Русская правда в древней руси кратко. История создания «Русской Правды

свод древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X-XI вв. и княжеская судебная практика. Включает: отдельные нормы "Законы Русского", Правду Ярослава Мудрого, Правду Ярославичей, Устав Владимира Мономаха и др. Известны три редакции: Краткая, Пространная, Сокращенная. Регулировала: право собственности, долговые отношения, членовредительство, право наследования, семейные отношения, судопроизводство, порядок уголовного следствия - дознания (свода) и заслушивания свидетелей (видоков). В целом "Р.п." отразила становление феодализма на Руси: усиление зависимости сельских жителей (смердов, холопов, закупов), углубление социальной дифференциации общества, развитие товарного хозяйства.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РУССКАЯ ПРАВДА

важнейший источник права Древней Руси, включавший нормы различных отраслей права. Р.П. - памятник светского права. Она не вторгалась в церковную юрисдикцию. Об официальном характере Р.П. свидетельствуют имеющиеся в ней ссылки на то, что она была принята на княжеских съездах. Это видно и из подзаголовков, указывавших на князя, давшего этот закон: «Суд Ярославль Володи- мерич», «Устав Володимерь Всеволодича». Основным источником Р.П. было законодательство князей, основанное на обычном праве и судебной практике. Поскольку более ранних нормативно-правовых актов светского характера не найдено, Р.П. считается первым письменным памятником русского права. Она и з вестна в нескольких редакциях. Ученые, изучавшие ее, выделяют различное количество редакций. В учебных целях традиционно выделяют три редакции: Краткую, Пространную и Сокращенную (из Пространной). Древнейшей редакцией признается Краткая редакция. Она была обнаружена В.Н. Татищевым и подготовлена им к печати в 1738, опубликовал ее А.Л. Шетцер только в 1767. Известно только два древних списка Краткой редакции, относящиеся к 15 в., - Академический и Археографический. Имеются также и более поздние списки В.Н. Татищева, относящиеся к 18 в. Текст документа был написан без разделения на статьи (разделение на статьи было осуществлено ее публикаторами), выделено только начало второй части. Текст Краткой редакции был обнаружен в составе Новгородской 1-й летописи младшего извода, это косвенным образом свидетельствует, что к моменту занесения в летопись она уже не использовалась как нормативный акт. Исследователи различают несколько составных частей в Краткой редакции Р.П.: 1) Древнейшую Правду (Правду Ярослава) - ст. 1-18; 2) Правду Ярослави- чей - ст. 19-28 с д о п о л н е н и я м и - ст. 29-41; 3) Покон вирный - ст. 42; 4) Устав мостников - ст. 43. В Краткой Правде нашла отражение структура раннефеодального общества: четко прослеживается деление на рабов (челядь, холопов) и свободных. Среди свободных закон различает жителя Киевской Руси (русин), новгородца (словенин), иностранцев (варяг, колбяг), а также купцов, дружинников князя, изгоев. Местом принятия Краткой Правды исследователи называют Новгород (М.Н. Тихомиров, Б.А. Рыбаков) и Киев (С В. Юшков). Дата ее составления варьируется между 1016 и 30 гт. 11 в. Как целостный памятник права она оформилась в 1076-93. Правда Ярославичей датируется исследователями 1068-73. Десять первых статей этого документа определяют правовое положение княжеской вотчины, защищают слуг и имущество князя. Последующие статьи не составляют единого целого и являются отдельно принятыми законами. Особое место занимают последние статьи - Покон вирный и Устав мостников. Пространную редакцию Р.П. ввел в научный оборот В.В. Крестинин, опубликовавший в 1788 текст Правды, находившийся в Кормчей. Пространная редакция сохранилась в большом количестве списков (более 100). Текст ее дошел до нас в многочисленных юридических сборниках, что говорит о том, что этот нормативно-правовой акт много использовался в практике. Списки этой редакции имеют существенные различия. К наиболее древним относятся списки, помещенные в составе юридических сборников, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, т.е. руководящая, направляющая, или Номоканон (закон, правило), включала в себя нормы церковного и светского права. Древнейший список с текстом Пространной редакции относится к концу 13 в. и находится в Синодальном списке Кормчей. Очень близок к нему текст, помещенный в другой юридический сборник, - Мерило Праведное, который состоит из двух частей: поучения о праведных судах и нормы из различных юридических памятников, заимствованных из Кормчей. Структурно в Пространной Правде самим переписчиком выделяются две части: Суд Ярослава Владимировича и Устав Владимира Всеволодовича. Источниками Суда Ярослава Владимировича называют Краткую Правду, судебную практику и дополнительные статьи. Временем появления этой части Пространной Правды считают конец 11 - начало 12 в. Устав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование существующих социально-экономических отношений. Время составления этой части Пространной редакции указано в самом тексте закона - 1113, место - село Берестово. Исследователи выделяют здесь: Устав о резах (процентах), Банкрут- ский устав, Устав о закупах, Устав о холопах и др. Как единое целое Пространная Правда оформилась к середине 12 в. Сокращенная редакция Р.П. рассматривается в настоящее время как памятник права 14-15 вв. Большинство норм Р.П. посвящено уголовному и уголовно-процессуальному праву. Регулированию имущественных отношений посвящено немного статей. Субъектами гражданско-правовых отношений признавались все свободные, включая иностранцев. Объектом правового регулирования являлись вещи и действия, связанные либо с передачей имущества, либо с личными услугами. Р.П. знакомы институты вещного права: владение, собственность, залог (в зачаточном состоянии). Многие нормы направлены на защиту права собственности; по ним можно судить, что среди способов приобретения права собственности были известны передача (как на основании договоров, так и по наследству) и отделение плодов и приплод. Существовала индивидуальная, общая и общинная собственность, залоговое право. Основанием возникновения обязательств были договоры и правонарушения, способами обеспечения исполнения обязательств являлись выставление поручителя и самозаклад при закупничестве. Договоры заключались в устной форме, в присутствии свидетелей. Некоторые статьи указывают на сохранение обрядов и символов: привязывание ключа к поясу при заключении договора личного найма. Можно выделить договоры, нашедшие отражение в Правде: купля-продажа, комиссия, заем, закупничество (как разновидность займа), дарение, личный найм, подряд, поклажа. Предусматривалась обязанность лица, причинившего вред, возместить его. В случае совершения преступления преступник обязан был заплатить потерпевшим головничество (при убийстве) или урок (при совершении иного преступления). Если ущерб был нанесен непреступным действием, то все равно вред (пагуба, протор) возмещался потерпевшему. Ряд статей Р.П. посвящен опеке над личностью и над имуществом ребенка, потерявшего обоих родителей, или если мать после смерти отца вторично выходила замуж. К исполнению опекунских обязанностей призывались ближайшие родственники или отчим. В обязанности опекуна входила забота о личности и имуществе подопечного. Р.П. различала наследование по закону и по завещанию. Форма завещания была устной, наследование по закону по общему правилу осуществлялось по мужской нисходящей линии. Значительная часть статей Р.П. посвящена уголовному праву. Преступление обозначалось как «обида», под которой подразумевалось нанесение вреда личности или имуществу. Субъектом преступления мог быть только свободный. Выделялись преступления, совершенные умышленно, наказания за них были более тяжкими. Если преступление было совершено открыто, во время драки, наказание смягчалось. В Правде Ярослава допускалось применение кровной мести по отношению к убийцам, однако круг лиц, обладавших этим правом, был ограничен ближайшими родственниками. Ярославичи отменили кровную месть и заменили ее штрафом - вирой, которая могла взыскиваться как с самого преступника, так и с общины, если последняя не выдавала убийцу или разбойника или если тяжесть преступления допускала помощь преступнику в уплате виры (так называемая дикая вира). Самым тяжким наказанием считался поток и разграбление. Большинство ученых склоняется к мысли, что под потоком понималось обращение в х о лопство, а разграбление означало конфискацию имущества. Потоком и разграблением наказывались разбойники, поджигатели и конокрады. За остальные преступления взыскивался штраф, называемый «продажа ». Преступлениями против личности и имущества считались убийство, нанесение телесных повреждений (увечий, средней тяжести побоев) и оскорбление действием. Имущественные преступления представлены хищением имущества: разбой, кража - татьба (квалифицированная кража - конокрадство); уничтожением или умышленной порчей чужого имущества: поджог, порча чужого коня; незаконным пользованием чужим имуществом: езда на чужом коне, злостное банкротство. Процесс по Р.П. был состязательным: обе стороны обладали равными правами и даже именовались одинаково - истцы. Регулировался досудебный порядок расследования преступления: гонение следа - погоня за преступником по горячим следам, осуществлялось потерпевшим и посторонними людьми, и свод - преследовал цель обнаружить вора по украденной вещи (начинался с заклича: объявления на торгу об украденном имуществе). Если имущество обнаруживали, начинался свод, т.е. выяснение, где и у кого была куплена краденая вещь. Суд происходил на дворе князя. Судил князь или его тиун, помогали вирник, детский, мечник, гридин, ябедник. Р.П. называет такие доказательства, использовавшиеся в процессе: показания свидетелей- очевидцев (видоков), показания свидетелей доброй или дурной славы (послухов), поличное, внешний вид потерпевшего, ордалии или «суд Божий» (испытание железом и водой), присяга (рота). Лит.: Правда русская / Под ред. БД. Цэекова. Т. I. Комментарий. М.; Л., 1947; Тихомиров М.Н. Исследование о Русской Правде. М., 1941; Южков СВ. Русская Правда. М., 1950. Т.Е. Новицкая

Русская правда – нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11 веках.

Русская Правда – первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся самыми разными инстанциями. Русская Правда является не только важной частью истории права в России, но и важным культурным памятником, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. Русская Правда являлась на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Происхождение Русской Правды сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают, прежде всего, с именем Ярослава Мудрого – князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 годах. К сожалению, на сегодняшний день не сохранилось ни одной копии оригинала Русской Правды, только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания Правды трудно. Переписывалась Правда несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Основные источники Русской Правды

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант Русской Правды входят следующие источники:

    Покон вирный - определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана 1020-е или 1030-е годы);

    Правда Ярослава (создана в 1016 или 1030-е годы);

    Правда Ярославичей (не имеет точной даты);

    Урок мостникам - регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е годы).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев, в частности, правила кровной мести. Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и прочее. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе – сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Также разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант русской Правды дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха , количество статей в нем составляло 121. Русская Правда в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

В целом, нормы уголовного права, описанные в Русской Правде, соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений – убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что Русская Правда описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Документ также содержал немало сведений о процессе судопроизводства. Русская Правда определяла основные принципы и нормы процессуального законодательства: где и как необходимо проводить судебные заседания, как необходимо содержать преступников во время и до суда, как их судить и как исполнять приговор. В этом процессе сохраняется упомянутый выше сословный принцип, который подразумевает, что более знатные граждане могли рассчитывать на более мягкое наказание и более комфортные условия содержания. Русская Правда предусматривала и процедуру взимания денежного долга у должника, появились прототипы судебных приставов, которые занимались подобными вопросами.

Еще одна сторона, описанная в Русской Правде – социальная. Документ определял разные категории граждан и их социальный статус. Так, все граждане государства были разделены на несколько категорий: знатные люди и привилегированные слуги, к которым относились князья, дружинники, затем шли рядовые свободные граждане, то есть те, кто не находился в зависимости от феодала (сюда же относили всех жителей Новгорода), и низшей категорией считались зависимые люди – крестьяне, смерды, холопы и многие другие – находящиеся во власти феодалов или князя.

История создания «Русской Правды»

Сложившиеся к IX веку Древнерусское феодальное государство возникло в результате очень длительного процесса раскола общества на классы, проходившего у славян на протяжении I тысячелетия нашей эры. Политический строй Киевской Руси (именно так называют историки Древнерусское государство) IX - X в.в. характеризовался как раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял Киевский князь называвшийся великим князем. Князь управлял при помощи совета других князей и дружинников. Сбор дани и судебных пошлин осуществлялись княжескими дружинниками. С помощью дружины князья укрепляли власть над населением и расширяли свою территорию. Практическими делами в княжестве управляли посадники, а в наиболее крупных городах правили тысяцкие и сотники. Князь располагал значительной военной силой, куда входил и флот, действовавший как на реках, а также на Черном море. Важную роль в укреплении государства играли правовые нормы, выработанные в X веке. Нормы раннефеодального права нашли отражение в так называемой «Древней Правде», изданной в начале XI веке князем Ярославом Мудрым, в которой были отражены основные правовые положения, регламентирующие многие стороны жизни. После Ярослава Русская правда дополнялась и переделывалась, по видимому, частными лицами, которые вносили в нее «законы» и «уставы» сыновей и внуков Ярослава.

Возникновение Древнерусского государства естественно сопровождалось формированием древнерусского феодального права. Древнейший источник права - обычай. Когда обычай санкционируется государственной властью, он становится нормой обычного права. Эти нормы могут существовать как в устной, так и в письменной форме. Как переходная форма от обычая к закону в Древней Руси было право договоров, которым регламентировались отношения, не охваченные обычным правом.

В IX - X в.в. на Руси отсутствовали письменные сборники обычного права. Его нормы использовались в устной форме при заключении сделок и осуществления судебных действий, широко применялись символика и священные формулы.

Наиболее ранние письменные памятники русского права - это тексты договоров Руси с Византией (911,944,971). Тексты содержат нормы византийского и русского права, относящиеся к международному, торговому, процессуальному и уголовному праву. В них имеются ссылки на „закон русский“, являвшийся, по-видимому, сводом устных норм обычного права.

В договорах упоминалась смертная казнь, штрафные санкции, регламентировались право найма на службу, меры по поимке беглых рабов, регистрации отдельных товаров („наволок”). При этом в договорах предусматривалась реализация права кровной мести и других норм обычного права.

„Право договоров“ значительно раньше обычного начинает фиксироваться в письменном виде. Его норм содержались в договорах Руси с Византией (X в.), междукняжеских договорах, договорах с вольным Новгородом (XIII в.).

Первые договоры Руси с Византией некоторые исследователи (М. Владимирский - Буданов) оценивают как опыт заимствования (рецепции) иноземного права и форму перехода от обычного права к законодательству.

С X в. мы знаем и княжеское законодательство. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича, Ярослава, внесшие важные нововведения в финансовое, семейное и уголовное право.

После принятия Русью христианства византийское влияние усилилось не только в сфере религиозно - культурной, но и собственно правовой. Особенно сильным было воздействие византийского права.

Русская церковь приняла кодексы церковного права, принципы и нормы которых были реципированы, восприняты не только в области собственно церковной жизни, но и в сфере государственного законодательства, судебной и административной практики.

Вся совокупность законов и правовых обычаев создала основу довольно развитой системы древнерусского права. Как всякое феодальное право, оно было правом - привилегией, т.е. закон прямо предусматривал неравноправие людей, принадлежащих к разным социальным группам.

В нашей литературе по истории русского права господствуют два взгляда на происхождение Русской Правды. Одни видят в ней не официальный документ, не подлинный памятник законодательства, как он вышел из рук законодателя, а приватный юридический сборник, составленный каким - то древнерусским законоведом или несколькими законоведами для своих частных надобностей (Сергеевич, Владимирский-Буданов и др.). Другие считают Русскую Правду официальным документом, подлинным произведением русской законодательной власти (Погодин, Беляев, Ланге и др.), только испорченным переписчиками, вследствие чего явилось множество разных списков Правды, различающихся количеством, порядком и даже текстом статей. Оценим оба этих взгляда подробнее разобрав Русскую Правду.

Читая Русскую Правду, по заглавию мы узнаем, что это «суд» Ярослава Владимировича. В самой Правде не раз встречается замечание, что так «судил» или «уставил» Ярослав. Исходя из этого можно сделать заключение, что Русская Правда есть кодекс, составленный Ярославом и служивший руководством для княжеских судей XI в. Однако несколько постановлений в Правде издано приемниками Ярослава, его детьми. Значит, Русская Правда была плодом законодательной деятельности не одного Ярослава.

Обращаясь к Русской Правде, а именно Пространной редакции 2 статьи мы видим, что ее текст представляет не подлинные слова Ярослава или его приемников, а их изложение, принадлежащие повествователю, который рассказал о том, как был составлен закон: „После (смерти) Ярослава снова собрались его сыновья Изяслав, Святослав, Всеволод и мужи Коснячко Перенег, Никифор и отменили мщение смертью за убийство, установив денежный выкуп; а что касается всего остального, то так судил Ярослав, так решили судить и его сыновья.” Исходя из этого видно, что это не подлинный текст закона, а по - видимому протокол съезда или историческое изложение закона повествователем.

Бесспорно то, что, как и любой другой правовой акт, Русская Правда не могла возникнуть на пустом месте, не имея под собой основы в виде источников права. Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся, прежде всего, положения о кровной мести и круговой поруке. Законодатель по-разному относится к этим обычаям: кровную месть он стремится ограничить (сужая круг мстителей) или вовсе отменить, заменив денежным штрафом - вирой (наблюдается сходство с «Салической правдой» франков, где кровная месть также была заменена денежным штрафом). Круговая порука, напротив, сохраняется им как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступление («дикая вира» налагалась на всю общину).

Ещё одним из источников Русской Правды был Закон Русский (нормы уголовного, наследственного, семейного, процессуального права). До сих пор не прекращаются споры о его сущности. В истории русского права нет единого мнения об этом документе. Известно, что он частично отражён в договорах Руси с Византией в 911 и 944 годах и в Русской Правде. Например, в договоре 911 года записано: «Аще ли ударить мечем или бьеть кацем либо сосудом, за то ударение или бьенье да вдасть литр 5 сребра по закону Рускому».

Ссылки договоров на закон молодого Русского государства, используемый как источник права наряду с законами Византийской империи, стали темой оживлённой дискуссии в исторической и юридической литературе. Так, например, сторонники норманнской теории происхождения Древнерусского государства считали Закон Русский скандинавским правом. В.О. Ключевский считал, что Закон Русский являлся «юридическим обычаем», а в качестве источника Русской Правды представляет собой «не первобытный юридический обычай восточных славян, а право городской Руси, сложившееся из довольно разнообразных элементов в IX - XI веках». По мнению В.В. Мавродина, закон Русский являлся обычным правом, создававшимся на Руси в течение веков. Л.В. Черепнин предположил, что между 882 годом и 911 годом был создан княжеский правовой кодекс, необходимый для проведения княжеской политики в присоединённых славянских и неславянских землях. По его мнению, кодекс отражал отношения социального неравенства. Это было «право раннефеодального общества, находящегося на более низкой стадии процесса феодализации, чем та, на которой возникла Древнейшая Правда». А.А. Зимин также допускал складывание в конце IX - начале X века раннефеодального права. Он считал, что при Олеге существовало ещё обычное право, а при Игоре появляются княжеские законы - «уставы», «поконы», которые вводили денежную кару за нарушение права собственности и нанесение увечий, ограничивали кровную месть, заменяли её в отдельных случаях денежной компенсацией, начали использовать институты свидетелей - «видоков», свода, поединков, присяги. Эти нормы вошли позднее в КП. Хотя некоторые выводы А.А. Зимина и Л.В. Черепнина остаются дискуссионными (о развитии раннефеодального древнерусского права в IX - X веках от правового обычая и обычного права), их наблюдения доказывают, что Русская Правда - это не просто запись обычного права отдельного племени. Не являясь сторонником норманнской теории происхождения Древнерусского государства, я поддерживаю точку зрения А.А. Зимина. Во второй половине IX века в среднем Поднепровье произошла унификация близких по составу и социальной природе Правд славянских племён в Закон Русский, юрисдикция которого распространялась на территорию государственного образования славян с центром в Киеве. Закон Русский представляет собой качественно новый этап развития русского устного права в условиях существования государства.

Вышеизложенное проливает свет на происхождение Русской Правды. Заметим, что Русская Правда - закон не одного Ярослава, а составлялась и его приемниками. Правда представляет не везде доподлинно изложенный текст закона, а также и его повествование. Также она игнорирует судебные поединки, практиковавшиеся в русском судопроизводстве, и составлялась не без влияния памятников церковно-византийского права. Исходя из этого можно сделать вывод, что Русская Правда создавалась, как письменный свод законов для судей и была попыткой для искоренения кровной мести на Руси.

Русская Правда широко распространилась во всех землях Древней Руси как основной источник права и стала основой юридических норм вплоть до 1497 г., когда на смену пришел Судебник, изданный в Московском централизованном государстве.

«Русская Правда» - это самый первый правовой кодекс на Руси, где были впервые описаны древнерусские законы. Самая древнейшая Русская Правда относится к временам . В период с 1068 по 1072 год три его сына (Изяслав, Святослав и Всеволод) дополнили и переработали законы Руси. Новый сборник стал называться Русская правда Ярославичей. В этой статье будет кратко рассказано про этот источник права на Руси.

Обстоятельства принятия Правды Ярославичей

Середина XI века выдалась особенно тревожной для киевских правителей. Началу народных волнений положило восстание 1068 года. Оно было вызвано не только желанием сменить нелюбимого правителя Изяслава, сын которого перебил 70 человек «чади», но и языческими верованиями, которые до сих пор были распространены в народе. На протяжении нескольких лет в разных уголках Руси вспыхивали народные бунты. На борьбу поднимались все: смерды, крестьяне, ремесленники, купцы.… Нередко восстания целых городов возглавляли языческие волхвы. Так что феодальные отношения не были приняты с огромным восторгом у древнерусского населения.

Чтобы хоть как-то ограничить произвол княжеских людей князьям пришлось пойти на некоторые уступки. Высокие виры защищали сами высшие слои общества от гнева простолюдинов. Помня о разгромах 1068 - 1071 гг. Ярославичи сделали все возможное не допустить новых бунтов и укрепить основы феодальной системы. Общерусский кодекс был подписан в Вышгороде.

Особенности Ярославной правды

Новый свод законов также продолжал Русскую Правду Ярослава Мудрого, и, в первую, очередь был направлен на защиту состоятельных людей. Однако этот источник права защищал жизнь и имущество любого жителя Руси. Русская правда Ярославичей - источник права на Руси, главной особенностью в котором была отмена кровной мести. Так за убийство княжеского тиуна или огнищанина был назначен штраф в 80 гривен, за убийство княжеского старосты - 12 гривен.

Рабыня-кормилица была приравнена к старосте, и за неё платилась та же вира. А вот убийство холопа убийце приходилось платить 5 гривен, при этом за увод чужого раба назначался штраф в 12 гривен. То есть чужая собственность приравнивалась к жизни княжеского старосты, и в почти два раза выше жизни простого холопа. Как не странно, жизнь вора Русская правда Ярославичей защищала тоже, самооборона, вплоть до его смерти разрешалась, а вот за смерть при свидетелях уже связанного вора, приходилось платить.

В одной из любопытных статей правды Ярославичей говориться об изнасиловании свободной женщины. Которое приравнивалось к её убийству, и оплачивалась в размере 40 гривен. Жизнь старшего дружинника ценилась в размере 120 гривен, и для одного человека это была огромная сумма, которую можно сравнить с нынешними ценами на недвижимость в центре Москвы. Любое убийство княжьего мужа считалось разбойным, нельзя было убивать его в обиду, даже вышестоящим лицам. Это была одна из уступок княжьей власти.

За оскорбления и ранения так же были положены штрафы. Всегда наказывали того, кто первый начинал драку. Любопытно, то, что за холопа отвечал сам хозяин. Начал действовать институт свидетелей, стали браться свидетельские показания, переработан порядок судопроизводства. Одним словом, кровная месть прекратила свое существование. И окончательно сложилось раннефеодальное общество.

За убийство или порчу имущества феодала полагалось более строгое наказание, чем за простого общинника. Впрочем, в отличие от наших законов, правовой кодекс имел силу, и если сейчас губернатор может совершенно спокойно протаранить чужую машину и ему ничего за это не будет, то в Древней Руси за порчу имущества платил штраф даже княжий дружинник.

Необходимо отметить, что в целостном виде Русская правда Ярославичей не сохранилась, и впоследствии не раз подвергалась редактированию. Древнейшая Правда Ярослава Мирового составляла основу нового уголовного кодекса Руси.

Русская Правда среди источников истории государства и права России является основным документом. Выделяются три ее редакции:

1) краткая редакция состоит из 43 статей, из которых первые 17 следуют одна за другой в логической системе; состоит из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Урока мостников;

2) пространная редакция состоит из Суда Ярослава и Устава Владимира Мономаха (121 статья, содержит реформы государственного аппарата и судебной системы). Нормы права изложены без четкой системы, открыто определены привилегии господствующего класса и зависимое положение от него низшего сословия;

3) третья сокращенная редакция (самая поздняя редакция XV в.) появилась из переработанной пространной редакции.

Пространная редакция просуществовала до XIV-XV вв., включая период феодальной раздробленности и татаро-монгольского ига. Окончательный вариант краткой редакции Русской Правды сформировался в конце XI в.

Сокращенная редакция принадлежит второй половине XV в., которая связывается с именем Ивана III и его реформой правовой системы и систематизацией права. Сокращенная редакция Русской Правды исключила ставшие неактуальными нормы права.

По Русской Правде выделялись следующие слои населения:

  • высший (земская аристократия и огнищане - рабовладельцы и землевладельцы);
  • средний (люди, соединенные в общины, верви);
  • духовенство;
  • холопы или челядь (рабы полные и обельные).
  • сельчане (смерды и закупы);
  • горожане (купцы, ремесленники).

Русская Правда не содержала положений о праве собственности на землю, при этом устанавливались санкции за покушение на собственность. Ответственность за покушение на имущество разных слоев населения устанавливалась различная.

Русская Правда имела понятие деликтного обязательства. Ответственность за такое правонарушение устанавливалась в размере причиненного ущерба.

Виды договоров по Русской Правде :

  • купля-продажа. Закон здесь больше всего интересует договор купли-продажи холопов;
  • заем. Закон в виде объекта займа предусматривает не только деньги, но и хлеб, мед. Существуют обычный (бытовой) заем; заем, совершаемый между купцами; заем с самозакладом (закуп);
  • хранение имущества (поклажи). Поклажа рассматривается как дружеская услуга, безвозмездна и не требует никаких формальностей;
  • подряд (Урок мостников). Здесь регламентируется договор подряда на сооружение или ремонт моста. Имеются в виду не только мосты, но и городские мостовые;
  • личный наем. Наем в тиуны (слуги) или ключники.

Можно, очевидно, говорить и о существовании в древне­русском государстве договоров перевозки, а также комиссии. Русская Правда в ст. 54 упоминает о купце, который мог пропить, проиграть или испортить чужой товар, данный ему для перевозки или продажи. Форма договора была устной, при свидетелях, с совершением некоторых символических действий (рукобитья или связывания рук и т.п.).

По Русской Правде, выделялось наследование по закону и по завещанию.





error: Контент защищен !!