Профессия дефектолог: зачем нужна и как выучиться? Главные вопросы о профессии логопеда-дефектолога Дефектологическое образование заочно.

Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим от психических и физических недостатков, адаптироваться в обществе. Дефектологов можно отнести к группе специальных педагогов, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией. Профессия подходит тем, кого интересует биология и психология (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Кто такой дефектолог?

Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:

  • логопед, изучающий проблемы с речевым развитием, исправляющих их;
  • сурдопедагог и тифлопедагог, работающие с людьми, у которых наблюдаются проблемы со слухом или зрением соответственно;
  • амблиолог, занимающийся с пациентами, страдающими от нарушений зрения, слепыми детьми;
  • олигофренопедагог и ортопедагог, работающие с детьми, страдающими от задержки умственного развития и опорно-двигательного аппарата соответственно.

Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.

Особенности профессии дефектолог

Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.

Основные обязанности:

  • осмотр пациентов, оценка их состояния и уровня развития;
  • работа с медкартами пациентов;
  • выбор методических материалов, составление индивидуальных программ с учетом особенностей пациентов;
  • проведение работы, направленной на коррекцию недостатков в развитии и поведении воспитанников;
  • проведение регулярных обследований, корректировка индивидуальной программы по результатам обследования;
  • работа с педагогами, родителями детей;
  • изучение увлечений, особенностей и склонностей воспитанников;
  • помощь в выборе профессии, социальной адаптации;
  • научная работа, ведение документации.

Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.

Важные личные качества дефектолога

Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.

Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.

  1. Ответственность.
  2. Терпеливость.
  3. Неравнодушие.
  4. Уравновешенность.
  5. Строгость.
  6. Объективность.
  7. Задатки лидера.
  8. Коммуникабельность.
  9. Креативность.
  10. Внимательность.

Обучение на дефектолога

Работать дефектологом без высшего образования невозможно, поэтому абитуриент, решивший связать свою жизнь с этим направлением, должен подавать документы в вуз, в котором есть дефектологический факультет (код специальности 44.03.03). Поступая в вуз на факультет дефектологии, студент сдает экзамены по математике, биологии и русскому языку.

Переквалифицироваться в дефектолога могут люди, которые имеют профильное образование в сфере педагогики или психологии. В этом случае обучение займет не 5-6 лет, а несколько месяцев, проходить переподготовку можно дистанционно, после чего выпускник получит сертификат государственного образца.

Высшая школа технологии и управления (ВШТУ) проводит обучение по направлению «Дефектология» и другим педагогическим специальностям. Обучение проходит в очно-заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий, что позволит совмещать учебу с работой. Образовательная деятельность ВШТУ лицензирована и соответствует профстандартам. Сейчас у вас есть возможность получить скидку 50% по промокоду uchitel50. Стоимость с учетом скидки на составит 4 975 рублей, а на – всего 1 000 рублей. Успейте пройти профессиональное обучение по самой низкой цене!

Центр «Российское просвещение», дистанционное обучение

Абитуриенты могут пройти курсы переподготовки, занимаясь 6, 8 или 10 месяцев. В течение этого времени студент будет имеет доступ к обучающим материалам, он должен изучать их, в противном случае хорошо написать аттестационную работу не получится. Обучение платное, но в центре есть и льготные программы.

Столичный учебный центр, дистанционное обучение

Платные курсы для людей, которые хотят пройти переподготовку, имея необходимый набор профессиональных знаний. Длительность курса составляет 500-1000 часов, предусмотрена стажировка, студенты в обязательном порядке сдают не только итоговую аттестацию, но и плановые зачеты.

Прием документов с 18 июня 2018 г. Открыта предварительная запись, заполните форму ниже.

Московский институт психоанализа предоставляет уникальную возможность получить специальное (дефектологическое) образование в дистанционном формате.

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии

Во всем мире ежегодно увеличивается количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), нуждающихся в особых условиях обучения, воспитания и развития, которые могут обеспечить только специально подготовленные профессионалы. Востребованность специалистов в данной области очень велика, и на данный момент и медицинские учреждения, и учреждения социальной помощи населению, и дошкольные, и школьные учреждения нуждаются в профессионалах.

В настоящее время получить специальные знания и квалификацию «Дефектолог» могут специалисты дошкольного и школьного образования: воспитатели, учителя начальной школы, психологи, медицинские работники, родители, то есть все участники инклюзивного (совместного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей с нормальным развитием. Кроме того, обучаться на факультете могут выпускники школ и СУЗов. Причем выпускники профильных СУЗов могут рассчитывать на сокращенную форму обучения.

Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии готовит специалистов для работы с разными категориями детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии: с нарушениями речи, интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с отклонениями в поведении.

    Для умения проводить дифференциальную диагностику детей с отклонениями в развитии студентов обучают методикам обследования детей с целью определения конкретного нарушения. В связи с этим углубленно изучается физическое, психическое, умственное и речевое развитие в норме.

    Студенты овладевают специальными методиками определения отклонений от нормы развития. Причем, параллельно с овладением теоретических знаний студентам предоставляется возможность посещать специальные дошкольные учреждения для детей с различными отклонениями в развитии с целью получения представлений об использовании диагностических методик на практике. К ним относятся методики профессиональной работы с детьми, имеющими недостатки речи, интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, нарушения эмоционально-волевой сферы, трудности в поведении.

    Студенты проходят обязательную активную коррекционно-педагогическую практику в качестве учителя-логопеда, олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога и педагога-психолога в специальных учреждениях для детей с разными отклонениями в развитии, каждый вид практики длится от 2 до 4 недель в зависимости от формы обучения.

    Начиная со второго курса студенты выполняют по выбранной теме курсовые работы и на последнем курсе завершают обучение подготовкой и защитой выпускной квалификационной работы.

Занятия со студентами проводят высококвалифицированные преподаватели – профессора и доценты факультета. Для чтения лекций по отдельным дисциплинам приглашаются ведущие специалисты из разных вузов г. Москвы: МПГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МГОПУ им. М.А. Шолохова, института коррекционной педагогики РАН, МГПИ и др.

На факультете студенты активно вовлекаются в научно-исследовательскую работу. По всем разделам коррекционной педагогики и специальной психологии организованы студенческие научно-исследовательские группы, что помогает студентам в написании курсовых и выпускных квалификационных работ. Многие студенты активно принимают участие в научных межвузовских конференциях и студенческих конкурсах, имеют научные публикации. После получения степени бакалавр студенты могут продолжить обучение в магистратуре факультета по направлению «Специальное (дефектологическое) образование».

Выпускники факультета получают право работать:

    В специальных учреждениях для детей с различными отклонениями в развитии

    В детских общеобразовательных учреждениях, в психолого-медико-педагогических комиссиях

    В детских домах

    В детских поликлиниках и больницах

    В психоневрологических диспансерах

    Санаториях

    В системе социального обеспечения

В рамках дистанционного обучения на факультете коррекционной педагогики и специальной психологии осуществляется подготовка бакалавров по следующим профилям специального (дефектологического) образования:

    Логопедия

    Дошкольная дефектология

Если вы хотите стать профессионалом в области дефектологии и специальной педагогики, но не имеете возможности посещать регулярные занятия в Институте, то дистанционная форма обучения – наиболее подходящий для Вас вариант получения высшего специального (дефектологического) образования.

Особенности реализации дистанционного обучения в Московском институте психоанализа

    Обучение с использованием дистанционных технологий осуществляется с помощью специально разработанного учебного портала

    Данный портал (см. презентацию) позволяет реализовать не только собственно образовательные функции, но и функции общения между всеми участниками обучения (студентами, преподавателями, администрацией института).

    На учебном портале представлен не только основной учебный материал по каждой дисциплине (учебно-методическое пособие, краткий курс лекций, задания), но и дополнительные учебные материалы (ссылки на информационные ресурсы по курсу, проблемные статьи и т.д.), что позволяет обучающимся более дифференцированно познакомиться с изучаемой дисциплиной.

    По каждой из дисциплин профессионального цикла на учебном портале представлены записи видео-лекций преподавателей Института, в которых представлены наиболее важные/трудные части изучаемой дисциплины.

    Важной составляющей учебного процесса являются он-лайн лекции и семинары преподавателей , которые проходят с использованием технологии вебинаров . В режиме реального времени преподаватели совместно со студентами обсуждают учебный материал, разбирают проблемные кейс-ситуации и т.д. После окончания занятий все его участники имеют возможность неоднократно просмотреть запись вебинара. А те, кто не смог присутствовать на он-лайн мероприятии познакомится с содержанием занятия.

    Особенностью реализации образовательных программ в Московском институте психоанализа является предоставление студентам широких возможностей по самообразованию, развитию специальных умений и навыков профессиональной деятельности. Институт каждый месяц проводит разнообразные открытые лекции, мастер-классы и учебные факультативы, которые транслируются в Интернете через систему вебинаров.

Иногда отклонения в физическом или интеллектуальном развитии бывают настолько сильны, что для успешного образования и социализации человеку требуется помощь. Именно этим занимаются дефектологи. Специализация зависит от того, с каким отклонением работает дефектолог: нарушения интеллекта, сенсорные (зрение, слух), опорно-двигательные. Но вне зависимости от профиля, выпускники должны уметь проводить диагностику для выявления степени нарушения и разрабатывать образовательно-коррекционные программы, проводить реабилитацию и содействовать социальной адаптации подопечных, отслеживать эффективность программ и при необходимости вносить в них коррективы, консультировать подопечных и членов их семей по проблемам образования и дальнейшей самореализации, формировать у окружающих толерантное отношение к лицам с ограниченными возможностями. Дефектолог, по сути, является главным посредником между инвалидом и окружающим миром, содействует его максимально успешной интеграции, формирует и поддерживает положительную самооценку и уверенность в собственных силах. *

* Набор учебных дисциплин и уклон обучения

Логопед — специалист, который помогает сформировать правильную речь или восстановить утраченную речевую функцию. Чаще всего он работает с детьми, но его помощь может потребоваться и взрослым — в частности, для восстановления речи после инсульта.

Это востребованная профессия: логопеды нужны в медицинских центрах, детсадах, школах. Они могут также вести частную практику и работать с учениками в индивидуальном порядке. Но прежде чем выбрать эту специальность, нужно разобраться во всех ее нюансах — о них мы и поговорим.

Где учат на логопеда-дефектолога?

Чтобы работать по этому профилю, нужно получить специальное дефектологическое образование по профилю «логопедия». Это можно сделать, отучившись несколько лет в вузе. Но если у вас уже есть высшее образование, и при этом вы окончили психологический или педагогический факультет, вам необязательно тратить столько времени. Вместо этого можно за несколько месяцев пройти курсы переподготовки и получить новую профессию.

Мы предлагаем дистанционное обучение* на логопеда-дефектолога в рамках нескольких программ переподготовки и повышения квалификации. У нас вы можете:

  • Пройти переподготовку по дефектологии-логопедии, чтобы работать с детьми любого возраста.
  • Изучить специфику работы с неговорящими детьми.
  • Пройти курсы по превентивной логопедии. После их окончания вы сможете работать с детьми младенческого и раннего возраста.
  • Выучиться на дошкольного педагога-дефектолога.

Ознакомьтесь также с , чтобы выбрать программу, которая вам подойдет.

Программы по теме

19100 руб. 9890 руб.

49900 руб. 45100 руб.

Может ли логопед работать дефектологом?

Это разные профессии. Давайте разберемся в терминах.

Дефектолог — специалист, который работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья, эмоциональными нарушениями, задержками в развитии и другими особенностями. В этой профессии есть несколько узких направлений: например, работа со слепыми и слабовидящими, глухими и слабослышащими детьми. Логопед работает в одном из таких направлений: он специализируется на исправлении нарушений речи и языковых патологий.

У глухих и слабослышащих, детей с ЗПР или ДЦП и других детей с ограниченными возможностями в большинстве случаев есть проблемы с речью. Именно поэтому им необходима помощь и дефектолога, и логопеда. Первые оказывают комплексную помощь, которая необходима для устранения первичного дефекта, а вторые занимаются исправлением речевых нарушений.

Что входит в обязанности логопеда-дефектолога?

  • Определение языковых нарушений и подбор эффективных приемов, методов или технологий для их исправления.
  • Формирование связной речи.
  • Исправление неверного произношения звуков.
  • Профилактика дисграфии и дислексии — нарушений письма и чтения. Эти особенности чаще всего выявляют только в начальных классах. Работа логопеда с дошкольником позволяет предупредить их или даже полностью избежать их появления.
  • Формирование фонематического слуха.
  • Развитие грамматических навыков.
  • Увеличение словарного запаса. Благодаря этому специалист также помогает ребенку расширять кругозор.

С какого возраста ребенок может заниматься с логопедом?

Традиционный ответ на этот вопрос — с трех лет (хотя дефектологи начинают работать с детьми с ОВЗ гораздо раньше).

На то есть причина. Речь формируется поэтапно, поэтому некоторые языковые патологии невозможно выявить в раннем возрасте. В большинстве случаев небольшие проблемы сами решаются со временем, и помощь специалиста не требуется. Если же трудности остаются, возраст от 3 до 5 лет — хорошее время, чтобы их устранить.

Но существует и превентивная логопедия. Она предназначена для профилактики речевых нарушений и предполагает работу с детьми младенческого и раннего возраста, входящими в группу риска. В этой группе малыши с ДЦП, расстройствами аутистического спектра, сенсорными дефектами и некоторыми другими особенностями. Главное правило в таких случаях — нужно начинать работу с ребенком как можно раньше, поскольку цена опоздания слишком велика. Поэтому работа логопеда с малышом до трех лет в этих ситуациях полезна, а часто и необходима.

* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий.

Дефектолог – это специалист, который работает с детьми, имеющими психические или физические недостатки. Человек данной профессии обладает знаниями методик адаптации детей к окружающей среде, занимается их обучением и воспитанием.

Направления работы дефектолога

Дефектолог работает с проблемными детьми, изучает их недостатки, воспитывает, помогает адаптироваться к окружающим условиям. Задачей дефектолога является выявление аномалий развития, включая их происхождение, закономерности и особенности, и на основе полученных сведений разрабатываются методики коррекции.

Профессия «дефектолог» требует знаний во многих областях: психологии, неврологии, педагогики и т.д. Специалист данного профиля проводит диагностику способностей и уровня развития ребенка. Результатом работы дефектолога является социализация и приобщение к окружающему миру детей с отклонениями в развитии. Наряду с этим специалист данного профиля проводит беседы с родителями, оказывая им помощь в воспитании и понимании своего ребенка.

Таким образом, должностными обязанностями дефектолога являются:

    организация и проведение учебно-коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии;

    обследование детей с целью определения степени выраженности имеющегося дефекта;

    проведение групповых и индивидуальных занятий с целью восстановления нарушенных функций;

    консультирование родителей по применению методик и приемов оказания помощи проблемным детям;

    ведение документации.

Дефектолог – это социально значимая специальность, требующая глубоких профессиональных знаний и желания помогать детям.

Требования к дефектологу

Среди профессиональных требований к дефектологу можно выделить следующие:

    наличие высшего профессионального образования;

    опыт работы по специальности;

    знания возрастной и специальной педагогики и психологии, анатомо-физиологической и клинической дефектологии;

    знания методов и приемов предупреждения и исправления отклонений в развитии;

    стремление к профессиональному росту и знакомство с новейшими открытиями в своей области (посещение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров, конференций, чтение профессиональной литературы и пр.).

Далеко не каждый способен работать дефектологом. При наличии диплома и профессиональных знаний специалисту требуется опыт работы и обладание определенными качествами характера.

Дефектолог – это специалист по работе с детьми, имеющими психологические или физические отклонения в развитии. Данная профессия является сложной, требующей от работника глубоких знаний и определенных личностных качеств. Для работы дефектологом требуется получить высшее образование. В должностные обязанности специалиста данного профиля входят осмотр детей, выявление недостатков, поиск причины появления недуга, помощь в адаптации к окружающему миру и т.д.

Какое образование нужно дефектологу

Получить образование дефектолога возможно в педагогических вузах (код специальности 44.03.03). В процессе обучения студент изучает основы педагогики, способы оказания психологической и медицинской помощи и пр. Поэтому можно утверждать, что дефектолог обладает педагогическим образованием с медицинским уклоном.

Профессия дефектолога подразделяется на несколько узких специальностей, таких как:

    сурдопедагог (работает с детьми, имеющими недостатки слуха);

    тифлопедагог (работает с детьми с нарушениями зрения);

    сурдотифлопедагог (работает со слепоглухонемыми детьми);

    олигофренопедагог (работает с умственно отсталыми детьми);

    логопед-дефектолог (работает с детьми, имеющими нарушения и дефекты речи) и пр.

Личностные качества дефектолога

Для работы с аномальными детьми и выполнения профессиональных обязанностей дефектолог должен обладать определенными личностными качествами, к которым относятся:

    терпение, уравновешенность, стрессоустойчивость;

    ответственность;

    умение работать со сложными детьми;

    любовь к детям и своей профессии;

    коммуникабельность.

При работе с ребенком дефектолог должен видеть в своем воспитаннике полноценную личность, проявлять к каждому интерес, наблюдать, выявлять причины отклонений, стараться оказать помощь, предотвратить возможные нежелательные последствия и т.д.

Поиск работы дефектологом (карьерный рост)

В России работа дефектолога является востребованной и высокооплачиваемой. Это связано с тем, что многие современные дети имеют проблемы с адаптацией к окружающим условиям (переменам), не могут выстроить общение со сверстниками, имеют проблемы с речью и усвоением обучающего материала, физические отклонения и т.д. Специалист может оказывать частные услуги, работать в государственных школах-интернатах, коррекционных и реабилитационных центрах, детских садах и дошкольных образовательных учреждениях и т.д.

Зарплата дефектолога

Заработная плата дефектолога в России зависит от региона проживания и места работы. Так в государственных учреждениях оклад специалиста данного профиля может составлять 15-20 тыс. руб., в Москве и Санкт-Петербурге – 35-60 тыс. руб. Работа в частных учреждениях (включая оказание частных профессиональных услуг) оплачивается дороже. В месяц сотрудник может получать до 80 тыс. руб. и выше (в зависимости от должностных обязанностей).

Плюсы и минусы профессии

Профессия «дефектолог» имеет свои плюсы и минусы. К положительным сторонам можно отнести:

  • важность, востребованность профессии (дефектолог стоит в одном ряду с врачами и учителями);
  • достойная заработная плата;

    возможность профессионального развития (разработка собственных методик, издание книг, публикации в научных журналах и пр.).

К минусам профессии относятся:





error: Контент защищен !!