Главные герои сказки мститель солоухин. Урок по литературе на тему "Думайте сердцем!" (урок - размышление по рассказу В.А

Главный герой рассказа Владимира Солоухина «Мститель» — деревенский школьник. Однажды осенью вместе с одноклассниками он принимал участие в уборке картофеля на школьном огороде. Мальчишки придумали веселую игру: они накалывали на прутья комки земли и старались бросить их как можно дальше.

В какой-то момент игры герой рассказа почувствовал сильный удар по спине. Он обернулся и увидел, как его приятель Витька убегает прочь с толстым прутом в руке. Школьник обиделся на друга и решил ему отомстить. Он придумал, что позовет Витьку в лес и там его поколотит.

Через несколько дней школьник подошел к своему другу и стал звать его в лес, чтобы пожечь там костер. Витька сначала с недоверием отнесся к предложению приятеля, которого он обидел. Но тот сумел убедить Витьку в своем дружелюбии и мальчишки отправились в лес.

По пути к лесу герой рассказа все время ждал удобного момента, чтобы поколотить своего обидчика. Но такой момент никак не наступал. То они раскапывали гнездо шмеля, то находили полянку с грибами, которые можно было запечь на огне.

Найденные в лесу рыжики отвлекли школьника от планов мести. Разжигание костра и поджаривание на нем грибов увлекло ребят настолько, что настроение главного героя стало улучшаться. Потом приятели отправились на речку, чтобы отмыться от сажи и выпить чистой речной воды.

Обиженный, глядя на Витьку, пытался разжечь в себе злость и вражду, но у него ничего не получилось. Он решил не колотить своего обидчика, и на душе у него от этого решения стало легко. Домой мальчишки вернулись добрыми приятелями.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Солоухина «Мститель» заключается в том, что обида – не лучший способ реагирования на проблему. Обида, искусственно взращиваемая в душе человека, разрушает, в первую очередь, его самого. Герой рассказа сумел преодолеть свою обиду и сохранил добрые отношения с приятелем.

Рассказ Солоухина «Мститель» учит не копить в себе обиды и не строить планы мести, а решать проблемы мирным путем.

В рассказе мне понравился главный герой, деревенский школьник, который сумел побороть свою обиду и отказался от мести, сохранив добрые отношения с приятелем Витькой. Нормальному, хорошему человеку не так-то легко взять и отомстить. У такого человека нет посыла к ненависти. Все же лучше откровенно поговорить, подобрать такие слова, чтобы собеседник понял. Тот, кто замышляет месть, растравляет свои раны, которые иначе уже давно бы исцелились и зажили.

Какие пословицы подходят к рассказу Солоухина «Мститель»?

Месть — это дорога в пропасть, у которой нет дна.
Всякому своя обида горька.
На обиженных воду возят.
У мести нет чести.

Класс: 11

Цель: Через исследование событий помочь осмыслить конфликт рассказа.

Задачи.

Образовательная:

  • знакомство с творчеством В. Солоухина;
  • самостоятельное осмысление учащимися событий в их взаимосвязи, характеров героев.

Развивающая:

  • р азвитие навыков критического мышления, мотивации выбора решения;
  • обогащение опыта эмоциональных переживаний учащихся;
  • развитие устной и письменной речи учащихся, умение работать с таблицей.

Воспитательная: воспитание думающих, отвечающих за свои поступки людей, умеющих радоваться победе над самим собой.

1. В. Солоухин. Рассказ “Мститель” - не дочитывать до конца 2 абзаца.

2. Тип урока - углубление и корректировка восприятия произведения в процессе его анализа.

4. Вид - развитие критического мышления.

5. Методы обучения - аналитически – оценочный, поисковый.

6. Формы работы учащихся - работа в парах; работа с таблицей и художественным текстом, выразительное чтение, беседа.

7. Самооценка, взаимооценка.

8. Художественный программный текст, таблица “Стратегия

критического мышления”.

9. “Обучение жизненно – важным навыкам”, Н. П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт. С.- П., Образование – культура, 2002 год.

План урока.

1. Вступительное слово - 2-3 мин.

2.Беседа с классом - 4 мин.

3. Аналитическая работа по тексту - 20- 22 мин.

4. Выразительное чтение рассказа - 4 мин.

5. Рефлексия - 6-7 мин.

6. Вывод - 3 мин.

7. Итог - 2 мин.

8. Д/з. - 1 мин.

Ход урока

Детство не только яркая,
но и очень ответственная пора.
В. Солоухин

Вопросы к уроку: (запись на доске)

На что похожа месть?

Почему рассказ назван “Мститель”?

I. Слово учителя о писателе. (Используется вступительная статья учебника литературы)

II. Беседа с классом.

Какого цвета ваше настроение? / учащихся на партах цветные лепестки из бумаги, они приклеивают их на общий лист в виде цветка. Значение цветов дети уже знают. Если нет - есть возможность сейчас об этом поговорить/.

(Значение цветов: Синий - умение сопереживать, жёлтый – изменчивость, красный – воля к победе, зелёный – упорство, способность к критическому анализу, фиолетовый – желание нравится, коричневый – отсутствие удовлетворённости, чёрный – болезненность переживаний, белый – ожидание изменений.)

Какие ассоциации вызывает у вас слова месть, мститель? (Месть - намеренное причинение зла с целью отомстить за обиду)

Знакомо ли вам чувство, которое испытывает герой в начале рассказа?

Бывали ли в вашей жизни подобные ситуации? Каким был их финал?

Работа с эпиграфом

Согласны ли вы с высказыванием Солоухина о роли детства в жизни человека?

III. Аналитическая работа по тексту (с применением таблицы “Стратегия критического мышления”) - работа в парах.

1. Выделите в тексте проблему

(Внутренний конфликт: желание отомстить – нежелание бить доверчивого приятеля, т.е. детская обида - умение прощать, принять правильное, мудрое решение).

2. Опишите проблему

Вспомогательные вопросы:

Кто из героев вам более симпатичен?

Почему? Каковы герои?

  1. Витька. Потому что он наблюдателен, находчив, с ним интересно, он многое умеет, доверчив.
  2. Рассказчик. Потому что он, хоть и обидчив, но горд, не любит плакать, не умеет бить беззащитного, умеет принимать правильные решения, умеет видеть красоту простых вещей.)

Итак:В чём проблема героя?

(Рассказчик хочет отомстить за обиду, но всё время отодвигает, оттягивает этот момент.)

3. Определение вариантов решения проблемы

(А) побить Б) простить)

4. Решение проблемы

Вспомогательные вопросы:

Какой из вариантов, на ваш взгляд, наилучший? Почему? (Простить, потому что при мысли о мести у Витьки “под ложечкой начинает ныть и сосать”. Он радуется любой отсрочке мести.)

Как поступили бы вы?

Что лежало в основе плана мести героя? (Обман)

Назовите этапы решения проблемы рассказчиком. (1. Обида. 2. “Злодейский замысел”. 3. Искусственное разжигание обиды. 4. Интерес к предложениям Витьки. 5. Общие интересы.)

IV. Выразительное чтение рассказа до конца

5. Рефлексия

Был ли финал рассказа неожиданным для вас?

Что помогло тебе принять решение, близкое к авторскому? (Почему ты ошибся?)

Почему рассказ назван “Мститель”? (В названии звучит авторская ирония: несочетаемость грозного названия и финальной фразы: “Мне делается легко и приятно от принятого решения не бить Витьку” …)

Довольны ли вы таким финалом? (Выбор решения - важный момент в жизни каждого человека. Правильный выбор нужно учиться делать с детства. Витька - молодец. Он помог разобраться в своих чувствах рассказчику, который может теперь себя уважать.)

Изменился ли цвет вашего отношения к героям? Наклейте лепестки нового цветка.

Чем он отличается от прежнего? Почему?

Сделайте комплимент тому ученику, чьи ответы вам понравились больше всех (3-4 уч-ся)

Д/з: Дать ответ на вопрос: На что похожа месть?

Какие уроки извлёк рассказчик из этой истории?

Стратегия решения проблем
(приёмы критического мышления)

Шаг Содержание работы с текстом Мои наблюдения
1. Выделите в тексте проблему (Какой главный вопрос должны решить герои?)
2. Опишите её. (Выявите суть вопроса). Какой важной информацией снабдил вас автор?
3. Определите варианты подходов к решению проблемы. (Каковы, на ваш взгляд, два главных способа выхода из создавшейся ситуации?)
4. Действуйте. (Предложите решение.) Какой из выбранных вами способов наилучший? Почему?
5. Сделайте вывод:

2) Что помогло вам принять решение (информация в тексте, собственные дополнительные знания)

3) Что помешало (невнимательно читал, не проанализировал ситуацию, не хватило фантазии, знаний, собственного опыта.)?

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека. Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью. Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыты какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.

Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом. Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением. В основе новеллы лежит конфликт-интрига. Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевают обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.

К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».

Учеников младших классов отправили на школьный огород. Они должны были копать картошку. Ребята были просто счастливы от того, что им не нужно сидеть и решать примеры на уроке арифметики.

На улице был прекрасный сентябрьский денёк. Дети дурачились. Они делали из грязи шар и надевали его на прут. Затем запускали шарик в небо. Победителем оказывался тот, чей ком грязи подлетит выше. Иногда ученики вместо земли использовали картофель. Всем было весело и совсем не хотелось сидеть на уроках.

Когда один из мальчиков хотел слепить шар побольше и наклонился за землёй, он почувствовал сильный удар в спину. Мальчишке сильно заболело. Он обернулся и увидел виновника. Это был Витька Агафонов, который с толстым прутом убегал от своей жертвы. Мальчику хотелось плакать, но не от боли, а от обиды. Он ведь всегда заступался за Витьку перед другими ребятами. Мальчишка не понимал, почему тот ударил его.

Тогда обиженный ребёнок решил мстить. Сначала он хотел вызвать Агафонова биться на "любака", но передумал. Витька был слабее, а это была честная и порядочная драка.

Пострадавший придумал план мести. Через несколько дней, когда Витька забудет о своём плохом поступке, мальчик позовёт его в лес. Он предложит своему обидчику жечь теплинку и в лесу отлупит Витьку.

Так мальчишка и сделал. Он предложил Агафонову пойти вместе в лес. Тот сразу сообразил, что обиженный мальчик хочет мстить. Но, герой рассказа смог переубедить Витьку.

По дороге в лес мальчик ждал подходящего момента, чтобы отомстить. Он вспоминал, как больно Агафонов ударил его в спину и убеждал себя, что месть необходима.

В самом начале леса Витька заметил шмеля, вылетевшего из норки. Он позвал попутчика. Они вместе начали раскапывать нору, чтобы достать вкусного мёда. К сожалению, в норке ничего не оказалось.

Обиженный мальчик все ждал, когда же он отомстит Витьке. Но, ребята так хорошо проводили время, что совсем не хотелось драться.

По дороге домой обиженный мальчишка решил не бить своего друга. Вот, если тот ещё раз обидит его, тогда получит. На душе у ребёнка стало легко от мысли о прощении обидчика.

Картинка или рисунок Мститель

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Чарушин Никита и его друзья

    Ко мне подъехал Никита на велосипеде и захотел узнать: «Что я пишу?» Наверное, какой – то интересный рассказ.

  • Глава 1 Стояла невыносимая жара, главный герой произведения Раскольников вышел из своей арендуемой каморки, избегая встречи с хозяйкой, так как должен был ей денег. Молодой, привлекательный, но плохо одетый человек направился к старухе - процентщице

  • Краткое содержание Паустовский Жильцы старого дома

    В старом деревенском доме за Окой живут такие обитатели, как хромоногая такса Фунтик, задиристый кот Степан, разъярённый петух, злая курица, напоминавшая своим видом вывеску из вальтеровских романов, лягушка

  • Краткое содержание Евгений Носов Красное вино победы
  • Краткое содержание Бурый волк Джека Лондона

    Уолт Ирвин и его жена Медж жили в небольшом горном коттедже. Однажды Ирвин спустился к ручью и увидел там пса. Он был истощён, его лапы были разбиты в кровь.

Владимир Алексеевич Солоухин современный писатель, автор многих замечательных произведений о природе и искусстве. В ряде его рассказов хорошо представлен мир детства, показано формирование личности современного человека.
Название рассказа «Мститель» привлекает своей загадочностью.
Первая мысль, возникающая у читателя, скорее всего, о том, что в сюжете скрыта какая-то интрига, обман и месть за этот обман. Можно предположить, что далее начнется детективная история. Читатель фантазирует, представляя развязку сюжета, видит себя на месте мстителя, творящего добро и одновременно наказывающего зло.
Но что мы видим: история не о неуловимых мстителях, сюжет проще, но рассказ читается с не меньшим интересом.
Главные герои - школьники, учащиеся одной школы, одного класса. Один из них Витька Агафонов, другой, судя по повествованию от первого лица, - автор. Этот рассказ - воспоминание детства с последующим переосмыслением.
В основе новеллы лежит конфликт-интрига.
Работая на пришкольном участке, ученики «веселились», насаживая комья земли на гибкие прутья и бросая слепленные шарики в воздух. Один комок, брошенный Витькой, возможно нечаянно, а может, и специально, попадает рассказчику в спину. С этого момента начинается внутренний конфликт. Героем овладевает обида, злость, а затем в его сознание закрадывается мысль о мести.
К счастью, дети могут вовремя остановить себя. Они боятся отвечать за свои поступки перед взрослыми. Отчасти поэтому умысел рассказчика не осуществляется. Возможно, герою было тяжело ударить по спине человека, который доверял ему. Тем более ударить по спине было бы не по-мужски. Потерпевший отказывается от возмездия, он сумел простить обидчика и тем самым облегчил себе жизнь. «Мне делается легко от приятного решения не бить Витьку. И мы заходим в село как лучшие дружки-приятели».
В настоящее время многие конфликты, возникающие между взрослыми людьми, имеют трагический финал. Взрослого человека, мечтающего отомстить, вряд ли что может остановить. Он пойдет на все.
Новелла - художественно рассказанная жизненная история. Язык прост, нет никаких двусмысленных фраз и выражений. Автор развивает сюжет по возрастающей линии. Описание обстановки, места действия сюжета сменяется развитием конфликта: размышлением о мести и пониманием того, что мстить не обязательно. Ведь мстить может каждый, но простить - только духовно сильный и благородный человек.
Что-то общее есть у этой новеллы с «Преступлением и наказанием» Достоевского. Раскольников обижен и зол, но, в отличие от ребенка, он приговаривает к смерти старуху и исполняет свой приговор. Такой финал противоречит моим нравственным устоям, ведь жизнь дал нам Бог, и только он вправе отобрать ее у нас.
На мой взгляд, «Мститель» подражает отпетым бандитам, заманивающим свою жертву в лес, туда, где их никто не увидит. Что это? Трусость? Или, наоборот, смелость?
Каждый судит по-своему. Но я убеждена в одном: для человека тяжелее простить обидчика, чем наказать его.





error: Контент защищен !!