Формирование элементарных математических представлений у детей 6 7 лет. Формирование математических представлений у дошкольников

Цели занятия:

1. Закрепление состава числа и цифры 6 на наглядном материале.

2. Формировать у детей взаимоотношения сотрудничества при решении учебных задач, воспитывать у них умение сопереживать успехам, неудачам товарищей.

3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

4. Учить мыслить и анализировать при работе на занятиях, уметь аргументировать свой выбор.

Материал к занятию:

Модель состава числа и цифры 6; наглядный материал состава числа 6 (на каждого ребенка); модель недели (на каждого ребенка); календарики (на каждого ребенка); календари: перекидной, на стену.

Организационный момент:

Садитесь! Приготовились к занятию.

На предыдущих занятиях мы с вами закрепляли состав числа 3, 4, 5 и познакомились с составом числа 6. А сегодня, я предлагаю вам закрепить состав числа 6.

Ход занятия:

У вас на столах лежат карточки с картинками, я предлагаю вам самим попробовать определить разные варианты состава числа 6.

(работа детей)

Молодцы, кто мне хочет рассказать, как вы это сделали? Посмотрите, у меня есть вот такой домик, в который я предлагаю поселить цифры из которых состоит число 6.

(ответы детей)

Правильно ребята. Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «В какой руке сколько». Я буду загадывать примеры, а вы будете отгадывать: сколько кубиков у меня в правой руке, в левой, а затем, сколько в обоих вместе.

(Проводится игра. Сначала со всеми вместе, потом по парам)

Физкультминутка

В понедельник я стирала,

Пол во вторник подметала, В среду я пекла калач

Весь четверг искала мяч.

Чашки в пятницу помыла

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденье.

Садитесь за столы. Ребята, кто мне скажет, о чем говорилось в физминутке?

(дети: ответы)

Конечно, про дни недели. Сегодня я вам приготовила несколько задач про дни недели.

При выполнении задания, опирайтесь на модели недели, если кому то будет трудно.

  • Вчера был понедельник. Какой день недели будет послезавтра? (четверг)

Молодцы, многие из вас правильно ответили на вопрос. Кто сможет объяснить, как рассуждал как рассуждал при определении дня? Покажите это на модели.

(показ и объяснение детей)

Правильно. Слушаем следующие задачи:

  • Во вторник посеяли овес. Через три дня появятся первые зеленые ростки. В какой день это произойдет? (пятница)

Ребята, при решении следующей задачи будьте внимательны. Можно считать дни не только вперед, но и назад.

  • Четыре дня продолжался кратковременный отпуск моего дедушки и во вторник закончился. В какой день недели отпуск начался? (в субботу)
  • Бабушка у меня спросила: сегодня среда. Я в гостях уже 4 дня. Я не помню, когда я к вам приехала? (в воскресенье)

Молодцы. Теперь поговорим о другом.

Идут недели за неделями и складываются в месяцы. Вы конечно знаете, что в каждом месяце несколько недель.

Кто знает, сколько недель в каждом месяце? Посмотрите на календари. Числа, составляющие неделю записаны столбиками. (ответы детей)

Совершенно верно. Посмотрите внимательно, сколько таких недель в месяце, давайте посчитаем. Возьмем месяц март. Обратите внимания, 1 или 2 дня могут быть неделей.

Какие бывают недели? (ответ: полные и неполные)

Сколько полных недель в марте? (ответы: 4)

А сколько неполных? (ответ: 2)

Молодцы ребята. Скажите, обязательно, чтобы месяц начинался с понедельника? (ответы)

Объясните, почему? (ответы детей)

Конечно. Месяц может начинаться в разные дни недели, но всегда каждый месяц начинается с какого числа? (дети: с первого)

Правильно ребята, молодцы. Каждый месяц начинается с первого числа. Теперь давайте с вами посчитаем по календарю месяцы и определим, сколько их (дети считают: 12).

Все верно. В году 12 месяцев. Сегодня я дам вам домашнее задание: каждый возьмет свой календарик домой, и вместе с родителями отметит кружочком дату своего дня рождения, своих близких. А завтра принесете мне обратно.

Понятно задание? (ответ: да)

Хорошо. Скажите пожалуйста, что нового узнали сегодня на занятии? Что понравилось? Какое задание вам было трудно выполнять, а какое легко?

Мне очень понравилось, как работали сегодня…

МКДОУ Детский сад № 2 «Солнышко»

Интерактивные игры

и задания

по формирование

элементарных

математических

представлений

для детей 6 – 7 лет

Разработала:

воспитатель 1 квалификационной категории Бушуева Ольга Владимировна.



Вставь пропущенные цифры.


Соедини пары носков. Сколько всего пар?

Закрась ответ.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Сколько надо добавить яблок, чтоб в

каждой корзинке стало по 9 яблок?


Найди ошибку и сотри ластиком

нужное количество точек.


Из каких чисел состоять цифры?


, 7 1 6 4 4 2 9 9 5 3 2 1 3 8 7 5 4 7 7 2 8 3 9 0 0 " width="640"

Расставь знаки,


Реши примеры и соедини с

правильным ответом.


Посчитай десятками от 10 до 100 и

соедини по порядку числа.


Посчитай десятками от 100 до 10 и

вставь пропущенные числа.


Допиши числа.

1. 10 11

2. 16 15

3. 14 15

4. 20 19

5. 11 12


Назови все монеты, которые ты видишь

на картинке? Синим карандашом обведи

копеечные монеты, а красным - рублевые.



Какой длины отрезки?


Сравни отрезки по длине.

Какой отрезок самый длинный и короткий?

Какие отрезки одинаковы по длине?


Нарисуй для каждого животного дорожки.

Для волка длинную, для зайца самую

длинную, для лисы короткую, а для ёжика

самую короткую.


Сколько литров воды в каждом графине?

А чем можно измерить количество

воды в графине?


Сколько литров воды в маленькой банке?

В большую банку вмещается 5 литров

воды. Сколько раз понадобится вылить

маленьких банок?


Что легче? Почему?

С помощью какого прибора, мы с можем

узнать вес каждого предмета?


Уравновесь математические весы .


Расставь цифры от самой широкой ленты

до самой узкой, в порядке убывания.


Реши задачу.

Медведь заготовил много бревен, для

постройки своего дома. Для избы у него

заготовлено 6 широких бревен, а для

крыши 4 узких. Сколько всего бревен

заготовил медведь для постройки дома?


Какой высоты гараж понадобится для

каждой машины?


Реши задачу.

Дети играли в конструктор.

Саша, построил дом высотой 5 метров,

а Леша построил дом высотой 3 метра.

На сколько метров

дом Леши ниже Сашиного?



Составь из счетных палочек

геометрические фигуры.


Составь из счетных палочек ракету как на рисунке,

дорисуй иллюминаторы.


В каждом ряду найди лишнюю фигуру и

зачеркни ее. Объясни, почему она лишняя?


Раздели все эти геометрические

фигуры на четыре группы.


Составь из треугольников один

многоугольник, из нескольких квадратов

один прямоугольник.


Соедини линией геометрические

фигуры с геометрическими телами.



Как называются эти геометрические

фигуры?


Сколько на рисунке прямых, сколько лучей,

сколько отрезков?


С помощью каких геометрических фигур

можно нарисовать солнце, лавочку и дом?

Нарисуй эти предметы и раскрась.


Ориентировка в

пространстве


Графический диктант №1. Узор.

Сейчас отступи 1 строчку и отрази в

зеркале получившийся узор.


Графический диктант №2. Узор.

Продолжи рисовать до конца строчки.

Сейчас отступи 2 строчки и отрази в

зеркале получившийся узор.






Какой цифрой обозначены схема,

план, маршрут и карта?


Кто из ребят, шагает слева направо,

справа налево, снизу вверх, сверху вниз?


Кот мяукает, кричит, он на месте не сидит.

Посади его на стул, а сейчас под стул.

Слева, справа посади, а еще вперед, назад.

Котик будет очень рад.


В начале напиши букву «М», в конце букву «Ц»,

в середине букву «О», после «О» - букву «Д»,

перед «Ц» – букву «Е», рядом с «М» – «О», а

за «О» - букву «Л».


Ориентировка во

времени


Отгадайте загадки.

Назовите последовательность времен года

начиная с зимы.

Хоть сама и снег, и лёд,

Тает снежок, ожил лужок.

А уходит - слёзы льёт.

День прибывает, когда это бывает?.

Солнце печет, липа цветет.

Пришла без красок и без кисти.

Рожь поспевает, когда это бывает?

И перекрасила все листья.


Какое время года изображено на каждой

картинке? Соедини картинки с подходящим

названием. Сколько всего времен года?

Лето

Осень

Зима

Весна


Расставь деревья в правильной

последовательности, начина с весны .



Расставь месяца по порядку .

Апрель

Июнь

Декабрь

Июль

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Февраль

Январь

Август

Март


Расставь по порядку дни недели и

ты узнаешь, что за сказка спряталась.


Раскрась прямоугольники таким цветом,

чтоб они соответствовали цветам радуги.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье


Нарисуй на часах минутную и часовую

стрелки так, чтобы они показывали:

7 часов

3 часа

12 часов

1 час


Какое время показывают часы?

Напиши цифры.


Сколько времен года, месяцев в году,

дней в неделе, часов в сутках, минут в часе?

Обведи кружком правильные ответы.

Месяцев в году

Времен года

14 12 10

Часов в сутках

Минут в часе

60 24 12

Дней в неделе


Что длится дольше всего по времени?

Что короче всего по времени?

Соедини стрелкой от меньшего к большему.

Минута

Сутки

Юлия Вишневская

Цели : формирование математических навыков , мыслительных операций детей ; развития мышления.

Образовательные : закрепить знания детей о геометрических фигурах, складывания чисел (путем присчитывания) при решении простых арифметических задач, о навыках порядкового счета; упражнять в выкладывании геометрических фигур из счетных палочек, преобразовании их из одной в другую,

Развивающие : способствовать развитию образного, логического мышления, воображения, непроизвольного внимания, развивать логическое мышление, внимание.

Воспитательные : воспитывать целеустремленность, устойчивость интерес к математическим знаниям .

Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Планируемые результаты

1. Мотивационный Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо лететь, надо многое знать,

Надо много уметь!

За стол могут сесть те дети, которые правильно ответят на вопросы.

1) назови соседей числа 7; 5;

2) перечислите зимние месяцы; весенние месяцы;

3) назовите какие две цифры надо прибавить, чтоб получить число 8, 5;

4) посчитайте в обратном порядке от 10 до 5.

1) 6 и 8, 4 и 6

3) 4 и 4, 2 и 3

4) 10, 9, 8, 7, 6, 5 Эмоциональный контакт с педагогом. Готовность детей к общению с взрослым и совместной деятельности

2. Подготовительный - Сегодня, мы с вами совершим путешествие по стране математики .

Как вы думаете, что такое математика ?

Математика – это царица всех наук. Она изучает величины, цифры, геометрические фигуры.

На каждой нашей остановке и в пути следования нам предстоит выполнить простые и сложные задания.

Интересно, ребята, на чем же сегодня с вами мы будем путешествовать? Как вы считаете?

Сейчас мы и проверим, кто из вас угадал! Перед вами листочки на нем начат рисунок, вам нужно будет закончить его. Обратите внимание, начало нашего рисунка отмечено красной точкой. Поставим карандаши на начало пути, на красную точку. Внимательно слушаем команды и выполняем задание. Графический диктант : 5 клеток вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки вправо, 2 клетки вниз, 2 клетки влево, 1 клетка наискосок влево вверх, 1 клетка наискосок влево вниз, 3 клетки влево, 1 клетка наискосок влево вверх, 1 клетка наискосок влево вниз,1 клетка влево, 2 клетки вверх, 3 клетки вправо, 2 клетки вверх.

Что у вас получилось? На чем мы отправляемся путешествовать? Предположения детей .

На вертолете, пароходе…

Автомобиль Получение знаний о математике , как науке.

Умение выполнения графического диктанта.

3. Основной

4. Физкультминутка - Пока наша машина катится по дороге, скажите, пожалуйста, какой сегодня день недели? Если сегодня пятница, то какой день был вчера? А какой день недели будет через 2 дня? Сколько дней в неделю вы отдыхаете? А сколько всего дней недели вы знаете?

Вот мы и добрались за разговором в город «Веселых логических задачек» ! Посмотрим, кто быстрее всех сообразит и даст правильный ответ. Договариваемся, с места не кричать, а поднять руку. Отвечать тогда, когда я вас спрошу.

1) Сколько рогов у 2-х коров?

2) На дереве сидят 4 птицы : 2 воробья, остальные вороны. Сколько ворон?

3) 9 грибов нашел Вадим,

А потом еще один.

Вы ответьте на вопрос :

Сколько он грибов принес?

4) Подарил утятам ежик

Семь подснежников весенних.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят?

5) 6 веселых медвежат

За подснежником спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди?

А мы продолжаем наш путь! Во время путешествия мы можем очень многое увидеть, если будем внимательны . И задание для вас теперь такое : найдите в группе геометрические фигуры. Я вам показываю фигуры, а вы мне называете все предметы, которые по форме сходны с образцом . Готовы?

Квадрат, круг, треугольник, прямоугольник.

Пришло время выйти из нашей машины, и немножко отдохнуть. Мы выполним с вами динамическое упражнение «По дорожке»

По дорожке, по дорожке Подскоки на правой ноге

Скачем мы на правой ножке

И по этой же дорожке Подскоки на левой ноге

Скачем мы на левой ножке

Не сутультесь, грудь вперед Выравнивание осанки

Замечательный народ

По тропинке побежим, Легкий бег на носочках

До лужайки добежим

На лужайке, на лужайке Прыжки на месте

Мы попрыгаем, как зайки

Сладко потянулись, Руки вверх, потягиваются

Всем улыбнулись.

Ответы детей

4) 75) 5 Повторение дней недели.

Умение решений логических задач.

Повторение геометрических фигур и нахождение схожести с ними в окружающем мире.

Вам нужно сравнить количество изображенных предметов.

Молодцы! Правильно определили количество.

А пока мы едем, чтоб нам не было скучно порешаем логические задания со счетными палочками.

1- отсчитайте 6 счётных палочек и выложите из них домик.

Переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок;

2- отсчитайте 5 палочек и выложите 2 равных треугольника с общей стороной;

3- отсчитайте 7 палочек и выложите 2 равных квадрата с общей стороной.

Добавьте 2 палочки, чтобы получилось 4 треугольника

Ну что ж, мы подъезжаем к последней станции нашего путешествия. Город серьезных задач. Посмотрим, как вы умеете решать и составлять задачи!

Что нарисовано на картине?

Составьте задачу «На льдине» по этой картине, (Пример составленной задачи : на льдине плыли 8 пингвинов, к ним присоединились еще 3 пингвина. Сколько всего стало пингвинов).

Как мы узнаем, сколько всего стало пингвинов?

Запишите решение задачи. Прочтите данное решение.

Наше путешествие завершилось по стране математике , но ведь нам надо вернуться обратно, поэтому садимся обратно в машину и едем в свой садик. И пока мы едем, проведем небольшую умственную разминку :

Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?

Если стол выше стула, то стул?

Если дорога шире тропинки, то тропинка?

Если сестра старше брата, то брат? Сравнивают количество предметов.

Выкладывают счетными палочками фигуры

Море, льдина, на ней пингвины

Нужно к 8 прибавить 3 и получится 11

Младше Умение сравнивать предметы по количеству.

Умение конструирования счетными палочками.

Формирование умения составлять простые задачи и решать их.

Умение измерять предметы по ширине, длине, высоте, возрасту.

6. Подведение итогов - Вот, мы и добрались до нашего детского садика. Вам понравилось путешествовать в «Стране математики » ?

Что такое математика ?

Еще будем путешествовать по «Стране математики » ? - Да

- Математика – это наука

Да Учатся высказывать свое мнение.

Публикации по теме:

Газета для детей и заботливых родителей по формированию элементарных математических представлений «Почемучка» Автор – составитель: Т. Ф. Петрова Уважаемые – читатели: дети и взрослые (родители и педагоги, перед вами газета «Почемучка». В газете.

Конспект интегрированного НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием ИКТ с детьми 4-6 лет «Путешествие.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего возраста Цель: - упражнять детей в сравнении равных и неравных групп предметов, пользуясь приемом приложения предметов одной группы к предметам.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми 6–7 лет «Решение задач на сложение» ЦЕЛЬ: формирование умения детей составлять и решать арифметические задачи на сложение ЗАДАЧИ: 1. Продолжать учить объяснять структуру арифметической.

Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы Конспект занятие по формированию элементарных математических представлений для детей старшей группы на тему: «Поможем Зимушке –зиме» Программное.

Ольга Вакуленко
Развитие элементарных математических представлений у детей 6–7 лет

Развитие элементарных математических представлений у детей 6-7 лет .

Дошкольные учреждения решают важную социальную задачу - воспитание всесторонне развитой личности . Воспитатели и педагоги должны подготовить ребенка думающего и чувствующего, который может свои знания применить в жизни.

Важная роль в воспитании детей принадлежит математике . В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего детства.

Формирование и развитие логических структур мышления должны осуществляться своевременно. Нужно выбрать правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития ребенка .

Из своего опыта работы с детьми могу сделать вывод, что успешное обучение математике определяется степенью сформированности у ребенка мыслительных операций и речи, умение и желание думать. Владение навыками счета, умение решать счетные задачи необходимо детям для начала успешного обучения в школе. Каждый ребенок стремится к активной деятельности. Важно чтобы желание не пропало. Поэтому нужно помочь ребенку проявить себя в более близком, естественном и доступном для него виде деятельности - игре. Именно в этом виде деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностно е развитие ребенка , что опять же является основой для успешного обучения в школе.

:На мой взгляд, развитие математических способностей занимает особое

место в интеллектуальном развитии детей , должный уровень которого определяется качественными особенностями усвоения детьми таких исходных математических представлений и понятий ,как счет,число, измерение, величина, геометрические фигуры, пространственные отношения. Отсюда очевидно, что содержание обучения должно быть направлено на формирование у детей этих основных математических представлений и понятий и вооружение их приемами математического мышления сравнением , анализам, рассуждением, обобщением, умозаключением.

Руководствуясь идеей развивающего обучения , я стремлюсь ориентироваться не на достигнутый детьми уровень развития , а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения матем атическим материалом .

Целью моей работы стало : создать условие для интеллектуально- познавательного развития дошкольников , формирования у детей математических способностей .

Для себя я поставила следующие задачи :

1. Сформировать у детей представления о значении в жизнедеятельности людей чисел, пространственно-временных отношений, величины и формы предмета .

2. Осуществить формирование наглядно-образного и логически­

Понятийных форм мышления, развивать восприятие , воображение, пространствеиное представление , внимание, память (словесную, смысловую, зрительную) .

3. Развивать умственные способности, находить зависимости и закономерности, владеть планомерным восприятием, обобщенным и формами мышления (обобщать предметы и действия ) и основными логическими операциями (сравнение, классификация, обобщение) .

4. Развивать качество ума : гибкость, критичность, логичность и самостоятельность.

Исходя из выделенных задач я разделила работу на 3 этапа. На первом

этапе провела диагностику математических способностей детей 6-7 лет . Оценила навыки развития устного счета , степень овладения наглядно­ образным и логическим мышлением, пространствеино-временных отношений.

На втором этапе я изучила и обобщила педагогический опыт по развитию математических спосооностей детей ученых и педагогов- практиков. Разработала перспектинный план работы по следующим возрастным категориям.

3-4 года. Основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию , развития у них внимания , памяти, речи, мыслительных операций. При этом у них должны быть сформированы следующие основные знания, ум ения и навыки :

1. Умение в простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства

и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру) .

2. Умение продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признакам. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.

предметы по длине и ширине .

4. Количественный и порядковый счет в пределах 1О .

S. Умение распознавать простейшие геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник) . Находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме .

предметы располож енные в ряд.

2. Умение отвечать на вопросы «сколько всего>>, «который (какой) » по счету.

3. Учить сравнивать две группы предметов и формировать на основе счета

представление о равенстве (неравенстве) .

4. Совершенствовать умения детей сравнивать по два предмета по

величине (длине, ширине, высоте) .

5. Познакомить детей с прямоугольником , учить узнавать и называть его.

Продолжать учить узнавать и называть круг, квадрат, треугольник.

б. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед,

назад, вверх, вниз, знать правую и левую руку.

1. Умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия

отдельных предметов и совокупностей .

2. Умение объединять группы предметов , выделять часть, устанавливать

взаимосвязь между частью и целым.

пользоваться порядковыми и количественными числительными.

4. Умение называть для каждого числа в пределах 1О предыдущее и

последующие числа.

5. Умение узнавать и называть геометрические фигуры и тела.

6. Умение называть части суток, последовательность дней в неделе,

последовательность месяцев в году.

2. Умение сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала и устанавливать , на сколько одно число больше или меньше другого.

3. Умение непосредственно сравнивать предметы по длине , массе, объему (вместимости, площади.

4. Умение практически измерять длину и объем различными мерками.

5. Умение узнавать и называть геометрически е фигуры, находить в окружающей обстановке предметы сходные по форме .

На третьем этапе я предполагаю создание предметно- развивающей среды . В основе моей работы лежит принцип от простого к сложному. Я предлагаю детям игры , насыщенные логическим и математическим содержанием : «геометрическое лото» , «подбери по форме» , <<заполни квадрат», «подбери картинки к цифре» . Играя, дети не замечают, что их чему-то обучают, но незаметно для себя, в игре ребята учатся сравнивать (дидактические игры «чем похожи, чем отличаются» , «найди отличия» ,

«найди два одинаковых предмета » , анализировать («найди пары» , «что сначала, что потом» , обобщать («назови предметы одним словом » , «что общего» ), классифицировать предметы («раздели предметы no признаку » ,

«подбери по форме» , учатся формулировать простейшие умозаключения. Чтобы активизировать умственную деятельность детей , стараюсь задавать вопросы : зачем? почему? для чего? как иначе?

Опыт моей педагогической деятельности был предоставлен в консультации для родителей по теме «особенности мышления детей 6-7 лет » , в беседе «игры и игровые упражнения при обучении детей математики ».

На заключительном этапе работы с детьми я провела открытое фронтальное занятие и подвела итог : 85о/о справились, 15% были затруднения. Таким образом, результатом моей работы стало создание условий обеспечивающих математическое развитие детей , интегрирование задач по развитию элементарных математических представлений в разных видах деятельности. У детей сформирован высокий уровень развития умственных способностей - овладения обобщенными формами мышления, умение находить зависимости и закономерности.

Перспективы своей профессионал ьной деятельности я вижу :

В реализации новых проектов исходя из интересов и потребностей детей

и их родителей.

Распространение и обобщение опыта моей работы среди воспитателей

работающих по программе «Сообщество» .

Павлова Ирина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 11"
Населённый пункт: г. Чебоксары. Чувашская Республика.
Наименование материала: статья
Тема: Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет.
Дата публикации: 01.12.2016
Раздел: дошкольное образование

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У

ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ
И.М. Павлова МБДОУ «Детский сад № 11», г. Чебоксары
Аннотация
. В статье обозначена актуальность формирования элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Осуществлен обзор образовательных задач по ФЭМП в соответствии с реализуемой в дошкольной организации программой «От рождения до школы». Проведен анализ одной из форм организации непосредственно образовательной деятельности на основе использования сказки «Гуси- лебеди» с детьми подготовительной к школе группы.
Ключевые слова
: количество, мерка, ориентировка в пространстве. В современной жизни все большее значение приобретает проблема обучения математике. Это объясняется бурным развитием математической науки и проникновением ее во всевозможные области знаний. Повышение уровня творческой активности, проблемы автоматизации производства, моделирования на персональных компьютерах и многое другое предполагает наличие у специалистов большинства современных профессий достаточно развитого умения четко и последовательно анализировать изучаемые процессы. Поэтому образовательный процесс в дошкольных организациях направлен на формирование у воспитанников привычки полноценно логически аргументировать процессы и явления окружающего мира. Считается, что развитию логического мышления дошкольников способствует изучение начальных азов математики. Для
математического стиля мышления характерны четкость, краткость, точность и логичность мысли. На этом основании содержание обучения математике в дошкольных организациях систематически перестраивается. Так, введенный Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) включает в себя, кроме прочего, реализацию образовательной области «Познавательное развитие», которая предполагает формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени и др.). На это во всех общеобразовательных программах, в том числе и в программе «От рождения до школы», направлен один из разделов вышеуказанной образовательной области, а именно «Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП)». Кроме того, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования, согласно ФГОС ДО, является обладание детьми элементарными представлениями из области математики. На основании сказанного, проведем краткий обзор образовательных задач по ФЭМП, которые обозначены в реализуемой в МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы». Во всех дошкольных группах раздел ФЭМП представлен следующими подразделами: «количество и счет», «величина», «форма», «ориентировка в про странстве», «ориентировка во времени». Например, в подготовительной к школе группе, осваивая количество и счет, у дошкольников закрепляются общие представления о таком понятии, как «множество» в разных вариациях, совершенствуются навыки количественного и порядкового счета в пределах 10, происходит знакомство со счетом в пределах 20 без операций над числами, что позволяет закреплению ряда умений и навыков: а) понимания отношений между числами натурального ряда; б) называния
чисел в прямом и обратном порядке; в) раскладывания числа на два меньших и составления из двух меньших большего. Важным моментом при освоении подраздела «ориентировка в пространстве» является овладение детьми умением ориентироваться на листе бумаги и отражение в речи пространственного расположения предметов и их изображений. Данное умение считается основополагающим в ходе дальнейшего обучения в школе для успешного овладения детьми учебными навыками. Частичная реализация указанных задач была осуществлена в ходе организации с детьми 6-7 лет непосредственно образовательной деятельности (НОД) «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди»». В частности, в ходе НОД решались следующие образовательные задачи: а) развитие умения составлять число 7 из двух меньших чисел; б) закрепление количественного счета в пределах 15; в) упражнение в измерении длины с помощью произвольной мерки; г) развитие умения ориентироваться на листе бумаги в клетку. Так, перед тем, как приступить к реализации первой задачи, мы с ребятами посчитали сначала количество гусей-лебедей, которые забрали Ваню, затем количество яблок с яблоньки. В каждом случае были использованы стихотворные загадки. Например, для счета лебедей была использована следующая загадка: Три гуся летят над нами, / Два гуся – за облаками, / Два – несут Ванюшку-Ваню. А для счета яблок другая загадка: Яблоки в саду поспели / Мы отведать их успели / Шесть румяных, наливных / Один с кислинкой. И только после этого дети выполнили задание от яблоньки, которое заключалось в составлении числа семь из двух меньших чисел. Перед ребятами был выложен набор цифр и знаков «+» и «=». В ходе самостоятельной индивидуальной работы каждый у себя за столом составлял число семь из разных вариаций. Большинство воспитанников успешно справилось с данным заданием.
Реализация второй задачи предполагала решение простой арифметической задачи на сложение (к большему прибавлялось меньшее). Суть задачи была такова: «Печка испекла пирожки: 10 пирожков с яблоками, а 5 пирожков с капустой. Сколько пирожков испекла печка?». Затем воспитанники считали, сколько пирожков на каждом подносе; подбирали тарелку с цифрой, которая соответствовала количеству пирожков. В целях обеспечения принципа индивидуализации и дифференциации образовательного процесса были вызваны дети по количеству подносов для счета. Затем была организована проверка заданий друг у друга. После этого все пирожки были сложены в корзинку. Третья задача решалась следующим образом. Как известно из сказки, Машенька – сестра Вани – пошла спасать Ваню от гусей-лебедей. Так вот, дети, как будто идя вслед за Машенькой, подошли к ленточке, изображающей тропинку к лесу. Они получили задание измерить длину тропинки шагами. Чтобы не забыть, где закончилась мерка, клали шишку на каждый шаг ребенка, измеряющего длину ленточки-тропинки. Затем все вместе считали количество шишек, т.е. шагов. Выяснилось, что каждый раз количество шишек было разным. Вывод, который сделали дети, состоял в том, что хотя мерка одна (шаг), но длина ленточки – разная, это связано с длиной шага, который у каждого ребенка не одинаков. Последняя задача предполагала выполнение задания от Бабы Яги, которая вышла из избушки с куклой Ваней на руках и поставила условие: если дети выполнят ее задание, то она отпустит Ваню домой. Задание состояло в том, чтобы нарисовать по клеточкам одного гуся-лебедя. Каждый ребенок у себя на листочке по словесному указанию Бабы Яги составлял образ гуся-лебедя. Таким образом, мы надеемся, что постепенное и систематическое овладение подобными математическими навыками будет способствовать формированию у детей элементарных учебных навыков.

РЕГИСТРАЦИОННАЯ ФОРМА МЕТАДАННЫХ
для размещения сборника статей в Научной электронной библиотеке (eLibrary) и включения сборника статей в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) 1. Название статьи: «Педагогические условия формирования элементарных математических представлений у детей 6-7 лет». 2. Сведения об авторе: - фамилия, имя, отчество автора: Павлова Ирина Михайловна - место работы автора: МБДОУ «Детский сад № 11» г. Чебоксары - контактная информация автора: 3. Тематический рубрикатор: 372.3 4. Библиографический список литературы





error: Контент защищен !!