«Сочинение по стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге. Сочинения по русскому языку и литературе Каким предстает кудесник в данном фрагменте

1.Вы прочитали стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Что вас взволновало, что запомнилось?

Взволновала судьба Олега, было жаль, что он погиб не на поле боя, а от укуса змеи. Запомнилась его встреча с предсказателем и его пророчество о смерти Олега.

2.Какими вы представляете себе князя Олега, кудесника?

Олег - разумный и справедливый владыка, "могущий воитель", славной победой прославивший свое имя. По преданию, князь Олег мужественно сражался с хазарами, овладел столицей Византийской империи - Константинополем (русские называли его Царьград). Уходя оттуда, в знак победы он прибил на воротах города свой щит.

Кудесник - «вдохновенный», старик, волхв, мудр и проницателен, язычник, верует в Перуна и силы земли.

ПЕРЕЧИТЫВАЕМ, РАЗМЫШЛЯЕМ

1.Прочитайте стихотворение про себя. Когда и где происходят события? Расскажите о нравах, обычаях того далёкого времени, используя слова и выражения из текста.

Князь Олег, правил на Руси в 10 веке, об этом свидетельствует «Повесть временных лет». Некоторые историки считают Олега родственником Рюрика. Он получил власть после смерти Рюрика в 879 году и правил до достижения совершеннолетия сына Рюрика Игоря. Князь Олег был человеком предприимчивым и воинственным. Он присоединил к государству земли по течению Днепра. Захватил Смоленск, город кривичей, затем взял Любеч, город северян. Новгород при нем стал вторым по значению городом. В 882 году Олег захватил Киев и стал править в нем, провозгласив Киев «матерью городов русских».В 907 году под предводительством Олега был совершен успешный поход на Царьград (Константинополь), в результате которого русские получили богатую дань с византийцев и спустя несколько лет подписали с Византией первый мирный договор.

2.Каким вы представляете князя Олега? Определите эпизоды, которые помогут вам в этом. Обратите внимание на описание внешнего облика князя, манеру держаться, поведение в момент разговора с кудесником, на его размышления над предсказанием, отношением к коню.

Князь Олег - статный правитель, храбрый, умный, смелый, отважный, могучий. У него «светлое чело», «под грозной броней ты не ведаешь ран», уверенно держится в седле, зная, что под ним «верный конь». Он держится с достоинством, со стариком говорит с уважением. Когда услышал роковое предсказание «Олег усмехнулся - однако чело и взор омрачились думой». Он слез со своего коня, ласково с ним попрощался, приказал его досматривать и холить. Он привязан к коню, как к верному другу, "гладит и треплет" его по шее крутой. Для князя Олега его конь - "верный слуга", участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь. Как же поверить в то, что боевой товарищ может послужить причиной смерти? Олег пытается обмануть судьбу, отказавшись от любимого коня. Мы как будто слышим его прощальные слова:

Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,

Расстаться настало нам время:

Теперь отдыхай! Уж не ступит нога

В твое позлащенное стремя.

3.Каким вы представляете кудесника? Откуда он появляется перед княжеской дружиной? Какие эпитеты употребляет Пушкин, характеризуя его внешний облик, речь, поведение?

Кудесник - «вдохновенный», мудрый старец, язычник, так как верен Перуну, появляется перед дружиной из темного леса. Автор называет его «заветов грядущего вестник», «мудрый старец», «любимец богов», «волхв».

«правдив и свободен их вещий язык»…

4. Какой эпизод в стихотворении самый напряжённый, волнующий? Подробно опишите участников эпизода, их речь, поведение?

Думаю, что самый напряженный момент - это укус князя змеей, в тот момент, когда он наступает на череп коня.

Олег вместе с дружиной вспоминает о своем боевом коне и предсказании. Узнав, что конь давно умер, он вместе с Игорем и старыми гостями отправляются на холм у берега Днепра. Здесь лежат кости коня. Князь наступает на череп и горит «Спи друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил…» И вдруг шипя из черепа выползала змея и ужалила князя. Он вскрикнул. На холме сидят князь Игорь и Ольга, они поминают Олега, а дружина пирует у берега.

5. Какие детали свидетельствуют о том, что между предсказанием кудесника и смертью князя прошло много времени.

Об этом свидетельствуют следующие строки:

«И кудри их белы, как утренний снег

Над славной главою кургана…»

«на холме крутом, давно уж почил непробудным он (конь) сном»

Так же об этом свидетельствует естественная смерть коня и его кости на холме.

ОБОБЩАЕМ ВПЕЧАТЛЕНИЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

1.Почему А.С.Пушкин изображает рядом с князем Олегом вдохновенного кудесника?

Князь – власть, а кудесник выше князя по божьему проведению.

Не слепой рок приговорил Олега к смерти «от коня своего», а привязанность к коню, заставившая отбросить все опасения и пожалеть, что у них ни одна судьба.

2.Почему стихотворение заканчивается не описанием смерти Олега, а описанием тризны?

Автор отмечает эпитет «на тризне плачевной Олега», т.е. тризна не печальная, а плачевная, что значит жалобный, внушающий сожаление, жалость. Так как Олег сам в некоторой степени виновен в цепи роковых событий, финалом которых была его смерть.

3. Попробуйте доказать, что произведение А.С.Пушкина - эпическое произведение.

«Песнь о вещем Олеге» – легенда, облечённая в форму баллады:

– в основе лежит исторический факт

– тема рока, предопределенности, неизбежности судьбы

– композиционная особенность – включение диалога (обращения, вопросы-ответы)

РАБОТАЕМ С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ

В тексте помещена иллюстрация В.М.Васенецова «Вещий Олег и волхв». Как изобразил художник князя Олега, кудесника? Таким ли вы представляли героев стихотворения?

Князь Олег изображен мужественным, статным, похожим на богатыря. Кудесник похож на гусляра, это старец в белых одеждах, с блинной бородой и седой. Да, представление похожее.

  1. Докажите, что «Песнь о вещем Олеге» — баллада.
  2. Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В осно-ве пушкинского стихотворения драмати-ческий сюжет о предсказании князю Оле-гу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за на-пряженным развитием событий, сопере-живает герою баллады. Колорит произве-дения мрачный и таинственный, он дости-гается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Пес-ни…».

  3. Какие художественные приемы делают вы-разительными и запоминающимися образы Олега и кудесника? Попробуйте сравнить некоторые из этих приемов и решить, что же особенно важно для автора в характерах героев.
  4. Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. муд-рым, знающим то, что другим знать не да-но. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.

    Кудесник наделен всевидением, таинст-венной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, не-зависим и смел.

    Князь понимает духовную высоту ку-десника, и потому называет его «любим-цем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходи-тельно, призывая не бояться его княже-ской власти и обещая вознаграждение.

    …Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…

    Пушкин наделяет кудесника сдержан-ностью и способностью оценить достоин-ства Олега: он прославляет его победы, утверждает, что «незримый хранитель могущему дан», но похвала князю завер-шается печальным предсказанием: «Но примешь ты смерть от коня своего».

  5. Когда и почему прозвучала резкая оценка кудесника, данная Олегом: «лживый, безумный старик»?
  6. Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.

  7. Во всех ли строфах использован одинако-вый порядок рифм? Ответ обоснуйте.
  8. В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвер-той (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах балла-ды, что придает пушкинскому повествова-нию цельность и стройность.

  9. Определите количество строф стихотворения и найдите строфу, которая содержит кульминацию событий.
  10. В балладе 17 строф, кульминационной является 16-я, предпоследняя строфа, когда предсказание кудесника исполняет-ся и смерть настигает Олега от яда змеи.

  11. Сравните балладу Пушкина и летописный источник. В чем видите разницу?
  12. Летописный источник — проза, балла-да Пушкина — стихотворный текст. Ху-дожественное воплощение событий в бал-ладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворе-ний), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится со-здать у читателя определенный образ, вы-разить свое отношение к герою.

    Сюжет об Олеге в летописи очень кра-ток, описания Пушкина развернуты, вы-держаны в торжественном, высоком сти-ле. Поэт использует многие бытовые и ис-торические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлу-ку с конем, его тревожит только исполне-ние предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказа-ние оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он на-зывает коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вмес-те с боевым товарищем.

  13. Подготовьте планы баллады и отрывка из летописи. Сравните их.
  14. План баллады

    1. Встреча вещего Олега с кудесником.
    2. Беседа Олега со старцем и его пред-сказание.
    3. Расставание с конем.
    4. Весть о смерти коня.
    5. Олег у останков своего боевого това-рища.
    6. Смертельный укус змеи и гибель князя.
    7. Тризна по князю Олегу его дружины.

    План отрывка из летописи

    1. Воспоминание Олега о коне, с кото-рым когда-то пришлось расстаться из-за предсказания волхвов.
    2. Смысл предсказания.
    3. Весть о гибели коня и укор Олега ку-деснику.
    4. Желание увидеть кости коня.
    5. Укус змеи, болезнь и смерть Олега.
  15. Подготовьте пересказ по одному из этих планов. В пересказе баллады старайтесь использо-вать стихотворные строки. Материал с сайта
  16. Вот как может выглядеть пересказ ле-тописного эпизода.

    «Однажды киевский князь Олег вспом-нил о своем коне, на которого когда-то ре-шил больше не садиться, потому что волхвы предсказали ему смерть от своего коня. Запали слова эти в душу князя, и повелел он кормить и поить своего верного товари-ща, но больше никогда не приводить к не-му. Вернувшись в Киев через четыре года, «помянул он коня», и Олегу сказали, что конь умер. Князь посмеялся над предска-занием кудесника и приказал отвести его на то место, где лежали останки коня. Увидев их, «ступил он ногою на череп», из которого выползла змея и ужалила Олега в ногу. Князь заболел и умер, и оп-лакивали его люди «плачем великим».

  17. Почему мне понравилась «Песнь о вещем Олеге»
  18. Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с ле-тописью. Сама легенда о его гибели по-этична и загадочна. Когда же о ней рас-сказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высо-кой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • что кудесник рассказал князю олегу?
  • тест по песнь о вещем олеге
  • чем мне понравилась песнь о вещем олеге
  • песнь о вещем олеге метафоры эпитеты олицетворения
  • рисунок к балладе-вещий олег?

Тема: «Князь Олег в литературе и истории».
Цель : На основе исторических документов и произведений литературы выяснить, каким предстаёт князь Олег перед читателями.
Задачи :1.Учить детей видеть связь истории с литературой, делать выводы.

2.Совершенствовать навыки работы с дополнительной литературой.

3.Развивать речь, внимание.
Подготовка : Повторение ранее изученного произведения А.С.Пушкина «Песнь…», знакомство с новым (К.Ф.Рылеев «Думы»), ознакомление с историческими документами (Нестор-летописец «Повесть временных лет», Н.М.Карамзин «Об истории государства Российского», Б.Г.Пашков «Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий 862 – 1917 г.г.»), загрузка компьютеров.
Оборудование : Мультимедиапроектор, компьютер, мобильный компьютерный класс, экран.

Ход урока .

1.Стадия «вызова»: звучат слова из «Песни…»:

Как ныне сбирается вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам:

Их села и нивы за буйный набег

Обрек он мечам и пожарам;

С дружиной своей, в цареградской броне,

Князь по полю едет на верном коне.


Учитель: - О каком произведении идёт речь?

Князь Олег – личность в истории, поэтому мы соединим две науки, историю и литературу, чтобы познакомиться с этим героем ближе.

Вы догадались, что будет интегрированный урок. Попробуйте сформулировать тему. («Князь Олег в литературе и истории»). Оформление тетрадей. Тема проецируется на экран через мультимедиапроектор.

У: - Что вы знаете о князе Олеге?

(Историческую справку даёт ученик, подготовившийся заранее или на уроке обратившийся к Интернету:сайт pisatel.org/old/).

Ученик : О князе Олеге мы знаем по народным сказаниям, где реальные события переплетаются с выдумкой. Князь жил в 1Х – Х веках, правил в 897-912 годы, был воеводой новгородского князя Рюрика. В «Повести временных лет» Нестора говорится о его таланте полководца и великой мудрости, за предусмотрительность современники и прозвали князя Вещим. В 897 году Рюрик умер и завещал свой престол Олегу. После трёхлетнего правления Олег уехал из Новгорода покорять новые земли. Завоевал Смоленск и Любеч, хитростью взял Киев, коварно убив князей киевских Аскольда и Дира и провозгласив Киев матерью русских городов. Он завоевал многочисленные племена древлян, северян, радимичей и создал Киевскую Русь.

В 907 году Олег собрался идти войной на Царьград. Именно после этого удачного похода он получил своё прозвище. Огромное войско по морю и берегу шло к столице Византии. Император Лев Премудрый приказал запереть гавань железными цепями. Разорив предместья, Олег поставил корабли на специально сделанные колёса и таким образом перехитрил императора. Побеждённые византийцы пообещали выплачивать Олегу дань. Олег в честь победы укрепил на воротах Царьграда свой щит и заключил с византийцами мирный договор.

У: - Сформулируйте проблемный вопрос урока (Каким предстаёт князь Олег на страницах литературных произведений и исторических документов? Что общего и различного?) На этот вопрос мы ответим в ходе урока.
Вопросы для работы на уроке:

1.Причины походов князя Олега.

2.Черты характера, выделяемые историками и

литераторами.

3.Значение деятельности Олега.

4.Смерть Олега.

2.Стадия «осознания»: у учащихся на компьютерах – тексты, с которыми они работают.

Ребята исследуют тексты, обращаясь за помощью к учителям истории и литературы.
3. Стадия «рефлексии»: учащиеся делают выводы, подтверждая их примерами из текстов.

1вопрос: У историков названа цель походов Олега - сделать столицей Киев, завоевать как можно больше земель для государства, чтобы иметь торговлю с богатыми странами (летопись, Пашков, Карамзин).

Карамзин указывает, что в 882 г. Олег пошёл к странам Днепровским, которые завоевал без труда. Киев он взял хитростью (представился купцом варяжским). Жестоко убив князей Аскольда и Дира, заявил: «Да будет Киев матерью городов российских!» Олег хотел жить на границе, чтобы скорее нападать на чужие земли, мыслил ужасать соседей, а не бояться их. Завоевал древлян, днепровских северян, радимичей, чем обеспечил безопасное сообщение южных и северных российских областей. Киев соединил с Новымгородом. Взор устремил на юг. Греки осыпали золотом варваров, чтобы они не ужасали Константинополь. Но Олег, «наскучив тишиною» (а может, завидуя богатству Царьграда), решил доказать, что казна должна принадлежать более смелому. У Рылеева также указана причина похода к Константинополю: «Наскучив мирной тишиною», «на славные дела» «полетел грозою». Такие же сведения приводит Пашков: цель Олега – «возвеличить государство Русь».

У Рылеева и Карамзина говорится об императоре Леоне суеверном, который полагался на астрологию и в ней «спасения искал».

Пашков, Карамзин и Рылеев рассказывает о хитром решении Олега, как завладеть Царьградом: «Ладьи свои Олег, Развив на каждой парус белый, Вдруг выдвинул на брег». Поставил корабли на колёса и по ветру на парусах двинулся к городу. Итог – греки заключили мир с Олегом, так как Леон (Философ – прозвище) не думал о безопасности своего государства.

Историки описывают жестокость и зверства Олегова войска: разоряли окрестности, жгли селения, церкви, «домы греческих вельмож», терзали пленных, бросали в море живых и мёртвых, «плавали в крови». Но всё это было оправданно в те времена.

У литераторов нет таких страшных подробностей о поведении войска Олега после взятия Византии.

Рылеев описывает ликование народа русского, который «прославил подвиги Олега и восхвалил богов» и «князю Вещего прозванье единогласно дал». Этот факт есть у историков (вещий – мудрый), а также у Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда».

Вывод : Итак, цель князя – укрепить государство – оправдывает все средства. Единственное пятно на славное имя накладывает смерть доверчивых князей Киевских – Аскольда и Дира.

2 вопрос:
В результате работы в тетрадях появляется таблица:


Князь Олег в истории

Князь Олег в литературе

«Повесть временных лет»:

В год 6420 (912).

Взял много дани (на 2000 кораблей)
Жесток : много убийств, церкви пожгли, в плен захватили

Смекалистый : подставил колёса под корабли, догадался об отравленном вине

Язычник : слова кудесника запали в душу, присягал по закону русскому

Посмеялся над кудесником и укорил его (посмеялся над верой и наказан за это)

Миролюбивый : княжа, мир имел со всеми странами


А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»: 1822год

Победитель : « поминают прошедшие дни и битвы, где вместе рубились они»
Мстительный : « обрек он мечам и пожарам»

Язычник : верит в предсказанье («Что сбудется в жизни со мною?», «…взор и чело омрачилися думой», «угрюмый»

Посмеялся над кудесником («лживый, безумный старик» и наказан

Заботливый : прощание с конём (ученики могут прочитать отрывок наизусть, обращаясь к самостоятельно выполненным иллюстрациям)


Б.Г.Пашков. Русь. Россия. Российская империя. Хроника правлений и событий. 862 – 1917 г.г. Князь Олег – правитель.
Властолюбивый

Коварный : убил Аскольда и Дира
Хитрый : (овладел Киевом)
Покоритель древлян, разорил Византию
Храбрый
Возвеличил государство Русь
Язычник : клялся Перуном и Волосом
Грозный
Н.М.Карамзин. Об истории государства Российского.
Славолюбив

Хитрый: объявил себя варяжским купцом

Жестокий: убил Аскольда и Дира, привёл в трепет город

Правитель: ужасал соседей, не боялся их, повелитель храброго войска, искусный предводитель, любим подданными

Дальновидный: хотел «удобность иметь» при сообщении, торговле.

Завоеватель: покорив север, обратил орудие своё к югу: «Казна робких принадлежит смелому».

Смелый

Мужественный

Грозен (даже в старости)

Смиренный летами


К.Ф.Рылеев. «Думы». Олег Вещий.

1821 или 1822 год

Властолюбивый : захватил власть у опекаемого Игоря
Смекалистый : «шёл по суше к Византии»
Покоритель : «полетел завоеватель грозою»
Храбрый : как его дружина, «замыслив приступ смелый»

Считает дела «славными» - берёт дань
Язычник : «народ восхвалил богов»
Беспощадный : «горят деревни, села пышут, прах вьется»

Вывод: Историки и литераторы отмечают общие черты в князе Олеге: властолюбие, храбрость, жестокость, беспощадность к врагам, смекалка (хитрость), язычник.

У историков: дальновидность, смелость, мужественность, коварность, любим народом и войском, миролюбив и смиренен в старости.

У литераторов: заботливый.
3 вопрос: Историки видят заслуги князя Олега в том, что он присоединил к державе лучшие, богатейшие страны нынешней России (от Смоленска до Карпат), был основателем её величия. «Сильная рука героя основывает великие империи и служит им надёжною опорою». Никто не мог сравниться с Олегом в завоеваниях. Единственный укор – смерть Аскольда и Дира.

Литераторы отметили только заслугу Князя в Византийской кампании. У Пушкина: «Победой прославлено имя твое: Твой щит на вратах Цареграда.» У Рылеева: «…в память всем векам Прибил свой щит с гербом России К Царьградским воротам».

4 вопрос: О смерти Олега узнаём у историков и поэта Пушкина.

В летописи и исторических документах говорится, что Олег княжил 33 года, умер в глубокой старости. В конце жизни он «хотел тишины», наслаждался миром. Никто из соседей не смел прервать его спокойствие. Но и в старости князь был грозен.

Похоронен Олег на горе Щелковице: «Есть же могила его и доныне, слывёт могилой Олеговой».

Пашков говорит, что некоторые историки пытаются по-новому истолковать летопись Нестора (умаляют заслуги князя). Историк же пишет: «…не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современника».

У Пушкина описан знаменательный момент из жизни Вещего Олега. Он есть и у историков. Смерть от коня. «Его ли мне бояться?» - спросил Олег, увидев кости (у Пашкова). «От этого ли черепа смерть мне принять?» (в летописи). «Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!» (у Пушкина). Но именно такой смертью погиб великий князь.
У: - Ответили ли мы на наш проблемный вопрос?
Вывод : Сравнивая историческую и художественную литературу, мы узнаём истину и наслаждаемся прекрасными стихами, приукрашенными художественным вымыслом.
У: - Сегодня на уроке мы обратились к одному из загадочных периодов жизни Руси – княжению Олега, о котором писали летописцы, историки и поэты. Без прошлого нет настоящего. Мы с вами должны знать историю своего государства. (мотивация)
- Хочется закончить урок словами А.С.Пушкина: «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости» (проецируется на экран).

Ученики получают оценки за работу.

Михаил Юрьевич Лермонтов Бородино 1.Как и почему описаны события Бородинского сражения? 2.Какими предстают перед нами герои Бородина в этой балладе?

3.Воспронимли ли участники Бородинского сражения в свою битву с французами как подвиг?Почему? 4.Как мы,читатели этой баллады,воспринимаем эти события? 5.Как вы считаете, почему рассказ О Бородине идет от лица старого солдата? 6.Какой прием заимствованный из народных баллад,используется автором? 7.Как переданы в балладе звуки боя?Как называется этот литературный прием? 8.Почему рассказ о Бородинском сражении Лермонтов избрал жанр баллады?9.Найдите рефрен и подумайте почему им начинается и заканчивается рассказ?

Песнь о вещем Олеге: Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хозарам; Их сёла и нивы за буйный набег Обрёк он мечам и пожарам; С дружиной

своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне. Из тёмного леса, навстречу ему, Идёт вдохновенный кудесник, Покорный Перуну старик одному, Заветов грядущего вестник, В мольбах и гаданьях проведший весь век. И к мудрому старцу подъехал Олег. “Скажи мне, кудесник, любимец богов, Что сбудется в жизни со мною? И скоро ль, на радость соседей-врагов, Могильной засыплюсь землёю? Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмёшь ты коня”. “Волхвы не боятся могучих владык, А княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен. Грядущие годы таятся во мгле; Но вижу твой жребий на светлом челе. Запомни же ныне ты слово моё: Воителю слава - отрада; Победой прославлено имя твоё; Твой щит на вратах Цареграда; И волны и суша покорны тебе; Завидует недруг столь дивной судьбе. И синего моря обманчивый вал В часы роковой непогоды, И пращ, и стрела, и лукавый кинжал Щадят победителя годы... Под грозной бронёй ты не ведаешь ран; Незримый хранитель могущему дан. Твой конь не боится опасных трудов; Он, чуя господскую волю, То смирный стоит под стрелами врагов, То мчится по бранному полю. И холод и сеча ему ничего... Но примешь ты смерть от коня своего”. Олег усмехнулся - однако чело И взор омрачилися думой. В молчанье, рукой опершись на седло, С коня он слезает угрюмый; И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой. “Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время; Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твоё позлащённое стремя. Прощай, утешайся - да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня, Покройте попоной, мохнатым ковром, В мой луг под уздцы отведите; Купайте; кормите отборным зерном; Водой ключевою поите”. И отроки тотчас с конём отошли, А князю другого коня подвели. Пирует с дружиною вещий Олег При звоне весёлом стакана. И кудри их белы, как утренний снег Над славной главою кургана... Они поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. “А где мой товарищ? - промолвил Олег.- Скажите, где конь мой ретивый? Здоров ли? Всё так же ль легок его бег? Всё тот же ль он бурный, игривый?” И внемлет ответу: на холме крутом Давно уж почил непробудным он сном. Могучий Олег головою поник И думает: “Что же гаданье? Кудесник, ты лживый, безумный старик! Презреть бы твоё предсказанье! Мой конь и доныне носил бы меня”. И хочет увидеть он кости коня. Вот едет могучий Олег со двора, С ним Игорь и старые гости, И видят - на холме, у брега Днепра, Лежат благородные кости; Их моют дожди, засыпает их пыль, И ветер волнует над ними ковыль. Князь тихо на череп коня наступил И молвил: “Спи, друг одинокий! Твой старый хозяин тебя пережил: На тризне, уже недалёкой, Не ты под секирой ковыль обагришь И жаркою кровью мой прах напоишь! Так вот где таилась погибель моя! Мне смертию кость угрожала!” Из мёртвой главы гробовая змея Шипя между тем выползала; Как чёрная лента, вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь. Ковши круговые, запенясь, шипят На тризне плачевной Олега; Князь Игорь и Ольга на холме сидят; Дружина пирует у брега; Бойцы поминают минувшие дни И битвы, где вместе рубились они. 1). Подготовьте развернутый ответ на вопросы: что поведал кудесник о жизни князя?, сравните тексты баллады и летописи. , в чем вы видите разницу и что в них общего? 2). Как раскрываются отношения" могучего владыки" и " мудрого старца" в них диалоге? Что вы можете сказать о каждом из них и кто кажется вам привлекательнее? На чьей стороне автор? помогите пожалуйста





error: Контент защищен !!