Святитель иоанн (максимович), архиепископ шанхайский и сан-францисский, чудотворец. Святитель иоанн (максимович), архиепископ шанхайский и сан-францисский, чудотворец (†1966) Святой аскет вселенского значения


2 июля Православная церковь празднует память святителя Иоанна архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.
Не смотря на то, что Русская Православная Церковь прославила в лике святых Святителя Иоанна только в 2008 году. я имел возможность узнать и начать почитать его святым ещё в 1994 году, когда его канонизировала Русская Зарубежная Церковь и мне из Мюнхена была подарена икона святителя Иоанна и его книги проповедей.

Помню, как одна зашедшая в храм женщина, донесла епископу Московской Патриархии: "Эти раскольники, какому-то Иоанну Китайскому там у себя молятся!". Но прошло немного лет и Святитель Иоанн был прославлен и в Патриархии Москвы и теперь его иконы можно встретить повсеместно.

Архиепископ Иоанн родился 4/17 июня 1896 г. на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии, Донецкой области. При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги . Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие .

В крещении святителя Иоанна звали Михаилом. Происхождение святителя было дворянское. Его отец был сербского происхождения, Борис Иванович Максимович из города Изюм, и являлся предводителем дворянства Харковской губернии. Мать, Глафира Михайловна, была русской.

В юности его духовным наставником был харьковский архиепископ Антоний (Храповицкий). На Михаила большое впечатление произвел приезд в Харьков епископа Варнавы, впоследствии Патриарха Сербского..

Родители эмигрировали и в 1950-е годы жили в Венесуэле.

Его братья также жили в эмиграции. Один получил высшее техническое образование и работал инженером в Югославии, другой, после окончания юридического факультета Белградского университета, работал в югославской полиции.

В годину гонений Промыслом Божиим Михаил оказался в Белграде, где поступил в университет на богословский факультет.

В это время он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимович носил тяжёлую меховую шубу и старые русские сапоги. Обычно он вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию своим крупным почерком. Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания.

В 1926 г. митрополитом Антонием (Храповицким) он был пострижен в монахи, приняв имя Иоанн а в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну» . Дети, слушайте отца Иоанна; он — ангел Божий в человеческом образе »

О. Иоанн постоянно молился, строго постился, каждый день служил Божественную литургию и причащался, со дня монашеского пострига никогда не ложился на постель, иногда его находили утром задремавшим на полу перед иконами . Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам.

Как и многие русские эмигранты, очень уважал покровительствовавшего беженцам из России короля Югославии Александра I Карагеоргиевича. Спустя много лет отслужил панихиду по нему на месте его убийства на одной из улиц Марселя. Другие православные клирики из ложного стыда отказались служить с владыкой на улице. Тогда владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду на французском языке..

В 1934 г. иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа, после чего он отбыл в Шанхай.

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

Во время жизни в Китае получил известность как благотворитель, был попечителем различных филантропических обществ. Организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя святителя Тихона Задонского — вначале в нём было восемь детей, а затем — уже сотни (всего воспитанниками приюта были около 3,5 тысяч детей). Епископ сам подбирал больных и голодающих детей на улицах шанхайских трущоб и приводил их в приют.

С приходом коммунистов к власти русские в Китае снова вынуждены были бежать, большинство - через Филиппины. В 1949 г. на острове Тубабао в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон ». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

В 1951 г. архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви. В Европе, а затем с 1962 года в Сан-Франциско, его миссионерская деятельность, твердо основанная на жизни в постоянной молитве и чистоте православного учения, принесла обильные плоды.

Какое-то время святитель Иоанн жил в Париже. При нём в епархии было восстановлено почитание западных святых неразделённой церкви (то есть живших до отделения Католической церкви от Православной). В православных храмах стали поминать покровительницу Парижа святую Женевьеву (Геновефу), просветителя Ирландии святого Патрика (Патрикия) и других знаменитых на Западе святых. Активно занимался миссионерской деятельностью, взял под свою опеку православные церкви во Франции и Голландии , содействовал подготовке местных священнослужителей, изданию богослужебной литературы на французском и голландском языках. Также окормлял греческие, арабские, болгарские и румынские православные приходы, придав им особый статус. Способствовал появлению приходов западного обряда. Рукоположил испанского православного священника для Мадридской миссии.

В быту владыка был неприхотлив: облачения носил из самой дешёвой ткани, обувался в сандалии на босу ногу, а зачастую и вовсе ходил босой, какая б ни была погода, отдавая обувку нищим .

Слава Владыки распространялась как среди православных, так и среди инославного населения. Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой ».

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился Бог был милостив.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым ».


Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Однако в 1955 года владыкой Иоанном было опубликовано воззвание, в котором он хвалил поступок части Палестинских монахов, не присоединившихся в то время к Московской Патриархии. В нём он писал: Зная подчиненность Московской церковной власти Советскому правительству, зная, что Московский патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви, а невольник богоборческой власти, те Святые Обители и учреждения отказались признать его власть и остались в подчинении власти свободной части Русской Церкви — Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие материальные выгоды. Русские Обители на Святой Земле — есть олицетворение чистой христианской совести на Ближнем Востоке и их наличие и исповедание не дают православным народам там раскрыть свои сердца для влияния церковной власти, находящейся в зависимости от врага Церкви и Бога. Мужественный подвиг исповедания истины теми Обителями вызывает чувство умиления и достоин преклонения пред ним .

Против владыки полетели в Синод доносы и стала организовываться коалиция его противников , к которой примкнули и влиятельные духовные лица «консервативной» синодальной партии — архиепископ Никон (Рклицкий), архиепископ Анжелосский Антоний (Синкевич), архиепископ Канадский Виталий (Устинов), архиепископ Чикагский Серафим (Иванов) и секретарь Синода протопресвитер Георгий Граббе

В этот период считался одним из основных кандидатов на должность главы Синода РПЦЗ в условиях, когда престарелый владыка Анастасий руководил церковью лишь номинально. Однако владыка Иоанн столкнулся с интригами со стороны некоторых церковных деятелей, способствовавших почти сразу же после его назначения на кафедру возбуждению против него дела по обвинению в финансовых нарушениях при строительстве кафедрального собора в Сан-Франциско.



Чувствуя, что главе Русской Зарубежной Церкви уже не под силу дальнейшее управление, митрополит Анастасий (Грибановский) объявил о своём решении уйти на покой, и предложил избрать ему преемника. На собравшемся с этой целью Архиерейском Соборе после долгих прений, голоса почти ровно разделились между архиепископом Иоанном (Максимовичем) и архиепископом Никоном (Рклицким) . Дабы избежать раскола 27 мая новым Первоиерархом РПЦЗ был избран самый молодой епископ, Брисбенский Филарет (Вознесенский)

Очень строго относился к нарушениям традиционного православного благочестия. Так, когда он узнал, что часть прихожан накануне воскресной всенощной развлекается на балу по случаю праздника Хэллоуин, то отправился на бал, молча обошёл зал и так же молча вышел. Утром следующего дня он обнародовал указ «О недопустимости участия в развеселениях в канун воскресных и праздничных служб»:



Священные правила повествуют, чтобы кануны праздничных дней проводились христианами в молитве и благоговении, подготовляясь к участию или присутствию на Божественной литургии. Если к тому призываются все православные христиане, то тем более то касается непосредственно принимающих участие в церковной службе. Участие их в развлечениях в кануны праздников особенно греховно. Ввиду сего бывшие в канун воскресенья или праздника на балу или подобных развлечениях и увеселениях не могут на следующий день участвовать в хоре, прислуживать, входить в алтарь и становиться на клирос.


Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. 19 июня (2 июля) 1966 г. в день памяти апостола Иуды, во время архипастырского посещения г. Сиэтлла с Чудотворной иконой Божией Матери Курско-Коренной, в возрасте 71 года, перед этой Одигитрией Русского Зарубежья отошел ко Господу великий праведник. Это случилось во время молитвы в своей келье. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь ».

Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого.

6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой. Останки свт. Иоанна Максимовича не подверглись тлению и находятся открыто в усыпальнице собора. Комиссия по канонизации, осматривавшая мощи владыки Иоанна, нашла что они похожи на мощи Киево-Печерской Лавры и православного Востока..

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах.

Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.

Святитель Иоанн - великий современный праведник. Он родился в России, но вынужден был эмигрировать из СССР в Сербию с родителями. За границей среди православных эмигрантов и людей, обращенных им в Православие, он совершил множество чудес. К сожалению, именно в нашей стране, на родине владыки Иоанна, о нем известно совсем мало. Между тем, святитель написал много книг и уже прославлен Русской Православной Церковью.

Поучительным для людей любого мировоззрения является его житие: святитель был крайне скромен, так что о его подвигах и чудесах стало известно лишь от близких ему людей, после смерти самого святого; кроме того, он любил всех людей, но строго придерживался канонических правил Православия. Именно это привлекало к нему людей иных вероучений: известно много случаев, когда люди благодаря владыке Иоанну переходили в Православие из других конфессий и религий.

Икона Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

Образ достаточно просто узнать, ведь как архиерей святитель был не раз сфотографирован. Его внешность хорошо известна. Многие по сей день помнят о нем, описывая внешний вид и поведение святителя Иоанна.

    Он был одет и выглядел как совершенно простой монах-аскет. Его лицо было несколько искривлено вследствие перенесенных болезней, владыка Иоанн хромал и имел логопедические дефекты речи. Однако на фотографиях он часто улыбается: владыка Иоанн был очень светлым человеком.

    Святитель имеет полное лицо, широкую раздвоенную черную с сединой бороду, волосы также седые и немного кудрявые, они спускаются волнами на плечи из-под монашеского клобука.

    Святитель изображается обычно в епископской фиолетовой мантии. Правой рукой он благословляет верующих или держит крест, в левой держит жезл. Это - символ архипастырской власти, его по сей день обязательно на богослужения выносят вслед за архиереями, ведь в Евангелии духовенство Господь часто сопоставляет с пастухами, пасущими и оберегающими народ, как овец, хранящих его от бесов — духовных волков. Также часто святитель изображается с книгой в руках — в православной иконографии так, с Евангелием, изображаются многие святители, начиная с Николая Чудотворца.

    На иконах святителя во весь рост он изображается или в той же фиолетовой мантии, или в облачении архиерея времен Византии — с черными крестами.

    Редкий тип иконографии святителя Иоанна — житийная икона, то есть вокруг изображения самого святого поставлены клейма, на которых запечатлены разные эпизоды из жизни святого. «Читать» такое живописное житие нужно слева направо и сверху вниз. В отличие от других икон, здесь бывает более десятка сюжетов: эта иконография продолжала развиваться в течение веков. Само изображение преподобного, вокруг которого строятся клейма, обычно представляет его в полный рост в архиерейских одеждах с благословляющим жестом правой руки.


Житие Иоанна Шанхайского Шанхайского и Сан-Францисского

Святитель происходил из рода Максимовичей, отличавшимся благочестием. Из него происходил ряд священников, а особо выдающимся родственником святителя Иоанна был тезоименитый ему святитель Иоанн Тобольский. Он жил в XVIII веке и просветил светом Православия Сибирь, затем направил первую православную миссию в Китай. Прославлен он был уже при жизни святителя Иоанна Шанхайского, в 1916 году. Удивительно, что словно по его стопам следовал в Шанхай и владыка Иоанн.

Родился будущий святой в 1896 году в семье полтавских дворян. Еще в детстве «играл в монахов», одевая игрушечных солдатиков в монашескую одежду. Своим благочестием в 1911 году обратил в Православие собственную гувернантку. Поначалу по просьбе родителей закончил светские учебные заведения: кадетский корпус в Полтаве и юридический факультет в Харькове.

После эмиграции всей семьи в Белград в 1921 году будущий святой поступил в Белградский университет на богословский факультет и в 1926, после его окончания был пострижен в монахи и хиротонисан во священники, преподавал Закон Божий в Битольской семинарии. Его ученики вспоминают отца Иоанна как Ангела Божия: он заботился о каждом, осенял крестом ребят на ночь и даже подтыкал одеяла воспитанников.

Около 1929 года он начал писать богословские труды, среди которых известна работа «Учение о Софии – Премудрости Божией». В 1934 году отца Иоанна пригласили на его епископскую хиротонию в Белград — но он был настолько скромен, что решил: митрополит ошибся и его пригласили как гостя на хиротонию какого-то другого отца Иоанна. Тем не менее, его направили на служение в Шанхай, причем отправивший его епископ по имени Антоний писал, что отец Иоанн — «с виду почти ребенок, на деле зерцало (образец) аскетической твердости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Действительно, по свидетельствам близких ему людей в Шанхае, он проводил жизнь в посте и молитве: вкушал пищу только в 23.00, вечером, а в дни постов — только церковный хлеб из алтаря; много молился, особенно по ночам, и спал, сидя в кресле. Кроватью он, по заветам древних Отцов Церкви, даже не пользовался — это редкий и тяжелый аскетический опыт.

Но такие подвиги не отнимали его сил целиком, напротив, он стремился и помогать другим людям: занимался благотворительностью, помогал нищим. С 1946 года он становится архиепископом, заботясь обо всем духовенстве и мирянах Православной Церкви Китая: здесь нашли приют многие эмигранты из России.

Вскоре после прихода коммунистической власти в Китай владыка Иоанн и многие русские люди вынуждены были бежать оттуда на на Филиппины, а затем в США. Это было очень непросто: сам владыка поехал в Вашингтон и ходатайствовал обо всей русской диаспоре. Говорят, он по несколько дней сидел на ступенях Белого дома, испросив, таким образом, разрешение на въезд в Соединенные Штаты для пяти тысяч православных эмигрантов.

В 1951 году владыка Иоанн был назначен архиепископом Брюссельским и Западно-Европейским: он жил во Франции, заботился об эвакуировавшейся женской Леснинской обители, храме-памятнике Брюсселя в честь Царской семьи и жертв революции (тогда еще не были прославлены в лике святых многие новомученики Российские), а также построил в одном из домов Парижа кафедральный собор Всех Русских Святых. К этому времени относятся первые свидетельства о его чудесах, молитве в сиянии Божьего Света и понятии в воздух при молитве (это видели двое служителей парижских православных храмов).

В 1962 году владыка Иоанн переселяется в Америку по благословению митрополита Русской Православной Церкви За рубежом: его назначают архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским.

Эта последняя кафедра стала местом многих испытаний святого, но и местом его славы. Там некоторые люди пытались обвинить его в растратах и воровстве — однако он опроверг эти обвинения даже в суде. Здесь же владыка Иоанн помогал перенесению для молитв многих верующих чудотворной иконы Курской-Коренной Божией Матери, привезенной из России. Это образ типа «Знамение», явленный в древности в Курске и почитавшийся чудотворным многие века, а после революции увезенный эмигрантами в Америку ради сохранности.

Перед этим образом в Сиэтле владыка Иоанн и скончался на молитве 2 июля 1966 года. Свидетельствуют, что перед похоронами его тело лежало в открытом гробу 6 дней, и руки оставались мягкими, не окоченевшими, также тело не издавало запаха разложения.


Чудеса Иоанна Шанхайского

Святость владыки Иоанна Шанхайского засвидетельствована совершенными им многими чудесами и благодатной помощью Божией по его молитвам многим людям. Продолжаются дивные знамения от его мощей и по молитвам к нему также после смерти святого.

Множество раз он приходил, причащал и благословлял тяжелобольных и умирающих людей в больницах. Это само по себе необычно, поскольку чаще всего таким занимаются штатные священники, а епископ управляет епархией. Но у владыки Иоанна было множество духовных детей, которым он всегда был готов помочь советом. Необычность же его молитв заключалась также в том, что часто люди не могли вызвать его по телефону из-за погоды и тяжелого состояния, а он слышал их призыв по Божией благодати и приходил, пробираясь даже в закрытые больницы, чтобы духовно помочь людям. Часто после таких посещений больные чудесно выздоравливали.

Известно, что владыку Иоанна почитали за юродивого, то есть безумного Христа ради. Он одевался всегда очень просто, часто ходил по улицам Франции, Америки, Китая босиком. Он раздавал хлеб и деньги, находил во всех уголках мира беспризорных детей и помогал им, основывая приюты. Сам святитель не имел ничего личного, но все подавал ему Господь.

    Часто владыка Иоанн показывал свою великую прозорливость: отвечал на мысленно заданные вопросы в молитве, называл обстоятельства жизни и имена людей, за которых нужно было помолиться. Он был терпеливым и добрым духовником.

    Засвидетельствованы случаи схождения чудесного света от владыки, поднятия им во время молитвы на воздух.

    Один католик, тяжело болея и умирая, вдруг пришел в себя и сказал медсестрам, что в палате только что был священник. Обойдя католические храмы города, он не нашел приходившего, но узнал его во владыке Иоанне и принял Православие.

Почитание святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

15 мая 1993 Русская Православная Церковь За рубежом (изначально это духовенство и епископат, вынужденные эмигрировать из России во время революции или люди, принявшие священство за границей) приняла решение об официальном причислении к лику святых Иоанна Шанхайского. Его мощи были освидетельствованы 11 октября и 14 декабря того же года: сохранились все волосы на теле вплоть до ресниц, нетленны были и сухожилия, и мышцы, и ногти. Это было явное чудо.

2 июля 1994 года, в день преставления ко Господу святителя Иоанна, с пением его мощи были торжественно обнесены крестным ходом вокруг Сан-Францисского храма, и состоялся чин его канонизации.

День памяти святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского совершается ежегодно в этот день и в России: Русская Православная Церковь также утвердила его для общецерковного почитания святителя.

В эти дни накануне совершается Всенощное бдение, а в сам день памяти Божественная литургия, за которой поются особые краткие молитвы святителю: тропари и кондаки. Они были составлены почитателями и свидетелями чудес святого вскоре после его смерти. Пастырь не оставляет всех людей и по своей смерти. Краткие молитвы святому можно читать онлайн или наизусть, кроме дней памяти, также в любой трудный жизненный момент, в болезни, при трудных жизненных обстоятельствах:

Заботу твою о пастве в странствии людей, пример молитв твоих, за мир весь всегда возносимых именем перед собой: веруем, узнав любовь твою, о святитель и чудотворец Иоанн! Весь от Бога освящен подвигами твоими и всегдашним освящение Пречистых Таин Христовых, ты сам всегда укреплялся силой Божией, спешил на помощью всем страдающим, целитель старательный — помоги скорее и нам, всем сердцем почитающих тебя.

Мощи Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

В Сан-Франциско, в выстроенном заботами самого святителя кафедральном соборе, по сей день почивают его открытые мощи. Рядом с ними стоит неугасимая лампада, горят свечи, лежат цвет: даже в эпоху бездуховности американцы помнят «маленького Владыченьку» и чудеса по его молитвам. Они не прекращаются по сей день. Говорят, мощи владыки Иоанна очень похожи на тела святых отцов Киево-Печерской лавры: это еще одно доказательство Божиих чудес, ведь многие атеисты пытаются утверждать, что именно воздух Киевских пещер дает такую сохранность мощам святых. Владыка Иоанн и после смерти свидетельствует: так просвещает святых лишь благодать Божия. Он до сего дня вымаливает у Господа мир и радость Православной Церкви, помощь ее мирянам и духовенству во всем необходимом.


О чем просить святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского

В трудные моменты жизни мы понимаем: наша судьба зависит от воли Божией, которую Господь являет в обстоятельствах и случаях. Часто мы сами уже не можем повлиять на свою жизнь — например, не можем сами найти хорошего мужа или жену, найти хорошую работу — и это самое время, чтобы попросить помощи у Господа и Его святых.

Святитель Иоанн Шанхайских заботился о целых городах и странах при жизни, узнавал Божией благодатью нужды каждого, исправлял и изменял к лучшему людей. Вот почему и после смерти он почитается как добрый заступник, целитель и помощник — и есть многие свидетельства о помощи святителя по молитвам к нему.

В молитвах к святителю люди просят об избавлении от любых бед и несчастий, а также при трудностях в учебе и работе, в тяжелых болезнях. По свидетельствам молящихся ему и по записям чудес от святых мощей, святитель Иоанн имеет особую благодать помощи

  • в исцелении недугов взрослых и детей,
  • при трудностях в работе,
  • в научной деятельности,
  • в изменении характера к лучшему,
  • в осознании своих грехов, покаянии,
  • избавлении от греховных страстей и вредных привычек,
  • при зависимости от алкоголя, курения, наркотиков,
  • в бедности, материальных трудностях,
  • в выздоровлении душевнобольных, бесноватых,
  • в скорейшем исцелении детей,
  • при сомнениях в вере.

Чтобы исцелиться и духовно, и физически, стоит по возможности посещать богослужения в храме или ежедневно молиться дома. Церковью установлено утреннее и вечернее молитвенное правило, которые старается ежедневно читать каждый православный христианин. Эти молитвы можно найти в любом молитвослове. Обычно они занимают 10-15 минут. Ежедневно к своему молитвенному правилу можно добавлять молитву святителю Иоанну Шанхайскому.


Как молиться святителю Иоанну Сан-Францисскому и Шанхайскому

    Можно посетить любой православный храм — возможно, там будет икона святителя — или приобрести икону для домашней молитвы.

    Молясь дома или в храме, зажигайте перед ней тонкую церковную свечу.

    После молитвы можно прикладываться к иконе: дважды перекреститесь, поцелуйте руку или край одежды изображенного на иконе святого, перекреститесь еще раз.

    Читайте молитву со вниманием, не как заговор, а как обращение к святому, с искренней верой.

    Расскажите своими словами о беде и скорби, попросите помощи.

    Молитесь и после услышания ваших молитв с благодарностью святителю.

Молитву святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому можно читать онлайн на русском языке по тексту ниже

О святитель и отец наш Иоанн, пастырь добрый и тайновидец прозорливый душ человеческих! Сейчас ты у Престола Божия за нас молишься, как сам в видениях верным людям после смерти сказал: хоть и умер, я живой.
Попроси Щедрого Господа Бога прощение грехов нам подать, чтобы с бодростью воспряли мы от тяжести и лености греховной и просили Бога о даровании нам духа смирения, страха Божия и благочестия на всех путях нашей жизни. Как милостивый помощник сиротам и больным, как искусный наставник в земной жизни, будь и сейчас нам, молящимся тебе, руководитель, даже в смутах церковных подавай людям Христово вразумление.
Услышь просьбы растерянных юношей нашего времени, обуреваемых беснованием лукавства и соблазнами, посмотри на уныние изнемогающих пастырей-священников, из-за тлетворного скверного духа мира, влияющего на паству их, страдающих и томящихся в праздности, помоги нам молиться с верой и надеждой, сам сотвори Богу о нас молитву.
Со слезами просим тебя, о теплый молитвенник наш: посети нас, сирот, по всему лицу Земли рассеянных или в Отечестве своем пребывающих, но во тьме страстей заблудившихся, однако слабой любовью ко свету Христовой веры привлекаемых и ждущих твоего наставления по благодати, чтобы мы благочестивы были и наследниками Царства Небесного стали, где ты находишься сейчас со всеми святыми, да вместе все прославим Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает честь и слава вечно. Аминь.

Молитвами святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского да хранит вас Господь!

ТРОПАРЬ, глас 5.
Попечение твое о пастве в странствии ея, / се прообраз и молитв твоих, за мир весь присно возносимых: / тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне! / Весь от Бога освящен священнодействием пречистых Тайн, / имиже сам присно укрепляем, / поспешал еси ко страждущим, целителю отраднейший. / Поспеши и ныне в помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Святитель Иоанн (Михаил Борисович Максимович; 1896–1966), удивительный святой - молитвенник, прозорливец, блаженный чудотворец, проповедник, богослов. Святитель Иоанн был одним из апостолов ХХ века, сохранивших Русскую Церковь в рассеянии.

С детства маленький Миша отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

По воле родителей, – с их мнением он серьезно считался всю жизнь, – прежде духовного он получил светское образование: в Полтавском кадетском корпусе, а затем – в Харьковском университете. Еще в годы учебы в университете, будучи студентом юридического факультета, он обратил на себя внимание митрополита Антония (Храповицкого), принявшего его под свое духовное окормление.

После случившейся в Российской Империи революции и при начавшихся гонениях на Церковь Михаил вместе с семьей покинул страну и поступил в Белграде в университет на богословский факультет. В это время он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Немного позже он принял постриг в монахи с именем Иоанн, как считается - в честь своего известного прародителя свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского. После окончания учебы был законоучителем в гимназии в городе Великая Кикинда. Затем (до 1929 года), преподавателем и воспитателем в Духовной семинарии в городе Битоле. Епископ Николай Сербский (Велимирович), обращаясь к семинаристам, так отозвался об Иоанне Максимовиче: «Дети, слушайте отца Иоанна; он - ангел Божий в человеческом образе».
Как и многие русские эмигранты, очень уважал покровительствовавшего беженцам из России короля Югославии Александра I Карагеоргиевича. Спустя много лет отслужил панихиду по нему на месте его убийства на одной из улиц Марселя. Другие православные клирики из ложного стыда отказались служить с владыкой на улице. Тогда владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду на французском языке.

Скромность иеромонаха Иоанна была такова, что когда в 1934 г. митрополит Антоний решил возвести его в сан епископа, он подумал, что его вызвали в Белград по ошибке, перепутав с кем-то другим, а когда оказалось, что письмо предназначено ему, пытался отказаться от сана, ссылаясь на проблемы с дикцией. Но владыка Антоний нисколько не сомневался в своем выборе, и, направляя его на Восток, писал правящему архиерею: «…как мою собственную душу, как мое сердце, посылаю вам епископа Иоанна. Этот маленький тщедушный человек, с виду почти ребенок, – на деле зерцало аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления»

Так он оказался в Шанхае, где прослужил почти двадцать лет. В 1946 г. владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа. Под его окормлением оказались все русские, жившие в Китае.

С приходом коммунистов владыка организовал эвакуацию своей паствы на Филиппины, а оттуда – в Америку. Заслуживает упоминания и его усердие: разрешение на въезд для русских беженцев в Штаты он исходатайствовал буквально «приступом», сутками напролет дежуря у дверей кабинетов, терпеливо дожидаясь приема чиновников. Тогда же из Шанхая на Запад был эвакуирован и основанный им детский приют, через который в общей сложности прошло 3500 детей.

В 1951 г. владыку Иоанна назначили правящим архиереем Западноевропейского экзархата Русской Зарубежной Церкви.
В первой своей проповеди в Париже владыка Иоанн обратился к пастве так: «Волею Божией русские православные люди теперь рассеяны по всему свету, и благодаря тому теперь Православие проповедуется и церковная жизнь существует там, где ранее не знали Православия». Чем были заполнены эти годы? – На его плечи легли дела по управлению Русской зарубежной Церковью и помощь православным церквям во Франции и в Нидерландах. В те годы владыка Иоанн проделал и огромную работу по установлению канонических оснований для почитания в Православии древних западных святых, живших до отделения католической церкви, однако не включенных в православные календари: собирал сведения, свидетельства о помощи, иконы. При этом он, как и прежде, служил (На протяжении многих лет он имел правило каждый день служить литургию, а если не было возможности, – принимать Святые Дары.)
Владыка Иоанн разъяснял также: «Могут сказать, что христианство уже давно проповедуется по всей земле, однако оно преимущественно проповедуется в виде тех или иных отклонений от подлинного учения. Чистое и правое христианское учение сохранилось только в Православии, и вот оно-то проповедуется ныне там, где его не знали. Мы рассеяны по всему миру не только для научения и исправления нас самих, но еще и для того чтобы исполнить волю Божию о проповеди Православия всему миру». Особым покровительством владыки пользовался и перебравшийся к тому времени во Францию Леснинский монастырь, основанный когда-то по благословению двух великих старцев – преп. Амвросия Оптинского и св. Прав. Иоанна Кронштадского.
Владыку чтили и православные, и католики, и протестанты. В одной из католических церквей Парижа местный священник сказал пастве: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

25 декабря 1961 года святитель Иоанн (Максимович) вместе с епископом Женевским Антонием совершил освящение Храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, ставшего кафедральным в Западно-Европейской епархии РПЦЗ. Здесь же находилась резиденция архиепископа Иоанна вплоть до его перевода на Сан-Францисскую кафедру в 1963 году. Расписали храм художники парижского Общества «Икона». Теперь на втором этаже особняка расположены мемориальные покои святителя.

А на склоне лет его ожидало новое церковное «послушание». По ходатайству тысяч русских, знавших владыку по Шанхаю, его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской Зарубежной Церкви, в Сан-Франциско. Но нелегко было владыке. Много пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Его вынудили даже явиться в общественный суд, что было вопиющим нарушением церковных канонов, требуя ответа на абсурдное обвинение в сокрытии им нечестных финансовых операций приходского совета.

Правда, все привлеченные к ответу были в конце концов оправданы, но последние годы жизни владыки омрачились горечью от поношений и преследований, которые он переносил всегда без жалоб и осуждения кого-либо. Удивительной была и кончина архиепископа Иоанна. В тот день, 2 июля 1966 г., он сопровождая чудотворную Курскую-Коренную икону Богоматери в Сиэтл, и остановился в тамошнем Николаевском соборе – храме-памятнике новомученикам Российским. Отслужив Божественную литургию, владыка оставался еще три часа один в алтаре. Затем, навестив с чудотворной иконой духовных детей, живших недалеко от собора, он последовал в комнату церковного дома, где обычно останавливался. Вдруг послышался грохот, и прибежавшие увидели, что владыка упал и уже отходит. Его посадили в кресло, и он перед чудотворной иконой Богоматери предал душу свою Богу, уснул для этого мира, о чем так ясно предсказывал многим.

У мощей архиепископа Иоанна в Сан-Франциско поддерживается неугасимая лампада, горит множество свечей. Теперь владыка Иоанн предстательствует перед Господом за свою Православную Церковь и за мир уже в Церкви Небесной, Торжествующей.

В 2008 г. определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви святитель Шанхайский и Сан-Францисский Иоанн прославлен в лике общецерковных святых, имя его включено в Месяцеслов Русской Православной Церкви.

Иоанн Шанхайский
Имя в миру:

Михаил Борисович Максимович

Рождение:

4 (16) июня 1896(1896-06-16 )
село Адамовка, Изюмский уезд,Харьковская губерния

Смерть:
Почитается:

в Русской православной церкви

Канонизирован:

1994 год - РПЦЗ, 2008 год - РПЦ

В лике:

святителей

Главная святыня:

мощи в Скорбященском соборе Сан-Франциско

День памяти:

Архиепископ Иоа?нн (в миру Михаил Борисович Максимо?вич ; 4 (16) июня 1896, село Адамовка, Изюмский уезд, Харьковская губерния - 2 июля 1966, Сиэтл, США) - епископ Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ); архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский.

Прославлен Русской зарубежной церковью в лике святителей 2 июля 1994; прославлен общецерковно Архиерейским Собором РПЦ 24 июня 2008 года (Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский чудотворец ).

Память совершается 19 июня (2 июля) по юлианскому календарю - день кончины; 29 сентября (12 октября) - обретение мощей.

Семья

Родился 4 июня 1896 году в местечке Адамовка Изюмского уезда Харьковской губернии (ныне Донецкая область) в дворянской православной семье, которая материально поддерживала Святогорский монастырь на Северском Донце. К этому же роду принадлежал и известный церковный деятель XVIII века митрополит Иоанн Тобольский (Максимович), прославленный Российской церковью в лике святых в 1916 году.

  • Отец - Борис Иванович Максимович (1871-1954), сербского происхождения, изюмский уездный предводитель дворянства Харьковской губернии.
  • Мать - Глафира Михайловна.

Родители эмигрировали и в 1950-е годы жили в Венесуэле.

Его братья также жили в эмиграции. Один получил высшее техническое образование и работал инженером в Югославии, другой, после окончания юридического факультета Белградского университета, работал в югославской полиции.

Образование и молодые годы

Окончил Петровский Полтавский кадетский корпус (1914) и юридический факультет Харьковского университета (1918). Ещё в юности был верующим человеком, его духовным наставником был харьковский архиепископ Антоний (Храповицкий). Первоначально хотел вместо университета поступить в Киевскую духовную академию, но по настоянию родителей получил юридическое образование.

В 1918 году служил в Харьковском окружном суде.

Жизнь в Югославии

Затем жил в эмиграции в Югославии. Окончил богословский факультет Белградского университета (1925). По воспоминаниям современников,

в это время он очень бедствовал, зарабатывал на жизнь продажей газет. Белград в те годы покрывался непролазной грязью во время дождей. Максимович носил тяжёлую меховую шубу и старые русские сапоги. Обычно он вваливался в аудиторию с запозданием, густо покрытый уличной грязью, вынимал не спеша из-за пазухи засаленную тетрадку и огрызок карандаша и начинал записывать лекцию своим крупным почерком. Вскоре он засыпал, но как только просыпался, сразу возобновлял свои писания.

В 1924 митрополит Антоний (Храповицкий), возглавивший к тому времени Русскую православную церковь за рубежом (РПЦЗ), посвятил его в чтецы в русской Троицкой церкви Белграда. Вскоре Максимович по поручению владыки Антония подготовил доклад о происхождении закона о престолонаследии в России, в котором исследовал вопрос о том, насколько данный закон соответствует духу русского народа и его историческим традициям.

В 1926 был пострижен в монашество в Мильковском монастыре, был законоучителем в сербской гимназии в городе Великая Кикинда (до 1929), преподавателем и воспитателем в духовной семинарии Св. Апостола Иоанна Богослова Охридской епархии в городе Битоле. С 1929 - иеромонах. В этот же период опубликовал ряд богословских работ («Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской богословской мысли», «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь», «Учение о Софии - Премудрости Божией»), в которых с ортодоксальных позиций полемизировал с сторонниками теологической концепции «софиологии», в первую очередь, со священником Сергием Булгаковым.

Как и многие русские эмигранты, очень уважал покровительствовавшего беженцам из России короля Югославии Александра I Карагеоргиевича. Спустя много лет отслужил панихиду по нему на месте его убийства на одной из улиц Марселя. Другие православные клирики из ложного стыда отказались служить с владыкой на улице. Тогда владыка Иоанн взял метлу, на выметенном участке тротуара постелил епископские орлецы, возжёг кадильницу и отслужил панихиду на французском языке.

Архиерей в Китае

С 3 июня 1934 - епископ Шанхайский. Хиротонию возглавил митрополит Антоний, который тогда же направил письмо архиепископу Димитрию (Вознесенскому), где писал: Как мою душу, как мое сердце посылаю к Вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький, слабый физически человек, по виду почти как дитя - есть чудо аскетической стойкости и строгости.

Во время жизни в Китае получил известность как благотворитель, был попечителем различных филантропических обществ. Организовал для сирот и детей бедных родителей приют во имя святителя Тихона Задонского - вначале в нём было восемь детей, а затем - уже сотни (всего воспитанниками приюта были около 3,5 тысяч детей). Епископ сам подбирал больных и голодающих детей на улицах шанхайских трущоб и приводил их в приют. В жизнеописании владыки Иоанна сказано, что

Много внимания уделял религиозному образованию, посещал тюрьмы, навещал больных в психиатрической лечебнице. Уже в этот период получили известность многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по его молитвам. Каждый день служил литургию. При участии владыки Иоанна в Шанхае были возведены кафедральный собор Пресвятой Богородицы «Споручницы грешных» и Свято-Николаевская церковь - храм-памятник Царю-Мученику.

В 1945, после занятия Маньчжурии войсками Красной армии, православные архиереи в Китае, ранее входившие в юрисдикцию РПЦЗ, признали церковную власть Патриарха Алексия I. В этой ситуации епископ Иоанн (Максимович) некоторое время поминал на богослужениях как Московского Патриарха, так и главу РПЦЗ митрополита Анастасия (Грибановского). Однако в 1946 он, единственный из всех дальневосточных архиереев, сделал выбор в пользу Зарубежной церкви.

С 1946 - архиепископ, окормлял всех прихожан РПЦЗ в Китае. В 1949 вместе со своей паствой был эвакуирован на остров Тубабао на Филиппинах. Служил там в лагере беженцев, в котором проживали примерно 5 тысяч выходцев из России. Договорился с американскими властями о переселении русских эмигрантов с Тубабао в США, что и было сделано (меньшая часть беженцев уехала в Австралию).

Служение в Западной Европе

С 1951 - архиепископ Западно-Европейский с кафедрой вначале в Париже, затем в Брюсселе. При нём в епархии было восстановлено почитание западных святых неразделённой церкви (то есть живших до разделения церквей на Католическую и Православную). В православных храмах стали поминать покровительницу Парижа святую Женевьеву, просветителя Ирландии святого Патрикия (Патрика) и других знаменитых на Западе святых. Активно занимался миссионерской деятельностью, взял под свою опеку православные церкви во Франции и Голландии, содействовал подготовке местных священнослужителей, изданию богослужебной литературы на французском и голландском языках. Также окормлял греческие, арабские, болгарские и румынские православные приходы, придав им особый статус. Рукоположил испанского православного священника для Мадридской миссии.

В его бытность епархиальным архиереем был воздвигнут храм во имя святого праведного Иова Многострадального в Брюсселе в память царя-мученика Николая Александровича. По воспоминаниям современников,

в быту владыка был неприхотлив: облачения носил из самой дешёвой ткани, обувался в сандалии на босу ногу, а зачастую и вовсе ходил босой, какая б ни была погода, отдавая обувку нищим. Он был истинный нестяжатель, последователь другого великого русского святого - преподобного Нила Сорского. Он был человек Божий.

Деятельность владыки Иоанна высоко оценивали не только многие православные люди, но и представители других конфессий. Сохранился рассказ о том, как в Париже католический священник говорил своей пастве, что и в современном мире есть чудеса и святые, доказательством чего является ходящий по парижским улицам русский святой Иоанн Босой (saint Jean Pieds Nus) - он имел в виду владыку Иоанна.

Служение в США

В 1962 переехал в США. С 1963 - архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский. В этот период считался одним из основных кандидатов на должность главы Синода РПЦЗ в условиях, когда престарелый владыка Анастасий руководил церковью лишь номинально. Однако владыка Иоанн столкнулся с интригами со стороны некоторых церковных деятелей, способствовавших почти сразу же после его назначения на кафедру возбуждению против него дела по обвинению в финансовых нарушениях при строительстве кафедрального собора в Сан-Франциско. Был поддержан частью архиереев РПЦЗ, среди которых были прибывшие на судебный процесс владыки Леонтий (Филиппович), Савва (Сарачевич), Нектарий (Концевич), а также архиепископ Аверкий (Таушев). Рассмотрение дела в суде Сан-Франциско в 1963 закончилось полным оправданием владыки Иоанна.

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско был успешно достроен ещё при жизни архиепископа. В его крипте он был позднее похоронен.

Очень строго относился к нарушениям традиционного православного благочестия. Так, когда он узнал, что часть прихожан накануне воскресной всенощной развлекается на балу по случаю праздника Хэллоуин, то отправился на бал, молча обошёл зал и так же молча вышел. Утром следующего дня он обнародовал указ «О недопустимости участия в развеселениях в канун воскресных и праздничных служб»:

Священные правила повествуют, чтобы кануны праздничных дней проводились христианами в молитве и благоговении, подготовляясь к участию или присутствию на Божественной литургии. Если к тому призываются все православные христиане, то тем более то касается непосредственно принимающих участие в церковной службе. Участие их в развлечениях в кануны праздников особенно греховно. Ввиду сего бывшие в канун воскресенья или праздника на балу или подобных развлечениях и увеселениях не могут на следующий день участвовать в хоре, прислуживать, входить в алтарь и становиться на клирос.

Скончался 2 июля/19 июня во время молитвы в своей келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле с Курско-Коренной чудотворной иконой Божьей Матери. После его кончины многие верующие письменно подтвердили факты чудес, которые были совершены по молитве владыки Иоанна.

Канонизация

2 июля 1994 РПЦЗ причислила его к лику святых. На Архиерейском Соборе РПЦ 24-29 июня 2008 года Святитель Иоанн был прославлен для общецерковного почитания.

Отношение к Московской Патриархии

По свидетельству епископа Православной церкви в Америке Василия (Родзянко) cвоё отношение к Русской православной церкви он определял так (сказано в 1951 году ):

Зная подчиненность Московской церковной власти Советскому правительству, зная, что Московский патриарх не есть свободный служитель Бога и Его Церкви, а невольник богоборческой власти, те Святые Обители и учреждения отказались признать его власть и остались в подчинении власти свободной части Русской Церкви - Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви заграницей, хотя через признание могли бы иметь большие материальные выгоды. Русские Обители на Святой Земле - есть олицетворение чистой христианской совести на Ближнем Востоке и их наличие и исповедание не дают православным народам там раскрыть свои сердца для влияния церковной власти, находящейся в зависимости от врага Церкви и Бога. Мужественный подвиг исповедания истины теми Обителями вызывает чувство умиления и достоин преклонения пред ним.

Труды

  • Учение о Софии Премудрости Божией. - Варшава, 1930.
  • Как православная церковь чтила и чтит Божью Матерь. Ладомирова: Почаевская типография 1932. (то же: Ладомирова: Почаевская типография 1937).
  • Происхождение закона о престолонаследии в России / Предисл. Иоанна, еп. Шанхайского. Шанхай, 1936.
  • Духовное состояние русской эмиграции. Белград, 1938.
  • Святая Русь - русская земля. М., 1997.
  • Беседы о Страшном Суде. М., 1998.
  • Слова иже во святых отца нашего Иоанна, архиеп. Шанхайского…: Сборник проповедей, поучений, посланий, наставлений и указов. Сан-Франциско, 1994 (2-е издание: М., 1998.).
  • Да обновится Русская земля. М., 2006.
  • На официальном сайте МП 2 июля 2008 г.Предстоятель Иларион (Капрал) Правящие Алипий (Гаманович) · Гавриил (Чемодаков) · Иоанн (Берзинь) · Кирилл (Дмитриев) · Марк (Арндт) · Михаил (Донсков) · Петр (Лукьянов) Викарные Агапит (Горачек) · Георгий (Шейфер) · Иероним (Шо) · Феодосий (Иващенко) На покое Варнава (Прокофьев) Покойные архиереи Первоиерархи Анастасий (Грибановский) · Антоний (Храповицкий) · Виталий (Устинов) · Лавр (Шкурла) · Филарет (Вознесенский) Остальные Августин (Петерсон) · Аверкий (Таушев) · Агапит (Крыжановский) · Александр (Ловчий) · Александр (Милеант) · Амвросий (Кантакузен) · Амвросий (Мережко) · Андрей (Рымаренко) · Антоний (Бартошевич) · Антоний (Медведев) · Антоний (Синкевич) · Аполлинарий (Кошевой) · Арсений (Чаговцов) · Афанасий (Мартос) · Василий (Павловский) · Венедикт (Бобковский) · Виктор (Святин) · Виталий (Максименко) · Григорий (Боришкевич) · Григорий (Граббе) · Григорий (Остроумов) · Дамиан (Говоров) · Даниил (Александров) · Евлогий (Марковский) · Иероним (Чернов) · Иннокентий (Петров) · Иннокентий (Фигуровский) · Иоанн (Геваргизов) · Иоанн (Лёгкий) · Николай (Карпов) · Илия (Геваргизов) · Иоанн (Максимович) · Иоасаф (Скородумов) · Иона (Покровский) · Константин (Ессенский) · Леонтий (Бартошевич) · Леонтий (Филиппович) · Мелетий (Заборовский) · Мефодий (Герасимов) · Митрофан (Зноско-Боровский) · Нафанаил (Львов) · Нектарий (Концевич) · Нестор (Анисимов) · Никандр (Падерин) · Никодим (Нагаев) · Никон (Рклицкий) · Павел (Павлов) · Пантелеимон (Рожновский) · Савва (Раевский) · Савва (Сарачевич) · Серафим (Дулгов) · Серафим (Иванов) · Серафим (Лукьянов) · Серафим (Ляде) · Серафим (Свежевский) · Симон (Виноградов) · Стефан (Севбо) · Сергий (Петров) · Тихон (Лященко) · Тихон (Троицкий) · Феодор (Рафальский) · Феодосий (Путилин) · Феодосий (Самойлович) · Феофан (Быстров) · Феофан (Гаврилов) · Филипп (Гарднер) · Филофей (Нарко) · Ювеналий (Килин)

Святитель ИОАНН (МАКСИМОВИЧ), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец
(†1966)

Архиепископ Иоанн (в миру Михаил Борисович Максимо́вич) родился 4/17 июня 1896 года на юге России в селе Адамовка Харьковской губернии (ныне Донецкая область) в дворянской православной семье. Среди известных представителей его семьи был святитель Иоанн Тобольский (Максимович).

При святом крещении он был наречен Михаилом в честь Архистратига Небесных Сил Михаила Архангела.

С детства он отличался глубокой религиозностью, по ночам подолгу стоял на молитве, усердно собирал иконы, а также церковные книги. Более всего любил читать жития святых. Михаил полюбил святых всем сердцем, до конца пропитался их духом и начал жить, как они. Святая и праведная жизнь ребенка произвела глубокое впечатление на его французскую гувернантку-католичку, и в результате она приняла православие.

В юности на Михаила большое впечатление произвел приезд в Харьков епископа Варнавы, впоследствии Патриарха Сербского. Первоначально он даже хотел поступить в Киевскую духовную академию, но по настоянию родителей пошёл в Университет.

В годы учебы в Харьковском университете (1914-1918), будучи студентом юридического факультета, Михаил обратил на себя внимание известного харьковского митрополита Антония (Храповицкого), который принял его под свое духовное окормление.

Эмиграция в Югославию

Во время гражданской войны, в 1921 году, когда большевики полностью оккупировали Украину, семья Максимовичей эмигрировала в Югославию в Белград (отец будущего святителя был сербского происхождения), где Михаил поступил в Белградский Университет на Богословский факультет (1921-1925).

Монашество

В 1920 году Русскую Православную Церковь Зарубежом (РПЦЗ) возглавил духовник будущего святителя митрополит Антоний (Храповицкий).

В 1926 году первоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким) Михаил был пострижен в монахи , приняв имя Иоанна в честь своего предка свт. Иоанна (Максимовича) Тобольского, и почти 10 лет посвятил преподаванию в Сербской государственной высшей школе и семинарии в честь апостола Иоанна Богослова в Битоле. Уже в то время епископ Николай (Велимирович), сербский Златоуст, давал такую характеристику молодому иеромонаху: «Если хотите видеть живого святого, идите в Битоль к отцу Иоанну».

В 1929 году о.Иоанн был возведён в сан иеромонаха .

По свидетельству митрополита Антония (Храповицкого) епископ Иоанн был «зерцалом аскетической твердости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления».

Со дня свого иноческого пострига о.Иоанн больше никогда не спал лёжа на постели - если засыпал, то на кресле или на коленях под иконами. Он постоянно молился, строго постился (вкушает пищу раз в день) и ежедневно служил Божественную литургию и причащался. Это правило святой Иоанн сохранил до конца своей земной жизни. Он с истинно отеческой любовью вдохновлял свою паству высокими идеалами христианства и Святой Руси. Его кротость и смирение напоминали те, что увековечены в житиях величайших аскетов и пустынников. Отец Иоанн был редким молитвенником. Он так погружался в тексты молитв как будто просто беседовал с Господом, Пресвятой Богородицей, ангелами и святыми, которые предстояли его духовным очам. Евангельские события были известны ему так, как будто они происходили на его глазах.

Епископ Шанхайский

В 1934 году иеромонах Иоанн был возведен в сан епископа и направлен в Шанхай викарием Китайской и Пекинской епархии, где прослужил почти 20 лет.

В 1937 году при епископе Иоанне в Шанхае было завершено строительство Кафедрального собора в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» вместимостью около 2500 человек. Он являлся гордостью всех русских эмигрантов в Шанхае, называвших его «Кремлем китайского православия».

В годы культурной революции в Китае в 1965 году собор был закрыт для богослужений. Последующие 20 лет помещение Собора использовалось под склад. Затем в его пристройке появился ресторан, а само здание было передано в распоряжение фондовой биржи, позднее в здании Храма появился ресторан и ночной клуб.


Современный вид на собор иконы Божией Матери «Споручница грешных» в Шанхае

В настоящее время в кафедральном соборе Шанхая в честь иконы Божией Матери «Споручница грешных» прекращено функционирование ночного клуба, интерьер клуба демонтирован. Проведены реставрационные работы, в ходе которых в куполе были раскрыты частично сохранившиеся фрески, здание превращено в выставочный зал. Это сооружение считается исторической достопримечательностью города и охраняется Шанхайским муниципалитетом как памятник истории и культуры.

Выставка в здании Собора

Молодой владыка любил посещать больных и делал это ежедневно, принимая исповедь и приобщая их Святых Тайн. Если состояние больного становилось критическим, Владыка приходил к нему в любой час дня или ночи и долго молился у его постели. Известны многочисленные случаи исцеления безнадежно больных по молитвам святителя Иоанна.

Случаи исцелений, изгнания нечистых духов, помощи в тяжелых обстоятельствах, совершившиеся в Китае по молитвам владыки Иоанна, с годами составили значительную часть подробного жизнеописания, составленного братством преп. Германа Аляскинского.


В 1946 году владыка Иоанн был возведен в сан архиепископа . Под его окормлением оказались все русские, жившие в Китае.

Исход из Китая. Филиппины.

Для большинства почитателей владыки он и по сей день остается «Иоанном Шанхайским», однако «право на участие в его титуле» могли бы оспаривать, помимо Сан-Франциско, где прошли последние годы его служения, Франция и Голландия.

С приходом коммунистов в Китае владыка организовал эвакуацию своей паствы на Филиппины, а оттуда - в Америку. В 1949 году на острове Тубабао (Филиппины) в лагере Международной организации беженцев проживало примерно 5 тысяч русских из Китая. Остров находился на пути сезонных тайфунов, которые проносятся над этим сектором Тихого океана. Однако в течение всех 27 месяцев существования лагеря ему только раз угрожал тайфун, но и тогда он изменил курс и обошел остров стороной. Когда один русский в разговоре с филиппинцами упомянул о своем страхе перед тайфунами, те сказали, что причин для беспокойства нет, поскольку «ваш святой человек благословляет ваш лагерь каждую ночь со всех четырех сторон». Когда же лагерь был эвакуирован, страшный тайфун обрушился на остров и полностью уничтожил все строения.


Святитель Иоанн посещает лагерь русских беженцев на Тубабао

Русские люди, в рассеянии сущие, имели в лице Владыки крепкого ходатая пред Господом. Окормляя свою паству, святитель Иоанн делал и невозможное. Он сам ездил в Вашингтон, чтобы договориться о переселении обездоленных русских людей в Америку. По его молитвам совершилось чудо! В американские законы были внесены поправки и большая часть лагеря, около 3 тысяч человек, перебрались в США, остальные в Австралию.

Архиепископ Брюссельский и Западноевропейский. Париж.

В 1951 году архиепископ Иоанн был назначен правящим архиереем Западно-Европейского экзархата Русской Зарубежной Церкви и направлен в Париж . Официальной резиденцией архиепископа Иоанна считался Брюссель (Бельгия). Он титуловался «архиепископ Брюссельский и Западноевропейский». Но значительную часть времени он проводил в окрестностях Парижа. На его плечи легли дела по управлению Русской Зарубежной Церковью и помощь православным церквям во Франции и в Нидерландах. Также за ним было сохранено управление оставшимися приходами Шанхайской епархии (в Гонконге, Сингапуре и др.).

Его облик мало соответствовал высокому сану: одежду он носил самую простую и в любую погоду обходился легкими сандалиями, а когда случалось, что и эта условная обувь переходила кому-нибудь из нищих, привычно оставался босиком. Спал всего пару часов, сидя или согнувшись на полу перед иконами. Кроватью не пользовался никогда. Пищу он принимал обычно лишь раз в день в самом ограниченном количестве. При этом бедным он помогал непрестанно, раздавая хлеб, деньги, и с тем же постоянством подбирал в переулках, среди трущоб, беспризорных детей, для которых им был основан приют в честь святителя Тихона Задонского.

В Европе архиепископа Иоанна признавали человеком святой жизни, так что и католические священники обращались к нему с просьбой помолиться за больных.Так, в одной из католических церквей Парижа местный священник пытался вдохновить молодежь следующими словами: «Вы требуете доказательств, вы говорите, что сейчас нет ни чудес, ни святых. Зачем же мне давать вам теоретические доказательства, когда сегодня по улицам Парижа ходит святой Иоанн Босой».

Владыку знали и высоко чтили во всем мире. В Париже диспетчер железнодорожной станции задерживал отправление поезда до прибытия «Русского Архиепископа». Во всех европейских больницах знали об этом Епископе, который мог молиться за умирающего всю ночь. Его звали к одру тяжело больного - будь он католик, протестант, православный или кто другой - потому что, когда он молился Бог был милостив.

На фотографиях владыка Иоанн часто выглядел невзрачно, то есть совершенно по-монашески: сутулая фигурка, беспорядочно распущенные по плечам темные волосы с проседью. При жизни он к тому же прихрамывал и имел дефект речи, затруднявший общение. Но все это не имело ровно никакого значения для тех, кому пришлось опытно удостовериться в том, что в духовном отношении он был явлением совершенно исключительным - подвижником по образу святых первых веков христианства.

В парижском госпитале лежала больная раба Божия Александра и Епископу сказали о ней. Он передал записку, что приедет и преподаст ей Святое Причастие. Лежа в общей палате, где было примерно 40-50 человек, она чувствовала неловкость перед французскими дамами, что ее посетит православный епископ, одетый в невероятно поношенную одежду и к тому же босой. Когда он преподал ей Святые Дары, француженка на ближайшей койке сказала ей: «Какая Вы счастливая, что имеете такого духовника. Моя сестра живет в Версале, и когда ее дети заболевают, она выгоняет их на улицу, по которой обычно ходит Епископ Иоанн, и просит его благословить их. После получения благословения дети немедленно поправляются. Мы зовем его святым».

Дети, несмотря на обычную строгость Владыки, были ему абсолютно преданы. Существует много трогательных историй о том, как блаженный непостижимым образом знал, где может быть больной ребенок и в любое время дня и ночи приходил утешить его и исцелить. Получая откровения от Бога, он многих спасал от надвигающейся беды, а иногда являлся к тем, кому был особенно необходим, хотя физически такое перемещение казалось невозможным.

Блаженный Владыка, святой Русского Зарубежья, и вместе с тем русский святой поминал на богослужениях Московского Патриарха наряду с Первоиерархом Синода Русской Зарубежной Церкви.

Архиепископ Сан-Франциский (США)

В 1962 году его перевели в самый крупный кафедральный приход Русской Зарубежной Церкви, в Сан-Франциско .

Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Сан-Франциско

Однако в Америке владыка Иоанн столкнулся с интригами со стороны некоторых церковных деятелей, способствовавших почти сразу же после его назначения на кафедру возбуждению против него дела по обвинению в финансовых нарушениях при строительстве кафедрального собора в Сан-Франциско. Активно против святителя Иоанна выступал Американский Союз Церквей, состоящий в основном из представителей протестантских деноминаций. Они не скупились и на клевету - они обвиняли святителя в том, что он «ведёт переговоры с Греческой и Сербской Церковью… чтобы перейти в одну из них… и для этой-то цели и стремится завладеть имуществом Скорбященского собора…», а также, что «вл. Иоанн окружил себя людьми с коммунистическим прошлым». На судебном процессе владыка Иоанн был поддержан частью архиереев РПЦЗ, среди которых были владыки Леонтий (Филиппович), Савва (Сарачевич), Нектарий (Концевич), а также архиепископ Аверкий (Таушев). Рассмотрение дела в суде Сан-Франциско закончилось в 1963 году полным оправданием владыки Иоанна.


Святитель Иоанн в своей келье в Сан-Франциско

Очень строго святитель Иоанн относился к нарушениям традиционного православного благочестия. Так, когда он узнал, что часть прихожан накануне воскресной всенощной развлекается на балу по случаю праздника Хэллоуин, то отправился на бал, молча обошёл зал и так же молча вышел. Утром следующего дня он обнародовал указ «О недопустимости участия в развеселениях в канун воскресных и праздничных служб».

В прозорливости владыки обычно убеждались тогда, когда он обнаруживал детальное знание обстоятельств людей, прежде с ним не знакомых, еще до того, как ему был задан вопрос, сам называл имена тех, о ком его собирались попросить помолиться, или без всякого смущения отвечал на обращение к нему в мыслях.

Обращаясь к истории и прозревая будущее, свт. Иоанн говорил, что в смутное время Россия так упала, что все враги ее были уверены, что она поражена смертельно. В России не было царя, власти и войска. В Москве власть была у иностранцев. Люди «измалодушествовали», ослабели и спасения ждали только от иностранцев, перед которыми заискивали. Гибель была неизбежна. В истории нельзя найти такую глубину падения государства и такое скорое, чудесное восстание его, когда духовно и нравственно восстали люди. Такова история России, таков ее путь. Последующие тяжкие страдания русского народа есть следствие измены России самой себе, своему пути, своему призванию. Россия восстанет так же, как она восстала и раньше. Восстанет, когда разгорится вера. Когда люди духовно восстанут, когда снова им будет дорога ясная, твердая вера в правду слов Спасителя: «Ищите прежде Царствия Божия и Правды Его и вся сия приложатся вам». Россия восстанет, когда полюбит Веру и исповедание Православия, когда увидит и полюбит православных праведников и исповедников.

Кончина и почитание

Владыка Иоанн предвидел свою кончину. Он скончался в возрасте 71 года 2 июля/19 июня 1966 года во время молитвы в своей келье во время своего посещения Свято-Николаевского прихода в Сиэтле перед Курско-Коренной чудотворной иконой Божьей Матери. Скорбь переполнила сердца многих людей во всем мире. После кончины Владыки голландский православный священник с сокрушенным сердцем писал: «У меня нет и не будет больше духовного отца, который звонил бы мне в полночь с другого континента и говорил: «Иди теперь спать. То, о чем ты молишься получишь». Четырехдневное бдение венчала погребальная служба. Проводившие службу епископы не могли сдерживать рыданий, слезы струились по щекам, блестели в свете бесчисленных свечей подле гроба. Удивительно, что при этом, храм наполняла тихая радость. Очевидцы отмечали, что казалось, мы присутствовали не на похоронах, а на открытии мощей новообретенного Святого. Тело 6 дней лежало в гробу в жару, при этом никакого запаха не ощущалось и, по свидетельствам очевидцев, рука почившего оставалась мягкой.

Мощи св. Иоанна Шанхайского

Святитель был погребен в усыпальнице под высторенным им собором. Останки свт. Иоанна (Максимовича) не подверглись тлению и находятся открыто. Комиссия по канонизации, осматривавшая мощи владыки Иоанна, нашла что они похожи на мощи Киево-Печерской Лавры и православного Востока.


Усыпальница святителя Иоанна - место первоначального пребывания его мощей. Сюда сразу после кончины владыки стали приходить люди с надеждой на его молитвы, служились панихиды по почившем, на мощи клались записки с просьбами о помощи к святителю

Вскоре и в усыпальнице Владыки стали происходить чудеса исцелений и помощи в житейских делах. Время показало, что святитель Иоанн Чудотворец — скорый помощник всех сущих в бедах, болезнях и скорбных обстояниях.


После прославления святителя Иоанна РПЦЗ его мощи перенесли в собор.
У раки с мощами Святителя и Чудотворца Иоанна Шанхайского

2 июля 1994 года Русская Православная Церковь за границей причислила к лику святых святителя Иоанна (Максимовича) Шанхайского и Сан-Францисского чудотворца. А 24 июня 2008 года святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский прославлен и Архиерейским Собором Русской Православной Церковью.

Память совершается 19 июня (2 июля) — день кончины ; 29 сентября (12 октября) — обретение мощей .

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

При копировании, просьба указывать ссылку на наш сайт
МОЛИТВА
О святителю отче Иоанне, пастырю добрый и тайновидче душ человеческих! Ныне у Престола Божия за нас молишися, якоже и сам посмертне изрекл еси: аще и умрох, но жив есмь. Умоли Всещедраго Бога прощение нам во гресех даровати, да бодренно воспрянем и Богу возопиим о даровании нам духа смирения, страха Божия и благочестия во всяческих путех жизни нашея, яко милостивый сиропитатель и искусный наставник на земли быв, ныне буди нам путеводитель и в смутах церковных Христово вразумление. Услыши стенание смятенных юношей нашего лихолетия, обуреваемых беснованием вселукавым, и призри на уныние изнемогающих пастырей от утеснения тлетворнаго духа мира сего и томящихся в нерадении праздном, и ускори на молитву, слезно вопием ти, о теплый молитвиниче: посети нас, сирых, по всему лицу вселенныя резсеянных и во Отечествии сущих, во тьме страстей блуждающих, но слабою любовию ко свету Христову влекущихся и ждущих твоего отеческаго наставления, да благочестию навыкнем и наследницы Царствия Небеснаго явимся, идеже ты пребываеши со всеми святыми, славяще Господа нашего Иисуса Христа, Емуже честь и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 5
Попечение твое о пастве в странствии ея,/ се прообраз и молитв твоих за весь мир присно возносимых;/ тако веруем, познав любовь твою, святителю и чудотворче Иоанне!/ Весь от Бога освящен священнодействием пречистых тайн,/ ими же присно укрепляем,/ поспешал еси ко страждущим,/ целителю отраднейший./ Поспеши и на помощь нам, всем сердцем чтущим тя.

Фильм из цикла «Старцы». «Архиепископ Иоанн Шанхайский»





error: Контент защищен !!