Викторина по мифам древней греции «сказочная эллада. Олимпийские игры (по мифам Древней Греции) Конкурсы по мифам древней греции

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1 г. Рузы»

Внеклассное мероприятие по литературе

МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Учитель Мурунова Г.П.

Театрализованная игра-конкурс

Действующие лица: Аполлон. Артемида. Певец. Пигмалион. Статуя. Афродита.

Нарцисс. Эхо. Гера. Афина. Афродита. Парис

Танцоры в прологе — юноши и девушки.

Для оценки конкурсов можно привлечь к участию в ме-роприятии жюри. Но роль жюри могут выполнять и веду-щие: Аполлон и Артемида.

Костюмы и атрибуты:туники, для Аполлона — арфа, на плечах Артемиды накидка, имитирующая шкуру дикого зве-ря, в руках — охотничий рог или копье, для Афродиты — жезл, увитый цветами.

Оснащение:слайды или фотографии с изображениями гре-ческих и римских богов.

Зрители делятся на дйе команды.

Командами-участницами разучиваются две инсценировки по предложенным отрывкам легенд Древней Греции — «Нарцисс» и «Суд Париса».

Раздается мелодия «Сиртаки», появляются танцующие юноши и девушки, одетые в туники и сандалии. Некоторое время они дви-жутся по сцене в ритме танца. Затем музыка замолкает.

Танцоры/хором) О, славьтесь, Греция и древние Афины! Зовем мы Аполлона с Артемидой!(Убегают.)

Появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Отзвучал греческий танец «Сиртаки».

Артемида. Убежали наши танцоры.

Аполлон. Значит, пришло нам самое время попривет-ствовать наших гостей.

Ар т ем и д а Добрый день! Счастливый час. Чем вы заняты сейчас? Все дела свои бросайте. Быстро присоединяйтесь!

Аполлон. Здравствуйте, уважаемые зрители и участни-ки наших сегодняшних конкурсов.

Артемида. Мы — ведущие этого вечера. Я — Артемида, греческая богиня охоты. А это — мой родной брат по имени Аполлон. Он греческий бог-стреловержец, покровитель та-ланта музыкантов и певцов.

Аполлон. Людям, которые интересуются литературой, искусством и историей нашей культуры, просто необходимо поближе познакомиться с греческой мифологией. Потому что начиная с эпохи Возрождения писатели, художники и скуль-пторы начали широко черпать для своих сюжетов мотивы из сказаний и легенд Древней Греции. Греческая мифология про-никла и в русскую литературу. Вспомните стихи А.С. Пуш-кина и В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова и Ф.И. Тютчева, басни И.А. Крылова.

Артемида. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать окружающий мир. Свои зна-ния они облекали в форму волшебной сказки — мифа. Мифы Древней Греции легли в основу общечеловеческой культуры, а их образы глубоко проникли в мысли и современного человека.

Аполлон. Действительно, и сейчас могучий. сильный человек называется геркулесом, смелая решительная женщи- на — амазонкой, а красавица — афродитой. А ведь все эти названия: — греческие.

Артемида. Много выражений мы с вами используем, даже не зная, что своими корнями они уходят в образы гре-ческой мифологии. Например, выражение «панический страх» происходит от имени бога Пана, который имел очень причудливую внешность, способную испугать. А слышали ли вы словосочетание «гомерический хохот»? Это выраже-ние пришло к нам из произведений древнегреческого клас-сика Гомера. По его мнению, именно таким громовым безу-держным хохотом смеялись боги на вершине легендарной горы Олимп.

Аполлон. Но греческая мифология взаимосвязана с рим-ской.

Артемида. Да как же? Ведь римская мифология про-изошла от греческой.

Аполлон. Совершенно верно. У римлян нет оригиналь-ных историй о богах, у них Нет таких красивых легенд. Но когда Рим перенял греческую мифологию, он все же оказал человечеству огромную услугу. Вот в чем дело. Большинство гениальных произведений греческих скульпторов сохрани-лось до нашего времени в римских копиях. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусст-ве греков, то за это надо благодарить римлян.

Артемида. Итак, я вижу, что ребята у нас сегодня уже разбились на две команды, чтобы участвовать в соревнова-нии.

Аполлон. Тогда я проведу первый конкурс. Вопросы бу-дут задаваться по очереди каждой команде.

  1. Вспомните имя воина, который стал неуязвимым отто-го, что в раннем детстве мать окунула его в волшебную воду реки, дарующую неуязвимость.(Ахилл, или Ахиллес.)
  2. Но как мы помним, непобедимый Ахилл все жб был убит. Почему же его удалось одолеть? И какая поговорка появилась на свет в результате этой легенды?(Отравленная стрелапопала ему в пятку — единственное место, которое не было омыто волшебной водой. Отсюда пошла поговорка «ахиллесова пята», то есть уязвимое место.) Троянская война длилась 10 лет. А кто может вспом-нить хитрый маневр Одиссея, который привел к тому, что его войско одержало победу в этой войне? (Изготовление Тро-янского коня, в котором размещались греческие воины. Тро-янцы подумали, что греки отступили, и внесли прекрасного коня на территорию Трои. Ночью греки вышли из коня и захватили город.)
  3. Как называлась рубашка, состоящая из множества ме-таллических колечек, скрепленных между собой? Такую ру-башку придумали в Древней Ассирии. Ее носили и русские богатыри в X веке. А теперь ее можно видеть только в музе-ях,(Кольчуга.)
  4. Наверняка многим известна поговорка «со щитом или на щите». Так в одном из греческих городов напутствовали воинов, провожая их на сражение. Оно означало — или воз-вращайся со щитом — с победой, или же на щите, то есть мертвым. Назови этот древний город.(Спарта.)
  5. Древнегреческий философ Демокрит писал: «...На све-те существует не одна, а множество вселенных». Один из пол-ководцев Греции прочитал эту фразу и очень огорчился «А ведь я еще не завоевал и эту!» Назовите имя этого отчаянного полководца.(Александр Македонский.)
  6. Вспомните еще одно имя, которым наградил народ Алек-сандра Македонского за его военные завоевания.(Александр Великий.)
  7. Греки были великими мореплавателями. Вспомните; сколько в древности существовало способов ведения боя в воде на кораблях. (Три. Первый — проплыв, когда корабль проплывал так близко к кораблю противника, что ломал у последнего весла. Второй — таран, когда один корабль слов-но проплывал сквозь другой, ломая при этом корабль про-тивника своим носом. Третий — абордаж. Корабль против-ника в этом случае подтаскивали к себе прямо за борт спе-циальными креплениями и устанавливали между двух кораблей особые мостки.)
  8. Многие видели по телевизору соревнования по бегу на очень длинные дистанции. Как называются эти соревнова-ния? Они названы в честь греческого города.(Марафон.)
  9. Постарайтесь вспомнить, в честь какой военной побе-ды в 490 году до нашей эры была установлена дистанция соревнования — 42 км 195 метров. (У города Марафон вели бой греческое и персидское войска. Бой закончился победой греков. Самый быстрый гонец был послан в Афины с сообще-нием о победе. Он пробежал ровно 42 км 195 метров и крик-нул жителям Афин: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Пос-ле чего он упал и умер от изнеможения и усталости.)

Артемида. Молодцы наши ребята. Только к последнему вопросу я хочу дать маленькое уточнение. Греческая дистан- ция марафона равнялась 42 км. А оставшиеся 195 метров были присоединены к общей трассе лишь в конце XIX века по просьбе королей Англии. Тогда у них проводился мара-фонский забег, и по просьбе королевских особ трассу продли-ли, чтобы финиш оказался как раз напротив королевской трибуны. Ответ на следующее задание команды дадут в письменном виде. Вот вам по листку бумаги.(Раздает ко-мандам листки бумаги.) На них следует написать имена бо-гов Древней Греции и Древнего Рима. Какая команда вспом-нит большее их количество? Для удобства сравнения прошу имена выписывать в столбик и нумеровать их. Тогда при срав-нении сразу будет видно, кто сколько имен вспомнил.(Ко-манды выполняют задание.)

Аполлон. Артемида, сестра моя, пока команды трудят-ся над письменным ответом, я думаю, что для наших зрите-лей мы покажем сценку «Скульптор-женоненавистник».

Артемида. Мы приглашаем на сцену наших актеров. Итак, силой вашего воображения сейчас мы перенесемся в мастерскую греческого скульптора.

Аполлон и Артемида отходят в сторону. Появляются Певец и Пигмалион.

Певец(пафосно декламирует) О, златокудрая Афродита! Даришь ты счастье тому, кто верит в тебя И кто тебе служит! Я вам поведаю оду о том, Как на прекрасном, на греческом острове Кипре, Скульптор талантливый жил с именем Пигмалион. Главное свойство его — ненавидел он женщин.

Пигмалион(уверенно) О, женщины, они — исчадье ада! Без женщин жить свободно мне отрада! Я лишь в искусстве вижу жизни смысл!

Певец (зрителям, язвительно) И вот, поди, на эту фразу подивись!

(Пигмалиону.) Возьми же мрамора кусок, возьми резеци молоток,

Да изваяй, себе на славу, детей, играющихв дубраве,

Иль божество, застывшее в истоме,или теленка на соломе.

Пигмалион Э, нет! Ведь настроенье творчеству я подчиняю, А потому красавицу из камня изваяю.

Певец Коли тебе теленок не годится, Так изваяй красавицу-девицу.

Пигмалион Ты будто мысли все мои читаешь. Что сделаю я, ты сейчас узнаешь.

Под торжественную музыку Пигмалион делает выразительные движения, имитируя рубку куска мрамора. Затем свет на мгнове-ние гаснет. Когда он зажигается, перед скульптором оказывается статуя, накрытая простыней. Пигмалион торжественно сдергивает простыню, под которой спрятана красивая девушка — статуя. Певец ахает от восторга.

Певец(восторженно) Какие линии и тонкая работа, А говорил — тошнит от женщин что-то! Пигмалион Но что со мной, то счастье или нет, Перед красой статуи меркнет белый свет. И я влюблен, я покорен...

Певец. Что это там бормочет он?

Пигмалион Да будь я проклят, я — Пигмалион,

Коль в эту статую всем сердцем не влюблен!

И на колени перед камнем я бросаюсь,

И к мраморным ступням легонько прикасаюсь,

И для нее куплю я дорогие ожерелья,

Браслеты, диадемы, прочие каменья!

Певец приносит украшения. Пигмалион украшает статую.

Певец. Ты одевал ее в роскошные одежды?

Пигмалион Но холодна она, как мрамор, все, как прежде! Что делать? От любви совсем сгораю! Я все б отдал, лишь будь она живая.

Певец Могу совет тебе я добрый дать. Она легко живою может стать, Лишь только к алтарю во храм сходи ты И попроси об этом Афродиту!

Пигмалион. Афродиту?

Певец Да, эту златокудрую, прекрасную богиню, Что дарит всем любовь. Иди, молись святыне.

Появляется Афродита. В ее руках волшебный жезл, увитый цветами. Певец и Пигмалион бросаются перед ней на колени.

Афродита Что слышу я! Сам женоненавистник, Что женщин проклинал, любовь кто прогонял, Призвал меня, чтобы любовью мертвый камень пробудить! (Приказывает жестом им подняться.) Пигмалион Молю я, помоги, мне трудно дальше жить. Иль помоги, или убей: мне смерть покажется

Афродита(ходит вокруг статуи, рассматривает ее) Мечтаешь ты, чтобы забилось это сердце, Ты хочешь, чтоб ожили те глаза...

Пигмалион Тогда могла любовь бы разгореться, Ну, а пока моя лишь катится слеза... (Закрывает лицо руками, плечи его вздрагивают.)

Афродита Твоя любовь — твое проклятье, Ты думал, что тебя она не обожжет? Так пусть же эта дева в белом платье Сейчас же перед нами оживет! (Взмахивает волшебным жезлом.)

Звучит торжественная музыка. Статуя оживает.

Пигмалион О счастье, ожила моя скульптура! Ее лицо, ее одежда и фигура! Какие руки у нее, какая шея! А как же ты зовешься?

Статуя. Галатея.

Афродита в последний раз взмахивает жезлом и уходит. Пигма-лион подает руку Галатее. Пигмалион и Галатея, взявшись за руки и не отводя друг от друга восхищенных глаз, уходят следом за Афродитой.

Певец (зрителям)Авось и свадьба выйдет шито-крыто! Да здравствует богиня Афродита! Что стало с женоненавистником потом? Он мужем любящим стал и отцом. Любите женщин, в них вся жизни соль, Ведь это знают — и бродяга, и король. (Кланяется, уходит.)

Снова появляются Аполлон и Артемида.

Аполлон. Вот такая совсем взрослая история.

Артемида. А мораль в ней такова: нельзя отказываться от того, что предназначено каждому из смертных судьбой.

Аполлон. А теперь я предлагаю подвести итоги второго конкурса.

Артемида и Аполлон собирают у команд листки бумаги, зачи-тывают вслух имена греческих и римских богов.

Артемида. В этом конкурсе лучшей оказалась коман-да...(называет команду). А общий счет за два конкурса... (называет итоги двух конкурсов).

Аполлон. И снова конкурс. Я прошу команды напрячь память, вспомнить легенды Древней Греции и ответить на следующие вопросы.(Задает вопросы.)

  1. Боги, живущие на горе Олимп, славились своим ров-ным характером. Они почти никогда не показывали волне-ния, а могли хорошо скрывать гнев или беспокойство. Каким выражением, явно пришедшим к нам из Древней Греции, мы теперь называем умение человека хранить душевное рав-новесие?(Олимпийское спокойствие.)
  2. Как назывались волшебные существа мифов, которые были наполовину лошадьми, а наполовину людьми?(Кен-тавры.)
  3. Вспомните, как называлось чудовище с телом человека и головой быка, обитавшее в лабиринте?(Минотавр.)
  4. Ариадна помогла своему возлюбленному Тесею победить злого Минотавра. Кроме того, герой не заблудился в лаби-ринте, а нашел из него выход. Вспюшире, как помогла ему Ариадна? Теперь этим выражением, принято называть помощь человека в трудной ситуации.(«Нить Ариадны.)
    1. Какое имя носила женщина, вместо волос на голове ко-торой были змеи. Она обладала даром обращать людей в ка-мень при помощи только своего взгляда.(Медуза Горгона.)
      1. Как назывался главный храм Афины?(Парфенон.)
  5. Кто такие гекатонхейры?(Сторукие и пятидесятиго- ловые великаны, их силе никто не мог противостоять.)
  6. Что послужило причиной начала Троянской войны? (Похищение прекрасной Елены.)
  7. Вспомните путешественников-аргонавтов, которых воз-главлял храбрый Ясон. Что они должны были привезти из Колхиды в Грецию?(Золотое руно.)

10. Назовите число подвигов, которые совершил Геракл. (Двенадцать.)

Артемида. В этом конкурсе у нас победителем стала команда...(называет команду).

Аполлон. Теперь я думаю, что пора провести конкурс домашнего задания наших команд. Они должны были приго-товить инсценировки по сюжетам древнегреческих мифов.

Артемида. Подготовили, ребята?

Зрители. Да!

Артемида. Тогда прошу исполнителей подняться на сце-ну. Представление показывает первая команда. Ее инсцени-ровка называется «Нарцисс». Аполлон ударяет по струнам арфы. Артемида и Аполлон отходят в сторону. Выходят участники сценки: Нарцисс и нимфа Эхо.

Нарцисс. Хорошо гулять мне, красавцу Нарциссу, по этому лесу.

Эхо. По лесу!

Нарцисс. Кто здесь?

Эхо. Здесь!

Нарцисс. О... Ты, видно, нимфа лесная?

Эхо(соглашается). Нимфа лесная.

Нарцисс. Нет, не хочу я разговаривать с тобой. Уйди от меня прочь!

Эхо(горестно).Прочь?

Нарцисс. Ты отвечаешь мне, как эхо. Как твое имя, ним-фа-эхо?

Нарцисс. Слышал я, что великая богиня Гера наслала на тебя наказанье, что не умеешь ты разговаривать, как де-лают это обычные люди и боги, а можешь только повторять последние слова.

Эхо(кивает). Последние слова.

Нарцисс. А что ты ходишь за мной? Уж в меня ты, ча-сом, не влюблена?

Эхо (тяжко вздыхает, протягивает руки к Нарциссу). Влюблена.

Нарцисс. Ты меня не достойна!

Эхо. Достойна, достойна!

Нарцисс хохочет. Эхо, закрывая лицо руками, убегает прочь. Появляется Афродита.

Афродита. Ты не принимаешь моего великого дара, ко-торый зовется любовью? Я, Афродита, богиня любви и веч-ной юности, насылаю на тебя кару. Того, кого первого уви-дишь ты этим вечером, ты полюбишь очень сильно.(Ухо-дит.)

Нарцисс. Вот прелестный пруд, погляжусь в его воду, не растрепались ли мои золотые кудри, не спал ли нежный румянец со щек.(Смотрится в воображаемый пруд.) Ах, как я хорош! Я никогда ничего лучше не видел в жизни сво-ей! И пусть я пропаду, но больше всех на свете я люблю само-го себя... Что со мной, я погибаю... Так наказала меня Афро-дита.(Уходит.)

Плача, выходит Эхо. Следом за ней идет Афродита.

Афродита. Ты плачешь, что Нарцисс тебя не полюбил?

Эхо. Не полюбил.

Афродита. Ав память о нем вырос возле пруда цветок, белый и нежный. И носит он название — нарцисс.Эхо. Нарцисс.

Афродита. Этот цветок будет напоминать нам о гордом, красивом и очень бесчувственном юноше. И будет нарцисс считаться цветком смерти.

Эхо и Афродита уходят. Снова появляются А п о л л о н и Ар-темида.

Артемида. Кстати, от имени этого героя произошло не только название цветка, но еще и психологический термин «нарциссизм», означающий чрезмерную, даже болезненную самовлюбленность и черствость к окружающим.

Аполлон. Если кто слишком часто смотрится в зеркало и постоянно говорит о собственной неописуемой красоте, тот, вероятно, страдает нарциссизмом. Аполлон(снова ударяет по струнам арфы). Отлично. А теперь конкурс продолжает вторая команда. И ее сценка называется «Суд Париса».(Уходят.) ■у/"

Появляются Афина, Афродита и Гера. Они несут «золо-тое яблоко».

Гера. Явилась богиня раздора Эрида к нам, трем могуще-ственным богиням.

Афина. Она кинула нам золотое яблоко!

Афродита. А на яблоке надпись «Прекраснейшей»!

Г е р а. Я считаю, что яблоко это принадлежит мне. Ведь я — Гера, царица богов и людей. И я — самая прекраснейшая.

Афина. Почему это ты? Я — самая прекраснейшая из богов. И только я — Афина, богиня войны. Кто посмеет спо-рить со мной?

Афродита. Я посмею поспорить. Это яблоко без ссоры и без спора должно принадлежать мне. Ведь я — Афродита, богиня любви, вечной молодости и красоты

Гера. Нам самим не решить этот спор. Что же делать?

Афина. Давайте обратимся за помощью к сыну пастуха по имени Парис.

Афродита. И пусть же он решит наш спор, учинит нам суд и вручит яблоко самой прекраснейшей из нас, трех бо-гинь.

Выходит Парис.

Парис. Я — Парис. Среди своих сверстников я отлича-юсь силой и ловкостью. Только что я спас своего товарища от стаи разъяренных волков!

Гера. А теперь помоги нам, Парис.

Парис. Кто вы?(Испуганно.) Вижу я, что не простые вы смертные. На вас наряды из парчи и шелка, да золотые укра-шения. И вы все три так прекрасны, что я не могу отвести от вас глаз!

Афина. Мы — богини с Олимпа.

Афродита. Я — Афродита. Это Гера и Афина. И тебе, Парис, простой смертный, мы вручаем это яблоко и наши судьбы.

Парис. Что вы хотите от меня?

Гера. Рассуди наш спор.

Афина. И присуди это яблоко самой прекраснейшей из нас.

Гера. Присуди яблоко мне, Гере, и тогда я награжу тебя. Я присужу тебе власть над многими землями.

Афина. Присуди яблоко мне, Парис. Ведь я -г- богиня войны, Афина-Паллада. И тогда я сделаю тебя великим пол-ководцем, и у тебя будут слава и мировые победы.

Парис. А ты, златокудрая, что молчишь?

Афродита. А что я скажу? Ведь я —■ Афродита. Я не могу дать Тебе власти над миром или произвести в полковод-цы. Зато я пообещаю тебе самую прекраснейшую из смерт-ных женщин в жены!

Гера и Афина пренебрежительно смеются над Афродитой.

Парис. Что? Прекраснейшую из смертных женщин мне в жены?

Афродита. Да!

Парис. А кто она?

Афродита. Дочь Зевса — прекрасная Елена.

Парис. Возьми же яблоко да выполни свое обещание, пре-краснейшая из богинь, Афродита!(Отдает яблоко Афроди-те.)

Афродита ликует, Гера и Афина хватаются руками за головы, страдая. Участники второй сценки уходят. Снова появляются^ Аполлон и Артемида.

Аполлон. Необходимо оценить театральное мастерство наших исполнителей.Выставляют оценки командам, объяв-ляют победителя этого конкурса.

Снова звучит музыка танца «Сиртаки».

Артемида. Что это за шум? Мне кажется, что это воз-вращаются наши танцоры.

Появляются танцоры — юноши и девушки. Они весело перего-вариваются и приглашают потанцевать вместе с собой.

Аполлон. Я приглашаю присоединиться к ним наших игроков. Чья команда станцует лучше, той я засчитаю два дополнительных балла.

Из команд выбираются ребята, готовые протанцевать «Сиртаки». По окончании конкурса Аполлон награждает обе команды — за сме-лость и старание.

Артемида. А теперь нам пришло время подводить итоги.

Аполлон. Обе команды были хороши и показали высо-кое знание мифов Древней Греции. Но победителем у нас стала команда...(называет команду).

Артемида. Поздравляем всех ее участников с победой. (Вручает приз.

Игра-конкурс «Олимпийские игры

(по мифам Древней Греции)»

Цель урока : повторение и закрепление материала по теме; развитие интереса к мифологии.

Оборудование урока: сборники мифов; репродукции картин на мифологические темы; рисунки-иллюстрацци учеников; рисунки «Подвиги Геракла»; рисунки к фразеологизмам, пришедшим из греческой мифологии; песня А. Городницкого «Атланты держат небо...».

Методические приемы : проведение игры-конкурса.

Ход урока

I . Конкурс-викторина

Ведущим может быть учитель или старшеклассник (предпочтительнее), помощником ведущего — один из сильных учеников или ученик старших классов.

Ведущий: Объявляю о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

Помощник ведущего: Одна из славных достопримечательностей Олимпийских игр — статуя Зевса 14 метров высотой (изображение статуи подготовлено заранее, размещено на доске). Зевс изображен на троне из кедрового дерева, украшенном драгоценными камнями и резьбой. Лицо, руки, грудь статуи — из слоновой кости, глаза — из драгоценных камней. Голова увенчана золотым венком, волосы на голове и борода — из чистого золота. На его правой руке стоит статуя богини Победы, в левой руке — скипетр, рядом орел.

Статуя была гордостью и славой всех греков, и того, кто не видел статуи олимпийского Зевса, считали несчастным. Пусть изображение статуи Зевса принесет нам сегодня удачу.

Ведущий: В первый день Олимпийских игр проходят состязания в беге. Будем считать, что эти состязания прошли на уроках литературы и все вы допускаетесь на второй день к пятиборью: бег, борьба, метание диска и копья, прыжки.

Итак, объявляю начало первого тура «Боги и герои мифов» (прыжки в длину).

В первом туре участвуют все игроки, получая за каждый правильный ответ фишку — лавровый листок.

1. Из каких источников стали известны мифы Древней Греции? (Поэмы Гомера, Гесиода.)

2. Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие? (Нектар — напиток богов, амброзия — пища богов.)

3. Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне? (Туника, тога, хитон.)

4. Назовите музыкальные инструменты древней Греции (Кифара, лира.)

5. У статуи Зевса в правой руке богиня Победы. Назовите ее имя. (Ника.)

6. Назовите братьев Зевса. Как они распределили господство над миром? (Аид — царство мертвых, Посейдон — владыка морей.)

7. Кому может быть известна судьба самого Зевса? (Мойрам, богиням судьбы.)

8. Какой из богов самый некрасивый? (хромой Гефест, бог огня, бог-кузнец.)

9. Какой бог соответствует Гефесту в римской мифологии? (Вулкан.)

10. Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите.)

11. Какая война разгорелась из-за этого спора трех богинь? (Троянская.)

12. Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда. (Сизиф.)

13. Какое имя дали римляне любимому герою греков Гераклу? (Геркулес.)

14. Кто были родители Геракла? (Зевс и смертная женщина Алкмена.)

15. Кто воспитал Геракла? (Кентавр Хирон.)

16. Кто подарил людям огонь? (Прометей.)

17. Перечислите древнегреческих муз. (Эрато — муза любовных песен, Эвтерпа — муза лирики, Каллиопа — муза эпической поэзии и знания, Полигимния пауза торжественного гимна, Клио — муза Истории, Мольпомена — муза трагедии, Талия — муза комедии. Терпсихора муза танцев, Урания муза астрономии. За каждый из девяти правильных ответов — 1 очко.)

Подводим итоги первого тура (подсчитываем количество очков). Во второй тур выходит примерно половина участников.

Второй тур

«Мифические животные» (бег)

1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. (Кентавр.)

2. Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине — козье, а сзади — змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, — изрыгающие из пастей пламя. (Химера.)

3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс.)

4. Отгадайте загадку сфинкса. (Человек: ребенок, взрослый, старик.)

5. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они — «собаки Зевса». (Грифоны.)

6. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по одной из версий, сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. (Феникс.)

7. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна.)

8. Полуженщины-полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив, убивают и пожирают их. (Сирены.)

9. Страж Аида, трехголовый пес со змеиным хвостом. (Кербер или Цербер.)

В третий тур выходит 8-10 человек.

Третий тур

«Фразеологические обороты» (метание диска)

Каждый правильный ответ будет равен 10 метрам полета диска. Задание: узнать фразеологизмы по рисункам (рисунки заранее подготовлены; на небольших листах бумаги демонстрируются соревнующимся).

Рог изобилия; яблоко раздора; панический страх; ахиллесова пята; сизифов труд; бочка данаид; кануть в Лету; ящик Пандоры; троянский конь; прокрустово ложе.

При прочих равных условиях побеждает тот, кто сможет рассказать о происхождении фразеологизмов. В четвертый тур выходит 4 человека.

Четвертый тур

«12 подвигов Геракла» (метание копья)

Ведущий: В нашем состязании целью метания будут подвиги Геракла. Задача — восстановить последовательность подвигов Геракла. Всем участникам конкурса раздаются небольшие карточки с рисунками «Подвиги Геракла».

1. Немейский лев. 2. Лернейская гидра. 3. Стимфалийские птицы. 4. Керинейская лань. 5. Эриманфский вепрь. 6. Авгиевы конюшни. 7. Критский бык. 8. Кони Диомеда. 9. Пояс Ипполиты. 10. Коровы Гериона. 11. Кербер (Цербер). 12. Яблоки Гесперид.

Дополнительные вопросы:

1. Сколько голов было у гидры? (9)

2. Кто помог одолеть гидру? (Иолай — племянник Геракла.)

3. Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц? (С помощью трещоток.)

4. Кому принадлежала керинейская лань? (Артемиде.)

5. Куда Спрятался Эврисфей, увидев Геракла с эриманфским вепрем? (В большой бронзовый сосуд.)

6. Кто из богов подарил быка царю Крита? (Посейдон.)

7. Чем кормил Диомед коней? (Человеческим мясом.)

8. Каково значение пояса Ипполиты? (Знак власти; приносил удачу.)

9. Сколько яблок должен был принести Геракл из сада Гесперид? (3).

В пятый тур выходит два человека.

Пятый тур

«Греко-римские боги» (борьба)

Ведущий: Борьба последний вид пятиборья. Он выявит победителя нашей Олимпиады. Задача — правильно соотнести имена греческих и римских богов. Победит тот, у кого соответствий будет больше. Место у доски разделено ширмой, на доске — наборное полотно и карточки с именами богов. Пока финалисты выполняют задание, ведущий задаст вопросы оставшимся игрокам, выявляя победителя среди них:

1. В какое животное мог превращаться Зевс? (В быка.)

2. Какое животное приносили а жертву Гере? (Корову.)

3. Какая богиня носит прозвище Пенорожденная? (Афродита.)

4. Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? (Пигмалион.)

5. Как называли греют ветра (по Сторонам света)? (Борей — северный, Эвр — восточный, Нот — южный, Зефир — западный).

6. Как звали богиню радуги? (Ирида.)

Победитель награждается. Проверяется задание у финалистов:

1. Зевс — Юпитер (царь богов и людей, бог грома и молнии.)

2. Гера — Юнона (хранительница семьи.)

3. Афродита — Венера (богиня любви.)

4. Эрот — Купидон (бог любви.)

5. Арес — Марс (бог войны.)

6. Артемида — Диана (богиня-охотница.)

7. Афина — Минерва (богиня Мудрости и справедливой войны.)

8. Гефест — Вулкан (бог огня и кузнечного дела.)

9. Посейдон — Нептун (бог моря.)

Ведущий : Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его лавровым венком, и да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (она же греческая Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Звучит песня А. Городницкого. «Атланты держат небо...».

Описание материала . Предлагаемую игру можно провести в 6 классе как внеклассное мероприятие по литературе или итоговый урок по теме «Мифы Древней Греции». Цели игры: обобщение знаний по теме «Мифы Древней Греции», развитие познавательной активности учащихся, воспитание любознательности, интереса к чтению. При проведении игры, конечно, нужно учитывать наполняемость классов. В городской школе перед игрой может быть проведён отборочный тур, по результатам которого будут отобраны 6 участников. В сельской школе, где маленькая наполняемость классов, могут соревноваться не только учащиеся 6-го, но и 7-го классов.

Оборудование: мультимедийный проектор (или планшеты с заданиями), таблички с цифрами от 0 до 9, кубики с буквами, бумага, ручки, звёздочки, призы

Оформление: выставка детских иллюстраций к мифам.

Ход игры.

Представление участников игры.

В первом туре принимают участие 6 человек. Во II тур выходят участники, первыми набравшие 3 очка.

I тур

Итак, перед вами имена:

6. МИНОТАВР

7. ПОСЕЙДОН

Услышав задание, участники должны поднять табличку с цифрой, указывающей правильный ответ. За правильный ответ игроки получают звёзды.

Начинаем игру.

· Герой, обладатель шапки-невидимки. Он добыл голову Медузы Горгоны, убил морское чудовище и освободил Андромеду. Ответ: 1 - Персей

· Чудовище, обитавшее в лабиринте на острове Крит. Ответ: 6 - Минотавр.

· Герой, одолевший Минотавра. Ответ: 2 - Тесей.

· Его вспоминают, когда говорят о нескончаемой и бессмысленной работе. Ответ: 4 - Сизиф.

· Греческий великан, черпавший силы, соприкасаясь с матерью-Землёй. Ответ: 0 - Антей.

· Сила его чудесных песен заставляла диких зверей выходить из своих логовищ, деревья и скалы сдвигались со своих мест, реки останавливались в своём течении, чтобы послушать его пение. Ответ: 5 - Орфей.

· Верховный греческий бог. Ответ: 0 - Зевс.

· Великан, которого похитил Геракл. Ответ: 3 - Герион.

4 участника, набравшие по 3 очка, выходят во II тур.

II тур

За 1 минуту участники игры должны составить самое длинное слово из букв, выпавших на гранях кубиков. Одну и ту же букву нельзя использовать дважды. Вместо одной из букв можно использовать звезду.

Итак, в вашем распоряжении 10 букв. Начинаем тур.

Участник игры, составивший самое длинное слово, получает приз. Выбывает игрок, составивший самое короткое слово.

III тур

Участникам предлагается 3 сюжета, объединённых по одному признаку или расположенных в определённой последовательности. Если всё верно, нужно поднять цифру 0, если неверно одно из имён, то поднимаем соответствующую ему цифру.

1. Дионис, Посейдон, Пан - боги. Так ли это? Ответ: 0 - да.

2. Прометей, Аполлон, Геракл - герои. Нет ли здесь ошибки? Ответ: 2(Аполлон) - бог.

3. Греческий миф гласит, что однажды разгорелся спор из-за обыкновенного яблока. Мне кажется, что спорили богини Афродита, Афина и Гера. Верно ли это? Ответ: 0 - да.

В IV тур выходят 2 участника.

IV тур

Участники должны составить как можно больше слов из букв, входящих в слово мифология. (1 минута)

Побеждает игрок, последним назвавший слово. Вместо слова можно использовать звёзды, заработанные в игре.

Подведение итогов.

Награждение победителя

Игра по мифам Древней Греции


Первый тур «Боги и герои мифов»


1.Кому из трех богинь (Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью: «Прекраснейшей» ?



3.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?


Тога, туника, хитон


4.Назовите героя греческой мифологии, занимающегося самой бесплодной работой.



5.Как называлась пища греческих богов, давшая им вечную юность и бессмертие?


Нектар, амброзия


6.Геракл-персонаж греческой мифологии. Какое имя дали ему римляне?


Геркулес


7. Кто из богов был отцом Геракла?



8. Кто была мать Геракла?


Смертная женщина- Алкмена


9. Как звали ребенка, родившегося раньше Геракла?


Эврисфей


10. Кто все время пытался погубить Геракла?



11. Как Гера пыталась убить Геракла в младенчестве?


Змеи в колыбели


12. Кто был воспитателем Геракла?


Кентавр Хирон


13. Сколько лет было Гераклу, когда он совершил свой первый подвиг?



14. Как Гера продолжала преследовать Геракла?


Безумие. Убил своих детей


15. Что означает имя «Геракл»?


Благодаря Гере или прославленный Герой


16. Назовите самую известную горную вершину Древней Греции.



17. Из каких источников ученые узнали мифы?


Поэмы Гомера, Гесиода



По горизонтали: 1. Дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов. 2. Туловище у этого чудовища спереди львиное, в середине – козье, а сзади-змеиное, и три головы: льва, козы, змеи, изрыгающие из пастей пламя. 3. Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело на горе неподалеку от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, а вечером на трех?» Не умевшего ответить на вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. 4. Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - «собаки Зевса». По вертикали: 5. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живет 500 лет; когда приходит срок, вьет себе гнездо на вершине пальмы, устилает его благовонными травами и там умирает (по распространенной версии – сжигает сама себя). Из праха ее возрождается новая птица. 6. Полудева – полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. 7. Полуженщины – полуптицы с божественными голосами. Они живут на скалистом острове и завлекают своими пленительными голосами проплывающих мимо мореходов, а заманив их, убивают и пожирают. 8. Страж Аида, трехголовый пес (по Геоксиду, пятидесятиголовый) со змеиным хвостом.


Ответы По горизонтали: Кентавр. Химера. Сфинкс. Грифон. По вертикали: Феникс. Ехидна. Сирены. Кербер или Цербер.


Третий тур «Фразеологические обороты»



Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Назовите фразеологизм по рисунку


Четвёртый тур - конкурс капитанов «12 подвигов Геракла»


В какое животное мог превращаться Зевс? Кого из своих сыновей Гера сбросила с горы? Какое животное приносили в жертву Гере? У какой богини прозвище Пенорожденная? Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую? Когда Артемида мчится на колеснице, что у нее в руках? Почему Афину называют Палладой? Сколько голов было у гидры? Кто помог одолеть гидру? Кому принадлежала керенейская лань? Кто из богов подарил быка царю Крита? Чем кормил Диомед коней? Каково значение пояса Ипполиты? Сколько яблок должен был принести Геракл?

Урок-викторина «Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)» Во все времена педагоги отмечали, что цель школы – это не только обучение, но и воспитание, в том числе гражданственное и эстетическое. Воспитательное значение имеют все предметы, изучаемые в школе. Но особенно большую воспитательную нагрузку несут русский язык и литература. Исходя из приоритета общечеловеческих ценностей, важнейшей задачей воспитания является формирование индивидуальных особенностей личности, развитие в ней творческих способностей, интуиции, воображения, мышления

Просмотр содержимого документа
««Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)»»

План-конспект проведения урока-игры

«Олимпийские интеллектуальные игры (по мифам Древней Греции)»

Предмет: литература

Класс: 6

Тема урока: Мифы Древней Греции

Цели урока:

1.Обучающие:

- обобщение и закрепление знаний по теме «Мифы Древней Греции».

2.Развивающие:

Развитие целостного отношения к миру и искусству;

Формирование эстетического вкуса через приобщение к богатству древнегреческой культуры.

3.Воспитательные:

Формирование навыков общения в диалоге с учителем, одноклассниками и самим собой;

Формирование интереса к изучению мировой литературы.

Тип урока : урок повторения и обобщения знаний по теме «Мифы Древней Греции»

Задачи урока:

- воссоздания целостности восприятия мифов и легенд Древней Греции

Развитие логического мышления

Контроль уровня усвоения темы

Формирование положительного отношения учащихся к изучению литературы в целом

Оборудование: карточки с заданиями, компьютер, экран, мультимедийный проектор

Ход урока с применением ПРЕЗЕНТАЦИИ

Вступительное слово учителя.

Слайд № 1

Древней Греции принадлежит честь создания большинства мифов и легенд. До сих пор мифология греков поражает своей красочностью и разнообразием. Греки создали своих богов по образу и подобию людей, наделили их непременными и непреходящими красотой и бессмертием. Божества были очеловечены до такой степени, что обладали теми же качествами и эмоциями, что и люди, судьбами которых они управляли: они одновременно были великодушны и мстительны, добры и жестоки, влюбчивы и ревнивы, судьба их была также зависима от жребия Мойр, как и жизнь людей зависела от олимпийских богов.

А результаты сегодняшнего состязания будут зависеть только от вашего упорства, ваших знаний и возможностей.

Слайд № 2

Мифы Древней Греции – «сокровищница мировой культуры». Поясните данное высказывание.

Эпиграфом нашего урока будут слова Дмитрия Сергеевича Лихачёва:

«Глубокое проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»

Слайд № 3

Объявляется о начале Олимпийских интеллектуальных игр, где каждый будет прокладывать путь к победе не силой, а умом. На период Олимпийских игр воцаряется священный мир, нет места ссорам и обидам.

В разминке участвуют все игроки. (Каждый учащийся, ответивший правильно, получает зелёный жетон-листик из лаврового венка)

Слайд № 4

Разминка

1. Дайте определение слову «мифы».

(Мифы – предания, сказания. Это произведения, созданные фантазией народа, в которых рассказывалось о происхождении мира и человека, а также о деяниях древних богов и героев)

2. Что является главной отличительной чертой мифа и сказки?

(Понятие о происхождении мира и человека)

3.Из каких источников стали известны мифы Древней Греции?

(Поэмы Гомера, Гесиода)

4.Как называлась пища греческих богов, давшая

им вечную юность и бессмертие?

(Нектар-напиток, амброзия-пища)

5.Чем отличались олимпийские боги от людей?

(Бессмертием)

6.Как называлась одежда, которую носили древние греки и римляне?

(Туника. Тога. Хитон.)

7.Назвать музыкальные инструменты Древней Греции.

(Кифара. Лира.)

8.У статуи Зевса в правой руке богиня победы. Назовите её.

(Ника.)

Слайд № 5

Мифологические образы в живописи

9.Три картины из этого ряда созданы на сюжеты античной мифологии,

легендами. Найдите « лишнее» звено в данном ряду.

(«Лишнее»- картина М. Врубеля «Царевна-Лебедь»)

Слайд № 6

10.Соотнесите древнегреческого бога и то, что он собой олицетворяет.

Афродита- любовь и красота, Афина- война, мудрость, Аполлон-искусство, Фемида- справедливость и право, Немезида-право, Посейдон- море.

Слайд № 7

Первый тур «Боги и герои мифов»

1.Назовите братьев Зевса.

(Аид. Посейдон)

2.Кому может быть известна судьба самого Зевса?

(Мойрам, богиням судьбы)

3. Кому из трёх богинь(Афине, Афродите, Гере) Парис вручил яблоко с надписью «Прекраснейшей»? (Афродите)

4.Назовите героя греческой мифологии, чья деятельность стала символом бесплодного труда.

Во второй тур выходит половина участников, получивших большее количество лавровых листиков .

Слайд № 8

Второй тур «Мифические животные»

1.Мифические существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесов.

(Кентавр)

Слайд № 9

2.Туловище этого чудовища спереди львиное, в середине - козье, сзади-змеиное; у него три головы: льва, козы, змеи, - изрыгающие из пастей пламя. (Химера)

Слайд № 10

3.Чудовище с лицом и грудью женщины, телом льва и крыльями птицы. Это чудовище Гера в наказание наслала на Фивы. Оно сидело недалеко от города и задавало прохожим загадку: «Кто утром ходит на 4 ногах, днём на 2, а вечером на 3?» Не ответившего на этот вопрос чудовище насмерть душило в объятьях. (Сфинкс)

Отгадать загадку сфинкса (человек с рождения и до старости)

Слайд № 11

5.Чудовища с крыльями птицы, клювом орла и телом льва. Они - «собаки Зевса». (Грифоны)

Слайд № 12

6. Полудева-полузмея. Обитала в подземной пещере, вдали от богов и людей. (Ехидна)

Слайд № 13

7. Страж Аида, трёхголовый пёс со змеиным хвостом. (Цербер)

Слайд № 14

8. Волшебная птица родом из Эфиопии. Похожа на орла в огненном оперении, живёт 500 лет. Когда погибает, то из праха её возрождается новая птица. (Феникс)

Слайд № 15

Переходят в следующий тур 8 человек.

Слайд № 16

Третий тур «12 подвигов Геракла»

Восстановить последовательность подвигов Геракла.

На карточках (их по количеству игроков должно быть 8) указаны 12 подвигов в любой последовательности, необходимо в правильной последовательности расставить цифры от 1 до 12 .

1.Немейский лев

2.Лернейская гидра

3.Стимфалийские птицы

4.Керинейская лань

5.Эриманфский вепрь

7.Критский бык

8.Кони Диомеда

9.Пояс Ипполиты

10.Коровы Гериона

12.Яблоки Гесперид

Слайд № 17

Четвёртый тур «Поговорим о подвигах…»

1.Сколько голов у гидры?

2.Кто помог одолеть гидру?

3.Кому принадлежала керинейская лань?

4.Куда спрятался Эврисфей, увидев Геракла с вепрем?

5.Кто из богов подарил быка царю Крита?

6.Чем кормил Диомед коней?

7.Каково значение пояса Ипполиты?

8.Как удалось Гераклу одолеть стимфалийских птиц?

Слайд № 18

В 5 тур выходят 2 человека.

Пятый тур «Греко-римские боги»

Выдаются карточки с именами греческих и карточки с именами римских богов.

Необходимо правильно соотнести имена греческих и римских богов.

1.Зевс-Юпитер(царь богов,людей, бог грома и молнии)

2.Гера-Юнона(хранительница семьи)

3.Афродита-Венера

4.Эрот-Купидон

5.Арес-Марс

6.Артемида-Диана

7.Афина-Минерва

8.Гефест-Вулкан

9.Посейдон-Нептун

Слайд № 19

В ходе выполнения заданий 5 тура все учащиеся класса (кроме 2-х финалистов) выполняют тест на отдельных листах контроля и сдают их учителю после выполнения заданий.

Тест для зрителей

1.В какое животное мог превращаться Зевс?

Б) в вепря

Г) в кентавра

2.Какое животное приносили в жертву Гере?

Б) корову

3.Какая богиня носит прозвище Пенорождённая?

Б) Артемида

В) Афродита

4.Как звали скульптора, которому Афродита помогла оживить статую?

А) Агамемнон

Б) Пигмалион

В) Купидон

5.Как называли греки ветра? (Соедините стрелками нужные варианты)

северный Зефир

восточный Борей

южный Эвр

западный Нот

6.Как звали богиню радуги?

А) Немезида

В) Алкмена

7.Соотнесите крылатые выражения с их смыслом - «положение, когда

опасность угрожает с разных сторон»

А) оседлать Пегаса

Б) химера

В) курить фимиам

Г) между Сциллой и Харибдой

8.Соотнесите крылатые выражения с их смыслом - «стать поэтом»

А) оседлать Пегаса

Б) химера

В) курить фимиам

Г) между Сциллой и Харибдой

9.Бог, покровитель искусств, музыки и поэзии

А) Дионис

Б) Гефест

В) Аполлон

10.Соотнесите олимпийского бога и атрибуты, ему принадлежащие:

А) Афина 1) венок

Б) Аполлон 2) доспехи и копьё

В) Гефест 3) молнии и громы

Г) Зевс 4) венок и лира

Д) Арес 5) молот и наковальня

Слайд № 20

Подведение итогов.

Честная борьба определила сильнейшего. Увенчаем его! И да сопутствует богиня счастья, случая и удачи Фортуна (греч. Тихе) всем участникам нашей Олимпиады!

Награждение лавровым венком победителя Олимпийских интеллектуальных игр.

Желаем удачи в постижении тайн великой мировой литературы

Больше слушайте, говорите, читайте, пишите!

Анализируйте свою речь!

Домашнее задание

Слайд № 2

«Проникновение в культуру прошлого и культуры других народов сближает времена и страны»

Д.С. Лихачев

Письменно ответить на вопросы:

Как вы понимаете эти слова?

Какие вопросы, волновавшие наших предков, до сих пор тревожат умы человечества?

Чем интересны мифы нам, современным людям?





error: Контент защищен !!