Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов по УД «Литература» для СПО. Рабочая программа по литературе для спо Рабочая программа по дисциплине литература спо

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНЦЕ XVIII - НАЧАЛЕ XIX ВЕКА.
Реформы Петра I способствовали тому, что литература и искусство начали приобретать черты светскости, общедоступности, злободневности. В царствование Екатерины II (1762-1796) русская литература и культура хотя и находились еще под влиянием европейских авторитетов, получили импульс развиваться своим самобытным и неповторимым путем. Труды Михаила Васильевича Ломоносова, деятельность таких русских мыслителей и писателей, как Феофан Прокопович, Антиох Кантемир, Василий Кириллович Тредиаковский, Александр Петрович Сумароков, Михаил Матвеевич Херасков и др., постепенно утверждали в русской литературе и искусстве общее для Европы того времени направление - классицизм, абсолютное господство которого в отечественной культуре длилось более полувека.

Классицизм. Как художественное направление классицизм начал формироваться в Европе в конце XVI века, приходя на смену эстетике эпохи Возрождения. Слово classicus по латыни значит «образцовый», таким образом в названии направления отражено, что его эстетическая система основана на следовании античным образцам и сами произведения классицизма являются образцом для подражания.

В основе теории классицизма лежит идея о воспитательной роли искусства в жизни общества. Литература, театр, живопись, музыка - все виды искусства, как в античном мире, должны служить человеку и государству, направляя их развитие в сторону идеала, способствуя их воспитанию и образованию. Теоретики классицизма однозначно утверждали приоритет разума над чувством, поэтому в системе ценностей классицизма на высшей ступени стоит Человек Разумный, обладающий всеми лучшими качествами, которые может в себе воспитать мыслящая личность. У мыслящего человека дурные качества развиться не могут, они будут преодолены как противоречащие разуму. В произведениях классицизма между словом «глупость» и словом «порок» ставится знак равенства, все беды человечества представляются результатом неразумности и необразованности. Глупость имеет как смешные, так и трагичные последствия, которые служат демонстрацией того, как не следует поступать, каким не следует быть.

СОДЕРЖАНИЕ
От авторов
ЧАСТЬ I РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА KOHUA XVIII -XIX ВЕКОВ
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В КОНЦЕ XIII-НАЧАЛЕ XIX ВЕКА 6
Александр Сергеевич Пушкин 33
Михаил Юрьевич Лермонтов 67
Николай Васильевич Гоголь 89
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 109
Александр Николаевич Островский 117
Иван Александрович Гончаров 134
Иван Сергеевич Тургенев 152
Федор Иванович Тютчев 177
Афанасий Афанасиевич Фет 189
Алексей Константинович Толстой 200
Николай Алексеевич Некрасов 205
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин 225
Николай Семенович Лесков 239
Федор Михайлович Достоевский 252
Лев Николаевич Толстой 290
Антон Павлович Чехов 331
Примерные вопросы и задания к итоговому зачету по курсу русской литературы конца XVIII -XIX веков 356
ЧАСТЬ II РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ДРУГИХ ВИДОВ ИСКУССТВА В КОНЦЕ XIX-НАЧАЛЕ XX ВЕКА 362
Иван Алексеевич Бунин 378
Александр Иванович Куприн 396
Алексей Максимович Горький 405
Серебряный век русской поэзии 423
Творчество поэтов Серебряного века 434
Александр Александрович Блок 462
Владимир Владимирович Маяковский 485
Новокрестьянская поэзия 508
Сергей Александрович Есенин 513
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 1920-1940-е ГОДЫ 535
Марина Ивановна Цветаева 549
Анна Андреевна Ахматова 556
Михаил Афанасьевич Булгаков 568
Андрей Платонович Платонов 578
Михаил Александрович Шолохов 584
Борис Леонидович Пастернак 598
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В 1950-1990-е ГОДЫ 607
Александр Исаевич Солженицын 632
Александр Трифонович Твардовский 638
Александр Валентинович Вампилов 644
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИТЕРАТУРЫ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ 648
Примерные вопросы и задания к итоговому зачету по курсу русской литературы XX века.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Литература, Обернихина Г.А., 2010 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Московской области

«Люберецкий техникум»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБПОУ МО

«Люберецкий техникум»

О.А. Клубничкина

«____»________20___г.

рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Литература

«Общеообразовательного цикла»

Основной профессиональной образовательной программы по специальности

Люберцы, 2015 г.

Рассмотрено

Предметной (цикловой) комиссией общеобразовательного и естественнонаучного циклов

Протокол №____ «____»_________ 2015 г.

Председатель ___________ Е. П.Акиньшина

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

О.Ю. Захарова

«____»_______________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебно-методической работе, председатель методического совета

В. Б. Атрепьева

«____»_______________2015г

Составитель: Е.П.Акиньшина, преподаватель первой квалификационной категории ГБПОУ МО «Люберецкий техникум»;

Эксперты:

Внутренняя экспертиза

Техническая экспертиза: _______________________________________________

(ФИО методиста, члена методического совета ОУ)

_____________________________________________________________________

(ФИО, должность, квалификационная категория, сокращенное наименование ОУ)

____________________________________________________________________

Внешняя экспертиза

(ФИО, должность, полное название ОУ СПО и/или ВПО)

___________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальностям: 24.02.01 «Производство летательных аппаратов» утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 21 апреля 2014 г. N 362 (Зарегистрировано в Минюсте России 17 июля 2014 г. N 33128), 20.02.04 «Пожарная безопасность» утвержденного приказом приказом Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2014 г. N 354 (Зарегистрировано в Минюсте России 30 мая 2014 г. N 32501) .

Стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

Пояснительная записка

Настоящая программа учебной дисциплины ориентирована на реализацию федерального компонента государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) среднего (полного) общего образования «Литература» на базовом уровне в пределах основной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

    освоение знаний о современном состоянии развития литературы и методах литературы как науки;

    знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

    овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации литературного и общекультурного содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;

    развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших наблюдений и исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

    воспитание убеждённости в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

    применение знаний по литературе в профессиональной деятельности и повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.

В ГБПОУ МО «Люберецкий техникум» на «Литературу» по специальностям среднего профессионального образования 24.02.01 «Производство летательных аппаратов», 20.02.04 «Пожарная безопасность» отводится 175 часов, в том числе 117 часов аудиторной нагрузки в соответствии с разъяснениями по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП среднего профессионального образования 1 .

Основу данной программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1 Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования, одобреными Научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» (Протокол № 1 от «03» февраля 2011 г.).

Программа предполагает дифференциацию уровней достижения студентами поставленных целей. Уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространённых литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, в освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включённого в современную общественную культуру.

Программа составлена с учётом необходимости проведения занятий по развитию речи, а также итоговых занятий (сочинения, контрольные работы, семинары и т.д.). Форма проведения таких занятий и их тематика зависят от поставленных преподавателем целей и задач, а также от уровня подготовленности студентов. Эти виды работ тесно связаны с изучением литературного произведения, обеспечивают развитие воображения, образного и логического мышления, способствуют формированию у студентов умений анализа и оценки литературных произведений.

Введение разных видов занятий и заданий исследовательского характера активизируют позицию студента-читателя, развивает общие креативные способности. В программе теоретические сведения дополняются демонстрациями презентаций, отрывков из программных художественных фильмов, портретов писателей и т.п..

Программа содержит тематический план, отражающий количество часов, выделяемое на изучение «Литературы» при овладении студентами специальностей 24.02.01 «Производство летательных аппаратов», 20.02.04 «Пожарная безопасность» . Резерв времени – 04 часа – направлен на изучение раздела «Русская литература второй половины XIX века», темы «Л.Н.Толстой. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой», «Л.Н.Толстой. Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Партизанская война». Резерв времени – 02 часа – направлен на изучение раздела «Литература 30-х – начала 40-х г.г. (обзор)», темы «Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Программой предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа (58 часов), включающая:

    работу с первоисточниками (конспектирование и реферирование критических статей и литературоведческих текстов);

    подготовка к семинарским занятиям (домашняя подготовка, занятия в библиотеке, работа с электронными каталогами и интернет-информация);

    составление библиографических таблиц по творчеству писателя;

    подготовка рефератов;

    работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

Контроль качества освоения дисциплины «Литература» проводится в процессе текущего контроля и промежуточной аттестации.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного на дисциплину, как традиционными, так и инновационными методами (выполнение тестовых работ, сочинений студентов, устных ответов, докладов, рефератов, исследовательских работ, конкурсов сочинений, литературных викторин, турниров, зачётов), а также точек рубежного контроля. Результаты текущего контроля учитываются при подведении итогов по дисциплине.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета, по итогам изучения дисциплины, в конце учебного года, дифференцированный зачет по дисциплине проводится за счет времени, отведенного на её освоение, и выставляется на основании результатов сочинений, а также точек рубежного контроля.

Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы : дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

знать/понимать :

Образную природу словесного искусства;

Основные факты жизни и творчества писателей- классиков XIX -XX вв;

Основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Основные теоретико-литературные понятия;

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь :

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

Соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

Определять род и жанр произведения;

Аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Участия в диалоге или дискуссии, оценки их эстетической значимости

Самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости,

Определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

Определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Количество часов

Максималь-

ная

Самостоя-тельная

учебная

работа

Обязательная аудиторная

в т.ч.:

Всего занятий

Лаб. и прак. заня-

тий

Раздел 1. Литература XIX века.

75

25

50

Тема 1.1.Введение.

Тема 1.2.Русская литература первой половины XIX в.

Тема 1.3.Русская литература второй половины XIX в.

Раздел 2. Литература XX века.

100

34

67

Тема 2.1.Основные потоки русской литературы XX века.

Тема 2.2.Русская литература на рубеже веков.

Тема 2.3.Литература первой половины XX века.

Тема 2.4.Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Тема 2.5. Литература второй половины XX века.

Тема 2.6. Поэзия наших дней.

Тема 2.7. Обзор литературы последнего десятилетия XX .

Тема 2.8. Зарубежная литература (обзор).

Тема 2.9. Дифференцированный зачёт.

Всего:

176

59

117

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины Литература

Наименование разделов и тем

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Литература XIX века.

50

Тема 1.1

Введение.

2

1

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Самобытность русской литературы. Специфика литературы как вида искусства.

-

Демонстрации: (не предусмотрены)

-

Лабораторные работы: (не предусмотрены)

-

Практические занятия: (не предусмотрены)

-

Контрольные работы: (не предусмотрены)

-

Тема 1.2

Русская литература первой половины

XIX в .

4

3

А.С.Пушкин. Жизненный и творческий путь. Основные темы и мотивы лирики. Тема поэта и поэзии. Стихотворения «Пророк», «Поэту» и др. Философская лирика. Лирика любви и дружбы. Гражданские, политические и патриотические мотивы лирики. Развитие реализма в творчестве А.С.Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Стихотворения «Поэт», «Молитва», «Пророк», «Родина» и др. Мотивы одиночества. Утверждение героического типа личности. Любовь к Родине, народу, природе. Поэт и общество.

Н.В.Гоголь. Сведения из биографии. Значение творчества Н.В.Гоголя в русской литературе. «Петербургские повести»: «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приёмы комического в повести. Авторская позиция.

Теория литературы:1) Элегия; 2) развитие понятия о романтизме; 3) романтизм и реализм.

-

Демонстрации: не предусмотрено

-

-

-

Контрольные работы: Вводный контроль (тест).

2

Самостоятельная работа обучающихся: читать «Маскарад»

1

Тема 1.3.

Русская литература второй половины

XIX в.

42

Россия второй половины XIX в. Расцвет реализма. Роль литературы в жизни общества . Культурно-историческое развитие России, отражение его в литературном процессе. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. Литературная критика.

2 2

А.Н.Островский – создатель русского национального театра. Сведения из биографии. Драма «Гроза». Социально-культурная новизна драматургии. Новизна поэтики. Типы деловых людей в пьесах. Природа комического. Авторское отношение к героям.

Драма «Гроза». Идейно-художественное своеобразие. Город Калинов и его обитатели. Душевная трагедия Катерины. Самобытность замысла, сила трагической развязки. Конфликт романтической личности с укладом жизни. Мотивы искушений, мотив своеволия и свободы в драме. Позиция автора и его идеал. Символика грозы.

И.А.Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов» (обзорное изучение). Творческая история романа. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе.

И.С.Тургенев. Сведения из биографии. Анализ романа «Отцы и дети». Эпоха и роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа.

Проблема поколений в романе «Отцы и дети». Базаров и его родители. Поиск «сознательно-героической» натуры как ответ на противоречия эпох. Нигилизм и его последствия.

Поэты «чистого искусства». Ф.И.Тютчев. Сведения из биографии. Философская и общественно-политическая лирика. Лирика любви. А.А.Фет. Сведения из биографии. Поэзия как выражение идеала и красоты. Стихотворения: Ф.И.Тютчев «29-е января 1837», «Умом Россию не понять…», «Нам не дано предугадать…», «К.Б.» (Я встретил Вас – и всё былое…») - философичность- основа лирики поэта. А.А.Фет «Осень», «Шепот, робкое дыханье…», «На заре ты её не буди…» - слияние внешнего и внутреннего мира в его поэзии.

Н.А.Некрасов. Сведения из биографии. Лирика. Традиции русской поэзии и новаторство. Стихотворения: «Родина», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «Элегия» (Пускай нам говорит изменчивая мода…»). Гражданский пафос лирики. Народная поэзия как источник своеобразия поэзии Некрасова.

Н.С.Лесков. Сведения из биографии. Повесть «Очарованный странник» (обзорное изучение). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Сведения из биографии. Роман «История одного города» (обзорное изучение). Своеобразие типизации. Объекты сатиры и сатирические приёмы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.

Ф.М.Достоевский. Сведения из биографии. Роман «Преступление и наказание». Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа.

Смысл теории Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта. Преступление Раскольникова. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова.

Униженные и оскорблённые в романе «Преступление и наказание». Двойники Р.Раскольникова. Эволюция идеи «двойничества». Страдание и очищение в романе. Символические образы в романе. Роль пейзажа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе.

Л.Н.Толстой. Жизненный и творческий путь. Духовные искания писателя. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа.

Изображение войн 1805-1807 г.г. Отечественная война 1812 года в романе «Война и мир». Символическое значение «войны» и «мира». Картины войны 1812 года. Осуждение жестокости войны в романе.

Духовные искания героев романа (Андрея Болконского, Пьера Безухова). Женские образы (Н.Ростова, М.Болконская). Светское общество в изображении Толстого. Идейные искания Толстого.

Кутузов и Наполеон в романе «Война и мир». Партизанская война. Развенчание идеи «наполеонизма». Патриотизм в понимании писателя.

« Мысль народная» и семья в романе «Война и мир». Проблема народа и личности. Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Авторский идеал семьи.

Психологизм романа. Мировое значение творчества Л.Н.Толстого. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души».Л.Н.Толстой и культура XX века. Мировое значение творчества Толстого.

А.П.Чехов. Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов. Отрицание пошлости, фальши, бездуховности в его рассказах («Ионыч» - деградация человеческой личности). Периодизация творчества Чехова. Своеобразие и всепроникающая сила чеховского творчества. Новый тип рассказа. Герои рассказов Чехова.

Пьеса «Вишнёвый сад». Новаторство драматургии. Лиризм и мягкий юмор. Драматургия Чехова. Своеобразие жанра. Расширение границ исторического времени в пьесе. Символичность пьесы. Роль А.П.Чехова в мировой драматургии театра.

Теория литературы: 1) (не предусмотрены); 2) критический реализм; 3) понятие о драме; 4) социально-психологический роман; 5) социально-психологический роман; 6) (не предусмотрены); 7) (не предусмотрены); 8) развитие понятия о народности литературы, понятие о стиле; 9) (не предусмотрены); 10) развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»); 11) проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя; 12) (не предусмотрены); 13) полифонизм романов Ф.И.Достоевского; 14) понятие о романе-эпопее; 15) (не предусмотрены); 16) (не предусмотрены); 17) (не предусмотрены); 18) (не предусмотрены); 19) (не предусмотрены); 20) (не предусмотрены); 21) развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок, пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга.

-

Демонстрации: 2)портрет писателя, отрывки из фильма «Гроза» ; 3 ) эпизоды из фильма «Гроза»; 4) портрет писателя, эпизоды из фильма «Обломов»; 5) портрет писателя, эпизоды из фильма «Отцы и дети»; 6) эпизоды из фильма «Отцы и дети»; 7) портреты поэтов; 8) портрет писателя. 9) портрет писателя; 10) портрет писателя; 11) портрет писателя, эпизоды из фильма «Преступление и наказание»; 12) эпизоды из фильма «Преступление и наказание»; 13) эпизоды из фильма «Преступление и наказание»; 14) портрет писателя, эпизоды из фильма «Война и мир»; 15) эпизоды из фильма «Война и мир»; 16) эпизоды из фильма «Война и мир»; 17) эпизоды из фильма «Война и мир»; 18) эпизоды из фильма «Война и мир»; 19) эпизоды из фильма «Война и мир»; 20) портрет писателя; 21) (не предусмотрены);

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

-

Самостоятельная работа обучающихся: 2)читать драму «Гроза»; 3) подготовится к тесту по Н.А.Островскому и драме «Гроза»; 4) подготовиться к тесту; 5) читать роман «Отцы и дети»; 6) написать мини-сочинение на одну из тем I блока (зачётная работа); 7) выучить наизусть стихотворения Ф.И.Тютчева «К.Б.»; А.А.Фета – по выбору; 8) выучить наизусть стихотворение «Элегия»; 9) написать мини-сочинение на одну из тем II блока (зачётная работа), читать «Очарованный странник»; 10) читать «История одного города», написать мини-сочинение на одну из тем III блока (зачётная работа). 11) читать роман «Преступление и наказание»; 12) читать роман «Преступление и наказание»; 13) написать мини-сочинение на одну из тем IV блока (зачётная работа); 14) читать отрывки из романа «Война и мир»;15) читать отрывки из романа «Война и мир»; 16) подготовить реферат на одну из тем: «Жизнь и творчество Л.Н.Толстого», «Женские образы в романе «Война и мир»; 17) подготовить сравнительный анализ образов полководцев Кутузова и Наполеона (письменно); 18) выбрать тему из V блока и подготовиться к сочинению (написать план сочинения); 19) написать мини-сочинение на одну из тем V блока (зачётная работа); 20) читать отрывки из пьесы «Вишнёвый сад»; 21) выполнить доклад на тему: «Прошлое, настоящее и будущее в пьесе «Вишнёвый сад».

24ч.

Раздел 1I .

Литература XX века.

67

Тема 2.1 .

Основные потоки русской литературы XX века.

2

Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Советская литература, литература русского зарубежья, «запрещённая литература». Литературные течения (символизм, акмеизм, футуризм). Роль искусства в жизни общества.

1

Теория литературы: (не предусмотрены)

-

Демонстрации: не предусмотрено

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)

Тема 2.2.

Русская литература на рубеже веков.

4

И.А.Бунин. Сведения из биографии. Философичность лирики. Мастер короткого рассказа («Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи», «Чистый понедельник»). Кризис цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Стихотворения: «Крещенская ночь», «Последний шмель», «Песня» и др. Реалистическое и символическое в прозе и поэзии. Точность восприятия психологии человека и мира природы; поэтизация исторического прошлого .

2

А.И.Куприн. Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в его рассказах. Повесть «Гранатовый браслет». Люди цивилизации и люди природы (рассказ «Олеся»). Осуждение пороков современного общества. Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести «Гранатовый браслет». Символическое и реалистическое в творчестве Куприна.

Теория литературы: (не предусмотрены)

-

Демонстрации: 1) портрет писателя, выставка книг И.А.Бунина; 2) портрет писателя, эпизоды из фильма «Гранатовый браслет».

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: 1) читать «Господин из Сан-Франциско», выучить наизусть стихотворение (по выбору студента) не менее 16 строк; 2) написать мини-сочинение на одну из тем VI блока (зачётная работа).

4

Тема 2.3.

Литература первой половины XX века

30

Поэзия Серебряного века. Литературные течения поэзии, русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Н.С.Гумилёв, М.И.Цветаева. Сведения из биографии. Контрольная работа по творчеству поэтов «Серебряного века». Обзор русской поэзии конца XIX начала XX веков. Проблема традиций и новаторства в литературе начала XX века; формы её разрешения в творчестве реалистов, символистов, акмеистов, футуристов. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Н.С.Гумилёв- стремление к экзотичности описаний и героизации действительности в лирике. Духовная высота поэзии М.И.Цветаевой.

2

М.Горький. Сведения из биографии. Ранние рассказы («Старуха Изергиль», «Челкаш»). Отношение к Октябрьской революции «Несвоевременные мысли». Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Авторская позиция и способы её воплощения.

Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М.Горького «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и её философский смысл. Герои пьесы.

Спор о предназначении человека, правда и ложь в драме «На дне». Авторская позиция и способы её выражения. Новаторство Горького- драматурга. Горький и МХАТ. Горький – романист.

А.А.Блок. Сведения из биографии. Образ России в поэзии («Россия», «На поле Куликовом»). Поэма «Двенадцать». Природа социальных противоречий в изображении поэта. Тема исторического прошлого в лирике Блока. Тема родины, тревога за судьбу России. Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и её герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

В.В.Маяковский. Сведения из биографии. Стихотворения: «Послушайте», «А вы могли бы?», «Юбилейное». Тема поэта и поэзии. Образ поэта – гражданина. Поэмы «Во весь голос», «Облако в штанах». Поэтическая новизна ранней лирики: необычное содержание, гиперболичность и пластика образов, яркость метафор, контрасты и противоречия. Тема несоответствия мечты и действительности, несовершенства мира в лирике поэта. Проблемы духовной жизни. Характер и личность автора в стихах о любви. Сатира Маяковского. Обличие мещанства.

Крестьянская поэзия 20-х годов. С.А.Есенин. Сведения из биографии. Тема Родины в творчестве Есенина. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Письмо матери», «Письмо к женщине», «Россия», «О доблестях, о подвигах, о славе». Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней в творчестве С.Есенина, Н.Клюева, С.Клычкова. Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычная образность, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов.

М.А.Булгаков. Сведения из биографии. История, жанр и композиция романа «Мастер и Маргарита». История создания романа. Изменяя названия романа. Своеобразие жанра (обращение писателя к жанру рома­на-мифа) . Многоплановость романа. Слож­ное взаимодействие двух романов - повествование о жизненной судьбе Мастера и созданный им роман о Понтии Пилате.

Система образов в романе «Мастер и Маргарита». Мастер и Маргарита. Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри. Иван Бездомный –поэт. Роль имен в понимании идейно-художественной структуры романа.

Три мира в романе «Мастер и Маргарита». Фантастическое и реалистическое в романе. Система внутренних соответствий в рамках романа. Три основных мира: древний ершалаимский, вечный потусторонний и современный московский не только связаны между собой (роль связки выполняет мир сатаны), планы объединены между собой и основную роль связующих элементов играют образы символы.

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита». Роман об ответственности человека за всё добро и зло, которые совершаются на земле, за собственный выбор жизненного пути, ведущего к истине и свободе, о всепобеждающей силе любви и творчества. Демонология. Тайны психологии человека: страх «сильных мира» перед правдой жизни. Воланд и его окружение (Гелла, Бегемот кот-оборотень и любимый шут Воланда; Азазелло - "демон безводной пустыни, демон-убийца; Коровьев-Фагот –подчинённый Воланда, чёрт и рыцарь; Фрида – участница Великого бала у сатаны).

Любовь и судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита». Традиции русской литературы (творчество Н.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Подготовка к сочинению. Символика любви в романе: образ финского ножа. Сквозные символы в романе: символика лунного света. Связь романа со многими другими произведениями и работами (с Николаем Васильевичем Гоголем, драматической поэмой "Фауст" (1808-1832) великого немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), со стихотворением Николая Гумилева (1886-1921) "Творчество" (1918), и др.). Это позволило расширить художественное пространство и по-новому трактовать образы героев.

М.А.Шолохов. Сведения из биографии. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа.

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Женские судьбы в романе «Тихий Дон». Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, её смысл и значение. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Своеобразие художественной манеры писателя.

Н.А.Заболоцкий. Сведения из биографии. Утверждение непреходящих нравственных ценностей. Стихотворения: «Завещание», «Читая стихи», «О красоте человеческих лиц». Неразрывная связь поколений, философская углублённость, художественная неповторимость стихотворений поэта. Своеобразие художественного воплощения темы природы в лирике Заболоцкого.

Теория литературы: 1) не предусмотрены; 2) не предусмотрены; 3)) не предусмотрены; 4) развитие понятия о драме; 5) развитие понятия о художественной образности (образ-символ), развитие понятия о поэме; 6) традиции и новаторство в литературе, новая система стихосложения, тоническое стихосложение; 7) развитие понятия о поэтических средствах художественной выразительности; 8) разнообразие типов романа в советской литературе; 9) не предусмотрены; 10)) не предусмотрена; 11) не предусмотрена; 12) не предусмотрена; 13) не предусмотрена; 14) развитие понятия о стиле писателя; 15) развитие понятия о стиле писателя.

-

Демонстрации: 1) портреты поэтов, выставка книг; 2) портрет писателя, выставка книг; 3) эпизоды из фильма «На дне»; 4) эпизоды из фильма «На дне»; 5) портрет поэта, выставка книг; 6) портрет поэта, выставка книг; 7) портрет поэта, выставка книг; 8) портрет писателя, выставка книг, эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 9) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 10) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 11) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 12) эпизоды из фильма «Мастер и Маргарита»; 13) портрет писателя, выставка книг; 14) эпизоды из фильма «Тихий Дон»; 15) портрет поэта, выставка книг.

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы: по поэзии «Серебряного века».

2

Самостоятельная работа обучающихся: 1) выучить наизусть стихотворения Н.С.Гумилёва и М.И.Цветаевой (по выбору студента) не менее 16 строк; 2) не предусмотрены; 3) выучить наизусть монолог Сатина о человеке; 4) написать мини-сочинение на одну из тем VII блока (зачётная работа); 5) выучить наизусть стихотворение «Россия» или «О доблестях, о подвигах, о славе»; 6) выучить наизусть стихотворение «Послушайте»; 7) выучить наизусть стихотворения С.А.Есенина (по выбору студента) не менее 16 строк. Написать мини-сочинение на одну из тем VIII блока (зачётная работа); 8) читать роман «Мастер и Маргарита»; 9) не предусмотрена; 10) не предусмотрена; 11) не предусмотрена; 12) написать мини-сочинение на одну из тем IX блока (зачётная работа); 13) выполнить реферат на тему «Женские образы и их судьбы в романе «Тихий Дон»; 14) написать мини-сочинение на одну из тем X блока (зачётная работа); 15) выучить наизусть стихотворение Н.А.Заболоцкого (по выбору студента) не менее 16 строк.

16

Тема 2.4.

Литература периода Великой Отечественной

войны и первых послевоенных лет.

12

Великая Отечественная война в литературе. Песни военных лет. С.Соловьёв - Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский. Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет. Кинематограф героической эпохи.

2

Поэзия периода войны. К.Симонов, А.Сурков, М.Исаковский. Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков.

«Лейтенантская проза» (обзор). Б.Васильев «А зори здесь тихие». Произведения первых послевоенных лет. Проблема человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе.

А.А.Ахматова. Жизненный и творческий путь. Ранняя лирика. Трагедия народа и поэта. Поэма «Реквием». Темы любви к родной земле, к Родине, к России. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Б.Л.Пастернак. Сведения из биографии. Философичность лирики. Простота и лёгкость поздней лирики. Роман «Доктор Живаго» (обзор). Стихотворения: «Гамлет», «Определение поэзии», «Зимняя ночь», «Февраль. Достать чернил и плакать…» и др. Эстетические поиски и эксперименты в ранней лирике. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. Особенности поэтического восприятия. Своеобразие художественной формы стихотворений.

А.Т.Твардовский. Сведения из биографии. Стихи о войне. Послевоенная лирика. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете», «Памяти матери», «Я знаю: никакой моей вины…», «В тот день, когда кончилась война…» и др. Тема войны и памяти в лирике А.Твардовского. Утверждение нравственных ценностей. Размышление о прошлом, настоящем и будущем Родины. Художественное своеобразие творчества А.Твардовского.

Теория литературы: 1) развитие понятия о стиле писателя; 2) развитие понятия о стиле писателя; 3) развитие понятия о стиле писателя; 4) проблема традиции и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство; 5) не предусмотрена; 6) традиции русской классической литературы и новаторство в поэзии.

-

Демонстрации: 1) исследовательская работа на тему «Выдающиеся произведения в годы ВО войны» (показ презентации); 2) не предусмотрены; 3) эпизоды из фильма «А зори здесь тихие»; 4) портрет поэтессы, выставка книг; 5) эпизоды из фильма «Доктор Живаго»; 6) не предусмотрены.

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: 1) выучить наизусть стихотворение любого автора о ВО войне (не менее 16 строк); 2) выучить наизусть стихотворение К.Симонова «Жди меня»; 3) выполнить реферат по теме «Произведения первых послевоенных лет» и подготовить его защиту; 4) выучить наизусть стихотворение А.А.Ахматовой (по выбору студента) не менее 16 строк; 5) выучить наизусть стихотворение Б.Л.Пастернака (по выбору студента) не менее 16 строк; 6) выучить наизусть стихотворение А.Т.Твардовского (по выбору студента) не менее 16 строк.

6

Тема 2.5.

Литература второй половины XX века.

10

2

Литература 50-80-х годов XX века. Новые тенденции в литературе. Новое осмысление проблемы человека на войне. Ю.Бондарев «Горячий снег», В.Кондратьев «Сашка». Изменения в общественной и культурной жизни страны. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях писателей и поэтов. Природа подвига и предательства. Роль произведений о Великой Отечественной войне в воспитании патриотических чувств молодого поколения.

Поэзия 60-80-х годов XX века (А.Вознесенский, И.Бродский, Н.Рубцов, Р.Гамзатов и другие). Авторская песня. Значение творчества В.Высоцкого, Ю.Визбора, Б.Акуджавы в развитии жанра авторской песни. Поиск нового поэтического языка, форм, жанра. Развитие традиций русской классики в поэзии. Тема Родины в лирике поэта, острая боль за её судьбу. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Рубцова. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. Место авторской песни в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности).

В.Распутин. Сведения из биографии. Судьба народа в его творчестве. В.Распутин «Прощание с Матёрой». Возрастание роли публицистики. Динамика нравственных ценностей во времени, предвидение опасности утраты исторической памяти. Публицистическая направленность художественных произведений 80-х годов XX века. Обращение к трагическим страницам истории, размышления об общечеловеческих ценностях.

А.И.Солженицын. Сведения из биографии. Новый подход к изображению прошлого. Рассказы «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор». Проблема ответственности поколений. Размышления писателя о возможных путях развития человечества в повести. Мастерство А.Солженицына- психолога: глубина характеров, историко-философское обобщение в творчестве писателя.

В.М.Шукшин. Сведения из биографии. «Деревенская проза». Рассказы: «Чудик», «Выбираю деревню на жительство». Изображение жизни русской деревни: глубина и цельность духовного мира русского человека, связанного жизнью своей с землёй. Художественные особенности прозы В.Шукшина.

Теория литературы: 1) не предусмотрены; 2) не предусмотрены; 3)) не предусмотрены; 4)) не предусмотрены; 5) не предусмотрены;

-

Демонстрации: 1) не предусмотрено; 2) не предусмотрены; 3)) не предусмотрены; 4)) не предусмотрены; 5) не предусмотрены

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: 1) ) не предусмотрена; 2) выполнить реферат на тему «Авторская песня» и подготовить его защиту; 3) читать произведение, выполнить реферат; 4) читать произведение, выполнить реферат; 5) подготовиться к дифференцированному зачёту.

8

Тема 2.6.

Поэзия наших дней.

2

2

Н.М.Рубцов, Н. Заболоцкий Б.Ш.Окуджава, Р.Г.Гамзатов. Жизнь и творчество поэтов по выбору. Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние». Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Стихотворение «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало…». Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова. Стихотворения «Полночный троллейбус», «Живописцы». Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Стихотворения Н. Заболоцкого «В этой роще березовой», «Не позволяй душе лениться…», стихи об искусстве,

Теория литературы: (не предусмотрены)

-

Демонстрации: не предусмотрено

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: : не предусмотрена.

Тема 2.7.

Обзор литературы последнего десятилетия.

2

2

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики

Теория литературы: (не предусмотрены)

Демонстрации: не предусмотрено

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)

Тема 2.8.

Зарубежная литература (обзор).

1

И.В.Гете «Фауст», Э.Хемингуэй «Старик и море».

2

Теория литературы: (не предусмотрены)

-

Демонстрации: не предусмотрено

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)

Тема 2.9.

Дифференцированный зачёт.

Дифференцированный зачёт.

2

3

Теория литературы: (не предусмотрены)

-

Демонстрации: не предусмотрено

-

Лабораторные работы (не предусмотрены)

-

Практические занятия (не предусмотрены)

-

Контрольные работы (не предусмотрены)

-

Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрены)

Всего:

117/ (с/р-59, к/р-4)

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

    посадочные места по числу студентов (30)

    рабочее место преподавателя (1)

    рабочая доска (1)

    комплект наглядных пособий по предмету «Литература» (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты тестов, художественная литература) (1)

Технические средства обучения:

    телевизор,DVD , DVD диски (программные фильмы),

    ноутбук,

    аудиосистема,

    комплект слайдов по темам курса дисциплины.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники: Учебники и учебные пособия

1.Агеносов В.В. и др. Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11кл. – М., 2012.

2.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2010

3.Русская литература XIX в. Учебник-практикум (ч. 1, 2, 3). 11 кл./ Под ред. Ю.И.Лысого. – М., 2011.

4.Русская литература ХХ в. (ч. 1, 2). 11 кл. / Под ред. В.П. Журавлева.

5.Литература (ч. 1, 2). 11 кл. / Программа под ред. В.Г. Маранцман. – М., 2012.

6.Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2013.

7.Маранцман В.Г. и д. Литературе. Программа (ч. 1, 2). 10 кл. – М., 2014.

8.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной

Г.А. – М., 2010.

9.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум:

учеб. пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2012.

Для преподавателей:

10.История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и

С.М. Петрова. – М., 2000.

11.История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина,

Н.И. Якушина. – М., 2001.

12.История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. М., 2001.

13.Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.

14.Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.

15.Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.

16.Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.

17.Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.

18.Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.

19.Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.

20.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

21.Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.

22.Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.

23.Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001.

24.Литература в школе: научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ.

Интернет-ресурсов

25.Электронный ресурс «Кабинет русского языка». Форма доступа: www.slovari.ru

26.Электронный ресурс «Бесплатная виртуальная электронная библиотека -ВВМ».

Форма доступа: www.velib.com

27. Электронный ресурс «Литературный портал- « Русская литература». Форма

доступа: www.fplib.ru

28. Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература,». Форма

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Результаты обучения

(освоение умения, усвоение знания)

Формы и методы контроля и результатов обучения

Знать:

    образную природу словесного искусства;

Контрольная работа

    содержание изученных литературных произведений;

Домашняя работа

    основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX вв;

Хронологические таблицы

    основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

Словарь терминов

    основные теоретико-литературные понятия

Словарь терминов

Уметь:

    воспроизводить содержание литературного произведения;

Пересказ, тестирование

    анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

Творческая работа,

исследовательские работы

    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

Исследовательские работы, выполнение проектной работы

    определять род и жанр произведения;

Тестирование

Литературная дискуссия

Выразительное чтение стихов

    аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

Творческие работы (сочинения),

отзывы, рецензии, сочинения-

миниатюры, эссе

    писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

Творческие работы

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

Творческие работы

    участия в диалоге или дискуссии;

Литературная дискуссия

    самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

Отзыв на прочитанное произведение

    определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

Литературная дискуссия

    определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Сочинение-отзыв

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90 ÷ 100

Отлично

80 ÷ 89

Хорошо

70 ÷ 79

Удовлетворительно

менее 70

Не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

В процессе освоения дисциплины у обучаемых должны формироваться литературные и общие компетенции:

Обучаемый должен обладать литературными компетенциями, включающими в себя способность:

ЛК 1. Применять литературоведческие знания в конкретной жизненной ситуации.

ЛК 2.Использовать логическое мышление в решении поставленных задач для достижения поставленных целей.

ЛК 3. Развивать энциклопедическое владение необходимой информацией.

ЛК 4. Использовать лингвистические знания в практической деятельности.

ЛК 5. Применять теоретико-литературные знания.

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач, личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в своей деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных знаний (для юношей).

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины «ЛИТЕРАТУРА»
основной профессиональной образовательной программы по специальностям СПО 34.02.01 «Сестринское дело», 33.02.01 «Фармация»

базовый уровень подготовки
Комплект КОС учебной дисциплины разработан согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».

1.Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств.
1.1. Область применения.
1.2 .Требования к результатам обучения (знания, умения)
1.3. Общие компетенции
2. Система контроля и оценки освоения программы дисциплины

2.2 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке
3. Оценка освоения учебной дисциплины
3.1. Формы и методы оценивания
3.2. Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по разделам, темам
3.3. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины (для проведения текущей, промежуточной аттестации)
4.Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине. Пакет экзаменатора.
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) учебной дисциплины

1.1 Область применения
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Литература».
КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета, итоговой аттестации в форме экзамена.
КОС разработаны на основании положений:
рекомендаций по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.
программы учебной дисциплины «Литература».
В результате освоения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего общего образования в образовательных учреждениях среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» умениями, знаниями.
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Литература» изучается как базовый учебный предмет.

1.2. Требования к результатам обучения
В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен:
Знать/понимать
З.1 образную природу словесного искусства;
З.2 содержание изученных литературных произведений;
З.3 основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
З.4 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; основные теоретико-литературные понятия:
З.4.1 основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений
З.4.2 основные теоретико-литературные понятия.
уметь
У.1 воспроизводить содержание литературного произведения;
У.2 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У.2.1 анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь)
У.2.2 анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
У.3 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У.3.1 соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
У.3.2 раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;
У.3.3 выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы;
У.3.4 соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
У.3.5. выявлять авторскую позицию;
У.4 выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
У.5 аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
У.6 писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
У.7 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
У. 7.1 создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
У.7.2 участия в диалоге или дискуссии;
У.7.3 самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
У.7.4 определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
У.7.5 определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.3 Общие компетенции:
ОК.1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК.2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем;
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы;
ОК.4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;
ОК.6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами;
ОК.7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий;
ОК.8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК.9 Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности;
ОК.10 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

2. Система контроля и оценки освоения программы дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего и промежуточного контроля с использованием различных форм и методов контроля.
2.1 Формы промежуточной аттестации по ОПОП при освоении программы дисциплины

Скачать Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов по УД «Литература» для СПО





error: Контент защищен !!