мир живой дарит радость нам с тобой!»

Тема: «Наш зелёный друг - лес»

Команда: «Лесовички»:

Пинаев Денис

Cеряков Арсений

Дружкова Милена

Кошкарова Анастасия

Бесклинская Кристина

учащиеся 4-б и 4-а класса

Руководитель:

Татищева И. А

учитель начальных классов

тел: 64-15-52

г. Первоуральск

У страны есть богатства немалые,
Недр земных не учесть чудеса,
Но важней очень многих, пожалуй,
Для дыханья Земли – леса

Введение.

На уроке окружающего мира мы изучали экосистему - лес. Мы узнали, как велико значение лесов для жизни на Земле. Это и очистка воздуха, и места для обитания животных. Лес защищает почву от эрозии, задерживает осадки, создает благоприятный микроклимат для сельскохозяйственных растений, препятствует загрязнению вод. Лес используется в различных отраслях народного хозяйства, он служит источником химических веществ, получаемых при переработке древесины, коры, хвои. Лес поставляет сырье для получения свыше 20 тыс. изделий и продуктов. Почти половина производимой в мире древесины расходуется на топливо, а треть идет на производство строительных материалов.

Мы живем в зоне лесов. Поэтому нас заинтересовал вопрос, какую роль играет лес в нашей жизни.

Мы задумались, что случится, если исчезнут все деревья? Какие деревья растут в лесу? Какие деревья чаще высаживают в городе и почему?

С этими вопросами мы обратились к своим одноклассникам и провели анкетирование среди учащихся 2-4 классов. Было опрошено 100 учащихся.

По результатам опроса были выявлены следующие результаты:

Ответили

Затруднились с ответом

Какое дерево - рекордсмен по выработке кислорода, защите города от пыли и вредных выбросов?

Какие деревья растут в городе Первоуральске и его окрестностях?

Как человек использует лес?

Какой вред наносят пожары?

Как появляется лес?

Какое количество лет должно пройти для восстановления погибшего леса?

Какие есть в Первоуральске организации, отвечающие за сохранение леса и озеленение города?

Что я могу сделать полезного для леса?

На несколько вопросов большинство ребят затруднились дать ответы.

Таким образом, выявились основные проблемы :

Живя в зоне лесов, ребята мало знают об экосистеме леса;

Большинство ребят оставили последний вопрос «Что я могу сделать полезного для леса?» без ответа, не понимая, чем они могут помочь лесу, нужна ли лесу помощь человека, и в чем эта помощь может выражаться.

Вывод : Мы живём в зоне лесов. Поэтому должны знать и беречь лес. Необходимо пропагандировать среди одноклассников, знакомых, соседей бережное отношение к нашему зелёному другу. Рассказывать, какую пользу мы можем уже сейчас принести лесу.

Цель проекта : создание «Зелёной книги».

Идея проекта : рациональное использование лесных ресурсов - это, прежде всего, забота о нашей планете Земля, а использование бумажного вторсырья - это большая экономия лесных массивов.

Задачи:

Узнать какие организации занимаются защитой леса;

Узнать, что в нашем округе делается для восстановления вырубленного леса и защиты исчезающих видов растений;

Узнать какие деревья лучше очищают загрязнённый воздух;

Провести конкурс плакатов «Береги природу»;

Написать статью в школьную газету «Помогите лесу»;

Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

Провести сбор макулатуры.

Чтобы решить поставленные задачи, мы должны:

Посетить школьную библиотеку и воспользоваться Интернет - ресурсами;

Встретиться с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза;

Объявить конкурс плакатов «Береги природу»;

Подобрать материал для статьи в школьную газету «Помогите лесу»;

Подобрать материалы для создания «Зелёной книги»;

Провести сбор макулатуры

Этапы работы над проектом .

I этап. Теоретический

Цель : изучение литературы и Интернет – ресурсов по интересующей теме. Поиск ответов на проблемные вопросы: «Сколько кислорода вырабатывает одно дерево в год? Сколько кислорода надо в среднем человеку в год для дыхания? Какая площадь лесов на планете?» и другие.

Посетив школьную библиотеку, мы познакомились с книгами о лесе, которые нам помогла подобрать Чалова Т. Н., библиотекарь нашей школы.



Из книг мы узнали, что вырубка лесов началась на заре человеческого общества и по мере его развития возросла, так как потребность в древесине и других продуктах леса быстро увеличивалась. За последнее тысячелетие на Земле сведено 2/3 лесов. Поэтому говорят: человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни. За данное историческое время около 500 млн. га превратились из лесов в бесплодные пустыни. Леса уничтожаются так быстро, что площади вырубок существенно перевешивают площади посадок деревьев. К настоящему времени в зоне лесов сведено около половины их первоначальной площади. В связи с вырубкой лесов сокращается водоносность рек, высыхают озера, понижается уровень грунтовых вод, усиливается эрозия почв, более засушливым и континентальным становится климат, часто возникают засухи и пыльные бури.

Так же мы обратились к Интернет ресурсам. Работали с Интернетом на сайтах:

viki rdf/ru, www.photokonkurs.com, s06.radikal.ru, http://ecocrisis.wordpress.com/,

http://www.km.ru http://ru.wikipedia.org/, http://mironpress.com

Из Интернета мы выяснили, что одно дерево в среднем вырабатывает в день 2,5 килограмма кислорода, в год – 912,5 килограммов кислорода. Одному человеку в сутки для дыхания нужно 0,83 кг кислорода; 302,95 кг кислорода в год.
Примерная площадь лесов на планете около 3 миллиарда га, примерно 0,8 га на одного человека. Не так уж это и много. 14-15% занимают северные хвойные леса (Россия, Канада и США), 55-60% - тропические леса. Больше всего лесов на душу населения приходится в Канаде - 9,4 га. На планете проживает более 6 миллиардов человек. При сжигании 1 кг угля или дров расходуется более 2 кг кислорода. Это примерно кислород, вырабатываемый одним деревом. Один легковой автомобиль сжигает 1825 кг кислорода на каждые 100 км пути. Это примерно кислород, вырабатываемый 734 деревьями. Ежегодно автомобиль поглощает из атмосферы в среднем более 4 тонн кислорода, выбрасывая с отработавшими газами примерно 800 кг оксида углерода, около 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 400 млн. единиц мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации. Количество же деревьев постоянно уменьшается. Сокращение лесных массивов в результате роста потребления древесины - печальный факт.

WWF, FSC и Гринпис при участии гражданских активистов сформулировали 5 самых актуальных проблем российских лесов.

    Необходимость принятия лесной политики России.

    Лесные пожары.

    Нелегальная заготовка и продажа леса.

    Отсутствие в России экологически чувствительного рынка.

    Низкая гражданская активность.

На сайте журнала «Живой Лес» нас заинтересовали несколько вопросов, на которые ответил специалист лесного отдела.

Кто же рекордсмен по выработке кислорода? И еще верны ли такие данные, что одно дерево выделяет за жизнь столько кислорода, сколько необходимо одному человек, а машина на скорости 120 км/ч поглощает весь выделенный деревом кислород всего за два часа?

Специалист лесного отдела. Наиболее активными поставщиками кислорода являются тополя. 1 га таких деревьев выделяет в атмосферу кислорода в 40 раз больше, чем 1 га еловых насаждений. В течение одного года обычное дерево выделяет объем кислорода, необходимый для семьи из 4 человек на протяжении такого же периода, а один автомобиль за 2 часа работы поглотит столько кислорода, сколько 1 дерево выделит за 2 года!

Не могли бы вы назвать несколько пород деревьев наиболее продуктивных по производству кислорода. И насколько продуктивны виды деревьев нашего леса, такие как береза, липа, сосна, осина.

Специалист лесного отдела. Вы затронули действительно интересную тему. Она не допускает однозначных трактовок. Кислородная продуктивность дерева зависит не только от вида, но прежде всего от размеров дерева и от сезона, она отличается для деревьев из разных типов леса. Но деревья выделяют биологически активные вещества - ароматы, фитонциды, на их листьях осаждается техногенная грязь, и это на самом деле крайне важно, поэтому не меняйте отношения к деревьям, они и так делают всё, что могут для нас, они-то без нас могут расти, мы без них - нет.

Результат.

Мы узнали: - о самых актуальных проблемах российских лесов;

О деревьях, которые наиболее активно выделяют кислород и очищают воздух в окружающей среде;

О том, сколько кислорода вырабатывается деревьями.

II этап. Сбор информации.

Встреча с Ахметовым Ильдаром Фанзалиевичем, мастером леса из Билимбаевского лесхоза.

Цель : узнать, как осуществляется охрана и восстановление лесов в нашем округе Первоуральск.

Ильдар Фанзалиевич рассказал нам много интересного о наших лесах. Он сказал, что основная задача охраны лесов – их рациональное использование и восстановление.

Мастер леса отметил, что при правильном ведении лесного хозяйства, рубки на отельных участках повторно должны проводиться через 80-100 лет, именно столько нужно, чтобы саженцы вновь стали полноценными деревьями.

Другая важная мера по сохранению лесов – это борьба с потерями

древесины. Наибольшие потери происходят при заготовке древесины. На местах

рубок остается много древесины и хвои, которые могут использоваться для

приготовления эфирных масел.

Важнейшим условием для сохранения лесных ресурсов служит своевременное

лесовозобновление. Только треть ежегодно вырубаемых лесов в России

восстанавливается естественным путем, остальные требуют специальных мер по

их возобновлению. На вырубках, где естественного возобновления леса не происходит, после рыхления почвы производят посев семян или посадку выращенных в питомнике саженцев. Ильдар Фанзалиевич рассказал о том, как в Билимбаевском лесхозе в питомнике выращивают саженцы для восстановления вырубленных лесов.

Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с пожарами.

Пожар полностью или частично уничтожает лесной биоценоз. Пожары наносят

большой урон, уничтожая растения, животных.

До 97% лесных пожаров возникает по вине человека. Поэтому среди мер

борьбы с пожарами важное место занима противопожарная пропаганда

среди населения. В нашем лесхозе и в Екатеринбурге существует дозорно-сторожевая служба для обнаружения очагов пожара. При ликвидации лесных пожаров используют авиационные бригады, иногда на борьбу с пожарами мобилизуют воинские части и все население.

Большой вред лесам наносят болезни и вредители. Массовые вспышки

численности вредителей охватывают обширные территории.

Для борьбы с вредителями лесных растений полезно привлечь насекомоядных

птиц. Они могут регулировать численность насекомых, не допуская их

массового размножения. Для привлечения птиц лесники создают благоприятные для них условия: развешивают искусственные гнездовья, подкармливают.

Биологические методы борьбы с вредителями дешевы, безвредны и наиболее

эффективны. Их следует сочетать с другими методами, чтобы вместе они

представляли единую систему защиты лесов.

Результат: мы узнали о том, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

III этап . Исследовательский

Цель: исследование, сколько бумаги накапливается в классе и дома; какое количество деревьев мы спасли от вырубки, благодаря участию в сборе макулатуры.

Практическое исследование.

Мы попросили своих одноклассников произвести замеры веса макулатуры, которая у них накапливается в течение недели. Данные занесли в таблицу. В результате проведения исследовательской работы мы пришли к выводу: дома за неделю накапливаются до 5 кг бумаги, которую можно использовать вторично.

В первом полугодии прошёл сбор макулатуры «Сэкономь дерево – спаси лес!».

Первое полугодие

3 четверь

кол-во кг

кол-во кг

Все учащиеся нашей школы приняли участие в сборе макулатуры и все вместе собрали 1070кг.

Во втором полугодии решили принять участие в сборе макулатуры в каждой четверти. В феврале с первых чисел, мы вновь приняли участие в сборе макулатуры и у нас получились такие результаты.

На Интернет - сайте forestforum.ru/viewtopic. мы нашли информацию, о том, что для изготовления 1 тонны бумаги нужно 5,6 м 3 древесины. Если учесть, что средний объем одного бревна (дерева) - 0,33 м 3 , то для производства 1 тонны бумаги требуется 17 деревьев. А из 1 тонны бумаги можно изготовить порядка 30 тысяч обычных ученических тетрадей. В результате переработки макулатуры получается такая же бумага, как из свежей целлюлозы, которую получают из дерева. Только производство бумаги из макулатуры обходится в 2 раза дешевле. А из 1 тонны макулатуры бумаги получается, сколько же, сколько получается из 12 деревьев. Поэтому, с экономической и экологической точки зрения, переработка бумаги из макулатуры очень выгодна. К сожалению, в России лишь 0,1% бумаги производится из макулатуры. В Европе эта цифра доходит до 50%, а в Японии и вовсе - 65% новой бумаги делается из старой макулатуры.

Результат: мы решили, что мы можем сделать для экономии бумаги:

    Не очень важные тексты и записи делать на другой стороне исписанного листа бумаги;

    Сдавать старые журналы, газеты в пункты приема макулатуры.

    Покупать бумагу, сделанную из вторичного сырья, например, бумага с логотипом FSC или Nautilus.

    Оставлять в конце учебного года неиспользованные листы своих рабочих тетрадей (листы для проведения проверочных работ, черновиков);

    Бережно относиться ко всей бумажной продукции (тетради, учебники)

IV этап. Творческая деятельность

Узнав много нового о лесе, его пользе и необходимости его сохранения, мы решили провести для одноклассников совместно с учителем классные часы:

«Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края».

После проведения классных часов, мы решили провести конкурс плакатов «Береги природу».


На основе полученной информации мы совместно создали «Зелёную книгу».

В неё вошли наши классные часы, легенды леса, памятки, памятники природы городского округа Первоуральск, зелёная аптека, викторины и много другого занимательного материала.



Заключение.

В процессе работы над проектом мы изучили много информации о лесе в нашей стране и в мире, познакомились с тем, какая работа проводится в городском округе Первоуральск для защиты и восстановления леса.

Мы принимали активное участие в сборе макулатуры для экономии природных лесных ресурсов. Полученные знания в ходе работы над проектом мы использовали при проведении классных часов: «Кто сбережёт лес?», «Леса нашего края». Конкурс плакатов «Береги природу» вызвал интерес у большинства наших одноклассников.

В итоге многие ребята из наших классов узнали о значении и проблемах леса.

Цель проекта достигнута. Нами создана «Зелёная книга», которой могут в дальнейшем пользоваться учителя и школьники.

Всё в наших руках…

Слайд 2

Цели мероприятия:

Сформировать у обучающихся представления о роли леса в жизни человека и природы; Ознакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в лесу; Развивать познавательный интерес; Воспитывать уважение и любовь к природе, культурное поведение.

Слайд 3

Стихотворение С. Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее Душистая малина Бродить и думать здесь. На кустиках густых. Излечит, обогреет, Ищу грибов поляну Накормит русский лес. Я, не жалея ног, А будет жажда мучить- А если и устану- То мне лесовичок Присяду на пенёк. Средь зарослей колючих Лес очень любит пеших, Покажет родничок. Для них совсем он свой. Нагнусь к нему напиться- Здесь где-то бродит леший И видно всё до дна. С зелёной бородой. Течёт вода-водица, Жизнь кажется иною, Вкусна и холодна. И сердце не болит, Нас ждут в лесу рябина, Когда над головою Орехи и цветы, Как вечность лес шумит.

Слайд 4

Вопросы и загадки

Трава которую знают и слепые. (Крапива) Дерево символ нашей Родины. (Берёза) Зимуют ли птицы в скворечнике? (Нет) Кто меняет шубу два раза в год? (Лиса, белка, заяц) Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает) Какая ягода бывает чёрной, красной и белой? (Смородина) Пингвин птица или нет? (Да) Какие животные зимой спят? (Медведь, ёж) Какая птица подбрасывает своё яйцо в чужие гнёзда? (Кукушка) Как можно назвать одним словом деревья, кустарники, травы? (Растения) Лысеющий на ветру цветок. (Одуванчик)

Слайд 5

Доклад

«Роль леса в жизни человека».

Слайд 6

Значение леса

Дом для животных, растений, грибов; Защита воздуха, водоёмов и почв; Место отдыха человека; Источник ягод, грибов, лекарственных растений; Источник древесины

Слайд 7

Доклад

«Экологические проблемы леса».

Слайд 8

Опыты

  • Слайд 9

    Это надо знать!

    Бумага разлагается за 3-4 года, железная банка разлагается, ржавеет за 6-10 лет, полиэтиленовая плёнка разложится через 60-100 лет, а стекло будет лежать в земле 600 лет. Поэтому, если вы сегодня выбросите весь этот мусор, то через 3 года сгниёт бумага. Когда вы окончите школу, проржавеет и развалится железная банка. Когда вы состаритесь и будете древними дедами и старухами, только тогда исчезнет в земле полиэтиленовый пакет, а битое стекло или бутылка будут лежать в земле долгие годы после вас и лишь затем превратятся в песок.

    Слайд 10

    Доклад

    «Наша помощь лесу»

    Слайд 11

    Стихотворение И. Трофимовой«Чтоб радость завтрашнего дня»

    Чтоб радость завтрашнего дня Нам трудно разглядеть Сумел ты ощутить, Все те страдания, что земле Должна быть чистою земля Приходится терпеть! И небо чистым быть. Надолго ль хватит нам воды, А землю эту, не щадя, Коль растворён в ней яд? Терзал за веком век Надолго ль хватит тех лесов, И брал всё только для себя Где топоры стучат? «Разумный» человек. Спасти поля, леса, луга Сейчас же кинулись спасать И чистую гладь рек- всю Землю Природную среду. Можешь только ты, Сквозь фабрик и заводов дым Разумный человек!

    Слайд 12

    Наши результаты

    Расширили круг экологических знаний; Узнали навыки экологической культуры; Поняли потребность гармоничного общения с природой; Появилась установка стабильного интереса к экологической обстановке своей местности; Выработали потребность поддержания собственного экологического здоровья личности.

    Слайд 13

    Литература

    Ежемесячный научно-методический журнал «Начальная школа». 2004 №6, № 12. Мир вокруг нас. Учебник для 4 класса начальной школы в 2 частях. А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова.- Просвещение, 2005. Поурочные разработки по курсу « Окружающий мир»: 4 класс.- М.:Вако, 2006.

    Посмотреть все слайды

    Окружающий мир

    Тема: проект «Лес - наш друг»

    Учащиеся должны знать: основных обитателей леса, представителей растительного мира леса; виды лесов; значение леса в жизни человека; опасности, подстерегающие человека в лесу; влияние деятельности человека на состояние лесных богатств; правила поведения в лесу.

    Учащиеся должны уметь: выполнять частично поисковую деятельность, анализировать ее результаты, делать выводы; ссоставлять связные рассказы по материалам проведенной работы; работать в группах; пользоваться продуктами совместной проектной деятельности.

    Оборудование: раздаточный материал для выполнения заданий каждой группой; альбомные листы для оформления разделов проекта; справочная литература; клей, фломастеры.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    1. Распределение детей по группам.

    Учитель организует несколько инициативных групп по количеству страниц предполагаемого проекта.

    В каждой такой группе распределяются роли: аналитик, экспериментатор, иллюстратор, испытатель.

    Дети пересаживаются в соответствии с новыми группами.

    2. Уточнение особенностей работы на уроке с применением проектной деятельности.

    II. Формулирование темы и целей урока.

    Учитель предлагает детям принять участие в проекте «Лес - наш друг». Учитель просит вспомнить особенности проектной деятельности. (Дети перечисляют)

    Учитель говорит об отличиях проектной деятельности на этом уроке от предыдущих: распределение ролей у участников проекта будет происходить не по группам, а внутри каждой группы.

    В результате коллективного обсуждения вносятся изменения в основные этапы с учетом нового распределения на группы.

    На доске план:

    Действия в группе

      Обсуждение задания (коллективно).

      Выполнение практического задания («экспериментаторы»).

      Оформление задания («иллюстраторы»).

      Формулирование выводов («аналитики»).

      Применение результатов («исследователи»).

    Коллективные действия: проведение испытания всего проекта.

    Учитель предлагает детям обсудить цели урока.

    В результате обсуждения называют следующие цели: узнать новые сведения о лесе, вывести правила поведения в лесу, узнать, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

    III. Подготовительный этап.

      Обдумывание проекта. Проходит в форме «мозгового штурма».

    («Аналитики» из каждой группы отбирают лучшие разделы проекта.»

    В результате на доске появляется заготовкас основными разделами проекта.

      Распределение заданий.

    IV. Разработка составных частей проекта и иллюстрирование.

    Для выполнения практических задаий использовали материал альбома-задачника

    Работа проводится в группах.

    Дети работают с большой степенью самостоятельности, учитель оказывает индивидуальную помощь.

      Раздел «Виды леса»

    Этой группе предлагаются разрезные карточки с изображением веточек и плодов различных деревьев.

    «Экспериментаторы» раскладывают карточки на две группы. «Аналитики» делают выводы о существовании хвойных и лиственных лесов. «Испытатели» готовят рассказ с опорой на наглядный материал.

      Раздел «Обитатели леса»

    Дети получают заготовку для аппликации из серии «Что где растет, кто где живет?» и набор предметных картинок к этой заготовке.

    «Экспериментаторы» располагают растения и животных на фоне леса.

    «Аналитики» поясняют особенности каждого растения и животного по материалам, приготовленным по справочным изданиям и научно-популярным книгам заранее.

    «Иллюстраторы» наклеивают картинки, а также загадки, которые дети этой группы приготовили заранее дома.

    «Испытатели» готовят рассказ к этой странице альбома.

      Раздел «Значение леса в жизни людей»

    Дети получают «рассыпавшееся» стихотворение С. Маршака «Что мы сажаем, сажая леса?» и картинку с изображением леса, а также набор предметных картинок из серии «Что нам дает лес?»

    «Экспериментаторы» составляют из строчек стихотворение.

    «Иллюстраторы» соединяют изображение леса с картинками и приклеивают на страницу альбома.

    «Аналитики» поясняют смысл связей, установленных между лесом и его продуктами.

    «Испытатели» составляют текст сообщения.

      Раздел «Правила поведения в лесу»

    Дети получают набор карточек, состоящих из двух групп:

    1) условные знаки, запрещающие какие-либо действия в лесу;

    2)словесные формулировки правил поведения в лесу.

    Отдельно получают набор карточек, рассказывающих о влиянии деятельности человека на лес. «Экспериментаторы» раскладывают карточки парами, приводя в соответствие знак и правило.

    «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

    «Аналитики» работают со вторым набором карточек. Их задача - по рисункам определить вредное влияние деятельности человека на природу.

    «Испытатели» готовят сообщения по материалам работы группы.

    5 Раздел «Что полезно, а что вредно».

    Дети получают набор парных картинок с изображением полезных и опасных растений и грибов, растущих в лесу.

    «Экспериментаторы» создают две группы по названием «Съедобные грибы и растения» и «опасные грибы и растения».

    «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

    «Аналитики» находят признаки, по которым можно спутать растения и грибы этих двух групп.

    «Испытатели» готовят сообщение

      Раздел «Красная книга»

    Среди предложенных фотографий и рисунков с изображением животных дети должны найти тех, которые занесены в Красную книгу.

    «Экспериментаторы» отбирают нужные фотографии и рисунки.

    «Иллюстраторы» оформляют страницу альбома.

    «Аналитики» и «Испытатели» в этой группе представлены одними и теми же детьми. Они говорят сообщение с использованием заранее подготовленного материала.

    V. Испытание всего проекта.

    Учитель прикрепляет на доске подготовленные детьми страницы альбома «Лес - наш друг»

    «Испытатели» каждой группы делают сообщение по теме своего раздела.

    VI. Самоанализ проектной деятельности

    Дети рассказывают, что понравилось, с какими трудностями встретились, анализируют причины этих трудностей.

    VII Итоги урока.

    Подводят общий итог проектной деятельности, определяют значение проекта.

    Окружающий мир, 3 класс

    Краткая аннотация проекта

    В процессе работы над проектом происходит развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности. Работа над проектом помогает удовлетворить познавательный интерес учащихся, побуждает к поиску дополнительной информации, способствует приобретению навыков работы на компьютере, обогащает их жизненный опыт. А также помогает формировать экологическую грамотность учащихся. Дети узнают новые сведения о лесе, выводят правила поведения в лесу, узнают, что зависит от человека в сохранении лесов на Земле.

    Вопросы, направляющие проект

    Основополагающий вопрос: Человек – царь природы?

    Проблемные вопросы учебной темы:

    Желая помочь лесу, всегда ли человек помогает ему?

    Почему надо охранять леса?

    Хватит ли леса нашим потомкам?

    Учебные вопросы:

    Что нам даёт лес?

    Кто живёт в лесу?

    Что растёт в лесу?

    Какое влияние оказывает лес на жизнь человека?

    Как вести себя в лесу?

    План проведения проекта

    Визитная карточка проекта

    Публикация учителя

    Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

    Пример продукта проектной деятельности учащихся

    Материалы по формирующему и итоговому оцениванию

    Материалы по сопровождению и поддержке проектной деятельности

    Другие документы

    Ресурсы: Дмитриева Н.Я.,Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 кл.-Самара: Издательство "Учебная литература": Издательский дом "Федоров".

    В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми: Учебно-методическое пособие.-М.: ЦГЛ, Ставрополь: Сервисшкола, 2003.

    Знакомые незнакомцы. Окружающий мир. 2-3 классы: кружковая работа,занятия в группах продленного дня /авт. - сост. Е.М.Елизарова. - Волгоград: Учитель, 2007.

    Окружающий мир. 2-4 классы: олимпиадные задания/авт. - сост. Г.Т.Дьячкова. - Волгоград: Учитель, 2006.

    Проектная деятельность в начальной школе/авт - сост. М.К.Господникова и др. - Волгоград: Учитель, 2008.

    Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников.- 2-е изд., испр. и доп.- Самара: Издательство "Учебная литература",2007.

    «Проектно-исследовательская работа «Лес – мой друг» Работу выполнила: Петрова Алина Николаевна, ученица 1 «А» класса Научный руководитель: ...»

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Гимназия №140» Советского района г. Казани

    Проектно-исследовательская работа

    «Лес – мой друг»

    Работу выполнила:

    Петрова Алина Николаевна,

    ученица 1 «А» класса

    МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

    Научный руководитель:

    Пахомова Надежда Владимировна,

    учитель I квалификационной категории

    МБОУ «Гимназия №140» г. Казани

    Казань 2016

    Введение ……………………………………………………………………………. 3

    1. Что такое лес ………………………………………………………………… 4

    2. Значение леса для человека ………………………………………………… 5

    3. Меры по сохранению лесов …………………………………………............ 8 Заключение …………………………………………………………………........... 11 Список литературы ……………………………………………………………….. 12 Введение Актуальность темы. Леса выступают в роли одного из главных природных механизмов, поддерживающих и восстанавливающих условия жизни на Земле. Они нормализуют газовый состав атмосферы, очищают воду, защищают все живое от радиоактивной пыли, имеют большое рекреационное значение, а также являются источником получения из него сырьевых ресурсов (древесина, живица, семена, ягоды, лекарственные растения и пр.). Лес – это важнейший компонент биосферы, сохраняющий в природе биологическое разнообразие и равновесие.

    Леса очень часто страдают от пожаров, которые наносят большой вред лесному хозяйству: уменьшается прирост деревьев, ухудшается состав лесов, усиливаются буреломы, ухудшаются почвенные условия и ветроломы.


    Лесные пожары способствуют распространению вредных насекомых и дереворазрушающих грибов. Кроме этого, лес испытывает на себе очень большое влияние со стороны людей. Посещая лес, люди небрежно обращаются с ним, иногда даже по-браконьерски. Они ломают ветки, рубят деревья для того, чтобы устанавливать палатки, засоряют лес различными отходами. В результате этого лес превратился в объект, нуждающийся в неотложной помощи.

    Наша республика относится к малолесным регионам (лесистость региона составляет 17%), и поэтому проблема сохранения и восстановления лесов для нее является актуальной . Люди не должны забывать, что лес - наш друг, бескорыстный и могучий. Но он, словно человек, у которого открыта настежь душа, требует и внимания, и заботы от нерадивого, бездумного к нему отношения. Жизнь без леса немыслима, и мы все в ответе за его благополучие, в ответе сегодня, в ответе всегда.

    Целью исследования является формирование представления о лесе и его значении для человека.

    Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Изучить информацию о лесе;

    Определить значение леса в жизни человека;

    Предложить меры по сохранению и восстановлению лесов.

    –  –  –

    Лес - один из основных типов растительного покрова Земли, представленный многочисленными жизненными формами растений, среди которых главную роль играют деревья и кустарники, второстепенную – травы, кустарнички, мхи, лишайники и т.д. В лесу обитает большое количество живых организмов, начиная от невидимых глазу почвенных бактерий до зверей крупных размеров.

    Важно знать, что лес – это не только растения и животные, но и лесные почвы, наземные и подземные воды, воздух, солнечный свет, солнечная энергия. Все компоненты леса находятся в тесной взаимосвязи между собой.

    Лес является уникальным образованием, которое обладает способностью к самоподдержанию, благодаря которому лес живет намного дольше, чем каждая отдельно взятая его составляющая. Лес создает особый микроклимат, в котором поддерживается полноценная жизнь всех его обитателей.

    Лес – это «зеленые легкие» нашей планеты. Учеными установлено, что в воздухе лесов содержится много легких (отрицательных) ионов, которые характеризуют чистоту воздуха. Возникновению легких ионов способствуют практически все древесные породы и в итоге в лесном воздухе степень ионизации кислорода до 10 раз выше в сравнении с городским воздухом . Отрицательно ионизированный воздух оказывает благотворное влияние на организм, улучшая самочувствие, повышая общий тонус и работоспособность. Отмечено, что среди населения, проживающего в микрорайонах с загрязненным воздухом, заболеваемость органов дыхания чуть ли не вдвое выше, чем в микрорайонах с чистым воздухом .

    2. Значение леса для человека

    Роль леса в жизни человека очень велика. Мы выделили следующие основные направления использования леса человеком:

    Источник пищи (грибы, ягоды, звери, птицы, мёд);

    Строительный материал;

    Источник энергии (дрова);

    Сырьё для производства (производство бумаги);

    Регулятор природных процессов.

    Говоря о значении леса, прежде всего, необходимо отметить, что лес – это источник различных материальных благ. Почти все, что растет в лесу, можно использовать в пищу – грибы, ягоды, орехи; лесную дичь и животных также человек употребляет в пищу (Рис. 1, 2). Лес богат лекарственными растениями, которые используют в практике народной медицины. Деревья представляют наибольшую ценность – древесина используется при изготовлении мебели, бумаги, постройке домов и других сооружений, в качестве твердого топлива.

    Велико и экологическое значение леса. Деревья и растения насыщают воздух кислородом, образуя вокруг леса благоприятную атмосферу. С пребыванием человека в лесу связан и благотворный психофизиологический эффект, вызванный зеленым цветом, который является сильным успокаивающим средством. В медицине возникло новое направление – ландшафтотерапия, которому уделяется все большее внимание. Это объясняется тем, что ощущаемому оздоровительному эффекту, наблюдаемому в лесу, способствует прохлада, тишина, мягкое освещение, гармония звуков и красок, приятный запах. Даже после несколько часов, проведенных в лесу, самочувствие улучшается, организм отдыхает, а стрессы уходят.

    Рисунок 1 – Урожай ягод Рисунок 2 – Белые грибы Современными исследованиями установлена различная степень влияния на здоровье человека разных типов насаждений и биологически активных компонентов лесной среды, в том числе и аэроионов, недостаток которых способствует повышенной утомляемости, подавленности и даже смертности людей, страдающих болезнями сердца и легких . Многие санатории, здравницы и базы отдыха располагаются именно в лесу. Это связано с благотворным влиянием леса на здоровье людей и с его живописностью (Рис. 3).

    Рисунок 3 – Живописный лесной ландшафт

    Как уже мы говорили, лес – это «легкие» нашей планеты. Чем лучше растут леса, тем больше они выделяют кислорода и тем быстрее поглощают углекислый газ. В настоящее время установлено, что более половины кислорода атмосферы поставляется лесами. Кроме воздействия на баланс углерода, леса способны очищать атмосферный воздух от сажи, пыли и других твердых частиц. Наибольшей улавливающей способностью обладают деревья и кустарники с шершавыми листьями, такие как вяз, рябина, бузина и др. Известно, что один квадратный метр площади листовой пластинки задерживает до 10 г пыли.

    Поэтому под пологом леса воздух всегда чище, в нем в среднем содержится на 42% меньше пылевых частиц. В результате в течение года кронами 1 га елового леса задерживается до 30 т пыли, сосны – до 39 т, вяза – до 43 т. Лес является превосходным биологическим фильтром воздуха. Общеизвестна газоочищающая способность древесных растений, то есть способность растений сохранять свою жизнеспособность в условиях загрязнения атмосферного воздуха. Эта способность достигает максимума в средневозрастных насаждениях, 1 га которых способен в течение вегетационного периода поглотить до 400 кг сернистого газа, до 100 кг хлоридов . Лес, особенно хвойный, выделяет фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы. В определённых дозах фитонциды оказывают положительное действие на нервную систему человека, усиливают двигательную и секреторную функции желудочно-кишечного тракта, способствуют улучшению обмена веществ и стимулируют сердечную деятельность.

    Фитонциды играют большую роль в борьбе с возбудителями инфекционных заболеваний, поэтому в воздухе лесов таких возбудителей намного меньше, чем над безлесной территорией. Например, в 1м3 воздуха в кедровом лесу содержится до 700 единиц микроорганизмов .

    Очень важна микроклиматическая роль леса.

    Древесные и травянистые растения обладают умеряющим тепло свойствами. В летний жаркий день температура воздуха в лесу на несколько градусов ниже, чем в городе. Освежающий эффект одного взрослого дерева соответствует эффекту от действия нескольких кондиционеров в комнатных условиях. В зимний период, наоборот, в лесу теплее в сравнении с открытым местом до 0,5 градуса, что связано напрямую со снижением и даже отсутствием движения воздуха под пологом леса даже в обезлиственном состоянии .

    Социальное, или культурное значение леса, так же важно, как и другие.

    Близость леса к населенным пунктам в большой степени определяет деятельность местных жителей. Дереводобыча или охотничий промысел становятся, чуть ли не основными занятиями жителей села.

    Леса играют большую роль в круговороте воды и имеют почвозащитное значение. Благодаря испаряемой из лесной почвы влаге повышается влажность воздуха.

    3. Меры по сохранению лесов

    Как мы выяснили, лес играет неоценимую роль в жизни человека, и поэтому человек должен заботиться о нем. Леса должны существовать ради того, чтобы существовал сам человек, ради сохранения животного и растительного мира для будущих поколений. Поэтому нам нужны лесные резервации, заповедники, национальные парки, курортные лесные зоны, которые охраняются законом. Например, в Татарстане есть Волжско-Камский заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама» (Рис. 4, 5).

    Рисунок 4 - Волжско-Камский заповедник

    Рисунок 5 - Национальный парк «Нижняя Кама»

    Какие же меры необходимо принимать для того, чтобы наши леса существовали благополучно? Каждый человек может помочь лесу, если он будет следить за чистотой в лесу, не сорить. Не стоит забывать, что лес – это не свалка, а место, где живут растения и животные, для которых лес является домом и в нем должно быть чисто. Приходя в лес, не надо разжигать костер. На месте, где был костер, в последующие несколько лет не растет трава. К тому же костёр может привести к возникновению лесного пожара, от которого пострадают растения и животные.

    Прогуливаясь по лесу, необходимо соблюдать в нем тишину: нельзя кричать и включать музыку. Шум отпугивает птиц и животных, и они могут покинуть свои дома. Ни в коем случае нельзя трогать в лесу птичьи гнезда. Если побеспокоить птицу, которая высиживает птенчиков, она может бросить гнездо и улететь, тогда ее маленькие птенчики погибнут. Также нельзя трогать в лесу муравейники. Муравьи – большие труженики, они по хвоинке строят свой дом и их труд надо уважать. К тому же, муравьи являются санитарами леса, они регулируют численность насекомых-вредителей. Лесные растения, как и животные, также требуют бережного отношения к себе. Можно прогуливаясь по лесу просто любоваться ими и фотографировать. Сорванные цветы не дадут семян, и тогда мы больше не сможем любоваться их красивым цветением. Ломая ветки деревьев и кустарников, люди не задумываются о том, какой вред они наносят им. Любое механическое повреждение способствует заражению их насекомыми-вредителями. Поэтому нужно помнить, что ломать ветки нельзя!

    Еще хотелось бы отметить, что в лесу надо ходить только по организованным тропинкам. Вытаптывание почвы приводит к ее уплотнению. В результате этого к корням деревьев поступает мало кислорода, который так необходим для их дыхания.

    После пожаров и неблагоприятных погодных условий леса теряют большие площади, а потребность общества в древесине растет. Поэтому необходимо принимать меры по восстановлению и повышению продуктивности лесов.

    Для того чтобы восполнить утраченные лесные площади, нужно большое количество саженцев различных пород деревьев. Саженцы выращивают в лесных питомниках, а затем пересаживают их на лесные площади. Это длительный процесс. Но современные достижения науки позволяют сделать этот процесс более коротким. Этим занимаются ученые в области биотехнологии. Благодаря их усилиям можно за короткий срок вырастить большое количество саженцев разных пород деревьев. Такие деревья растут гораздо быстрее, что является выгодным для лесного хозяйства. У нас в Татарстане это направление стало развиваться .

    –  –  –

    Таким образом, изучив информацию о лесе, о его значении для человека и предложив меры по сохранению и восстановлению лесных насаждений, мы считаем, что выбранная нами тема полностью раскрыта. Забота о лесе дело каждого из нас – от взрослого до ребенка.

    Список литературы

    1. Агальцова, В.А. Основы лесопаркового хозяйства: учебно-методическое для студ. очного, вечернего и заочного обучения / В.А. Агальцова. - М.:

    2. «Государственный доклад о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды Республики Татарстан» стр. 54-58, Казань: Мир без границ, 2010.

    3. Парамонов, Е.Г. Основы лесоводства и лесопаркового хозяйства:

    учебное пособие / Е.Г. Парамонов, А.А. Маленко. - Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. - 170 с.

    4. Петрова, Г.А. Использование методов биотехнологии для получения здорового посадочного материала осины (Populus tremula L.) в условиях Республики Татарстан: автореф. дис. … канд. с.-х. наук / Г.А. Петрова. – М., 2011. – 24 с.

    5. http://www.happy-giraffe.ru/community/33/forum/post/17122/

    Похожие работы:

    «УДК 378.2 Везиров Тимур Гаджиевич доктор педагогических наук. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] Гузуева Элина Руслановна ассистент. Дагестанский государственный педагогический университет [email protected] VezirovTimurGadzhievic...»

    «ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ ТРОИЦКОЕ И НОВОМОСКОВСКОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ С...» Физического Воспитания и Спорта, Республики Молдова Аннотация. Дидактический портфель учителя физического воспитания предс...»

    «Справка по итогам проверки подготовки обучающихся 9, 11 классов к государственной итоговой аттестации в 2014-2015 учебном году Сроки проведения: декабрь – январь 2014-2015 учебного года. Цель: 1. Контроль выполнения плана работы школы по подготовке выпускников к государственной итоговой аттестации.2. Контроль качества по...»

    «Картотека игр в адаптационный период для детей 2-3 лет "Доброе утро!" Цели: помочь детям адаптироваться к условиям детского сада.Задачи: создание положительного эмоционального климата в группе; снятие эмоционального напряжения.Взрослый вместе с детьми напевно произносит текст: Доброе утро, глазки! (касаемся глаз кончиками пальц...»

    2017 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - электронные матриалы»

    Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
    Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.





  • error: Контент защищен !!