7 вопрос егэ русский теория. Алгоритмы выполнения заданий егэ по русскому языку

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы имен существительных

  1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначают неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: купе, попурри, бикини .
  2. Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).
  3. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.
  4. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову:Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» - газета (ж.р.).
  5. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них:НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
  6. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я) :
    • односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз - глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
    • двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.
  7. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат, диван-кровать . А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан .

Морфологические нормы имен прилагательных

  1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
  2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)

Морфологические нормы местоимений

  1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их : их сын.
  2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н : к нему, от нее .

Морфологические нормы имен числительных

  1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году .
  2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками .
  3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
    • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней .
    • с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей .
    • с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят .
    • с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток .
    • с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж .
    • с местоимениями: нас двоих, их пятерых .
  4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги . С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона .

Морфологические нормы глаголов

  1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
  2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).
  3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .
  4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул ).

Морфологические нормы причастий

  1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий );
  2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.

Морфологические нормы деепричастий

  1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса–в : разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев .Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши : зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись .
  2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я : думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая .

Морфологические нормы наречий

  1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам .
  2. Образование сравнительной степени наречий: плохо - хуже, красиво - красивее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее .

1. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)Читая текст, возникает такое приятное чувство. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Б) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянется к новаторству
В)Узкая дорожка была покрыта проваливающимсяснегом под ногами
Г) Семён был уволен согласно приказа.
Д) Игрок, который играет в команде «Зенита», получил замечание судьи.
А Б В Г Д

2. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом.
Б) Проблемы экономики и бизнеса были в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы». 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Дима признался, что я сегодня не готов к уроку 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Те, кто согласились с этим решением, об этом пожалели. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д). Подростки редко прислушиваются и выполняют советы старших. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

3. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)Мы любим и гордимся нашими боксёрами. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б)Те, кто отстал, не терял надежды догнать передовой отряд 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В)Благодаря доброты и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Г)Лучшие из русских народных сказок, переведённые на все языки мира, стали добрыми спутниками детей в разных странах 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

4. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)Кто бы ни изучали биографию А.С.Пушкина, все знали о необычайном расцвете его поэтического таланта в осеннюю пору. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б)По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Метеоролог заявил, что я затрудняюсь дать точный прогноз погоды на завтра. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г)В автобиографической трилогии Л.Толстого “Детстве”, “Отрочестве”, “Юности” главным героем стал Николенька Иртеньев. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Зрители телепередачи ожидали и надеялись на встречу с известным поэтом. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

5. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Те, кто бывали летом в лесу, ощущали на себе его благотворное влияние 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В одном из старинных домов, сохранившимися в центре Москвы, бывали знаменитые русские поэты и писатели, композиторы и художники. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В пьесе Н.В. Гоголя “Ревизоре” есть целый ряд персонажей, чьи фамилии стали нарицательными. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Прочитав пьесу, многое для меня осталось непонятным. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Пугачев сказал, что я проучу Швабрина. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

6.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А)Увидев красный сигнал светофора, машина была остановлена.
Б) Автор сказал, что яне согласен с мнением рецензента.
В) На встречу с писателем пришли те, кто любят современный детектив. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г)Страна любила и гордиласьспортсменом. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Мы заинтересовались книгами, привезённых из типографии.
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Нужно верить и ждать чуда. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) По окончанию лекции у студентов всегда есть возможность задать вопросы преподавателю. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Студент утверждал, что я это знаю. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Живущие родственники в Сибири гостили у нас. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Журнал «Работницу» мы выписываем регулярно. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

8.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) Плохая погода препятствует и затягивает уборку урожая. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Прищурив глаза, мама кажется крошечной. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Не каждый может сказать, что моя жизнь счастливая. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г). Благодаря доброту и взаимопонимания родителей в семье всегда царили мир и согласие. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д). Он видит лицо сына, внимательно прислушивающимся к разговору. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

9.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца

А) По приезду в Петербург экскурсанты сразу же отправились в Русский Музей. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Люди не видят и проходят мимо своего будущего. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Осуждая своих современников, М.Ю.Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье». 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) В журнале «Неве» напечатана рецензия. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Питаясь правильно, язва заживает быстро. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

10.Установите соответствие между предложениями и допущенными в них
грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию из второго столбца

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

Ответы:

А Б В Г Д
1 5 2 4 1 3
2 6 3 7 2 4
3 4 2 1 6 7
4 2 1 7 3 4
5 2 6 3 5 7
6 5 7 2 4 6
7 4 1 7 6 3
8 4 5 7 1 6
9 1 4 7 3 5
10 1 4 5 3 6
Задание 7 Грамматические ошибки

Задание №7 на ЕГЭ по русскому языку сформулировано следующим образом:

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами

Типы грамматических ошибок

1.Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Запомните, что предлоги БЛАГОДАРЯ,СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ употребляются только с дательным падежом:

благодаря (кому) другу

вопреки (чему) ожиданию

согласно (чему?) расписанию

    Предлог «ПО» управляет предложным падежом:

по приездЕ в Казань

по истечениИ срока

по прибытиИ домой

    Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    Большинство возражали против подобных изменений в плане работы верно: большинство возражало).

Запомните правила:

1. согласование сказуемого со словами: РЯД,БОЛЬШИНСТВО, МЕНЬШИНСТВО,МНОЖЕСТВО, НЕСКОЛЬКО, ЧАСТЬ.

А).Сказуемое ставится в единственном числе, если при данных словах нет зависимых слов(меньшинство поддержало оратора).

Б).Единственное число и при неодушевлённых подлежащих(ряд школ ввёл в свои программы элективные курсы по праву).

В). Множественное число в остальных случаях:

    Ряд педагогов выступили за дополнительные часы по русскому языку (одушевлённое существительное).

    Часть вырученных средств пойдут на лечение больных детей (если и подлежащем есть причастие или придаточное со словом КОТОРЫЙ).

    Несколько писателей и поэтов присутствовали на вечере (если несколько подлежащих или сказуемых).

    Множество предложений по поводу изменения структуры выступления было предложено коллегами (если между подлежащим и сказуемым есть другие члены предложения).

Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

    Если подлежащее имеет только единственное число, например: молодёжь, крестьянство, народ, студенчество.

    Если подлежащее имеет в своём составе слова МНОГО, МАЛО, НЕМНОГО.

Например: Много лет прошло со дня окончания школы.

    Если перед подлежащим есть частицы ТОЛЬКО, ЛИШЬ.

Например: Лишь небольшая часть читателей предпочитает классику.

    Если подлежащим является местоимение КТО и слова, образованные от него

(никто, кое-кто и д.т.)

Например: Кто встал на путь добра, не может не быть счастливым.

    Если в качестве подлежащего выступают составные числительные, последнее слово в котором - ОДИН + существительное.

Например: Двадцать один человек пришёл на собрание.

3.Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, выраженное именем существительным. Если приложение - название чего-либо, берущееся в кавычки, то такое приложение является несогласованным. Как же верно его употреблять?

    Если перед приложением есть нарицательное существительное, то приложение употребляется в именительном падеже:

Я читаю книгу Л.Н.Толстого « Война и мир» (Им.п.)

Моя мама работает на фабрике « Заря».

Я восхищаюсь « Войной и миром» (Тв.п.)

Она работает на « Заре» (П.п.)

Какая же бывает ошибка в задании № 7?

Пример:

Она работает на фабрике « Заре» (верно: на фабрике « Заря»).

Я читаю книгу Л.Н.Толстого «Войну и мир»(верно: книгу « Война и мир»).

4.Ошибка в построении предложения с однородными членами

    Нельзя употреблять в качестве однородных членов полное и краткое прилагательное:

Она была красивая и счастлива (красива и счастлива ЛИБО красивая и счастливая)

    Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:

В корзине лежали фрукты, яблоки, груши (верно: в корзине лежали фрукты: яблоки, груши).

    Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически

несовместимых:

Отъезжающие шли с сумками и радостными лицами.

    Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:

Настроение было НЕ ТОЛЬКЕО главным для создателя, НО И для читателей

(верно: настроение было главным НЕ ТОЛЬКО для создателя, НО И для читателей).

Он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, А И просто ужасно (верно: он вёл себя НЕ ТОЛЬКО вызывающе, НО И просто ужасно).

    Нельзя употреблять один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:

Народ был повсюду: НА улицах, площадях, скверах (верно: народ был повсюду: НА улицах, площадях, В скверах).

    Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

На конференции речь шла о многих писателях: Тургенев, Толстой, Чехов

(верно: на конференции речь шла о многих писателях: Тургеневе, Толстом, Чехове)

    Неверно, если однородные члены- существительное и инфинитив:

Я люблю чтение, музыку и заниматься спортом (верно: я люблю чтение, музыку и занятия спортом).

5.Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Сначала вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие при основном, выраженном глаголом- сказуемым.

Правильное употребление деепричастного оборота:

    Запомните, что в правильно построенном предложении субъект действия - подлежащее- может одновременно выполнять и основное действие (сказуемое), и добавочное (деепричастие). В таких предложениях деепричастие легко заменить глаголом.

Например:

Готовясь к экзамену, я повторил все правила (я готовлюсь и повторяю)

    Правильным будет и односоставное определённо-личное, так как в нём подлежащее легко можно вставить в предложение.

Например:

Готовясь к экзамену, повторяю правила (я готовлюсь и повторяю).

    Правильными будут и безличные предложения, но помните одно очень важное условие: в предложении должен быть инфинитив и следующие слова: МОЖНО, НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО, СЛЕДУЕТ, ХОЧЕСТЯ, РЕКОМЕНДУЕТСЯ, ТРЕБУЕТСЯ, НЕЛЬЗЯ.

Например:

Готовясь к экзамену, нужно вспомнить правила.

Примеры неправильного употребления деепричастного оборота :

    Поднявшись на гору, стало очень холодно (в безличном предложении нет субъекта, который совершил бы добавочное действие, выраженное деепричастием).

    Подъезжая к станции, с меня слетела шляпа (подлежащее не может выполнить добавочное действие).

6.Нарушения в построении предложения с причастным оборотом

    Нарушение согласования между определяемым словом и причастным оборотом. Необходимо задать вопрос от определяемого слова к причастию, и по его окончанию определить, какое окончание будет у причастия.

Например:

Браконьерам, нарушающИХ закон, грозит серьёзный штраф (браконьерам каким? нарушающИМ).

    Нельзя определяемое слово употреблять внутри причастно оборота. Оно должно стоять либо ДО, либо ПОСЛЕ него.

Например:

Причалившая лодка к берегу вызвала подозрение (верно: лодка, причалившая к берегу).

7.Неправильное построение предложения с косвенной речью

    Прямая речь - это чья-то речь, переданная без изменений. Косвенная речь - это передача чужой речи, её смысла в форме сложноподчинённого предложения. В предложениях с косвенной речью нельзя употреблять местоимения 1 и 2 лица, нужно только 3 лицо.

Примеры.

Неверно:

Некрасов писал, что « я лиру посвятил народу своему» (неправильное употребление 1 лица).

Верно:

Некрасов писал, что ОН «лиру посвятил народу своему»,

Таковы основные типы грамматических ошибок, примеры на которые предложены в демоверсии 2015 года. Конечно, ошибок подобного рода значительно больше. В следующей статье я напомню их вам. Пока учите данные правила, выполняйте побольше тестовых заданий.

Удачи вам!

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус.

Б) Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама.

В) Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

Д) Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном».

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

A Б В Г Д

Пояснение (см. также Правило ниже).

В предложении А (Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский) неверно употреблен деепричастный оборот (ответ под номером 5): нет связи между основным действием, выражаемым сказуемым ЗАЧИСЛИЛИ, и добавочным, выраженном деепричастным оборотом.

В предложении Б (Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама) нарушена связь между подлежащим и сказуемым (ответ под номером 2): при подлежащем ВСЕ сказуемое ПОМНЯТ следует употребить во множественном числе.

В предложении В (Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе) нарушено согласование определяемого слова ОДНОМУ и причастного оборота, в котором причастие должно стоять в форме дательного падежа, как и определяемое слово: ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ, ИЩУЩЕМУ...(ответ под номером 6).

В предложении Г (Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей) неверно употреблена форма существительного ПОВЫШЕНИЕ в дательном падеже с производным предлогом БЛАГОДАРЯ (ответ под номером 1): правильно: БЛАГОДАРЯ ПОВЫШЕНИЮ.

В предложении Д (Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге «Письмах о добром и прекрасном») отмечается нарушение в построении предложения с несогласованным приложением (ответ под номером 3): несогласованное приложение "ПИСЬМА О ДОБРОМ И ПРЕКРАСНОМ" следует употребить в форме именительного падежа, так как в предложении есть определяемое слово КНИГЕ.

Ответ: 52613

Источник: Де­мон­стра­ци­он­ная версия ЕГЭ-2015 по рус­ско­му языку.

Актуальность: До 2015 года

Сложность: высокая

Раздел кодификатора: Синтаксические нормы согласования и управления

Правило: Задание 8. Синтаксические нормы.

Задание 8 от­но­сит­ся к за­да­ни­ям вы­со­ко­го уров­ня сложности.

В пра­вой ко­лон­ке да­ют­ся 5 типов грам­ма­ти­че­ских ошибок, в левой- пять предложений, со­дер­жа­щие эти ошибки, и 4 - не со­дер­жа­щие ошибок. За каж­дое верно най­ден­ное со­от­вет­ствие даётся 1 балл. Таким образом, за это задание можно получить от 0 до 5 баллов.

Что же такое грам­ма­ти­че­ская ошибка?

Грамматические ошиб­ки де­лят­ся на морфологические, сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные и синтаксические. Следовательно, в за­да­ни­ях не может быть ошибок−орфограмм и пунктограмм .

Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­но слово - это ошиб­ка сло­во­об­ра­зо­ва­ния (надсмехаться, под­черк и т. п.). И это про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 6. Если не­пра­виль­но об­ра­зо­ва­на форма слова - это ошиб­ка мор­фо­ло­ги­че­ская (директоры, более вы­со­чай­ший и так далее). И это тоже про­ве­ря­ет­ся в за­да­нии 6.

И толь­ко ошиб­ки синтаксические про­ве­ря­ют­ся в за­да­нии 7. Синтаксические-значит ошиб­ки при по­стро­е­нии сло­во­со­че­та­ния и предложения, ведь имен­но эти еди­ни­цы языка изу­ча­ет­ся в синтаксисе.

В 2015-2016 учеб­ном году уча­щи­е­ся долж­ны уметь видеть-определять 10 типов ошибок. При этом в каж­дом от­дель­ном за­да­нии может быть ком­би­на­ции 5 раз­лич­ных типов. Вот спи­сок про­ве­ря­е­мых типов син­так­си­че­ских ошибок:

1) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным оборотом

2) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го предложения

3) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с не­со­гла­со­ван­ным приложением

4) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и сказуемым

5) на­ру­ше­ние ви­до­вре­мен­ной соотнесённости гла­голь­ных форм

6) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным оборотом

7) ошиб­ка в по­стро­е­нии слож­но­го с кос­вен­ной речью

8) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии па­деж­ной формы су­ще­стви­тель­но­го

9) ошиб­ка в упо­треб­ле­нии чис­ли­тель­но­го

10) ошиб­ка при упо­треб­ле­нии од­но­род­ных чле­нов

ОБЩИЕ РЕ­КО­МЕН­ДА­ЦИИ ПО ВЫ­ПОЛ­НЕ­НИЮ ЗАДАНИЯ

1. Если в пред­ло­же­нии есть причастие/деепричастие/слово в ка­выч­ках и так далее, то это не обо­зна­ча­ет автоматически, что ошиб­ка найдена. Будет имен­но так: в одном пред­ло­же­нии могут быть и деепричастие, и од­но­род­ные члены, и кос­вен­ная речь. И это ТРУД­НОЕ пред­ло­же­ние может быть со­вер­шен­но правильным. А может - в нём будет ошибка. По­это­му уга­дать не получится...

2. Не спе­ши­те про­хо­дить за­да­ние 8 в ре­жи­ме тестирования. От­кры­вай­те за­да­ния с пояснением. В по­яс­не­нии будет при­ве­ден кон­крет­ный ана­лиз имен­но ДАН­НО­ГО в за­да­нии примера. Если есть необходимость, от­крой­те ссыл­ку ПРАВИЛО, ссыл­ка на него будет при­креп­ле­на к каж­до­му из пяти типов.

3. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что под типом, например, нарушение в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным оборотом скры­ва­ют­ся целых ШЕСТЬ раз­ных ошибок, так или иначе име­ю­щих от­но­ше­ние к при­част­но­му обороту. Имен­но по­это­му будет указано: См. пункт 7.1.2 или 7.4.3. Это будет имен­но та часть правила, что нужна для объяснений. Например, о том, что представляет собой ошибка в употреблении залога в причастном обороте, будет написано в «Справочнике», в пункте 7.1.3. Наведите на ссыл­ку правило и прочитайте нужный абзац.

4. Выучите правило на один тип, а только потом переходите к другому.

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Каждый, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
Б) О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучих половицах».
В) Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.
Г) Погасив свет, комната погрузилась во мрак.
Д) Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Разберём ошибки.

А) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. Корректно: КАЖДЫЙ, кто читал повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», СОЧУВСТВУЕТ главным героям (в единственном числе должно быть сказуемое, так как подлежащее в единственном числе).

Б) В предложении с несогласованным приложением приложение употребляется в именительном падеже, если стоит с определяемым словом. Корректно: О творчестве великого композитора П. И. Чайковского повествуется в рассказе К. Г. Паустовского «Скрипучие половицы».

В) Неверно построено предложение с причастным оборотом. Корректно: Присланные на конкурс иллюстрации к рассказам всем очень понравились.

Г) Нарушена связь между деепричастным оборотом и глаголом-сказуемым (по смыслу подразумевается, что комната сама погасила свет и потом погрузилась во тьму).

Д) С производным предлогом БЛАГОДАРЯ существительное должно стоять в дательном падеже, а не в родительном, как в данном предложении. Корректно: Благодаря состоявшемуся разговору с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.

Ответ: 23651.

Ответ: 23651

Актуальность: До 2015 года

Сложность: высокая

Deni Palankoev (с.п. Троицкое) 26.10.2015 06:55

В задание 7 N8185, в предложении А сделана ошибка, оно правильно. Каждый, кто... ... ..., СОЧУВСТВУЮТ... а там должна быть ошибка, сочувствует...

Татьяна Юдина

Ошибки нет. Каждый(ед. число)....сочувствует (ед. число) должно быть. И такой тип будет почти в каждом задании.

Наталья Сержантова (Москва) 08.11.2015 20:08

Структура задания №7 по русскому изменена. Теперь (2016 год) нужно не к предложению подобрать ошибку, а наоборот к ошибке предложение. Виды ошибок также изменились.Это можно увидеть в официальной демоверсии по русскому языку (2016 года),опубликованной на сайте ФИПИ.

Установите соответствие между предложениями и допущенными и них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) М. Ю. Лермонтов пишет о своём поколении, что «и ненавидим мы, и любим мы случайно». 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) Те, кто не изучил самого себя, никогда не достигнет глубокого понимания людей. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) В журнале «Юности» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Студентами усваиваются знания, внимательно слушая лекции. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённые творчеству Н. В. Гоголя. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Разберём ошибки.

А) Неправильно построено предложение с косвенной речью. Неуместно используется прямая речь в сложноподчинённом предложении.

Б) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым. Корректно: Те, кто не изучил самого себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей (ТЕ ДОСТИГНУТ - во множественном числе).

В) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В предложении с несогласованным приложением приложение употребляется в именительном падеже, если стоит с определяемым словом. Корректно: В журнале «Юность» была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

Г) Неправильно построено предложение с деепричастным оборотом. Корректно: Студенты усваивают знания, внимательно слушая лекции.

Д) Ошибка в построении предложения с причастным оборотом. Корректно: В. Г. Белинский написал около 20 статей и рецензий, специально посвящённыХ творчеству Н. В. Гоголя (необходимо согласование причастия с определяемым словом в родительном падеже).

Ответ: 72356.

Ответ: 72356

Актуальность: До 2015 года

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Лингвистика не теряет не только своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками. 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) В справочном издании «Словаре русского искусства» есть прекрасные репродукции икон. 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) Часть слушателей подготовительных курсов посещает кинолекторий, заинтересованных в получении знаний. 3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) Нарушая правила поведения, друзьям будет стыдно за тебя. 4) ошибка в построении предложения с однородными членами
Д) Все, кто изучал творчество М. Ю. Лермонтова, знает много его стихотворений. 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А Б В Г Д

Пояснение.

Разберём ошибки.

А) Допущена ошибка в построении предложения с однородными членами. Корректно: Лингвистика не только не теряет своеобразия своих методов, но и щедро делится ими со смежными науками.

Б) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением. В предложении с несогласованным приложением приложение употребляется в именительном падеже, если стоит с определяемым словом. Корректно: В справочном издании «Словарь русского искусства» есть прекрасные репродукции икон.

В) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом. Корректно: Часть заинтересованных в получении знаний слушателей подготовительных курсов посещает кинолекторий.

Г) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Корректно: Все, кто изучал творчество М. Ю. Лермонтова, знаЮт много его стихотворений (во множественном числе должно быть сказуемое, так как подлежащее во множественном числе).

Ответ: 43652.

Ответ: 43652

Тесты для тренировки. Образец задания 7.

Тест 1


А

Тест 2


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ 1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 3) неправильное употребление падежной формы в несогласованном приложении 4) ошибка в построении предложения с однородными членами 5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 7) неправильное построение предложения с косвенной речью А

Тест 3

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А

Тест 4

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца .


ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Впервые начав работать в жюри кинофестиваля, это помогло мне по-новому взглянуть на нашу профессию. Б) Сажать и ухаживать за цветами в саду отнюдь не просто. В) Все, кто хотя бы раз смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя», легко узнаёт цитаты из него.
Г) Из командировки вернулся отец, по которому мы все обрадовались.
Д) Благодаря упорного труда участников многолетних экспедиций в Новгороде было найдено и описано большое количество древних берестяных грамот.
А

Тест 5

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А

Тест 6

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А

Тест 7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца .


ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Согласно статьи 5 Федерального закона «О свободе совести...» каждый гражданин имеет право на получение религиозного образования по своему выбору. Б) Согласно указу Петра I все те, кто сбрасывали мусор в Неву, подвергались наказанию. В) Все ждали выступления ректора, объявляющего имена победителей конкурса.
Г) Используя синонимы, наша речь становится ярче и выразительнее.
Д) В статье приведены новые данные, которые, кажется, что где-то частично уже были опубликованы.
А

Тест 8

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Мать долго не могли успокоиться и вспоминали с дочерью то, что произошло накануне. Б) Короленко вернулся из-за границы уже смертельно больной и вскоре по приезду в Куоккалу умер. В) Разбирая стихотворение, у нас завязался спор.
Г) Гость программы, позвонивший нам первым и который ответит правильно на этот вопрос, получит в подарок приглашение на игру КВН на два лица.
Д) Самые удобные клиенты те, кто полностью полагаются на вкус продавца и покупают всё без разбора.
А

Тест 9

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А

Тест 10

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


А



error: Контент защищен !!