Странное мусульманское кладбище в Евлахе: все началось с распоряжения Хрущева.

Цыгане - загадочный кочевой народ. Их жизнь и история окутаны множеством мифов и предрассудков, а их культура самобытна и уходит корнями в далёкое прошлое. Историков, культурологов, этнологов и простых людей волнует вопрос о том, откуда они взялись, чем живут и какая вера у цыган.

Цыгане - кто они?

Цыгане - один самых крупных по численности этносов на территории Европы. Болгарские этнологи называют его межгрупповым этническим образованием. Суть этого определения заключается в особенностях расселения цыган на разных территориях. С мозаичностью распределения цыган связано огромное разнообразие их разновидностей и отличительных черт. В зависимости от территории проживания, существуют разные этнические самоназвания: синти, мануш - люди, кале - чёрные, рома (романи) - общее политическое обозначение всех цыган, проживающих на территории Европы.

Не имея постоянного места обитания, цыгане проживают во всех уголках планеты, кроме Антарктиды.

Виды цыган

Деление цыган на этнические группы происходит в зависимости от территориального расположения и рода занятий. Этнологи выделяют три западных и три восточных ветви цыган.

К западным относятся:

  • Рома - одна из самых многочисленных групп. В неё входят цыгане, занимающие территорию Европы.
  • Синти - немецкие и французские цыгане.
  • Иберийцы - испанцы и португальцы.

Восточную ветвь образуют:

  • Люли - среднеазиатские цыгане.
  • Боша - цыганские народы, занимающие территории Турции и Кавказа.
  • Дом - арабские народы и проживающие на территории Израиля.

Существуют небольшие цыганские группы, которых сложно отнести к какому-то конкретному ответвлению. На территории Европы проживают этносы, близкие по культуре, однако не относящиеся к цыганам: трэвелерс из Ирландии и ениши из Центральной Европы.

Исследователи цыганской культуры говорят о возможности делить цыган на группы, в соответствии с родом их деятельности.

Какую веру исповедуют цыгане?

Цыганская культура тесно связана с цыган формирует их традиции, обычаи и морально-этические нормы и зависит, как правило, от территории проживания. Основными конфессиями, к которым принадлежат цыгане являются христианство и ислам. Но и по сей день в официальных верованиях сохранились черты индуизма, шиваизма, анимизма, зороастризма и магические элементы.

Исследователи утверждают, что принятие той или иной религии являлось способом самозащиты. Поселяясь в том или ином регионе, цыгане старались хотя бы внешне соответствовать последователями местной религии, чтобы не вступать в конфликт с коренным населением.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане той или иной группы, их менталитет и убеждения, сложившиеся за длительное время их существования, накладывают отпечаток на следование тем или иным нормам морали.

Внешнее принятие официальной религии даёт цыганам возможность отдавать дань своим языческим и анимистическим идолам. Так, например, среднеазиатские цыгане имели богов, обозначающих Солнце. Вера цыган на западе основана на боготворении Луны. Полнолуние считалось праздником, в который проводились магические ритуалы и колдовские обряды. Вера цыган в Индии основана на боготворении фаллоса, здесь так же распространён культ Шивы и богини Кали.

Независимо от того, к какой вере относятся цыгане, они уделяют большое внимание защите от злых духов. Серьёзной задачей является защита новорождённого от мощных демонических сил. После рождения его окропляют солёной водой и дают ему имя, которое будет произноситься только в определённые периоды его жизни. Всё остальное время употребляется мирское имя.

Почитание святых

Вера цыган основана на почитании женских религиозных образов. Несмотря на главенствующую роль мужчин в обществе, главная святая у них - женщина. Какой бы веры исповедания цыгане не были, все чтят мифологический образ святой Сары. Существует несколько связанных с ней легенд. Согласно первой, она была спасительницей родственниц Марии Магдалины, во время страшного шторма она спасла их, по звёздам найдя путь к берегу. Вторая легенда гласит, что она первая получила святое Откровение от святых, проплывавших мимо её табора.

Цыгане, которые верят в загробную жизнь, стараются оградить себя от встречи с покойным. Чтобы ничего не держало души умерших в этом мире, они сжигают все вещи покойных и их дома. Есть те, кто в жизнь после смерти не верит. Также, по мнению некоторых этносов, душа трижды, один раз в 500 лет может вернуться на землю. Сербские цыгане утверждают, что после смерти человек живёт той же жизнью, но уже бесконечно.

Духи и вампиры обозначаются словом «мулло». Если цыган умирает от рук человека, мулло найдёт и выследит виновного. Славянские цыгане верят в оборотней. Ими становятся те, кто вёл распутный образ жизни или стал жертвой вампира.

Обычаи цыган

Вера цыган определяет их обычаи. Русские православные цыгане набожны и обязательным для них является обряд крещения. В цыганских домах присутствует «красный угол», с иконами. В России цыгане отмечают Рождество и Пасху, венчаются в церкви для заключения брака. Важным этапом цыганской свадьбы является признание союза общиной. Это начальный и самый важный этап бракосочетания. На Радоницу цыгане посещают кладбища, где просят подаяния. Эта традиция считается благой, так как подающие в этот момент совершают доброе дело, исполняя христианский долг.

Святой Георгий - один из наиболее почитаемых цыганских святых. Праздники в честь него устраивают в Турции и на Балканах. Мусульмане тоже уделяют большое внимание обычаям. Однако женщины игнорируют необходимость закрывать лицо, а мужчины не делают обрезание.

Мифы и легенды цыган

К какой вере исповедания цыгане бы ни относились, существуют общие поверья, определяющие всё их мировоззрение. Существует о том, что цыган украл гвоздь, который римские легионеры должны были вбить в голову распятому Христу. За это Бог благословил весь народ и позволил им воровать. В реальности, склонность к воровству - это лишь последствие исторически сложившегося мировоззрения цыган.

Они убеждены, что всё, созданное Богом, принадлежит людям и существует ради общего блага. Так, плоды, животные и птицы - это божий дар, предоставленный людям в безвозмездное пользование. Сегодня воровство является для цыган основным способом заработка.

Реймонд Бакленд в своей книге «Цыгане. Тайны жизни и традиции» рассказывает о реальном случае, когда цыганские дети восемь раз крестили одного и того же младенца, взятого взаймы, в разных церквях, потому что при крещении священник давал ребёнку монетку. Отсутствие привязки к определённой территории тоже воспринимается как божий дар, цыгане считают, что Всевышний отдал в их распоряжение весь мир.

Русские цыгане. Обычаи и вера цыган в России

По официальным данным, сегодня в России проживает 200 тысяч цыган. Реальное их количество превышает эти цифры минимум в пять раз. Это связано с тем, что во время многие указывали другие национальности.

«Русска рома» имеют свой диалект - смесь русского, польского и немецкого языка. Традиционные занятия русских цыган - коневодство, музицирование, танцы, гадания и цирк. Именно в России родился жанр цыганского романса.

Большинство русских цыган - христиане. Но то, какая вера у цыган в России, не важно, главный для них общий цыганский закон. Самое меньшее количество правил регулирует отношения с нецыганами: здесь необходимо придерживаться норм поведения, которые установлены в обществе. Важнее - законы общения и с цыганами, и с нецыганами: запрет убийств, изнасилований, нанесения физических увечий.

Обязательным является уважение к гостю. Самое большое количество правил гласит о поведении внутри цыганской общины. Главное - никто не вправе возвышать себя над другим. Однако в каждом сообществе есть негласный лидер и посредник, отвечающий за связь с внешним миром. Чаще всего таким человеком является

Цыганские законы строго регламентируют общение друг с другом, со старшими, детьми и женщинами, порядок проведения праздников, регламентируются правила выбора одежды и список «пристойных» видов деятельности. Достойными профессиями считаются те, что связаны с творчеством, рукоделием, гончарным делом и плотничеством.

Значительная часть русских цыган сегодня связана с криминалом. Среди них, как и среди других этнических групп, имеет место воровство, попрошайничество и наркоторговля. В то же время, существует и другая сторона цыганского общества, в состав которого входят талантливые певцы, музыканты и актёры. Например, в России действует популярный во всём мире

Влияние на культуру

Неповторимый колорит цыганского искусства оказал колоссальное влияние на мировую культуру: музыку, поэзию и кинематограф. Всем известны герои: цыганка Эсмеральда из «Собора Парижской Богоматери» Гюго, роковая Кармен Жоржа Бизе, Пушкинские Земфира и Алеко, современный стиль бохо, трогательные романсы и музыка Горана Бреговича - всем этим наследием человечество обязано цыганам.

В заключение

Цыгане являются сложным и загадочным народом. Нельзя в полной мере прочувствовать их культуру, не окунувшись в неё лично. Главное, не формировать свои представления, лишь основываясь на образе грязных попрошаек на улицах. На самом деле цыгане - самобытный и неординарный этнос со своими законами, обычаями, богатой культурой и ценным наследием.

Цыгане один из самых загадочных народов мира. Не имея собственной письменности, задокументированной истории и не имея своей этнической территории, они смогли сохранить свою национальную идентичность.

Цыгане хоть и разбросаны по всему миру и составляют огромную общность, всё же держатся обособлено от других и не спешат ассимилироваться со своими соседями, сколько бы ни жили рядом с ними. Ещё меньше известно о религии цыган, однако считается, что в подавляющем большинстве они христиане, так как живут преимущественно в христианских странах: России, Румынии, Венгрии, Молдавии.

Но есть и цыгане-мусульмане. В этой статье о них мы и поговорим.

Как цыгане стали мусульманами

Изучение цыганской истории составляет для историков большую проблему. Из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников, отсутствие собственной письменности не оставляет шансов изучить события их истории.

Однако на основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия. Позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили их кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремёслами.

Считается что первые цыгане проникли в Европу между XI и XV веками через полуостров Малая Азия (Анатолия), и первыми европейскими народами, с которыми они столкнулись, были греки византийской империи. Но скорый упадок и захват Византии кочевыми тюркскими племенами, принявшими Ислам и впоследствии создавшими Османскую империю, открыли новую страницу и в истории цыган.

Значительная часть балканских цыган приняла Ислам.

Комментируя этот факт, президент Московского союза цыган Роман Грохольский говорит в интервью для «Независимой газеты»: «… Цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время её упадка, перед тем как её завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам.

А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли Ислам. Потом, с распадом Османской империи, цыгане уже двинулись в Европу ».

А на вопрос: «Был ли переход цыган в Ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев? » Роман Грохольский отвечает: «Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения… ».

Как это ни удивительно звучит, но цыгане-мусульмане представлены и в России. И это отнюдь не единицы новообращённых, а целая группа.

Здесь стоит отметить, что цыгане представляют собой этнос, состоящий из нескольких групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Последние, как понятно из названия, крымские цыгане, принявшие Ислам во времена владычества Османской империи в Крыму, и являются цыганами-мусульманами. Именно они и живут на территории России.

По некоторым данным, мусульмане составляют 10 процентов от общего числа цыган. Помимо Крыма, который недавно присоединился к России, они также живут в Краснодарском крае. На Кубань они перебрались в средние века из Крыма, который являлся частью Крымского ханства.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхозтруда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом.

Цыгане-мусульмане, несмотря на глобальные перемены, произошедшие в современном обществе и сознании людей, не оставили свою религию и продолжают придерживаться законов шариата. Но и безболезненно для религии цыган-мусульман глобализация не прошла.

Мирские богатства сдвинули духовные ценности на второй, а то и третий план. В наши дни всё меньше тех, кто ревностно исполняет предписания Ислама. Однако возврат к духовным и культурным ценностям своих предков медленно, но всё же идёт.

Отмечая это, Роман Грохольский говорит: «Последние несколько лет молодёжь ведёт себя всё больше в соответствии с канонами Ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать ».

«Первой акцией, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта "Шатёр Рамадана" в июне (2015 год), но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием », – отмечает лидер Московского союза цыган в своём интервью «НГ».

Как уже было сказано, цыгане нам известны не с самой лучшей стороны, и для этого, к сожалению, есть немало поводов. Но не все люди одинаковы, и стричь всех под одну гребенку будет с нашей стороны неправильным, это не поведение правоверного мусульманина.

Ведь верующему подобает сделать наставление, а не упрёк. Если даже мы не можем призвать их к благому, можно же хотя бы сделать за них дуа и просить Аллаха наставить их и нас на путь Истины.

Дай Аллах нам сил и возможности для этого. Амин!

Махач Гитиновасов

Комиссар по вопросам юстиции Евросоюза Вивиан Рединг вчера инициировала штрафную процедуру против Франции, которая организовала массовую высылку цыган из страны. Подавляющее большинство членов комиссии ЕС поддерживают Рединг.

Как сообщает Deutsche Welle, решение по данному вопросу должно быть принято 29 сентября. При этом штрафные процедуры могут быть начаты не только против Франции, но и против еще четырех стран, откуда также в последнее время высылают цыган.

Французский президент Николя Саркози назвал депортацию частью борьбы с преступностью. По его словам, в цыганских таборах процветает торговля людьми, проституция и эксплуатация детей.

Цыгане являются одним из самых преследуемых национальных меньшинств в Европе. Их часто лишают работы, возможности получить образование и качественную медицинскую помощь. Amnesty International сообщает, что уровень безработицы в некоторых цыганских общинах составляет 97 процентов.

В Европе и в России бытует мнение о природной «криминальности цыган», но, может быть, всё дело в неправильном подходе к взаимоотношениям с этим народом.

Взглянем на историю решения цыганского вопроса в Европе в те времена, когда на Балканах правила Османская держава.

Судьба восточной ветви цыган является доказательством тезиса о том, что так называемые врождённые свойства цыган преувеличены. Тяга к свободе, тяга к кочеванию не помешали появлению множества оседлых групп. А якобы врождённая криминальность опровергается широчайшим развитием ремёсел в их среде, когда на юго-востоке Европы управляло исламское Османское государство.

Сложившееся с тех пор разделение на восточноевропейских и западноевропейских цыган показывает, как сильно отличается развитие одного народа в различных исторических условиях.

Цыгане Сербии, Албании, Болгарии, Венгрии в XV столетии оказались под османским господством. Сразу же после появления турок на землях бывшей Византии, местные цыгане смогли найти с ними общий язык. Они даже вступили во вспомогательные воинские части османского войска или шли с армией, обслуживая её нужды. Значительное число цыган попало в Болгарию именно этим путём.

Султан Мухаммед II Фатих (Завоеватель), взявший Константинополь, обложил цыган налогом, но освободил от него кузнецов, ковавших оружие, а также тех цыган, которые жили в крепостях. Уже к этому периоду относятся сведения о том, что часть цыган приняла ислам. Число цыган-мусульман возросло в годы правления Сулеймана Кануни (Законника), которого европейцы именуют Великолепным. Переход цыган в ислам был частью общей тенденции среди народов Балкан.

Цыган-кузнец в османской Болгарии

Однако, наметилась закономерность. Кочевые цыгане, как правило, оставались христианами (и остаются ими до сих пор) оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с мусульманами, принимали ислам. Таковы этнические группы арлии и хорахая в Болгарии, Албании, Сербии и Турции. Для коренного населения Болгарии слово «цыган» даже стало синонимом слова «мусульманин».

В Османском халифате была хорошо продуманная система правления и прозрачный механизм сбора налогов. В 1541 году вступил в силу «Закон об управляющем цыганским санджаком». Под «санджаком» понималась определённая категория цыганского населения из ряда мест, занятая обслуживанием армии. В целом в этот период были предприняты немалые усилия по переписи цыган. В османских документах подробно описаны возраст, занятия и прочие необходимые для налогообложения данные. В регистр вносились даже кочевые группы.

Благоприятная в целом обстановка сказалась на структуре профессиональной специализации. В то время как таборы Западной Европы поневоле всё более отдалялись от ремёсел, балканские цыгане промывали золотой песок, делали кирпичи, пасли овец и даже работали на сезонных сельскохозяйственных работах. Перечень профессий был очень обширен. Документы из балканских архивов перечисляют кузнецов, лудильщиков, мясников, маляров, сапожников, сторожей, шерстобитов, скороходов, портных, и т.д. Таким образом, османская политика была более благоприятна для цыган, чем западноевропейские законы об изгнании.

В сущности, цыганам было позволено жить в соответствии с традиционными установками при невмешательстве государства во внутреннюю жизнь табора. Исламизация же не стала для этого национального меньшинства трагедией, а наоборот, способствовала развитию у них наилучших качеств личности.

Цыгане были полноценными членами общества

Исследователи отмечают, что если цыгане и попадали в трудное положение в Османском государстве, то не от плохих законов, а от их неправильного или злонамеренного толкования. Официально их не объявляли порабощённым народом.

Военные поражения Османского государства, во время которых под контроль Габсбургов перешли Венгрия, Словакия, часть Сербии и Трансильвания, имели большое значение для цыганской диаспоры. Австрийские власти, имевшие западную ментальность, распространили на цыган завоёванных земель действие репрессивного законодательства. Несомненно, такой подход был вызван всем предыдущим опытом истребления западной ветви цыган.

Эдикт австрийского императора Леопольда I от 1697 года ставит цыган вне закона. Началось массовое истребление кочевников, облегчаемое тем, что убийство цыгана отныне официально не считалось убийством. В 1701 году этот эдикт был подтверждён. В 1710 году императорский наместник в Чешском королевстве оглашает уже описанные ранее меры: казнь мужчин; плети и отрезание уха у женщин и детей. Карл VI в 1721 году приказывает вешать и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали. Такие расправы продолжались вплоть до резкого поворота политики при императрице Марии Терезии. При этой австрийской императрице физическое истребление предполагалось заменить принудительной ассимиляцией.

Западная школа цыганологов традиционно высоко оценивает деятельность Марии Терезии и её наследников, хотя это лишь следствие того, что гуманный мусульманский подход было выгодно замалчивать - ведь на его фоне политика императрицы выглядит лишь более мягкой формой уничтожения цыган. Если бы было выполнено всё то, что задумывалось Марией Терезией, цыганский народ в течение одного поколения перестал бы существовать, растворившись среди венгров.

Согласно декретам Марии Терезии от 1761 и 1767 года, а также декрету императора Иосифа II от 1783 года даже сам этноним «цыган» заменялся на «новый поселянин» или «нововенгерец». Кочевники были обязаны прекратить странствия и заниматься сельским хозяйством. Цыганам выдавались паспорта с новыми, не цыганскими именами (что означало получение гражданских прав), но им вменялось в обязанность забыть свои прежние имена и прозвища; было также запрещено пользоваться цыганским языком. Чтобы дети не испытывали влияния со стороны родителей, их предполагалось в двух-четырёхлетнем возрасте передавать на воспитание в крестьянские семьи. Цыганские дети должны были получить церковное воспитание и государственное образование. Молодёжь ждала воинская служба, взрослых - жизнь в отстроенных за счёт крестьян деревенских домах.

Под влиянием австрийского законодательства такой же поворот в репрессивной антицыганской политике произошёл в Испании. Испанский король Карл III в 1783 году издал закон, повторяющий основные вышеперечисленные положения. Скопирована была даже терминология - цыган предполагалось назвать «новыми кастильцами».

Результаты австрийского и испанского эксперимента оказались неожиданно удачными именно потому, что первоначальный замысел не удалось довести до конца. Комплекс ассимиляционных мер оказался слишком дорогостоящим и требовал чрезмерного напряжения духовных сил со стороны коренных народов. Если оказались неисполнимыми указы о казнях и изгнаниях (экономически дешёвые), то тем более невозможно было воспитать или перевоспитать сотни тысяч людей. В результате, цыгане, получив гражданские права и принципиальную возможность врасти в общество, через какое-то время оказались предоставлены сами себе. Когда исполнителям декретов стало ясно, что задача непосильна, они позволили кочевать тем, кто внутренне ещё не был готов к переходу на оседлый образ жизни. Именно от цыган, живших в пределах австрийской империи Габсбургов и Испании, ведут начало кочевые цыгане Центральной и Западной Европы, столь досаждающие местным обывателям.

Итак, каков итог? Гуманная, справедливая политика интеграции цыган в Османском государстве, основанная на шариате, привела к уходу их от маргинального поведения и сделала из них добропорядочных членов общества. Более того, многие цыгане, приняв ислам, остались мусульманами, несмотря на то, что Балканы уже 100 лет не управляются законами этой религии. И этот подход в корне отличается от той политики, что многие века проводили в отношении цыган западноевропейские правители: они либо физически уничтожали цыган, либо изгоняли из своих земель, либо принуждали к полной ассимиляции.

Использованные материалы

1. Цыганы. Природа и Землеведение. СПб., 1864. Т. 3, № 3.

2. Немцов Ф. Цыгане. Природа и люди. СПб., 1901/1902. № 6

3. Kenrick Donald; Puxon Grattan. The destiny of Europe’s gypsies. NY., 1972.

4. Марушиакова Е.; Попов В. Циганите в България. София, 1993

(). Языковой анализ цыганского позволяет сделать вывод о том, что первыми европейскими народами, с которыми столкнулись цыгане, были Византийской империи, в частности жители её азиатской части. Не стоит, однако, забывать что данный временной период — это время постепенного упадка и дезинтеграции православной Византии и её постепенный захват кочевыми тюркскими племенами, принявшими и впоследствии создавшими Османскую империю. Так как цыгане обычно принимали преобладающую религию страны приёма, значительная часть балканских цыган в приняла, формально или неформально, . В немалой степени активному переходу цыган в ислам способствовала относительная толерантность турок к цыганскому образу жизни, поскольку первые тюркские племена () сами вели кочевой образ жизни. Особенно это касалось жителей южной части полуострова. Кроме того, исповедуют и среднеазиатские цыгане- .

Расселение

Таким образом, распространение среди цыган исторически связано с более чем пятивековой жизнью цыган в пределах Османской империи. Соответственно, цыгане-мусульмане живут и сейчас в Турции, Боснии и Герцеговине, Албании, Египте, Косово, Сербии. В Албании и Косово албанизированные цыгане-мусульмане именуются . В и Греции до половины цыган исповедуют ислам, особенно это касается цыган областей и Македония. В по оценкам на начало 1990-х, до 40 % цыган исповедовало . В Болгарии и Греции часть цыган подверглась также и тюркизации. В республике маленькая группа цыган-мусульман проживает в области , вместе с турками и татарами. В Хорватии и других бывших югославских республиках цыгане-мусульмане составляли 45-50 % их совокупного цыганского населения. Из-за относительной непринуждённости перемещения в границах ЕС, современные цыгане-мусульмане широко расселились и в других странах ЕС с начала 90-х. На территории СНГ цыгане-мусульмане проживают в республике — так называемые .

Религиозные взгляды

Для цыган-мусульман Сербии характерен религиозный синкретизм. Например, в 2000-е годы они совершали паломничества в католическую церковь на праздник Успения Богородицы и в православный . Также известны ранее случаи посещения цыганами-мусульманами Летницы в Косово (известное католическое место паломничества) . В местах паломничества цыгане молятся Деве Марии, кладут монеты на иконы. Есть в Сербии и другие христианские места паломничества цыган-мусульман, например, католическая церковь в Текие () .

Проблемы

После распада Османской империи цыгане-мусульмане часто испытывают на себе двойную дискриминацию — как расово-этническую (), так и религиозную ().

См. также

Примечания

Литература

  • , Особенности бытования суфизма в цыганских сообществах Юго-Восточной Европы: к постановке проблемы // Точки — Puncta. 2011. 1-2 (10). С. 284—289
  • Радисавлевич-Чипаризович Д. Смешанное паломничество в Сербии на примере двух святынь (Джунис и Текие) // . — 2014. — № 2 (32) . — С. 139—160 . — 2073-7203 .
  • Скрыльников П. Цыгане-мусульмане на пороховой бочке Европы // , 07.02.2018
  • «Божьи люди»: традиция почитания «святых» в цыганской среде на Балканах // Суфизм и мусульманская духовная традиция: тексты, институты, идеи и интерпретации. СПб., 2015. С. 126-157.
  • Отчуждённый "свой": позиция маргинального наблюдателя в сообществе цыган-мусульман Македонии // Балканский тезаурус: взгляд на балканы извне и изнутри. Москва, 18-20 апреля 2017 года. М.: , 2017. С. 164-167.

Цыгане один из самых загадочных народов мира. Не имея собственной письменности, задокументированной истории и не имея своей этнической территории, они смогли сохранить свою национальную идентичность.

Цыгане хоть и разбросаны по всему миру и составляют огромную общность, всё же держатся обособлено от других и не спешат ассимилироваться со своими соседями, сколько бы ни жили рядом с ними. Ещё меньше известно о религии цыган, однако считается, что в подавляющем большинстве они христиане, так как живут преимущественно в христианских странах: России, Румынии, Венгрии, Молдавии.

Но есть и цыгане-мусульмане. В этой статье о них мы и поговорим.

Как цыгане стали мусульманами

Изучение цыганской истории составляет для историков большую проблему. Из-за кочевого образа жизни они не оставили археологических памятников, отсутствие собственной письменности не оставляет шансов изучить события их истории.

Однако на основании лингвистического и генетического анализа удалось выяснить, что родиной цыган является центральная Индия. Позднее предки цыган мигрировали на северо-восток Индии, где засушливый климат и малоплодородная почва обусловили их кочевой образ жизни, занятие мелкой торговлей и ремёслами.

Считается что первые цыгане проникли в Европу между XI и XV веками через полуостров Малая Азия (Анатолия), и первыми европейскими народами, с которыми они столкнулись, были греки византийской империи. Но скорый упадок и захват Византии кочевыми тюркскими племенами, принявшими Ислам и впоследствии создавшими Османскую империю, открыли новую страницу и в истории цыган.

Значительная часть балканских цыган приняла Ислам.

Комментируя этот факт, президент Московского союза цыган Роман Грохольский говорит в интервью для «Независимой газеты»: «… Цыгане принимали по обыкновению религию той страны, в которой находились. Они пришли в Византию уже во время её упадка, перед тем как её завоевали турки. Многие цыгане в Османской империи приняли ислам.

А почему? Тюрки очень благожелательно относились к цыганскому народу, так как видели в них сходство со своим укладом. Они тоже вели кочевой образ жизни. Им была понятна наша нация, они к нам очень лояльно относились, и поэтому цыгане приняли Ислам. Потом, с распадом Османской империи, цыгане уже двинулись в Европу ».

А на вопрос: «Был ли переход цыган в Ислам в Османской империи связан с освобождением от специальных податей на иноверцев? » Роман Грохольский отвечает: «Я не думаю, что это было основным мотивом, но могло являться одним из элементов обращения… ».

Как это ни удивительно звучит, но цыгане-мусульмане представлены и в России. И это отнюдь не единицы новообращённых, а целая группа.

Здесь стоит отметить, что цыгане представляют собой этнос, состоящий из нескольких групп: ловари, сэрвы, русские цыгане, крымы. Последние, как понятно из названия, крымские цыгане, принявшие Ислам во времена владычества Османской империи в Крыму, и являются цыганами-мусульманами. Именно они и живут на территории России.

По некоторым данным, мусульмане составляют 10 процентов от общего числа цыган. Помимо Крыма, который недавно присоединился к России, они также живут в Краснодарском крае. На Кубань они перебрались в средние века из Крыма, который являлся частью Крымского ханства.

На Кубани у цыган сложились добрососедские отношения с казаками, так как цыгане были искусными кузнецами, изготавливали качественные подковы для лошадей, оружие и орудия сельхозтруда, что для казаков всегда было нужным. Кроме того, цыган и казаков объединяла любовь к лошадям, сильные цыганские жеребцы пользовались у казаков спросом.

Цыгане-мусульмане, несмотря на глобальные перемены, произошедшие в современном обществе и сознании людей, не оставили свою религию и продолжают придерживаться законов шариата. Но и безболезненно для религии цыган-мусульман глобализация не прошла.

Мирские богатства сдвинули духовные ценности на второй, а то и третий план. В наши дни всё меньше тех, кто ревностно исполняет предписания Ислама. Однако возврат к духовным и культурным ценностям своих предков медленно, но всё же идёт.

Отмечая это, Роман Грохольский говорит: «Последние несколько лет молодёжь ведёт себя всё больше в соответствии с канонами Ислама. Они постятся, реально исполняют все правила, которые прописаны в Коране. Они более дисциплинированны, их легче организовать ».

«Первой акцией, которую провели цыгане-мусульмане в Москве, был тематический вечер в рамках проекта "Шатёр Рамадана" в июне (2015 год), но надеюсь, что это станет ежегодным мероприятием », – отмечает лидер Московского союза цыган в своём интервью «НГ».

Как уже было сказано, цыгане нам известны не с самой лучшей стороны, и для этого, к сожалению, есть немало поводов. Но не все люди одинаковы, и стричь всех под одну гребенку будет с нашей стороны неправильным, это не поведение правоверного мусульманина.

Ведь верующему подобает сделать наставление, а не упрёк. Если даже мы не можем призвать их к благому, можно же хотя бы сделать за них дуа и просить Аллаха наставить их и нас на путь Истины.

Дай Аллах нам сил и возможности для этого. Амин!

Махач Гитиновасов





error: Контент защищен !!