Основатель польского государства. Образование польского государства

В конце IX века неизвестный историк, названный позднее Баварским географом, сообщал о племенных славянских группах, живших на берегах Варты и Одера, и занимавших обширные равнинные земли Центральной Европы. Первоначально разрозненные в западных источниках наименовались лехитами, позднее же их стали называть полянами, по названию одного из сильнейших племен; именно из полян вышел основатель польского государства Мешко І.

Предки

Отдельными разрозненными племенами лехитов правили князья, имен которых история не сохранила. Современным историкам известно всего лишь одно сообщение, которое касается родословной правителей племени полян. Это объясняется тем, что поляне, проведя ряд удачных военных операций и подчинив себе соседние племена, предпочли вытеснить из памяти побежденных имена их правителей, и сохранить в истории свои предания. В XII веке хронист Галл Аноним записал устные легенды о правителях полян, так они и попали в средневековые хроники. Согласно Анониму, в городе Гнезно правил князь Попель, который был изгнан. Его место занял Семовит, который не занимал высокого общественного положения, а был сыном простого пахаря Пяста. Семовит и положил начало династии Пястовичей, которые правили в укреплении Гнезно. Именно этот князь и его наследники, Лестко и Семомысл стали предками Мешко І.

Предпосылки

Скорее всего, Мешко І образовывал свою державу не на пустом месте. Можно быть уверенным в том, что история польского государства началась задолго до рождения этого князя, и прежняя княжеская династия уже предприняла серьезные шаги к централизации власти. Предки Мешко І присоединили к владениям полян земли соседних племен: кувян, мазовшан, лендзян. На захваченных землях строились оборонные сооружения - гроды. В некоторых землях гроды располагались на расстоянии 20-25 км друг от друга, то есть на протяжении дневного перехода боевого отряда. Сильное войско и стали решающими факторами в расширении и укреплении власти полян. Но обширные территории, заболоченные места и непроходимые дебри лесов позволили покоренным племенам сохранять значительную самостоятельность. Захватчики не меняли образ жизни захваченных племен, а накладывали на сообщества крестьян подати, которые собирали слуги князя. Таким образом, основатель польского государства был многим обязан своим предшественникам, которые за два предыдущих века создали систему управления.

Начало правления

Мешко был сыном Семомысла, имя матери его осталось неизвестным. Начало правления датируется 960 г, когда будущий основатель польского государства стал править в княжестве Велика Польша с центром в Гнезно. Уже через десять лет он почти вдвое увеличил площадь подконтрольных ему земель, присоединив территории Мазовии, Куявии и Гданського Поморья. 982 год стал датой завоевания Силезии, а в 990 г поляне присоединили вислянские земли. Завоевания поляков начали принимать угрожающий характер. В западноевропейских и арабских источниках появились сведения о могучем с крепкой властью и хорошо обученным войском. Поэтому принято считать, что польское государство было образовано в X веке, когда польские владения были значительно расширены и укреплены, а князь и его дружина приняли христианство.

Принятие христианства

Без принятия Мешко І христианства в 966 году было бы невозможным образование польского государства. Экспансивная внешняя политика князя привела к обострению отношений с соседними государствами. Император Оттон І отбил попытки полян завоевать земли любушан, и Мешко І согласился выплачивать дань этому правителю. Одновременно князь развивает и польско-чешские отношения. Чтобы закрепить отношения с Чешским королевством, Мешко женится на дочери чешского короля, принцессе Дубравке. Два могущественных соседа - Священная и Чехия, привели князя к решению принять христианство. Крещение по латинскому обряду князь Мешко принял в 966 г. Принятие христианства дало толчок к тому, что первое польское государство стало признаваться современниками на европейском уровне.

Уклад польского государства

На начальном этапе становления польско-литовское государство занимало площадь приблизительно 250 тыс. кв. км. Точнее сказать невозможно, так как границы новообразованной страны постоянно изменялись. Большая часть населения занималась сельским хозяйством. Наиболее многочисленный слой населения составляли кметы, свободные крестьяне. Кметы жили большими семейными и После объединения племен различия между общинами сохранились, что и дало начало административному разделению польских земель, а позже принятия христианства этот же принцип лег в разделение территории на епархии.

Административное деление

Наименьшей ступенью административного деления был гродский округ. Он находился под управлением представителей князя, которые обладали всей полнотой административной, военной и судебной власти. Сохранились упоминания о четырех таких центрах в городах Гнезно, Познань, Гече и Влоцлавек. Именно здесь происходили щитоносцев и латников, которые и составляли костяк польской армии. При необходимости собирались отряды и из всех свободных крестьян. По своему вооружению и военной подготовке такие отряды уступали воинам княжеской дружины, однако успешно использовались в разведке и в партизанских вылазках. По оценкам историков, в начале ХІ века общая численность войска Мешко І составляла свыше 20 тыс. человек.

Экономика древней Польши

Содержание большой и боеспособной армии требовало постоянного притока денежных средств. Для обеспечения обороноспособности страны и удержания захваченных земель, князь Мешко І создал налаженный фискальный аппарат, который занимался сбором и распределением податей. Налог выплачивался всем сельским населением страны, в виде продуктов животноводства и земледелия. Еще одним финансовым рычагом стало распределение «регалий» - различных прав на ведение особо доходных отраслей хозяйственной деятельности. Регалиями являлись: чеканка монет, добыча благородных металлов, устройство рынков и постоялых дворов, некоторые виды охоты. Основными статьями экспорта были меха, янтарь и рабы. Но к концу XI века развитие сельского хозяйства стало требовать постоянного притока рабочей силы, а растущее влияние церкви запрещало торговлю людьми. Поэтому работорговля после ХІ перестала быть элементом экспорта, а в дальнейшем и вовсе прекратилась.

Конец правления Мешко І

Как и в других европейских государствах, права на княжеский престол передавались по наследству. Однако право первородства еще не закрепилось на польских землях, потому были частыми междоусобицы между возможными претендентами на престол. Основатель польского государства имел двух братьев, один из которых погиб в бою, а второй, Чтибор, занимал высокопоставленный пост. Умирая, Мешко I оставил часть государства в руках первородного сына Болеслава. Этот сын вошел в историю, как Болеслав Храбрый. В наследство от отца он получил развитую, богатую, обширную страну с большим международным влиянием. И после долгой череды побед и поражений, Болеслав Храбрый стал первым королем польского государства.

Как вы помните, в VI-VII вв. во время Великого переселения народов славянские племена расселились на территории Восточной Европы. Во второй половине X века польский князь Мешко I (960-992) подчинил себе племена, обосновавшиеся вдоль реки Вислы. Вместе с 3-тысячной дружиной он принял христианскую веру и этим очень укрепил свою власть. Он положил начало Польскому государству, с историей которого вы познакомитесь на сегодняшнем занятии.

Мешко I вел борьбу за объединение польских земель, заключил союз со Священной Римской империей против полабских славян, но временами поддерживал германских феодалов против императора. Объединение Польши завершилось в годы правления Болеслава I Храброго (992-1025). Ему удалось присоединить южные польские земли. В город Краков - крупный торговый центр на пути из Киева в Прагу - была перенесена столица Польши. Болеславу I на время удалось захватить Чехию с Прагой, но вскоре Чехия освободилась от его власти. Болеслав ходил походом на Киев, пытаясь посадить на престол своего зятя, но безуспешно. На западе он вел долгие войны со Священной Римской империей. Незадолго до смерти Болеслав был провозглашен королем Польши (рис. 1).

Рис. 1. Польша при Болеславе Храбром ()

В середине XI века Польша вступила в полосу феодальной раздробленности.

В XIII веке Польша переживала трудные времена. На ее территории существовали десятки мелких княжеств. Тевтонский орден к середине XIII века захватил всю Пруссию и Поморье. Великим бедствием для Польши было также татарское нашествие. В 1241 году монголо-татарское войско прошло через всю Польшу, превращая города и села в груды развалин. Монгольские набеги повторялись и в дальнейшем.

В XIII-XIV веках раздробленная Польша постепенно объединялась. Как и в других странах, в едином сильном государстве были заинтересованы рядовые польские горожане и крестьяне, более всех страдавшие от феодальных междоусобиц, рыцари-шляхтичи, а также польское духовенство, притесняемое немецким. Сильная королевская власть могла защитить их от крупных феодалов-магнатов. Магнаты не нуждались во власти короля: они сами могли защитить себя либо подавить любое выступление крестьян с помощью отрядов зависимой от них шляхты. Города во главе с немецкими патрициями также не поддерживали объединение страны. Многие большие города (Краков, Вроцлав, Щецин) входили в Ганзейский союз и были больше заинтересованы в торговле с другими странами, чем внутри страны.

Объединение Польши было ускорено необходимостью обороны от внешних врагов, особенно от Тевтонского ордена.

В конце XIII века объединение польских земель возглавил один из князей - энергичный Владислав I Локетек (рис. 2). Он вступил в борьбу с чешским королем, который на время объединил под своей властью чешские и польские земли. Против Владислава выступили немецкие рыцари и местные магнаты. Борьба была трудной: на несколько лет князю Владиславу пришлось даже покинуть страну. Но при поддержке шляхты ему удалось сломить сопротивление своих противников и почти полностью овладеть территорией Польши. В 1320 году Владислав Локетек был торжественно коронован. Но установить власть короля над всей Польшей не удалось. Магнаты сохранили свои владения, власть и влияние. Поэтому объединение не привело к полному слиянию отдельных земель: они сохранили свое устройство, свои органы управления.

Рис. 2. Владислав Локетек ()

Преемник Локетека Казимир III (1333-1370) (рис. 3) заключил мирный договор с Чехией: ее король отказался от претензий на польский престол, но сохранил за собой некоторые земли Польши. На время Польша прекратила войну с Тевтонским орденом. Многие польские феодалы пытались расширить свои владения за счет нынешних украинских, белорусских и российских земель. В середине XIV века польские феодалы захватили Галицию и часть Волыни. Поэтому они временно отказались от продолжения борьбы за полное освобождение коренных польских земель на западе и севере страны.

Рис. 3. Казимир III ()

Бездетный Казимир передал престол племяннику своему от сестры, Людовику, королю венгерскому; могущественная шляхта согласилась на эту передачу, потому что Людовик обещал не налагать податей без согласия народа. В годы правления Людовика власть польской шляхты заметно усилилась. Людовик завещал Польшу своей дочери Ядвиге, которая по условиям польско-литовской унии вышла замуж в 1385 году за Литовского князя Ягайло, который стал одновременно королем польским и великим князем литовским. Но объединения двух государств не произошло. Преимущества, которые получили поляки и католики в Литве, вызвали недовольство у православной части княжества. Борьбу за независимость Литвы возглавил Витовт. В 1392 году Витовт стал великим князем Литовского княжества, а Ягайло оставил за собой польскую корону.

Список литературы

  1. Агибалова Е.В., Г.М. Донской. История Средних веков. - М., 2012
  2. Атлас Средневековья: История. Традиции. - М., 2000
  3. Иллюстрированная всемирная история: с древнейших времен до XVII века. - М., 1999
  4. История Средних веков: кн. Для чтения/ Под ред. В.П. Будановой. - М., 1999
  5. Калашников В. Загадки истории: Средние века/ В. Калашников. - М., 2002
  6. Рассказы по истории Средних веков/ Под ред. А.А. Сванидзе. М., 1996
  1. Polska.ru ().
  2. Paredox.narod.ru ().
  3. Polska.ru ().

Домашнее задание

  1. Когда в истории Польши наступает период феодальной раздробленности?
  2. С какими внешними противниками приходилось бороться Польше в Средние века?
  3. С именами каких правителей связано объединение раздробленных польских земель?
  4. Как складывались отношения Польши с русскими княжествами?

Развитие феодальных отношений. В У.1-XII вв. в сельском хозяйстве в польских землях наблюдался значительный прогресс. Повсеместно распространилось трехполье. Увеличилась площадь возделываемых земель за счет внутренней колонизации. Крестьяне, уходившие от феодального гнета, осваивали новые земли, на которых, однако, в скором времени попадали в прежнюю феодальную зависимость.

В XI в. в Польше уже повсюду утвердились феодальные отношения. Выросло крупное светское и церковное землевладение в результате захвата феодалами земель лично свободных крестьян-общинников и за счет раздачи княжеских земель. Средние феодалы превратились в XII в. из условных держателей поместий в вотчинников - наследственных феодальных собственников.

Рост крупной земельной собственности феодалов вел к резкому сокращению числа свободных крестьян-общинников. Численность приписных крестьян в XII-XIII вв. быстро росла. Основной формой ренты в XI-XIII вв. была натуральная рента. Хозяйство зависимого крестьянина облагалось натуральным оброком. Крестьяне должны были нести многочисленные повинности в пользу князя. Стремясь к увеличению доходов, феодалы повышали размеры крестьянских повинностей, что встречало ожесточенное сопротивление крестьян. Расширялся феодальный иммунитет. Иммунитетные грамоты освобождали магнатов от несения всех или части повинностей в пользу князя и передавали в руки феодалов судебные права над населением. Юрисдикции княжеского суда подлежали только важные уголовные преступления.

Рост городов. В XII-XIII вв. в Польше быстро развивались города, являвшиеся уже в то время значительными центрами ремесла и торговли. Население городов увеличивалось за счет беглых крестьян. Развивалось городское ремесло. Совершенствовались технические приемы в гончарной, ювелирной, деревообделочной, литейной и металлообрабатывающей отраслях ремесленного производства. На основе роста специализации возникали новые отрасли ремесла. Особенно больших успехов в XIII в. в Польше достигло производство сукой. Росла внутренняя торговля, усиливался обмен между городами и сельской округой, между областями страны в целом. Развивалось денежное обращение. Во внешней торговле, важную роль играли связи с Русью, Чехией, Германией. Значительное место занимала транзитная торговля через Краков и Вроцлав. Польские города в XI-XII вв. находились в зависимости от князя и платили ему феодальную ренту и торговые пошлины (мыто). В XIII в. многие польские города получили городское право по образцу немецкого права (приспособленного к польским условиям). Князья, светские и духовные феодалы, стремясь увеличить свои доходы, стали основывать на своих землях города, предоставляя их населению городское право и значительные торговые привилегии.

Немецкая колонизация и ее значение. В целях увеличения своих доходов феодалы покровительствовали широкой крестьянской колонизации страны. Крестьянам-переселенцам предоставлялись значительные льготы. С XII в. князья и феодалы начали поощрять немецкую сельскую и городскую колонизацию, которая на рубеже XII-XIII вв. была особенно значительной в Силезии и Поморье. В меньшей степени она распространилась в" Великой и Малой Польше. Немецкие крестьяне-переселенцы пользовались в Польше особым «немецким правом».

Землевладельцы начали переводить на «немецкое право» и польских крестьян. При этом вводился единообразный регламентированный чинш деньгами и натурой. Регламентирована была и десятина в пользу церкви. Новые формы феодальной эксплуатации, особенно денежная рента, способствовали подъему производительных сил и росту городов. Немецкая колонизация в городах привела к тому, что в ряде крупных центров Силезии, Великой и Малой Польши верхушка городского населения - патрициат - стала преимущественно немецкой.

Распадение Польши на уделы. Опираясь на союз с Киевской Русью, Казимир I (1034-1058) начал борьбу за воссоединение польских земель. Ему удалось подчинить Мазовию и возвратить Силезию. Политику Казимира стремился продолжить Болеслав II Смелый (1058-1079). Внешняя политика Болеслава II была направлена на достижение независимости Польши от Германской империи. В 1076 г. он был провозглашен польским королем. Но Болеслав II не смог подавить выступления не заинтересованной в сохранении сильной центральной власти усилившейся светской и духовной знати, которую поддерживали Чехия и Германская империя. Он был вынужден бежать в Венгрию, где и умер. При преемнике Болеслава II Владиславе I Германе (1079-1102) Польша стала распадаться на уделы, вступив в период феодальной раздробленности. Правда, в начале XII в. Болеславу III Кривоустому удалось временно восстановить политическое единство Польши, что было обусловлено и нависшей над страной угрозой порабощения со стороны Германской империи.

Юридическое оформление удельная система получила в так называемом статуте Болеслава III (1138 г.)по которому Польша была разделена на уделы между его сыновьями. Статут устанавливал. принцип сеньориата: старший в роде получал верховную власть -с титулом великого князя. Столицей являлся Краков.

Феодальная раздробленность была закономерным явлением в развитии Польши. И в это время продолжали развиваться производительные силы в сельском хозяйстве и в городском ремесле. Росли и крепли экономические связи между отдельными польскими землями. Польский народ помнил о единстве своей земли, о своей этнической и культурной общности.

Период феодальной раздробленности принес полякам тяжелые испытания. Политически раздробленная Польша не смогла дать отпор агрессии германских феодалов и нашествию монголо-татар.

Борьба Польши с германской феодальной агрессией в XII- XIII вв. Монголо-татарское нашествие. Усобицы из-за великокняжеского престола между сыновьями Болеслава III совпали с усилением агрессии германских феодалов в земли полабско-прибал-тийских славян и привели к тяжелым политическим последствиям для польского народа.

В 1157 г. маркграф Альбрехт Медведь овладел Бранибором, важным стратегическим пунктом у польских границ. В 70-х гг. XII в. было завершено политическое подчинение полабско-прибал-тийских славян германскими феодалами. На захваченной территории образовалось агрессивное германское княжество Бранден-бург, начавшее наступление на польские земли. В 1181 г. Западное Поморье вынуждено было признать вассальную зависимость от Германской империи.

Международное положение польских земель резко ухудшилось после появления в Прибалтике Тевтонского ордена, который - в 1226 г. был приглашен в Польшу мазовецким князем Конрадом для борьбы с пруссами. Тевтонский орден, истребляя пруссов огнем и мечом, основал на их земле сильное государство, находившееся под покровительством папского престола и Германской империи. В 1237 г. Тевтонский орден слился с орденом меченосцев, захватившим земли в Восточной Прибалтике. Усиление Тевтонского ордена и Бранденбурга, владения которых охватывали польские земли с двух сторон, представляло большую опасность для Польши.

Положение стало еще хуже в результате вторжения в Польшу монголо-татар. Значительная часть территории Польши была опустошена и разграблена (1241 г.). В битве под Лигнецой монголо-татары наголову разбили войска силезско-польских феодалов. Вторжения монголо-татар в 1259 и 1287 гг. сопровождались такими же страшными опустошениями польских земель.

Воспользовавшись ослаблением Польши из-за набегов монголо-татар и роста феодальной раздробленности, германские феодалы усилили свое наступление на польские земли.

Установление государственного единства Польши. Развитие производительных сил в сельском хозяйстве и ремесле, укрепление экономических связей между отдельными областями страны, рост городов постепенно создавали экономические предпосылки для объединения польских земель в единое государство. Процесс воссоединения польских земель был значительно ускорен внешней опасностью - агрессией Тевтонского ордена. Объединение страны поддерживало подавляющее большинство польского общества. Создание сильной центральной власти, способной ограничить произвол крупных феодалов и организовать защиту польских границ, отвечало интересам польского народа.

В конце XIII в. руководящая роль в борьбе за объединение страны принадлежала великопольским князьям. В 1295 г. Пшемыслав II постепенно распространил свою власть на всю Польшу и присоединил к своим владениям Восточное Поморье. Он короновался польской короной, но ему пришлось уступить чешскому королю Вацлаву II Краковский удел. В 1296 г. Пшемыслав был убит. Борьбу за объединение польских земель продолжил брестско-куявский князь Владислав Локеток, который выступил против Вацлава II Чешского, сумевшего подчинить своей власти и Малую и Великую Польшу. После смерти Вацлава II (1305 г.) и его сына Вацлава III (1309 г.) Локеток овладел Краковом и Великой Польшей. Но Восточное Поморье захватил Тевтонский орден (1309 г.). В 1320 г. Владислав Локеток короновался в Кракове короной польских королей.

Внешняя политика Казимира III. Захват Галицкой Руси. Борьба за обединение польских земель в середине XIV в., при короле Казимире III (1333-1370), наталкивалась на упорное сопротивление Тевтонского ордена и династии Люксембургов. В 1335 г. при посредничестве Венгрии в Вышеграде было заключено соглашение с Люксембургами, по которому они отказывались от притязаний на польский престол, но сохраняли за собой Силезию. В 1343 г. орден был вынужден пойти на некоторые территориальные уступки Польше. Однако Восточное Поморье не было воссоединено с Польским королевством. В 1349-1352 гг. польским феодалам удалось захватить Галицкую Русь, а в 1366 г. - часть Волыни.

Социально-экономическое развитие Польши в XIV в. Политическое объединение страны способствовало экономическому развитию польских земель. В XIV в. крестьяне продолжали интенсивно заселять лесные районы и расчищать новые земельные площади, надеясь освободиться от феодальной эксплуатации. Однако и на новых местах крестьяне-новоселы попадали в феодальную зависимость от крупных землевладельцев. В XIV в. почти совершенно исчезла категория лично свободных крестьян. Феодалы переводили крестьян на единообразный оброк - чинш, вносимый натурой и деньгами, что способствовало повышению производительности труда крестьян и интенсификации их хозяйства. Доходы феодалов росли. Кое-где наряду с чиншем в незначительных размерах практиковалась и барщина.

С конца XIV в. в связи с развитием товарно-денежных отношений усилилась имущественная дифференциация среди завизоз

Польша в XIV-XV вв.

симых крестьян-кметов. Часть кметов превращалась в малоземельных крестьян - загородников, имевших лишь небольшой участок земли, дом и огород. Усиливавшаяся феодальная эксплуатация вызывала энергичное сопротивление крестьянства, которое выражалось прежде всего в побегах.

В XIV в. в Польше развивалось городское ремесло. Силезия (особенно город Вроцлав) славилась своими ткачами. Крупным центром производства сукон был Краков. Цеховые организации, появившиеся еще в предшествующий период, значительно окрепли. Польские города были ареной ожесточенной социальной и национальной борьбы.

В XIV в. успешно развивалась внутренняя торговля, увеличивался товарообмен между городом и деревней. Большое значение для укрепления связей между польскими землями имели ярмарки. Значительно расширилась внешняя торговля Польши, причем немалое место занимали в ней товары массового спроса. Важную роль играла транзитная торговля со странами Восточной и Западной Европы. Особое значение в XIV в. приобрела торговля с генуэзскими колониями на побережье Черного моря, в первую очередь с Кафой (Феодосия). Приморские города принимали активное участие в торговле по Балтийскому морю.

Рост экономики способствовал развитию польской культуры. В XIII-XIV вв. появились городские школы с преподаванием на родном языке. Большое значение имело открытие в 1364 г. университета в Кракове, который стал вторым крупным научным центром в Центральной Европе.

Незавершенность процесса объединения польских земель. Государственное объединение польских земель в XIV в. было неполным: не сложилась достаточно сильная центральная власть; в состав Польского государства не были еще включены Мазовия Силезия и Поморье (Мазовия, правда, признала верховенство польского короля). Отдельные польские земли (воеводства) сохраняли свою автономию, местные органы управления находились в руках крупных феодалов. Политическое и экономическое господство можновладцев не было подорвано. Незавершенность процесса объединения польских земель и относительная слабость центральной королевской власти имели глубокие внутренние причины. К XIV в. в Польше еще не созрели предпосылки для создания централизованного государства. Процесс формирования единого всепольского рынка только намечался. Централизации Польского государства препятствовала позиция польских можновладцев и влиятельного патрициата городов. Немецкий патрициат крупнейших польских городов, связанный главным образом с международной транзитной торговлей, выступал против централизации. Поэтому польские города не сыграли значительной роли в объединении страны в отличие от городов России и ряда стран Западной Европы. Борьбе за объединение польских земель мешала и восточная политика польских феодалов, стремившихся подчинить украинские земли. Это распыляло силы Польши и ослабляло ее перед лицом германской агрессии. Объединение польских земель, развитие экономики и культуры Польского государства в XIV в. требовали реформы законодательства и кодификации феодального права. Однако единого законодательства для всей страны составлено не было. В 1347 г. были выработаны отдельные своды законов для Малой Польши - Вислицкий статут и для Великой Польши - Петро-ковский. Эти статуты, основанные на ранее существовавшем в Польше обычном праве, отражали политические и социально-экономические сдвиги, происшедшие в стране (прежде всего усиление процесса закрепощения крестьян и переход к новой форме феодальной ренты - чиншу). Значительно ухудшилось положение крестьян. Вислицкий и Петроковский статуты ограничивали право крестьянского перехода.

Экономическое развитие Польши в XV в. В XIV-XV вв. значительного развития достигло ремесленное производство. Показателем роста производительных сил было широкое использование энергии падающей воды. Водяное колесо нашло применение не только на мельницах, но и в ремесленном производстве. В XV в. в Польше увеличилось изготовление полотна и сукон, металлических изделий, пищевых продуктов; значительных успехов достигла горнорудная промышленность, велась добыча соли. Росло городское население. В городах усилилась борьба между немецким патрициатом и основной массой горожан-поляков, шел процесс полонизации немецкого населения, развивалось польское купечество.

Рост производительных сил происходил и в сельском хозяйстве. Улучшилась плужная обработка земли, расширялась внутренняя крестьянская колонизация страны. Общий объем посевных площадей в XIV-XV вв. быстро увеличивался. В XV в. наряду с натуральной рентой большое развитие получила денежная рента, способствовавшая росту производительности крестьянского труда. Со второй половины XV в. стала быстро расти отработочная рента - барщина, главным образом в имениях церковных феодалов.

Развитие денежной ренты благоприятствовало увеличению обмена между городом и деревней и росту внутреннего рынка. Хозяйства крестьянина и феодала теснее связывались с городским рынком.

В то же время развивалась внешняя торговля. Для Польши, особенно до середины XV в., большое значение имела транзитная торговля между Западной Европой и Востоком, в которой активно участвовали польские города, расположенные на важном торговом пути Вроцлав - Краков - Львов - Черное море. Со второй половины XV в. резко возросло значение торговли по Балтийскому морю. Важную роль приобрел вывоз на Запад польского корабельного леса. Польша активно включалась в общеевропейский рынок.

Рост шляхетских привилегий. Экономический рост городов не привел, однако, к изменению в расстановке классовых и политических сил в Польше конца XIV-XV в. Политически и экономически наиболее влиятельной частью городского населения был патрициат, нажившийся на транзитной торговле и мало заинтересованный в развитии собственно польской экономики. Он легко устанавливал контакт с феодалами - противниками усиления центральной власти.

После смерти короля Казимира III (1370 г.) в Польше резко усилилось политическое влияние магнатов. Магнаты и шляхта добились привилея в Кошицах (1374 г.), освобождавшего феодалов от всех повинностей, кроме военной службы и незначительного налога в 2 гроша с дана земли. Этим была заложена основа для юридического оформления сословных привилегий польских феодалов и ограничения королевской власти. Политическое засилье магнатов вызвало недовольство шляхты. Однако, выступая против магнатов, шляхта не стремилась к усилению королевской власти, считая, что крепнущая сословная организация является надежным орудием для подавления классового сопротивления крестьян. Росту политической активности шляхты способствовало появление сеймиков - собраний шляхты отдельных воеводств для решения местных дел. В начале XV в. сеймики возникли в Великой Польше, во второй половине XV в. - и в Малой Польше.

В конце XV в. стали созываться общие сеймы всего королевства в составе двух палат - сената и посольской избы. Сенат состоял из магнатов и сановников, посольская изба - из щляхти-чей - представителей (послов) местных сеймиков. В Польше начала оформляться сословная монархия, носившая ярко выраженный шляхетский характер.

Для достижения своих политических целей шляхта создавала временные союзы - конфедерации, к которым иногда примыкали города и духовенство. Первое время эти союзы имели антимагнатскую направленность, но обычно они служили орудием борьбы за шляхетские привилегии.

Шляхта являлась основной опорой королевской власти, но ее поддержка покупалась ценой все новых уступок со стороны монархии. В 1454 г. Казимир IV Ягеллончик, чтобы заручиться поддержкой шляхты в войне с орденом, вынужден был издать Нешавские статуты, ограничивавшие королевскую власть. Без согласия шляхты король не имел права издавать новые законы и начинать войну. В ущерб интересам монархии и городов шляхте разрешалось создавать собственные земские суды. Статуты 1454 г. были важным этапом в развитии польской сословной монархии. Особенностью этого процесса в Польше являлось фактическое устранение городов от участия в представительных органах власти.

Польско-литовская уния. Борьба с Тевтонским орденом побуждала польских магнатов стремиться к объединению с Великим княжеством Литовским, которое также подвергалось нападениям ордена. В 1385 г. в Креве была заключена польско-литовская уния. Польские магнаты добивались включения Литвы в состав Польского государства и введения в ней католичества. Королева Ядвига в 1386 г. вступила в брак с литовским князем Ягайло, ставшим польским королем под именем Владислава II (1386-1434). Уния двух держав была не только средством обороны от германской агрессии, но и открыла для польских феодалов возможность эксплуатации богатых украинских земель, ранее захваченных Литвой. Попытка полностью включить Литву в состав Польши встретила сопротивление феодалов Великого княжества Литовского. Народные массы сопротивлялись введению католичества. Во главе оппозиции стал кузен Ягайлы Витовт. Уния была расторгнута. Но в 1401 г. она была восстановлена при сохранении государственной самостоятельности Литвы.

Грюнвальдская битва. В 1409 г. вспыхнула «Великая война» с Тевтонским орденом. Генеральное сражение произошло 15 июля 1410 г. под Грюнвальдом, где наголову был разгромлен и уничтожен цвет орденских войск. Несмотря на эту победу, польско-литовская сторона на добилась крупных результатов. Тем не менее историческое значение Грюнвальдской битвы было велико. Она остановила агрессию германских феодалов против Польши, Литвы и Руси, подорвала могущество Тевтонского ордена. С упадком ордена ослабли и силы германской феодальной агрессии в Центральной Европе, что облегчило польскому народу борьбу за свою национальную независимость. Победа при Грюнвальде способствовала росту международного значения Польского государства.

Возвращение Гданьского поморья. После-избрания на польский престол великого князя литовского Казимира IV Ягеллончика (1447-1492) была восстановлена польско-литовская личная уния. Во время его правления началась новая война Польши с Тевтонским орденом, длившаяся 13 лет и закончившаяся победой Польши. По Торуньскому миру 1466 г. Польша возвратила себе Восточное Поморье с Хелминской землей и Гданьском и часть Пруссии, вновь был получен выход к Балтийскому морю. Тевтонский орден признал себя вассалом Польши.

В начале польской истории, именно до принятия христианства, мы встречаем ряд мифов, которые мы не можем оставить без внимания. В этих мифах отражается, с одной стороны, борьба внешняя, с другой – внутренняя. Внешняя борьба – это борьба поляков с немцами, которые теснят западных славян, стараются подчинить их себе, уничтожить их народность, онемечить их. Поляки выставляют сопротивление опасным соседям, мифическая польская княжна Ванда отказывает в руке немцу. Но вместе с внешнею борьбою мифы указывают борьбу внутреннюю: в них выставляются два князя – Попел I и Попел II – как лица, враждебные народу, враждебные началам его быта; народ земледельческий живет под формами родового быта; как у всех славян, так и у поляков члены рода не делятся, но составляют одно; единство рода поддерживается тем, что власть переходит к старшему в целом роде, дядя имеет преимущество перед племянником. Попел I идет против господствующего в народе взгляда, хочет ввести чужой немецкий обычай; он подчиняет сыну своему, Попелу II, его дядей, своих младших братьев.

Попел II идет по следам отцовским: он не имеет народной добродетели, не отличается гостеприимством, прогоняет от себя двоих странников, которые находят гостеприимство у сельчанина Пяста и пророчат его сыну Земовиту престол. Попел хочет отделаться от своих дядей злодейством: созывает их к себе и отравляет; это он делает по совету жены своей, Немуи. Но злодейство наказывается страшным образом: из трупов дядей рождается огромное количество мышей, которые пожирают Попела со всем семейством, и народ выбирает в короли Пяста. Этот миф ясно указывает на противодействие народной массы, сельского населения новизнам, которые вводились по чужеземному немецкому образцу князьями, вождями завоевательных дружин, ибо отец, Попел I, выставляется завоевателем. Миф этот имеет в наших глазах значение и потому, что явления, им указанные, повторяются впоследствии, во времена исторические.

Достоверная польская история начинается с принятия христианства князем Мечиславом. Мечислав женился на христианке, чешской княжне Домбровке, которая и уговорила мужа креститься. Пример князя действовал, христианство распространялось повсюду в Польше, но поверхностно, не пустило глубоких корней, особенно в низших слоях народонаселения. Подле этого явления видим другое: Мечислав – вассал немецкого императора, и немцы не иначе называют его, как графом только. С восшествием на престол сына Мечиславова, Болеслава I Храброго, Польша начинает сильно подниматься: Болеслав, выгнав братьев, стремится подчинить себе Богемию и Русь; ни то, ни другое не удается, но Болеслав выходит из борьбы с богатыми завоеваниями, приобретает от чехов Моравию и Силезию, покоряет также Померанию. Немцы не могут смотреть равнодушно, что сын их вассала стремится стать могущественным и опасным для них государем, основать подле них Славянскую империю, и потому усильно действуют против Болеслава, мешают его. замыслам в Богемии; император Генрих II непосредственно ведет войну с королем польским, но неудачно.

Царствование Болеслава, его блестящая и обширная военная деятельность, завоевания имели могущественное влияние на внутренний быт Польши: из многочисленных сподвижников, из обширной дружины воинственного короля образовалось сильное высшее сословие, которое владеет землею, занимает правительственные должности, сидит в городах, построенных королем, управляет областями. Государство земледельческое, промышленность и торговля развиты чрезвычайно слабо; нет богатого промышленного сословия, которое бы уравновешивало значение сословия военного или землевладельческого. При Болеславе власть королевская была сильна и сдерживала вельмож благодаря личным достоинствам короля; но если пойдут короли, не похожие на Храброго, то что сдержит их?

Так и случилось. Преемником Болеслава Храброго был Мечислав II, вовсе не похожий на отца. С понижением королевского значения поднимается значение вельмож, а тут еще новые благоприятные для них обстоятельства. Мечислав скоро умирает, оставив малолетнего сына Казимира под опекою матери, немки Риксы. Рикса окружает себя немцами и презирает поляков; польские вельможи сильны и не хотят сносить это презрение, не хотят и делиться с немцами в управлении родною страною. Рикса была выгнана с сыном в Германию. Вельможи овладели верховною властию, но, перессорившись, не могли удержать ее в своих руках; произошла анархия и страшная смута: простонародье поднялось против шляхты, язычество прикрытое, но не исчезнувшее, поднялось против христианства или, лучше сказать, против духовенства, тяжелого для народа своими поборами; поселянин стремился избавиться от двоих притеснителей, хотевших жить на счет его труда, от пана и ксендза; внешние враги воспользовались смутою в Польше и поднялись против нее, начали ее обрывать. Тогда единственным средством спасения было признано восстановление королевской власти.

Казимир был призван из-за границы на престол отцовский и дедовский. При Казимире Реставраторе (Восстановителе) смута утихла, чехи были сдержаны в своих враждебных замыслах, христианство укреплено. Преемник Казимира, Болеслав II Смелый, был похож на Болеслава Храброго и воинскими подвигами успел поднять значение Польши между соседями, но не мог поднять внутри значения королевской власти: обстоятельства были не те, какие при Болеславе I, аристократия была сильна, и Болеслав II имел еще неосторожность столкнуться с другим могущественным сословием, духовенством, которое примкнуло к вельможам и еще более усилило последних. Краковский епископ Станислав публично порицал поведение короля, Смелый не удержался в гневе и убил епископа. Следствием было изгнание Болеслава, место которого заступил брат его, Владислав-Герман.

Изгнание Смелого было самым благоприятным обстоятельством для усиления власти вельмож, потому что Владислав-Герман был государь неспособный; по смерти его идут усобицы между сыновьями его: законным, Болеславом III Кривоустым, и незаконным, Збигневом; наконец Збигнев был убит, но Болеслав Кривоустый разделил Польшу между четырьмя сыновьями в 1139 году, вследствие чего в Польше между князьями начинаются такие же родовые отношения и усобицы, какие были на Руси со смерти Ярослава I (1054). Но разница в том, что на Руси эти отношения и усобицы начались очень рано, когда еще вельможи не успели усилиться в качестве областных начальников, и князья, сильно размножившись, заняли все значительные города и волости и тем самым положили препятствие усилению вельможества, его самостоятельности; тогда как в Польше со времен Болеслава Храброго мы видим благоприятные обстоятельства для усиления значения вельмож, причем продолжается единовластие, и вельможи управляют областями. А теперь уже в 1139 году, когда власть вельмож чрезвычайно усилилась, прекращается единовластие, начинаются усобицы между князьями, и этими усобицами сильные вельможи пользуются для большего еще усиления своей власти.

Значение вельмож обнаружилось немедленно. Старший сын Кривоустого, Владислав II, под влиянием жены своей, немки Агнессы, хочет восстановить единовластие, прогнать братьев, усилить свою власть; но вельможи и прелаты не желают этого усиления, принимают сторону младших братьев и выгоняют самого Владислава II; потом изгоняют энергического и потому опасного для них Мечислава III. Таким образом, после Болеслава Храброго мы видим в Польше изгнание четырех государей. Сенат ограничивает совершенно власть государя, который не может ни издать нового закона, ни начать войны, ни дать грамоту на что-нибудь, ни окончательно решить судебного дела. А между тем внешние враги пользуются печальным положением Польши, усобицами ее князей, спорами их с вельможами и прелатами, Польша имела опасных соседей в пруссах, диком литовском племени; доведенные до отчаяния опустошительными набегами пруссов, польские Мазовецкие князья призывают на помощь немцев, именно рыцарей немецкого, или тевтонского, ордена, уступивши им место для поселения. Немецкие рыцари действительно прекращают прусские набеги, мало того, покоряют Пруссию, часть жителей истребляют, часть заставляют бежать в леса, обитаемые единоплеменною литвою, остальных насильно крестят и немечат. Но, утвердившись в Пруссии, немецкий орден в свою очередь становится опасным врагом Польши.

Опасность от немцев для Польши не ограничилась одним немецким орденом. Польские князья в своих усобицах и спорах с вельможами и прелатами, имея надобность в деньгах, занимают их у немцев, отдают им в заклад земли, которые потом остаются у заимодавцев, потому что должники не в состоянии их выкупить; так, много польских земель перешло к маркграфам Бранденбургским. Аббаты польских монастырей, родом немцы, населяют монастырские земли своими немцами; при неразвитости между поляками промышленности и торговли немецкие промышленники и купцы наполняют польские города и вводят туда свое немецкое управление (Магдебургское право); польские князья окружают себя немцами, не иначе говорят, как по-немецки, вельможи подражают им, чтоб отличиться от толпы; употребление немецкого языка повсеместно в Силезии и в больших городах: Кракове, Познани.

После долгих внутренних смут и борьбы со внешними врагами одному из князей польских, Владиславу Локетку (Короткому), удалось соединить большую часть польских областей в одно королевство. Чтобы уравновесить власть сената, Локетек в 1331 году созвал первый сейм в Хенцинах, но он мог вельможеству противопоставить только массу вооруженного сословия, шляхту, которая дала сейму характер веча, казацкого круга, начала стремиться к военной казацкой демократии, не дала королю никакой поддержки. Городское сословие, вобравшее в себя много иноземных элементов, оказалось слабым, неспособным уравновешивать власть вельможества и шляхты и давать опору власти королевской; поселяне рабствовали своим землевладельцам, и, таким образом, дальнейшая судьба Польши находилась в руках шляхты.

Владислав Локетек оставил престол сыну своему Казимиру, прозванному Великим; но издание уложения или статута (Вислицкого) и основание Краковского университета не могут оправдать этого названия. Казимир старался облегчить участь сельского народонаселения, за что заслужил от шляхты прозвание мужицкого короля, но он не мог сделать в этом отношении ничего важного, и вообще в деятельности Казимира нельзя найти столько светлых сторон, чтоб они могли перевесить невыгодное впечатление, какое он производит своею безнравственностью и неразборчивостью в средствах при удовлетворении своим страстям. При Казимире Польша уступает пред своими соседями на севере и западе, отказывается от Данцигской Померании в пользу немцев, от Силезии – в пользу чехов; но зато Казимир пользуется смутою в Галицком королевстве и овладевает этою русскою землею (1340). Бездетный Казимир передает престол племяннику своему от сестры, Людовику, королю венгерскому; могущественная шляхта соглашается на эту передачу, потому что Людовик обещал не налагать податей без согласия народа.

Так как Людовик во все свое царствование мало обращал внимания на Польшу, то это, разумеется, повело еще к большему усилению шляхты. Последняя делала, что хотела, и по смерти Людовика, который отдал польский престол одной из дочерей своих, Ядвиге; Ядвига долго не приезжала в свое королевство, и без нее происходила смута, сильная борьба могущественных родов Наленча и Гржималы. Наконец молодая королева приехала; надобно было ее выдать замуж, и поляки хотели устроить этот брак как можно выгоднее для себя. Их внимание давно уже было обращено на Восток, на сильную страну, союз с которою один мог дать им средство успешно бороться с немцами. Они предложили руку своей королевы и свое королевство великому князю литовскому Ягайлу, но не с тем, чтобы отдать Польшу в приданое за Ядвигою, но чтобы взять Литву в приданое за Ягайлом. Обольщенный честию быть польским королем, полуварвар и человек очень недалекий, Ягайло согласился на все требования польских вельмож и духовенства, сам принял католицизм, обещал обратить в христианство по римскому обряду языческую Литву, обещал распространять католицизм и среди своих христианских подданных восточного исповедания, русских и литовцев, обещал присоединить все свои владения к Польше.

Роковой брак был заключен, но немедленно же оказались явления, какие обыкновенно происходят при насильственном соединении двух различных народностей или когда одна народность отдается в приданое. Языческая часть Литвы волею-неволею была покрещена и присоединена к Западной Церкви; но христиане восточного исповедания, русские и литовцы, не хотели принимать латинства, Великое княжество Литовское не хотело подчиняться короне польской. Вследствие этого при видимом соединении шла сильная борьба. Подробности этой борьбы не принадлежат сюда, касательно собственно польской истории в царствование Ягайла замечательна война с немецким орденом.


В предшествующие десятилетия отечественная наука рассматривала любое государство как машину для подавления одного класса другим. Нельзя сказать, что это полностью неверно. Однако верно и то, что природа государства не исчерпывается одной лишь репрессивной функцией. Государство выступает и как мощная творящая сила в истории. С точки зрения самоорганизации общества государство есть важнейшая ступень в обуздании стихийных сил социального развития, существеннейшее завоевание прогресса. Поэтому есть все основания вести отсчет собственно исторического бытия того или иного народа с момента складывания государственности.

Генезис польской государственности
В польском прошлом государство вступает на историческую арену в IX – X вв., однако первые десятилетия его существования не освещены источниками, которые позволили бы описать генезис польской государственности. Во второй же половине X века государство первой династии польских правителей – Пястов – предстает как уже сложившаяся и достаточно развитая военно-административная машина. Основной источник для восстановления польской истории этого времени – Хроника Галла Анонима, написанная только в начале XII века – доносит некоторые отголоски событий и процессов IX – начала X вв. Из нее видно, что уже в IX веке произошла консолидация великопольского "большого племени" полян, которые стали покорять соседние племена. Одновременно с завоеваниями шло строительство гродов, формировалась постоянная и довольно многочисленная дружина, вместе с дружиной обособлялась в особую социальную группу племенна аристократия, чьим источником существования становилась собираемая с подвластного населения дань.
Хроника Галла Анонима доносит до нас предания, из которых мы узнаем о легендарном родоначальнике польских правителей, простом крестьянине Пясте, вознесенным промыслом божьим на престол, и о трех его полулегендарных преемниках – Земовите, Лешке и Земомысле. Они сумели подчинить своей власти не только Великую Польшу, но и Мазовию, Куявию, часть Поморья, земли лендзян. Их резиденцией был грод Гнезно, который разрастался по мере военных успехов полян.

Организация польского государства в X – XI вв.
Первым монархом, о котором сохранились более достоверные данные, был Мешко I (около 960 – 992 гг.). Западноевропейские и арабские источники X века описывают его государство как сильный и разветвленный организм, опирающийся на сеть гродов, которые перестали быть центром племен или ополь, став опорой власти польского князя, центрами сбора дани и резиденциями небольших дружинных гарнизонов во главе с княжескими наместниками. Со временем эти гроды превращались в феодальные замки. При наследнике Мешка I, Болеславе Храбром (992-1025), по сведениям Галла Анонима, в ряде наиболее крупных центров (Гнезно, Познань, Влоцлавек, Гдеч), были сосредоточены многочисленные дружинные отряды (в общей сложности больше 10 тыс. рыцарей и щитников). Такое войско могло существовать только благодаря системе централизованной государственной эксплуатации зависимого населения, которая состояла в регулярном сборе дани-налога. Вся подчиненная князю территория рассматривалась соответственно как его собственное владение (патронимиум), единый хозяйственный домен, управляемый представителями княжеской администрации и поделенный на ряд административных округов (Великая Польша, Силезия, Краковская, Сандомирская, Мазовецкая, Ленчицко-Серадзская, Куявская и Поморская земли). При великокняжеском дворе сложилась система государственных должностей (канцлер, воевода, казначей, чашники, стольники, конюшие и пр.), которая в основных своих элементах воспроизводилась и на уровне локальной администрации в крупнейших градах. Глава округа, будущий каштелян, при помощи своих подчиненных собирал подати, организовывал дружину, вершил суд от имени князя. Как и все раннесредневековые правители, польский монарх проводит едва ли не всю жизнь в седле, перемещаясь со своей дружиной из одной земли в другую и утверждая тем самым свою власть и авторитет на местах. После принятия христианства Польше в 966 году рядом со светской администрацией стала складываться и церковная.
Характерная особенность такой системы государственной организации в том, что именно государство в лице князя и его дружинников выступает феодальной корпорацией, централизованным образом эксплуатирующей подвластную князю страну. Лишь постепенно, по мере наделения представителей князя на местах иммунитетными привилегиями дружинник из представителя государства превращается в феодала, получающего в частное условное владение, за которое он должен служить князю, те или иные заселенные территории. Государственная организация, таким образом, предшествуют феодальной, а вся общественная система может быть определена и как система государственного феодализма.

Основные вехи политического развития
Главное организующее начало политической жизни всякого раннесреднекового общества – это война. Внутриполитические перемены и события выступают чаще всего как следствие военно-политических конфликтов. Не является исключением и Польша X начала XII веков.
Правление Мешко I (до 992 г.) ознаменовано территориальной экспансией великопольского государства, которое подчинило себе Силезию, Поморье, часть Малой Польши. Другое важнейшее событие этого времени – продиктованное во многом политическими соображениями принятие христианства в качестве государственной религии в 966 году и символическая передача польских земель под опеку римского престола. Еще одним рубежом в правлении Мешко I стало оформление системы военно-государственных институтов польской монархии, установление системы централизованной государственной эксплуатации населения.
Правление Болеслава Храброго (992 – 1025) отмечено присоединением к его державе Кракова в 999 г., заключением тесного военно-политического союза с императором Священной Германской империи Оттоном III во время так называемого Гнезненского съезда 1000 г. Этот союз сопровождался и созданием самостоятельной гнезненской архиепископии, что гарантировало Польше церковно-политическаю независимость от немецкой церкви. Сближение с Германией сменилось периодом длительных войн с преемниками Оттона III в 1002 – 1018 гг. После заключения Булишинского мира с Империей в 1018 г. Болеслав предпринял победоносный поход против Киевской Руси и присоединил к Польше ряд городов в Галицкой Руси (1018 г.). Апогеем политической деятельности Болеслава стала его коронация в 1025 г.
На правление Мешко II (1025 – 1034 гг.) пришелся ряд поражений: корона и часть приобретенных земель были потеряны, в стране вспыхнули внутренние усобицы, принудившие Мешко II к бегству из Польши, монархия погрузилась во политический и социальный кризис.
Апогей этого кризиса падает на правление Казимира I Восстановителя (1034 – 1058): едва ли не всю территорию Польши в 1037 г. охватило народное восстание, направленное и против шедшей полным ходом феодализации и против пустившей корни в стране церкви. В польской историографии оно называется иногда социально-языческой революцией. Последствия этого социального взрыва были катастрофическими: сложившаяся государственно-административная и церковная системы были почти разрушены, чем воспользовался чешский князь Бржетислав, предприняв в 1038 году опустошительный поход против Польши. Тем не менее Казимиру удалось отстоять независимость польского княжества, успокоить страну и восстановить поколебленный социальный, государственный и церковный порядок.
Правление Болеслава II Смелого или Щедрого (1058-1081) ознаменован участием Польши в конфликте папы Григория VII и германского императора Генриха IV, принесшим Болеславу королевскую корону в 1076 г. Однако в 1079 г. он столкнулся с феодальным заговором, возглавленным его братом Владиславом и, возможно, краковским епископом Станиславом. Хотя Болеслав решился даже на казнь Станислава, силы его оказалось недостаточно, чтобы удержать власть в стране, и он вынужден был бежать в том же 1079 г. в Венгрию.
Переход власти к его брату Владиславу I Герману (1081-1102) означал победу центробежных сил феодальной оппозиции над центральной властью. Фактически от имени Владислава страной правил его воевода Сецех, что означало вступление Польши в полосу новых политических усобиц и феодальной раздробленности.
Правление Болеслава III Кривоустого (1102-1138) привело к временной победе над силами оппозиции в ходе борьбы с Сецехом и братом Болеслава Збигневом. Во многом это было результатом успешных войн за воссоединение и христианизацию Поморья. В своем завещании в 1138 г. Болеслав пытался предотвратить распад страны на отдельные княжества и уделы, вводя правило принципата в наследование великокняжеского престола, то есть передав верховную власть старшему из четырех сыновей. Однако этот государственный акт уже не мог остановить неизбежных процессов децентрализации, и после смерти Болеслава Польша вступает окончательно в период феодально-политической раздробленности.

Польша в X – начале XII вв.: экономическое и социальное развитие

Население и внутренняя колонизация
Основная польская территория в это время охватывала около 250 тыс. кв. км. На ней проживало к рубежу X – XI вв. от 750 тыс. до 1 млн. человек. Плотность заселения была, естественно, неравномерной. Плотнее других были заселены центральная Силезия, центр Великой Польши, запад Малой Польши, Куявия и Поморье. Леса снимали в то время громадные пространства, а незаселенные области были особенно обширны на границах между регионами.
Гроды, становясь военно-административными центрами Польского государства, постепенно обрастали ремесленными слободами и давали приют рынкам, деревни оставались небольшими, но все-таки крупнее прежних, объединяя до 10-15 дворов. Их местоположение по-прежнему не было стабильным, поскольку население осваивало все новые и новые земли. Базовой производственной и социальной ячейкой вместо большой семьи становилась малая, обрабатывавшая в двух полях 8-9 га земли.
Эта внутренняя колонизация, как установили в последнее время историки, началась сравнительно рано – уже в XI-XII вв., то есть еще до того, как развернулась так называемая "немецкая колонизация". С одной стороны, первопроходцами, выжигавшими и корчевавшими лес выступали люди или целые семьи, по тем или иным причинам оказавшиеся вне общины. В ходе такой стихийной крестьянской колонизации могла переместиться на новое место и целая деревня. С другой стороны, монастыри использовали зависимое население для организованного освоения новых земель. Когда рабочих рук не хватало для расчистки новой пахоты, светские феодалы и церковь приглашали переселенцев, предоставляя им – в отличие от остальной части зависимых крестьян статус "свободных гостей", госпитов. Они несли определенные повинности в пользу владельца земель, но могли в любой момент его покинуть, не имея, однако, никаких прав на обработанный надел. Разработка юридических норм для "свободных гостей" привела к фиксации правового статуса и других крестьян. Подчеркнем, впрочем, что в XI – XII вв. все эти процессы только разворачивались, приобретя действительный размах лишь в XIII – XIV вв.

Сельское хозяйство
Земледелие и скотоводство развивались с X века не только в крестьянских хозяйствах, но и в феодальных вотчинах. Именно последняя составляет новшество, не знакомое предшествующим эпохам. Ее предназначение было в том, чтобы обеспечивать всем необходимым дружину великого князя и обеспечить сбор государственной ренты-налога с крестьянства. Грод и княжеская вотчина были тесно связаны друг с другом. Вотчины X – XI вв. были исключительно княжескими, в XII веке они стали переходить в руки отдельных семей формирующегося феодального сословия.
Главное место при этом в княжеском, а позднее частнофеодальном вотчинном хозяйстве занимало не земледелие, а животноводство, которым занималась часть из живших в вотчине крестьян. Наряду с этим специальные люди отвечали за организацию охоты, которая была не только спортом и развлечением, но и важным подспорьем в снабжении дружины мясом, особенно солониной накануне больших походов. Еще одну группу работников вотчины составляли ремесленники, чаще всего имевшие и свой надел земли. Возникавшие вслед за княжескими частновладельческие вотчины были организованы схожим образом, хотя и в меньшем масштабе.
В традиционном крестьянском хозяйстве подсечно-огневая система постепенно в X – XII вв. уступила место стабильному пашенному земледелию, хотя на периферии колонизация сопровождалась и выжигом леса. Господствующей системой землепользования было двухполье, только в XII веке ей на смену начинает приходить трехполье (выделение наряду с яровой пашней и паром озимого поля). Единственной системой удобрения было сжигание стерни, которая после сбора урожая оставалась очень высокой, так как во время жатвы обрезали серпом лишь колоски. Навоз использовался только в огородах.
Основным орудием труда оставалась соха с железным наконечником, серпы были железными, цепы – деревянными, жернова вплоть до XII в., когда стали появляться первые мельницы – ручными. В качестве тягловой силы использовали волов, а с XII века – и лошадей.
Основной зерновой культурой оставалось просо, но рядом с ним стало расти значение и ржи. Пшеницу сеяли реже, в основном на хороших землях южной Польши. Из других культур был распространен ячмень, который предназначался для приготовления каши и пива, уже в XI в. вытеснявшего мед в качестве основного хмельного напитка. Сеяли также горох, бобы, чечевицу, из огородных культур – репу, морковь, огурцы, из технических – лен и коноплю. Аккультурация фруктовых деревьев только начиналась, поэтому фруктами пока почти не баловались. Отдельные княжеские и церковные вотчины имели виноградники, но производимое вино было плохого качества и служило, главным образом, для литургических нужд. По подсчетам Г. Ловмяньского 60% потребностей крестьянской семьи в пище покрывались за счет хлеба, каш и других зерновых продуктов, около 25% – за счет мяса, 10% – за счет молочных продуктов, остальное – медом, пивом и овощами.
Животноводство в крестьянском хозяйстве было представлено волами, свиньями (которых пасли в лесу), овцами, коровами. Разводили также птицу. В вотчинах, в первую очередь княжеских, большую роль играло специализированное животноводство, в котором особое место занимало разведение лошадей. Крупный рогатый скот разводили для обеспечения мясом стола сеньора и его дружины. Долгое время могущество и богатство феодала измеряли не столько количеством земли или зависимых крестьян, сколько многочисленностью табунов и стад.
Наряду с земледелием и скотоводством велик был по-прежнему удельный вес собирательства в деревенском хозяйстве. Большое значение приобрели пасеки и медоварение, поскольку мед заменял и алкогольные напитки, и сахар, а после принятия христианства насущной потребностью стало производство восковых свечей, За использование бортей и пасек вносили землевладельцу специальную дань, пасечники составили привилегированную профессиональную группу. Не меньшим уважением пользовались бобровники, потому что разведение и лов бобров требовали также специальных навыков. Мед, воск и меха были существенной статьей экспортной торговли. Сохраняло, разумеется, свое значение и рыболовство. По мере развития феодальных отношений землевладельцы стремились ограничить права крестьян на использование леса, рек и водоемов.

Ремесло и торговля
В течение X – XII вв. в польских землях наряду с традиционным домашним ремеслом развивается ремесло профессиональное, специализированное, постепенно концентрируясь в складывающихся вокруг гродов городах и крупных феодальных вотчинах. В XII веке в польских источниках мы уже встречаем упоминания об угольщиках, плотниках, корабельщиках, бондарях, портных и пр. В вотчинах складывались деревни, специализирующиеся в том или другом ремесленном производстве – села, где жили кузнецы или варщики соли, плотники или кожемяки, бочары или ткачи. Следы таких поселений остались в дошедших до нас топонимах: Сольники, Бовары, Колоджейе, Щитники, Санники и т.п. С XII века стала развиваться и горнодобыча: для добычи свинца, серебра, золота создавались примитивные шахты, где трудились, видимо, княжеские невольники; железную руду добывали в неглубоких ямах. На севере Польши возникли простейшие солеварницы, в малопольских селениях Бохня и Величка стали добывать каменную соль из-под земли.
Постепенно центрами ремесла и торговли становились города, но вплоть до XII века они еще очень мало напоминали города зрелого средневековья: юридически они полностью зависели от князя, в пользу которого собирались торговые пошлины и ремесленные налоги. Горожане были обязаны нести и отработочную (подводную) повинность. Хотя в XII веке собственная монета вытеснила из обращения иностранную, роль города во внутрипольской и локальной торговле была еще очень невелика, а внешняя торговля была монополизирована дружинно-феодальными слоями. Быстрее других развивались западнопоморские города (Волин, Щецин, Колобжег), росло значение Вроцлава и Кракова как посредников между Центральной Европой и древнерусскими землями; Познани и Гнезно – как звена между Поморьем и южной Польшей.
В целом, до XIII века польская экономика сохраняла глубоко натуральный характер, с абсолютным преобладанием аграрного сектора.

Социальная структура и социальные отношения
В X – XII вв. в Польше шел процесс феодализации, то есть возникновения системы вотчинного землевладения и складывания двух основных социальных групп средневекового общества: зависимого крестьянства и феодалов. Вопреки господствовавшем долгое время в отечественной научной литературе мнению, до XII века польский феодализм зиждился не на частной крупной феодальной вотчине, которая до этого времени попросту не существовала как сколько-нибудь значительное явление, а на централизованной системе государственной эксплуатации зависимого населения. Соответственно, дружинник был феодалом лишь постольку, поскольку оставался членом этой военно-политической корпорации. Феодалом в собственном смысле слова выступало само государство в лице великого князя. Крестьяне, в свою очередь, сохраняли личную свободу и неоспариваемое право пользования землей как подданные государя. С государством их связывала централизованно собираемая рента, которая оказывалась одновременно налогом.
Эта раннесредневековая система социальных отношений, типичная для большинства "варварских"" обществ, врастающих в феодализм, в XI – XII вв. уступала место классическому, "нормальному" феодализму. Суть этого процесса была в том, что государство передавало право использовать часть централизованной ренты отдельным представителям военно-дружинной верхушки, раздавая в условное держание государственные земли с сидящими на них крестьянами. Со временем эти земли – через наделение их налоговым, судебным и административным иммунитетом – превращались из, так сказать, служебных резиденций в частные феодальные вотчины. Процесс феодализации шел, таким образом, не снизу (путем социальной дифференциации общины и возникновения частной собственности на землю, на основе которой позднее вырастало государство), а сверху – через раздачу государственных земель в сначала условную, а затем безусловную собственность членов военно-феодальной дружинной корпорации.
Первыми негосударственными феодальными вотчинами стали вотчины церкви. Самой крупной из них стала вотчина главы польской католической церкви Познанского (Гнезненского) архиепископа, которая, как видно из папской буллы 1136 года, насчитывала около 150 поселений, 1000 крестьянских хозяйств, более 6 тыс. крестьян. Разумеется такой комплекс не мог сложиться в два счета, поэтому можно предполагать, что первые церковные вотчины стали появляться уже вскоре после принятия христианства Мешка I. Это не значит, что церковь сразу же приобрела независимую материальную базу. Напротив, духовенство оставалось вплоть до XII века в такой же зависимости от князя, как и его собственные дружинники. Тем не менее, именно духовенство раньше других приобретает статус сословия, то есть наделяется рядом прав и привилегий, которые делают его в большой степени неподвластным княжескому произволу и независимым от светской феодальной знати. XI – XII вв. стали временем складывания духовенства в качестве первой сословной группы в социальной структуре польского средневекового общества.
Светская феодальная вотчина складывается в Польше позже церковной. Процесс этот лишь разворачивается во второй половине XI – XII вв. и расширяется только вместе с утверждением режима феодальной раздробленности. Поэтому главным критерием, отделяющим феодалов от остальной массы населения и одну группу феодалов от другой выступает не земельное богатство, Можновладство, высший слой среди военно-дружинной аристократии, выделяется благодаря политико-психологическим, а не экономическим и социальным факторам: оно опирается на приобретенный данным родом военно-политический авторитет, престиж в дружинной среде, близость в самому князю, характер исполняемых при дворе и в дружине функций, отчасти движимое имущество, например, количество принадлежащего тому или иному можновладцу скота и лошадей. Эти люди фигурируют в источниках как "лучшие люди", optimates. Корни этой группы восходят к бывшей племенной верхушке. В Польше первых Пястов можновладцами становятся военачальники, командиры гарнизонов (каштеляны), ближайшие советники князя.
Рыцарство, nobiles составляют основна массу военно-служилой среды. Оно уже совершенно не схоже с дружиной племенных времен, поскольку не консолидировано ни родством, ни единой территорией. Рыцарь полностью зависит от князя, который обеспечивает ему пропитание, одежду, жилище, экипировку и даже занимается его брачными делами. Вокруг самого князя концентрируется дружинная элита, а рыцари, сидевшие под началом княжеских наместников в локальных гарнизонах, мало чем отличались по образу жизни от крестьян или ремесленников. Рядом с рыцарями в источниках XII века мы встречаем и третью категорию военно-служилых людей – влодык, то есть крестьян, призываемых время от времени на военную службу. Это маргинальная группа, которая указывает на незрелость сословно-классовых структур и которая позднее рассосется между дворянством и крестьянством. Начиная с XI века развернулся процесс оседания дружинников на земле в результате княжеских земельных пожалований, что и создало предпосылки для феодальной раздробленности.
В целом, ни можновладство, ни рыцарство даже в XII веке еще не приобрели черт и статуса средневекового служилого дворянства и феодальной аристократии, не составили пока сословия. В то же время они уже далеко не похожи на племенную аристократию и воинов племенных времен. С этой точки зрения, X – XII вв. составляют переходный период между феодальным и дофеодальным строем.
Польское крестьянство в X – XII вв. оставалось лично свободным, объединенным в традиционные общины, гмины. По мере развертывания процессов феодализации из однородной среды крестьянства выделялись группы, попадавшие в зависимость от отдельных землевладельцев. Этот процесс отразился в диверсификации терминологии источников, касающихся крестьянства. Однако преобладание форм государственного феодализма и потребности внутренней колонизации способствовали сохранению польским крестьянством традиционного статуса лично свободных подданных князя. В княжеских и церковных вотчинах наряду с крестьянами можно было встретить и безземельных холопов-невольников, роль которых в хозяйстве и удельный вес в социальной структуре не были велики.
Что касается польского бюргерства, то в XI – XII вв. оно начинает только-только складываться как обособленная социальная группа, поскольку даже специализированное ремесло оставалось занятием сельских жителей, а торговля – монополией дружины. Однако, в XII веке – особенно в Силезии и Поморье – начинают складываться зрелые формы городской организации и бюргерское сословие начинает выступать как особый слой в социальной структуре общества.
Таким образом, Польша X – XII вв. была обществом, в котором только наметилось деление на социальные группы, характерные для зрелого феодализма, и сами процессы феодализации были еще далеко не завершены.

Культура Польши в X – XII вв.


X – XII вв. - время приобщения Польши к латинской культуре Запада, стадия, так сказать, ученичества, когда польское общество осваивало достижения средневековой христианской цивилизации, прежде чем внести свой собственный оригинальный вклад в европейскую культуру. Естественно, центральным процессом здесь стала постепенная христианизация польского населения, поскольку на протяжении всего средневековья культура и религия были неразлучно соединены.

"Крещение" и христианизация Польши
Как и во многих других случаях, например, при "крещении" Руси, непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией послужили политические обстоятельства. Ведя борьбу за Западное Поморье и столкнувшись с угрозой немецкой политико-религиозной экспансии, Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и встать на равную ногу в политических и дипломатических отношениях с Германией. Союз с Чехией был подкреплен браком с чешской княжной Дубравой, который сопровождался крещением самого Мешко I и его ближайшего окружения. По всей видимости, сам акт крещения произошел не в Польше, а в Баварии.
Перед Мешко I и другими польскими правителями встала сложная двоякая задача: внедрить христианство в практику каждодневной жизни и в сознание польского общества; обеспечить возникшей польской церкви независимость от немецкой иерархии. Последняя потребность была особенно настоятельной, так как Польша в качестве поля деятельности христианских миссионеров, должна была бы попасть в церковно-административную зависимость от Магдебургской архиепископии. Первым польским монархам удалось, однако, избежать этого: сначала прибывшее в Польшу духовенство возглавлял прибывший из Чехии епископ Иордан (итальянец по происхождению), позднее, в 1000 году была создана подчиненная непосредственно Риму Познанская архиепископия во главе с Гаудентым, представителем чешской аристократии и чехом по крови.
Сеть приходов сложилась, разумеется, далеко не сразу. Первоначально главными оплотами христианства становились монастыри, которые обращали в новую веру местное население и были центрами подготовки польского духовенства. Польские же епископы, видимо, долгое время оставались генералами без армии, а сама церковь – фактической частью государственного аппарата, полностью зависимого от князя. Только в XII в., после распространения на Польшу реформ знаменитого папы Григория VII духовенство приобрело сословные привилегии и права, дававшие церкви независимость от государства.
Восстание 1037 года свидетельствует, с каким трудом христианство проникало в народные слои. Христианизация основной массы населения, действительно, была делом не одного десятилетия и, может быть, даже не одного столетия. Даже в дружинно-княжеской среде христианские нормы и верования утвердились далеко не сразу. Сам Мешко I после смерти Дубравы женился на монахине, Болеслав Храбрый был женат много раз и имел наложниц; при Болеславе Смелом за мясоядение во время постов выбивали зубы; сами церкви первоначально были очень маленькими и могли вместить во время богослужения лишь представителей элиты. Даже такие фундаментальные для христианства обряды как крещение, венчание и погребение исполнялись очень нерегулярно, детей если и крестили, то делали это через несколько лет после их рождения; покойников продолжали сжигать, в могилы клали предметы быта и пр. Сами священники мало чем отличались от своих прихожан: были очень часто неграмотны, имели жен и детей, пахали и охотились наравне с крестьянами. Епископская власть оставалась номинальной, христианизация вплоть до XII века была заботой государства. Вместе с тем процесс преобразования религиозных обычаев и норм поведения шел, народная языческая культура вытеснялась христианской, новые верования сплавлились со старыми, годовой цикл христианских праздников и постов совершался со все большей регулярностью. Словом, в X – XII вв. польская культура переживала процесс глубокой внутренней трансформации, становясь частью западного христианства.

Образование, просвещение, искусство
Распространение образования и книг теснейшим образом, как и повсюду в "варварской" Европе, было связано с утверждением христианства. Поэтому возникновение первых школ и библиотек, от которых не оставалось документальных следов в источниках, следует относить ко второй половине X века, хотя вплоть до конца XI века польское духовенство получило образование в большинстве случаев вне пределов Польши. Первая собственно польская школа для духовенства известна по источникам конца XI века. В XII веке школы существовали при всех кафедральных соборах Польши. Нет сомнения, что одна из школ существовала и прежде при княжеском дворе. Про Мешко II известно, что он знал не только греческий, но и латинский языки; его дочь Гертруда владела латынью. В краковском кафедральном соборе в начале XII в. имелась библиотека из почти что 50 томов; нужно думать, что аналогичные библиотеки существовали в Гнезно и в Плоцке, где в конце XI – начале XII в. размещалась резиденция монарха.
Первыми памятниками польской литературы были, соответственно, жития и хроники, создаваемые в монастырях и при княжеском дворе. Житийная литература представлена житием знаменитого миссионера св. Войцеха, созданным уже в X веке и повествованием о жизни и мученичестве 5 других монахов, принимавших участие в миссионерстве на территории Польши. Автором последнего произведения и одной из редакций жития св. Войцеха был Бруно из Кверфурта. С конца XII в. стала формироваться и рукописная традиция жития св. Станислава, краковского епископа, казненного Болеславом Смелым.
Светская литература этого времена представлена хроникой Галла Анонима, написанной в начале XII в., первыми рочниками и так наз. "Песней Маура" XII в., воспевающей деяния воеводы польского короля Владислава Изгнанника, старшего сына Болеслава Кривоустого.
Разумеется, как и во всяком обществе, в Польше сохранялись на протяжении всего средневековья богатейшие фольклорные традиции, отразившиеся и в ряде повествовательных источников XII и последующих веков.
Польская архитектура XI - XII вв. представлена в основном церковными памятниками романского стиля, хотя известны и следы первых княжеских замков, восходящие к рубежу X и XI вв. В романском стиле были построены или перестроены соборы в Гнезно, Познани, Кракове и Плоцке, монастырские храмы в Тынце, Крушвице, церковь св. Андрея в Кракове, храм в Стшельно. Самый приметный памятник искусства этой эпохи – бронзовые двери Гнезненского кафедрального собора (вторая половина XII в.), украшенные 18 скульптурными сценами из жития св. Войцеха. Известен и ряд других скульптурных памятников этих веков и многие произведения мелкой пластики и прикладного искусства. В XII веке начинают складываться и традиции книжной миниатюры в польской культуре.





error: Контент защищен !!