Что такое сложные предложения с разными видами связи. Виды сложных предложений Сложное предложение содержит

Простое и сложное предложения

Предложения, имеющие в составе одну грамматическую основу (подлежащее и сказуемое или только подлежащее и только сказуемое) называется простым предложением (см. Простое предложение ) . Два или более простых предложения могут объединяться в сложное предложение . Соответственно, в сложном предложении можно выделить несколько грамматических основ (см. Основа предложения).

Примеры простого предложения: Я вышел на улицу. Дверь захлопнулась.

Примеры сложного предложения: Я вышел на улицу, и дверь захлопнулась. Когда я вышел на улицу, дверь захлопнулась.

Виды связи простых предложений в сложном

Возможные виды связи предложений отражены в схеме:

Пример бессоюзной связи : Я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась.

Пример сочинительной связи : Я вышел из дома, и дверь за мной захлопнулась.

Пример подчинительной связи (жирным выделено придаточное предложение): Когда я вышел из дома , дверь за мной захлопнулась.

Пример разных видов связи в одном предложении: Когда я вышел из дома, дверь за мной захлопнулась и я не смог уже вернуться в квартиру; в это время улица заполнялась народом.

Виды сложных предложений

Соответственно предложения делятся на бессоюзные сложные , сложноподчиненные и сложносочиненные . Предложения, в которых имеется три и более простых, связанных различными видами связи, так и называют: предложения с различными видами связи .

Сложное предложение, части которого соединяются сочинительными союзами, называется сложносочиненным .

Сочинительная связь предполагает равноправность простых предложений, входящих в состав сложного, эта равноправность проявляется на синтаксическом уровне. По смыслу предложения могут быть равноправными или зависеть друг от друга.

Задание В6 проверяет твое умение анализировать и разбирать сложное предложение. В зависимости от варианта необходимо будет найти:

1) сложносочиненное предложение;

2) сложноподчиненное предложение;

3) сложноподчиненное предложение с определенным видом придаточного;

4) сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с указанием видом присоединения придаточных к главному;

5) сложное бессоюзное предложение;

6) сложное предложение с разными видами связи.

Подсказка от сайт.

Чтобы вспомнить разные виды связи, перечитай задание А9.

Также тебе поможет следующая схема:

Сложноподчиненное предложение.

Сложноподчиненное предложение – это предложение, в состав которого входят две и более основ, где одна основа подчиняется другой.

Так как структура предложения, вопрос от главной основы к зависимой (придаточной) может быть разный, то и видов сложноподчиненного несколько:

Тип придаточного Особенности придаточного На какой вопрос отвечает Средства связи
союзы союзные слова
определительное содержит характеристику предмета, раскрывает его признак (относится к существительному в главной части) какой?

какой именно?

чтобы, как, словно, как будто который, какой, что, чей, когда, куда, где и т.д.
местоименно-определительное относится к местоимению в главной части СПП (то, та, те, каждый, всякий, любой, весь, вся, все ) и конкретизирует значение местоимения кто именно?

что именно?

как, словно, как будто, что, чтобы кто, что, какой, каков, чей, который и т.д.
изъяснительное придаточную часть требуют слова со значением мысли, чувства, речи (глагол, прилагательное, существительное) вопросы косвенных падежей (что?

о чем? чего?)

что, как, будто, как будто, как бы, словно, чтобы, пока кто, что, который, какой, чей, где, куда, откуда, сколько, насколько, почему
образа действия и степени 1) раскрывает способ или качество действия, а также меру или степень проявления признака в главной части предложения;

2) имеют в главной части указательные слова (так, столько, таким образом, до того, настолько, до такой степени… ).

как?

каким образом?

в какой мере или степени?

что, чтобы, как, словно, точно
места 1) содержит указание на место или пространство, где совершается то, о чем говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или раскрывать содержание наречий там, туда, оттуда, везде, всюду и др.

где? где, куда, откуда
времени 1) указывает на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главной части;

2) может распространять главную часть или уточнять обстоятельство времени в главной части

когда?

как долго?

с каких пор?

до каких пор?

когда, пока, как, в то время как, после того как, с тех пор как, едва, лишь
условия 1) содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в главной части;

2) условие может подчеркиваться в главной части сочетанием в том случае

при каком условии? если, как, как скоро, раз, когда, ли…ли
причины содержит указание на причину или обоснование того, о чем говорится в главной части почему?

по какой причине?

потому что, оттого что, так как, вследствие того что, благодаря тому что, в силу того что, из-за того что, поскольку и т.д.
цели содержит указание нацель или назначение того, о чем говорится в главной части предложения зачем?

с какой целью?

для чего?

чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы
уступки содержит указание на условие, вопреки которому совершается то, о чем говорится в главной части несмотря на что?

вопреки чему?

хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что
сравнительное сравнивает предметы или явления в главной части и придаточном как?

(на что похоже?)

как, подобно тому как, словно, будто, как будто, точно, как если бы
следствия указывает на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения что из этого следует?

что стало следствием?

так что

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Сложное предложение с разными типами связи (примеры)

(1) Утро великолепное: в воздухе прохладно; солнце еще не высоко.

(2) И ерзает руль, и обшивка скрипит, и забраны в рифы полотна.

(3) Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.

(4) Для каждого есть слава, трудись – и она твоя.

(5) Горе забудется, чудо свершится, сбудется то, что покуда лишь снится.

(6) Я посмотрел на избу, и у меня сжалось сердце – так всегда бывает, когда увидишь то, о чем думал много лет.

(7) И все-таки ему было грустно, и он как-то особенно сухо сказал начальнику штаба, что у него убили адъютанта и надо найти нового.

Алгоритм действия.

1. Выделить основы.

2. Исключить все простые предложения.

3. Посмотреть, чем связаны основы: союзом, союзным словом, интонацией.

4. Определить границы основ.

5. Определить вид связи.

Разбор задания.

Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Выделяем основы:

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец . (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть , и, хотя никогда не пил , нос у него почему-то всегда был свекольно -красного цвета , как у клоуна. (5)Дети , когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый , говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Простым является предложение №3. Исключаем его.

Определяем границы предложений и смотрим, чем связаны основы:

(1) [В детстве я ненавидела утренники], (потому что к нам в садик приходил отец) . (2) [Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию],а [наша воспитательница строго говорила ему]: «Валерий Петрович, повыше!» (4)[Он был маленький , толстенький , рано начал лысеть] , и , (хотя никогда не пил) , [нос у него почему-то всегдабыл свекольно -красного цвета , как у клоуна]. (5) [Дети , (когда хотели сказать про кого-то), (что он смешной и некрасивый) , говорили так]: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

Первое предложение – сложноподчиненное с придаточным причины (я ненавидела утренники почему? потому что приходил отец).

Второе предложение – сложносочиненное с прямой речью.

Четвертое предложение – сложное с сочинительной связью (союз и) и подчинительной связью (придаточное хотя…).

Пятое предложение – сложноподчиненное с двумя придаточными и прямой речь. Первое придаточное – времени (дети говорили когда? когда хотели сказать про кого-то); второе придаточное – изъяснительное (хотели сказать про кого-то что? что он смешной и некрасивый).

Таким образом , правильный ответ – предложение №5.

Потренируйся.

1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное предложение, в котором есть придаточное условия. Напишите номер этого предложения.

(1) Нетрудно представить, что творилось в эту минуту в душе полководца: его, взвалившего на себя непосильную ношу позорного отступления, лишили славы победного сражения. (2) …Дорожная карета Барклая остановилась на одной из почтовых станций неподалеку от Владимира. (3) Он направился было к дому станционного смотрителя, но путь ему преградила огромная толпа. (4) Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. (5) Пришлось адьютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете. (6) Что же утешило старого солдата, на которого обрушился несправедливый гнев толпы? (7) Возможно, вера в правоту своего решения: именно эта вера дает человеку силы идти до конца, даже если приходится в одиночку. (8) И еще, может быть, Барклая утешила надежда. (9) Надежда на то, что когда-нибудь бесстрастное время всем воздаст по заслугам и справедливый суд истории обязательно оправдает старого воина, который угрюмо едет в карете мимо ревущей толпы и глотает горькие слезы.

2. Среди предложений 1 – 10 найдите сложное предложение, в состав которого входит (-ят) придаточное (-ые) сравнения. Напишите номер (-а) этого предложения.

(1) Я, как ни силился, не мог представить, что здесь когда-то стояли дома, бегали шумные дети, росли яблони, женщины сушили белье…(2) Никакого знака былой жизни! (3) Ничего! (4) Только печальный ковыль скорбно качал стеблями и умирающая речушка едва шевелилась среди камышей…(5) Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обнажилась земля и я оказался на краю бездонной пропасти. (6) Не может быть! (7) Неужели человеку нечего противопоставить этой глухой, равнодушной вечности? (8) Вечером я варил уху. (9) Мишка подбрасывал дрова в костер и лез своей циклопической ложкой в котелок – снимать пробу. (10) Рядом с нами робко шевелились тени, и мне казалось, что сюда из прошлого несмело пришли некогда жившие здесь люди, чтобы погреться у огня и рассказать о своей жизни.

3. Среди предложений 1 – 11 найдите сложное предложение с однородными придаточными. Напишите номер этого предложения.

(1) На берегу реки сидел старый человек в морском мундире. (2) Последние предосенние стрекозы трепетали над ним, некоторые садились на потертые эполеты, передыхали и вспархивали, когда человек изредка шевелился. (3) Ему было душно, он расслаблял рукой уже давно расстегнутый воротник и замирал, вглядывался слезящимися глазами в ладошки небольших волн, похлопывающих речку. (4) Что виделось ему сейчас в этом мелководье? (5) О чем думал он? (6) До недавнего времени он еще знал, что одержал великие победы, что сумел вырваться из плена старых теорий и открыл новые законы морского боя, что создал не одну непобедимую эскадру, воспитал немало славных командиров и экипажей боевых кораблей.

Все наше общение происходит посредством слов. Можно разговаривать с собеседником, а можно писать письма. Слова образуются в предложения, являясь основой для письменной и устной речи. И нередко при составлении сложного предложения возникает сомнение в его безошибочности.

Определение сложного предложения

Сложное предложение можно представить как единство нескольких простых предложений. Связанное смысловым и грамматическим единством, оформленное интонационно, сложное предложение имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (подлежащее и сказуемое).

Например: Утром шел дождь, и дороги покрылись блестящими лужами . В данном предложении две грамматические основы – шел дождь и дороги покрылись.

Виды сложных предложений

Все виды сложных предложений, существующих в русском языке, можно представить в виде схемы:


Образование союзных сложных предложений происходит с помощью союза. Для каждого вида они разные.

Сложносочиненное предложение

В таком предложении части равноправны и независимы друг от друга, вопросы от одной к другой не задаются.

В зависимости от союзов, присутствующих в предложении, сложносочиненные предложения делятся на три группы:

  • Соединительные. События происходят последовательно или одновременно. К ним относятся союзы И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ДА, НИ…НИ, НЕ ТОЛЬКО…НО И, ДА И (Уже совсем стемнело, и нужно было расставаться ).
  • Противительные. Действия противопоставлены друг другу, используются союзы НО, А, ДА, ОДНАКО, ЗАТО, ЖЕ (Мы ждали их очень долго, но они так и не пришли ).
  • Разделительные. События чередуются или взаимоисключаются. Присущи союзы ЛИБО, ИЛИ, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ (То ли солнце светит, то ли дождь идет ).


Сложноподчиненное предложение

Основным отличием таких предложений является наличие главной и зависимой (придаточной) части. Простые предложения соединяются подчинительными союзами и союзными словами ЧТО, ЧТОБЫ, ЕСЛИ, КОГДА, ПОЧЕМУ, ХОТЯ, КАКОЙ, ПРЕЖДЕ ЧЕМ и др., которые размещаются всегда в придаточной части. Она, в свою очередь, может располагаться как перед главной частью, так и в ее середине или в конце (Мы поедем загорать, если будет хорошая погода ).


Бессоюзное предложение

Соединение простых предложений происходит без помощи союзов или союзных слов, а только интонацией и смыслом. Бессоюзные сложные предложения делятся на два типа: равноправные – порядок расположения частей предложения свободный (Наступила весна, птицы звонче запели песни ), и неравноправные – когда одна из частей несет основной смысл высказывания, а другие его раскрывают (Мне нравится весна: пригревает солнце, тает снег, появляются первые подснежники ).


Пунктуация в сложных предложениях

Решая, какой знак препинания использовать в сложных предложениях, следует придерживаться правила, что простые предложения всегда разделяются. В большинстве случаев это запятая. Но есть исключения.

В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если его части разделены союзами И, ИЛИ, ЛИБО и имеют общее придаточное предложение или общий второстепенный член (Землю окутал белым покрывалом снег и осушил мороз ). Так же запятая не ставится между двумя вопросительными предложениями (Сколько сейчас времени и когда придет отец? ).

Сложноподчиненное предложение не имеет запятую в случае, когда несколько однородных придаточных предложения соединены союзами И, ИЛИ (Я думаю, что сегодня прекрасный день и можно пойти на прогулку). Такие выражения, как ВО ЧТО БЫ ТО НИ СТАЛО, КТО ВО ЧТО ГОРАЗД, КАК НИ В ЧЕМ НЕ БЫВАЛО и др. не являются придаточными предложениями и запятой не отделяются.

В бессоюзном предложении знак препинания есть всегда, главное – разобраться, какой именно. Двоеточие ставится, когда в придаточном предложении содержится причина, разъяснение или дополнение к главному. В этом случае двоеточие можно условно заменить на союзы ЧТО, ПОТОМУ ЧТО, А ИМЕННО (Я люблю лето: (=потому что) можно гулять дольше ). Тире обычно используется там, где происходит противопоставление, вывод или результат, а также указывается время совершения действия. При быстрой смене событий так же ставится тире (Сыр выпал – с ним была плутовка такова ). Во всех остальных случаях в бессоюзном предложении ставится запятая.


Возможно, выражение сложное предложение звучит немного пугающе. Но в нем нет ничего действительно сложного. Запомнив признаки, по которым они различаются, без труда удастся составить красивый и грамотный текст.

В русском языке существует три вида сложных предложений:

  • 1) сложносочинённое (ССП),
  • 2) сложноподчинённое (СПП),
  • 3) бессоюзное сложное предложение (БСП).

Определить принадлежность предложения к тому или иному виду можно, если определить вид союза (сочинительные, подчинительные), которым связаны части сложного предложения.

1)В ССП части связаны с помощью сочинительных союзов (и, а, но, однако, или и т.д.).

Например: Я шёл к другу в гости, но Иван ещё не вернулся домой с работы.

2)В СПП части (главная и придаточная) связаны с помощью подчинительных союзов или союзных слов (местоимения и наречия).

Например: Все с восторгом смотрели на то, как красиво он танцует.

Союзы: чтобы, будто, словно, пока, ибо, как будто, в связи с тем что и т.д.

Союзные слова (местоимения): кто, что, какой, чей, каков, сколько, который и т.д.

Союзные слова (наречия): как, зачем, откуда, насколько, почему, отчего, сколько, когда и т.д.

В отличие от подчинительных союзов, союзные слова являются членами предложения, так как это самостоятельные части речи (местоимения и наречия): В той самой комнате, где некогда родился Пётр, стояла тишина.

NB ! Вместо союзного слова можно подставить другое знаменательное слово, которое часто имеется в главной части: «где некогда родился Пётр» - «в комнате некогда родился Пётр».

В русском языке три слова - ЧТО, КАК, КОГДА - могут выступать как в роли союзов, так и в роли союзного слова..

1)ЧТО - союзное слово:

в придаточных определительных («что» = «который»)

Например: Вспоминаю все вёсны и счастье, что когда-то было.

в придаточных изъяснительных (при этом «что» имеет на себе логическое ударение // указывает на предмет // является подлежащим или дополнением.

Например: Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне (А. Ахматова).

В остальных случаях «что» - союз.

Например: Мне показалось, что юноша засмеялся.

КОГДА - союзное слово:

- в придаточных определительных.

Например: Мгновения, когда человек истинно увлечён, являются самыми счастливыми.

в придаточных изъяснительных, если они не имеют оттенка условия.

Например: Нам не надо ждать, когда старшее поколение всё за нас сделает!

КОГДА - союз:

в придаточных обстоятельственных времени и условия.

Например: Я загрустил, когда ты уехала в другой город. Хорошо писать, когда жизнь радует тебя каждый день.

в придаточных изъяснительных, если они имеют оттенок условия («когда» = «если»).

Например: Замечательно, когда человек имеет умелые руки.

КАК - союзное слово:

« как» = «насколько».

Например: Я был поражён тем, как (=насколько сильно) она его ждала.

«как» = «каким образом».

Например: В манерах, в походке и даже в том, как (=каким образом) он говорил, проявлялся его характер.

В остальных случаях «как» - союз.

Например: Жизнь теченье своё изменила, как река изменяет русло (Н. Некрасов).

Виды придаточных предложений в СПП:

придаточное определительное (какой? который? чей?)

Например: Настала роковая минута, когда я всё узнал.

придаточное изъяснительное (отвечает на вопросы косвенных падежей)

Например: Отец попросил, чтобы я принесла ему книгу.

3)придаточное обстоятельственное (подвиды придаточных обстоятельственных предложений соответствуют видам обстоятельств (меры и степени, образа действия и т.д.)).

Например: Я дочитал книгу вечером, когда все в доме уже спали (СПП с придаточн. обстоятельств. времени).

Многочленные СПП

В СПП может быть несколько придаточных предложений, которые связываются с главной частью параллельно или последовательно.

Например:

Я видел вас, когда вы вышли из галереи, когда вы пошли вдоль по улице и когда вошли в многоэтажный дом (параллельное подчинение).

Мы подъехали к берегу той самой реки, где отдыхали в прошлом году, когда к нам в гости приезжали родственники из Москвы (последовательное подчинение).

В русском языке есть СПП с однородным и неоднородным подчинением, т.е. придаточные предложения могут отвечать на одинаковые вопросы и одинаково зависеть от главного предложения, а могут зависеть от главного предложения, но при этом отвечать на разные вопросы.

Например:

Фрегаты приближались к страшному мысу, где круглый год свирепствовали ураганы, где вечно идёт дождь и где огромные волны разбиваются о подножия угрюмых гор (СПП с однородным параллельным подчинением).

В БСП части предложения связаны между собой по смыслу, интонационно, без помощи союзов.

Например: Какое-то время стояла полная тишина, только вода тихо ударяла о берег.

ВИДЫ БСП:

БСП со значением перечисления (Я вскочил в вагон, он толкнулся и двинулся).

БСП со значением сопоставления/противопоставления (Двое пашут - семеро руками машут. Наши пряли - ваши спали (Пословицы)).

БСП со значением причинно-следственных отношений (Юноша был опытным моряком - он не мог ошибиться.

БСП со значением результата, быстрой смены событий (Зайдёте - будем рады. Алиса подняла вёсла - лодка замедлила бег).

БСП со значением пояснения, дополнения к содержанию первой части (Прочие красавицы молчали: скромность считалась необходимой принадлежность молодой женщины).

В русском языке часто встречаются сложные предложения с разными видами связи (сочинительной, подчинительной, бессоюзной).

Например: Мой скромный уездный поезд ждал меня на дальней боковой платформе, и я уже был рад тому уединению и отдыху, который предстоял мне в нём (И. Бунин) - сочинительная и подчинительная связь.

Речь человека состоит из предложений, причем определить, о чем он говорит, можно, найдя грамматическую основу этого предложения – подлежащее и сказуемое. Но что, если в предложении больше, чем одно подлежащее и сказуемое, если в нем говорится о разных предметах и явлениях? Ответ на этот вопрос даст очень важная тема, которую проходят в 3 классе.

Что такое сложное предложение и как с ним работать?

Сложное предложение – это такое предложение, которое состоит из двух или больше простых предложений. Они могут соединяться между собой с помощью союзов, таких как а, но, и, а могут быть объединены только интонацией, что на письме выражается с помощью знаков препинания.

Вот примеры сложных предложений.

  • Зима уже подходила к концу, а весна все не ощущалась.
  • Он был голоден, но этот голод нельзя было утолить.
  • Маша и Петя любили зверей, и мама отвела их в зоопарк.
  • Дождь все шел, лужи сияли в свете фонарей.

На этих примерах можно увидеть, какие есть виды связи в сложных предложениях.

По сравнению с простым предложением их структура действительно более сложная, поскольку они не просто говорят о нескольких предметах или явлениях, но и соединяются при этом в одно целое по смыслу и грамматически. Простые предложения, которые входят в состав сложного, могут состоять только из грамматической основы или распространяться второстепенными членами.

Как сделать разбор сложного предложения

Чтобы составить схему сложного предложения, нужно сначала найти все его основы. Это поможет понять, сколько в нем частей, после этого можно будет найти, как они между собой связаны. Рассмотрим это на примере.

  • Ребята гуляли допоздна, потом не пошел снег.

В этом предложении две основы (ребята гуляли, снег пошел) , которые соединены между собой интонацией, что на письме отражается в виде запятой. Союза между этими частями нет.

В сложном предложении не обязательно должно быть строго две грамматических основы – их может быть три и даже больше.

В основном, порядок частей в сложном предложении последовательный: сначала идет главная часть, за ней следует та, которая связана с ней по смыслу. В предложениях, которые связаны интонацией и представляют собой просто перечисление событий, часто нет главной и присоединенной части – их порядок можно поменять местами и смысл предложения от этого совершенно не изменится.

Это легко понять, если сравнить два сложных предложения с одинаковыми основами, которые просто переставлены местами:

  • Веет ветер, моросит дождик.
  • Моросит дождик, веет ветер.

Очевидно, что от перестановки частей смысл предложения совершенно не поменялся – оно рассказывает о погоде, описывая ее с разных сторон.

Такой принцип роднит сложные предложения с максимально просто структурой с примерами на сложение, где от перестановки мест не изменяется итоговая сумма, что говорит о том, что язык в какой-то степени математичен.

Алгоритм разбора любого предложения, в котором две и больше основ, одинаковый: нужно найти эти основы и определить, соединены ли они только интонацией, то есть знаком препинания, или в установлении связи между ними участвовал союз.

Что мы узнали?

Определение сложного предложения само по себе достаточно простое – это такая единица языка, в которую входит не одна грамматическая основа, а несколько (как минимум две и больше). Эти части могут соединяться только интонацией (знаком препинания) или интонацией и союзом. Чтобы разобрать сложное предложение, нужно сначала найти все его основы, а потом определить, каким образом они соединены между собой. Это достаточно простой и понятный алгоритм.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 410.





error: Контент защищен !!