Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста методическая разработка (музыкально-ритмическое занятие, подготовительная группа) на тему. Конспект оод для детей старшего возраста на тему "музыкальные инструменты" Бесе

Уважаемые родители, педагоги, сегодня в российском дошкольном образовании установлены Федеральные государственные образовательные стандарты, где на первое место выдвигается всесторонне развитая творческая личность ребёнка. Заложить фундамент такой личности важно именно в дошкольный период, так как именно это время считается наиболее благоприятным для роста и развития будущего человека. Ребёнок является не объектом, как это было в советское время, а субъектом образования. В связи с этим мы должны ориентироваться на его потребности и интересы.

Во ФГОС ДО выделена образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», которая занимает значительное место в системе воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста. В художественно-эстетическое развитие входит понимание словесного, музыкального, изобразительного искусства. Для полноценного музыкального развития дошкольников в настоящее время музыкальный руководитель строит свои занятия во взаимодействии искусств.

Данное пособие разработано на собственном педагогическом опыте, которое позволяет педагогу, родителю творчески подходить к занятию музыкой, а ребёнку даёт возможность войти в мир искусства средством музыки, понять художественный образ, ненавязчиво получать основные знания о музыкальных инструментах в ходе беседы, а также получить удовольствие о соприкосновения с искусством, азы творческого начала.

Желаю Вам успехов в формировании основ музыкальной культуры и художественного творчества вашим воспитанникам!

О. А. Каменская.

Балалайка – душа народа

Брень-брень, брень-брень-брень.

Три струны звенят весь день.

Золотые струны эти нам сыграют всё на свете.

Балалайка – русский народный струнный музыкальный инструмент. Её очень любили в народе. Лихой, весёлый голос украшал праздники и гулянья.

Первым, кто понял, что на балалайке можно исполнять не только плясовую музыку, был Василий Васильевич Андреев, замечательный музыкант, виртуоз-балалаечник. Он очень любил этот музыкальный инструмент, поэтому основал великорусский оркестр в Санкт-Петербурге, собрав воедино балалайки разной величины, добавил баян, гусли и другие русские народные музыкальные инструменты, стал выступать с этим оркестром даже в концертных залах.

Благодаря В. В. Андрееву балалайку знают не только в России, ее голос по всему свету звенит, поёт, веселит людские сердца. Балалайка пользуется большой популярностью в Европе, Австралии, Казахстане, Украине, Белоруссии, США.

23 июня народные песенники и музыканты отмечают праздник – День балалайки. Ежегодно в Крыму 23 июня с 2010 года собираются музыканты-народники и проводят фестиваль в честь этого праздника, на котором выступают лучшие балалаечники всего мира. Грандиозное торжество собирает тысяча зрителей, сердца которых покорила балалайка.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением балалайки (приложение 1) и познакомьте детей с портретом балалаечника В. В. Андреева (приложение 2). После рассказа о балалайке предложите детям прослушать игру на балалайке в исполнении В. В. Андреева. Поговорите о музыке. Какая музыка по характеру? Как звучит балалайка? (приложение 28). Имитируйте игру на балалайке вместе с детьми. Попросите под звуки балалайки нарисовать рисунок, русский народный образ.

Гитара относится к группе струнно-щипковых музыкальных инструментов. К этой группе также относятся, например, арфа и балалайка. Все эти музыкальные инструменты объединяет наличие струн и способ извлечения звука щипком. Гитара состоит из корпуса, грифа и шести струн.

Появилась гитара очень давно. На ней играли ещё греки, но называлась она кифара. Есть такая легенда: музыкант по имени Орфей потерял свою жену Эвридику. Она умерла от укуса змеи. Тогда он забросил музыку из‐за тоски к любимой жене. Боги сжалились над ним и разрешили музыканту войти в царство мёртвых и вывести оттуда любимую жену.

Считается, что современная гитара пришла к нам из Испании, но тогда она выглядела иначе. У неё было другое количество струн, и форма инструмента была немного другая.

На гитаре можно не только играть, под неё можно исполнять песни. Когда люди ходят в поход, они очень любят брать с собой гитару, и исполнять под неё различные песни.

Но гитара не всегда была такой, как мы привыкли её видеть. Раньше в нашей стране, была популярна семиструнная гитара, которая называлась русская и цыганская. На ней очень любили исполнять романсы и цыганские песни. Сегодня на гитаре можно исполнять очень разную музыку, и старинную, и русскую народную, и современную.

Русский гитарист-исполнитель и педагог, лауреат международных конкурсов Леонид Владимирович Карпов является известным виртуозом-гитаристом в России.

Во время рассказа показывайте детям картинки с изображением гитары (приложение 3) и познакомьте детей с портретом гитариста Л. В. Карпова (приложение 4). После рассказа о гитаре предложите детям прослушать игру на гитаре в исполнении Л. В. Карпова. Поговорите о том, какая была музыка? Как звучала гитара? (приложение 28) Имитируйте вместе с детьми игру на гитаре. Попросите детей под звуки гитары нарисовать любой художественный образ.

Гусли-гусли-самогуды

Гусли-гусли-самогуды

Распевают песню всюду.

Раз готовы вы, друзья,

Танцевать нам всем пора.

Согласно былине, в стародавние времена жил в Новгороде купец и музыкант Садко. Играл он на гуслях звончатых, да так, что его игра полюбилась морскому царю. И повелел царь доставить к себе Садко, чтобы он своей музыкой веселил подводных жителей. Пришлось Садко спуститься к царю морскому и там играть на гуслях. Так продолжалось десять лет. За это время полюбила Садко дочь морского царя Волхова, сжалилась над музыкантом и помогла ему вернуться домой.

С тех пор гусли везде зазвучали по русской земле, музыкантов гуслярами звали. Ходили они из селения в селение, под перебор струн пели былины, в том числе о Садко. А русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу, в которой рассказывается о любви дочери морского царя Волховы к Садко.

Гусли представляют собой плоский ящик с натянутыми струнами в форме трапеции. Количество струн – 13. Этот многострунный щипковый музыкальный инструмент был популярен у народов Прибалтики и Поволжья. Называли его по‐разному. Эстонцы «каннель», финны – «кантеле». «Гудение струнное» у многих народов считалось способным творить чудеса. Гусли могут выразить любое настроение: грустное и весёлое. Играют на них, перебирая струны, как и на арфе. Гусли звучат в оркестре русских народных инструментов. Для них даже пишут специальные партии, чтобы они свой голос показали, украсили выступление.

Прежде чем поговорить о гуслях, предложите детям посмотреть художественный фильм-сказку «Садко» или его отрывок. Во время рассказа показывайте детям иллюстрации гуслей (приложение 5), образ Садко (приложение 6), познакомьте с портретом композитора Н. А. Римским-Корсаковым (приложение 7). После рассказа предложите послушать игру на гуслях самого Садко, либо известного музыканта-гусляра. Поговорите о музыке. Какая она была по характеру. (приложение 28). Предложите детям нарисовать гусли или любой другой художественный образ.

Проект цикла бесед о музыкальных инструментах с детьми старшего дошкольного возраста

Составлен старшим воспитателем ГБДОУ д/с № 14

Лобатовой Верой Евгеньевной

Санкт-Петербург 2012

Основные задачи цикла:


  1. Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре.

  2. Знакомство с народными музыкальными инструментами (ударные, духовые, струнные): их историческое прошлое, особенности и основные отличия.

  3. Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.

  4. Прививать интерес к музыкальным играм.

  5. Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Принципы отбора материала и его структурирования:


  1. Тематический - наличие тем, которые изучаются в течение месяца и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.

  2. Принцип адаптивности - гибкое применение содержания и методов музыкального развития в зависимости от индивидуальных и психо­физиологических особенностей детей.

  3. Принцип Цикличности - повторяемость тем в разных возрастных группах.

  4. Принцип контрастного сопоставления - происходит рождение проблемной познавательно-оценочной ситуации, заостряет внимание детей.

  5. Принцип синкретизма - взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности, при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки.

Беседа 1.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление об историческом прошлом ударных музыкальных инструментов.

  2. Помочь понять, что название «ударные» идет от способа звукоизвлечения.

  3. Дать понятие «ритм» (от ритма в природе до музыкального ритма).

  4. При прослушивании звучания ударного музыкального инструмента, помочь увидеть особенности его «голоса», характера возможных движений (танцев).

  1. При сравнении ударных находить сходства и различия.

  1. Познакомить с литаврами: историческим прошлым, внешним видом, особенностями звукоизвлечения.

Говорят, что изобретателями первых музыкальных инструментов были дети. Да, да, такие как вы. Обратили ли вы внимание, что исполнение музыки называют игрой? ... Кто знает, может это потому, что с игры, с игрушек начались музыкальные инструменты. Какими же они были? Возможно, это было дерево с дуплом. Первобытный человек ударил по нему и дерево зазвучало. Хорошо быть хозяином диковинного инструмента, который звучит по твоему желанию. Правда, для этого приходилось каждый раз идти к своему дереву. И первобытный музыкант сделал себе инструмент поменьше, чтобы брать его с собой.

Задание детям:


  1. Натянуть кусок ткани и сделать примитивный ударный инструмент.

  2. Рассмотрев коллаж «Музыкального инструмента первобытного человека», дети должны определить, что общего у представленных инструментов (чтобы они зазвучали в них нужно ударить).
Вывод:

Поэтому эти музыкальные инструменты называют ударными . Их особенность - передают ритм. Ритму подчинено все живое в природе. А древние люди, в отличие от нас, жили в тесной связи с природой.

Задание детям - Просмотреть видеоклип «Настольная игра на барабанах без музыки» (6). Дать возможность обменяться впечатлениями. Обсудить услышанное по вопросам:


  • что необычного в этой музыке?

  • какие звуки услышали?

  • какие использовались музыкальные инструменты?

  • какие движения могут быть под эту музыку?

  • дети исполняют танец-импровизацию под звуки тамтамов.
- Все ударные музыкальные инструменты делятся на мембранные и самозвучащие. Мембрана - это «кожица», «перепонка», она натянута на жесткий корпус инструмента. Именно мембрана издает звук.

Задание детям:

Из представленных музыкальных инструментов (бубен, барабан, литавра) выбрать и назвать знакомые, показать, как извлекается звук, отстучать ритм. Выявить общее из всех инструментов, попытаться объяснить, почему все ударные круглой формы (чтобы кожа была равномерно натянута).

Прослушать отрывок из «Марша деревянных солдатиков» П.И. Чайковского. Обсудить услышанное: какой музыкальный инструмент звучал, особенности мелодии...

Вывод: Барабан может быть использован как военный музыкальный инструмент. Попросить детей рассказать, что они знают об этом. Ю. Литов «Барабанщик» - с ритмическим аккомпанементом на барабане.

■ Дети сравнивают бубен и барабан. Они - музыкальные инструменты. После просмотра видеофрагмента «Танец атуров с бубном» (5), обсуждают, что увидели необычного, особенного.

Вывод: разное звукоизвлечение: у бубна - локтем, коленом, ладонью и т.д.

Познакомить детей с литаврами... Выявить отличия от других ударных инструментов: звук долгий и гулкий, определенной высоты, что зависит от натяжения мембраны. Послушать звучание в записи. (10) Обсудить услышанное.

Звучать может любой инструмент, по которому стукнули. Все, что было под рукой в доме, а особенно деревянного могло оказаться музыкальным инструментом.

Творческое задание детям: Играет детский оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, маракасы...). Мелодия по выбору детей. После выступления обсуждение, какими инструментами пользовались, особенности их звучания и звукоизвлечения (рассказывают дети).

Вывод: Ударные музыкальные инструменты довольно простые, но, например, деревянные расписные ложки - это не только ударный инструмент, но и произведение декоративно-прикладного искусства; а трещотка - деревянный старинный народный инструмент. Ее древние назначение - защита жилища и человека от злых духов.
Беседа 2.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментов.

  2. Помочь понять, что название «духовые» идет от способа звукоизвлечения.

  3. При прослушивании звучания духового музыкального инструмента помочь увидеть особенность его «голоса», чувства, которые он вызывает...

  4. При сравнении духовых находить сходства и различия.

  5. Развивать умение подбирать мелодию к двустишью.
Примерное содержание беседы и заданий детям.

Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.

Задание детям.


  • Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.

  • Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).

  • Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.
Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.

Слушание В. Агафонников «Дудка».

Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка (7), обсудить услышанное.

Задание детям:

Творческое задание детям:

Сочинить мелодию к словам:

Пастушок, Пастушок,

Заиграй скорей в рожок.

(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)

Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.

Дети слушают звучание свирели (8), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.

Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождается ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)

Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские, филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Творческое задание детям:

Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).

Беседа 3.
Основные задачи:


  1. Дать детям представление о струнных музыкальных инструментах: историческое прошлое, внешний вид, способ звукоизвлечения, сходства и различия.

  2. Познакомить с домрой, ее необычной судьбой.

  3. Помочь понять смысл понятия «народные» музыкальные инструменты.

  4. Развивать умение чувствовать связь музыки и изобразительного искусства.

Примерное содержание беседы и заданий детям:

Дети стреляют из детского лука - что услышали?

Вероятно, когда-то человек заметил, как гудела, звенела, пела натянутая тетива лука. А ведь это и была первая струна. Кто-то услышал в этом звуке музыку и попробовал натянуть жилу - тетиву, чтобы получить не оружие, а музыкальный инструмент.

Задание детям:

Сравнить звучание длинной и короткой тетивы. Вывод: чем короче - тем тоньше звук; а значит, одна струна - 1 звук. Хочешь много звуков - натягивай много струн. Так появились струнные музыкальные инструменты. Они бываю щипковые и смычковые. На них играют двумя способами...

Задание детям.

Рассмотреть, сравнить по внешнему виду и звучанию гусли, балалайку, домру. Назвать знакомые инструменты.

Рассказ о домре. Инструмент с очень странной судьбой. Раньше он был очень распространен в России, но потом исчез... и родился заново.

Просмотреть видеофрагмент (11).

Святки - народный зимний праздник, связанный с приходом Нового года....Молодежь и детвора с бубнами, погремушками, домрами, рожками ходили по домам и дворам и колядовали:

Сею - вею, подсеваю С Новым годом поздравляю!...

Но во время царствования Алексея Михайловича такие праздники были запрещены. Он повелел: « домры... и всякие гудебные... сосуды отнимать и, изломав.... Жечь». Так домра исчезла. А спустя много лет русский композитор В. В. Андреев возродил домру...., но уже в оркестре народных инструментов.

Но на месте домры появилась...(показ иллюстрации или инструмента). « Сцена на улице» Е. Честнякова, картины В. Васнецова «Гусляры».

В древних русских летописях и былинах упоминается славянский народный инструмент - гусли. Название его произошло от древнеславянского слова «гусла», значит «гудеть». Звук их действительно звонкий, струны долго гудят. Инструмент этот делали разной формы и играли на нем по-разному. (Показ иллюстраций разного вида гуслей - шлемовидные, крыловидные, трапециевидные).

Задание детям.

После просмотра видео отрывка из сказки «Садко» (где Садко играет на гуслях). Или Н. Римский-Корсаков «Заиграли мои гусельки» (песня Садко из оперы «Садко»). Определить особенности «голоса» гуслей, характер мелодии, способы звукоизвлечения:

Как во славном Ново-Городе,

Был Садко, веселый молодец;

Не имел он золотой казны,

А имел лишь гусельки яровчаты;

По пирам ходил - играл Садко,

Спотешал купцов, людей посадских.

Задание детям.

Посмотреть выступление балалаечников (8,9); или В. Агафонников «Балалайка». Определить особенности «голоса» балалайки, характера мелодии, эмоциональных чувств, которые она вызывает, движений, которые хочется под нее исполнять.

Балалайку очень любили - на ней играли по всей России. «Характер» у балалайки легкий. О ней сложили много песен и стихов.

Вечор Васенька по улице прошел,

Он и наигры наигрывает,

В балалаечку набрякивает -

Балалайка выговаривает

Задание детям.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились на занятиях.

Ответить на вопрос: Почему все эти музыкальные инструменты можно назвать народными? (За то, что народ их своими признал. Разговаривает с ними на «ты», как между своими водится, а не на «вы», как вежливость требует. Жизни народной не сторонится, в делах и забавах народных участвует; рукам музыкантов послушный; говором народным не брезгует, запросто с народом общается.)

Творческое задание детям.

Перед детьми 3 музыкальных инструмента: гусли, свирель, барабан. Необходимо примерить голоса инструментов к трем картинкам:


  • Водяные струи водопада звучали голосом....(гуслей). Потоки звуков играют, как потоки воды, солнечными бликами...; а голос гуслей звонкий, ясный, говорит, будто веселые искорки сыплются.

  • С тихого летнего луча ветер принес нежный голос... (свирели);

  • Звуки (барабана) вели войска а битву.
Звуки музыки не похожи на настоящие звуки водопада, лужайки, битвы. Но разве эти звуки обманули нас, сказали неправду? Нет, они правдивы. Они не просто рисовали картину, они рассказывали. Про задумчивость и покой природы, про вечное и изменчивое

В музыке есть такие краски, такие звучания, которые и вы, и я, и еще многие другие люди понимают одинаково. И это все сила музыки!
Беседа 4

Основные задачи:


  1. Закрепить представления о народных духовых, струнных, ударных музыкальных инструментах: особенности их звучания, звукоизвлечения, внешнего вида, исторического прошлого.

  2. Вызвать желание играть в музыкальные игры.

  3. Воспитывать стойкий интерес к музыке.
Примерное содержание.

Вспомнить с какими музыкальными инструментами познакомились.

Вывод - что хотя они все такие разные, но все же удивительно похожие. Ну, прямо одна большая семья. Что же общего между ними? (Выслушиваются предположения детей). Общее то, что все они музыкальные инструменты. Все они называются хорошим мастеровым словом инструмент, потому что они.... (с их помощью человек делает музыкальную работу - мастерит звуки.)

Игра «Музыкальный магазинчик»:

Над входом висит «Музыкальный квадрат». Только тот, кто его разгадает, может войти: в квадрате спрятаны, среди остальных букв, названия музыкальных инструментов. Читать надо по вертикали и горизонтали.

Дети придумывают название «музыкальным монетам», рисуют их. Определяют, сколько будет стоить каждый музыкальный инструмент. Выбирают продавца (3) и покупателей. Продавец должен уметь представить музыкальный инструмент, чтобы покупатель захотел его купить.

Чтобы купить некоторые музыкальные инструменты (они спрятаны в красивых коробках), нужно узнать их: 1) по звучанию, обосновывая свой ответ. 2) по загадке. 3) по описанию.

Вывод:

Насколько игра увлекла детей, можно судить о результативности данного цикла бесед.
Использованная литература:


  1. Бакланова Т.И., Новикова Г.П. Музыкальный мир: Программа «Методические рекомендации. - М.: Вентана-Граф, 2008. - 240с. (Тропинки).

  2. Кленов А. Там, где музыка живет. 3-е изд., испр. - М.: Педагоки-Пресс, 1994.-152с. :ил.

  3. Левашева Г.Я. Рассказы из музыкальной шкатулки. Научно-художественная книга. Изд. 2-е, испр-е и доп. Рис. Н. Кошелькова. Л., Дет. Лит., 1975г, 144с.

  4. Петрова Т. Про свирель, гудок и бубен: Дет. Энциклопедия русских народных инструментов в картинках народного быта / Худ. О. Контарева. - Калининград: ГИПП Янтарный сказ, 1995 - 144с.

  5. Чукаш И. Дудочка и барабан. Изд. Дет. Литер., 1983г.

Беседы о музыке как виде искусства

Откуда появилась музыка

Педагог. Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое музыка и как она зародилась.

Музыка появилась еще тогда, когда на земле не было ни больших городов, ни маленьких поселков и деревень. Но уже в те далекие от нас времена люди не могли прожить без музыки ни одного дня. Музыка сопровождала человека повсюду: и в его работе, и в бою, и на отдыхе. В радостные минуты и в минуты печали музыка была с человеком. Сначала люди сами сочиняли и исполняли музыку. В ней они рассказывали о различных событиях своей жизни. Потом появились музыкальные инструменты, на которых могли играть только музыканты. Музыку для них стали сочинять композиторы. Вам, конечно, знакомо слово «композитор». Это человек, который пишет музыку. Каких композиторов вы знаете? (дети отвечают.) А как композитор пишет музыку? (дети отвечают, педагог помогает им.) Правильно, он пишет музыку с помощью специальных музыкальных знаков - нот (Показывает детям ноты.)

Так же как писатель пишет свои рассказы с помощью букв и слов, композитор сочиняет свои музыкальные истории с помощью нот. Но для того чтобы эти истории услышать, их еще нужно уметь «прочитать». Это могут сделать музыканты, которые исполняют музыку разных композиторов на различных инструментах. Давайте послушаем пьесу композитора «Охота» и попытаемся понять, что нам хотел рассказать автор в своем произведении. (Дети слушают произведение, а затем делятся своими впечатлениями.)

Музыкальные звуки

Педагог. Дети, сегодня мы продолжаем разговор о музыке. Мы с вами уже знаем, что музыка может рассказать нам множество интересных историй о том, что нас окружает и волнует. Но слышим мы не слова, а звуки. Музыкальные звуки - это кирпичики музыки. Для добычи звуков люди изобрели специальные музыкальные инструменты и научили их говорить. Вы уже знакомы с некоторыми музыкальными инструментами. Назовите их. (Дети называют знакомые музыкальные инструменты.)

Но звуки сами по себе ничего не означают. (Педагог проигрывает детям отдельные звуки на фортепиано, аккордеоне , металлофоне, дудочке.) А вот если композитор соберет эти звуки вместе, объединит их в мелодию, построит из этих кирпичиков музыкальную пьесу, тогда музыкальные звуки оживут, заговорят, расскажут нам об увлекательных приключениях, заставят нас волноваться, грустить, радоваться. Музыкальные звуки отличаются от простых звуков: они певучие, а в руках музыканта могут быть нежными и суровыми, протяжными и отрывистыми, грустными и веселыми. Они могут напоминать вздох или смех, испуганный вскрик или убаюкивающий напев. Музыкальные звуки очень многоликие и гибкие, их можно произносить на десятки ладов, поэтому они могут рассказывать нам о различных событиях. Давайте послушаем музыкальные пьесы и убедимся в том, какие разные бывают музыкальные звуки.

(Дети слушают отрывки музыкальных произведений «Сентябрь. Охота» из фортепианного цикла «Времена года» русский танец «Трепак» из балета «Щелкунчик» Петра Ильича Чайковского, отрывки из симфонической сказки Петя и волю Сергея Сергеевича Прокофьева.)

Что выражает музыка

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы с вами выяснили, что музыка рассказывает свои истории с помощью разнообразных музыкальных звуков. А сегодня мы поговорим о том, что может выражать музыка. Музыка способна раскрывать человеческие чувства, выражать разнообразные настроения. Мир человеческих чувств очень богат: радость, печаль, грусть, счастье, веселье, мечтательность, гнев, ненависть, тревога, взволнованность, беспокойство - все это может выразить музыка.

Послушаем пьесу немецкого композитора Роберта Шумана «Веселый крестьянин» из Альбома для юношества (Педагог исполняет пьесу.)

Крестьянин возвращается с поля. Он хорошо поработал, и на душе у него легко и радостно. Бодрая и светлая мелодия этой пьесы рассказывает нам о том, как весело шагает крестьянин и, улыбаясь, поет песню. Нам легко было представить себе эту картинку, потому что композитор очень ярко передал в музыке настроение своего героя. Сочиняя эту пьесу, он сам словно видел, как весело шагает крестьянин по дороге домой.

А вот другая пьеса из этого же альбома - «Отзвуки театра». (Педагог исполняет пьесу.)

В жизни маленького героя произошло важное событие: он впервые побывал в театре, и спектакль произвел на него сильное впечатление. Мальчик вновь переживает увиденное, и его охватывает необычайное волнение. Слышите, как тревожно, а иногда грозно звучит мелодия? Музыка произведения очень хорошо выражает чувства героя.

(Беседу можно построить и на других произведениях, например пьесах разного характера из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского.)

Беседы по слушанию музыки на усвоение жанров

Колыбельная песня: знакомство с жанром

Программное содержание:

Учить различать жанр колыбельной песни, обратив особое внимание на интонационную выразительность мелодии. Узнавать спокойный, ласковый характер музыки.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь с жанром колыбель ной песни. Кто из вас знает, что такое колыбельная песня? (дети отвечают, что колыбельную песню поет мама когда укладывает ребенка спать.) Правильно, колыбельная песня поется перед сном. Послушайте «Колыбельную» русского композитора Евгения Голубева. Она написана для одного инструмента - фортепиано, без голоса. Попробуйте определить характер музыки. Какие настроения, чувства она передает? (Исполняет пьесу.)

Дети. Музыка спокойная, ласковая, нежная.

Педагог. Правильно, музыка нежная, светлая, убаюкивающая, задумчивая. Послушайте пьесу еще раз и скажите, почему композитор назвал ее «Колыбельная». (Исполняет фрагмент произведения.)

Дети. Пьеса так называется, потому что она спокойная, под нее можно убаюкивать маленького ребенка.

Педагог. Молодцы - вы правильно это подметили.

В «Колыбельной» Е. Голубева нет слов - это инструментальная музыка, но она, как и колыбельная песня, плавная, напевная.

Ребята, а как вы думаете, о чем рассказывает эта музыка?

Дети. Мама убаюкивает своего ребенка.

Педагог. Верно, мать качает своего малыша и поет ему ласковую песенку. Она очень любит свое дитя - так нежно звучит мелодия. А ребенок засыпает, и, наверное, ему приснится чудесный сон. (Показывает детям иллюстрации, читает стихи, подходящие к этой теме.)

Колыбельная песня в инструментальной вокальной музыке

Программное содержание:

Различать жанр колыбельной в инструментальной и вокальной музыке, дать детям представление о разновидностях колыбельных песен.

Ход занятия:

Педагог: .Дети, мы с вами познакомились с «Колыбельной» композитора Е. Голубева. Сейчас я вам сыграю еще одну «Колыбельную песню», которую написал замечательный русский композитор Анатолий Константинович Лядов. Он написал для детей 18 песен, так и назван их - «детские песни». Среди этих песен есть и несколько колыбельных. Одна из них - .Котинька-коток Мелодию композитор запомнил с детства, ему напевала ее няня. В русских колыбельных песнях иногда призывали ласкового, доброго кота прийти покачать ребенка. За это ему обещали награды: «кувшинчик молока, кусочек пирога, хвостик вызолотить, лапки высеребрить». Так и в этой колыбельной. Послушайте ее и скажите, какая она по настроению. (Исполняет колыбельную.)

Дети. Она ласковая, нежная, спокойная, тихая.

Педагог . Верно. Сравним ее с «Колыбельной» Е. Голубева. Что общего между этими произведениями? (Исполняет пьесу Е. Голубева.)

Дети. Обе колыбельные спокойные, плавные, ласковые, тихие.

Педагог . Правильно, колыбельные обычно исполняются в спокойном темпе, медленно, тихо, напеваются как бы вполголоса. А в чем же их отличие?

Дети. Первая колыбельная без слов, а вторая со словами.

Педагог. Вы видите, что мелодию в колыбельной пёсне может исполнять и голос, и какой-то один музыкальный инструмент, например фортепиано, как у Голубева. Колыбельная песня может быть со словами (вокальная) и без слов (инструментальная). Послушайте эти две колыбельные еще раз. (Исполняет их.)

А сейчас вы услышите колыбельную, которая звучит в сопровождении оркестра в опере «Садко». Оперу эту написал выдающийся русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Опера - это спектакль, в котором герои не разговаривают, а поют в сопровождении оркестра. В опере Римского-Корсакова главный герой Садко (гусляр и певец) во время своего плавания по морям попадает в подводное царство, где его полюбила морская царевна. Она не хочет отпускать Садко на землю, не хочет расставаться с ним и поет ему колыбельную, убаюкивая его. Послушайте эту музыку и скажите, какие настроения, чувства она передает. (Дети слушают аудиозапись.)

Дети. Музыка грустная, темная, звучит низко.

Педагог. Правильно, только я дополню вас: музыка таинственная, тревожная, протяжная, плачущая, сказочная, как бы доносится из глубины моря. Но заканчивается колыбельная светло - Садко ждет возвращения на берег, к людям.

А вот еще одна колыбельная для оркестра из симфонической сказки «Кикимора». Кикимора - злой сказочный, фантастический образ. Когда Кикимора была маленькой, она лежала в хрустальной колыбельке, а волшебный Кот-Баюн пел ей колыбельную песню. (Дети слушают аудиозапись. Свой рассказ педагог может сопровождать показом иллюстраций.)

Танец: знакомство с жанром. Вальс

Программное содержание:

Дать детям представление о танцевальном жанре. Учить различать жанр вальса, познакомить детей с вальсами различного характера.

Ход занятия:

Педагог. Ребята, вы знаете, что в музыке существуют различные жанры. С каким жанром вы уже знакомы? (дети отвечают, что они в жанре колыбельной песни.)

На прошлых занятиях вы познакомились с разновидностью жанра песни - колыбельной. А сегодня я вам расскажу о жанре танца. Вы, наверное, не раз видели, как танцуют люди. (Показывает рисунки, фотографии.)

Танец возник очень давно. Танцы бывают разные, их много, и у каждого танца своя музыка, свой характер. Сегодня вы познакомитесь с вальсом. Слово вальс в переводе с французского языка означает кружиться. Это плавный танец. Слушая его, чувствуешь чередование трех звуков, с ударением на первом: раз, два, три; раз, два, три. Вальс танцуют так, как подсказывает музыка, кружась. Послушайте Вальс норвежского композитора Эдварда Грига и скажите, какие чувства, настроения передает эта музыка.

Дети. Музыка грустная, плавная, нежная.

Педагог. Правильно, эта музыка ласковая, спокойная, задумчивая, мягкая.

Послушайте ее еще раз. (Исполняет пьесу.)

Но вальсы очень разнообразны по характеру. Бывают вальсы радостные и грустные, веселые и спокойные, светлые, мечтательные и задумчивые, печальные. Сейчас мы с вами послушаем «Вальс цветов» из балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» в исполнении оркестра. (Слушают аудиозапись.)

Как вы думаете, какой по характеру этот вальс?

Дети. Радостный, волшебный, светлый.

Педагог. Действительно, это радостный, благородный, изящный, праздничный, волшебный вальс, ведь танцуют его цветы в сказочном царстве сластей. Ребята, представьте себе, что вы тоже находитесь на балу и танцуете этот прекрасный вальс. (Звучит фрагмент «Вальса цветов» дети танцуют.)

Полька

Программное содержание:

Познакомить детей с жанром польки. Вызывать эмоциональный отклик на музыку веселого, шутливого, задорного характера. Узнавать и различать польку и вальс.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня мы продолжим знакомство с танцами и познакомимся с полькой. Полька - это подвижный, прыжковый танец, отрывистый, отчетливый, легкий, стремительный. Полька - чешский танец. В переводе с чешского языка «полька» означает «половина» ее основное движение - легкие полушаги. Послушайте детскую польку замечательного русского композитора Михаила Ивановича Глинки. Какая она по характеру? (Исполняет польку.)

Дети. Веселая, звонкая, легкая, быстрая, под нее можно подскакивать.

Педагог . Правильно, музыка подвижная, шутливая, бодрая. Под нее весело, легко танцевать. Вы можете попробовать танцевать под эту музыку. (Исполняет «детскую польку« М. Глинки еще раз.)

Какое у вас было настроение, что вы чувствовали, когда танцевали польку?

Дети . Настроение радостное, веселое, хотелось улыбаться, смеяться, прыгать, скакать.

Педагог. А теперь поиграем в игру «Угадай танец»: я вам играю музыкальное произведение, а вы называете, какой это танец. (Исполняет «Вальс цветов» , «Вальс» М. Стрибогга, «Итальянскую польку» , «Польку» , дети отвечают и поясняют свои ответы.)

Марш: знакомство с жанром.

Программное содержание:

Учить детей определять жанр марша, выделять различный характер маршей.

Ход занятия:

Педагог. Дети, сегодня вы познакомитесь еще с одним музыкальным жанром - маршем. Слово марш означает «шествие». (Показывает иллюстрации.)

Под музыку марша людям удобнее шагать, маршировать, поэтому он так и называется - марш, музыка его четкая, ритмичная. Послушайте марш композитора Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. (Исполняет произведение.)

Какого характера эта музыка?

Дети. Веселого, шутливого, бодрого.

Педагог . Правильно, этот марш озорной, игривый, задорный. Но марши бывают разные: и шутливые, бойкие, и печальные, скорбные, и торжественные, праздничные. давайте сравним «Марш»

Д. Шостаковича с «Маршем» И. Дунаевского из кинофильма «Веселые ребята». (Исполняет марш Дунаевского.)

Какого характера второй марш?

Дети . Этот марш - гордый, бодрый, смелый.

Педагог. Марш Дунаевского решительный, жизнеутверждающий, ведь под него шагает молодежь. А как вы думаете, кто может шагать под марш д. Шостаковича? (Исполняет фрагмент.)

Дети. Игрушки.

Педагог . Верно, под него могут шагать игрушечные солдатики, потому что он шуточный, игривый, озорной.. Давайте еще раз послушаем эти два марша. (Исполняет произведения, уточняет их различный характер.)

Ребята, вы послушали марши, исполненные мною на одном инструменте фортепиано, но марши могут звучать в исполнении оркестра. Вы, наверное, видели, как шагают на параде солдаты или спортсмены. А кто же исполняет им торжественные, праздничные марши?

Дети . Оркестр.

Педагог. Правильно, на параде марши исполняют духовые оркестры. И сейчас вы послушаете марш в исполнении оркестра, можете маршировать под него, как подсказывает вам музыка. (Звучит «Спортивный марш» И. Дунаевского в грамзаписи.)

Что вы почувствовали, когда маршировали под музыку?

Дети . Нам было радостно, весело.

Педагог . Действительно, когда звучит праздничный, торжественный марш, повышается настроение, нас охватывает чувство радости, всеобщего веселья.

Музыкальные жанры: песня, танец, марш.

Программное содержание:

Закрепить у детей знания о жанрах: песне, танце, марше. Узнавать и различать песню, танец, марш по интонационной характерности мелодии, ритмическому рисунку и другим средствам выразительности.

Ход занятия:

Педагог . Ребята, вы узнали, что в музыке существуют различные жанры.

Какие музыкальные жанры вы знаете?

Дети . Колыбельная песня, танец, марш.

Педагог . Раньше, давным-давно, люди думали, что земля стоит на трех огромных китах. А композитор, с музыкой которого вы уже знакомы, используя эту легенду, написал книгу, в которой утверждал, что вся музыка тоже держится на «трех китах» - песне, танце, марше. Они встречаются в любой музыке - и в опере, и в балете, и в симфонии. Песня, танец и марш знакомы вам, потому что сопровождают вас повсюду. Скажите, какие бывают песни?

Дети . Веселые, грустные или ласковые нежные - как колыбельная.

Педагог . Правильно, песни бывают различного характера, мы с вами слушали колыбельные песни со словами и без слов. Но все колыбельные объединяет ласковая нисходящая интонация.

Пропеть под музыку: «А-а, А-а».

Послушайте «Колыбельную» С. Майкапара и расскажите об этой музыке. (Исполняет пьесу.)

Дети . Это ласковая, спокойная, грустная, нежная, убаюкивающая музыка, она без слов.

Педагог . А теперь вспомним жанр танца. Какие вы знаете танцы?

Дети . Вальс, польку.

Педагог . Танцев существует очень много: бальные танцы (полонез, мазурка, вальс, полька, краковяк, кадриль и др.), народные танцы (русские, украинские, белорусские, грузинские и др.), современные танцы. Вы познакомились с вальсом и полькой. Послушайте

Вальса А. Лядова и Польку П. Чайковского из детского альбома и сравните их. (Исполняет произведения.)

Дети . Вальс плавный, нежный, мягкий, грустный, под него можно кружиться, а полька веселая, быстрая, под нее можно скакать, прыгать.

Педагог . А какой жанр еще существует в музыке? (дети отвечают, что это марш.)

Послушайте Марш С. Прокофьева из сборника детская музыка и расскажите об этом жанре. (Исполняет произведение.)

Дети . Музыка марша четкая, бодрая, задорная, веселая, под нее можно шагать.

Педагог . Мы с вами слушали много маршей. Четкость и бодрость маршу придает восходящая интонация-мелодия.

Повторите за мной этот скачок мелодии вверх, используя звук «А-а». А теперь попробуйте сочинить свой небольшой марш. При этом используйте восходящую активную интонацию и особый четкий ритм. (Педагог с помощью хлопков воспроизводит ритмический рисунок, подходящий для марша, который станет основой для сочинения, дети сочиняют небольшие образцы маршевых мелодий. Наиболее удачные педагог исполняет на фортепиано с сопровождением.)

Педагог . Ребята, а теперь мы поиграем в игру: вы получите карточки с изображением поющих, танцующих и марширующих детей; я буду исполнять музыку, а вы должны определить, какой это жанр, и поднять соответствующую карточку. (Проводит игру, после которой детям предлагается выразить через движения свое слышание различных жанров танцевальной музыки.)

Конспект беседы с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Колыбельные песни русских композиторов»

Кондукторова Наталия Валерьевна, воспитатель МБДОУ городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 20 «Теремок»

Данная разработка предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений, педагогов начальной школы. Также материал будет интересен студентам Педагогических Колледжей и высших учебных заведений, которым интересны вопросы методики музыкального воспитания дошкольников. В беседе рассказывается о происхождении слова «колыбельная»; рассматривается колыбельные песни в творчестве русских композиторов: П. И. Чайковского, А. К. Лядова.

Цель : Формирование у детей музыкально-эстетической культуры
Задачи:
1.Развивать музыкальное восприятие детей.
2.Формировать у детей представления о творчестве русских композиторов на примерах вокальных колыбельных.
Предварительная работа:
Изготовление «Волшебной книги» Феи музыки.

Материалы и оборудование:
1.Музыкальный центр.
2.Диск с записями колыбельных песен П. И. Чайковского («Колыбельная песнь в бурю» на стихи А. Плещеева, «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова.)
3.«Волшебная книга», включающая следующие страницы:
- изображение колыбельки с поющей мамой;
- портрет П. И. Чайковского;
- пейзаж Сурикова «Перед грозой»;
- изображение спящего ребенка в колыбели;
- портрет А. К. Лядова.
Ход беседы:
Воспитатель: Дети! Посмотрите, у меня в руках «Волшебная книга». Ее нам прислала Фея музыки, чтобы мы смогли познакомиться с колыбельными песнями русских композиторов. Фея рассказала мне, что в этой «Волшебной книге» есть необычные страницы, стоит их приоткрыть, как зазвучит изумительная музыка.
Сначала мы откроем первую страницу. Что мы видим? (Ответы детей) Правильно!!! Фея нарисовала колыбельку, в которой спит малыш, а рядом маму, поющую колыбельную песенку для своего ребенка. А вы знаете, что обозначает слово «колыбельная»? И как давно существуют колыбельные песни? (Ответы детей.) Название «колыбельная песня» произошло от слов «колыбель», «колебать», «качать». А в народном обиходе было и другое название колыбельных песен – байки (от глагола «байкать», «баюкать», «качать», «усыплять» или баять – «говорить», «сказывать».) Байкой уговаривали ребенка скорее заснуть. Колыбельная, родившись как народный песенный жанр, получила развитие и в творчестве русских композиторов. А каких русских композиторов вы знаете? (Ответы детей)


Давайте перевернем страницу в нашей «Волшебной книге» и узнаем, что еще хочет рассказать нам Фея музыки. На второй странице мы видим портрет П. И. Чайковского. Да, этому русскому композитору принадлежат колыбельные как вокальные, так и инструментальные. Его колыбельные песни очень похожи на народные.


Переворачиваем вторую страницу, слышите музыку? Звучит грустная и тревожная мелодия, непривычная для колыбельных. Музыка такая печальная и хмурая, вызывающая целую гамму чувств – встревоженность, желание успокоить ребенка. Эта колыбельная была написана П. И. Чайковским на стихи А. Плещеева в ненастную погоду и получила название «Колыбельная песнь в бурю». Посмотрите, как изображена буря в «Волшебной книге». Этот фантастический ночной сумрачный пейзаж, изображенный художником Суриковым, вызывает такие же чувства, как и «Колыбельная песнь в бурю». Какие чувства вызывают у вас этот пейзаж и эта музыка? (Рассматривание иллюстраций)


Помимо «Колыбельной песни в бурю» у П. И. Чайковского есть другая «Колыбельная песня» на стихи А. Майкова, которая больше похожа на народную. Давайте вновь заглянем в «Волшебную книгу». Слышите убаюкивающую, мягкую, добрую колыбельную? Эта ласковая мелодия мамы для своего дитя. Как вы думаете, чем похожи колыбельные Чайковского, и чем они отличаются? Какие чувства вызывает колыбельная песня на стихи А. Майкова? (Ответы детей)


Перевернем страницу в нашей книге и увидим, что Фея музыки написала еще один портрет. Этого русского композитора зовут Анатолий Константинович Лядов. В его творчестве тоже есть много колыбельных песен. Например, в оркестровой миниатюре Лядова «Кикимора» одна из сказочных героинь – Кикимора – занимается, как верили в старину, прядением ткани и пряжи. С утра до вечера тешит Кикимору Кот-баюн. Он рассказывает заморские сказки и качает Кикимору в хрустальной Колыбельке. Кот-баюн поет ласковую, убаюкивающую колыбельную песню, под которую слышатся всхлипывания самой Кикиморы. В конце вступления возникают холодные небесные звуки челесты, как звон «хрустальчатой колыбельки».


В следующий раз мы послушаем с вами эту колыбельную и колыбельные песни других русских композиторов: Римского-Корсакова, Шостаковича, Мусоргского, Аренского.
Вот с такими прекрасными колыбельными русских композиторов познакомила нас «Волшебная книга» Феи музыки.

Список литературы.
1.Радынова О. П., - Баюшки – баю: Слушаем и поем колыбельные песни. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. - 296 с.
2.Марьина Е. С., Нагорных Г. В. Гений музыки // Читаем, учимся, играем. – 2010 г., №2.

Методика знакомства с инструментами

В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные способности каждого ребенка.

Как знакомить детей с инструментами?

Моя практика по работе в оркестре показывает, что вводить в группу сразу все инструменты нецелесообразно: дети не могут сосредоточиться ни на одном из них. Знакомлю с инструментами постепенно, чтобы каждый ребенок мог внимательно рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, к извлечению соответствующего звука, а также познакомиться с тембром звука, который характерен данному инструменту.

Когда ребенок в достаточной степени познакомится с одним инструментом, внимание его целесообразно сосредоточить на том, что на каждом инструменте можно извлекать различные по силе звуки.

Например, беру барабан или бубен, у детей в руках флажки. В зависимости от силы звучания инструмента дети меняют положение флажков (вверх, вниз). Затем барабан или бубен передается кому-либо из детей и ему предлагается проделать то же. Таким образом ребенок приучается извлекать из инструмента сильные и слабые звуки, учится различать сильные и слабые доли.

Следует фиксировать внимание детей и на высоте звуков. Так, треугольники, колокольчики, маленькие бубенчики издают высокие звуки, а кастаньеты, большие бубенчики, бубен, погремушки -- средние по высоте звуки и, наконец, барабан издает низкий звук. Знакомство с высотой звука провожу примерно таким образом: детям раздаю колокольчики и бубенчики. Колокольчики откликаются на музыку, исполняемую в высоком регистре, бубенчики -- в среднем.

После того как дети познакомятся с двумя-тремя видами контрастно звучащих инструментов, начнут разбираться в характере их звучания, ввожу сразу два-три таких инструмента, чтобы дети могли сравнить характер их звучания. Например, даю барабан и колокольчик и исполняею пьесу на фортепиано. При игре в верхнем регистре играют дети, получившие колокольчики, а при игре в низком -- барабанщики.

При введении тарелок объясняю ученикам, что они употребляются главным образом для усиления звука, почти всегда на акцентированных частях мелодии. Если к ударениям-акцентам ребенок подведен при разучивании движений (в играх, танцах), то введение тарелок и правильное пользование ими не представит для них никаких затруднений.

Инструменты, одинаковые по высоте звучания, например треугольники (колокольчики, бубенчики), ввожу в игры детей, чтобы детское ухо приспособлялось к улавливанию звуков различной силы и высоты и к сравнению их между собой.

Считаю, что при первоначальном знакомстве с любым инструментом, целесообразно познакомить детей с внешним видом инструмента, основными приёмами игры, строением (конструкцией инструмента).

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы - голосами птиц, животных, речью человека. Металлофон хорошо передаёт звуки падающих капелек дождя, на барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит, треугольник - это звон колокола. Все эти аналогии привожу учащимся при знакомстве с выразительными возможностями каждого инструмента. При этом фиксирую внимание на высоте звука каждого инструмента.

Очень важно научить детей правильному извлечению звуков из инструментов, поэтому большое внимание уделяю этой работе. Все инструменты должны издавать чистый и приятный звуки привлекать детей внешним видом, т. е. должны быть изящно оформленными, лёгкими. При игре на детей на инструментах, слежу за их свободным положением тела, шеи, головы.

Пример. “Сказка про лягушонка КВАК” (игра на металлофоне)

“Лягушонок КВАК пошёл гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластинке металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло ещё несколько капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошёлся не на шутку и капельки полились одна за другой всё чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко”.

Вопросы к детям: какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик. Таким образом, закрепляется название инструмента. Далее предлагаю посмотреть и потрогать, ещё раз послушать звучание. На следующем занятии игра “Весёлый дождик” закрепляет умение различать ритмический рисунок, а ученики определяют какой идёт дождь.

учащийся музыкальный ритм воспитание

Диагностика развития мелкой моторики у детей с ЗПР

В первой главе нашей работы мы установили важную роль мелкой моторики в развитии ребенка, а также отметили необходимость выявления нарушений в ней уже в раннем дошкольном возрасте ребенка. Для того, чтобы доказать это утверждение на практике...

Дидактические возможности информационно–коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с цветом

В старшей группе дошкольных учреждений закрепляются знания детей об эталонах цвета, хроматических цветах, их названиях. Дети учатся различать как хроматические цвета сильного контраста (прямого): желтый и синий, красный и зеленый...

Дидактические возможности информационно–коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с цветом

Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование информации. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер...

Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста

Плавание, тренирующее и совершенствующее системы терморегуляции и дыхания, служит эффективным средст-вом профилактики респираторных заболеваний. Как известно, для того, чтобы уметь плавать, надо этому научиться...

Лингвометодические основы работы над агентивной лексикой, называющей лицо по профессии и роду занятий в начальной школе

Методика обучения английскому языку как второму иностранному

Выдвижение иноязычной культуры в качестве цели обучения вызвало появление вопроса о необходимости создания новой методической системы, которая могла бы обеспечить достижение этой цели наиболее эффективным и рациональным способом...

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с трудом взрослых

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Игры, и в первую очередь сюжетно-ролевые...

Особенности лепки в детском саду

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того...

Особенности современного урока биологии (на примере темы "Нуклеиновые кислоты. Хранители важной информации")

Урок проводится в оргдеятельностном режиме. Участники в собственной деятельности осваивают тему урока. По окончании урока учениками будет получена информация о: · особенности молекулы ДНК...

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов народного искусства. Так...

Развитие театрализованной игры детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы

Разные цели, стоящие перед учебными предметами "изобразительное искусство" и "художественный труд" обуславливают и разные подхода в эстетическом осмыслении материалов Декоративно - прикладного искусства. Так...

Труд как средство эстетического воспитания

Обработку горячими инструментами, т.е. все операции по приданию законченной формы называют одним словом - гофрировка. Гофрировка лепестков является наиболее трудной и требующий большого внимания операцией в изготовлении цветов...

Удосконалення процесу виконання ранкової гігієнічної гімнастики учнями молодшого шкільного віку

Кожний етап мав певні особливості та вирішував специфічні завдання для вирішення яких застосовувались наступні методи дослідження: 1. Вивчення літературних джерел і документальних матеріалів. 2. Теоретичний аналіз і синтез. 3...





error: Контент защищен !!