Урок ко дню борьбы с фашизмом. Презентация "международный день памяти жертв фашизма"

Урок мужества

«Фашизму - нет!».

Учитель: Умарова Т. В.

Дата проведения: 11.11. 2016 г.

Цели:

Повышение познавательного интереса обучающихся к вопросам патриотизма, неравнодушия, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким;

Воспитывать патриотические качества у подрастающего поколения на примере единения всех народов в борьбе против фашизма во время Великой Отечественной войны;

Познакомить учащихся с началом возникновения фашизма в Германии, проанализировать последствия фашизма на примере документальных фильмов и исторических фактов;

- развивать у учащихся умение самостоятельно думать, принимать верные решения в любых жизненных ситуациях, иметь свою точку зрения, уметь ее отстаивать, вести самостоятельно научно-исследовательскую работу в поиске заданного материала, развивать нестандартное творческое мышление.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Учитель : памяти павших во время Великой Отечественной войны, а также ныне живущим ветеранам, испытавшим ужас войны, посвящается наш урок, который называется: «Урок Мужества» .

Ученица: В день Победы,
Солдатскому братству верны,
Собираются в круг
Ветераны войны.

Без чинов и без званий –
Иваны, Петры -
Побратимы суровой
Военной поры.

Мчится время полным ходом,
Но у нас в стране родной
Не ушли в забвенье годы,
Что отмечены войной.

Ученица : На уроке в первом классе
Тихо шепчут малыши:

«Год Победы помнишь, Вася?
Сорок пятый! Запиши!»

«Сорок первый – сорок пятый!»
Учит наша детвора.

А для бывшего солдата
Это вроде как вчера…

2.Ведение в тему:

Кто такой герой? (ответы детей).

Герой - человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Что такое Отечество? (ответы детей).

Отечество, отчизна - родная страна.

Учитель: ребята, кто знает, когда началась Великая Отечественная война?(В 1941 году)

Да, ребята, 22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории страны.

3. Основная часть.
22 июня был выходной день. Спали города и сёла, после выпускных вечеров гуляла молодёжь. Выпускники мечтали о своём будущем. Ничто не предвещало беды. Едва начинал брезжить рассвет, часы показывали 4 утра…

Слайд

И вдруг эту утреннюю тишину нарушило мощное вторжение боевой техники: гул самолётов, лязг танков, пулемётные очереди. Зазвучала незнакомая речь... Враг был жестоким и сильным…

Учащийся: 22 июня 1941 года в 12 часов Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну, заканчивалось оно словами «Враг будет разбит. Победа будет за нами!»

22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началася война!
Кончилось мирное время,
Нам расставаться пора,
Я уезжаю и обещаю
Верным Вам быть навсегда!

Учитель: а вот с какими словами в этот же день обратился к народу митрополит Московский и Коломенский глава православной церкви в России Сергий: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С божью помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном долге перед Родиной и верой и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы – православные, родные им по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжелый час испытаний всем, чем каждый может…»
Одно из первых сражений войны произошло у пограничной Брестской крепости. Около месяца сражался её героический гарнизон. …Если бы камни могли говорить, они рассказали бы всему миру о том, как стояли пограничники! Но силы были, слишком, неравные.

30 сентября 1941года Гитлер отдал приказ о наступлении на Москву. «Тайфун» - так назвали фашисты план своего наступления. Тайфун – это сильный ветер, стремительный ураган. Ураганом стремились ворваться фашисты в Москву, обойти город с севера и юга, зажать нашу армию в огромные «клещи». Слова Гитлера были таковы: «Город должен быть окружён так, чтобы ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребёнок – не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой.

2 октября 1941года 80 фашистских дивизий перешли в наступление. Наши войска вступили в тяжёлые оборонительные бои. Началась великая МОСКОВСКАЯ БИТВА.

Слайд

Потерпев поражение под Москвой, Гитлер приказал своим генералам прорваться к Волге и захватить СТАЛИНГРАД. Летом 17 июля 1942года началась СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.

Слайд

200 дней длилась Сталинградская битва.
1943год – это время КУРСКОЙ БИТВЫ.

Слайд

После Курска самым мощным было наступление советских войск на юго-западе страны, и к апрелю 1944года немецкие захватчики были разгромлены на всей территории Украины, а советские войска вышли к Государственной границе.

В феврале 1945года советские войска подошли к Берлину.30 апреля 1945года над зданием правительства Германии – рейхстагом взметнулось наше Красное знамя. Но фашисты продолжали сопротивление. И только 9 мая 1945года все гитлеровские войска сложили оружие.

СЛАЙДЫ 1, 2.

Звучит песня «Хотят ли русские войны» .

Учащийся: н арод не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строятся сегодняшний и завтрашний день… Это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что «без прошлого нет настоящего, и не может быть будущего».СЛАЙДЫ 3, 4.

Учащийся: много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России. Память о них живет в названии улиц, бульваров, проспектов нашего города и микрорайона. Например: улица Генерала Белова, улица маршала Захарова, улица Народного Ополчения и т.д. Память жива в песнях, написанных в годы войны о героях, которые защищали свою Родину. Это песня о 28 героях-панфиловцах, песня о Зое Космодемьянской, песня «Баллада о солдате», песня о защитниках Москвы и т.д. Многим из героев воздвигнуты памятники. Среди людей, живущих в России, нет, тех, кто не помнит и не знает о войне. Забыть этого нельзя! И сегодня когда фашизм вновь пытается поднять голову в своем новом, но близком к старому обличью, необходимо помнить к чему это уже один раз привело.

Звучит песня «Бухенвальдский набат. СЛАЙД 5.

Учитель : п есня была написана уже после войны в 1952 году. Композитор Вано Ильич Мурадели говорил по телефону поэту Соболеву: «Какие стихи! Пишу музыку и плачу. Таким стихам и музыка не нужна!» Свое название песня получила от памятника, установленного на том месте, где в фашистской Германии находился лагерь смерти Бухенвальд.З амысел песни возник у композитора Мурадели под впечатлением посещения другого лагеря смерти – Освенцима. «Увиденное меня потрясло, - рассказывал композитор. Сотни тысяч узников, замученных здесь, как бы взывали и сейчас к совести всего человечества: «Люди, не забывайте этого, не допустите, чтобы все могло повториться!»

Показ фрагмента из документального фильма «Обыкновенный фашизм».

Учитель: 7 лет работал известный немецкий скульптор Фриц Кремер над монументом борцам сопротивления фашизму в Бухенвальде. Скульптурная композиция была установлена в 1958 году в память о тысячах жертвах фашизма, замученных на этой гитлеровской «фабрике смерти». Он стремился воплотить в этом величественном сооружении знаменитую бухенвальдскую клятву: «Клянемся уничтожить фашизм до основания и построить мир свободы». Композиция изображает живых и погибших узников Бухенвальда, где в период 1937-1945 годов томились свыше 250.000 людей из 36 государств. По некоторым оценкам, 65.000 человек были убиты в лагере, погибли от голода или непосильного труда. А 10 апреля 1945 года свободу обрели около 21.000 человек, в том числе – 900 детей. Памятник жертвам Бухенвальда считается первым и одним из значительных монументов, установленных в Германии в память о людях, погибших в нацистских лагерях смерти. О них, положивших свои жизни и выживших в нацистской неволе, напоминает главный памятник комплекса: группа из 11 бронзовых фигур, расположенных вокруг башни с колоколом, откуда разносится знаменитый «бухенвальдский набат».

Показ фрагмента из фильма «Помни имя свое» (дети в фашистском концлагере)

Слушание песни «Хатынь» .

Учащийся: солнечным утром 22 марта 1943 года большой отряд карателей плотным кольцом окружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей - мужчин, женщин, стариков, детей - каратели выгнали из домов. А затем под дулами автоматов всех согнали в большой сарай. Объятые ужасом, люди стояли, тесно прижавшись друг к другу. Что задумали палачи? И вдруг вспыхнуло пламя. Фашисты подожгли сарай. Люди бросились к деревянным воротам сарая и стали колотить ногами, плечами, прося о помощи и милосердии, чтобы их выпустили. Мужчины навалились на двери, ворота распахнулись. Автоматные очереди карателей уложили всех, кто пытался вырваться из огня. Фашисты разграбили дома и сожгли всю деревню дотла. Хатынь была стерта с лица земли. 149 человек погибло в огне, среди них 76 детей. Узкая дорожка ведет на большую поляну. Здесь была деревня. А сейчас на месте сожженных хат высятся монолитные столбы, напоминающие черные печные трубы. На них бронзовые колокола. Их печальный перезвон звучит как напоминание об ужасах фашизма. И огромная плита, где высечены слова: «Люди добрые, помните, мы любили жизнь, И Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели заживо в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся мужеством и силой, чтоб смогли увековечить вы мир и спокойствие на земле, чтобы нигде и никогда она в вихре пожаров не умирала!»

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ! Нельзя, чтобы это повторилось снова!!!»

Показ фрагмента из фильма про Хатынь.

Гитлеровский фашизм как чума угрожал самому факту существования человечества и его цивилизации. Советский Союз понес самые большие людские потери во второй мировой войне. Жертвами Великой Отечественной войны, продолжавшейся 1418 дней и ночей, стали 26 млн. 549 тыс. человек- солдат и офицеров, мирных жителей-убитых, погибших от голода, умерших от лишений. От голода и эпидемий умерло 12 млн. человек.

Все вместе: «ВОТ ЧТО ТАКОЕ ФАШИЗМ!»

Учащийся: любые проявления фашизма в нашей стране, независимо от причин их порождающих, совершенно недопустимы и должны быть пресечены в корне, чтобы не дай Бог не повторилась страшная трагедия!

Учащийся:

Какое страшное слово война!
Это голод, смерть и разруха,
Нам сегодняшним трудно понять,
Что такое хлеба осьмуха!
Мы по рассказам знаем о ней,
Много погибло мирных людей.
Хватит! Довольно жертв на планете,
Мы поколение - мирные дети!
Мы не допустим снова войны,
Встаньте против фашизма и Вы!!!

4. Рефлексия.

Учитель : Ребята, давайте «минутой молчания» почтим память всех погибших на этой страшной войне. (Все встают.)

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Учитель : Дети, родившиеся и выросшие после войны, должны знать, помнить и чувствовать значение этого трудного и героического времени, ценить подвиг народа, так как в этой войне погибло очень много людей. Ценить мир может только тот, кто помнит, что такое война!

Учитель : что вы, ребята, представляете, когда слышите слово «Война»?

Что вы представляете, когда слышите слово «Мир»?

Давайте сделаем коллективный плакат о мире, в память о погибших. Они отдали свои жизни за то, чтобы мы жили счастливо. Это будет нашей маленькой крупинкой в борьбе за мир!

Возьмите цветную бумагу и вырежьте из неё свои символы мира (голубей, цветы, шары, флажки, силуэты людей и т. д.). Из этих символов на листе ватмана (прикреплён на доске) мы составим композицию. (Дети вырезают символы мира и приклеивают к ватману).

Итог:

А теперь посмотрите на доску. Одна её часть – символ мирной жизни, вторая – военной. Какую жизнь выберете вы? Встаньте и подойдите к той части доски, которую вы выбрали. (Дети выходят)

Учитель : всего Вам мирного, доброго, ясного. Всего Вам светлого и прекрасного.


Краснодарский край, Северский район, станица Северская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 44
станицы Северской МО Северский район
Методическая разработка «Урока мужества»,
подчиненного теме месяца
«Этих дней далеких позабыть нельзя...»
Классный час: «Международный день борьбы с фашизмом».

Подготовила:
Классный руководитель 5 «Б» класса
Золотухина И.И.
2016
Цель: сформировать у обучающихся представление о фашизме
Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.
2. Содействовать формированию толерантности и профилактики
межнациональной розни и нетерпимости.
3. Содействовать формированию чувства милосердия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер или интерактивная доска.
Учитель: 9 ноября – не просто очередная дата в календаре. Это международный день борьбы против фашизма. Он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». Что такое фашизм, «хрустальная ночь», концлагеря? Не каждый из вас может ответить сразу – разберемся вместе.
Вашему вниманию представляется ряд фотографий, связанных с фашизмом. Посмотрите и ответьте: какие чувства появляются у вас, какие чувства вызывают эти фото? (Слайд3, ученица читает стих Б. Кочеткова, слайд 4)
Фашизм возник еще задолго до начала Второй мировой войны, наступая на демократические свободы, прогрессивную культуру, науку, профсоюзы, на инакомыслие, неся ужасающие злодеяния. (Слайд 5) Фашизм – эта страшная идеология, которая превратила в ад жизни миллионов людей по всему миру. Нет такого государства, которое бы выиграло от правления нацистов. Идеология нацизма принесла крах и своим создателем, и всем тем, кто пострадал от действий ее последователей. (ученик выступает с докладом о фашистской идеологии)
Итак, кто из вас был самым внимательным? В чем же суть фашизма? (Слайд 6) Давайте посмотрим кем же были представители высших наций. (Слайд 7)
Во время войны на оккупированных Германией территориях были построены концлагеря. Эти лагеря смерти предназначались для содержания военнопленных и уничтожения тысяч людей. При этом фашисты все время работали над усовершенствованием технологий массового уничтожения людей. Над жертвами холокоста фашисты также проводили бесчеловечные медицинские эксперименты, которые часто приводили к смерти. Такое истребление продолжалось до самой капитуляции Германии. Надо сказать, что нацисты не только евреев, но также поляков, русских и других славян рассматривали как «низшую расу», которую необходимо покорить. Они хотели сделать нас рабами, а потом уничтожить. (Слайд 8,9)
В фашистских концентрационных лагерях были погублены миллионы человек разных стран. Наибольшие потери понес Советский Союз. Общие итоговые данные о гибели гражданского населения нашей страны на оккупированной территории и на принудительных работах в Германии таковы: преднамеренно истреблено 7,4 млн. человек, погибло на принудительных работах в Германии 2,2 млн. человек, погибло от преднамеренно жестоких условий оккупационного режима (голод, инфекционные болезни, отсутствие медицинской помощи) 4,1 млн. человек. Всего - 13,7 млн. человек. (Слайд 10)
А как вы думаете, ребята, а когда же начали отмечать Международный день против фашизма? Как я упомянула еще в начале нашего урока, он связан с событиями, произошедшими 76 лет назад в нацистской Германии - «Хрустальной ночью». (с докладом выступает ученица, Слайд 11)
После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли люди, открыто поддерживающие идеи национализма и фашизма. Прикрываясь любовью к своему народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам-освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
Особенно страшно, что в свои ряды они втягивают молодежь, лживыми лозунгами, лживыми идеями прикрывая свои настоящие цели. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи национализма, фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся ею, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – многонациональная страна, и в этом наша сила. Изучая историю, мы с вами еще не раз убедимся, что нам Россиянам чужды захватнические идеи.
И сейчас, я предлагаю вам так же поучаствовать в Международном дне борьбы против фашизма. Сейчас каждый из вас получит бумажного человечка- ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.
А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.


Приложенные файлы

«День памяти жертв фашизма
Классный руководитель:
Десятки миллионов жизней забрал с собой один pежим;
Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.
Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..: Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»
Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,
Но память вечная живет, и боль на сердце не дает
Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,
Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.
Мы будем помнить вечно эту боль,
Замученных на празднике фашизма,
Но не забывших гордость и любовь
И заплативших за геройство жизнью.
Принявших муки только лишь за то,
Что не хотели быть под стать убийцам.
Мы будем помнить вечно вашу боль!
И вглядываться в призрачные лица...;
Ведущий: День памяти жертв фашизма был определен именно в 1962 сентябре, так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения.
День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей - солдат и мирных жителей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во второй мировой войне, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Международный день памяти в каждой стране, принявшей участие во Второй мировой войне, отмечается не только отменой развлекательных мероприятий, торжеств, выпадающих на эту дату, но и посещением памятников, мемориалов, кладбищ (во многих странах в этот день принято ухаживать за безымянными, заброшенными могилами).
Ведущий: Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология - та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил; так и тем, кто ей противостоял. Полвека назад огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.
Вед. Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат
От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.
Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей- так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф
Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.
Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.
Блокада Ленинграда.
В конце ноября ударили морозы. Ртуть термометре приблизилась к отметке минус 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды - теперь ее можно было брать только из Невы.
Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах пoгас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы начали: устанавливать в комнатах железные печки-времянки. В них сжигали столы, стулья, платяные и книжные шкафы, диваны, паркетные плитки пола, а затем и книги. Но подобного топлива хватило ненадолго. К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. Улицы и площади занесло снегом, закрывшим, первые этажи домов.
Не шумите вокруг - он дышит,
Он живой еще, он все слышит...
Как из недр его вопли: "Хлеба!"
-До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон - смерть.
Ученик. Этот ад продолжался 900 дней и ночей. Ленинград выстоял. Фашисты так и не вошли в город, как задумывали. Но какой ценой далась эта победа! К концу блокады в многомиллионном городе осталось всего лишь 560 тысяч жителей.
Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.
В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.
Ученик. Вот 5 основных лагерей смерти.
ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех: заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.
БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс
ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1960 в Дахау открыт памятник погибшим.
МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944 истреблено около 1,5 млн. человек.
Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около.10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище в центре монумент.
Януша Корчака - был прекрасным учителем, возглавлял «Дом сирот» в Варшаве. Дети: любили своего учителя не меньше, чем он любил их. Большинство сирот были евреи, нация, которую больше всего ненавидели фашисты. Когда, в августе 1942 пришёл приказ о ликвидации Дома сирот, Корчак пошёл вместе со своей помощницей и другом Стефанией Вильчинской и детьми на станцию, откуда их в товарных вагонах отправили в концлагерь Треблинку. Он отказался от предложенной в последнюю минуту свободы и предпочёл остаться с детьми, приняв с ними смерть в газовой камере.
Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.
Память... Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм.
Никогда!
Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.
Миллионы беззащитных людей замучены, расстреляны, задушены в газовых камерах
фашистских концлагерей. Светом любви нашей, скорби нашей пусть озаряться имена
павших героев.
Смеясь и плача, мы пойдем гулять,
Не выбирая улиц, как попало,
И незнакомых будем обнимать
Затем, что мы знакомых встретим мало.
Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед
Нам этот день - за многое награда
Война окончена.
Фашизма в мире нет.
Во славу павших радоваться надо.
Пусть будет солнце, пусть цветет сирень
Пусть за полночь затянутся беседы..
Но вот настанет следующий день
За праздником победы!
Дорогие ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны - нашей России.
Исполнение песни «Катюша»
Краснодарский край, Северский район, хутор Коваленко
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа №8 хутора Коваленко
Муниципального образования Северский район
ДЕНЬ ПАМЯТИ ЖЕРТВ ФАШИЗМА
Классный час
5 класс
Учитель Назарова Л. Н.

Классный час.

Тема: « День памяти жертв фашизма»

Цели: дать преставление о поведении фашистов на оккупированных территориях; формировать активную жизненную позицию; воспитывать непримиримое отношение к фашизму и неофашизму; способствовать формированию гордости за людей, которые сумели выстоять и победить в годы Великой Отечественной войны; развивать творческие способности учащихся.

Оборудование : ноутбук, проектор, экран, презентация «Мы против фашизма», цветные карандаши, альбомные листы для создания иллюстраций, рисунков.

Основные понятия : фашизм, концлагеря, узники, геноцид.

Ход урока.

I . Организационный момент слайд 1

II . Самоопределение к деятельности.

Ребята, послушайте отрывок из стихотворения и попробуйте определить, о каком событии в нём говорится.

СТИХОТВОРЕНИЕ.

Десятки миллионов жизней забрал с собой один p ежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

(Великая Отечественная война 1941-1945гг.)

Верно. В нашем «Календаре памятных дат» сегодня появятся новые страницы, которые мы с вами создадим сами, и будут они посвящены Дню памяти жертв фашизма слайд 1(по щелчку)

III . Работа по теме урока.

1. Определение понятий: фашизм, жертвы.

Ребята, кто из вас может сказать, что такое фашизм? (Высказывания учащихся)

Послушайте определение данному понятию, сравните его с вашими предположениями. Слайд 2

Фашизм - это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся уничтожать тех, кто не похож на других, например людей другой национальности. «У тебя нет сердца, нервов». На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и каждого немецкого солдат

От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.

Кого можно назвать жертвой фашизма? (тех, кто пострадал от фашизма)

2. Узники концлагерей слайды 3- 7

Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому не желали зла. Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её. Всё население Хатыни взрослые, старики, женщины, дети были согнаны карателями в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни было много многодетных семей- так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро.

Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой, облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех. кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лег. Сама деревня была уничтожена полностью. Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-детнйй деревенский кузнец Иосиф

Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар, среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе.

Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.

Но самое немыслимое и страшное из зверств фашизма - лагеря смерти. Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек.

В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория, душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить, Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.

ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши. В Освенциме истреблено свыше 4миллионов человек. В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья, умывались и пили из луж. За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а всех : заключенных из его блока убивали. 27.01.1945 освобожден Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

БУХЕНВАЛЬД, немецко-фашистский концлагерь. В Бухенвальде было 56 тыс. заключенных. В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

ДАХАУ, 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек замучены или убиты около 70 тыс. человек. В1 960 в Дахау открыт памятник погибшим.

МАЙДАНЕК, немецко-фашистский концлагерь вблизи г. Люблин (Польша) в 1941. 1944 истреблено около 1,5 млн. человек.

Треблинка, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около.10 тыс. человек, в Треблинке II около 800 тыс. человек, (преимущественно евреи). В августе 1943 в Треблинке II фашистами подавлено восстание узников, после которого лагерь ликвидирован. В Треблинке символическое кладбище в центре монумент.

3. День памяти жертв фашизма.

День памяти жертв фашизма был определен именно в сентябре 1962 , так как на этот месяц приходятся две связанные со второй мировой войной даты - день её начала и её полного завершения.

День памяти жертв фашизма - это День памяти десятков миллионов людей, сгинувших в результате гигантского, нечеловеческого эксперимента. Это миллионы солдат, которых фашистские лидеры столкнули друг с другом, но еще больше - мирных жителей, которые погибали под бомбами, от болезней и от голода.

Нет такой страны, которая бы выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Самая страшная идеология - та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. Идеология нацизма принесла разрушения как тем, кто ее вскормил; так и тем, кто ей противостоял. Больше половины лет назад огромную нацистскую машину удалось остановить и разрушить.

Предлагаю почтить память всех, кто погиб от рук фашистов минутой молчания.

IV . Практическая часть.

А теперь предлагаю вам перейти к творческой части нашего урока – оформлению листов календаря. Сегодня тема нашего творчества звучит так «Мы против фашизма»

(творческая работа проводится в группах. Каждая группа создает свои рисунки на заданную тему)

V . Рефлексия.

Память... Из неё никогда не должно стереться то, что принес с собой кровавый фашизм. Никогда!

Мы расплатились с той войной огромной страшной ценой, прошли через кромешный ад.

Какие чувства вы испытывали на протяжении всего урока?

Какие даты навечно останутся в памяти миллионов людей, ныне живущих и тех, кто придёт после нас?

Ребята, давайте же не будем забывать о тех горестных событиях, которые имели место быть в истории нашей страны. Будем же гордиться нашей родиной, могуществом и величием нашей страны - нашей России.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

гимназия №2 г. Новокубанска

муниципального образования Новокубанский район

Разработка

классного часа

«МЫ ПРОТИВ ФАШИЗМА»

3 класс

Разработала и провела

классный руководитель

Ю. А. Смолина

2016 год

Краснодарский край, г. Краснодар

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 37

Урок мужества

«Международный день борьбы с фашизмом».

Подготовила:

Классный руководитель 1 «Г» класса

Литвинова Елена Петровна .

2017

Цель: Сформировать у обучающихся представление о фашизме

Задачи: 1. Акцентировать внимание учащихся на необходимости противостояния и неприятия проявления фашизма.

2. Содействовать формированию толерантности и профилактики

межнациональной розни и нетерпимости.

3. Содействовать формированию чувства милосердия.

Оборудование:

Учитель: 9 ноября, мир отметит Международный день борьбы против фашизма. Этот день посвящен трагическим событиям, которые произошли в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии. Это была первая массовая акция физического насилия Третьего рейха по отношению к евреям. За одну ночь было убито около 90 евреев, сотни евреев были ранены и покалечены, а 3,5 тысячи евреев отправили в концентрационные лагеря. Массовый еврейский погром, получивший название «Хрустальной ночи» или же «Ночи разбитых витрин». Это положило начало массовому насилию в отношении еврейского народа, которое привело к гибели около 6 млн. евреев. Что такое фашизм, «хрустальная ночь», концлагеря? Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот вопрос.

Вашему вниманию представляется ряд фотографий, связанных с фашизмом.

Посмотрите и ответьте: какие чувства появляются у вас, какие чувства вызывают эти фото? ( ученик читает стих )

Десятки миллионов жизней забрал с собой один p ежим;

Перемолола мясорубка все кости в невесомый дым.

Евреи, русские, татары, французы, немцы, англичане..:

Смешалось всё. Для всех един был бич с названием «фашизм»

Пусть позади полсотни лет, пусть документов многих нет,

Но память вечная живет, и боль на сердце не дает

Забыть кровавый геноцид. И Холокост в висках шумит,

Моля живущих, чтобы вновь такой беды не допустить.

Фашизм возник задолго до начала Второй мировой войны. Нет страны, которая выиграла от правления нацистов, нет такой нации, которая бы обогатилась материально или духовно в результате их властвования. Нет страшнее идеологии чем та, которая делает человека виноватым от рождения только за кровь, которая течет в его жилах. (Ученик выступает с докладом о фашистской идеологии )

Фашизм - это такая идеология, когда один человек хочет поставить ногу на шею другого человека и сделать его рабом. Фашисты превратила в ад жизни миллионов людей по всему миру. Как низшую расу нацисты рассматривали евреев, поляков, русских и других славян, которых необходимо покорить. Они стремились уничтожать тех, кто не похож на них, это люди другой национальности, другого цвета кожи. У фашистов нет сердца, нервов. Они уничтожали в себе жалость и сочувствие. Фашисты не останавливались, если перед ними оказывались старики или женщины, девочки или мальчики! Убивай всех! От рук фашистов погибло свыше 62 миллионов человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл. Фашисты пытались превратить людей в рабов.

Учитель. Идеология нацизма принесла крах и тем кто её создал, и всем ее последователям.

Итак, кто же из вас был самым внимательным? В чем же суть фашизма? Давайте посмотрим кем же были представители высших наций. (фото выставка)

Учитель. Во время войны в Германии и на оккупированных (захваченных) Германией территориях были построены концлагеря. Это самое немыслимое и страшное из зверств фашизма. Лагеря смерти предназначались для содержания военнопленных и уничтожения тысяч людей. Фашисты все время работали над усовершенствованием технологий массового уничтожения людей. Над жертвами в лагерях проводили бесчеловечные медицинские эксперименты, которые часто приводили к смерти. Истребление продолжалось до самой капитуляции Германии в 1945году.

Ученик выступает с докладом о лагерях смерти.

Всего через концентрационные лагеря прошло 18 млн. человек, из которых погибло около 12 мил. человек. Наибольшие потери понес Советский Союз. В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях; заставляли работать по 18 - 20 часов в сутки, обессиленных, больных сжигали заживо в печах крематория, расстреливали, душили в газовых камерах. Не щадили даже детей. У них забирали кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней, другие служили для опытов. Вот 5 основных лагерей смерти.

1 ученик: На юге Польши под городом Краковом находится место, которое не оставит равнодушным никого. Здесь располагается самый большой лагерь основанный немцами - лагерь смерти Освенцим. Сбежать оттуда было невозможно, потому что вся территория была окружена колючей проволокой под напряжением и сторожевыми башнями. В Освенциме было истреблено более 4 миллионов людей. Если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и отправляли в лагерь, а : заключенных из его блока убивали. Это одно из самых страшных мест на земле.

Отношение к заключённым были нечеловеческие. Поддерживать гигиену без мыла и воды было невозможно. Только изредка давали ограниченное количество времени, чтобы помыться. В туалет узников пускали два раза в день. Заключённых подолгу не кормили, они питались корой и травой. Спали заключённые на трёхэтажных нарах, застелённых соломой.

27.01.1945 узники лагеря смерти освобождены Советской Армией. На территории сейчас создан музей.

2 ученик: БУХЕНВАЛЬД переводится как «буковый лес». Но с конца 1937 года это немецко-фашистский концлагерь. В лагере находились помещения для пыток и камеры для расстрелов. Мучениям здесь подверглись 240 тыс. человек из 32 стран. Более 56тыс. из них нашли здесь свою смерть. Умирало каждый день по 100 человек. На людях проводили эксперименты: травили горчичным газом, вызывающим ожоги на коже, поили ядами, заражали малярией. Заключенные подвергались очень жестоким пыткам: их клеймили раскалённым железом, били плёткой, в которую вставлялись острия лезвий, с людей снимали заживо кожу. На территории лагеря был создан зоопарк, в котором были 2 гималайские медведицы, в клетку к ним бросали ослабевших и обессиленных пленных.

В 1958 в Бухенвальде открыт мемориальный комплекс

3 ученик: ДАХАУ , 1-й концентрационный лагерь в фашистской Германии, создан в 1933на окраине г. Дахау (близ Мюнхена). Узниками были 250 тыс. человек из 24 стран, зверски замучены или убиты около 70 тыс. человек. 30 тысяч дожили до освобождения. В Дахау проводились преступные «медицинские опыты» над людьми. 28 апреля 1945 года заключенные подняли восстание, сорвав фашистский план уничтожения оставшихся заключенных.

В1 960 в Дахау открыт памятник погибшим.

4 ученик: МАЙДАНЕК, фашистский концлагерь вблизи г. Люблин в Польше. С 1941 по 1944 год в лагере было истреблено около 1,5 млн. человек. «Печами дьявола» звали поляки печи крематория на Майданеке и «фабрикой смерти» - лагерь…» Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город трупный запах. Нельзя было дышать, нельзя было есть, нельзя было жить. Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые сутки валил черный смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.

Майданек был уничтожен в 1944 году советскими войсками.

5 ученик: ТРЕБЛИНКА, немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке 1 замученно около 10 тыс. человек, в Треблинке 2 погибло около 800 тыс. человек в газовых камерах (преимущественно евреи из 11 стран – Польши, СССР, Германии, Австрии, Бельгии, Франции, Чехословакии, Болгарии, Греции, Югославии, Македонии ). Самых здоровых из прибывших отбирали в рабочие команды, они несколько дней или даже недель использовались на разных работах – в том числе при выгрузке трупов из газовых камер, при чистке-мытье вагонов и т.п. 2 августа 1943 года в лагере вспыхнуло вооруженное восстание, организованное членами рабочих команд. Восставшие убили более десятка охранников и эсэсовцев, подожгли некоторые строения. Из 840 восставших 200 человек вырвались из лагеря, но большинство были позже пойманы и убиты, уцелели несколько десятков.

Учитель. После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о возможности возрождения фашизма на Земле. За долгую историю человечества нет ни одного примера, когда идеи фашизма, принесли бы пользу народу и стране. Отказываясь от идей национализма, мы ни в коей мере не забываем о том, что мы граждане России, мы гордимся своей родиной, помним ее историю, чтим традиции и обычаи своего народа. Но при этом наша любовь не связана с унижением, неуважением и отрицательным отношением к другим народам и их культурам. Мы должны помнить, что Россия – это многонациональная страна, и в этом наша сила. Нам Россиянам чужды захватнические идеи.

Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед

Нам этот день - за многое награда

Война окончена. Фашизма в мире нет.

Во славу павших радоваться надо.

Учитель. Сейчас мы по участвуем в Международном дне борьбы против фашизма. Каждый из вас получит бумажного человечка - ваша задача сделать человечка представителем любой страны, расы или веры.

А теперь мы расположим каждого человечка вокруг нашего земного шара, символизируя тем самым желание противостоять идеям фашизма. К этому нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за правое дело, за наше светлое будущее.

Учитель. Дорогие ребята, давайте же не будем забывать о горестных событиях, которые были в истории нашей страны и всего мира. Будем всегда гордиться великой и не победимой родиной, мощью и величием нашей великой страны - нашей Россией.





error: Контент защищен !!