Шукшин краткое содержание для читательского дневника. Срезал

Василий Шукшин, рассказ «Верую!» – краткое содержание

На Максима Ярикова по воскресеньям накатывается страшная тоска – не хочется жить. Неласковая, грубая жена Люда не понимает и не жалеет его. Однажды в таком состоянии Максим идёт развеяться к соседу, Илье Лапшину, у которого гостит родственник – поп.

Поп, крупный мужчина с огромными руками, потчует Максима спиртом и сам тоже пьёт его большими стопками. За выпивкой он читает сокрушённому Ярикову мудрое поучение о том, что без зла в мире человек не сознавал бы и добра, что без мук не было бы и блаженства. Жизнь, по мнению попа, нужно принимать во всех её проявлениях («Живи, сын мой, плач и приплясывай».) Внешне шутовская речь попа заключает в себе глубокий смысл. Наливая себе и Максиму всё новые стопки, поп под конец предлагает ему помолиться. Оба они встают. Поп начинает плясать вприсядку, распевая частушки с припевом «Верую, верую!» За ним пускается в пляс и Максим. Сценой этого «радения», где соединяются радость с болью, любовь с яростью, отчаяние с вдохновением, – и завершается рассказ Шукшина.

Василий Шукшин

Василий Шукшин, рассказ «Волки» – краткое содержание

Иван Дегтярёв и его нудный и хитрый тесть Наум Кречетов едут из деревни в лес за дровами. По дороге, на горе, они внезапно встречают пять голодных волков. Волки бросаются догонять их. Наум разворачивает коня и с криками «Грабю-ут!» пускается наутёк. Лошадь Ивана чуть мешкает и отстаёт. Волки быстро приближаются к Дегтярёву и его коню. Ивану грозит верная гибель.

Оба топора лежат в санях у тестя. С их помощью можно отбиться от волков, но Наум, не заботясь о зяте, спешит спасать лишь собственную жизнь. Откликнувшись, наконец, на громкие крики Ивана, Кречетов бросает один топор на обочину дороги. Иван выпрыгивает из саней и хватает его. Волки в это время догоняют и раздирают его лошадь, однако человека с топором, насытившись, не трогают.

Уйдя от них пешком, Иван встречает за поворотом тестя, который бросил его на растерзание волкам. В сердцах он хочет отлупить этого предателя, чтобы здесь же, в лесу, сбить с себя ярость и потом никому не рассказывать про случившееся. Однако тесть, нахлёстывая коня, уезжает в деревню. Вернувшись домой, Иван выпивает стакан водки и идёт к Науму разбираться. Тесть, теща и жена уже ждут его с милиционером, который для ивановой же пользы сажает его на ночь в сельскую кутузку, чтобы отпустить наутро, когда он успокоится.

Василий Шукшин, рассказ «Крепкий мужик» – кратко

В колхозе «Гигант» строят новый склад, перевозя туда бочкотару и цемент из старого – церкви семнадцатого века, давно закрытой большевицкими борцами за атеизм. Ретивый колхозный бригадир Коля Шурыгин, крепкий, здоровый любитель выпить, решает сломать освободившуюся церковь, чтобы пустить её кирпичи на свинарник. Шурыгин считает, что так он отличится перед начальством и оставит по себе на селе долгую память.

Когда «крепкий мужик» подгоняет к церкви три трактора, вся деревня сбегается с возмущёнными возгласами. Однако крики земляков лишь возбуждают Шурыгина не уступать. Храм рушится под рык тракторных моторов.

Вечером соседские бабы клянут «дьявола» Шурыгина. Продавщица в сельпо грозит «дать ему гирькой по кумполу». Колю ругает мать. Жена, не приготовив ужина, уходит из дома к соседкам. Недалёкий бригадир уже и сам убеждается: сделанную предками на совесть церковную кладку не разбить для свинарника. Её кирпичам суждено зарастать крапивой. Недовольный Шурыгин, выпив вечером бутылку водки, садится на мотоцикл и, распевая частушку, едет среди ночи в соседнюю деревню – продолжать пьянку с председателем колхоза.

Василий Шукшин, рассказ «Мастер» – краткое содержание

Сёмка Рысь, непревзойдённый сельский мастер-столяр, восхищён красотой старинной церкви в соседней деревне Талица. Эта церковь давно закрыта и разорена коммунистами, но Сёмка мечтает возродить её. Готовый работать собственными руками мастер обращается с планом восстановления храма к священнику в соседний райцентр, а потом и к митрополиту. Но в советских условиях те не могут ему помочь. Враждебные религии коммунисты соглашаются восстанавливать церкви лишь изредка – и исключительно для пропаганды своего псевдолиберализма.

Митрополит советует Сёмке попытать счастья и обратиться с просьбой в облисполком. Мастеру отвечают там, что талицкий храм «как памятник архитектуры ценности не представляет». Расстроенный Сёмка больше ни с кем и никогда не заговаривает про любимую церковь, а проезжая мимо, старается не смотреть в её сторону.

Василий Шукшин, рассказ «Микроскоп» – краткое содержание

Малообразованный столяр Андрей Ерин, имея внутри сильную тягу к науке, мечтает купить себе микроскоп. У Андрея нет свободных денег для этого, но он решается обмануть жену и говорит ей, что случайно потерял снятые с книжки 120 рублей. Геройски выдержав сильный скандал с супругой и даже её побои сковородником, Ерин через несколько дней покупает микроскоп и приносит его домой. Жену он уверяет, что был премирован этим прибором за успехи на работе.

Василий Шукшин «Микроскоп». Видео

Забывший обо всём на свете Андрей проводит у микроскопа всё свободное время, стараясь разглядеть микробов в капельках воды. Его обуревает мечта найти путь к истреблению вредных микроорганизмов, чтобы человек не «протягивал ноги» в 60-70 лет, а жил до 150. Андрей пробует проткнуть микробов иголкой, изничтожить их электротоком. Но оригинальным опытам кладёт внезапный конец визит к нему домой сослуживца, Сергея Куликова, который проговаривается жене Ерина, что никаких премий за трудовые успехи им не давали. Жена догадывается, куда делись 120 «потерянных» рублей, и отвозит микроскоп в комиссионку.

Василий Шукшин, рассказ «Миль пардон, мадам» – краткое содержание

Фантазёр Бронька Пупков, любитель то и дело повторять присказку «Миль пардон, мадам!», больше всего на свете любит рассказывать выдуманную байку о том, как он во время войны проник в бункер самого Адольфа Гитлера, стрелял в него, но, к несчастью, промахнулся. Этой историей Бронька удивляет приезжающих отдохнуть в его деревню горожан, у которых специально вызывается быть провожатым при лесных прогулках.

Свой вымысел Бронька повествует с необыкновенным артистизмом. Во время рассказа он преображается. Глаза его горят, голос срывается. Когда речь доходит до трагического промаха, лицо Броньки покрывается слезами.

Эпизод из фильма по рассказам Василия Шукшина «Странные люди» (1969). Рассказ Броньки Пупкова о покушении на Гитлера. В роли Броньки - народный артист СССР Евгений Лебедев

Односельчане покатываются над ним со смеху. За враньё Броньку несколько раз совестили в сельсовете. Но вдохновенный подъём, искренне переживаемый им во время рассказа о «покушении», так ярок, что он не может удержаться от повторения всё той же выдуманной истории новым слушателям.

Василий Шукшин, рассказ «Письмо» – краткое содержание

Старухе Кандауровой (Кузьмовне) снится «страшный» сон: будто она усердно молится пустому углу без иконы. Проснувшись, она идёт к местной снотолковательнице, бабке Ильичихе. Узнав, что Кузьмовна держит свою икону не на стене, а в шкафу, чтобы её не увидел приезжающий к ней с дочерью партийный зять, Ильичиха делает ей строгий выговор. Слегка поругавшись с Ильичихой, Кандаурова возвращается домой в думах о дочери и её нелюдимом, молчаливом муже.

Вечером она садится писать им письмо. Во время этого занятия в вечерней тишине под звуки далёкой гармошки Кузьмовна вспоминает, как в далёкой молодости Васька Кандауров предложил ей у соседского закоулочка выйти за него замуж. Вся нелёгкая, но и такая неповторимая жизнь проходит у Кузьмовны перед глазами. «Ещё бы разок всё с самого начала», – думает она, слегка всплакнув.

Василий Шукшин, рассказ «Сапожки» – краткое содержание

Шофёр Сергей Духанин во время поездки в город за запчастями замечает в магазине красивые женские сапожки. Они стоят дорого – 65 рублей, но в Сергее внезапно пробуждается желание сделать подарок супруге Клавдии. Он точно не знает, какой у неё размер обуви, но тяга проявить к родному человеку нежность и доброту перехлёстывает всё. Духанин покупает сапожки.

Приехав вечером домой, он показывает подарок жене и дочерям. Пока они с ахами и охами рассматривают его, у Сергея трясутся руки: цена покупки по его зарплате очень велика. Клавдия начинает примерять сапожки – и они оказываются малы ей. Несмотря на такую незадачу, вечер в семье проходит по-особому: поступок Сергея создаёт особую атмосферу теплоты.

Василий Шукшин, рассказ «Сильные идут дальше» – краткое содержание

Живущий в селе у Байкала холостяк Митька Ермаков – типичный для рассказов Шукшина деревенский хохмач и мечтатель – целиком погряз в собственных фантазиях. Он хочет найти средство стать уважаемым, знаменитым и любимым женщинами человеком – например, открыть лекарство от рака.

В один бурный осенний день Митька видит, как толпа городских «очкариков» любуется с берега на бушующий Байкал. Величественный вид шторма наводит горожан на философские размышления, вроде того, что в «житейской буре сильные идут дальше», те, кто дальше отгребётся от берега, выживают дольше других.

Митька слушает интеллигентское «пустословие» с лёгким презрением. Однако среди горожан он замечает красивую женщину и решает показать ей, как воочию выглядят те самые «сильные». Сбросив одежду прямо на осеннем холоде, Митька бросается в ледяную байкальскую воду и красиво плывёт среди высоких волн. Но одна из них накрывает его с головой. При попытке выплыть Митька позорно теряет в воде трусы и начинает тонуть.

Двое «очкариков» прыгают в воду и спасают его. Митьку едва откачивают на берегу искусственным дыханием. Придя в себя и поняв, что лежит без трусов на глазах той самой женщины, он мгновенно вскакивает и убегает. Горожане смеются, а неисправимый Митька начинает теперь мечтать об изобретении машинки для печатания денег и продолжает откалывать всё новые хохмы.

Владимир Высоцкий. Памяти Василия Шукшина

Василий Шукшин, рассказ «Срезал» – кратко

Из деревни Новой вышли два лётчика, один полковник, корреспондент, врач… В Новой гордятся именитыми земляками, но испытывают и некоторую ревность к их заслугам. Во время приездов знатных людей на родину односельчане частенько стараются сбить с них спесь, дать понять, что те, кто остался в деревне, тоже не лыком шиты!

Особым талантом ловко «поддевать» и «срезать» в застольных разговорах видных городских земляков обладает сельчанин Глеб Капустин – любитель читать газеты и смотреть телевизор. Василий Шукшин описывает «учёную» беседу Капустина с приехавшим к матери кандидатом наук Константином Ивановичем. Глеб с успехом противопоставляет городской образованности деревенскую смекалку. Начав разговор с «первичности духа и материи», он потом переводит его на «проблему шаманизма в отдельных районах Сибири» и на способ установить контакт с разумными существами, которые, возможно, есть на Луне. Умелыми вопросами Капустин ставит приезжего кандидата в полный тупик – к большому удовольствию собравшихся послушать «диспут» мужиков. По деревне потом долго ходят рассказы о том, как «дошлый» Глеб «срезал» знатного горожанина. Диалог Капустина и Константина Ивановича в рассказе Шукшина отличается незабываемым остроумием.

Василий Шукшин, рассказ «Хозяин бани и огорода» – краткое содержание

Зарисовка Шукшиным деревенских нравов. Разговор двух мужчин на деревенской завалинке. Один пришёл помыться к другому в баню, потому что ремонтирует свою. Хозяин бани начинает представлять, как жена и соседи будут хоронить его, когда он умрёт. Беседа постепенно переходит на характеры и жизнь односельчан, потом на деньги – и кончается скандалом. Хозяин бани заявляет, что сын собеседника ворует морковку на его огороде. Второй мужчина в ответ обзывает его «куркулём» и отказывается мыться в его бане.

Василий Шукшин «Чередниченко и цирк» – кратко

40-летний советский служащий Чередниченко имеет хорошую зарплату, дом из лиственницы и заочно заканчивает сельхозинститут, что сулит дальнейший карьерный рост. Чередниченко ощущает себя хозяином жизни во всём, кроме одного: у него до сих пор нет жены.

Прибыв отдыхать на южный курорт, он замечает там в цирке смелую акробатку Еву. Чередниченко принимает для храбрости стакан вина и идёт делать ей предложение. Он подробно описывает Еве своё твёрдое материальное положение, заманчивые служебные перспективы, советует акробатке бросить растленную артистическую богему и начать вместе с ним «жизнь морально и физически здоровую». Ева, сначала недоумевая, но потом заулыбавшись, обещает дать ему назавтра ответ в записке, переданной цирковому служителю.

Чередниченко ощущает гордость от того, как лихо он управляется с дамами. Но по возвращении домой его начинают обуревать сомнения. Достойная ли партия Ева? Ведь не исключено, что раньше она прошла со знакомыми циркачами все глубины падения женской нравственности, а он, не разузнав ничего об этом, полетел свататься! Со смешанными чувствами Чередниченко идёт назавтра за запиской Евы – и неожиданно читает там совет «в сорок лет быть умнее». Слегка уязвлённый насмешкой циркачки, но и облегчённый от вчерашних тяжких колебаний, Чередниченко выпивает в ларьке стакан винца и садится насвистывать на скамейке вальс «Амурские волны».

Василий Шукшин, рассказ «Чудик» – кратко

Странноватого, легкомысленного деревенского киномеханика Василия за особый дар постоянно влипать в неприятные истории односельчане и жена зовут Чудиком. Решив съездить из Сибири к брату на Урал, Василий вначале теряет в магазине крупную сумму (50 рублей), потом едва не гибнет в самолётной аварии и пытается послать из аэропорта супруге игривую, любовную телеграмму. Жена брата Чудика, городская буфетчица, не рада приезду деревенского родственника. Чтобы задобрить её, Василий разрисовывает журавликами и петушками детскую коляску в квартире брата. Но брезгливая сноха не понимает «народного творчества» и выгоняет Чудика из дому. Не слишком расстроившись, тот возвращается назад за многие сотни километров и босиком с весёлой песней бежит от автобуса домой.

Василий Шукшин

Василий Шукшин, рассказ «Шире шаг, маэстро» – краткое содержание

Молодой врач Николай Солодовников, недавно распределённый из института в сельскую глубинку, полон юных надежд на будущую творческую работу, быстрый карьерный рост, важные научные открытия. Настроение Солодовникова приподнимает и наступившая весна. Он с лёгкой иронией взирает на то, как его начальник, добродушная главврач Анна Афанасьевна, больше занята не медицинской деятельностью, а добыванием для больницы лекарств, листового железа и батарей отопления. Исполнившись широких планов, Солодовников уверен: его работа в деревне – лишь первая ступень куда более блестящей профессиональной биографии. Всей душой устремляясь к ней, он мысленно подбадривает сам себя: «Шире шаг, маэстро!»

Однако сельская жизнь берёт своё, возвращает от возвышенных мечтаний к повседневной прозе. Шукшин описывает в своём рассказе один рабочий день врача Солодовникова. В этот день ему приходится съездить на лошади в соседнюю деревню за листовым железом, слегка поругаться с одним мужиком из-за охапки сена, поговорить с директором совхоза о трудностях поступления в мединститут, сделать выговор вымогающему на опохмелку кладовщику и сильно уставшим вернуться в больницу. Шукшин показывает, что из этих кажущихся мелкими забот и складывается то трудовое существование, которое придаёт жизни не менее яркий смысл, чем учёные степени, кафедры, профессуры и научный почёт.

Бывают на свете люди, с которыми постоянно что-то случается. Таким в деревне был Чудик. Так называла его жена, когда ласково, когда в сердцах. От своих приключений Чудик страдал. Он то и дело попадал в какие-нибудь мелкие досадные истории. Вот одна история, которая случилась с ним во время поездки к брату, которого лет 12 не видел.

Жил брат на Урале. Собирались с женой долго, до полуночи. Рано утром он уже шагал с чемоданом по селу. Деревенские спрашивали его, куда это он собрался. Чудик с достоинством отвечал, что едет к брату, на Урал, причем все лицо его выражало абсолютное презрение к дальней дороге.

Но до Урала было еще ехать и ехать, а пока он благополучно доехал только до районного центра. Там ему предстояло взять билет и сесть в поезд. Времени еще было достаточно. Чудик решил накупить племянникам подарков - конфет, пряников.

Зашел в продовольственный магазин, встал в очередь. Впереди него стояли двое - мужчина в шляпе и женщина с накрашенными губами. Они разговаривали о бесчувственности нового руководства. Чудик уважал городских, только не всех. Например, хулиганов и продавцов не уважал, потому что побаивался.

Подошла его очередь. Он накупил конфет, пряников, 3 шоколадные плитки, и отошел в сторонку положить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал складывать. Что-то на полу у прилавка валяется... Присмотрелся - бумажка 50-рублевая! Лежит себе, зелененькая такая. Никто ее не видит. Чудика аж затрясло от радости, глаза загорелись. Хотелось как-то повеселее этот вопиющий факт объявить этим, в очереди. "Хорошо живете, граждане!" - сказал он громко и весело. Очередь оглянулась на него. "У нас в деревне такими бумажками, например, не бросаются". Очередь заволновалась. "Ведь не 3 же рубля. За полтинник надо полмесяца работать".

Чудик подумал, что денюжку выронил тот, в шляпе. Решили бумажку положить на видном месте на прилавке. "Сейчас кто-нибудь прибежит", - сказала продавщица.

Из магазина Чудик вышел в приятном расположении духа. Как легко и весело у него получилось! Вдруг его обдало жаром. Точно такую же бумажку получил он в сберкассе и еще 25 рублей. 25 он сейчас разменял, 50 должны лежать в кармане. Сунулся в карман - нет денег! "Моя была бумажка-то, мать твою!"

От горя зазвенело под сердцем. Первым порывом было пойти и сказать, что бумажка его. Но он представил, как все удивятся, подумают, что он выдумал, потому что нет хозяина денег. Не поверят ему, могут и не отдать. Совсем горько стало на душе. "Да почему я такой-то? Что теперь делать?" - горестно подумал Чудик. Надо было возвращаться домой. Хотел он хоть посмотреть на свою зелененькую бумажку. Пошел было к магазину, да вернулся. Нельзя. Сердце может не выдержать.

Всю дорогу до дома в автобусе Чудик ругал себя, набирался смелости. Предстоял неприятный разговор с женой. Дома жена разъяснила в который раз всю ничтожность Чудика, но деньги с книжки сняла.

Чудик ехал в поезде. Неприятный осадок в душе постепенно прошел. Входили и выходили разные люди, мелькали за окном перелески, деревеньки... Рассказывали разные истории. Чудик тоже рассказал интеллигентному товарищу, когда стояли в тамбуре и курили, но его история не нашла в душе соседа отклика. Он отвернулся к окну и больше с Чудиком не разговаривал.

До брата надо было еще лететь самолетом часа 2. Чудик с опаской садился в самолет. Он всего один раз и очень давно летал. Но все было прекрасно. Сосед по креслу читал газету, а Чудику хотелось поговорить. Он сидел и удивлялся: "Неужели газета лучше общения с живым человеком?" А еще хотелось узнать ему одну вещь. Слышал он, что в самолетах кормят. Интересно попробовать их еду. Но что-то не приносили поесть, и Чудик решил, что ее просто зажилили.

Стал смотреть в окно. Он не мог понять: горы облаков внизу - это красиво или нет? Но все восхищались. Он ощутил глупейшее желание упасть в них, как в вату. Больше всего он изумлялся себе: под ним 5 километров, а он не удивляется. Мысленно отметил эти 5 км, чтобы удивиться, и не удивился.

Велели пристегнуть ремни, потому что пошли на посадку. Сосед не пристегнулся. Чудик сказал ему, что велят пристегнуть ремни. "Ничего", - ответил сосед и откинулся на спинку кресла. Потом что-то вспомнил и добавил, что дети - цветы жизни, но садить их надо головками вниз. Чудик удивился, как это. Сосед промолчал.

Наконец, приземлились, но как-то странно. Стало швырять и бросать так, что непристегнутый сосед вылетел из кресла, боднул лысой головой Чудика, потерял вставную челюсть. Стали ее искать. Чудик нашел, взял в руки и протянул соседу. Как тот раскричался! "Зачем Чудик взял челюсть руками?" Интересно, а чем ее надо было брать? Теперь ее необходимо прокипятить, только где? Чудик предложил поехать к его брату и прокипятить. Лысый удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать.

В аэропорту Чудик написал жене телеграмму: "Приземлились ветка сирени упала на грудь милая Груша меня не забудь Васятка". Но телеграфистка отказалась ее посылать и велела переписать. Переписанный вариант ее снова не устроил. Она написала на бланке: "Долетели. Василий". Тьфу! Никакой романтики.

Чудик знал, что у него есть брат и трое племянников. Забыл он как-то о снохе. Не видел никогда, а именно она испортила весь отпуск. Почему-то невзлюбила его с первых минут. Вечером с братом выпили. Вспоминали детство. Потом Чудик запел. Сноха Софья Ивановна выглянула из другой комнаты и зло спросила: "А можно не орать? Вы же не на вокзале, верно?" И хлопнула дверью. Брату стало неловко. Стал оправдывать жену, говорил, что она хорошая, просто там ребятишки спят. Выпили еще. Снова вспомнилась молодость, детство. "Вы прекратите орать? Кому нужно слушать эти ваши разговоры?" - опять зло спросила Софья Ивановна.

Чудик предложил пойти на улицу. Вышли, сели на крыльцо. И тут с братом что-то случилось... Он заплакал, стал колотить кулаком по колену. "Сколько злости в человеке!" Чудик стал уговаривать брата: "Не злые они. Они... психи. И у него такая же". Брат рассуждал: "Ну за что невзлюбила?" Только тут Чудик понял, что сноха его невзлюбила. Попытался понять, за что, и не понял. Брат знал причину - не из начальников он. Жена любит начальников, ответственных работников. Откуда у нее это? Сама же деревенская. И ее мужа родного не любит, просто ненавидит иногда, потому что тоже деревенский, обыкновенный работяга. Зачем тогда замуж за него выходила? Видела же. Сама-то кто? Буфетчица.

Чудик вступился за деревенских. Там даже героев много. Поговорили, посочувствовали друг другу. Чудик сказал, что перекрыл крышу, построил веранду. Пригласил брата приезжать с ребятишками. Разошлись спать.

Утром Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, чем бы порадовать сноху. Увидел детскую коляску и решил коляске праздник устроить - разрисовать ее на радость снохи. Нашел детские краски, кисточки и принялся за работу. Пустил по верху стайку журавликов, внизу цветочки разные, травку-муравку, петушков, цыпляток. Не колясочка получилась - загляденье! Представил, как будет изумлена сноха. Улыбнулся. Он хотел со снохой мира.

Весь день Чудик гулял по городу. Рассматривал витрины, купил племяннику катер. Вернулся домой часов в 6. Поднялся на крыльцо и услышал, что брат ругается с женой. Жена кричала, чтобы его брат убирался к чертовой матери, иначе сама его чемодан выкинет. Дмитрий пытался жену успокоить, урезонивал, но баба закусила удила. Чудик осторожно спустился с крыльца. Что дальше делать, неизвестно... Стало больно на душе. Когда его ненавидили, душа страдала и было страшно. Зачем жить, если его так ненавидят? Всегда хотелось уйти куда-нибудь от ненавидящих его людей. "Да почему же я такой-то есть? Догадаться бы надо, что не поймет она народного творчества. Злая она", - горестно подумал Чудик-романтик. Просидел он в сарайчике дотемна, и сердце все болело.

Потом пришел брат. Он не удивился, увидев Чудика в сарайчике, будто знал, что ему больше некуда податься. Дмитрий неуверенно сказал, что жена опять ругала его. Разошлась из-за коляски. Не надо было коляску раскрашивать. Но Чудик думал, что снохе понравится. Помолчали. Чудик решил уезжать завтра назад в свою деревню. Брат Дмитрий вздохнул и ничего не ответил.

Домой Чудик приехал, когда шел парной дождик. Он снял новые ботинки и босиком, радостно улыбаясь, побежал по лужам.

Шукшин Василий

Приезжий

Василий Шукшин

Приезжий

Против председателя сельсовета, боком к столу, утонув в новеньком необъятном кресле (председатель сам очень удивился, когда к нему завезли эти мягкие, пахучие громадины - три штуки! "Прям как бабы хорошие", - сказал он тогда) сидел не старый еще, седой мужчина в прекрасном светлом костюме, худощавый, чуть хмельной, весело отвечал на вопросы.

Как это? - не мог понять председатель.- Просто - куда глаза глядят?

Да. Взял подробную карту области, ткнул пальцем - Мякишево. Мгм, Мякишево... Попробовал на вкус - ладно. Приезжаю, узнаю: речка Мятла. О господи!.. еще вкуснее. Спрашивается, где же мне отдыхать, как не в Мякишеве, что на речке Мятле?

Ну, а на юг, например? В санаторий...

В санаториях - нездорово,

Вот те раз!..

Вы бывали?

Бывал, мне нравится.

А мне не нравится. Мне нравится, где не подстрижено, не заплевано... Словом, у вас возражений нет, если я отдохну в вашем селе? Паспорт у меня в порядке...

Не нужен мне ваш паспорт. Отдыхайте на здоровье. Вы что, художник? - Председатель кивнул на этюдник.

Так, для себя.

Я понимаю, что не на базар. Для выставки?

Приезжий улыбнулся, и улыбка его вспыхнула ясным золотом вставных зубов.

Для выставки - это уже не для себя.- Ему нравилось отвечать на вопросы. Наверно, он с удовольствием отвечал бы даже на самые глупые.Для себя - это в печь.

Для чего же тогда рисовать?

Для души. Вот я стою перед деревом, положим, рисую, и понимаю: это глупо. Меня это успокаивает, я отдыхаю. То есть я с удовольствием убеждаюсь, что дерево, которое я возымел желание перенести на картон, никогда не будет деревом...

Но есть же - умеют.

Никто не умеет.

"Здорово поддавши, но держится хорошо",- отметил председатель.

Вы не подскажите, у кого бы я мог пока пожить? Пару недель, не больше.

Председатель подумал... И не заметил, что, пока соображал, успел отметить прекрасный костюм художника, золотые зубы, седину его, умение держаться...

Пожить-то? Если, допустим, у Синкиных?.. Дом большой, люди приветливые... Он у нас главным инженером работает на РТСе... Дом-то как раз над рекой, там прямо с террасы рисовать можно.

Прекрасно!

Только, знаете, он насчет этого - не любитель. Выпивает, конечно, по праздникам, а так... это... не любитель.

Да что вы, бог с вами! - воскликнул приезжий.- Это я ведь так с дороги... Не побрит вот еще...- А так я ни-ни! Тоже по праздникам: первое января, Первое мая, седьмое ноября, День шахтера, День железнодорожника...

Ну, это само собой,

Вы тоже в День железнодорожника?

Председатель засмеялся: ему нравился этот странный человек наивный, простодушный и очень не глупый,

У нас свой есть - день борозды. А вы что, железнодорожник?

Да. Знаете, проектирую безмостовую систему железнодорожного сообщения.

Как это - безмостовую?

А так. Вот идет поезд - нормально, по рельсам. Впереди - река. А моста нет. Поезд идет полным ходом...

Председатель пошевелился в кресле:

Что делает поезд? Он пла-авненько поднимается в воздух, перелетает,- приезжий показал рукой,- через реку, снова становится на рельсы и продолжает путь.

Председатель готов посмеяться вместе с приезжим, только ждет, чтобы тот пригласил.

Представляете, какая экономия? - серьезно спрашивает приезжий.

Это как же он, простите, перелетает? - Председатель все готов посмеяться и знает, что сейчас они посмеются.

Воздушная подушка! Паровоз пускает под себя мощную струю отработанного пара, вагоны делают то же самое - каждый под себя,паровоз подает им пар по тормозным шлангам... Весь состав пла-авненько перелетает реченьку...

Председатель засмеялся; приезжий тоже озарил свое продолговатое лицо ясной золотой улыбкой.

Представляете?

Представляю. Этак мы через месяц-другой пла-авненько будем в коммунизме.

Давно бы уж там были! - смеется приезжий.- Но наши бюрократы не утверждают проект.

Действительно, бюрократы. Проект-то простой. Вы как насчет рыбалки? Не любитель?

При случае могу посидеть...

Ну вот, с Синкиным сразу общий язык найдете. Того медом не корми, дай посидеть с удочкой.

Приезжий скоро нашел большой дом Синкина, постучал в ворота,

Да! - откликнулись со двора. - Входите!.. - В голосе женщины (откликнулась женщина) чувствовалось удивление - видно, здесь не принято было стучать.

Игорь... - сказала она тихо, с ужасом.

Вот это да,- тоже тихо сказал приезжий.- Как в кино...- Он пытался улыбаться.

Ты что?.. Как ты нашел?

Я не искал.

Но как же ты нашел?.. Как ты попал сюда?

Случайность...

Игорь, господи!..

Женщина говорила негромко. И смотрела, смотрела, не отрываясь, смотрела на мужчину. Тот тоже смотрел на нее, но на лице у него не было и следа насмешливого, иронического выражения.

Я знала, что ты вернулся... Инга писала...

Ольга жива? - чувствовалось, что этот вопрос дался мужчине нелегко. Он - или боялся худого ответа, или так изождался этого момента и так хотел знать хоть чтонибудь - он побледнел. И женщина, заметив это, поспешила:

Ольга - хорошо, хорошо!.. Она - в аспирантуре. Но, Игорь, она ничего не знает, для нее отец - Синкин... Я ей ничего...

Понимаю. Синкин дома?

Нет, но с минуты на минуту может прийти на обед... Игорь!..

Я уйду, уйду. Ольга красивая?

Ольга?.. Да. У меня еще двое детей. Ольга здесь... на каникулах. Но, Игорь... нужно ли встречаться?

Мужчина прислонился к воротному столбу. Молчал. Женщина ждала. Долго молчали.

Не в этом дело, Игорь...

Я был у вашего председателя, он меня направил сюда... к Синкину. Я так и скажу. Потом скажу, что мне не понравилось здесь. Умоляю... Я же только посмотрю!

Не знаю, Игорь... Она скоро придет. Она на реке. Но, Игорь...

Клянусь тебе!

Поздно все возвращать.

Я не собираюсь возвращать. У меня тоже семья...

Инга писала, что нету.

Господи, прошло столько!.. У меня теперь все есть.

Есть дети?

Нет, детей нету. Валя, ты же знаешь, я смогу выдержать - я ничего не скажу ей. Я ничего не испорчу. Но ты же должна понять, я не могу... не посмотреть хотя бы. Иначе я просто объявлюсь - скажу ей.Голос мужчины окреп, он - из беспомощной позы своей (прислоненный к столбу) - вдруг посмотрел зло и решительно,- Неужели ты этого хочешь?

Хорошо,- сказала женщина.- Хорошо. Я тебе верю, Я тебе всегда верила. Когда ты вернулся?

В пятьдесят четвертом. Валя, я выдержу эту комедию. Дай, если есть в доме, стакан водки.

Ты пьешь?

Нет... Но сил может не хватить. Нет, ты не бойся! - испугался он сам. - Просто так легче. Сил хватит, надо только поддержать. Господи, я счастлив!

Заходи в дом.

Вошли в дом.

А где дети?

В пионерлагере. Они уже в шестом классе. Близнецы, мальчик и девочка.

Близнецы? Славно.

У тебя действительно есть семья?

Нет. То есть была... не получилось.

Ты работаешь на старом месте?

Нет, я теперь фотограф.

Фотограф?!

Художник-фотограф. Не так плохо, как может показаться. Впрочем, не знаю. Не надо об этом. Ты хорошо живешь?

Женщина так посмотрела на мужчину... словно ей неловко было сказать, что она живет хорошо, словно ей надо извиняться за это,

Хорошо, Игорь. Он очень хороший...

Ну, и слава богу! Я рад.

Мне сказали тогда...

Не надо! - велел мужчина,- Неужели ты можешь подумать, что я стану тебя упрекать или обвинять? Не надо об этом, Я рад за тебя, правду говорю.

Он очень хороший, увидишь. Он к Ольге...

Я рад за тебя!!!

Ты пьешь, Игорь,-утвердительно, с сожалением сказала женщина,

Иногда, Ольга по какой специальности?

Филолог. Она, по-моему... не знаю, конечно, но, по-моему, она очень талантлива.

Я рад,- еще сказал мужчина. Но вяло как-то сказал. Он как-то устал вдруг.

Соберись, Игорь.

Все будет в порядке. Не бойся.

Может быть, ты пока побреешься? У тебя есть чем?

Есть, конечно! - Мужчина, вроде опять повеселел.- Это ты верно. Розетка есть?

Мужчина раскрыл чемодан, наладил электробритву и только стал бриться...

Пришел Синкин. Упитанный, радушный, очень подвижный, несколько шумный.

Представились друг другу. Приезжий объяснил, что он зашел к председателю сельсовета, и тот...

И правильно сделал, что послал ко мне! - громко похвалил Синкин.- Вы не рыбак?

При случае и при хорошем клеве.

Случай я вам обеспечу. Хороший клев - не знаю. Мало рыбешки стало, мало. На больших реках - там на загрязнения жалуются, у нас плотины все перепутали...

Шукшин Василий Макарович - известный советский писатель, сценарист, режиссер и актер. Свои литературные произведения писатель строил на противопоставлении сельского и городского образа жизни. Одним из ярких примеров является небольшой рассказ В. М. Шукшина "Волки". Краткое содержание его будет приведено в статье.

Биография Василия Макаровича Шукшина (1929-1974 гг.)

Василий Макарович родился в 1929 году в простой крестьянской семье в Алтайской глубинке. Шукшин-старший был расстрелян в период коллективизации, будущему писателю на тот момент едва исполнилось 5 лет.

В возрасте 17 лет Василий Макарович пошел устраиваться на работу в колхоз. Следующие 8 лет писатель регулярно меняет место и род занятий, проходит путь от слесаря на турбинном и тракторном заводах до учителя русского языка в школе родного села.

В 1954 году, уговорив мать продать единственную корову, на вырученные деньги Шукшин отправляется в Москву и поступает на режиссерское отделение ВГИКа. Через два года Василий Макарович получает свою первую эпизодическую роль в киноленте "Тихий Дон", а еще через 2 года будет опубликован его первый рассказ "Двое на телеге". Знание типажа русского человека и большой жизненный опыт автора можно ощутить, прочитав даже краткое содержание "Волков" Шукшина В. М.

История рассказа "Волки"

Рассказ "Волки" был написан в 1967 году и стал одним из знаковых произведений литературного творчества Василия Макаровича. Краткое содержание "Волки" Шукшина В. М. не может передать юмор и глубину повествования, присущую всем произведениям писателя. Несмотря на краткость, простоту и непритязательность, все произведения Шукшина поучительны и глубоко нравственны.

Василий Макарович возлагал большие надежды на одну из своих первых работ, где он выступил в качестве сценариста. Речь идет об историческом фильме о Распутине. В 1967 году проект, над котором автор работал больше двух лет, был отклонен. Возможно, это событие повлияло на название и общий эмоциональный план рассказа "Волки".

Краткое содержание рассказа "Волки" Шукшина В. М.

Прочтение полного произведения занимает не более 10 минут. Краткое содержание "Волков" Василия Шукшина по объему сопоставимо с оригинальным текстом, но, безусловно, проигрывает в выразительности и образности повествования. Писатель является признанным мастером краткого рассказа.

События произведения происходят в безымянной деревне. Наум, еще нестарый хитроватый мужчина, и его зять Иван - главные действующие лица рассказа. Тесть и зять недолюбливают друг друга, о чем сообщается в первом же абзаце текста. Наум считает Ивана слишком ленивым, зятю же не по душе жизнь в деревне и вечно упрекающий его в лени тесть.

Мужчины договариваются отправиться в лес за дровами, каждый на своей подводе. В пути они встречают стаю волков. Наум сразу же разворачивается и пускает коня в галоп, беспрестанно выкрикивая "Грабю-ут!". Поначалу Ивану смешно, ему кажется глупым и страх тестя, и его неуместное восклицание. Но затем, когда стая во главе с вожаком нагоняет сани, а Иван, никогда ранее не видевший зверя вживую, понимает, что волк - это не дворовая собака, его смех сходит на нет.

С собой у героя нет ничего, кроме бича для лошади и сена в санях. Наум же, даже не думает притормозить и помочь мужу дочери, даже топор согласился передать не сразу, да и тот швырнул на обочину. Иван сходит с саней, а волки догоняют и задирают его лошадь.

Стая не трогает мужчину, но он разозлен и обижен. Иван ругает тестя за трусость, обещает побить за подлость, но догнать Наума не может. Финал рассказа и смешон, и трагичен одновременно. По возвращении в деревню Иван находит жену и Наума в компании милиционера. Тесть обвиняет зятя в дебоширстве и нелюбви к власти, Ивана уводят в "сельскую кутузку" "от греха подальше", хотя милиционер признается, что Наум и ему не нравится.

Нравственность в рассказе "Волки"

Описав две погони - волков за Иваном и уже Ивана за Наумом, писатель очень тонко показал читателю, как просто человеку превратиться в зверя. Месть, злоба и банальная обида не красят его так же, как и мелочность, трусость, подлость и склочность.

Если до гибели лошади все симпатии читателя на стороне ленивого, но простого Ивана, то после его угроз тестю читатель приходит к выводу, что они - Милиционер в финале проявляет больше сочувствия к Ивану, чем тот к собственному тестю.

К старухе Агафье Журавлёвой приехал сын Константин Иванович. С женой и дочкой. Проведать, отдохнуть. Подкатил на такси, и они всей семьёй долго вытаскивали чемоданы из багажника. К вечеру в деревне узнали подробности: сам он - кандидат, жена тоже кандидат, дочь - школьница.

Вечером же у Глеба Капустина на крыльце собрались мужики. Как-то так получилось, что из их деревни много вышло знатных людей - полковник, два лётчика, врач, корреспондент. И так повелось, что, когда знатные приезжали в деревню и в избе набивался вечером народ, приходил Глеб Капустин и срезал знатного гостя. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...

Глеб вышел к мужикам на крыльцо, спросил:

Гости к бабке Агафье приехали?

Кандидаты!

Кандидаты? - удивился Глеб. - Ну пошли проведаем кандидатов.

Получалось, что мужики ведут Глеба, как опытного кулачного бойца.

Кандидат Константин Иванович встретил гостей радостно, захлопотал вокруг стола. Расселись. Разговор пошёл дружнее, стали уж забывать про Глеба Капустина... И тут он попёр на кандидата.

В какой области выявляете себя? Философия?

Можно и так сказать

И как сейчас философия определяет понятие невесомости?

Почему - сейчас?

Но ведь явление открыто недавно. Натурфилософия определит это так, стратегическая философия - совершенно иначе...

Да нет такой философии - стратегической, - заволновался кандидат. - Вы о чем вообще-то?

Да, но есть диалектика природы, - спокойно, при общем внимании продолжал Глеб. - А природу определяет философия. Поэтому я и спрашиваю, нет ли растерянности среди философов?

Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один и почувствовал неловкость. Позвал жену: «Валя, тут у нас какой-то странный разговор!»

Хорошо, - продолжал Глеб, - а как вы относитесь к проблеме шаманизма?

Да нет такой проблемы! - опять сплеча рубанул кандидат.

Теперь засмеялся Глеб.

Ну на нет и суда нет. Проблемы нет, а эти... танцуют, звенят бубенчиками. Да? Но при же-ла-нии их как бы и нет. Верно... Ещё один вопрос: как вы относитесь к тому, что Луна тоже дело рук разума. Что на ней есть разумные существа.

Ну и что? - спросил кандидат.

А где ваши расчёты естественных траекторий? Как вообще ваша космическая наука сюда может быть приложена?

Вы кого спрашиваете?

Интересно, по каким же? - с иронией спросил кандидат и значительно посмотрел на жену. Вот это он сделал зря, потому что значительный взгляд был перехвачен. Глеб взмыл ввысь и оттуда ударил по кандидату:

Приглашаете жену посмеяться. Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать. Кандидатам это тоже бывает полезно...

Послушайте!

Да нет уж, послушали. Имели, так сказать, удовольствие. Поэтому позвольте вам заметить, господин кандидат, что кандидатство - это не костюм, который купил - и раз и навсегда. И даже костюм время от времени надо чистить. А уж кандидатство-то тем более... поддерживать надо.

На кандидата было неловко смотреть, он явно растерялся. Мужики отводили глаза.

Нас, конечно, можно удивить, подкатить к дому на такси, вытащить из багажника пять чемоданов... Но... если приезжаете в этот народ, то подготовленней надо быть. Собранней. Скромнее.

Да в чем же наша нескромность? - не выдержала жена кандидата.

А вот когда одни останетесь, подумайте хорошенько. До свидания. Приятно провести отпуск... среди народа!

Глеб усмехнулся и не торопясь вышел из избы. Он не слышал, как потом мужики, расходясь от кандидата, говорили: «Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то знает?.. Срезал». В голосе мужиков даже как бы жалость к кандидатам, сочувствие. Глеб же Капустин по-прежнему удивлял. Изумлял. Восхищал даже. Хоть любви тут не было. Глеб жесток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил ещё.

Пересказал





error: Контент защищен !!