Человек индивид личность скачать презентацию короткий. Презентация на тему "личность"

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Понятие: Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Родовая сущность человека: Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами? Решение этой задачи и обусловило появление персонализма, который стремился развести понятия "человек" и "личность". Обычно все философы-персоналисты разделяют положение о том, что человек есть одновременно и личность. При этом они всегда подчеркивают, что человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Кстати, даже этимологически термины "человеческий индивидуум" (individuum - от латинского слова "неделимое") и "личность" (личина, persona - маска) ориентируют исследовать единичное и неповторимое в человеке. Однако значит ли это, что понятие "личность" всецело должно связываться с индивидуальностью человека, индивидуально-особенным в его отношениях с другими людьми, а понятие "человек" - только с родовым, общим, объединяющим началом всех людей? Иными словами, можно ли оперировать понятием "личность" на основе противопоставления индивидуального (единичного) и общественного (общего)? В ответе на этот вопрос, а следовательно, в определении содержания понятия "личность" в философии существуют разные решения. Здесь многое зависит от того, какой методологический подход лежит в основании решения вопроса о сущности (определении) человека.

Слайд 13

Описание слайда:

Cлайд 1

Лекция 3. Человек как личность План: 1. Человек как предмет психологии. 2. Подходы к изучению личности. Теории личности. 3. Личность и индивидуальность.

Cлайд 2

1. Человек как предмет психологии. Один из наиболее популярных в советской психологии подходов к изучению человека был предложен Б. Г. Ананьевым. Им был разработан принципиально новый методологический подход к исследованию психики человека. Это позволило не только выделить новые разделы психологии, которые до этого не существовали как самостоятельные, но и по-новому взглянуть на самого человека.

Cлайд 3

Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего, индивид - это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.

Cлайд 4

Cлайд 5

Человек как индивид обладает определенными свойствами. Ананьев выделял первичные и вторичные свойства индивида. К первичным он относил свойства, присущие всем людям, такие как возрастные особенности (соответствие определенному возрасту) и половой диморфизм (принадлежность к определенному полу), а также индивидуально-типические характеристики, в том числе конституциональные особенности (особенности сложения тела), нейродинамические свойства мозга, особенности функциональной геометрии больших полушарий. Совокупность первичных свойств индивида определяет его вторичные свойства: динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. В свою очередь, интеграция всех этих свойств обусловливает особенности темперамента и задатки человека.

Cлайд 6

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, - «личность». Под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личностью характеризует человека как социальное существо.

Cлайд 7

Cлайд 8

Cлайд 9

2. Подходы к изучению личности. Теории личности. Проведение теоретических исследований в области психологии личности началось очень давно, и они имеют свою историю. По крайней мере, можно выделить три периода развития психологии личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный.

Cлайд 10

Первый период исследований начался с работ древних мыслителей и продолжался до начала XIX в. Основными проблемами психологии личности в философско-литературный период явились вопросы о нравственной и социальной природе человека. Первые определения личности были достаточно широкими. Они включали в себя все то, что есть в человеке и что он может назвать своим, личным: его биологию, психологию, имущество, поведение, культуру и т. п. Вплоть до начала XX в. философско-литературный и клинический подходы (наблюдения за больным) к исследованию личности были единственными, в рамках которых предпринимались попытки проникновения в сущность данного феномена.

Cлайд 11

Второй период исследований начался с XX в. Поскольку начало XX в. характеризовалось бурным развитием экспериментальных исследований в психологии, была предпринята попытка ввести в них математико-статистическую обработку данных с целью точной проверки гипотез и получения достоверных фактов. В связи с этим первоочередной задачей для психологов на долгие годы стала разработка надежных и валидных тестовых методов исследования нормальной личности.

Cлайд 12

Существуют самые разнообразные подходы к классификации теорий и концепций личности. Так, Р. С. Немов насчитывает по крайней мере 48 теорий личности, каждая из которых может быть оценена по пяти параметрам, являющимся основанием для классификации. По способу объяснения поведения все существующие теории личности можно разделить на психодинамические, социодинамические и интеракционистские.

Cлайд 13

К психодинамическим относятся теории, описывающие личность и объясняющие поведение человека исходя из его психологических, или внутренних, характеристик. С точки зрения социодинамических теорий главную роль в детерминации поведения играют внешние ситуации. Поэтому в теориях данного типа не придается существенного значения внутренним свойствам личности. Интеракционистские теории основаны на принципе взаимодействия внутренних и внешних факторов в управлении актуальными действиями человека.

Cлайд 14

Следующим основанием для разделения теорий на типы является способ получения данных о личности. С этой точки зрения все теории можно разделить на экспериментальные и неэкспериментальные. К экспериментальным теориям личности относят теории, построенные на анализе и обобщении собранных опытным путем данных. В свою очередь к неэкспериментальным относят теории, авторы которых опираются на жизненные впечатления, наблюдения и опыт и делают теоретические обобщения, не обращаясь к эксперименту.

Cлайд 15

Другим основанием для классификации теории является точка зрения авторов на личность как структурное или динамическое образование. К числу структурных относят теории, для которых главной проблемой является выяснение структуры личности и системы понятий, с помощью которых она должна описываться. Динамическими называют теории, основная тема которых - преобразование, изменение в развитии личности, т. е. ее динамика.

Cлайд 16

Также существует целый ряд теорий личности, возникших в рамках возрастной и педагогической психологии. Теории этого типа построены на рассмотрении ограниченного возрастного периода в развитии личности, как правило, от рождения до окончания средней школы, т. е. от младенчества до ранней юности. Кроме этого существуют теории, авторы которых поставили перед собой задачу проследить развитие личности в течение всей жизни человека.

Cлайд 17

Еще одним основанием для классификации теорий личности является то, на что в них обращено преимущественное внимание: внутренние свойства, черты и качества личности или ее внешние проявления, например поведение и поступки.

Cлайд 18

3. Личность и индивидуальность. Индивидуальность – совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, ее неповторимость, уникальность. Индивидуальность проявляется в чертах характера и темперамента, в специфике интересов, качеств перцептивных процессов. Индивидуальность характеризуется не только неповторимыми свойствами, но и своеобразием взаимосвязи между ними. Предпосылкой формирования человеческой индивидуальности является, в первую очередь, среда, где он растет, ассоциации, накопленные им в детстве, воспитания, особенности строения семьи и обращении с ребенком.

Компоненты понятия « человек » ЧЕЛОВЕК: 1. (в широком смысле) высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно- исторической деятельности м культуры. 2. (в узком смысле) индивид как совокупность биологического и социального планов. ИНДИВИД: Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода. ЛИЧНОСТЬ: 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально- значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.




1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД носитель общечеловеческих свойств; родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого homo sapiens; равнозначно понятию « индивид ». ЛИЧНОСТЬ: В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л. Фейербаха (гг.), который рассматривал его прежде всего как продукт природы и уделял сравнительно небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности. Л. Фейербах (гг.), Немецкий философ- материалист


2. Социологический подход Основоположники подхода: Э. Дюркгейм (гг.) Л. Леви - Брюль (гг.) Ж. Пиаже (гг.) Т. Парсонс (гг.) Д. Г. Мид (гг.) объект и продукт социальных отношений; как система ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий (ролевая теория). ЛИЧНОСТЬ: Личность проявляется через набор функций или ролей.


3. Персоналистический подход Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма, Эти идеи развивались в работах М. Хайдеггера (гг.), Ж. П. Сартра (гг.), К. Ясперса (гг.) и др. крупнейших представителей экзистенциализма. это абсолютно самостоятельная и индивидуально - неповторимая целостность; это абсолютная духовная самостоятельность и уникальность. ЛИЧНОСТЬ - Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia существование), философия существования особое направление в философии XX века акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.


ЛИЧНОСТЬ Еще в 1937 г. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми.


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ: личность – это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт; личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни; личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда; личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.




МНОГОУРОВНЕВЫЕ МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4 уровень - ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА: убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. 3 уровень - СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА: привычки, умения, навыки и знания личности. 2 уровень - ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: индивидуальные особенности восприятия, мышления и т. д. 1 уровень - БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: темперамент, особенности, связанные с полом и возрастом. 1 модель


ИНТРОИНДИВИДНЫЙ УРОВЕНЬ ИНТЕРИНДИВИДНЫЙ УРОВЕНЬ МЕТАИНДИВИДНЫЙ УРОВЕНЬ личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей, представлены качества, данные человеку от рождения личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только во взаимодействии человека с другими людьми определяет воздействие личности на других людей через её деятельность 2 модель


Структура личности по З. Фрейду « Супер - Эго » (Сверх - Я) = Сверхсознание ценности, нравственность, самоконтроль « Эго »(Я) = Сознание разум. рассудок, принцип реальности, внешний контроль « Ид » (Оно) = Подсознание = бессознательное инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля Зигмунд Фрейд (гг.) основоположник психоанализа


УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения. Изменчивость личности может проявляться как в изменчивости моделей поведения, так и в смене настроений, эмоций, жизненного опыта.


ИНДИВИД Индивид (от лат. individuum неделимое, особь) это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие « индивид » следует отличать от понятия « индивидуальность ».






Структура термина « человек » ИНДИВИД как совокупность биологических характеристик данного человека, включая анатомические, генетические и физиологические характеристики (общечеловеческие и индивидуальные) конкретного человека. ЛИЧНОСТЬ как устойчивая система социальных черт, характеризующих конкретного человека как члена общества. Личность испытывает на себе влияние биологического в человеке. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ НЕПОВТОРИМОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, СОВОКУПНОСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК КАК СОВОКУПНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЧАЛ:


Основные черты индивидуальности БИОЛОГИЧЕСКИЕ Специфические черты, присущие определенной особи. организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Целостная характеристика определённого человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. СОЦИАЛЬНЫЕ Отношение человека к собственности, его место в социальной иерархии, классовой структуре. Социальный статус и набор социальных ролей человека. ФИЛОСОФСКИЕ Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные. Мировоззрение, вероисповедание и другие духовные взгляды человека. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Социализация – усвоение социального опыта, как специально обработанного для усвоения, так и необработанного. Воспитание – планомерный, целенаправленный процесс по формированию качеств личности. При возникновении противоречий между нормами, усваиваемыми в процессе воспитания и социализации, побеждают как правило последние.


Стадии социализации личности Этапы жизни Стадии социализации Содержание стадии Детство и юность Адаптация Некритическое усвоение социального опыта, подражание окружающим. Индивидуализация Желание выделиться, критическое отношение и неприятие социального опыта окружающих, желание найти «свой путь». Интеграция Вливание в общество. Зрелость Коррекция Приспособление к новым социальным ролям. Старость Хранение Хранение и передача социального опыта.





error: Контент защищен !!