Домашнее образование как альтернатива общеобразовательной школе. Семейное обучение как альтернатива школе

На одном из школьных зданий висит табличка «настоящая жизнь начинается в школе». Звучит утверждающе. Однако позволю себе не согласиться, сославшись на домашнее образование как альтернативу общеобразовательной школе. Так что же на самом деле лучше: частное обучение или обычная школа?

Домашнее образование в России как альтернатива школе

В нашей стране культ школьного образования. Педагоги утверждают: «Школа — это твой дом!» Они говорят, что для того, чтобы много добиться в жизни, нужно хорошо учиться. И обязательно посещать обычную школу.

Не секрет, что качество школьного образования на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Основная причина — смена преподавательского состава, низкий уровень квалификации молодых педагогов. Да и отношение многих педагогов к своим должностным обязанностям оставляет желать лучшего.

В современной школе дают лишь шаблон, лишь теоретические знания, а вот практических навыков выживания в современном мире ребенок в достаточном количестве не получает. Единственный практический опыт — это навык общения в коллективе и привычка находиться в постоянном нервном напряжении.

Это понимают и многие родители. Они хотят дать своим детям максимум опыта и важных знаний. И, если семейный достаток позволяет, они задумываются о домашнем образовании.

В европейских странах совсем другой подход к обучению. Например, в Германии приоритетным считается развитие способностей ребенка, пробы профессий и правильная профориентация , хотя само обучение нельзя назвать углубленным. Учеников учат думать, рассуждать, высказывать свое мнение, делать выводы. Большое внимание уделяется состоянию здоровья детей, их физическому развитию и интересам.

Частное образование в России, состоящее, преимущественно,

из большого количества кружков и секций, может стать аналогом европейского образования и делать приоритет на развитие ребенка. У частной школы в России другая миссия, отличная от обычной школы, формирующая полноценную, уверенную в себе личность.

Особенности частного дошкольного образования в России

А вот по поводу домашних и оптимизма меньше. Их открывают с целью получения прибыли, поэтому все затраты оптимизируют до минимальных, платят персоналу копеечную зарплату. Ожидать особого отношения к вашему ребенку в частном детском саду не стоит. Если это не очень дорогой частный детский сад. А вот государственные детские сады на сегодняшний день получают неплохое финансирование и снабжены всем необходимым. К тому же, родители регулярно сдают деньги на игрушки и канцтовары.

Учебный год только начался, а ребенок уже устал от школы? Это совсем не означает, что он не хочет учиться. Возможно, ему просто нужно учиться как-то иначе.


Подавляющее большинство детей могут заниматься в любой системе, но к общеобразовательной школе много претензий, и не только в нашей стране. Не зря миллионы просмотров на канале Ted.com набрал ролик, в котором Кен Робинсон, британский эксперт по образованию, харизматично рассказывает о том, как школы убивают в детях креативность. Можно попробовать организовать своему ребенку другую жизнь. Но у каждой альтернативной образовательной системы есть как плюсы, так и минусы, которые нужно учитывать. Об этом рассказывают педагоги и выпускники «особых школ».

Интернат для умных

Яков Литвин, выпускник школы «Интеллектуал», аспирант МФТИ:

Отличия от СОШ . На эмблеме школы - белая ворона: здесь таких учеников полно, и быть «не таким как все» ничуть не зазорно. Многие живут тут всю рабочую неделю, и в школе сложилась своя особая атмосфера: походы, экскурсии, театральные постановки… В основном все учатся много и со вкусом. Школьники сами выбирают, какие предметы изучать на базовом уровне, какие - на продвинутом. Есть множество кружков и спецкурсов (лично я ходил на латынь и геологию). Каждый ученик 8 и 10 класса должен в конце года представить собственный проект, как правило, небольшую исследовательскую работу. Отстаивать свое мнение и дискутировать с преподавателями не возбраняется. Если в обычной школе шибко умному ребенку часто не с кем пообщаться, то тут тебя и выслушают, и на вопросы ответят, и умных, с кем можно поговорить, много.

Кому подходит такой формат . Тем, кто хочет и готов много и со вкусом учиться. Тому, кто учиться не хочет, будет трудно и скучно.

После выпуска . Выпускаться из «И» очень неприятно: внутри хорошо, в большом мире не так уютно, не так осмысленно. В среднем интеллектуальцы, наверное, менее приспособлены к обществу на момент поступления в вуз.

Мнение эксперта . Подобная программа создает все условия для развития интеллектуальных и исследовательских способностей детей. Однако развитие эмоциональных и коммуникативных навыков может задерживаться. Кроме того, излишний акцент на интеллектуальных достижениях может создавать в будущем проблемы, связанные и с оценкой самого себя, и окружающих.

Домашнее обучение

Галина Мисютина, директор Центра интенсивных технологий образования:

Современное домашнее обучение не означает, что домой постоянной приходят репетиторы. Есть масса дистанционных курсов (индивидуальных и групповых), электронные учебники, рабочие тетради и журналы. Большинство экзаменов также можно сдать не выходя из дома: нужны только компьютер и доступ в Интернет.

Отличия от СОШ . С домашним обучением устойчиво связывают образ ребенка, которого родители заперли в квартире и сами всему его учат. На самом деле, это творческий, интересный проект. У нас нет конфронтации с обычными школами. Да и родители не становятся учителями. Главное - они участвуют в обучении, ставят задачи и находят варианты решения. Основное преимущество домашнего обучения — гибкость и учет особенностей конкретного ребенка. Дети живут здоровой активной жизнью и освобождены от того негатива, который есть сейчас в школах.

Кому подходит такой формат . Детям и родителям, которые знают, чего хотят. Не подходит родителям, которым школа нужна в качестве «камеры хранения» ребенка и которые не готовы вкладывать в его обучение силы и время.

После выпуска . Домашние дети более активны, коммуникабельны, так как им не приходится по многу часов сидеть в классе и молчать. Они умеют вести диалог, отстаивают свое мнение, их нелегко заставить что-то делать без необходимой аргументации. В определенном смысле они неудобны для манипулирования.

Мнение эксперта . Домашнее обучение предоставляет максимальные возможности «подогнать» учебный процесс под способности и интересы ребенка. Правда, есть большой риск, что вместо интересов ребенка (еще толком не сформированных) все будут определять интересы и притязания родителей. Таким Собственная активность может оказаться задушенной на корню (гиперопека), что приведет к задержке личностного развития. При таком варианте обучения также высока вероятность воспитания по типу безнадзорности (гипоопека). Лучше опосредовать прямое родительское влияние на ребенка через другого надежного человека - профессионального воспитателя, гувернера и т. п.

Школы Монтессори

Игорь Чухонцев, педагог научно-образовательного комплекса «Академия Развития», Любовь Чухонцева, директор научно-образовательного комплекса «Академия Развития»:

В основе методики Монтессори - индивидуальный подход педагога к каждому ребенку. Ученик сам выбирает дидактический материал и продолжительность занятий и развивается в собственном ритме и направлении. Родитель и учитель помогают ему расти так, как он сам того хочет, и не навязывают свою точку зрения. Систему разработала в первой половине ХХ века врач и педагог Мария Монтессори.

Отличия от СОШ . Все Монтессори школы очень разные, нет единой методики, определяющей, как и чему учить детей. Но в каждой заложены предпосылки для активного развития личности. Дети, например, занимаются в разновозрастных группах, это помогает им попробовать себя в разных социальных ролях. Каждый ребенок принимает ответственность за свои поступки, что ускоряет развитие воли. Материал для обучения (обязательно наглядный!) всегда в свободном доступе. Ученик может проявить инициативу, спланировать свою работу самостоятельно и выполнить ее в своем темпе. Но пока работа не будет сделана в полном объеме, пока не будут проработаны все ошибки, ее не примут. Кстати, здесь особое отношение к ошибкам. Они всегда воспринимают их как хороший повод узнать о чем-то больше. Дети растут более свободными и не слишком зависят от мнения окружающих.

Кому подходит такой формат . Любой ребенок может учиться почти в любой школе. Вопрос в том, что родитель ищет для своего ребенка, и готов ли он принять, что его ребенок - другая личность с правом на ошибки и свое мнение.

После выпуска . Большинство школ Монтессори в России имеют только начальные классы. Но если ребенок научился общаться, то он сможет наладить отношения и в другом месте. Если занимался и прикладывал усилия, то и дальше проблем не возникает: обучение в Монтессори школах идет с некоторым опережением.

Мнение эксперта : Т ребовать сразу от ребенка «воли и ответственности» невозможно. Это поначалу приходит от воспитателя, а они очень разные (и школы, соответственно, тоже). Таким образом, харизма педагога играет определяющую роль в успехе обучения. Прекрасный педагог формирует учеников по образу и подобию своему, если он не таков, то

Вальдорфская школа

Ксения Цветкова, выпускница одной из вальдорфских школ, аспирантка Сколковского института науки и технологий:

Отличия от СОШ . Вальдорфская педагогика - это индивидуальный подход к каждому ребенку, обучение в собственном темпе, неприятие учебы ради оценок, преподавание языков с первого-второго класса методом погружения в языковую среду с практикой в Германии в старшей школе, всестороннее развитие: серьезные занятия живописью и графикой, музыкой, качественные театральные постановки. Поощряется самовыражение, в том числе через внешний вид. Вальдорфского ученика чаще всего видно в толпе. Отдельных слов заслуживает оформление вальдорфских помещений. Здания школ строятся по принципам органической архитектуры, внутреннее оформление включает в себя массу натуральных материалов и идеально сочетающиеся оттенки пастельных цветов. Всего этого мне серьезно не хватало в районной школе, где пришлось некоторое время учиться. В вальдорфских школах классный учитель должен вести у своего класса большинство предметов как минимум до 6-го, а лучше до 8-го года обучения. Это дает ему практически неограниченную единоличную власть над детским коллективом со всеми возможными последствиями.

Вальдорфская педагогика основывается на учении Рудольфа Штайнера — антропософии. В вальдорфских школах принципиально нет специализации, а обучение происходит без выставления отметок и учебников. Учебный материал излагается большими учебными периодами, «эпохами» длительностью 3-4 недели. Первая школа, основанная на этих принципах, открылась в 1919 году.

Кому подходит такой формат . В вальдорфские школы детей приводят люди, которым «не все равно». Они готовы идти против традиций в образовании и непонимания общества. С каждым годом разрыв между вальдорфом и окружающим миром немного увеличивается, однако это воспринимается в позитивном ключе, как знак отличия, свидетельство осознанного подхода к жизни.

После выпуска . Мой жизненный опыт в целом богаче опыта среднего ученика районной школы. Я ездила на языковые практики и еще ребенком прочувствовала европейскую жизнь. Умею валять из шерсти, играть на флейте, рисовать акварелью по мокрому и в технике «лессировка», доить корову, ковать по меди, чувствую себя комфортно в роли туриста-походника. Все это благодаря школе.

Вальдорфская педагогика — это набор идей, которые не всегда согласуются с современным состоянием науки, особенно если мы говорим о биологии и химии. Поэтому большинство выпускников поступает в вузы на гуманитарные и творческие специальности.

Мнение эксперта . Разрыв между вальдорфом и окружающим миром не вдохновляет. И, конечно, надо понимать, что выбирая такую школу, вы изначально выбираете весьма своеобразный вариант религиозно-мистического мировоззрения для своего ребенка.

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных ЧОУ «Первая народная школа» (далее – Оператор).

1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта

2. Основные понятия, используемые в Политике

1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу ;

4. Информационная система персональных данных - совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

5. Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта ;

10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

1. Фамилия, имя, отчество;

2. Электронный адрес;

3. Номера телефонов;

4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

4. Цели обработки персональных данных

1. Цель обработки персональных данных Пользователя - информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте.

2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты [email protected] с пометкой «Отказ от уведомлениях о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте . Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора [email protected] с пометкой «Актуализация персональных данных».

4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных

1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

8. Заключительные положения

1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты [email protected].

2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

Когда-то мне попалась на глаза одна цитата, и в ней я нашла все то, что чувствовала о школе – и поняла, что об этом нужно говорить. Чтобы и другие, которые живут так, как принято, могли задуматься. Остановиться. Вдохновиться.

«И сотворили школу так, как велел им дьявол. Ребёнок любит природу, поэтому его замкнули в четырёх стенах. Ребёнку нравится сознавать, что его работа имеет какой-то смысл, поэтому всё устроили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы. Он не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности. Он любит работать руками, а его стали обучать теориям и идеям. Он любит говорить - ему приказали молчать. Он стремится понять - ему велели учить наизусть. Он хотел бы сам искать знания - ему они даются в готовом виде…

И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились.»

Адольф Ферьер (начало XX века, Швейцария)

Я все время задаю себе один вопрос. Бог дал мне ребенка. Для того, чтобы я занималась его светским образованием и учила его, как заработать деньги? Для того, чтобы я сдавала его как в камеру хранения куда-то и продолжала делать свои супер-важные дела? Для того, чтобы я гордилась его пятерками по химии? Для того, чтобы он мне в старости стакан воды принес? Или чтобы им посуду мыть и в комнате убрать?

Или же ребенок дан мне для того, чтобы сперва я сама нашла ответы на свои внутренние вопросы, а потом рассказала ему? Чтобы я помогла ему взрастить в себе лучшие качества характера? В Шримад-Бхагаватам вообще говорится, что пока человек не уверен, что сможет избавить душу ребенка, приходящую к нему, от круговорота рождения и смерти, он не должен становиться родителем. Раньше вообще вот так серьезно вопрос ставился.

Поэтому для меня ценен каждый миг нашей жизни с детьми. То место, где они проводят больше времени, влияет на них сильнее всего. Люди, с которыми они общаются больше и глубже, определяют их ценности и путь. И я не хочу рисковать и засовывать детей в генератор случайных чисел под названием «школа». Это же не казино, чтобы смотреть, выиграла ты или проиграла, получилось или нет, оправдан ли риск. Ставки слишком высоки, чтобы ими так разбрасываться. Для меня души детей важнее, чем система и правильность.

Когда-то я думала, что только у нас так, что где-нибудь школы лучше. Я ошибалась. Принцип везде один. И почти в каждой стране система школ устаревшая, полезного в них дается не так много, зато где-то психике ребенка наносится хотя бы меньший вред. Но все же есть единичные школы, которые вдохновляют. Школы, которые могли бы быть полезными. Школы, в которые я могла бы отдать своих детей, если бы такие были рядом.

Какие школы были бы полезны?

  • Школы с настоящими учителями.

Такими, как Шалва Амонашвили. Любящими детей всем сердцем, любящими свое дело. Счастливыми и гармоничными личностями, у которых есть чему учиться. Но много ли таких учителей?

  • Школы с раздельным обучение мальчиков и девочек.

Так всегда было раньше. И лишь сейчас, потому что это выгоднее, потоки объединили. Хотя учить их нужно разному и по-разному. Да и при наличии в классе человека другого пола учиться сложнее. Именно учиться. Да и сохранять целомудрие, и ясность ума – тоже.

  • Домашние школы.

Где несколько детей обучаются вместе, с любовью и пониманием их особенностей и различий. Такие школы сейчас зарождаются. В них много любви, но к сожалению, слишком много и особенностей.

  • Духовные школы.
    Как это было еще несколько сотен лет назад – школы при монастырях, храмах, гурукулы. Этого знания и опыта сейчас мало. А нужно оно всем и ежедневно. Существуют воскресные школы, и это уже хорошее дополнение к обычному образованию. Но этого недостаточно – слишком редко и мало в сравнении с остальным. Скажу честно, в хорошую гурукулу я бы с удовольствием мальчиков водила – хотя бы год-два-три.
  • Школы мастерства.
    Музыкальные, художественные, танцевальные. Не в сегодняшнем их виде, конечно. Где дети собирали бы не по возрасту и району, а по интересам. Где им было бы радостно делать что-то вместе, делиться, обмениваться.
  • Школы будущих и матерей.
    Вот этого очень не хватает. Но такая школа и не может быть массовой, в большей степени такая школа должна существовать в каждом доме, где есть маленькая девочка. Но увы – маме же некогда заниматься ерундой, а дочь должна получить «нормальное» образование.
  • Школы настоящих мужчин.
    Место, где мальчики получили бы нужную физическую подготовку, знания, необходимые для жизни, и смогли бы развить нужные качества. Где же такие школы? Их практически нет.

Но есть и другая альтернатива школам. Домашнее, семейное обучение или анскулинг – жизнь без школы – новое, достаточно модное течение. Его можно организовать по-разному. У него есть плюсы и минусы. Давайте расскажу, как я это вижу.

Как можно организовать домашнее обучение?

  • Учителя, приходящие из школы каждый день

Есть такая возможность; я знаю, что многие ей пользуются. Такое бывает и бесплатно, если у ребенка есть проблемы со здоровьем. Но уверена, что можно с теми учителями, которые вам нравятся, договориться лично.

  • Репетиторы по разным предметам

Можно по каждому предмету пригласить по учителю – выйдет в кругленькую сумму. Да и я не вижу в этом необходимости. Мне кажется, репетиторы нужны именно по самым любимым предметам, которые ребенку наиболее интересны.

  • Подготовка в течение месяца к экзаменам

Многие родители говорили о том, что годовую школьную программу ребенок в среднем может освоить за месяц-два интенсивных занятий. И в конце года сдает нужные экзамены. Когда все остальное время он делает то, что хочет, а потом – занимается с педагогом, например. Это будет дешевле, чем приглашать педагога каждый день, не так растянуто по времени, и остаётся возможность развиваться в других местах.

  • Сдать сразу экзамены за много лет

Немногие знают, но в нашей стране вы можете прийти в школу и сдать экзамен за любой класс. То есть если вы никогда никуда не были прикреплены, но придете и сдадите сразу все нужные ЕГЭ, то вам выдадут аттестат. То есть можно не сдавать каждый год одно и то же под разным соусом, а сделать это лишь однажды. Хотя это требует больше осознанности от родителей.

  • Самостоятельно учить

Я знаю мам, которые сами берут учебники и проходят их с детьми шаг за шагом. Подойдет не всем, ведь даже уроки с детьми сделать – это испытание. А учить от и до – это же сколько терпения нужно!

  • Интернет-сайты для школьников

Я слышала уже несколько раз, что есть школы, в которых уже организовано обучение через интернет. Там у ребенка и задания, и планы, и экзамены. В зарубежных школах так уже много где, вот и в России встречается. А кроме того много сайтов для школьников, где они могут решать примеры, делать задания, получать практику и теорию нужных предметов. Тут, конечно, нужно очень аккуратно – в интернете ведь столько всего не очень полезного для детей.

  • Кружки по интересам

Это ответ, скорее, на вопрос о том, где брать общение и как вообще дома все время сидеть. Я за то, чтобы дети общались – там, где есть дети с такими же увлечениями. Например, художественные, музыкальные, хореографические школы и так далее, при условии, что ребенок сам готов туда ходить и ему нравится. Есть еще спортивные секции, творческие мастерские и другие менее «строгие» заведения, где все не настолько серьезно и сложно.

То есть выбирать любые варианты нужно исходя из ваших возможностей и потребностей ребенка. Чего хочется именно ему, что подходит именно вам, какие таланты у него есть.

Какие плюсы есть у анскулинга?

  • Гибкость .

Программа подстроена под ребенка, его интересы и способности.

Ребенок может выбирать, когда, чем и как глубоко заниматься. Главным становится он сам. То есть образование для ребенка, а не ребенок для образования.

Гибкость и графика, и программы.

  • Возможность выбирать общение.

Может быть, ребенку гораздо интереснее дружить с теми, кто старше? Или наоборот с более младшими? Или с музыкантами, художниками? Такая возможность есть, когда ты сам выбираешь свое общение.

  • Минимум стресса для ребенка и родителей

Интересное наблюдение слышала от многодетной мамы, дети которой учатся дома. О том, что стресса в доме нет, с тех пор, как дети перестали ходить в школу. Больше нет утренней спешки, и вместо нее – семейный долгий завтрак, нет и необходимости детей усиленно будить, выгонять из дома. А дети при этом учатся! Еще и сами! Сидят, читают, решают задания.

  • Не надо детей засовывать в некую формочку, которую непонятно кто придумал

Наши страхи “что люди подумают” очень сильно обостряются в школе, там о нас больше всякого подумать могут, да и, конечно, подумают. Система для того и создана. На ребенка в системе накладывается много разных условий, многие из которых только кажутся разумными и правильными.

  • Много свободного времени

У ребенка высвобождается много времени. И вы можете сами решить, что с этим делать, чем он может заняться. Развитием способностей, талантов, или просто иметь время для того, чтобы побыть ребенком и просто поиграть. Многие родители сейчас убеждены, что свободное время – это плохо. Но гораздо хуже, когда его совсем нет с самых детских лет.

  • Нет лишних сравнений и соревнований

В школе без этого никак. Худшие и лучшие, пятерки и тройки, кто быстрее – и так далее. Детей сравнивают по оценкам, способностям, приводят одних в пример, других в анти-пример. Дома вы можете без всего этого обойтись. И достаточно легко.

  • Можно учить тому, чему хочется, и не бояться, что кто-то это испортит

Многие мамы говорят, что какой смысл учить ребенка нравственности, если в школе ему объяснят, что это – прошлый век? Точно так же любое духовное знание в школах будет обесценено.

Но если вы учите ребенка дома, то именно вы решаете, что основное, а что – дополнительное. И вы можете обращать больше внимания на то, что, по вашему мнению, в жизни ребенку пригодится больше.

Например, на кулинарию.

  • Сохраняется любознательность.

Все знания ребенок получает именно тогда, когда он к этому готов. Ему правда интересно узнать, как и почему все это работает. Он сам ищет ответы на свои вопросы, спрашивает родителей, знакомых.

Интересный способ слышала от одних родителей. Детей у них много, поэтому очень важные вещи объясняются только кому-то одному и по секрету. А всем остальным говорят, что это тайная информация, и ей владеет только вот этот человек. И все. Они сами находят знание, добывают его, осваивают – и пользуются.

  • Больше времени и внимания уделить тому, что нравится

В интернете есть одно интересное видео, подросток рассказывает о том, как он учится без школы. Его страсть – горные лыжи. И он через горные лыжи изучает все остальное, может ли нам такое прийти в голову? Нет. Как это связано? Причём тут горные лыжи? А для него они являются ключиком, запускающим его интерес и вдохновение, которые потом направляются на изучение других предметов. В школе тратить время на поиск ключика к каждому – некогда. Да и не рационально – как потом их всех учить? А дома – можно.

  • Возможность кормить ребенка так, как вы хотите.

Кому как, но в обычной школе вегетарианцу непросто. Я знаю, я часто бывала в обычных столовых, где каждый пытается засунуть в тебя котлету. Питаться приходилось булками. Все остальное было мясным. Сейчас я могу кормить детей домашней, полноценной, вегетарианской едой в течение дня. И при этом никакие добрые тети не могут их уговорить скушать колбаску. Неплохой бонус анскулинга.

  • Время для спорта и творчества

Когда свободное время есть, его можно направить на важные вещи. Например, на спорт для мальчиков. На творчество и домашние искусства для девочек. Это все может стать обычным фоном жизни, а не исключительным занятием раз в неделю. Интересная вещь. Мне казалось раньше, что наши дети никаким спортом не занимаются. Мы ведь никуда их специально не возим, а потом удивилась. Каждый день они проводят в бассейне в среднем 4-5 часов. Иногда больше, иногда меньше. Они ныряют, тренируют задержку дыхания, пробуют разные стили плавания. Каждый день в течение уже нескольких лет. При этом, если ребенка дважды в неделю возят в бассейн в городе на часовые занятия (плюс еще час-два на дорогу туда-сюда), считается, что он занимается плаванием. Вот так обманывает нас собственный мозг.

  • Настоящие глубокие отношения

Когда ребенок учится дома, у родителей, вместе с родителями, ваши связи становятся сильнее и прочнее.

Вы просто чаще видитесь, чаще общаетесь, у вас больше совместных приключений и переживаний. И это очень положительно сказывается на ваших отношениях. Ребенок привязан к вам, а не к социуму незрелых ровесников. И это – здорово.

  • Ребенок учится жить в семье.

Обычный школьный ребенок жить в семье не умеет, ему там становится неуютно и непонятно. И контакта глубокого нет, да и привык, что развлекают, отвлекают, занимают. А в семье другие законы действуют. И домашнее обучение учит еще и тому, как жить в семье. Просто так учит, мимоходом. Но такому важному и полезному навыку.

  • Меньше болезней

Это очень важно для детей со слабым иммунитетом. Здоровье детей в школе всегда падает. Там процветают вирусы, бактерии, эпидемии в формате одной школы. Дети всем этим обмениваются, болеют, заражают друг друга. Когда ребенок учится дома, он гораздо реже болеет. Опыт многих семей это подтверждает. А кроме того здесь не придется «рисовать» липовые прививки, если вы их не ставите.

  • Вы сами выбираете, как подавать материал и где ставить акценты.

Например, зачем нужна ребенку биология, если там ничего не говорится о здоровом питании, режиме дня, о том, как о своем здоровье заботиться? Зачем ребенку изучать оторванную от жизни физику, когда можно познавать ее на примерах, ставя простые эксперименты? Вы сами решаете, какие книги ребенку нужно читать сейчас, какие потом, и вы можете ему объяснить, что классическая литература – это не руководство к действию и не эталон. Это просто истории, из которых можно сделать разные выводы. И да, вы можете помочь ребенку сформировать правильные принципы.

  • Возможность путешествовать

Анскулинг открывает возможности не только во время каникул и дольше, чем 2 недели. Возможность пожить в разных странах, зимовать в лете, изучать многие вещи не по книгам, а вживую, осваивать языки, изучать другие культуры.

Можно сказать, что ребенок так вырастет неучем. Но почему-то мне кажется, что на неучей больше похожи те, кто образованием настолько изнасилован, что книг в руки не берет и ничего не изучает сам.

Я знаю примеры детей, которые «поздно» начали читать – лет в 9 или 10. И за несколько лет потом осознанно перечитали не только школьную, но и углубленную программу. С полным пониманием того, что читают – и с огромным интересом. Одну такую девочку я никогда не забуду. Она так искренне восхищалась слогом Достоевского и его описаниями, такой неподдельный интерес и глубина! А ей было всего 13 лет. Я прочитала Достоевского лет в 15-16, и восхищение он вызвал далеко не сразу, а лет этак в 20. И кто из нас неуч?

Но вообще да, предвижу “восторги”. Хорошо этой Валяевой говорить! Сама-то с дипломом и аттестатом, а своих детей растит необразованными и бесперспективными!

Да, у меня и правда есть обычное образование. И даже высшее. Только чего больше мне это дало — пользы или вреда? Была бы я “глупее”, если бы в школу не ходила? А была бы здоровее?

Читать я научилась в 6 лет, еще до школы. Все любимые книги прочитала вне школьной программы и даже вопреки ей: там ведь нужно было читать Чернышевского, а я увлекалась Лермонтовым. Лермонтовым, в школе которого проходили мельком, в отличие от того же Пушкина. И меня заставляли учить Пушкина, хотя я в это время продолжала учить Лермонтова.

Я нигде не пользовалась ни физикой, ни химией, ни историей, ни биологией, которые приходилось зубрить вместо того, чтобы рисовать, писать рассказы и гулять. С географией у меня все было очень плохо, и я в путешествиях открывала себе мир с нуля, или даже с минуса — вопреки школьным знаниям. То же самое было с астрономией – мир оказался гораздо интереснее, чем было в этом скучном учебнике. То же самое было с трудом — школа подарила мне такое отвращение к женским делам и рукоделию, что до сих пор мне это аукается. А ведь изначально мне было интересно и готовить, и шить, и вышивать.

Да, в школе мне повезло с первой учительницей английского, и благодаря ей я язык полюбила. Но что было бы, если бы я дальше изучала язык с хорошей учительницей, в своем режиме и так, как мне интересно, а не долбила одни и те же темы вроде London is a capital of the Great Britain? Насколько лучше сейчас был бы мой язык? Особенно разговорный?

Как, кстати, и моя самооценка, которой так трудно пришлось в школе. Я ведь никуда толком не вписывалась со своей интровертностью. А потом нашла себе образ «своего парня», делала то, что мне самой не нравилось ради того, чтобы получать общение людей, с которыми с тех пор больше не общалась ни разу… То есть многократно саму себя за эти годы предала вообще непонятно ради чего.

Школа дала мне ощущение, что мир это ад, в котором надо выжить, что мужчины тупы, а женщины вероломны. Что всем на всех наплевать. Что таланты твои никому не нужны. Что быть собой это зря потраченное время. Что нужно зарабатывать деньги. И остальное не имеет значения. Что дружбы не существует. Что любовь – тоже сказки. Школа научила меня врать, командовать, ругаться матом, наглости и стремлению к оценкам вместо знания.

Сейчас у нас 90 процентов людей с образованием, из них больше половины еще и с высшим. И что? Счастливых при этом единицы, семей гармоничных тоже крайне мало, единицы и тех, кто сам себя нашел и реализовал. Зато с каждым годом все больше людей ищут свое , и смысл жизни. И кто-то находит себя, а кто-то глушит боль собственной потерянности алкоголем, компьютерными играми и шоппингом. Нужно ли нам такое образование? Или давно пора что-то менять?

И кстати, получить аттестат при необходимости в любом возрасте – несложно. А вот получить базу, которую можно заложить в семейном образовании, как-нибудь потом уже не получится. Увы.

Но чтобы вы не подумали, что анскулинг – это просто, хочу развеять ваши мифы. Он подойдет не всем. Далеко не всем. У него есть достаточно ощутимые минусы.

  • Ответственность только на вас.

Это самый главный и страшный минус. Строго говоря, она всегда на вас, это же ваши дети. Но в школе есть возможность всегда в чем-то плохом обвинить саму школу. Научили там ребенка плохому, испортили. Дома это не пройдет. Все, что в ребенке есть – вложили вы сами.

  • Учиться самим жить иначе и иначе распоряжаться временем.

В привычной картине ребенка сдаешь куда-то на целый день и можно наслаждаться и делать свои дела. А как умудриться жить с ребенком, никуда его не сдавая? Как научиться ему доверять, оставляя его одного дома, например? Или как делать дела вместе с ним (что для него вообще может быть крайне полезно)? Родителям, которые сами учат своих детей, придется измениться. И достаточно сильно.

  • Учиться самим.

Если ребенок учится дома, его родитель должен быть на шаг впереди. То есть мы сами не можем в своем развитии останавливаться, ведь необходимо подавать пример, вдохновлять. Мы должны отвечать на их вопросы, изучать, погружаться. Нет тех, на кого это можно спихнуть. Придется и самим становиться, наконец, образованными, а не пытаться таковыми казаться.

  • Сменить свои приоритеты.

Когда вы сами учите детей, вам нужно отказаться от перфекционизма, гонки за оценками, доводов «это просто надо и все». Вам придется избавляться от вашего собственного школьного багажа – и это будет непросто. Вам нужно будет пересмотреть и свою роль в жизни ребенка, и роль ребенка в вашей жизни. Это не так просто.

  • Принятие.

Вам потребуется огромное принятие. Потому что заставлять – легко, загонять всех в одну форму – легко. А видеть, что каждому ребенку нужно свое, и принимать это – трудно. Ждать, когда у ребенка появится интерес к чтению, сложнее, чем заставить его читать и писать. Принимать его неготовность изучать английский сейчас, сложно. Особенно, когда у всех дети давно уже его учат. Это очень трудно. Зато какой мощный тренинг получается!

  • Вас задолбят.

Все, кто отличается от большинства, получает повышенное внимание. И далеко не позитивное. Приготовьтесь к сотням вопросов, на которые никто не хочет слышать ответы, к мрачным прогнозам, к тому, что вас назовут безответственными сектантами (странно, да? Сознательно выбирать обучение ребенка – это безответственно, а сдать в общую камеру строгого режима – это забота о его будущем). Вам расскажут, что жизнь ребенка вы губите, и так далее, и тому подобное.

Минусы достаточно серьезные. Поэтому я и говорю, что эта система не для всех. Многим было бы проще найти домашнюю школу, пересмотреть свой личный подход ко всему этому, например, не отдавать на продленку и не мучить уроками. Но я уверена, что за анскулингом будущее. Потому что он способен раскрывать потенциал ребенка и укреплять его отношения с родителями.

Входя в анскулинг от отчаяния и не понимания, как иначе дать образование ребенку так, чтобы не покалечить в нем личность, вы выйдете из него совершенно другими людьми. Этот опыт изменит и вас, и ваших детей, и отношения с ними. Это настоящая трансформация, которая достаточно болезненна в процессе.

Таков наш выбор, и каждый делает его самостоятельно. Даже тем, что не делает его, тем самым все равно что-то выбирает. И хорошо, что сейчас для этого есть возможности. В интернете можно найти очень большой опыт родителей, чьи дети не ходят в школу. Прочитать и юридические аспекты, и психологические, и как учить, и чему учить. Но это все вторично. Было бы желание – инструменты найдутся. Вопрос лишь в том, что мы выбираем для своих детей сегодня.

Продолжение следует…

Сайт

Ольга Валяева

О том, что нужно, чтобы перевести своего ребенка на семейную форму образования

Помните известную фразу персонажа книги Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Гекльберри Финна: «Я не позволю‚ чтобы хождение в школу мешало моему образованию»? Она, можно сказать, иллюстрирует позицию тех родителей, которые решили дать образование своим детям в форме семейного обучения. Таких родителей с каждым годом становится все больше, в том числе в Татарстане, где семейное образование входит в моду. «Реальное время» решило изучить этот феномен. В первом материале мы рассмотрим, что такое семейное образование, согласно российскому законодательству, и во сколько оно обходится родителям.

Что такое семейное образование?

Домашнее обучение - это самая древняя форма получения образования. Она существовала задолго до появления школы в том виде, в каком мы ее знаем. Многие века обучение на дому было единственным способом получения образования. Богатые семьи нанимали учителей, гувернеров, которые знакомили детей с различными науками, а бедные семьи справлялись своими силами: родители передавали детям навыки ведения домашнего хозяйства, ремесло, которым владели сами. Причем, роль домашнего учителя не ограничивалась только передачей информации, они были еще и наставниками, воспитывали своих подопечных. Например, в Древней Греции учитель обсуждал с учениками (причем, только с юношами) вопросы нравственности, философии, религии.

В России до времен царствования Петра грамоту изучали по церковным книгам, а образование могли давать только русские учителя. Петр Первый усилил положение светской культуры в государстве, и на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров.

Посл е революции ситуация резко изменилась. В соответствии с частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации основное общее образование обязательно. И обеспечить его должны детям родители или лица их заменяющие. В то же время закон предусматривает различные формы получения образования с учетом потребностей и возможностей личности - как в стенах школы, так и вне ее. Вне школы образование и обучение предусмотрено лишь в двух формах: в семейной форме и в форме самообразования.

Нужно сразу прояснить, что в своей статье мы не говорим о форме домашнего обучения, когда речь идет о детях, нуждающихся в длительном лечении, детях-инвалидах, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу. В этом случае школа с согласия родителей берет на себя организацию учебного процесса на дому: предоставляет бесплатно учебники, справочную литературу, разрабатывает индивидуальный учебный план, обеспечивает учителями, проводит аттестацию ученика. Родители же только создают условия для обучения на дому.

В России на протяжении нескольких столетий преклонение перед западным образом жизни среди высших кругов ввело в моду немецких и французских гувернеров. Репродукция литографии с сайта cheloveche.ru

В случае же семейного образования родители берут на себя всю ответственность за получение образования ребенком. Как сообщили «Реальному времени» в Министерстве образования и науки РТ, основные моменты, регламентирующие получение образования в семейной форме образования, прописаны в письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 и в действующем законодательстве в сфере образования. В письме говорится, что при выборе семейной формы образования родители (законные представители) обязаны взять на себя всю ответственность за организацию учебного процесса ребенка, чтобы он смог овладеть знаниями, умениями, навыками, приобрел опыт деятельности, развил свои способности, научился применять знания в повседневной жизни, а также был мотивирован получать образование в течение всей своей жизни. Родители должны сделать так, чтобы ребенок получил объем знаний, который не ниже нормы, установленной федеральным стандартом (ФГОС).

Что нужно сделать, чтобы перейти на семейное образование?

Перейти на форму семейного образования вы можете в любое время - с 1-го по 11-й класс. Вместе с тем, по решению родителей и с учетом мнения ребенка, можно на любом этапе обучения изменить форму получения образования - например, вернуться в школу.

Если вы решили перевести своего ребенка на семейное образование, то вам необходимо подать соответствующее заявление в орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которого вы проживаете. Вы можете сами выбрать школу, где ребенок будет проходить промежуточную или государственную итоговую аттестацию, или попросить определить вас в какое-то место. По желанию родителей, такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года. Если ваш ребенок уже обучается в школе, то вы можете обратиться к директору с заявлением о переходе на семейное образование.

При этом вы можете организовать обучение своего ребенка в очно-заочной или полностью заочной форме, то есть вы можете договориться со школой, что будете посещать некоторые уроки по своему усмотрению.

Дети на семейном обучении совершенно бесплатно могут проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в выбранной школе. Образовательная организация должна самостоятельно разработать и утвердить порядок проведения аттестации, причем этот регламент должен быть размещен в открытом доступе, на сайте школы. И порядок прохождения аттестации должен учитывать мнение родителей, исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала ребенком.

Родители и обучающиеся не вправе требовать от школы, когда и в какой форме она будет проводить аттестацию, но вы можете выбрать ту школу, сроки и форма аттестации в которой вас устраивают. Однако важно отметить, что прохождение промежуточной аттестации ребенком, который получает образование в форме семейного образования, - это его право, а не обязанность. То есть он не обязан проходить промежуточную аттестацию вплоть до 9-го класса, когда можно пройти итоговую аттестацию и получить аттестат об основном общем и среднем общем образовании.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Фото bibliokniga115.blogspot.ru

Школа, где вы сдаете итоговую аттестацию, не несет ответственности за качество образования. Она ответственна только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Дети на семейном образовании обладают всеми академическими правами. Они наравне с другими обучающимися имеют право на развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, в том числе всероссийской олимпиаде школьников, выставках, смотрах, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях. Кроме этого, дети на семейном образовании могут рассчитывать на получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Школа должна обеспечить получающих семейное образование детей учебниками и учебными пособиями. Если ребенок испытывает трудности в освоении общеобразовательной программы, местные органы власти должны предоставить ему психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь.

Цифры: Татарстан

Учет детей, которые получают семейное образование, ведут не школы, а органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. «В связи с тем, что число таких детей постоянно изменяется, статистика по детям, получающим общее образование в семейной форме, ведется только на уровне органов управления образования муниципальных районов и городских округов», - сообщила руководитель пресс-службы Минобрнауки РТ Алсу Мухаметова. Однако она отметила две основные тенденции. Во-первых, число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Во-вторых, максимальное число таких детей наблюдается в крупных городах, а именно в Казани и Набережных Челнах. Так, в Челнах на семейном образовании обучается 23 ребенка, в Казани - 148. При этом, отмечает она, причины, определяющие выбор данной формы освоения образовательной программы, самые разнообразные.

Об успеваемости таких учеников в Минобрнауки РТ нам не сообщили, однако заметили, что «не все родители (законные представители) могут обеспечить высокое качество образования при его получении в семейной форме».

Число детей, получающих общее образование в семейной форме, в Татарстане постоянно растет. Фото aktanysh.tatarstan.ru

«На домашнем образовании без помощи репетиторов не обойтись»

Кандидат педагогических наук, директор частного образовательного учреждения «Психолого-педагогический центр раннего развития детей «Егоза» Наталья Реснянская заметила, что чаще всего родители принимают решение перевести ребенка на семейное образование, когда понимают, что методы преподавания в массовой школе на сегодняшний день не позволяют ребенку получить образование необходимого уровня. Мы не будем подробно останавливаться на тех недостатках современных общеобразовательных школ, которые отмечают родители. Вкратце - это низкий профессионализм педагогов, принудительная система домашних заданий, угнетающая система оценок, не всегда доброжелательная атмосфера в среде одноклассников, где дети перенимают друг у друга вредные привычки и пр. «В случае домашнего образования ребенок лишен стрессообразующего фактора школы, урочной оценочной системы. И плюс он получает индивидуальный подход, который школе сейчас, к сожалению, удается только позиционировать, а никак не реализовывать», - сказала «Реальному времени» Реснянская.

Как правило, на уровне начальной школы родители сами занимаются с детьми. Чаще всего это делает мама, которая нигде не работает и может посвятить время детям.

«Единицы родителей обладают широким кругозором. На начальном этапе они справляются, но дальше идут физика, химия, и родитель не всегда является специалистом в этой области. Поэтому без помощи репетиторов на домашнем образовании не обойтись. Я знаю случаи, когда две-три семьи объединяются и берут репетитора вместе - например, по физике», - говорит Реснянская.

Таким образом, ресурсы, которыми должны располагать родители, переводящие детей на семейное образование, не ограничиваются только временем.

«Час репетитора стоит от 500 до 1 000 рублей. В первые годы можно нанять одного учителя по математике, чтению и русскому языку - это обойдется в 15 тысяч в месяц. Если брать старшие классы - для получения домашнего образования нужно минимум 20 тысяч рублей. Но это только с учетом того, что родитель часть программы берет на себя - то есть историю, обществознание и другие гуманитарные дисциплины. В помощь родителям - Интернет, и если родитель обладает критическим мышлением, он сможет дать ребенку информацию, чтобы он сдал экзамены», - рассуждает Реснянская.

Впрочем, и обучение в общеобразовательной школе в очной форме не обходится дешево. По мнению родителей, если посчитать все затраты на ремонт, охрану, дополнительные нужды, питание, а также на тех же репетиторов, к помощи которых прибегают большинство даже посещающих школу детей, то сумма получается примерно та же.

Детям нужно не только получать знания, но и социализироваться в детском коллективе, считает Гузель Удачина. Фото Романа Хасаева

«Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала»

Уполномоченный по правам ребенка в РТ Гузель Удачина в беседе с «Реальным временем» отметила, что семейная форма обучения предусмотрена сегодня федеральным законодательством потому, что оно оставляет право родителю самому решать, что есть хорошо и что есть плохо для их детей - государство предоставляет родителям разные возможности и способы: «Мы стоим сегодня на позиции презумпции добросовестности исполнения родителями своих родительских обязанностей, что родитель априори не может поступать вопреки интересам своего ребенка, что ему виднее, как лучше организовать его обучение».

«Однако я не поддерживаю такую практику, хотя она совершенно законна. Для своих детей я бы такую форму получения образования не выбрала, - говорит Удачина. - Родителям нужно подумать о том, что детям нужно не только получать знание, но и социализироваться в детском коллективе. Ведь им потом придется жить в обществе и строить отношения с ребятами, нужно уметь дружить. С точки зрения интересов ребенка, лучше организовать его нормальное очное обучение на общем основании. Я против, прежде всего, потому, что нарушается социализация, погружение в социум, общение со сверстниками».

Сторонники семейного образования замечают, что вопрос социализации решается тем, что дети в свободное от обучения время занимаются в студиях, кружках, секциях. «Он не оказывается в домашнем замкнутом кругу. У него широкий круг общения. Как правило, такие родители много ездят, и ребенок не просто по учебникам узнает об окружающем мире, а наоборот, они дают ему возможность увидеть мир своими глазами, потрогать, посмотреть. Я знаю несколько таких семей. И с точки зрения полноценности жизни, такие дети ничем не обделены. Потому что от количества времени, проведенного в школе, не зависит качество полученного знания», - говорит Реснянская. По ее мнению, еще лет 20 назад можно было поспорить и сказать, что «школа дает нечто иное, чего не может дать семейное образование»: «Но сейчас школа, к сожалению, утратила воспитательную функцию, которая раньше у нее была. Если бы у меня было свободное время, я бы непременно забрала своих детей на семейное образование. Сейчас мои дети учатся в частной школе. И хотя там маленькие классы, кризис педагогических кадров сегодня налицо».

Однако и сторонники семейного образования согласны с тем, что оно - далеко не для всех. И дело не только в финансовых затратах. Далеко не все родители способны сами организовать обучение детей, более того, большинство родителей относятся к школе как к «камере хранения», куда они «сдают» ребенка на определенный срок и куда приходят только в том случае, когда он сделал что-то нехорошее. «На семейное образование выходят думающие родители, которые заинтересованы не только в образовании, но и вообще в психическом, эмоциональном здоровье ребенка. Они заинтересованы в образовании в его изначальном смысле - чтобы ребенок на всю жизнь сохранил желание познавать мир, учиться и развиваться. И я могу сказать на примере своих знакомых: их дети с легкостью сдают экзамены, у них достаточно обширный кругозор, и они легко справляются с учебной программой», - полагает Реснянская.

«Это нормальная форма. Это когда родители не довольны школами вообще или своей конкретно и начинают учить ребенка сами. Особенно это хорошо для маленьких детей. Я знаю семью, где семеро детей, и родители в ней сами на уровне начальной школы образовывают детей. И позже дети приходят к нам в школу нормальные - веселые, счастливые, не забитые обычной школой. Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, если они хоть в чем-то не согласны с концепцией конкретно той школы, которая находится рядом с домом, или же с учителями. Вы же знаете, у нас в школах много проблем - зарплата у учителей низкая, конкурс маленький, далеко не все хорошие студенты пединститутов пойдут в школу», - сказал «Реальному времени» российский и финский педагог, создатель и директор школы «Специализированный олимпиадно-научный центр» (СолНЦе) Павел Шмаков.

Семейное образование - это гибкая форма, которая позволяет родителям участвовать в образовании своего ребенка, отмечает Павел Шмаков. Фото shraibikus.com

Шмаков отметил, что форма семейного образования существует во многих странах мира: «Буквально несколько лет назад в Германии не было такой формы. На одну из международных конференций немецкие учителя приехали с воззванием помочь, чтобы в их стране это появилось. Потому что у них действует еще гитлеровский закон об образовании. Он нормальный, но не позволяет детям сидеть дома - дети были обязаны ходить в школу». Педагог говорит, что пока в нашей стране чиновники настороженно относятся к семейной форме образования: «Если ребенок учится дома, то у школы появляется еще один вид отчетности. А у нас в стране уже достаточно плотно с бумагами, учителя завалены разными формами отчетов. И есть такая грустная шутка среди учителей: школа - это то место, где дети мешают учителю заполнять отчеты».

«Семейное образование - прогрессивная форма получения образования. Конечно, лучше бы школы были хорошими и разнообразными, тогда потребность в такой форме отпала бы. Но, так как школы у нас далеко не все хорошие, потребность в такой форме сегодня растет», - резюмирует Шмаков.

Более подробно о том, чем мотивированы родители, переводящие своих детей на семейную форму образования, а также об опыте семей, в том числе казанских, читайте в следующих материалах «Реального времени», посвященных этой теме.

Наталия Федорова





error: Контент защищен !!