Факторы внешней среды. Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития Воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды

Необходимо изучить приспособленность онтогенеза растений к условиям среды как результат их эволюционного развития, защитно-приспособительных реакций растений против повреждающих воздействий, уяснить обратимые и необратимые повреждения растений, их тканей и органов.

Необходимо изучить биологические основы холодоустойчивости растений, какие физиолого-биохимические изменения происходят у теплолюбивых растений при пониженных положительных температурах и определить способы повышения холодоустойчивости растений.

Важным моментом при изучении этой темы является определение морозоустойчивости растений. Она включает знание основ замерзания растительных клеток и тканей, условий и причин вымерзания растений, фаз закаливания и способов повышения морозоустойчивости.

Немаловажное значение имеет зимостойкость растений, являющаяся комплексным свойством устойчивости растений к неблагоприятным факторам перезимовки (выпревание, вымокание, выпирание, ледяная корка, зимняя засуха). Каковы меры предупреждения гибели озимых и зимующих культур и методы определения жизнеспособности растений в зимний и ранний весенний период.

Существенное влияние на продуктивность растений оказывает жароустойчивость. Необходимо выяснить изменения, происходящие в обмене веществ, в росте и развитии растений при воздействии на них максимальных температур, и приемы, повышающие жароустойчивость растений.

Совокупное действие недостатка влаги и высокой температуры на растение определяет их засухоустойчивость. В связи с этим следует изучить особенности водообмена у ксерофитов и мезофитов, физиологические основы этого явления у сельскохозяйственных культур, определить приемы предпосевного повышения засухоустойчивости растений, физиологически обосновать селекцию сортов на засухоустойчивость и необходимость орошения сельскохозяйственных культур.

Следует обратить внимание на солеустойчивость растений, влияние засоления на растения и механизмы толерантности, типы галофитов, солеустойчивость культурных растений, возможности повышения солеустойчивости растений.

Антропогенное воздействие на окружающую среду определило проблему борьбы с вредными газообразными выбросами промышленности и транспорта, остаточным действием веществ, используемых для борьбы с болезнями, вредителями и сорняками. В связи с этим необходимо изучить физиологические и биохимические основы устойчивости растений к этим неблагоприятным условиям, возможности накопления токсических веществ в продуктах растениеводства, уяснить взаимодействие растений с атмосферными загрязнителями. Изучить устойчивость растений к инфекционным заболеваниям.

2. Тестовые задания

2.1. Физиология и биохимия растительной клетки­

Как называется равномерное распределение молекул растворенного вещества между молекулами растворителя?

1) осмос; 2) осмотическое давление; 3) химический потенциал; 4) диффузия.

2. Матрикс клеточной оболочки составляют следующие вещества:

1) целлюлоза, гемицеллюлоза; 2) пектиновые вещества, целлюлоза; 3) крахмал, пектиновые вещества; 4) гемицеллюлоза, пектиновые вещества, белок.

Поступление веществ через мембрану с различной скоростью называется

Формы воды в клетке?

1) гравитационная и пленочная; 2) свободная и труднодоступная; 3) свободная и связанная; 4) связанная и легкодоступная.

5. Согласно жидкостно-мозаичной модели строения биологических мембран, она представлена:

1) двойной слой полярных липидов “прошивается” белковыми молекулами; 2) непрерывный двойной слой полярных липидов; 3) двойной слой неполярных липидов “прошивается” углеводными молекулами; 4) два внутренних слоя липидов ограничиваются снаружи белковыми молекулами.

Какой процесс будет происходить, если взять плазмолизированную клетку и поместить ее в чистую воду?

1) циторриз; 2) плазмолиз; 3) гидролиз; 4) деплазмолиз.

Как называется мембрана, отделяющая клеточную оболочку от цитоплазмы?

1) тонопласт; 2) мезоплазма; 3) эндоплазматическая сеть;

4) плазмалемма.

8. Как называются бесцветные пластиды:

1) лейкопласты; 2) хлоропласты; 3) хромопласты; 4) митохондрии.

В каких пластидах осуществляется процесс фотосинтеза?

1) хлоропласты; 2) лейкопласты; 3) хромопласты; 4) митохондрии.

Что составляет парапласт растительной клетки?

1) вакуоль, клеточная оболочка; 2) макроскопические структуры; 3) ядро, цитоплазма; 4) клеточная оболочка, цитоплазма.

Как называется процесс отставания цитоплазмы от клеточной оболочки?

1) плазмолиз; 2) деплазмолиз; 3) осмос; 4) циторриз.

Как называется движение воды из мест меньшего отрицательного потенциала в места с большим отрицательным потенциалом, через полупроницаемую мембрану?

1) диффузия; 2) осмотическое давление; 3) осмос; 4) осмотический потенциал.

Как называется поступление веществ через мембрану преимущественно в одну сторону?

1) избирательная проницаемость; 2) односторонняя проницаемость; 3) полупроницаемость; 4) секреторность.

В каких органоидах клетки происходит синтез белка?

1) рибосомы; 2) хлоропласты; 3) митохондрии; 4) комплекс Гольджи.

В состав биологических мембран растительной клетки входят

1) фосфолипиды; 2) аминокислоты; 3) гемицеллюлоза; 4) витамины.

Какие из перечисленных веществ вы отнесете к макроэргическим соединениям?

1) белки; 2) жиры; 3)аминокислоты; 4) АТФ, УТФ, сахарофосфаты.

Какие компоненты входят в состав молекулы АТФ?

1) рибоза, три остатка фосфорной кислоты, аденин; 2) рибоза, два остатка фосфорной кислоты, аденин; 3) рибоза, два остатка фосфорной кислоты, урацил; 4) рибоза, три остатка фосфорной кислоты, урацил.

Какие клеточные структуры определяют возможность проникновения в клетку различных веществ, разделяют клетку на отдельные отсеки?

1) мембрана; 2) клеточная стенка; 3) вакуоль; 4) митохондрии.

Какие вещества входят в состав клеточных оболочек?

1) углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты; 2) целлюлоза, гемицеллюлоза, пектиновые вещества, липиды и белки; 3) целлюлоза, углеводы, белки, жиры; 4) нуклеиновые кислоты, аминокислоты, гемицеллюлоза, рибоза.

Дайте определение понятию «осмос»

1) это равномерное распределение молекул растворенного вещества между молекулами растворителя; 2) это диффузия воды через полупроницаемую мембрану, вызванная разностью концентраций или разностью химических потенциалов; 3) это диффузия воды, вызванная разностью концентраций или разностью химических потенциалов; 4) движение воды под действием осмотического давления.

Дайте определение понятию «диффузия»?

1) это процесс, ведущий к равномерному распределению молекул растворенного вещества и растворителя; 2) это равномерное распределение воды через полупроницаемую мембрану, вызванное разностью концентраций или разностью химических потенциалов; 3) избирательная проницаемость клеточных мембран;

4) переход растительной клетки в тургорное состояние.

Какие вещества называют ферментами?

1) это вещества белковой природы, обладающие каталитическими и регуляторными свойствами; 2) это вещества небелковой природы, обладающие каталитическими и регуляторными свойствами; 3) это вещества вырабатывающиеся в процессе естественного обмена веществ и оказывающие в ничтожных количествах регуляторное влияние; 4) катализаторы липидного состава.

Ингибиторы ферментов – это вещества, которые

1) подавляют действие ферментов; 2) ускоряют действие ферментов; 3) разрушают ферменты; 4) стимулируют образование ферментов.

Ферменты, катализирующие перенос атомных группировок, радикалов и остатков молекул относят к классу

Как называется вещество, с которым взаимодействует фермент, образуя комплекс?

1) субстрат; 2) изофермент; 3) кофермент; 4) простетическая группа.

К какому классу относятся ферменты, которые осуществляют окислительно-восстановительные реакции?

1) лиазы; 2) оксидоредуктазы; 3) трансферазы; 4) изомеразы.

1). Повышенная и пониженная температура воздуха ограждений.

Производственные помещения делят на: холодные, имеющие нормальную температуру и горячие цеха.

Особенно большие тепловыделения встречаются в металлургии

(доменные, мартеновские и прокатные цехи), машиностроении (литейные, кузнечные, термические цехи), текстильной промышленности (красильные и сушильные цехи), швейной промышленности (утюжные), на хлебозаводах, стекольном производстве и т.д.

В ряде производств работа проводится при пониженной температуре воздуха. На пивоваренных заводах в подвальных отделениях при температуре +4-7°, в холодильниках - от 0 до -20°.

Многие работы производятся в неотапливаемых помещениях (склады, элеваторы) или на открытом воздухе (строители, лесозаготовки, сплав леса, карьеры, открытые разработки угля и руды и т.д.).

2). Повышенная или пониженная влажность.

Встречается в прачечных, красильных цехах текстильных фабрик, на химических предприятиях и т.д. Особенно неблагоприятные условия создаются, если испаряющиеся жидкости нагреваются и кипят.

3). Повышенное или пониженное атмосферное давление.

Связано с работой водолазов, кессонными работами, работой в авиации и горными работами.

4). Чрезмерные шум и вибрация.

5). Запыленность воздуха - промышленная

6) . Промышленные яды.

Химические методы все больше внедряются в различные отрасли

промышленности - металлургическую, машиностроительную, горнорудную и т.д. Бурно развивается химическая промышленность. Все более широко применяются инсектофунгациды в сельском хозяйстве.

7. Бактериальное загрязнение среды.

Вызывает профессиональные инфекции, распространяющиеся среди

работающих в контакте с тем или иным инфекционным началом. В одних случаях болезнь возникает в результате контакта людей с больными животными (зоотехники, ветеринары и т.д.), в других - с инфекционным материалом: кожей, шерстью животных, тряпьем, бактериальными культурами (рабочие кожевенных заводов, рабочие утильзаводов, работники микробиологических лабораторий и др.), в третьих - с больными людьми (медицинский персонал, ухаживающий за инфекционными больными).

8. Радиоактивное заражение внешней среды, помещений, инструмента, материалов.

III. Несоблюдение общесанитарных условий в местах работы. К ним относятся:

1) недостаточная площадь и кубатура помещений;

2) неудовлетворительное отопление и вентиляция, чем объясняется

холод и жара, неравномерность температур и т.д.

3) нерационально устроенное и недостаточное естественное и искусственное освещение.

Системы отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха предназначены для обеспечения нормируемых метеорологических условий и чистоты воздуха на рабочих местах.
(слайд №28) По способу организации воздухообмена вентиляция может быть общеобменной, местной и комбинированной.
Общеобменную вентиляцию, применяют в тех случаях, когда вредные вещества выделяются в небольших количествах и равномерно по всему помещению.
Местная вентиляция предназначена для отсоса вредных выделений в местах их образования.
Комбинированная система предусматривает одновременную работу местной и общеобменной вентиляции.


(слайд №29) В зависимости от способа перемещения воздуха вентиляция бывает естественной и механической. При естественной вентиляции воздух перемещается под влиянием естественных факторов: теплового напора или действия ветра. При механической вентиляции воздух перемещается с помощью вентиляторов, эжекторов и др. Сочетание естественной и искусственной вентиляции образует смешанную систему вентиляции.
(слайд №30) В зависимости от назначения вентиляции - подача (приток) воздуха в помещение или удаление (вытяжка) его из помещения, вентиляцию называют приточной и вытяжной. При одновременной подаче и удалении воздуха вентиляция называется приточно-вытяжной.
При неорганизованной вентиляции воздух подается и удаляется из помещения через неплотности и поры наружных ограждений зданий (инфильтрация), а также через форточки, окна, открываемые без всякой системы. Естественная вентиляция считается организованной, если направления воздушных потоков и воздухообмен регулируются с помощью специальных устройств. Систему организованного естественного воздухообмена называют аэрацией.

Аварийная вентиляция представляет собой самостоятельную установку и имеет большое значение для обеспечения безопасности эксплуатации взрыво- и пожароопасных производств и производств, связанных с использованием вредных веществ.

Для автоматического включения аварийную вентиляцию блокируют с автоматическими газоанализаторами, установленными либо на величину ПДК вредного вещества, либо на определенный процент от величины нижнего концентрационного предела взрываемости (взрывоопасные смеси). Должен быть предусмотрен дистанционный пуск аварийной вентиляции пусковыми устройствами, расположенными у входных дверей снаружи помещения. Аварийную вентиляцию всегда устраивают только вытяжной, чтобы предотвратить переток вредных веществ в соседние помещения.

Для поддержания параметров воздуха в пределах, обеспечивающих комфортные условия в зонах пребывания людей, применяется также кондиционирование. В общем случае под кондиционированием подразумевается нагревание или охлаждение, увлажнение или осушка воздуха и очистка его от пыли. Различают системы комфортного кондиционирования, обеспечивающие в помещении постоянные комфортные условия для человека, и системы технологического кондиционирования, предназначенные для поддержания в производственном помещении требуемых технологическим процессом условий.

Плановые осмотры и проверки вентиляционных систем должны проводиться в соответствии с графиком, утвержденным администрацией объекта. Чистка вентиляционных систем должна производиться в сроки, установленные инструкциями по эксплуатации.

Освещение в производственных зданиях и на открытых площадках может осуществляться естественным и искусственным светом.
Искусственное освещение бывает двух систем: общее и комбинированное. В последнем случае к общему освещению добавляется местное.
Общее освещение предназначено для освещения всего помещения, оно может быть равномерным или локализованным.
Местное освещение предназначено для освещения только рабочих поверхностей.

Оно может быть стационарным и переносным. Применение только местного освещения в производственных помещениях запрещается.
Кроме рабочего освещения нормами предусмотрено устройство аварийного, охранного и дежурного освещения.

Воздействие вредных и опасных производственных факторов и профессиональных вредностей на организм работающего может приводить к развитию профессиональных заболеваний .

(слайд №32) Общепринятой и единой классификации профессиональных заболеваний нет, однако наиболее рациональной является классификация по этиологическому признаку, предложенная Н.Ф. Измеровым в 1996г. (академик РАМН, директор НИИ медицины труда). Она включает в себя 5 групп заболеваний:

1. Заболевания, вызываемые воздействием химических факторов: острые и хронические интоксикации; болезни кожи (эпидермоз, контактный дерматит, фотодерматит, онихии и паронихии, токсическая миланодермия, масляные фолликулиты; металлическая лихорадка; фторопластовая (тефлоновая) лихорадка.

2. Заболевания, вызываемые воздействием промышленных аэрозолей: хронический бронхит (пылевой, токсико-пылевой), пневмокониозы (силикоз, силикатозы – асбестоз, талькоз, каолиноз, антракоз, бериллиоз, биссиноз, пневмокониозы смешанной этиологии).

3. Заболевания, вызываемые воздействием физических факторов: вибрационная болезнь; заболевания, связанные с воздействием контактного ультразвука; катаракта; кохлеарный неврит; заболевания, связанные с воздействием неионизирующих излучений (вегето-сосудистая дистония, астенический, астено-вегетативный, гипоталамический синдромы); местное повреждение тканей лазерным излучением (ожоги кожи, поражение роговицы и сетчатки глаз); заболевания, связанные с воздействием ионизирующего излучения (лучевая болезнь, местные лучевые поражения); заболевания, связанные с воздействием повышенного атмосферного давления и его последующими резкими перепадами (декомпрессионная болезнь и ее последствия); заболевания, связанные с воздействием неблагоприятных метеорологических условий (перегрев, хронический перегрев) и др.

4. заболевания, связанные с физическими перегрузками и перенапряжением отдельных органов и систем: координаторные неврозы; болезни перефирической нервной системы и опорно-двигательного аппарата (моно- и полинейропатии, шейные и пояснично-кресцовые радикулиты, эпикондилезы плеча, бурситы. асептические остеонекрозы); опущение матки и стенок влагалища; выраженное варикозное расширение вен на ногах; заболевания, обусловленные перенапряжением голосового аппарата (хронический ларингит, вазомоторный монохордит, узелки голосовых связок, фонастения) и органов зрения (прогрессирующая близорукость); плоскостопие грузчиков; эмфизема легких стеклодувов и музыкантов духовых оркестров.

(слайд №33)


(слайд №34)


(слайд №35)


Естественным местом обитания патогенных возбудителей является организм человека или животного. Однако есть небольшая группа спорообразующих патогенных микробов, которые могут долгое время сохраняться и даже накапливаться в почве.

Среди возбудителей инфекционных болезней выделяют несколько групп: бактерии - наиболее обширный класс возбудителей; вирусы - мельчайшие формы, видимые только под электронным микроскопом; риккетсии - промежуточная форма между бактериями и вирусами; некоторые простейшие одноклеточные организмы.

Инфекция - это внедрение патогенных микробов в организм и их размножение там с последующим возникновением болезни или носительством возбудителей. Важной особенностью многих инфекционных заболеваний является их быстрое распространение среди людей. В зависимости от широты распространения инфекционных заболеваний среди населения различают эпидемии, пандемии, эндемии, спорадические заболевания. Эпидемия - это широкое распространение среди населения инфекционных заболеваний, которые охватывают большие группы людей, связанных между собой цепью заражения. Пандемия - чрезвычайно широкое распространение инфекционных заболеваний, охватывающее целые континенты или весь земной шар. Эндемия - систематическое возникновение среди населения каких-либо инфекционных заболеваний, связанное главным образом с местными условиями. Спорадические заболевания являются единичными, они возникают от случая к случаю. Возникновению и распространению инфекционных заболеваний способствуют неблагоприятные социально-экономические и гигиенические условия жизни.

Учение об эпидемиях называется эпидемиологией. Это медицинская наука, изучающая причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди населения и разрабатывающая меры предупреждения, лечения и полного искоренения этих болезней.

Эпидемиология тесно связана с гигиеной, одной из задач которой, как уже говорилось, является профилактика всех болезней, включая и инфекционные. При предупреждении инфекционных заболеваний широко используются различные санитарно-гигиенические мероприятия: улучшение бытовых и производственных условий, правильная организация питания, соблюдение правил личной гигиены и др.

Значительный вклад в профилактику и борьбу с инфекционными болезнями внесли многие зарубежные (Л. Пастер, Д. Листер, Р. Кох и др.), а также отечественные ученые (И. И. Мечников, Н. Ф. Гамалея, Д. И. Ивановский, Д. К. Заболотный, Л. В. Громашевский, Е. Н. Павловский и др.).

Советское здравоохранение добилось больших успехов в борьбе с инфекционными заболеваниями. Так, в СССР полностью ликвидирована натуральная оспа, вшивый возвратный тиф, ришта. До минимального уровня снижена заболеваемость малярией, дифтерией, полиомиелитом. Хорошие результаты дает профилактика бруцеллеза, туляремии, сибирской язвы. Значительно уменьшилась заболеваемость коклюшем, корью и брюшным тифом.

Однако, несмотря на успешную борьбу с инфекционными заболеваниями, они все еще имеют большое распространение. По данным ВОЗ, в мире за год болеют инфекционными заболеваниями более 1,5 млрд людей, т. е. примерно одна треть человечества. От острых респираторных заболеваний ежегодно погибают 2,2 млн человек, а острыми кишечными заболеваниями страдает каждый год около 500 млн человек. В последнее время появилось опасное инфекционное заболевание СПИД, которое характеризуется высокой смертностью. Инфекционные заболевания проявляются не сразу после проникновения возбудителя в организм, а через определенный период, который называется инкубационным (скрытым). Он может длиться от нескольких часов до десятков дней при различных заболеваниях. Например, для гриппа инкубационный период равен 12 ч - 2 дня; для дизентерии - 1-7 дней; для полиомиелита - 5- 35 дней.

Обычно после скрытого периода начинается бурное проявление признаков болезни: быстро повышается температура тела, появляется слабость, резко снижается работоспособность, часто наступает тяжелое состояние. Инфекционные заболевания опасны еще и тем, что могут вызвать тяжелые осложнения.

Продолжительность инфекционных заболеваний различна. Так, острые инфекции продолжаются обычно несколько недель (иногда месяцы). Хронические инфекции могут продолжаться годы (бруцеллез, туберкулез, четырехдневная малярия и др.). В некоторых случаях инфекция может быть пожизненной, например хроническое носительство микробов при брюшном тифе.

Важной особенностью многих инфекционных заболеваний является их быстрое распространение. Возникновение и распространение инфекционных заболеваний происходят в виде эпидемического процесса. Схематично его можно представить так: источник инфекции, механизм передачи инфекции, восприимчивое к данному заболеванию население.

— Источник—

Лаптев, А.П. Гигиена/ А.П. Лаптев [и д.р.]. – М.: Физкультура и спорт, 1990.- 368 с.

Post Views: 424

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Бюджетное образовательное учреждение Чувашской Республики

среднего профессионального образования

Медицинский колледж

Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской республики

Специальность: 060109 Сестринское дело

КУРСОВАЯ РАБОТА

Влияние факторов внешней среды на состояние здоровья детей

ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах

Чебоксары, 2013

Введение

Теоретическая часть

Практическая часть

Приложение №1 (статистика)

Приложение №2 (схемы)

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В наше время тема «Влияние факторов внешней среды на состояние здоровья детей» очень актуальна, т. к. антропогенное загрязнение окружающей среды оказывает выраженное воздействие на формирование популяционного здоровья населения, особенно в связи с изменением социально-экономических условий. Неуклонный рост поступлений токсичных веществ в окружающую среду, прежде всего, отражается на здоровье населения, ухудшается качество продуктов с/х, преждевременно разрушаются жилища, металлоконструкции промышленных и гражданских сооружений, приводит к гибели флоры и фауны. Поступающие в атмосферу оксиды углерода, серы, азота, углеводороды, соединения свинца, пыль оказывают различное токсическое воздействие на организм человека. Именно потому сейчас стоит очень остро проблема « окружающая среда и здоровье человека». По этой причине я заинтересовалась данным вопросом, ведь самочувствие, собственное здоровье и здоровье наших детей волнует нас больше всего, так как окружающая среда и организм человека тесно связаны между собой.

Объект исследования: Окружающая средаи ее влияние на детей.

Цель исследования : Влияние факторов внешней среды на состояние здоровья детей.

Теоретическая часть

Здоро м вье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже). К наукам, изучающим здоровье, относятся: диетология, фармакология, биология, эпидемиология, психология (психология здоровья, психология развития, экспериментальная и клиническая психология, социальная психология), психофизиология, психиатрия, педиатрия, медицинская социология и медицинская антропология, психогигиена,дефектология и другие.

Здоровье детей - главная забота и головная боль родителей. Недаром говорят : «Было бы здоровье, а остальное приложится».

Влияние электромагнитного излучения на состояние здоровья детей.

Среди факторов внешней среды, постоянно воздействующих на здоровье человека, есть постоянный и невидимый, к которому до сих пор относятся без достаточного внимания, - электромагнитное излучение. На протяжении всей жизни человек подвергается воздействию электромагнитных полей и излучений, которые являются как природными, так и техногенно обусловленными факторами. Среди естественных электромагнитных полей выделяют три основные составляющие: геомагнитное поле Земли, электростатическое поле Земли, переменные электромагнитные поля в диапазоне частот от 10-3 до 1012 Гц. Значение постоянного геомагнитного поля земли изменяется на поверхности планеты в широких пределах: от 26 мкТл в районе Рио-де-Жанейро до 68 мкТл вблизи географических полюсов и имеет максимальную напряженность в районе Курской магнитной аномалии - 190 мкТл. На основное магнитное поле Земли наложено переменное магнитное поле, связанное с токами, текущими в иносфере и магнитосфере, их составляющая не превышает 4-5 % основного геомагнитного поля. Геомагнитное поле претерпевает колебания с периодами от долей секунд до столетий. Во время возмущений (магнитных бурь) отмечаются микропульсации поля. Магнитные бури являются результатом солнечных вспышек и изменения соответственного спектра солнечного излучения, достигающего Земли. Геомагнитные возмущения и магнитные бури оказывают десинхронирующее влияние на биологические ритмы всех органов и систем и являются фактором риска обострения хронической патологии и развития острых заболеваний.

Влияние окружающей среды на здоровье новорожденных .

В последнее время возрастает интерес ученых к изучению (роли состояния здоровья родителей при изучении влияния факторов ОС на здоровье детей. Результаты проведенных исследований указывают на наличие связи между уровнем резистентности организма потомства к химическому веществу и состоянием здоровья родителей. Это делает оправданным и необходимым разработку методических подходов к проведению широких эпидемиологических исследований по установлению связи родители - дети для определенных групп населения, находящихся в условиях химического воздействия различного уровня.

Многочисленные эпидемиологические наблюдения свидетельствуют о непосредственной причинно-следственной связи химического загрязнения ОС и нарушений репродуктивной функции населения. Это выявлено как в производственных условиях - у работниц металлургических заводов, в текстильной промышленности, газо- и нефтеперерабатывающей промышленности, у лаборанток и женщин-хирургов, так и в условиях населенных мест, атмосфера, водные источники и почва которых были загрязнены химическими соединениями. Нарушение репродуктивной функции как в первом, так и во втором случае выражалось в увеличении частоты угрозы прерывания беременности, самопроизвольных выкидышей, осложнений во время беременности и родов, врожденных уродств. В ряде случаев установлена достоверная корреляционная связь патологии беременности с повышенным содержанием сернистого газа, фосфорного ангидрида, свинца, никеля, железа и т.д. в атмосферном воздухе. Химические факторы ОС, действуя на минимальных, пороговых уровнях, снижают общую резистентность организма и способствуют реализации истинных тератогенных и эмбрио-токсичных веществ и проявлению различных генетических нарушений.

Необходимо учитывать, что предельно допустимые концентрации, разработанные в отношении большинства химических соединений, определены относительно организма женщин вне беременности. В то же время данные литературы свидетельствуют о том, что беременность существенно изменяет реактивность женского организма и нередко усиливает его чувствительность к неблагоприятным факторам ОС, к числу которых в первую очередь следует отнести химические вещества.

Необходимо иметь в виду, что некоторые вещества, поступая в ОС в низких концентрациях, могут взаимодействовать между собой, приводя к суммации и потенцированию токсического эффекта. Среди основных критериев активности загрязняющего агента в проблеме загрязнения биологической цепи существенное значение придается его способности вызывать внутриутробную смерть, снижение рождаемости и врожденные уродства.

Значимость влияния состояния ОС на уровень перинатальной смертности подтверждают данные анализа, проведенного по отдельным географическим зонам. При этом наиболее высокий уровень смертности отмечается в промышленных зонах.

В отдельных отраслях промышленности выявлены высокие показатели выкидышей и преждевременных родов, причем у горожанок этот показатель в 2 раза выше, чем у женщин, проживающих в сельской местности.

Загрязнение ОС выбросами производств приводит к повышению показателей выкидышей, преждевременных родов и ВПР. Среди пороков развития самая большая по количеству группа - это пороки, вызываемые неизвестными причинами.

О. К. Ботвиньев и соавт. (1990) установили, что параллельно с загрязнением атмосферного воздуха промышленными химическими соединениями наблюдается рост показателей неонатальной смертности и гибели детей от врожденных аномалий развития. Физическое развитие новорожденных является хорошим индикатором воздействия ОС на организм их матерей. В связи с этим для оценки влияния неблагоприятных факторов внешней среды на состояние здоровья женщин важное значение приобретает изучение показателей физического развития новорожденных.

Г. Ш. Амбарцумян (1988) показал, что физическое развитие новорожденных, родители которых имели контакт с пестицидами, во всех наблюдениях отставало от показателей физического развития новорожденных неконтактирующих родителей. Между уровнем применения пестицидов и показателями физического развития новорожденных существует достоверная обратная зависимость, которую автор объясняет тем, что накопившиеся в организме матери пестициды, проникая через плаценту, проявляют эмбриотоксическое действие, в результате чего нарушаются формирование и рост плода.

Известно, что формирование основных параметров здоровья плода начинается еще в первые недели внутриутробного развития. В этот период естественно основную роль играют условия работы беременной женщины. Научные исследования в области охраны материнства и детства посвящены изучению возможного влияния факторов ОС не только на ребенка, но и на плод в различные периоды его развития.

В ряде промышленных городов зафиксировано снижение массы тела новорожденных. Так, в Москве у матерей, проживающих в зоне влияния крупных предприятий, характеризующейся повышенным загрязнением атмосферного воздуха и соответственно почвы, масса тела новорожденных в среднем на 10% меньше, чем в более «чистых» районах города. Сопоставление детской смертности и результатов качественной и количественной оценки санитарного состояния атмосферного воздуха в окружении промышленных предприятий и их комплексов позволило выявить увеличение частоты детской смертности по мере усложнения химического состава (за счет оксидов металлов) производственных выбросов и увеличения индекса опасности загрязнения.

По данным Н. Н. Ваганова (1990), в районе Новолипецкого металлургического комбината, где концентрация фенола в атмосферном воздухе превышает ПДК в 2,5 раза, сероводорода - в 2,6 раза, угарного газа - в 3 раза, отмечено статистически достоверное увеличение частоты патологического течения беременности, угроза прерывания беременности возрастает в 3 раза, частота выкидышей - в 2,5 раза. Перинатальная смертность выше на 51%, а младенческая смертность - на 78% по сравнению с показателями в относительно «чистых» районах.

Загрязнение атмосферного воздуха в городах с развитыми предприятиями черной, цветной и никелевой промышленности приводит к повышению числа осложнений беременности и родов у женщин и перинатальных болезней, врожденных аномалий у детей. Помимо этого, среди детского и взрослого населения этих городов отмечалось достоверное повышение болезней эндокринной и нервной систем, органов дыхания, пищеварения, органов чувств.

В настоящее время особенностью изучения состояния здоровья человека в связи с воздействием факторов ОС является разработка унифицированных методов исследования. Реакции организма человека на воздействие вредных факторов ОС являются многоступенчатыми и характеризуются весьма широким спектром проявлений - от незначительных физиологических сдвигов до выраженных патологических изменений. В то же время исследования, проведенные М. С. Шабардаевой, 3. И. Намазбаевой и соавт. (1990), дают возможность полагать, что комплекс химических веществ, не являясь причиной заболеваний, может способствовать созданию условий для их возникйовения в результате снижения неспецифической резистентности организма ребенка.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что состояние иммунной системы является одним из ранних и чувствительных показателей вредного действия на организм факторов ОС и может служить критерием риска развития неспецифических заболеваний. Снижение иммунной реактивности коррелирует с увеличением заболеваемости населения в целом, проживающего в районах с повышенным загрязнением атмосферного воздуха.

Для изучения влияния различных сложных химических соединений, таких как формальдегида, аммиак, оксид углерода, непредельные углеводороды, которые входят в состав смол, клеев, лаков, эмалей, красителей и т.д., на течение беременности были исследованы хорионы, полученные после искусственного прерывания беременности при сроке от 5 до 12 нед. Выявлены значительные изменения в плаценте, которые можно характеризовать как дистрофические изменения: вакуолизация, пикноз клеток и отложения фибриноида, некроз клеток и ворсин.

Течение родового акта у женщин из промышленного города также имеет свои особенности. Так, у них в 1,9 раза чаще роды были быстрыми и стремительными, кровотечения при родах встречались в 2 раза чаще, чем у женщин из Москвы.

Неблагоприятные факторы окружающей среды

А. Климатические условия. К неблагоприятным климатическим условиям относятся высокая влажность воздуха, резкие перепады температуры и атмосферного давления. Несмотря на то, что чувствительность к этим факторам индивидуальна, неблагоприятные климатические условия в целом отрицательно влияют на течение аллергических заболеваний, особенно бронхиальной астмы.

Б. Загрязнение воздуха

1. Смог образуется при сгорании жидкого и твердого природного топлива. Степень загрязнения воздуха промышленным смогом оценивают по содержанию окиси углерода, взвешенных частиц и двуокиси серы. При сильном загрязнении воздуха учащаются приступы бронхиальной астмы. Это обусловлено совместным действием всех компонентов промышленного смога.

а. Окись углерода даже в максимальной концентрации (около 120мг/м3), регистрируемой в городе в часы пик, не ухудшает показатели функции внешнего дыхания как у здоровых, так и у больных бронхиальной астмой.

б. Твердые частицы, например пыль, дым, сажа, при вдыхании могут вызвать кашель и бронхоспазм. В присутствии твердых частиц усиливается неблагоприятное действие на органы дыхания других веществ, загрязняющих воздух.

в. Уровень двуокиси серы в атмосферном воздухе обычно не превышает 1,95мг/м 3 . Экспериментально установлено, что вдыхание воздуха с высокой концентрацией двуокиси серы (22-65мг/м 3) вызывает бронхоспазм и снижение активности мерцательного эпителия бронхов.

2. Фотохимический смог состоит из озона (его содержание в фотохимическом смоге обычно превышает 90%), двуокиси азота и других окислителей и образуется под действием ультрафиолетового излучения из углеводородов, содержащихся в выхлопных газах. В низкой концентрации фотохимический смог оказывает раздражающее действие на слизистые глаз и дыхательных путей, в высокой концентрации- приводит к снижению ЖЕЛ, ОФВ1 и нарушению газообмена. Двуокись азота оказывает прямое токсическое действие на легкие, а у курильщиков может привести к необратимым изменениям в легких.

В. Загрязнение воздуха в помещениях. В зданиях с закрытыми вентиляционными системами приток внешнего воздуха отсутствует, что приводит к повышению концентрации в воздухе загрязняющих веществ- дыма от угольных и газовых обогревателей систем центрального воздушного отопления, каминов, бытовых керосиновых и электрообогревателей, а также паров растворителей, например формальдегида, входящего в состав клея для напольных покрытий. Пассивно вдыхаемый табачный дым вызывает гораздо более выраженные, чем предполагалось раньше, нарушения дыхания, особенно у детей младшего возраста.

Г. Вирусы и бактерии. Доказательств того, что вирусы и бактерии могут вызывать аллергические реакции, нет. Однако хорошо известно, что они способствуют развитию аллергических заболеваний и осложняют их течение. Так, синусит может спровоцировать бронхиальную астму и в то же время стать ее осложнением.

Дефицит витаминов на низкокалорийных диетах может достигать катастрофических значений (50%-90%) и не просто приводит к недомоганиям, а к серьезными проблемам со здоровьем. Отсюда вытекает, что один из важнейших неблагоприятных факторов низкокалорийных диет: микро- и макроэлементарная недостаточность витаминов и микроэлементов. Несмотря на то, что существует очевидная зависимость между дефицитом витаминов группы В в организме человека, развитием у него повышенной утомляемости, а также нервными нарушениями, данному вопросу уделяется очень мало внимания.

Группа витаминов В или комплекс витаминов группы В включает семь основных растворимых в воде витаминов. Их свойства, а также их воздействие на организм человека очень тесно взаимосвязаны, поэтому недостаток большинства из них в организме человека может привести к развитию у него повышенной утомляемости.

Виды антропогенного загрязнения окружающей природной среды в результате хозяйственной деятельности человека многообразны. Они обусловливают химическое, физическое, механическое, акустическое, тепловое, ароматическое и визуальное изменения качества природной среды, превышающие установленные нормативы вредного воздействия. В итоге создается угроза здоровью населения, а также состоянию растительного, животного мира и накопленным материальным ценностям.

Многочисленные антропогенные загрязнители окружающей среды всегда потенциально опасны для человека. Экспериментальными и натурными исследованиями установлено, что экопатогенное влияние зависит от уровня и качества загрязнителя, его экспозиции - так называемый эффект «доза - вещество - время». Изменения в состоянии здоровья зависят от возраста людей, их профессиональной деятельности, исходного уровня здоровья, а также от индивидуально-поведенческой ориентации и социально-гигиенических условий жизни.

Химические загрязнители

Наиболее изучено воздействие на здоровье человека химических факторов окружающей среды - около 80 химических элементов необходимо для построения определенных компонентов собственных клеток, построения гормонов, ферментов, для поддержания нормального обмена веществ и т.д. Проблема химического загрязнения объектов биосферы рассматривается как проявление глобального экологического кризиса. Перечень известных химических соединений приближается к 20 млн. наименований, из них десятки тысяч высоко-токсичны, а у современного поколения людей не выработан механизм защиты от их агрессивного воздействия на организм. Ежегодная техногенная нагрузка на все объекты биосферы - сотни миллионов тонн химических веществ, являющихся отходами производственной, сельскохозяйственной и транспортной деятельности. Наиболее опасны для здоровья человека химические соединения, которые повсеместно распространены, устойчиво сохраняются в объектах окружающей среды, мигрируют по экологическим цепочкам, поступая в организм с воздухом, водой, продуктами питания. В перечне таких веществ - основные загрязнители атмосферного воздуха большого города (оксиды азота, серы, углерода, взвешенные вещества), тяжелые металлы, полихлорированные бифенилы, пестициды, полиароматические углеводороды и многие другие. Большинство из них высоко-токсичны (1-2-й классы опасности), обладают политропным и специфическим действием на организм человека, вызывая самые тяжелые и отдаленные по времени мутагенные и канцерогенные эффекты.

Оксиды, взвешенные частицы.

В атмосферном воздухе повсеместно присутствуют твердые взвешенные частицы, оксиды серы, азота, углерода, фенол, формальдегид. Оксиды серы SO 2 , SO 3 , азота NO, NO 2 , монооксид углерода СО - «кислые» газы со специфическим, относительно однотипным характером влияния на органы дыхания. Вследствие образования слабых кислот при соприкосновении со слизистыми оболочками дыхательных путей они раздражают и прижигают слизистые, вызывая тем самым начальные морфологические повреждения эпителия и угнетение местного иммунитета.

Чем менее растворимы газы, тем глубже они проникают в дыхательные пути. Оксиды, прежде всего диоксид серы, адсорбируются на твердых взвешенных частицах, глубина проникновения которых в организм зависит от их размеров: чем мельче частицы, тем больше их поступает в бронхи и альвеолы. Раздражение сопровождается выбросом гистаминов, что может приводить к бронхоспазмам, а в дальнейшем - к формированию астмоидного бронхита и бронхиальной астмы.

Кислые аэрозоли повреждают не только органы дыхания. Тонкая эпителиальная пленка слизистой дыхательных путей с обильным кровоснабжением не препятствует быстрому всасыванию загрязнителей в кровь и их распространению внутри организма. Повсеместное загрязнение атмосферного воздуха оксидами серы, азота, углерода - одна из причин гипоксии организма, поскольку поллютанты быстро соединяются с гемоглобином крови, образуя сульфагемоглобин, метгемоглабин, карбогемоглабин, блокируют тем самым доставку кислорода к органам и тканям. На фоне гипоксии угнетаются окислительно-восстановительные процессы в головном мозге, внутренних органах (сердце, печени), мышцах тела. Практически все указанные оксиды оказывают полиморфное неблагоприятное действие на морфофункциональное состояние нервной, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения, органов зрения и слуха, они оказывают также гонадотропное и эмбриотоксическое действие.

Нитриты и нитраты, поступая в организм, оказывают расширяющее действие на сосуды, вызывают понижение артериального давления. Выраженное нейротропное действие монооксида углерода при хроническом воздействии вызывает астено-вегетативные явления, нарушение психики, токсическое поражение ткани щитовидной железы, может способствовать ее гиперплазии. Постоянное воздействие на население оксидов углерода, серы, азота и других загрязнителей создает предпосылки для снижения общей резистентности, работоспособности и в целом к хроническому популяционному утомлению, особенно в крупных промышленных городах.

Диоксины.

Это обширная группа высокотоксичных полихлорпроизводных соединений, стойких и широко распространенных загрязнителей окружающей среды. Источниками диоксинов являются многие отрасли народного хозяйства: химическая, нефтехимическая, целлюлозно-бумажная, металлургическая промышленность, производство трансформаторов, конденсаторов, теплообменников, пестицидов и пр. Диоксины образуются при высокотемпературных процессах переработки хлорсодержащей продукции. Они отличаются термической устойчивостью, резистентностью к химическому разложению, слабой растворимостью в воде. Расширение масштабов производства ряда химических соединений, их использование в военных целях сопровождается опасностью воздействия диоксинов не только на лиц, профессионально контактирующих с ними, но и на население.

Основное депо накопления диоксинов - верхние слои почвы, где их период полуразложения превышает 10 лет; в водной среде этот период составляет более года; в воздухе - 24 дня. Длительное сохранение диоксинов во всех объектах природной среды способствует тому, что они активно переносятся по цепям питания и, таким образом, постоянно действуют на живые организмы. Подвижность диоксинов в природной среде увеличивают содержащиеся в ее объектах органические растворители, нефтепродукты и другие органические вещества.

Влияние шума на здоровье человека.

Одним из наиболее распространенных и значимых факторов окружающей среды, негативно влияющих на здоровье человека, является шум, что обусловлено главным образом ростом промышленного производства, развитием городского строительства, транспортного движения и т.д. Шумовой дискомфорт в повседневной жизни испытывают более половины жителей больших городов многих стран, что позволяет рассматривать акустические нагрузки как глобальный фактор риска здоровью населения.

Под шумом понимается беспорядочное сочетание разных по силе и частоте звуков. Воздушный шум возникает всегда, когда любая упругая среда (твердое тело, жидкость, воздух) подвергается в силу каких-либо воздействий возмущению. При распространении звуковой волны в воздухе происходит перенос акустической энергии, количество которой и определяет силу звука. Сила, или интенсивность, звука - это количество энергии, проходящей в единицу времени через единицу площади поверхности, расположенной перпендикулярно направлению распространения звуковой волны. Единицей измерения силы звука является ватт на метр квадратный (Вт/м 2). Единицей измерения частоты звука является герц (Гц) - 1 колебание в 1 с. Человеческое ухо воспринимает звуки в области частот 16…20000 Гц. Наименьшая сила звука, при которой звук воспринимается ухом, составляет 10 -12 Вт/м 2 на частоте 1000 Гц (слуховой порог или порог слышимости). Верхний порог воспринимаемого звука (болевой порог) составляет 10 2 Вт/м 2 . Между минимальным и болевым порогами лежит область слухового восприятия.

Источники шума могут быть естественного (природного) и искусcтвенного (антропогенного) происхождения. В естественной среде обитания воздушный шум, как правило, не имеет особого экологического значения. Человек создал множество источников антропогенных постоянных и непостоянных шумов:

стационарные (промышленные предприятия);

подвижные, или мобильные (авиационный, автомобильный, железнодорожный транспорт, метро, наземные линии метрополитена);

внутриквартальные (учреждения бытового обслуживания, магазины, рынки, детские площадки и пр.);

внутридомовые (жилищно-бытовые шумы).

Шум стал общественным бедствием и опасностью для физического и психического здоровья населения. Являясь общебиологическим раздражителем, шум воздействует на все органы и системы организма. Постоянный и интенсивный шум является причиной многочисленных болезненных расстройств в организме человека. Болевые ощущения, обусловленные шумом, связаны с механическим смещением в системе среднего уха и указывают на достижение прочности барабанной перепонки. Шум оказывает исключительно сильное влияние на умственную деятельность, требующую сосредоточенности и связанную с синтезом и анализом информации. Шум может оказывать неблагоприятное влияние на любой вид человеческой деятельности - будь то умственная или физическая работа. Необходимо обратить внимание и на то, что шум, являясь одним из раздражителей окружающей среды, в сочетании с другими внешними и внутренними факторами способен вызывать хроническую усталость, нарушать отдых и сон. Шумовое воздействие вызывает генерализованную реакцию в коре и подкорковых структурах мозга, что нарушает регуляторную деятельность центральной и вегетативной нервной системы.

Практическая часть

Статистически значимые различия были выявлены также по показателям общего состояния и физического развития новорожденных из разных экологических зон. Так, частота преждевременных и отсроченных родов в крупном промышленном городе отмечается в 2 раза чаще, чем в Москве, при этом половину из преждевременных родов составили родоразрешения до истечения 32 нед беременности. В экологически неблагоприятном городе больше рождается (р<0,05) детей с массой тела свыше 4000 г. Высокая частота рождения крупных детей, видимо, связана с наличием у их матерей ожирения.

Согласно оценкам неонатологов родильных домов, в промышленном городе меньше детей рождаются здоровыми, чем в экологически относительно благоприятном городе (соответственно 58,21 и 74,76%). В структуре выявляемой патологии основу составили такие патологические состояния, как внутриутробная и(или) интранатальная гипоксия, нарушение мозгового кровообращения, которые достоверно чаще встречаются у детей из промышленного города. Это, видимо, было связано с наличием у большинства рожениц г. Мытищи железодефицитной анемии, гестоза, артериальной гипертензии.

В неврологическом статусе у детей из промышленного города ведущим был синдром угнетения ЦНС, который характеризовался вялостью, гиподинамией, гипорефлексией, мышечной гипотонией.

Число детей, убыль первоначальной массы тела у которых превышала 9%, в экологически неблагоприятном городе в 1,5 раза больше, чем в Москве.

Проведена оценка сдвигов в структуре контингента женщин детородного возраста, характера патологии беременности и родов, а также состояния здоровья популяции из разных экологических зон. Сопоставление результатов комплексного клинико-эпидемиологического исследования двух популяций женщин с 7-летним интервалом позволило выявить изменения состава контингента женщин детородного возраста, характера выявляемой патологии у них, течения беременности и родового периода. Степень этих изменений была прямо пропорциональна экологической обстановке исследуемых городов. За анализируемый период времени число женщин, перенесших острые респираторные заболевания, достоверно возросло (р<0,05). Причем увеличилось число женщин, страдающих хроническими заболеваниями органов дыхания. Увеличилось также число женщин, страдающих хроническими воспалительными заболеваниями половых органов.

Катамнестическое наблюдение за детьми в течение первого года жизни позволило выявить определенное влияние экологической ситуации на уровень здоровья детей. Это влияние проявилось у детей из экологически неблагоприятных зон наряду с выраженными нарушениями процессов мембранного метаболизма в виде тенденции к более частым ОРВИ, высокой частотой перинатальной энцефалопатии, рахита, гипотрофии I - II степени. Сочетание двух и более патологических состояний (одним из которых, как правило, являлась энцефалопатия) отмечено чаще у детей из экологически неблагоприятных зон с нарушенным состоянием клеточного метаболизма. Существенные различия были выявлены относительно частоты ОРЗ у детей на первом году жизни. Число детей, перенесших ОРВИ от 3 до 5 раз в районе с неблагоприятным экологическим состоянием, было достоверно выше, чем в благоприятном. При этом необходимо отметить, что чаще болели дети, у которых были выявлены выраженные нарушения мембранного метаболизма. Не установлено достоверных различий между группами по тяжести течения заболеваний, в том числе по частоте обструктивного синдрома.

В годовалом возрасте масса тела детей «грязных» районов была равна в среднем 10165±274 г, а в «чистых» - 10876±195 г (р<0,05); по длине тела в возрасте одного года в обследованных группах детей статистически значимой разницы не выявлено.

Учеными также проведена экспертиза развития детей по методике, разработанной в лаборатории цитохимических исследований НИИ педиатрии РАМН (руководитель лаборатории - докт. мед. наук проф. Р. П. Нарциссов). Оказалось, что в 1-й группе у детей из экологически неблагоприятных районов в сравнении с детьми из благоприятных районов выше оценка развития (соответственно 78,1 и 76,6), творческие способности (соответственно 8,41 и 5,30), ожидаемая продолжительность жизни (соответственно 110,76 и 108,75 года), ниже - вероятность смерти в детском возрасте (соответственно 0,005 и 0,009).

Во 2-й группе у детей из районов с неблагоприятной экологической ситуацией в сравнении с контрольной ниже творческие способности (7,78 и 8,91 микеле), максимальная продолжительность жизни (соответственно 113,75 и 114,75 года), несколько выше вероятность смерти (соответственно 0,005 и 0,004).

В 3-й группе у детей из неблагоприятных экологических районов в сравнении с детьми из районов с благоприятной экологической ситуацией ниже оценка развития (соответственно 84,4 и 86,0), творческие способности (соответственно 2,90 и 4,39 микеле), ожидаемая продолжительность жизни (соответственно 115,75 и 117,75 года), значительно выше вероятность смерти (соответственно 0,021 и 0,012).

Техногенная составляющая фона электромагнитного излучения существенно изменяет плотность естественного магнитного поля Земли, повышая его на некоторых территориях от 4 до 7 порядков. Среди промышленных излучений (полей) значимую часть занимают излучения радиочастотного диапазона с частотой от 3 до 3·1012 Гц. Источники электомагнитного излучения (ЭМИ) - это средства радиотрансляции, телепередающие станции, линии электропередач, транспорт на электроприводе, офисная и бытовая электротехника, СВЧ-печи, радио- и сотовые телефоны, видеодисплейные терминалы, в том числе и мониторы персональных компьютеров. Плотность техногенных электомагнитных полей (ЭМП) сегодня велика, что привело к формированию понятия об электромагнитном загрязнении окружающей среды. Единой теории о механизме воздействия ЭМП на организм человека и животных пока нет. Установлено, что к биофизическим механизмам влияния постоянных и переменных магнитных полей относится магнитная индукция, возникающая посредством электродинамического взаимодействия с подвижными электролитами. ЭМП влияют на движущиеся носители ионных зарядов, образуя таким образом индуцированные электрические поля и токи. Кроме того, ЭМП индуцируют токи Фарадея в живых тканях, приводят к образованию свободных радикалов, искажают свободную передачу энергии связанным ионам на поверхности клеток. При действии ЭМП кислород в тканях организма меняет свою функцию, а вода - степень поляризации и свои свойства как растворителя, что приводит к нарушению межклеточных связей, изменению структуры клеточных мембран, ДНК и реакции аминокислот, к нарушению протекания ионных метаболических реакций и т.д. Организм человека и животных весьма чувствителен к воздействию ЭМИ радиочастот. К критическим органам и системам относятся ЦНС, глаза, гонады, кроветворная система, причем перечень повреждающего действия ЭМИ на человека все время возрастает. Так, например, проведение социально-гигиенического мониторинга у школьников, проживающих на территории, прилегающей к мощному радиотелецентру, показало, что у них чаще выявляются нарушения показателей физического и полового развития, функциональные отклонения со стороны нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной системы. В экспериментах показано, что воздействие ЭМП промышленной частоты на крыс приводит к развитию лейкопении, снижению фагоцитарной активности моноцитов, изменению ферментативной активности клеток красной и белой крови, а воздействие ЭМИ диапазона частот сотовой связи не только влияет на показатели иммунной системы, но и приводит к морфологическим изменения в нервной системе, что существенно изменяет поведение животных, приводя к неадекватным реакциям. Воздействие ЭМП на эмбрионы животных приводило к их гибели или возникновению пороков развития. Одним из наиболее распространенных источников ЭМИ является персональный компьютер (ПК), число пользователей которого в России к 2008 году достигло 46 миллионов человек. Как свидетельствуют гигиенические исследования, мониторы на основе электронно-лучевой трубки являются источниками ЭМИ радиочастотного диапазона, электростатического поля, мягкого рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений. Негативное влияние ЭМП компьютеров подтверждено целым рядом научных работ. Так, например, показано, что под действием ЭМП ПК изменяется минеральный обмен, что отражается на экскреции с мочой железа, кальция, фосфора, магния, алюминия, бария, хрома, калия, марганца, серы и др. Это в свою очередь меняет потребности организма в макро- и микроэлементах. В период восстановления после работы на компьютере у школьников тормозятся процессы запоминания и обучения: так, у школьников 9 лет после 10 минут работы на компьютере отмечено снижение оперативной памяти в среднем на 20 % и нарушение во взаимодействии между правым и левым полушарием на 12-15 %. У профессиональных пользователей ПК достоверно чаще встречаются вегетососудистая дистония, изменение церебральной гемодинамики по данным реоэнцефалографии, дисбаланс лейкоцитарной формулы, заболевания нервной системы, опорно-двигательного аппарата и др. У женщин, более 20 часов в неделю пользующихся компьютерными терминалами, риск выкидыша выше на 80 %. Использование ПК сегодня не имеет возрастных ограничений, и пользователи, особенно дети, не ограничивают себя во времени, хотя допустимое время работы за ПК для здорового школьника составляет в среднем 20 минут. Кроме того, по данным гигиенических мониторингов, в школах полностью соответствуют гигиеническим стандартам лишь 15-20 % персональных компьютеров. Использование ПК при обучении и на рабочих местах в России регламентировано рядом нормативных документов, в том числе СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы». Системы защиты от ЭМИ делятся на пассивные: ограничение времени воздействия, защита расстоянием, рациональное размещение источников ЭМИ в помещении, выделение зон излучения - и активные: экранирование источника излучения, экранирование рабочего места, применение средств индивидуальной защиты. Но главное, необходимо понимать, что основным средством защиты и профилактики от повреждающего действия ЭМИ является культура использования бытовых и технических средств электромагнитного излучения.

Ученые провели изучение образа жизни у 444 школьников Петербурга. Респондентами были учащиеся 1-, 5-, 9- и 11-х классов, как общеобразовательных, так и с углубленным изучением различных предметов. Оценка образа жизни проводилась по различным факторам, в данной работе мы остановимся на двух, как оказалось, весьма значимых по временному воздействию на организм детей.

Так, данные опроса показали (табл. 1) что, начиная с 1-го класса, примерно одна треть опрошенных проводит у компьютера, в среднем 1-2 часа в день, к 5-му классу у части детей (до 15 %) это время значительно возрастает, до 3-5 часов в день. При этом примерно 40 % опрошенных начиная с 10-летнего возраста проводят за компьютером от 1 до 5 часов в день. По итогам корреляционного анализа интересно отметить, что мальчики являются более частыми пользователями компьютера, чем девочки (при r = 0,143 и р? 0,01). Длительное время нахождения у компьютера обусловливает более высокие показатели веса у активных пользователей вне зависимости от пола (при r = 0,136 и р? 0,007), что приводит к более высокому значению индекса массы тела (при r = 0,117 и р? 0,04). Возрастание веса у пользователей компьютера обусловлено как снижением двигательной активности (при r = - 0,127 и р? 0,004), так и тем, что эта группа детей более регулярно питается и в том числе чаще употребляет горячую пищу (при r = 0,12 и р? 0,044).

Ранговая корреляция не выявила различий во времени, проводимом за компьютером, среди учащихся 9-х и 11-х классов.

Таблица 1 . Количество времени, проводимого за компьютером после окончания уроков школьниками различного возраста

Время, проводимое за просмотром телепередач, вне зависимости от возраста, остается примерно одинаковым (табл. 2).

Таблица 2 .

Количество времени, проводимого школьниками различного возраста за просмотром телепередач

Так, 1-2 часа в день у телевизора поводит половина опрошенных, от 3 до 5 часов у экрана телевизора находится до трети опрошенных, и от 5 до 10 % детей тратят более 5 часов в день на просмотр телепередач. К 11-му классу доля детей с длительным временем нахождения у телевизора сокращается с 31 % в 9-м классе до 17 % соответственно (р? 0,05), что подтверждено критериями r (при r = - 0,143 и р? 0,013) и rs (при rs = -0,15 и р? 0,007). Интересно отметить, что дети, длительно находящиеся у телевизора, как и у компьютера, также чаще употребляют горячую пищу (при r = 0,11 и р? 0,04) по отношению к сверстникам, однако это не влияет на их весовые характеристики (р > 0,05).

Если суммировать время, проведенное за компьютером и экраном телевизора, то количество детей, находящихся под действием электромагнитного излучения более 4 часов в день, составит от 80 до 90 %!

Оценить воздействие того или иного фактора современная наука позволяет, используя не только биохимические, физические и другие инструментальные методы, но и методы самооценки (тестирования) здоровых и больных людей. К таким современным методам относится методика оценки качества жизни, связанного со здоровьем, когда сам респондент оценивает, как его здоровье влияет на возможность выполнения повседневных функций, физических действий, учебы, на отношения со сверстниками, друзьями и др. В данной работе для оценки качества жизни (КЖ) использованы общие опросники оценки качества жизни CHQ-87 и SF-36.

По данным CHQ-87, у детей, более 3 часов в день проводящих у компьютера, сильнее выражены поведенческие проблемы. Кроме того, длительное нахождение у компьютера, как показали данные этого же опросника, позволяют себе дети, к которым ослаблено семейное внимание. У детей, длительно находящихся у компьютера, снижена физическая активность, за счет этого у них отмечаются более высокие значения веса тела и индекса массы тела.

Данные оценки качества жизни по SF-36 подтвердили негативное глобальное влияние этого фактора. Так, отмечено достоверно значимое снижение показателя жизнеспособности у группы детей с длительным времяпровождением у компьютера

Данные, полученные по опроснику SF-36, выявили достоверно значимое негативное влияние длительного времени просмотра телепередач на такой глобальный показатель, как общее здоровье, у детей, уделяющих 3 часа в день и более просмотру телепередач. Кроме того, отмечается негативное влияние и на показатели социального функционирования и психологического здоровья.

Таким образом, с позиций доказательной медицины, проведенное исследование выявило существенное негативное влияние источников электромагнитного излучения на поведение, общее здоровье и жизнеспособность детей вне зависимости от их общего состояния здоровья. Разумное дозирование времени, проводимого детьми за мониторами ПК и экранами телевизоров, позволит значимо повысить резервы общего здоровья и жизнеспособности.

Внимание укреплению здоровья ребенка дома. Речь идет в том числе и о закаливании, как о защите здоровья детей. Если вы считаете, что закаливание непременно включает в себя купание в проруби или догонялки босиком по снегу - не волнуйтесь, такие экстремальные нагрузки могут себе позволить только уже основательно закаленные люди, так что здоровье ребенка не требует подобных жертв. Начать вполне можно с того, учитывая те нагрузки, которые выпадают на долю наших малышей, следует уделить особое чтобы купать вашего младенца в воде, температура которой на градус ниже, чем обычно. Потом еще на градус… Если вы видите, что малышу водные процедуры по-прежнему не доставляют дискомфорта, постепенно сделайте воду прохладной (но не холодной, не ниже 24 °C).Здоровье и развитие ребенка зависят от иммунитета, который заметно повышается даже от таких простых закаливающих процедур.

Безусловно, одним из важнейших факторов закаливания и здоровья детей являются регулярные прогулки. Главное, правильно одеть ребенка. Педиатры советуют для малышей использовать принцип «капусты» - многослойные одежки, которые можно снять, если станет жарко. Неплохо работает житейское правило - на ребенке должно быть столько же слоев одежды, сколько и на вас, плюс еще один. Помните, что перегревание наносит больше вреда здоровью детей, поскольку именно перегревание чаще ведет к простудам, чем переохлаждение.

Еще один верный помощник в укреплении здоровья ребенка - всем известная зарядка. Не обязательно проводить ее непременно утром, лучше в течение дня несколько раз выбрать время для нескольких простых и веселых упражнений. Бегайте вместе с вашим отпрыском босиком по массажному коврику, подражайте различным животным - только не превращайте зарядку в унылую обязанность. Здоровье наших детей в наших руках.

Укрепление здоровья ребенка - это не периодические мероприятия, а идеология воспитания, поведенческая база, которая останется с человеком на всю жизнь. Если вы с раннего детства приучаете ненаглядное чадо к активному образу жизни, правильному распорядку дня, прививаете полезные привычки, причем делаете это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста, будьте уверены - вы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка - здоровье, а этот бонус несомненно поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни. Укрепление и сохранение здоровья детей - одна из главных задач родителей.

Заключение

Таким образом, было выявлено, что нестабильность в социуме ведет к нестабильности психического здоровья всего общества и индивидуума в частности. Особенно ярко эти проявления можно заметить в развитии здоровья семьи. Семейный подход в развитии здоровья включает не только оценку генетической предрасположенности к тому или иному заболеванию, но и образ жизни, уклад, привычки, ценностные представления родителей, т.е. все то, что определяет здоровье или болезнь у ребенка (особенности образующегося в процессе развития фенотипа).

окружающая среда здоровье дети

Список использованной литературы

1)Г. И. Герасимович, М. И. Делец, М. П. Дерюгина, Н. А. Дисько С. П. Самуэль, Е. В. Малашевич, А. Л. Петрашкевич, Н.Е. Савченко И. Н. Усов, А. К. Устинович, И. П. Ховратович, И. А. Чаховский, В. Ф. Чигирь, И. П. Шамякин “Энциклопедия молодой семьи”

2)http://www.medsovet.info

3) http://www.ecospace.ru

4) http://medical-diss.com

5) Боев В.М. Гигиеническая характеристика влияния антропогенных и природных геохимических факторов на здоровье населения // Гигиена и санитария.

6) http://scout-kg.narod.ru

7) Портал «Антиатом.ру». «Экологи представляют уникальный доклад о ввозе радиоактивных отходов в россию», http://www.antiatom.ru/pr/pr051116.htm

8) «Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2010 года и дальнейшую перспективу»

9) Мосэкомониторинг, http://www.mosecom.ru/

10) http://ru.wikipedia.org

11) Калью П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. - М., 1988.

12) Психология здоровья / под редакцией Г.С. Никифорова. - СПб.: Питер, 2003.

Приложение№1 (статистика)

Состояние здоровья детей в современной России

К сожалению, статистика неумолимо констатирует ухудшение общего состояния здоровья детей в России. Множество факторов тому виной. Здоровье ребенка подвергается воздействию не слишком благополучной экологической обстановки, нагрузка в школе и даже детском саду возрастает, стремясь угнаться за ритмом жизни современного общества. Переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих маленького человека вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - состояние здоровья детей отражает картину нашего общества.

Сегодня, когда демографическая ситуация в стране стала предметом внимания государства и здоровьем детей - нового поколения россиян - заинтересовались на самом высоком уровне, ситуация стала медленно, но верно изменяться к лучшему. Но ответственность несут не только образовательные и медицинские учреждения, основная забота о здоровье ребенка ложится на плечи родителей.

К сожалению, здоровье детей часто отходит для нас на второй план. Например, мало кто из родителей задумывается о том, что ребенку нужно, чтобы у него было личное время для «ничегонеделания». Мы стараемся не дать своему отпрыску побездельничать ни минуты или же его время крадут телевизор и компьютер (полезные в быту вещи, но от которых тоже стоит отдыхать). Постоянный стресс подрывает здоровье ребенка, силы растущего организма истощаются (не будем забывать, что рост - это достаточно тяжелая работа, которой занят каждый ребенок) - и вот уже ослаб иммунитет и в медицинской карточке появляется надпись «часто болеющий».

Врачи и педагоги бьют тревогу и борются за здоровье наших детей. Система регулярных диспансеризаций в образовательных учреждениях позволяет заметить недуги на стадии их появления и устранить, не дожидаясь, пока они станут серьезной проблемой. Учебная нагрузка на младших школьников не столько снижена, сколько более грамотно распределена. О здоровье каждого ребенка до года заботятся педиатры в поликлиниках, регулярно осматривая своих маленьких подопечных, отправляя, в случае необходимости, к более узким специалистам. Детские поликлиники даже в провинции обзаводятся техникой для диагностики и лечения. Защита здоровья наших детей - вопрос государственного масштаба.

Однако проблема ухудшения здоровья детей отнюдь не решена. Именно поэтому так важно сохранение и постоянное укрепление здоровья детей не только в школе и детском саду, но и дома. Кто как не родители может позаботиться о здоровье своего ребенка, найти индивидуальный подход, научить малыша правилам здоровой и активной жизни.

В 2007 году была впервые представлена информационная система по окружающей среде и здоровью человека - проект ENHIS2 (European Environment and Health Information System), позволяющий оценивать текущее состояние здоровья детей и окружающей среды в Европе (WHO, 2007).

...

Подобные документы

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Физическое здоровье как уровень мобилизации адаптационных резервов организма, его признаки, факторы риска. Влияние генетики, состояния окружающей среды, медицинского обеспечения, условий и образа жизни, вредных привычек на состояние здоровья людей.

    презентация , добавлен 30.09.2013

    Определение сущности здоровья, его основные виды: соматическое, физическое, психическое. Влияние генетических факторов, состояния окружающей среды и медицинского обеспечения на показатели здоровья. Позитивная роль закаливания, личной гигиены и спорта.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Влияние компьютера на здоровье человека, основные аспекты длительной работы за компьютером. Ультрафиолетовое излучение, благоприятное влияние излучения на организм, воздействие ультрафиолета на кожу, на глаза м иммунную систему. Влияние шума на здоровье.

    реферат , добавлен 20.03.2010

    Понятие о профессиональных вредностях, их воздействие на организм. Вещества, опасные для здоровья. Заболевания, связанные с влиянием неблагоприятных физических факторов и пыли. Отравление промышленными ядами. Профилактика снижения слуха и астмы.

    курсовая работа , добавлен 02.11.2011

    Взаимосвязь здоровья населения и социально-экономического уровня развития общества. Факторы формирования и признаки, влияющие на состояние здоровья. Понятие и основные группы профессиональных заболеваний, методика их диагностирования и схема лечения.

    презентация , добавлен 02.01.2014

    Факторы окружающей среды и производственного процесса, которые могут вызвать профессиональную патологию, временное или стойкое снижение работоспособности, повысить уровень соматических и инфекционных заболеваний, привести к нарушению здоровья потомства.

    контрольная работа , добавлен 16.01.2015

    Взаимосвязь медико-социально-эколого-эканомических факторов со здоровьем населения. Влияние городской экологии на здоровье населения и на демографические процессы. Биологические основы развития ребенка и оценка влияния на него факторов внешней среды.

    дипломная работа , добавлен 16.12.2011

    История появления табака в Европе. Вредные вещества, которые выделяются из табака под воздействием высокой температуры. Влияние табачного дыма на сердце и сосуды человека. Вред курения для подростков. Влияние алкоголя на состояние здоровья человека.

    презентация , добавлен 20.12.2013

    Влияние окружающей среды на трудоспособность человека. Вредные производственные факторы. Виды опасных факторов производственной среды и параметры, определяющие ее влияние на организм человека. Предложения по улучшению окружающей среды на предприятии.

Повышенная и пониженная температура воздухами ограждений.

Производственные помещения делят на: холодные, имеющие нормальную температуру и горячие цехи. К цехам с незначительным тепловыделениям относят такие, в которых тепловыделения от оборудования, материалов, людей и ингаляции не превышают 20 ккал на 1 м помещения в час. Если тепловыделение превышает указанную величину, то цехи относят к горячим.. Для горячих цехов особо важное значение имеет отдача тепла излучением. температура воздуха рабочих помещений может достигать 30-40° и даже более.

В ряде производств работа проводится при пониженной температуре воздуха.

На пивоваренных заводах в подвальных отделениях при температуре +4-7°, в холодильниках - от 0 до -20°.

Многие работы производятся в неотапливаемых помещениях (склады, элеваторы)

Или на открытом воздухе (строители, лесозаготовки, сплав леса, карьеры, открытые

разработки угля и руды и т. д.). Что отрицательно действует на ЦНС, ССС.,

появляются хронические заболевания верхних дыхательных путей.

2. Повышенная или пониженная влажность.

Встречается в прачечных, красильных цехах текстильных фабрик, на химических предприятиях и т. д. организма. Так, в воздухе, насыщенном влагой, при t=35° выделение пота может достигать 3,5 л/час.

3. Повышенное или пониженное атмосферное давление.

Связано с работой водолазов, кессонными работами, работой в авиации и горными работами.

Борьба с неблагоприятным влия­нием производственного микрокли­мата осуществляется с использова­нием

Технологических,

Санитарно-технических

Медико-профилакти­ческих мероприятий.

В профилактике вредного влия­ния высоких температур инфракрас­ного излучения ведущая роль при­надлежит технологическим мероп­риятиям: замена старых и внедре­ние новых технологических процес­сов и оборудования, автоматиза­ция и механизация процессов, ди­станционное управление.

К группе санитарно-технических мероприятий относятся средства локализации тепловыделений и теп­лоизоляции, направленные на сни­жение интенсивности теплового из­лучения и тепловыделений от обо­рудования.



Эффективными средствами снижения тепловыделений явля­ются:

покрытие нагревающихся повер­хностей и парогазотрубопроводов теплоизоляционными материалами (стекловата, асбестовая мастика, асботермит и др.); герметизация оборудования; применение отражательных, теплопоглотительных и теплоотводящих экранов; устройство вентиляционных сис­тем; использование индивидуальных средств защиты.

К медико-профилактическим ме­роприятиям относятся: организация рационального ре­жима труда и отдыха; обеспечение питьевого режима; повышение устойчивости к высо­ким температурам путем использо­вания фармакологических средств (прием дибазола, аскорбиновой кислоты, глюкозы), вдыхания кис­лорода; прохождение предварительных при поступлении на работу и пери­одических медицинских осмотров.

Мероприятия по профилактике неблагоприятного воздействия хо­лода должны предусматривать за­держку тепла - предупреждение выхолаживания производственных помещений, подбор рациональных режимов труда и отдыха, использо­вание средств индивидуальной за­щиты, а также мероприятия по по­вышению защитных сил организма.

4. Чрезмерные шум и вибрация.

Шум является одним из наиболее распространенных факторов внешней среды. Некоторые технологические процессы (например, испытание автомоторов, работа на ткацких станках, клепка, вырубка и обрубка литья, очистка литья в барабанах, штамповка и т. д.) сопровождаются резким шумом, оказывающим неблагоприятное действие не только на орган слуха, но и на нервную систему рабочего. Шум как внешний фактор угнетает иммунные реакции организма, снижает защитные функции последнего.

Специфическое воздействие шума проявляется в существенном расстройстве функции органа слуха. Следующей формой расстройства функции органа слуха является профессиональная тугоухость - стойкое снижение чувствительности к различным тонам и шепотной речи.

Профилактика шумовой болезни должна также проводиться комплексно:

Изменение технологии производства, сочетающееся с возможной автоматизацией производства и выведением человека из производственной среды.

Применение устройств на механизмах, снижающих интенсивность шума, а также его частотную характеристику.

Изоляция одного рабочего места от другого.

Правильное устройство фундаментов для шумогенерирующих машин.

Все поверхности шумного помещения (стены, потолок и др.) должны быть облицованы звукопоглощающим материалом.

6. Режим работы - через каждый час работы 10-минутный перерыв, который должен проводиться в специально оборудованном помещении, положительно влияющим на эмоциональный статус человека. Температура помещения - не ниже 18°С.

Индивидуальные средства защиты: от самых простых (беруши) до устройства шумоизолирующих кабин.

На каждом рабочем месте в зависимости от точности выполняемой работы устанавливается предельно допустимый уровень интенсивности шума, а в зависимости от частотной характеристики - октавная полоса.





error: Контент защищен !!