Всё те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское Село. Пушкин и царское село Клюквенная дуэль и другие проказы

Сейчас наше образование претерпевает изменения, продолжается внедрение «Болонской системы», первые результаты которого должны были воспоследовать к 2010 г. Но и студенты, и школьники продолжают удивлять родителей совсем не фундаментальными знаниями. В связи с результатами, которые приносят наши попытки вклиниться в европейский образовательный процесс, мы невольно задумываемся о роли образования в жизни человека, о роли школы, в которой ребенок проводит значительную часть жизни и напитывается разнообразной информацией и влияниями.

Не так много учебных заведений, чье доброе имя знакомо широкой публике; и уж совсем непросто припомнить такое заведение, память о котором жива спустя долгие годы после прекращения его существования. Однако 19 октября мы вспоминаем Царскосельский лицей, который вошел в историю нашего Отечества - воспитав «солнце русской поэзии».

В этом году исполняется 200 лет со дня основания Лицея. По новому стилю это 31 октября, однако, благодаря стихотворению Александра Пушкина (вот где величие и сила слова!), перевести дату на наш так называемый «новый стиль», введенный большевиками, не представляется возможным.

Лицей был учрежден Императором Александром I, о котором Пушкин сказал в памятном стихотворении «19 октября»:

«Ура, наш царь! так! выпьем за царя.

Он человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей;

Простим ему неправое гоненье:

Он взял Париж, он основал Лицей».

Указ об основании Лицея был подписан в августе 1810 г., а первый набор состоялся в 1811 г. Так было создано высшее привилегированное закрытое учебное заведение для детей из дворянских семей. Предполагалось, что именно здесь будут учиться младшие братья императора, великие князья Николай и Михаил. Это обстоятельство стало решающим в выборе местоположения учебного заведения: его разместили в четырехэтажном флигеле Екатерининского дворца в Царском Селе, специально перестроенном архитектором В. Стасовым. Дворец был соединен со зданием Лицея специальным крытым переходом.

Вскоре будущему директору В. Малиновскому поступили прошения от тридцати восьми семей, изъявивших желание, чтобы их дети учились в новом Лицее.

Курс обучения в Лицее длился 6 лет. За эти годы лицеистам предлагалось изучить следующие науки: нравственные (закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия); словесные (российская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика); исторические (российская и всеобщая история, физическая география); физические и математические (математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика). Также в курс учебной программы входили изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). Выпускники получали права окончивших университет и гражданские чины 14- 9 классов. Для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение, и им предоставлялись права окончивших Пажеский корпус.

Иван Пущин так описывает распорядок дня лицеиста: «Вставали мы по звонку в 6 часов, одевались, шли на молитву в залу. Утреннюю и вечернюю молитву читали мы вслух по очереди. От 7 до 9 часов - класс. В 9 - чай; прогулка - до 10. От 10 до 12 - класс. От 12 до часу - прогулка. В час обед. От 2 до 3 - или чистописанье, или рисованье. От 3 до 5 - класс. В 5 часов - чай; до 6 - прогулка; потом повторение уроков или вспомогательный класс. По средам и субботам - танцеванье или фехтованье. Каждую субботу - баня. В половине 9 часа - звонок к ужину. После ужина до 10 часов - рекреация. В 10 - вечерняя молитва - сон».

Создание учебного заведения подобного рода было фактически беспрецедентным событием. Ведь впервые перед учителями была поставлена цель не просто «напичкать» юных воспитанников знаниями, а вырастить личностей, элиту, которая будет служить во благо Отечества. Один из разделов Лицейского Устава «Изящные письмена, или словесность» гласил: «...руководствуя воспитанников в словесности, профессор должен тщательно избегать пустых школьных украшений и, занимая воспитанников предметами, возрасту их сообразными, прежде заставлять их мыслить, а потом искать выражения этих мыслей в слове и никогда не терпеть, чтобы они употребляли слова без ясных идей».

И близкую к этой мысль возвышенно и пламенно излагал один из преподавателей Лицея, профессор А. П. Куницын в своем «Наставлении воспитанникам», прочитанном 19 октября 1811 г. на торжественном мероприятии, посвященном открытию лицея в Царском селе: «Вы ли не устремитесь быть последними в вашем роде? Вы ли захотите смешаться с толпой людей обыкновенных, пресмыкающихся в неизвестности и каждый день поглощаемых волнами забвения? Нет! Да не развратит мысль сия вашего воображения! Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями! Но при сих высоких добродетелях сохраните сию невинность, которая блистает на лицах ваших, сие простосердечие, которое побеждает хитрость и коварство, сию откровенность, которая предполагает беспорочную совесть, сию кротость, которая изображает спокойствие души, не обуреваемой сильными страстями, сию скромность, которая служит прозрачною завесою отличным талантам».

Надо сказать, создателям Лицея во многом удалось выполнить поставленную задачу: из этого учебного заведения выходили действительно яркие, самобытно и смело мыслившие люди. Иногда они мыслили настолько молодо и вольнодумно, что их идеи шли вразрез с политикой державы. Так, еще будучи лицеистами, И. Пущин, В. Кюхельбекер и В. Вольховский посещали в Царском Селе тайный политический кружок будущих декабристов А. Муравьева и И. Бурцева «Священная артель». Первые двое впоследствии стали декабристами и были осуждены. После декабрьского восстания в 1825 г. в Лицее был установлен более жесткий контроль за воспитанниками и преподавателями.

И хотя в сознании русского человека Царскосельский лицей ассоциируется прежде всего с именем Пушкина и его однокашниками, Лицей дал России огромное количество достойных, выдающихся выпускников. Вспомним хотя бы некоторых.

За 33 года существования Царскосельского Лицея его окончили 286 человек. Многие из них пополнили ряды чиновничества Российской империи (А. М. Горчаков, А. К. Гире, Н. К. Гире, А. В. Головнин, Д. Н. Замятнин, Н. А. Корсаков, М. А. Корф, С. Г. Ломоносов, Ф. Х. Стевен, Д. А. Толстой), другие посвятили себя научной деятельности (К. С. Веселовский, Я. К. Грот, Н. Я. Данилевский). Историческую славу Царскосельскому Лицею принесли прежде всего выпускники 1817 г. - поэты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, декабристы В. К. Кюхельбекер, И. И. Пущин.

Известна картина И. Репина 1911 г. (написанная, как видим по дате, к столетию первого набора в Лицей) «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года», на которой юный поэт читает свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», а к нему, привстав, прислушивается Гавриил Державин (1743-1816), о чем Пушкин потом, в романе в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831), напишет: «Старик Державин нас заметил и, в гроб сходя, благословил…» О впечатлении, которое произвело то чтение на старого поэта (фактически за полтора года до его кончины), пишет в своих мемуарах лицейский товарищ Пушкина Иван Пущин: «Державин державным своим благословением увенчал юного нашего поэта... Когда же патриарх наших певцов в восторге, со слезами на глазах бросился целовать и осенил кудрявую его голову, мы все, под каким-то неведомым влиянием, благоговейно молчали».

Особые слова следует сказать и о светлейшем князе Александре Михайловиче Горчакове (1798-1883), который стал знаменитым на всю Европу дипломатом, канцлером Российской империи, министром иностранных дел. Он был на год старше Пушкина, учился в Лицее одновременно с Александром Сергеевичем и с лицейских лет оставался близким приятелем великого поэта. Пушкин посвятил ему пристрастные строки:

Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе - фортуны блеск холодный

Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей.

Митрополит Анастасий (Грибановский; 1873-1965; первоиерарх Русской Православной Церкви за границей в 1936- 1964 гг.) в своем трактате «Пушкин в его отношении к религии и православной Церкви», написанном к 100-летней годовщине гибели поэта, ссылаясь на слова князя Урусова, отмечает, что именно по совету Горчакова и при его содействии Пушкин без сожаления сжег составленную им в подражание Баркову поэму «Монах», которая могла бы оставить пятно на его памяти. За выдающуюся деятельность на ниве Российской государственности А. М. Горчаков был награжден орденом Святого апостола Андрея Первозванного - высшей наградой Российской Империи.

Малоизвестным остался факт, что 5 лет в Царскосельском лицее проучился М. Е. Салтыков-Щедрин. То, что выдающийся писатель остался в тени, довольно примечательно. Г. П. Блок (двоюродный брат поэта А. А. Блока) вспоминал в письме 19 февраля 1922 г. к писателю Б. А. Садовскому: «Вы спрашиваете, как относились к Щедрину в лицее. Никак. Чужой был. С Пушкиным носились. Все предания, все традиции шли от него. Сына его Александра видел на нашем юбилее в 1912 г. Маленький, сгорбленный старичок, лысый, в очках, с седой бородкой, в бирюзовом гусарском доломане и смуглый отцовский профиль… В одной из комнат I (выпускного) класса хранился на особом столике камень. Говорили, что из ступеньки лестницы, об которую Пушкин при выпуске разбил классный колокол. Комната от этого называлась «Каменкой», а разбивание колокола вошло в традицию. Это был последний акт очень длинной и сложной церемонии "прощания". Вся она людная, всем лицеем, и только под вечер, после молитвы, уходящий курс остается один у себя. Тушатся огни, приносится камень. Старший в курсе (по времени пребывания в лицее) берет курсовой колокол, которым 6 лет нас будили, созывали на уроки и обед, и разбивает его о камень. Осколки разбираются, вделываются в золото и носятся, как брелоки. Мой осколок пропал в Сохранной казне вместе с дедовским золотым брегетом и прапрадедовской аметистовой печаткой с гербом».

А. С. Пушкин сочинил несколько праздничных приветственных стихотворений по случаю ежегодных празднований дня Лицея. Последнее из них было написано поэтом за три с половиной месяца до собственной смерти, 19 октября 1836 г., и в этом сочинении, видимо, сказывается, некоторое предощущение поэтом близящейся кончины. На праздновании поэт не смог дочитать стихотворения вслух - слезы прервали его голос. За него дочитал другой.

…И первую полней, друзья, полней!

И всю до дна в честь нашего союза!

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует Лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим.

«Мы мало учились в классах, но много в чтении и в беседе при беспрестанном трении умов», - вспоминал один из первых выпускников Лицея, Модест Корф.

В ноябре 1839 г. Е.А. Энгельгардт писал М. Д. Деларю о том, что самое большое, что можно пожелать «лицейским», - это сохранить «чувство Сердца», ибо в «Сердце заключается все достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и теории».

В конце 1843 г. Царскосельский лицей был реорганизован в Александровский и в январе 1844 г. переведен в Петербург.

А 29 мая 1918 г. постановлением Совета Народных Комиссаров учебное заведение было закрыто. Освободившееся здание занял Пролетарский политехникум. Символично и показательно для той эпохи.

Не забудем, что в честь 100-летия Пушкина инициативой поэта И. Анненского (1855-1909), в те годы директора Царскосельской Николаевской мужской гимназии, в Царском Селе был установлен памятник поэту Александру Пушкину работы скульптора Р. Р. Баха.

А. Ахматова (1889-1966) сказала о Пушкине, «Смуглый отрок бродил по аллеям, / У озерных грустил берегов, / И столетие мы лелеем / Еле слышный шелест шагов».

К счастью, эти строки справедливы уже не столетие, а целых два.

Одним четверостишьем Анна Андреевна связала воедино и элегический строй Царскосельского романтического парка (с его дворцом, беседками, фонтанами, скульптурами), с тем, во что вылился для России «шелест шагов» в осенних аллеях юного гения, ставший в конце концов, слышным всему миру.

И хотя одним этим великим именем не исчерпывается ни суть Царскосельского лицея, ни его значимость в русской истории и в истории отечественной системы образования, для многих из нас яркую привязку к месту и времени совершил именно Пушкин, элегически сказавший перед прощанием с миром:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен -

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское село.

Анна Минакова


Идею создания Лицея по образу и подобию школы Аристотеля подал императору Александру I молодой реформатор Михаил Сперанский, он же разработал учебный план, но потом его заслуги, как часто у нас бывает, были забыты.

Михаил Сперанский

Портрет Императора Александра I
Василий БОРОВИКОВСКИЙ

Это было едва ли не первое серьёзное образовательное учреждение для детей, или точнее отроков. По замыслу Александра I в Лицее должны были воспитываться будущие государственные чиновники, более того, император хотел, чтобы в него приняли его младших братьев Николая и Михаила. Планы Александра сбылись лишь частично, Великие князья в лицее не обучались, зато именно там получил образование величайший русский поэт Александр Пушкин, который государственных постов не занимал. Не занимали их и некоторые другие выпускники. Иван Пущин, друг Пушкина, например, и вовсе стал декабристом, приняв участие в восстании на Сенатской площади.

Речь директора Лицея статского советника Малиновского

Первые директора Императорского Царскосельского Лицея
Василий Фёдорович Малиновский Егор Антонович Энгельгардт

Лицей и Большой (Екатерининский) дворец.
Литография 1822 год

Ужели их забуду, друзей души моей!

Иван Пущин Александр Горчаков
Ф. ВЕРНЕ

Лицейские вольнодумцы
Лицеисты Пушкин и Пущин Кюхельбекер, Пущин, Пушкин, Дельвиг
Надя Рушева

Александр Бакунин лицеист первого выпуска
Орест КИПРЕНСКИЙ

Пушкин-лицеист Фёдор Матюшкин.
Владимир ФАВОРСКИЙ Неизвестный художник

Пушкин-лицеист в Царскосельском парке
Николай КУЗЬМИН

Александр Пушкин лежащий
Виталий ГОРЯЕВ

Пушкин-лицеист
А.С. АНДРЕЕВ

Я прочел мои Воспоминания в Царском селе, стоя в двух шагах от Державина. Я не в силах описать состояния души моей: когда дошел я до стиха, где упоминаю имя Державина, голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом... Не помню, как я кончил свое чтение, не помню, когда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал, хотел обнять... Меня искали, но не нашли... . Юноша-поэт на Державина произвел сильное впечатление. Скоро явится свету другой Державин: это Пушкин, который уже в Лицее перещеголял всех писателей , – говорил он С.Т. Аксакову.


Александр Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе
Илья РЕПИН

А.С.Пушкин на экзамене в Царскосельском Лицее
Евгений ДЕМАКОВ

Лицей.
Рисунок А. С. Пушкина на рукописи романа Евгений Онегин

Торжество в Царскосельском лицее в 1836 г. по поводу 25-летия лицея
Неизвестный художник

Кому ж из нас под старость день лицея торжествовать придется одному?

Часто думают, сколько мог бы прожить Пушкин. Рекорд для лицеистов первого выпуска поставил Горчаков – 85 лет. Пошел, как и тезка-поэт, по дипломатическому ведомству, но там и остался. В начале двадцатых он сопровождал Нессельроде по конгрессам Священного Союза. Послужив в главных европейских столицах, Александр Михайлович Горчаков в 1854 году пытался удержать Австрию и Пруссию от союза с англичанами и турками в Крымской войне. После краха в этой войне новый царь поставил Горчакова министром иностранных дел, и князь Александр Михайлович начал свой и российский дипломатический золотой век. Умелая перегруппировка сил в Центральной Европе привела к тому, что Россия денонсировала Парижский договор, восстановила суверенитет на Черном море, получила свободу на Балканах и разгромила Турцию. Но закат был близок: он назывался Берлинский Конгресс 1878 года, на котором страна потеряла почти все преимущества. За год до смерти Горчаков вышел в отставку.

Портрет князя Aлександра Mихайловича Горчакова
Николай БОГАЦКИЙ

Cветлейший князь Александр Михайлович Горчаков, блестящий дипломат, министр иностранных дел в течении 25 лет – Великий канцлер Российской империи, оказался этим последним. Князь был стар и нездоров, на торжества пр случаю открытия памятника Пушкину в 1880 году он не смог приехать, но дал ряд интервью, в которых уверял, что был для Пушкина, как "кухарка для Мольера…".

Роберт Романович Бах

Тогда из выпуска оставались в живых только он и Лисичка Камовский. Лисичка умер вскоре после торжеств. Т.о. волею судьбы именно франт Горчаков получил от поэта в подарок знаменитые десять строк: «Кому ж из нас под старость день лицея торжествовать придётся одному…» Он встретил этот грустный юбилей 19 октября 1882 года, окруженный тенями своих товарищей: молодых, полных надежд, шумных и веселых, громко смеющихся и поющих. Все были молоды, беспричинно счастливы, а главное, они были вместе... Через несколько месяцев князь скончался...

Лицей дал русской литературе Пушкина и еще ряд прекрасных имен – Дельвига, Кюхельбекера, Грота, Мея, Салтыкова-Щедрина. Многие лицеисты прославились на государственной стезе: князь Горчаков, Д.Сольский, Н. Гирс, А. Лобанов-Ростовский, М. Ретерн, Д. Толстой, В. Коковцев, А. Извольский, С. Сазонов и многие другие. Осенью 1918 года Лицей был закрыт, просуществовав 107 лет.

Царскосельский лицей
И.А. ЕВСТИГНЕЕВ

Герб Александровского Лицея на обложке одного из юбилейных изданий,
выпущенных к 100-летию со дня основания Лицея

Памятник Пушкину в Царскосельском лицее

Царскосельский Лицей был торжественно открыт 19 октября 1811 года. Это было высшее учебное заведение в дореволюционной России, действовавшее в Царском Селе с 1811 по 1843 годы. Идея создания Лицея принадлежала российскому государственному деятелю и инициатору реформ Александра I Михаилу Михайловичу Сперанскому, считавшему, что России необходима конституция, которая должна уничтожить различия в правах между сословиями.

Целью Лицея была подготовка высших государственных чиновников. Сюда принимались талантливые мальчики 10-12 лет - как правило, выходцы из небогатых дворянских семей. Число лицеистов составляло 30 человек, а срок обучения - 6 лет. Лицей был закрытым учебным заведением, и жизнь его воспитанников была строго регламентирована. Мальчикам нельзя было покидать его территорию на протяжении всего года, даже в каникулы.

Процесс обучения лицеистов

В Лицее преподавали в основном дисциплины, имеющие гуманитарно-юридическую направленность. Программа обучения охватывала и гимназический («начальный»), и университетский («окончательный») курсы. У каждого нового курса расписание и количество занятий несколько отличались. Например, в 1812 году лицеисты в неделю занимались 10 часов французским языком, 6 часов латинским, 10 часов немецким, 3 часа русским, 4 часа математикой, 3 часа географией, 3 часа историей, 3 часа чистописанием и 2 часа рисованием. Всего в неделю было 47 учебных часов.

Ежедневное расписание лицеистов выглядело так:

6.00 - подъем, сборы, молитва;
7.00 - 9.00 - уроки;
9.00 - 10.00 - чай, прогулка;
10.00 - 12.00 - уроки;
12.00 - 13.00 - прогулка;
13.00 - обед;
14.00 - 15.00 - чистописание или рисование;
15.00 - 17.00 - уроки;
17.00 - чай;
до 18.00 - прогулка;
18.00 - 20.30 - повторение уроков и вспомогательные классы (по средам и субботам - танцы или фехтование);
каждую субботу - баня;
20.30 - ужин;
до 22.00 - рекреация;
22.00 - молитва и сон.

В первый выпуск Лицея (1811-1817 гг.) кроме Пушкина в число самых выдающихся деятелей вошли: декабрист Пущин, поэт-декабрист Кюхельбекер, поэт Дельвиг, мореплаватель Матюшкин, канцлер России князь Горчаков.

В 1817 году, сдав в течение семнадцати майских дней 15 экзаменов, лицеисты получили аттестаты. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости (из 29 выпускников), показав успехи только в российской и французской словесности, также в фехтовании. Выпускники лицея могли получить гражданский чин от 14-го до 9-го класса, а для желавших поступить на военную службу проводилось дополнительное военное обучение.

Исторические анекдоты о лицейской юности Пушкина (случаи из реальной жизни)

В Лицее выпускался рукописный журнал «Лицейский мудрец», куда Пушкин писал стихи. Однажды он написал: «Вильгельм, прочти свои стихи, чтоб я уснул скорее». Обиженный Кюхельбекер побежал топиться в пруд, но его успели спасти. Вскоре в «Лицейском мудреце» нарисовали карикатуру: Кюхельбекер топится, а его длинный нос торчит из пруда.
Иногда мудрость профессоров состояла в том, что они просто не мешали развитию таланта своего ученика. Профессор математики Карцов не пытался заставить Пушкина знать свой предмет, он видел талант поэта и, шутя, говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Кто-то, желая смутить Пушкина, спросил его в обществе:
- Какое сходство между мной и солнцем?
Поэт тут же ответил:
- Ни на вас, ни на солнце нельзя взглянуть, не поморщившись.
Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал какую-то книгу. Сам граф С.лежал напротив, на диване, а на полу, около письменного стола, играли двое его детей.
- Саша, скажи что-нибудь экспромтом, - обратился граф к Пушкину.
Пушкин, ничуть не задумавшись, скороговоркой ответил:
- Детина полоумный лежит на диване.
Граф обиделся.
- Вы забываетесь, Александр Сергеевич, - строго проговорил он.
- Но вы, граф, кажется, не поняли меня... Я сказал:
- Дети на полу, умный лежит на диване.
Однажды у Пушкина собрались его близкие, друзья и знакомые. Выпито было изрядно. Разговор коснулся любовных похождений Пушкина, и Дельвиг, между прочим, сообщил вслух якобы правду, что Александр Сергеевич был в слишком интимных отношениях с одной молодой графиней, тогда как поэт относился к ней только с уважением. «Мой девиз - резать правду!», - громко закончил Дельвиг. Пушкин становится в позу и произносит следующее: «Бедная, несчастная правда! Скоро совершенно ее не будет существовать: ее окончательно зарежет Дельвиг».

Занимательные факты

Слово «лицей» происходит от древнегреческого «ликей» - так называлась одна из окраин Афин, где находился храм Аполлона с прекрасным садом, в котором Аристотель занимался с учениками в знаменитой «гимнасии». В XVIII веке учебные заведения с названием «лицей» появились во Франции, а затем распространились по всей Европе. Царскосельский Лицей - это первый лицей в России.
В отличие от большинства учебных заведений того времени, в Царскосельском Лицее был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Антон Антонович Дельвиг (барон, русский поэт, издатель) был ближайшим лицейским другом Александра Сергеевича Пушкина.Александр Михайлович Горчаков (русский дипломат, государственный канцлер, одноклассник Пушкина) более четверти века руководил внешней политикой России и пережил всех своих однокашников по Царскосельскому Лицею.
***
Пушкин попал в Лицей «по блату». Набор был невелик (30 человек), но у Пушкина был дядя - весьма известный и талантливый поэт Василий Львович Пушкин, лично знакомый со Сперанским, основателем Лицея.
В Лицее Пушкин серьезно занимался поэзией, особенно французской, за что его и прозвали Французом.

Около ограды Знаменской церкви существовал дерновый постамент, на котором была мраморная доска с надписью по-латыни: «Genio loci» (гению - покровителю здешних мест). Есть версия, что на постаменте изначально находился бюст Александра I, который затем бесследно исчез (может быть, во время сильного пожара в 1820 году). Как бы то ни было, постамент и доску с надписью лицейское предание прочно связало с именем Пушкина. Впоследствии доска последовала за Лицеем в Петербург, где была установлена в лицейском саду.
Одна из самых известных традиций в Лицее - после выпускных экзаменов разбивать лицейский колокол, который в течение шести лет собирал учеников на занятия. Каждый выпускник брал себе на память осколок, чтобы на всю жизнь сохранить частичку любви, тепла, заботы, которыми они были окружены в стенах Лицея, ставшего для многих вторым домом. Для самого первого выпуска из осколков колокола Энгельгардт распорядился изготовить памятные кольца с надписью. Чугунное кольцо в виде переплетенных в дружеском рукопожатии рук стало для Пушкина и его лицейских товарищей бесценной реликвией и священным талисманом.Первым директором Лицея был назначен известный ученый и педагог Василий Федорович Малиновский. Совместно со Сперанским он был автором первого лицейского устава, а его выражение «Общее дело для общей пользы» стало девизом Лицея. Несмотря на свое недолгое пребывание в должности директора, он во многом определил мировоззрение лицеистов. Согласно одной легенде, разгневанный за что-то император отказал директору Лицея в праве на строительство дачи в обеих царских резиденциях - Павловске и Царском Селе. Тогда Малиновский, не решаясь ослушаться и в то же время желая досадить императору, выстроил дачу на равном расстоянии от обоих царских дворцов, и серая лента шоссе из Пушкина в Павловск, раздваиваясь, обходила дом с обеих сторон. Эта дача была известна под именем Малиновки. Во время Великой Отечественной войны Малиновка была разрушена.Лицей в своё время также закончили следующие выдающиеся выпускники: министр юстиции России (1862-1867) Дмитрий Николаевич Замятнин, известный архивист и начальник архива департамента таможенных сборов Николай Иванович Кайданов, а также известный русский писатель Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

История здания Царскосельского Лицея


Четырехэтажное здание Лицея было построено как флигель Екатерининского дворца между Церковным корпусом и Знаменской церковью. Строительство велось в 1789-1792 годах по проекту архитектора И. Неелова.

В 1811 году, когда было принято решение о создании Царскосельского Лицея, архитектор В. Стасов перестроил здание сообразно нуждам учебного заведения. На 1-м этаже поместили комнаты преподавателей, лазарет и административные помещения, на 2-м столовую с буфетом, канцелярию и Малый конференц-зал.

На 3-м этаже расположились Большой зал, украшенный росписями на античные темы, классы и библиотека. 4-й этаж занимали дортуары - комнаты воспитанников.
Комната лицеиста Пушкина поражает простотой и малым размером: 4 метра в длину, 1,5 метра в ширину.
Сегодня в музее бывшего Лицея воссоздана оригинальная обстановка, в которой проходила жизнь лицеистов пушкинского выпуска.
В 1843 году Лицей был переименован в Александровский и переведен в Санкт-Петербург. Внутренние помещения бывшего Лицея были перепланированы под жилые комнаты.


1899 г. - в Лицейском садике установлен памятник Пушкину-лицеисту. Монумент был создан
* * *


Автор сценария: Александр Слонимский
Режиссёр: Абрам Народицкий
Ассистент режиссёра: Адольф Бергункер
Операторы: А. Сигаев, А. Дудко
Художники: И. Махлис, С. Мейнкин, П. Якимов
Звук: А. Гаврюшов
Композитор — Юрий Кочуров

Валентин Литовский (погиб летом 1941 года под Минском) — Пушкин
А. Мазин — Комовский
Анатолий Мурузин — Пущин
И. Парамонов — Кюхельбекер
Олег Липкин — Дельвиг
Чеслав Сушкевич — Горчаков
К. Смирнов — Яковлев
Владимир Гардин — Мейер, гувернёр лицея
Валентина Ивашёва — Наташа
Нина Шатерникова — княжна Эллен
А. Мгебров — Державин
Сергей Карнович-Валуа — Аракчеев
Георгий Кранерт — Александр I

Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют...
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой...
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил ;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков , счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой : твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты...
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм , не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне... пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте...
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему...
Кому из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой...
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.

Город Пушкин расположен к югу от Петербурга. Свое название, данное ему в честь великого русского поэта, жизнь которого была тесно связано с этими местами, город получил только в 1937 году. До 1918 года он назывался Царским Селом.

Царское село на протяжении двух веков являлось парадной летней резиденцией российских императоров. Однако происхождение названия этого города гораздо более интересно, чем может показаться на первый взгляд – оно не имеет никакого отношения к русскому слову «царь».

Первоначально царскосельскими землями владели шведы. На том месте, где в будущем выросли царские резиденции, находилась Сарская мыза, которую Петр I в 1710 году подарил своей жене Екатерине Алексеевне. После окончательного изгнания шведов с завоеванной территории, Сарскую мызу переименовали в Сарское Село. Финское название было заменено на более привычное для уха русское в 1717 году, когда началось строительство каменного дворца. именно с этого момента Сарское село начало называться Царским. Через некоторое время на месте скромной мызы выросла блестящая загородная резиденция русских самодержцев, один из красивейших дворцово-парковых ансамблей Европы.

Следующей владелицей Царского Села стала дочь Петра I, Елизавета Петровна.

При ней к строительным работам в Царском Селе был привлечен архитектор Михаил Земцов, которому было поручено составить проект увеличения и перестройки Екатерининского дворца. Над дворцом работали и многие другие выдающиеся архитекторы, к примеру, Трезини и Растрелли. Благодаря их усилиям Екатерининский дворец стал одним из наиболее значительных памятников дворцово-парковой архитектуры Петербурга.

Следующей хозяйкой Царского Села стала Екатерина II, предпочитавшая его всем другим загородным резиденциям. В ее царствование был построен Александровский дворец, а к Екатерининскому дворцу были пристроены Агатовые комнаты, Камеронова галерея и Великокняжеский корпус. Парки Царского Села в этот период были расширены и украшены множеством новых сооружений и памятников в честь сподвижников императрицы.

В годы правления Павла I Царское Село было заброшено и строительство в нем остановилось. При Александре I оно было возобновлено, и продолжалось при Николае I. Именно по решению Александра I в 1810 году в Царском Селе был открыт знаменитый Лицей, который стал его символом и воплощением памяти о юных годах Александра Сергеевича Пушкина.

Последним хозяином Царского Села был император Николай II, который постоянно жил здесь, в Александровском дворце, с 1905 года.

В 1917 году, закончилась история Царского Села как резиденции российских императоров. Его дворцы были превращены в музеи, а в лучших домах и дачах города разместились детские учреждения. В 1918 году город получил новое название – Детское Село. Через девятнадцать лет, в 1937 году, город был переименован снова, очередное переименование было связано со столетней годовщиной со дня гибели Пушкина.

Во время Великой Отечественной войны дворцы и парки Царского Села очень сильно пострадали. Многое было сожжено и разрушено, огромное количество ценных экспонатов было похищено. Особого внимания заслуживает история с Янтарной комнатой – уникальным памятником художественной культуры, утраченным во время войны.

Янтарная Комната была подарена Петру I прусским королем. Во время немецкой оккупации она была демонтирована и вывезена в Германию, где бесследно исчезла. Янтарную комнату разыскивали долгие годы, однако поиски так ни к чему и не привели. Решено было восстановить ее по сохранившимся документам и фотографиям. Работы по созданию янтарных панно велись в течение 25 лет, и были закончены в 2003 году, к празднованию 300-летнего юбилея Петербурга.

Программа конкурса всегда очень насыщенная, но ни в коем случае нельзя просто приехать в Царское Село и не познакомиться с его уникальными достопримечательностями! Недаром наш город называют “городом муз”, великое множество писателей, поэтов, художников, деятелей искусства черпали свое вдохновение именно в Царском Селе. Организаторы конкурса подготовили для участников познавательную программу: это и обзорная экскурсия по городу, и посещение великолепного Екатерининского дворца, и экскурсия в Императорский Лицей, где учился великий поэт Александр Сергеевич, а также многое другое! Спешите окунуться в эту неповторимую атмосферу!





error: Контент защищен !!