План работы психолога с логопедом в доу. Коррекционно – развивающая программа педагога – психолога по работе с детьми с ОНР

Светлана Сухорученко
Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога «Ирис»

ИРИС

Подготовила : учитель-логопед

Сухорученко С. А.

Хабаровск 2017.

Актуальность

«Федеральные Государственные стандарты к основной образовательной программе » учитывают , что содержание дошкольного образования должно охватывать все направления развития личности ребёнка-дошкольника : физическое, социально-коммуникативное, художественно - эстетическое, а так же познавательно и речевое.

Именно на познавательно-речевом направлении необходимо акцентировать внимание педагогов , так как в последние годы наблюдается рост числа дошкольников имеющих различные отклонения и в познавательной и в речевой сфере. Дисгармоничный характер развития детей данной категории определяет необходимость целенаправленного изучения состояния не только их речевой сферы, но и когнитивных функций. Выявления соотношений речевых симптомов и нарушений познавательной деятельности в структуре дефекта, а также коррекции данных нарушений развития, требуют выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении коррекционно -логопедических задач.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

"Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений"

Л. С. Выготский

То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов : меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей : повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов коррекционной помощи детям , усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились : развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы .

С этой целью нами была создана Коррекционно-развивающая программа взаимодействия учителя- логопеда и педагога-психолога

ИРИС

(Играем, Развиваем, Исследуем, Сотрудничаем) для коррекционных групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи.

Цель программы : коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно – развивающей помощи.

Задачи работы специалистов

Задачи работы логопеда Задачи работы психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них. Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей , контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Основу организации такого взаимодействия определяют следующие принципы :

Системность. Развитие ребенка - процесс, в котором взаимосвязаны , взаимозависимы и взаимообусловлены все компоненты . Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность (взаимодополняемость ) . Развитие ребенка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям. Индивидуальная программа работы с ребенком должна строиться в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития, с учетом факторов риска.

Адекватность требований и нагрузок.

Постепенность и системность, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа.

Модель реализации взаимодействия педагога-психолога и

учителя- логопеда :

Диагностика - определение тех сторон развития ребенка, которые требуют особого внимания. Диагностика в ходе нашей работы приобрела основные составляющие : определение уровня речевого и психического развития ребенка. Разработка совместного диагностического блока методик, позволяющего сократить время на обследование и сделать его белее содержательным.

Коррекционно-развивающая работа . На основе комплексной диагностики формируется интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий ;

Консультативная работа. Обеспечивает непрерывность сопровождения детей и их семей по вопросам создания дифференцированных психолого-педагогических условий обучения , воспитания, коррекции и развития .

Просветительская работа. Коррекционно -развивающий процесс невозможен без участия родителей и педагогов , поэтому для них необходимо проведение консультаций, на которых следует рассказать об особенностях развития ребенка на данный момент, факторах риска и основных направлениях коррекционно -развивающей работы с ними, так же изучить , проанализировать субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых нарушений.

Мониторинг. Аналитическая деятельность позволит нам отследить эффективность коррекционно -развивающей работы при тесном сотрудничестве логопеда и психолога , т. е. выделить все возможные положительные и отрицательные стороны этой деятельности, так же отследить динамику развития ребенка.

В процессе коррекционно -развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями , которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их с наименьшими затратами сил.

Педагогическая ценность программы

Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет, во – первых, учитывать не только речевые , но и индивидуально -психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в – третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья - ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога . Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье , поддержка ребенка и организация помощи.

Список литературы.

1. Арефьева З. А., Подобед С. О. организация работы логопедического пункта в ДОУ. Логопед, 2004.

2. Выготский Л. С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань» ,2003.

3. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации : Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д. м. н. Е. М. Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

4. Поваляева М. А. Коррекционная педагогика . Взаимодействие специалистов . Коллективная монография \ М. А. Поваляевой. – Ростов-на-Дону : «Феникс» , 2002.

5. Подобед С. О. Детский сад : или – как им управлять. Красноярск, 2003

6. Пятница Т. В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв» , 2005.

7. Степанова О. А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера» , 2003.

8. Трошин О. В., Жулин Е. В. Логопсихология : Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера» , 2005.

9. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь : Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

План работы психолого-логопедической службы

СРОКИ ТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДЕТЬМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Сентябрь Диагностика Диагностика

«круглого стола» по итогам диагностики. Составление коррекционно -тематического плана работы. Итоги диагностики и задачи на учебный год. Индивидуальные консультации.

Октябрь Развитие восприятия Коррекционно -развивающие занятия по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда

Составление картотеки игр для детей по развитию восприятия Консультация «Игровые приемы для развития восприятия»

Буклет «Игры для развития восприятия»

Ноябрь Развиваем пространственные представления Коррекционно

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация «Формирование восприятия отношений между предметами и их группами в игре» Мастер-класс «Игры и упражнения на развитие пространствен-ных представлений»

«Индейцы» .

Декабрь Память Коррекционно -развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация «Как учить стихи играючи »

Папка-передвижка «Развиваем память. Это не сложно»

Буклет «Игры на развитие памяти»

Январь Внимание Коррекционно -развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Консультация по теме «Развитие у детей памяти и внимания. В какие игры можно поиграть» Консультация «Развитие внимания»

Буклет «Играем вместе с нами!»

интегрированное НОД с детьми ТНР «Следопыты» .

Февраль Мышление

(словесно-логическое) Коррекционно -развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Семинар –практикум «Развитие логического мышления дошкольников»

Консультация

«Развитие словесно-логического мышления у детей.

Папка-передвижка «Учим детей разгадывать загадки»

Март Развитие эмоциональной сферы

Коррекционно -развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски.

Открытое интегрированное НОД с детьми ТНР «Весна» .

Консультация «Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду» . Составление картотеки игр на развитие эмоционального благополучия ребенка. Консультация

«Эмоциональное развитие детей и режим дня»

Воображение Коррекционно -развивающие занятия с детьми с ТНР по теме.

Интегрированное занятие педагога-психолога и учителя- логопеда с применением интерактивной доски. Открытое интегрированное НОД «Космос» с детьми ТНР

Составление картотеки игра и упражнений «Фантазёр» на развитие воображения. Консультация «Как развивать воображение у ребенка 5-6 лет»

Май Диагностика Диагностика

развития познавательных процессов, развитие речи Проведение «круглого стола» по итогам диагностики Итоги диагностики, рекомендации. Индивидуальные консультации.

Данная Рабочая программа (далее Программа) разработана педагогом-психологом на основе Программы воспитания и обучения дошкольников с общим недоразвитием речи на основе примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой.

Структура и содержание рабочей программы разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами :

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Приказ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 г. N 636 «Об утверждении положения о службе практической психологии в системе министерства образования РФ»;

Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 12 ноября 2007 г. № 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога»;

Письмо Министерства образования Российской Федерации от 24 декабря 2001 года N 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения»;

Письмо Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от7 января 1999 г. N 70/23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования»;

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза параллельно с физическим и интеллектуальным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития. Развитие речи имеет свои закономерности. В раннем возрасте детям свойственно физиологическое косноязычие, обусловленное недостаточной сформированностью речевого аппарата. Сначала у ребёнка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, необходимо работать над пониманием речи и обогащением пассивного словаря, а на этой основе развивать активную речь.

Для формирования психики и интеллекта ребёнка имеют важное значение три выступающие в тесном единстве функции речи: коммуникативная, познавательная и регуляционная.

Коммуникативная функция способствует развитию навыков общения ребёнка с окружающими, предоставляет возможность совместной игры, что имеет большое значение для формирования адекватного поведения, эмоционально-волевой сферы личности ребёнка. В дальнейшем на основе социальной речи формируется внутренняя речь ребёнка.

При общем недоразвитии речи ребёнок долгое время «говорит» с помощью жестов и интонации.

Познавательная функция речи тесно связана с коммуникативной. При недоразвитии речи обедняется восприятие ребёнка, слабо развивается представление о себе и об окружающем мире. Речь лежит в основе формирования вербальной памяти, необходимой для развития словесно-логического мышления. При ОНР могут отмечаться вторичные трудности в формировании обобщённого мышления, та как у ребёнка затруднено формирование мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, синтеза.

Регулирующая функция речи при нормальном развитии начинает складываться уже на ранних этапах развития. К 4 – 5 годам, когда развита смысловая сторона речи, слова взрослого становятся для ребёнка регулятором поведения. Формирование регулирующей функции речи тесно связано с развитием внутренней речи, целенаправленного поведения, возможности программирования интеллектуальной деятельности. При недоразвитии регулирующей функции поведение ребёнка становится импульсивным, речь взрослого мало корректирует деятельность ребёнка, возникают затруднения присоблюдении последовательности выполнения тех или иных операций. Ребёнок не замечает своих ошибок, теряет конечную задачу, легко отвлекается на несущественные раздражители. Развитие гностических и мыслительных процессов, эмоционально-волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может происходить аномально.

Для детей с ОНР характерны определённые психологические трудности. Дети могут быть возбудимыми, двигательно расторможенными или наоборот, вялыми, ослабленными, истощаемыми. Среди детей-логопатов встречаются страдающие синдромом гиперответственности, чрезмерное стремление которых безупречно выполнить все задания приводит к закрепощению мышц тела, в том числе, языка, что затрудняет у таких детей постановку и автоматизацию звуков. Есть дети, малочувствительные, не проявляющие интереса к окружающему. Отсутствие желания исправлять свою речь означает для них отсутствие самоконтроля.

Таким образом, дети с ОНР нуждаются в психологической коррекции познавательных процессов и усовершенствовании эмоционально-волевой сферы.

  • < Назад
  • Вперёд >

Тихомирова Светлана Константиновна,

педагог-психолог ГОУ детский сад 1698,

г. Москва

Взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога

Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.

Основная функция педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении - это создание условий, способствующих:

  • охране физического и психического здоровья детей,
  • обеспечению их эмоционального благополучия,
  • свободному и эффективному развитию способностей каждого ребёнка.

Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью.

Л.С. Выготский писал: "Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений" . То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения . Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:

  • меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
  • неустойчивость внимания,
  • быстрая отвлекаемость,
  • истощаемость психических процессов,
  • снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
  • у них затруднена развёрнутая связная речь.

Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:

  • повышенная возбудимость,
  • раздражительность или общая заторможенность,
  • замкнутость,
  • обидчивость,
  • плаксивость,
  • многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

Целью сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду является:

  • создание модели взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
  • обеспечение целостность и единство коррекционно- развивающего пространства в содержательном и организационном планах.

Формирование групп

Работа с детьми начинается заранее, ещё до комплектования логопедических групп. В эти группы поступают дети, имеющие речевые дефекты, в основном из массовых групп нашего учреждения. Поэтому мы уже владеем определёнными сведениями о личностных особенностях развития каждого ребёнка, претендующих в логопедические группы, из ранее проводимой диагностики предыдущего возрастного этапа.

Дети, имеющие речевые дефекты, углублённо обследуются не только учителем-логопедом, но и педагогом-психологом по методикам М.М. Семаго, а так же Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко.

На основании этих данных, составляются индивидуальные психолого-педагогические характеристики для предоставления их на ПМПк.

Педагог-психолог обязательно присутствует на заседании ПМПк с целью выполнения двух функций:

  • "охранной" (разъяснение какой-либо ситуации, требующей компетенции психолога по данному ребёнку)
  • диагностической (посредством метода наблюдения за ребёнком в новой ситуации диагностируется эмоционально-волевая сфера, что даёт полное представление об уровнях развития эмоциональной, интеллектуальной и коммуникативных сфер ребёнка одновременно).

Таким образом, ещё до поступления в логопедические группы детей, мы имеем полную необходимую информацию на детей-логопатов для составления их социально-психологического портрета, определения путей и форм оказания помощи, а также выбора средств и форм сопровождения. Исключение составляют вновь прибывшие дети из других дошкольных учреждений или семьи. Поэтому на начало учебного года в первую очередь обследуются эти дети. После плановой диагностики детей проводится совместное совещание. Полученные данные позволяют установить степень нарушения психологических особенностей, состояния здоровья, компенсаторных возможностей дошкольника, наметить карту индивидуального развития ребенка .

Работа с родителями

Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.

Поэтому в этом направлении педагогом-психологом проводятся:

  • просветительская работа,
  • консультации,
  • оформление информационных стендов.

Общие вопросы выносятся на родительские собрания, а вопросы частного плана, а также ознакомление родителей с результатами диагностики и планом работы с ребёнком, проводятся в виде индивидуальных консультаций, бесед.

Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.

Подбор коррекционных программ, методик для детей осуществляется педагогом-психологом по результатам диагностики. Частота развивающих занятий обычно составляет 1-2 раза в неделю в зависимости от потребностей ребёнка. Мы считаем, что тесная взаимосвязь учителя-логопеда и педагога-психолога может быть возможной при условии совместного планирования работы, при правильном и чётком распределении задач каждого участника коррекционно-образовательного процесса.

Таким образом, нами выделяются такие формы работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду:

  • проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог - познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
  • коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
  • интегрированные занятия с детьми;
  • родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Диагностика эмоциональной сферы и познавательной дошкольников проводится совместно. Нами был составлен план обследования, данные которого, мы заносим в специальную карту развития воспитанника.

Приложение №1

Совместный план работы учителя-логопеда и педагога-психолога

Время проведения

Взаимодействие с педагогами

Цель : Создание единого коррекционно-развивающего пространства

Взаимодействие с детьми

Цель : Установление причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии и их коррекция.

Взаимодействие с родителями

Цель: Установление сотрудничества (установление совместных требований к общему и речевому воспитанию ребенка)

1 период (сентябрь - ноябрь)

Разработка совместного диагностического блока методик. Проведение психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) по итогам диагностики. Составление календарно-тематического плана коррекционной работы.

Проведение диагностики: уровня развития эмоциональной сферы развития познавательных процессов, развитие речи. Составление карт развития ребенка. Коррекционно-развивающие занятия: логопедические с детьми, коррекция познавательных процессов у детей. Интегрированные занятия (учитель - логопед + педагог-психолог)

Родительское собрание "Давайте познакомимся" Родительское собрание "Итоги диагностики и задачи обучения на учебный год". Консультация "Создание речевой среды в семье".

2 период (декабрь - март)

Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за I период обучения. Консультация "Развитие эмоциональной лексики".

Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Промежуточная диагностика речевого развития детей (учитель-логопед). Познавательного развития (педагог-психолог). Индивидуальные занятия по развитию эмоциональной сферы. Интегрированные занятия (учитель-логопед + педагог-психолог).

Родительское собрание "Развиваем речь ребенка". Консультация "Мир эмоций".

З период (март-май)

Проведение ПМПК. Обсуждение результатов коррекционно-развивающей работы с детьми за учебный год.

Кор.-разв. занятия с учителем-логопедом и педагогом-психологом. Проведение диагностики (педагог-психолог, учитель-логопед). Интегрированные занятия (учитель-логопед +педагог- психолог).

Родительское собрание "Итоги повторной диагностики". Родительское собрание "Рекомендации на летний период"

Приложение №2

Календарно-тематический план по коррекционной работе учителя-логопеда и педагога-психолога

Дата

Тема

Сентябрь 3-я неделя

"Овощи. Огород"

Сентябрь 4-я неделя

"Сад. Фрукты"

Октябрь 1-я неделя

"Сад - огород"

Октябрь 2-я неделя

"Деревья"

Октябрь 3-я неделя

Лес. Грибы. Ягоды

Октябрь 4-я неделя

Ноябрь 1-я неделя

Ноябрь 2-я неделя

"Человек, строение тела"

Ноябрь 3-я неделя

"Игрушки"

Ноябрь 4-я неделя

Декабрь 1-я неделя

"Продукты питания"

Декабрь 2-я неделя

Декабрь 3-я неделя

"Зимующие птицы"

Декабрь 4-я неделя

"Новый год"

Январь 2-я неделя

Январь 3-я неделя

Январь 4-я неделя

"Головные уборы"

Февраль 1-я неделя

"Дикие животный"

Февраль 2-я неделя

"Домашние животные"

Февраль 3-я неделя

"Транспорт"

Февраль 4-я неделя

"Наша Армия"

Март 1-я неделя

Март 2-я неделя

Март 3-я неделя

Март 4-я неделя

"Перелётные птицы"

Апрель 1-я неделя

"Профессии"

Апрель 2-неделя

"Инструменты"

Апрель 3-я неделя

"Дом. Семья"

Апрель 4-я неделя

Май 1-я неделя

"День победы"

Май 2-я неделя

Май 3-я неделя

"Насекомые"

Май 4-я неделя

"Времена года"

Пояснительная записка…………………………………………………………2

Актуальность…………………………………………………………………….3

Цель. Задачи………………………………………………………………………5

Основные направления программы…………………………………………...6

Основные этапы программы……………………………………………………7

Перспективный план программы………………………………………………..

Оценка результативности. Предполагаемый результат………………………

Педагогическая ценность программы………………………………………….

Программно-методическое обеспечение……………………………………….

Пояснительная записка. Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями.

Экспериментальные исследования авторов, занимающихся данной проблемой свидетельствуют о том, что дошкольники с ОНР по уровню сформированности логических операций значительно отстают от своих нормально развивающихся сверстников. Многие авторы выделяют четыре группы детей с ОНР по степени сформированности логических операций.

Дети, вошедшие в первую группу, имеют достаточно высокий уровень сформированности невербальных и вербальных логических операций, соответствующий показателям детей с нормальным речевым развитием, познавательная активность, интерес к заданию высоки, целенаправленная деятельность детей устойчива и планомерна.

Уровень сформированности логических операций детей, вошедших во вторую группу, ниже возрастной нормы. Речевая активность у них снижена, дети испытывают трудности приема словесной инструкции, демонстрируют ограниченный объем кратковременной памяти, невозможность удержать словесный ряд.

У детей, отнесенных к третьей группе, целенаправленная деятельность нарушена при выполнении как вербальных, так и невербальных заданий. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. Однако дети имеют потенциальные возможности для овладения абстрактными понятиями, если со стороны логопеда им будет оказана помощь.

Для дошкольников, вошедших в четвертую группу, характерно недоразвитие логических операций. Логическая деятельность детей отличается крайней неустойчивостью, отсутствием планомерности, познавательная активность детей низкая, контроль над правильностью выполнения заданий отсутствует.

Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы.

Итак, у детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Дети с ОНР малоактивны, инициативы в общении они обычно не проявляют. В исследованиях Ю. Ф. Гаркуши и В. В. Коржевиной (2001) [______]отмечается, что:

У дошкольников с ОНР имеются нарушения общения, проявляющиеся в незрелости мотивационно-потребностной сферы;

Имеющиеся трудности связаны с комплексом речевых и когнитивных нарушений;

Наличие общего недоразвития у детей приводит стойким нарушениям деятельности общения. При этом затрудняется процесс межличностного взаимодействия детей и создаются серьезные проблемы на пути их развития и обучения.

Наряду с общей соматической ослабленностью детям с ОНР присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы: движения у них плохо координированы, скорость и четкость их выполнения снижены. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

У детей с ОНР отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики - общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют логопеду и психологу определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.

Актуальность. Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.

Самую многочисленную группу – до 60% от всех детей дошкольного возраста составляют дети с отклонением в речевом развитии.

Выготский Л.С. писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений». То есть, не существует речевых расстройств, при которых вследствие межсистемных связей не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности могут повлечь за собой определенные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка, в определенной мере предопределяя низкую познавательную активность, недостаточную ориентировку в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённость и примитивизм содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности, непродуктивную поведенческую тактику и др.

У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Необходимость всесторонней и тщательной проработки организационно-содержательных аспектов логопедической помощи детям, усиление ее профилактические аспектов в настоящее время является актуальной потребностью и задачей дошкольного образования.

По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии (см. приложение №3), было выявлено 35% детей с низким уровнем познавательного развития, 29%- эмоциональное нарушение, ___________. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения возникла необходимость поиска единых концептуальных основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательной сферы, а также развитие и коррекция эмоциональной сферы.

С этой целью нами была создана программа взаимодействия логопеда – учителя и педагога – психолога по сопровождению детей коррекционно- логопедической группы.

Основной принцип организации работы – оказание комплексной психолого-педагогической помощи детям, имеющим речевое нарушения. Психолог и логопед имеют возможность осуществлять помощь как каждому ребенку, так и группе детей, имеющих речевые дефекты: отслеживать процесс развития,; заниматься глубокой и всесторонней профилактической, коррекционной и развивающей работой с детьми старшего возраста. Кроме того, при совместной деятельности появляется возможность осуществлять методическую работу, разрабатывать проекты, оказывающие влияние на воспитательно-образовательною среду ДОУ.

В связи с гуманизацией образования и разработкой принципов личностно – ориентированного подхода к процессу воспитания, обучения и развития детей основной целью деятельности педагогических работников становится полноценное развитие личности ребенка, сохранение и укрепление его физического, психического и нравственного здоровья. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Деятельность психолога охватывает комплексное психологическое сопровождение детей в образовательном процессе. Реализация этих целей возможна только при тесном взаимодействии указанных специалистов в развитии (коррекции) речи и внеречевых психических процессов и функций.

Схема взаимодействия специалистов при работе с ребенком, имеющим нарушения речи, составлена на основе схемы Степановой О.А. (Приложение №1)

В данной программе логопед выступает как организатор и координатор коррекционных влияний, оказывая необходимую логопедическую помощь. Деятельность психолога направлена на развитие когнитивных процессов, напрямую связанных с речью. Первостепенное влияние на речевое развитие оказывает семья (родители ребенка) и воспитатель группы.

Выделение основных направлений взаимодействия помогло более четко определить общие и частные задачи и цель участников коррекционно – образовательного процесса.

Цель программы: коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

Общие задачи в первую очередь направлены на оказание своевременной диагностической, профилактической и коррекционно – логопедической помощи.

Задачи работы специалистов

Задачи работы логопеда

Задачи работы психолога

Изучение уровня речевого, познавательного, социально – личностных особенностей детей старшей логопедической группы, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки

Совершенствование мелкой моторики

Развитие зрительно – моторной координации

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств

Активизация отработанной лексики

Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды

Повышение психологической культуры родителей и педагогов

Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия

Основные направления программы

Вид деятельности / Функциональные обязанности психолога

Вид деятельности / Функциональные обязанности логопеда

Диагностика

Психолого - медико - педагогический консилиум

Углубленное психологическое обследование детей.

Подбор психодиагностических программ.

Планирование и проведение психодиагностических мероприятий.

Обработка результатов.

    представление психолого – педагогических рекомендаций

    разработка психологической работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики

Углубленное логопедическое обследование детей группы "Непоседы".

Диагностика результативности коррекционно – педагогического (логопедического) процесса

Обработка результатов.

Работа с диагностической информацией:

    информирование по итогам диагностики

    разработка коррекционной работы с детьми, родителями, педагогами на основе данных диагностики

Организационная работа

Составление сетки занятий и графика

работы, согласование их с логопедом.

Составление перспективных планов индивидуальной и подгрупповой работы.

Изучение медицинских карт.

Комплектование подгрупп детей по проявлениям нарушений.

Составление сетки занятий и графика работы.

Составление перспективных планов индивидуальной, фронтальной и подгрупповой работы.

Изучение медицинских карт.

Коррекционно – развивающая работа

Постановка задач коррекционно - развивающей работы.

Разработка программы работы.

Планирование работы, организация условий для ее проведения.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию познавательной, личностно – эмоциональной сфер.

Проведение мониторинга эффективности проделанной работы.

Коррекционно – развивающие занятия по развитию разных сторон речи.

Индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков.

Работа с родителями и педагогами

Постановка задач работы.

Прием родителей по их запросу.

Проведение консультаций, тренингов.

Организация сотрудничества родителей и других специалистов ДОУ.

Оформление информационных выставок и уголков для родителей.

Составление плана просветительской работы с родителями.

Проведение консультаций, практикумов.

Оформление информационно - методических выставок и уголков.

Посещение открытых занятий.

Проведение психолого – медико - педагогического консилиумов

Постановка задач и разработки сценария консилиума.

Сбор диагностической информации. Подготовка аналитических материалов.

Участие в консилиуме.

Реализация решений консилиума.

Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя – логопеда и педагога – психолога видна общая логика построения коррекционно – образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.

Основные этапы программы

Этап

Основное содержание

Результат

Организацион-

ный (сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми.

Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

(март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

Старшая группа

Обследование

Обследование

Осень. Сезонные изменения в природе. Труд людей осенью

Откуда хлеб пришел?

Овощи. Огород. Труд людей.

Фрукты, ягоды – сад. Труд людей

Осень. Грибы. Лес. Деревья.

Поздняя осень

Осень. Перелетные птицы

Зимующие птицы, признаки зимы

Зимние забавы

Новый год

Обследование

Домашние животные зимой

Дикие животные зимой

Мебель, части мебели


Предполагаемый результат

Педагогическая ценность программы

Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет, во – первых, учитывать не только речевые, но и индивидуально -психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности; во – вторых, четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка и в – третьих, наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу. Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.

Главную роль, конечно, играет семья - ее терпение и влияние, совместные, объединенные усилия родителей и педагога. Поэтому одним из актуальных методов психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи является обучение и консультация родителей с целью регулирования взаимоотношений в семье, поддержка ребенка и организация помощи.

Список литературы.

1.Арефьева З.А., Подобед С.О. организация работы логопедического пункта в ДОУ.Логопед, 2004.

2.Выготский Л.С. Основы дефектологии. – СПб.: Издательство «Лань»,2003.

3.Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений \ Под ред. д.м.н. Е.М.Мастюковой. – М.: АРКТИ, 2002.

4.Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Коллективная монография \ М.А.Поваляевой. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.

5.Подобед С.О. Детский сад: или – как им управлять. Красноярск, 2003

6.Пятница Т.В. Организация и содержание работы воспитателя в группе детей с нарушениями речи. – Мн.: «Аверсэв», 2005.

7.Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «ТЦ Сфера», 2003.

8.Трошин О.В., Жулин Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. – М.: «ТЦ Сфера», 2005.

9.Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь: Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. М., 1999.

Ирина Владимировна Пуляевская

Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений. То есть, не существует речевых расстройств, при которых не отмечались бы другие психологические нарушения. Вместе они образуют сложный психологический профиль отклонений в психическом развитии у детей, в структуре которого одним из ведущих синдромов являются речевые нарушения. Не случайно списки детей, зачисленных на психологический и логопедический пункты ДОУ, практически совпадают.

Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, обеднённостью содержания коммуникативной, игровой и художественно-творческой деятельности. У детей, имеющих логопедические проблемы, при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы часто наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.

Кроме детей с речевыми нарушениями в настоящее время в ДОУ выделяются следующие категории детей:

ЗПРР- нарушение психо-речевого развития;

С нарушениями интеллектуального развития;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы

Значительную группу представляют дети с не резко выраженными, а трудно выявляемыми отклонениями в развитии двигательной, эмоциональной, сенсорной или интеллектуальной сферы. Включение в образовательный процесс детей с ОВЗ с применением старых подходов к их образованию и воспитанию не являются достаточно эффективными.

в нашем ДОУ родители, специалисты и другие участники педагогического процесса работают в тесном сотрудничестве с достаточной гибкостью в соответствии с потребностями и возможностями каждого ребенка.

(разработка коррекционного маршрута)

Целью работы педагога-психолога и учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.

(педагог-психолог развивает моторику,с учетом лексической темы)

Принципы взаимодействия:

Системность

Комплексность

Соответствие возрастным индивидуальным возможностям

Адекватность требований и нагрузок

Постепенность и системность

Индивидуализация темпа работ

Задачи работы учителя-логопеда

Обследование воспитанников и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционно-речевой помощи и определение основных направлений и содержания работы с каждым из них.

Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.

Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.

Формирование у педагогического коллектива информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.

Развитие мелкой моторики.

Обогащение словарного запаса.

Задачи работы педагога-психолога

Создание среды психологической поддержки детям с ОВЗ.

Развитие памяти, внимания, мышления, пространственной ориентировки.

Совершенствование мелкой моторики.

Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Развитие зрительно-моторной координации.

Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств.

Активизация отработанной лексики.

Снятие тревожности у детей при негативном настрое на учебный процесс.

Обеспечение психологической готовности к школьному обучению.

Повышение психологической культуры родителей и педагогов.

Основные этапы взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога

Организационный этап

(сентябрь - октябрь)

Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с ОВЗ.

Заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Организация и проведение психолого – медико – педагогического консилиумов.

Информирование о результатах диагностики, настрой родителей и педагогов на эффективную коррекционную работу с детьми. Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с ОВЗ.

Разработка программ групповой (подгрупповой) работы с детьми.

Проектирование взаимодействия специалистов ДОУ и родителей.

Основной

(ноябрь - февраль)

Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах.

Проведение интегрированных занятий два раза в месяц.

Осуществление логопедического и психологического мониторинга.

Создание и реализация проектной деятельности.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии.

Повышение компетентности у родителей и педагогов по вопросам речевого и психологического развития детей.

Заключительный

(март - май)

Оценка результативности коррекционной работы с детьми.

Корректировка индивидуальных и групповых программ.

Отчет по проделанной работе.

Проектирование коррекционно-развивающей программы для детей подготовительной к школе группы.

По результатам диагностики, с которой знакомим педагогов, совместно с педагогами ДОУ мы разрабатываем индивидуальные коррекционные маршруты для тех детей, которые с трудом усваивают (не усваивают) общеобразовательную программу. Единый индивидуальный маршрут каждого ребенка обсуждается и принимается на оперативном совещании ДОУ, подписывается всеми специалистами, принимающими участие в его разработке, с ним знакомятся родители воспитанников.

Единый индивидуальный маршрут разрабатывается на квартал, после чего на вносятся коррективы с учетом динамики развития ребенка. В апреле на итоговом заседании ПМПс подводятся итоги работы и оценивается эффективность проводимой в течение года коррекционно-образовательной работы. Благодаря коррекционным маршрутам все участники коррекционного процесса имеют возможность осуществлять комплексный подход в воспитании и образовании детей с ОВЗ.

Взаимодействие психолога и логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов, росту компетентности родителей в области коррекционной педагогики. В процессе коррекционно-развивающей деятельности необходима своевременная ранняя поддержка ребенка педагогами и родителями, которая позволяет предупредить многие проблемы и вовремя откорректировать их.

Логопед и психолог преследуют в своей работе разные задачи, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Нужно учитывать, что всегда есть группа детей, в равной степени нуждающихся в помощи обоих специалистов.

Планирование и реализация коррекционно-развивающего воздействия требует взаимодействия логопеда и психолога в тех случаях, когда в основе трудностей обучения и воспитания ребенка лежат следующие проблемы:

Несформированность ВПФ сочетается с недостаточностью речевого развития;

Нарушение речевой сферы сопровождается дезадаптирующей тревожностью;

Речевое недоразвитие сопровождается или вызывает снижение учебной мотивации, самоконтроля.

Работа логопеда в рамках интеграции может заключаться в следующем:

Развитие звуковой стороны речи.

Развитие лексического запаса и грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Формирование полноценных учебных умений и навыков.

Работа психолога в условиях интеграции может заключаться в следующем:

Развитие и коррекция высших психических функций.

Активизация познавательной деятельности.

Развитие эмоционально-волевой сферы.

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм м и методов на занятиях, взаимная интеграция значительно глубже. Она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей, проведение семинаров и консультаций по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, и логопед, и психолог занимаются развитием речи и др. психических процессов одновременно, но не на равных. Основная задача логопеда – развитие речи (и коррекция высших психических функций этому способствует). Развитие речи для психолога – также одна из основных задач, но в контексте работы психолога речь является средством развития интеллекта.





error: Контент защищен !!